Как открыть свою логистическую компанию с нуля по перевозке грузов

Ключевые элементы успеха в любой производственной деятельности – обеспеченность сырьем и своевременная доставка готовых товаров к торговым точкам, местам реализации. Формированием системы товарообращения занимаются логистические компании – предприятия, которые специализируются на перемещении различных грузов.

Спрос в России на них высокий — особенно с учетом большого размера страны и удаленности населенных пунктов друг от друга. Поэтому идея открытия логистической компании кажется перспективной. Это выгодное направление бизнес-деятельности — дело может быстро окупиться и начать приносить высокий доход предпринимателю.

Из статьи вы узнаете, как открыть логистический компанию с нуля. Приводим примерные экономические расчеты, рассказываем, когда будет достигнута точка безубыточности.

Функции логистических компаний

Логистика занимается управлением и контролем транспортировки продукции из одной точки в другую. Соответственно, логистические компании выполняют функции:

  • поставщика сырьевых материалов до производителя;
  • доставщика готовой товарной продукции в сбытовые точки (до потребителя);
  • обработка и временное хранение грузов до момента их доставки в торговые сети / на производство.

 

Договоренности с логистическими компаниями заключаются по схеме аутсорсинга.

Фирмам без собственного автомобильного парка взаимодействие с аутсорсером позволяет оптимизировать затраты по грузообороту и делегировать полномочия по доставкам профессионалам.

Характеристика рынка логистики в России

После падения рынок грузоперевозок, начиная с конца 2016 года, возобновил свой рост. Российская экономика находится в фазе восстановления, это ведет к оживлению активности в сфере логистики. По прогнозам экспертов, в 2018-2022 гг. ожидается стабильное увеличение этого рынка более чем на 7% ежегодно.

В России только появляется мода использовать внешних провайдеров услуг по грузоперевозкам. Так, доля логистического аутсорсинга чуть превышает 30% (в западных странах – более 50%). Но тренд выделяется четко: производители все чаще перекладывают всю работу по транспортировке и доставке грузов с себя на специализированные компании. И чаще всего, логистика осуществляется автотранспортом. Автотранспорт лидирует на рынке – более 68% от общего объема перевозок.

С учетом низкой инфляции на рынке и отсутствия долгосрочных рисков логистический бизнес можно считать перспективным.

Основные расходы по открытию бизнеса

Сумма начальных вложений для открытия логистической компании, ее разбивка по статьям – в таблице ниже.

Расходная статья

Сумма, руб.

Регистрация

10 тыс.

Аренда помещения

100 тыс.

Покупка оборудования

325 тыс.

Заработная плата (8 чел.)

300 тыс.

Дополнительные расходы (дополнительный инвентарь, реклама, ремонт офиса и др.)

150 тыс.

Итого

1,335 млн

 

Величина расходов определена на основе изучения цен в интернете и примерной арендной платы в регионах России.

По исходным условиям, компания не будет покупать автомобили (с целью снижения размера начального капитала). Для справки, стоимость малотоннажного грузовика Iveco Daily (б/у) – 1,5 млн руб. Будем брать водителей со своими машинами.

Регистрация

Важная особенность логистического бизнеса – не нужно получать лицензию для начала деятельности. Достаточно просто зарегистрировать себя в качестве субъекта предпринимательской деятельности.

Чаще всего бизнесмены оформляют дело как юридическое лицо (в форме ИП реже). С индивидуального предпринимателя взимается налог на добавочную стоимость, что заметно увеличивает отчисления в фонды.

ООО (Общество с ограниченной ответственностью) — оптимальная форма регистрации логистического бизнеса. Оформить документы можно самому, хотя этот процесс утомительный, требует сбора множества бумаг и походов в налоговую инстанцию. Можно поручить процесс юридической конторе за соответствующую плату.

ОАО/ЗАО сложны в оформлении. В бизнес плане мы эти ОПФ рассматривать не будем.  

Коды ОКВЭД: 52, 52.24.

Помещение

Логистический бизнес требует офиса для приема клиентов и оборудованных складов для хранения и распределения товаров.

  1. Офис (юридический адрес фирмы) нужно разместить в месте рядом с транспортной развязкой. Сначала в его оборудование можно не вкладывать больших денег — достаточно сделать евроремонт, закупить компьютеры и оргтехнику, удобную мебель, установить кулер с водой, развесить тематические промотериалы, установить большой телеэкран. Это будет создавать приятное впечатление у клиентов.
  2. Для формирования логистического центра подойдут склады площадью 5 тыс. кв. м, отвечающие требованиям Санэпиднадзора и пожарной службы: иметь пожарную сигнализацию, систему вентиляции, отопления, водоснабжения. Склады могут располагаться на краю города, должны иметь подъезд для грузовых автомобилей (точку принятия грузов), место для автопарка, помещения для персонала.

 

Оборудование

Склады необходимо оборудовать стеллажами и другим оборудованием для хранения и перераспределения продукции, на них хранящейся.

На каждого работника должно приходиться по 1 рокле (гидравлической тележке). Они нужны для перевозки грузов (не очень тяжелых и не крупногабаритных).

Потребуется штабелер (или вилочный погрузчик) – техника с высокой грузоподъемностью (есть ручная, самоходная и автоматическая). Она нужна для перевозки паллетов, крупных грузов.

Пригодится консольный подъемник. Он позволяет загружать/выгружать грузы с верхних стеллажей.

Перегрузочная система обеспечит быстрый и безопасный грузооборот между автотранспортом и складом.

Персонал

Для нормального функционирования бизнеса понадобится штат в 8 человек.

  1. Логист, 1 чел. Работает в офисе, заключает договора с клиентами, ведет документацию, взаимодействует с поставщиками и контролирует сроки исполнения заказов. Сотрудник должен иметь соответствующий опыт работы.
  2. Грузчики для склада, 2 чел. Занимаются погрузкой и выгрузкой поступающей продукции, хранением. Должны иметь опыт работы с погрузочным оборудованием. С развитием бизнеса потребуется больше работников, однако на начальных порах хватит и двух. Могут работать посменно.
  3. Водители-экспедиторы, 2 чел. По условиям бизнес плана, имеют свои автомобили. Их работу можно контролировать с использованием систем ГЛОНАСС/GPS.
  4. Охранник, 2 чел. Склады нужно защищать от злоумышленников. Рекомендуется установить системы видеонаблюдения.
  5. Бухгалтер, 1 чел. Будет вести все дела с налоговыми отчетностями по ООО.

 

Реклама

Начинающему предпринимателю нужно помнить, что в логистическом бизнесе клиенты предпочитают обращаться к уже зарекомендовавшим себя компаниям, которые страхуют грузы и имеют положительные отзывы.

Поэтому без затрат на маркетинг не обойтись. Есть 2 важных момента.

Во-первых, цены. Нужно проанализировать затраты и предложить расценки ниже рыночных. Производители всегда стремятся минимизировать расходы, потому обратят внимание на новую компанию. Можно проводить дополнительные акции, давать скидки при заключении долгосрочных контрактов, покупках большими объёмами.

Второй момент — реклама и продвижение. Следует задействовать как можно больше информационных каналов в регионе работы: телевидение (бегущая строка), радио, печатные издания (с деловым уклоном), свой сайт с онлайн-консультированием. Полезно посещать выставки, семинары.

План расходов и прибыль организации

Мы уже определили, что сумма первоначальных расходов составляет 1,335 тыс. руб. (1,4 млн руб.).

Ежемесячные расходы:

  • аренда – 100 тыс. руб.;
  • заработная плата – 200 тыс. руб.;
  • переменные затраты – порядка 100 тыс. руб.

 

Считаем доход:

  • при полной загруженности машины проезжают в месяц примерно 12 тыс. км.;
  • стоимость 1 км пути составляет 25 руб.;
  • при наличии 2 экспедиторов доход составит 600 тыс. руб.;
  • ежемесячная прибыль – около 100 тыс. руб.

 

Бизнес сможет выйти «в ноль» примерно за 14 месяцев, потом начнет приносить чистый доход.

Из расчётов очевидно, что грузоперевозки при грамотной организации делового процесса скоро начинают приносить доход. Современные экономические условия в России позволяют грузоперевозчикам быстро превратиться в крупного регионального игрока.

Изучение этой статьи поможет вам открыть бизнес – логистическую компанию – с минимально возможным размером начальных инвестиций. Хотя даже при минимуме стартовые расходы могут показаться значительными для малого предпринимательства.

