Как открыть частную космическую компанию в рф

Перед началом непростого разговора…

Вопрос о частной космонавтике и космических стартапах в России обсуждается уже не первый год. Для начала следует определиться в терминах, что такое частная компания. В западной практике частной считается организация, которая не только не имеет контролирующего государственного участия, но и не является публичной (то есть ее акции не котируются на бирже).  

Компании IKEA, S. C. Johnson, Bosch, Lego, Rolex, Ernst&Young являются частными, однако их вес в соответствующих отраслях может быть гораздо больше, чем у их конкурентов с государственным участием или публичными компаниями.

Под частной космической компанией в этой статье мы будем подразумевать предприятия без контролирующего госучастия, которые сами разрабатывают и производят конечную ракетно-космическую продукцию.

Это важная оговорка перед непростым разговором, поскольку в России есть ряд вполне успешных и инновационных частных компаний, работающих в сфере космических технологий, но специализирующихся на спутниковых услугах, используя, как правило, уже имеющеюся космическую инфраструктуру.

США как родина частной космонавтики

Основной всплеск интереса к частной космонавтике в России возник в последние годы после широко освещаемых успехов (мнимых и настоящих) SpaceX. Но мало кто знал, что другие частные компании давно и успешно работали в весьма значимых космических программах США.

Так North American Aviation и Grumman были головными организациями по разработке командного, служебного и лунного модуля легендарной космической программы «Аполлон». Частная компания Boeing, тогда еще не котирующаяся на бирже, была одним из главных разработчиков лунной ракеты Saturn V, а компания Orbital Sciences в 80-х годах по заказу NASA производила разгонные блоки для ракет семейства Titan. Потом эти компании либо слились с более крупными, либо развивались самостоятельно и выходили на биржу. Но ни в одной из них не было и нет государственного участия.

Запуск ракеты Saturn V

Американская модель устройства стратегических отраслей экономики (ВПК, атомная сфера, нефтяная и газовая отрасль и так далее) строится не на участии государства в акциях компаний, а на жестком регулировании путем сертификации и лицензирования. Любые значимые нарушения режима лицензирования, например, в сфере космоса, наказываются значительными штрафами, а отзыв лицензии, по сути, означает крах данной компании.

Отсутствие государства в капитале ракетно-космических компаний США дает им возможность самостоятельно определять свою стратегию развития и формировать органы управления (советы директоров, комитеты, правления), но для получения крайне выгодных для них государственных заказов компании не должны делать ничего, что может противоречить интересам их важнейшего заказчика.

Компания SpaceX не является исключением. Она понадобилась NASA как противовес крупным и дорогим многолетним господрядчикам Lockheed Martin и Boeing. Значительное удешевление для NASA и ВВС США пусковых услуг и доставки грузов на МКС стало квинтэссенцией бизнес-модели этой компании. SpaceX получила не только финансовую поддержку от государства, но и ряд разработок по многочисленным предыдущим космическим программам NASA.

На одних коммерческих пусках без поддержки государства выжить было бы невозможно. Это понял даже самый богатый человек в США, создатель Amazon и ракетно-космической компании Blue Origin, Джефф Безос.

Частично его работы по созданию метанового ракетного двигателя BE-4 финансируются государством через корпорацию ULA. Поэтому применительно к успеху SpaceX, можно сказать, сработало сочетание таланта и амбиций предпринимателя Илона Маска и потребностей NASA в дешевом пусковом провайдере.

Вряд ли Маск, когда задумывал SpaceX, рассчитывал, что господдержка в виде правительственных заказов будет настолько велика. Но в этом и заключался его талант предпринимателя, что, почувствовав серьезную потребность государственных заказчиков в «дешевых» носителях, он сумел быстро адаптироваться и перейти от легкой ракеты без заказчиков Falcon 1 к более тяжелой Falcon  9 для пусков на МКС.   

Менее известная частная компания Sierra Nevada, которая работает над созданием космического челнока Dream Chaser, фактически с самого начала своей бизнес-деятельности была сфокусирована на госзаказах.

Быстрорастущие частные спутниковые компании Spire и Planet также активно развивают направления продажи своих услуг правительственным органам как наиболее платежеспособным и надежным заказчикам. Многочисленные американские государственные агентства и министерства являются огромным потребителем космических услуг в пропорции гораздо большей, чем в России, ЕС и других странах. Поэтому большинство американских космических компаний и стартапов должны рассчитывать свою стратегию с учетом этого важного рынка. Именно так они и делают.

А как в Европе?

Европейская модель устройства ракетно-космических компаний несколько отличается от американской. Государственное участие в капитале (до 50% голосующих акций) наблюдается почти у всех крупных игроков – Airbus, Thales, Safran, SES, Eutelsat. Вместе с тем государственное участие сочетается со всеми современными механизмами корпоративного управления и отчетности, что обеспечивает прозрачность процедур для миноритарных акционеров и советов директоров.

Небольших частных компаний не так много, слишком высоки капзатраты, операционные расходы и длительные этапы производства.

Не могу вспомнить за последние пять лет ни одной частной европейской космической компании, которая показала бы стремительный рост на рынке ракетно-космической техники. С другой стороны, было много реорганизаций и поглощений, в том числе и частных компаний, которые не смогли выжить на этом непростом и капиталоемком рынке.

Основным заказчиком продукции и услуг является Европейское космическое агентство. Следует также отметить, что европейские механизмы финансирования циклов жизни компаний (бизнес-ангелы, венчурные инвесторы, фонды прямых инвестиций, крупные инвестиционные банки/фонды), с точки зрения объемов инвестиций и организации, существенно отстают от американских. Скорее всего, эта тенденция продолжится в ближайшие годы.

Какие частные космические компании есть в России

С приходом капиталистической модели экономики в 1991 году в России появился целый ряд отраслей, которые стали частными. Космическая отрасль, как часть ВПК, в силу стратегической составляющей, не была приватизирована. Тем не менее некоторые вкрапления частного капитала в космические предприятия наблюдались.

