Как получить от страховой компании максимум денег по осаго

Система обязательного автострахования действует в России около 17 лет. Одним из базовых понятий выступает максимальная сумма страховой выплаты по ОСАГО. В статье подробно рассматривается значение этого параметра, регламентированное действующим законодательством, в зависимости от обстоятельств ДТП и способа оформления аварии.

Максимальная сумма выплаты по ОСАГО при ДТП

Максимальная выплата по ОСАГО при угрозах жизни и здоровью

Расчет максимальной выплаты по страховому полису

Оформление ДТП по Европротоколу

Формы и сроки страховых выплат

Максимальная сумма выплаты по ОСАГО при ДТП

Базовые правила обязательного автострахования, в том числе – максимальная выплата по ОСАГО, регламентируются положениями №40-ФЗ (датируется 25 апреля 2002). В соответствии с актуальной версией законодательного акта, в случае ущерба транспортному средства значение этого показателя ограничено 400 тыс. руб.

Исключение составляет ситуация, когда из-за последствий аварии восстановление авто не представляется возможным.

Если автомобиль не подлежит восстановлению

В этом случае допускается полная компенсации стоимости владельцу машины. Но даже при такой ситуации выплата в рамках ОСАГО остается неизменной и составляет 400 тыс. рублей. Превышение указанного ограничения достигается посредством обращения в суд и взыскания с непосредственного виновника дорожно-транспортного происшествия.

Максимальная выплата по ОСАГО при угрозах жизни и здоровью

Если в ходе ДТП нанесен вред здоровью или жизни людей, максимальная выплата по ОСАГО в 2022 году составит полмиллиона рублей.

Конкретная величина компенсации определяется с учетом тяжести последствия попадания в аварию.

Расчет максимальной выплаты по страховому полису

Например, при летальном исходе выплата составляет 500 тыс. руб. Денежные средства распределяются по двум направлениям: 475 тыс. руб. – выгодоприобретателю по страховке, 25 тыс. руб. – в виде компенсации организаторам похорон.

Аналогичная сумма в размере полумиллиона выплачивается, если пострадал ребенок, а результатом стала его инвалидность любой степени. Применительно к взрослым максимальная компенсация назначается, если речь идет об инвалидности первой степени. Получение вреда меньшей тяжести ведет к снижению суммы страховой выплаты в рамках ОСАГО.

Оформление ДТП по Европротоколу

Оформление большей части дорожно-транспортных происшествий происходит с применением так называемого Европротокола, то есть по упрощенной процедуре. Обязательными условиями ее использования выступают три требования:

  • согласие всех участников аварийной ситуации;
  • отсутствие вреда, нанесенного здоровью людей;
  • величина ущерба транспортному средству пострадавшего в пределах 100 тыс. рублей.

Последний пункт наглядно демонстрирует, какова максимальная выплата по ОСАГО в 2022 году при оформлении ДТП с применением Европротокола. Превышение указанной суммы, равной 100 тыс. руб., означает необходимость вызова сотрудников ГИБДД.

Формы и сроки страховых выплат

Действующая версия законодательства об обязательном автостраховании предусматривает не только выплату денежной компенсации, но и ремонт поврежденного транспортного средства. Второй вариант страховой компенсации невозможен только в нескольких ситуациях, четко прописанных в №40-ФЗ. К ним относятся:

  • величина ущерба больше 400 тыс. руб.;
  • причинен тяжкий вред здоровью пострадавшего, вплоть до его смерти;
  • машину нельзя отремонтировать;
  • аккредитованный автостраховщиком сервис расположен далее 50 км от местоположения транспортного средства или участка дороги, где произошло ДТП.

Срок, который предоставляется страховой компании на выплату компенсации, равняется 20 рабочим дням. Его отсчет начинается с момента предоставления страхователем полного комплекта необходимых для совершения выплаты документов.

Важно отметить, что автостраховщик далеко не всегда выплачивает компенсацию в рамках ОСАГО. Законодательство предоставляет ему несколько оснований для законного отказа от возмещения. К их числу относятся такие:

  • вред причинен умышленно;
  • виновник находится в состоянии опьянения – или алкогольного, или наркотического;
  • водитель не имеет права управлять транспортным средством (лишен водительского удостоверения, не вписан в страховку ОСАГО и т.д.);
  • не соблюдена процедура оформления страхового события (нарушены сроки, не представлены необходимые документы и т.д.);
  • отсутствует действующий полис обязательного автострахования;
  • виновник покинул место дорожно-транспортного происшествия;
  • при оформлении полиса автостраховки предоставлены ошибочные или недостоверные данные.

Обязательным условием для получения выплаты по ОСАГО, в том числе максимального размера, выступает четкое выполнение процедуры оформления страхового случая. Поэтому особенно внимательно следует относится к грамотному составлению и сбору необходимых документов, а также соблюдению установленных сроков обращения в страховую компанию.

Ответы на вопросы

Как определяется максимальная сумма гражданской ответственности виновника ДТП в рамках ОСАГО?

В соответствии с требованиями базового законодательного акта в этой области — №40-ФЗ.

Какие предельные выплаты по ОСАГО допускает законодательство?

При нанесении вреда здоровью и жизни людей, сумма выплаты доходит до полумиллиона рублей. Если речь идет об ущербе имуществу пострадавшей стороны, максимальный размер компенсации ограничивается 400 тыс. рублей.

Какие формы страховой компенсации допускаются по закону, помимо денежной выплаты?

Возможным вариантом компенсации ущерба по ОСАГО выступает восстановительный ремонт транспортного средства. Но использование этого способа имеет свои ограничения, установленные законодательно.

Как решается проблема несогласия страхователя с размером страховой выплаты?

В этом случае имеет смысл обратиться с исковым заявлением в суд.

Позицию истца следует обосновать результатами независимой экспертизы.

Подведем итоги

Законодательство регламентирует максимальную суммы выплат по ОСАГО величиной в полмиллиона рублей (при нанесении вреда здоровью людей) и в 400 тысяч рублей (при причинении ущерба транспортному средству). Альтернативной формой компенсации становится восстановительный ремонт пострадавшего автомобиля. Обязательным условием получения всей причитающейся по закону выплаты становится четкое соблюдение сроков обращения к автостраховщику и грамотное оформление необходимых документов.

Как изменения отразились на выплатах по ОСАГО

За последнее время система обязательного автострахования значительно изменилась. Иными стали размеры выплат по ОСАГО, тарифы и сама система расчета стоимости полиса немного изменилась.

Рассмотрим, как сегодня получить страховку, на какую сумму страхового покрытия может рассчитывать потерпевший в ДТП в случае ущерба здоровью и транспортному средству.

Изменения, которые касаются выплаты по полису ОСАГО, вступили в силу еще в 2018-м и коснулись системы компенсации убытков, ремонта и оформления полиса, сроков технического осмотра и компенсаций по страховке, а также стоимости ее приобретения. В 2018 г. появилась такая система компенсаций, как оплата ремонта.

Изменилось не только возмещение по ОСАГО, другими стали и сами бланки полисов. Теперь они защищены QR-кодом, что затрудняет их подделку и дальнейшие мошеннические действия со страховкой. Проверить подлинность документа можно теперь дистанционно.

Цена полиса формируется с учетом следующих обстоятельств:

  • региона, где проходит регистрация транспортного средства;
  • мощности двигателя автомобиля в л/с;
  • количества лиц, включенных в страховку;
  • возраста транспортного средства;
  • продолжительности водительского стажа лиц, допущенных к управлению автомобилем;
  • срока, на который оформляется страховка;
  • статуса владельца авто (является ли он физическим или юридическим лицом).

Стоимость полиса изменилась и в связи с новыми правилами расчета коэффициента бонус-малус. Теперь, если водитель за 12 месяцев ни разу не попал в ДТП, он получает скидку при продлении страховки. Напротив, тот, кто часто нарушает правила дорожного движения и становится виновником аварий, заплатит в соответствии с новым тарифом большую сумму за переоформление полиса. Соответственно, водить аккуратно становится гораздо выгоднее для собственного кошелька. Система учета коэффициента бонус-малус призвана стимулировать водителей быть осторожнее на дорогах, не совершать опасных маневров и соблюдать скоростной режим.

Вместе с повышением тарифов увеличились и лимиты компенсации по страховке.

