Как открыть логистическую компанию с китаем

Чэн Гопин, чиновник из Министерства Иностранных Дел КНР, заявил, что торговый оборот между Китаем и Россией в этом году составит более 88 млрд. долларов, а в следующем – достигнет 100 млрд. долларов. Опытный политик, конечно, не назвал причину столь резкого скачка, хотя и так ясно. Дело в санкциях со стороны Запада, вынуждающих Москву искать партнеров на Востоке. Именно это сподвигнуло нас найти предпринимателя, который рассказал свою историю о том, как он открыл бизнес по перевозкам из Китая. По просьбе бизнесмена мы не раскрываем реквизитов его фирмы, а также фамилии, назовем лишь имя-отчество.

Зарождение идеи перевозки из Китая

Потомственный москвич Евгений Андреевич, тридцати двух лет отроду, выпускник МГУ, этой темой заинтересовался пять лет назад постольку-поскольку.

«Ко мне обратилась давняя знакомая со странной, на первый взгляд, просьбой, – рассказывает он. – Она призналась, что вела переписку с несколькими китайскими заводами по поводу поставки ноутбуков в кожаных чехлах, но не знает, как это сделать практически. Когда я по простоте душевной согласился разобраться с этой проблемой, сразу же с её стороны один за другим посыпались вопросительные знаки: можно ли запросить образцы? Кто за них оплатит таможенную пошлину? Как организовать доставку? Какова цена вопроса? Как избежать обмана? И так далее…

На мое восклицание, мол, «зачем тебе это надо?!» подруга ответила просто: «Женя, подумай сам, рентабельность сделок составляет 300%! Китай – это самое выгодное направление в бизнесе».

Евгений Андреевич навел справки, в том числе и у товарища детства, который работал в Высшей Школе Экономики, и выяснил, что именно высокая прибыль и чрезвычайно низкая цена многих потребительских товаров в КНР явились основой для успешного бизнеса многих коммерческих стартапов. Суть бизнеса заключается в юридическом и логистическом сопровождении определенных грузов от заводов и компаний, расположенных в Китае, до складов российских заказчиков. «Если же ты получишь репутацию надежного поставщика, – сказал тогда товарищ Евгению Андреевичу. – Клиентов будет масса».

Первые шаги

перевозки из КитаяПервое, что выяснил наш рассказчик, касалось конкретики доставки товаров с заводского склада китайского завода в фирму на территории России.

«Оказалось, что заказать заводской образец – это вполне нормально, – поясняет Евгений Андреевич. – Почему нет? Моя знакомая поступила правильно, что попросила показать товар лицом. Кстати, продукцию могут и впрямь отправить бесплатно, хотя часто предлагают купить. Но электронику, скажем, стоимостью 5000 юаней, конечно, не отошлют. Вообще-то, чтобы оценить, реальна ли просьба, следует поставить себя на место китайских товарищей. К примеру, если запрос делает сетевик с многомиллионным оборотом, к тому же известный в Китае, – это одно. Если же мелкий частник, то – другое. В общем, ей отказали, а меня это заинтриговало, да так сильно, что я загорелся этой идеей».

Предприниматель уверен, что первую свою сделку лучше всего провести через авторитетного импортера, что он и сделал. Дело в том, что сопровождение заказанного товара из КНР в Россию более крупным и опытным импортером позволит в самом начале понять весь процесс доставки. Причем с минимальным риском. Зато освоив документальные и иные нюансы, Евгений Андреевич затем и сам начал перевозку товаров по заказам российских бизнесменов.

«Во-первых, вам не надо будет открывать все необходимые счета, так как у фирм с длительной историей всё уже имеется, – поясняет он. – Во-вторых, ваши деньги уйдут в российскую фирму по договору с четко прописанными обязательствами. Это является главнейшим плюсом для тех, кто не знает китайскую грамоту. В-третьих, импортеры по своей базе данных проверят завод и даже отправят туда своего эксперта. В-четвертых, серьезный посредник через свои логистические связи доставит товар и произведет растаможку. В-пятых, товароприобретатель будет обеспечен всеми документами, которые требуются для свободного товарооборота в России».

При этом бизнесмен уверен, что осилить поставку можно и самому, но это отнимет массу времени и дополнительных расходов, хотя и обогатит бесценным опытом. Главным же препятствием на этом этапе оказался языковой барьер. «Поэтому учите пиньинь (китайский язык), – советует он. – И только тогда вы сможете нормально заниматься доставкой товара. Признаться, занятие это требует китайского долготерпения и усидчивости».

Арифметика бизнеса доставка товара

Евгений Андреевич утверждает, что успех в этом деле, прежде всего, зависит от правильной калькуляции доставки китайской продукции, которая в свою очередь определяется маршрутом выбранного пути. Например, наиболее популярный железнодорожно-морской транспортный путь может иметь следующие расходы:

  • доставка 20-футового контейнера от порта Ляньюньган на восточном побережье Китая до финского порта Котка – от 2100 долларов в зависимости от пароходной компании;
  • привезти груз железной дорогой в центральную Россию – еще 55-65 тысяч рублей.

«Учтите также оплату услуг контейнеровоза от железнодорожной станции до фирмы-заказчика, – говорит он. – По Москве и Московской области эта услуга на сегодняшний день стоит от 12 тысяч рублей, и еще 6 тысяч возьмут за разгрузку товара. Пять лет назад я выбрал именно этот путь, хотя казалось, что Транссибом ближе, но это уже другая история».

Если же контейнер был заполнен целиком, что бывает чрезвычайно редко, то доставка одного килограмма товара обойдется перевозчику в 10-20 рублей. По словам предпринимателя, на первом этапе рентабельность и в самом деле достигала 300 и более процентов. Правда, это уже в прошлом. Высокая конкуренция сбила уровень маржи.

Но самой настоящей головоломкой является расчет пошлины товара по инвойсу, точнее по счёту на оплату. «Для начала я определил код продукции по ТН ВЭД, – делится опытом бизнесмен. – А затем в соответствии с нормами размещения грузов в складах временного хранения рассчитал ориентировочную цену растаможки. Хорошо, что по совету товарища из ВЭШ заложил сверху 20% непредвиденных расходов, что и другим советую».

500 тысяч рублей и два года

доставка товараЧто касается стартового капитала, то, по словам Евгения Андреевича, расходы на перевозку, как правило, входят в предоплату от импортера, что, конечно, облегчает вход в этот бизнес. «Труднее всего, уговорить заказчика пойти на этот шаг в первый раз. Это первое, второе – могут банально кинуть, – поясняет предприниматель. – А могут подсунуть другой товар. Ведь это же Восток. Так что в этом деле слишком много подводных камней, которые необходимо учитывать».

«Чтобы раскрутиться и начать нормальные поставки мне потребовалось 500 тысяч рублей на организационные вопросы и два года нервотрепок, – говорит Евгений Андреевич. – Зато сейчас я имею стабильно высокий доход».

Видимо, это и есть те цифры, на которые следует ориентироваться стартаповцам, планирующим стать импортером и перевозчиком из Китая. Иными словами, только через пару лет можно будет сказать: «Я смог одолеть это дело и пройти точку безубыточности». Что касается конкуренции, то, судя по растущему товарообороту, работы хватит на всех. Во всяком случае, так считает наш рассказчик.

Александр Ситников, специально для Equipnet.ru

Слушать этот материал:

Аудио обработано сервисом БелаяТрость.рф.


ООО или ИП?

Вести бизнес с иностранными компаниями могут все: как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели. При ввозе товаров нужно помнить об одной особенности: на таможне, помимо пошлины и сбора, нужно будет уплатить НДС, причем эта обязанность касается всех импортеров независимо от их системы налогообложения. 

Зачастую это становится неприятной неожиданностью для компаний на упрощенной и патентной системах налогообложения, которые обычно НДС не платят и, соответственно, не могут принять уплаченный НДС к вычету. В этом случае товар для них станет дороже на 20%.

Оптимальной системой налогообложения для ведения международных торговых операций будет ОСНО, где вы сможете принять НДС, уплаченный на таможне, к вычету; либо УСН (доходы-расходы (15%), где есть возможность зачесть уплаченный НДС в качестве расходов и за счет этого снизить налогооблагаемую базу).

