Как открыть столик в бизнес классе самолета

Так получилось, что на неделе удалось дважды попробовать бизнес-класс S7 на средних дистанциях. Решил объединить опыт двух перелётов в один обзор, чтобы можно было составить представление о постоянных и меняющихся аспектах сервиса в разных условиях.

Итак, речь пойдёт о двух перелётах: международном Токио — Хабаровск на А320 (3 часа) и внутреннем Хабаровск — Новосибирск на А320neo (5 часов)

Поехали

Токио — Новосибирск

Регистрация

Она в Нарите началась ровно за 2 часа до вылета в зоне R, по иронии судьбы, по соседству с Cebu Pacific, который доставил меня в Токио неделей ранее. Вообще, странное соседство, с учётом того, что самые классные места для чекина в NRT отдают членам oneworld, а тут затесался лоукост.

С местами на этом рейсе происходила какая-то дичь: по какой-то причине, выбор места онлайн в бизнесе на этом рейсе был невозможен: приходилось звонить в колл-центр для бронирования места. Однако,  ещё за полгода до вылета все 4 места в проходе (и только они) были заняты согласно ExpertFlyer.

Мне же нужны были 2 свободных кресла в одном ряду. В колл-центре подтвердили, что места недоступны для выбора и предложили решить вопрос непосредственно при регистрации. При регистрации, разумеется, суперлюбезная девушка сообщила, что полностью свободных рядов нет. Ладненько. Тем интереснее посмотреть на этих людей, которые купили такую пачку мест. А, кстати, выделенная приоритетная стойка регистрации (R22) присутствовала — с этим всё в порядке. 

Лаунж

Как известно, S7 жаден до лаунжей: доступ положен только по тарифу Бизнес-Гибкий. 

Но за потраченные на выбор места нервы всё же воздалось: оказалось, что в Токио бизнес-зал положен даже пассажирам с тарифом Бизнес-Базовый. И это была не ошибка агента, реально так было написано на посадочном, а затем подчёркнуто агентом.

Это была прекрасная новость, ибо зал по PriorityPass в Нарите представляет собой жалкое зрелище: там даже нет еды. Не опечатка, там нет еды! Даже двух печенек!

Ладно, отвлёкся. На просьбу рассказать, какой зал всё же положен пассажирам S7, была вручена бумажка со схемой лаунжей членов oneworld.

Итак, на выбор предлагались:

  • JAL Sakura Lounge (на ремонте)
  • Ещё один JAL Sakura Lounge, у других гейтов 
  • Qantas Club 
  • American Airlines Admirals Club
  • Cathay Pacific

Очень неплохой выбор! Однако, около назначенного гейта 83 были размещены только один из JAL (благо, рабочий) и Qantas. Разумеется, выбор пал на зал JAL.  Иии…в нём ждал облом. «Пассажиры S7 следуют в Qantas» — сказали милые японки. Эх, ну ладно. Спасибо, что не отправили обратно к 60-м и 70-м гейтам. А вот вход в зал Qantas был беспроблемным. 

Но тут тоже ждал подвох. Видимо, рейсов в Австралию в обозримом будущем не намечалось, и лаунж практически пуст во время слотов S7. С одной стороны, так гораздо комфортнее, а с другой — горячей еды не было вообще. Видимо, её приносят только под рейсы QF.

Зато бизнес-центр красивый. И вид на поле тоже ничего. 

Посадка

Что ж, переходим непосредственно к перелёту!

Приоритетная посадка в Нарите прошла чётко и так, как должна происходить. Посадка производилась через телетрап, так что заценить отдельный трансфер не удалось

Практически сразу максимально любезная бортпроводница предложила убрать верхнюю одежду в гардероб. На борту у S7 гардероб спрятан в левую и правую перегородки между салоном и носовыми дверьми.

Так же быстро предложили welcome drink: вода или апельсиновый сок. 

Стартовое обслуживание было максимально индивидуальным: пассажиры предлагалась доля внимания как только он зашёл в самолёт и был готов воспринимать сервис, а не в какое-то контрольное время одновременно для всех. 

Сразу после приветственного напитка выдали конвертик с формулировкой «дорожный набор для вашего комфортного полёта»:

Состав таков: бумажные едва заметные тапочки, маска для сна, салфетка для обуви (щито?), беруши, крем для рук и гигиеническая помада L’Occitane, зубная паста и щётка, ложка для обуви и…стрёмная открытка.

Может быть, не визуально, но стилистически эта открытка мне что-то напоминала. Ах да:

А за косметику лайк. Да и конвертик удобный для хранения в кармашке, только совсем не практичный для дальнейшего использования, вне самолёта. 

Салон и кресла

В салоне ждали обычные реклайнеры фиолетового цвета в компоновке 2-2. С пледиком и подушкой. Увы, я тот ещё любитель посидеть в лаунже, тем более, не по PP, так что общего вида пустой кабины не будет: она уже была заполнена

Шторка была между салонами довольно короткой и едва дотягивалась до спинки кресла, а между креслами вообще оставался огромный просвет. Приватность никакущая, благо подушка аккурат такого размера, чтобы заткнуть эту щель 🙂

Всего 2 ряда. Итого, 8 мест. Заполненность — 100%. Теми людьми, которые забрали себе все 4 места у прохода оказалась компания японцев. Странные ребята. Тем не менее, абориген с места 2D любезно согласился пересесть на 1А и мне усердно пришлось вспоминать всю благодарственную лексику японского языка. 