Так, крупные частные инвесторы и банки тем или иным способом консолидировали пакеты акций НПО Энергомаш и РКК «Энергия». Некоторые из них предлагали свои программы развития и оптимизации операционной деятельности этих ракетно-космических предприятий. Однако в силу отсутствия устоявшихся традиций корпоративного управления и поддержки со стороны правительства влияние частных инвесторов на развитие этих организаций было минимальным и вскоре государство почти полностью получило контроль над всеми предприятиями ракетно-космической отрасли.

Dauria Aerospace

На сегодняшний день существует лишь несколько российских частных космических компаний, которые занимаются разработкой и производством спутников или малых ракет-носителей. Это компании либо уровня стартапов, либо с очень небольшой капитализацией.

В короткий перечень частных компаний можно включить Dauria Aerospace (разработка и производство малых спутников), «Спутникс» (разработка микроспутников), «Лин Индастриал» (разработка сверхлегких ракет) и «Космокурс» (создание суборбитальной многоразовой системы для космического туризма).

Развиваться космическому бизнесу в России очень непросто. Ощущается и нехватка кадров, и крайне скромный внутренний спрос на их продукты и услуги, и отсутствие доступа к длинным деньгам, без которых реализация серьезных космических проектов невозможна.

Завершающаяся покупка проекта «Морской старт» группой компаний S7 оставляет надежду, что устоявшемуся крупному частному инвестору с хорошей коммерческой историей и финансовыми ресурсами удастся успешно реализовать этот сложный капиталоемкий международный проект.

Что нужно, чтобы частная космонавтика развивалась в РФ

Пока на законодательном уровне в России сказывается отсутствие нормативно установленных правил игры для частного бизнеса в космосе. Но понимание проблемы во многих кабинетах «Роскомоса» и правительства есть. И поэтому такие проекты, как

  • создание венчурного фонда
  • внедрение современных моделей обучения персонала
  • использование института независимых членов совета директоров в ракетно-космических компаниях
  • развитие коммерческого направления на уровне «Роскосмоса»

…дают основание полагать, что многие аспекты реформирования отрасли реализуются правильно.

Из серьезных предложений по реформированию ракетно-космической отрасли для улучшения ее эффективности и возможности более плодотворного сотрудничества с частными компаниями хотелось бы выделить две инициативы:

  • Первое — создание условий для выделения (spin-off) крупных инициативных коллективов из ракетно-космических предприятий для реализации прорывных проектов или создания сервисов.

Формы реализации этой практики могут варьироваться, но эффективность такого метода будет заключаться прежде всего в профессионализме (устоявшиеся коллективы серьезных предприятий с серьезным научно-производственным опытом) и мотивации (финансовая заинтересованность в результате) команды.

  • Второй инициативой является выделение военного космоса из состава «Роскосмоса» в пользу Воздушно-космических сил Минобороны РФ или иного ведомства.

«Роскосмос» (по принципу работы NASA и ЕSА) сможет сконцентрироваться исключительно на гражданской тематике, освоении дальнего космоса, международных программах, науке, образовании и коммерциализации. Это позволит менеджменту корпорации сфокусироваться именно на гражданских задачах отрасли и ее конкурентному развитию вместе с частными компаниями, в то время как специфические военные задачи страны в космосе будут реализованы другим ведомством и другими людьми.

Государство должно поддерживать инициативы частных компаний

По сравнению с Европой и США Россия находится лишь на начальном пути развития частной космонавтики. Европейские и американские частные компании работают на авиационную и космическую промышленность уже много десятилетий, мы же только начинаем.

В этих условиях нам следует отчетливо понимать, что развитие и поддержка инициатив частного сектора в космонавтике, несмотря на всю ее специфику, будет являться важным фактором глобального экономического роста России в наукоемких отраслях. Этому новое российское правительство просто обязано будет уделить особое внимание.


Материалы по теме:

Илон Маск впервые показал фото части межпланетного корабля SpaceX

5 космических станций, которые могут стать заменой МКС

Что происходит на Олимпиаде НТИ, где готовят технологических визионеров будущего

Так могут выглядеть гостиницы для космических туристов

«Falcon Heavy и продолжение пусков Falcon 9 оставляют российским ракетам очень небольшую нишу»

Допустим, вы один из тех, кто абсолютно уверен, что за космосом будущее: вы следите за успехами Маска и его главным детищем, вы считаете, что уже в самое ближайшее время человечество начнет летать на Марс, осваивать Луну, а самые оптимистичные из вас, возможно, даже верят в планы Роскосмоса на Венере.

Рынок космических услуг за последнее десятилетие вырос почти в 20 раз, чем привлек внимание мировых инвестиционных домов. Morgan Stanley оценил объем сегмента в $350 млрд, а Bank of America и вовсе в $424 млрд. Но они оба сошлись на мысли, что продажи услуг в космосе будут расти гораздо быстрее, чем вся мировая экономика.

Уже к концу десятилетия мы можем рассчитывать, что объем космической индустрии перешагнет $1 трлн, то есть рынок вырастет как минимум втрое. А предпосылки к росту космического туризма, включая лунный, говорят о том, что данный сегмент может вырасти и того быстрее — в девять раз.

Но многие компании, так или иначе связанные с космосом, которые на слуху у многих людей, включая SpaceX, до сих пор не провели первичное IPO, а это означает, что у частного инвестора пока нет возможности купить акции компании и разделить этот успех.

Зато есть возможность оценить риски и связанные с ними возможные финансовые потери. И для того, чтобы их избежать, надо знать где, во что и как правильно инвестировать.

В этой статье мы рассмотрим несколько способов инвестирования в космос, доступных частному инвестору.

Распределение частного рынка космоса

С чего начать?

Частное инвестирование становится все более популярным инструментом среди людей, желающих заработать на безбедную старость и увеличить свои накопления в десятки раз. Но у новичков всегда остро стоит вопрос, с чего же начать изучать инвестиции, особенно в такой глобальной сфере, как космическая?

Первое, что необходимо каждому инвестору, — владеть информацией, которую он должен получать из различных источников. А начать стоит с подписки на такие сервисы как РБК Инвестиции, БКС Экспресс, Investing.сom

%colored_text_box=1%

Направления инвестиций в космос

Теперь давайте рассмотрим какие существуют направления в космическом инвестировании.

