Как открыть транспортную логистическую компанию

  • Общие различия ИП и ООО

  • Какую систему налогообложения лучше выбрать

  • Бухгалтерская и Налоговая отчётность грузоперевозок у ИП и ООО

  • Ограничения для ИП и ООО

  • Закрытие или перепродажа бизнеса

  • Что лучше выбрать для грузоперевозок — ИП или ООО

Общие различия ИП и ООО

Основать ООО может несколько человек, они и будут являться партнёрами с разными долями в бизнесе, в зависимости от размера внесённого капитала. Размер доли в ООО будет влиять на размер ваших дивидендов от предприятия.

ИП управляется одним лицом, от которого и будет зависеть принятие любых решений и ответственность, за которые также будет нести это частное лицо.

Главная разница заключается в том, что при каких-либо потерях ООО отвечает уставным капиталом, а индивидуальный предприниматель — личным имуществом.

Любой бизнес, будь то ИП или ООО, имеет определённые риски, и каждый из них обладает своей спецификой.

Рассмотрим для начала ИП. Если индивидуальный предприниматель обанкротится, то всё его личное имущество пойдёт в счёт погашения долгов. Включая то, которое совершенно не было задействовано в его бизнесе.

Зато штрафы и санкции за финансовые нарушения для физлица менее существенные. Тоже относится и к уголовной ответственности.

У банкротства ООО совсем другой сценарий, личное имущество учредителей, за некоторыми исключениями, остается неприкосновенным, они расплачиваются уставным капиталом.

Схожесть для ИП и ООО в случае грузоперевозок заключаются в том, что при нарушении правил перевозки, предусмотренных статьей 12.31.1 КоАП РФ. размер штрафа для них одинаковый.

Теперь сравним нюансы регистрации ИП и ООО для грузоперевозок

Регистрация ИП

Для того чтобы зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель, вам не нужен огромный пакет документов, необходимо будет лишь собрать:

  • Заявление о постановке на учёт по форме Р21001;

Скачать бланк заявления р21001

  • ИНН;
  • Копию паспорта;
  • Квитанцию об уплате госпошлины в размере 800 рублей (если вы подаёте документы не в электронном виде).

Документы на регистрацию ИП для грузоперевозок можно предоставить любым удобным для вас образом:
лично в региональную ФНС;

  • через МФЦ;
  • дистанционно через портал ГосУслуги;
  • на сайте ФНС;
  • через сервис по регистрации бизнеса «Моё Дело».

Если все документы будут заполнены и предоставлены верно, уже через три рабочих дня после их подачи вы можете получить статус Индивидуального Предпринимателя.

Запускаете свой бизнес?

Сделайте документы для регистрации ИП или ООО в бесплатном сервисе от «Моё Дело»

Подготовить документы

Регистрация OOO

Открытие ООО более трудоёмкий процесс, чем оформление ИП. Минимальный уставной капитал ООО, в счёт которого могут идти ценные бумаги и другое имущество, составляет от 10 000 рублей. Если вы хотите использовать в качестве уставного капитала ваше имущество или ценные бумаги вам придется заручиться одобрением остальных членов ООО и воспользоваться услугами независимого оценщика.

Помимо прочего, необходимо будет заплатить пошлину за регистрацию юрлица, если вы подаёте документы не в электронном виде. Она составляет 4000 рублей.

Ещё вам понадобиться получить юридический адрес (тот, что будет указываться в учредительных документах). В качестве него можно использовать арендованное или купленное нежилое помещение, приобретенный в территориальном центре поддержки предпринимательства адрес, домашний адрес учредителя или генерального директора.

Последний вариант наименее желателен, так как некоторые налоговые службы могут отказать вам в регистрации ООО, несмотря на то, что это не запрещено законом.

Основные документы, которые вам потребуется собрать при регистрации ООО для грузоперевозок:

  • Согласие собственника, свидетельство о праве собственности и согласие жильцов, если вы регистрируете организацию на домашний адрес в 1 экз.
  • Протокол собрания учредителей (если 2 и более учредителя) 1 экз.
  • Квитанция госпошлины за регистрацию ООО 1 экз.
  • Заявление на регистрацию ООО (форма Р11001) 1 экз.
  • Решение единственного учредителя (если 1 учредитель) 1 экз.
  • Договор об учреждении ООО (если 2 и более учредителя) 1 экз.
  • Устав ООО 2 экз.
  • Заявление о переходе на выбранную вами налоговую систему (по умолчанию вы окажетесь на ОСН, если не подадите это заявление в течении 30 дней) 2 экз.
  • Нотариальная доверенность на подачу и/или прием документов (если заявитель, не может самостоятельно подать или забрать документы из налоговой инспекции) 2 экз.

Какую систему налогообложения лучше выбрать

Всего, на данный момент в России существует 6 режимов налогообложения:

Налог на профессиональный доход — работает не в каждом регионе.

  • ОСНО — Общая система налогообложения .
  • ПСН — Патентная система налогообложения или Патент.
  • УСН — Упрощённая система налогообложения или упрощёнка.
  • ЕСХН — Единый сельскохозяйственный налог.
  • ЕНВД — Единый налог на вменённый доход или вменёнка.

ОСНО для грузоперевозок не рассматривается. Это один из самых сложных режимов в плане учёта. Фискальная нагрузка на общей системе гораздо выше, чем на спец. режимах.

На ЕСХН, ЕНВД и УСН, налоговые ставки для ООО и ИП не отличаются. Разница есть только при общей системе. В ней налог на прибыль для организаций 20%, а для ИП — 13%. НПД и ПСН действует только для индивидуальных предпринимателей.

Не можете определиться с системой налогообложения?

Бесплатно проконсультируем в выборе наиболее подходящей для вашего бизнеса и покажем как сдавать отчётность в системе «Моё дело».

