Как открыть свое швейное производство с нуля бизнес

С чего начать

Бизнес по созданию одежды, как олимпийская медаль, имеет две стороны. Лицевая, парадная часть — это реклама в глянцевых журналах или витрины магазинов, где на манекенах так хорошо сидят теплые стильные курточки.

Но всё это было бы просто невозможно без оборотной стороны — швейного производства. Герои этого тыла — конструкторы, швеи, закройщики — трудятся в цехах, выводя ровные строчки, чтобы куртка могла попасть в продажу.

Почему производители одежды открывают собственные швейные производства? Сколько это стоит? И как организовать всё правильно и с умом?

С чего начать?

Когда мы говорим о швейном производстве, возможны два сценария развития событий. В первом случае предприниматель закупает оборудование, нанимает персонал и набирает заказы от различных дизайнеров, компаний и даже других производств, которым не хватает мощностей чтобы отшить всё, что необходимо. В этом случае не идёт никакой речи о создании собственной одежды и бренда, не нужно думать о том, как сбыть продукцию.

Второй случай — и это как раз моя ситуация — подразумевает, что сначала будет изготовлена продукция, изучен спрос на неё и найдены каналы сбыта, а уже только потом запустится собственная фабрика.

Производства обоих типов могут работать в симбиозе, и каждый путь имеет как плюсы, так и минусы. На запуск производства, которое работает с заказами, понадобится большая сумма инвестиций и постоянные расходы. Плюс же второго пути в том, что никаких постоянных расходов нет. Но при этом вы никак не можете контролировать производственный процесс и сроки выполнения заказа у исполнителей.

foto

Если бы были фабрики, которые брались точно в срок и качественно пошить продукцию, я бы не стал открывать своё производство.

foto

Если вы решите не просто открыть швейное производство, которое берёт заказы, а планируете создавать свой бренд и шить продукцию по собственным лекалам, придётся определить с тем, что именно шить и для какой аудитории работать.

Когда я только начинал Northwestfur, производства как такового не было, а главной задачей было разработать модель, лекала. С этими лекалами мы шли на производство и заказывали промышленную партию. За счёт того, что не было большого производства, своё внимание мы сосредоточили на спросе. Сначала шили куртки для массовой аудитории и продавали их через интернет-магазин. Проблема была в том, что рекламировать такую продукцию было трудно. В то время я общался с людьми, которые занимаются путешествиями. Поэтому как-то раз я подумал, что было бы неплохо делать куртки непосредственно для таких вот людей. Таким образом удалось попасть в более узкую целевую аудиторию, до которой донести информацию о нашей одежде оказалось легче.

Неудачный выбор целевой аудитории и непонимание её приоритетов способны поставить крест на всём вашем бизнесе. Многие из производителей курток закрылись просто потому, что делали упор на моду и шили для молодых людей. Это был путь в никуда, поскольку молодёжь лучше пойдёт на рынок и купит себе там поддельный, но хорошо известный бренд, а не качественную одежду под мало известным брендом.

Я сразу же решил пойти другим путём и выбрал для себя аудиторию постарше — 30-40 лет. Это люди, которым уже нет дела до бирки на одежде. Им важно, чтобы продукция была качественной и удобной. Чуть позже мы немного переориентировались и теперь шьём одежду в первую очередь для путешествий, но у нас есть так же городские модели курток.

Имейте ввиду, что шить крупную партию продукции сразу не стоит. Для начала лучше изготовить небольшое количество изделий и посмотреть, как они будут продаваться. ​​​​​​​

Определившись с целевой аудиторией и продукцией, нужно продумать каналы сбыта. К примеру, продавать свои изделия можно как оптовикам, которые уже перепродадут их в своих магазинах, так и розничным покупателям через собственную сеть магазинов или интернет-магазин с доставкой. Мы в своей практике используем и тот, и другой способы. Но основной упор делаем всё-таки на розничных покупателей.

Приступать к запуску собственного производства спонтанно не стоит. Идеальный вариант, если у вас уже есть какой-то опыт работы в швейном производстве или лёгкой промышленности, предпринимательский опыт. В этом случае у вас будет представление о работе и определённые связи в этой среде. Желательно подсмотреть за тем, как строится работа у других производителей. Кроме того, стоит сразу же привлечь в свою команду профессионалов, которым можно доверить решение узкоспециализированных вопросов, в которых вы не совсем компетентны. Хорошие технологи, конструкторы и директора производств избавят вас от головной боли.

Объем инвестиций

Сумма вложений будет зависеть главным образом о того, какое именно производство вы хотите. Если планируете просто брать заказы от других, работать на давальческом сырье, нужно как минимум 20-30 машинок, чтобы был достаточный объём выпуска. При небольших объёмах такое швейное производство не будет рентабельным.

Помимо 20 обычных швейных машинок вам понадобится ещё 10 разных приспособлений: оверлоки, пуговичные и заклёпочные машины и так далее. Цены на такие инструменты могут быть самыми разными, но вполне можно рассчитывать на средний показатель в 15 тыс. рублей за б/у машину. Если вы работаете на давальческом сырье, ткань, нитки, фурнитуру и прочие необходимые вещи вам предоставит заказчик, поэтому данная статья расходов отпадает.

Но учтите, что зарплату рабочим придётся платить уже с первого дня открытия производства, а больших заказов на первых порах, скорее всего, не будет.

foto

Самая большая проблема любого производства — постоянные расходы.

foto

Вы не можете просто распустить штат, когда нет заказов. Хороших швей и других профессионалов найти очень сложно. Поэтому желательно, чтобы на первое время у вас была определённая финансовая подушка, позволяющая выплачивать зарплату персоналу. В общей сложности, на запуск по такой схеме понадобится около 2 млн рублей. Этой суммы хватит, если заказы пойдут сразу же.

Если вы планируете работать по схеме, когда сначала создаётся бренд, сумма инвестиций может быть сколь угодно разной. Например, вы можете изобрести крутую куртку или футболку, потратив на её разработку около 15 тыс. рублей. После этого можно заказать на стороннем производстве небольшую пробную партию — 20-30 изделий — и попытаться продать её. В таком случае вложений понадобится не так уж много, а увеличить выпуск продукции и запустить своё производство можно позже.

Отдельная статья расходов — реклама и PR. И здесь суммы на продвижение тоже могут быть самыми разными. Во-первых, расходы по этой статье будут зависеть от выбранной вами схемы работы и, соответственно, от того, на какую аудиторию вы будете ориентироваться. Если вы шьёте на заказ, нужно искать выходы на потенциальных заказчиков. И здесь всё нет так дорого: можно составить коммерческие предложения и разослать их потенциальным клиентам, засветиться на профильных сайтах и т.д. Масштабной рекламной кампании не нужно.

Но если речь идёт о продвижении собственного бренда, нужно донести информацию о себе до более широкой аудитории, и здесь понадобится использовать другие каналы. Но даже в этом случае можно эффективно прорекламироваться при небольшом бюджете.

Личный опыт

Я выбрал достаточно узкую аудиторию — путешественников — и стал действовать через неё. Пошил пробную партию курток и раздал людям, которые активно путешествуют и известны в определённых кругах. Они стали упоминать нашу продукцию у себя в блогах, выкладывать фото. Но настоящий прорыв случился после того, как один из блогеров приехал, чтобы пообщаться на тему курток.

Разговор шёл не столько о куртках, сколько о бизнесе, и гость попросил разрешения записать беседу на диктофон. После этого он опубликовал запись беседы в своём блоге. Я был удивлён, что запись получила очень много положительных отзывов. После этой публикации мне стали поступать предложения о сотрудничестве от федеральных газет и телеканалов. Таким образом, самая крутая часть PR моего бренда не стоила мне практически ничего.

Так или иначе, у предпринимателя встаёт вопрос о том, где взять деньги на запуск своего производства. Ведь 2 миллиона рублей на дороге не валяются. Самая первая мысль — оформить кредит, но в сегодняшних условиях займы всё больше превращаются в камень, который топит бизнес.

Самый разумный способ — постепенное финансирование. Собрать пару сотен тысяч рублей вполне реально, и с этой суммы можно что-то начать. Такую схему лучше всего использовать, если вы запускаете собственный бренд.

К швейному производству на давальческом сырье такую схему применить весьма непросто. Поэтому стоит попытаться привлечь инвестора, например, пообещав ему долю в бизнесе. Хотя инвесторы вкладываются в производство весьма неохотно — рисков много, а рентабельность небольшая.