Собственное дело по перевозке грузов проще всего организовать, став индивидуальным предпринимателем. Успех будет зависеть от многих факторов, в том числе от налоговой системы. Давайте рассмотрим, как открыть ИП для грузоперевозок и оформить все необходимые для работы документы.

Определяемся с налогами

Прежде чем открыть ИП по услугам грузоперевозки, выберем налоговый режим, поскольку после регистрации времени на это уже практически не будет. Для этого нужно заранее просчитать налоговую нагрузку.

Сделаем это для гражданина Тихонова И.И., условного жителя города Коломны Московской области. Он решил открыть ИП по грузоперевозкам, использовать одну машину и работать на ней сам. Данные из его бизнес-плана, необходимые для выбора налогового режима, представлены в следующей таблице.

Таблица 1. Данные для расчёта налоговой нагрузки

Параметр бизнеса Значение
Место регистрации г. Коломна (МО)
Вид деятельности грузоперевозки
Количество единиц транспорта 1
Финансовые показатели: В квартал В год
  • ожидаемый объём выручки, руб.
300000 1200000
  • ожидаемый размер затрат (без учёта страховых взносов), руб.
210000 840000
  • потенциальная прибыль ИП до налогов, руб.
90000 360000
Страховые взносы ИП за себя в 2022 году, руб.:
  • с дохода до 300 000 рублей, оплата до 31.12.2022
10803 43211
  • с дохода более 300 000 рублей, оплата до 01.07.2023
1% свыше 300 000 рублей (*)

(*) С учётом особенностей системы налогообложения

Что касается затрат, то при грузоперевозках это аренда транспортного средства или уплата кредитных платежей, техобслуживание и ремонт, топливо, страховка, амортизация (если авто собственное), обязательные отчисления в фонды. Для расчёта мы взяли хороший для рассматриваемой сферы расклад, когда расходы составляют не более 70% от дохода.

Индивидуальный предприниматель в России может выбрать одну из нескольких систем: основную, упрощённую, патент или НПД. Основную систему (ОСНО), которая применяется по умолчанию, рассматривать не будем, так как она предполагает уплату налогов по более высоким ставкам и сложнее в учёте.

Далее, прежде чем рассказать, как открыть ИП по грузоперевозкам, рассчитаем налоговую нагрузку на разных льготных режимах.

УСН 6%

Упрощённая налоговая система существует в двух вариантах — со ставкой налога 6% и 15% (при соблюдении стандартных лимитов по доходу и работникам). Ставка 6% применяется на УСН Доходы. При этой системе налог платится с выручки, а расходы не учитываются.

Применять УСН в 2022 можно при таких условиях :

  • у ИП не более 130 работников в среднем за год;
  • его годовой доход не превысил 219,2 млн рублей;

Налоговой базой на УСН Доходы является вся выручка предпринимателя. По данным из Таблицы 1, ИП из примера за год получил 1 200 000 рублей — это и будет налоговая база. Сумма налога равна: 1 200 000 х 6% = 72 000 рублей.

Однако на УСН 6% предприниматель может вычесть из суммы налога взносы, которые уплатит за себя. Если у него нет работников, как в нашем примере, то уменьшить налог за счёт взносов можно вплоть до нуля.

ИП Тихонов И. И. уплатит в виде взносов 52 211 рублей, из них 43 211 рублей — фиксированные взносы и ещё 9 000 — дополнительный взнос. В итоге обе эти суммы уменьшат налог к уплате, поэтому он составит: 72 000 — 52 211 = 19 789 рублей.

УСН 15%

Этот режим называется УСН с объектом «Доходы минус расходы». Соответственно, налоговая база для него — выручка, из которой вычтены документально подтверждённые затраты, в том числе страховые взносы предпринимателя. Ставка составляет 15%. Дополнительный взнос на этом режиме считается с разницы между доходами и расходами, для нашего примера это 1% от (1 200 000 — 300 000 — 840 000 — 43 211) = 168 рублей. ИП заплатит эту сумму уже в следующем году, до 1 июля, тогда он сможет полностью учесть её в расходах.

Посчитаем налог к уплате: (1 200 000 — 840 000 — 43 211) * 15% = 47 518 рублей. 

ПСН

Патентная система применяется на тех территориях, где она действует в отношении конкретного вида деятельности. Налог на ПСН — это стоимость, которую нужно уплатить за приобретение патента (можно в течение года частями). Ставка налога — 6%. Доход на патентной системе берётся не реальный, а потенциально возможный. Его размер устанавливают региональные власти.

Для расчёта стоимости патента на конкретную деятельность в определённом регионе ФНС создала специальный сервис. По его данным, ИП из Подмосковья заплатит за годовой патент на перевозку грузов одним автомобилем 59 577 рублей.

Эту сумму тоже можно уменьшить на взносы за себя, только рассчитываются они на основании потенциально возможного годового дохода. Для нашего примера это значение возьмем из закона МО № 228/2021-ОЗ, оно составляет 992 950 рублей. Взносы с такого дохода составят (43 211 + (992 950 — 300 000) * 1%)) = 50 141 рубль, поэтому патент обойдется в сумму ( 59 577 — 50 141) 9 436 рублей.

НПД

НПД — налог на профессиональный доход — пока действует лишь в отдельных регионах, но вскоре его планируют распространить на всю Россию. Для его применения есть немало ограничений:

  • у ИП не должно быть работников;
  • его годовой доход не должен превышать 2,4 млн рублей;
  • предприниматель может оказывать услуги, выполнять работы либо реализовать товары собственного изготовления (торговля запрещена).

Ставка налога — 4% по доходам от граждан, 6% — от юридических лиц и ИП. Налоговая база — весь доход без учёта затрат.

Предприниматель из примера подходит под описанные выше условия. Сделаем расчёт, исходя из того, что он планирует работать только с организациями. Тогда налог составит столько же, сколько на УСН Доходы: 1 200 000 х 6% = 72 000 рублей.

Со взносами на страхование ситуация на НПД обстоит так:

  • медицинские входят в состав налога;
  • пенсионные не уплачиваются.

То есть иных обязательных платежей, кроме налога, на режиме НПД не будет. 

Сравнение систем налогообложения

А теперь сведём всё, что мы рассчитали, в одну таблицу и посмотрим, какой налоговый режим будет выгодным в данном примере.

Таблица 2. Сравнение налоговых систем

Режим (система) Налоги с учётом вычета, руб. Взносы, руб. Всего в бюджет, руб.
УСН «доходы» 19789 52211 72000
УСН «доходы — расходы» 47518 43211 90729
Патент 59577 50141 59577
НПД 72000 72000

Получается, что самым выгодным в нашем примере будет ПСН. Однако стоит иметь в виду, что при увеличении количества автомобилей до двух, стоимость патента для ИП Тихонова составит уже 71 577 рублей. К тому же в других регионах цена патента может быть иной — всё зависит от конъюнктуры рынка. 

УСН с объектом «Доходы» и НПД по размеру платежей одинаковы. Но не надо забывать, что на упрощёнке эта сумма покрывает все обязательные взносы, а на НПД — только медицинские. Неуплата же пенсионных отчислений приведёт к тому, что в преклонном возрасте у ИП будет минимальная социальная пенсия. Поэтому назвать благом такую экономию на отчислениях сложно, тем более что в нашем примере выгоды от этого нет.

На упрощёнке Доходы минус расходы платежи самые большие, но это верно лишь для конкретного случая. Сумма налога зависит от объёма расходов, а в нашем примере они взяты условно. К тому же многое поменяется, если у ИП появится работник.

Теперь перейдём к тому, как открыть ИП на оказание услуг по грузоперевозке.

Регистрация ИП

Процесс постановки на учёт предпринимателя не зависит от направления бизнеса. Поэтому для открытия ИП на грузоперевозки нужно пройти стандартную процедуру:

  1. Выбрать налоговый орган. Это можно сделать в сервисе на сайте ФНС. Постановка на учёт возможна по месту постоянной регистрации гражданина.
  2. Подобрать ОКВЭД — коды видов экономической деятельности. Услуге по грузоперевозке соответствует код 49.41. Кроме него, можно выбрать дополнительные.
  3. Выбрать способ подачи документов — лично в ИФНС или МФЦ, с помощью нотариуса или в электронной форме через портал налоговой службы (требуется ЭЦП).
  4. Оплатить госпошлину в сумме 800 рублей. Квитанцию также можно сформировать на сайте ФНС, а уплату произвести через портал госуслуг. Если документы подаются в электронной форме, подписанные ЭЦП, а также в некоторых МФЦ, пошлина не платится.
  5. Заполнить заявление на регистрацию по форме Р21001. Нужно обязательно указать email и не ставить подпись заранее. Это делается в присутствии работника регистрирующего органа или нотариуса.
  6. Взять заявление, квитанцию об уплате госпошлины, свой паспорт и посетить ИФНС или МФЦ. Либо направить туда документы другим выбранным способом.
  7. Дождаться итогов регистрации. Если всё в порядке, на email придёт лист записи ЕГРИП. Если пришло решение об отказе в регистрации, нужно посмотреть в чём причины, исправить ошибки и подавать документы снова. В течение трёх месяцев это можно будет сделать без повторной уплаты госпошлины.

