Как открыть транспортную компанию по перевозке грузов с нуля без транспорта

Водитель грузовика

Логистикой называют весь процесс передачи товаров и услуг конечному потребителю: от закупки сырья у поставщиков до доставки заказа. То есть это все, что связано с поставками, доставками, перемещением продукции между филиалами и цехами, хранением, отгрузкой.

Разбираемся, как правильно организовать логистику начинающему предпринимателю. Спойлер: придется хорошо потрудиться, но это более чем окупится в дальнейшем.

Что такое логистика

Часто думают, что логистика — это просто организация доставок: заказали ГАЗель, выдали товар, проконтролировали, чтобы груз вовремя доехал к получателю. На самом деле нет.

Логистика — это контроль и оптимизация передачи продукции и услуг от поставщика конечному потребителю на всех этапах производства. Главная цель логистики — минимизировать затраты на производственные процессы, а значит, снизить расходы и повысить прибыль. Доставка заказов, выбор маршрута, контроль груза — тоже логистика, но лишь небольшая ее часть.

Работа над логистикой предполагает контроль поставок сырья, обеспечение предприятия запасами, обработку продукции на складе, организацию быстрого обмена информацией внутри компании. Специалисты оптимизируют бизнес-процессы, алгоритмизируют и автоматизируют все, что можно. Обычно всем этим занимается целый отдел, но если предприятие небольшое, это может взять на себя руководитель или поручить одному специалисту.

Логистика включает в себя:

  • Управление транспортом. Логисты решают, какой вид транспорта оптимально использовать для конкретных перевозок, подбирают автомобили, следят за исполнением заказов. Также могут контролировать обслуживание ТС.
  • Коммуникации. Одна из главных задач логистики — сделать так, чтобы заказы нормально обрабатывались, водители вовремя получали информацию о доставках, отделы внутри компании владели информацией, необходимой для работы.
  • Обеспечение запасов. Это заказ новых партий сырья, обеспечение бесперебойных поставок товаров, управление запасами на складах.
  • Оформление документов. В крупных компаниях именно логисты принимают участие в заключении контрактов с поставщиками, оформлении сопроводительных документов на грузы, таможенном оформлении товаров.
  • Управление складами. В компетенции логистов управление всем, что происходит на складах: сортировкой, упаковкой, приемкой, отгрузкой товаров.

Без грамотной организации логистики начнется бардак: простои производства, потерянные заказы, долгая доставка продукции и, вследствие этого, — недовольство клиентов. В результате расходы на производство будут расти, а чистая прибыль — снижаться.

Логистика нужна всем компаниям, которые так или иначе доставляют товары покупателям или заказывают что-то у поставщиков.

Приведем пример: в небольшом городе работает магазин стройматериалов. Владелец купил ГАЗель, чтобы закупать товары в ближайшем крупном городе с оптовыми складами и привозить доски, металлопрофиль и металлопрокат клиентам. Даже при небольшом обороте он уже работает с логистикой:

  • следит за наличием товаров в магазине и, когда что-то кончается, сам едет закупать новую партию или заказывает продукцию у поставщиков, договаривается с ними о времени доставки и следит, чтобы все привезли вовремя;
  • когда покупатель приезжает или звонит, чтобы заказать доставку, передает данные о заказе грузчикам и водителю, чтобы те выполнили его.

То же самое можно сказать о ресторанах, суши-барах, маркетплейсах, зоомагазинах: все они получают поставки, а некоторые — доставляют заказы клиентам.

О том, в каких случаях еще компаниям нужна логистика, нам рассказал Александр Храпунов — руководитель отдела продаж транспортно-экспедиционной компании «ТЭК Оператор»:

«На самостоятельную организацию внутренней логистики компании переходят по нескольким причинам:
— Организация новая, начинающая. На этапе становления самостоятельно выбирает оптимальные варианты доставки заказа от поставщика и/или конечному покупателю.
— Компания давно на рынке, но развивает новые услуги, связанные с необходимостью доставки партий грузов.
— Компания давно существует, но раньше закупала товар с доставкой силами своего поставщика, а теперь, в целях оптимизации, сама вывозит его со склада своего отправителя. А значит, перевозка грузов ложится на плечи ее сотрудников.
— Компания расширяет географию присутствия. Для новых регионов ей требуется организация новых логистических процессов.
— Компания расширяет варианты сбыта продукции, увеличивает объемы закупок. Ей требуются новые мощности и более выгодные варианты транспортировки»

Какие виды логистики бывают и какие нужны вашей компании

Бизнес-процессы и типы используемой логистики на предприятии будут зависеть от его сферы деятельности. Есть разные виды логистики:

1. Транспортная

Это обеспечение транспортной инфраструктуры и доставка заказов или получение сырья точно в срок, без задержек и материального ущерба. Конкретные работы зависят от того, есть ли у компании свой транспорт.

Если есть, логисты могут:

  • подбирать транспортное средство под конкретный тип груза — рефрижератор для скоропортящихся товаров или КАМАЗ для сыпучих грузов;
  • строить оптимальный маршрут доставки с учетом загруженности и состояния дорог, установленных знаков, необходимого времени доставки;
  • контролировать состояние водителей и самих транспортных средств с помощью тахографа;
  • составлять планы поставок или доставок в зависимости от информации, полученной от других отделов на предприятии.

Если собственного транспорта нет, логисты могут заказывать доставку у подрядчиков — транспортных компаний. В этом случае они просто будут получать информацию от других отделов, совершать заказы и контролировать ход их выполнения.

Единственные, кому не нужна транспортная логистика в широком понимании — это те, кто продает товары со склада самовывозом и получает сырье от поставщиков их транспортом. Тогда будут использоваться другие виды логистики.

2. Закупочная

Ее еще называют логистикой снабжения. Это обеспечение работы производства или продаж, если компания занимается перепродажей. К ней относится все, что связано с закупками расходных материалов, сырья, товаров.

В логистику снабжения входят:

  • поиск поставщиков, которые могут предложить необходимые товары или сырье;
  • сравнение условий у разных поставщиков, выбор самого выгодного предложения;
  • составление, изучение и подписание договоров на поставки;
  • контроль над исполнением обязательств со стороны поставщиков и принятие мер в случае, если они срывают сроки или привозят брак.

Основная цель такой логистики — обеспечить бесперебойную работу компании и по возможности оптимизировать затраты без потери качества.

3. Логистика запасов

Это создание запасов для определенной точки инфраструктуры, чтобы она работала бесперебойно. То есть компания должна постоянно иметь минимальное количество ресурсов, которое позволит не останавливать производство даже в случае каких-либо неблагоприятных внешних факторов.

Для логистики запасов характерно постоянное отслеживание наличия запасов, их обработка при необходимости: утилизация продуктов с истекшим сроком годности. Также специалисты будут заниматься заключением длительных контрактов на поставки и контролем над их исполнением.

Такое обычно не нужно начинающим предпринимателям, потому что они закупают сырье или товары по мере необходимости. Когда бизнес только начал развиваться, велик шанс сделать что-то не так, из-за чего производство остановится, а запасы станут не нужны.

Логистика запасов входит в закупочную логистику, но используют ее не всегда.

4. Таможенная

Это все то, что связано с импортом и экспортом. Цели таможенной логистики — минимизировать издержки, доставлять и получать товары в срок и без проблем. Кстати, сократить издержки можно не только за счет логистики — в блоге «ПланФакта» уже рассказывалось о 13 способах снизить расходы компании.

В этом случае логисты могут заниматься:

  • поиском поставщиков за рубежом, оформлением договоров с поставщиками или клиентами;
  • подготовкой документов для таможенных служб: сертификатов, лицензий на товар, других сопроводительных бумаг;
  • оценкой соответствия продукции таможенным требованиям, определением стоимости и состояния товаров;
  • оформлением документов непосредственно на таможенном посту и сопровождением груза уже после пересечения границы вплоть до загрузки или отгрузки товара.

Если возникают какие-то проблемы — например, таможенные органы требуют дополнительные документы — специалисты решают их.

Таможенная логистика нужна только тем, кто работает с импортом и экспортом. Если покупаете сырье в России и продаете готовую продукцию местным компаниям, она не нужна.

5. Информационная

Так называют внутренний и внешний обмен информацией. Внутренний — между разными отделами компании. Внешний — взаимодействие с покупателями, поставщиками и подрядчиками.

Цель информационной логистики — сделать так, чтобы все отделы вовремя получали информацию, необходимую для работы. Например, чтобы снабженец узнавал о том, что на производстве кончается краска, в этот же день, или чтобы заказ от клиента моментально поступал в обработку на склад и к курьеру.

Чаще всего проблемы информационной логистики решают с помощью CRM-систем. В них сотрудники видят информацию о закупках и сделках с покупателями и могут оперативно реагировать на все изменения. В блоге «ПланФакта» уже сравнивали 6 CRM-систем для бизнеса: посмотрите, какая подойдет вам.

Информационная логистика нужна всем без исключения. Просто если в условной компании работает пара менеджеров по продажам и один водитель-доставщик, для коммуникации необязательно использовать сложные решения: достаточно чата в Telegram или личного общения между сотрудниками.

