Вы попали в ДТП: какие документы нужны для получения максимальной компенсации, какие «подводные камни» могут быть при оформлении ДТП — подробно рассказываем в данной статье.
Если автомобилист стал участником дорожно-транспортного происшествия, ущерб получил он сам, пассажиры, находившиеся в салоне или сам автомобиль, неизбежно возникает вопрос о получении страховой выплаты. При этом многим хочется заранее знать, каков будет её размер и что следует предпринять, чтобы получить максимальную компенсацию.
Рассмотрим, каким должно быть обращение в страховую после ДТП, в какие сроки потребуется подать документы и как выглядит их список. Отдельно рассмотрим, на каком основании вам могут отказаться выплачивать компенсацию, и что в этом случае следует делать. В конце дадим несколько полезных советов, которые помогут вам получить максимальную выплату и отстоять свои права в случае необходимости.
Когда следует требовать страховую выплату
На сегодняшний день существует множество ситуаций, которые относятся к страховым, а это значит, что клиент может получить компенсацию от СК, у которой он купил полис. Рассмотрим простой пример, когда обращение в ОСАГО после ДТП будет правомерным.
Вы остановились на красный сигнал светофора, и в этот момент в ваш автомобиль въехало другое транспортное средство. В этом случае следует выяснить, как настроен решить ситуацию виновник инцидента. Если он настроен миролюбиво и готов признать свою вину, а ущерб, по предварительной оценке, не превышает ста тысяч рублей, вы можете оформить европротокол. Если найти общий язык с виновником аварии не удаётся, то следует вызвать сотрудников ГИБДД. Водитель, который спровоцировал аварию, при этом не имеет права покидать место происшествия. Если он оставляет вас ждать представителей правоохранительных органов в одиночестве, сфотографируйте или хотя бы просто запишите госномер его автомобиля. Впоследствии за оставление места аварии виновника могут привлечь к административной ответственности вплоть до заключения под стражу на 15 суток.
После регистрации инцидента вы можете требовать страховую выплату от компании, у которой вы приобрели полис ОСАГО.
Сроки получения выплаты
В течение пяти дней после аварии водитель может собрать документы и обратиться за выплатой положенного страхового возмещения. В свою очередь, у СК есть 20 дней на то, чтобы рассмотреть заявление клиента. Если страховщик не укладывается в этот срок, автомобилист может требовать оплату неустойки за каждый день просрочки в размере одного процента от суммы компенсации. Но может возникнуть ситуация, когда компания откажет в страховом покрытии. Тогда и штраф за просрочку, и саму компенсацию придется требовать через суд. При этом если вы получили отказ в выплате страховки несвоевременно, учитывая срок обращения, по истечении периода в 20 дней за каждые последующие сутки положена неустойка в размере 0,5 процента от суммы.
Страховая компания может перечислить на счёт автомобилиста положенную сумму либо направить повреждённое транспортное средство для восстановления в один из автосервисов, с которым она сотрудничает. При этом клиент вовсе не обязан соглашаться с условиями СК. Если что-то его не устраивает, водитель имеет право выбрать ремонтную фирму самостоятельно или потребовать страховую выплату в денежном эквиваленте. Многие эксперты советуют получить компенсацию напрямую — по их мнению, это гораздо выгоднее, т. к. даёт возможность проконтролировать весь ход восстановительных работ и быть уверенным в том, что средства потрачены должным образом. Ремонт, который проводит сервис, сотрудничающий с СК зачастую бывает быстрым и не вполне качественным. При этом доказать, что уровень выполненных работ не вполне соответствует их стоимости, будет достаточно трудно.
Если страховая компания настойчиво предлагает ремонт, вы можете отказаться и выбрать сервис самостоятельно. Второй вариант — требовать денежной выплаты, которой сможете воспользоваться для проведения восстановительных работ.
Предельно допустимая компенсация по закону составляет 400 тысяч рублей. Но расчёт итоговой суммы складывается из ряда многочисленных факторов:
- износа автомобиля;
- характера и степени повреждений, полученных в результате аварии;
- рыночной цены транспортного средства и пр.
В связи с этим рассчитывать на максимальную сумму можно далеко не всегда.
Какие потребуются документы
СК будет рассматривать иск только в том случае, если клиент предоставит перечень необходимых документов. При этом у обоих участников аварии должен быть действующий полис. На сегодняшний день требуется собрать следующие бумаги:
- копию паспорта того водителя, который спровоцировал аварию;
- ксерокопию водительского удостоверения;
- бланк ОСАГО;
- заявление, которое следует заполнить в соответствии с образцом страховой компании (его можно получить в офисе СК или скачать на её официальном сайте);
- свидетельство от ГИБДД, что обстоятельств, требующих возбуждения уголовного дела, не было;
- протокол о том, что по факту аварии оформлено административное правонарушение;
- справка из Госавтоинспекции или заполненный и подписанный обеими сторонами европротокол;
- техпаспорт.
Если все бумаги оформлены правильно и поданы точно в срок, автомобилист может рассчитывать на прямое или опосредованное получение страховой выплаты.
Что делать, если нет видеорегистратора
В случае дорожно-транспортного происшествия многие вопросы поможет снять видеорегистратор. На сегодняшний день практически каждый автомобиль оснащен этим полезным устройством. Наличие видеорегистратора позволяет записать всё происходящее на дороге и точно доказать свою невиновность в дорожно-транспортном происшествии. Но что делать, если нет видеорегистратора? В этом случае при возникновении спорной ситуации, возможно, придётся обратиться за помощью следовавших рядом с вами автомобилистов. Но в этом случае стоит вовремя сориентироваться, чтобы хотя бы получить контактные данные водителей, чей регистратор мог зафиксировать обстоятельства дорожно-транспортного происшествия. Если ни у вас, ни у второго участника аварии нет фиксирующего устройства и вам не удалось попросить ни у кого из водителей прислать вам запись инцидента, не стоит отчаиваться. На участке, где случилась авария, вполне могут быть установлены камеры слежения. В этом случае нужно сделать запрос у оператора фрагмента записи с моментом аварии. Сделать это самостоятельно не получится, требуется содействие инспектора. Полицейский запрос могут сделать сотрудники ГИБДД, прибывшие на место.
Когда можно зафиксировать ДТП без привлечения полиции
Сегодня по закону в ряде случаев вы можете зафиксировать аварию самостоятельно, без участия сотрудников ГИБДД. Перечислим основные ситуации, когда можно это сделать:
- участниками аварии стали два водителя, пострадали только два транспортных средства;
- ущерб причинен только автомобилю, при этом никто не погиб, не получил травм, не пострадало остальное имущество автомобилистов и пассажиров;
- у участников происшествия нет разногласий в плане оценки повреждений, которые получили транспортные средства, нет противоречий относительно того, кто стал виновником аварии;
- каждому автомобилю требуется ремонт на сумму не более ста тысяч рублей (а значит, размер страхового покрытия не превысит этих значений).
Важно! Протокол следует заполнять только в том случае, если вы убедились, что у второго участника дорожно-транспортного происшествия действительный страховой полис. Проверить его вы можете по серии и номеру на официальном сайте Российского союза автостраховщиков. Если такой возможности нет, лучше привлечь к оформлению аварии сотрудников ГИБДД.
Когда оба участника аварии заполнят и подпишут извещения, каждому из них нужно обратиться в свою страховую компанию (где был приобретен полис ОСАГО). Обращение в страховую после ДТП в обязательном порядке предполагает сбор положенных по закону документов. Если это условие не выполнить и оформить хотя бы одну справку неправильно (или если она не будет предоставлена), страховая компания просто откажет вам в выплате компенсации.
Если вы и второй участник аварии не пришли к общему решению, необходимо привлечь полицию, чтобы зарегистрировать дорожно-транспортное происшествие. Только сотрудники автоинспекции в этом случае смогут установить, кто был виновником инцидента. Европротокол, таким образом, заполнять не придётся, а ситуация будет решаться стандартным способом. На это уйдет больше времени, но только так можно рассчитывать на справедливое решение и получение компенсации.
Что лучше — европротокол или часы, потраченные на оформление ДТП?
Если авария незначительная и в ней только два участника, ущерб нанесён только транспортным средствам водителей, есть возможность не тратить время на ожидание сотрудников ГИБДД и стандартное оформление дорожно-транспортного происшествия.
При обоюдном согласии участников аварии возможно оформление европротокола. Необходимо будет заполнить бланк извещения с указанием обстоятельств инцидента, характера повреждения ТС. После того как документ подписан обеими сторонами инцидента, можно убрать авто с проезжей части, чтобы не мешать движению.
Европротокол даёт возможность не занимать проезжую часть, быстро продолжить движение и вообще возобновить прерванную поездку, если автомобиль в результате повреждения не утратил ходовых качеств. Оформленный документ потребуется зафиксировать у сотрудников ГИБДД. Сделать это вы можете на ближайшем посту, который встретится вам на пути.
Плюсом будет то, что вы сэкономите массу своего времени и нервов, не будете препятствовать движению на участке, где произошло ДТП.
Минусом может быть отсутствие действующего полиса ОСАГО у второго водителя. Если у вас нет возможности проверить подлинность документа на сайте РСА по серии и номеру, лучше отказаться от оформления европротокола. В противном случае есть опасность не получить страховую выплату.
Полезная информация. Если вас не устраивает заполнение европротокола и требуется привлечь сотрудников ГИБДД к решению спорной ситуации, вам могут быть пригодиться следующие телефонные номера:
- 112 — номер МЧС;
- 102 — номер Полиции.