Где и как искать поставщика?

Вопросу поиска поставщика в Китае можно посвятить отдельную статью. «Несмотря на то, что многим приходит на ум только «Алибаба» или «Тао-Бао», существует огромное количество специализированных платформ, ориентированных не только на экспорт, но и на внутренний китайский рынок», — уточнили наши партнеры из Delasia. 

При самостоятельном поиске поставщика через интернет никаких затрат, кроме доставки образцов продукции перед тем, как оформить основной заказ, вы, скорее всего, не понесете. Однако уже на этом этапе работы будет рационально привлечь компанию-партнера, специализирующуюся на работе с Китаем, которая поможет не только подобрать лучший вариант среди множества предложений, но и гарантированно проверит благонадежность выбранного поставщика.

Каждый товар требует индивидуального подхода: в зависимости от объема поставок, вида товара и его стоимости возможны разные варианты поиска поставщика. Сегодня китайские поставщики широко представлены как в интернете, так и в выставочном формате, а также в шоу-румах.

Для Китая характерна кластерная организация промышленного производства. Провинция Гуандун (Шеньчжень, Гуанчжоу) является основным поставщиком электроники, Шанхай и Нингбо в большей степени специализируются на производстве химической продукции и промышленного оборудования. Иу — аксессуары, сувениры, одежда; Фошань — мебель; Шаньтоу — игрушки; Гучжень — освещение.

К примеру, товары из категории «хозяйственные» (швабры, перчатки, ветоши и прочее) можно искать на различных интернет-ресурсах, которые предлагают большое количество поставщиков. Товары с низкой стоимостью, а также одежду в относительно небольших количествах можно закупать на рынках в Китае, например в городе Иу.

Сложное оборудование и эксклюзивные товары, а также технологические новинки лучше искать на тематических выставках. Перед покупкой основной партии товара обязательно нужно получить от поставщика образцы товара, чтобы убедиться, что вы получите именно ту продукцию, которую видели на фото в интернете.

Если вы хотите купить крупную партию товара и серьезно относитесь к качеству, целесообразно отправиться в Китай и посетить фабрику-изготовителя, желательно в сопровождении говорящего по-китайски гида. Это позволит не только досконально проверить выбранного поставщика, но и на месте обсудить условия по оплате, упаковке и доставке товара. Например, Delasia представлены во всех регионах Китая и всегда могут предоставить компетентного сопровождающего в поездке. 

Как проверить поставщика?

Надежность поставщика можно проверить несколькими способами.

  • Проверка документов через ТПП Китая. В этом случае проверяется, как давно работает и работает ли вообще компания, имеет ли место арбитраж в ее практике и по каким вопросам, какие обороты имеет компания согласно поданным налоговым декларациям.
  • Проверка репутации через интернет-ресурсы. Здесь, как и в работе с российскими поставщиками, можно просмотреть рейтинги на интернет-площадках, почитать отзывы о компании и продукции.
  • Инспекция производства. Сопровождающий может выехать на фабрику, чтобы лично познакомиться с представителями руководства, оценить производственные мощности и убедиться, что фабрика действительно работает, находится по заявленному адресу и выпускает продукцию определенной направленности и качества.

Как вести переговоры и договориться с поставщиком?

При общении с китайским поставщиком, как и с поставщиком из любой другой страны, важно быть максимально понятным, вежливым, и необходимо выяснить все интересующие вас вопросы, и главное не надеяться на то, что поставщик может читать ваши мысли. 

Процесс переговоров с поставщиком в Китае — это действительно долгий процесс, недостаточно один раз спросить и получить ответы на все свои вопросы. В Китае есть такое интересное понятие, как «чабудо» – «почти то же самое». Имеется в виду «и так сойдет». То, что кажется для нас важным и очевидным, для поставщика может быть незначительным.

Поставщики очень приветствуют общение на китайском языке. Продавцы в восторге от уровня китайского языка специалистов по закупке и всегда более охотно идут на коммуникацию, готовы более гибко подходить к условиям и ценам, быстрее отвечают. И это понятно, ведь когда говоришь на их родном языке, как правило, и диалог складывается очень благоприятно.

Впрочем, и английским языком некоторые китайские продавцы владеют неплохо, и ряд крупных компаний стимулируют своих продавцов, ориентированных на экспорт, общаться с клиентами именно на английском языке. Единственная разница заключается в том, что на родном для поставщика языке можно обсудить все более детально, а поставщик может дать более развернутый ответ на гораздо более сложные вопросы, чем простые переговоры «есть наличие, сколько стоит, какие сроки».

В Китае очень важно личное отношение, развитие так называемых «гуанси» — связей. Китайский народ мыслит в перспективе 5 тысяч лет вперед — это особенность культуры. Для некоторых представителей бизнеса поведение их китайского партнера может показаться несколько медлительным. Китайцы при этом зачастую отмечают резкость и некоторую черствость российских бизнесменов. Очень важно развивать отношения — доброе слово или похвала никогда не останутся незамеченными.

Запомните: всегда действуют золотые правила — доброжелательность, вежливость, точность в исполнении договоренностей и при этом контроль за изготовлением продукции. 

Проверка крупной партии товара перед отгрузкой

Стоит съездить на фабрику, чтобы оценить качество продукции до того, как товар будет отправлен в Россию. Проверка товара на фабрике дает возможность отправить только качественный товар и оставить брак, а также выявить факт наличия бракованной продукции на месте.

Это облегчает возможность выставления рекламации — не все поставщики идут на уступки по замене бракованного товара и не все признают вообще наличие брака, когда товар находится уже в другой стране. Кроме того, когда поставщик знает, что его товар будут проверять, он более ответственно относится и к процессу производства. 

Инспекция товарной партии сможет снять значительное количество проблем как с реализацией товара, так и с дальнейшим взаимодействием с конкретным поставщиком.

Отправка денег

Самая частая форма расчетов — банковский перевод. Для этого нужно открыть в банке валютный счет дополнительно к счету в рублях. Где-то открытие и ведение валютного счета платное, где-то нет, как у нас.

Следующий шаг — расходы за отправку платежа. После открытия валютного счета нужно купить иностранную валюту. Вы покупаете валюту у банка по его курсу. При расчетах в юанях мы, например, добавляем к курсу 10 копеек, а перевод валюты стоит 20 долларов. 

Еще одна комиссия, которую обычно берут банки — это комиссия за валютный контроль. Что такое валютный контроль — расскажем дальше.

Валютный контроль — как не попасть на штрафы?

При работе с зарубежными компаниями нужно соблюдать валютное законодательство. Контроль за соблюдением закона возложен на налоговую, таможню и банки.

Если нарушить закон, то значительной статьей расходов при импорте может стать оплата штрафов. Штрафы могут быть небольшими, а могут достигать суммы равной стоимости партии товара, которую вы заказали. 

Что можно нарушить?

  • Сроки предоставления документов в банк. По закону в ряде случаев в банк нужно предоставлять документы, подтверждающие поставку товара и делать к этим документам cправку о подтверждающих документах. Мы обычно делаем это за своих клиентов-предпринимателей.
  • Сроки постановки контракта на учет. При импорте, если ваш контракт с иностранцем на сумму 3 млн рублей и выше, то нужно вовремя поставить его на учет в банке и получить уникальный номер контракта.
  • Сроки ввоза товара в РФ после оплаты авансового платежа или срок возврата аванса, если товар не был поставлен.

Доставка товара из-за рубежа

После получения частичной или полной предоплаты поставщик отправит вам товар. Товары из Китая доставляются любым возможным способом: на грузовиках, поездом, морем или самолетом. Стоимость доставки зависит от скорости перемещения грузов. Самым дорогим и быстрым способом считается авиадоставка, а самым дешевым, но долгим — морская перевозка.

Чтобы понять, какой способ доставки подойдет вам лучше всего, можно обратиться в логистическую компанию и сообщить им вес груза и его габариты, а также откуда и куда поедет груз. Тогда логист сможет подсказать вам стоимость перевозки.

