Как организовать сетевую компанию электроэнергии

{«id»:13889,»url»:»/distributions/13889/click?bit=1&hash=1ca9d3af68367c3851a48783eb73a779f640773356888dee19fed6204e72a9d7″,»title»:»u00abu0410u0432u0438u0442u043eu00bb u0437u0430u043fu0443u0441u0442u0438u043b u0440u0430u0441u0441u044bu043bu043au0443 u0441u043au0438u0434u043eu043a u043du0430 u043du0435u0434u0432u0438u0436u0438u043cu043eu0441u0442u044c»,»buttonText»:»»,»imageUuid»:»»,»isPaidAndBannersEnabled»:false}

Как стать сетевой организацией

Мысли о том, чтобы создать собственную сетевую организацию посещают многих потребителей, владеющих питающей трансформаторной подстанцией. Чтобы получить этот статус, юридическому лицу нужно пройти тарифное регулирование и получить индивидуальный тариф для расчетов между сетевыми организациями.

Однако сделать это совсем не так просто, как может показаться. Получить статус сетевой организации можно только, если владелец объекта электросетевого хозяйства соответствует следующим критериям:

1. владеет подстанциями номинальной мощностью не менее 10 МВА;

2. владеет подключенными к подстанции линиями электропередач, суммарной протяженностью не менее 15 км и не менее чем по двум из следующих номинальных классов напряжения — 110 кВ и выше; 35 кВ; 1 — 20 кВ; ниже 1 кВ (трехфазных участков)

3. не имеет претензий со стороны РЭКа относительно качества услуг;имеет телефонный номер для обращения потребителей;

4. располагает собственным интернет-сайтом;

5. во владении или пользовании претендента не должно быть распределительных устройств электростанций.

Требования 1, 2 и 5 должны выполняться в границах субъекта РФ. Это еще более осложняет задачу. Если сети располагаются в пределах двух субъектов, и по раздельности не соответствуют вышеобозначенным требованиям, получить статус сетевой организации не получится.

Допустим все же, что предприятие обладает достаточно крупными ресурсами, и имеет пресловутые 15 км сетей и необходимую присоединенную мощность. Можно создавать сетевую? Подождите, на этом испытания не заканчиваются.

С 2015 году в законодательстве используется определение «моносетевая организация». Так обозначают организации, обслуживающие преимущественно одного потребителя. О моносетевой организации можно говорить, если максимальная мощность и/или объем потребления электроэнергии самого крупного потребителя (монопотребителя) составляют не менее 80% от суммарных максимальной мощности и/или объема потребления всех потребителей сетевой организации. Эти критерии не применяются в отношении ТСЖ, управляющих компаний, потребительских кооперативов, оказывающих коммунальные услуги по электроснабжению.

Если сетевая организация соответствует критериям моносетевой, то затраты на обслуживание монопотребителя не включаются в тариф на услуги по передаче электроэнергии. Монопотребитель оплачивает услуги по единому котловому тарифу и тарифу сетевой организации для обслуживания данного потребителя. Таким образом, экономической целесообразности в статусе моносетевой организации по факту нет.

Не стоит забывать, что существуют стандарты качества обслуживания потребителей, которые должны соблюдаться каждой сетевой организацией. К таковым относятся:

-организация очного обслуживания с соблюдением требований к офисам обслуживания;

-организация заочного обслуживания с использованием телефонной связи и сети Интернет;

-прием и рассмотрение обращений, в том числе с применением электронного документооборота.

Кроме того, необходимо выполнять требования по раскрытию информации. За этим, как показывает статистика возбужденных административных дел, неусыпно следят соответствующие органы.

Таким образом, создать сетевую организацию на базе энергетической службы предприятия — задача практически невыполнимая. Если на балансе имеется питающая подстанция, то целесообразнее сдать ее в аренду, на забыв при этом минимизировать свои риски.

Довольно часто потребители, владеющие питающей трансформаторной подстанцией, и получающие от сетевых организаций региона «предложения, от которых сложно отказаться» по аренде этой подстанции, задаются вопросом: «А не создать ли свою сетевую организацию?».