После регистрации ИП можно начинать оказание услуг. В каждом рейсе у водителя должен быть полный комплект документов на груз — товарно-транспортная накладная, путевой лист и договор с отправителем.

Итак, мы рассказали, как открыть ИП для грузоперевозок, и какой налог выгоднее платить. Однако наши выводы актуальны лишь для конкретного примера. А для расчёта налогов в вашей ситуации рекомендуем обратиться на бесплатную консультацию.

Начните создавать документы для регистрации вашего бизнеса прямо сейчас в нашем бесплатном сервисе.

Бесплатная консультация по налогообложению

  • Регистрация фирмы

  • Как открыть транспортную компанию с нуля — выбор места расположения предприятия

  • Как открыть логистическую компанию по перевозке — найм сотрудников

  • Как открыть логистическую компанию по перевозке грузов — закупка транспорта и расходных материалов

  • Как развить клиентскую базу

  • Основная ошибка при открытии бизнеса

  • Сколько денег нужно, чтобы открыть транспортную компанию по грузоперевозкам

Регистрация фирмы

Вести бизнес без регистрации запрещено, налоговая служба строго за этим следит. Другое дело, что перевозить грузы или пассажиров можно на своей машине и без оформления статуса ИП — став самозанятым. Это можно сделать за 5 минут в мобильном приложении “Мой налог”. Но при этом есть ограничения:

  • нельзя нанимать водителей со стороны;
  • нельзя получать доход свыше 2,4 миллиона рублей в год.

Если вы сами водите машину и вписываетесь в сумму лимита, то это будет самый легкий вариант: никаких отчётов и деклараций. Заказчику отправляете чек из мобильного приложения, и раз в месяц перечисляете налог с дохода (4% если услуги оказаны частному лицу, 6% — организации). При первой регистрации самозанятый получит налоговый вычет в размере 10000 рублей.

Этот способ не подойдёт для создания транспортного предприятия, тут необходимо открытие ИП или юридического лица (ООО, АО).

Выбор организационно-правовой формы

hidden>

Регистрировать ИП стоит при желании полностью контролировать бизнес и не заморачиваться ведением бухгалтерского учёта. Пакет документов для открытия ИП небольшой, и состоит из:

  • заявления по форме Р21001;
  • копий листов паспорта;
  • квитанции об уплате госпошлины (если она предусмотрена).

Срок регистрации — 3 рабочих дня после их получения. Документы подаются в инспекцию ФНС, которая занимается регистрацией ИП и юрлиц в регионе проживания заявителя. Госпошлина в размере 800 рублей оплачивается в случае отправки документов в бумажном виде.

ООО или АО имеет смысл открывать в следующих случаях:

  • предполагается оказание услуг организациям (к форме ООО больше доверия корпоративных клиентов, чем к ИП);
  • если учредителей будет несколько (но он может быть и один);
  • если есть желание ограничить ответственность только активами организации в рамках уставного капитала (к примеру, ИП по долгам бизнеса отвечает всем своим имуществом).

Документов для регистрации юрлица нужно больше. Среди них:

  • протокол собрания учредителей о создании ООО (или решение о создании, если учредитель один);
  • договор об учреждении ООО;
  • устав (если он типовой, то не нужен);
  • копии паспортов учредителей;
  • согласие собственника на предоставление помещения под юридический адрес ООО. Когда собственник это учредитель, то свидетельство о собственности;
  • заявление по форме Р11001.

Регистрация транспортной компании будет бесплатной при обращении с документами в ИФНС через интернет: портал Госуслуг или личный кабинет сайта налоговой службы. Но учтите, что для этого понадобится своя собственная ЭЦП.Также можно отправить документы беспошлинно при помощи специалистов МФЦ по налаженному ЭДО с налоговой инспекцией.

Выбор вида деятельности

hidden>

Предприниматель в своём заявлении на регистрацию ИП или ООО должен указать коды видов деятельности, которыми он планирует заниматься. В форме Р21001 — это лист А, в форме Р11001 — лист Ж. Один вид деятельности — основной, остальные дополнительные (их может быть сколько угодно).

Используются коды из специального классификатора ОК 029-2014. Будущие грузоперевозчики могут указать код основного вида деятельности 49.41 — «Деятельность автомобильного грузового транспорта». В качестве дополнительных — 52.10, 52.24, 52.29, и т.д. По дополнительным видам ограничений нет, они могут быть из других сфер бизнеса — торговля, общественное питание, и пр.

При заполнении заявления число регистров в коде ОКВЭД не может быть меньше четырёх (например, 49.41).

У ИП есть ограничение — они не могут заниматься некоторыми видами деятельности (производство и продажа лекарств, оружия, финансовые услуги, и т.д.). И если код запрещённого вида деятельности попадёт в заявление как дополнительный, будет отказ в регистрации.

Выбор системы налогообложения

hidden>

ИП в сфере грузоперевозок чаще всего применяют патентную систему налогообложения (ПСН). Организациям она не доступна. Можно нанять до 15 работников и покупать патент на срок от 1 до 12 месяцев. Учтите, что годовая сумма выручки не должна превышать 60 млн.руб. Сумма патента будет зависеть от:

  • места оказания услуг;
  • ставки потенциального дохода, рассчитанного на год (зависит от количества автомашин, оказывающих услуги).

Условия и ставки по ПСН можно узнать в специальном законе, который принят властями региона проживания ИП. Например, в столице это закон города Москвы от 05.11.203 №64 с изменениями.

ИП не ведут бухгалтерский учёт, но обязаны сдавать налоговые декларации. Также обязательна для них книга учёта доходов и расходов (КУДиР).

Как уже было сказано, можно выбрать самозанятость (налог на профессиональный доход — НПД). ИП могут перейти на него в любое время, предварительно отказавшись от других режимов налогообложения.

Организациям и ИП разрешено применять также упрощённую (УСН) или общую (ОСНО) систему налогообложения. С момента государственной регистрации все юридические лица и ИП автоматически переводятся на ОСНО, если от них предварительно не поступили уведомления о выборе УСН или ПСН (только для ИП).

Если в течение 30 дней после создания ООО, АО или ИП от них не придут уведомления о переходе на УСН по форме 26.2-1, то они считаются плательщиками ОСНО до конца текущего года. Перейти на упрощёнку они смогут только с 1 января следующего года после подачи уведомления. ИП, желающие приобрести патент, обязаны сделать это за 10 рабочих дней до планируемого начала деятельности. Форма заявления — 26.5-1.

ПСН можно совмещать с другими режимами налогообложения (кроме НПД), если совокупная выручка по всей деятельности не превысит 60 миллионов рублей в год.

Режим ОСНО не предполагает каких-либо ограничений. А вот плательщики УСН не могут работать на упрощёнке, если:

  • штат работников превышает 100 человек;
  • выручка за год больше 150 миллионов рублей;
  • среднегодовая стоимость основных средств больше 150 миллионов рублей.

Действуют стандартные ставки обложения УСН:

  • от 1% до 6% от дохода;
  • от 5 до 15%от разницы между доходами и расходами.

Ставки варьируются в зависимости от региона, в котором зарегистрированы налогоплательщики.

Установлены повышенные ставки налогообложения УСН при превышении лимитов:

  1. по количеству работников (от 101 до 130 человек),
  2. или выручке (от 150 до 200 миллионов рублей в год),
  3. ставка УСН по доходам — до 8%, по разнице между доходами и расходами до 20%.

После превышения и этих лимитов, плательщик автоматически переводится на ОСНО с первого числа квартала, в котором они допущены.

После регистрации транспортной компании по грузоперевозкам желательно завести расчётный счёт и оформить дистанционное банковское обслуживание. Наличие печати не обязательно, если нет такого требования в Уставе.