Таможня

Попадая в Россию, ваш груз проходит таможенное оформление. Импортер должен подать стандартный пакет документов, подтверждающих состав, происхождение и стоимость товара. Пока таможня не разрешит «выпуск товара» он будет храниться на СВХ (склад временного хранения). Там товар бесплатно хранится в течение трех дней, затем за каждый день хранения вам начисляют определенную сумму. 

Каждому товару, проходящему через границу, присваивается индивидуальный код ТН ВЭД, от которого зависит размер пошлины, НДС и разрешительная документация для ввоза в Россию.

Имея достаточно опыта в работе с таможней, вы сможете самостоятельно проводить процедуру декларирования груза, однако первые поставки однозначно будет лучше передать в работу лицензированному таможенному брокеру.

Это сэкономит не только время и нервы, но и значительную сумму денег, так как ответственный брокер однозначно предложит наиболее подходящий код ТН ВЭД и при необходимости поможет доказать таможне корректность его применения. Стоимость услуг таможенного брокера, как правило, варьируется от 15 до 25 тысяч рублей.

Чтобы растаможить товар, часто могут потребоваться разрешительные документы. Их оформление может занять от двух дней до полутора месяцев в зависимости от того, какой документ оформляется (декларация или сертификат соответствия). Стоимость также значительно варьируется в зависимости от груза и надежности сертифицирующего органа. 

Еще на этапе переговоров с поставщиком вы знаете, какой товар хотите привезти и его основные характеристики. Брокер или банк поможет определить, нужно ли будет оформлять разрешительные документы на ваш товар, а также что конкретно нужно предоставить для прохождения таможни. 

Сравнение затрат при покупке большой и маленькой партии товаров в Китае

Для примера мы представили, что все описанные ниже партии товаров мы хотим привезти на свою компанию, то есть в декларации на товары в качестве получателя будут указаны наши реквизиты. Для расчета взяли средние цены на основные виды сопутствующих услуг. Способ доставки — грузовым автомобилем. Курс доллара — 66 рублей. 

Стоит учесть, что стоимость услуг может сильно варьироваться в зависимости от типа груза и места загрузки. Также мы не учитывали расходы на продвижение и продажу товара в России. 

Вариант 1. Представим, что мы везем детскую игрушку — большого робота на радиоуправлении. Сначала мы закупаем небольшую партию — 32 штуки и проверяем спрос. Роботов раскупили, и мы закупаем партию в 100 штук.

Сравнение расходов при закупке разных партий роботов

32 штуки 100 штук
Цена товара  25 $ 19 $
Доставка автомобилем 390 $ 839$
Разрешительные документы для прохождения таможни и продажи товара в РФ* 80 000 рублей Не платим, т.к в прошлый раз оформляли
Услуги таможенного брокера 15 000 рублей 15 000 рублей
Таможенные платежи* 25 500 рублей 58 000 рублей
Стоимость отправки одного валютного платежа  1713 рублей 1800 рублей
Общая стоимость товара в рублях: 52 800 рублей 125 400 рублей
Общая стоимость доставки, растаможки и банковских услуг в рублях: 147 953 рублей 130 174 рублей
Себестоимость одного робота 6 274 рублей 2 556 рублей

*Взята ставка таможенной пошлины для данного типа игрушек 10% и НДС 20%. Ставка может отличаться. Для точного определения ставок необходимо определение кода ТНВЭД на основании точного описания характеристик товара.

Вариант 2. Один из самых популярных товаров летом — электросамокат. Закажем сначала 10 штук, а затем 100. 

Сравнение расходов при закупке разных партий электросамокатов

10 штук 100 штук
Цена товара  150 $ 100 $
Доставка автомобилем 721 $ 5 840 $
Разрешительные документы для прохождения таможни* 15 000 рублей Не платим, т.к в прошлый раз оформляли
Услуги таможенного брокера 15 000 рублей 15 000 рублей
Таможенные платежи* 59 176 рублей 150 480 рублей
Стоимость отправки одного валютного платежа  1 769 рублей 2 442 рублей
Общая стоимость товара в рублях: 99 000 рублей 660 000 рублей
Общая стоимость доставки, растаможки и банковских услуг в рублях: 138 531 рублей 553 362 рублей
Себестоимость одного самоката 23 753 рублей 12 134 рублей

*Взята ставка таможенной пошлины для электросамокатов 14% и НДС 20%. Для точного определения ставок необходимо определение кода ТНВЭД на основании точного описания характеристик товара.

Стоит также упомянуть то, что оба типа товара хоть и популярны, но не являются уникальными и присутствуют на рынке в РФ. Средняя розничная цена на подобного робота в России — 3 500 рублей, а средняя цена на электросамокат — 25 тысяч рублей.

Из таблиц видно, что закупка маленьких партий может быть убыточна. Даже закупка 100 роботов не выглядит привлекательно. В ситуации с роботами мы также видим, что стоимость оформления разрешительных документов для детских товаров значительно дороже, чем для других видов.

На самом старте бизнеса закупка маленьких партий актуальна, поэтому предприниматели пользуются различными приемами для снижения расходов или закупают у российских поставщиков. Цена покупки такой партии у российского оптовика, который закупает в Китае большими объемами, может быть гораздо выгоднее, чем напрямую за рубежом. 

Кроме того, существуют компании-посредники, которые позволяют закупать небольшие партии на китайских интернет-площадках. Иногда сотрудничество с ними также позволяет сократить расходы. Когда компания готова закупать большими объемами, выгода от прямых поставок становится очевидной.


Материалы по теме:

«Если ты готова работать и вкладываться, тебя поддержат». Каково это — быть предпринимательницей в Поднебесной

«Контроль дает нам чувство безопасности»: как жители Китая относятся к тому, что власти следят за ними

Сможет ли Китай создать свою Кремниевую долину?

Столкновение менталитетов: как добиться успеха в переговорах с партнерами из Китая

Деловая культура Китая: почему вам придется играть по их правилам

Фото на обложке и в материале: Unsplash

Андрей Захарченко

основал логистическую компанию Standard Trade

Профиль автора

Партнер из Китая может оплатить такси, сводить в ресторан и снять вам номер в отеле, а потом пришлет партию бракованного товара. Так было со мной в 25 лет.

Я приехал в Китай, чтобы встретиться с директором фабрики и заказать 10 000 воздушных змеев для московского фестиваля. После переговоров мы вместе отдохнули на фестивале в Шэньчжэне. Казалось, что все схвачено.

Спустя месяц груз пришел в Москву. Оказалось, что вся партия бракованная — змеи выцветали под дождем и ломались при сильном порыве ветра. Это стоило мне 15 000 $.

С тех пор прошло восемь лет. За это время я развил логистическую компанию, которая помогает бизнесу наладить импорт, в том числе из Китая. Моя команда находит фабрику, контролирует производство, оформляет груз, доставляет его в Россию и проходит таможню. Я изучил уклад китайских бизнесменов и больше не допускаю таких потерь.

Расскажу, как выстроить отношения с поставщиками, чтобы получить товар целым и в срок, и как работать, чтобы не попасться на уловки недобросовестных партнеров.

Совет № 1

Работать напрямую с фабриками, если нужно много и дешево

В Китае есть три типа партнеров, с которыми обычно сотрудничают российские предприниматели: производители, торговые компании и розничные продавцы. Они отличаются возможностями и способами работы.

Фабрики могут сделать уникальный товар конкретно под ваши задачи или предложить товар, который уже делают на потоке. Обычно предлагают самую низкую цену — от 10% дешевле оптовиков и розничных продавцов, если заказываете один тип товара. Можно контролировать работу напрямую и задать свои стандарты качества.

Производителям выгодны только крупные и регулярные заказы, поэтому они не торгуют мелким оптом. Обычно минимальная партия начинается от 10 000 $. Иногда владелец готов сделать условные 500 экземпляров для пробного заказа, если дальше предприниматель гарантирует стабильный объем закупки.

Если пытаться «прожать» производителя по цене или размеру, есть риск потерять в качестве. Товар сделают, но сэкономят на производстве или материале. Поэтому лучше не давить на фабрику — когда условия не подходят, стоит искать другую.