6. Складская

Это все, что связано со складским хранением запасов, сырья, готовой продукции. Цели складской логистики — оптимизировать затраты на обработку материальных ценностей, соблюсти правила хранения продукции, не перегружать склад и вовремя отгружать с него товары.

В складскую логистику входят:

  • обработка продукции на складе — маркировка, упаковка, перемещение внутри склада;
  • оптимизация: специалисты с учетом планов и требований к конкретным продуктам решают, как и где хранить партии товаров;
  • прием и отгрузка продукции — получение информации от других отделов, подготовка товара к транспортировке или подготовка мест хранения новой партии сырья.

У компании может даже не быть выделенного склада, но складская логистика будет ей нужна. Ее используют для управления сырьем, которое может находиться в производственном цеху, и готовой продукцией, которую отвозят на склад подрядчика.

Складская логистика нужна почти всем, потому что в подавляющем большинстве случаев компании что-то хранят: запасы продуктов в подсобных помещениях в магазине, игрушки на складе, песок для производства бетона.

Выделяют и другие виды логистики — производственную, сервисную и финансовую. Производственная по сути включает в себя логистику закупок: ее цель в том, чтобы все отделы вовремя обеспечивались предметами и средствами труда. Сервисная больше относится к маркетингу, так как ее задача — добавить нематериальные блага продукции за счет оптимального ассортимента, соблюдений условий хранения, своевременной отгрузки. Финансовая логистика больше относится к обязанностям финансового директора, а в небольших компаниях за все денежные потоки отвечает собственник или руководитель. Эти три вида логистики — не то, с чем нужно работать с первых дней: начинающему предпринимателю стоит сначала организовать основные бизнес-процессы.

Чтобы сделать это, важно понять, какие виды логистики понадобятся вашему предприятию. Отталкивайтесь от ниши и бизнес-процессов внутри компании. Например, занимаетесь производством тротуарной плитки: у вас есть цех с оборудованием, склад для хранения готовой продукции и отдельные помещения на территории для хранения сырья. Его привозят поставщики, а продаете плитку оптовым покупателям, которые приезжают сами. Значит, вам нужны:

  • складская логистика, чтобы понимать, есть ли место на складе, и вовремя упаковывать плитку перед приездом клиента;
  • закупочная, чтобы заказывать новую партию сырья, когда старая уже почти израсходована;
  • информационная, чтобы вы могли видеть данные о состоянии продукции на складе и принимать решения о дальнейшей нагрузке на производство, а отдел продаж быстро информировал работников склада о поступившем заказе.

Также в работе будете использовать производственную логистику: со временем начнете оптимизировать затраты и перенесете бункер для песка ближе к цеху, чтобы тратить меньше времени и средств на его транспортировку по территории.

Как грамотно организовать логистику на предприятии

Начинающему бизнесу не обязательно создавать целый отдел логистики. Главное — выстроить бизнес-процессы так, чтобы в конечном итоге не терять деньги. Например, можно частично разделить функции отдела логистики между сотрудниками: пускай менеджеры по продажам передают информацию о заказах на склад грузчикам и водителю, а мастера на производстве сами информируют руководителя о том, что скоро нужно будет докупать сырье.

В целом организацию логистики можно разделить на четыре этапа.

1. Алгоритмизация бизнес-процессов

Чтобы сотрудники не запутались, кому сообщать данные и куда бежать, если клиент недоволен опозданием курьера, нужно разработать алгоритмы действий на каждый бизнес-процесс. Для этого распишите для каждого вида логистики, как сотрудники должны действовать. Например, для закупочной логистики:

  • Как должны узнать, что сырье на складе скоро кончится — кто должен им это сообщить?
  • Когда и в течение какого срока после сообщения о том, что сырье кончается, они должны оформить заявку на поставку или найти нового поставщика?
  • Какие документы должны подготовить, чтобы обеспечить поставку, и кому их передать?
  • Как должны проконтролировать поставку и узнать о том, что все доставили вовремя?
  • Что должны сделать, если поставщик привез брак, или если задерживает доставку на 1-2 дня?

В результате ответов на вопросы должен получится четкий алгоритм действий: бизнес-процесс, позволяющий обеспечить сырье необходимыми для производства материалами.

Например:

  • На складе остается всего 5 банок краски →
  • Продавец сообщает об этом руководителю →
  • Руководитель заказывает новую партию краски, сообщает продавцу о скором поступлении товара и бухгалтеру о необходимости подготовить документы →
  • Бухгалтер готовит акты и оплачивает поставку →
  • Продавец освобождает место на складе →
  • Продавец отчитывается о том, была доставка или нет →
  • Если что-то пошло не так, руководитель связывается с поставщиком →
  • Если проблему можно решить, ждет, если нет — ищет другого поставщика

Расписать бизнес-процессы можно на бумаге или в Word: главное, чтобы была точно понятна последовательность действий

2. Формирование списка обязанностей

Исходя из того, какие виды логистики вам нужны, сформируйте список обязанностей, позволяющий обеспечить грамотную логистику каждого вида. В нашем примере обязанности будут выглядеть так:

  • отслеживание наличия всех товаров из ассортимента на складе;
  • своевременное информирование о доступном остатке и необходимости заказа новой партии товара;
  • поиск поставщиков и заключение контрактов с ними;
  • подготовка документов для получения новой партии товара;
  • оплата поставки;
  • подготовка складского помещения к приему товара;
  • информирование о исполнении или неисполнении договора поставки;
  • решение проблем с поставщиком, если они есть.

В список обязанностей должно входить все, что нужно для обеспечения закупочной логистики. Так же следует проработать логистику других типов, необходимую предприятию.

3. Поиск инструментов для оптимизации бизнес-процессов

Это важно, если у вас работают 10-15 сотрудников. Если вся компания состоит из 2-3 человек, можно заранее продумать пути оптимизации при росте, но пока ничего не внедрять.

Оптимизация — значит упрощение и ускорение работы сотрудников. Подумайте, как можно автоматизировать бизнес-процессы и какие инструменты использовать, чтобы все делалось вовремя. В нашем примере это могут быть:

  • электронный документооборот, что позволит бухгалтерии тратить меньше времени на подготовку документов, а вам — на подписание договоров;
  • система автоматизации склада, в которой будет виден остаток по каждой группе товаров из ассортимента, и можно будет настроить автоматическое уведомление о снижении запасов;
  • переписка в мессенджере, посредством которой продавец будет отчитываться о том, поступила ли поставка или нет.

Также оптимизировать бизнес-процессы поможет CRM-система и другие инструменты: шаблонная подготовка документов, автоматически обновляемая база поставщиков, в которой можно сравнить условия поставок. Их внедрение всегда связано с доработками — об этом и о конкретных инструментах рассказал Петр Филашов, заместитель директора департамента внутренней логистики TFN:

«В нашей компании все отделы стремятся улучшать все процессы, внедряя все новые и новые методики, алгоритмы работы, Департамент логистики — не исключение. Значительное количество доработок возникает при внедрении любой программы, будь то программы учета товаров или программы маршрутизации транспортных средств. Одна и та же программа в разных компаниях внедряется по-разному, исходя из специфики товара и самой организации. В нашей компании работает целый проектный отдел, отдел SAP, которые обрабатывают входящие ТЗ (технические задания) и воплощают их в «жизнь». В нашей компании используется программа SAP с модулями EWM, ERP, WMS и программа для отслеживания транспортных средств «Телематика»

4. Распределение обязанностей между сотрудниками

Когда продумали бизнес-процессы и возможности их оптимизации, а также сформировали списки обязанностей, необходимых для обеспечения логистики, можете распределить их между сотрудниками. В примере от «ПланФакта» это выглядит так:

  • руководитель ищет поставщиков, договаривается об условиях, заключает договор, сообщает продавцу о сроках поставки;
  • бухгалтер готовит документы и оплачивает заказ;
  • продавец вовремя сообщает об остатке на складе, готовит место для приема, принимает поставку и сообщает об этом руководителю.

Если видите, что обязанностей слишком много, возможно, придется нанимать на работу одного-двух сотрудников и передавать логистику или хотя бы часть бизнес-процессов им. О возможном распределении обязанностей «ПланФакту» рассказал Михаил Решетков, директор логистической компании «РТЛ»:

«Мы работаем с негабаритным оборудованием, и проекты занимают много времени. От подписания договора до исполнения может пройти 6-12 месяцев. Для реализации проекта формируется проектная команда, в которую входят специалисты оперативного отдела, таможенного и инженерно-строительного департамента. Работу специалистов координирует проектный менеджер, который ставит задачи по проекту, согласовывает с клиентом возникающие вопросы, контролирует общий ход выполнения проекта. В зависимости от масштаба и длительности проекта в проектной команде бывают задействованы от 5 до 15 специалистов.

Специалисты оперативного отдела занимаются оформлением необходимой документации, контролируют погрузку оборудования в соответствии с упаковочными листами/карго планом, контролируют подачу транспорта под погрузку или выгрузку.

Специалисты таможенного департамента берут на себя вопросы, связанные с таможенными процедурами. Еще до активной фазы реализации проекта мы знаем, какая задача стоит перед таможенным департаментом, т.к. эти вопросы прорабатываются на этапе подписания контракта.