Как открыть транспортную компанию с нуля — выбор места расположения предприятия

Перед тем как открыть логистическую компанию с нуля, следует определиться, где она будет находиться. Кроме офиса, у транспортной фирмы должна быть оборудованная территория для хранения и обслуживания автомобилей. На первоначальном этапе можно арендовать площади у действующих транспортных предприятий. Важно, чтобы гаражи и ангары соответствовали требованиям по безопасности и располагались недалеко от основных маршрутов движения транспортных средств. Офис можно оборудовать на самой автобазе или неподалёку.

Юридический адрес ООО может не совпадать с местоположением автобазы. В этом случае нужно организовать своевременное получение корреспонденции для предприятия, которая будет приходить по адресу регистрации.

Как открыть логистическую компанию по перевозке — найм сотрудников

Трудовой капитал — самая важная часть любого бизнеса, в том числе и по перевозке грузов. Найти хорошего водителя мало, важно ещё уметь его удержать. Спрос на них большой, и их часто переманивают конкуренты. Самый важный показатель — стаж и опыт работы. Немаловажна информация о его надёжности и стабильности в работе — как долго он работал на предыдущих местах. Желательно запросить рекомендации у прошлых работодателей.

При устройстве на работу водитель должен пройти усиленную медкомиссию.

Полноценное автопредприятие не может обойтись без квалифицированных специалистов, ответственных за пожарную и транспортную безопасность. Они должны иметь соответствующие удостоверения по проверке знаний по охране труда, безопасности дорожного движения, оказания первой медицинской помощи. Обычно таких работников оформляют на должность главного механика.

Для проверки водителей перед рейсом, нужно заключить договор с лицензированным медицинским учреждением, или иметь в штате своего медицинского работника. Кроме того, каждый грузовой автомобиль должен быть оснащён цифровым тахографом, а у каждого водителя иметься цифровую карту для него. А самой организации понадобится специальная программа для считывания и хранения информации по каждому тахографу.

Какие ещё сотрудники могут понадобиться — зависит от того, какой объём работ предполагается, и какую деятельность можно делегировать на сторону. Например, если автомобилей всего 5 или меньше, работу диспетчера и механика ведёт один человек. Отдельный бухгалтер и кадровик не нужны, всё можно передать на аутсорсинг.

Слесари по ремонту и обслуживанию транспорта понадобятся только при наличии собственного ремонтного оборудования и вместительного гаража. Выгоднее обслуживаться в специализированных фирмах.

В больших АТП нужно организовывать свою складскую службу и нанять кладовщика для выдачи расходных материалов и запчастей.

Как открыть логистическую компанию по перевозке грузов — закупка транспорта и расходных материалов

Основной актив предприятия — это грузовые или пассажирские автомобили. Без них вести бизнес нереально. Есть два варианта привлечения активов:

  1. арендовать транспортные средства у их владельцев (с экипажем или без);
  2. приобрести автомобили, в том числе с помощью кредита или лизинга.

Ясно, что новому предприятию взять кредит или заключить договоры лизинга будет проблематично — нужны хорошие залоги и поручительства. Можно обратиться в государственные органы по поддержке предпринимательства, которые окажут поддержку начинающему бизнесу — как организационную, так и финансовую.

Учтите, что основная часть расходов предприятия будет эксплуатационной (плановое техническое обслуживание, ремонт, затраты на ГСМ, запасные части и др.).

У грузовых автомобилей довольно большие пробеги, поэтому расходники будут требоваться часто. Это фильтры, свечи зажигания, лампы дальнего и ближнего света, тормозные колодки и амортизаторы, смазочные изделия и многое другое. Желательно иметь пополняемый запас самых востребованных расходных материалов, как минимум, на 1 месяц. Их наличие позволит избежать простоев и убытков.

Как развить клиентскую базу

Приведем несколько рекомендаций, которые помогут вам найти клиентов на первых этапах организации бизнеса по перевозке грузов:

  • перед тем как открыть логистическую компанию, составьте бизнес-план для подробного изучения и определения объёма рынка потенциальных клиентов;
  • создайте свой сайт, страницы в социальных сетях, мессенджерах, публикуйте рекламу, широко используйте «сарафанное радио»;
  • просите клиентов оставлять рекомендации, отзывы, давайте им бонусы за это;
  • разработайте систему скидок, проводите лотереи и розыгрыши среди клиентов.

Если самим не получается найти первых клиентов, то на начальном этапе можно обратиться к крупной организации-перевозчику, чтобы стать её субподрядчиком. Зачастую крупные компании, у которых есть крупные заказы, сами привлекают исполнителей, забирая агентский процент. Это даст возможность постепенно развивать бизнес, узнавая все его особенности и нюансы. Таким образом будет нарабатываться опыт и репутация.

Основная ошибка при открытии бизнеса

Самая частая ошибка, которую допускают предприниматели при запуске бизнеса — это отсутствие плана. Не делается предварительный анализ:

  • объёма потенциального рынка;
  • наличия и уровня конкурентов;
  • потенциальных затрат на каждом этапе внедрения бизнеса;
  • системы ценообразования;
  • окупаемости проекта;
  • возможных рисков, и т.д.

Для организации работы транспортной компании необходимы существенные инвестиции на начальных этапах. Если что-то пойдет не так, можно остаться с миллионными долгами на долгие годы.

Чтобы не потерять все свои вложения, стоит сделать бизнес-план проекта ещё до того, как начали оформлять документы на регистрацию фирмы. Если не можете сделать сами, наймите профессионалов — компанию, которая специализируется на составлении бизнес-планов.

Сколько денег нужно, чтобы открыть транспортную компанию по грузоперевозкам

Точно рассчитать нужную сумму не получится. Во-первых, масштаб бизнеса у всех разный, во-вторых, всегда будут возникать незапланированные траты. Поэтому иметь достаточный запас денежных средств, либо источник их пополнения было бы неплохо. В таблицу мы включили основные статьи первоначальных расходов с примерными суммами для ООО с 5 грузовыми автомобилями типа “Газель” грузоподъёмностью 3,5 тонны, взятых в лизинг.

Статья расходов в первый месяц Примерная сумма, руб.
Аренда офиса 30 000
Компьютеры, принтер, мебель в офис 250 000
Содержание офиса (канцтовары, связь, хоз расходы), банковское обслуживание 15 000
Аренда стоянки (бокса) 25 000
Заработная плата (директор, механик, 5 водителей) 350 000
Страховые взносы с заработной платы (30,2%) 105 700
Первоначальный взнос за 5 Газелей по договору лизинга (30%). Цена автомобиля 2,6 млн.руб., страховая ставка 10% 4 290 000
Услуги бухгалтера, кадровика, юриста по аутсорсингу 20 000
Услуги медика на предрейсовый осмотр 15 000
Первое техобслуживание автомобилей 25 000
ГСМ (бензин и масла) 120 000
Расходные материалы и запчасти (запас) 50 000
ИТОГО 5 295 700

Итак, что нужно, чтобы открыть транспортную компанию? Это большое желание и лишние 5 миллионов рублей. Сумма значительно увеличится, если вместо Газелей планируете закупить, например, седельные тягачи с большой грузоподъёмностью.

Если вы считаете, что вам под силу открытие транспортной компании – действуйте. Под лежачий камень вода не течёт. Но рекомендуем всё предварительно рассчитать и соизмерить свои силы.

Водитель грузовика

Логистикой называют весь процесс передачи товаров и услуг конечному потребителю: от закупки сырья у поставщиков до доставки заказа. То есть это все, что связано с поставками, доставками, перемещением продукции между филиалами и цехами, хранением, отгрузкой.

Разбираемся, как правильно организовать логистику начинающему предпринимателю. Спойлер: придется хорошо потрудиться, но это более чем окупится в дальнейшем.

Что такое логистика

Часто думают, что логистика — это просто организация доставок: заказали ГАЗель, выдали товар, проконтролировали, чтобы груз вовремя доехал к получателю. На самом деле нет.

Логистика — это контроль и оптимизация передачи продукции и услуг от поставщика конечному потребителю на всех этапах производства. Главная цель логистики — минимизировать затраты на производственные процессы, а значит, снизить расходы и повысить прибыль. Доставка заказов, выбор маршрута, контроль груза — тоже логистика, но лишь небольшая ее часть.