На сегодняшний день действуют следующие нормы оценки ущерба от ДТП для возмещения по полису автострахования:

  • срок подачи заявления о страховом случае составляет 5 рабочих дней;
  • период действия полиса должен быть не меньше одного года;
  • срок подачи заявления с претензией в адрес страховщика (в том случае, если нарушаются сроки или вас не устроила сумма компенсации) — десять дней. Вместе с заявлением, в котором изложена суть ваших требований, следует подать также отчет независимой экспертизы;
  • выплату страхового покрытия могут заменить денежные поступления в счет оплаты ремонта транспортного средства (в том числе напрямую в мастерскую, которая будет заниматься восстановительными работами, минуя владельца авто);
  • максимальная выплата зависит от того, пострадало ли в результате ДТП имущество потерпевшего, получили ли травмы участники аварии (и их тяжести);
  • в случае оформления аварии по европротоколу возмещение составит 100 тысяч рублей;
  • срок выплаты по ОСАГО составляет 20 календарных дней (за исключением праздников). В течение этого времени должен быть оценен ущерб, нанесенный транспортному средству в ходе ДТП.

До возмещения ущерба по страховке не следует ремонтировать автомобиль. Но если провести независимую экспертизу, по результатам которой будет оценен ущерб, вы можете передать машину в ремонт еще до того, как средства перечислит страховая компания.

Лимиты выплат по автогражданке

Лимитом ответственности по автострахованию называется максимальная выплата по договору, которая выплачивается потерпевшему в результате ДТП. Виновник аварии не получает никакой компенсации.

Возмещение по страховке зависит от суммы, которая требуется пострадавшему в ДТП для покрытия полученного ущерба, и ограничивается законодательно.

Лимит на 2023 г. составляет:

  • 400 тысяч рублей, если в ДТП пострадало имущество;
  • 500 тысяч рублей, если травмы получили участники аварии (в зависимости от степени ущерба здоровью, в том числе инвалидности потерпевшего);
  • 100 тысяч рублей, если ДТП оформляется по европротоколу (без привлечения сотрудников Госавтоинспекции).

Получить максимальную выплату можно в том случае, если понесенный в результате аварии ущерб превышает или равен лимиту ответственности.

Чтобы средства были перечислены страховой компанией, нужно своевременно продлевать действие полиса и оформить ДТП в соответствии со всеми законодательными требованиями. Если авария была незначительной (участников не более двух, нанесен только ущерб имуществу), выгоднее зафиксировать ее с использованием европротокола.

Что влияет на размер выплаты в 2023 году

Рассмотрим подробнее, как рассчитывается стоимость выплаты по страховке в 2023 и что влияет на объем возмещения.

Величина страхового покрытия зависит от следующих обстоятельств:

  • нанесен ли ущерб жизни и здоровью потерпевшего или пострадало только его имущество (в том числе и варианты комплексного урона);
  • степень повреждений. Учитывается, как сильно пострадал автомобиль. Здесь возможны два варианта: транспортное средство можно отремонтировать или оно не подлежит восстановлению;
  • перечень повреждений. Он должен полностью соответствовать тем дефектам, которые перечислены в справках ГИБДД. В противном случае по формально отсутствующим повреждениям страховая компания не произведет возмещения. Чтобы этого не случилось, следует самостоятельно пойти в ГИБДД и вписать необходимые соответствующие дефекты, после чего отнести документ в СК;
  • производилась ли эвакуация транспортного средства, требуется ли оплата амортизации автомобиля;
  • износ автомобиля с учетом срока эксплуатации и деталей, которые требуется заменить;
  • мощность двигателя транспортного средства;
  • место происшествия и дополнительные обстоятельства аварии;
  • срок действия страхового полиса;
  • внешний вид автомобиля, его техническое состояние и рыночная стоимость до момента аварии.

Если стоимость ремонта автомобиля превосходит лимит (размер положенной компенсации), пострадавший все равно получает не более максимально предусмотренной суммы. В досудебном порядке виновник ДТП не обязан компенсировать понесенные потерпевшим расходы. На этом этапе вопрос можно решить по договоренности. Но если пострадавшего не устраивает объем предложенных средств, он имеет право требовать от виновного в ДТП компенсировать моральный, физический и материальный вред через суд. Если потерпевшего не устроила сумма возмещения, следует направить письменную претензию в адрес страховщика.

В каком случае страховщик может отказать в компенсации

Есть обстоятельства, которые могут препятствовать получению компенсации по страховке. Перечислим их:

  • в салоне или багажнике транспортного средства находились вещества, опасные для людей и окружающей среды;
  • у лица, находившегося за рулем, не было водительских прав;
  • не был определен виновник аварии;
  • полис недействителен (истек его срок, или документ оказался поддельным).

отказ в компенсации по ОСАГО

Разумеется, каждая страховая компания стремится не терять своих средств, поэтому бытует мнение, что получить средства в полном объеме не получится. Отчасти этому мифу способствуют оценщики и юридические компании. Но не стоит забывать, что сами они, убеждая клиента в необходимости их услуг, также заботятся о своем заработке. Поэтому не стоит принимать поспешных решений. Как показывает практика, в 80% случаев получить компенсацию в полном объеме и точно в срок (выплата по ОСАГО происходит в течение 10 календарных дней) можно без оплаты услуг юристов.

Возмещение в случае оформления европротокола при ДТП

Страховые выплаты за ущерб в ДТП, оформленном по протоколу европейского образца, увеличены в два раза, с 50 до 100 тысяч рублей (при этом для Москвы и Подмосковья, С.-Петербурга и Ленинградской области лимит остался прежним – 400 тысяч рублей). Автомобилисты, попавшие в аварию, могут оформить документ без участия сотрудников ГИБДД. Экземпляр заполняет как виновник аварии, так и потерпевший. После этого бумагу нужно направить страховой компании в течение 5 рабочих дней. Обязательное условие оформления европротокола – фотографирование места происшествия. До осмотра представителями страховой компании оба автомобиля, пострадавшие в ДТП, нельзя ремонтировать, чтобы были зафиксированы все полученные ими дефекты.

Важно! По европротоколу выплаты от страховой компании возможны при участии в аварии только двух транспортных средств. В противном случае процедура оформления ДТП будет стандартной. Также в аварии не должно быть травм у водителей и должны отсутствовать потерпевшие (погибшие) третьи лица. Но если раньше оформить аварию по европротоколу можно было только при отсутствии разногласий, то теперь этого не требуется.

Участникам ДТП требуется зафиксировать все обстоятельства происшествия. Они должны быть переданы в автоматизированную информационную систему автострахования гражданской ответственности (необходимо использовать технические средства и ПО, которые предусмотрены законом).

Чтобы корректно оформить европротокол, нужно соблюдать следующие правила:

  • использовать шариковую ручку для внесения сведений об аварии;
  • при заполнении своей части протокола каждый участник вносит данные самостоятельно;
  • обоснованность корректировок должна подтвердить противоположная сторона;
  • протокол должен быть подписан как виновником аварии, так и потерпевшим.

Ремонт или денежная компенсация

По закону сегодня можно получить вместо денежной компенсации от страховой компании средства на оплату ремонта. Такая процедура называется натуральной формой возмещения убытка. Сегодня она используется далеко не всеми водителями. Связано это с рядом обстоятельств:

  • в ходе ремонта могут использоваться неоригинальные запчасти;
  • существует практика ремонта пострадавших деталей вместо их замены новыми;
  • выделенных часов на проведение восстановительных работ может быть недостаточно;
  • повреждения нередко устраняют не полностью;
  • автовладельца может не удовлетворить качество проведенных работ.

Если вас не устраивает размер компенсации в счет оплаты ремонта, нужно обратиться в независимую экспертизу и сформировать претензию к страховой компании. В случае отказа следует решать вопрос через суд.

Страховые компании должны заключать договор с СТО в соответствии с действующим законодательством. Последние, в свою очередь, реализуют конкретный перечень услуг по восстановлению авто. Станции техобслуживания должны отвечать следующим требованиям:

  • располагаться на расстоянии в 50 и более км от места аварии и проживания владельца пострадавшего автомобиля;
  • срок проведения восстановительных работ не может превышать 30 дней.

Автовладелец имеет право отказаться от услуг СТО, предложенной страховой компанией, и выбрать сервис самостоятельно.

Если ремонт проводится за счет страховой компании, его стоимость определяется следующим образом:

  • производится оценка восстановительных работ. Их стоимость зависит не только от характера и степени полученных повреждений, но и от износа транспортного средства;
  • владелец выбирает СТО из предложенного списка организаций (если автомобиль на гарантии, работы могут выполнить дилерские центры);
  • в течение 30 дней транспортное средство должно быть восстановлено.

Оплату ремонта производит страховая компания.

Денежная компенсация возможна в следующих случаях:

  • когда автомобиль не подлежит восстановлению;
  • стоимость ремонта более 400 тысяч рублей, а доплачивать из собственных средств автовладелец не намерен;
  • восстановительные работы нельзя провести в отведенные сроки (30 календарных дней);
  • владелец обратился в РСА, который одобрил просьбу заменить оплату ремонта денежной компенсацией;
  • страховая компания и пострадавший в ДТП автовладелец сумели договориться между собой (соглашение должно быть оформлено письменно).