Virgin Galactic: пионеры среди космических туроператоров на бирже

В далеком 2004 году бизнесмену-предпринимателю Ричарду Брэнсону пришла в голову гениальная, но авантюрная идея. Он решил заняться космическим туризмом и организовал Virgin Galactic. В планах компании было отправить первого человека в космос уже в 2009 году, но попытка сорвалась из-за затянувшихся испытаний суборбитального космоплана SpaceShipTwo.

По оценкам инвесторов, Брэнсон вложил в свою компанию ни много, ни мало $1 млрд, и в последние годы случился настоящий прорыв. В 2018 году космоплан VSS Unity впервые был успешно испытан и поднялся в космос. Ричард, обескураженный успехом, принялся сразу «ковать железо», и осенью того же года Virgin Galactic появилась на Нью-Йоркской фондовой бирже.

Аналитики Morgan&Stanley и Credit Suisse присвоили рейтинг AAA (triple A) бумагам компании Ричарда Брэнсона. Данный рейтинг, как правило, имеют только «голубые фишки» — лучшие компании на бирже, зарекомендовавшие себя и выплачивающие своим акционерам постоянные дивиденды.

%colored_text_box=2%

Ее бумаги могут как быстро расти, так и быстро корректироваться в цене.

Maxar Technologies: космические роботы

Другим интересным направлением для инвестиций безусловно является роботостроение. Данная компания занимается производством специальных роботов со встроенными спутниками связи и радиолокационными системами зондирования Земли. Среди последних наработок — создание роботизированного манипулятора для марсохода NASA, запуск которого успешно состоялся в 2020 году.

Потенциал акций Maxar Technologies вне всякого сомнения зависит от государственных расходов США на космические программы. У компании уже есть несколько активных контрактов, в частности на разработку роботизированного манипулятора для окололунной станции Gateway. Но только лишь время покажет, сможет ли Maxar привлечь государственные инвестиции и занять уверенное место среди успешных космических стартапов.

Aerojet Rocketdyne: энергия для взлета

У этой компании непростая судьба, в разные годы она принадлежала таким мастодонтам авиационной промышленности как Boeing, North American Aviation и др. В 2013 году произошло слияние с производителем авиационных ускорителей Aerojet.

%colored_text_box=4%

Компания Boeing, которая проектирует эту ракету, сейчас прилагает все усилия, чтобы сделать SLS более рентабельной, поскольку общая стоимость проекта по подсчетам может перевалить за $35 млрд. И тогда компании понадобится много времени, чтобы хотя бы «выйти в ноль».

Как оценить свои перспективы от вложений в космическую отрасль

Как мы говорили ранее, объем мирового рынка растет по экспоненте. К 2030 г. с появлением новых типов ракетоносителей и внедрением новых технологий рост рынка космических продуктов и услуг может сильно ускориться, а его объем — увеличиться примерно до $1,5 трлн. Бизнес просто не в праве игнорировать такие перспективы.

Поэтому в последние годы в мире наблюдается приток частных инвестиций в развитие космических технологий и освоение космоса. Перспективы данного рынка бескрайни, мы, можно сказать, находимся только в начале этого пути.

%colored_text_box=6%

Частная исследовательская компания NanoRacks имеет собственные отсеки на МКС, компания NovaWurks — известный разработчик малых спутников для бизнеса, а частная компания навигационных технологий Odyssey Space Research — прекрасный пример малого бизнеса, выигрывающего контракты у крупных государственных корпораций.

Определенно можно сказать одно: если есть общая тенденция на развитие космических программ, то вопрос вложений в данную отрасль является риторическим. Компании будут делать все, чтобы бескрайние космические просторы стали для нас ближе и понятнее. Поэтому надо следить за рынком и успевать вложиться в компании, которые могут дать невероятный рост уже через несколько месяцев.

Полет шаттла в космос

В какие компании, связанные с космосом, нужно инвестировать?

Рынок США

Для тех, кто не готов ждать IPO SpaceX и кого космос манит уже сейчас, советуем присмотреться к таким сильным игрокам аэрокосмической промышленности, как: Northrop Grumman, Lockheed Martin и Boeing. В пользу Боинга говорит то, что эта компания у всех на слуху, и она выпускает 70% всех гражданских самолетов в США.

Northrop Grumman лидирует в производстве сверхбыстрых боевых самолетов и имеет опыт проведения гражданских суборбитальных проектов. Lockheed Martin в свою очередь набирает крупные госзаказы в сфере двигателестроения. Именно на их движках полетят к Луне корабли Northrop Grumman. 

%colored_text_box=3%

Российский рынок

К сожалению, отечественные компании, в первую очередь Роскосмос и ЦЭНКИ, до сих пор не провели первичное размещение акций на бирже, и, соответственно, пока не доступны для инвесторов.

Остальной мир

За пределами России и США «космическая жизнь» тоже существует. И это не какие-то отдельные акции, а сразу готовые инвестиционные решения, которые называются ETF (Exchange Traded Funds) — индексные фонды, паи (части) которых торгуются на бирже. В них, как правило, «упакованы» акции десятков компаний из одной отрасли. 

Советуем присмотреться к ETF фонду под названием Procure Space ETF (UFO). Этот фонд состоит из акций 31 компании. Стратегия фонда состоит в диверсификации рисков: если несколько компаний в портфеле просядут, остальные дадут рост и выведут портфель в плюс. Среди известных компаний данного ETF фонда можно назвать Sirius XM Holdings, Trimble Inc., SKY Perfect JSAT.

В качестве бонуса советуем рассмотреть вариант с покупкой пая фонда SPDR S&P Kensho Final Frontiers ETF (ROKT). Торги стартовали в октябре 2018 года. Данный ETF включает в себя акции 25 компаний, связанных с исследованием космоса и мировых океанов. 

У ROKT нет критерия по минимальной выручке, связанной с отраслью, как у UFO, поэтому традиционные аэрокосмические и оборонные компании занимают чуть большую долю портфеля. Здесь, кроме вышеупомянутых компаний, выделяются HEICO Corporation, Ball Corporation и Moog Inc. Class A.