Работа над логистикой предполагает контроль поставок сырья, обеспечение предприятия запасами, обработку продукции на складе, организацию быстрого обмена информацией внутри компании. Специалисты оптимизируют бизнес-процессы, алгоритмизируют и автоматизируют все, что можно. Обычно всем этим занимается целый отдел, но если предприятие небольшое, это может взять на себя руководитель или поручить одному специалисту.

Логистика включает в себя:

  • Управление транспортом. Логисты решают, какой вид транспорта оптимально использовать для конкретных перевозок, подбирают автомобили, следят за исполнением заказов. Также могут контролировать обслуживание ТС.
  • Коммуникации. Одна из главных задач логистики — сделать так, чтобы заказы нормально обрабатывались, водители вовремя получали информацию о доставках, отделы внутри компании владели информацией, необходимой для работы.
  • Обеспечение запасов. Это заказ новых партий сырья, обеспечение бесперебойных поставок товаров, управление запасами на складах.
  • Оформление документов. В крупных компаниях именно логисты принимают участие в заключении контрактов с поставщиками, оформлении сопроводительных документов на грузы, таможенном оформлении товаров.
  • Управление складами. В компетенции логистов управление всем, что происходит на складах: сортировкой, упаковкой, приемкой, отгрузкой товаров.

Без грамотной организации логистики начнется бардак: простои производства, потерянные заказы, долгая доставка продукции и, вследствие этого, — недовольство клиентов. В результате расходы на производство будут расти, а чистая прибыль — снижаться.

Логистика нужна всем компаниям, которые так или иначе доставляют товары покупателям или заказывают что-то у поставщиков.

Приведем пример: в небольшом городе работает магазин стройматериалов. Владелец купил ГАЗель, чтобы закупать товары в ближайшем крупном городе с оптовыми складами и привозить доски, металлопрофиль и металлопрокат клиентам. Даже при небольшом обороте он уже работает с логистикой:

  • следит за наличием товаров в магазине и, когда что-то кончается, сам едет закупать новую партию или заказывает продукцию у поставщиков, договаривается с ними о времени доставки и следит, чтобы все привезли вовремя;
  • когда покупатель приезжает или звонит, чтобы заказать доставку, передает данные о заказе грузчикам и водителю, чтобы те выполнили его.

То же самое можно сказать о ресторанах, суши-барах, маркетплейсах, зоомагазинах: все они получают поставки, а некоторые — доставляют заказы клиентам.

О том, в каких случаях еще компаниям нужна логистика, нам рассказал Александр Храпунов — руководитель отдела продаж транспортно-экспедиционной компании «ТЭК Оператор»:

«На самостоятельную организацию внутренней логистики компании переходят по нескольким причинам:
— Организация новая, начинающая. На этапе становления самостоятельно выбирает оптимальные варианты доставки заказа от поставщика и/или конечному покупателю.
— Компания давно на рынке, но развивает новые услуги, связанные с необходимостью доставки партий грузов.
— Компания давно существует, но раньше закупала товар с доставкой силами своего поставщика, а теперь, в целях оптимизации, сама вывозит его со склада своего отправителя. А значит, перевозка грузов ложится на плечи ее сотрудников.
— Компания расширяет географию присутствия. Для новых регионов ей требуется организация новых логистических процессов.
— Компания расширяет варианты сбыта продукции, увеличивает объемы закупок. Ей требуются новые мощности и более выгодные варианты транспортировки»

Какие виды логистики бывают и какие нужны вашей компании

Бизнес-процессы и типы используемой логистики на предприятии будут зависеть от его сферы деятельности. Есть разные виды логистики:

1. Транспортная

Это обеспечение транспортной инфраструктуры и доставка заказов или получение сырья точно в срок, без задержек и материального ущерба. Конкретные работы зависят от того, есть ли у компании свой транспорт.

Если есть, логисты могут:

  • подбирать транспортное средство под конкретный тип груза — рефрижератор для скоропортящихся товаров или КАМАЗ для сыпучих грузов;
  • строить оптимальный маршрут доставки с учетом загруженности и состояния дорог, установленных знаков, необходимого времени доставки;
  • контролировать состояние водителей и самих транспортных средств с помощью тахографа;
  • составлять планы поставок или доставок в зависимости от информации, полученной от других отделов на предприятии.

Если собственного транспорта нет, логисты могут заказывать доставку у подрядчиков — транспортных компаний. В этом случае они просто будут получать информацию от других отделов, совершать заказы и контролировать ход их выполнения.

Единственные, кому не нужна транспортная логистика в широком понимании — это те, кто продает товары со склада самовывозом и получает сырье от поставщиков их транспортом. Тогда будут использоваться другие виды логистики.

2. Закупочная

Ее еще называют логистикой снабжения. Это обеспечение работы производства или продаж, если компания занимается перепродажей. К ней относится все, что связано с закупками расходных материалов, сырья, товаров.

В логистику снабжения входят:

  • поиск поставщиков, которые могут предложить необходимые товары или сырье;
  • сравнение условий у разных поставщиков, выбор самого выгодного предложения;
  • составление, изучение и подписание договоров на поставки;
  • контроль над исполнением обязательств со стороны поставщиков и принятие мер в случае, если они срывают сроки или привозят брак.

Основная цель такой логистики — обеспечить бесперебойную работу компании и по возможности оптимизировать затраты без потери качества.

3. Логистика запасов

Это создание запасов для определенной точки инфраструктуры, чтобы она работала бесперебойно. То есть компания должна постоянно иметь минимальное количество ресурсов, которое позволит не останавливать производство даже в случае каких-либо неблагоприятных внешних факторов.

Для логистики запасов характерно постоянное отслеживание наличия запасов, их обработка при необходимости: утилизация продуктов с истекшим сроком годности. Также специалисты будут заниматься заключением длительных контрактов на поставки и контролем над их исполнением.

Такое обычно не нужно начинающим предпринимателям, потому что они закупают сырье или товары по мере необходимости. Когда бизнес только начал развиваться, велик шанс сделать что-то не так, из-за чего производство остановится, а запасы станут не нужны.

Логистика запасов входит в закупочную логистику, но используют ее не всегда.

4. Таможенная

Это все то, что связано с импортом и экспортом. Цели таможенной логистики — минимизировать издержки, доставлять и получать товары в срок и без проблем. Кстати, сократить издержки можно не только за счет логистики — в блоге «ПланФакта» уже рассказывалось о 13 способах снизить расходы компании.

В этом случае логисты могут заниматься:

  • поиском поставщиков за рубежом, оформлением договоров с поставщиками или клиентами;
  • подготовкой документов для таможенных служб: сертификатов, лицензий на товар, других сопроводительных бумаг;
  • оценкой соответствия продукции таможенным требованиям, определением стоимости и состояния товаров;
  • оформлением документов непосредственно на таможенном посту и сопровождением груза уже после пересечения границы вплоть до загрузки или отгрузки товара.

Если возникают какие-то проблемы — например, таможенные органы требуют дополнительные документы — специалисты решают их.

Таможенная логистика нужна только тем, кто работает с импортом и экспортом. Если покупаете сырье в России и продаете готовую продукцию местным компаниям, она не нужна.

5. Информационная

Так называют внутренний и внешний обмен информацией. Внутренний — между разными отделами компании. Внешний — взаимодействие с покупателями, поставщиками и подрядчиками.

Цель информационной логистики — сделать так, чтобы все отделы вовремя получали информацию, необходимую для работы. Например, чтобы снабженец узнавал о том, что на производстве кончается краска, в этот же день, или чтобы заказ от клиента моментально поступал в обработку на склад и к курьеру.

Чаще всего проблемы информационной логистики решают с помощью CRM-систем. В них сотрудники видят информацию о закупках и сделках с покупателями и могут оперативно реагировать на все изменения. В блоге «ПланФакта» уже сравнивали 6 CRM-систем для бизнеса: посмотрите, какая подойдет вам.

Информационная логистика нужна всем без исключения. Просто если в условной компании работает пара менеджеров по продажам и один водитель-доставщик, для коммуникации необязательно использовать сложные решения: достаточно чата в Telegram или личного общения между сотрудниками.

6. Складская

Это все, что связано со складским хранением запасов, сырья, готовой продукции. Цели складской логистики — оптимизировать затраты на обработку материальных ценностей, соблюсти правила хранения продукции, не перегружать склад и вовремя отгружать с него товары.