Какие документы необходимо предоставить страховой компании

В страховую компанию нужно направить заявление вместе с пакетом оригинальных справок и копий документов. Полный комплект включает в себя следующие бумаги:

  • копию паспорта виновника аварии;
  • оригинал справки из ГИБДД;
  • копии документов на автомобиль;
  • извещение о дорожно-транспортном происшествии;
  • копия протокола о правонарушении или отказе в возбуждении административного дела;
  • реквизиты счета, на который будет перечислена компенсация.

3.0

Рейтинг статьи 3.0 из 5

Я виноват в ДТП, есть полис ОСАГО.

Потерпевший сразу обратился в страховую и договорился урегулировать убытки без технической экспертизы. По соглашению он получил 120 000 Р, а через полгода написал, что потратил на ремонт 210 000 Р и долго ждал, пока машину восстановят. Просит, чтобы я возместил ему разницу в 90 000 Р и расходы на такси по чекам из приложения.

Ситуация кажется мне несправедливой. Потерпевший сам договорился на маленькую выплату и выбрал медленный автосервис. Он показал мне сомнительный заказ-наряд от какого-то ИП — я почти уверен, что там не все работы связаны с ДТП. К тому же машине потерпевшего 15 лет. Разве я должен платить за новые детали взамен сильно изношенных? Да и на такси он ездил ради личного комфорта, в нашем городе есть автобусы.

Подскажите, должен ли я доплачивать? Разве потерпевший не решает все денежные вопросы со страховой компанией? Я не хочу судебных разбирательств и предпочел бы заплатить, но только если действительно должен по закону.

Вы правы: именно страховая компенсирует потерпевшему расходы на ремонт авто. Но полис ОСАГО покрывает не всю вашу ответственность. Если ремонт стоил больше, чем заплатила страховая компания, потерпевший может взыскать деньги с вас: он понес убытки, а по закону их должны возместить полностью.

Но вы точно должны не 90 000 Р и можете не компенсировать расходы на такси. Объясню, как страховые рассчитывают стоимость ремонта и на какую сумму договориться с потерпевшим.

Как страховые компании возмещают ущерб по ОСАГО

В случае ДТП страховая компания обязана в приоритетном порядке направить потерпевшего на ремонт. Запчасти и работы она оплачивает напрямую СТО — это называют натуральным возмещением.

В некоторых случаях страховая может предложить потерпевшему деньги: до 400 000 Р на восстановительный ремонт и до 500 000 Р на возмещение ущерба здоровью. Бывает, что потерпевший не видит перспектив ремонта по направлению от страховой и настаивает на выплате.

Под восстановительным ремонтом понимают расходы на запчасти и работы по их замене. При этом стоимость запчастей рассчитывают с учетом степени износа по единой методике Банка России, чтобы владелец мог привести машину в состояние, в каком она была до аварии.

По закону максимальный износ деталей — 50%. То есть страховщик не может возместить меньше половины их рыночной стоимости. Чем меньше износ, тем больше компенсация. Страховая по-разному рассчитает сумму ремонта двух идентичных автомобилей с одинаковыми повреждениями, но разного года выпуска. Для более нового авто компенсация будет выше.

Если после ДТП потерпевший получил от страховой деньги и будет ремонтировать машину самостоятельно, есть риск, что ему придется доплачивать в мастерской из своих денег. Так случится, если страховая посчитает износ максимальным и выплатит половину стоимости деталей, а владелец автомобиля не найдет их за эти деньги даже на разборке или сразу решит ставить новые.

Что произошло в вашем случае

По закону страховая компания виновника обязана осмотреть машину потерпевшего и зафиксировать повреждения. Дальше есть два пути:

  1. страховщик выдает потерпевшему направление на ремонт в конкретную организацию и потом напрямую оплачивает часть ремонта с учетом износа. Недостающую сумму придется доплатить потерпевшему;
  2. страховая предлагает денежную выплату, и потерпевший письменно на нее соглашается. Если нет разногласий по поводу повреждений машины и стоимости ремонта, экспертизу могут не проводить. В будущем оспорить сумму компенсации можно будет, только если в автомобиле найдут скрытые повреждения, которых нет в акте осмотра.

Если стороны не могут договориться о сумме выплаты, страховщик организует независимую техническую экспертизу и оценку, чтобы определить стоимость восстановительного ремонта.

В вашей ситуации потерпевший решил быстрее получить деньги от страховой, поэтому согласился на предложенную сумму и отказался от экспертизы. Скорее всего, по результатам независимой оценки он получил бы больше, но уже не может ничего требовать со страховой компании: она исполнила свои обязательства.

Чтобы компенсировать разницу между расходами на ремонт и страховой выплатой, потерпевший решил взыскать деньги с вас.

Должны ли вы доплачивать потерпевшему

С одной стороны, второй участник ДТП мог получить больше денег, если бы согласился на экспертизу. Однако выплата все равно была бы меньше фактических расходов, так как реальную стоимость запчастей страховая снижает на степень износа. Машине потерпевшего 15 лет, поэтому износ, скорее всего, сочли бы максимальным.

В этой ситуации вам придется компенсировать потерпевшему часть расходов на ремонт авто. Вот почему.

Во-первых, об этом говорит гражданский кодекс. По закону тот, чье право нарушили, может требовать от виновника полностью возместить убытки — в вашем случае расходы на ремонт авто.

Если виновник застраховал свою гражданскую ответственность в пользу потерпевшего, он должен возместить разницу между фактическим размером ущерба и страховым возмещением, если его недостаточно, чтобы компенсировать причиненный вред.

Кроме того, так постановил Конституционный суд. До 2017 года в случаях, когда страховой выплаты на ремонт авто не хватало, взыскать деньги с виновника нельзя было даже через суд. Считалось, что ущерб от ДТП рассчитывается по методике Банка России, то есть с учетом износа, а значит, выплат по ОСАГО достаточно.

По обращению нескольких автовладельцев в вопросе разобрался Конституционный суд. Он пояснил, что страховая действительно должна учитывать степень износа, когда рассчитывает компенсацию. Но реальный ущерб может быть выше, и потерпевший вправе требовать разницу с виновника.

Судебная практика подтверждает, что вам лучше заплатить потерпевшему.

Например, в Крыму женщина получила от страховой виновника ДТП 51 000 Р на ремонт и потребовала с него еще 58 000 Р, чтобы полностью восстановить авто.

Три судебные инстанции ей отказали, так как сочли, что общая сумма ремонта не превышает страховой лимит в 400 000 Р. Значит, требовать доплаты нужно со страховой компании, а не с виновника ДТП.

Однако Верховный суд РФ пояснил, что страховая справедливо рассчитала выплату с учетом износа и выполнила свои обязательства. А убытки потерпевшего — это все расходы на ремонт автомобиля. Их нужно рассчитывать по рыночным ценам без учета износа, а доплачивать должен виновник.

Нужно ли компенсировать расходы на такси

Платить за такси в вашем случае не придется. Если потерпевший захочет взыскать эти расходы через суд, ему нужно будет подтвердить их размер и необходимость передвигаться на такси вместо общественного транспорта. Как правило, это сложно.

На практике суды взыскивают деньги за такси в редких случаях. Например, если человек серьезно пострадал в ДТП и не мог добраться до больницы иначе.

Так, в Липецкой области женщина ездила на такси в больницу к пострадавшему в аварии сыну. Она потребовала взыскать 12 500 Р компенсации, но не смогла доказать, что поездки в принципе были нужны. А тем более на такси. Суд ей отказал.

В похожей ситуации житель Ростова требовал 83 000 Р. Он пострадал в ДТП, долго лежал в больнице далеко от дома, ходил на костылях и не мог пользоваться общественным транспортом.

Суд согласился взыскать только 32 800 Р за поездки пострадавшего в больницу и обратно, к ортопеду и на УЗИ. Еще в сумму включили расходы на такси, на котором жена привезла в больницу костыли и ортопедические подушки. Остальные поездки жены суд не учел — даже те, когда она привозила еду и лекарства.

В вашей ситуации потерпевший мог пользоваться общественным транспортом: в ДТП он не пострадал. Маловероятно, что суд согласится взыскать расходы на такси.

Аргумент, что машину долго ремонтировали, не имеет значения. Если бы потерпевший отдал ее страховой для ремонта, а не забрал деньги, по закону ему бы вернули автомобиль через 30 рабочих дней. Но потерпевший получил деньги на руки и отдал машину на СТО, которую выбрал сам. Вы не отвечаете за последствия его решения.

О какой сумме договариваться с потерпевшим

Сейчас второй участник ДТП требует заплатить разницу между страховой выплатой и реальными расходами на ремонт. Однако вы должны компенсировать только разницу между среднерыночными затратами на ремонт без учета износа и стоимостью ремонта с учетом износа: страховая ее не рассчитывала.