Бывает, что у фабрики нет экспортной лицензии. Это значит, производитель не сможет оформить документы и отгрузить товар и получить оплату напрямую. Поэтому к сделке подключается компания-экспортер, ее находит фабрика. Обычно услуги компании-экспортера стоят 0,5—2,5% от сделки — цена зависит от типа груза. Сэкономить получится, если предложить посреднику вернуть НДС со сделки — тогда дополнительно за помощь платить не придется.

Торговые компании, или трейдеры, закупают товары у производителей и поставляют их в другие страны.

У трейдеров много клиентов, поэтому они могут продавать небольшие оптовые объемы. Например, 100—200 экземпляров. Но цены у них в среднем на 10% выше, чем на фабрике. Это выгодно, если нужно проверить спрос на товар.

Торговая компания обычно работает с разными фабриками, поэтому может поставить сразу несколько видов товаров в одном заказе. Например, магазин игрушек может купить по 200 пластиковых солдатиков и футбольных мячей. Если магазин хочет купить изделия на фабрике, это будут два отдельных производства, по 10 000 $ каждое.

Переводчик для контакта с трейдерами не нужен — менеджеры обычно говорят по-английски и отвечают на сообщения круглосуточно.

Розничные продавцы обычно назначают цену выше, чем производители, и отгружают только стандартные товары. Заказать уникальную разработку не получится. Изменить дизайн упаковки, текст или логотип — тоже. Цена может быть выше на 200—300%, чем у производителей.

Зато розничных продавцов не смущают небольшие партии, например в один-два товара. Обычно с розничными продавцами работают предприниматели, которые только начинают торговлю и еще не нашли достаточно много клиентов. Как только объемы продаж растут, стоит переходить к крупным партиям.

Фабрики Трейдеры Розничные продавцы
Самая низкая цена Цена в среднем на 10% выше, чем у производителей Цена может быть выше на 200—300%, чем у производителей
Делают уникальный товар под компанию, можно контролировать качество и задавать свои стандарты Нельзя изменить состав товара или конструкцию Нельзя изменить состав товара или конструкцию
Работают с заказами в среднем от 10 000 $ Готовы продать небольшие партии. Например, 100 смартфонов Продают в розницу — по 1—2 товара
Не у всех есть экспортная лицензия Экспортная лицензия обычно есть Нет экспортной лицензии
Английский знают не все Обычно говорят по-английски Английский знают не все

Фабрики

Самая низкая цена

Делают уникальный товар под компанию, можно контролировать качество и задавать свои стандарты

Работают с заказами в среднем от 10 000 $

Не у всех есть экспортная лицензия

Трейдеры

Цена в среднем на 10% выше, чем у производителей

Нельзя изменить состав товара или конструкцию

Готовы продать небольшие партии. Например, 100 смартфонов

Экспортная лицензия обычно есть

Обычно говорят по-английски

Розничные продавцы

Цена может быть выше на 200—300%, чем у производителей

Нельзя изменить состав товара или конструкцию

Продают в розницу — по 1—2 товара

Совет № 2

Искать поставщиков на проверенных сайтах и выставках

Мы с командой предпочитаем работать с поставщиками напрямую, чтобы контролировать сделку. Вот где с ними можно связаться.

Оптовые маркетплейсы. Я работаю с Alibaba, Made-in-China и Global Sources. Это платформы для оптовых закупок, на которых миллионы компаний предлагают товары под любые задачи бизнеса. Можно найти мелочи вроде мягких игрушек и сложное оборудование, например медицинское.

Торгуют на таких маркетплейсах производители и трейдеры. Заказы принимают в больших объемах, обычно от 20-футового контейнера — это стандартный шестиметровый морской контейнер, в который помещается груз до 30 тонн.

На маркетплейсах покупатель может разместить объявление о том, какие товары хочет купить. Если производители захотят, то предложат цены и сроки изготовления. Можно выбирать. Но я предпочитаю самостоятельно искать продавцов на площадке и связываться напрямую — так получается быстрее найти нужный товар и договориться на подходящие условия.

В первую очередь ищу поставщиков на Alibaba — здесь представлены миллионы товаров из 40 отраслей промышленности. Global Sources больше специализируется на электронике. Made-in-China подойдет для поиска оборудования и продукции тяжелой промышленности.

Global Sources работает на английском. У Alibaba и Made-in-China есть русскоязычные версии сайтов, но я советую использовать английскую версию. Для перевода названий и описаний товаров на русский китайцы используют автоматические сервисы, поэтому ваш запрос может не совпадать с тем, что они перевели, и товар не найдется.

Если искать поставщика на Alibaba, не нужно обращать внимания на опубликованные цены — часто они не актуальны. Китайцы могут разместить цену не на конкретный товар, а на целую категорию товаров, или просто не обновлять цифры.

На Alibaba цены указывают за один экземпляр, при этом большинство поставщиков отгружают заказы только партиями. Например, от 1000 штук. Но не факт, что цена актуальна
Чтобы получить актуальные цены, Alibaba советует писать продавцам напрямую

Выставки и оптовые рынки помогают решить две задачи: найти поставщика и сразу проверить качество товара. Здесь за один день можно встретиться с несколькими производителями из разных уголков Китая, поговорить лично, узнать о производстве и договориться о поставках.

Крупнейшее деловое событие Азии — Кантонская ярмарка. Она проходит в городе Гуанчжоу на юге Китая два раза в год: весной и осенью. Здесь представлен практически весь промышленный китайский экспорт, можно купить мягкие игрушки, электронику, посуду, промышленное оборудование. Всего около 25 000 поставщиков.

Ярмарка проходит при поддержке китайского правительства. Места на выставке перепродаются: бывает, что на вывеске написано одно название фабрики, а под ней стоят представители другой компании.

Кроме самих производителей на выставке есть и трейдеры. От фабрики их можно отличить по ассортименту: если на стенде представлены товары из разных отраслей, скорее всего, это трейдер.

В Китае есть профильные выставки — подобрать подходящую можно почти для любого бизнеса через бесплатный поисковик expomap.ru. Например, владельцам магазинов автозапчастей стоит посетить Аutomechanika Shanghai — одно из крупнейших событий автоиндустрии Азии. Для закупки мебели стоит ехать на Maison Shanghai, а за электроникой — на CES Asia.

Кроме выставок в Китае работают оптовые рынки — площадки с множеством павильонов, где демонстрируют продукцию фабрики и трейдеры. Рынки работают постоянно. Специализация рынка зависит от региона, в котором он находится. Например, за мебелью лучше отправиться в Фошань, а электронику покупать в Шэньчжэне.

Главный оптовый рынок Китая — Yiwu International Trade City, или «Футьен». Он расположен в городе Иу. Общая площадь рынка — 5,5 миллиона квадратов. Представлены 43 отрасли производства и больше 400 тысяч товаров. Разброс огромный, от бижутерии до транспорта.

Чтобы покупатели смогли быстрее найти нужный товар, рынок поделили на «дистрикты» — это пять зданий, соединенных между собой длинными переходами. В каждом павильоне продаются конкретные товары. Например, электроника или косметика.

«Футьен» — главный оптовый рынок Китая, больше похож на огромный склад. Его протяженность — 4 километра. Здесь расположено более 10 000 киосков
Схема рынка «Футьен». Этажи посвящены конкретным товарам. Например, головным уборам или игрушкам

Второй по популярности рынок Китая — «Мир текстиля» в Чжэнчжоу, где продают ткани, одежду и постельное белье. Если нужен телевизор или компьютер, лучше ехать в Хуацянбэй — это крупнейший рынок электроники в мире.

Китайских производителей можно встретить и на российских бизнес-выставках. Например, они приезжают на фестивали China Commodity Fair или China Machinery Fair в Москве.

Через «Байду». В Китае Гугл заблокирован и зайти в него можно только через VPN. Но есть альтернативы, например основной поисковик Китая — «Байду». В нем собрана информация обо всех фабриках: история, адреса и контакты для связи.

Чтобы получать в результатах сайты фабрик, нужно прописать «название товара + manufacturing» или «название товара + 工厂», если искать на китайском. Поисковик выдаст несколько миллионов запросов, которые придется фильтровать. Это очень долгий способ. Советую использовать его в последнюю очередь, когда остальные методы не дали результатов.