Действительно — зачем кормить кого-то другого? Ведь очевидно, что сетевым организациям аренда принесет прибыль. Обслуживающий персонал, как правило, свой. Осталось получить только тариф.

В действительности всё не так просто.

Критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям

Владелец объектов электросетевого хозяйства может получить статус сетевой организации (индивидуальный тариф для расчетов между сетевыми организациями), только при условии соответствия следующим критериям:

    1. Владение трансформаторными или иными подстанциями суммой номинальных мощностей не менее 10 МВА.
    2. Владение линиями электропередач, непосредственно подключенным к подстанциям, суммой протяженностей которых по трассе составляет не менее 15 км, не менее 2 из следующих проектных номинальных классов напряжения:
      — 110 кВ и выше;
      — 35 кВ;
      — 1 — 20 кВ;
      — ниже 1 кВ — трехфазных участков линий электропередачи.
    3. Отсутствие претензий со стороны РЭКа, связанных с надежностью и качеством поставляемых услуг.
    4. Наличие телефонного номера для обращения потребителей.
    5. Наличие интернет-сайта.
    6. Отсутствие во владении или пользовании распределительных устройств электростанций.

1 и 2 требования — на срок не менее долгосрочного периода регулирования (3 или 5 лет) — актуально при аренде объектов электросетевого хозяйства.

1, 2 и 6 требования — в административных границах субъекта Российской Федерации.

То есть, если юридическому лицу принадлежат электрические сети длинной 7,5 км по двум уровням напряжения, скажем в Алтайском крае и еще 5,5 км по двум уровням напряжения в Республике Алтай — владелец не соответствует критериям и не может получить статус сетевой организации ни в крае, ни в республике.

При этом, 1, 2 и 6 требования, не применяются в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и с технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами.

Допустим, предприятие большое — 15 км сетей есть (и от них запитаны транзитные потребители), присоединенной мощности трансформаторов тоже хватает — теперь можно создавать на базе предприятия сетевую организацию?

Пока еще нет. Есть и другие ограничения:

В 2015 году законодательстве появилось понятие «моносетевая организация», то есть сетевая организация, обслуживающая преимущественно одного потребителя.

Критерии отнесения территориальных сетевых организаций к сетевым организациям, обслуживающим преимущественно одного потребителя

    1. Доля максимальной мощности самого большого потребителя сетевой организации составляет не менее 80% суммарной максимальной мощности всех потребителей сетевой организации;
    2. Доля объема потребления электрической энергии самого большого потребителя сетевой организации составляет не менее 80% объема потребления электрической энергии всех потребителей сетевой организации;

Критерии моносетевых организаций не применяются к  управляющим организациям, товариществам собственников жилья, потребительским кооперативам, осуществляющих деятельность в целях оказания потребителям коммунальной услуги по электроснабжению.

Если сетевая организация подпадает под критерии моносетевой:

  • Затраты на обслуживания монопотребителя (занимающего более 80% максимальной мощности или фактического потребления сетевой организации) не включаются в единый (котловой) тариф на услуги по передаче электроэнергии;
  • Монопотребитель оплачивает услуги по передаче по единому котловому тарифу + тарифу моносетевой организации для обслуживания данного потребителя.
  • Организация очного обслуживания (требования к офисам обслуживания потребителей);
  • Организация заочного обслуживания (использованием телефонной связи и сети Интернет);
  • Прием и рассмотрение обращений потребителей (в том числе организация электронного документооборота по технологическому присоединению с применением электронных подписей);

Также сетевая организация должна выполнять требования по раскрытию информации субъектами оптового и розничных рынков электроэнергии.

По итогам 2017 года ФАС России ФАС России возбудила 312 административных дел в отношении хозяйствующих субъектов и должностных лиц за нарушения при раскрытии информации сфере электроэнергетики. В основном это сетевые организации. Общая сумма штрафов составила более 14,1 млн рублей. В сравнении с 2016 годом количество выявленных нарушений и штрафов увеличилось почти в 3 раза (подробнее здесь).

Ну и, кончено, чтобы стать сетевой организацией, юридическому лицу нужно пройти тарифное регулирование и получить индивидуальный тариф для расчетов между сетевыми организациями.