Расстояние для ног весьма приличное, как в первом, так и во втором ряду. Почему-то первый ряд из-за перегородки считается менее желанным. Как по мне, это дело вкуса: кому-то удобнее просто вытянуть ноги и поставить их на пол, а кому-то упереть в стенку. Однако, слухи об ограниченности пространства в первом ряду, мягко говоря, преувеличены

Зато в первом ряду в вашем распоряжении голая стена, а во втором — есть подножка. Тоже дело вкуса, мне она была не очень удобна. Но хорошо, что она есть. Может, кому-то зайдёт. Хотя даже с ней места для ног чуть более, чем достаточно.

Очень крутой элемент реклайнера в А320 S7 — это второй огромный карман. В него без труда помещается ноутбук, и даже небо, и даже Аллах. А ещё этим карманом удобно пользоваться при разложенном столике. 

Кстати, самое время привести спинки кресел в вертикальное положение и выдвинуть столики из подлокотников!

Гастрономия

Питание сервировалось по рядам: то есть, второй ряд на один такт обслуживания запаздывал относительно первого. Я наивно посчитал, что на 3-часовом перелёте это не будет иметь значения. Какие же ошибался! 

Итак, в самом начале накрывают скатерть и подают осибори. И это не фишка чисто японских рейсов. 

Затем настало время выбрать напиток по меню. Самого бумажного меню, кстати, не было: все заказы устные. 

Начать ужин можно было как с сока (апельсиновый, яблочный, томатный, вишнёвый), так и с вина (игристое, белое, красное). Для тех, у кого возвращение на Родину сопряжено с огромным стрессом также предлагаются: водка, 12-летний «Чивас» или «Курвуазье». 

Что я могу сказать про это вино? Приятно видеть, что авиакомпания разделяет мой подход к выбору вина: они тоже просто хватают с полки в Ашане самое дешевое импортное с:

А теперь — лучшая часть полёта. Поднос с холодной закуской. Тут у нас нарезка рыбы двух видов с большой креветкой и красной икрой. А ещё бри с пармезаном, фрукты и орешки. Зачем-то ко всему этому подали сливочное масло и оливковое масло с песто.

И если песто к красной рыбе уместно, то хлеб к сливочному маслу был подан рановато и портил внешний вид прекрасного подноса. У меня, конечно, был соблазн убрать масло ради красивой фотографии, но это же максимальном честный обзор! 

Не ожидал, что встречу caviar service в бизнес-классе российской авиакомпании. Хотя, выглядит логично после dine on demand в чартере.

После спросили предпочтения по горячему. Печатное меню так же отсутствовало. На выбор предложили: говядину с рисом, свинину с картофелем и чесноком или пасту со шпинатом. Соскучился я по картошечке в этих ваших Азиях! 

Это было прекрасно, но на фоне закуски уже выглядело обыденно. 

В чём прелесть летать вдвоём? Можно попробовать альтернативный вариант. Вот паста со шпинатом. 

После основной части трапезы несчастный поднос унесли и спросили о горячем напитке: чай или кофе? Конечно, кофе! 

Пакетик сахара был колхозным, а вот подача сливок в отдельном сосуде выглядела изящно. К горячему напитку полагался кусок тортика с клубникой и взбитыми сливками. Ох. На убой. 

Завершение полёта

Только закончился ужин, как уже началось снижение в Хабаровске. Повторю ту же фразу, что и в обзоре на Iberia: лучшая IFE — это сытный сервис. 

Перед посадкой я ожидал фирменный зелёный смузи, но его не было 🙁

В остальном же, сервис был любезен до последних минут полёта. С экипажем мне в этот раз повезло. Очень любезно, с улыбкой, активно предлагали обновить бокалы после каждого такта обслуживания.

Телетрапов в Хабаровске-Новом замечено не было, но отдельный трансфер был (хотя и в большом автобусе)

Приоритетная выдача багажа в KHV сработала на ура. 

Далее была долгая история с таможней (багажные нормы были использованы почти под завязку), но к авиакомпании это не имеет отношения. Хороший полёт. Было не так грустно возвращаться в Россию. 

Хабаровск — Новосибирск

Регистрация на этот утренний рейс сразу задала тон всему полёту: огромная очередь, отсутствие выделенных приоритетных стоек и задержка на 45 минут. Скучал по внутренним перелётам (нет)

В этот раз лаунж не был положен, и это было ожидаемо. Вот только, кажется, это повлияло на посадку…

Посадка

Ещё в бизнес-зале (он тут один и для держателей ПП, и для пассажиров за шторкой, и для статусников) я слышал странные объявления: типа «Приглашаем на приоритетную посадку пассажиров бизнес-класса и держателей карт Priority Pass». То есть, если я лечу в экономе и сижу в лаунже по ПП, то меня посадят вместе с бизнесом на отдельном автобусе? И если я пассажир бизнес-класса, которому не положен лаунж и у которого нет ПП — я должен стоять очередь вместе со всеми? Бред! Тем не менее, данное объявление звучало заметно позже, чем объявление о посадке эконома. Поэтому было принято стратегическое решение прийти на посадку заранее сразу к гейту.