Когда следует обратиться в суд
Если размер страховой выплаты вас не устраивает и вы уверены в том, что можете получить значительно большую компенсацию, лучший способ добиться справедливости — обратиться в суд. Только в этом случае вы сможете добиться своего и обязать страховую компанию компенсировать настоящий размер ущерба. Несмотря на то, что судебное разбирательство потребует определённых денежных издержек, в случае вашего выигрыша СК обязана будет не только возместить понесённые в результате ДТП убытки, но и покрыть остальные затраты. Речь идёт в том числе и об оплате услуг адвоката, независимой экспертизы, чья оценка не совпала с результатами специалистов самой страховой компании. Главное в этой ситуации — чтобы суд принял справедливое решение, учитывающее интересы потерпевшей стороны.
В случае задержки с выплатой компенсации со страховщика вы можете взыскать неустойку — её размер равен 1% от величины покрытия за каждые сутки просрочки. В результате автомобилист может получить сумму со значительной переплатой.
Что делать, если СК отказалась от выплат
Нередко возникают ситуации, когда страховщик отказывается удовлетворить требования клиента. Основание для этого может быть как законным, так и неправомерным.
В том случае, если вы получили отказ и не согласны с решением страховой компании, порядок действий может быть следующим:
- Решить вопрос в досудебном порядке. Составьте претензию на имя руководства СК. В заявлении нужно указать, что у вас оформлен полис ОСАГО и он действителен в момент обращения. Страховая компания обязана рассмотреть заявку в течение пяти-семи рабочих дней. Претензию следует составить в двух экземплярах. Если вас не удовлетворит ответ страховщика, то второй документ (обязательно заверенный сотрудником СК) нужно приложить к исковому заявлению, если дело дойдет до суда.
- Дождаться ответа. Если решение страховой компании по вашему вопросу принято отрицательное или ответ просрочен, следует решать вопрос в юридической плоскости. СК обязана предоставить письменный отказ с обоснованием своей позиции. Этот документ впоследствии вы сможете предъявить в суде. Если страховщик не хочет найти компромисс и прийти ко взаимному согласию с клиентом, необходимо сделать следующий шаг.
- Обратиться в суд. К заявлению приложите экземпляр претензии, направленной к страховщику. На документе обязательно должна стоять печать компании, подпись того менеджера, который принял у вас бумагу.
Если ущерб не превышает 50 тысяч рублей, заявление будет рассматривать мировой судья. Если требуется компенсация, которая превышает эту сумму, дело будет рассматривать районный суд. В этом случае нужно уточнить юридический адрес страховой компании, у которой вы купили полис. Это необходимо в связи с тем, что обратиться необходимо будет в районный суд по месту регистрации ответчика (в данном случае – СК). Помимо искового заявления потребуется предоставить ещё и определённый пакет документов.
Какие бумаги потребуются для обращения в суд
Итак, вот какой перечень документов требуется подать в районный суд по месту регистрации ответчика:
- копия полиса и договора со страховщиком;
- письменный отказ страховщика от выплаты компенсации;
- протокол с места аварии (это может быть европротокол или документ, оформленный сотрудниками ГИБДД);
- результат экспертизы с оценкой ущерба в денежном эквиваленте;
- квитанция об оплате государственной пошлины перед обращением в суд;
- подробное описание аварии с указанием причины инцидента и основания отказа страховщика от выплаты компенсации;
- исковое заявление, заполненное по образцу (его вы можете найти в любом отделении суда по месту жительства).
После этого будет запущено разбирательство. Если решение будет в пользу автомобилиста, СК обяжут выплатить страховое покрытие в объеме, который определит суд.
Несколько полезных советов
Приведем несколько полезных советов, которые помогут вам получить наибольшую компенсацию (в том числе и на ремонт автомобиля), решить спорную ситуацию с максимальной выгодой.
- До выплаты компенсации не следует тратить средства на ремонт автомобиля. После ДТП может возникнуть необходимость делать повторную экспертизу, а если её результаты вас не устроят — обращаться в суд. Если вы восстановите автомобиль до этого момента самостоятельно, добиться справедливости будет практически невозможно.
- Если вам выплатили страховое возмещение в полном объёме, но его размер вас не устроил, вы можете подать в суд исковое заявление и потребовать от виновника аварии покрыть разницу между нанесённым ущербом и размером компенсации за счёт собственных средств. При этом важно доказать, что страховое покрытие не соответствует затратам на восстановление авто до того состояния, которое было перед аварией.
- Вы можете отказаться от оценки, которую проводит соответствующий отдел СК, выдавшей полис, и самостоятельно обратиться в независимую экспертизу. Если результаты будут сильно различаться, вы сможете решить вопрос через суд в свою пользу. Провести независимую экспертизу вы можете и параллельно с оценкой страховой компанией. В этом случае у вас будет доказательство реальной величины ущерба и того, какой должна быть компенсация.
- Страховая компания не имеет права требовать от вас подачи заявления на получение выплаты после ДТП в течение суток или двух-трёх дней после аварии. Выполнять такие требования вы не обязаны. По закону срок обращения по ОСАГО составляет пять рабочих дней. В течение этого времени вы можете собрать необходимые документы и подготовить заявление.
- Каждый документ, который вы прикладываете к заявлению в страховую компанию, нужно продублировать. В случае каких-либо противоречий они могут стать доказательством во время судебных разбирательств.
- Если страховщик отказывается от выполнения обязательств и затягивает выплату компенсации в течение 20 дней с момента подачи заявления, требуйте неустойку за каждый просроченный день. Размер такой компенсации может существенно превысить первоначальное значение. Её сумма составит 1% за каждые сутки просрочки, учитывая срок обращения.
- Перед оформлением аварии без привлечения сотрудников ГИБДД убедитесь в том, что полис другого водителя действителен. Это будет легко сделать, если у вас есть доступ к сети интернет. Если вы не можете зайти на сайт РСА и вбить серию и номер чужого полиса, лучше оформить аварию вместе с сотрудниками автоинспекции.
Чтобы избежать проблем при получении страховой выплаты, лучше всего оформить полис у проверенной и надёжной СК, которая дорожит своей репутацией на рынке. Стоимость ОСАГО у такой компании может быть выше. Но при наступлении страхового случая не должно возникнуть проблем с компенсацией.
3.4
Рейтинг статьи 3.4 из 5
Новый подход, позволяющий автомобилистам компенсировать стоимость ремонта без учета износа запчастей по ОСАГО, начал применять финансовый уполномоченный с апреля 2021 года. Такую возможность ему дало решение Верховного суда, ставшее событием на рынке автострахования. В Российском союзе автостраховщиков считают, что пока никакой новой практики не сложилось: каждый случай рассматривается индивидуально. Страховые компании продолжают оспаривать в судах решения, при которых приходится оплачивать новые запчасти. В каких случаях можно отремонтировать машину новыми запчастями, разбирались «Известия».
Если страховщик отказал в ремонте
Финомбудсмен начал учитывать позицию Верховного суда при рассмотрении обращений автомобилистов, которым по каким-то причинам страховая компания отказала в ремонте машины по ОСАГО или самовольно заменила ремонт на денежную выплату.
Теперь, если окажется, что страховщики поступили так без законных оснований и водитель починит свою машину новыми запчастями, есть шанс получить их полную стоимость без учета износа через суд. Такой вариант развития событий стал возможен после вступления в силу определении Верховного суда. В нем высший судебный орган при рассмотрении жалобы автомобилиста пришел к выводу, что направление на ремонт страховой компанией выдано не было, поэтому обязанность по организации и оплате восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего не исполнена.
В связи этим одна из страховых компаний, по мнению Верховного суда, обязана была возместить потерпевшему стоимость такого ремонта без учета износа комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов).
Новый подход
Опрошенные «Известиями» юристы назвали такое решение крайне важным для отрасли и посоветовали подождать, когда появятся примеры новой практики.
Фото: РИА Новости/Алексей Майшев
И теперь, как сообщили «Известиям» в пресс-службе финомбудсмена, новые подходы при рассмотрении таких дел уже начали применять. Там уточнили, что при наличии правовых оснований финансовые уполномоченные действительно принимают соответствующие решения — взыскивают со страховых компаний стоимость запчастей без учета износа.
«Вопрос возможности изменения практики рассмотрения споров финансовым уполномоченным в связи с принятием определения Верховным судом был рассмотрен методологическим комитетом в апреле текущего года и подходы, принятые им, применяются с 26 апреля 2021 года», — рассказали в пресс-службе финансового уполномоченного.
Там также добавили, что отдельной статистики по вынесенным решениям о взыскании страхового возмещения по договорам ОСАГО в денежной форме без учета износа не ведется.
«Сказать, что появилась новая практика, нельзя»
Заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Сергей Ефремов заявил «Известиям», что практика действий финомбудсмена остается прежней.
«Каждый случай рассматривается персонально с учетом конкретных особенностей обстоятельств дела. Сказать, что появилась новая практика, нельзя», — объяснили в РСА. При этом, по оценке РСА, в среднем разница между стоимостью запчастей с учетом износа и без него составляет около 30%.
По словам Ефремова, сейчас финомбудсмен действительно имеет возможность взыскивать со страховщиков стоимость запчастей без учета износа. Но для этого должен быть соблюден ряд важнейших условий.
«Должны быть обстоятельства направления автомобиля на ремонт, но по каким-то причинам этого не произошло. Финомбудсмен должен выяснить, эти обстоятельства искусственно созданные или объективные, — в зависимости от этого и формируется решение», — пояснил представитель страхового сообщества.