Пошаговая инструкция

Итак, на первых порах нужно определиться с типом швейного производства, целевой аудиторией, просчитать объём финансирования и найти его источник. После этого можно приступать непосредственно к созданию производства. И первое, что понадобится, — найти поставщиков оборудования и сырья.

Как известно, купить всегда проще, чем продать. Поставщиков оборудования — от б/у до самого нового и современного — в России очень много. При этом большинство из них сейчас крайне охотно идут на контакт, ведь к ним не выстраиваются очереди из покупателей. Найти таких поставщиков совсем несложно через интернет. Главное определиться, какое именно оборудование вам нужно и какую цену вы готовы за него заплатить.

Выбирая поставщика ткани, нужно исходить из того, какая у вас продукция. К примеру, если вы шьёте наряды в премиальном сегменте, имеет смысл тратиться на дорогие европейские ткани. В то же время, на рынке масса поставщиков, работающих с Россией и Китаем. Ткани производства этих стран могут стоить гораздо дешевле, поэтому если вы работаете на потребителя со средним достатком, лучше предпочесть их. Но важно, чтобы качество ткани оставалось на достойном уровне, а она не производилась на кустарной фабрике.

Если у вас достаточно большой объём производства, то можно обращаться к фабрикам напрямую. Хотя посредники сейчас тоже не сильно «накручивают» цены. ​​​​​​​

Основная сложность в швейном производстве — найти хороший персонал. Для начала вам потребуется начальник производства, который будет строго следить за дисциплиной. У него должна быть мотивация выполнять свою работу качественно. Кроме того, важно, чтобы он разбирался в самом процессе производства и мог подсказать, как что-то скорректировать.

Также вам понадобится закройщица, которая умеет не только кроить по готовым лекалам, но и может вносить в них изменения. Для большого производства будут нужны две закройщицы.

Далее, за каждую швейную машину понадобится посадить швею. Плюс к тому, должен быть человек, который будет управляться со вспомогательным оборудованием — оверлоками, заклёпочными машинами и так далее.

Важная фигура — технолог, который будет выбирать оптимальные режимы работы, контролировать качество изделий, усовершенствовать процесс производства и т.д.

Если вы планируете разрабатывать одежду самостоятельно, вам понадобится конструктор, который будет делать лекала. Но в том случае, если вы просто собираетесь работать со сторонними заказами, такого специалиста в штате тоже желательно иметь. Зачастую заказчик не предоставляют никаких лекал, а просто приносит образец готового изделия. Поэтому на производстве должен быть человек, который по внешнему виду куртки воссоздаст лекало.

foto

Не советую брать на производство молодых сотрудников, поскольку они не замотивированы, а в результате страдает качество работы. ​​​​​​​

foto

Халатное отношение персонала к работе влечёт за собой прямые материальные потери: нерадивые сотрудники могут просто испортить хороший дорогой материал. Как правило, люди предпенсионного возраста подходят к своим обязанностям более ответственно. И дело тут не только опыте или финансовой мотивации. Большинству из этих людей просто стыдно плохо выполнять свою работу.

Плюс швейного производства состоит в том, что часы работы могут быть практически любыми. Главное, чтобы за смену было сшито необходимое количество изделий. Когда я открывал производство в Санкт-Петербурге, работать мы начинали с 10 утра. Но переехав в Великий Новгород, я столкнулся с тем, что работникам хочется «подгадать» время смены так, чтобы успеть на свои приусадебные участки. Поэтому зимой и осенью мы обычно работаем с 8 до 5, а летом начинаем даже раньше. Вопрос с тем, сколько смен вводить на своём предприятии, зависит от его загрузки и от количества заказов.

Место

Решая вопрос того, где открыть производство, стоит определиться не только с районом и инфраструктурой, но и с городом. Лучше всего открываться в небольших городах. Как правило, аренда помещений в них гораздо дешевле, а кроме того здесь больше шансов наладить связи с местным руководством, что может быть очень полезно.

Личный опыт

Я перенёс производство из Санкт-Петербурга в Великий Новгород. Аренда здесь дешевле, а кроме того город гораздо удобнее в плане логистики, поскольку расположен между двумя столицами.

Что касается расположения помещения, вам вовсе не нужен хороший пешеходный трафик или центральный район. Более того, снимать помещение в центре города достаточно затратно, поэтому лучше выбирать локацию на окраине. Но помните, что сотрудникам должно быть удобно добираться на работу. Площадь помещения будет зависеть главным образом от того, сколько у вас рабочих мест. Особых требований по ремонту нет.

Детально требования к швейному производству прописаны в СанПиН 5182-90, выпущенному ещё в 1990 году. Но многие требования в нём фактически устарели. К примеру, в документе прописано требование не превышать уровень шума в 80 дБА, но по факту никаких отдельных мер по снижению уровня шума не нужно, поскольку современные швейные машины работают достаточно тихо.

foto

Основное требование — хорошее освещение. ​​​​​​​

foto

В швейном цеху должны быть источники естественного освещения, а также люминесцентные лампы. Кроме того, каждое рабочее место должно быть оборудовано местным освещением.

Чтобы начать работу, не требуется никаких разрешений от СЭС и пожарных. Все необходимые документы и договора должен предоставить вам арендодатель. Желательно также сертифицировать производство в соответствии с ISO 9001.

Помните, что действующими законами в первые три года запрещены проверки бизнеса в том случае, если на вас не поступали жалобы. То есть у вас будет запас времени для того, чтобы спокойно без спешки собрать все документы, привести помещение в соответствие нормам, сертифицироваться и работать.

Документы

В случае со швейным производством предпочтительнее регистрировать ООО, а не ИП. Просто потому, что в глазах заказчика ООО выглядит значительно надёжнее.

Лучше всего выбрать упрощённый режим налогообложения. В том случае, если вы работаете на давальческом сырье, выбирайте формулу «доходы минус расход». Учёт будет более строгим, но вы сможете сэкономить, поскольку основной статьёй расходов у вас будет зарплата персоналу.

Что касается кодов ОКВЭД, для швейного производства используется 18.2. Если же вы специализируетесь, например, на пошиве курток или шуб, то — 18.22.

Чек-лист открытия

  • Анализ рынка,
  • Выбор концепции предприятия,
  • Выбор ассортимента (если создаётся собственный бренд),
  • Пошив пробной партии (если создаётся собственный бренд),
  • Продажа пробной партии и анализ спроса (если создаётся собственный бренд),
  • Поиск помещения,
  • Заключение договора аренды,
  • Регистрация ООО, постановка на учёт в налоговой инспекции,
  • Оформление кредита/поиск инвестора,
  • Поиск поставщиков оборудования,
  • Заказ оборудования,
  • Проведение ремонтных работ,
  • Заказ сырья (если создаётся собственный бренд),
  • Разработка рекламной кампании,
  • Монтаж оборудования,
  • Поиск персонала,
  • Проведение собеседований, отбор кандидатов,
  • Составление графика смен,
  • Открытие.

Выгодно ли открывать

Цена готового изделия, выпущенного на швейном производстве, складывается из трёх составляющих: стоимости материала, стоимости работы и наценки. Последняя будет зависеть главным образом о того, какой канал сбыла вы выбрали. В среднем наценка для оптовых покупателей, которые затем перепродают изделия, составляет 20-30%. Если же вы занимаетесь розничными продажами, например, через интернет-магазин, наценка будет гораздо выше — 100-150%.

Но учтите, что работа с розницей имеет и свои подводные камни. В частности, если вы шьёте сезонную одежду (пальто, куртки и т.д.), получение прибыли может сильно задержаться. Выпуская куртку летом, вы потратите деньги на материл и работу, но конечный покупатель приобретёт вещь только с наступлением холодов. Такова уж его психология.

Однозначно определить срок окупаемости швейного производства довольно сложно, поскольку на него влияет масса факторов, начиная собственно с объёма вложений и заканчивая тем видом одежды, которую вы шьёте.

В нашем случае срок окупаемости составил 2-3 года, поскольку мы работам под своим брендом и многое продаём сами в розницу. При работе на давальческом сырье срок окупаемости окажется больше, поскольку маржа невелика.

Ключевой фактор, влияющий на окупаемость производства, это объём продаж или количество заказов, если вы работаете на давальческом сырье. Но делать какие-либо прогнозы в этой сфере крайне затруднительно: вы можете набрать необходимое количество заказов сразу же, а можете несколько месяцев быть «на мели».