Инженерно-строительный департамент берет на себя очень ответственный этап, связанный с обследованием и подготовкой маршрута перевозки. Негабаритная перевозка требует тщательной проверки качества дорожного полотна, мостовых сооружений, препятствий в виде ЛЭП, железнодорожных переездов, подъездных путей к площадке получателя. Достаточно часто приходится укреплять мостовые сооружения или строить объездной участок на маршруте из-за наличия препятствий. Получение разрешительной документации на перевозку негабаритного оборудования, согласование «окон» для прохождения ж/д переезда автоколонной или разрешение на демонтаж ЛЭП также является ответственностью инженерно-строительного департамента»

В идеале по мере развития бизнеса желательно сформировать отдел, который обеспечивал бы реализацию логистики на предприятии. Обычно отдел логистики включает в себя три уровня:

  • Общее управление и планирование. Чаще им занимаются директора. Они изучают отчеты, координируют действия разных отделов, строят прогнозы, планируют дальнейшую нагрузку на производство в зависимости от результатов работы логистического отдела и отдела продаж.
  • Программное управление. Менеджер по логистике контролирует работу конкретных подсистем и отвечает за определенный тип логистики. Он получает данные от сотрудников, формирует отчет и передает его руководству.
  • Оперативное управление. Это все то, что непосредственно относится к бизнес-процессам: заключение контрактов с поставщиками, контроль отгрузки, складское управление. Специалисты не принимают самостоятельных решений, а работают по заданным вами алгоритмам.

Есть компании, в которых создан целый департамент логистики. Внутри него работа распределена по отделам. Об этом блогу «ПланФакта» рассказал Петр Филашов, заместитель директора департамента внутренней логистики TFN:

«Департамент внутренней логистики и производства состоит из нескольких отделов:
отдел доставки товаров по Москве и московской области;
— отдел региональной доставки товаров;
— транспортный отдел;
— склады с готовой продукцией;
— производственный отдел;
— отдел рекламаций.
В каждом отделе сотрудники распределены по функционалам, у каждого отдела есть свой руководитель»

На первых этапах развития предприятия за планирование, общее и программное управление отвечает собственник. Именно он формирует отчеты на основании данных, полученных от сотрудников, и принимает решение, что делать дальше. Например, если склад загружен на 90% — арендовать еще один или устроить распродажу.

Частые ошибки в логистике, которые могут привести к лишним расходам

Отсутствие автоматизации. Если все делается вручную, а данные о поставщиках или клиентах лежат в разных файлах и пересылаются друг другу по 10-20 раз в день, это значительно повышает риск ошибок из-за человеческого фактора. Не учли дозаказ при формировании партии товара — получили негативный отзыв от клиента и неустойку за опоздание с последующей доставкой.

Отсутствие связи между отделами. На складе получают информацию о заказе не сразу, а за 2-3 часа до отгрузки товара. Рабочие вынуждены торопиться, поэтому не могут качественно упаковать продукцию или вообще не успевают в срок. Возникает кавардак, который тоже способен принести убытки из-за простоев, неустоек, потерь клиентов.

Непродуманные бизнес-процессы. Сотрудники не знают, какие у них обязанности, куда сообщать о том, что скоро кончится кофе, а менеджеры по продажам не понимают, кому именно говорить о грядущей отгрузке по новой сделке. Заявки от покупателей обрабатываются дольше или производство вынуждено простаивать, потому что сырья нет.

Недостаточный контроль подрядчиков. И поставщиков, которые привозят расходные материалы. Это может привести к порче товара, срыву сроков доставки, несоблюдению надлежащих сроков хранения. Или просто к тому, что поставщик привезет брак, и вы потеряете время и деньги.

О других возможных ошибках, приводящих к потерям, блогу «ПланФакта» рассказал Александр Храпунов — руководитель отдела продаж транспортно-экспедиционной компании «ТЭК Оператор»:

«Неспособность учесть все нюансы. Неопытные компании часто согласовывают контракты с подрядчиками, не учитывая деталей. Например, отправляют товар в контейнере железной дорогой, а на месте, когда контейнер доставляют конечному получателю на склад, оказывается, что у получателя есть возможность выгрузить его только верхом (краном). А конструкция контейнера не позволяет сделать такую выгрузку.

Заказчику не пришло в голову уточнить этот момент, а экспедитор не подумал за клиента и сделал так, как тот просил. В таких случаях экспедитор не виноват: он выполнил все условия по договору и заявке. Поэтому дополнительные расходы ложатся на плечи заказчика: возврат контейнера на станцию назначения, перегруз товара в более подходящий вид транспорта (чаще всего автомобильный), повторная доставка груза конечному получателю.

Страх пробовать новые варианты. Мы часто сталкиваемся с тем, что неопытные в грузоперевозках компании боятся менять привычный вид транспорта. Например, один из наших клиентов до сотрудничества с нами отправлял свою продукцию по всей России и в страны СНГ исключительно автомобильным транспортом. Если конечный покупатель находится на Дальнем Востоке, стоимость доставки могла достигать полумиллиона рублей и выше. Мы предложили им контейнерную перевозку по железной дороге. Затраты снизились втрое! Хотя ранее компания даже не рассматривала этот вариант.

Выход — анализируйте предлагаемые вам логистические решения, даже если есть неудачный опыт с этим транспортом или опыта вовсе нет. Правильный экспедитор поможет снизить затраты на логистику.

Работа с одной транспортной компанией. У нас есть пример: клиент возит медицинскую технику из Китая. После того как мы отправили ему наше коммерческое предложение, выяснилось, что экспедитор зарабатывает на нем сверхприбыль. В этом случае совет: обязательно сравнивайте коммерческие предложения от разных транспортных компаний. Вы удивитесь, насколько могут отличаться цены. Появляется насмотренность, понимание, как складывается стоимость, и общее представление о рынке. Не бойтесь задавать вопрос: почему у вас настолько дороже/дешевле. И обязательно надо соотносить стоимость перевозки и транзитное время. Часто очень дешевые предложения означают очень долгую доставку. Предприниматель должен понимать, что для него приоритетнее: стоимость или сроки.

Работа с гигантами рынка. Часто начинающие предприниматели обращаются за логистическими услугами к крупным транспортным компаниям. Но для таких компаний мелкий бизнес не приоритетен. Они работают с ним, но на своих условиях. И не всегда эти условия выгодные для заказчика: например, гиганты могут просить предоплату. У тех, кто только начинает перевозить грузы, обычно немного свободных денег. С мелкими или средними транспортными компаниями вероятнее договориться о партнерских условиях, в том числе по оплате. Сравнивайте предложения: отправляйте заявки как гигантам рынка, так и мелким ТК.

Распределение обязанностей между сотрудниками. У маленьких компаний нет отдела логистики. Вопросами транспортировки там занимается сотрудник, который, как правило, имеет еще и много разных других обязанностей. Это нормально на старте. Но по мере развития компании выделяйте штатную единицу, а впоследствии — и отдел для решения логистических задач. Даже самый хороший экспедитор не сможет полностью взять на себя решение всех ваших задач. Грамотный логист окупится.

Отсутствие планирования. Одна из ошибок неопытных предпринимателей — обращаться к транспортной компании с задачей доставить груз как можно скорее. А это означает, что цена на срочную транспортировку будет высокой. Сократить расходы на логистику можно с помощью правильного планирования с учетом времени на производство продукции, на предварительную организацию, транзит»

Организация грамотной логистики — сложный процесс для начинающего предпринимателя. Но важно сделать это как можно раньше, потому что логистика нужна всем. Грамотно выстроенные бизнес-процессы позволят работать без простоев, доставлять заказы клиентам точно в срок и производить качественный товар. Все это снизит затраты и повысит чистую прибыль.

С ростом торгового сектора увеличивается потребность в доставке товара не только внутри страны, но и за рубеж. Открытие новых интернет-магазинов, офисов, предприятий требует перемещения самых разнообразных грузов: от продуктов до громоздкого оборудования, поэтому транспортная компания как бизнес является надежным и выгодным источником доходов.

Открытие своего дела в этом направлении предусматривает немалые первоначальные вложения, ежемесячные расходы, а также наличие большого водительского и организаторского опыта. Непродуманные поспешные действия могут привести к быстрому банкротству, если не проработать подробный бизнес-план, не составить пошаговый алгоритм действий и не следовать советам фирм, выдержавшим жесткую конкуренцию.

В различных регионах спрос на транспортные услуги неодинаков. Где-то выгоднее использовать легковой транспорт, где-то – грузовой или рефрижераторы. Уместно вначале проработать внутренний рынок, изучить конкурентную среду, а лишь потом приниматься за создание своего гаража. От финансовых возможностей зависит, какой тип деятельности выбрать: заняться закупкой транспорта для своего автопарка; предоставлять услуги посредника, организовав свою диспетчерскую; найти надежного франчайзера с налаженным бизнесом.

