Относительно невысокие вложения, быстрая окупаемость, постоянный спрос на услуги маршрутного такси привлекают тех, кто хочет открыть бизнес на пассажирских перевозках. Однако поставить автобус на маршрут непросто: ниша конкурентная, рынки городских перевозок прочно освоены крупными игроками.
Объективная реальность такова, что в большинстве российских городов «маршрутки» стали самым популярным видом городского транспорта. Так, последний опрос ВЦИОМ от 9 ноября 2018 года показал, что их услугами пользуется 63% горожан, и эта цифра практически не меняется в течение последних десяти лет. На вопрос отвечали участники старше 18 лет, если же прибавить к ним школьников, по крайней мере, старших классов, показатель будет еще выше.
Бизнес на городских пассажирских перевозках считается высокорентабельным, транспорт окупается быстро (микроавтобус в течение года). Лицензию получить не так уж сложно, ее выдают федеральные органы Ространснадзора. Самые «лакомые кусочки» в этом деле — наличная выручка и льготное налогообложение (ЕНВД, ПСН).
Самая сложная задача: вписаться в структуру местного рынка перевозок. Здесь все зависит от масштаба. Поставить на действующий маршрут 1–3 автобуса и получать стабильный доход вполне реально, в некоторых городах можно вывести 5–10 машин. Больший размах означает выход на тропу «конкурентной войны».Задумывая открыть маршрутное такси, нужно хорошо представлять, как организован этот достаточно закрытый бизнес.
Что такое маршрутка с точки зрения закона
Прежде всего, отметим, что «маршрутное такси», или «маршрутка» — народный термин, определения которому в законе нет. В то же время, он имеет вполне конкретное содержание, определяющееся двумя чертами.
- Это преимущественно микроавтобусы типа «Газель» и импортные аналоги (Форд-Транзит, Hyudai Country, Мерседес-Бенц), а также автобусы малого класса ПАЗ-32054 и их модификации.
- Транспорт принадлежит частным владельцам, которые получают доход исключительно от своей выручки. Среди них есть ООО и ИП, они не работают по муниципальному заказу и сами несут все расходы.
С 2013 года все виды ТС, перевозящие пассажиров, независимо от вида собственности, приравняли к транспорту общего пользования. Частные предприниматели обязаны соблюдать Автомобильный Устав и Правила перевозок наравне с муниципальными и государственными автотранспортными предприятиями.На практике нередко наблюдается иное: гонки на дорогах, забитые в два ряда остановки, изношенные автобусы, что служит причиной постоянных претензий к маршрутным такси.
Выбора, однако, у пассажиров нет: что везет, на том и едут. За редким исключением городов с метро, или типа Красноярска, где маршруток нет, и никогда не было. Учитывая плачевное состояние муниципальных АТП в большинстве регионов страны, можно уверенно прогнозировать, что частные перевозчики еще долго будут колесить по дорогам.
Что нужно, чтобы открыть маршрутное такси
Этот вид бизнеса отличается от других тем, что в расчетах нужно учитывать два барьера: экономический и административный. Первый подразумевает обычный для любого дела бизнес-расчет: приобретение транспорта, расходы на его обслуживание, налоги, затраты на обеспечение лицензионных требований, определение выручки и чистого дохода.
Второй связан с приобретением права на маршрут. Именно он определяет потенциальный пассажиропоток и доходность бизнеса, за получение права ездить по нему придется платить. Подробно этот вопрос мы рассмотрим ниже, и правильнее начинать бизнес на маршрутках с его решения. Прежде, чем покупать автобус и считать будущую выручку, нужно определиться, на какой маршрут его можно будет поставить, исколько это будет стоить.
Оформление бизнеса и налогообложение
Подавляющее большинство владельцев автобусов регистрируются как ИП, что быстрее, дешевле и избавляет от необходимости вести бухгалтерский учет. Коды деятельности (ОКВЭД) подбираются из раздела 49 справочника «ОК 029-2014 (КДЕС. Ред.2)».
- 49.31.21 — регулярные перевозки пассажиров автобусом по городским и пригородным маршрутам;
- 49.39.11 — та же деятельность в отношении междугородних (межмуниципальных) перевозок;
- 49.39.1 — перевозки по заказам, экскурсионным и туристическим маршрутам.
При регистрации можно указать любое количество кодов, вести деятельность по каждому из них не обязательно. Обратная ситуация наказуема: фактически осуществлять работу по не предусмотренному виду ОКВЭД нельзя.
Пассажирские перевозки подпадают под самый выгодный режим налогообложения — ЕНВД при условии, что автопарк насчитывает не больше 20 автобусов. Это значит, что не нужно вести учет доходов и расходов, налог рассчитывается от базовой месячной доходности на одно посадочное место (1 500 рублей). Его размер можно уменьшить на 50% за счет взносов на собственное пенсионное страхование. Уплата производится ежеквартально. Например, для Газели на 12 мест, это будет следующая сумма:
1 500 × 12 × 15 % × 1,868 × (К2) = 5043,6 (руб/месяц), где:
- К2 — местный коэффициент, чаще всего равный 1;
- 1,868 — коэффициент дефляции на 2018 год;
- 15 % — налоговая ставка.
Лицензия на пассажирские перевозки
Междугородние, пригородные и внутригородские перевозки пассажиров автомобильным транспортом в количестве свыше 8 человек, относятся к лицензируемой деятельности. Вместимость автобуса определяется его техническими характеристиками. Лицензию (иногда это документ называют разрешением, лицензионной карточкой) выдают органы Ространснадзора, получить ее может юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.
Заявление подается в территориальный УГАДН (Управление государственного автодорожного надзора), адреса и телефоны указаны на сайте Ространснадзора.
К заявлению нужно приложить внушительный список документов (копий), подтверждающих соответствие лицензионным требованиям.
- Регистрационные документы ИП или ООО, свидетельство о постановке на налоговый учет.
- О наличии транспорта в собственности (арендный договор) со свидетельством о регистрации в ГИБДД и ПТС.
- Полис страхования ОСАГО, копии талонов о прохождении техосмотра (диагностической карты).
- Уведомление о включении ТС в Реестр категорированных объектов и присвоении категории (с 10 октября 2017 года).
- Декларацию о наличии арендованной стоянки для автобусов (собственного гаража).
- О наличии помещения, оборудования для ремонта и техобслуживания ТС, либо договор со специализированной компанией.
- Трудовые книжки, водительские удостоверения, справки о прохождении медосмотра для водителей.
- Об оборудовании автобусов аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS (требование приостановлено до 01.01.2019 года).
- О наличии штатного медицинского работника (либо договор с медучреждением), проводящего ежедневный предрейсовый контроль.
Список документов может меняться, поэтому перед подачей заявления, желательно уточнить все непосредственно в УГАДН по месту осуществления будущей деятельности. Госпошлина за лицензию составляет 7 500 рублей, оформляется она в течение 45 дней.
До настоящего времени не требовалось специального разрешения для перевозки пассажиров только по заказам и для собственных нужд организации. С марта 2019 года (№386-ФЗ от 31.10.2018) вводится обязательное лицензирование и для этих видов деятельности.
Выбор автобуса, внесение в реестр ТС
Главным преимуществом маршрутного такси всегда была мобильность, потому среди маршрутных такси преобладают автобусы малой и особо малой вместимости. Среди них самыенегативные отзывы заслужила «Газель» серий ГАЗ-32213, ГАЗ-32213 (322132). Она неудобна для пассажиров, и вызывает претензии в плане безопасности. Тем не менее, газели преобладают среди маршруток на дорогах городов-миллионников Омск и Новосибирск, используются даже при междугородней перевозке пассажиров в южных и центральных областях России.
На практике, во всех регионах сложились определенные «исторические» предпочтения. Так, например, в Кемеровской области, преимущественно используются автобусы ПАЗ разной модификации с вместимостью более 40 мест. В Ростовской области предпочитают микроавтобусы Hyundai Country и Ford Transit. Предприниматель сам решает, какой автобус лучше купить на маршрутку с учетом местных условий, финансовых возможностей, расходов на обслуживание. Профессионалы не рекомендуют покупать транспорт старше 3-х лет, новый автобус (в том числе ГАЗель Next) можно приобрести в кредит и в лизинг.