Главный способ сократить расходы производства — выпускать больше изделий. Чем больше объём производства в целом, тем дешевле обходится одна вещь. Дело в том, что приходится закупать больше материалов, при этом чем больше объём закупки, тем ниже в итоге цена. А вот на работе экономить нельзя никак.

Самая большая проблема, при чём не только для швейного производства, но и для всей страны, — производительность труда. Важно замотивировать работников шить больше, тогда в конечном итоге вырастет и оборачиваемость. С этой точки зрения самая большая экономия — увеличение производительности труда. Но это очень трудно сделать.

Что касается рисков, производство, как никакая другая сфера, оказывается зависимым от различных внешнеполитических событий. Если ритейл может переориентироваться и оперативно найти новых поставщиков, на производстве это не всегда возможно сделать. Рост цены на сырьё способен привести к банкротству предприятия.

Уля Шевченко

разузнала детали швейного бизнеса

Осенью 2019 года я заинтересовалась швейным бизнесом и решила открыть ателье на месте старой мастерской, которая недавно закрылась.

Я считала, что смогу сделать бизнес доходным, потому что мой основной проект работает в плюс, а у меня было много идей по продвижению услуг ателье.

В итоге я год пыталась раскрутить побочный бизнес, но устала и прекратила работу. Мне казалось, я представляю, как устроена работа ателье и что нужно клиентам, но мои ожидания оказались не совсем верными. За все время я получила 134 000 Р чистой прибыли. Расскажу, почему мы закрылись и какие ошибки совершили.

У меня уже есть один работающий бизнес — салон оптики в отдаленном районе Кирова. Мы продаем очки, линзы, любые товары для зрения, делаем очки на заказ по рецепту врача.

Он приносит стабильный доход, около 70 000 Р, но развиваться в этом деле некуда — наше расположение мешает масштабировать эту точку. А расширяться и открывать новую в городе не позволяет большая конкуренция. К тому же, чтобы открыться в городе, нужно получать лицензию, нанимать офтальмолога, покупать оборудование. На открытие такой оптики у меня недостаточно средств, да и хочется делать что-то еще — для души.

Решила открыть ателье по воле случая

С детства мне нравилось шить одежду, кроить, я выписывала журнал «Бурда». Но увлечение не получило бы никакого развития, если бы не случай — в мае 2019 года после нескольких лет работы в помещении по соседству с моей оптикой закрывалось ателье. Я пообщалась с бывшей владелицей, она сказала, что точка невыгодная.

Я наблюдала, как развивался бизнес и сколько ошибок совершали владельцы. Они не давали рекламу, потому что считали, что место уже прикормленное, не вели базу клиентов. В помещении было всегда не убрано, и клиентам не хотелось возвращаться — знаю это по себе.

Я почувствовала азарт: смогу ли я открыть на их месте собственное ателье и сделать его прибыльным? Мне было интересно разобраться в швейном бизнесе, а еще мне казалось, что бизнес не потребует больших вложений — в общем, так и есть.

В оптике тогда я работала только по выходным, в остальные дни отвозила заказы на очки в мастерскую, разбиралась в документации — это занимало 2—3 часа в день. Так что у меня было свободное время и стабильный доход, и я решила открыть мастерскую по ремонту одежды как побочный бизнес.

Помещение ателье находилось рядом с салоном моей оптики — это было удобно

Новый бизнес на месте старого

Я рассуждала так: место прикормленное, и раскрутиться казалось несложно — старые клиенты продолжат приходить, а новые появятся благодаря рекламе, которую не делали прежние владельцы.

В планах было создать базу постоянных клиентов и поднять цены на ремонт. Забегая вперед, скажу, что ничего из этого не удалось сделать. При этом у меня не было цели заработать как можно больше денег, мне хотелось узнать, как работает такой бизнес, и заниматься им в удовольствие.

В сути бизнеса ничего не менялось: в этом ателье и раньше шили и чинили одежду, я планировала продолжать это делать. Собиралась нанять швею, которая будет работать за процент, и сама бы я ремонтировала в силу своих умений.

Прикинула, что прибыли будет около 20 000—30 000 Р в месяц: 10 000 Р на пошиве одежды, 15 000 Р на ремонте — мне было достаточно.

Как выяснилось позже, даже 20 000 Р на ателье заработать непросто.

В швейном бизнесе есть своя сезонность, и лето для ателье несезон. Заказы идут ближе к сентябрю — на пошив школьной формы, ремонт осенней одежды. С открытием я решила подождать до осени. На помещение никто не претендовал, и мы договорились с собственником, что я начну снимать с сентября 2019 года.

На отделку и ремонт тратиться не пришлось — помещение в 25 м² было светлое и чистое. Первые три месяца мы платили за аренду 7500 Р — договорились с собственником, что на время раскрутки он снизит оплату. Потом плата за аренду выросла до 10 000 Р, плюс 2000—3000 Р уходили на коммунальные платежи.

Расходные материалы — фурнитуру — мы не только использовали в работе ателье, но и продавали клиентам

Расходные материалы — фурнитуру — мы не только использовали в работе ателье, но и продавали клиентам

В запуск я вкладывала только личные сбережения — около 100 000 Р. Основные траты пришлись на оборудование. Я могла купить его у прошлых арендаторов, но у них было очень дорогое оборудование, они даже взяли на него кредит. Мне не хотелось так тратиться, поэтому я все купила заново: машинки, оверлок, закройный стол, манекен, оборудование для примерочной, стеллажи и вешалки-рейлинги.

У меня было представление о том, что нужно ателье для работы — оно подтвердилось, когда я увидела, что стояло в зале у прошлых арендаторов. При покупке техники я смотрела на отзывы, но искала в сегменте эконом, чтобы не вкладывать много денег.

Промышленную машинку я взяла б/у за 13 000 Р, бытовую принесла из дома. Промышленная работает быстрее и может пробивать толстые ткани — например, пальто или кожу, но она прямострочная. На бытовой машинке мы делали петли и мелкий ремонт на легких тканях.

Еще 15 000 Р ушло на фурнитуру и расходные материалы: клеевая лента, пуговицы, нитки, молнии всех размеров и цветов. Часть лежит дома в коробках до сих пор.

Кроме того, пришлось купить кассовый аппарат с фискальным накопителем — еще 28 000 Р: 12 000 Р стоил накопитель, 16 000 Р я отдала за кассовый аппарат «Эвотор». Можно было купить другой дешевле, но этот очень удобный, в нем можно вести учет товаров и продажи.

У меня уже было ИП для оптики, так что я просто добавила к нему нужные ОКВЭДы.

Расходы на запуск ателье — 109 500 Р

Кассовый аппарат и фискальный накопитель 28 000 Р
Оверлок 17 000 Р
Фурнитура и расходники 15 000 Р
Промышленная машинка 13 000 Р
Мебель: стол раскройный, стулья, пуфик в примерочную, вешалки и стеллажи для фурнитуры 10 000 Р
Реклама во «Вконтакте» 10 000 Р
Аренда за первый месяц и коммунальные платежи 9500 Р
Утюг и гладильная доска 7000 Р

Кассовый аппарат и фискальный накопитель

28 000 Р

Фурнитура и расходники

15 000 Р

Промышленная машинка

13 000 Р

Мебель: стол раскройный, стулья, пуфик в примерочную, вешалки и стеллажи для фурнитуры

10 000 Р

Реклама во «Вконтакте»

10 000 Р

Аренда за первый месяц и коммунальные платежи

9500 Р

Утюг и гладильная доска

7000 Р

Самым сложным оказалось найти швею

Одновременно с закупкой оборудования я начала искать сотрудницу. Нужна была швея, которая одинаково хорошо ремонтирует и шьет одежду на заказ, обращается с оборудованием и разговаривает с клиентами. Тогда мне казалось, что в этом нет ничего сложного.

Ателье находилось в отдаленном микрорайоне, и не каждая швея была готова ездить из города. При этом зарплата нестабильная, ведь швеи работают за процент. Я пообщалась со знакомыми швеями и теми, кого собеседовала на работу, и узнала, что в среднем в Кирове швея получает 30—40% от стоимости услуги. Я была готова отдавать 50%, больше платить уже невыгодно, но найти подходящую сотрудницу все равно оказалось сложно.

Я давала объявления на «Авито», в группах микрорайона во «Вконтакте», клеила объявления на столбы и даже обратилась в центр занятости. Но часто приходили неблагополучные работницы, некоторые были пьющие, другие просто плохо ремонтировали одежду. Я никак не могла найти швею, которая могла бы еще и шить.