Фото: ТАСС/Александр Рюмин
В РСА также отметили, что никакого нового подхода в рассмотрении подобных ситуаций со стороны страховых компаний также нет. Они, как и прежде, продолжают обжаловать их в судах. При этом Ефремов обратил внимание, что иногда водители получают от страховщиков больше официальных затрат на ремонт.
«Например, такая ситуация характерна для Дальнего Востока, когда практически при ремонте в 90% случаях устанавливаются бу запчасти, так как это праворульные автомобили, но расчет идет по новым запчастям», — привел пример Ефремов.
Страховщики требуют доказать реальные убытки
В ПАО СК «Росгосстрах» (РГС) в свою очередь отметили, что в практике финомбудсмена, действительно есть случаи, когда со страховщиков, неправомерно заменивших ремонт на выплату по ОСАГО, взыскивают стоимость запчастей без учета износа.
«На данный момент количество принятых решений по данной категории дел составляет не более 30, — сообщили «Известиям» в пресс-службе РГС. Там подчеркнули, что практика принятия подобных решений нуждается в усовершенствовании.
«В том числе по причине того, что финансовому уполномоченному в первую очередь необходимо руководствоваться фактом несения потерпевшим фактических расходов на ремонт транспортного средства», — сообщили в РГС.
В пресс-службе «Росгосстраха» завили, что не могут согласиться с данными решениями финансового уполномоченного.
«В своем определении Верховный суд указал на необходимость учета фактических убытков потерпевшим, тогда как финансовый уполномоченный данный факт игнорирует. Таким образом, Верховный суд пришел к выводу о праве требовать выплату страхового возмещения без учета износа на основании ст. 393 ГК РФ, так как потерпевший произвел ремонт самостоятельно, то есть понес реальные убытки», — сообщили в РГС.
Фото: ТАСС/Дмитрий Серебряков
Там добавили, что, кроме того, еще в п. 5 постановления пленума Верховного суда от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», по смыслу ст. 15 и 393 ГК РФ кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками.
«Таким образом, Верховный суд четко установил, что разница между стоимостью восстановительного ремонта без учета износа и стоимостью восстановительного ремонта с учетом износа может быть расценена как убытки, которые были только реально понесены потерпевшим, — объяснили свою позицию в РГС. — В большинстве заявленных финансовому уполномоченному обращений отсутствуют как доказательства несения убытков потерпевшим, так и доказательства виновных действий страховщика, из-за которых не был проведен восстановительный ремонт. При этом финансовый уполномоченный продолжает ссылаться на положения ст. 393 ГК РФ без предоставленных доказательств, подтверждающих наличие у потребителя убытков, а также обосновывающих с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства страховщиком и названными убытками».
По мнению РГС, финансовый уполномоченный должен учитывать такие обстоятельства, как волеизъявление самого потерпевшего на получение страховой выплаты в денежной форме, предусмотренные федеральным законодательством основания для замены формы выплаты с натуральной на денежную и проведенную страховщиком выплату в течение предусмотренного федеральным законом срока, противодействия потребителя натуральной форме возмещения.
Фото: РИА Новости/Игорь Зарембо
Данные обстоятельства, уверены в РГС, не должны позволять финансовому уполномоченному принимать решение о выплате без учета износа.
В РГС заявили о необходимости выработать четкие и соответствующие действующему законодательству критерии применения обсуждаемой нормы с учетом вышесказанного. Без этих изменений страховщики будут оспаривать такие решения в судах.
«Подобные решения финансового уполномоченного по большей части обжалуются страховщиками. Определение ВС было принято по одному страховому делу, поэтому конкретизирует лишь обстоятельства этого дела. И было бы неправильно применять его ко всем другим спорам по аналогии», — подытожили в РГС.
«Эти иски еще не „шаблонизировались“»
Юрист в области страхования Илья Афанасьев рассказал, что, хотя заметных перемен после определения Верховного суда в отрасли не произошло, оно широко обсуждается в профессиональном сообществе. Эксперт уверен: нужно просто подождать, когда информация от Верховного суда распространится и дойдет до нижестоящих инстанций. И тогда новая практика, у которой «очень высокий потенциал», действительно заработает.
«Пока широкого распространения этого нововведения не произошло. Сейчас лето, летом аварии более жесткие, но их меньше, чем зимой. Поэтому судебная практика вряд ли заметно изменится в ближайшие месяцы. Страховщики оспаривают такие решения, даже когда им грозят гигантские неустойки. Но юристы очень рады, что такое изменение в целом произошло, — просто нужно подождать, когда оно войдет в шаблоны», — отметил юрист.
Фото: ТАСС/Ведомости/Евгений Разумный
По оценке Афанасьева, сейчас для основной массы водителей такой повод для суда со страховщиков звучит очень сложно:
— Надо изложить суть событий, написать заявление или потратиться на юристов. Эти иски еще не «шаблонизировались». В судах будет первое время сложно доносить всю суть. Придется долго объяснять, рассказывать, проводить аналогии, ведь не все судьи знают об этом определении ВС. А еще нужно понимать, что судиться придется за эту разницу в цене между новыми и старыми деталями, а это примерно 30%, о которых говорят в РСА. Допустим, ремонт был на 200 тыс. рублей, а страховщики самовольно заплатили 140 тысяч. И захочет ли водитель судиться за 60 тыс. рублей? Другими словами, многое еще будет зависеть от общей суммы ущерба.
Здесь я расскажу, свою историю, как получить максимальную выплату по ОСАГО, и о некоторых ошибках, которые я допустил либо которых избежал. Кто не любит много читать — сразу в конец, там кратко 10 советов.
02.09.15 меня стукнули. Регистратор AdvoCam аварию не записал – как выяснилось, он иногда зависает при выключении и запись не сохраняется. Когда это понял чуть в окно его не выкинул.
Виновник просил не вызывать ДПС. Поскольку в оформлении аварий лет 15 не участвовал, вызвал ГИБДД. Через пару минут перезвонил какой-то мент и стал убеждать, что «сейчас можно без ГИБДД, рисуйте схему, езжайте ко мне на пост, если приеду, по 1 т.р. штрафа выпишу каждому за то, что машины с дороги не убрали» и т.п. Сопоставив сумму ущерба (на глаз – не менее 40 т.р.) и сумму угрозы штрафа, решил настаивать на его приезде. Уж лучше пусть всё грамотно оформит, чем из-за какой-то недорисовки на схеме потом по судам бегать.
Мент ездил мне по мозгам минут 10, но я был непреклонен. И оказался на 100% прав – если бы согласился, ДТП считалось бы оформленным по Европротоколу, страховая выплата до 50 т.р., остальное – взыскивай с виновника. Кстати, идиот-виновник тоже хотел без ментов. Доплачивал бы сейчас мне со своего кармана.
Часа 2,5 прождали мента. Пока ждали, заполнили с виновником уведомление о ДТП (дают вместе с полисом) – это делать обязательно. Прибывший ГИБДДшник оформлял аварию минуты 3. Обежал перекрёсток сфоткал аварию, нарисовал на листе бумаги 4 кривых линии, 2 прямоугольника и 2 знака – отдал нам, сказал «сами дорисуете» и свалил на пост. Дорисовали, поехали на пост.
На посту, пока оформлявший справку о ДТП мент осматривал авто, начался развод. Суть развода следующая. Удар был в область колеса, возможно пострадала подвеска. Указывать в справке о ДТП ГИБДДшник обязан только то, что видит. В общем, он мне залечил, что если не вписать в справку скрытые повреждения подвески, то страховая по ним не выплатит. А я, будучи не в теме, согласился. Испугался, что страховая подвеску не оплатит, и отдал оборотню 2 т.р. Мент предлагал ещё за 3 т.р. капот в справку вписать, «типа ты его потом вот здесь немного поцарапай и скажи, что в результате ДТП», но капот реально не задело и я отказался.
Как я потом узнал, справка о ДТП не является основанием для отказа в выплате по скрытым повреждениям. Главное, чтобы основные видимые повреждения в неё попали. А если вписать в справку лишние «типа повреждённые» детали, суд по просьбе страховой назначит трассологическую экспертизу, и эти повреждения из выплаты будут убраны.
На сайте Росгосстраха зарегистрировал страховой случай. Как потом оказалось, сэкономил кучу времени, т.к. зарегистрировать страховой случай в офисе Росгосстраха НЕВОЗМОЖНО. Приёмщица документов говорит, что «заявление о страховом случае она примет только с рег. номером, а зарегистрировать можно только на сайте или по горячей линии. Если что-то не нравится – отправляй пакет документов почтой.». При мне люди, пытавшиеся подать заявление, по 40-60 минут висели на горячей линии в ожидании ответа.
Приехал в Росгосстрах на Суворова. По выходным, естественно, не работают. Будний день, 9-00, у входа толпа человек 50. Я подоспел, когда они уже внутрь повалили. Внутри выстроились в очередь согласно какой-то бумажке, которую вели с 6-30 утра. И я в конце. И за мной те, кто хотел к 9-00, но опоздал.
1/3 народа сразу отфутболивают – у одних рег. номера нет, других, пользуясь их неграмотностью, послали в страховую виновника (прямого возмещения как-бы не существует), третьи синюю бумажку на месте ДТП не оформили.
Дошла очередь до меня. Заявление сотрудница не приняла. Говорит нужна копия протокола об административном правонарушении в отношении виновника – езжай ищи его. И сначала осмотр авто – потом приём заявления. А если что-то не нравится – иди отправляй документы почтой. Почтой отправлять не рискнул – по ФЗ об ОСАГО на подачу документов всего 5 рабочих дней даётся.