И что вы думаете? Снова нет выделенного гейта! Надо отстоять очередь, влезть в автобус, вылезти вместе со всеми и толпиться на морозе перед трапом, потому что его иногда перекрывают для защиты от перегрузки. Окей, я допускаю, что, возможно, лоханулся и надо было идти на посадку прямо из лаунжа по объявлению. Но разве не в том ли суть бизнес-класса, что ты не должен ни о чём думать и проходить все процедуры максимально комфортно и интуитивно?

Ладно, зашли, сели. Никто не предложил убрать куртки в гардероб. После напоминания бортпроводница согласилась убрать лишь одну куртку, а пуховик попросила убрать на верхнюю полку, ибо в гардеробе для него мало места! А, что? Как вас вообще взяли в альянс?

КМБУ: в качестве приветственного напитка либо вода, либо апельсиновый сок

Перед отчаливанием от гейта всем пассажирам на подносе (!) разнесли дорожные наборы и воду. Практически молча. Бортпроводница выглядела довольно уставшей. 

На дорожном наборе внимания заострять не буду, он абсолютно такой же. А вот вода какая-то пафосная, но я в этом не шарю, на вкус как вода. Внимательный читатель спросит: «Эй, а почему воды не было на прошлом рейсе?». И ответ таков: авиакомпания таким образом пытается компенсировать отсутствие лаунжа по базовому бизнес-тарифу и отсутствие воды в чистой зоне аэропорта. Вот в Токио лаунж всем дали — и воды не было. 

Кресло

Салон мало чем отличался от обычного А320. Те же 2 ряда реклайнеров в конфигурации 2-2. Немного поменялся цвет: фиолетовый стал чуть темнее,  а по центру добавилась стильная чёрная полоска. Ещё в neo немного более удобный настраиваемый подголовник

Места для ног меньше точно не стало. А вот подножку убрали.

Кресла всё так же разделены небольшим статичным столиком для напитков.

И всё бы ничего, но…Ы7, где мой второй кармашек? 

Ладно, даже одним кармашком теоретически можно обойтись. Но неужели никого не угнетает эта монотонная фиолетовая стена? Ведь А320neo ставят на длинные рейсы, и тупить по 5-8 часов перед этой  пустотой просто неуютно

Питание

На этом рейсе уже раздали печатное меню. 

Подобно аристократу (или дегенрату) я выбрал Просекко вместо молока на завтрак. И в этот раз к напитку дали орешки. 

Я уже был почти готов простить огрехи при регистрации и посадке, но тут принесли закуску: салат из листьев. Да, симпатичное оливковое масло. Да, появились солонка с перечницой. Но у меня на подносе всё ещё листья, а не рыба с креветкой и икрой.

Настало время выбрать горячее. И это точно будет не каша. Остаётся лишь омлет с куриными рулетиками. Благо, можно выбрать разные соусы. (спойлер: оба хороши, особо разницы нет)

Итак, что вы представляете себе, когда говорят про куриные рулетики? Лист ветчины, в который завёрнут куриный фарш с соусом? Или лаваш, в который завернули какое-то подобие салата «Цезарь»? Так вот, по мнению S7, куриный рулетик — это пресная безвкусная сосиска из курицы. А чтобы можно было написать «куриные рулетики» (во множественном числе), эту несчастную сосиску ещё и разрезали пополам. 

Чтобы оправдать словосочетание «с овощами» на тарелку так же положили скальп с помидора (я не знаю, как ещё назвать этот кусок) и насыпали петрушки. 
А вот омлет был вкусный, ничего не сказать

После основного блюда на подносе принесли десерт с горячим напитком. В отличие от той же Iberia, в S7 хотя бы научились убирать пакетик из кружки. 

Ни йогурт с фруктовым топпингом, ни пирожное меня не разочаровали. Да и шоколадку выбрали далеко не самую плохую, вроде, такая в рознице стоит 120 рублей. Йогурт даже дал ощущение сытости, которое так необходимо на 5-часовом перелёте. Но так как в этот раз полёт длился явно дольше трапезы, то остро встал вопрос о коротании времени

IFE

Большую часть пути пейзажи в иллюминаторе не менялись — одинаковые бескрайние и безжизненные просторы, изредка разрываемые руслами широких рек. Вот и все развлечения.

Шучу. Где-то к середине полёта был обнаружен WiFi, через который был доступен различный контент.

Как только я вижу IFE на борту, то первым делом проверяю карту. Есть в этом что-то. Раньше казалось, что навигационная информация онлайн — привилегия экипажа, а теперь она доступна всем. Карта показалась мне довольно комфортной и удобно масштабируемой. 

В остальном — стандартная бортовая система. Несколько популярных сериалов, несколько фильмов из прошлого сезона

После третьего бокала позволил себе погрузиться в темнейшие уголки своей души

Приземление

На внутреннем рейсе я всё же дождался фирменного напитка, который разнесли минут за 20 до посадки. Только он был не зелёным. Это было что-то вроде подслащенного грейпфрутового сока. Да, кстати, из столика-перегородки в А320neo выдигаются ещё одни небольшие уши для тех, кому мало места для напитков.

В Толмачёво так же был положен индивидуальный трансфер. В этот раз чуть лучше, на микроавтобусах. Хаб для S7 всё-таки. 

В целом, полёт был очень противоречивым. И лучше, и хуже предыдущего в разных вопросах. Но, скорее, хуже

Итог

Как видно, так называемый soft product у S7 сильно зависит от специфики рейса, и мне повезло увидеть два диаметрально противоположных перелёта — местный утренний и вечерний международный. 