В складскую логистику входят:

  • обработка продукции на складе — маркировка, упаковка, перемещение внутри склада;
  • оптимизация: специалисты с учетом планов и требований к конкретным продуктам решают, как и где хранить партии товаров;
  • прием и отгрузка продукции — получение информации от других отделов, подготовка товара к транспортировке или подготовка мест хранения новой партии сырья.

У компании может даже не быть выделенного склада, но складская логистика будет ей нужна. Ее используют для управления сырьем, которое может находиться в производственном цеху, и готовой продукцией, которую отвозят на склад подрядчика.

Складская логистика нужна почти всем, потому что в подавляющем большинстве случаев компании что-то хранят: запасы продуктов в подсобных помещениях в магазине, игрушки на складе, песок для производства бетона.

Выделяют и другие виды логистики — производственную, сервисную и финансовую. Производственная по сути включает в себя логистику закупок: ее цель в том, чтобы все отделы вовремя обеспечивались предметами и средствами труда. Сервисная больше относится к маркетингу, так как ее задача — добавить нематериальные блага продукции за счет оптимального ассортимента, соблюдений условий хранения, своевременной отгрузки. Финансовая логистика больше относится к обязанностям финансового директора, а в небольших компаниях за все денежные потоки отвечает собственник или руководитель. Эти три вида логистики — не то, с чем нужно работать с первых дней: начинающему предпринимателю стоит сначала организовать основные бизнес-процессы.

Чтобы сделать это, важно понять, какие виды логистики понадобятся вашему предприятию. Отталкивайтесь от ниши и бизнес-процессов внутри компании. Например, занимаетесь производством тротуарной плитки: у вас есть цех с оборудованием, склад для хранения готовой продукции и отдельные помещения на территории для хранения сырья. Его привозят поставщики, а продаете плитку оптовым покупателям, которые приезжают сами. Значит, вам нужны:

  • складская логистика, чтобы понимать, есть ли место на складе, и вовремя упаковывать плитку перед приездом клиента;
  • закупочная, чтобы заказывать новую партию сырья, когда старая уже почти израсходована;
  • информационная, чтобы вы могли видеть данные о состоянии продукции на складе и принимать решения о дальнейшей нагрузке на производство, а отдел продаж быстро информировал работников склада о поступившем заказе.

Также в работе будете использовать производственную логистику: со временем начнете оптимизировать затраты и перенесете бункер для песка ближе к цеху, чтобы тратить меньше времени и средств на его транспортировку по территории.

Как грамотно организовать логистику на предприятии

Начинающему бизнесу не обязательно создавать целый отдел логистики. Главное — выстроить бизнес-процессы так, чтобы в конечном итоге не терять деньги. Например, можно частично разделить функции отдела логистики между сотрудниками: пускай менеджеры по продажам передают информацию о заказах на склад грузчикам и водителю, а мастера на производстве сами информируют руководителя о том, что скоро нужно будет докупать сырье.

В целом организацию логистики можно разделить на четыре этапа.

1. Алгоритмизация бизнес-процессов

Чтобы сотрудники не запутались, кому сообщать данные и куда бежать, если клиент недоволен опозданием курьера, нужно разработать алгоритмы действий на каждый бизнес-процесс. Для этого распишите для каждого вида логистики, как сотрудники должны действовать. Например, для закупочной логистики:

  • Как должны узнать, что сырье на складе скоро кончится — кто должен им это сообщить?
  • Когда и в течение какого срока после сообщения о том, что сырье кончается, они должны оформить заявку на поставку или найти нового поставщика?
  • Какие документы должны подготовить, чтобы обеспечить поставку, и кому их передать?
  • Как должны проконтролировать поставку и узнать о том, что все доставили вовремя?
  • Что должны сделать, если поставщик привез брак, или если задерживает доставку на 1-2 дня?

В результате ответов на вопросы должен получится четкий алгоритм действий: бизнес-процесс, позволяющий обеспечить сырье необходимыми для производства материалами.

Например:

  • На складе остается всего 5 банок краски →
  • Продавец сообщает об этом руководителю →
  • Руководитель заказывает новую партию краски, сообщает продавцу о скором поступлении товара и бухгалтеру о необходимости подготовить документы →
  • Бухгалтер готовит акты и оплачивает поставку →
  • Продавец освобождает место на складе →
  • Продавец отчитывается о том, была доставка или нет →
  • Если что-то пошло не так, руководитель связывается с поставщиком →
  • Если проблему можно решить, ждет, если нет — ищет другого поставщика

Расписать бизнес-процессы можно на бумаге или в Word: главное, чтобы была точно понятна последовательность действий

2. Формирование списка обязанностей

Исходя из того, какие виды логистики вам нужны, сформируйте список обязанностей, позволяющий обеспечить грамотную логистику каждого вида. В нашем примере обязанности будут выглядеть так:

  • отслеживание наличия всех товаров из ассортимента на складе;
  • своевременное информирование о доступном остатке и необходимости заказа новой партии товара;
  • поиск поставщиков и заключение контрактов с ними;
  • подготовка документов для получения новой партии товара;
  • оплата поставки;
  • подготовка складского помещения к приему товара;
  • информирование о исполнении или неисполнении договора поставки;
  • решение проблем с поставщиком, если они есть.

В список обязанностей должно входить все, что нужно для обеспечения закупочной логистики. Так же следует проработать логистику других типов, необходимую предприятию.

3. Поиск инструментов для оптимизации бизнес-процессов

Это важно, если у вас работают 10-15 сотрудников. Если вся компания состоит из 2-3 человек, можно заранее продумать пути оптимизации при росте, но пока ничего не внедрять.

Оптимизация — значит упрощение и ускорение работы сотрудников. Подумайте, как можно автоматизировать бизнес-процессы и какие инструменты использовать, чтобы все делалось вовремя. В нашем примере это могут быть:

  • электронный документооборот, что позволит бухгалтерии тратить меньше времени на подготовку документов, а вам — на подписание договоров;
  • система автоматизации склада, в которой будет виден остаток по каждой группе товаров из ассортимента, и можно будет настроить автоматическое уведомление о снижении запасов;
  • переписка в мессенджере, посредством которой продавец будет отчитываться о том, поступила ли поставка или нет.

Также оптимизировать бизнес-процессы поможет CRM-система и другие инструменты: шаблонная подготовка документов, автоматически обновляемая база поставщиков, в которой можно сравнить условия поставок. Их внедрение всегда связано с доработками — об этом и о конкретных инструментах рассказал Петр Филашов, заместитель директора департамента внутренней логистики TFN:

«В нашей компании все отделы стремятся улучшать все процессы, внедряя все новые и новые методики, алгоритмы работы, Департамент логистики — не исключение. Значительное количество доработок возникает при внедрении любой программы, будь то программы учета товаров или программы маршрутизации транспортных средств. Одна и та же программа в разных компаниях внедряется по-разному, исходя из специфики товара и самой организации. В нашей компании работает целый проектный отдел, отдел SAP, которые обрабатывают входящие ТЗ (технические задания) и воплощают их в «жизнь». В нашей компании используется программа SAP с модулями EWM, ERP, WMS и программа для отслеживания транспортных средств «Телематика»

4. Распределение обязанностей между сотрудниками

Когда продумали бизнес-процессы и возможности их оптимизации, а также сформировали списки обязанностей, необходимых для обеспечения логистики, можете распределить их между сотрудниками. В примере от «ПланФакта» это выглядит так:

  • руководитель ищет поставщиков, договаривается об условиях, заключает договор, сообщает продавцу о сроках поставки;
  • бухгалтер готовит документы и оплачивает заказ;
  • продавец вовремя сообщает об остатке на складе, готовит место для приема, принимает поставку и сообщает об этом руководителю.

Если видите, что обязанностей слишком много, возможно, придется нанимать на работу одного-двух сотрудников и передавать логистику или хотя бы часть бизнес-процессов им. О возможном распределении обязанностей «ПланФакту» рассказал Михаил Решетков, директор логистической компании «РТЛ»:

«Мы работаем с негабаритным оборудованием, и проекты занимают много времени. От подписания договора до исполнения может пройти 6-12 месяцев. Для реализации проекта формируется проектная команда, в которую входят специалисты оперативного отдела, таможенного и инженерно-строительного департамента. Работу специалистов координирует проектный менеджер, который ставит задачи по проекту, согласовывает с клиентом возникающие вопросы, контролирует общий ход выполнения проекта. В зависимости от масштаба и длительности проекта в проектной команде бывают задействованы от 5 до 15 специалистов.