Если бы потерпевший решил проводить оценку, то получил бы от страховой компании деньги на ремонт с учетом износа, а возникшую в связи с износом разницу мог бы требовать с вас. Но он согласился на предложенную выплату, то есть понимал, что может получить меньше денег. Так что вы должны ему меньше, чем он просит.

Автомобиль старый, и не исключено, что независимая экспертиза могла признать полную гибель транспортного средства — в случае, если ремонт оказался бы дороже рыночной стоимости машины. При тотале компенсацию считают иначе: пострадавшему выплачивают разницу между рыночной стоимостью авто и стоимостью годных остатков. Эта сумма могла оказаться как раз в пределах 120 000 Р, и потерпевший не смог бы потребовать с вас деньги на ремонт.

Автосервис мог завысить стоимость работ. Заказ-наряд доказывает, что потерпевший заплатил за ремонт 210 000 Р конкретному ИП. Но неясно, насколько эти цены обоснованны. Может быть, они вдвое выше средних по городу.

Я рекомендую договариваться на половину требований потерпевшего — 45 000 Р. Примерно столько он сможет получить, если обратится в суд.

Перед тем как предложить конкретную сумму, удостоверьтесь, что потерпевший не пытается получить лишнее:

  1. Запросите у него копию акта осмотра и фотографии с него — их можно получить в страховой. Также понадобится справка о ДТП — ее можно запросить в ГИБДД.
  2. Сравните повреждения машины по акту осмотра, справке о ДТП и заказ-наряду, по которому потерпевший оплачивал ремонт. Обратите внимание, как именно ремонтировали машину. Может оказаться, что на фото с осмотра дверь поцарапана и ее просто покрасили, а в заказ-наряде написали, что заменили.
  3. На всякий случай проверьте машину потерпевшего по VIN на сайте ГИБДД. Если она попадала в ДТП и получала похожие повреждения, потерпевший может включить в сумму ремонта запчасти, которые вышли из строя еще до вашего ДТП.

Передавайте деньги по расписке. Пусть потерпевший укажет свои паспортные данные, место и дату, а также напишет, что не имеет к вам претензий по ДТП.

Что делать, если потерпевший не согласится с суммой

Объясните потерпевшему, что вам обоим невыгодно идти в суд. Вы можете заплатить ему прямо сейчас, а в суде оба потеряете время и деньги.

Вот аргументы, которые вы можете привести:

  1. Если потерпевший решит идти в суд, ему придется заплатить за экспертное заключение, чтобы обосновать требования чем-то более весомым, чем заказ-наряд от СТО. Эксперт рассчитает стоимость восстановительного ремонта автомобиля по рыночным ценам и с учетом износа, а также выяснит рыночную стоимость машины на момент аварии. Если экспертизу назначит суд, выйдет значительно дороже: за каждый вопрос эксперту потерпевший заплатит 5000—10 000 Р. Чтобы вернуть деньги, нужно выиграть суд — тогда расходы компенсируете вы.
  2. Эксперт может признать полную гибель авто, если выяснится, что стоимость ремонта с учетом износа дороже или равна стоимости машины. В таком случае размер ущерба придется считать не по разнице стоимости ремонта с износом и без него, а по разнице между стоимостью авто до ДТП и стоимостью оставшихся от машины деталей. В этом случае суд сочтет требования к вам необоснованными и откажет потерпевшему в иске. Вам не придется возмещать ущерб и расходы на экспертизу и даже получится компенсировать собственные затраты на юриста.
  3. Если экспертиза выяснит, что средняя стоимость ремонта ниже, чем по заказ-наряду потерпевшего, он получит еще меньше денег.
  4. Неясно, в каком состоянии машина была до ДТП и как она могла пострадать с момента аварии до ремонта на СТО. Чтобы выяснить, какие повреждения авто относились к вашему ДТП, понадобится трасологическая экспертиза — она стоит от 20 000 Р.
  5. Неизвестно, в чью пользу суд примет решение. Потерпевший рискует остаться в минусе.

Что в итоге

Полис ОСАГО покрывает не всю вашу ответственность, а только в пределах 400 000 Р за каждую поврежденную машину и только с учетом износа авто потерпевшего. Если выплаты по ОСАГО не хватит для восстановления автомобиля, виновник компенсирует разницу самостоятельно.

Виновник ДТП также должен доплачивать потерпевшему разницу между стоимостью ремонта без учета и с учетом износа. Даже если полная стоимость ремонта меньше 400 000 Р.

Вам не стоит соглашаться со всеми требованиями потерпевшего — договаривайтесь на половину суммы: примерно столько он сможет получить в суде. Расходы на такси можно не компенсировать: потерпевший вряд ли сможет доказать их целесообразность.

Если другой участник ДТП не согласится с предложенной суммой, объясните ему, почему вам обоим невыгодно судиться.

Итак, конкретная история. Некий молодой человек попал в аварию не по своей вине. В багажник его десятилетней «Лады» въехал другой водитель. Кто виноват — очевидно. Тем не менее водители вызвали на место происшествия ГИБДД и оформили аварию.

После этого пострадавший обратился в свою страховую компанию за выплатой в порядке прямого возмещения ущерба. Страховщик насчитал восстановительный ремонт в размере 363 тысяч рублей. Но, чтобы получить эти деньги, предложил подписать соглашение о прекращении договора страхования.

Действие договора ОСАГО досрочно прекращается в случае гибели (утраты) транспортного средства

То есть автовладелец получает деньги, но автомобиль его больше не застрахован. И если он еще раз попадет в ДТП, то сможет получить выплату, но — у страховщика виновника аварии. А если он попадет в ДТП по своей вине, то получить ничего не сможет.

Впрочем, у этой проблемы есть решение. Достаточно снова заключить договор ОСАГО. То есть, по сути, автовладельца вынуждают два раза заплатить за страховку потому, что кто-то врезался в его автомобиль. И это с учетом того, что страховщик все равно получит компенсацию выплаченных денег от страховой компании виновника.

Как такое может быть? Дело в том, что в правилах страхования ОСАГО, есть один пункт: действие договора досрочно прекращается в случае гибели (утраты) транспортного средства.

А вот что считать гибелью или утратой — каждый трактует по-своему. Например, в каско конструктивной гибелью считается ситуация, когда восстановительный ремонт обойдется дороже 75 процентов от суммы страхования.

Но это каско. Там автомобиль страхуется, как правило, на полную свою рыночную стоимость. И с высокой долей вероятности, если автовладелец в связи с резким подорожанием машин увеличил сумму покрытия, максимальная выплата действительно говорит о тотальном уничтожении машины.

Кроме того, в договоре каско четко прописано, что максимальная сумма покрытия — это все, на что может рассчитывать клиент.

В ОСАГО все по-другому. С максимальным покрытием 400 тысяч рублей на полную стоимость среднего автомобиля как-то не тянет. Тем более при резко подорожавших автомобилях. А уж при стремительном росте стоимости запчастей под конструктивную гибель машины можно подвести любое повреждение.

Есть и еще одно «но». И оно важней всех прочих. По ОСАГО страхуется не автомобиль от различного рода повреждений, а ответственность автовладельца перед другими лицами. А то, что автовладелец обращается к своему страховщику за выплатой, а не к страховой компании причинителя вреда, так это требование закона. Если пострадавший не понес ответственности перед другими лицами, то есть именно по его вине страховщик ничего никому не платил, так почему он должен остаться без страховки?

Между тем такая ситуация возникает не впервые. Еще в начале года финансовый уполномоченный разъяснял разницу между экономической и фактической гибелью автомобиля. Но тогда ситуация была еще критичнее. Страховщики не предлагали подписывать никаких соглашений. Они в одностороннем порядке прекращали договор ОСАГО якобы по факту конструктивной гибели автомобиля.

В результате автовладелец узнавал о том, что у него нет страховки, только попав в новое ДТП.

Как разъяснял тогда финомбудсмен, в соответствии с законом об ОСАГО под полной гибелью понимаются случаи, при которых ремонт поврежденного имущества невозможен. То есть имело место утрата транспортного средства. Либо стоимость ремонта машины превышает ее рыночную стоимость до ДТП.

Даже получив 400 тысяч рублей выплаты и снова попав в серьезное ДТП не по своей вине, автовладелец также может получить максимальную выплату

В первом случае речь идет о фактической гибели автомобиля. При документальном подтверждении этого события она может повлечь за собой правомерное прекращение договора ОСАГО. А документальное подтверждение — это снятие автомобиля с регистрационного учета для утилизации.