И хотя местный перелёт по некоторым аспектам был лучше (IFE, трансфер, фирменный напиток), он мне понравился намного меньше. Настрой бортпроводника всё-таки сильно влияет на экспириенс. Да и над завтраком в S7 надо поработать.

Так же может быть интересно:

Бизнес-класс в самолете

Комфортабельное путешествие самолетом имеет много преимуществ, но его большой недостаток — высокая стоимость билета. По этой причине пользоваться услугами авиаперевозчиков могут позволить себе не все желающие. Но существует 6 секретов, как летать бизнес-классом по стоимости тарифа стандартного билета (эконома).

Способы летать в салоне с повышенным комфортом

Чтобы не возникло никаких проблем с законом, не следует пытаться обманным путем получить место в салоне бизнес-класса. Имеется несколько законных хитростей, которые позволят сэкономить на перелетах, но не лишат всех удобств. Однако не все методы дают 100% гарантию.

Наиболее простой способ сменить место в самолете, это попросить стюардессу пересадить вас в салон с повышенной комфортностью. Такая услуга не будет бесплатной. За vip-место придется доплатить разницу. В большинстве случаев отказ клиенту в его перемещении будет только в том случае, когда все места бизнес-класса заняты.

Пересесть может предложить и сам бортпроводник. Такая ситуация чаще всего возникает, когда между пассажирами возникает конфликт. Например, если человек, который сидит впереди, хочет разложить кресло, а в этот момент другому необходимо открыть столик. Если пассажиры не могут самостоятельно прийти к соглашению, ситуацию методом пересаживания решает стюард. Но попасть в салон с повышенной комфортностью можно будет в том случае, когда все другие кресла заняты. Если есть другое место, которое соответствует стоимости билета, то пассажира пересадят туда.

Некоторые компании, которые занимаются авиаперелетами, предоставляют бонус клиенту, который прошел регистрацию последним. В учет не берется тот факт, что его билет был куплен для эконом-класса. Такой метод рискованный, т.к. можно опоздать на рейс, и не всегда работает.

Бронь сразу нескольких мест владельцем серебряной карты иногда позволяет купить дешевые билеты, но лететь с комфортом. Если бизнес-места не заняты, то группе людей, которые путешествуют вместе, могут предоставить другие кресла для полета. В большинстве случаев данная услуга рассчитана на то, чтобы компания не мешала путешествовать другим пассажирам.

Овербукинг, или продажа билетов на несуществующие места в самолете, частая практика авиакомпаний. Распространение таких билетов позволяет авиаперевозчикам предотвратить рейсы с минимальным количеством пассажиров, т.е. с полупустым салоном. Многие из клиентов часто покупают билеты, но по каким-то причинам не приходят на посадку. Так авиакомпаниям удается получить двойной доход с 1 места.

Однако причина овербукинга может быть и другая. При составлении расписания авиаперелетов мог учитываться большой самолет, а в день перелета на посадку подали транспорт с меньшим количеством мест (например, по техническим причинам). Если при посадке окажется, что кресло уже занято другим пассажиром, можно обратиться к бортпроводнику с целью предоставления другого места, более комфортабельного.

Еще 1 способ (вероятность которого минимальна) заключается в заглаживании вины бортпроводника. Если стюардесса, например, обольет напитком пассажира, то она, чтобы избежать конфликта и жалоб, может предложить пересесть пострадавшему в другую часть самолета.

Когда следует планировать перелет?

Чтобы попасть в бизнес-класс, но при этом заплатить минимальную стоимость за билет, следует планировать перелет во вторник, среду или субботу. Согласно статистике авиакомпаний, в эти дни недели количество людей, которые пользуются их услугами, минимальное.

Если говорить про авиапоездки, то летаю я давно, в среднем за последние 5 лет 1 раз в два-три месяца.
Не сказать, что сильно много, но и немало.
Но

к своему стыду

до последнего момента ни разу не удавалось слетать бизнесом.

В 2010 году подписался на бонусную программу Аэрофлота и стал потихоньку копить мили.
Вообще-то копить, они копятся, не сказать, что очень быстро, но потратить, как оказалось их еще сложнее: либо нет билетов на нужные даты, либо доп. сборы составляют 50-70% от стоимости билетов по принципу мили+деньги.
Вообщем, когда я собирался в мае лететь на Камчатку, у меня возникла мысль: а не попробовать ли поапгрейдить свой билет уровня эконом до бизнеса. Дополнительным стимулом к этому стала сильнейшая майская аллергия со всем эффектами, типа опухших глаз, сильного насморка и т.д. Я очень опасался, что именно насморк станет большой проблемой в самолете.
Сказано, — сделано.
Получив электронные билеты, я обнаруживаю что класс бронирования именно тот, который нужен, но, как оказалось обратный билет взят классом выше, комфорт, вместо эконома (эконома нет в наличии). Звоню в колл-центр, пробую повысить уровень. Облом. Из-за разных билетов сделать такое заранее нельзя, но есть опция, что при наличии свободных мест можно попробовать сделать это на стойке регистрации.
С учетом того, что с бизнесом может опять не получиться, подумав, все же регистрируюсь и получаю посадочный талон. В день отлёта выезжаю в аэропорт на пару часов раньше. Не иду, как обычно в зону drop-off, а отстаиваю 15-ти минутную очередь к стойке обычной регистрации. Основные опасения: мест может уже не быть и полученный посадочный талон может помешать поднятию класса обслуживания.
Подходит моя очередь, интересуюсь, можно ли повысить класс обслуживания. Девушка звонит, уточняет, есть ли места. Места есть. Спрашивает, устроит ли меня списание 30К бонусных миль и получив согласие выдает мне посадочный талон.