Вывод:

Создание сетевой организации на базе энергетической службы промышленного предприятия является фактически не реализуемой задачей. Если у потребителя на балансе имеется питающая подстанция — целесообразно сдать ее в аренду уже действующей сетевой организации, не забывая при этом минимизировать риски.

Реформа электроэнергетики началась в 2003 году, но многие потребители все еще считают, что рынок электроэнергии — государственная монополия.
Большинство потребителей покупают электроэнергию на розничном рынке электроэнергии. В этой статья мы расскажем об устройстве розничного рынка электроэнергии, его участниках и методике ценообразования для конечного потребителя.

Основные положения и правила функционирования розничных рынков электрической энергии
утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012г. № 442
«О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном
ограничении режима потребления электрической энергии»

Упрощенная схема работы рынка представлена на изображении

ch111111

Организации, работающие на розничном рынке электроэнергии

gp1Гарантирующие поставщики — энергосбытовые компании, получившие статус гарантирующего поставщика. Все гарантирующее поставщики — коммерческие компании и принадлежат как частному капиталу, так и компаниям с государственным участием.

Обязанности гарантирующего поставщика:

  • заключить договор энергоснабжения с любым потребителем, находящимся в зоне его деятельности;
  • купить электроэнергию на оптовом рынке для потребителей, находящихся в его зоне действия;
  • урегулировать услуги по передачи электрической энергии в отношении своих потребителей.

За работу гарантирующий поставщик получает вознаграждение. Размер вознаграждение устанавливается региональными регулирующими органами и называется сбытовой надбавкой.

Что делают гарантирующие поставщики:

  • заключают договоры энергоснабжения с потребителями;
  • покупают в интересах своих потребителей электрическую энергию на оптовом рынке у генерирующих компаний и у розничной генерации;
  • заключают договоры с сетевыми компаниями на передачу электрической энергии до энергоустановок потребителя;
  • рассчитывают стоимость электроэнергии по ценовым категориям для потребителей в соответствии с установленной законодательством методикой;
  • собирают денежные средства за поставленную электроэнергию с потребителей, перечисляют из них часть на оптовый рынок генерирующим компаниям, часть сетевым компаниям, а часть оставляют себе в качестве вознаграждения в размере сбытовой надбавки.

setiСетевые организации  — владельцы сетевого оборудования, оказывают услуги по передаче электроэнергию. Задача сетевых компаний — обеспечить передачу электрической энергии от генерирующих компаний к потребителям, поддерживать надежность и развитие сетевого хозяйства.

Обязанности сетевой организации:

  • содержать и обслуживать сетевое хозяйство;
  • проводить оперативный и плановый ремонт сетевого хозяйства;
  • обеспечивать бесперебойность энергоснабжения для потребителей;
  • подключать потребителей к сетевым объектам при наличии технической возможности;
  • развивать сетевое хозяйство в соответствии с утвержденной инвестиционной программой.

Плата за услуги сетевых организаций устанавливается региональными регулирующими органами.

Потребители электроэнергии могут заключить с сетевой организацией прямой договор на оказание услуг по передаче электроэнергии и оплачивать электроэнергию по 2 договорам — по договору купли-продажи электроэнергии с гарантирующим поставщиком и по договору на услуги по передаче с сетевой компанией.

nekНезависимая энергосбытовая организация — компания, которая покупает и продает электроэнергию в интересах клиента. В отличие от гарантирующего поставщика не привязана к региону. Может осуществлять поставку электроэнергии по всей России на договорных условиях.

Что делают независимые энергосбытовые компании на розничном рынке:

  • заключают договоры энергоснабжения с потребителями по свободным договорным ценам. Цена на услуги энергосбытовой компании определяется соглашением сторон;
  • предоставляют потребителям дополнительные услуги и сервис;
  • покупают электроэнергию на розничном рынке у гарантирующего поставщика или у розничного генератора;
  • урегулируют услуги по передачи электрической энергии в отношении своих потребителей.

genРозничная генерирующая станция  — это предприятие, которое построило собственную генерацию или электростанцию с максимальной мощностью менее 25 МВ*А, не допущенная к торгам на оптовом рынке.