В сентябре 2019 года я чудом нашла пенсионерку Елену, которая согласилась делать ремонт одежды. Елена хорошо чинила вещи, но кроить и шить одежду с нуля отказалась сразу — боялась ответственности, если испортит ткань.

Тогда я решила, что можно открываться и так, но продолжать искать сотрудницу, которая будет шить. А первое время я заработаю только на ремонте. Сразу скажу, что вплоть до закрытия ателье я так и не нашла сотрудницу, которая могла бы кроить и шить одежду.

Открытие и попытка заработать на ремонте одежды

Мы повесили большой баннер над входом, расклеили объявления по району и открылись первого октября 2019 года.

В ателье предлагали все виды ремонта — укорачивали брюки, чинили молнии, подшивали шторы, ставили заплатки — в общем, делали все, что нам приносили. Сразу начали с акции: при замене молнии на куртке фурнитура в подарок. Это сработало: пришло довольно много клиентов, которые хотели заменить молнию.

Постоянных клиентов у ателье почти не было. Новых мы привлекали с помощью объявлений, наружной рекламы и таргетинга во «Вконтакте» — на все это ушло 10 000 Р в первый месяц работы. Дальше на рекламу группы во «Вконтакте» я тратила 2000 Р в месяц.

Клиенты активно шли с ремонтом одежды, заказов было много, порой даже слишком — все дни были забиты. Но средний чек за ремонт был довольно низким — 300 Р, и половина от этого уходила швее.

Примеры наших работ: до и после ремонта
На этой рубашке мы поменяли воротник
Еще один пример работы нашего ателье
На этом пальто мы тоже починили воротник

Самые выгодные для нас заказы — все, что мы могли сделать быстро, например подшить брюки. Штопка стоила 400 Р, мы ее делали за 15 минут, это был выгодный для нас заказ. Замена молнии тоже могла быть выгодной, к тому же мы продавали и саму молнию, но иногда на замену тратилось много времени.

Чаще всего нам приносили одежду, которую нужно было подогнать по размеру, например вещи из интернет-магазина, и еще часто просили заменить молнию.

Стоимость работ в ателье

Замена подкладки в пальто 800 Р
Замена молнии в куртке 400—600 Р
Подшив брюк 200—300 Р
Замена молнии в джинсах 200 Р
Пошив штор от 80 Р за 1 метр

Замена подкладки в пальто

800 Р

Замена молнии в куртке

400—600 Р

Замена молнии в джинсах

200 Р

Пошив штор

от 80 Р за 1 метр

Мои попытки поднять стоимость услуг не приносили результата — нашими прямыми конкурентами были надомные швеи, которые ставили низкий ценник на услуги, ведь им не надо платить зарплату и за аренду.

Я хотела поднять цену за установку молнии с 500 до 800 Р, но люди просто отказывались платить больше. Приходилось снижать цену обратно и брать по старой цене. До сих пор удивляюсь, как швеи на дому тратят полдня на замену молнии в куртке за 300—400 Р.

Пример работы показывали в группе во «Вконтакте». Всю рекламу мы вели в интернете. Напечатали только 5% скидочные карты за 600 Р, за все время работы ателье раздали где-то половину

За первый месяц работы выручка составила 47 000 Р: 40 000 Р заработали на ремонте одежды и еще 7000 Р на продаже фурнитуры. Прибыль — 16 200 Р. При этом много заказов я выполняла сама и практически все время занималась только ателье.

До декабря выручка хоть и была маленькой, но шла по нарастающей. Я считала, что нам просто нужно время, чтобы раскрутиться. В декабре мы сделали рекордные 55 000 Р выручки — 45 000 Р на ремонте одежды и еще 10 000 Р на продаже пуговиц, молний и другой фурнитуры.

Финансовые показатели ателье в октябре 2019 года

Прибыль 16 200 Р
Операционные расходы 30 800 Р
Зарплата 16 000 Р
Аренда 9500 Р
Налоги (6% с оборота) 2800 Р
Себестоимость фурнитуры 2500 Р

Операционные расходы

30 800 Р

Налоги (6% с оборота)

2800 Р

Себестоимость фурнитуры

2500 Р

Сотрудничество с химчисткой и своя школа шитья: как расширяли бизнес

В январе 2020 года мы впервые сработали в ноль, и я ничего не заработала. Январь — провальный месяц для всего бизнеса: люди отдыхают, не ходят на работу и меньше тратят денег. Однако в феврале ситуация повторилась.

Я начала думать над тем, как расширить деятельность ателье: сначала решила открыть школу рукоделия для девочек, делать разные поделки. В городе были подобные студии, но в нашем микрорайоне такую еще не открыли, поэтому я решила попробовать. К тому же в школу почти не нужно было вкладываться деньгами.

Мы дали рекламу в группу микрорайона во «Вконтакте» и провели пробное бесплатное занятие — делали лизунов — такие желеобразные игрушки, которые можно мять в руках. Но на платные занятия за 200 Р родители не хотели приводить детей, и школа умерла почти сразу.

В феврале 2020 года я решила взять вечерние платья на реализацию — сдавать в аренду и продавать. У моей знакомой был такой салон, и я тоже решила попробовать. Мы взяли около 25 платьев, так и не смогли сдать даже одно в прокат, но продали около семи штук. Забрали себе наценку — 5000 Р. Все, что не продали, отдали обратно, когда закрывались.

О платьях давали рекламу в группе микрорайона во «Вконтакте». Я считаю, что эта идея была хорошей, она не сработала только из-за пандемии. Если бы в городе не отменили выпускные и праздники, на платья был бы спрос.

Какие-то простые вещи мы могли сшить — например, такой чехол на лодочный мотор
Но такие заказы приносили мало денег, а запустить полноценный пошив я так и не смогла

В середине февраля сеть химчисток предложила нам сотрудничать. В нашем микрорайоне не было химчистки, и я решила открыть пункт приема. Мы работали как пункт приема и выдачи вещей — химчистка отдавала 30% от стоимости чистки всех вещей, которые нам приносили.

Позднее я поняла, что это мало, потому что самая сложная часть работы — общение с клиентами — оставалась за нами. Учитывая, что качество исполнения заказов было не очень хорошим, нам часто приходилось выслушивать претензии заказчиков. Заработать на этом тоже не удалось — за 9 месяцев работы клиенты принесли вещей на 45 000 Р. Наша выручка составила 13 500 Р.

Ателье с доставкой на дом: как работали в пандемию

Весной я ожидала подъем спроса на услуги ателье и химчистки: люди начинают готовить гардероб к весне, чистят пальто, стирают ковры и домашний текстиль. Но в марте 2020 года началась пандемия, и нас закрыли.

Тогда мы начали шить маски, этим занимались все ателье у нас в городе. Выручка от продажи масок в апреле 2020 года получилась 70 000 Р.

Люди покупали в основном для себя, несколько раз делали заказы для предприятий — к нам приходил представитель и предлагал сделать оптовый заказ. Маски продавали навынос, через окошко в двери, нельзя было пускать людей в ателье.

Прибыли хватило на аренду, зарплату и покрытие прочих расходов во время карантина.

Спрос на пошив масок был всего месяц — в апреле и начале мае, пока их не завезли в город в большом количестве

Пандемия заставила нас работать в условиях высокой неопределенности. Я не понимала, стоит ли нам закрываться или подождать возобновления работы, и решила подождать до конца весны.

На фоне локдауна у меня появилась идея сделать «ателье с доставкой на дом». Я планировала забирать вещи у заказчиков бесконтактным способом, отвозить швее на дом, а потом привозить готовые клиентам. Я сделала рекламу во «Вконтакте», и в апреле было несколько таких заказов.

Как все это работало: я приезжала на машине к клиенту, забирала заказ — например, одна женщина передала пакет с брюками. Какие-то нужно было подшить, где-то заменить молнию. Я забирала пакет, осматривала и по телефону говорила клиентке, можем ли мы это починить и сколько это будет стоить. Потом везла вещи домой к швее, а через два дня забирала их и привозила обратно заказчице.

В общем, такая бизнес-модель оказалась трудозатратной, а некоторые заказы требовали примерки, это все усложняло. После окончания карантина мы перестали возить заказы. Доставка проработала месяц.

Почему я закрыла ателье насовсем

Пока ателье было закрыто во время локдауна, мы договорились с собственником помещения, что будем платить половину аренды. И получили от государства выплату за одного сотрудника — МРОТ.

В конце апреля мы снова открылись. Май и три летних месяца работали в ноль — лето несезон для ателье и химчисток.