Причем еще и спросили, хочу ли я сидеть у окна или у прохода.

С  учетом того, что повышал класс обслуживания я на регистрации, бизнес зал мне не полагается. Ну и ладно.

Садимся. Бизнес полупустой. Кресла действительно громадные. Раскладываются в полноценное спально место.

Кормят как в ресторане, никакого пластика, раздельная подача еды, 4 блюда. Суп(!!!).

Опять же наливают на выбор: шампанское, водка, коньяк, виски.

Мультимедийная система больше, чем в экономе, наушники нормальные, после которых не болят уши, пульт сенсорный.

Вообщем все расписанные плюсы бизнеса, особенно на дальний перелет были прочувствованы.

Бардачок :-)

Единственные 2 минуса: несколько раз виснувшая мультимедийная система и долгий процесс приема пищи :-) , из-за которого не удалось побольше поспать.

Обратно летел комфортом.
Что сказать. Это что-то среднее между бизнесом и экономом.

Из различий с экономом: кресло широкое и удобное, но не раскладывается в полноценную кровать, как в бизнесе.

Еда подается вся сразу в пластике, но ее реально много, поднос в два раза больше, чем в экономе, приборы металлические.

Обед

Ужин

Из минусов:
— в комфорте не наливают, но это на обратной дороге из Петропавловска не было проблемой :-)
— выдают такие же говнонаушники, как в экономе

Вообщем если летать бизнесом, но перелет не чувствуется совсем. В комфорте чуть хуже, но все же гораздо лучше эконома.

Мой опыт апгрейда в бизнес-класс Аэрофлота
Обзор: Rublev Lounge, Москва (SVO)
Кейтеринг Аэрофлота и S7 Airlines на утренних рейсах между Москвой и Красноярском
Обзор: Аэрофлот, бизнес-класс (A350), Москва – Красноярск
Впечатления от Красноярска
Обзор: S7 Airlines, бизнес-класс (737), Красноярск – Москва
Зачёт: полёт в Питер с S7 Airlines на Airbus A321neo


Для возвращения в Питер, я выбрал бизнес-класс S7 Airlines. Я уже много лет не обозревал этот продукт; в первую очередь, мне было любопытно взглянуть на Airbus A321neo, хотя из Красноярска в Москву летают всего лишь старенькие Boeing 737.

Бронирование бизнес-класса S7

Полёт обошелся мне в 32 000 миль S7 Priority и около 4 000 руб. сборов. С недавних пор, у “зеленых” миль не наблюдается лучших применений: сначала авиакомпания вышла из oneworld, а затем прекратила выписку премий на Emirates и LATAM.

Аэропорт и лаунж [его отсутствие]

Как же далёк красноярский аэропорт от города.

Я добрался в аэропорт около 7:45, и подошёл к стойке, чтобы получить посадочный. Сибирская тётка на стойке была сурова: у вас в бронировании другой номер паспорта. Ну, тётя, я никогда без нужды не оставляю в сети свои личные данные. Неужели кто-то оставляет при покупке билеты настоящие данные? Хм.

Суровость суровостью, но номер документа был изменен, посадочный был получен, и я отправился коротать время в зону ожидания, к таёжному магазину. Тут и лось, и косуля, и медведь, и марал, и глухарь… Сибиряки, чё вы жрёте, изверги? Не всё, что двигается и летает, обязательно к съедению 😉

Мой премиальный билет не предполагал доступа в бизнес-лаунж. Я попробовал сыграть на дурачка, но суровая сибирская тётка (еще одна!) не пустила меня. Базовые тарифы бизнес-класса – уже не новость в отрасли, но до сих пор как-то непривычно…

Посадка была запланирована на 8:45, с гейта 11.

Как же захватывающе было глазеть на табло вылетов из Красноярска. Там – города, о существовании которых вряд ли подозревают люди, живущие в европейской части России. В ебеня типа Ленска (?) летают только региональные авиакомпании.

Формально, посадка сначала была объявлена для приоритетных пассажиров; на деле, все ломанулись на борт толпой.

При входе в самолёт, бортпроводница проверяла посадочные талоны. Один из пассажиров был недоволен: да что ж вы, заразы, по 100 раз проверяете?!

S7 Airlines S72548
Красноярск (KJA) – Москва (DME)

Отправление: 9:25
Прибытие: 10:40
Продолжительность: 4 часа 15 минут
Самолет: Boeing 737-800
Место: 1A (бизнес-класс)

Кабина и кресла бизнес-класса S7

Бизнес-класс S7 Airlines на Boeing 737-800 включает всего два ряда реклайнеров в стандартной конфигурации 2-2.

(Мне одному кажется, что это убийственная, чудовищная комбинация цветов?! Как, кстати, и у Аэрофлота.)

Это древняя модель кресел: толстенькая и мягкая, в отличие от более эргономичных кресел на новых самолётах S7 Airlines.

С другой стороны, вряд ли их можно назвать комфортными: угол наклона кресел минимален, отсутствуют крючки для одежды, подставка для ног, выдвигающиеся подставки для напитков… я уж даже молчу про отсутствие системы развлечений.