Что делают розничные генераторы:

  • вырабатывают электроэнергию и выдают ее в сеть;
  • продают выработанную электроэнергию гарантирующим поставщикам, энергосбытовым компаниям, конечным потребителям и сетевым организациям.

Как покупается электроэнергия

Потребитель на розничном рынке может купить электроэнергию несколькими способами:

  1. Заключить договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком. Цена по договору – по предельной нерегулируемой цене гарантирующего поставщика

ch211

2. Заключить договор купли-продажи электроэнергии с гарантирующим поставщиком и договор на оказание услуг по передаче с сетевой компанией. Цена по договорам в сумме будет равна предельной нерегулируемой цене гарантирующего поставщика

ch31111

3. Заключить договор купли-продажи электроэнергии с гарантирующим поставщиком и розничным генератором, а также договор на оказание услуг по передаче с сетевой компанией. Цена по договорам в сумме может быть ниже предельной нерегулируемой цены гарантирующего поставщика за счет покупки электроэнергии у розничного генератора по более низкой цене.

ch411

4. Заключить договор с независимой энергосбытовой компанией. Цена по договору свободная и определяется соглашением.

ch511

Если ни с кем не заключить договоры – потребление электроэнергии будет признано бездоговорным. В этом случае сетевая компания ограничит потребление электроэнергии, определит стоимость потребления электроэнергии расчетным способом и будет взыскивать ее с потребителя.

Ценообразование на розничном рынке электроэнергии

Конечная цена на электроэнергию состоит из 4 составляющих, которые вытекают из структуры розничного рынка электроэнергии:

Составляющие цены на электроэнергию

Как определяется цена

Кому и за что поступают

Доля в конечной цене, %

Электрическая энергия и электрическая мощность

Определяется на оптовом рынке электроэнергии

Генерирующим компаниям оптового рынка

 ≈ 50%

Сбытовая надбавка гарантирующего поставщика

Устанавливается региональными регулирующими органами

Гарантирующему поставщику

 ≈ 2-10%

Инфраструктурные платежи

Устанавливается федеральными регулирующими органами

Администратору торговой системы и системному оператор

 < 1%

Услуга по передаче

Устанавливается региональными регулирующими органами

Сетевым организациям

≈ 40%

Хотите узнать о работе розничного рынка электроэнергии больше? Мы к вашим услугам! Проконсультируем бесплатно.

Зачем нужно создавать компанию энергосбыта

Работа над проектомВопрос о том, как создать фирму энергосбыта, сегодня интересует многих собственников крупных производственных предприятий, так как за счет получения статуса сетевой компании предприятие может добиться значительной экономии на электроэнергии.

Получив статус сетевого предприятия, компания может отказаться от услуг гарантирующего поставщика, закупать электричество у производителей оптом, а также при наличии собственных энергетических объектов брать с других потребителей деньги за использование таких сооружений.

Создание компании энергосбыта

Работа над проектом

Самостоятельно заниматься получением статуса сетевого предприятия достаточно сложно для всех собственников, слабо знакомых с энергетической сферой и действующими законодательными нормами. Гораздо проще и эффективнее будет поручить эту работу профессиональным специалистам, которым знакомы все особенности и нюансы создания сетевых компаний, а потому с их помощью гораздо проще добиться снижения затрат на электрику.

На первом этапе работы по созданию энергосбытового предприятия сотрудники энергетической фирмы должны провести оценку целесообразности такого перевода. В некоторых случаях получение статуса сетевой компании не может принести собственникам предприятий никакой выгоды, более того, иногда подобное решение становится причиной значительных финансовых потерь и даже банкротства. Вместе с расчетом актуальности проведения таких работ специалисты рассчитают и объем необходимого финансирования для получения статуса сетевого предприятия.

Когда решение о создании фирмы энергосбыта окончательно принято и решение является целесообразным, нанятые специалисты должны заняться формированием необходимой оргструктуры сетевого предприятия, подбором квалифицированного персонала, разработкой бизнес плана и другой документации, необходимой для прибыльного функционирования нового сетевого предприятия.