К этому добавились проблемы с сотрудниками: в августе швея сломала ногу, и мне пришлось искать замену. С большим трудом я нашла новую швею, но она могла работать только до 15 октября, а потом уходила на учебу.

Тогда я уже была измотана работой в ателье. Я вкладывала много сил, сама принимала заказы и ремонтировала одежду, запускала рекламу и искала новые направления в бизнесе, но выручка так и не поднималась выше точки безубыточности.

Когда я поняла, что в середине октября мне снова придется искать сотрудницу, то решила закрыть ателье.

Какие выводы я сделала

За две недели до закрытия я предупредила собственника, что мы съедем, и расторгла договор. В последние дни выставила на продажу оставшееся оборудование и увезла фурнитуру домой. Машинку продала даже чуть дороже, чем купила — видимо, мне ее продали дешевле рыночной стоимости. Фурнитуру я продала оптом новому ателье — уже после закрытия.

Швейную машинку и другое оборудование продала на «Авито»

В итоге за год работы — с октября 2019 по октябрь 2020 — прибыль мастерской составила 134 000 Р.

Сейчас я продолжаю заниматься своим старым бизнесом — оптикой, но подумываю о новом бизнесе. Например, рассматриваю покупку франшизы, связанной с обучением детей.

После неудачного опыта с бизнесом ателье я поняла для себя несколько вещей.

  1. Перед тем как зайти на новый рынок, нужно глубоко его изучить, даже если уже есть бизнес в другой сфере. Перед открытием я не представляла, что найти подходящую сотрудницу будет так сложно. Из-за этого мы не шили, а только ремонтировали вещи — и потеряли половину возможной выручки.
  2. Мастерская по ремонту одежды — бизнес востребованный, но низкомаржинальный. Заработать на одном ремонте сложно — низкая стоимость услуг приводила к тому, что мы полдня меняли молнию на куртке за 400 Р. Важно заранее понять, что ателье сможет еще и шить вещи.
  3. На мой взгляд, открывать ателье можно только в том случае, если есть возможность работать самому. Так получится сэкономить на заработной плате и заменить сотрудника в случае форс-мажора. У меня так было, когда швея сломала ногу.
  4. Если бизнес строится на сотрудниках, как в моем случае, лучше начинать поиск кадров заранее, чтобы не платить за аренду впустую и не терять в выручке.

Мнение эксперта

Дина Лубенцова

основательница марки одежды ButterMilk Garments

Складывается впечатление, что результат соответствует запросу. Цели заработать как можно больше не было, был азарт, желание сделать что-то для души и разобраться в том, как устроен швейный бизнес. И, похоже, большая часть задуманного реализовалась.

Я не работала в ателье, но у меня есть марка одежды и опыт размещения заказов у разных подрядчиков, от надомниц и ателье до больших производств. Кстати, камерные марки тоже могут быть клиентами ателье на разработку и пошив небольших коллекций.

Какие были главные ошибки. Мне кажется, героине не хватило самого главного — квалификации в швейном деле. Просто уметь шить по выкройкам из «Бурды» недостаточно, чтобы открыть успешное производство или ателье. Ты либо разбираешься во всех нюансах, либо располагаешь бюджетом пригласить профессионалов.

Найти одного специалиста, который будет шить и кроить, ремонтировать разные виды одежды, разбираться в настройке оборудования и еще общаться с клиентами — это, мягко говоря, нереалистичное ожидание. Грамотные портные, закройщики, конструкторы и технологи — на вес золота. А коммуникация с клиентом — отдельная важная работа. Например, когда вещи отдают на индивидуальный пошив, очень важно найти подход к клиенту.

Еще одна ошибка, на мой взгляд — ценообразование и определение своей аудитории. Татьяна планировала работать в том числе с клиентами предыдущего ателье, по сути предлагая меньше, чем было раньше. То же самое помещение, хуже оборудование, меньше услуг, но ценник она хотела сделать выше. Ожидаемо, что люди не стали больше платить.

Отдельно отмечу, что на примерах ремонта видна качественная работа швеи. Но видимо, это оказалось недостаточным конкурентным преимуществом.

Как ателье конкурировать с самозанятыми. Я думаю, что предлагать только ремонт одежды в данном конкретном случае было ошибкой. Сейчас проще и выгодней организовать мастерскую по ремонту одежды дома и быть самозанятой. Клиентов можно искать и через сарафанное радио, и через сайты типа «Профи-ру», аудитория у агрегаторов огромная.

Именно надомные швеи являются конкурентами в нашей истории, их главные преимущества — владение профессией и возможность минимизировать расходы типа аренды отдельного помещения, найма сотрудников и уплаты больших налогов. Про это пишет и сама героиня.

Чтобы ателье с помещением и сотрудниками могло заработать, либо должна была быть узкая специализация, например пошив платьев для особенного случая и посадка по фигуре готового изделия, либо широкий спектр услуг. Например, установка кнопок, организовать которую несложно и недорого, себестоимость низкая, особой квалификации не требуется, а спрос есть. С химчисткой отличная идея, но не просчитанная заранее. Возможно, подвела локация, и, например, ателье в ТЦ было бы лучшим решением.

Мне очень симпатичны многочисленные попытки героини улучшить бизнес. Тем не менее для полноценного развития не хватило единой концепции, которой бы подчинялись все составляющие. Идеи были, но хаотичные и не доведенные до конца: аренда платьев, школа рукоделия, химчистка, ремонт одежды с доставкой.

Про рекламу. Мне показалось, что она как раз сработала, проблема была в другом — в низком среднем чеке. Поднимать его можно в том числе за счет уникального предложения. Например, в качестве главных конкурентных преимуществ у ателье могут быть услуги реставрации и ручной вышивки или срочный ремонт, а, возможно, — немецкое оборудование и прямое общение с мастерами — это как открытая кухня в ресторане.

Совет предпринимателям в швейном бизнесе. Мой совет незатейливый и универсальный: изучайте конкурентов, находите свои отличия, ищите надежных поставщиков тканей и фурнитуры. Получайте образование в выбранной сфере или поручите дело специалистам.

И самое главное — иметь стартовый капитал. На мой взгляд, идея того, что можно зайти в швейный бизнес с минимальными вложениями, утопична при всей своей привлекательности. Или вы гений, тогда мои советы вам точно не нужны.

Мы ищем людей, которые запускали свой бизнес, но по разным причинам его закрыли. Если вы хотите поработать над ошибками и рассказать свою историю — заполняйте анкету.

О школьных уроках труда, мечте поменять мир моды и бизнесе без вложений Светлана Чиканцева рассказывает Контур.Журналу.

Школьное напутствие

Пять лет назад мне начала сниться фантастическая одежда. Я судорожно искала ее в магазинах, но ничего и близко похожего не было. Тогда я решила воплотить свои идеи в жизнь самостоятельно. Так, в 2014 году, экономист по образованию и бизнес-консультант по жизни, я решила вдруг стать дизайнером и шить одежду. Сегодня моя заветная мечта — сделать моду ближе к обычному человеку. Для меня мода везде: в природе, фильмах, журналах. Но сегодня кажется, что истинный фешн-мир доступен только элите, некому закрытому сообществу. Мое ателье Sveta Chi существует для того, чтобы изменить привычный порядок вещей. 

Родом я из небольшого городка Гай Оренбургской области. В школе учительница труда однажды освободила меня от уроков кройки и шитья со словами: «Света, ты хорошо разбираешься в швейных машинках. Давай девочки будут шить, а ты будешь им чинить машинки». С этой компетенцией я счастливо прожила много лет.

После школы по совету мамы я поступила в строительный техникум города Новотроицка на бухгалтера. Сама же я мечтала стать архитектором, но мама убедила меня, что бухгалтер более «женственная» профессия. Ну а в 2005 году, когда пришло время определяться с высшим образованием, я решила пойти по проторенной дороге — поступила на «экономиста-инженера в машиностроении» в Уральский политехнический институт (ныне Уральский Федеральный университет им. Б.Н. Ельцина) в Екатеринбурге.

Хотя на работу я вышла довольно рано, по специальности не проработала ни дня. Еще во время учебы я устроилась в банк. Сначала это был «Ситибанк», куда я попала совершенно случайно. Шла на собеседование в другую компанию, но заблудилась и оказалась в банке. Через год я стала работать в «Русском стандарте», где меня повысили с менеджера по продажам до заместителя руководителя отделения. 