Содержание

  1. Какие бывают виды транспортных компаний
  2. Выбираем схему работы транспортной компании
  3. Пошаговая инструкция
  4. Оформление и регистрация бизнеса
  5. Помещение под офис и автопарк
  6. Набор персонала
  7. Как искать клиентов для транспортной компании
  8. Сколько нужно денег для открытия транспортной компании
  9. Возможные проблемы при открытии транспортной компании

Какие бывают виды транспортных компаний

Потребность в транспортировках существует постоянно. Но поначалу для себя решается вопрос, с какой задачей посильно справиться. Это могут быть:

  • Перевозки узконаправленного сектора: только мебели, только бакалеи, только продуктов и т. д. В этом случае достаточно иметь пару соответствующих грузу машин.
  • Сотрудничество с компаниями-изготовителями или оптовиками. Нужно рассчитывать на любой тоннаж, а значит иметь небольшой автопарк с габаритным транспортом.
  • Доставка от крупных промышленных производителей к пунктам переработки сырья.
  • Транспортировка грузов на дальние расстояния, возможно даже за рубеж.
  • Доставка в складские помещения. Требует наличия разногабаритных машин.
  • Курьерские доставки в пределах одного района/города/поселка. Здесь можно обойтись легковым транспортом.

Транспортный бизнес можно развивать и без техники. Отсутствие средств на закупку автопарка компенсируется созданием своей диспетчерской, выполняя роль посредника. Такой вид услуг пользуется спросом, так как берет на себя составление сопроводительных бумаг и быстрый поиск фирм-грузоперевозчиков.

Опытные эксперты утверждают, что парк с двумя «Газелями» может приносить доход от 65 тысяч рублей в месяц. Но на быструю окупаемость проекта надеяться не стоит, это может произойти только через 1,5-2 года, к тому же нужно хорошо постараться, чтобы иметь постоянную занятость.

Выбираем схему работы транспортной компании

Старт зависит от выбранного направления. Это либо роль посредника, либо непосредственное предоставление услуг. Первый вариант не требует вложения средств в покупку гаража, автопарка, найма большого штата сотрудников: водителей, слесарей и т. д. То есть работать можно без транспорта.

Все что потребуется – это небольшое помещение, наличие компьютера, а роль диспетчера учредитель сможет выполнять самостоятельно. Хорошо бы иметь знакомых, связанных с перевозками груза. Тогда останется только принимать заявки от клиентов и налаживать связь между заказчиками и исполнителями. Диспетчер имеет свою долю от сделки в размере от пяти до десяти процентов. Поэтому чем внушительнее будет клиентская база, тем на больший доход можно рассчитывать.

Наличие приличного стартового капитала позволит открыть транспортную компанию с нуля. Потребуется закупить или арендовать площадь под гараж, мастерскую, приобрести транспорт. Его разновидность зависит от того, в каком формате собирается работать компания. Для администрации и бухгалтера нужно снять офис и поставить оргтехнику, принять на работу сотрудников.бизнес-план кадрового агентства

Есть еще один вариант, защищенный от разорения, но требующий ежемесячной оплаты роялти и единовременного паушального взноса. Это работа по франшизе. Начинающий предприниматель находит уже развернувшуюся фирму и предоставляет услуги от имени компании с положительной репутацией. Таким образом оплата роялти является гарантией беспроигрышного варианта с постоянной занятостью.

Пошаговая инструкция

Ведение бизнеса должно быть прозрачным, независимо от выбранной формы предпринимательства. А значит нужна регистрация в налоговой. Частному перевозчику потребуется выписка из ЕГРИП, соответствующая форме № P60009, для юридического лица – № P5007, свидетельствующая занесение сведений в Единый государственный реестр.

Работать в качестве индивидуального предпринимателя намного проще, да и налоги более щадящие, но выдержать одному жесткую конкуренцию сложно. Поэтому есть смысл продумать как открыть транспортную компанию с нуля в формате ООО. Конечно, для этого потребуются немалые средства, которые пойдут на закупку автопарка, выбор и оборудование помещений под офис и мастерскую, наем рабочих и сотрудников-профессионалов. Как действовать дальше, рассмотрим в следующих разделах.

Оформление и регистрация бизнеса

Первым делом определяемся с формой регистрации. Выбирать можно из ИП – индивидуальное предпринимательство, ООО – общество с ограниченной ответственностью, ЗАО – закрытое акционерное общество или ОАО – открытое акционерное общество. В трех последних случаях понадобится получение лицензии при планировании выезда за рубеж. Его выдает Минтранс. Необходимо предоставить такие сведения:

  • Заключенный договор на техническое обслуживание (если нет своей мастерской).
  • Свидетельство о регистрации бизнеса.
  • Удостоверения водительских прав.
  • Медицинские книжки с отметкой пройденного медосмотра.
  • Технические документы на каждое транспортное средство.

Перед тем как открыть транспортную компанию с нуля без транспорта или для регистрации ИП понадобится подать заявление в местную налоговую инспекцию. Вместе с ним предоставляются:

  • Оригинальная квитанция – свидетельство об оплате госпошлины.
  • Идентификационный номер и его копия.
  • Удостоверение личности/паспорт с ксерокопией.

Список для юридического лица намного внушительней:

  • В заявлении указать запатентованное название фирмы.
  • Оплатить госпошлину и прикрепить квитанцию к пакету документов.
  • Предоставить решение учредительного собрания акционеров.
  • Заверенные у нотариуса копии паспортов учредителей сообщества.
  • Указать полное имя и данные директора компании.
  • Открыть расчетный счет в банке и подтвердить его документально.

Дополнительные сведения в заявлении касаются выбора оптимальной системы налогообложения. Для частного или малого бизнеса предпочтительнее указать один из трех вариантов: ЕСХН – патентная; ЕНВД – единый налог на вмененный доход; УСН – упрощенная система. Если в гараже планируется работа одного-двух десятков машин, то однозначно выгоднее выбрать ЕНВД. Что еще потребуется для открытия транспортной компании с нуля в статусе ООО, так это изготовление собственной печати.

Помещение под офис и автопарк

Работу диспетчера-посредника можно организовать на дому, не тратя деньги на аренду. Но если в планах стоит непосредственное общение с клиентами, то лучше снять небольшой офис. Расположиться можно и на 25-30 м2. Центральные районы выбирать необязательно. Достаточно найти помещение в торговом/деловом центре или гипермаркете.

Другое дело – большая организация. Она потребует выкупа собственного здания или долгосрочной аренды свободного помещения, в котором нужно сделать ремонт, расставить мебель и технику. Заметная вывеска с названием послужит привлечению внимания в бизнес-центре или в деловой части города. Что понадобится в офис:

  • Незатейливая мебель: диван, кресла, стулья, столы, полки для документов.
  • Компьютеры со специальной обрабатывающей программой, например 1С.
  • Сопутствующая оргтехника: модем, факс, телефоны для прозвона, сканер, принтер и пр. Или МФО.
  • Электрочайник.
  • Микроволновая печь для сотрудников.

Пожарная служба и санэпидстанция потребуют обязательного наличия вентиляции, аварийного выхода, сигнализации, также подключения к системам теплоснабжения, канализации подачи энергии.

Автопарк при открытии транспортной компании займет площадь примерно 500 м2, включая платную охраняемую автостоянку, слесарную мастерскую и гараж. Идеальным местом расположения будет городская окраина, транспортные развязки, район скопления промышленных зданий. Сдаваемый в аренду ангар можно использовать под ремонтный бокс.

Машины первое время также можно арендовать, если существуют ограничения в средствах на закупку нового транспорта. Желательно приобретать марки отечественного производителя. Это значительно снизит статью расходов. Автопарку, предназначенному для дальних перевозок груза большого тоннажа, понадобятся:

  • ЗИЛ Бычок – подходит для транспортировки габаритных предметов, например мебели.
  • Рефрижератор – для доставки продуктов питания на большие расстояния.
  • Автомобили, покрытые тентами, можно использовать для перевозки овощей на склады.
  • ГАЗон предназначен для грузов до десяти тонн.
  • Для транспортировки по городу удобно использовать ГАЗели, рассчитанные на груз от трех до восьми тонн.

Этот транспорт считается малогабаритным. Парк можно разнообразить одной-двумя машинами с грузоподъемностью до 25 Т. 

Набор персонала

Что еще предусматривает бизнес-план? Транспортные услуги большой фирмы невозможно оказывать без рабочих рук. Принимать на работу людей нужно предусмотрительно. Не нужно бояться показаться слишком строгим. Транспортировка – дело серьезное, связанное с материальной ответственностью. Поэтому водители должны быть с опытом, рабочие, слесаря и грузчики не пьющими, а коммерческий отдел – квалифицированный.

Совмещать профессии ради экономии зарплаты не стоит. Это может привести к снижению трудоспособности и эффективности выполнения поставленных задач. Каждый должен трудиться на своем месте. Если у учредителя присутствуют организаторские способности и большое желание, то роль руководителя предприятием он вполне может взять на себя. Такая экономия допустима. Работа автопарка заключается в слаженном сотрудничестве всех отделов:

  • непосредственно водителей;
  • офисных сотрудников;
  • технического обслуживания.

Водителей должно быть в два-три раза больше, чем машин. Это обусловлено посменным графиком. К тому же в дальние рейсы обычно отправляются сразу два человека. На небольших расстояниях поездка сопровождается экспедитором.

Итак, в цехе должны быть:

  • Два-три водителя.
  • Грузчики (рабочие склада).
  • Экспедитор.
  • Шиномонтажники.
  • Два техника-механика.
  • Уборщица.
  • Охранник.

В офисе трудятся такие специалисты:

  • Поиском клиентов и продвижением фирмы занимается маркетолог.
  • На приеме заказов один-два диспетчера.
  • Разработка маршрутов возложена на логиста.
  • Финансовый учет ведет бухгалтер.
  • Составлением документов и страховки занимается юрист.