Узнать подробнее

При ПСН налог составляет всего 6% от прогнозируемой прибыли, установленной местными властями без привязки к реальному доходу, а НДС, НДФЛ и налог на имущество платить и вовсе не нужно. Предприниматель лишь авансом покупает патент на период от месяца до года, в счёт уплаты налогов. Для грузоперевозок предпринимателю на каждое транспортное средство придется покупать отдельный патент.

Для небольшого ООО, с доходами не превышающими 60 млн руб. в год, количеством сотрудников не больше 100 человек и остаточной стоимостью основных средств менее 100 млн руб., оптимальным вариантом будет УСН, при котором не платят:

  • налог на прибыль организаций,
  • НДС, за исключением импорта,
  • налог на имущество, за исключением облагаемого по кадастровой стоимости.

Самая высокая ставка этого режима, составляет 15%. Размер налога высчитывается из выручки, без вычета расходов.

Вторая, меньшая, ставка — 6%. Сумма налога высчитывается из дохода, с предварительно вычтенными расходами.

Бухгалтерская и Налоговая отчётность грузоперевозок у ИП и ООО

Как ООО так и ИП должны, удерживать НДФЛ с зарплат своих сотрудников, а также отчислять страховые взносы на социальное, медицинское и пенсионное страхование. Но существуют и некоторые отличия.

ИП не обязан предоставлять бухгалтерскую отчётность, а если он не пользуется услугами наёмных работников, то вообще никакую, кроме отчётности по полученным доходам. Её он тоже может не предоставлять, если выберет налоговый режим ПСН.

При работе по ОСНО налог для ИП, как физлица, будет составлять 13 %, что существенно меньше, чем для ООО — 20%.
ООО не может существовать без наёмных работников, в отличие от ИП, поэтому организация помимо налогов на полученные доходы в любом случае будет платить страховые взносы во внебюджетные фонды: ПФР, ФФОМС, ФСС.

Упростите себе жизнь — сформируйте отчётность в 2 клика с помощью сервиса «Моё дело».

Система все рассчитывает автоматически, а также заполняет документы для подачи в налоговую службу и пенсионный фонд.

Попробовать бесплатно

Ограничения для ИП и ООО

В зависимости от выбранной налоговой системы для ИП и ООО в сфере грузоперевозок существуют ограничения.

На УСН

  • Количество работников не должно превышать 100 человек.
  • Общая сумма доходов за каждый год, в котором организация применяет УСН, не должна превышать 60 млн. руб.
  • Ваша организация не должна быть бюджетным или казённым учреждением.
  • Доля участия других организаций в уставном капитале в совокупности должна не превышать 25%.
  • Бухгалтерская остаточная стоимость основных средств не более 100 млн. руб.

На ПСН

  • Приобретать Патент для грузоперевозок могут только ИП.
  • Количество работников не должно превышать 15 человек.
  • Ограничение по доходам составляет 60 млн. руб. — ИП теряет патент, если сумма доходов превышает это значение.
  • ПСН не применяется в рамках договоров доверительного управления имуществом или товарищества.

На ЕНВД

  • Количество работников не может превышать 100 человек.
  • В распоряжении компании должно быть не более 20 автомобилей, предназначенных для оказания грузоперевозок, включая арендованные транспортные средства.
  • Нельзя вести деятельность по договорам простого товарищества или доверительного управления.
  • Доля участия других организаций в уставном капитале в совокупности должна быть не более 25%.

Распоряжение доходами

Существенное преимущество ИП для грузоперевозок — возможность пользоваться прибылью, как своими личными средствами. Предприниматель не обязан отчитываться на какие нужды он направил вырученные деньги. При этом ограничения на размер выведенных сумм нет.

Доходы ООО не являются собственностью одного лица. Они принадлежат организации в целом, что накладывает некоторые ограничения по использованию прибыли. Любые вложения должны быть согласованы учредителями и внесены в бухгалтерский отчёт.

Имидж компании

ООО, как более крупное предприятие, за создание которого чаще ответственен не один человек, производит впечатление большей надежности на возможных партнеров по бизнесу, чем ИП. При такой форме организации бизнеса для грузоперевозок возникает меньше трудностей в получении кредитов, привлечении инвесторов, заключении контрактов с контрагентами.

ООО создаёт впечатление надежного партнера, которому можно поручить госзаказ.

Закрытие или перепродажа бизнеса

У ИП очень простая процедура ликвидации, не требующая каких-то серьезных расходов. Вам придётся только заплатить госпошлину (160 рублей) и написать заявление. На закрытие ИП вам потребуется затратить около пяти дней. Перепродать или переоформить ИП на другого человека невозможно.

Размер государственной пошлины при закрытии ООО составляет 800 р. Весь процесс ликвидации может занять более шести месяцев. Необходимо отдать долги кредиторам, сдать промежуточный и ликвидационный балансы, оплатить выходные пособия рабочим и подать объявление в специальный журнал. Однако, ООО может сменить учредителей или быть перепродано.

Что лучше выбрать для грузоперевозок — ИП или ООО

Определиться с формой регистрации бизнеса вам поможет чёткое представление, какими конкретно перевозками вы будете заниматься, сколько единиц техники в вашем автопарке и человек в штате, каким начальным капиталом вы обладаете, в одиночку ли вы задумали создать этот бизнес.

А также кого в перспективе вы хотите видеть своими партнерами и планируете ли вы его расширять, например, на другие регионы. Для небольшой компании грузоперевозок предпочтительнее регистрировать ИП. Если же ваши планы более масштабны, вы ориентированы на госзаказы и хотите запустить целую сеть по стране, стоит сделать выбор в пользу ООО.