По запросу фабрика электроники, или 电子厂, «Байду» выдает 100 000 000 страниц. Это реклама, картинки, статьи. Придется постараться, чтобы найти адрес предприятия и связаться с его владельцем

Совет № 3

Набраться терпения в переписке с поставщиками

Мой опыт показывает: во время переписки китайские поставщики могут проигнорировать часть вопросов или ответить невпопад. Советую поблагодарить их за полученные ответы, сократить список вопросов и отправить снова.

Бывает обратная ситуация — на простой запрос цены партнер отправляет шквал уточняющих вопросов. Придется набраться терпения и обсуждать детали. Если общаться с поставщиком в первый раз, он может прислать нужные цифры только к пятому-шестому письму.

Чаще всего китайские бизнесмены отвечают по почте и в «Вичате», это аналог «Ватсапа». Еще можно написать через встроенный мессенджер на «Алибабе», но у меня там просто пропадала вся переписка из-за технических сбоев. Поэтому советую писать напрямую. Или начать диалог в «Алибабе», но потом сразу перевести общение в «Вичат».

На старте по одной задаче я пишу сразу 8—10 производителям. Одни не ответят, другие не подойдут по условиям, поэтому список сократится до 2—3 компаний. Из них можно выбрать лучшие условия.

В первом же сообщении на партнера важно произвести хорошее впечатление, так выше шанс на ответ. Я советую сразу коротко рассказать о своем бизнесе, уточнить, сколько товара хотите закупать и как часто, показать, что вы ищете партнера на долгий срок и готовы постепенно увеличивать масштабы закупок. Проявлением хорошего тона будет подчеркнуть, что вы изучили сайт производителя и заинтересованы в сотрудничестве.

Писать лучше на китайском, на английском говорят не все производители. Можно использовать онлайн-переводчик, менеджеры на фабриках привыкли, что им пишут на исковерканном языке. Но есть риск, что вас неправильно поймут. Поэтому лучше обратиться к специалисту и перевести шаблон письма на фабрику.

Когда потенциальный контрагент ответит, можно перейти к делу. Спросить условия сотрудничества и цены, попросить уставные и регистрационные документы. Китайцы ценят время, поэтому я советую отвечать на письма как можно быстрее.

Договорами и другими документами я советую обмениваться только через электронную почту с доменом организации. Так можно убедиться, что вы общаетесь с настоящим представителем производителя или трейдера, а не с неизвестным лицом, который через «Вичат» выдает себя за менеджера фабрики.

Шаблон первого письма, которое мы отправляем поставщикам. Чтобы привлечь их внимание, мы рассказываем о масштабах компании клиента, задаче, объеме поставок и долгосрочном сотрудничестве

Совет № 4

Убедиться, что партнер не мошенник

В сфере онлайн-закупок у Китая высокий риск встретить недобросовестных продавцов. Они обещают сделать заказ быстро, в нужном объеме и по приемлемым ценам. С документами у них вроде бы все в порядке, а на фото, которые пришлет партнер, просторные цеха и современное оборудование. Главное условие — 100% предоплаты.

После предоплаты может выясниться, что это мошенники: бумаги у них поддельные, а на месте завода — гараж. Поэтому важно тщательно проверять поставщика.

Самый надежный способ — осмотреть фабрику до начала производства. Можно приехать самому, отправить сотрудника. Или заказать Quality Checking, то есть детальную оценку фабрики инспектором в логистической компании. Российские логисты делают аудит в среднем за 250 $. Иностранцы — за 400 $. Можно поискать частного инспектора в Китае. Но шанс, что местный вступит в сговор с мошенниками, выше.

Инспектор проверяет документы, количество сотрудников, условия работы, производство, упаковку и отгрузку товара. В итоге должен получиться отчет на 30—40 страниц, в котором будут прописаны все риски работы с конкретным поставщиком.

Проводить Quality Checking стоит, когда вы уже сравнили разные фабрики и выбрали оптимальную, осталось лишь убедиться в качестве производства.

Можно попробовать проверить фабрику дистанционно и самостоятельно: запросить свидетельство о регистрации бизнеса, уточнить адрес и срок регистрации, уставный капитал фабрики и домен сайта. А также посмотреть, как выглядит производство со спутника. Расскажу, на что обращать внимание в каждом пункте.

Свидетельство о государственной регистрации. Партнер может предоставить поддельные документы, поэтому их нужно проверять на подлинность. Я изучаю каждую фабрику через Qixin — это китайский сервис проверки контрагентов.

У него есть бесплатная версия, которая показывает основные данные о компании:

  1. Состояние фирмы: работает, закрыта или в процессе банкротства.
  2. Дата регистрации. Если компания открыта в последние пару лет — это повод насторожиться. Скорее всего, у нее не выстроены процессы, есть ошибки на производстве, не отработаны каналы поставок и сбыта. Сотрудничать с такой фабрикой рискованно.
  3. Уставной капитал. Он измеряется в юанях. Чем больше, тем лучше. Адекватный минимальный размер уставного капитала зависит от отрасли. Например, для бухгалтерии на удаленке 30 000—50 000 юаней уже много. Для производителя бижутерии достаточно 30 000 юаней. У фабрики по выпуску простых станков должно быть от 2 млн юаней. У производителя сложного оборудования — в три раза больше.
  4. Адрес регистрации. Китай поделен на четкие производственные сектора — у каждой провинции свое направление. Например, автомобили собирают в Аньхой. Электронику делают в Гуандуне, а станки — в Цзянсу, Чжэцзяне и Шанхае. Если компания по производству электроники находится в Шанхае, скорее всего, это трейдер, а не фабрика.

В Китае нет требований по срокам внесения уставного капитала: мошенники могут просто назвать в документах большую цифру, а на деле не вкладывают ни юаня. Qixin показывает, какой уставной капитал назначен и сколько денег внесли по факту. Я работаю с теми, у кого суммы совпадают или перекос небольшой.

Сервис Qixin выглядит как поисковик. Достаточно вбить название компании, чтобы увидеть ее биографию
Так выглядит отчет о компании

Домен сайта и ICP-лицензия. Китайский домен заканчивается на.cn. Чтобы его получить, компании нужно собрать документы и зарегистрироваться в министерстве промышленности и информационных технологий Китая. Если компания прошла проверку, ей выдают специальное разрешение — ICP-лицензию, — ее обычно размещают внизу сайта.

Чтобы сайт выглядел убедительно, мошенники могут выложить на нем чужую ICP-лицензию. Проверить документ на подлинность можно на сайте министерства, в разделе 电信和互联网业务.

Бывает, что китайцы регистрируют англоязычные сайты на американских доменах, якобы специально для международных партнеров. Если столкнулись с таким поставщиком, найдите его сайт на китайском домене. Его наличие не гарантирует добросовестность, но снижает риски столкнуться с мошенниками.

Крупные предприятия используют международную версию сайта, чтобы работать с клиентами по всему миру. В этом случае адрес сайта заканчивается на.com. При этом внизу страницы обычно стоит ICP-лицензия. Если ее нет, это тревожный знак

Вид со спутника. Чтобы оценить масштаб компании, можно найти ее на спутниковых картах «Байду-мэпс» — для этого нужно скопировать юридический или фактический адрес завода в окно поиска. Если это фабрика, из космоса должен быть виден производственный кластер, а не гараж и офисные многоэтажки.

Отзывы обманутых закупщиков. Если производитель замешан в аферах, закупщики могли рассказать про это на форумах и блогах. Чтобы проверить компанию, я пишу в поисковике ее название и слово scam. Если нет ничего подозрительного, это дополнительный плюс в пользу поставщика.

Вид со спутника на металлургическую компанию Wuxi Yuanchang Machinery Co. По юридическому адресу из коммерческого предложения «Байду» показывает несколько производственных цехов. Выше шанс, что компания настоящая

Совет № 5

Сделать тестовую закупку, чтобы проверить качество товара

Качество товара стоит проверять с помощью запроса образцов и тестовой закупки. Обычно китайские производители соглашаются сделать пробную продукцию. Но есть проблема: недобросовестные партнеры могут прислать чужой образец, если он лучше по качеству. Особенно это касается товаров, которые можно свободно купить на рынке: например, детских игрушек или одноразовой посуды. Поэтому лучше заказать тестовый образец и отправить на фабрику инспектора для проверки.