Во втором случае речь идет об «экономической» гибели машины, которая не может рассматриваться как аналог фактической гибели. Здесь страховщик на основании экспертизы устанавливает, что отремонтировать автомобиль без учета износа дороже, чем купить аналогичный по рыночной стоимости. То есть ремонт экономически нецелесообразен.

— После такого урегулирования собственник самостоятельно определяет судьбу своей машины: купить новую или продолжить ездить на старой, отремонтировав ее или нет, без обязанности учитывать чье-либо мнение. Указанная возможность вытекает из статьи 209 Гражданского кодекса РФ. При этом, если машина продолжает использоваться после выплаты страхового возмещения по ОСАГО, рассчитанной «на условиях полной гибели», возможность страхового случая не отпадает, а договор ОСАГО продолжает действовать.

Страховщики, ссылающиеся на прекращение договора ОСАГО при «экономической гибели» автомобиля, не оспаривают того, что после такого прекращения можно заключить новый договор ОСАГО взамен прекратившегося.

Позицию финуполномоченного в этом вопросе поддерживают и Центробанк, и суды. Так что, если страховая компания предлагает для получения максимальной выплаты по ОСАГО расторгнуть договор в добровольном порядке, соглашаться на это не надо. Законных оснований для расторжения договора, кроме личного желания автовладельца, не наступает. Кроме того, даже получив 400 тысяч рублей выплаты и снова попав в серьезное ДТП не по своей вине, автовладелец также может получить максимальную выплату. И на его страховой истории отрицательно это не скажется.

Кстати

Согласно правилам ОСАГО, действие договора обязательного страхования досрочно прекращается либо в случае смерти страхователя или собственника автомобиля. Либо в случае ликвидации юридического лиц, застраховавшего свою ответственность. Или в случае ликвидации страховщика. А также при гибели (утрате) транспортного средства, указанного в страховом полисе. Во всех остальных случаях договор прекращается только по собственной воле застрахованного.

Здесь я расскажу, свою историю, как получить максимальную выплату по ОСАГО, и о некоторых ошибках, которые я допустил либо которых избежал. Кто не любит много читать — сразу в конец, там кратко 10 советов.
02.09.15 меня стукнули. Регистратор AdvoCam аварию не записал – как выяснилось, он иногда зависает при выключении и запись не сохраняется. Когда это понял чуть в окно его не выкинул.
Виновник просил не вызывать ДПС. Поскольку в оформлении аварий лет 15 не участвовал, вызвал ГИБДД. Через пару минут перезвонил какой-то мент и стал убеждать, что «сейчас можно без ГИБДД, рисуйте схему, езжайте ко мне на пост, если приеду, по 1 т.р. штрафа выпишу каждому за то, что машины с дороги не убрали» и т.п. Сопоставив сумму ущерба (на глаз – не менее 40 т.р.) и сумму угрозы штрафа, решил настаивать на его приезде. Уж лучше пусть всё грамотно оформит, чем из-за какой-то недорисовки на схеме потом по судам бегать.
Мент ездил мне по мозгам минут 10, но я был непреклонен. И оказался на 100% прав – если бы согласился, ДТП считалось бы оформленным по Европротоколу, страховая выплата до 50 т.р., остальное – взыскивай с виновника. Кстати, идиот-виновник тоже хотел без ментов. Доплачивал бы сейчас мне со своего кармана.
Часа 2,5 прождали мента. Пока ждали, заполнили с виновником уведомление о ДТП (дают вместе с полисом) – это делать обязательно. Прибывший ГИБДДшник оформлял аварию минуты 3. Обежал перекрёсток сфоткал аварию, нарисовал на листе бумаги 4 кривых линии, 2 прямоугольника и 2 знака – отдал нам, сказал «сами дорисуете» и свалил на пост. Дорисовали, поехали на пост.
На посту, пока оформлявший справку о ДТП мент осматривал авто, начался развод. Суть развода следующая. Удар был в область колеса, возможно пострадала подвеска. Указывать в справке о ДТП ГИБДДшник обязан только то, что видит. В общем, он мне залечил, что если не вписать в справку скрытые повреждения подвески, то страховая по ним не выплатит. А я, будучи не в теме, согласился. Испугался, что страховая подвеску не оплатит, и отдал оборотню 2 т.р. Мент предлагал ещё за 3 т.р. капот в справку вписать, «типа ты его потом вот здесь немного поцарапай и скажи, что в результате ДТП», но капот реально не задело и я отказался.
Как я потом узнал, справка о ДТП не является основанием для отказа в выплате по скрытым повреждениям. Главное, чтобы основные видимые повреждения в неё попали. А если вписать в справку лишние «типа повреждённые» детали, суд по просьбе страховой назначит трассологическую экспертизу, и эти повреждения из выплаты будут убраны.
На сайте Росгосстраха зарегистрировал страховой случай. Как потом оказалось, сэкономил кучу времени, т.к. зарегистрировать страховой случай в офисе Росгосстраха НЕВОЗМОЖНО. Приёмщица документов говорит, что «заявление о страховом случае она примет только с рег. номером, а зарегистрировать можно только на сайте или по горячей линии. Если что-то не нравится – отправляй пакет документов почтой.». При мне люди, пытавшиеся подать заявление, по 40-60 минут висели на горячей линии в ожидании ответа.
Приехал в Росгосстрах на Суворова. По выходным, естественно, не работают. Будний день, 9-00, у входа толпа человек 50. Я подоспел, когда они уже внутрь повалили. Внутри выстроились в очередь согласно какой-то бумажке, которую вели с 6-30 утра. И я в конце. И за мной те, кто хотел к 9-00, но опоздал.
1/3 народа сразу отфутболивают – у одних рег. номера нет, других, пользуясь их неграмотностью, послали в страховую виновника (прямого возмещения как-бы не существует), третьи синюю бумажку на месте ДТП не оформили.
Дошла очередь до меня. Заявление сотрудница не приняла. Говорит нужна копия протокола об административном правонарушении в отношении виновника – езжай ищи его. И сначала осмотр авто – потом приём заявления. А если что-то не нравится – иди отправляй документы почтой. Почтой отправлять не рискнул – по ФЗ об ОСАГО на подачу документов всего 5 рабочих дней даётся.
Эксперт по осмотру сидит в том же зале, на столе – листик, куда вписываются водители. Я был где-то №30. Знал бы сразу – вместо того чтобы ждать в очереди вписался бы к нему. Пару часов бы сэкономил.
В зале ожидания жара, толпа народу и постоянно появляются желающие влезть без очереди: «до меня вчера очередь не дошла», «пропустите беременную», «я свою очередь №15 просрал, поэтому пропустите меня без очереди после №25» и т.п. Тот ещё цирк с конями. Моя очередь подошла примерно в 14-00. Те, кто приехал в Росгосстрах после 10-00 в этот день с осмотром (а значит и с подачей документов) видимо пролетели.
По результатам осмотра составили акт. Эксперт вписал только видимые повреждения. Я спросил, «почему про перекос кузова не написано», он ответил – «при осмотре фиксируются только внешние повреждения. Если в процессе ремонта обнаружатся скрытые – обращайтесь за дополнительной выплатой». Как потом я позже узнал, эксперт обязан был вписать что «возможны скрытые повреждения». У меня на ход дела отсутствие этой записи не повлияло, но всё-таки рекомендую настаивать, чтобы вписал.
Для тех, кто вообще не в теме, – «скрытые повреждения» это перекосы кузова, повреждения балок и деталей, находящихся под крыльями, бамперами, повреждение движка и подвески, погнутые петли дверей и капота и т.п. Скрытых повреждений нет, если удар совсем слабый либо удар по касательной. Если деталь основательно замята, то однозначно повреждено то, что находится под ней. Скрытые повреждения можно определить только сняв деталь с кузова. При осмотре в страховой этого не делают. Рассчитывают на то, что водитель, получив первую выплату, начнёт ремонтироваться. А когда тачку на сервисе разберут и потребуется доплата – водитель не пойдёт судиться, бросив разобранное авто на 2-6 месяцев на СТО до окончания суда, а заплатит сам.
Попросил копию акта осмотра. Эксперт отказал, говорит: заказчик экспертизы страховая, проси у них. Попросил. Естественно, не дали.
После осмотра приняли документы. И уже 16 сентября перечислили ровно 80 000.00 руб. Понимая, что выплата сделана только по внешним повреждениям, и реально ущерба больше, начал искать оценщика.
По знакомству посоветовали ООО «НЭК «Фавторит». Зря связался с этой конторой. Отчёт ждал 3 недели. При осмотре «эксперт» сфотал повреждение фары, но при составлении отчёта про неё забыл. А новая оригинальная фара — 18 т.р.
К тому же оказалось, 90% оценщиков (в т.ч. мой) не умеют считать скрытые повреждения. Они не разбирают авто. Оценить скрытые повреждения может только автотехник с соответствующими корочками, частично разобрав повреждённые элементы. А в 90% оценочных компаний сидят просто оценщики. Если есть скрытые повреждения – надо искать оценщика, в штате которого есть подобный эксперт.
Я пошёл по другому пути – параллельно сделал дефектовку у официалов и отправил результат оценщику. Он, правда, её к отчёту не приобщил. Посчитал ущерб исходя из каких-то своих соображений. На дефектовку приглашал телеграммой страховую и виновника, те не явились.
За оценку отдал 5 000 руб., ремонта (с учётом износа) посчитали на 157 т.р.
За дефектовку отдал 4 000 руб., ремонта официалы насчитали на 445 (!) т.р. Чтобы меня утешить, предложили скидку 10%. И это при рыночной стоимости моего авто 350 т.р.
Направил 20 октября отчёт в страховую с требованием доплаты. Вместо денег 3 ноября получил отказ.
Составил исковое заявление в суд (кому надо – вышлю). В какой суд писать – разобрался по интернету. Там не сложно. До какой-то суммы – мировой, свыше – районный. Выбирать суд по месту нахождения истца или ответчика – есть там же. Приложил к исковому оригиналы упомянутых в нём документов + копию искового и всех документов (так надо – отправляется ответчику) и попросил жену отвезти. Приняли.
Первое заседание назначили на 15 ноября. Судья, козлина, опоздал на 3,5 часа. Но это – другая история. Заседание длилось 2 минуты. Судья спросил, поддерживаю ли я требования, я ответил что да. Представитель РГС попросил назначить судебную экспертизу за их счёт. Судья согласился и отправил нас ждать приглашения на экспертизу.
3 декабря пришла телеграмма с датой и местом экспертизы.
8 декабря отогнал машину эксперту (суд выбрал экспертом ООО БатЭкс). Там сняли бампер и фару, эксперт все повреждения отфотал и описал в акте. Смотрел внимательно. Глубокую царапину на двери, которая была до ДТП, в акт не включил, хотя дверь и получила в ДТП мелкие царапины. Перед тем как ехать, я начитался в интернете, что эти эксперты «заряжены» страховыми на исключение повреждений из ДТП. Готовился спорить и доказывать, но не пришлось. Эксперт всё описал честно. БатЭкс к стати и независимой оценкой занимается, кому надо: 225-03-99 .
Второе заседание назначили на 28 декабря. Вышел секретарь судьи, сунул мне папку с материалами дела, в которой был подшит отчёт БатЭкс на 143 т.р., и сказал писать уточнение требований с учётом новой оценки. Спросил у ожидавших в приёмной, что такое «уточнение требований» — пояснили, что это типа заявления с повторным расчётом сумм, которые хочу взыскать, но уже с учётом новой оценки. Написал прямо в приёмной «на коленке», отдал секретарю. Позвали в зал заседания. Судья задал пару вопросов по расчёту: что и как считал. Перепроверил на калькуляторе. Представитель РГС попросил на основании каких-то статей снизить размер неустойки и морального вреда, т.к. он не соразмерен нарушению (недоплатили 63 т.р., а неустойки я им насчитал 120 т.р. + 25 т.р. морального). Судья снизил. В итоге к 80 т.р., выплаченным добровольно, мне присудили: 64 т.р. ущерба, 80 т.р. неустойки, 1 т.р. морального вреда, возмещение затрат на оценку и дефектовку, оплату госпошлины. Расходы на юриста – 0 рублей )))
Через месяц решение вступило в силу, я кое-как ещё через получил его копию. Долго делают. Теперь пытаюсь заказать получить испол. лист. Но у них опять препятствия – дело не передано от одного работника другому. 11 марта уже. В ПН опять попробую.
Совет №1 – не покупайте видеорегистраторы AdvoCam – они ненадёжные.
Совет №2 – при ДТП если сумма ремонта может превысить 50 т.р. – требуйте приезда ГИБДДшника.
Совет №3 – При оформлении аварии на посту ДПС проследите, чтобы все видимые повреждения от аварии были вписаны в справку о ДТП. Если просят взятку за вписание в справку скрытых повреждений — не платите, это никак потом не пригодится.
Совет №4 – после оформления ДТП обязательно возьмите у виновника копию протокола об административном нарушении. Потребует страховая.
Совет №5 – после осмотра машины представителем страховой сфотографируйте акт – может пригодиться. Больше вы его не увидите. Желательно сфотать перед тем как подписывать и после. Иначе, как только подпишете, эксперт может и в фотографировании отказать.
Совет №6 – если есть скрытые повреждения, выбирайте оценочную компанию, в которой смогут разобрать авто (т.е. оценивать будет не просто «оценщик», а именно «автотехник»). Иначе реальная сумма ремонта будет определена «на глаз». И где бы ни осуществлялся разбор с целью установления скрытых повреждений – обязательно пригласите страховую и виновника ДТП телеграммой за неделю.
Совет №7 – если ущерб до 200 т.р., не нанимайте юриста. На практике суды в Краснодаре по ОСАГО возмещают услуги адвоката не более 3-5 т.р. А берёт юрист 10-20 т.р. Если ущерб до 50 т.р. – с юристом вообще просудитесь «в минус».
Совет №8 – если нанимаете юриста – проверьте, не разводит ли он Вас. Мне один пытался залечить, что «если наймёшь меня + добавишь 15 т.р. для судьи, то высудим еще 50 т.р. штрафа». Но эти деньги мне и так положены по закону. Достаточно пару абзацев в иск вписать, и они мои.
Совет №9 – не отправляйте исковое заявление с документами по почте. Если почта потеряет – замучаетесь восстанавливать, а ответственность почта не несёт.
Совет №10 – не пытайтесь впихнуть в оценку, которую делаете у «своего» оценщика, повреждения, не относящиеся к страховому ДТП. Сейчас страховые всех отправляют на судебную экспертизу (при мне – 6 из 6 дел), и можно встрять. Например. Если вам страховая заплатила 50 т.р., «ваш» оценщик написал 150 т.р., а назначенный судом эксперт насчитает ущерба на 55 т.р., то все судебные расходы («ваша» оценка 5 т.р., судебная экспертиза 20 т.р., госпошлина 10 т.р.) – лягут на Вас. «Ваш» оценщик в данном случае ни за что не отвечает — как вы ему сказали, что все эти повреждения в результате последнего ДТП, так он их и посчитал.
Законы, с которыми пришлось ознакомиться:
ФЗ об ОСАГО: Федеральный закон №40-ФЗ от 25.04.02 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»
Почти то же самое, что и в ФЗ (не помню, пригодилось или нет): Положение ЦБ №431-П от 19.09.14 «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»
Методика определения ущерба: Положение ЦБ №432-П от 19.09.14 «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении повреждённого транспортного средства»
По неустойкам (в части, не указанной в ФЗ об ОСАГО) и моральному вреду: Федеральный закон №2300-1 от 07.02.92 «О защите прав потребителей» и Постановление пленума Верховного суда РФ №17 от 28.06.12 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей».