Бесплатная консультация по регистрации бизнеса

Перезвоним и расскажем, как выгоднее и проще оформить

Заказать консультацию

Ключевые элементы успеха в любой производственной деятельности – обеспеченность сырьем и своевременная доставка готовых товаров к торговым точкам, местам реализации. Формированием системы товарообращения занимаются логистические компании – предприятия, которые специализируются на перемещении различных грузов.

Спрос в России на них высокий — особенно с учетом большого размера страны и удаленности населенных пунктов друг от друга. Поэтому идея открытия логистической компании кажется перспективной. Это выгодное направление бизнес-деятельности — дело может быстро окупиться и начать приносить высокий доход предпринимателю.

Из статьи вы узнаете, как открыть логистический компанию с нуля. Приводим примерные экономические расчеты, рассказываем, когда будет достигнута точка безубыточности.

Функции логистических компаний

Логистика занимается управлением и контролем транспортировки продукции из одной точки в другую. Соответственно, логистические компании выполняют функции:

  • поставщика сырьевых материалов до производителя;
  • доставщика готовой товарной продукции в сбытовые точки (до потребителя);
  • обработка и временное хранение грузов до момента их доставки в торговые сети / на производство.

 

Договоренности с логистическими компаниями заключаются по схеме аутсорсинга.

Фирмам без собственного автомобильного парка взаимодействие с аутсорсером позволяет оптимизировать затраты по грузообороту и делегировать полномочия по доставкам профессионалам.

Характеристика рынка логистики в России

После падения рынок грузоперевозок, начиная с конца 2016 года, возобновил свой рост. Российская экономика находится в фазе восстановления, это ведет к оживлению активности в сфере логистики. По прогнозам экспертов, в 2018-2022 гг. ожидается стабильное увеличение этого рынка более чем на 7% ежегодно.

В России только появляется мода использовать внешних провайдеров услуг по грузоперевозкам. Так, доля логистического аутсорсинга чуть превышает 30% (в западных странах – более 50%). Но тренд выделяется четко: производители все чаще перекладывают всю работу по транспортировке и доставке грузов с себя на специализированные компании. И чаще всего, логистика осуществляется автотранспортом. Автотранспорт лидирует на рынке – более 68% от общего объема перевозок.

С учетом низкой инфляции на рынке и отсутствия долгосрочных рисков логистический бизнес можно считать перспективным.

Основные расходы по открытию бизнеса

Сумма начальных вложений для открытия логистической компании, ее разбивка по статьям – в таблице ниже.

Расходная статья

Сумма, руб.

Регистрация

10 тыс.

Аренда помещения

100 тыс.

Покупка оборудования

325 тыс.

Заработная плата (8 чел.)

300 тыс.

Дополнительные расходы (дополнительный инвентарь, реклама, ремонт офиса и др.)

150 тыс.

Итого

1,335 млн

 

Величина расходов определена на основе изучения цен в интернете и примерной арендной платы в регионах России.

По исходным условиям, компания не будет покупать автомобили (с целью снижения размера начального капитала). Для справки, стоимость малотоннажного грузовика Iveco Daily (б/у) – 1,5 млн руб. Будем брать водителей со своими машинами.

Регистрация

Важная особенность логистического бизнеса – не нужно получать лицензию для начала деятельности. Достаточно просто зарегистрировать себя в качестве субъекта предпринимательской деятельности.

Чаще всего бизнесмены оформляют дело как юридическое лицо (в форме ИП реже). С индивидуального предпринимателя взимается налог на добавочную стоимость, что заметно увеличивает отчисления в фонды.

ООО (Общество с ограниченной ответственностью) — оптимальная форма регистрации логистического бизнеса. Оформить документы можно самому, хотя этот процесс утомительный, требует сбора множества бумаг и походов в налоговую инстанцию. Можно поручить процесс юридической конторе за соответствующую плату.

ОАО/ЗАО сложны в оформлении. В бизнес плане мы эти ОПФ рассматривать не будем.  

Коды ОКВЭД: 52, 52.24.

Помещение

Логистический бизнес требует офиса для приема клиентов и оборудованных складов для хранения и распределения товаров.

  1. Офис (юридический адрес фирмы) нужно разместить в месте рядом с транспортной развязкой. Сначала в его оборудование можно не вкладывать больших денег — достаточно сделать евроремонт, закупить компьютеры и оргтехнику, удобную мебель, установить кулер с водой, развесить тематические промотериалы, установить большой телеэкран. Это будет создавать приятное впечатление у клиентов.
  2. Для формирования логистического центра подойдут склады площадью 5 тыс. кв. м, отвечающие требованиям Санэпиднадзора и пожарной службы: иметь пожарную сигнализацию, систему вентиляции, отопления, водоснабжения. Склады могут располагаться на краю города, должны иметь подъезд для грузовых автомобилей (точку принятия грузов), место для автопарка, помещения для персонала.

 

Оборудование

Склады необходимо оборудовать стеллажами и другим оборудованием для хранения и перераспределения продукции, на них хранящейся.

На каждого работника должно приходиться по 1 рокле (гидравлической тележке). Они нужны для перевозки грузов (не очень тяжелых и не крупногабаритных).

Потребуется штабелер (или вилочный погрузчик) – техника с высокой грузоподъемностью (есть ручная, самоходная и автоматическая). Она нужна для перевозки паллетов, крупных грузов.

Пригодится консольный подъемник. Он позволяет загружать/выгружать грузы с верхних стеллажей.

Перегрузочная система обеспечит быстрый и безопасный грузооборот между автотранспортом и складом.

Персонал

Для нормального функционирования бизнеса понадобится штат в 8 человек.