Эксперт по осмотру сидит в том же зале, на столе – листик, куда вписываются водители. Я был где-то №30. Знал бы сразу – вместо того чтобы ждать в очереди вписался бы к нему. Пару часов бы сэкономил.
В зале ожидания жара, толпа народу и постоянно появляются желающие влезть без очереди: «до меня вчера очередь не дошла», «пропустите беременную», «я свою очередь №15 просрал, поэтому пропустите меня без очереди после №25» и т.п. Тот ещё цирк с конями. Моя очередь подошла примерно в 14-00. Те, кто приехал в Росгосстрах после 10-00 в этот день с осмотром (а значит и с подачей документов) видимо пролетели.
По результатам осмотра составили акт. Эксперт вписал только видимые повреждения. Я спросил, «почему про перекос кузова не написано», он ответил – «при осмотре фиксируются только внешние повреждения. Если в процессе ремонта обнаружатся скрытые – обращайтесь за дополнительной выплатой». Как потом я позже узнал, эксперт обязан был вписать что «возможны скрытые повреждения». У меня на ход дела отсутствие этой записи не повлияло, но всё-таки рекомендую настаивать, чтобы вписал.
Для тех, кто вообще не в теме, – «скрытые повреждения» это перекосы кузова, повреждения балок и деталей, находящихся под крыльями, бамперами, повреждение движка и подвески, погнутые петли дверей и капота и т.п. Скрытых повреждений нет, если удар совсем слабый либо удар по касательной. Если деталь основательно замята, то однозначно повреждено то, что находится под ней. Скрытые повреждения можно определить только сняв деталь с кузова. При осмотре в страховой этого не делают. Рассчитывают на то, что водитель, получив первую выплату, начнёт ремонтироваться. А когда тачку на сервисе разберут и потребуется доплата – водитель не пойдёт судиться, бросив разобранное авто на 2-6 месяцев на СТО до окончания суда, а заплатит сам.
Попросил копию акта осмотра. Эксперт отказал, говорит: заказчик экспертизы страховая, проси у них. Попросил. Естественно, не дали.
После осмотра приняли документы. И уже 16 сентября перечислили ровно 80 000.00 руб. Понимая, что выплата сделана только по внешним повреждениям, и реально ущерба больше, начал искать оценщика.
По знакомству посоветовали ООО «НЭК «Фавторит». Зря связался с этой конторой. Отчёт ждал 3 недели. При осмотре «эксперт» сфотал повреждение фары, но при составлении отчёта про неё забыл. А новая оригинальная фара — 18 т.р.
К тому же оказалось, 90% оценщиков (в т.ч. мой) не умеют считать скрытые повреждения. Они не разбирают авто. Оценить скрытые повреждения может только автотехник с соответствующими корочками, частично разобрав повреждённые элементы. А в 90% оценочных компаний сидят просто оценщики. Если есть скрытые повреждения – надо искать оценщика, в штате которого есть подобный эксперт.
Я пошёл по другому пути – параллельно сделал дефектовку у официалов и отправил результат оценщику. Он, правда, её к отчёту не приобщил. Посчитал ущерб исходя из каких-то своих соображений. На дефектовку приглашал телеграммой страховую и виновника, те не явились.
За оценку отдал 5 000 руб., ремонта (с учётом износа) посчитали на 157 т.р.
За дефектовку отдал 4 000 руб., ремонта официалы насчитали на 445 (!) т.р. Чтобы меня утешить, предложили скидку 10%. И это при рыночной стоимости моего авто 350 т.р.
Направил 20 октября отчёт в страховую с требованием доплаты. Вместо денег 3 ноября получил отказ.
Составил исковое заявление в суд (кому надо – вышлю). В какой суд писать – разобрался по интернету. Там не сложно. До какой-то суммы – мировой, свыше – районный. Выбирать суд по месту нахождения истца или ответчика – есть там же. Приложил к исковому оригиналы упомянутых в нём документов + копию искового и всех документов (так надо – отправляется ответчику) и попросил жену отвезти. Приняли.
Первое заседание назначили на 15 ноября. Судья, козлина, опоздал на 3,5 часа. Но это – другая история. Заседание длилось 2 минуты. Судья спросил, поддерживаю ли я требования, я ответил что да. Представитель РГС попросил назначить судебную экспертизу за их счёт. Судья согласился и отправил нас ждать приглашения на экспертизу.
3 декабря пришла телеграмма с датой и местом экспертизы.
8 декабря отогнал машину эксперту (суд выбрал экспертом ООО БатЭкс). Там сняли бампер и фару, эксперт все повреждения отфотал и описал в акте. Смотрел внимательно. Глубокую царапину на двери, которая была до ДТП, в акт не включил, хотя дверь и получила в ДТП мелкие царапины. Перед тем как ехать, я начитался в интернете, что эти эксперты «заряжены» страховыми на исключение повреждений из ДТП. Готовился спорить и доказывать, но не пришлось. Эксперт всё описал честно. БатЭкс к стати и независимой оценкой занимается, кому надо: 225-03-99 .
Второе заседание назначили на 28 декабря. Вышел секретарь судьи, сунул мне папку с материалами дела, в которой был подшит отчёт БатЭкс на 143 т.р., и сказал писать уточнение требований с учётом новой оценки. Спросил у ожидавших в приёмной, что такое «уточнение требований» — пояснили, что это типа заявления с повторным расчётом сумм, которые хочу взыскать, но уже с учётом новой оценки. Написал прямо в приёмной «на коленке», отдал секретарю. Позвали в зал заседания. Судья задал пару вопросов по расчёту: что и как считал. Перепроверил на калькуляторе. Представитель РГС попросил на основании каких-то статей снизить размер неустойки и морального вреда, т.к. он не соразмерен нарушению (недоплатили 63 т.р., а неустойки я им насчитал 120 т.р. + 25 т.р. морального). Судья снизил. В итоге к 80 т.р., выплаченным добровольно, мне присудили: 64 т.р. ущерба, 80 т.р. неустойки, 1 т.р. морального вреда, возмещение затрат на оценку и дефектовку, оплату госпошлины. Расходы на юриста – 0 рублей )))
Через месяц решение вступило в силу, я кое-как ещё через получил его копию. Долго делают. Теперь пытаюсь заказать получить испол. лист. Но у них опять препятствия – дело не передано от одного работника другому. 11 марта уже. В ПН опять попробую.
Совет №1 – не покупайте видеорегистраторы AdvoCam – они ненадёжные.
Совет №2 – при ДТП если сумма ремонта может превысить 50 т.р. – требуйте приезда ГИБДДшника.
Совет №3 – При оформлении аварии на посту ДПС проследите, чтобы все видимые повреждения от аварии были вписаны в справку о ДТП. Если просят взятку за вписание в справку скрытых повреждений — не платите, это никак потом не пригодится.
Совет №4 – после оформления ДТП обязательно возьмите у виновника копию протокола об административном нарушении. Потребует страховая.
Совет №5 – после осмотра машины представителем страховой сфотографируйте акт – может пригодиться. Больше вы его не увидите. Желательно сфотать перед тем как подписывать и после. Иначе, как только подпишете, эксперт может и в фотографировании отказать.
Совет №6 – если есть скрытые повреждения, выбирайте оценочную компанию, в которой смогут разобрать авто (т.е. оценивать будет не просто «оценщик», а именно «автотехник»). Иначе реальная сумма ремонта будет определена «на глаз». И где бы ни осуществлялся разбор с целью установления скрытых повреждений – обязательно пригласите страховую и виновника ДТП телеграммой за неделю.
Совет №7 – если ущерб до 200 т.р., не нанимайте юриста. На практике суды в Краснодаре по ОСАГО возмещают услуги адвоката не более 3-5 т.р. А берёт юрист 10-20 т.р. Если ущерб до 50 т.р. – с юристом вообще просудитесь «в минус».
Совет №8 – если нанимаете юриста – проверьте, не разводит ли он Вас. Мне один пытался залечить, что «если наймёшь меня + добавишь 15 т.р. для судьи, то высудим еще 50 т.р. штрафа». Но эти деньги мне и так положены по закону. Достаточно пару абзацев в иск вписать, и они мои.
Совет №9 – не отправляйте исковое заявление с документами по почте. Если почта потеряет – замучаетесь восстанавливать, а ответственность почта не несёт.
Совет №10 – не пытайтесь впихнуть в оценку, которую делаете у «своего» оценщика, повреждения, не относящиеся к страховому ДТП. Сейчас страховые всех отправляют на судебную экспертизу (при мне – 6 из 6 дел), и можно встрять. Например. Если вам страховая заплатила 50 т.р., «ваш» оценщик написал 150 т.р., а назначенный судом эксперт насчитает ущерба на 55 т.р., то все судебные расходы («ваша» оценка 5 т.р., судебная экспертиза 20 т.р., госпошлина 10 т.р.) – лягут на Вас. «Ваш» оценщик в данном случае ни за что не отвечает — как вы ему сказали, что все эти повреждения в результате последнего ДТП, так он их и посчитал.
Законы, с которыми пришлось ознакомиться:
ФЗ об ОСАГО: Федеральный закон №40-ФЗ от 25.04.02 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»
Почти то же самое, что и в ФЗ (не помню, пригодилось или нет): Положение ЦБ №431-П от 19.09.14 «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»
Методика определения ущерба: Положение ЦБ №432-П от 19.09.14 «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении повреждённого транспортного средства»
По неустойкам (в части, не указанной в ФЗ об ОСАГО) и моральному вреду: Федеральный закон №2300-1 от 07.02.92 «О защите прав потребителей» и Постановление пленума Верховного суда РФ №17 от 28.06.12 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей».