Специалисты оперативного отдела занимаются оформлением необходимой документации, контролируют погрузку оборудования в соответствии с упаковочными листами/карго планом, контролируют подачу транспорта под погрузку или выгрузку.

Специалисты таможенного департамента берут на себя вопросы, связанные с таможенными процедурами. Еще до активной фазы реализации проекта мы знаем, какая задача стоит перед таможенным департаментом, т.к. эти вопросы прорабатываются на этапе подписания контракта.

Инженерно-строительный департамент берет на себя очень ответственный этап, связанный с обследованием и подготовкой маршрута перевозки. Негабаритная перевозка требует тщательной проверки качества дорожного полотна, мостовых сооружений, препятствий в виде ЛЭП, железнодорожных переездов, подъездных путей к площадке получателя. Достаточно часто приходится укреплять мостовые сооружения или строить объездной участок на маршруте из-за наличия препятствий. Получение разрешительной документации на перевозку негабаритного оборудования, согласование «окон» для прохождения ж/д переезда автоколонной или разрешение на демонтаж ЛЭП также является ответственностью инженерно-строительного департамента»

В идеале по мере развития бизнеса желательно сформировать отдел, который обеспечивал бы реализацию логистики на предприятии. Обычно отдел логистики включает в себя три уровня:

  • Общее управление и планирование. Чаще им занимаются директора. Они изучают отчеты, координируют действия разных отделов, строят прогнозы, планируют дальнейшую нагрузку на производство в зависимости от результатов работы логистического отдела и отдела продаж.
  • Программное управление. Менеджер по логистике контролирует работу конкретных подсистем и отвечает за определенный тип логистики. Он получает данные от сотрудников, формирует отчет и передает его руководству.
  • Оперативное управление. Это все то, что непосредственно относится к бизнес-процессам: заключение контрактов с поставщиками, контроль отгрузки, складское управление. Специалисты не принимают самостоятельных решений, а работают по заданным вами алгоритмам.

Есть компании, в которых создан целый департамент логистики. Внутри него работа распределена по отделам. Об этом блогу «ПланФакта» рассказал Петр Филашов, заместитель директора департамента внутренней логистики TFN:

«Департамент внутренней логистики и производства состоит из нескольких отделов:
отдел доставки товаров по Москве и московской области;
— отдел региональной доставки товаров;
— транспортный отдел;
— склады с готовой продукцией;
— производственный отдел;
— отдел рекламаций.
В каждом отделе сотрудники распределены по функционалам, у каждого отдела есть свой руководитель»

На первых этапах развития предприятия за планирование, общее и программное управление отвечает собственник. Именно он формирует отчеты на основании данных, полученных от сотрудников, и принимает решение, что делать дальше. Например, если склад загружен на 90% — арендовать еще один или устроить распродажу.

Частые ошибки в логистике, которые могут привести к лишним расходам

Отсутствие автоматизации. Если все делается вручную, а данные о поставщиках или клиентах лежат в разных файлах и пересылаются друг другу по 10-20 раз в день, это значительно повышает риск ошибок из-за человеческого фактора. Не учли дозаказ при формировании партии товара — получили негативный отзыв от клиента и неустойку за опоздание с последующей доставкой.

Отсутствие связи между отделами. На складе получают информацию о заказе не сразу, а за 2-3 часа до отгрузки товара. Рабочие вынуждены торопиться, поэтому не могут качественно упаковать продукцию или вообще не успевают в срок. Возникает кавардак, который тоже способен принести убытки из-за простоев, неустоек, потерь клиентов.

Непродуманные бизнес-процессы. Сотрудники не знают, какие у них обязанности, куда сообщать о том, что скоро кончится кофе, а менеджеры по продажам не понимают, кому именно говорить о грядущей отгрузке по новой сделке. Заявки от покупателей обрабатываются дольше или производство вынуждено простаивать, потому что сырья нет.

Недостаточный контроль подрядчиков. И поставщиков, которые привозят расходные материалы. Это может привести к порче товара, срыву сроков доставки, несоблюдению надлежащих сроков хранения. Или просто к тому, что поставщик привезет брак, и вы потеряете время и деньги.

О других возможных ошибках, приводящих к потерям, блогу «ПланФакта» рассказал Александр Храпунов — руководитель отдела продаж транспортно-экспедиционной компании «ТЭК Оператор»:

«Неспособность учесть все нюансы. Неопытные компании часто согласовывают контракты с подрядчиками, не учитывая деталей. Например, отправляют товар в контейнере железной дорогой, а на месте, когда контейнер доставляют конечному получателю на склад, оказывается, что у получателя есть возможность выгрузить его только верхом (краном). А конструкция контейнера не позволяет сделать такую выгрузку.

Заказчику не пришло в голову уточнить этот момент, а экспедитор не подумал за клиента и сделал так, как тот просил. В таких случаях экспедитор не виноват: он выполнил все условия по договору и заявке. Поэтому дополнительные расходы ложатся на плечи заказчика: возврат контейнера на станцию назначения, перегруз товара в более подходящий вид транспорта (чаще всего автомобильный), повторная доставка груза конечному получателю.

Страх пробовать новые варианты. Мы часто сталкиваемся с тем, что неопытные в грузоперевозках компании боятся менять привычный вид транспорта. Например, один из наших клиентов до сотрудничества с нами отправлял свою продукцию по всей России и в страны СНГ исключительно автомобильным транспортом. Если конечный покупатель находится на Дальнем Востоке, стоимость доставки могла достигать полумиллиона рублей и выше. Мы предложили им контейнерную перевозку по железной дороге. Затраты снизились втрое! Хотя ранее компания даже не рассматривала этот вариант.

Выход — анализируйте предлагаемые вам логистические решения, даже если есть неудачный опыт с этим транспортом или опыта вовсе нет. Правильный экспедитор поможет снизить затраты на логистику.

Работа с одной транспортной компанией. У нас есть пример: клиент возит медицинскую технику из Китая. После того как мы отправили ему наше коммерческое предложение, выяснилось, что экспедитор зарабатывает на нем сверхприбыль. В этом случае совет: обязательно сравнивайте коммерческие предложения от разных транспортных компаний. Вы удивитесь, насколько могут отличаться цены. Появляется насмотренность, понимание, как складывается стоимость, и общее представление о рынке. Не бойтесь задавать вопрос: почему у вас настолько дороже/дешевле. И обязательно надо соотносить стоимость перевозки и транзитное время. Часто очень дешевые предложения означают очень долгую доставку. Предприниматель должен понимать, что для него приоритетнее: стоимость или сроки.

Работа с гигантами рынка. Часто начинающие предприниматели обращаются за логистическими услугами к крупным транспортным компаниям. Но для таких компаний мелкий бизнес не приоритетен. Они работают с ним, но на своих условиях. И не всегда эти условия выгодные для заказчика: например, гиганты могут просить предоплату. У тех, кто только начинает перевозить грузы, обычно немного свободных денег. С мелкими или средними транспортными компаниями вероятнее договориться о партнерских условиях, в том числе по оплате. Сравнивайте предложения: отправляйте заявки как гигантам рынка, так и мелким ТК.

Распределение обязанностей между сотрудниками. У маленьких компаний нет отдела логистики. Вопросами транспортировки там занимается сотрудник, который, как правило, имеет еще и много разных других обязанностей. Это нормально на старте. Но по мере развития компании выделяйте штатную единицу, а впоследствии — и отдел для решения логистических задач. Даже самый хороший экспедитор не сможет полностью взять на себя решение всех ваших задач. Грамотный логист окупится.

Отсутствие планирования. Одна из ошибок неопытных предпринимателей — обращаться к транспортной компании с задачей доставить груз как можно скорее. А это означает, что цена на срочную транспортировку будет высокой. Сократить расходы на логистику можно с помощью правильного планирования с учетом времени на производство продукции, на предварительную организацию, транзит»

Организация грамотной логистики — сложный процесс для начинающего предпринимателя. Но важно сделать это как можно раньше, потому что логистика нужна всем. Грамотно выстроенные бизнес-процессы позволят работать без простоев, доставлять заказы клиентам точно в срок и производить качественный товар. Все это снизит затраты и повысит чистую прибыль.

Одно из наиболее успешных направлений – логистика. С чего начать логистический бизнес? Как открыть свою компанию с нуля? Эти и многие другие вопросы рассмотрим в данной статье.

Что такое логистика?

Это перевозки различных грузов по территории одной страны или вовсе между странами.