Инспектор должен разбираться во всех нюансах производства конкретной продукции, иначе пропустит брак. Найти такого специалиста в чужой стране тяжело, особенно если товар сложный, например медицинское оборудование. Инспекторы Китая, как правило, работают по шаблону и не всегда соглашаются изучать незнакомые тонкости.

Если документы в порядке, я советую делать тестовую закупку на 1000—3000 $ — за меньшую сумму фабрики работать не согласятся.

Не стоит работать по стопроцентной предоплате, есть риск получить брак. Обычно мы в компании переводим 30% от суммы после заключения контракта. Остальное — когда товар готов и мы его проверили перед отправкой.

Совет № 5

Прописать в договоре очевидные вещи

В Китае работает правило — что не оговорено, то допустимо. Поэтому в договоре нужно дотошно прописывать требования к продукту, упаковке и транспортировке, иначе партнер сделает по-своему. В простых продуктах это чаще всего проблемы с брендированием: например, логотип с ошибкой или не того цвета.

Бывают и фатальные проблемы, из-за которых приходится переделывать часть партии. Однажды мы заказали контейнер чемоданов. Поставщик решил сэкономить и не упаковал груз в воздушно-пузырчатую пленку, в итоге часть товара пришла с трещинами и сколом. На фабрике заявили, что мы виноваты сами — не сказали, как упаковывать заказ.

В тот раз все решилось в нашу пользу — владелец завода не захотел терять крупного клиента, возместил ущерб и сделал скидку на следующую партию. Но так бывает не всегда, а надеяться на юристов и суды бесполезно. В Китае суд — не лучшее место для решения для споров по международным контрактам: как правило, решение принимают в пользу поставщика. А процесс в международном арбитраже может стоить несколько сотен тысяч долларов.

Дешевле при заключении сделки зафиксировать условия сотрудничества, требования к качеству, материалам, обработке, цвету, упаковке и погрузке. Не помешает прописать возможность полной замены партии, если она не соответствует образцу.

Еще одно обязательное условие, которое важно отразить в договоре — возможность находиться в цеху во время производства или контролировать процесс по фотографиям и видеосвязи.

Несколько бракованных чемоданов из проблемной партии. На фото видны трещины и потертости

Китайские фабрики часто выполняют первый заказ дешево, а на следующие резко повышают цены. Отговорки разные: подорожали материалы, рабочие попросили увеличить зарплату, сложная ситуация в мире. Если планируете работать с поставщиком регулярно, лучше заключить долгосрочный дилерский договор на год.

Если подписан договор, поставщик с меньшей вероятностью внезапно изменит условия и поднимет цену. Однако всегда есть опасность, что он начнет ссылаться на форс-мажор или рост стоимости сырья и все-таки потребует больше денег.

Совет № 7

Надевать деловой костюм и не заселяться в хостел

При личной встрече китайские партнеры могут произвести приятное впечатление. Бывает, что угощают в ресторане, проводят экскурсию по городу, знакомят с семьей. Но это не гостеприимство, а прагматичный подход — так партнер хочет понять, насколько платежеспособного заказчика он встретил.

Значение имеет любая деталь. Например, во что вы одеты и где учатся ваши дети. Большой плюс, если это престижный вуз, Оксфорд или Кембридж. По этой же причине вас предлагают забрать из отеля — партнеру важно понять, насколько это респектабельное место.

В Китае сложились традиции, которые важно соблюдать, чтобы нормально работать с поставщиками. Например, во время встречи не принято разговаривать про погоду. Политика тоже больная тема — вместо нее китайцы предпочитают говорить о бизнесе, семье, детях, спорте и увлечениях. Можно обсудить историю Китая, для местных это знак уважения и интереса к их стране.

Китайцы предпочитают принимать гостей в общественных местах, поэтому могут пригласить клиента на деловой обед в ресторан. Местное правило этикета — первым начинает есть глава делегации. Платить за себя не принято, отказываться от выпивки тоже. В какой-то момент может показаться, что вас спаивают: каждый менеджер по отдельности будет подходить, чтобы выпить по стопочке. В итоге все выпили по одной, а вы — пять.

Обычно пьют маотай — это водка крепостью 30—35%, которая быстро и сильно пьянит. Чтобы не выпивать и не обижать отказом собеседников, стоит сослаться на болезнь и прием лекарств.

В Китае ценится пунктуальность — опоздания местные воспринимают как неуважение и сами приходят вовремя. Я закладываю на одну встречу целый день — китайцы не любят спешки.

Совет № 8

Заказывать товар за два месяца до китайского Нового года

Если запустить производство или закупить товар перед китайским Новым годом, можно столкнуться с задержкой груза или браком. За две недели до праздников фабрики начинают работать вполсилы, а после вообще замирают на один-два месяца. Груз придется ждать в два раза дольше обычного.

У китайского Нового года нет фиксированной даты. Начало праздника определяется по лунному календарю и выпадает на второе новолуние после зимнего солнцестояния 21 декабря. Например, в этом году праздничные выходные начались с 31 января. В 2023 году начнутся с 22 января.

Официально праздники в Китае длятся неделю, по факту — дольше. Чем солиднее компания, тем длиннее каникулы — такое в Китае негласное правило. Например, мы работаем с ВОЕ — это крупнейший в стране поставщика TFT-дисплеев. В прошлом году его сотрудники отдыхали месяц.

В праздники стоят все фабрики — рабочие разъезжаются по провинциям. Для них это единственный отпуск в году. Поэтому уговорить партнера работать сверхурочно не выйдет, даже если втрое увеличить оплату.

Вместе с фабриками останавливают работу склады, службы доставки и логистика. Однажды под Новый год у нас была ситуация, когда водитель отказался ждать лишние три часа, пока загрузят контейнер — боялся, что за это время раскупят последние билеты на поезд до дома.

После каникул страдает качество товара. Дома остаются примерно четверть рабочих. Бизнес набирает новичков, чтобы утолить кадровый голод. Это сказывается на производстве.

Чтобы получить товар вовремя и без брака, мы запускаем производство за два месяца до китайского Нового года или раньше, если у товара нет срока годности. Так делают и зарубежные компании.

Совет № 9

Закладывать месяц на форс-мажоры во время доставки

Есть четыре способа доставить товар из Китая в Россию: самолетом, поездом, кораблем или фурой.

Морские грузоперевозки — самый долгий способ. Например, груз из Шанхая дойдет до Владивостока за семь дней, а до черноморских портов — за 20—25 дней. Еще вдвое дольше товар добирается до Санкт-Петербурга — 40—45 дней.

Из-за санкций доставлять товары морем стало сложнее. Прекратили работу по российскому направлению крупнейшие в мире контейнерные операторы — датская Maersk, французская CMA CGM и итальянская MSC. Отказались работать немецкий оператор Hapag-Lloyd, японский ONE и тайваньский Yang Ming.

Возможность возить грузы морем остается. Работает четвертый по величине перевозчик из Китая — COSCO. В России есть свои компании — FESCO и SASCO, но по масштабам они далеко за пределами лидеров рынка.

Из-за транспортной блокады выросла стоимость перевозки морем. Если в 2020 году доставка 40-футового, то есть 12-метрового, контейнера из Шанхая стоила 1190 $, теперь — 15 000 $. Другая сложность — в России мало городов выходят к морю, поэтому после корабля товар придется перегружать на поезд или в фуру, чтобы доставить, например, до Москвы.

Прямые железнодорожные перевозки. Между Россией и Китаем есть прямое сообщение из Сучжоу, через Забайкальск или Казахстан, в Москву. Срок доставки до 35 дней.

Если в феврале цена за 40-футовый контейнер по железнодорожному маршруту Шанхай-Москва составляла порядка 14 000 $, сейчас — около 10 000 $.

Груз могут задержать на границе. Например, в пандемию поезда стояли на погранпереходе несколько месяцев.

Авиаперевозки занимают до семи дней. Это самый быстрый способ доставки. Я использую его, когда важна срочность и осторожность. Например, при перемещении пробной партии товаров, дорогостоящей электроники, хрупких изделий или скоропортящихся продуктов питания. Цена — 5—7 $ за кг.