Пространство для ног на втором ряду было умеренным (сравнимым с экономом?), но на первом ряду с этим не было проблем.

Между креслами предусмотрен широкий подлокотник и что-то типа столика, на который можно поставить напиток или положить книгу. Но опять же, ни сбоку, ни спереди не выдвигались дополнительные подставки.

В торцевой части – электрические розетки и порты USB.

Как видите, кресло было не в лучшем состоянии.

У S7 Airlines нет мотивации совершенствовать бортовой продукт. Аэрофлот, с которым конкурируют “зеленые”, ставят на рейсы примерно такие же самолёты (да, прошлым летом в Красноярск летали Airbus A350, но это было временно, и в любом случае они обслуживали всего один рейс в день).

Так что я даже не знаю, как оценивать hard product. Неудобные и раздолбанные реклайнеры без системы развлечений на почти-пятичасовом рейсе (особенно ночном) – это грустно. Но какие альтернативы?…

Я бы хотел сказать, что S7 Airlines имеет смысл подумать над модернизацией продукта на Boeing 737, но скоро авиакомпании придётся модернизировать Ту-154. Так что не будем злословить..

Аксессуары в бизнес-классе S7

На кресле меня ждали тонкая, но большая по размеру подушка и плед.

Что касается дорожного набора, то S7 Airlines работает по экологичной схеме. Мне принесли бумажный пакет, на котором я должен был отметить, что мне нужно для комфорта

Затем всё то, что мне нужно для комфорта, положили в этот самый пакет, завязали бантиком, защипнули прищепкой и принесли мне.

Вот каким был контент.

Сорри, экология, но в целях обзора я попросил всё.

Вот не люблю я, когда компания под предлогом заботы о планете идёт на очевидное сокращение затрат. И брендовая сумочка повредила бы экологии в меньшей степени, чем пластиковый пакет 😉

А вот за тапки – респект.

Взлёт из KJA

Во время посадки, мне предложили приветственный напиток: сок или воду.

Я так и не понял, какой это был сок. Вроде апельсиновый, но не точно.

Мне также вручили бутылку воды.

В 9:10 мы отчалили от гейта, и бортпроводники устроили демонстрацию техники безопасности.

В какой-то момент, нас по громкой связи поприветствовал капитан Владислав. Он сказал, что время в пути составит 4 чаа 25 минут, и утих.

После короткого руления, в 9:30 мы получили разрешение на взлёт.

И взлетели над ебучим лесом.

Туалеты в бизнес-классе S7

Табло привязных ремней не выключали около 20 минут. Когда это произошло, я навестил единственный туалет в передней части кабины. В нём не было никаких аксессуаров, кроме флакона с жидким мылом.

Обед в бизнес-классе S7

Сервис начался примерно через 40 минут после взлета.

Мне накрыли стол скатертью с логотипом S7 (не фиолетовая, не бирюзовая, yay!) и выдали влажное полотенце.

Российские авиакомпании мельчают 😉

Затем у меня спросили мой выбор напитка: я попросил бокал игристого и апельсиновый сок.

Игристое оказалось Шато Тамань. С какой стороны ни посмотри, чудные пузырьки! Во-первых, лучше многих сортов “шампанского”, которые подают даже премиальные авиакомпании (и это без иронии). Во-вторых, повод задуматься о необходимости продолжать алкоголизм.

К напиткам принесли орехи.

Обед подоспел на подносе.

На нём был нормальный, хоть и невеликий “салат” цезарь, масло (вроде бы… хотя скорее нечто, похожее на белый мягкий сыр) и соусница.

В этот момент у меня спросили, что я предпочитаю на горячее: говядину с перловкой, лосось или баклажаны. Я выбрал рыбу.

Затем бортпроводница сказала: а еще у нас есть суп. (Это такая формулировка, чтобы пассажир не заказывал суп?)

Суп-крем из брокколи оказался вполне приличным.

Подъехавший попозже лосось был суховат. Странно, ведь восток славится своей рыбой.

Креветки были норм.

А, еще выдали совершенно отвратительную булочку.

К обеду, я продолжил пить Шато Тамань.

В завершение обеда, мне предложили кофе или чай.

Я попросил кофе, но видимо на кухне что-то перепутали, и принесли мазут.

Безальтернативным вариантом десерта были три макаруна. Вкусно.

На подносе также была шоколадка на меду.

Думаю, что такой обед не нуждается в комментариях. Это еда, это съедобная еда, и на этом завершим 😉

В качестве дополнительного замечания: других пассажиров, которые отказались от обеда после взлета, покормили в середине или даже в конце полёта. То есть, по сути, не афишируя это, S7 Airlines применяет концепцию dine on demand.

Сервис в бизнес-классе S7

В целом, обслуживание было любезным:

  • меня спрашивали вам повторить?
  • мне желали приятного отдыха (вообще говоря, странная и искусственная формулировка);
  • после обеда, у меня поинтересовались, всё ли понравилось;
  • в оставшееся время, мне несколько раз предлагали напитки.

Конечно, обслуживание не было таким изысканным как у Аэрофлота. Бортпроводница не обращалась к пассажирам по имени, не присаживалась на одно колено, когда брала заказ.

Прилёт в DME

Оставшиеся после завершения обеда три часа полёта стали одними из самых скучных в моем каривергическом хобби. Без системы развлечений, без интернета, без нормального угла наклона кресла, и без умения дремать сидя (спасибо, возраст), время тянулось вечно.