После всех подготовительных этапов можно переходить к выбору нового поставщика электроэнергии. Сетевые компании обычно сотрудничают напрямую с производителями электричества, а потому покупают электричество по минимальным оптовым ценам. После выбора поставщика и заключения договора на будущее электрообеспечение можно расторгать договор с гарантирующим поставщиком, который в настоящее время осуществляет электроснабжение объектов собственника.

Важно учитывать, что заявку на расторжение договора с поставщиком следует подавать заранее, а также то, что поставщику нужно будет оплатить весь объем поставленной энергии в нынешнем отчетном периоде.

На следующем этапе специалисты энергетического предприятия должны заняться подготовкой пакета документов и составлением заявки на получение статуса сетевой компании, на основе которого предприятие сможет участвовать в работе оптового рынка, где в будущем будут производиться закупки необходимых объемов электричества. Только после получения такого статуса фирма становится официально сетевой компанией и может осуществлять всю свою деятельность.

Электрические башни

Услуги специалистов современных энергетических компаний не завершаются на этапе получения фирмой необходимого официального статуса. Опытные проектировщики и энергетики могут помочь также и в процессе работы новой фирмы, помочь собственнику оптимизировать расходы на закупках электричества, снизить себестоимость производства.

Воспользоваться всеми преимуществами от нового статуса можно только в том случае, если работа предприятия будет контролироваться квалифицированными рабочими, обладающими необходимой подготовкой и продолжительным опытом работы в данной сфере. Такие специалисты должны обладать очень широкими познаниями в сфере, должны уметь составлять примеры электропроектов, выполнять электромонтаж.

Ниже вы можете воспользоваться онлайн-калькулятором для расчёта стоимости подключения к электросетям:

Онлайн расчет стоимости проектирования

1 Подача документов в электросети, сопровождение заявки; написание шаблонов/образцов, экспертиза заполнения (без ускорений), от; шт. 5000 р.
2 Упрощенная электросхема (однолинейная, без согласований), от; шт. 5000 р.
3 Согласования проекта электросхемы (без учета оф.платежей) шт. 10000 р.
4 Проект электроснабжения электроустановки (без согласований), от; шт. 7500 р.
5 Проект электроснабжения электроустановки (c предварительными согласованиями), от; шт. 12000 р.
6 Все согласования, сдача эксперту электросети/Энергонадзору с документами СРО, договор электроснабжения, абонентская книга, от; шт. 50000 р.
7 Легализация незаконных подключений шт. 80000 р.

Нажимая кнопку заказать, вы соглашаетесь на обработку персональных данных.

Рост тарифов, относительная недоступность сетевой инфраструктуры, перекосы в ценовом регулировании в отношении технологического присоединения и услуг по передаче электрической энергии, повсеместное нарушение качества услуг в сфере электро-, теплоснабжения, неопределенность в вопросах ценообразования в отношении нефти и газа (и продуктов их переработки) на внутреннем рынке России (в том числе, по причинам снижения доходов от их реализации на внешних рынках) привели к устойчивому росту интереса потребителей к развитию малой (распределенной) генерации.

Ключевой целью внедрения распределенной генерации потребителями является экономия на стоимости потребляемых энергоресурсов, прежде всего электрической энергии и услуг по ее передаче по электрическим сетям.

Однако на практике потребителям не всегда удается достичь желаемого экономического эффекта вследствие следующих причин:

— неверно согласованное в договоре оказания услуг условие об уровне напряжения (с целью определения и применения тарифов на услуги по передаче электрической энергии) в случае опосредованного технологического присоединения к электрическим сетям через объект по производству электрической энергии;

— некорректно выбранная схема присоединения объекта по производству электрической энергии к электрическим сетям потребителя электрической энергии;  

— юридические «барьеры» при реализации произведенной с использованием собственного объекта по производству электрической энергии иным потребителям;

— правовые коллизии, связанные с публичностью договора технологического присоединения в отношении объекта по производству электрической энергии;

— законодательный запрет на совмещение видов деятельности в пределах ценовой зоны оптового рынка электрической энергии и мощности;

— тарифные ограничения в случае реализации электрической и тепловой энергии потребителям (в том числе, входящим в одну группу лиц) в энергосистемах, не имеющих соединения с Единой энергосистемой России и не относящимся к технологически изолированным энергетическим системам.