Если в штате есть свой медицинский работник – это большой плюс. Владелец бизнеса будет уверен в том, что у него не будет проблем с сотрудниками ГИБДД.

Транспортная компанию по перевозке грузов работает с одним выходным. Люди должны отдыхать. В противном случае, на выходные дни необходимо набирать дополнительные кадры.

Как искать клиентов для транспортной компании

Организовать работу непросто без маркетинговых шагов. Конкурентная среда в сфере перевозок довольно большая. Появление одной новой компании могут не заметить. Нужно обратить на себя внимание. Более качественный сервис, чем у конкурентов даст о себе знать, но сначала нужно, чтобы о фирме узнало как можно больше людей. Открытая на базе автопарка мастерская и шиномонтаж смогут привлечь потенциальных клиентов. Попутно необходимо заняться традиционной рекламой. Начать нужно с заметной вывески, которая будет хорошо видна издалека. Помогут продвижению информативные методы:

  • Заказ и печать буклетов, флаеров, листовок.
  • Установка по городу баннеров.
  • Растяжки на проезжей части дороги.
  • Плакаты на транспорте.

Участие в своем городе в передачах на местном радио и телевидении значительно расширят осведомленную аудиторию. Не помешает узнать электронные адреса крупных производителей и оптовиков и заняться рассылкой писем с подробной информацией о работе фирмы.

После открытия транспортной компании с нуля в продвижении поможет создание собственного сайта. Для начала достаточно сделать просто лендинг – яркое рекламное объявление в интернете, которое переадресовывает пользователя на информационную страницу компании. Можно использовать:

  • Социальные сети для подписки в группу или сообщество.
  • Предложить свои услуги крупным интернет-магазинам.
  • Принимать участие в городских трендах.

Яркое оформление машин своего автопарка с нанесением рисунков и информации также привлекут внимание потенциальных партнеров. Поначалу достаточно выбрать одно из направлений, чтобы успевать справляться с перевозками. Дальнейшее расширение деятельности позволит закупить дополнительный транспорт, а значит и обслуживать большее число заказчиков.

Сколько нужно денег для открытия транспортной компании

Рентабельность малого бизнеса не слишком высока, но в сегменте грузоперевозок она в среднем достигает от 15 до 20%, а это хороший показатель. На таком уровне в окупаемость можно войти уже через два года. Конечно, перевозки по городу не настолько доходны, верхний уровень показателя останавливается на планке 15%. А вот достичь рентабельности свыше 30% помогут междугородние или зарубежные поездки.

Чтобы подсчитать, каких расходов потребует транспортный бизнес накануне открытия предприятия, возьмем для примера ООО, расположенного на площади до 500 м2, где оформлены 24 водителя, логист, два диспетчера. В штате также имеется бухгалтер. В автопарке находится 12 машин. Первоначальные затраты пойдут на:

  • Оформление бизнеса – 80 тысяч рублей.
  • Аренду, ремонт, подготовку стоянки – 450 тысяч.
  • Сайт – от 50 тысяч.
  • Рекламу – от 40 тысяч.
  • Оборудование для офиса – 550 тысяч.
  • Закупку транспортного средства – до 19 миллионов.

Получается 20 миллионов 170 тысяч рублей. Но статью расходов можно сократить почти в два раза, если закупить транспорт с пробегом или взять его в аренду.

Каждый месяц фирме придется тратить средства на:

  • Налоги – 15% от доходов.
  • Расходы по накладным – от двух миллионов.
  • Оплата труда – от 1,5 миллиона.
  • Отчисления за коммунальные услуги – от 50 тысяч.
  • Аренда всей площади – от 600 тысяч.

управляющая компания

В итоге – 4 миллиона 150 тысяч. Но расходы на малый бизнес будут значительно ниже. В автопарк из девяти машин предстоит вложить 2 миллиона 50 тысяч рублей. А ежемесячные растраты составят от 255 тысяч. За год сумма составит три миллиона 60 тысяч. Чистая прибыль такого парка составит два миллиона 160 тысяч рублей в год. Получается, что грузоперевозки – это рентабельный бизнес. Транспортная компания за один-два года может выйти на полную окупаемость.

Существуют способы повысить рентабельность за счет снижения себестоимости поездок:

  • Закупка своего погрузчика поможет избежать простоев транспорта.
  • Отправление в рейс только полностью заполненных грузовиков.
  • Экономный расход масла и топлива.
  • Пополнение гаража более габаритными машинами.

В остальном поможет грамотный опытный бухгалтер, который установит планированный расход капитала, сопоставляя его с доходами. Многое зависит и от оперативности диспетчеров. Качественное обслуживание привлечет большое число клиентов.

Возможные проблемы при открытии транспортной компании

Наряду с тем, что транспортные услуги пользуются спросом и являются прибыльным делом, грузоперевозки связаны и с неприятными моментами:

  • Никто не застрахован от возможных потерь и материального ущерба. Это чаще связано с некачественной упаковкой груза, но бывают и аварийные случаи.
  • Сотрудники, принятые на работу без должной проверки, могут оказаться либо неважными специалистами, что приводит к конфликтным ситуациям с клиентами, либо же оказываются «нечистоплотными», позволяя себе приворовывать.
  • Нужно постоянно тратиться на рекламу.
  • Транспорт часто подвергается поломкам. Ремонты обходятся дорого, плюс возникает простой техники.
  • Для запуска бизнеса требуются большие капиталовложения.
  • Конкуренция в этом секторе довольно высока.
  • Грузоперевозки нельзя осуществлять без наличия лицензии.

Но некоторые моменты можно предотвратить, например: установить видеокамеры для контроля хищений; контролировать правильную упаковку груза; устраивать личные собеседования перед зачислением работников в штат.

30 июня 2021 г.

Лучший путь для старта

В любой сфере важен опыт. Каждое дело состоит из набора небольших навыков и умений. Грузоперевозки не исключение. Поэтому даже если вы рекордсмен в игре Euro Truck Simulator, учиться все равно придется. На своих ошибках или на чужом опыте.

Хороший способ получить опыт — пойти наемным сотрудником в успешную транспортную компанию. Лучше всего на позицию специалиста по работе с клиентами/менеджера по продажам.

Именно на этих местах можно научиться продавать больше существующим клиентам и находить новых. А это главное для любого бизнеса, грузоперевозки не исключение. Начинать стоит именно с умения продавать свои услуги.

Безусловно, продажи — малоприятное занятие. Отказы приходится слышать куда чаще, чем согласия, приходится быть напористым и наглым, бороться с конкурентами каждый день. Такое не каждому по плечу, но без этого навыка очень редко становятся успешными бизнесменами.

Не получится просто нанять крутого продавца, который сделает всю работу за вас. Без понимания того, как строить коммуникацию с клиентами и в чем их основные потребности, построить успешную компанию в грузоперевозках намного сложнее.

Дополнением к этому опыту могут стать специализированные обучающие курсы по открытию транспортных компаний. Они есть в большинстве европейских стран и в России. Организовали их собственники работающих транспортных компаний, как правило не крупных.

Для них продажа образовательных услуг — дополнительное направление бизнеса. А для начинающих — хороший способ научиться на чужих ошибках и посмотреть на организационную сторону транспортного бизнеса. Не будем называть конкретные курсы и давать на них ссылки, авторы курсов и так сами неплохо справляются с рекламой. Короткий поиск в интернете покажет все пароли и явки.

Комплекс из опыта продаж и понимания организации транспортной компании даст серьезную фору перед конкурентами. С таким бэкграундом можно даже попробовать привлечь инвестиции на запуск своей компании.

Что нужно для старта

“Как открыть транспортную компанию без транспорта” — самый правильный вопрос на старте. Пока нет постоянных клиентов и стабильной загрузки заказами, покупка своего транспорта нерациональна.

Многие начинающие перевозчики думают, что можно начать не с магистральных тягачей,, а с небольших машин. Они дешевле, но ездят на более короткие расстояния из-за малой грузоподъемности.

На свои средства или в кредит люди покупают одну машину, сами ищут заказы на биржах грузоперевозок и сами их выполняют. Такие предприниматели надеются, что со временем они “раскрутятся”, наймут водителя, а потом и еще одну машину купят. А потом еще и еще.

Чаще всего мечты остаются мечтами, а руководитель компании ее единственным сотрудником. Потому что для бизнеса важнее создавать поток клиентов, чем основные средства. Вместо покупки автомобиля лучше направить деньги на построение продаж и маркетинга.

Когда вам понадобится непосредственно выполнять заказы, то авто в лизинг отлично подойдет

Строим поток клиентов

Для начала стоит провести анализ рынка грузоперевозок в том регионе, где вы собираетесь запускать вашу транспортную компанию. Нужно ответить на несколько главных вопросов:

1.Какие именно грузы чаще всего перевозят в ваш регион и из него. Обратите внимание на местных производителей, особенно небольших. Какие машины они используют для отправки своей продукции в другие регионы? Как они доставляют сырье?

2. Как устроена логистика местных торговых сетей? Они работают на своем транспорте ли привлекают подрядчиков? Что именно они возят чаще, а что реже? На какие расстояния доставка?