Направление имеет обширную потенциальную клиентуру за счет мнения многих оптовиков о надежности и комфортности грузовых перевозок. Многие заказчики чувствуют быстроту доставки их товара, да и отправлять транспортной службой есть возможность как крупногабаритные партии, так и вовсе маленькие поставки.

Конечно, иногда представители служб сталкиваются с проблемами в виде несостоятельных клиентов, требующих неправильных условий предоставления услуг, но зачастую клиенты доверяют фирмам, потому работа получается приятной и успешной.

Конкуренция

Бизнес имеет достаточно высокий уровень конкуренции – в России зарегистрировано около 80 тысяч компаний.

Снизить конкуренцию помогает то, что организации часто специализируются на чем-то определенном: малые грузы, поставки по СНГ или возможность импорта и экспорта, и прочее. Кроме того, собственно фирм, нуждающихся в услугах логистики настолько много, что спроса хватает даже новичкам.

Деятельность

Скачать бизнес-планСкачайте бесплатно готовый бизнес-план логистической компании, чтобы использовать его в качестве образца для своего.

Оформление документации

Стандартно подобные организации регистрируются как ЗАО, ООО или ОАО, реже в качестве предпринимателя без юридического лица. Любая из перечисленных правовых форм достойна на существование, но не лишена определенных особенностей. Стоит разобраться:

  1. ПБОЮЛ отличается наличием налога на добавочную стоимость.
  2. ОАО и ЗАО прекрасно подойдут, если по плану вы собирались организовать быстрое и значительное расширение бизнеса. Эти же обе правовые формы достаточно трудоемко и долго получаются, сопровождаясь тоннами официальных бумаг, часами в ожидании своей очереди и потерянными нервами.
  3. ООО лучше всего подойдет конкретно для начинающего предпринимателя. Конечно, оформляется регистрация тоже значительно количество времени, зато возможностей достаточно именно для того, чтобы создать собственную компанию с нуля.

Дабы не тратить собственное драгоценное время на бумажную волокиту, стоит обратиться в специализирующуюся на данных вопросах фирму. Прежде чем начать работать с ней, обязательно сверьтесь с отзывами о ее услугах, с ее репутацией в плане надежности и скорости.

Подбор помещения

Деньги обязаны уходить в организацию надежных услуг, а не роскошь офиса, поэтому будет достаточно подыскать небольшое помещение где-то ближе к окраине города, возможно, с имеющимся косметическим ремонтом.

В данном месте вы или официальный представитель станете заниматься организацией транспортных процессов, поэтому могут пригодиться большая плазма, широкий стол и удобные кресла.

Помните, складское офисное помещения обязаны подходить под требования пожарной службы и СЭС:

  • наличие противопожарной сигнализации;
  • присутствие вентиляционной системы;
  • налаженная работа водоснабжения и отопления;
  • отделка пола нескользким материалом без каких-либо неровностей и ям;
  • организация соответствующих нормам рамп для автомобилей (желательно электрических).

Также для подобных предприятий важно организовать комфортные условия для работников: столовая-кухня с минимальным набором вроде электрического чайника и электроплиты, ванная комната с душем и собственное подсобное помещение.

Закупка оборудования

Как и в любом бизнесе, бизнес-процессы вашей личной логистической компании потребуют присутствия на предприятии конкретного оборудования. Несомненно, покупать по возможности лучше новое, дабы уберечь себя и бизнес от будущих проблем. Кроме того, на новое оборудование всегда налагается гарантия, позволяющая вызвать бесплатного мастера для ремонта неполадок.

Первое, в чем нуждается транспортный бизнес и логистика – закупка рокл. Стандартно на предприятии необходимо иметь по одной рокле на сотрудника. Помимо этого, на складах понадобится вилочный погрузчик, работающий с поддонами, на которых станут доставляться грузы.

Стоит он довольно дорого, потому начинающие владельцы бизнеса часто покупают данный аппарат в б/у. Делать так можно, но исключительно с предварительной проверкой мастером работоспособности аппарата и наличия внутренних поломок.

Кстати, начало работы организации вовсе может обойтись без погрузчика, особенно если среди потенциальных клиентов нет предприятий с крупногабаритным грузом. Зато без мелкого инвентаря не обойтись вовсе. В перевозках грузов важна надежность, потому запасы стретч-ленты и рабочего скотча не должны заканчиваться ни на день работы предприятия.

Персонал

В самом начале владелец постарается обойтись минимальным набором сотрудников, оплачивая их работу чуть больше, но и нагружая их большим количеством обязанностей.

Владелец сам наверняка станет выполнять работу бухгалтера и ответственного за связи с клиентурой. Помните, что проект по перевозке грузов достаточно выматывающий, а потому долгое время держать одних работников на нескольких должностях не стоит, это снизит их продуктивность.

Собственно, кто конкретно нужен для быстрой и эффективной транспортировки товаров заказчика? В список обязательных вакансий входят:

  1. Бухгалтер, отвечающий за кассовую дисциплину и работу с документацией.
  2. Менеджер по работе с заказчиками, он же отвечающий по грузоперевозкам.
  3. Водитель грузового транспорта. На каждое авто стоит брать по два, а в будущем и по три человека для безопасных круглосуточных поездок по стране. Кроме того, чем больше людей, тем быстрее станут осуществляться погрузки и выгрузки грузов.
  4. Механик, осуществляющий контроль за всеми аппаратами и техническими средствами на предприятии. До покупки в парк 6-7 авто данного человека можно нанимать из других организаций.

Сотрудничество с водителями

Водители – основные рабочие единицы, как аптекари в фармацевтическом или мейды в гостиничном бизнесе. Именно поэтому крайне важно заключать с ними договора только при наличии необходимого для официальной работы пакета документации.

Это необходимо для того, чтобы ответственность за испорченный по дороге груз лежала не на организации, а на самом водителе. Создание подобных договоров обязано должно включать в себя информацию о массе груза, его типе, официальном наименовании, местах погрузки и выгрузки товара по пути следования, номера транспорта, на котором перевозился товар и подписей от обоих участников договора. Не забудьте проставить печать.

Платить же водителям у фирмы имеется возможность как наличными деньгами, так и по безналичному способу.

План расходов

Составлять таблицу затрат мы станем на примере небольшой логистической фирмы в крупном региональном городе России.

Предположим, что данная организация занимается доставкой грузов исключительно в пределах страны.  Для возможности закупить все необходимое владелец решил кредитоваться, поэтому фирме также придется ежемесячно выплачивать сумму по кредиту. Таблица расходов на первое время в данном случае выглядит следующим образом:

Строка расходов Сумма затрат, тыс. руб.
1 Первоначальная аренда за два месяца 60
2 Косметический ремонт 20
3 Мебель в офис 100
4 Коммунальные услуги и средства связи 30
5 Оформление документов 25
6 Заработная плата всех сотрудников 250
7 Покупка оборудования 700
8 Маркетинговая кампания 30
9 Закупка автомобилей 5 000
10 Выплата по кредиту 50
11 Непредвиденные расходы 50
Итого: 6 315

Организуя собственное предприятие, предполагайте, что денег на стартовые закупки у вас выйдет около шести с половиной миллионов. Решите для себя, стоит ли игра свеч, ведь риск не выйти за пределы конкуренции существует.

По плану некоторые из вышеперечисленных строк расходов являются ежемесячными, а именно выплата аренды, оплата коммунальных услуг, заработная плата сотрудников, выплата по кредиту и поддержание рекламы.

Видео: 5 шагов достижения успеха в транспортной логистике.

Прибыль организации

Если следовать достаточно оптимистичному сценарию, в котором после своего открытия фирма практически не оставалась без клиентов, иногда принимая заказы сразу от нескольких предприятий, поначалу доходы бизнеса станут составлять примерно два миллиона рублей за месяц. Учитывая ежемесячные расходы, чистой прибыли будет около 1 200 тысяч рублей.

Далее бизнес остается только расширять, пополняя автомобильный парк и штат сотрудников, арендуя площадки для других центров и увеличивая клиентскую базу с возможным выходом на импорт или экспорт в другие страны. Уже после решения кредитных процессов прибыль увеличится еще больше. Полная рентабельность проекта же наступит примерно через 8-12 месяцев.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как отправить велосипед в другой город транспортной компанией сдэк
  • Как отправить двигатель через транспортную компанию в другой город
  • Как отправить небольшой груз в другой город транспортной компанией
  • Как отправить поставку на склад вайлдберриз транспортной компанией
  • Как отправить товар транспортной компанией за счет покупателя сдэк