Для самих же инвестиций, то есть процесса покупки-продажи акций лучше всего подойдут инвестиционные приложения известных российских банков. Допустим, у вас уже есть дебетовая карточка Сбербанка, с помощью которой вы можете открыть инвестиционный счет и выйти на биржу.

%offer_id=2002877%

Само приложение называется Сбербанк Инвестор, оно интуитивно понятное и разобраться с ним сможет каждый взрослый человек. 

Среди аналогов данного предложения есть довольно популярный продукт у Тинькофф Банка — Тинькофф Инвестиции. Его преимущество заключается в том, что за прохождение обучения инвестированию прямо в приложении вам дают акции известных компаний в подарок до 25 000 рублей. Их вы можете сразу продать и на вырученные деньги купить другие активы или же продолжать получать прибыль с подаренных акций. 

%colored_text_box=5%

К каким направлениям стоит присмотреться на будущее

Из направлений для частных инвестиций, которые будут популярны в ближайшие годы, стоит отметить следующие:

  • Космический туризм (суборбитальные полеты на Марс, Венеру);
  • Запуск космических спутников;
  • Совершенствование двигателей;
  • Модернизация систем вертикального взлета и посадки;
  • Создание сверхзвуковых летательных аппаратов.

Вывод

Подводя итог, хочется отметить, что космос – это молодой и очень перспективный сектор, который будет привлекать миллионы долларов ежегодно. Инвестировав сегодня, появляется возможность прикоснуться к новой отрасли де-факто в самом ее зарождении.

Кризис российской космонавтики бесспорен: Россия вот-вот перестанет быть монополистом по доставке космонавтов к МКС (передаём привет Илону), западные заказчики всё реже закупают легендарные отечественные двигатели РД-180, а пуск новой ракеты «Ангара», ещё недавно вызывавшей гордость высших чинов, откладывается каждый год.

В мире ситуация несколько иная — государство постепенно отходит от космоса, доверяя его в частные руки. Вопреки расхожему мнению, и в России тоже есть частные компании в космической отрасли. Пусть их и совсем немного, но об их достижениях и проектах стоит рассказывать.

Мировой коммерческий космос  Morgan Stanley Research

Многоразовый туристический корабль и первый частный космодром

Компания «КосмоКурс», основанная российским инженером Павлом Пушкиным и миллиардером, не раскрывающим своё имя (по слухам — член совета директоров УГМК), разрабатывает многоразовый суборбитальный корабль, рассчитанный на космический туризм. Корабль примет на борт шесть туристов, которые проведут 15 минут в космосе, поднявшись на высоту примерно 180 километров — именно на такой орбите Юрий Гагарин впервые облетел Землю. Первый экспериментальный полёт запланирован на 2023 год, а полёт с пассажирами — на 2025-й.

В отличие от именитых американских частных компаний, «КосмоКурс» не собирается разрабатывать и производить детали ракеты самостоятельно, а работает как конструкторское бюро, объединяя около 30 российских аэрокосмических предприятий, способных произвести все необходимые элементы будущего корабля.

В 2016 году фирма впервые в отечественной истории прошла согласование тактико-технического задания с «Роскосмосом» и получила летом 2017 года лицензию на космическую деятельность.

Изначально в качестве стартовой площадки «КосмоКурс» рассматривал Байконур, но в начале 2018 года компания решила строить собственный космодром. В итоге «КосмоКурс» и власти Нижегородской области договорились построить частный космодром.

Несмотря на возможные трудности, а именно — компании всё ещё нужно получить одобрение проекта от «Роскосмоса» и найти около 2,5 млрд рублей на строительство у инвесторов, сам факт такого государственно-частного партнёрства и строительства первого частного космодрома в России — уже эпохальный. Работы планируется начать уже в 2020 году.

S7 Space: ракеты-носители

Из-за программы финансового оздоровления Центра имени Хруничева «Роскосмос» собирается закрыть производство ракеты «Протон» — самого доходного и конкурентоспособного на внешнем рынке гражданского продукта. Отказ от «Протона» объясняется экономией.

Центр имени Хруничева погряз в долгах, которые частично пытается погасить за счёт продажи московской территории предприятия. Также «Протон» закрывается, чтобы освободить дорогу ракете «Ангара» — экологически чистой ракете, более 20 лет находящейся на стадии разработки, на которую было потрачено более 120 млрд рублей.

Мировой коммерческий рынок запуска спутников оставался дешёвым во многом благодаря российским ракетам, но сейчас активно вытесняется разработкой SpaceX — Falcon 9, позволяющей проводить запуски ещё дешевле. Отказ от «Протона» для «Роскосмоса» — это белый флаг, означающий, что фактически Россия потеряет доступ к геостационарной орбите на три-четыре года, до момента полноценного введения в строй «Ангары».

Однако отказ от «Протона» открывает новые возможности для российских частных компаний. Так, недавно созданная S7 Space, уже имеющая в своём распоряжении плавучий космодром, намерена покорять рынок с возрождённым «Зенитом».

Также гендиректор компании Сергей Сопов указывает на то, что политическая ситуация сильно вредит фирме: уже около года не удаётся договориться о поставках двигателей и других российских компонентов (которые составляют около 80% от цены всей ракеты), а её окончательную сборку и вовсе пришлось перенести в США.

Хотя сейчас S7 сильно ограничена «Роскосмосом» из-за его нежелания продавать компоненты для российско-украинского «Зенита», надежда на проведение успешных переговоров частников с госкорпорацией (особенно на фоне плачевного состояния последней) ещё остается. Кроме того, компания рассматривает возможности создания новой конкурентоспособной ракеты «Союз-5SL» и готова инвестировать в неё свои средства.

В 2017 году S7 Space провела успешный запуск ракеты с «Байконура», но спутник, выведенный на орбиту, был признан неисправным. По текущим планам пуски должны возобновиться в декабре 2019 года, на 2020 год намечено уже три пуска, а на 2021 и 2022 годы — ещё по четыре запуска.