Единственным “развлечением” было наблюдать за другими пассажирами в кабине. В пределах видимости сидели:

  • толстый мужик в золотой цепи будто из 90-х, потреблявший крепкие напитки, но не пьянеющий; и
  • семья с тремя детьми, летящая на отдых в Турцию – сынишка был в футболке, исписанной Лагерфельд.

Я всегда чувствую себя чужим, когда оказываюсь в России, но чужесть в компании пассажиров бизнес-класса S7 – это next level.

Облегчение наступило, когда капитан сообщил, что через 3 минуты мы начинаем снижение, и приземлимся в Домодедово в 9:50, где нас ожидают комфортные 21 градусов.

В конечном итоге, мы приземлились в 9:45, и после долгого руления нас отбуксировали до стоянки на перроне. Второй полёт с российской авиакомпанией, и вторая буксировка! Хм.

Пассажиров бизнес-класса забрал отдельный микроавтобус, и доставил к терминалу.

Итог

Мне не очень понравился этот полёт в бизнес-классе S7 Airlines. Кресла были ветхими и неудобными, на борту не было ни системы развлечений, ни интернета (не то что бы я ожидал этого), аксессуары были дешёвенькими, еда – посредственной. Не было даже напечатанного меню, в отличие от следующего рейса в Питер.

S7 Airlines будто бы намеренно хочет, чтобы пассажиры отказывались от услуг. Кто будет добровольно брать такой позорный дорожный набор? Кто будет с удовольствием пить Шато Тамань (окей, я выпил, потому что это было для меня в новинку)?

Из плюсов отмечу то, что формат кормёжки был более адекватным к времени вылета и прилета, чем в случае с рейсом Аэрофлота из Москвы в Красноярск.

Обслуживание было нормальным, но не на уровне Аэрофлота.

Пообщавшись со стюардессами и выяснилось, что экономичному пассажиру попасть в бизнес-класс можно, если «поблагодарить» бортпроводника, а пледами, которые выдают на борту самолёта, лучше не пользоваться: стирают их очень редко.

Совет № 1: Берите пледы с собой — либо не хватит, либо будут грязные

b689887f44d4978503aef34be1afc7c3__980x

Большой популярностью на борту самолёта пользуются пледы. Но часто их не хватает на всех пассажиров.

— Это политика авиакомпании — полная экономия на пледах, — говорит Дарья. — Когда мы их раздаём, то преимуществом пользуются дети. Количество пледов зависит от количества пассажиров. Из недавних реальных примеров: на 126 пассажиров эконом-класса выдали 26 пледов, при загрузке в 147 пассажиров будет выдано 42 пледа, а при загрузке в 249 пассажиров — 80 пледов.

Вообще бортпроводники советуют взять с собой на борт тёплую одежду или свой плед.

— Если рейс «разворотный», то пледы грузят на один сегмент полёта, то есть пледы впервые используются на полёте «туда». А потом их же будут использовать пассажиры, которые летят обратно. Только после обратного полёта пледы собираются и сдаются в химчистку, — говорит бортпроводник.

— Лучше в самолёт взять свою кофту, потому что пледы стирают очень, очень редко! Обычно запаковывают после рейса в новый пакет, и всё. Так что лучше обойтись без самолётного пледа, — советует стюардесса.

Совет № 2: В бизнес-класс за 1 тыс. рублей 

71dc666ee758c956edecc311b426042d__980x

Многие пассажиры не отказались бы полететь в классе повышенной комфортности — сидеть в удобном кресле, пить вино и заказывать обед по специальному меню. Но стоит это недёшево — например, у «Аэрофлота» в августе билет Москва — Прага эконом-класса стоит 6 тысяч рублей, а бизнес — целых 47 тысяч рублей!

Но есть несколько малозатратных способов проникнуть в бизнес-класс, о которых рассказали бортпроводники.

Первый вариант — это купить «апгрейд». Авиакомпания может предложить сделать апгрейд до бизнес-класса во время регистрации через Интернет или в аэропорту. Доплатить придётся (у разных перевозчиков свои условия — обычно 100—300 евро), но цена билета будет гораздо ниже, чем первоначальная стоимость билета в бизнес-класс. По словам стюардессы российской авиакомпании, стоимость апгрейда перед самым вылетом снижается. Но всё это возможно только при наличии свободных мест в бизнесе.

— Попасть в бизнес-класс можно, не только купив дорогостоящий билет, — рассказывает стюард авиакомпании «Ямал». — Зачастую самолёт бывает полупустым, особенно на непопулярных маршрутах — например, на рейсе Тюмень — Салехард. Там люди летают небедные, в основном северяне. И если кто-то попросит пересесть в бизнес-класс, за небольшую плату мы можем его пересадить. Конечно, это нелегально, но небольшие чаевые в размере 500—1000 рублей тоже не лишние.

Иногда в бизнес-классе можно оказаться и совершенно бесплатно — по доброте душевной стюардесс или если просто не хватает мест в экономе.

— На чартерных рейсах меньше контроля над бортпроводниками, а это значит, что мы можем и себе, и пассажирам позволить больше и, по сути, пересадить кого угодно, — сказала бортпроводник.

— Можем пересадить пассажиров в случае перепродажи билетов. Летом это более актуально, когда на самолёте с 12 местами в бизнес-классе и 147 в эконом-классе продают до 160 билетов в эконом. Тогда бесплатно пересадят в бизнес-класс либо тех, у кого есть карты лояльности авиакомпании, либо опаздывающих пассажиров, пришедших последними на рейс, — говорит стюардесса.