Покупая автобус б/у, узнайте, включен ли он в реестр категорированных транспортных средств. У продавца должно быть соответствующее уведомление, без него будет невозможно получить лицензию. Новый транспорт придется оформлять самостоятельно. Занимается этим Автодор (Федеральное дорожное агентство), и только в Москве. Туда будет нужно направить информацию письмом или в электронном виде, которая включает:
- регистрационные документы перевозчика (ИП или ООО);
- копии ПТС и свидетельства о регистрации ТС;
- сведения о балансовой стоимости автобуса;
- документы о праве собственности (аренды) на ТС.
Формы заполнения документов, которые нужно приложить к заявлению о включении автобуса в Реестр ТС, есть на сайте Автодора.При отсылке заявления письмом все копии должны быть удостоверены нотариально. Уведомление высылается заявителю в течение 45 дней.
Требования к обслуживанию маршруток
Список документов, которые нужны для получения лицензии, собрать несложно. Однако в список лицензионных требований входят еще два пункта:
- соблюдение требований ст. 20 закона о безопасности дорожного движения;
- соблюдение Устава автомобильного транспорта и Правил перевозки пассажиров.
Фактически их выполнение можно проверить только в процессе работы, и контроль над этим осуществляют ГИБДД и Ространснадзор. Если патрульная машина этих служб остановит маршрутку и обнаружит несоответствия или отсутствие необходимых документов, это будет считаться нарушением лицензионных требований. К ним относятся:
- предрейсовый контроль технического состояния ТС;
- оформление путевого листа на каждый автобус;
- предрейсовый медицинский осмотр водителей;
- страхование гражданской ответственности владельца ТС;
- оснащение транспорта техническими средствами контроля.
Кроме того, автобусы должны ходить строго по расписанию, в салоне должна быть схема маршрута, все пассажиры должны иметь билет на проезд. При этом функции контрольных служб строго разграничены. Так, например, рядовой патруль ДПС не уполномочен проверять наличие штампов о техосмотре и медосмотре в путевом листе, это могут делать только сотрудники Ространснадзора.
Как поставить автобус на маршрут
За долгие годы в стране сложилась типовая система городских и межмуниципальных перевозок. Главными распорядителями маршрутов (фактически продавцами) выступают администрации регионального и муниципального уровня. Разрешение на их обслуживание давно получили разные АО, ООО, ИП, как правило, приближенные к власти.
Третьи в этой цепочке — непосредственные исполнители, владельцы автобусов, те есть мелкие индивидуальные предприниматели, не являющиеся самостоятельными игроками на рынке перевозок. Они работают с собственниками маршрутов по разным схемам.
- Между владельцем маршрута и владельцем автобуса заключается договор, например, о совместной деятельности, те есть — продается право работы на маршруте. Понятно, что каждый из них имеет свою цену.
- Посредник заключает фиктивный договор аренды автобуса у его собственника, а его самого оформляет как наемного работника. Реальные отношения сводятся к тому, что водитель ежедневно «отстегивает» долю выручки за маршрутный лист.
Иногда предприниматель, имеющий в собственности несколько автобусов, заключает договор с организацией, имеющей официальное право поставить автобус на маршрут, и нанимает водителей. Но чаще всего заключается договор с ИП, имеющими собственную машину.Именно они являются фактическими владельцами бизнеса: несут расходы на бензин, обслуживание, отвечают за все перед законом, платят налоги и страховые взносы. Посредники лишь собирают «дань» наличными. Для нихмаршрутки — «золотое дно», реальную прибыль они не показывают, а проверить и учесть ее практически невозможно.
В настоящее время продажа билетов для проезда в автобусах, включая маршрутное такси, не требует применения контрольно-кассовой техники (ККТ). Однако законом № 192-ФЗ от 03.07.2018 внесена поправка, согласно которой льгота отменяется с 1 июля 2019 года.
Насколько реально открыть новое направление
Теоретически это возможно, но на практике нужно преодолеть много препятствий. Во-первых, наиболее выгодные направления уже освоены. Рассчитывать можно только на места с малым пассажиропотоком, или те, где преобладает муниципальный транспорт и очевидно не справляется с нагрузкой. Вопрос решается в управлении транспорта местной администрации.
Отказ чаще всего мотивируется такими причинами: «согласно расчетам на данном направлении не требуется дополнительных ТС» или «потребность в перевозке пассажиров полностью удовлетворена». Реальные причины прозаичнее. Вывод в работу частного маршрутного такси, как правило, уменьшает доходы и так планово-убыточных МУПов, АТП, которым остаются одни только льготники. А это означает еще больший рост субсидирования из местного бюджета на покрытие их долгов. Однако такие отказы часто оспариваются в судах, и иногда решения выносятся в пользу частного перевозчика.
С 2016 года правила установления маршрутов регулирует закон № 220-ФЗ об организации регулярных перевозок. Они сводятся к следующему:
- подать заявление об установлении маршрута может организация, ИП или простое товарищество перевозчиков;
- к заявлению прикладывается полная информация: наименование маршрута, схема остановочных пунктов, расписание, перечень транспортных средств;
- при наличии общих остановок с уже действующими маршрутами, разница во времени должна составлять не меньше 10 минут.
Последнее условие изменилось с января 2018 года (раньше было 15 минут), и при наличии пересечений потребуется представить письменное согласование с уже работающими в этом направлении перевозчиками. Понятно, что это мало чем облегчает задачу, зато полезным может оказаться реестр муниципальных и межмуниципальных маршрутов, который местные власти теперь обязаны вести и публиковать в открытом доступе. Помимо прочего, в нем указываются и те, кто имеет официальное право на них работать (читай владельцы).
Сколько зарабатывают на маршрутном такси
Понятно, что реальные заработки «маршрутчиков» подсчитать сложно, в каждом городе и на каждом направлении они разные. Никто особенно этой информацией не делится, однако слухи о «миллионах» сильно преувеличены. Приведем несколько примеров по городам, из которых можно сделать определенные выводы.
В городах среднего масштаба средняя ежедневная выручка составляет 5 500–7 000 (Пенза), 6 000–10 000 рублей (Кемерово) в зависимости от маршрута. В будничные дни может больше, в выходные меньше. При работе «по плану» водитель без своего транспорта отдает посреднику 3 000–3 500 тыс. рублей в день, при наличии своего автобуса 30 000–60 000 в месяц (за маршрут). Если отнять расходы на бензин, чистый доход в день составляет 2 000–3 500 рублей в день. Это при нормальном 8-часовом рабочем дне, а многие работают и по 12 часов.
Средние цифры городам свыше 600 тыс. жителей приводятся в диапазоне 50–60 тысяч рублей в месяц в расчете на одну маршрутку, в Москве до 75 тысяч рублей. Причем в столице не намного меньше средняя зарплата водителя муниципального автобуса. По наиболее выгодным маршрутам доходность может достигать и 150 тыс. в месяц с одного автобуса.
Сколько стоит открыть бизнес на маршрутке
Каждый бизнес-план составляется с учетом цен в своем регионе. Конкретные цифры зависят от того, как покупается транспорт: за свои деньги, с помощью кредита, в лизинг. Так, например, на Авито есть предложения о продаже автобуса ПАЗ-32054 2014 года выпуска с маршрутом за 700 тыс. рублей (маленький городок в Юго-Западной Сибири). В Самаре два автобуса Hyundai Country 2012 года (на действующем маршруте) продают за 1,4 млн рублей, продавец обещает доходность до 80 000 рублей в месяц.
Практичнее исходить из списка первоначальных и постоянных затрат, закладывая в бизнес-план средние цифры по своему региону. Примерный перечень приведен в таблице.
Первоначальные инвестиции, руб | Постоянные затраты, руб |
---|---|
Покупка автобусов | Затраты на бензин, мойку, техническое обслуживание |
Затраты на оформление ИП, лицензии | Оплата договора с медицинской организацией |
Оплата работы посредников по категорированию транспорта (самостоятельно бесплатно) | Страхование ОСАГО, страховки для пассажиров и водителя во время движения |
Оплата за постановку автобусов на маршрут | |
Оплата договора стоянки, гаража |
Анализ информации в открытом доступе показывает, что стоимость открытия бизнеса на маршрутном такси с одним автобусом составляет 0,8–1,8 млн рублей. Если планируется автопарк из 3–5 машин, расходы возрастают до 4 млн рублей. Но при этом нужно дополнительно закладывать оплату услуг диспетчера, бухгалтера и аренду небольшого офисного помещения.
Закон № 220-ФЗ: что изменится на рынке перевозок
Ситуация на рынке маршрутного такси поменялась с выходом закона № 220-ФЗ, который вступил в полную силу в середине 2016 года. Фактически это первая попытка на государственном уровне, цель которой вывести из тени хаотичный и скрытый рынок пассажирских перевозок. Закон предоставил право властям устанавливать регулируемые тарифы, и первой это сделала Москва, которая перевела на муниципальный контракт все основные городские маршруты.
