- Взрослым: Skillbox, Geekbrains, Хекслет, Eduson, XYZ, Яндекс.
- 8-11 класс: Умскул, Лектариум, Годограф, Знанио.
- До 7 класса: Алгоритмика, Кодланд, Реботика.
- Английский: Инглекс, Puzzle, Novakid.
Свободное время
Вы знаете, что время бываете свободным и несвободным? О последнем часто говорят «рабочее время» или «учебное время». Несвободным также может считаться тот период, когда человек занят решением важных дел (хозяйственных, бытовых). Свободного времени у человека может быть много или мало, в зависимости от условий и обстоятельств жизни, а также трудолюбия и жизненных целей.
Какое время называют свободным
Свободное время — время, в течение которого можно отдыхать, развлекаться или заниматься какими-либо интересными и приятными видами деятельности. Время называют свободным, так как в этот период не нужно выполнять свои трудовые обязанности (работа, учеба, быт).
Рассмотрим два примера:
- Школьник Петя Костров пришел после уроков домой и сразу взялся за уборку, а потом до вечера делал уроки.
- Одноклассник Пети — Саша Монахов, по пути из школы домой старательно пинал найденную банку из-под лимонада, воображая, что это футбольный мяч. Дома мальчик пообедал и посмотрел телевизор, а потом сел за компьютер и начал играть в любимые «танчики». С трудом мама загнала его ужинать. Потом еще поиграл минут 40 и лег спать. Вспомнил, что надо было хотя бы математику сделать, а то учительница сегодня уже ругалась…Но ладно, спать же хочется.
Что же можно сказать об этих ребятах? Петя — мальчик ответственный и старательный. ОН и уроки все сделал, и по дому со всеми делами справился. Но осталось ли у него свободное время? Увы, нет. Свободного времени у него практически не было. Перерыв на обед или ужин — вынужденные паузы, свободным временем они не могут считаться. Абсолютно весь день у мальчика ушел на работу: школа, уборка, уроки. Ни на спорт, ни на чтение, игры, хобби времени не хватило.
Второй пример — показатель полной безответственности и лени. Мальчик равнодушно относится ко времени. Кажется, что у него в принципе нет дел, абсолютно все время — свободное, но проводит он его нерационально и неразумно. Протирает штаны на кресле перед компьютером. Портит зрение, устает, организм не может отдохнуть от гаджетов, ему не хватает движения и физкультуры.
Очень жаль, что в таком юном возрасте у мальчика нет никаких увлечений, кроме игр. Хотя нет. Спорт был, по дороге домой с той самой банкой. Что ж? Хотя бы немного движения, но вряд ли можно назвать это времяпрепровождение культурным, красивым и ценным для духовного мира.
И разберем еще один пример.
«Соседка Пети по парте — Наташа Крутицкая, вернувшись из школы, переоделась в спортивную одежду и кроссовки, вышла гулять с собакой. Через полчаса, набегавшись с любимым псом, пришла и села обедать. После обеда девочка начал делать домашнее задание.
Так как историю и литературу она успела сделать вчера, сегодня оставались только задачи по математике и одно упражнение по русскому языку, а также доклад по ОБЖ, который лично ей поручила подготовить учительница. Наташа справилась за 1.5 часа со всей работой, собралась и пошла в танцевальную студию.
После двухчасового занятия девочка пришла домой, налила себе чай и открыла книгу Вальтера Скотта «Айвенго». Затем пришла с работы мама, и они вместе начали готовить ужин. Сегодня Наташа научилась делать рубленные котлеты из курицы. Перед сном девочка еще успела сходить в душ, послушать любимую музыку и немного помечтать».
Заметили очевидные отличия? День у девочки получился невероятно насыщенный. Ей хватило времени и на учебу, и на помощь маме по хозяйству (она погуляла с собакой и готовила ужин).
В свободное время она успела побегать и пообщаться с собакой, потанцевать и почитать, научиться готовить новое блюдо и уделить время общению с мамой.
Наташа — несомненно, мастер рационального распределения времени. Она все делает вовремя. Вспомните, у нее даже некоторые домашние задания заранее сделаны. Она все успевает, а потому и свободного времени у не предостаточно.
Как организовать свободное время
Возможно, у кого-то появится вопрос «Зачем вообще организовывать и планировать свободное время?». Действительно, на первый взгляд это может показаться бесполезной работой. Ведь свободное время дано для того, чтобы отдыхать.
Но суть в том, что представление об отдыхе у всех людей разные. И пустое ничегонеделание всегда хуже спланированного отдыха с массой впечатлений и эмоций. Вместо лежания на диване перед телевизором всегда можно почитать интересную книгу или покататься на велосипеде по парку, поиграть с домашним питомцем или попробовать рисовать акварельными красками.