  1. Логист, 1 чел. Работает в офисе, заключает договора с клиентами, ведет документацию, взаимодействует с поставщиками и контролирует сроки исполнения заказов. Сотрудник должен иметь соответствующий опыт работы.
  2. Грузчики для склада, 2 чел. Занимаются погрузкой и выгрузкой поступающей продукции, хранением. Должны иметь опыт работы с погрузочным оборудованием. С развитием бизнеса потребуется больше работников, однако на начальных порах хватит и двух. Могут работать посменно.
  3. Водители-экспедиторы, 2 чел. По условиям бизнес плана, имеют свои автомобили. Их работу можно контролировать с использованием систем ГЛОНАСС/GPS.
  4. Охранник, 2 чел. Склады нужно защищать от злоумышленников. Рекомендуется установить системы видеонаблюдения.
  5. Бухгалтер, 1 чел. Будет вести все дела с налоговыми отчетностями по ООО.

 

Реклама

Начинающему предпринимателю нужно помнить, что в логистическом бизнесе клиенты предпочитают обращаться к уже зарекомендовавшим себя компаниям, которые страхуют грузы и имеют положительные отзывы.

Поэтому без затрат на маркетинг не обойтись. Есть 2 важных момента.

Во-первых, цены. Нужно проанализировать затраты и предложить расценки ниже рыночных. Производители всегда стремятся минимизировать расходы, потому обратят внимание на новую компанию. Можно проводить дополнительные акции, давать скидки при заключении долгосрочных контрактов, покупках большими объёмами.

Второй момент — реклама и продвижение. Следует задействовать как можно больше информационных каналов в регионе работы: телевидение (бегущая строка), радио, печатные издания (с деловым уклоном), свой сайт с онлайн-консультированием. Полезно посещать выставки, семинары.

План расходов и прибыль организации

Мы уже определили, что сумма первоначальных расходов составляет 1,335 тыс. руб. (1,4 млн руб.).

Ежемесячные расходы:

  • аренда – 100 тыс. руб.;
  • заработная плата – 200 тыс. руб.;
  • переменные затраты – порядка 100 тыс. руб.

 

Считаем доход:

  • при полной загруженности машины проезжают в месяц примерно 12 тыс. км.;
  • стоимость 1 км пути составляет 25 руб.;
  • при наличии 2 экспедиторов доход составит 600 тыс. руб.;
  • ежемесячная прибыль – около 100 тыс. руб.

 

Бизнес сможет выйти «в ноль» примерно за 14 месяцев, потом начнет приносить чистый доход.

Из расчётов очевидно, что грузоперевозки при грамотной организации делового процесса скоро начинают приносить доход. Современные экономические условия в России позволяют грузоперевозчикам быстро превратиться в крупного регионального игрока.

Изучение этой статьи поможет вам открыть бизнес – логистическую компанию – с минимально возможным размером начальных инвестиций. Хотя даже при минимуме стартовые расходы могут показаться значительными для малого предпринимательства.

Водитель грузовика

Логистикой называют весь процесс передачи товаров и услуг конечному потребителю: от закупки сырья у поставщиков до доставки заказа. То есть это все, что связано с поставками, доставками, перемещением продукции между филиалами и цехами, хранением, отгрузкой.

Разбираемся, как правильно организовать логистику начинающему предпринимателю. Спойлер: придется хорошо потрудиться, но это более чем окупится в дальнейшем.

Что такое логистика

Часто думают, что логистика — это просто организация доставок: заказали ГАЗель, выдали товар, проконтролировали, чтобы груз вовремя доехал к получателю. На самом деле нет.

Логистика — это контроль и оптимизация передачи продукции и услуг от поставщика конечному потребителю на всех этапах производства. Главная цель логистики — минимизировать затраты на производственные процессы, а значит, снизить расходы и повысить прибыль. Доставка заказов, выбор маршрута, контроль груза — тоже логистика, но лишь небольшая ее часть.

Работа над логистикой предполагает контроль поставок сырья, обеспечение предприятия запасами, обработку продукции на складе, организацию быстрого обмена информацией внутри компании. Специалисты оптимизируют бизнес-процессы, алгоритмизируют и автоматизируют все, что можно. Обычно всем этим занимается целый отдел, но если предприятие небольшое, это может взять на себя руководитель или поручить одному специалисту.

Логистика включает в себя:

  • Управление транспортом. Логисты решают, какой вид транспорта оптимально использовать для конкретных перевозок, подбирают автомобили, следят за исполнением заказов. Также могут контролировать обслуживание ТС.
  • Коммуникации. Одна из главных задач логистики — сделать так, чтобы заказы нормально обрабатывались, водители вовремя получали информацию о доставках, отделы внутри компании владели информацией, необходимой для работы.
  • Обеспечение запасов. Это заказ новых партий сырья, обеспечение бесперебойных поставок товаров, управление запасами на складах.
  • Оформление документов. В крупных компаниях именно логисты принимают участие в заключении контрактов с поставщиками, оформлении сопроводительных документов на грузы, таможенном оформлении товаров.
  • Управление складами. В компетенции логистов управление всем, что происходит на складах: сортировкой, упаковкой, приемкой, отгрузкой товаров.

Без грамотной организации логистики начнется бардак: простои производства, потерянные заказы, долгая доставка продукции и, вследствие этого, — недовольство клиентов. В результате расходы на производство будут расти, а чистая прибыль — снижаться.

Логистика нужна всем компаниям, которые так или иначе доставляют товары покупателям или заказывают что-то у поставщиков.

Приведем пример: в небольшом городе работает магазин стройматериалов. Владелец купил ГАЗель, чтобы закупать товары в ближайшем крупном городе с оптовыми складами и привозить доски, металлопрофиль и металлопрокат клиентам. Даже при небольшом обороте он уже работает с логистикой:

  • следит за наличием товаров в магазине и, когда что-то кончается, сам едет закупать новую партию или заказывает продукцию у поставщиков, договаривается с ними о времени доставки и следит, чтобы все привезли вовремя;
  • когда покупатель приезжает или звонит, чтобы заказать доставку, передает данные о заказе грузчикам и водителю, чтобы те выполнили его.