3. Насколько много заказов от частных лиц? Как часто они переезжают или делают крупные покупки, которые нужно доставлять?

Ответы на эти вопросы покажут структуру спроса. может быть, актуальнее иметь фуру и возить большие объемы грузов в другие регионы. Или же работать на меньшей машине на короткие расстояния. Возможно, актуальнее купить рефрижератор, а не тент. Или какой-либо другой специальный автомобиль.

Также стоит внимательно изучить конкурентное окружение. Изучите актуальное предложение транспортных услуг на рынке и ответьте на эти вопросы:

1. Как много перевозчиков уже работает в вашем регионе? Преобладают крупные игроки или мелкие?

2. Как именно привлекают клиентов ваши конкуренты? У них хорошие отделы продаж, большие связи в местном бизнесе или качественный интернет-маркетинг?

3. Чего не хватает клиентам в сервисе конкурентов? Может быть удобства работы и обмена документами? Качества и соблюдения договоренностей? Чтобы это выяснить, придется пообщаться с клиентами. Поверьте, проблемы точно есть: всегда есть, что улучшить.

С этой информацией можно построить стратегию продвижения. Если в регионе “все поделено” и крупные игроки давно договорились обо всем в бане, то стоит обратить внимание на начинающих бизнесменов. Они обычно не обременены связями и часто разделяют ценности честной конкуренции. Их можно искать на бизнес-мероприятиях, через профильные сообщества и сервисы для малых предприятий. Юристов и банки, например.

Если потенциальные клиенты живут в 21-м веке и выбирают подрядчиков по объективным параметрам, то стоит предложить им то, чего не предлагают конкуренты. Лучший контроль над сохранностью груза, например. Или контроль условий транспортировки онлайн с помощью датчиков. Это важно для скоропортящихся грузов.

С такими вводными можно сформулировать торговое предложение и стратегию привлечения клиентов. У вас будет понимание, кому и что выгоднее продавать. Это не секрет успеха, а только гипотеза, ее нужно проверить на практике.

Попробуйте начать продажи ваших услуг еще до того, как получите ключи от вашего первого грузовика. Только так можно увидеть, реально ли рынку нужно то, что вы собрались продавать. Скорее всего, в процессе переговоров с клиентами вы узнаете много новой и ценной информации, улучшите стратегию и найдете подходящую нишу рынка.

То, что у вас нет своего транспорта на начальном этапе, не должно пугать. Заказы можно отдать субподрядчикам и проконтролировать их выполнение. Да, такие перевозки вряд-ли принесут вам прибыль, но задача не в этом. Вам важно отстроить привлечение клиентов.

Когда есть заказы, можно и машины покупать, и водителей нанимать. До этого момента затраты на технику скорее заморозят ресурсы. Ведь грузовик сам по себе не обеспечивает заработок: машин много и клиенты не стоят в очереди. Лучше потратить силы и деньги на привлечение клиентов.

Составляем бизнес-план

Для любого бизнеса важен четкий финансовый план. Чтобы открыть транспортную компанию по перевозке грузов, он тоже нужен. Если вы ответили себе на вопросы из пункта выше, то у вас на руках основные вводные для планирования.

1.Какой автопарк нужен, сколько он стоит?

2.Где и как он будет заправляться? Сколько топлива в месяц надо и какую топливную карту стоит подключить?

3.Кто будет сидеть за рулем и сколько получать за это?

4.По каким маршрутам надо будет ездить и как их можно оптимизировать?

Эти вопросы дадут возможность просчитать затратную часть бюджета, вывести себестоимость услуг и найти точки ее оптимизации. с такими данными можно начинать работать.

Регистрируем компанию

Чтобы получать оплату за услуги и платить налоги, нужно зарегистрировать юридическое лицо. Без этого шага построить заметный бизнес не получится. Для компании из одного-двух грузовиков подойдет открытие индивидуального предпринимательства. Эта форма собственности позволяет платить очень маленькие налоги и просто их считать.

На более поздних стадиях развития целесообразно открыть Общество с ограниченной ответственностью (ООО). Так как ИП могут работать только с определенным размером выручки и имеют большие ограничения по найму сотрудников.

Открывать ООО сразу стоит, если вы уверены в своем начинании и планируете быстрый рост выручки. Иначе ИП на первых этапах даст заметную экономию на налогах. Конечно же, потребуется и банковский счет

Ищем “базу”

Для транспортной компании нужна специфическая недвижимость: офисное помещение рядом с гаражом. Должно быть комфортно и обслуживать автомобили, и работать с документами, проводить встречи с клиентами.

Хороший способ найти место — посмотреть на ближайшие крупные автотранспортные предприятия. Это структуры обычно имеют свободные помещения, которые с удовольствием сдадут в аренду. Заодно вы получите подрядчика, способного помочь с ремонтом автомобиля. Не нужно будет гонять машину куда-то в сервис.

Приобретаем автомобиль

Есть три варианта приобретения грузовика: покупка нового, покупка грузовика с пробегом, приобретение в операционный лизинг. Новая машина несет самые большие финансовые риски: замораживаются средства и быстро падает стоимость машины. Работать на новых машинах выгоднее, если есть постоянный большой поток заказов.

Бывший в употреблении автомобиль стоит меньше, поэтому цена привлекает новичков. Но брать его в качестве основного “кормильца” можно только, если есть навыки самостоятельного ремонта. Так можно будет и выбрать “живую” машину и обслуживать ее недорого.

При приобретении в лизинг не нужно сразу доставать большую сумму денег, достаточно небольшой доли. Также обязательства по гарантийному обслуживанию и ремонту ложатся на собственнике машины — лизинговой компании. Вам остается только привлекать клиентов и ездить.

Собственное дело по перевозке грузов проще всего организовать, став индивидуальным предпринимателем. Успех будет зависеть от многих факторов, в том числе от налоговой системы. Давайте рассмотрим, как открыть ИП для грузоперевозок и оформить все необходимые для работы документы.

Определяемся с налогами

Прежде чем открыть ИП по услугам грузоперевозки, выберем налоговый режим, поскольку после регистрации времени на это уже практически не будет. Для этого нужно заранее просчитать налоговую нагрузку.

Сделаем это для гражданина Тихонова И.И., условного жителя города Коломны Московской области. Он решил открыть ИП по грузоперевозкам, использовать одну машину и работать на ней сам. Данные из его бизнес-плана, необходимые для выбора налогового режима, представлены в следующей таблице.

Таблица 1. Данные для расчёта налоговой нагрузки

Параметр бизнеса Значение
Место регистрации г. Коломна (МО)
Вид деятельности грузоперевозки
Количество единиц транспорта 1
Финансовые показатели: В квартал В год
  • ожидаемый объём выручки, руб.
300000 1200000
  • ожидаемый размер затрат (без учёта страховых взносов), руб.
210000 840000
  • потенциальная прибыль ИП до налогов, руб.
90000 360000
Страховые взносы ИП за себя в 2022 году, руб.:
  • с дохода до 300 000 рублей, оплата до 31.12.2022
10803 43211
  • с дохода более 300 000 рублей, оплата до 01.07.2023
1% свыше 300 000 рублей (*)

(*) С учётом особенностей системы налогообложения

Что касается затрат, то при грузоперевозках это аренда транспортного средства или уплата кредитных платежей, техобслуживание и ремонт, топливо, страховка, амортизация (если авто собственное), обязательные отчисления в фонды. Для расчёта мы взяли хороший для рассматриваемой сферы расклад, когда расходы составляют не более 70% от дохода.

Индивидуальный предприниматель в России может выбрать одну из нескольких систем: основную, упрощённую, патент или НПД. Основную систему (ОСНО), которая применяется по умолчанию, рассматривать не будем, так как она предполагает уплату налогов по более высоким ставкам и сложнее в учёте.

Далее, прежде чем рассказать, как открыть ИП по грузоперевозкам, рассчитаем налоговую нагрузку на разных льготных режимах.

УСН 6%

Упрощённая налоговая система существует в двух вариантах — со ставкой налога 6% и 15% (при соблюдении стандартных лимитов по доходу и работникам). Ставка 6% применяется на УСН Доходы. При этой системе налог платится с выручки, а расходы не учитываются.

Применять УСН в 2022 можно при таких условиях :

  • у ИП не более 130 работников в среднем за год;
  • его годовой доход не превысил 219,2 млн рублей;

Налоговой базой на УСН Доходы является вся выручка предпринимателя. По данным из Таблицы 1, ИП из примера за год получил 1 200 000 рублей — это и будет налоговая база. Сумма налога равна: 1 200 000 х 6% = 72 000 рублей.

Однако на УСН 6% предприниматель может вычесть из суммы налога взносы, которые уплатит за себя. Если у него нет работников, как в нашем примере, то уменьшить налог за счёт взносов можно вплоть до нуля.

ИП Тихонов И. И. уплатит в виде взносов 52 211 рублей, из них 43 211 рублей — фиксированные взносы и ещё 9 000 — дополнительный взнос. В итоге обе эти суммы уменьшат налог к уплате, поэтому он составит: 72 000 — 52 211 = 19 789 рублей.