Разработка сверхлёгких ракет

Разработкой семейства сверхлёгких ракет-носителей занимается российская компания «Лин индастриал». Ракету «Таймыр» проектируют для доставки на низкую орбиту грузов с полезной нагрузкой от 10 до 180 кг, главным образом микро- и наноспутников (до 10 кг), которые чрезвычайно популярны в мире.

Общие затраты на проект оценивались в $8,5 млн. Фирме так и не удалось договориться с МАИ и другими организациями об использовании их стендов для испытания двигателей. Поэтому испытание первого в России ракетного двигателя, созданного частной фирмой, проводилось 14 декабря 2016 года в промышленной зоне Москвы на необорудованной для этих целей площадке. Испытание закончилось на четвёртой секунде разрушением двигателя.

Доработанный «Таймыр»

Первый пуск «Таймыра» должен был состояться в 2021 году, но из-за отсутствия стратегических инвесторов, а также неудачного испытания двигателя в 2016 году компания была вынуждена пересмотреть сроки. Также стало известно, что бывший директор фирмы собирается иммигрировать в США и создавать свой ракетный стартап уже там.

Спутники

Вплоть до 2017 года наиболее успешной частной космической компанией в России была Dauria Aerospace, производящая спутники для международных заказчиков на сумму более $300 млн. Однако из-за внешнеполитической и экономической ситуации ей пришлось закрыть заграничные представительства в 2015 году, а из-за ряда судебных разбирательств с «Роскосмосом» компании пришлось практически свернуть свою деятельность.

В России уже есть пример успешной коммерческой деятельности в космосе, с опорой на отечественный промышленный потенциал — «Газпром космические системы». Предприятие в 1992 году основали выходцы с РКК «Энергия».

Несмотря на то, что «Газпром космические системы» — скорее не частная, а коммерческая компания, она представляет собой хороший пример того, как производство спутников может быть не только не убыточным, но и прибыльным для компании. Подобные примеры частно-государственного партнёрства — это тот путь, который нужен для современного развития космоса.

Постоянно ухудшающееся положение «Роскосмоса» на мировом космическом рынке, а также бесконечные коррупционные скандалы, связанные с корпорацией, как нельзя лучше демонстрируют, что государство — крайне неэффективный собственник.

Космос давно превратился из государственной научной затеи в новый коммерческий рынок, на что указывают показатели — доля государственных инвестиций в мировых программах составляет всего 25% и неумолимо сокращается.

На сегодня мировой размер отрасли оценивается в $330 млрд, что больше, чем траты NASA на лунную программу «Аполлон» за десять лет. Главное, что осталось понять «Роскосмосу», — что космос перестал быть песочницей, а превратился в полноценный сектор экономики, а ждать того момента, когда частный сектор компенсирует все капитальные научные расходы, произведённые с 1950-х годов, осталось совсем немного.

#115 Алия Прокофьева: Как открыть космическую компанию в России и привлечь 1 млн $ инвестиций

«Ни у кого не вызывает сомнения, что в России инженеры, математики, физики одни из самых сильных в мире. Вместе с этим, наши специалисты уезжают в Штаты, потому что не могут себя реализовать дома в рамках создания собственных проектов. И, как следствие гениальности: у них плохо сочетаются инженерные навыки с лидерскими и маркетинговыми качествами».

Когда Илон Маск запустил Falcon Heavy, нам всем казалось, что он сделал что-то невообразимое. И мы решили узнать, существует ли космический бизнес у нас.

Оказалось, что в России всего три частные космические компании и несколько стартапов. Вся остальная доля рынка принадлежит Роскосмосу. Чтобы разобраться, хорошо это или плохо и как нам, предпринимателям, может быть интересна тема космоса, мы пригласили основательницу частной космической компании «Галактика» Алию Прокофьеву.

Бизнес в космосе
По словам Алии, бизнес в космосе во многом такой же, как и любой другой бизнес. И сейчас объем этого рынка огромен, но частные российские компании не идут туда, потому что всем кажется, что это дико сложно.

«Этот рынок сейчас можно сравнить с рынком самолетов после Второй Мировой Войны. В 1950-е годы самолеты не воспринимались как транспорт, разве что для очень богатых людей. Стоимость перелета из Лондона в Париж была просто астрономической.

Спустя 10-12 лет производство самолётов возросло в разы, стоимость перелетов стала снижаться, и это привело к тому, что теперь перелет из Лондона в Париж за 100 евро может позволить себе каждый. Подобная история происходит сейчас в космической индустрии, в частности с ракетами».

Подробнее о том, какой бизнес можно развивать в космосе, как привлекать инвестиции и на какие обороты рассчитывать, слушайте в подкасте: http://blog.websarafan.ru/podcast115

Плейлист

Откровенные диалоги о бизнесе и не только – Websarafan

«Если отмотать немного назад, я жил в тёплом курортном городе Одесса, где у меня была квартира, друзья. Одесса — это море, это дешевые и настоящие фрукты и овощи, рыбные рестораны, где можно спокойно…

«Если представить наш «Сарафан» в виде компьютерной игры, то Тая — это такая розовая феечка, которая летит к волшебному замку, а Оля сзади идет с дробовиком и отстреливается от монстров, чтобы Таечке…

«Мой путь в бизнесе начался в 16 лет. Я занялась коммерческой фотографией. С головой ушла в маркетинг, продажи и построение бизнес-систем. И до сих пор не могу оторваться от этих тем», — говорит Галия…

«Почему я против домашнего обучения? Школа — это идеальная проекция будущей карьеры в найме», — говорит Ольга Якимова.

«Школьник не выбирает себе одноклассников и педагогов. И перед ним стоит задача…

«Я люблю продажи. Когда человек платит даже немножко денег, у него меняется судьба», — говорит Анастасия Георгиевская.