То же самое можно сказать о ресторанах, суши-барах, маркетплейсах, зоомагазинах: все они получают поставки, а некоторые — доставляют заказы клиентам.

О том, в каких случаях еще компаниям нужна логистика, нам рассказал Александр Храпунов — руководитель отдела продаж транспортно-экспедиционной компании «ТЭК Оператор»:

«На самостоятельную организацию внутренней логистики компании переходят по нескольким причинам:
— Организация новая, начинающая. На этапе становления самостоятельно выбирает оптимальные варианты доставки заказа от поставщика и/или конечному покупателю.
— Компания давно на рынке, но развивает новые услуги, связанные с необходимостью доставки партий грузов.
— Компания давно существует, но раньше закупала товар с доставкой силами своего поставщика, а теперь, в целях оптимизации, сама вывозит его со склада своего отправителя. А значит, перевозка грузов ложится на плечи ее сотрудников.
— Компания расширяет географию присутствия. Для новых регионов ей требуется организация новых логистических процессов.
— Компания расширяет варианты сбыта продукции, увеличивает объемы закупок. Ей требуются новые мощности и более выгодные варианты транспортировки»

Какие виды логистики бывают и какие нужны вашей компании

Бизнес-процессы и типы используемой логистики на предприятии будут зависеть от его сферы деятельности. Есть разные виды логистики:

1. Транспортная

Это обеспечение транспортной инфраструктуры и доставка заказов или получение сырья точно в срок, без задержек и материального ущерба. Конкретные работы зависят от того, есть ли у компании свой транспорт.

Если есть, логисты могут:

  • подбирать транспортное средство под конкретный тип груза — рефрижератор для скоропортящихся товаров или КАМАЗ для сыпучих грузов;
  • строить оптимальный маршрут доставки с учетом загруженности и состояния дорог, установленных знаков, необходимого времени доставки;
  • контролировать состояние водителей и самих транспортных средств с помощью тахографа;
  • составлять планы поставок или доставок в зависимости от информации, полученной от других отделов на предприятии.

Если собственного транспорта нет, логисты могут заказывать доставку у подрядчиков — транспортных компаний. В этом случае они просто будут получать информацию от других отделов, совершать заказы и контролировать ход их выполнения.

Единственные, кому не нужна транспортная логистика в широком понимании — это те, кто продает товары со склада самовывозом и получает сырье от поставщиков их транспортом. Тогда будут использоваться другие виды логистики.

2. Закупочная

Ее еще называют логистикой снабжения. Это обеспечение работы производства или продаж, если компания занимается перепродажей. К ней относится все, что связано с закупками расходных материалов, сырья, товаров.

В логистику снабжения входят:

  • поиск поставщиков, которые могут предложить необходимые товары или сырье;
  • сравнение условий у разных поставщиков, выбор самого выгодного предложения;
  • составление, изучение и подписание договоров на поставки;
  • контроль над исполнением обязательств со стороны поставщиков и принятие мер в случае, если они срывают сроки или привозят брак.

Основная цель такой логистики — обеспечить бесперебойную работу компании и по возможности оптимизировать затраты без потери качества.

3. Логистика запасов

Это создание запасов для определенной точки инфраструктуры, чтобы она работала бесперебойно. То есть компания должна постоянно иметь минимальное количество ресурсов, которое позволит не останавливать производство даже в случае каких-либо неблагоприятных внешних факторов.

Для логистики запасов характерно постоянное отслеживание наличия запасов, их обработка при необходимости: утилизация продуктов с истекшим сроком годности. Также специалисты будут заниматься заключением длительных контрактов на поставки и контролем над их исполнением.

Такое обычно не нужно начинающим предпринимателям, потому что они закупают сырье или товары по мере необходимости. Когда бизнес только начал развиваться, велик шанс сделать что-то не так, из-за чего производство остановится, а запасы станут не нужны.

Логистика запасов входит в закупочную логистику, но используют ее не всегда.

4. Таможенная

Это все то, что связано с импортом и экспортом. Цели таможенной логистики — минимизировать издержки, доставлять и получать товары в срок и без проблем. Кстати, сократить издержки можно не только за счет логистики — в блоге «ПланФакта» уже рассказывалось о 13 способах снизить расходы компании.

В этом случае логисты могут заниматься:

  • поиском поставщиков за рубежом, оформлением договоров с поставщиками или клиентами;
  • подготовкой документов для таможенных служб: сертификатов, лицензий на товар, других сопроводительных бумаг;
  • оценкой соответствия продукции таможенным требованиям, определением стоимости и состояния товаров;
  • оформлением документов непосредственно на таможенном посту и сопровождением груза уже после пересечения границы вплоть до загрузки или отгрузки товара.

Если возникают какие-то проблемы — например, таможенные органы требуют дополнительные документы — специалисты решают их.

Таможенная логистика нужна только тем, кто работает с импортом и экспортом. Если покупаете сырье в России и продаете готовую продукцию местным компаниям, она не нужна.

5. Информационная

Так называют внутренний и внешний обмен информацией. Внутренний — между разными отделами компании. Внешний — взаимодействие с покупателями, поставщиками и подрядчиками.

Цель информационной логистики — сделать так, чтобы все отделы вовремя получали информацию, необходимую для работы. Например, чтобы снабженец узнавал о том, что на производстве кончается краска, в этот же день, или чтобы заказ от клиента моментально поступал в обработку на склад и к курьеру.

Чаще всего проблемы информационной логистики решают с помощью CRM-систем. В них сотрудники видят информацию о закупках и сделках с покупателями и могут оперативно реагировать на все изменения. В блоге «ПланФакта» уже сравнивали 6 CRM-систем для бизнеса: посмотрите, какая подойдет вам.

Информационная логистика нужна всем без исключения. Просто если в условной компании работает пара менеджеров по продажам и один водитель-доставщик, для коммуникации необязательно использовать сложные решения: достаточно чата в Telegram или личного общения между сотрудниками.