УСН 15%

Этот режим называется УСН с объектом «Доходы минус расходы». Соответственно, налоговая база для него — выручка, из которой вычтены документально подтверждённые затраты, в том числе страховые взносы предпринимателя. Ставка составляет 15%. Дополнительный взнос на этом режиме считается с разницы между доходами и расходами, для нашего примера это 1% от (1 200 000 — 300 000 — 840 000 — 43 211) = 168 рублей. ИП заплатит эту сумму уже в следующем году, до 1 июля, тогда он сможет полностью учесть её в расходах.

Посчитаем налог к уплате: (1 200 000 — 840 000 — 43 211) * 15% = 47 518 рублей. 

ПСН

Патентная система применяется на тех территориях, где она действует в отношении конкретного вида деятельности. Налог на ПСН — это стоимость, которую нужно уплатить за приобретение патента (можно в течение года частями). Ставка налога — 6%. Доход на патентной системе берётся не реальный, а потенциально возможный. Его размер устанавливают региональные власти.

Для расчёта стоимости патента на конкретную деятельность в определённом регионе ФНС создала специальный сервис. По его данным, ИП из Подмосковья заплатит за годовой патент на перевозку грузов одним автомобилем 59 577 рублей.

Эту сумму тоже можно уменьшить на взносы за себя, только рассчитываются они на основании потенциально возможного годового дохода. Для нашего примера это значение возьмем из закона МО № 228/2021-ОЗ, оно составляет 992 950 рублей. Взносы с такого дохода составят (43 211 + (992 950 — 300 000) * 1%)) = 50 141 рубль, поэтому патент обойдется в сумму ( 59 577 — 50 141) 9 436 рублей.

НПД

НПД — налог на профессиональный доход — пока действует лишь в отдельных регионах, но вскоре его планируют распространить на всю Россию. Для его применения есть немало ограничений:

  • у ИП не должно быть работников;
  • его годовой доход не должен превышать 2,4 млн рублей;
  • предприниматель может оказывать услуги, выполнять работы либо реализовать товары собственного изготовления (торговля запрещена).

Ставка налога — 4% по доходам от граждан, 6% — от юридических лиц и ИП. Налоговая база — весь доход без учёта затрат.

Предприниматель из примера подходит под описанные выше условия. Сделаем расчёт, исходя из того, что он планирует работать только с организациями. Тогда налог составит столько же, сколько на УСН Доходы: 1 200 000 х 6% = 72 000 рублей.

Со взносами на страхование ситуация на НПД обстоит так:

  • медицинские входят в состав налога;
  • пенсионные не уплачиваются.

То есть иных обязательных платежей, кроме налога, на режиме НПД не будет. 

Сравнение систем налогообложения

А теперь сведём всё, что мы рассчитали, в одну таблицу и посмотрим, какой налоговый режим будет выгодным в данном примере.

Таблица 2. Сравнение налоговых систем

Режим (система) Налоги с учётом вычета, руб. Взносы, руб. Всего в бюджет, руб.
УСН «доходы» 19789 52211 72000
УСН «доходы — расходы» 47518 43211 90729
Патент 59577 50141 59577
НПД 72000 72000

Получается, что самым выгодным в нашем примере будет ПСН. Однако стоит иметь в виду, что при увеличении количества автомобилей до двух, стоимость патента для ИП Тихонова составит уже 71 577 рублей. К тому же в других регионах цена патента может быть иной — всё зависит от конъюнктуры рынка. 

УСН с объектом «Доходы» и НПД по размеру платежей одинаковы. Но не надо забывать, что на упрощёнке эта сумма покрывает все обязательные взносы, а на НПД — только медицинские. Неуплата же пенсионных отчислений приведёт к тому, что в преклонном возрасте у ИП будет минимальная социальная пенсия. Поэтому назвать благом такую экономию на отчислениях сложно, тем более что в нашем примере выгоды от этого нет.

На упрощёнке Доходы минус расходы платежи самые большие, но это верно лишь для конкретного случая. Сумма налога зависит от объёма расходов, а в нашем примере они взяты условно. К тому же многое поменяется, если у ИП появится работник.

Теперь перейдём к тому, как открыть ИП на оказание услуг по грузоперевозке.

Регистрация ИП

Процесс постановки на учёт предпринимателя не зависит от направления бизнеса. Поэтому для открытия ИП на грузоперевозки нужно пройти стандартную процедуру:

  1. Выбрать налоговый орган. Это можно сделать в сервисе на сайте ФНС. Постановка на учёт возможна по месту постоянной регистрации гражданина.
  2. Подобрать ОКВЭД — коды видов экономической деятельности. Услуге по грузоперевозке соответствует код 49.41. Кроме него, можно выбрать дополнительные.
  3. Выбрать способ подачи документов — лично в ИФНС или МФЦ, с помощью нотариуса или в электронной форме через портал налоговой службы (требуется ЭЦП).
  4. Оплатить госпошлину в сумме 800 рублей. Квитанцию также можно сформировать на сайте ФНС, а уплату произвести через портал госуслуг. Если документы подаются в электронной форме, подписанные ЭЦП, а также в некоторых МФЦ, пошлина не платится.
  5. Заполнить заявление на регистрацию по форме Р21001. Нужно обязательно указать email и не ставить подпись заранее. Это делается в присутствии работника регистрирующего органа или нотариуса.
  6. Взять заявление, квитанцию об уплате госпошлины, свой паспорт и посетить ИФНС или МФЦ. Либо направить туда документы другим выбранным способом.
  7. Дождаться итогов регистрации. Если всё в порядке, на email придёт лист записи ЕГРИП. Если пришло решение об отказе в регистрации, нужно посмотреть в чём причины, исправить ошибки и подавать документы снова. В течение трёх месяцев это можно будет сделать без повторной уплаты госпошлины.

После регистрации ИП можно начинать оказание услуг. В каждом рейсе у водителя должен быть полный комплект документов на груз — товарно-транспортная накладная, путевой лист и договор с отправителем.

Итак, мы рассказали, как открыть ИП для грузоперевозок, и какой налог выгоднее платить. Однако наши выводы актуальны лишь для конкретного примера. А для расчёта налогов в вашей ситуации рекомендуем обратиться на бесплатную консультацию.

Начните создавать документы для регистрации вашего бизнеса прямо сейчас в нашем бесплатном сервисе.

Бесплатная консультация по налогообложению

Как открыть транспортную компанию с нуля

Содержание

  1. Виды компаний
  2. Регистрация деятельности
  3. Преимущества и недостатки бизнеса
  4. Организационные моменты
  5. Подбор персонала
  6. Посреднические услуги
  7. Финансовые вложения и прибыль
  8. Реклама
  9. Рентабельность
  10. Выводы

Транспортная компания – это самый выгодный и надежный бизнес. Спрос на услуги грузоперевозок постоянно растет, поэтому он будет приносить высокую стабильную прибыль. Перед тем как открыть транспортную компанию с нуля, начинающий предприниматель должен тщательно изучить данную сферу и ознакомиться со всеми нюансами этого бизнеса.

Виды компаний

Перед тем как составить бизнес план транспортной компании и приступить к его реализации, нужно в первую очередь определиться с направлением деятельности.

Существует несколько видов транспортных компаний:

  • Организации, которые доставляют небольшие грузы в пределах одного города;
  • Фирмы, выполняющие доставку товаров в склады, магазины и прочее. При этом они могут транспортировать грузы как по территории нашей страны, так и в ближайшее зарубежье;
  • Транспортировка сборных грузов. Для этих целей используют автопоезда, которые выполняют грузоперевозки в разные страны;
  • Компании, которые работают с промышленными предприятиями. Они транспортируют разные виды товаров внутри страны. Для этого используют самосвалы, тягачи и другую технику;
  • Посреднические фирмы. Поскольку такие организации не имеют собственного транспорта, они занимаются поиском компании грузоперевозчика, оформлением всех необходимых сопроводительных документов и финансовой составляющей.

Регистрация деятельности

Если вы решили открыть транспортную компанию по грузоперевозкам, в первую очередь определитесь с формой ведения бизнеса. Чаще всего начинающие предприниматели регистрируются как индивидуальный предприниматель или ООО.

Если говорить о форме налогообложения, самый оптимальный вариант – это ЕНВД. Его главное преимущество состоит в том, что в таком случае вы сможете подключить к работе до 20 автомобилей. Для индивидуального предпринимателя, самая выгодная форма налогообложения – ЗНДФЛ. Посредникам, лучше выбрать упрощенный налог. Перед тем как открыть транспортную компанию и принять окончательное решение о форме ведения бизнеса, тщательно обдумайте все особенности ее будущей деятельности.

Еще один важный момент – этот расчетный счет в банке. Это особенно актуально для тех предпринимателей, которые открывают компанию на долгосрочную перспективу. Многие клиенты предпочитают работать по безналичному расчету, поэтому не имея расчетного счета в банке, вы можете потерять крупных заказчиков.

Преимущества и недостатки бизнеса

Чтобы выяснить, стоит ли открывать свой бизнес в 2023 году, следует ознакомиться с преимуществами и недостатками грузоперевозок.

Преимущества:

  • Небольшую транспортную компанию можно открыть с минимальными вложениями;
  • Большие перспективы развития;
  • Высокий доход (при успешной деятельности).

Недостатки:

  • Крупные вложения в покупку транспорта;
  • Компания несет полную ответственность за сохранность груза;
  • Сложности с поиском клиентов и отсутствие стабильного дохода на старте.