Я виноват в ДТП, есть полис ОСАГО.
Потерпевший сразу обратился в страховую и договорился урегулировать убытки без технической экспертизы. По соглашению он получил 120 000 Р, а через полгода написал, что потратил на ремонт 210 000 Р и долго ждал, пока машину восстановят. Просит, чтобы я возместил ему разницу в 90 000 Р и расходы на такси по чекам из приложения.
Ситуация кажется мне несправедливой. Потерпевший сам договорился на маленькую выплату и выбрал медленный автосервис. Он показал мне сомнительный заказ-наряд от какого-то ИП — я почти уверен, что там не все работы связаны с ДТП. К тому же машине потерпевшего 15 лет. Разве я должен платить за новые детали взамен сильно изношенных? Да и на такси он ездил ради личного комфорта, в нашем городе есть автобусы.
Подскажите, должен ли я доплачивать? Разве потерпевший не решает все денежные вопросы со страховой компанией? Я не хочу судебных разбирательств и предпочел бы заплатить, но только если действительно должен по закону.
Вы правы: именно страховая компенсирует потерпевшему расходы на ремонт авто. Но полис ОСАГО покрывает не всю вашу ответственность. Если ремонт стоил больше, чем заплатила страховая компания, потерпевший может взыскать деньги с вас: он понес убытки, а по закону их должны возместить полностью.
Но вы точно должны не 90 000 Р и можете не компенсировать расходы на такси. Объясню, как страховые рассчитывают стоимость ремонта и на какую сумму договориться с потерпевшим.
Как страховые компании возмещают ущерб по ОСАГО
В случае ДТП страховая компания обязана в приоритетном порядке направить потерпевшего на ремонт. Запчасти и работы она оплачивает напрямую СТО — это называют натуральным возмещением.
В некоторых случаях страховая может предложить потерпевшему деньги: до 400 000 Р на восстановительный ремонт и до 500 000 Р на возмещение ущерба здоровью. Бывает, что потерпевший не видит перспектив ремонта по направлению от страховой и настаивает на выплате.
Под восстановительным ремонтом понимают расходы на запчасти и работы по их замене. При этом стоимость запчастей рассчитывают с учетом степени износа по единой методике Банка России, чтобы владелец мог привести машину в состояние, в каком она была до аварии.
По закону максимальный износ деталей — 50%. То есть страховщик не может возместить меньше половины их рыночной стоимости. Чем меньше износ, тем больше компенсация. Страховая по-разному рассчитает сумму ремонта двух идентичных автомобилей с одинаковыми повреждениями, но разного года выпуска. Для более нового авто компенсация будет выше.
Если после ДТП потерпевший получил от страховой деньги и будет ремонтировать машину самостоятельно, есть риск, что ему придется доплачивать в мастерской из своих денег. Так случится, если страховая посчитает износ максимальным и выплатит половину стоимости деталей, а владелец автомобиля не найдет их за эти деньги даже на разборке или сразу решит ставить новые.
Что произошло в вашем случае
По закону страховая компания виновника обязана осмотреть машину потерпевшего и зафиксировать повреждения. Дальше есть два пути:
- страховщик выдает потерпевшему направление на ремонт в конкретную организацию и потом напрямую оплачивает часть ремонта с учетом износа. Недостающую сумму придется доплатить потерпевшему;
- страховая предлагает денежную выплату, и потерпевший письменно на нее соглашается. Если нет разногласий по поводу повреждений машины и стоимости ремонта, экспертизу могут не проводить. В будущем оспорить сумму компенсации можно будет, только если в автомобиле найдут скрытые повреждения, которых нет в акте осмотра.
Если стороны не могут договориться о сумме выплаты, страховщик организует независимую техническую экспертизу и оценку, чтобы определить стоимость восстановительного ремонта.
В вашей ситуации потерпевший решил быстрее получить деньги от страховой, поэтому согласился на предложенную сумму и отказался от экспертизы. Скорее всего, по результатам независимой оценки он получил бы больше, но уже не может ничего требовать со страховой компании: она исполнила свои обязательства.
Чтобы компенсировать разницу между расходами на ремонт и страховой выплатой, потерпевший решил взыскать деньги с вас.
Должны ли вы доплачивать потерпевшему
С одной стороны, второй участник ДТП мог получить больше денег, если бы согласился на экспертизу. Однако выплата все равно была бы меньше фактических расходов, так как реальную стоимость запчастей страховая снижает на степень износа. Машине потерпевшего 15 лет, поэтому износ, скорее всего, сочли бы максимальным.
В этой ситуации вам придется компенсировать потерпевшему часть расходов на ремонт авто. Вот почему.
Во-первых, об этом говорит гражданский кодекс. По закону тот, чье право нарушили, может требовать от виновника полностью возместить убытки — в вашем случае расходы на ремонт авто.
Если виновник застраховал свою гражданскую ответственность в пользу потерпевшего, он должен возместить разницу между фактическим размером ущерба и страховым возмещением, если его недостаточно, чтобы компенсировать причиненный вред.
Кроме того, так постановил Конституционный суд. До 2017 года в случаях, когда страховой выплаты на ремонт авто не хватало, взыскать деньги с виновника нельзя было даже через суд. Считалось, что ущерб от ДТП рассчитывается по методике Банка России, то есть с учетом износа, а значит, выплат по ОСАГО достаточно.
По обращению нескольких автовладельцев в вопросе разобрался Конституционный суд. Он пояснил, что страховая действительно должна учитывать степень износа, когда рассчитывает компенсацию. Но реальный ущерб может быть выше, и потерпевший вправе требовать разницу с виновника.
Судебная практика подтверждает, что вам лучше заплатить потерпевшему.
Например, в Крыму женщина получила от страховой виновника ДТП 51 000 Р на ремонт и потребовала с него еще 58 000 Р, чтобы полностью восстановить авто.
Три судебные инстанции ей отказали, так как сочли, что общая сумма ремонта не превышает страховой лимит в 400 000 Р. Значит, требовать доплаты нужно со страховой компании, а не с виновника ДТП.
Однако Верховный суд РФ пояснил, что страховая справедливо рассчитала выплату с учетом износа и выполнила свои обязательства. А убытки потерпевшего — это все расходы на ремонт автомобиля. Их нужно рассчитывать по рыночным ценам без учета износа, а доплачивать должен виновник.
Нужно ли компенсировать расходы на такси
Платить за такси в вашем случае не придется. Если потерпевший захочет взыскать эти расходы через суд, ему нужно будет подтвердить их размер и необходимость передвигаться на такси вместо общественного транспорта. Как правило, это сложно.
На практике суды взыскивают деньги за такси в редких случаях. Например, если человек серьезно пострадал в ДТП и не мог добраться до больницы иначе.
Так, в Липецкой области женщина ездила на такси в больницу к пострадавшему в аварии сыну. Она потребовала взыскать 12 500 Р компенсации, но не смогла доказать, что поездки в принципе были нужны. А тем более на такси. Суд ей отказал.
В похожей ситуации житель Ростова требовал 83 000 Р. Он пострадал в ДТП, долго лежал в больнице далеко от дома, ходил на костылях и не мог пользоваться общественным транспортом.
Суд согласился взыскать только 32 800 Р за поездки пострадавшего в больницу и обратно, к ортопеду и на УЗИ. Еще в сумму включили расходы на такси, на котором жена привезла в больницу костыли и ортопедические подушки. Остальные поездки жены суд не учел — даже те, когда она привозила еду и лекарства.
В вашей ситуации потерпевший мог пользоваться общественным транспортом: в ДТП он не пострадал. Маловероятно, что суд согласится взыскать расходы на такси.
Аргумент, что машину долго ремонтировали, не имеет значения. Если бы потерпевший отдал ее страховой для ремонта, а не забрал деньги, по закону ему бы вернули автомобиль через 30 рабочих дней. Но потерпевший получил деньги на руки и отдал машину на СТО, которую выбрал сам. Вы не отвечаете за последствия его решения.
О какой сумме договариваться с потерпевшим
Сейчас второй участник ДТП требует заплатить разницу между страховой выплатой и реальными расходами на ремонт. Однако вы должны компенсировать только разницу между среднерыночными затратами на ремонт без учета износа и стоимостью ремонта с учетом износа: страховая ее не рассчитывала.
Если бы потерпевший решил проводить оценку, то получил бы от страховой компании деньги на ремонт с учетом износа, а возникшую в связи с износом разницу мог бы требовать с вас. Но он согласился на предложенную выплату, то есть понимал, что может получить меньше денег. Так что вы должны ему меньше, чем он просит.
Автомобиль старый, и не исключено, что независимая экспертиза могла признать полную гибель транспортного средства — в случае, если ремонт оказался бы дороже рыночной стоимости машины. При тотале компенсацию считают иначе: пострадавшему выплачивают разницу между рыночной стоимостью авто и стоимостью годных остатков. Эта сумма могла оказаться как раз в пределах 120 000 Р, и потерпевший не смог бы потребовать с вас деньги на ремонт.
Автосервис мог завысить стоимость работ. Заказ-наряд доказывает, что потерпевший заплатил за ремонт 210 000 Р конкретному ИП. Но неясно, насколько эти цены обоснованны. Может быть, они вдвое выше средних по городу.
Я рекомендую договариваться на половину требований потерпевшего — 45 000 Р. Примерно столько он сможет получить, если обратится в суд.