С каждым днем мы замечаем, что на улицах наших городов становится все больше маршрутных такси. Кое-где этот вид транспорта стал конкурентом автобуса и даже полностью вытеснил его. И это вполне обоснованно: по маневренности и скорости доставки пассажиров маршрутное такси превосходит автобусный транспорт. О том, как открыть маршрутное такси с нуля и самостоятельно организовать данный бизнес, выгодно ли такое предприятие, речь пойдет в этой статье.
Прежде чем вложить средства
Бизнес на маршрутках – довольно легок с точки зрения его организации. Важнейшими составляющими его успеха являются грамотная работа создаваемой диспетчерской службы и рекламная деятельность.
Как показывает анализ отечественного рынка транспортных пассажирских услуг, если создать только один свой маршрут в городе, то это может стать источником неплохой прибыли. Кроме того, такой бизнес быстро окупается и имеет высокую рентабельность.
Открытие дела и подсчет средств, которые можно заработать на перевозках пассажиров на маршрутке, всегда связаны с решением вопроса о необходимости приобретения транспортного средства. На начальном этапе реализации данная бизнес-идея может потребовать значительных вложений в связи с самой покупкой автомобиля, расходами на получение лицензии, оплатой страховки.
Однако, как говорят сами маршрутчики, работа на себя гораздо приятнее и всегда выгоднее, именно поэтому даже солидные затраты на стартовом этапе не останавливают желающих открыть свой собственный малый бизнес и заняться пассажирскими перевозками.
Основная деятельность
Организация перевозки пассажиров – это основной вид деятельности, которым придется заниматься учредителю предприятия. По мнению экспертов и аналитиков рынка, в России маршрутное такси работает в условиях высокой конкуренции, но довольно прибыльно. Открыть небольшое предприятие можно, даже не имея в своем распоряжении автопарка и дорого оборудования для обслуживания транспортных средств.
Решая, с чего начать, нужно внимательно проанализировать рынок услуг региона, где вы собираетесь заниматься перевозками. От этого во многом зависит не только стартовый отрезок реализации проекта, но успешность всей бизнес-идеи. В некоторых регионах маршрутки запрещены или на их деятельность наложены ограничения.
Когда станет многое известно о конкурентах, следует заняться решением вопроса о правовом статусе и структуре предприятия. Здесь многое зависит от того, каким образом вы собираетесь работать:
- С автопарком или без него.
- Заниматься только перевозкой пассажиров или оказывать и другие услуги.
- Использовать арендные отношения применительно к основным средствам или приобретать их в собственность.
Как правило, начинают такой бизнес с одного или нескольких маршрутных такси, для чего используются бюджетные бусы. При открытии небольшого предприятия вполне можно обойтись без покупки данных авто, а привлечь к перевозкам водителей со своими автомобилями. Вашей заботой в таком случае станет только диспетчерская работа: подбор персонала для нее, оснащение рабочих мест. Помещение для нее лучше всего арендовать, это не повлечет больших расходов, потому что много места для работы диспетчеров не требуется.
Выбор транспортных средств и маршрута
Подбор автомобилей, которые будут использоваться в качестве маршрутных такси, следует делать в соответствии с тем маршрутом, на котором они будут работать. Поэтому решать эти задачи необходимо в тесной взаимосвязи друг с другом.
Если речь идет исключительно о городских перевозках, то вполне подойдет б/у-шный бусик в хорошем техническом состоянии. Он еще сможет достаточно долго бегать по городским дорогам и приносить доход. При таком сценарии главной проблемой станет высокая конкуренция.
Если перевозки планируется осуществлять на дальние направления, где немного конкурентов, а дороги не самого лучшего качества, основное внимание необходимо обратить на техсостояние транспортного средства. Кроме того, при подсчете расходов необходимо учитывать более высокие затраты на приобретение топлива.
Помимо вышеуказанных факторов, маршрут выбирать необходимо не только по направлению перевозки, но и по часам движения. Очевидно, что «катать воздух» в «неходовые» часы никому не интересно.
Если же маршрут выбирается в сторону сельских поселений, то лучшим решением будет использование надежных бусиков, таких как Ford или «ГАЗель». Эти машины неприхотливы в обслуживании, редко ломаются и долго выдерживают не самое почтительное отношение к себе со стороны пассажиров.
Финансовая составляющая
Чтобы с самого начала обеспечить бизнес-идее перспективу, необходимо тщательно продумать финансовую и маркетинговую политику, которых будет придерживаться учредитель на начальной стадии функционирования предприятия.
Для дальних маршрутов большим преимуществом станет использование машин с большей вместимостью и возможность установления более высоких цен на проезд. Однако в этом направлении не следует перегибать палку перевозкой в часы «пик» пассажиров в стоячем положении (если транспорт не подразумевает нескольких стоячих мест). Это делать категорически запрещается и может повлечь большие неприятности.
Что же касается городских перевозок, то в этом случае плата за перевозку будет определяться действующими тарифами. Поэтому повысить доходность бизнеса можно будет только путем приобретения еще одной машины.
Также надо ответить на вопрос, собираетесь ли вы покупать маршрут или брать его в аренду. Как показывает практика, приобретение целиком маршрута выйдет достаточно затратным, но в течение одного года эти расходы окупаются. Если же нет достаточных средств и желания/возможности обратиться в банк за кредитом, лучшим решением будет аренда маршрута.
Что учесть в бизнес-плане
При составлении бизнес-плана необходимо учитывать основные статьи расходов, которыми станут:
- Приобретение транспортного средства (аренда или покупка маршрута).
- Расходы на приобретение топлива и выполнение техобслуживания автомобилей.
- Оплата страховки и налогов.
Если заниматься организацией бизнеса исключительно самостоятельно, то расходы на открытие предприятия существенно сократятся. Однако такой путь сулит значительные бюрократические издержки, связанные с необходимостью получения нужной водительской категории и последующей регистрацией предприятия. Тем не менее, на начальном этапе лучше пройти этот путь, не привлекать водителей со стороны и самому зарегистрировать предприятие в статусе индивидуального предпринимателя.
В таком случае пошаговая инструкция организации бизнеса может выглядеть следующим образом:
- Оформление и подготовка документов. Действующее законодательство не предусматривает обязательного лицензирования данного вида деятельности (при условии ее ведения без регистрации ИП). Однако следует учесть, что лицу, которое будет привлекаться к работе в качестве диспетчера, придется оформить разрешение и статус предпринимателя. Документы, которые потребуются для регистрации бизнеса: лицензия индивидуального предпринимателя, арендный договор, трудовые договоры с привлекаемыми сотрудниками.
- Подбор помещения для диспетчерской службы. Его можно оборудовать практически в любом здании, независимо от расположения, где сдается в аренду неиспользуемая площадь (18-20 кв. м).
- Техническое оснащение диспетчерской службы. Оборудование, которое понадобится для обеспечения работы диспетчеров, недорогое и компактное. На начальном этапе реализации бизнес-идеи вам потребуется только специальная техническая аппаратура для контроля над работой водителей (и то только в том случае, если их будет несколько). В некоторых случаях можно обойтись вообще без диспетчерской службы, а привлечь к работе в качестве диспетчеров взрослых членов семьи. Для обеспечения их деятельности достаточно будет купить только многоканальный телефон и зарегистрировать его.
- Подбор персонала. Лучшим решением при открытии бизнеса с нуля является привлечение сотрудников со своими машинами. В этом случае вам придется заниматься только диспетчерской деятельностью. К подбору кандидатов на должность водителей отнеситесь особо серьезно и ответственно, лучше всего обратитесь с предложением работы к своим хорошо знакомым водителям или автолюбителям. Прибыль от таких привлеченных водителей вы будете получать в виде части их дохода (процента стоимости выполненных заказов). В случае дальнейшего развития предприятия штат может увеличиться за счет механика, бухгалтера, технического работника.
- Осуществление маркетинговой деятельности. Для продвижения своих услуг учредитель предприятия по пассажирским перевозкам может использовать давно известные и проверенные временем способы: организовать рекламу предприятия через социальные сети, заказать видеоролик для трансляции по телевидению, издать и распространить объявления, листовки и буклеты, рассказывающие об услугах маршрутного такси, использовать рекламу на автомобилях.