Из банковской сферы я перешла в ИТ. Карьера складывалась довольно стремительно: я была руководителем отдела продаж, региональным руководителем, а затем и стратегическим консультантом. В мои задачи входила разработка стратегии продаж: какие каналы выбирать, как выстраивать воронку, как продавать. К середине 2010-х у меня сложилась вполне счастливая жизнь: зарплата была отличная, должность престижная. Но в 2014 году я вдруг решила, что буду шить одежду! Сказать, что родственники и друзья были в шоке — не сказать ничего.

Работа в ателье и регистрация ИП 

Когда мне начала сниться одежда, которую я не могла найти в магазинах, я задумалась о поиске курсов кройки и шитья. Нашла подходящий центр имиджиологии и встала в лист ожидания. В какой-то момент мне позвонили и предложили пойти на годовой курс по дизайну одежды, так как группа кройки и шитья не набиралась. На тот момент у меня не было амбиций делать из этого какой-то бизнес, я просто решила сменить вектор деятельности и пошла на курс. На выпускном занятии всех нас спрашивали о планах на будущее. Мои одногруппники в один голос рассказывали, как будут совершенствоваться дальше в профессии, а я честно сказала — буду шить только для себя и близких подруг.

Сейчас вспоминаю о тех словах с улыбкой. Практически сразу по окончании курса моя тетя предложила мне пойти на стажировку к своей знакомой, владелице ателье. Это был совсем маленький проект, основной пул клиентов которого составляли пожилые люди, приносившие одежду на переделку. Но я согласилась. По будням работала стратегическим консультантом, а по выходным сидела за швейной машинкой.

Поскольку я отличный специалист в сфере продаж, то тут же начала вносить изменения в рутину нашего ателье: придумывала акции, привлекала новых клиентов, в том числе крупных.

Постепенно пошив поглотил меня всю, в ИТ-компании я откровенно скучала, а в ателье стремительно развивалась.

Однажды к нам в ателье обратилась крупная сеть экомагазинов «Медведь» с филиалами в Екатеринбурге, Казани и Санкт-Петербурге. Им нужна была новая интересная форма для сотрудников — примерно 500 единиц. Контракт был выгодный, но хозяйка ателье побоялась взять на себя подобную ответственность. А я нет. Так я открыла собственное ИП и ушла в свободное плавание в мир фешн.

Экономика проекта

В среднем запуск полноценного ателье в Екатеринбурге обходится в 300 000 — 400 000 руб. Это деньги на аренду и ремонт помещения, закупку оборудования, наем сотрудников. Студия Sveta Chi началась практически без стартовых вложений. 100 000 руб. я потратила на собственное обучение, еще примерно 50 000 ушло на закупку оборудования: швейной машинки, оверлока, гладильной установки. Этот бизнес изначально был для меня неким экспериментом — смогу ли я развить проект без серьезных первоначальных вложений? Пока что это получается.

Сэкономить на старте помогли договоренности с первыми клиентами, а также экономия на аренде помещения и сотрудниках. Моя студия представляет собой оборудованную комнату в собственной квартире. 

Это максимально оптимальный вариант для моей концепции бизнеса — индивидуального пошива одежды по лекалам, цветотипу, стилю и пожеланиям клиента. У меня есть заказчики, которые могут приехать ко мне до работы — в 5 или в 6 утра, либо поздно вечером — в 2 часа ночи. Ни один офис не даст мне такой гибкости и свободы графика, как собственная квартира. Сотрудники мне пока тоже не нужны, я справляюсь сама. 

Своим первым клиентом была я сама, затем подтянулись подруги и подруги подруг, затем стали приходить и незнакомые люди по рекомендациям. Сегодня у меня в портфолио есть и частные, и корпоративные заказчики: маршалы «Формулы 1», швейная фабрика «Диана», NK Agency. Был опыт сотрудничества со знаменитостями — Заярой Зайцевой, официальным фотографом ММА и Федерации Дзюдо «Урал — Западная Сибирь», Натальей Кузютиной, бронзовой медалисткой Олимпиады и четырехкратной чемпионкой Европы по дзюдо. 90 % клиентов находят меня по рекомендациям, одновременно я веду не более 6 клиентов. 

Чек заказов оставляет от 2 500 до 50 000 руб. В первый год выручка составляла до 60 000 руб. в месяц, практически все эти средства приходилось реинвестировать в бизнес: закупать фурнитуру, материалы, вкладывать в обучение.

Тесный рынок

Мир моды всегда был довольно конкурентным, но в последние годы количество новых игроков и брендов просто зашкаливает. Когда в 2014 году я проводила исследование и изучала конкурентов, в моем списке было примерно 10 студий по индивидуальному пошиву. Сейчас их открылось столько, что я закончила выписывать на цифре 30. Дальше просто не стала продолжать. Еще больше проектов мы видим в соцсетях: множество брендов с почти одинаковой одеждой, цветами и эскизами.

Мое ключевое конкурентное преимущество — индивидуальный подход. Я не просто изучаю клиента, его особенности и пожелания, а создаю для него мини-коллекцию из нескольких образов. Затем мы вместе подбираем ткани, отшиваем одежду и делаем фотосессию. Итог моей работы не только набор одежды, но и полноценный лукбук, красивые профессиональные фотографии.

Кроме коллекций для частных заказчиков я отшивала полноценные сценические работы. В декабре 2017 года у меня был показ в Новосибирске в финале конкурса «Фешн Менеджмент». Местная швейная фабрика «Диана» взяла в производство всю мою коллекцию, и до сих пор эта одежда доступна в магазинах. Особенно приятно, что это была необычная коллекция — мы шили для женщин от 56 размера. Это был отличный опыт работы с производством, которое накладывает на дизайнера определенные ограничения в выборе тканей и выкроек.

В начале 2018 года меня пригласили на показ уже в Екатеринбурге, видимо, заметили в социальных сетях. Это был Fashion Day для моделей size+. В финале меня отметило жюри и пригласило участвовать на неделе моды в Екатеринбурге. 

Каждый показ для меня — это не просто набор одежды, это настоящее модное шоу. Так, например, моя коллекция «Вишневый пирог» была вдохновлена сериалом «Твин Пикс». Музыку для выхода моделей писал мой муж. Каждый модный показ, как правило, ведет к всплеску внимания ко мне и моим работам. После показа в Новосибирске меня даже приглашали туда на работу. Но я отказалась — это не мое.

Дальние горизонты

Сейчас у меня в планах модная стажировка в Италии. Я трачу на это все свои силы и энергию — езжу на собеседования, подтягиваю английский и итальянский, даже сократила число клиентов. Надеюсь, эта программа приблизит меня к мечте изменить мир моды. Получив новый опыт, знания и практику за рубежом, я без сомнений смогу воплотить в жизнь нечто грандиозное.

А всем новичкам я желаю в первую очередь получать удовольствие от собственного бизнеса. Делать проект просто так, даже если в нем не будет прибыли. Обязательно нужно быть готовым к критике — она возникает всегда. Найдутся люди, которым не понравится то, что вы делаете. В большинстве случаев бизнес — это долгая кропотливая работа, совершение ошибок. Но если вы занимаетесь делом, которым живете, вы даже не подумаете о том, чтобы сдаться и отступить. 

Как организовать производство швейных изделий, приносящее хороший доход? В этой статье даём пошаговую инструкцию, рассказываем обо всех тонкостях, без которых не обходится организация швейного цеха.

Во-первых, следует определить, что хотят покупатели. Динамику спроса нужно обязательно отслеживать и опережать;

Во-вторых, изучите модные тенденции и корректируйте ассортимент;

В-третьих, не забывайте о сезонности. Не стоит в середине осени производить летние шорты или наоборот, — зимние куртки в начале весны.

В- четвёртых, следует подумать о штате, возможностях автоматизации производства, также потребуется составить бизнес-план. Теперь, обо всём по порядку.

Составляем бизнес-план

Прежде всего нужно определиться с моделью производства. Среди них можно выделить две основные:

  1. Работа на заказ. По запросу частных лиц, дизайнеров и компаний, не обладающие необходимыми мощностями для производства. Такой вариант исключает заботу и расходы на продвижение товара и каналы сбыта.
  2. Предприятие полного цикла. В этом случае придётся позаботиться и о разработке дизайна новой продукции, и о маркетинговых исследованиях, и о ценовой политике.

При разработке концепции бизнеса данные модели можно комбинировать.

Далее нужно определиться с направлением:

  • Мужская, женская или детская одежда, или же всё вместе;
  • Брендовая одежда;
  • Текстиль для дома;
  • Пошив постельного белья.