Организационные моменты

Итак, вы приняли окончательное решение, открываем транспортную компанию, что нужно сделать в первую очередь? Сначала арендуйте офис. Безусловно, можно сэкономить деньги, работая на дому, но такой бизнес не будет приносить хорошего дохода. Если финансовые средства не позволяют вам арендовать собственное помещение, можно снять офис в колл-центре. Небольшая диспетчерская служба поместится на 20 кв. метрах. После этого приступайте к выбору и покупке служебных автомобилей.

Для грузоперевозок в черте города обычно используют Газели. Они простые в обслуживании, маневренные и экономно расходуют топливо. Для перевозки продуктов питания лучше приобрести тентованные автомобили. А вот для перевозки объемных грузов больше подходят автомобили с прицепами. Скоропортящиеся продукты перевозят в изотермических фургонах или рефрижераторах. Если вы планируете заняться переездами или доставкой мебели, самый лучший вариант – это ЗИЛ Бычок. Такой автомобиль может без проблем передвигаться по узким городским улочкам.

Составляя бизнес план транспортной компании по грузоперевозкам, следует учесть следующие важные моменты:

  1. Хищения. Вы должны предусмотреть систему контроля еще на этапе планирования бизнеса – видеонаблюдение, личные проверки отчетной документации, охрана и прочее;
  2. Сервис. Чтобы клиенты были довольны качеством услуг, обратите особое внимание на уровень сервиса. Постарайтесь предотвратить задержки груза или хамство персонала. Если клиент останется доволен, он обязательно воспользуется услугами вашей компании в следующий раз;
  3. Контроль перевозчиков. Все машины должны быть оборудованы GPS;
  4. Качество грузоперевозок. Обеспечьте рабочих склада, необходимым оборудованием и расходными материалами, чтобы они могли компактно уложить груз и надежно его закрепить. Установите определенный уровень «боя». При его превышении изымайте разницу с заработной платы грузчиков. В таком случае они будут более ответственно относиться к своей работе. Можно ввести систему штрафов, но не стоит делать ее слишком жесткой, поскольку с низкими зарплатами вы никогда не добьетесь качественной работы.

По мнению экспертов, транспортная компания как бизнес — это очень перспективное и прибыльное дело, которое при грамотном подходе может приносить хорошую прибыль.

Подбор персонала

На этапе становления бизнеса можно ограничиться небольшим количеством сотрудников, на которых можно возложить по несколько функций. В целях экономии, некоторые обязанности должен взять на себя и владелец компании. Самое главное – не переусердствовать в этом деле, поскольку если вы перегрузите сотрудников разнопрофильной работой, производительность труда может существенно снизиться.

Для работы в транспортной компании вам понадобятся:

  • Водители;
  • Диспетчер;
  • Складские рабочие;
  • Техник-механик;
  • Экспедитор;
  • Бухгалтер.

Нанимая персонал на работу, следует отдавать предпочтение специалистам, которые имеют опыт работы в сфере грузоперевозок. Особое внимание обратите на ведение бухгалтерского учета. Такое дело ни в коем случае нельзя доверять дилетантам. Если ваши финансовые возможности не позволяют нанять в штат профессионала, можно обратиться за помощью в аудиторскую компанию.

Посреднические услуги

Если у вас нет стартового капитала на покупку транспорта, можно начать свой бизнес с посреднических услуг. Давайте разберемся, как открыть транспортную компанию без транспорта.

Работа диспетчера грузоперевозок – это сложное и очень ответственное дело. Многие предприятия, которые не имеют собственного транспорта, обращаются за помощью к компаниям посредникам. Они находят подходящие автомобили, оговаривают условия оплаты, сроки доставки и другие организационные моменты. Если доставка выполнена успешно, посредник получает свой процент от общей стоимости услуги.

Финансовые вложения и прибыль

Перед тем как открыть транспортную компанию по перевозке грузов, нужно примерно подсчитать предстоящие расходы и будущую прибыль. Если вы планируете начать бизнес с двух автомобилей, приблизительные расходы будут выглядеть следующим образом:

  1. Закупка техники – 900 тыс. рублей;
  2. Ремонтные работы и ГСМ – 40–45 тыс. рублей;
  3. Аренда офисного помещения – 10 тыс. рублей;
  4. Зарплата – 40 тыс. рублей;
  5. Реклама – 15 тыс. рублей;
  6. Дополнительные расходы – 30 тыс. рублей.

Всего, для того чтобы открыть такой выгодный бизнес в 2023 году понадобится примерно 1 млн 200 тыс. рублей. Данная схема предполагает штат, состоящий из трех сотрудников – диспетчер, водитель и грузчик. Если возникнет необходимость использовать два автомобиля одновременно, на первых порах за руль может сесть владелец компании. Бухгалтерский учет следует отдать на аутсорсинг. Все первоначальные затраты окупаются в течение 1–2 лет. Если отказаться от покупки собственной техники и использовать для работы арендованные автомобили, срок окупаемости сокращается вдвое.

Теперь поговорим о прибыли. Разные автомобили приносят разный ежемесячный доход:

  • Газель – от 10 тыс. рублей;
  • Бычок – от 20 тыс. рублей;
  • Автомобили с грузоподъемностью 5 т – от 25 тыс. рублей;
  • Фуры – от 100 тыс. рублей и выше.

Такую прибыль получают небольшие предприятия. При этом они вовремя выплачивают зарплату сотрудникам и платят все налоги. Подводя итог, хотелось бы отметить, что грузоперевозки – это самая выгодная идея малого бизнеса для маленького города, которая прекрасно работает в любых экономических условиях.

Реклама

Главная составляющая успеха любой транспортной компании – это поиск клиентов. От количества заказов во многом зависит эффективность работы предприятия. Для привлечения клиентов можно использовать следующие маркетинговые инструменты:

  • Реклама в интернете и СМИ;
  • Печатные объявления на остановках общественного транспорта и на подъездах;
  • Сотрудничество с диспетчерскими службами;
  • Информационные плакаты в местах большого скопления людей.

Если вы хотите открыть филиал транспортной компании для работы с юридическими лицами, чтобы наработать клиентскую базу, необходимо:

  • Регулярно принимать участие в тендерах;
  • Рассылать коммерческие предложения.

На этапе становления бизнеса придется отодвинуть рекламу на второй план. Начинающее предприятие не сможет сразу обрабатывать много запросов. Если реклама сработает, и вы не справитесь с работой, можно навсегда испортить себе репутацию. Исправлять такие ошибки очень трудно, поэтому не стоит сразу широко рекламировать свою деятельность. В первое время можно разместить рекламные объявления в СМИ и в интернете. Этого достаточно для начала деятельности. Со временем, когда бизнес начнет развиваться, можно создать собственную страничку в сети и заказать рекламные листовки.

Если вы решили открыть филиал транспортной компании в своем городе на базе крупного действующего предприятия, его работу могут усложнить претензии бывших клиентов. К тому же многие заказчики предпочитают работать с определенным менеджером, а не с компанией в целом. Самое главное – это качественное обслуживание и высокий уровень сервиса. Если клиенты будут довольны вашей работой, можно обойтись и без дорогостоящей рекламы, поскольку в таком случае на вас будет работать «сарафанное» радио.

Видео по теме Видео по теме

Рентабельность

По мнению экспертов, рентабельность грузовых перевозок находится на уровне 15–20%. Это достаточно высокий показатель по сравнению с другими видами малого бизнеса. Если постепенно развивать свое предприятие, можно буквально через 2 года выйти на постоянный приличный доход. Грузоперевозки – это отличный вариант для тех, кто ищет, на чем можно заработать в 2023 году.

Некоторые новички стараются повысить рентабельность бизнеса на этапе становления, посредством демпинга, то есть сильно снижают цены на услуги. Разумеется, их востребованность сразу повышается, поскольку клиентам гораздо выгоднее работать с новой компанией, чем с ее конкурентами. Но в таком случае существенно увеличиваются финансовые издержки, а это может привести предприятие к банкротству.

Чтобы снизить себестоимость грузоперевозок следует предпринять следующие действия:

  1. Замените малотоннажные автомобили большегрузной техникой;
  2. Установите лимиты на покупку горюче-смазочных материалов;
  3. Не отправляйте полупустые машины в рейс;
  4. Купите собственный погрузчик, чтобы избежать простоев.

Четкий контроль расходования денежных средств и грамотная организация всех бизнес процессов транспортной компании, поможет вам существенно снизить себестоимость услуг. Благодаря этому значительно повысится уровень рентабельности бизнеса.

Выводы

Транспортные услуги – это одно из самых перспективных направлений малого бизнеса в 2023 году. Открыть такую компанию может любой начинающий предприниматель. Больше всего сил, времени и денег уходит на раскрутку бизнеса. Но после того как вы наработаете собственную клиентскую базу, такое дело будет приносить приличную прибыль.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как отправить собаку в другой город без хозяина транспортной компанией сдэк
  • Как отправить товар транспортной компанией деловые линии за счет покупателя
  • Как оформить доверенность на получение груза транспортной компанией образец
  • Как оформляется реквизит адресат при адресовании документа физическому лицу
  • Как писать заявление на прием на работу на время декретного отпуска образец