6. Складская

Это все, что связано со складским хранением запасов, сырья, готовой продукции. Цели складской логистики — оптимизировать затраты на обработку материальных ценностей, соблюсти правила хранения продукции, не перегружать склад и вовремя отгружать с него товары.

В складскую логистику входят:

  • обработка продукции на складе — маркировка, упаковка, перемещение внутри склада;
  • оптимизация: специалисты с учетом планов и требований к конкретным продуктам решают, как и где хранить партии товаров;
  • прием и отгрузка продукции — получение информации от других отделов, подготовка товара к транспортировке или подготовка мест хранения новой партии сырья.

У компании может даже не быть выделенного склада, но складская логистика будет ей нужна. Ее используют для управления сырьем, которое может находиться в производственном цеху, и готовой продукцией, которую отвозят на склад подрядчика.

Складская логистика нужна почти всем, потому что в подавляющем большинстве случаев компании что-то хранят: запасы продуктов в подсобных помещениях в магазине, игрушки на складе, песок для производства бетона.

Выделяют и другие виды логистики — производственную, сервисную и финансовую. Производственная по сути включает в себя логистику закупок: ее цель в том, чтобы все отделы вовремя обеспечивались предметами и средствами труда. Сервисная больше относится к маркетингу, так как ее задача — добавить нематериальные блага продукции за счет оптимального ассортимента, соблюдений условий хранения, своевременной отгрузки. Финансовая логистика больше относится к обязанностям финансового директора, а в небольших компаниях за все денежные потоки отвечает собственник или руководитель. Эти три вида логистики — не то, с чем нужно работать с первых дней: начинающему предпринимателю стоит сначала организовать основные бизнес-процессы.

Чтобы сделать это, важно понять, какие виды логистики понадобятся вашему предприятию. Отталкивайтесь от ниши и бизнес-процессов внутри компании. Например, занимаетесь производством тротуарной плитки: у вас есть цех с оборудованием, склад для хранения готовой продукции и отдельные помещения на территории для хранения сырья. Его привозят поставщики, а продаете плитку оптовым покупателям, которые приезжают сами. Значит, вам нужны:

  • складская логистика, чтобы понимать, есть ли место на складе, и вовремя упаковывать плитку перед приездом клиента;
  • закупочная, чтобы заказывать новую партию сырья, когда старая уже почти израсходована;
  • информационная, чтобы вы могли видеть данные о состоянии продукции на складе и принимать решения о дальнейшей нагрузке на производство, а отдел продаж быстро информировал работников склада о поступившем заказе.

Также в работе будете использовать производственную логистику: со временем начнете оптимизировать затраты и перенесете бункер для песка ближе к цеху, чтобы тратить меньше времени и средств на его транспортировку по территории.

Как грамотно организовать логистику на предприятии

Начинающему бизнесу не обязательно создавать целый отдел логистики. Главное — выстроить бизнес-процессы так, чтобы в конечном итоге не терять деньги. Например, можно частично разделить функции отдела логистики между сотрудниками: пускай менеджеры по продажам передают информацию о заказах на склад грузчикам и водителю, а мастера на производстве сами информируют руководителя о том, что скоро нужно будет докупать сырье.

В целом организацию логистики можно разделить на четыре этапа.

1. Алгоритмизация бизнес-процессов

Чтобы сотрудники не запутались, кому сообщать данные и куда бежать, если клиент недоволен опозданием курьера, нужно разработать алгоритмы действий на каждый бизнес-процесс. Для этого распишите для каждого вида логистики, как сотрудники должны действовать. Например, для закупочной логистики:

  • Как должны узнать, что сырье на складе скоро кончится — кто должен им это сообщить?
  • Когда и в течение какого срока после сообщения о том, что сырье кончается, они должны оформить заявку на поставку или найти нового поставщика?
  • Какие документы должны подготовить, чтобы обеспечить поставку, и кому их передать?
  • Как должны проконтролировать поставку и узнать о том, что все доставили вовремя?
  • Что должны сделать, если поставщик привез брак, или если задерживает доставку на 1-2 дня?

В результате ответов на вопросы должен получится четкий алгоритм действий: бизнес-процесс, позволяющий обеспечить сырье необходимыми для производства материалами.

Например:

  • На складе остается всего 5 банок краски →
  • Продавец сообщает об этом руководителю →
  • Руководитель заказывает новую партию краски, сообщает продавцу о скором поступлении товара и бухгалтеру о необходимости подготовить документы →
  • Бухгалтер готовит акты и оплачивает поставку →
  • Продавец освобождает место на складе →
  • Продавец отчитывается о том, была доставка или нет →
  • Если что-то пошло не так, руководитель связывается с поставщиком →
  • Если проблему можно решить, ждет, если нет — ищет другого поставщика

Расписать бизнес-процессы можно на бумаге или в Word: главное, чтобы была точно понятна последовательность действий

2. Формирование списка обязанностей

Исходя из того, какие виды логистики вам нужны, сформируйте список обязанностей, позволяющий обеспечить грамотную логистику каждого вида. В нашем примере обязанности будут выглядеть так:

  • отслеживание наличия всех товаров из ассортимента на складе;
  • своевременное информирование о доступном остатке и необходимости заказа новой партии товара;
  • поиск поставщиков и заключение контрактов с ними;
  • подготовка документов для получения новой партии товара;
  • оплата поставки;
  • подготовка складского помещения к приему товара;
  • информирование о исполнении или неисполнении договора поставки;
  • решение проблем с поставщиком, если они есть.

В список обязанностей должно входить все, что нужно для обеспечения закупочной логистики. Так же следует проработать логистику других типов, необходимую предприятию.