Справедливо заметить, что все перечисленные выше пункты не имеют правового значения в случае создания объекта по производству электрической энергии исключительно для собственных нужд без его синхронизации с внешней энергосистемой – в данном случае потребитель полностью отвечает за процесс производства, передачи, распределения и потребления электрической энергии, самостоятельно несет правовые риски, связанные с эксплуатацией опасных производственных объектов.

Тем не менее для большого количества потребителей электрической и тепловой энергии принципиальное значение имеет надежность и бесперебойность энергоснабжения, чего не всегда удается достичь в случае использования собственных объектов генерации.

Выявленные в результате анализа правоприменительной практики по вопросам эксплуатации объектов по производству электрической правовые решения (применение которых позволяет минимизировать риск возникновения спорных ситуаций в указанной сфере деятельности) могут быть объединены в три основные группы.

1. Требования к объектам по производству электрической энергии, включая:

— различия в правовом регулировании в части установленной генерирующей мощности объектов по производству электрической энергии;

— вопросы оперативно-диспетчерского управления в отношении генерирующих объектов;

— требования по обеспечению учета производимой с использованием собственного генерирующего оборудования электрической энергии;

— условия реализации электрической энергии, произведенной с использованием собственного генерирующего оборудования.

В части права на реализацию электрической энергии на розничных рынках необходимо учитывать, что в силу подп. «и» п. 2 Постановления Правительства РФ от 04.05.12 № 442 (далее — ПП № 442) производитель электрической энергии имеет право на реализацию электрической энергии на розничном рынке электрической энергии и мощности (РРЭМ) при непревышении установленной генерирующей мощности 25 МВт.

Согласно п. 64 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (далее – Положения), утвержденных ПП № 442 на территориях субъектов Российской Федерации, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, производитель электрической энергии (мощности) на розничном рынке осуществляет продажу электрической энергии (мощности) на основании договоров, обеспечивающих продажу электрической энергии (мощности), заключенных им в письменной форме на предусмотренных указанным пунктом условиях в отношении энергопринимающих устройств, расположенных в границах зоны деятельности того гарантирующего поставщика, в зоне деятельности которого расположены точки поставки, в которых исполняются обязательства по поставке электрической энергии (мощности) таким производителем.

Для энергопринимающих устройств, в отношении которых с производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке заключен договор, указанный в п. 64 Положений, также должен быть заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с гарантирующим поставщиком, в границах зоны деятельности которого расположены указанные энергопринимающие устройства.

Следовательно, потребитель электрической энергии для целей приобретения электрической энергии у производителя обязан заключить договор энергоснабжения (купли-продажи) с гарантирующим поставщиком, в том числе в случае непосредственного присоединения как к объекту генерации, так и к сетям сетевой организации.

Объем покупки электрической энергии (мощности), поставляемой гарантирующим поставщиком по такому договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), определяется гарантирующим поставщиком как сумма за расчетный период величин превышения фактического почасового объема потребления электрической энергии (мощности) энергопринимающими устройствами над почасовым объемом продажи электрической энергии (мощности), определенным гарантирующим поставщиком в порядке, установленном п. 65 Положений, за тот же час по договору, указанному в п. 64 данного документа.

Почасовой объем продажи электрической энергии (мощности) для каждого часа по указанному в п. 64 Положений договору определяется гарантирующим поставщиком на основании показаний указанных в таком договоре приборов учета, установленных в отношении объекта по производству электрической энергии (мощности) и энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор, переданных каждой стороной договора гарантирующему поставщику в сроки, установленные в п. 161 и 164 данного документа, как минимум из величин, определенных указанным пунктом Положений.

Таким образом, расчет потребителя электрической энергии с гарантирующим поставщиком при наличии у такого потребителя двух договоров, по которым осуществляется покупка электрической энергии, осуществляется с применением расчетного способа определения объема поставленной электрической энергии.

При этом необходимо учитывать, что гарантирующий поставщик вправе (но не обязан) приобретать электрическую энергию у производителя на РРЭМ.