А вот излишне увлекаться выпуском эксклюзивных дизайнерских моделей – не стоит. Как правило, чаще люди покупают обычные вещи: майки, рубашки, брюки или юбки.

Следующий шаг — определиться с объёмами производства. В данной ситуации всё зависит от стартового капитала, количества работников и площади помещения. Швейное производство может быть небольшим, средним или крупным. Вам следует внимательно проанализировать рынок, возможности потребителей, узнать всё о сотрудничестве с магазинами одежды и текстиля, с ИП, реализующими швейную продукцию.

Важно! Охватить сразу несколько направлений в рамках небольшого предприятия достаточно сложно. При выпуске разнородной продукции может сильно пострадать продуктивность ввиду того, что швеям придётся постоянно переключаться между операциями разных типов, что скажется на скорости выполнения. Перед запуском цеха проведите качественное исследование и определить, что лучше шить!

Не забудьте и о том, что предприятие нужно зарегистрировать в соответствующих органах, а затем платить налоги. Это особенно важно, если вы собираетесь использовать наёмный труд. Придерживайтесь шести шагов:

  1. Подайте заявление по установленной форме в УФНС.
  2. Поставьте организацию на учет в налоговых органах; 3.Выберите соответствующую систему налогообложения.
  3. Зарегистрируйте организацию в ПФ и ФОМС.
  4. Заключите договоры об аренде производственного помещения, вывозе мусора и т.п.
  5. Получите разрешений на работу от Госпожнадзора и СЭС.
  6. Откройте расчётный счёт.
  7. Изготовьте печати организации.

Если швейный цех небольшой, можно выбрать одну из форм собственности – ООО или ИП.

Организуем швейный цех

Здесь нужно ориентироваться на бюджет. Опытные эксперты озвучивают среднюю цифру в 6 миллионов рублей, когда речь идёт о первоначальном капитале организации крупного швейного цеха. Нужно закупить оборудование, арендовать площадь, нанимать работников. Вложения окупятся быстро, если внимательно изучить спрос изделия. Предприятие средней руки может выпускать порядка 200-300 изделий в день.

Если вы не располагаете крупной суммой, разумнее открыть маленькую мастерскую или ателье. Тут нужно вложить 400-500 тысяч рублей, приобрести материалы и оборудование. Чтобы окупить вложения, нужно в среднем производить 30-60 изделий в день. Также возможно изготовление единичных вещей с их продажей по высокой цене.

Обратите внимание на нормы площади. Например, при выпуске изделий из лёгких тканей, на каждую швею должно приходиться 4–6 м², и 7–8 м² при пошиве верхней одежды. Не забудьте выделить место для проходов и установки вспомогательного оборудования. А при необходимости организовать рабочие места закройщиков и модельеров.

Производство швейных изделий: как повысить конкурентоспособность и производительность труда

Есть несколько подходящих вариантов:

  • Уменьшить затраты на производство;
  • Делать больше недорогой и качественной продукции;
  • Сделать изделия эксклюзивными;
  • Повысить объёмы производства;
  • Сократить производственный брак и технологические потери.

Ещё один из современных способов – провести автоматизацию производства.

Какие проблемы поможет решить автоматизация швейного производства

Производительность швейного цеха можно повысить в 2-3 раза благодаря автоматизации.

Такой подход позволяет за счет концентрации технологических возможностей существенно уменьшить общее количество операций, необходимых для полной обработки изделий, а также сократить время межоперационных пролёживаний. Ещё один плюс — не придётся нанимать большое количество сотрудников.

Начните с предварительного проведения ряда организационно-технических мероприятий:

1) организуйте производство крупных серий одинаковых или сходных между собой изделий;

2) увеличьте стандартизацию и унификацию отдельных швейных изделий и их деталей;

3) повысьте технологичности за счёт швейных изделий, состоящих из отдельных типовых узлов, облегчающих автоматизацию их производства;

4) перейдите на качественные ткани, обладающими малой усадкой в процессе эксплуатации.

Не стоит забывать и об автоматизации таких функций, учёт рабочей силы, выработка рабочих, складской учёт и поставок сырья. Решение таких вопросов поможет снизить нагрузку на административно-управленческий персонал, а отдельные программы позволяют организовать и контролировать швейное производство у своих работников на дому.

Чтобы автоматизация швейного производства охватывала все этапы, необходимо специальное ПО. Потребуется выбрать универсальную программу, соответствующую требованиям современного рынка, узнать про её установку, техническое сопровождение.

Например, в программе «Швейное производство 2.8» можно отразить весь комплекс операций, начиная от поступления на склад до отправки готового изделия и составления калькуляции себестоимости.

А программа «Технолог» позволит выполнить работу на определённом участке, не прерывая взаимодействие с последующими этапами. Автоматизация швейного производства очень выгодна и практична. Это не только финансовый и рабочий контроль, но и аналитическая база.

Грамотная организация швейного цеха, особенно автоматизированного, может принести вам хорошую прибыль. Изучайте наши рекомендации и принимайте выгодные решения.

Меня зовут Дарья Зарыковская, чуть больше трёх лет назад на пороге 2015 года я нарисовала три новогодние открытки с грубостями, и с тех пор являюсь владельцем магазина авторской сувенирной продукции «Мам, купи!».

В мае 2017 года я запустила свой второй проект, в котором мы продаем мерч русских видеоблогеров, и назвала его «Пап, продай!».

Наш годовой оборот за 2017 год составил около 43 миллионов рублей, а в 2018 году, судя по всему, будет в два раза больше.

В ноябре 2017 года в моем проекте с мерчем российских видеоблогеров появились в продаже худи с вышитыми надписями. Они стали продаваться по сотне штук в день.

Работать со швейными фабриками мне сразу не понравилось из-за качества пошива и сроков выпуска продукции, а также «менеджерской поддержки», если её можно так назвать. Одна такая фабрика отшила нам партию шмоток с черной вышивкой вместо белой, и взамен элементарных извинений представители этой фабрики начали заверять мою сотрудницу, что шмотка с черной надписью будет лучше продаваться.

Тут я осознала, что всегда хотела иметь свой швейный цех по выпуску трикотажных изделий. Поставила HR-менеджеру задачу найти швею с опытом работы на производстве, которая умеет и шить и кроить и самое главное — понимает, как организовать процесс, потому что я не понимаю ничегошеньки совершенно.

Как вы можете заметить по реакции Виктории, поиск швей — это не то, чем она раньше занималась и в чем преуспевала. Мы разместили вакансию на HeadHunter, получили 55 просмотров за неделю и ни одного отклика, расстроились и оплатили доступ к резюме.

В итоге подходящую специалистку нашли довольно быстро, в течение пары недель, она сама откликнулась на HeadHunter, предложили ей зарплату в 60 тысяч рублей и безграничную власть. Мы в Петербурге, если что.

Надо признать, что Алёна довольно рисковая, на собеседовании я показала ей пустую комнату и рассказала, что вот тут надо нафигачить швейный цех, а она и согласилась. Через несколько дней я отправила её в Москву выбирать поставщика ткани.

Вложения в швейный цех, который при полном комплекте швей (4 штуки) и руководительницы швейного цеха — раскройщицы (1 штука) может выпускать от 1600 до 4000 изделий в месяц, просто смешные. Давайте считать:

  • Стол гладильный — 34 800 рублей.
  • Парогенератор — 23 270 рублей.
  • Прямострочная машинка — 18 595 рублей.
  • Плоскошовная машинка — 35 511 рублей.
  • Нож — 7 235 рублей.
  • Оверлок (2 шт) — 25 659 рублей.
  • Стол раскройный — 23 500 рублей.
  • Ткань — примерно 12 тысяч рублей за рулон (из одного получается штук 45 изделий).
  • Швея — оклад 20 тысяч рублей в месяц + 70 рублей за изделие.
  • Начальница швейного цеха — оклад 60 тысяч рублей.

То есть единоразовая трата на оборудование — 168 570 рублей, а все остальное на ткань, зарплаты и всякие люверсы со шнурками. Оборудование закупается у производителей швейного оборудования (внезапно), ткань и прочие расходники у поставщиков ткани и расходников. Раскройный стол нам изготовила мебельная фабрика. Все отлично гуглится и проблем с покупкой не возникает. Бизнес — сказка, было бы куда сбывать нашитое.

Нам, слава богу, есть куда. У нас другая проблема: мы не успеваем удовлетворять спрос покупателей, потому что с момента начала работы мы всё ещё не можем укомплектоваться швеями до конца. Швеи — они не менеджеры по продажам, швей в интернете нет.