Учитывая незначительную начальную стоимость открытия бизнеса, перспективы по его расширению, все плюсы и минусы по финансовой составляющей и рискам, можно с достаточной уверенностью утверждать, что перевозки на маршрутном такси – это выгодное вложение средств с высокой доходностью.
Передвижение внутри населенных пунктов и между ними не всегда удобны на личном транспорте. У многих людей нет возможности приобрести машину, некоторым она не нужна, но добираться до объектов им требуется ежедневно. Именно поэтому спрос на услуги маршрутного такси стабильно высок, несмотря на увеличившийся процент автовладельцев. Открытие бизнеса, основанного на перевозках, является прибыльным, но затратным в плане вложений, однако грамотно составленный бизнес-план маршрутного такси позволит обойти большинство “подводных камней” при организации бизнеса.
- Резюме
- Общее описание проекта
- Анализ отрасли
- Анализ рынка
- Анализ конкурентов
- Анализ рисков
- Маркетинговый план
- Производственный план
- Необходимое помещение, оборудование
- Автопарк
- Разработка маршрута
- Организационный план
- Оформление бизнеса, требуемые документы и лицензии
- График открытия
- Финансовый план
- Заключение
Резюме
Организация бизнеса направлена на создание службы маршрутного такси. Основное направление предприятия – оказание услуги населению города в сфере пассажирских и транспортных перевозок.
Основные цели проекта:
- получение прибыли и дохода от перевозок;
- удовлетворение в полном объеме потребностей клиентов в пассажирских перевозках, обеспечение должного комфорта и безопасности.
Предполагается, что бизнес будет востребованным, следовательно, рентабельность предприятия будет высокой – в районе 15-20%.
к оглавлению ↑
Общее описание проекта
Открытие предприятия, основанного на перевозках по определенной линии (маршруту), как перспективный и современный бизнес, имеет следующие задачи, решать которые необходимо не только на этапе запуска, но и на протяжении всей последующей работы для успешного продвижения и совершенствования предприятия:
- обеспечение населения города и гостей местности удобным, быстрым и современным автотранспортом;
- получение стабильной прибыли от осуществляемой работы;
- дальнейшее расширение (увеличение единиц техники на маршруте, сокращение интервала ожидания;
- создание рабочих мест для населения города.
Для решения поставленных задач бизнесмену необходимо учитывать особенности выбранного направления деятельности, связанного с набором персонала (водителей), оплаты госпошлин, необходимостью прохождения ежегодного техосмотра.
к оглавлению ↑
Анализ отрасли
Проведение анализа выбранного направления деятельности – необходимый элемент для открытия стабильно приносящего прибыль предприятия. Анализ рынка в выбранном регионе (крупном городе) позволит установить примерный спрос на предоставляемую услугу и в последствие рассчитать рентабельность будущего предприятия. В среднем показатели спроса на маршрутное такси, как способ передвижения составляет от 70% до 90% в крупных и средних городах и 55-60% – в сельской местности.
к оглавлению ↑
Анализ рынка
Открывая бизнес в основе которого лежит маршрутное такси, следует предварительно (перед сбором и подачей документов), провести анализ рынка в определенной местности, где планируется осуществление последующей работы. Крупные компании занимают до 80% рынка.
Оценивая параметры конкуренции и возможность входа на рынок, можно с уверенностью утверждать, что маршрутное такси, как бизнес, будет прибыльным предприятием, если верно рассчитать финансовые вложения, провести маркетинговую стратегию и выбрать оптимальные методы завоевания рынка и привлечения клиентов. к оглавлению ↑
Анализ конкурентов
Анализируя конкуренцию в выбранном сегменте деятельности, важно учитывать, что в крупных городах она на высоком уровне, поскольку кроме маршрутного, работает и обычное такси, автобусы и другие виды общественного транспорта. В некоторых городах есть монополисты, предоставляющие свои услуги на большинстве маршрутов. В небольших местностях конкуренция нередко бывает нулевой. Здесь важно учитывать кроме спроса, еще и состояние дорог.
к оглавлению ↑
Анализ рисков
Основные риски в этом направлении бизнеса связаны с высокой конкуренцией в выбранном для работы регионе. Следовательно, существует вероятность, что спрос на услугу будет не достаточно большим, чтобы предприниматель смог быстро выйти в ноль по затратам и начать получать доход.
Также риски связаны с приобретением некачественных машин (поэтому лучше на первом этапе купить 1-2 автомобиля). Найму персонала (водителей, прежде всего) следует уделить особое внимание, так как с этим этапом также связаны определенные риски – люди должны иметь опыт соответствующей работы (не менее 1 года) и стаж вождения – от 4-5 лет. к оглавлению ↑
Маркетинговый план
Для реализации маркетинговой составляющей бизнес-плана по открытию маршрутного такси, следует придерживаться следующих проверенных и действенных принципов:
- учет действующей в регионе динамики рынка (предоставление услуги, которой нет у других компаний);
- упор на качество, комфорт и безопасность – необходимо представить сервис с лучшей стороны, разработать собственный дизайн, указать доступную цену, создать систему скидок и бонусов, что будет являться дополнительной рекламой для предприятия;
- открытие сайта с описанием услуги компании и всех преимуществ, которые получит клиент, выбрав маршрутное такси компании;
- рекламная компания в интернете (баннеры);
- раздача листовок и визиток с описанием услуг, предоставляемых маршрутным такси и ее основных преимуществ перед конкурентами;
- разработка запоминающегося слогана и логотипа;
- рекламная компания в социальных сетях.
к оглавлению ↑
Производственный план
Грамотно составленный производственный план, учитывающий все возможные нюансы предстоящей деятельности, позволит быстро развивать и усовершенствовать бизнес, тем самым получать хороший доход от оказанных услуг в самое короткое время.
Необходимое помещение, оборудование
Для того чтобы открыть бизнес в сегменте перевозок, потребуется арендовать помещения – для офиса компании и гараж для автомобилей. Важно закупить необходимые инструменты и оборудование для осуществления своевременной проверки технического соответствия параметрам безопасности автомобилей перед выходом на маршрут. Оборудование: инструменты, зарядные устройства для аккумуляторов, запчасти и детали для машин.
Также необходимо оборудовать место для проведения текущего ремонта. На аренду гаража (около 80 кв.м) потребуется затратить около 100 тысяч/месяц, офиса (40-50 кв. м) –25-30 тысяч/месяц, закупку оборудования и инструментов – 150 тысяч рублей.
к оглавлению ↑
Автопарк
Сформировать автопарк – ответственный этап открытия бизнеса. На начальном этапе функционирования компании рекомендуется закупить 1-2 автомобиля (микроавтобуса, желательно иностранного производства, так как срок службы б/у автомобиля составляет не менее 7 лет без капитального ремонта). Сумма затрат составит в районе 1-1.5 млн рублей.
к оглавлению ↑
Разработка маршрута
Создание маршрута для последующей работы должно стать основной задачей на этапе подготовительных работ. Для этого необходимо тщательно изучить уже действующие направления движения всего общественного (наземного транспорта). Можно воспользоваться уже разработанным (если конкуренция не велика). Важно помнить, что вновь созданный маршрут движения должен быть согласован и утвержден в Министерстве транспорта.
к оглавлению ↑
Организационный план
Для открытия бизнеса потребуется нанять персонал. На первом этапе он может состоять 2-4 водителя (в зависимости от количества автомобилей и графика работы). В дальнейшем число водителей будет увеличиваться. Кроме того, потребуется нанять:
- диспетчера;
- бухгалтера;
- механика;
- врача.
Дополнительно в штат следует включить уборщиков.
Оформление бизнеса, требуемые документы и лицензии
Организационно – правовой формой при организации бизнеса может являться как ИП, так и ООО. Необходимые документы:
- свидетельство о постановке на налоговый учет;
- выписка ЕГРИП;
- лицензия на осуществление перевозок;
- оформленная страховка;
- талоны ТО на все автомобили;
- договоры аренды помещений;
- открытые банковские счета;
- оформленные физический и юридический адреса;
Также у всего персонала должны иметься оформленные договора на работу (трудовые книжки), у водителей дополнительно действующие водительские удостоверения соответствующей категории. Информацию о том, какие налоги платит ИП можно найти тут – https://business-poisk.com/kakie-nalogi-platit-ip.html к оглавлению ↑
График открытия
Открыть и запустить бизнес можно полгода (с января по июнь). В январе потребуется выбрать место для организации стоянки и открытия офиса, заплатить аренду (можно сократить расходы и оплачивать ее не сразу за весь год, а каждый месяц). В феврале-апреле – разработка маршрута, проведение рекламной компании, закупка автомобилей и обустройство гаража и сервиса, а также медицинского кабинета. В мае осуществляется найм персонала, оформление документов. Июнь – старт перевозок. к оглавлению ↑
Финансовый план
Затраты на открытие (единовременные):
- аренда и оплата коммунальных услуг – около 200000 рублей;
- персонал (зарплата) – 150000 рублей;
- оборудование –150000 рублей;
- оплата страховки – около 100000 рублей (зависит от количества автомобилей в парке);
- приобретение автомобилей – в среднем 2 млн рублей.