Указанное означает, что в случае поступления в сеть «излишков» произведенной электрической энергии в отсутствие заключенных договоров с потребителями, такой производитель не вправе понудить гарантирующего поставщика к приобретению «излишков» энергии.

Устойчивая судебная практика по вопросам взыскания с гарантирующих поставщиков неосновательного обогащения в результате поступления в сеть «излишков» электрической энергии в пользу производителей на РРЭМ пока не сложилась.

В части оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике производителю на РРЭМ необходимо учитывать, что в соответствии с п. 4 утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.09 № 114 Правил отнесения субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии к кругу лиц, подлежащих обязательному обслуживанию при оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, к кругу лиц, подлежащих обязательному обслуживанию при оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части управления технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии и обеспечения функционирования технологической инфраструктуры розничного рынка субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе, относятся организации, соответствующие одному из следующих критериев:

— субъект электроэнергетики осуществляет деятельность по производству электрической энергии с использованием принадлежащей ему на праве собственности или на ином законном основании электростанции, входящей в соответствующую технологически изолированную территориальную электроэнергетическую систему, установленная генерирующая мощность которой составляет не менее 5 МВт;

— хозяйствующий субъект осуществляет деятельность по производству, передаче и купле-продаже электрической энергии с использованием принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании входящих в соответствующую технологически изолированную территориальную электроэнергетическую систему электростанций и иных объектов электроэнергетики, непосредственно связанных между собой и (или) с принадлежащими ему энергопринимающими устройствами, преимущественно для удовлетворения собственных производственных нужд, если средняя мощность поставки электрической энергии указанной электростанции составляет не менее 25 МВт.

Таким образом, заключение возмездного договора оперативно-диспетчерского управления для производителя с установленной генерирующей мощностью менее 25 МВт не требуется.

Вместе с тем в соответствии со ст. 16 Закона № 35-ФЗ, субъекты электроэнергетики[1] и потребители электрической энергии, технологический режим работы и эксплуатационное состояние объектов электроэнергетики или энергопринимающих устройств которых влияют на электроэнергетический режим работы энергетической системы, заключают с системным оператором (в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах – с иным субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике) безвозмездные соглашения, которыми устанавливается порядок осуществления технологического взаимодействия системного оператора или иного субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике с указанными субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии в целях обеспечения надежности функционирования Единой энергетической системы России (технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем)[2].

2. Технологическое присоединение к распределительным устройствам объектов по производству электрической энергии, включая:

— основания и критерии для технологического присоединения;

— публичность договора технологического присоединения;

— особенности определения платы за технологическое присоединение;

— возможность возмещения расходов в случае технологического присоединения.

Согласно абзацу 4 п. 2 ст. 23.2. Федерального закона № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», п. 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.11 № 1178 (далее – Основы ценообразования), абзацу 3 п. 17 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.04 № 861 (далее – Правила ТП), источником компенсации затрат, связанных с развитием объектов электросетевого хозяйства, является тариф на услуги по передаче электрической энергии.

При этом, ст. 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» закрепляет, что юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается совмещать деятельность по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.

В целях обеспечения реализации указанных требований юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается иметь одновременно на праве собственности или ином предусмотренном федеральными законами основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству
и (или) купле-продаже электрической энергии.

Таким образом, производитель электрической энергии на розничном рынке лишен возможности компенсировать затраты, связанные с развитием собственного электросетевого хозяйства, что приводит к возникновению некомпенсируемых убытков.

Наконец, в силу п. 5 Правил ТП № 861, допускается технологическое присоединение к распределительным устройствам электростанции, при этом в силу императивных требований ст. 23.1. Федерального закона № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» государственному регулированию подлежит только плата за технологическое присоединение к объектам Единой энергетической системы России и к электрическим сетям территориальных сетевых организаций. С юридической точки зрения распределительные устройства электростанции не относятся к указанным объектам.