Мы пытались продолжать их искать привычными для нас методами: на работных сайтах и через соцсети, но по эффективности это как в лесу кричать «ШВЕЕЕЕЕИИИИ» — никто не откликается.

Вернее не совсем так, на HH все-таки есть отклики, но это специалисты, практикующие индивидуальный пошив и ищущие работу в ателье, а у нас производство, тем более с трикотажем, вещь специфическая и требующая определенных навыков, а также опыта работы.

Я два месяца ломала голову над тем, где же так разместить объявление, чтобы наконец-то найти швей. Мы искали на специализированных форумах и пабликах ВК, купили все приорити-варианты размещения вакансий на HH и Avito — все было без толку. Вот, например, статистика поиска по базе резюме в HH:

  • Всего отобрали 56 резюме.
  • 5 неверных номеров.
  • 4 сбросили звонок.
  • 10 не ответили.
  • 2 не подошли нам.

35 взяли трубку, из них:

  • 29 отказов сразу.
  • 6 отказов при втором звонке.

Однажды, прости господи, мы даже расклеили объявления на столбах. Но в итоге я придумала сделать гениальную по своей простоте и эффективности вещь. Мы дали объявление в газету. И откликов за три дня столько же, сколько на HH за месяц, и при этом больше половины — релевантные.

Мы выбрали желтенький

Сейчас мы всё ещё вынуждены часть продукции отшивать у подрядчика, но в скором времени я надеюсь нанять всех швей и одеть всех детей России в наш мерч.

Швейное производство – один из наиболее прибыльных видов предпринимательской деятельности, но с серьезными изначальными вложениями. Желательно, чтобы руководитель обладал знаниями о технологиях пошива, был знаком с процессами на швейном производстве. 

Пошаговое руководство

Собственный бизнес, независимо от выбранной категории, требует от предпринимателя серьезных вложений (финансовых, временных, физических). Инструкция включает несколько этапов:

  1. Составление бизнес-плана
  2. Название компании (бренд)
  3. Материалы
  4. Оборудование
  5. Штат сотрудников
  6. Реклама

Каждый рассматриваемый этап заслуживает ответственного подхода. Это серьезные мероприятия, если упустить даже мелочь, все обернется финансовыми потерями или слабым развитием бизнеса.

Бизнес-план

Невозможно открыть швейный цех, приносящий прибыль, если не продумать тонкости ведения дела. Этот документ включает:

  • Подсчет расходов (на ткани, нитки, техническое оснащение, наем сотрудников, аренду помещения, маркетинговые программы, прочие);
  • Определение целевой аудитории. Лучше выбирать наиболее востребованные товары, без слишком узкой специализации. Например, пошив школьной формы имеет характерные ограничения, предприятие будет простаивать некоторое время;
  • Определение специализации. Опытные бизнесмены рекомендуют изначально выбирать узкую специализацию, например, делать футболки с логотипами футбольных команд. По мере развития бизнеса можно добавлять специализации, расширять имеющиеся.

Составление бизнес-плана имеет главную цель – сориентироваться в потенциальных расходах, определить примерные сроки окупаемости вложений. Грамотно составленные сметы могут привлечь инвесторов со стороны, поэтому удастся вступить в дело, имея больший бюджет, что ускоряет сроки окупаемости.

Бренд

Название компании выбирают запоминающееся. Именно бренд складывает первое впечатление о продукции, когда он яркий, звучный, рекламные расходы будут минимальными. При достаточном бюджете, заказывают название компаниям, которые предоставляют соответствующие услуги. Можно сэкономить, если самостоятельно обдумать этот момент.

Материалы

Открывая швейный бизнес с нуля, опытные предприниматели рекомендуют сразу подыскивать потенциальных партнеров по поставке рабочего сырья, фурнитуры. Если промышленные приспособления приобретаются однократно, то материалы требуется закупать постоянно, причем серьезными объемами.

К данной категории относятся:

  • Ткани, материалы. Вид выбирают в соответствии с итоговыми изделиями, которые планируется выпускать;
  • Нитки. Сначала закупают нитки всех цветов/оттенков. Потом обычно покупают те, что тратятся чаще остальных;
  • Иглы. Их вносят в категорию сырья или оборудования, главное: иголки, как ручные, так для машинок, потребуется покупать постоянно;
  • Вспомогательное сырье (фурнитура). Сюда относятся элементы декора, уплотнители, наполнители и прочие.

Для начала можно заключить партнерские договора с несколькими поставщиками, чтобы впоследствии выбрать компанию, предлагающую наиболее удобные, выгодные условия сотрудничества.

Оборудование

Чтобы купить швейное оборудование, потратить придется довольно-таки много. Почти все технологии шитья являются одинаковыми, идентичными, хоть итоговая продукция различается. Поэтому техническое оснащение производственного предприятия выстраивается по одному принципу.

Бизнес-план включает следующие компоненты технического оснащения:

  1. Раскройное оборудование. Для его установки выделяют отдельный раскройный участок. От того, насколько правильно он будет организован, напрямую зависит эффективность, бесперебойность работы всего предприятия.
  2. Раскройные столы. Ткани требуется раскладывать, замерять, определять наличие брака и т.д., и для этого нужны большие ровные столы с удобным подходом с каждой стороны.
  3. Пуговичные машины. Для начала можно купить простенькие модели, с развитием производства эти устройства нужно модернизировать, улучшать или покупать дополнительные экземпляры.
  4. Оверлок промышленный. Используется для обработки поверхностей материалов, чтобы они не расходились. Иногда его применяют для декоративной отделки.
  5. Швейное оборудование. Промышленные машины покупают под конкретные задачи, типы ткани, в количестве, соответствующем производственным мощностям.

Персонал

Промышленные швейные машины, отвечающие современным требованиям, существенно ускоряют производственные процессы. Без квалифицированных работников они являются бесполезными. Некоторое время предприниматель может справляться самостоятельно, если у него есть определенные навыки/знания. Такой физической мощности недостаточно, чтобы обеспечить хорошими финансовыми оборотами.

Список профессионалов, требующихся для организации работы цеха:

  1. Начальник производства. Первое время можно самостоятельно выполнять эти обязанности, потом руководитель перестанет успевать. Основная задача: следить за дисциплиной, сроками.
  2. Закройщик. Важно нанять опытного, квалифицированного закройщика, способного работать по имеющимся лекалам, вносить изменения в процессе кройки, если потребуется.
  3. Швеи. Каждая машинка должна иметь свою хозяйку.
  4. Вспомогательный работник, выполняющий различные работы, что облегчают и ускоряют производственный процесс (например, проверка брака тканей, замена ниток, прочие задачи, не требующие специальных знаний/навыков).
  5. Технолог, проверяющий исправность оборудования, способным оптимизировать или модернизировать производственные процессы.
  6. Бухгалтер. Следит за денежными расчетами, налогами. 

На сотрудниках лучше не экономить, хотя оборудование, материалы тоже значимы. Стоит предложить достойную заработную плату, однако быстро развить предприятие.

Реклама

Швейное производство относится к рынку с повышенной конкуренцией. Таких предприятий, крупных и мелких, предостаточно. Все-таки при правильно продуманном бизнес-плане вполне можно занять свою нишу. А качественная маркетинговая программа, реклама предприятия позволяют заявить о себе, привлечь клиентов, партнеров, инвесторов.

Действительно качественной рекламой компании станет предложение надежной, прочной продукции. Многие предприниматели на раннем этапе развития своего бизнеса работают по убыточной схеме. Они делают такую продукцию, продают ее почти по себестоимости. Удается привлечь покупателей, создать хорошую репутацию бренду.

Недостаточно предлагать качественные изделия только изначально. Сегодня человек не против потратить больше, чтобы получить при этом действительно хорошую вещь. Поэтому в будущем можно немного поднимать цену товаров, чтобы выравнивать корпоративный бюджет, но при этом не жертвовать качеством.

Заключение

Почти все, что требуется для открытия бизнеса, можно найти в магазине ПромЭксперт. Помимо оборудования, запчастей и сопутствующих материалов, что требуются для начала предпринимательской деятельности с нуля, здесь также можно получить ответы на многие вопросы бизнесменов, получить полезные сведения, которые впоследствии удастся правильно использовать на практике.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как открыть свой бизнес клининговая компания с нуля
  • Заявление для изменения банковских реквизитов в пфр
  • Кагоцел производитель компания страна производитель
  • Как открыть свой свадебный салон с нуля бизнес план
  • Заявление на возврат с указанными реквизитами счета