Также потребуется закупить топливо, расходные материалы для обслуживания машин – это еще около 250-300 тысяч рублей
Ежемесячные затраты
- з/п персонала – 100000-150000 рублей;
- закупка топлива и прочих материалов – 350 тысяч рублей;
- непредвиденные расходы – 60000 рублей.
Доход составит порядка 350 тысяч с 1 машины в месяц, прибыль после выплат и налоговых отчислений при условии наличия в автопарке 2 машин – около 100 – 150 тысяч рублей (в первое время). Рентабельность производства составляет в этом случае 20%. Окупаемость вложений – 1-2 года. к оглавлению ↑
Заключение
Бизнес на открытии маршрутного такси принесет прибыль при условии внимательного подхода к его организации. Он требует учета многих нюансов, но позволяет за короткое время развить предприятие и наращивать клиентскую базу.
Маршрутные такси очень востребованы у городского населения. Муниципальный транспорт пытается конкурировать с маршрутками, но часто пассажиры выбирают последние: у них удобнее маршруты, и они быстрее передвигаются по городу. Кроме того, маршрутки останавливаются «по требованию», поездки комфортнее, а цена проезда сопоставима с билетом в городском транспорте. Во многих городах маршрутки — самый популярный вид передвижения по городу.
Но построить бизнес на маршрутных такси не так легко, как может показаться на первый взгляд. Стоит внимательно изучить все аспекты этого бизнеса прежде чем вкладывать деньги.
Как поставить маршрутку на маршрут
Прежде чем выяснить, как поставить маршрутку на маршрут, нужно понять статус этого транспортного средства.
В российском законодательстве нет такого вида транспорта, как «маршрутка» или «маршрутное такси». Это народное название, которое определяется двумя важными критериями:
- принадлежностью частным фирмам, которых не поддерживают государственные структуры и которые сами несут все расходы;
- марками автобусов небольшой (8-22 человека) вместимости – в основном «Газель» или иномарки похожего класса.
Все машины, перевозящие людей, квалифицируются как общественный транспорт. Независимо от форм собственности они должны подчиняться регламентам, описанным в Правилах перевозок людей, и Автомобильному уставу.
Первым шагом должен стать анализ ситуации с транспортом в вашем населенном пункте. Изучите план города, посмотрите, в каких районах наблюдается нехватка общественного транспорта. Обычно бывает трудно добраться из районов новостроек к месту работы или крупному транспортному узлу (метро, вокзал). Определите причины, по которым на конкретном маршруте работает ограниченное количество компаний.
Когда у вас будут эти данные, вы сможете оценить все риски и перспективы.
Бизнес может иметь различные форматы: перевозки на регулярной основе с посадкой и высадкой пассажиров на установленных остановочных пунктах или с остановками по требованию пассажиров, если это не нарушает ПДД.
Маршруты можно разделить на четыре группы:
- В пределах населенного пункта, города.
- Пригородные перевозки – между населенными пунктами с удалением на расстояние не больше 50 километров от их границ.
- Междугородные перевозки – между населенными пунктами, на расстояние более 50 километров от их границ.
- Международные перевозки – за территорию России или с пересечением ее границ.
Читайте такжебизнес-план автосервиса.
Документы для легальной деятельности
Работу общественного транспорта в России, в том числе – маршруток, регламентирует Федеральный закон «Об организации регулярных перевозок пассажиров…» и Устав автомобильного транспорта.
Чтобы получить право перевозить более 8 пассажиров, согласно законодательству РФ, у компании должны быть:
- лицензия – ее наличие подтверждает, что услуги перевозчика соответствуют требуемым стандартам;
- карта маршрута или свидетельство, которое выдает уполномоченный орган власти.
Регистрация бизнеса
Сначала вам нужно зарегистрировать бизнес. Проще всего оформиться как индивидуальный предприниматель (ИП) – это дешевле, быстрее, так проще платить налоги. В налоговый орган предоставьте заявление, копию паспорта и ИНН, квитанцию об оплате госпошлины.
Если вы не планируете создание обширного автопарка (не более 5 машин), этого будет достаточно. В противном случае, придется регистрировать ООО. В этом есть свои плюсы: проще будет взаимодействие с партнерами-юрлицами, финансовыми структурами.
При регистрации укажите подходящие коды по ОКВЭД: 31.21, 39.11, 39.1. Все они относятся к разным видам пассажирских перевозок. Лучше сразу указать больше кодов, иначе потом может появиться необходимость регистрировать их дополнительно.
Получение лицензии
Лицензию нужно оформить в Управлении Госавтонадзора, подав заявление и приложив пакет документов:
- свидетельство о регистрации ИП и постановке на учет в налоговую инспекцию;
- документы о постановке ТС на учет ГИБДД, документы на машины;
- копию диагностической карты техосмотра и полис страхования;
- документ о присвоении категории ТС и внесении его в Реестр категорированных объектов (учтите, процедура может занять несколько месяцев);
- договор аренды на стоянку или свидетельство о собственности на нее;
- документы на помещение для техобслуживания и ремонта автотранспорта;
- водительские права персонала компании, выезжающего на линию, трудовые договоры, медицинские заключения о разрешении управлять ТС;
- документы, подтверждающие установку на машинах систем спутниковой навигации;
- трудовой договор с медицинским работником (учреждением), который проводит предрейсовый осмотр водителей;
- квитанцию об уплате госпошлины – 7 500 рублей (за рассмотрение заявления).
Лицензия выдается в течение полутора месяцев после подачи заявления и является бессрочной.
Перед подачей заявления уточните список документов в Ространснадзоре. Деятельность без лицензии влечет за собой административное наказание в виде штрафа: для ИП – 100 000 рублей, для юрлиц – 400 000 рублей. При следующем нарушении – штраф и изъятие ТС.
Читайте также про доходные автомобили.
Выбор и согласование маршрута
В этом состоит главная трудность бизнеса: в городах рынки уже давно поделены, и новому конкуренту там не будут рады. Свободными маршрутами могут оказаться неприбыльные или не самые удобные траектории движения. Узнать о свободных местах можно в департаменте транспорта вашего города.
На организацию перевозок местные администрации устраивают тендеры, выиграть которые начинающему предпринимателю довольно трудно.
Можно разработать новый маршрут и представить на рассмотрение в органы власти грамотное обоснование его необходимости. Когда вы получите разрешение, будьте готовы к тому, что пассажирам потребуется некоторое время, чтобы узнать о маршруте и начать им пользоваться.
Для выхода на уже существующий маршрут вы должны предложить более привлекательные условия, чем есть на данный момент. Например, парк автобусов уже устарел, а вы предлагаете вывести новые машины.
Можно обратиться к уже действующему перевозчику и узнать условия сотрудничества.
Сколько стоит маршрутка
Получив все необходимые разрешения, можно переходить к закупке транспорта, а для этого нужно знать, сколько стоит маршрутка. Предприниматель сам решает, какие автомобили купить для своего бизнеса – этот вопрос законодательством не регламентируется. Вы должны исходить из своих возможностей, с учетом расходов на содержание автопарка и условий работы машин.
Опытные бизнесмены не советуют покупать автомобили, бывшие в эксплуатации больше трех лет. Лучше взять новые машины в лизинг или получить на них кредит в банке.
Если покупаете б/у машины, не забудьте уточнить у бывшего владельца, входят ли они в реестр – без этого вы не сможете получить лицензию.
Чаще всего в качестве маршрутного такси используют «Газель Next», которые вмещают 18 пассажиров, вместо 8-12. Также популярны:
- Мерседес Спринтер;
- Фольксваген Крафтер;
- Форд Транзит;
- Пежо Боксер и другие иномарки.
Но их приобретение обойдется в 1,5-2 раза дороже обычной Газели.
Нельзя сказать однозначно, какой автомобиль лучше — каждой модели есть свои плюсы и минусы. Но покупая машину с пробегом, вы всегда рискуете.