В каких случаях положен ремонт, а в каких — деньги

Если авто принадлежит юрлицу, собственник может сам выбрать то, что ему выгоднее, — ремонт или деньги. Физлицу же денежная компенсация выплачивается только в случаях, предусмотренных законом об ОСАГО, или по соглашению со страховой компанией.

В большинстве случаев страховые оплачивают ремонт. Как правило, водителю не предоставляют выбор автосервиса, страховщик сам назначает экспертизу ущерба и направляет машину на станцию техобслуживания (СТО). Если машине меньше двух лет, и есть заводская гарантия, страховая обязана обеспечить ремонт в СТО официального дилера.

Отказаться от ремонта в пользу денег физлицо может в нескольких случаях (п. 16.1 ст. 12 закона об ОСАГО):

  • авто после аварии не подлежит восстановлению;
  • здоровью потерпевшего причинен вред — средней тяжести или тяжкий;
  • потерпевший — инвалид и выбрал страховое возмещение в виде денег;
  • страховая или СТО требуют доплату за ремонт;
  • автосервис, выбранный страховщиком, слишком далеко — расстояние от места ДТП или места жительства пострадавшего превышает 50 км, и страховщик отказывается за свой счет доставить авто в сервис;
  • авто не отремонтировали в установленный законом срок — 30 дней;
  • стоимость ремонта больше 400 тыс. ₽.

Владельцы полисов ОСАГО, купленных до 28.04.2017, вправе требовать от страховщика денежное возмещение при любых обстоятельствах.

Но даже если в вашем случае страховая не обязана платить деньги, она может согласиться на это добровольно, заключив с вами соглашение. Страховщикам выгодно заплатить деньги вместо ремонта, если замена деталей обойдется дороже. 