Автодоставка займет около 20 дней. Цены начинаются от 230 $ за кубический метр. Плюс в том, что груз довезут до нужного склада в любом городе. Но груз тоже могут задержать, в том числе из-за каких-то технических проблем на границе.

Например, во время пандемии из-за пробок на границе наш товар три месяца простоял на автомобильном переходе Маньчжурия — Забайкальск. Поэтому во время планирования я обязательно закладываю месяц на форс-мажоры и предупреждаю об этом клиентов.

Импортирую из Китая в Россию сам. Часть I

Законы

Меня зовут Сергей Лакиза, я живу и работаю во Владивостоке. Через нашу таможню везут почти все грузы из Китая. Это огромный поток: 90% товаров в российских магазинах или сделали в Китае, или собрали из китайских комплектующих. Это значит, российский ритейл завязан на китайский импорт. Чаще всего бизнесмены организуют импорт через посредников. Я расскажу, как ввозить товары из Китая самостоятельно. Но сначала — о том, зачем это нужно.

  • Автор: Сергей Лакиза
  • Редактор: Константин Серов
  • Иллюстратор: Ivan Might

Как российский бизнес получает китайские товары

Существует три варианта, как бизнесмен может купить китайский товар.

Через оптовиков. Российские оптовики самостоятельно выбирают и закупают товар, доставляют его в Россию и потом продают мелким оптом предпринимателям.

Через посредников. Предприниматели обращаются к посредникам с просьбой что-то купить в Китае. Посредник находит этот товар у разных производителей, и предлагает предпринимателю выбрать, у кого именно закупать. Потом посредник помогает организовать перевозку товара со склада в Китае до склада в России, чтобы всё было по закону.

Посредники бывают белые и серые. С белыми главная проблема — соотношение качества и цены: за хорошую работу берут слишком много; малому бизнесу не по карману. С серыми, которые возят товары полулегально, выше риски.

Самостоятельный импорт. Предприниматель сам проходит все этапы закупки товара: от переговоров с китайским поставщиком до таможенного оформления.

О нём мы и расскажем.

В статье речь пойдет об официальном импорте, ВЭД (внешнеэкономическая деятельность). Например, когда вы официально ввозите в Россию из Китая контейнер шин — это импорт. Если же вы заказываете чехлы на Алиэкспрессе как частное лицо в малых объёмах, не заплатив таможенные пошлины, а потом продаёте с наценкой — это не импорт, а теневое предпринимательство. О нём мы рассказывать не будем.

Почему импортировать надо самому

На контейнерных перевозках грузов из Китая вы можете сэкономить деньги и время, но дело не в этом. Всё дело в возможностях: вы сможете стать посредником для других фирм; запустить собственное производство в Китае или в России — всё, на что у вас хватит духу.

Я расскажу вам несколько историй.

Владелец бутика пережил кризис за счёт гибкого подбора ассортимента. Сначала он возил товар из Китая небольшими партиями — так называемым «сборным грузом», потому что на целый контейнер не хватало денег. Он сам находил лучших поставщиков, качественные и уникальные вещи — такого ему не предложил бы ни один посредник. Бизнес рос, и через год ему хватило денег, чтобы заполнить четыре контейнера в месяц. Тогда он решил заняться пошивом одежды под своим брендом в Китае. Сейчас он отшивает тестовые партии футболок для конкурсов в Инстаграме, а я слежу, что будет дальше.

Владелец компьютерных магазинов производит технику из китайских комплектующих. Компания DNS сначала освоила самостоятельный импорт, потом открыла производство в Китае. Теперь она шагнула еще дальше: под Владивостоком построила завод, на котором собирают компьютеры, ноутбуки, телефоны и много чего ещё под брендом DEXP из китайских запчастей. Они готовятся сделать следующий шаг: некоторую бытовую технику уже собирают из российских комплектующих.

Маленький магазин шин стал официальным представителем китайского бренда в России. Сначала они открыли один салон шиномонтажа и продавали шины в розницу. За четыре года выросли до пяти магазинов. На пятый год объём импорта стал таким большим, что китайский производитель сделал их официальными представителями своего бренда в России. Теперь они продают шины оптом.

Самостоятельный импорт — это не про экономию на каждой бумажке, а про развитие бизнеса: вы получите возможности и сразу придумаете, как их использовать. Но про экономию всё же поговорим.

Стоимость перевозки товаров из Китая

Вы знаете, что самому печь хлеб дешевле, чем покупать его в магазине (особенно, если печь партиями). С импортом то же самое: самостоятельно заполнить таможенную декларацию дешевле, чем через посредника. Вы сэкономите на каждом этапе, на каждой бумажке.

Ниже налоги. Логисты на форумах часто жалуются, что таможня дерёт с них деньги: сложное определение стоимости, корректировки, обеспечение. Но жалуются на это только логисты. Как думаете, почему?

Для логиста пошлина — это дополнительные расходы, а для собственника — экономия. Предприниматель платит налоги на прибыль, и увеличивать себестоимость товара в его интересах. Чем больше собственник заплатит на таможне, тем с меньшей базы будет платить налог на прибыль. А так как налог почти всегда выше ставки пошлины, собственник на таможне экономит.

Дешевле перевозки. Если вы обратитесь к линейному перевозчику напрямую, он запросит 850–950 долларов за доставку 40-футового контейнера по маршруту Циндао — Владивосток. Посредники за эту же услугу попросят 1200 долларов. Для знатоков — без терминальных расходов. Если избавитесь от посредника, сэкономите 250 долларов на каждом контейнере.

На сборном грузе тоже можно сэкономить. Если у вас недостаточно товара для заполнения целого контейнера, вы можете перевезти его вместе с товарами других компаний. Каждый заплатит за занимаемый объём. Чтобы найти соседей по контейнеру, существуют специальные сервисы. Они продают место по цене 150$/м3, в то время как логистические компании берут за ту же услугу 300–400$/м3.

Дешевле оформление бумаг. Чтобы заполнить декларацию под печать брокера на партию из 3–5 товаров, посредник потребует минимум 15–20 000₽. Но торговаться может и до 30, и до 60 000₽. Если вы подаёте вторую декларацию через того же брокера, 80% работы уже выполнено, но он снова потребует те же суммы. Чтобы подать декларацию самостоятельно, вы потратите 100₽ — столько стоит использование канала ЭД2 для передачи документов на таможню.

Без доплат на таможне. Тарифы таможни для маленьких грузов и больших не отличаются — тариф единый для всех. Зато внимания маленьким грузам уделяют меньше: таможне не интересно их слишком долго проверять, потому что на них не закроешь план по отчислениям в бюджет. Если вы импортируете сами маленькими партиями, то таможню будете проходить без придирок и доплат.

Дешевле валютные переводы. Посредники берут 2–10% комиссии от суммы перевода. Но банковские расходы составляют 0,15–0,2% от суммы и 50$ за транзакцию. Даже без игры с курсами посредники получают неплохой навар.

Обычно за поставку одной партии посредник берёт не меньше 50 000 ₽. Даже если вы возите раз в месяц, даже если сборные грузы — вы всё равно заплатите посреднику 50 000₽. Примерно столько же стоит штатный логист. Наверняка он даже у вас уже есть, его просто надо обучить. Тогда его зарплата будет окупаться тем, что вы не будете больше платить комиссии посредникам.

Самостоятельный импорт под контролем

Я не знаю, как с работой справится ваш логист: может быть он будет делать всё вовремя и аккуратно, а может быть нет. Но по крайней мере вы сможете это контролировать. Если же вы нанимаете компанию-посредника, вы не контролируете ничего.

Большинство посредников работают «как карта ляжет». Лишь некоторые компании используют в поставках товаров из Китая проектное или процессное управление: когда у каждого процесса есть срок и ответственный сотрудник. Как правило, это крупные логистические операторы, которые берут большую комиссию; с такими малому бизнесу работать невыгодно. Остальные просто реагируют на изменение оперативной обстановки: что-то произошло — бегут спасать ситуацию. С ними каждая поставка становится приключением.