Сколько нужно вложить в бизнес и сколько можно заработать на маршрутке
Составляя бизнес-план, предприниматель должен знать, сколько можно заработать на маршрутке.
Сколько зарабатывает маршрутка в день
Чтобы точнее рассчитать прибыль будущего предприятия, нужно знать, сколько маршрутка зарабатывает ежедневно.
Примерный расчет выручки на 5 машин:
Кол-во машин | Вместимость | Стоимость проезда (руб.) |
Кол-во рейсов | Выручка в день (руб.) | Выручка в месяц (руб.) |
5 | 18 | 40 | 10 | 36000 | 1080 000 |
Эту сумму можно смело умножать на 2, так как большинство пассажиров едут не весь маршрут, а несколько остановок: 1 080 000х2 = 2 160 000 руб./мес.
Доход бизнеса
Рассчитаем инвестиции на примере маленькой компании. Автопарк – 5 машин «Газель Next».
Статья расходов | Сумма (руб.) |
Покупка автопарка | 6 500 000 |
Затраты на оформление документов (лицензии, регистрацию бизнеса) | 50 000 |
Оборудование офиса | 150 000 |
Аренда помещения, стоянки | 150 000 |
Страховка | 50 000 |
Итого: | 10 500 000 |
Ежемесячные расходы:
Аренда | 150 000 |
ФОТ (10 водителей, механик, медработник) | 600 000 |
ГСМ | 200 000 |
Непредвиденные расходы | 150 000 |
Итого: | 1 100 000 |
Чтобы посчитать доход, вычтем из суммы выручки ежемесячные расходы:
2 160 000-1 100 000=1 060 000 руб./мес.
Предприятие окупится за: 10 500 000:1 060 000 = 9,9 месяцев при идеальных условиях. Но опытные предприниматели называют реальным срок в 2-3 года с учетом незапланированных простоев, поломок техники, неполной загрузки и т.д.
Дополнительный доход можно получить, разместив в салоне маршрутного такси рекламные плакаты, баннеры, листовки рекламодателей. Другой вариант — рекламное изображение на кузов автомобиля.
Перевозки пассажиров микроавтобусом — новые возможности заработка
Не стоит сбрасывать со счетов и такой способ заработка, как перевозки пассажиров микроавтобусом. Можно найти организации, которым нужно доставлять сотрудников к месту работы. Сейчас многие предприятия имеют производства в загородных кластерах, и эта услуга находит своего потребителя.
Заключив договор с ивент-компаниями, вы получите постоянный поток клиентов, которым нужно добраться из одной локации в другую.
Также можно сотрудничать с туристическими агентствами, отелями, которые предоставляют трансферы своим клиентам.
Маршрутное такси как бизнес: отзывы предпринимателей
Бизнесом на маршрутном такси занимаются, в основном, мужчины, и, судя по отзывам, он приносит им стабильный доход. Несмотря на крупные вложения, открыть свое дело в этой сфере – реально.
Начинать можно с несколькими машинами. Главное — разработать грамотный бизнес-план, подобрать автомашины и водителей. Со временем автопарк можно расширить, получить новые маршруты, поменять технику на импортную: она дольше служит и более экономична.
Нужно понимать, что маршрутное такси как бизнес – это работа «вдолгую»: вложения не окупятся быстро. Зато бизнесом можно заниматься и в маленьком городке, и в городе-миллионнике.
Читайте также бизнес-план открытия автостоянки.
Маршрутное такси, которое обычно называют просто маршруткой, остается одним из самых популярных видов транспорта в РФ и СНГ. Большую часть пассажиров в городах, где нет метро, перевозят именно маршрутки. На популярных маршрутах в этой нише огромная конкуренция, но все же при желании запустить новую маршрутку можно.
Содержание:
- Бизнес на перевозках пассажиров: особенности и нюансы
- Как поставить маршрутку на маршрут
- Список необходимых документов
- Сколько стоит маршрутка
- Страховка
- Гараж
- Персонал
- Дополнительные расходы
- Расчет затрат
- Сколько можно заработать на маршрутках
- Маршрутное такси: отзывы
Поскольку спрос на общественный транспорт растет с каждым годом, начинающие предприниматели интересуются этим бизнесом. Но поставить на маршрут новую маршрутку не так просто – нужно не только вложить крупную сумму в покупку автотранспорта, но также получить необходимые разрешения и правильно выбрать маршрут. Обо всех особенностях этого бизнеса поговорим в статье.
Читайте, на чем быстро заработать в 2019 году.
Бизнес на перевозках пассажиров: особенности и нюансы
Отличие маршрутки от других видов транспорта заключается в том, что она представляет собой не государственный, а частный транспорт, финансируемый из собственной прибыли. Чтобы увеличить прибыль и снизить затраты, некоторые начинают экономить на необходимом – например, на зарплате водителей и техобслуживании. Такая политика может плохо отразиться на безопасности маршрутки и пассажиров, привести к авариям.
По законам РФ не существует такого вида транспорта, как маршрутка. Это ТС с точки зрения законодательства называются микроавтобусами. С 2013 года их отнесли к общественному транспорту. Они перевозят пассажиров по определенному графику и только по регулярным оговоренным маршрутам. При этом машина может останавливаться:
- Исключительно на остановках.
- В любых местах, где остановка не запрещена.
По дальности перевозок микроавтобусы делятся на:
- передвигающиеся в пределах города по оговоренным маршрутам;
- передвигающиеся в пригороды – в пределах 50 километров;
- междугородние маршрутки, которые курсируют между разными городами на расстояние свыше 50 километров;
- курсирующие по международным маршрутам между разными странами.
Для регистрации бизнеса нужно соблюсти требования безопасности пассажирских перевозок, получить разрешения и лицензии уполномоченных органов.
Как поставить маршрутку на маршрут
Придумать новый маршрут и поставить на него свою маршрутку у вас не получится, но на популярных маршрутах огромная конкуренция. Практически невозможно добавить туда еще один микроавтобус – как минимум, потребуется заплатить крупную сумму. А ведь кроме этого, нужно купить автотранспорт, купить или арендовать гараж. Обычно начинающие, которые только входят в эту нишу, выбирают не самый популярный маршрут. Но в таком случае в первые месяцы прибыль не слишком высока.
Чтобы поставить свой транспорт на уже открытый маршрут, обратитесь в департамент транспорта или транспортное предприятие, занимающееся обслуживанием маршрутных такси в вашем регионе. Парк автотранспорта часто бывает устаревшим и нуждается в замене: в такой ситуации, если вы предложите безопасные и комфортные автобусы, скорее всего, получите разрешение. После этого нужно заключить договор и запустить микроавтобусы.
Чем крупнее город, тем сложнее получить нужное разрешение, поскольку в мегаполисах ниша пассажирских перевозок занята. Имеет смысл задуматься о таком бизнесе в небольших городах и сразу провести мониторинг. В зависимости от региона и других факторов ситуация с автотранспортом может быть разной.
При запуске новых маршрутов могут возникнуть сложности:
- Новые маршруты должны быть разработаны и утверждены региональным Министерством транспорта, а также органами местного самоуправления. Для утверждения маршрута требуется собрать массу бумаг, включая технологические и экономические расчеты. Это долгий и сложный процесс.
- Выбор компании-перевозчика на новом маршруте происходит через тендер, который проводят местные органы администрации. Обычно желающих выиграть тендер много: в ход могут идти личные знакомства или взятки.
Начинающим рекомендуется поговорить с владельцами маршруток и другими людьми, которые работают в этой нише. Они могут рассказать об изнаночной стороне бизнеса и всех подводных камнях, которые вас могут ждать.
Список необходимых документов
Работу микроавтобусов регулирует Федеральный закон № 220-ФЗ. Получить все необходимые бумаги сразу не получится, поэтому стоит сразу рассчитывать на несколько месяцев посещения инстанций и ожидания.
Законодательные требования к маршрутке:
Регистрация бизнеса возможна через ИП или ООО. Второй вариант предпочтительнее, если вы хотите привлечь инвестора, партнеров или получить дополнительное финансирование. У ИП возможностей меньше, зато процесс регистрации гораздо проще. Пошлина за регистрацию индивидуального предпринимателя – тысяча рублей. Оформить ИП можно за пять-семь дней. Система налогообложения – Единый налог на вмененный доход (если применимо для вашего региона) или Упрощенная система налогообложения УСН Доходы минус расходы. Читайте, как ИП платить меньше налогов.
Главным документом для начала бизнеса будет лицензия, подтверждающая, что персонал и микроавтобусы соответствуют всем нормам и могут быть использованы для перевозки пассажиров.