Договор технологического присоединения должен включать в себя условие о размере платы за присоединение, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Отсутствие статуса сетевой организации у производителя электрической энергии при технологическом присоединении объектов электросетевого хозяйства смежной сетевой организации порождает коллизии при технологическом присоединении таких объектов – производитель электрической энергии может уклоняться от заключения договора технологического присоединения с сетевой организацией.

Отсутствие отдельных (исключительных) правил для расчета платы за технологическое присоединение при присоединении к объектам генерации порождает споры касательно:

— обязательности (публичности) заключения договора технологического присоединения производителем электрической энергии;

— возможности рассматривать производителя электрической энергии в качестве «смежной сетевой организации» при технологическом присоединении объектов электросетевого хозяйства сетевой организации;

— возможности установления платы за технологическое присоединение к объектам по производству электрической энергии;

— включения в плату за технологическое присоединение к объекту по производству электрической энергии затрат на развитие сетевой инфраструктуры;

— возможности привлечения производителя электрической энергии к ответственности за нарушение законодательства в сфере защиты конкуренции в случае отказа в технологическом присоединении.

Следует отметить, что в отношении указанных вопросов в настоящее время сложилась противоречивая судебная практика.

Решение данных вопросов содержится в принятом Государственной Думой Федерального Собрания РФ в первом чтении проекте Федерального закона № 632833-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике», в рамках которого предлагается:

— наделить сетевые организации исключительным правом присоединения к распределительным устройствам электростанций;

— включить условие об обязательности (публичности) договоров технологического присоединения для производителей электрической энергии;

— предоставить возможность включения в плату за технологическое присоединение к объектам по производству электрической энергии стоимости затрат на развитие сетевой инфраструктуры производителя электрической энергии.

3. Особенности применения тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в том числе:

— критерии выбора уровня напряжения (при опосредованном присоединении к электрическим сетям);

— наличие электрических связей (при определении стоимости услуг по передаче электрической энергии).

Пункт 81 Основ ценообразования № 1178 императивно предусматривает, что потребители электрической энергии, энергопринимающие устройства которых опосредованно присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, оплачивают услуги по передаче электрической энергии с учетом следующих особенностей:

— расходы на содержание электрических сетей оплачиваются в полном объеме;

— нормативные потери оплачиваются только в части объемов электрической энергии, не обеспеченных выработкой электрической энергии соответствующей электрической станцией;

— при расчете и применении тарифа на услуги по передаче электрической энергии за уровень напряжения принимается наиболее высокий уровень напряжения, на котором энергетические установки производителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации.

Нормы аналогичного содержания содержатся в п. 15 (2) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных. Постановлением Правительства РФ от 27.12.04 № 861 (далее – Правила НД).

Следует учитывать противоречивую судебную практику по спорам между потребителями и сетевыми организациями, возникшим в результате согласования в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии уровня напряжения, отличного от императивно предусмотренного действующим законодательством показателя (в случае опосредованного присоединения через объекты по производству электрической энергии).

В ряде случаев суды используют устаревшую к настоящему времени правовую позицию, изложенную в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.05.07 № 16260/06 по делу № А40-85382/06-68-664, в соответствии с которой «уровень напряжения (и корреспондирующий ему тариф), по которому потребитель обязан оплачивать услуги по передаче электрической энергии связан с тарифом, но является техническим, который стороны вправе согласовать в договоре».

Справедливо отметить, что в отдельных случаях суды, рассматривая схожие дела, занимают иную, основанную на императивных требованиях действующего законодательства позицию.

Тем не менее потребителям электрической энергии следует учитывать данные обстоятельства при заключении (пролонгации) договоров оказания услуг по передаче электрической энергии.

Учет указанных выше правовых особенностей на стадии принятия решения о необходимости создания и эксплуатации объектов по производству электрической энергии позволит минимизировать риски финансовых потерь для владельцев указанных объектов в будущем.


[1] В том числе и производители на РРЭМ.

[2] Аналогичное условие содержится в подп. 3 п. 5 Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.04 г. № 861.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как отследить отправление транспортной компанией
  • Как оспорить оценку страховой компании после дтп
  • Как отслеживать груз в транспортной компании кит
  • Как отвадить ребенка от плохой компании заговоры
  • Как отслеживать груз в транспортной компании пэк