Организация досуга нужна для:
- Полноценного и насыщенного отдыха.
- Личного развития и духовного обогащения.
- Поддержания физического и психологического здоровья.
Когда свободное время человека наполнено увлекательными занятиями, он получает новый ценный опыт. За счет этого происходит внутренний рост. С таким человеком интересно и легко, он яркий, благодаря бесчисленному количеству знаний и тем эмоциям, которыми он заряжает окружающих.
Что же нужно для разумной траты свободного времени?
Планируем отдых правильно:
- Подумать над выбором интересных занятий для души и постановкой личных целей. Что вам нужно? Поддерживать физическую форму — ориентир на спорт, развивать творческие способности — музыка, вокал, танцы, актерское мастерство, рисование, дизайн, рукоделие.
- Следующий шаг — обозначить интервалы свободного времени и выделить часть из него на выбранные занятия. Даже увлечениям нужна регулярность.
- Подобрать альтернативу. Не надо заставлять себя заниматься чем-либо, если нет настроения. Можно найти пару-тройку разноплановых видов деятельности и при необходимости их заменять. Например, планировали почитать книгу, но клюете носом над ней и засыпаете? Можно взбодриться с помощью прогулки с собакой, покататься на роликовых коньках, велосипеде или самокате.
При разумном подходе свободное время будет проведено не только с удовольствием, но и с пользой для ума, сердца, души.
Спорт и физкультура
«Движение — это жизнь!». Можно попробовать поспорить, но бессмысленно. Учеными давно доказано, что не только умственный труд полезен для человек, но и разумные физические нагрузки.
Во время учебных занятий или спокойного досуга (рукоделие, настольные игры, рисование, чтение) мышцы затекают и теряют тонус. Ведь человек находится длительное время практически в одном положении. Устают мышцы шеи и спины, начинают хрустеть косточки, организму нужно размяться. Легкая зарядка — то, что нужно.
Даже если к спорту вы равнодушны, старайтесь выделять время на двигательную активность. Нет желания ходить в спортивные секции и заниматься танцами? Занимайтесь иначе.
Способов масса:
- Делать зарядку по утрам и легкую разминку в течение дня.
- Регулярно гулять с собакой (если есть), бегать с ней, играть.
- На прогулку с друзьями брать мяч, бадминтон, ролики, скакалку и т.д.
- Заменить пассивные методы передвижения на активные (лестница вместо лифта, пешая прогулка вместо автобуса или такси).
Свободное время и современные гаджеты
Гаджетами принято называть многочисленные технические достижения, которые сегодня окружают человека. Это телевизоры, ноутбуки и компьютеры, планшеты и мобильные телефоны.
С одной стороны, они значительно облегчают жизнь общества, позволяя наладить коммуникацию (взаимодействие) с окружающими. Телеграфы и коммутаторы ушли в прошлое с возникновением сотовой связи и сети интернет. Компьютеризация облегчила множество работ по оформлению документов, проектированию, ведению расчетов и пр.
С другой стороны — массу негативных последствий несет в себе такой технический прогресс. Люди стали гаджетозависимы, подчас слишком много времени проводя в телефонах и интернете. У одних круглосуточно работает телевизор, другие — не выпускают из рук телефон или планшет.
На детей и подростков часто губительное влияние оказывает неразумное пользование компьютером. Большая часть из них проводит время за играми или в социальных сетях. Иногда эти занятия настолько увлекают, что ребенок не замечает, сколько прошло времени. Если при том нет контроля со стороны взрослых, ситуация усугубляется с каждым днем. Уроки остаются не выполненными, на живое общение с родителями и друзьями нет времени и сил, заниматься чем-либо еще, кроме «зависания» в сети, нет желания.
Сидеть за компьютером часами вредно не только потому, что нерационально расходуется время, но и потом, что это отрицательно отражается на состоянии организма. Ученые давно доказали, что постоянное излучение приводит к усталости и общему упадку сил, снижает иммунитет, портит зрение. Сидение в одной позе и малая двигательная активность (гиподинамия) сказываются на осанке и работе системы кровообращения, опорно-двигательного аппарата.
Можно сказать, что гаджеты — настоящие воры. Они крадут свободное время человека и его здоровье. Разумнее использовать технику в образовательных целях или для непосредственной связи с другими людьми, например, для звонков. А развлечения с их помощью правильнее будет ограничить. Все хорошо в меру.
Что такое хобби
Увлечение, которое прочно входит в жизнь человека и занимает массу свободного времени, называется хобби. Это занятие доставляет удовольствие и позволяет по-настоящему отдохнуть.