Список документов на получение лицензии:
- Заявление.
- Аттестат (он дает право на пассажироперевозки).
- Копия документов о регистрации ваших ТС.
- Копия договора с больницей на проведение осмотров персонала
- Документальное подтверждение, что вы собственник автопарка или используете ТС по договору аренды.
- Документы, подтверждающие аренду или право собственности на гараж.
- Документы, подтверждающие прохождение техосмотра.
- Свидетельство о постановке на учет в налоговых органах.
- Документальное подтверждение права работы, а также квалификации водителей.
Требования к пакету документов могут измениться. Обязательно проверьте актуальную информацию в разделе транспорта сайта Федеральной службы по надзору.
Весь пакет документов, приведенных выше, рассматривает Ространснадзор. Если нареканий нет, он выдает разрешение. Имейте в виду, что в зависимости от вида перевозок (от городских до международных) нужно получать разные виды лицензий. Лицензия выдается бессрочно.
Срок ожидания лицензии составляет около полутора месяцев, пошлина – 7,5 тысяч рублей. Работа без лицензии грозит штрафов в 100 000 рублей для индивидуальных предпринимателей и 40 000 рублей для ООО. В случае повторного нарушения ваши ТС конфискуют.
Сколько стоит маршрутка
Самой серьезной статьей расходов бизнесмена станет покупка микробасов. Они бывают разных фирм и моделей, и порядок цен тоже разный. Также размер ваших вложений зависит от количества ТС, которые вы покупаете.
Традиционно наиболее распространённый вид маршрутных такси – «Газель», которую отличает дешевизна покупки и техобслуживания. Ее можно купить за сумму не более 500 тысяч рублей. Обычно покупают сразу от пяти автомобилей. На старте бизнеса дешевизна Газелей позволит сократить расходы и ускорить выход проекта на окупаемость. Минусы газелей в том, что они часто ломаются, а общий срок службы, как правило, не более 5 лет. .
Зарубежные марки автомобилей считаются более качественными, но стоят дороже. Фольксваген, Мерседес или Форд или Мерседес могут прослужить до 7 лет и более почти без поломок.
Минимальные затраты на покупку нескольких ТС – от 4 миллионов рублей при условии, что вы их покупаете. Если же вы берете микроавтобусы в долгосрочную аренду, затраты будут существенно ниже: примерно 30 -70 тысяч в месяц, в зависимости от марки и состояния авто.
Страховка
Любое ТС должно быть застраховано. Тарифы зависят от компании страховщика. Минимальный тариф по ОСАГО для маршрутки составит около 1000 рублей, КАСКО обойдется в несколько раз дороже.
Кроме этого, в соответствии с ФЗ№67 2012 года нужно застраховать гражданскую ответственность перевозчика (ОСГОПП) за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу пассажиров во время перевозки, а также сообщить пассажирам данные о своем страховщике. Минимальные и максимальные тарифы для ОСГОПП устанавливает ЦБ РФ.
Тарифы на 2019 год:
К этим ставкам также применяют коэффициенты в зависимости от региона.
Гараж
Для стоянки машин в ночное время нужно купить или арендовать гараж. Оставлять маршрутные такси ночью под открытым небом нельзя. Как правило, с этой целью выбирают помещение на окраине города, средняя цена аренды для нескольких машин- около 25 000 рублей. Предложений сдать гараж в аренду много, поэтому поиск помещения не должен быть проблематичным.
Персонал
Для парка из пяти машин вам нужны:
- водители (10 человек для работы в две смены);
- механики (2-3 человека);
- диспетчеры (2 человека);
- бухгалтер.
Требования к водителям – права категории D и стаж от 3 лет. Найти подходящих водителей, имеющих нужную квалификацию и стаж, непросто. Порой владельцы с целью экономии нанимают неквалифицированных водителей, что является нарушением правил. К примеру, часто на такую работу берут людей без нужного опыта вождения, или уволенных сотрудников общественного транспорта.
Экономить на персонале не рекомендуется. Это может привести к авариям, штрафам, потере репутации перевозчика и лишению лицензии.
Дополнительные расходы
Автосервис, техническое обслуживание. Средние затраты на техобслуживание пяти автомобилей нужно заложить примерно 200-250 тыс. рублей. Еще около 100 000 рублей уйдет на мойку и сервисное обслуживание.
Бензин. Это существенная статья расходов. На заправку пяти Газелей, в зависимости от их маршрутов и продолжительности работы, в месяц уйдет еще 200 – 250 тыс. рублей.
Расчет затрат
Вот ориентировочный перечень расходов при запуске.
Статья расходов | Сумма, рублей |
Покупка Газелей | 4 500 000 |
Аренда гаража | 20 000 |
Регистрация, получение лицензии | 10 000 |
Первая заправка бензином | 10 000 |
Страховка (ОСАГО, ОСГОПП) | от 10 000 |
Всего | 4 550 000 |
Список ежемесячных расходов:
Статья расходов | Сумма, рублей |
Аренда гаража | 20 000 |
Техобслуживание, автосервис, мойка + страховка | 350 000 |
Фонд оплаты труда | 600 000 |
Бензин | 250 000 |
Налоги | 15 000 |
Всего | 1 235 000 |
Полученная сумма может колебаться в зависимости от количества и марки машин, а также других факторов. Но в любом случае, этот бизнес требует серьезных вложений. Часто его открывают в партнерстве.
Сколько можно заработать на маршрутках
Посчитаем заработок маршрутки за один день. В стандартной Газели 14 посадочных мест.
Если в парке 5 авто, которые выполняют по 14 рейсов в день с ценой поездки в 50 руб, при полной заполненности ежедневная выручка составит:
14х14х50Х5 = 49 тыс рублей, ежемесячная выручка – 1,47 млн рублей.
С учетом всех ежемесячных расходов чистая прибыль
1,47 млн. – 1,235 млн = 235 тыс. руб.
Бизнес окупится через:
4,55 млн / 270 тысяч = примерно 17 месяцев. Такое возможно, если ваши маршрутные такси будут ежедневно полностью заполнены и исправно работать. На практике срок окупаемости выше и как правило составляет 2,5-3 года.
Показатели зависят от того, насколько популярным окажется ваш маршрут, а также от региона, цен, количества машин. Обязательно просчитывайте риски и учитывайте возможные поломки и другие форс-мажоры. Читайте также про антикризисное управление.
Маршрутное такси: отзывы
Этот бизнес требует серьезных вложений. Не стоит сразу ждать высокой прибыли от запуска маршрутного такси, но в долгосрочной перспективе, если правильно выбрать маршрут и подобрать автопарк, можно рассчитывать на стабильный доход. В интернете есть разные отзывы на бизнес по пассажирским перевозкам на маршрутках. Существенный плюс состоит в том, что бизнес работает независимо от сезона: только летом возможен небольшой спад на городских маршрутах
Если речь о новом маршруте, то люди не всегда сразу к ним привыкают. Первое время пассажиров бывает немного, но дальше процесс должен наладиться.
Бизнес на маршрутных такси может работать стабильно и приносить среднюю прибыль. Главные критерии успеха – правильный выбор микроавтобусов, маршрута и персонала, а также строгий контроль за водителями и другими сотрудниками, за состоянием вашего транспортного средства. Если все сделать правильно, через два с половиной-три года вы окупите свои вложения в маршрутное такси.
Читайте также, как открыть свой бизнес с нуля.
Маршрутный бизнес привлекает предпринимателей своими невысокими капиталовложениями, быстрой окупаемостью, постоянным спросом на услугу. Несмотря на все плюсы, поставить машину на маршрут совсем не просто: ниша конкурентная и пробиться бывает очень сложно. Маршрутное такси – один из наиболее популярных видов общественного транспорта, ценят его за быстрое передвижение по городу и относительно недорогой проезд.
Что такое маршрутка с точки зрения закона?
Таких определений как «маршрутка» или «маршрутное такси» в законодательстве не существует, это сугубо народные названия. Но у этих названий есть конкретное описание, состоящее из двух пунктов:
- Маршруткой называют преимущественно микроавтобусы марок «Газель» или «Mercedes-Benz», а также небольшие автобусы и их модификации.
- Маршрутные такси принадлежат частным фирмам (ИП и ООО), они не получают поддержки от государства и сами оплачивают все расходы.