«У меня есть ученица. И как-то раз она мне пишет: «все, я больше не могу. Я полг…

«Я создал сценарную онлайн-школу, а ничего не продаётся. И что делать? Надо как-то продавать, а продавать я не умею. Два года назад я в бизнесе был полный ноль: не знал, ни как деньги работают, ни ч…

«Если бы мне кто-то сказал, что я буду делать подкасты, полгода-год назад, я бы засмеялся», — говорит Никита Маклахов. «Во-первых, я самый необщительный человек, которого можно встретить, я социопат,…

Вы можете снимать видео хоть на айфон. Если понимаете, что делаете и зачем.
Для того, чтобы ролик был нескучным, он должен содержать идею, драматургию и историю.

Даже если вы ничего не знаю про ком…

Зачем предпринимателю истории? Чтобы его слышали. В нашем информационно перенасыщенном мире мы все боремся за внимание. Внимание своих близких, внимание своих клиентов. И истории — это ровно то, что п…

«Если вы хотите раскачать личный бренд для того, чтобы получать клиентов, то с помощью публикации экспертного контента, кейсов и так далее, можно получать их уже на 2 000-3 000 подписчиков,» — говорит…

«Начала я в Facebook, как и большинство, с неудач: раскручивала свой сайт отзывов tulp.ru, но ничего не получалось. Причем смотришь, вроде у всех все работает, вокруг что-то происходит. А у меня нет»,…

«Если мне говорят что-то, чего я не понимаю, я сначала пугаюсь. Как это? Я же умный. А умным быть для нас самое важное» — говорит Сергей Шабанов.

«Тогда я испытываю страх и начинаю раздражаться на че…

Доходит до смешного. Я спрашиваю заказчика:” А какие инструменты привлечения клиентов вы использовали в последние полгода?” Он на меня смотрит и говорит:” Скидки.” Я говорю:” А ещё?” А он так смотрит…

«До тридцати восьми лет я жила в иллюзии, что вот это колесо, в котором мы, как белки, фигачим, оно раз, остановится, высадит нас и скажет: пожалуйста, идите, вот ваша настоящая жизнь, вот ваша мечта»…

«У меня 90% продаж обеспечивает рассылка. Причем база смешная абсолютно — 2 тыс. человек. И я делаю на ней оборот 20 млн. рублей в год», — говорит Петр Пономарев.

«Через рассылку я продаю свои трени…

У меня рядом с кроватью лежит тетрадка. И каждый вечер я задаю себе 3 вопроса и пишу ответы в тетрадке:
-чего я достигла/как я продвинулась к целям?
-что меня порадовало сегодня?
-за что я благодарна…

«Например, вы хотите поставлять гречку в Арабские Эмираты. А в Эмиратах гречка продается только в магазинах иностранных товаров. Здесь никто ее не ест, никто не знает, что это такое.

Если вы постави…

«Обычно я работаю в кресле, а рядышком со мной лежит гимнастический коврик. И каждый раз, как я хочу встать, неважно, воды попить, или бутерброд съесть, я прохожу через коврик и я должен на нем сто ра…

Как постоянно тренировать мозг? Например, когда выходите на улицу, читайте все надписи наоборот. Во-первых, это сложно, а во-вторых, смешно. Причем, если все читать наоборот, ровно через день у вас у…

Чего ни в коем случае нельзя делать в инстаграме? Вот, например, вы заходите на какой-нибудь аккаунт «Мебель в Казани». И там триста фотографий диванов на белом фоне. И становится больно и обидно.

Ес…

Обычно все думают: раз я даю денег на рекламу, значит, у меня пойдут продажи. И не понимают, что продаж нет из-за того, что сайт элементарно не работает, там скучный непонятный текст, нет контактов,…

Когда ко мне приходят и спрашивают: у нас бюджет 30 тыс. рублей, а мы хотим рекламу в блогах, вы можете нам что-то посоветовать? Я говорю: я могу вам посоветовать искать самостоятельно. Найти блогеров…

«Кто ваш идеальный читатель? Как его зовут? Чем он занимается, кем работает, сколько у него детей?

А теперь представьте себе, что сейчас три часа ночи. Он или она (у меня это чаще читательницы) лежи…

«В большинстве случаев, когда я слышу вопрос, связанный с негативом, он звучит так: могу ли я, не стесняясь, удалять людей, которые меня бесят? Ответ простой: можете.

Обычно сммщиков и маркетологов у…

«Где взять денег на сотрудников, чтобы самому расти и делегировать обязанности? Все просто. Вы нанимаете человека, даете ему схему и инструменты, чтобы он мог заработать денег, и, если он вам их зараб…

Эдуард Тиктинский–миллиардер (рублевый), собственник строительного холдинга RBI. В бизнесе он с 19 лет. Стоимость активов составляет 5,6 млрд рублей. Инвестор (соинвестор «Партии еды»), активно лезет…

«Я не люблю конкурсы, где чисто призы разыгрываются. Да, это популярно, но это людей зомбирует, не развивает, и мне неинтересно», — говорит Роман Голубев, создатель компании «Мураш».

И вот что я при…

Чего нельзя делать Вконтакте? Нельзя продавать активно. Нельзя ходить и писать людям в личку. За это банят людей и целые сообщества.
Действуйте хитрее: флиртуйте с подписчиками, создайте такую атмосф…

Александра Элбакян не просто создала крутой пиратский сайт для ученых Sci-hub (47 млн. статей в бесплатном доступе, в месяц 1, 8 млн. посетителей, которые скачивают 4,5-7 млн. статей) считает, что во…

Еще недавно Максим Дорофеев был крутым инженером, руководил отделом разработки в IT-департаменте в «Лаборатории Касперского» и рассмеялся бы в лицо любому, кто сказал бы, что скоро он станет консульта…

Американская компания RocketLab осуществила уже три пуска сверхлегкой ракеты Electron / Rocket Lab

Группа российских частных инвесторов планирует разработать сверхлегкую ракету-носитель. В проект под названием Success Rockets планируется инвестировать $50 млн, рассказал «Ведомостям» его руководитель Олег Мансуров.