Например, если в ДТП пострадала машина старше десяти лет, новые запчасти будут стоить дорого, а денежная компенсация, как правило, рассчитывается с учетом износа — чем старше авто и детали, тем меньше выплата.

Как рассчитывается компенсация и сколько можно получить

Стоимость ремонта авто и денежная компенсация владельцу рассчитываются по методике, утвержденной Центробанком. Ее обязаны применять не только все страховые компании, но и независимые оценочные организации и судебные эксперты.

Формула расчета: СК = Д+Р+М, где:

СК — сумма итоговой денежной компенсации;

Д — расходы на приобретение деталей и запчастей, которые требуют замены;

Р — расходы на оплату ремонта по нормочасам;

М — затраты на покупку расходников.

Сумма на ремонт рассчитывается без учета износа. А сумма денежной компенсации — с учетом износа авто и запчастей, но не более 50% от стоимости нового авто и деталей. То есть, какими бы старыми ни были машина и детали, должны выплатить не меньше половины цены нового автомобиля или новых аналогичных запчастей.

Самостоятельно рассчитать стоимость ремонта (для сравнения с расчетами страховой) можно на сайте Российского союза автостраховщиков.

скрин с сайта рса

Чтобы узнать общую сумму положенной выплаты, нужно отдельно рассчитать стоимость запчастей, работ и материалов, а затем сложить полученные цифры 

Полученные данные также помогут определиться, что будет выгоднее, — ремонт или деньги.

После ДТП в Москве у нас под замену капот на КIA 5. Кликаем на сайте РСА «средняя стоимость запасных частей», водим номер детали, регион, дату ДТП — и получаем среднюю стоимость запчасти, на которую ориентируются страховщики, это 24 305 ₽. Также узнаем стоимость нормочаса работ для KIA на дату 22.01.23 в Москве — 910 ₽ и лакокрасочных материалов (всего на замену и покраску требуется примерно шесть нормочасов). Например, выбираем краску и лак Brulex — 2 800 ₽. Итоговая компенсация — 32 565 ₽.Эта сумма приблизительная и может отличаться от расчетов страховой и привлеченных экспертов.

Далее смотрим, за сколько можно купить аналогичный капот на сайтах объявлений. Видим предложения новых деталей от 14 000 ₽, а б/у капотов — от 7 000 ₽.

Тогда можно отказаться от ремонта, получить деньги, приобрести запчасти с рук и установить самостоятельно или в недорогом сервисе.

Выгода составит несколько тысяч рублей, даже если выплату рассчитают с учетом износа 20-30%. Примерный расчет:

32 565 – 32 565 × 0,2 (выплата по ОСАГО) – 14 900 (новый капот с авито) – 4 000 (затраты на самостоятельный ремонт) = 7 552 ₽.

С сентября в ценовых справочниках для расчета стоимости ремонта учитываются цены не только оригинальных деталей, но и сертифицированных аналогов запчастей, если оригинальная деталь отсутствует на рынке).

Использование неоригинальных деталей — вынужденная мера, связанная с подорожанием и дефицитом в РФ запчастей на иномарки. 

При этом запчасти можно использовать только сертифицированные и сравнимые по цене с оригинальными, они не могут быть некачественными и слишком дешевыми. Они не должны быть дешевле, чем оригинальные, больше чем на 20%. Списки запчастей и цены обновляются раз в три месяца. На момент написания статьи действуют справочники средней стоимости запчастей, нормо-часов и материалов, обновленные 19.12.2022.

Денежная компенсация от страховой имеет лимиты:

  • 400 тыс. ₽ — за причинение ущерба автомобилю и другому имуществу, если ДТП оформлено сотрудником ГИБДД или по европротоколу с фотофиксацией;
  • 500 тыс. ₽ — если виновником причинен вред жизни и здоровью людей; 
  • 100 тыс. ₽ — если оформлен европротокол без фотофиксации.

Если реальный ущерб больше предельной суммы компенсации, например, 600 тыс. ₽, деньги сверх лимита — 200 тыс. ₽ — можно взыскать с виновника ДТП через суд. Наличие полиса не освобождает его от обязанности возместить причиненный вред (ст. 1072 ГК РФ).

Как отказаться от ремонта по ОСАГО в пользу денег

Чтобы получить выплату по ОСАГО, нужно правильно зарегистрировать ДТП, иначе можно получить меньшую сумму. В частности, вызвать сотрудников ГИБДД, позвонить в страховую, зафиксировать повреждения на видео или фото, получить у инспектора протокол.

Подать заявление на компенсацию нужно не позже пяти суток с момента аварии. Сделать это можно лично или через представителя по доверенности в любом офисе страховщика, или отправив документы «Почтой России». 

В заявлении нужно указать причины и привести доказательства, почему отказываетесь от ремонта и претендуете на денежную выплату. Например, если вам причинен вред здоровью, приложите копии медицинских справок. 

Перечень документов, которые нужно предоставить вместе с заявлением, страховая размещает на своем сайте. Также это можно узнать в офисе страховой или по телефону. Не забудьте в заявлении указать реквизиты счета, куда должны перевести деньги.

Деньги по ОСАГО должны поступить в течение 20 рабочих дней с момента принятия заявления к рассмотрению. За задержку выплаты со страховой можно взыскать неустойку: 1% от общей суммы за каждый день просрочки.

Что делать, если отказали в компенсации

Если ваши права нарушены, вы можете направить обращение к финансовому омбудсмену через сайт finombudsmen.ru. Его решение обязательно для страховой компании. Также можно подать жалобу в РСА или направить страховщику досудебную претензию. Если и это не поможет, придется идти в суд.

Часто сумма возмещения кажется несправедливой. Действительно, страховые могут занижать выплаты. Например, при оценке ущерба не учитывая скрытые повреждения, делая расчеты, исходя из ремонта деталей, а не их полной замены и т. д.

В этом случае сначала нужно получить выплату, которую насчитала страховая. А уже затем провести независимую экспертизу ущерба и подать на имя страховщика письменную претензию, указав срок, в течение которого вам должны перевести деньги

Если доплата не будет зачислена в течение 30 дней, нужно составить иск и направить в суд по адресу регистрации страховой компании.

Допускается разница в расчетах в пределах погрешности 10% (п. 3.5 Положения Банка России № 755-П). Например, если страховая насчитала возмещение в 300 тыс. ₽, а независимая экспертная организация — до 330 тыс. ₽, это допустимо и не оспаривается.

Если страховщик не выполнил ваши требования добровольно, вы вправе дополнительно взыскать потребительский штраф — 50% от суммы, назначенной судом к взысканию. Например, если требуете доплату в 50 тыс. ₽, в случае удовлетворения иска штраф в вашу пользу составит 25 тыс. ₽.

Главное — не бояться и не лениться отстаивать свои интересы. Некоторые страховые на то и рассчитывают, что большинство просто не захотят тратить время на разбирательства. Максимум, на что хватает энтузиазма, — написать в поддержку, онлайн-чат или форум.

Получив формальную «отписку», многие успокаиваются и дальше ничего не предпринимают. Однако тем, кто обращается в суд, все-таки удается добиться своего. 

Пример

Страховая выплатила потерпевшему в ДТП водителю 155 тыс. ₽ из расчета 230 тыс. ₽ рыночная стоимость авто минус 75 тыс. ₽ годные остатки. Сумма показалась водителю недостаточной, и он обратился к независимым экспертам.Оценщик посчитал, что водителю причитается не 155 тыс. ₽, а 181 400 ₽, то есть страховая не доплатила 26 400 ₽. Экспертам он заплатил 13 тыс. ₽ и 5 тыс. ₽ отдал за дефектовку (демонтаж/монтаж бамперов).

Решить вопрос с представителем страховой не удалось. В ответ на письменную претензию страховая выплатила только 24 460 ₽, компенсировать затраты на проведение экспертизы отказалась.

Тогда водитель обратился в суд и получил полное удовлетворение требований. Суд обязал страховщика выплатить потерпевшему неустойку за просрочку исполнения обязательств в 2 690 ₽, расходы по оплате экспертного заключения в 13 тыс. ₽, дефектовки в 5 тыс. ₽ и компенсацию морального вреда в 1 тыс. ₽ (дело № 2-395/2019).

Заказать независимую экспертизу и оценить реальную сумму ущерба не так дорого — от 5 тыс. ₽, в зависимости от региона. Но и эти деньги можно взыскать со страховой — добавить эту сумму к требованиям в своем иске как «возмещение расходов на проведение экспертизы».


Коротко, увлекательно и с пользой о деньгах — в нашем телеграм-канале @life_profit. Присоединяйтесь!