Для кого-то это активные виды деятельности: танцы, футбол, теннис, плавание, бег. Кому-то по душе интеллектуальные нагрузки: разгадывание ребусов и судоку, проведение химических экспериментов, шахматы. Множество людей увлекается творчеством: рисование, вышивка, скрапбукинг, кулинария, мыловарение, декупаж.
В мире миллионы людей, и у всех свои интересы и потребности. Есть те, кто выбирает необычные и оригинальные увлечения: боксер Майк Тайсон дрессирует голубей, а рэпер Тимати коллекционирует дизайнерские фигурки медведей.
Не уступали современным людям по необычности хобби и старинные предки. Так, царь Алексей Михайлович страстно любил соколиную охоту, полководец Александр Васильевич Суворов виртуозно катался на коньках, а царь Петр I и вовсе имел массу увлечений: от плотницкого дела и кораблестроения до нумизматики и стоматологии.
Современному человеку доступен огромный выбор самых разных занятий, которым можно посвятить свободное время. И нет никаких границ и общепринятых представлений о том, кто и чем может увлекаться. Главное — заниматься законными видами деятельности и не нарушать ничьих прав. Различия по происхождению, половому признаку, национальности значения не имеют.
Сегодня в одной любительской хоккейной команде можно встретить играющих бок о бок крупного предпринимателя и водителя такси. Артист балета Николай Цискаридзе в свободное время любит вышивать крестиком или гладью, а певица Ирина Дубцова прекрасно рыбачит и даже разбирается в рыболовных снастях.
Поэтому совсем не важно, чем именно увлекается человек. Большее значение имеет наличие в жизни человека какого-либо хобби, того, что делает его жизнь интереснее и радостнее.
- Взрослым: Skillbox, Geekbrains, Хекслет, Eduson, XYZ, Яндекс.
- 8-11 класс: Умскул, Лектариум, Годограф, Знанио.
- До 7 класса: Алгоритмика, Кодланд, Реботика.
- Английский: Инглекс, Puzzle, Novakid.
-
Поиск слов
-
Кроссворд ответы
- Свободное от работы время, 5 букв
/
/
досуг
Слово «досуг» состоит из 5 букв:
— первая буква Д
— вторая буква О
— третья буква С
— четвертая буква У
— пятая буква Г
Посмотреть значние слова «досуг» в словаре.
Альтернативные варианты определений к слову «досуг», всего найдено — 30 вариантов:
- «Личное время»
- «Был бы друг, найдем и …» (посл.)
- Бездельное время для хобби и тусовок
- Безработное время
- Время вздохнуть свободно
- Время для отдыха и личных дел
- Время для смелого гулянья
- Время для хобби
- Время для чтения и вязания
- Время поразвлечься
- Время решать сканворды
- Время, когда можно, освободившись от дел, что-то сделать
- Время, предназначенное для убивания
- Время, требующее растраты
- Журнал, в котором работал Чехов
- Интим услуги
- Какого времени нет у трудоголиков
- Незанятое работой время
- Нерабочее время
- Отдых, которого нет у трудоголика
- Отец изобретения
- Отец философии
- Потехи час
- Поход в кино в свободное от работы время
- Рассказ А. Чехова
- Самое время решать кроссворды
- Свободное время
- Свободное времяпрепровождение
- Часы отдыха
- Часы отдыха и личных занятий
Другие вопросы:
- Бутерброд имени немецкого города
- Литературное объединение Германии во времена Гете «Буря и …»
- Задачка по выведению икса на чистую воду
- Пресмыкающееся рода ящериц
- Древняя цыганская «профессия»
- Центр древнерусского княжества
- Тип государственного устройства
- Буква старославянского алфавита
- Столица африканского государства
- Российский актер Александр …
досуг
свободное от работы время
Альтернативные описания
• журнал, в котором работал Чехов
• отец изобретения
• отец философии
• рассказ А. Чехова
• личное время
• поход в кино в свободное от работы время
• время, когда можно, освободившись от дел, что-то сделать
• «был бы друг, найдем и …» (посл.)
• время, требующее растраты
• самое время решать кроссворды
• время для смелого гулянья
• безработное время
• интим услуги
• время поразвлечься
• время, предназначенное для убивания
• время для потехи
• время для хобби
• время вздохнуть свободно
• свободное время
• потехи час
• часы отдыха
• время для убивания
• время для чтения и вязания
• отдых, которого нет у трудоголика
• бездельное время для хобби и тусовок
• время для отдыха и хобби
• время решать кроссворды
• часы отдыха и личных занятий
• время для увлечений
• время решать сканворды
• какого времени нет у трудоголиков?