Новинка для России

В России сверхлегкие ракеты не производятся и никогда не производились. Планируется, что ракета длиной 20 м будет весить 13 т и сможет выводить на орбиту не менее 250 кг груза, говорит Мансуров. Ставится задача, чтобы стоимость доставки на орбиту 1 кг груза не превышала $10 000, это позволит ракете быть глобально конкурентоспособной. Первые коммерческие пуски планируется провести уже в 2024 г. Спрос на малые космические аппараты, в том числе со стороны IT-компаний, постоянно растет, цифровые технологии очень активно развиваются и требуют быстрых способов вывода на орбиту. В России услугами будущей ракеты сможет воспользоваться и «Роскосмос»: его проект «Сфера» потребует запуска сотен малых аппаратов.

Сейчас у проекта три инвестора, говорит Мансуров, но имен их не называет. Он лишь говорит, что это предприниматели из нефтяной отрасли, IT и производства строительных материалов. На первый этап разработки ракеты они выделят 300 млн руб. Непосредственно разработкой будет заниматься компания «Успешные ракеты», сейчас документы о ее создании изучают представители инвесторов, зарегистрирована она будет в конце августа — начале сентября. Планируется привлечение и других инвесторов, а также краудфандинговой кампании.

Мансуров известен как организатор IT-конкурса «Цифровой прорыв», также его компания «Актум» организует хакатоны для крупных корпораций, например для ВЭБа, «Газпром нефти», «Сибура», «Мегафона». Идея разработать ракету на частные средства обсуждается с различными инвесторами уже пять лет, продолжает Мансуров. В активную фазу работа над проектом перешла в январе этого года — за это время было найдено первичное финансирование, подобрана будущая команда инженеров и конструкторов.

«Успешные ракеты» значительную часть работ будут заказывать на конкурсной основе сторонним командам. Это позволит создать конкуренцию между ними, добиться лучших цен и сроков, минимизировать риски, рассказал Мансуров. По его словам, в России есть как минимум восемь команд разработчиков, которые при наличии финансирования могут выполнять заказы на разных этапах проекта — они существуют при вузах (например, МАИ, МГТУ им. Баумана, БГТУ «Военмех») и некоторых крупных корпорациях.

Поддержать как Илона Маска

«В России огромный научно-технический потенциал, при стабильном финансировании сверхлегкую ракету-носитель вполне реально разработать в заявленные сроки и уложиться в заявленные инвестиции», — говорит замруководителя группы «Аэроспейснет» Национальной технологической инициативы Павел Булат. «Проект осуществим, но при условии государственной поддержки, которая должна выразиться в открытии доступа к имеющимся со времен СССР технологиям, разрешении нанимать на работу сотрудников из предприятий «Роскосмоса», доступе к испытательной базе и космодромам», – рассуждает член-корреспондент Российской академии космонавтики Андрей Ионин.

Эти три формы господдержки позволили Илону Маску и его компании SpaceX добиться таких успехов. Уже на втором этапе SpaceX стала получать поддержку за счет дорогостоящих военных заказов. И только доказав свою эффективность, она получила контракт NASA на разработку пилотируемого космического корабля Dragon Crew, продолжает Ионин. Этот корабль доставил космонавтов на МКС в мае 2020 г., до этого монополия в пилотируемой космонавтике была у «Роскосмоса».

Для российского проекта будет очень важна возможность использовать имеющиеся ракетные двигатели или разработать собственный на их основе. Для сверхлегкой ракеты можно использовать различные двигатели верхних ступеней средних ракет-носителей, объясняет Ионин.

В дальнейшем проекту будет важен госзаказ «Роскосмоса» на запуски, продолжает эксперт. Проект «Роскосмоса» «Сфера» по развитию спутникового интернета предполагает выведение с 2024 г. малых космических аппаратов на орбиту. Для него может понадобиться 20—25 пусков сверхлегких ракет-носителей ежегодно, говорит Булат. Ракета Success Rockets сможет выводить по два малых спутника и небольшой космический буксир, который будет растаскивать их на заданные орбиты.

«Роскосмос» может стать потенциальным заказчиком ракеты-носителя в рамках проекта «Сфера», считает Мансуров. «Ведомости» направили запрос представителю «Роскосмоса».

Альтернативой для «Роскосмоса» может быть выведение малых аппаратов средними ракетами-носителями — кластерным способом сразу по несколько десятков, но в таком случае потребуются дорогостоящие решения по растаскиванию их всех по орбитам, говорит Булат. Сверхлегкая ракета-носитель была бы эффективней.

У самого «Роскосмоса» как раз был заказ на кластерное выведение малых спутников от английской компании OneWeb, которая должна была создать первую в мире глобальную систему спутникового интернета. Размер контракта составлял около $1 млрд, «Роскосмос» должен был за 21 пуск отправить в космос 672 спутника. Первый пуск состоялся в феврале этого года, средняя ракета «Союз-ФГ» вывела шесть спутников. С началом коронавирусного кризиса OneWeb обанкротилась.

Рынок и конкуренты

По некоторым оценкам, глобальный спрос на сверхлегкие ракеты составляет примерно 12—15 пусков в год при стоимости каждого $4—5 млн. Но при снижении цены до $3 млн за пуск и ниже спрос может вырасти в разы — до 50 пусков в год, говорит Булат. Если Success Rockets уложится в заявленные параметры, ее пуск будет стоить не дороже $2,5 млн.

В мире существует несколько десятков проектов по разработке сверхлегких ракет-носителей, продолжает Булат. Дальше всех продвинулась американская компания RocketLab, разработавшая ракету Electron. Она способна выводить на низкую орбиту до 150 кг груза, стоимость будет составлять примерно $6 млн за пуск. Пока проведено три пуска, рассказал Булат. При этом многие разработчики сочли, что не смогут конкурировать с RocketLab, поэтому некоторые проекты приостановились, некоторые сместились в более тяжелый сегмент или, как европейский проект SMILE, в более легкий — до 50 кг груза, добавляет он.

Сверхлегкая — это самая дешевая и простая в разработке ракета-носитель. Порог входа низок, поэтому в мире существует не менее 50 таких проектов — американских, японских, китайских, индийских, европейских, говорит Ионин. Но до стадии серийных коммерческих пусков еще никто не дошел, добавил он, потому что пока никто не получил серьезного заказа на пуски.