Перед тем как предложить конкретную сумму, удостоверьтесь, что потерпевший не пытается получить лишнее:
- Запросите у него копию акта осмотра и фотографии с него — их можно получить в страховой. Также понадобится справка о ДТП — ее можно запросить в ГИБДД.
- Сравните повреждения машины по акту осмотра, справке о ДТП и заказ-наряду, по которому потерпевший оплачивал ремонт. Обратите внимание, как именно ремонтировали машину. Может оказаться, что на фото с осмотра дверь поцарапана и ее просто покрасили, а в заказ-наряде написали, что заменили.
- На всякий случай проверьте машину потерпевшего по VIN на сайте ГИБДД. Если она попадала в ДТП и получала похожие повреждения, потерпевший может включить в сумму ремонта запчасти, которые вышли из строя еще до вашего ДТП.
Передавайте деньги по расписке. Пусть потерпевший укажет свои паспортные данные, место и дату, а также напишет, что не имеет к вам претензий по ДТП.
Что делать, если потерпевший не согласится с суммой
Объясните потерпевшему, что вам обоим невыгодно идти в суд. Вы можете заплатить ему прямо сейчас, а в суде оба потеряете время и деньги.
Вот аргументы, которые вы можете привести:
- Если потерпевший решит идти в суд, ему придется заплатить за экспертное заключение, чтобы обосновать требования чем-то более весомым, чем заказ-наряд от СТО. Эксперт рассчитает стоимость восстановительного ремонта автомобиля по рыночным ценам и с учетом износа, а также выяснит рыночную стоимость машины на момент аварии. Если экспертизу назначит суд, выйдет значительно дороже: за каждый вопрос эксперту потерпевший заплатит 5000—10 000 Р. Чтобы вернуть деньги, нужно выиграть суд — тогда расходы компенсируете вы.
- Эксперт может признать полную гибель авто, если выяснится, что стоимость ремонта с учетом износа дороже или равна стоимости машины. В таком случае размер ущерба придется считать не по разнице стоимости ремонта с износом и без него, а по разнице между стоимостью авто до ДТП и стоимостью оставшихся от машины деталей. В этом случае суд сочтет требования к вам необоснованными и откажет потерпевшему в иске. Вам не придется возмещать ущерб и расходы на экспертизу и даже получится компенсировать собственные затраты на юриста.
- Если экспертиза выяснит, что средняя стоимость ремонта ниже, чем по заказ-наряду потерпевшего, он получит еще меньше денег.
- Неясно, в каком состоянии машина была до ДТП и как она могла пострадать с момента аварии до ремонта на СТО. Чтобы выяснить, какие повреждения авто относились к вашему ДТП, понадобится трасологическая экспертиза — она стоит от 20 000 Р.
- Неизвестно, в чью пользу суд примет решение. Потерпевший рискует остаться в минусе.
Что в итоге
Полис ОСАГО покрывает не всю вашу ответственность, а только в пределах 400 000 Р за каждую поврежденную машину и только с учетом износа авто потерпевшего. Если выплаты по ОСАГО не хватит для восстановления автомобиля, виновник компенсирует разницу самостоятельно.
Виновник ДТП также должен доплачивать потерпевшему разницу между стоимостью ремонта без учета и с учетом износа. Даже если полная стоимость ремонта меньше 400 000 Р.
Вам не стоит соглашаться со всеми требованиями потерпевшего — договаривайтесь на половину суммы: примерно столько он сможет получить в суде. Расходы на такси можно не компенсировать: потерпевший вряд ли сможет доказать их целесообразность.
Если другой участник ДТП не согласится с предложенной суммой, объясните ему, почему вам обоим невыгодно судиться.
В каких случаях положен ремонт, а в каких — деньги
Если авто принадлежит юрлицу, собственник может сам выбрать то, что ему выгоднее, — ремонт или деньги. Физлицу же денежная компенсация выплачивается только в случаях, предусмотренных законом об ОСАГО, или по соглашению со страховой компанией.
В большинстве случаев страховые оплачивают ремонт. Как правило, водителю не предоставляют выбор автосервиса, страховщик сам назначает экспертизу ущерба и направляет машину на станцию техобслуживания (СТО). Если машине меньше двух лет, и есть заводская гарантия, страховая обязана обеспечить ремонт в СТО официального дилера.
Отказаться от ремонта в пользу денег физлицо может в нескольких случаях (п. 16.1 ст. 12 закона об ОСАГО):
- авто после аварии не подлежит восстановлению;
- здоровью потерпевшего причинен вред — средней тяжести или тяжкий;
- потерпевший — инвалид и выбрал страховое возмещение в виде денег;
- страховая или СТО требуют доплату за ремонт;
- автосервис, выбранный страховщиком, слишком далеко — расстояние от места ДТП или места жительства пострадавшего превышает 50 км, и страховщик отказывается за свой счет доставить авто в сервис;
- авто не отремонтировали в установленный законом срок — 30 дней;
- стоимость ремонта больше 400 тыс. ₽.
Владельцы полисов ОСАГО, купленных до 28.04.2017, вправе требовать от страховщика денежное возмещение при любых обстоятельствах.
Но даже если в вашем случае страховая не обязана платить деньги, она может согласиться на это добровольно, заключив с вами соглашение. Страховщикам выгодно заплатить деньги вместо ремонта, если замена деталей обойдется дороже.
Например, если в ДТП пострадала машина старше десяти лет, новые запчасти будут стоить дорого, а денежная компенсация, как правило, рассчитывается с учетом износа — чем старше авто и детали, тем меньше выплата.
Как рассчитывается компенсация и сколько можно получить
Стоимость ремонта авто и денежная компенсация владельцу рассчитываются по методике, утвержденной Центробанком. Ее обязаны применять не только все страховые компании, но и независимые оценочные организации и судебные эксперты.
Формула расчета: СК = Д+Р+М, где:
СК — сумма итоговой денежной компенсации;
Д — расходы на приобретение деталей и запчастей, которые требуют замены;
Р — расходы на оплату ремонта по нормочасам;
М — затраты на покупку расходников.
Сумма на ремонт рассчитывается без учета износа. А сумма денежной компенсации — с учетом износа авто и запчастей, но не более 50% от стоимости нового авто и деталей. То есть, какими бы старыми ни были машина и детали, должны выплатить не меньше половины цены нового автомобиля или новых аналогичных запчастей.
Самостоятельно рассчитать стоимость ремонта (для сравнения с расчетами страховой) можно на сайте Российского союза автостраховщиков.
Чтобы узнать общую сумму положенной выплаты, нужно отдельно рассчитать стоимость запчастей, работ и материалов, а затем сложить полученные цифры
Полученные данные также помогут определиться, что будет выгоднее, — ремонт или деньги.
После ДТП в Москве у нас под замену капот на КIA 5. Кликаем на сайте РСА «средняя стоимость запасных частей», водим номер детали, регион, дату ДТП — и получаем среднюю стоимость запчасти, на которую ориентируются страховщики, это 24 305 ₽. Также узнаем стоимость нормочаса работ для KIA на дату 22.01.23 в Москве — 910 ₽ и лакокрасочных материалов (всего на замену и покраску требуется примерно шесть нормочасов). Например, выбираем краску и лак Brulex — 2 800 ₽. Итоговая компенсация — 32 565 ₽.Эта сумма приблизительная и может отличаться от расчетов страховой и привлеченных экспертов.
Далее смотрим, за сколько можно купить аналогичный капот на сайтах объявлений. Видим предложения новых деталей от 14 000 ₽, а б/у капотов — от 7 000 ₽.
Тогда можно отказаться от ремонта, получить деньги, приобрести запчасти с рук и установить самостоятельно или в недорогом сервисе.
Выгода составит несколько тысяч рублей, даже если выплату рассчитают с учетом износа 20-30%. Примерный расчет:
32 565 – 32 565 × 0,2 (выплата по ОСАГО) – 14 900 (новый капот с авито) – 4 000 (затраты на самостоятельный ремонт) = 7 552 ₽.
С сентября в ценовых справочниках для расчета стоимости ремонта учитываются цены не только оригинальных деталей, но и сертифицированных аналогов запчастей, если оригинальная деталь отсутствует на рынке).
Использование неоригинальных деталей — вынужденная мера, связанная с подорожанием и дефицитом в РФ запчастей на иномарки.
При этом запчасти можно использовать только сертифицированные и сравнимые по цене с оригинальными, они не могут быть некачественными и слишком дешевыми. Они не должны быть дешевле, чем оригинальные, больше чем на 20%. Списки запчастей и цены обновляются раз в три месяца. На момент написания статьи действуют справочники средней стоимости запчастей, нормо-часов и материалов, обновленные 19.12.2022.
Денежная компенсация от страховой имеет лимиты:
- 400 тыс. ₽ — за причинение ущерба автомобилю и другому имуществу, если ДТП оформлено сотрудником ГИБДД или по европротоколу с фотофиксацией;
- 500 тыс. ₽ — если виновником причинен вред жизни и здоровью людей;
- 100 тыс. ₽ — если оформлен европротокол без фотофиксации.
Если реальный ущерб больше предельной суммы компенсации, например, 600 тыс. ₽, деньги сверх лимита — 200 тыс. ₽ — можно взыскать с виновника ДТП через суд. Наличие полиса не освобождает его от обязанности возместить причиненный вред (ст. 1072 ГК РФ).
Как отказаться от ремонта по ОСАГО в пользу денег
Чтобы получить выплату по ОСАГО, нужно правильно зарегистрировать ДТП, иначе можно получить меньшую сумму. В частности, вызвать сотрудников ГИБДД, позвонить в страховую, зафиксировать повреждения на видео или фото, получить у инспектора протокол.