Новый подход, позволяющий автомобилистам компенсировать стоимость ремонта без учета износа запчастей по ОСАГО, начал применять финансовый уполномоченный с апреля 2021 года. Такую возможность ему дало решение Верховного суда, ставшее событием на рынке автострахования. В Российском союзе автостраховщиков считают, что пока никакой новой практики не сложилось: каждый случай рассматривается индивидуально. Страховые компании продолжают оспаривать в судах решения, при которых приходится оплачивать новые запчасти. В каких случаях можно отремонтировать машину новыми запчастями, разбирались «Известия».

Если страховщик отказал в ремонте

Финомбудсмен начал учитывать позицию Верховного суда при рассмотрении обращений автомобилистов, которым по каким-то причинам страховая компания отказала в ремонте машины по ОСАГО или самовольно заменила ремонт на денежную выплату.

Теперь, если окажется, что страховщики поступили так без законных оснований и водитель починит свою машину новыми запчастями, есть шанс получить их полную стоимость без учета износа через суд. Такой вариант развития событий стал возможен после вступления в силу определении Верховного суда. В нем высший судебный орган при рассмотрении жалобы автомобилиста пришел к выводу, что направление на ремонт страховой компанией выдано не было, поэтому обязанность по организации и оплате восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего не исполнена.

В связи этим одна из страховых компаний, по мнению Верховного суда, обязана была возместить потерпевшему стоимость такого ремонта без учета износа комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов).

Новый подход

Опрошенные «Известиями» юристы назвали такое решение крайне важным для отрасли и посоветовали подождать, когда появятся примеры новой практики.

ремонт

Фото: РИА Новости/Алексей Майшев

И теперь, как сообщили «Известиям» в пресс-службе финомбудсмена, новые подходы при рассмотрении таких дел уже начали применять. Там уточнили, что при наличии правовых оснований финансовые уполномоченные действительно принимают соответствующие решения — взыскивают со страховых компаний стоимость запчастей без учета износа.

«Вопрос возможности изменения практики рассмотрения споров финансовым уполномоченным в связи с принятием определения Верховным судом был рассмотрен методологическим комитетом в апреле текущего года и подходы, принятые им, применяются с 26 апреля 2021 года», — рассказали в пресс-службе финансового уполномоченного.

Там также добавили, что отдельной статистики по вынесенным решениям о взыскании страхового возмещения по договорам ОСАГО в денежной форме без учета износа не ведется.

«Сказать, что появилась новая практика, нельзя»

Заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Сергей Ефремов заявил «Известиям», что практика действий финомбудсмена остается прежней.

«Каждый случай рассматривается персонально с учетом конкретных особенностей обстоятельств дела. Сказать, что появилась новая практика, нельзя», — объяснили в РСА. При этом, по оценке РСА, в среднем разница между стоимостью запчастей с учетом износа и без него составляет около 30%.

По словам Ефремова, сейчас финомбудсмен действительно имеет возможность взыскивать со страховщиков стоимость запчастей без учета износа. Но для этого должен быть соблюден ряд важнейших условий.

«Должны быть обстоятельства направления автомобиля на ремонт, но по каким-то причинам этого не произошло. Финомбудсмен должен выяснить, эти обстоятельства искусственно созданные или объективные, в зависимости от этого и формируется решение», — пояснил представитель страхового сообщества.

оценка

Фото: ТАСС/Александр Рюмин

В РСА также отметили, что никакого нового подхода в рассмотрении подобных ситуаций со стороны страховых компаний также нет. Они, как и прежде, продолжают обжаловать их в судах. При этом Ефремов обратил внимание, что иногда водители получают от страховщиков больше официальных затрат на ремонт.

«Например, такая ситуация характерна для Дальнего Востока, когда практически при ремонте в 90% случаях устанавливаются бу запчасти, так как это праворульные автомобили, но расчет идет по новым запчастям», — привел пример Ефремов.

Страховщики требуют доказать реальные убытки

В ПАО СК «Росгосстрах» (РГС) в свою очередь отметили, что в практике финомбудсмена, действительно есть случаи, когда со страховщиков, неправомерно заменивших ремонт на выплату по ОСАГО, взыскивают стоимость запчастей без учета износа.

«На данный момент количество принятых решений по данной категории дел составляет не более 30, — сообщили «Известиям» в пресс-службе РГС. Там подчеркнули, что практика принятия подобных решений нуждается в усовершенствовании.

«В том числе по причине того, что финансовому уполномоченному в первую очередь необходимо руководствоваться фактом несения потерпевшим фактических расходов на ремонт транспортного средства», — сообщили в РГС.

В пресс-службе «Росгосстраха» завили, что не могут согласиться с данными решениями финансового уполномоченного.

«В своем определении Верховный суд указал на необходимость учета фактических убытков потерпевшим, тогда как финансовый уполномоченный данный факт игнорирует. Таким образом, Верховный суд пришел к выводу о праве требовать выплату страхового возмещения без учета износа на основании ст. 393 ГК РФ, так как потерпевший произвел ремонт самостоятельно, то есть понес реальные убытки», — сообщили в РГС.

осаго

Фото: ТАСС/Дмитрий Серебряков

Там добавили, что, кроме того, еще в п. 5 постановления пленума Верховного суда от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», по смыслу ст. 15 и 393 ГК РФ кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками.

«Таким образом, Верховный суд четко установил, что разница между стоимостью восстановительного ремонта без учета износа и стоимостью восстановительного ремонта с учетом износа может быть расценена как убытки, которые были только реально понесены потерпевшим, — объяснили свою позицию в РГС. — В большинстве заявленных финансовому уполномоченному обращений отсутствуют как доказательства несения убытков потерпевшим, так и доказательства виновных действий страховщика, из-за которых не был проведен восстановительный ремонт. При этом финансовый уполномоченный продолжает ссылаться на положения ст. 393 ГК РФ без предоставленных доказательств, подтверждающих наличие у потребителя убытков, а также обосновывающих с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства страховщиком и названными убытками».

По мнению РГС, финансовый уполномоченный должен учитывать такие обстоятельства, как волеизъявление самого потерпевшего на получение страховой выплаты в денежной форме, предусмотренные федеральным законодательством основания для замены формы выплаты с натуральной на денежную и проведенную страховщиком выплату в течение предусмотренного федеральным законом срока, противодействия потребителя натуральной форме возмещения.

страхование

Фото: РИА Новости/Игорь Зарембо

Данные обстоятельства, уверены в РГС, не должны позволять финансовому уполномоченному принимать решение о выплате без учета износа.

В РГС заявили о необходимости выработать четкие и соответствующие действующему законодательству критерии применения обсуждаемой нормы с учетом вышесказанного. Без этих изменений страховщики будут оспаривать такие решения в судах.

«Подобные решения финансового уполномоченного по большей части обжалуются страховщиками. Определение ВС было принято по одному страховому делу, поэтому конкретизирует лишь обстоятельства этого дела. И было бы неправильно применять его ко всем другим спорам по аналогии», — подытожили в РГС.

«Эти иски еще не „шаблонизировались“»

Юрист в области страхования Илья Афанасьев рассказал, что, хотя заметных перемен после определения Верховного суда в отрасли не произошло, оно широко обсуждается в профессиональном сообществе. Эксперт уверен: нужно просто подождать, когда информация от Верховного суда распространится и дойдет до нижестоящих инстанций. И тогда новая практика, у которой «очень высокий потенциал», действительно заработает.

«Пока широкого распространения этого нововведения не произошло. Сейчас лето, летом аварии более жесткие, но их меньше, чем зимой. Поэтому судебная практика вряд ли заметно изменится в ближайшие месяцы. Страховщики оспаривают такие решения, даже когда им грозят гигантские неустойки. Но юристы очень рады, что такое изменение в целом произошло, — просто нужно подождать, когда оно войдет в шаблоны», — отметил юрист.

дтп

Фото: ТАСС/Ведомости/Евгений Разумный

По оценке Афанасьева, сейчас для основной массы водителей такой повод для суда со страховщиков звучит очень сложно:

— Надо изложить суть событий, написать заявление или потратиться на юристов. Эти иски еще не «шаблонизировались». В судах будет первое время сложно доносить всю суть. Придется долго объяснять, рассказывать, проводить аналогии, ведь не все судьи знают об этом определении ВС. А еще нужно понимать, что судиться придется за эту разницу в цене между новыми и старыми деталями, а это примерно 30%, о которых говорят в РСА. Допустим, ремонт был на 200 тыс. рублей, а страховщики самовольно заплатили 140 тысяч. И захочет ли водитель судиться за 60 тыс. рублей? Другими словами, многое еще будет зависеть от общей суммы ущерба.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как получить программно значение дополнительного реквизита
  • Как получить реквизиты банковской карты через банкомат втб
  • Как получить реквизиты карты сбербанк через мобильный банк
  • Как получить реквизиты расчетного счета в сбербанке онлайн
  • Как получить социальную поддержку от государства на бизнес