Совет № 3: Дёшево поесть в аэропорту — это возможно

2faadf25f864f3baf1fe1bc9d7ed6e32__980x

Сложился стереотип, что перекусить в аэропорту — это дорого. Один сэндвич в любой закусочной стоит около 300 рублей. Но на самом деле надо знать места. Бортпроводники рассказали, где можно экономно и вкусно поесть.

— Во Внуково можно взять полный обед всего за 200 рублей, — говорит Дарья. — Необходимо зайти в терминал B и пройти через коридор в терминал D, увидите лестницу, подниметесь по ней и прямо по курсу будет столовая. Кофе стоит примерно 20 рублей, салат — от 50 рублей, горячее — от 100 рублей.

— В Шереметьево есть бюджетное место: заходите в терминал F, поднимаетесь на четвёртый этаж, поворачиваете налево и увидите корпоративную столовую «Аэропит», — рассказывает бортпроводник Анна.

Рядом с аэропортом Домодедово тоже можно дёшево и плотно поесть.

— Около аэропорта Домодедово есть столовая, которая находится напротив здания авиакомпании S7. Цены низкие — за 200—250 рублей можно взять комплексный обед, — советует бортпроводник Дарья.

Совет № 4: Можно попросить дополнительную порцию питания 

79da75d1aa1337f42efb626a0d2855b6__980x

— Во-первых, обычно загружают питание на несколько порций больше. Во-вторых, часто пассажиры спят, они просят не будить и не кормить, поэтому в самолёте всегда есть лишняя порция, которую мы с удовольствием отдадим, — говорит Анна.

— На ночных рейсах остаётся до 20 лишних порций, так что можно просить и просить, — рассказывает Дарья. — То же самое с напитками. Вообще есть нормы в экономе 250 мл напитков на пассажира (150 мл воды, 100 мл сока, 150 мл кофе или чая). Но опять же — нальём, сколько есть. Многие пассажиры просят закрытую бутылку либо целую коробку сока. Конечно, так запрещено отдавать, но, если никто не видит, можно прийти к бортпроводнику на кухню и попросить после обслуживания закрытую бутылку или коробку.

— Если вы любитель томатного сока, то лучше сразу попросите 2—3 стакана, уж очень он востребованный на высоте, — советует бортпроводница Даша.

Если питание не входит в стоимость полёта, то можно всё равно давить на жалость бортпроводников.

— Для тарифов с платным питанием бесплатно положен только один стакан воды. Сверх этого нужно продавать бутылкой (0,5 л — 100 руб.), но, если честно, большинство на свой страх и риск наливает по несколько стаканов. Жалко пассажиров и стыдно, что всё дорого, — рассказывает бортпроводник.

Совет № 5: Лучшие места — у аварийного выхода и в носовой части самолёта

b116f2a2799f3f05d47f5894b7de19e7__980x

Бортпроводники рассказали, что за удобные места необходимо доплатить.

— Самые удобные места — это Space+, кресла повышенной комфортности с большим шагом между кресел. Как правило, они находятся возле аварийного люка. Но на этих местах не могут сидеть беременные, пассажиры с грудными детьми, пассажиры с животными, несопровождаемые дети, инвалиды, а также пассажиры до 18 лет. Чаще всего за эти места нужно отдельно платить. Например, в UTair необходимо доплатить за комфортное место от 1499 до 2999 рублей в зависимости от продолжительности полёта, — рассказала стюардесса.

— Если кто-то захотел пересесть на свободное место Space+ в течение полёта, ему необходимо быть членом «Аэрофлот бонус» элитных уровней — Gold или Platinum, — говорит бортпроводник авиакомпании Аэрофлота. — В случае конфликтной ситуации можем пересадить пострадавшую сторону, либо, если другое пассажирское кресло неисправно, также можем пересадить.

По словам бортпроводников, лучше выбирать места в носовой части самолёта.

— Меньше всего трясёт в носовой части самолёта — разница заметна особенно во время взлёта и посадки. Также в большинстве авиакомпаний обслуживание начинается с первых рядов, а значит, есть возможность выбрать блюдо по вкусу. К концу салона выбор обычно заканчивается, и приходится есть что дадут, — советует Дарья. — Но в носовой части больше младенцев, что чревато криками на протяжении полёта.

Совет № 6: Берегите нервы — регистрируйтесь онлайн

40377aacc9c08a7952c2160d31490f99__980x

Онлайн-регистрация спасает от огромных очередей, от суеты и тем самым бережёт нервы каждого пассажира.

— Обязательно регистрируйтесь по Интернету, чтобы не оказаться в разных концах самолёта с членами своей семьи, так как, по правилам, даже детей с двух лет могут посадить отдельно от родителей, — предупреждает Дарья.

— У многих авиакомпаний в аэропортах есть стойки самостоятельной регистрации, то есть при онлайн-бронировании без очередей можно получить свой посадочный талон и пройти в зону контроля, а если есть багаж, его сдают на контактной стойке, где очереди тоже особо не бывает, — советует стюардесса Анна.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как открыть бизнес по продаже автозапчастей
  • Как открыть товарный бизнес в 16 лет с нуля
  • Как открыть бизнес по производству алкоголя
  • Как открыть транспортную компанию в америке
  • Как открыть бизнес по производству перчаток