Подать заявление на компенсацию нужно не позже пяти суток с момента аварии. Сделать это можно лично или через представителя по доверенности в любом офисе страховщика, или отправив документы «Почтой России».
В заявлении нужно указать причины и привести доказательства, почему отказываетесь от ремонта и претендуете на денежную выплату. Например, если вам причинен вред здоровью, приложите копии медицинских справок.
Перечень документов, которые нужно предоставить вместе с заявлением, страховая размещает на своем сайте. Также это можно узнать в офисе страховой или по телефону. Не забудьте в заявлении указать реквизиты счета, куда должны перевести деньги.
Деньги по ОСАГО должны поступить в течение 20 рабочих дней с момента принятия заявления к рассмотрению. За задержку выплаты со страховой можно взыскать неустойку: 1% от общей суммы за каждый день просрочки.
Что делать, если отказали в компенсации
Если ваши права нарушены, вы можете направить обращение к финансовому омбудсмену через сайт finombudsmen.ru. Его решение обязательно для страховой компании. Также можно подать жалобу в РСА или направить страховщику досудебную претензию. Если и это не поможет, придется идти в суд.
Часто сумма возмещения кажется несправедливой. Действительно, страховые могут занижать выплаты. Например, при оценке ущерба не учитывая скрытые повреждения, делая расчеты, исходя из ремонта деталей, а не их полной замены и т. д.
В этом случае сначала нужно получить выплату, которую насчитала страховая. А уже затем провести независимую экспертизу ущерба и подать на имя страховщика письменную претензию, указав срок, в течение которого вам должны перевести деньги.
Если доплата не будет зачислена в течение 30 дней, нужно составить иск и направить в суд по адресу регистрации страховой компании.
Допускается разница в расчетах в пределах погрешности 10% (п. 3.5 Положения Банка России № 755-П). Например, если страховая насчитала возмещение в 300 тыс. ₽, а независимая экспертная организация — до 330 тыс. ₽, это допустимо и не оспаривается.
Если страховщик не выполнил ваши требования добровольно, вы вправе дополнительно взыскать потребительский штраф — 50% от суммы, назначенной судом к взысканию. Например, если требуете доплату в 50 тыс. ₽, в случае удовлетворения иска штраф в вашу пользу составит 25 тыс. ₽.
Главное — не бояться и не лениться отстаивать свои интересы. Некоторые страховые на то и рассчитывают, что большинство просто не захотят тратить время на разбирательства. Максимум, на что хватает энтузиазма, — написать в поддержку, онлайн-чат или форум.
Получив формальную «отписку», многие успокаиваются и дальше ничего не предпринимают. Однако тем, кто обращается в суд, все-таки удается добиться своего.
Пример
Страховая выплатила потерпевшему в ДТП водителю 155 тыс. ₽ из расчета 230 тыс. ₽ — рыночная стоимость авто минус 75 тыс. ₽ — годные остатки. Сумма показалась водителю недостаточной, и он обратился к независимым экспертам.Оценщик посчитал, что водителю причитается не 155 тыс. ₽, а 181 400 ₽, то есть страховая не доплатила 26 400 ₽. Экспертам он заплатил 13 тыс. ₽ и 5 тыс. ₽ отдал за дефектовку (демонтаж/монтаж бамперов).
Решить вопрос с представителем страховой не удалось. В ответ на письменную претензию страховая выплатила только 24 460 ₽, компенсировать затраты на проведение экспертизы отказалась.
Тогда водитель обратился в суд и получил полное удовлетворение требований. Суд обязал страховщика выплатить потерпевшему неустойку за просрочку исполнения обязательств в 2 690 ₽, расходы по оплате экспертного заключения в 13 тыс. ₽, дефектовки в 5 тыс. ₽ и компенсацию морального вреда в 1 тыс. ₽ (дело № 2-395/2019).
Заказать независимую экспертизу и оценить реальную сумму ущерба не так дорого — от 5 тыс. ₽, в зависимости от региона. Но и эти деньги можно взыскать со страховой — добавить эту сумму к требованиям в своем иске как «возмещение расходов на проведение экспертизы».
Коротко, увлекательно и с пользой о деньгах — в нашем телеграм-канале @life_profit. Присоединяйтесь!
Уже пять лет страховщики обязаны предлагать автовладельцу возмещение по ОСАГО не только деньгами, но и ремонтом. Причем натуральное возмещение считается приоритетным. Однако на практике в восьми случаях из десяти страхователи выбирают деньги.
С износом или без — вот в чем вопрос
Денежное возмещение выгодно зачастую и страховщику, и страхователю, даже несмотря на учет износа при выплате. Ремонт страховщики обязаны делать новыми деталями (кстати, не обязательно «родными»), а если автовладелец берет деньгами, то зачастую сумма оказывается меньше стоимости аналогичного ремонта. Нужно быть готовым к тому, что даже если страховщик заплатил честно, то за ремонт новыми запчастями вам придется доплатить. Ну или ставить б/у детали.
Разница между стоимостью новых и старых запчастей может составлять 20—30%. Не секрет, что, выезжая из салона, новый автомобиль теряет в цене 10—12% (иногда 20%), примерно на столько же она снижается ежегодно, если не происходит катаклизмов на валютных рынках или не возникает резкого дефицита авто, как в прошлом году. Средний же возраст автомобилей в России, по данным «Автостата», — около 14 лет, так что для некоторых машин износ достигает 50% стоимости.
Однако в конце декабря 2021 года Минфин, ЦБ и страховщики достигли консенсуса по основным положениям законопроекта, включающего запрет учета износа при выплатах, а также повышение лимита выплат в ОСАГО за ущерб жизни и здоровью до 2 млн рублей. Ожидается, что документ удастся подготовить в течение нынешнего года, но вводить его будут поэтапно, чтобы не вызвать взлета стоимости страховки. Если износ перестанут учитывать в денежных выплатах, компенсация деньгами станет еще более популярной.
Есть еще один момент: при калькуляции суммы страхового возмещения стоимость деталей берется из справочника средней стоимости запчастей, материалов и нормо-часов для восстановительного ремонта по ОСАГО, который регулярно обновляет Российский союз автостраховщиков (РСА). Однако резкий рост стоимости запчастей, как было в 2020 и 2021 годах, может не столь оперативно отражаться в справочниках. Плюс цена в вашей СТО или у дилера может сильно отличаться от заявленной в справочнике. Хотя в октябре прошлого года методика составления справочников поменялась, и теперь их будут обновлять чаще, так что случаев занижения стоимости при расчете суммы возмещения по ОСАГО должно стать меньше. Кстати, первые проекты справочников, разработанные в соответствии с обновленной Единой методикой оценки ущерба, уже размещены на сайте РСА для их публичной проверки.
#}
Ставка: от 5.5%
Платеж: 9 059 ₽
#}
Когда страховщик не откажет в денежной выплате
Если вы уверены в своей станции техобслуживания и решительно настроены получить деньги вместо ремонта, стоит иметь в виду случаи, когда вам не имеют права отказать.
- При полной гибели автомобиля. Но сумма рассчитывается с учетом стоимости годных остатков, которая вычитается из стоимости машины.
- В случае смерти потерпевшего или причинения тяжкого или средней тяжести вреда его здоровью наследники или выгодоприобретатели получат возмещение деньгами.
- Если стоимость восстановительного ремонта превышает страховую сумму по «железу» (400 тыс. рублей) или максимальный размер возмещения при использовании европротокола (при оформлении ДТП без участия ГИБДД), вы можете отказаться доплачивать за ремонт, и тогда страховщик обязан выплатить вам деньги.
- Если все участники ДТП признаны виновными, потерпевший может отказаться производить доплату за ремонт на СТО и требовать денежного возмещения.
- Если ни одна из станций, с которыми у страховщика заключены договоры на проведение восстановительного ремонта, не соответствует установленным правилами и требованиям. Такими требованиями, например, являются расстояние не более 50 км от места ДТП или места жительства потерпевшего (что в масштабах нашей страны довольно частый случай). Автомобили до двух лет должны проходить восстановительный ремонт у официального дилера. Срок ремонта не должен превышать 30 дней, что не всегда возможно соблюсти из-за отсутствия нужных запчастей, которые необходимо заказывать, например, за границей.
- Инвалиды могут получить возмещение деньгами, это требуется указать в заявлении на страховое возмещение.
Существует также удобная оговорка, что выплата в денежном выражении может производиться по соглашению сторон — страхователя и страховщика. А это, как вы понимаете, может быть практически любой случай.
Если стороны договорились или обязательность денежной выплаты оговорена в правилах, то подписывается соглашение о выплате по калькуляции. Как правило, это происходит в день обращения с заявлением о наступлении страхового случая. Страховщик в соглашении прописывает сумму возмещения, рассчитав ее по Единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт. Также в документе указывается срок выплаты возмещения. Задача потерпевшего — проверить сроки выплаты и сумму (можно уточнить по тому самому справочнику стоимость запчастей и необходимых работ или посоветоваться со своим автомастером) и письменно согласиться с ними.
Если вы понимаете, что расчет денежной компенсации покроет предстоящие расходы на ремонт, то можете смело брать выплату деньгами. А если не хотите тратить время и силы на поиск СТО, стоит подумать о восстановительном ремонте от страховщика. Если учет износа отменят, компании, скорее всего, будут более активно предлагать именно этот вариант.