Чтобы убедиться, проведите эксперимент: запросите у посредника ставку на перевозку груза из Циндао во Владивосток. Ставки линий известны и не меняются, все логисты их знают, маршрут есть, вид перевозки определить не сложно — значит, ответ можно получить в течение минуты. Как бы не так! В реальности, если вы получите ответ за день, то вы общаетесь с профессионалами, каких мало.

Я часто вижу, что посредники готовят документы, звонят агенту или букируют контейнер в последний момент. «Времени ещё вагон!» — говорят они. В итоге разгорается пожар, а потом они рассказывают потрясающие истории о героизме и находчивости логистов. Конечно, не подвиг ли вытащить пару контейнеров из порта, когда всё стоит уже пару недель? Кто же мог подумать, что подавать заявку на перевозку и заказывать справку надо с запасом?!

Если вы сами организуете перевозку, вы не распыляетесь на десятки разных проектов, готовите документы вовремя — так вы избежите простоев и сэкономите несколько дней. Когда вы управляете своим грузопотоком, вы меньше закапываете денег в товар, то есть снижаете неликвидный товар на складе.

В следующей статье расскажу, как найти и проверить поставщика в Китае.

P.S. Импорт — это не страшно.

Получайте раз в неделю подборку лучших статей Жизы

Рассказываем истории из жизни бизнесменов, следим за льготами для бизнеса и
даём знать, если что-то срочно пора сделать.

Бизнес-идея грузоперевозок из Китая в Россию является перспективным бизнесом. Рассмотрим как организовать собственный бизнес на перевозке грузов из Китая в Россию.

Спрос на товары, произведенные в Китае, в последнее время растет невероятно быстро. Количество поставок просто зашкаливает.

Это не удивительно, ведь в КНР производит практически все товары, так необходимые нам в повседневной жизни, начиная от зубных щеток и зубочисток, и заканчивая смартфонами и автомобилями.

Бизнес-идея грузоперевозок из Китая в Россию

Стоит китайская продукция на порядок дешевле, чем аналогичная ей, но произведенная, к примеру, в той же самой Европе, поэтому она просто не может остаться без внимания на современном рынке и пользуется огромным спросом у потребителей.

Весь секрет небывалой популярности китайский товаров заключается в довольно нехитрых уловках правительства этой страны.

  1. Во-первых, правительство КНР активно взялось за поддержку и развитие малого бизнеса, обеспечив предпринимателям огромное количество льготных условий.
  2. Во-вторых, для иностранных компаний был введен специальный облегченный налоговый режим, что сильно поспособствовало открытию множество филиалов крупных компаний именно на территории Китая.

В результате всего этого огромное число иностранных предпринимателей перенесли часть своего производства в Китай, что способствовало сильному расширению торговых границ с другими странами, росту объемов международных перевозок и торговли.

К примеру, перепродажа китайских товаров на территории России до сих пор является очень выгодным бизнесом, как для мелких предпринимателей, так и для довольно крупных компаний.

Содержание

  1. Как организовать бизнес на перевозке грузов из Китая в Россию
  2. С чего начать бизнес
  3. Сколько можно заработать
  4. Сколько нужно денег для старта бизнеса
  5. Как выбрать оборудование
  6. Какой ОКВЭД необходимо указать для грузоперевозок из Китая в Россию
  7. Какие документы нужны для открытия
  8. Какую систему налогообложения выбрать для грузоперевозок из Китая в Россию
  9. Нужно ли разрешение для открытия
  10. Технология бизнеса

Как организовать бизнес на перевозке грузов из Китая в Россию

Железнодорожные и автомобильные грузоперевозки их из Китая на сегодняшний день обеспечивают занятостью огромное количество населения, ведь именно оттуда идет самый большой поток товаров в страны ближнего и дальнего зарубежья и тут отличная бизнес-идея по перевозке грузов. 

В последнее время огромную популярность приобрели морские грузоперевозки, именно по морю сегодня больше всего перевозят грузы из Китая в Россию.

Особо стоит отметить доставку сборных китайских грузов.

Доставка сборных товаров и раньше не отличалось особой затратностью и была экономически выгодной, но с началом использования морских перевозок ее стоимость уменьшилась еще сильнее.

Одним из главных преимуществ использования морского транспорта заключается в том, что на борту одного-единственного корабля может перевозиться огромное количество самых различных товаров, от крупногабаритных и тяжеловесных грузов, до мелких и хрупких продуктов.

Все товары погружают в контейнеры, защищающие продукцию от внешних воздействий и препятствующих получению механических повреждений.

Бизнес-идея грузоперевозок из Китая в Россию

Перевозка грузов таким способом значительно упрощает время и стоимость погрузочных работ, так что затраты практически сводятся к минимуму.

Кроме того, такая оболочка обеспечивает должную безопасность перевозимому товару и помогает доставить его в целости и сохранности.

Еще один плюс морских перевозок заключается в том, что в портах все стран мира установлена единая система документации, что значительно упрощает процесс оформления документов и исключает бумажную волокиту.

Китайское правительство уже давно и активно развивает судостроительную и морскую отрасли.

Большое количество портов этой страны является международными. Это значительно упрощает оформление документов для транспортировки международных грузов, а, следовательно, и снижает стоимость перевозок.

С чего начать бизнес

На первоначальном этапе открытия своего дела по грузоперевозкам необходимо:

  1. Пройти государственную регистрацию.
  2. Закупить транспортные средства и оборудование.
  3. Арендовать офисное помещение.
  4. Провести рекламную компанию для привлечения клиентов.

Сколько можно заработать

Заработок напрямую будет зависеть от количества клиентов. На первоначальном этапе это будут небольшие денежные поступления. В то же время в среднем финансовые вложения полностью возвращаются в течении полутора – двух лет.

Сколько нужно денег для старта бизнеса

На первоначальном этапе потребуется около 1 200 000 рублей. В эту сумму входят расходы на приобретение грузового транспортного средства, его обслуживание, закупку офисного оборудования и аренда офиса, заработная плата работников, рекламная компания, дополнительные расходы.

Как выбрать оборудование

Чтобы начать работать в данном направлении деятельности потребуется приобрести грузовой автомобиль и необходимую офисную технику. Лучше всего на транспортном средстве не экономить, а приобрести грузовик от надежного производителя. Ведь именно он будет приносить доход.

Какой ОКВЭД необходимо указать для грузоперевозок из Китая в Россию

В качестве основного кода ОКВЭД при регистрации указываем 42, т.е. предоставление услуг по перевозкам. Помимо него указываем 41.1 – перевозка специализированным автомобильным транспортом и 41.2 – неспециализированным автомобильным транспортом.

Какие документы нужны для открытия

При регистрации в качестве индивидуального предпринимателя по оказанию услуг грузоперевозок потребуется собрать стандартный пакет документов: заявление и квитанция об уплате государственной пошлины, ксерокопия паспорта и постановка на учеты в государственные органы, открытие счета в банке.

Какую систему налогообложения выбрать для грузоперевозок из Китая в Россию

Если регистрация была произведена в качестве индивидуального предпринимателя то при выборе системы для уплаты налогов оптимальным вариантом станет ЕНВД. Что касается юридических лиц, то для них лучше всего выбирать УСН – упрощенку.

Нужно ли разрешение для открытия

Для перевозки грузов из Китая в Россию потребуется получить специальное разрешение на доставку грузов от различных государственных органов.

Технология бизнеса

Основным, в данном направлении деятельности является поиск клиентов. Здесь не стоит экономить на проведении рекламной компании. СМИ, Интернет, листовку и буклеты, вывески и объявления в местах общего пользования и т.д.

Бизнес-идея грузоперевозок из Китая в РоссиюЧто продать из дома, чтобы заработать

Бизнес-идея грузоперевозок из Китая в РоссиюПочему стоит открыть свой бизнес в сфере услуг

Бизнес-идея грузоперевозок из Китая в РоссиюЧто выгодно продавать в 2023 году

Бизнес-идея грузоперевозок из Китая в РоссиюБизнес идеи, которых нет в России

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как отрегулировать клапана на газели бизнес
  • Как открыть мини детский сад на дому бизнес
  • Как отчитываться по соц контракту на бизнес
  • Как открыть модельное агентство бизнес план
  • Как оформить инстаграмм красиво для бизнеса