3. Поиск инструментов для оптимизации бизнес-процессов

Это важно, если у вас работают 10-15 сотрудников. Если вся компания состоит из 2-3 человек, можно заранее продумать пути оптимизации при росте, но пока ничего не внедрять.

Оптимизация — значит упрощение и ускорение работы сотрудников. Подумайте, как можно автоматизировать бизнес-процессы и какие инструменты использовать, чтобы все делалось вовремя. В нашем примере это могут быть:

  • электронный документооборот, что позволит бухгалтерии тратить меньше времени на подготовку документов, а вам — на подписание договоров;
  • система автоматизации склада, в которой будет виден остаток по каждой группе товаров из ассортимента, и можно будет настроить автоматическое уведомление о снижении запасов;
  • переписка в мессенджере, посредством которой продавец будет отчитываться о том, поступила ли поставка или нет.

Также оптимизировать бизнес-процессы поможет CRM-система и другие инструменты: шаблонная подготовка документов, автоматически обновляемая база поставщиков, в которой можно сравнить условия поставок. Их внедрение всегда связано с доработками — об этом и о конкретных инструментах рассказал Петр Филашов, заместитель директора департамента внутренней логистики TFN:

«В нашей компании все отделы стремятся улучшать все процессы, внедряя все новые и новые методики, алгоритмы работы, Департамент логистики — не исключение. Значительное количество доработок возникает при внедрении любой программы, будь то программы учета товаров или программы маршрутизации транспортных средств. Одна и та же программа в разных компаниях внедряется по-разному, исходя из специфики товара и самой организации. В нашей компании работает целый проектный отдел, отдел SAP, которые обрабатывают входящие ТЗ (технические задания) и воплощают их в «жизнь». В нашей компании используется программа SAP с модулями EWM, ERP, WMS и программа для отслеживания транспортных средств «Телематика»

4. Распределение обязанностей между сотрудниками

Когда продумали бизнес-процессы и возможности их оптимизации, а также сформировали списки обязанностей, необходимых для обеспечения логистики, можете распределить их между сотрудниками. В примере от «ПланФакта» это выглядит так:

  • руководитель ищет поставщиков, договаривается об условиях, заключает договор, сообщает продавцу о сроках поставки;
  • бухгалтер готовит документы и оплачивает заказ;
  • продавец вовремя сообщает об остатке на складе, готовит место для приема, принимает поставку и сообщает об этом руководителю.

Если видите, что обязанностей слишком много, возможно, придется нанимать на работу одного-двух сотрудников и передавать логистику или хотя бы часть бизнес-процессов им. О возможном распределении обязанностей «ПланФакту» рассказал Михаил Решетков, директор логистической компании «РТЛ»:

«Мы работаем с негабаритным оборудованием, и проекты занимают много времени. От подписания договора до исполнения может пройти 6-12 месяцев. Для реализации проекта формируется проектная команда, в которую входят специалисты оперативного отдела, таможенного и инженерно-строительного департамента. Работу специалистов координирует проектный менеджер, который ставит задачи по проекту, согласовывает с клиентом возникающие вопросы, контролирует общий ход выполнения проекта. В зависимости от масштаба и длительности проекта в проектной команде бывают задействованы от 5 до 15 специалистов.

Специалисты оперативного отдела занимаются оформлением необходимой документации, контролируют погрузку оборудования в соответствии с упаковочными листами/карго планом, контролируют подачу транспорта под погрузку или выгрузку.

Специалисты таможенного департамента берут на себя вопросы, связанные с таможенными процедурами. Еще до активной фазы реализации проекта мы знаем, какая задача стоит перед таможенным департаментом, т.к. эти вопросы прорабатываются на этапе подписания контракта.

Инженерно-строительный департамент берет на себя очень ответственный этап, связанный с обследованием и подготовкой маршрута перевозки. Негабаритная перевозка требует тщательной проверки качества дорожного полотна, мостовых сооружений, препятствий в виде ЛЭП, железнодорожных переездов, подъездных путей к площадке получателя. Достаточно часто приходится укреплять мостовые сооружения или строить объездной участок на маршруте из-за наличия препятствий. Получение разрешительной документации на перевозку негабаритного оборудования, согласование «окон» для прохождения ж/д переезда автоколонной или разрешение на демонтаж ЛЭП также является ответственностью инженерно-строительного департамента»

В идеале по мере развития бизнеса желательно сформировать отдел, который обеспечивал бы реализацию логистики на предприятии. Обычно отдел логистики включает в себя три уровня:

  • Общее управление и планирование. Чаще им занимаются директора. Они изучают отчеты, координируют действия разных отделов, строят прогнозы, планируют дальнейшую нагрузку на производство в зависимости от результатов работы логистического отдела и отдела продаж.
  • Программное управление. Менеджер по логистике контролирует работу конкретных подсистем и отвечает за определенный тип логистики. Он получает данные от сотрудников, формирует отчет и передает его руководству.
  • Оперативное управление. Это все то, что непосредственно относится к бизнес-процессам: заключение контрактов с поставщиками, контроль отгрузки, складское управление. Специалисты не принимают самостоятельных решений, а работают по заданным вами алгоритмам.

Есть компании, в которых создан целый департамент логистики. Внутри него работа распределена по отделам. Об этом блогу «ПланФакта» рассказал Петр Филашов, заместитель директора департамента внутренней логистики TFN:

«Департамент внутренней логистики и производства состоит из нескольких отделов:
отдел доставки товаров по Москве и московской области;
— отдел региональной доставки товаров;
— транспортный отдел;
— склады с готовой продукцией;
— производственный отдел;
— отдел рекламаций.
В каждом отделе сотрудники распределены по функционалам, у каждого отдела есть свой руководитель»

На первых этапах развития предприятия за планирование, общее и программное управление отвечает собственник. Именно он формирует отчеты на основании данных, полученных от сотрудников, и принимает решение, что делать дальше. Например, если склад загружен на 90% — арендовать еще один или устроить распродажу.