В 2013 году закон приравнял все транспортные средства, занимающиеся перевозкой людей, независимо от владельцев, к транспорту общественного пользования. Частные фирмы обязали выполнять Автомобильный устав и Правила перевозок людей, так же, как и государственный транспорт. Но, зачастую, все происходит наоборот: гонки на дорогах, остановки в неположенных местах, забитые остановки, автобусы не в лучшем состоянии. Все это служит причинами частых жалоб людей на транспорт и условия перевозки.
Что нужно для открытия маршрутного такси?
Бизнес-план маршрутного такси должен учитывать в расчетах два пункта: экономический и административный.
Экономический пункт включает в себя:
- Покупку транспортного средства.
- Расходы на обслуживание машины.
- Налоги, оформление лицензии.
- Расчеты доходности бизнеса.
Административный пункт связан с покупкой прав на определенный маршрут. Именно от маршрута зависит поток пассажиров, доход бизнеса. Лучше всего, перед покупкой транспорта и начала оформления всех документов, определиться по какому именно маршруты вы планируете ездить, узнать, сколько будет стоить покупка прав на маршрут.
Оформление бизнеса и налогообложение
Большая часть владельцев маршрутного такси регистрируют себя как Индивидуального предпринимателя, так получается дешевле, быстрее и освобождает от нужды вести бухгалтерский учет.
Документы для регистрации ИП:
- Паспорт, копия паспорта, ИНН.
- Заявление и регистрации.
- Оплата госпошлины (квитанция).
Пример написания заявления можно посмотреть на сайте налоговой.
Коды ОКВЭД, подходящие для такого бизнеса:
- 31.21 — пассажирские перевозки по городским маршрутам.
- 39.11 — пассажирские перевозки по межгороду.
- 39.1 — пассажирские перевозки на экскурсии, в туристические туры.
При регистрации указывайте все возможные виды кодов, даже если они вам не понадобятся. Но в случае, если захотите работать по ним, придется опять идти и регистрировать новые коды.
Налогообложение пассажирских перевозок самое выгодное – ЕНДВ, при условии, что автопарк не превышает двадцать транспортных средств. Суть такого налогообложения заключается в том, что не нужно вести учет доходов и расходов, налог взимается с начальной доходности на одно посадочное место.
Лицензия на пассажирские перевозки
Межгородские, пригородные и городские перевозки свыше восьми человек относятся к деятельности, на которую нужно оформлять лицензию. Вместимость автобуса определяют по его техническим характеристикам. Ее выдают органы Ространснадзора, получить которую может как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель.
Заявление на выдачу лицензии подается в Управление государственного автодорожного надзора (УГАДН).
Перечень документов, которые необходимо приложить к заявлению:
- Документы о регистрации ИП и выборе системы налогообложения.
- Документы на транспорт, свидетельства из ГИБДД.
- Полис страхования транспортного средства, копия техосмотра.
- Документы о включении транспорта в Реестр категорированных объектов и присвоение ему категории.
- Декларация о наличии стоянки, либо ее аренде.
- Бумаги о наличии помещения для ремонта и техобслуживания машин.
- Трудовые книжки, медосмотр, водительские права сотрудников.
- Документы об оборудовании машин системами спутниковой навигации.
- Наличие штатного медработника, для проведения плановых осмотров персонала.
Выбор автобуса и внесение его в реестр
Предприниматель сам должен решить, какие автобусы приобрести. Все зависит от финансовых возможностей, условиях местности, расходов на обслуживание. Специалисты не рекомендуют покупать б/у транспортное средство старше трех лет, новую машину можно взять в кредит или лизинг.
Главным преимуществом маршруток всегда считали мобильность, поэтому владельцы отдают предпочтения автобусам малой вместимости.
Отдав предпочтение покупке б/у средству, уточните у владельца, включена ли машина в реестр. Без этого невозможно будет получить лицензию.
Новую машину предстоит оформлять лично. Этим занимается Федеральное дорожное агентство, куда необходимо направить информацию письмом или в электронном виде.
Предоставить нужно такие данные:
- Документы о регистрации перевозчика.
- Копии ПТС и регистрации ТС.
- Свидетельство о балансовой стоимости машины.
- Документы о праве собственности на машину.
Требования к обслуживанию маршрутного такси
Список необходимых документов для получения лицензии собрать совсем не сложно. Но в перечень требований входит еще несколько пунктов:
- Соблюдение требований закона о безопасности дорожного движения.
- Соблюдение Устава дорожного движения и Правил перевозки пассажиров.
За выполнением этих требований следят сотрудники ДПС и Ространснадзора.
К лицензионным требованиям относятся:
- Предрейсовый контроль состояния транспорта.
- Оформление путевого листа на каждую машину.
- Медицинский осмотр водителей перед выездом.
- Страхование гражданской ответственности владельца транспортного средства.
- Комплектация транспорта техническими средствами контроля.
Как поставить автобус на маршрут
Выбор и согласования маршрута занимает у начинающего предпринимателя много времени и доставляет некоторые проблемы. Перевозить людей там, где хочется, просто невозможно, никто не даст право на это начинающему владельцу. В крупных городах почти все маршруты забиты до отказа, а свободные остаются только самые неудобные маршруты или менее прибыльные.
Чтобы узнать о свободных местах, нужно обратиться в местный департамент транспорта, заключить с ними договор для выхода на маршрут.
Открыть новый маршрут тоже довольно сложно, их разрабатывает Министерство транспорта и органы местного самоуправления с учетом множества экономических, социальных факторов.
Насколько реально открыть новое направление
Задумываясь над тем, как открыть маршрутное такси, тщательнее всего необходимо распланировать маршрут. Планируя собственный рейс, с учетом пассажиропотока, ценовой политики, можно быть уверенным в его рентабельности.
Для успешного запуска маршруток необходимо тщательно все изучить и взвесить. Люди с осторожностью будут относиться к инновациям в данной сфере. Так же потребуется время, чтобы люди узнали о новом маршруте, стали на нем ездить – это может занять 1-2 месяца.
Сколько зарабатывают на маршрутном такси
Чтобы рассчитать возможную прибыль маршрутного такси, нужно определить среднюю выручку за день. Зачастую, одна машина приносит от 3 000 до 5 000 рублей в день. Из этой суммы уходит 1000 на оплату труда водителя, 500 – в пенсионный фонд, расходы на топливо и ремонт – 1000 рублей. Итого, мы получаем чистую прибыль с одной машины в 500 – 2 500 рублей.
Выбор персонала
Главные требования к водителям маршрутного такси – наличие водительских прав нужной категории и стаж езды за рулем от 5 лет. Лучше всего, чтобы водитель был спокойным, доброжелательным человеком, чтобы не возникало конфликтных ситуаций с пассажирами. Помимо этого, водитель не должен иметь какие-либо медицинские противопоказания к работе.
Так же следует нанять людей на такие должности:
- Бухгалтер, для ведения отчетности.
- Автомеханик, для обслуживания транспортных средств, проведения ремонтных работ.
- Медработник, для проверки здоровья водителей перед выездом.
- Контролер, для большего удобства водителей, чтобы они не отвлекались от дороги.
О чем еще стоит позаботиться
Маршрутный бизнес довольно многогранный. Можно запросто обеспечить себе дополнительный заработок, развесив в своем транспортном средстве рекламу.
Можно использовать:
- Рекламу внутри салона. Расклеить плакаты, вложить буклеты.
- Реклама на наружной поверхности машины.
- Устраивать заказные перевозки на экскурсии, праздники.
Предпринимателю стоит так же позаботиться о своевременном осмотре транспортных средств и персонала, можно нанять охранника на автостоянку.
Подводные камни бизнеса
Бизнес на маршрутках является довольно закрытой сферой, из-за большого количества денежных средств находящихся в нем. В крупных городах все самые прибыльные маршруты давно и так забиты до отказа. Новичку в этой сфере, решивши играть по-честному, будет нелегко.
Сфера очень высококонкурентна. Предприниматели часто недооценивают количество затрат на ремонт и обслуживание техники. Они сталкиваются с проблемой ремонта транспорта, который из-за жесткой эксплуатации машины является дорогим и недолговечным.
Повысить выручку предприниматель не может, ему запрещено самостоятельно повышать тариф проезда. Тарифные планы маршруток не меняются годами, а затраты на обслуживание постоянно растут.
Бизнес-план маршрутного такси является удачным вложением средств, если вы готовы к жесткой конкуренции и уверены в своих силах. Услуги маршруток пользуются огромным спросом у населения, что гарантирует стабильную выручку. Но, нужно с умом подойти к выбору маршрута. Данный бизнес требует серьезных вложений денег и сил, но специалисты утверждают, что все непременно окупится.