Частный космос в России

Частных инвестиций в космос в России почти нет. Фактически провалился самый громкий проект — организация частным холдингом S7 Group семьи Владислава Филева запуска ракет с морского космодрома Sea Launch. Созданная в 1995 г. как совместное предприятие РКК «Энергия» (входит в «Роскосмос»), Boeing и украинского «Южмаша», компания Sea Launch запускала украинские ракеты «Зенит». В 2014 г. после присоединения Крыма к России сотрудничество российской и украинской госкомпаний стало невозможно, пуски прекратились.

В 2016 г. S7 Group договорилась о покупке всех активов Sea Launch — пусковой платформы, командного судна, портовой инфраструктуры и складов в Лос-Анджелесе — примерно за $150 млн. Сделка была закрыта весной 2018 г. S7 проавансировала «Южмашу» производство 12 ракет «Зенит», были получены все разрешения на дальнейшую работу от украинских и американских властей, первый пуск был намечен на декабрь 2018 г.

Но разрешение на поставку комплектующих для украинской ракеты, прежде всего двигателей первой ступени РД-171, российское правительство так и не дало. Хотя Россия была главным бенефициаром проекта, ведь S7 — российский инвестор, обанкротившаяся Sea Launch на 95% принадлежала именно «Энергии», а в дальнейшем S7 планировала использовать для пусков разрабатываемую российскую ракету «Союз-5» (переименована в «Иртыш») и вести в России разработку собственного космического корабля.

S7 решила дожидаться разработки «Иртыша», который появится не ранее 2025 г. При этом содержание комплекса обходится примерно в $20 млн в год, рассказывал «Ведомостям» тогдашний гендиректор компании S7 Space Сергей Сопов. Так как базирование комплекса в США подразумевает использование ракеты «Зенит», то S7 уже в этом году была вынуждена перегнать космодром в порт Славянка в Приморском крае через весь Тихий океан.

Коронавирусный кризис поставил на грань выживания все авиакомпании, а основной бизнес S7 Group, за счет которого она и финансировала космический проект, — это авиакомпания S7 Airlines. Проект Sea Launch заморожен, сейчас не до него, при этом финансовые условия содержания комплекса в Приморском крае вдвое хуже, чем в Калифорнии, хотя обещали наоборот, говорил Филев в интервью «Коммерсанту» в апреле. В июне «РИА Новости» сообщило, что S7 ведет переговоры о продаже комплекса «Росатому».

Самым успешным частным проектом в России была компания МКК «Космотрас». Она с 1999 г. запускала на орбиту коммерческие грузы с помощью баллистических ракет «Днепр», которые списывало Минобороны России. Так как конверсия ракет требовала кооперации с производителем, украинским «Южмашем», то и этот проект также умер после «крымской весны». В 1999—2015 гг. «Космотрас» провел 22 пуска.

В 2020 г. была создана компания МКТС, которая планирует разработать многоразовый грузовой космический корабль «Арго», сообщало «РИА Новости». «Арго» сможет доставлять на МКС до 2 т груза и возвращать до 1 т груза, он будет рассчитан на 20 циклов взлет-посадка. Для сравнения: имеющийся сейчас у «Роскосмоса» грузовой корабль «Прогресс» – одноразовый, он может доставлять 2,6 т груза.

Белоусов заявил об открытии для бизнеса космоса «по-настоящему»

России следует открыть рынок для частных инвестиций по примеру США, Европы и Китая, считают в «Роскосмосе»

Фото: Петр Гридин / ТАСС

Российскому бизнесу предоставят возможность помочь технологическим компаниям совершить прорыв в развитии космических технологий. Об этом заявил первый заместитель председателя правительства Андрей Белоусов, его слова РБК передал представитель.

Комментарий Белоусова был дан в связи с подписанием соглашения о сотрудничестве между бизнесом и государством по дорожным картам высокотехнологичных направлений. Всего утверждено пять таких дорожных карт. Среди них, например, проект «Перспективные космические системы и сервисы» идея которого заключается в «формировании единого информационного пространства Российской Федерации» с помощью орбитальной группировки спутников. Разработкой малых спутников и сервисов в рамках этой дорожной карты совместно с «Роскосмосом» будет частный бизнес.

«Настало время по-настоящему открыть космос для российского частного бизнеса и помочь отечественным технологическим компаниям совершить прорыв в развитии космических технологий», — заявил он.

Белоусов уточнил, что в рамках соглашения был сформирован пул заинтересованных компаний, которые готовы разрабатывать, производить и эксплуатировать современные спутники.

По его словам, правительство будет оказывать этим компаниям нормативную, организационную и финансовую поддержку, тогда как «Роскосмос» предложит свои возможности для производства спутников и услуги их выведения на орбиту.

России следует открыть рынок для частных инвестиций по примеру США, Европы и Китая, счел глава «Роскосмоса» Юрий Борисов. «Основой для наращивания орбитальной группировки станут серийные производства, которые построит Роскосмос. Но мы должны следовать мировым трендам и открыть рынок для частных инвестиций по примеру США, Европы и Китая. Подписание этого соглашения — первый шаг в практической реализации наших планов», — заявил он.

В период с 2023 по 2030 год планируется произвести и вывести на орбиту более 60 спутников дистанционного зондирования Земли и более 700 аппаратов спутниковой коммуникации.

В конце декабря 2022 года Борисов сообщил, что «Роскосмос» планирует привлекать инвестиции в проекты, в том числе на рынке облигаций.

Условия будут следующими: предельный объем — до 50 млрд руб., срок — 15–20 лет, выплата купонного дохода — каждый 181-й день. Стартовый выпуск облигаций планируется в 2023 году в размере 10 млрд руб.

Эти средства станут основой для строительства двух серийных заводов, выпускающих спутники, предположительно, в Красноярске и Московской области.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как переименовать беседу в скайпе для бизнеса
  • Как открыть энергосбытовую компанию по шагово
  • Как перейти с бизнес тарифа на обычный теле 2
  • Как открыть юридическую контору с нуля бизнес
  • Как перенести аккаунт ватсап на ватсап бизнес