Частые ошибки в логистике, которые могут привести к лишним расходам

Отсутствие автоматизации. Если все делается вручную, а данные о поставщиках или клиентах лежат в разных файлах и пересылаются друг другу по 10-20 раз в день, это значительно повышает риск ошибок из-за человеческого фактора. Не учли дозаказ при формировании партии товара — получили негативный отзыв от клиента и неустойку за опоздание с последующей доставкой.

Отсутствие связи между отделами. На складе получают информацию о заказе не сразу, а за 2-3 часа до отгрузки товара. Рабочие вынуждены торопиться, поэтому не могут качественно упаковать продукцию или вообще не успевают в срок. Возникает кавардак, который тоже способен принести убытки из-за простоев, неустоек, потерь клиентов.

Непродуманные бизнес-процессы. Сотрудники не знают, какие у них обязанности, куда сообщать о том, что скоро кончится кофе, а менеджеры по продажам не понимают, кому именно говорить о грядущей отгрузке по новой сделке. Заявки от покупателей обрабатываются дольше или производство вынуждено простаивать, потому что сырья нет.

Недостаточный контроль подрядчиков. И поставщиков, которые привозят расходные материалы. Это может привести к порче товара, срыву сроков доставки, несоблюдению надлежащих сроков хранения. Или просто к тому, что поставщик привезет брак, и вы потеряете время и деньги.

О других возможных ошибках, приводящих к потерям, блогу «ПланФакта» рассказал Александр Храпунов — руководитель отдела продаж транспортно-экспедиционной компании «ТЭК Оператор»:

«Неспособность учесть все нюансы. Неопытные компании часто согласовывают контракты с подрядчиками, не учитывая деталей. Например, отправляют товар в контейнере железной дорогой, а на месте, когда контейнер доставляют конечному получателю на склад, оказывается, что у получателя есть возможность выгрузить его только верхом (краном). А конструкция контейнера не позволяет сделать такую выгрузку.

Заказчику не пришло в голову уточнить этот момент, а экспедитор не подумал за клиента и сделал так, как тот просил. В таких случаях экспедитор не виноват: он выполнил все условия по договору и заявке. Поэтому дополнительные расходы ложатся на плечи заказчика: возврат контейнера на станцию назначения, перегруз товара в более подходящий вид транспорта (чаще всего автомобильный), повторная доставка груза конечному получателю.

Страх пробовать новые варианты. Мы часто сталкиваемся с тем, что неопытные в грузоперевозках компании боятся менять привычный вид транспорта. Например, один из наших клиентов до сотрудничества с нами отправлял свою продукцию по всей России и в страны СНГ исключительно автомобильным транспортом. Если конечный покупатель находится на Дальнем Востоке, стоимость доставки могла достигать полумиллиона рублей и выше. Мы предложили им контейнерную перевозку по железной дороге. Затраты снизились втрое! Хотя ранее компания даже не рассматривала этот вариант.

Выход — анализируйте предлагаемые вам логистические решения, даже если есть неудачный опыт с этим транспортом или опыта вовсе нет. Правильный экспедитор поможет снизить затраты на логистику.

Работа с одной транспортной компанией. У нас есть пример: клиент возит медицинскую технику из Китая. После того как мы отправили ему наше коммерческое предложение, выяснилось, что экспедитор зарабатывает на нем сверхприбыль. В этом случае совет: обязательно сравнивайте коммерческие предложения от разных транспортных компаний. Вы удивитесь, насколько могут отличаться цены. Появляется насмотренность, понимание, как складывается стоимость, и общее представление о рынке. Не бойтесь задавать вопрос: почему у вас настолько дороже/дешевле. И обязательно надо соотносить стоимость перевозки и транзитное время. Часто очень дешевые предложения означают очень долгую доставку. Предприниматель должен понимать, что для него приоритетнее: стоимость или сроки.

Работа с гигантами рынка. Часто начинающие предприниматели обращаются за логистическими услугами к крупным транспортным компаниям. Но для таких компаний мелкий бизнес не приоритетен. Они работают с ним, но на своих условиях. И не всегда эти условия выгодные для заказчика: например, гиганты могут просить предоплату. У тех, кто только начинает перевозить грузы, обычно немного свободных денег. С мелкими или средними транспортными компаниями вероятнее договориться о партнерских условиях, в том числе по оплате. Сравнивайте предложения: отправляйте заявки как гигантам рынка, так и мелким ТК.

Распределение обязанностей между сотрудниками. У маленьких компаний нет отдела логистики. Вопросами транспортировки там занимается сотрудник, который, как правило, имеет еще и много разных других обязанностей. Это нормально на старте. Но по мере развития компании выделяйте штатную единицу, а впоследствии — и отдел для решения логистических задач. Даже самый хороший экспедитор не сможет полностью взять на себя решение всех ваших задач. Грамотный логист окупится.

Отсутствие планирования. Одна из ошибок неопытных предпринимателей — обращаться к транспортной компании с задачей доставить груз как можно скорее. А это означает, что цена на срочную транспортировку будет высокой. Сократить расходы на логистику можно с помощью правильного планирования с учетом времени на производство продукции, на предварительную организацию, транзит»

Организация грамотной логистики — сложный процесс для начинающего предпринимателя. Но важно сделать это как можно раньше, потому что логистика нужна всем. Грамотно выстроенные бизнес-процессы позволят работать без простоев, доставлять заказы клиентам точно в срок и производить качественный товар. Все это снизит затраты и повысит чистую прибыль.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как можно узнать свои реквизиты счета сбербанка
  • Как открыть туристическое агентство бизнес план
  • Как можно узнать свой реквизиты сбербанк онлайн
  • Как открыть филиал в турции российской компании
  • Как мотивировать свою команду в сетевом бизнесе