Полина ПАРКЕР для Banki.ru
08:00 09.10.2017
(обновлено: 07:49 03.03.2020)
https://ria.ru/20171009/1506368999.html
Оцени ущерб: как получить больше денег по новым правилам ОСАГО
Оцени ущерб: как получить больше денег по новым правилам ОСАГО — РИА Новости, 03.03.2020
Оцени ущерб: как получить больше денег по новым правилам ОСАГО
Госдума одобрила в первом чтении поправки в закон об ОСАГО, увеличивающие лимит выплат по ДТП, оформленным без участия сотрудников полиции. В случае принятия… РИА Новости, 09.10.2017
2017-10-09T08:00
2017-10-09T08:00
2020-03-03T07:49
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/sharing/article/1506368999.jpg?15063719391583210991
россия
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2017
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
авто, россия
Оцени ущерб: как получить больше денег по новым правилам ОСАГО
МОСКВА, 9 окт — РИА Новости, Сергей Белоусов. Госдума одобрила в первом чтении поправки в закон об ОСАГО, увеличивающие лимит выплат по ДТП, оформленным без участия сотрудников полиции. В случае принятия документа с 1 января 2018 года по так называемому европротоколу потерпевший сможет рассчитывать на компенсацию в размере до 100 тысяч рублей вместо нынешних 50 тысяч. РИА Новости выяснило, насколько нововведения смогут упростить и одновременно усложнить жизнь автомобилистам.
Угадай-ка
По действующим нормам закона об ОСАГО для оформления ДТП без вызова сотрудников ГИБДД (читай — по европротоколу) должны быть соблюдены определенные условия: в аварии участвовало не более двух транспортных средств, вред причинен только имуществу, у водителей нет разногласий по поводу обстоятельств ДТП, характера и перечня видимых повреждений, оба имеют действующий страховой полис, заполнили и передали в страховую извещения о дорожно-транспортном происшествии. В этом случае потерпевший вправе претендовать на компенсацию от страховщика в размере 50 тысяч рублей.
По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), количество водителей, обратившихся с заявлением о выплате по европротоколу, по итогам за январь-июнь 2017 года выросло на 10% и составило 269 тысяч человек. Доля водителей, оформлявших ДТП без вызова сотрудников полиции, в первом полугодии 2017 года в целом по России выросла с 29 до 32%.
Новые виды ОСАГО, шинные «прелести», навязчивая реклама и азиатский гамбит
Принятие законопроекта позволит увеличить сумму возмещения по «стандартному» европротоколу до 100 тысяч рублей. По данным Минфина, выступившего автором поправок, средний размер выплат по ОСАГО превышает 65 тысяч рублей, поэтому повышение суммы необходимо. С ведомством не согласны в РСА: «Повышение максимального размера страховой выплаты в рамках европротокола приведет к тому, что этот лимит превысит среднюю выплату по ОСАГО. Это может привести к значительному росту страхового мошенничества. Большинство добросовестных граждан не нуждается в таком увеличении, поскольку в настоящее время не менее 68% всех ДТП покрываются лимитом 50 тысяч рублей».
Для многих подсчет ущерба — почти невыполнимая задача, а понять, во сколько обойдется восстановление машины, держа в уме сумму 100 тысяч, будет еще сложнее. Помимо внешних повреждений автомобиля, в большинстве аварий есть скрытые, распознать которые без тщательного осмотра не сможет даже опытный сотрудник автосервиса. Чтобы не быть голословным, РИА Новости подготовило тест, который позволит определить, насколько вы способны оценить ущерб от ДТП (см. в конце статьи).
С точностью до метра
Но на этом поправки в закон об ОСАГО не заканчиваются. Правительство предлагает выплачивать компенсацию по европротоколу, даже если водители не смогли договориться о том, кто из них виноват. Если несговорчивые участники ДТП все же решат не вызывать гаишников, тогда им нужно будет зафиксировать обстоятельства ДТП с помощью «технических средств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации».
Минфин отказался от идеи привязать ОСАГО к водителю, а не к автомобилю
О том, что это за устройства, должны знать жители Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей. Согласно действующей редакции закона об ОСАГО, уже сейчас они могут получить максимальную страховую выплату в размере 400 тысяч рублей, но только при условии фото- или видеофиксации обстоятельств аварии. Речь идет о видеорегистраторах и фотоаппаратах, а также камерах в планшетах и смартфонах. Согласно постановлению правительства № 1002, технические средства должны не только записывать видео и делать снимки, но и фиксировать точное время и спутниковые координаты. Сделать важные кадры нужно в течение часа после аварии, а на записях должны быть видны госномера, повреждения и расположение транспортных средств с привязкой к объектам дорожной инфраструктуры. Бонусом будет фото номерного знака машины свидетеля ДТП. С 2018 года требования к приборам ужесточатся: простой видеорегистратор в случае автоматической фиксации аварии уже не поможет. Нужен будет прибор, способный записать не только дату, время и координаты, но и скорость в момент совершения ДТП, а также ускорение по трем осям (x, y и z). Такие возможности предусмотрены в автомобилях, оснащенных системой аварийного оповещения ЭРА-ГЛОНАСС.
«Если виновными будут признаны оба водителя, то им будут произведены выплаты в пределах 100 тысяч рублей, — рассказал Денис Макаров, руководитель управления методологии обязательных видов «АльфаСтрахования». — Но если оба водителя окажутся невиновными в ДТП, то выплату произвести нельзя, так как при страховании гражданской ответственности отсутствие вины допускается только при выплатах в случае причинения вреда жизни или здоровью». По мнению страховой компании, двукратное увеличение суммы выплат может привести к всплеску мошенничества и росту убыточности.
Европротокол на полную катушку
Через пару лет необходимость подсчитывать в уме сумму ущерба отпадет сама собой. Лимит для жителей регионов действует до 1 октября 2019 года, после любой автовладелец России сможет рассчитывать на полную компенсацию ущерба своему имуществу в рамках договора об ОСАГО, то есть на 400 тысяч рублей. Правда, технические средства фиксации, которые сейчас необходимы жителям Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей, станут обязательными для всех, независимо от места происшествия. По мнению авторов законопроекта, скорое повышение выплат до 100 тысяч рублей и будет способствовать более плавному переходу к европротоколу без ограничений.
Фиксация нарушений должна существенно упроститься: в проекте федерального закона в качестве альтернативного варианта предусмотрено программное обеспечение для смартфонов и планшетов, которое сможет снять повреждения, определить местоположение, а также передать данные в автоматизированную информационную систему обязательного страхования (АИС РСА).
Стоимость ОСАГО для пьяных водителей могут увеличить в пять раз
Подобное приложение уже разработано РСА и запущено в 2015 году, его можно установить в смартфон или планшет, работающий под управлением операционных систем Android и iOS. Сделанные с помощью «ДТП. Европротокол» фотографии автоматически поступают на хранение в информационную систему РСА. По мнению союза, интеграция с Единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА) не требуется, поскольку данные о пользователях есть в полисах ОСАГО, а значит, и в АИС РСА. «Такой идентификации вполне достаточно для урегулирования страхового случая с применением этих данных», — отметили в пресс-службе РСА.
Если у водителя нет возможности использовать приложение, а в автомобиле отсутствует система ЭРА-ГЛОНАСС, всегда остается возможность вызвать на место ДТП сотрудников полиции — они подскажут, что делать.
Цена неосведомленности
Порой автомобилисту трудно разобраться с геолокацией, видеофиксацией, данными о продольном и поперечном ускорении и другими сложными вещами. Некоторые пожилые водители даже кондиционер включить не могут. Но опытные и продвинутые тоже становятся заложниками собственной неосведомленности.
Минфин представил законопроект по либерализации ОСАГО
В судах нередко рассматриваются регрессные иски, поданные страховыми компаниями против виновников аварий, оформленных по европротоколу. Дело в том, что в законе об ОСАГО содержатся требования об обязательном предоставлении в страховые компании заполненных бланков извещений о ДТП обоими участниками происшествия в течение пяти рабочих дней. Для потерпевшего это важно, так как его автомобиль должен быть отправлен в ремонт, но второй участник не придает этому значения, выкидывает извещение в помойку и самостоятельно ремонтирует машину, чем пользуются автостраховщики.
Компания выплачивает потерпевшему необходимую сумму (или ремонтирует автомобиль в сервисе), а затем подает в суд регрессное требование на виновника аварии с требованием полностью возместить денежные средства в пределах суммы европротокола. Такое право компаниям дает статья 14 закона «Об ОСАГО». Сейчас это 50 тысяч рублей (до 400 тысяч для жителей Москвы, Питера и их областей), а с принятием поправок сумма возрастет до 100 тысяч.
«Закон ясно указывает на то, что извещение должно быть направлено страховщику в течение пяти рабочих дней с даты ДТП. Это можно сделать по почте, по факсу или любым иным способом, подтверждающим факт отправки. Документ об отправке нужно хранить и предъявлять страховщику в случае необходимости», — пояснили в пресс-службе РСА.
Кстати, если воспользоваться официальным сайтом РСА и скачать оттуда бланк извещения о ДТП, то в нем будет указано следующее: «Заполняется и передается в течение 15 рабочих дней страховщику». В инструкции по упрощенному оформлению ДТП необходимость передачи заполненного извещения в течение пяти рабочих дней прописана правильно, но много ли водителей готовы разбираться в этих тонкостях?
А теперь попробуйте пройти тест. Все автомобили в нем действительно попадали в аварии и были застрахованы по ОСАГО в компании «АльфаСтрахование». Предлагаем вам угадать, сколько стоил ремонт конкретной машины: меньше 100 тысяч рублей или больше?