• время, отведенное для хобби
• время для отдыха и личных дел
• время для развлечений
• время заняться хобби
• «был бы друг, найдем и …»
• нерабочее время
• незанятое работой время
• самое время для хобби
• Свободное от работы время
• Рассказ А. Чехова
• «Был бы друг, найдем и …»
• «Личное время»
• какого времени нет у трудоголиков
• м. свободное, незанятое время, гулянки, гулячая пора, простор от дела. На досуге, на досугах. в свободное от дела время. Досуги мн. досуг, забава, занятия для отдыха, на гулянках, безделье. Человек или конь с досугом, с досужеством, с уменьем или с особенно добрыми качествами. Был бы друг, будет и досуг. Работе время, а досугу час. Будет досуг, когда вон понесут, т. е. как помрешь. когда досуг то будет? когда нас не будет. За недосугом, когда-нибудь без чокаяния умрешь! Досужный человек, пора, свободный от дел, занятий. Досужливый, мало занятой, часто свободный от дела. Досужливость ж. сост. досужливого. Досужий, умеющий, способный к делу, ловкий, искусный, хороший мастер своего дела или мастер на все руки. милостивого мужа всегда жена досужа. Жена досужа добра и без мужа. Досужесть ж. досужество, досужство ср. свойство досужего; уменье; ловкость, способность к делу, к мастерству. Досужество дороже досуга. Досужиться, найти себе свободное время, досуг, удосуживаться. Досужничать, отдыхать или гулять, не работать. Досужествовать, заниматься временно по найму мастерством, ремеслом. Досужник м. -ница ж. досужий человек
• «был бы друг, найдем и …» (посл.)
• время отданное хобби
Свободное время
-
Свободное время (досуг) — это время,которое остаётся после выполнения Обязательных дел. Разделяется на два основных подхода:
* Экономический — время как расширение внерабочей силы, средство, превращающее индивида в более развитую личность.
* Социологический — всестороннее исследование самого феномена социального времени, исследование зависимости свободного времени от социально-исторических и индивидуальных особенностей.
Источник: Википедия
Связанные понятия
Занятость — не противоречащая законодательству деятельность граждан, связанная с удовлетворением их личных и общественных потребностей и приносящая им заработок, трудовой доход. Существуют следующие виды занятости…
Материальные блага — категория экономической теории, представляющая собой блага имущественного характера, которые создаются с использованием таких форм организации хозяйства, как натуральное и товарное.
Труд — целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества. В процессе этой деятельности человек при помощи орудий труда осваивает, изменяет и приспосабливает к своим целям предметы природы, использует механические, физические и химические свойства предметов и явлений природы и заставляет их взаимно влиять друг на друга для достижения заранее намеченной цели.Как экономическая категория труд представляет собой один из факторов производства…
Конкуре́нция (от лат. concurrere «сталкиваться; соперничать») — соревнование за ограниченный ресурс, вражда с целью получения выгоды.
Благосостояние — обеспеченность населения государства, социальной группы или класса, семьи, отдельной личности необходимыми для жизни материальными, социальными и духовными благами.
Упоминания в литературе
Время, остающееся после производительных и поддерживающих работ, – свободное время, или досуг, на который уходит еще около четверти всего нашего времени. Если верить мыслителям прошлого, как мужчины, так и женщины способны реализовать собственный потенциал только тогда, когда нет необходимости что-то делать. Именно отдыхая, по мнению греческих философов, мы по-настоящему становимся людьми, поскольку занимаемся саморазвитием – учебой, искусством, политической деятельностью. Не следует забывать, что от греческого слова scholea, обозначающего отдых, произошло английское слово school (школа), что неудивительно: для древних греков учеба была лучшим видом отдыха.
К вопросам семьи и дома, равно как и ко всякого рода способам качественного провождения свободного времени, мы еще вернемся в соответствующих главах. А сейчас давайте все-таки обратимся к ситуации, когда работа у вас есть, но она вас не совсем устраивает. Для начала поищем причины нашего недовольства. Как ни странно, последние научные исследования гласят, что недостаточная оплата труда не входит даже в первую тройку причин, по которым людям может быть не совсем комфортно на работе. Уже упомянутый нами Михай Чиксентмихайи на основе проведенных опросов и экспериментов выделяет, в порядке убывания, следущие кардинальные проблемы на пути к гармоничному существованию на рабочем месте: скука (отсутствие разнообразия в выполняемых действиях); конфликты в коллективе (в основном с начальством) и стресс как результат умственного и эмоционального напряжения при выполнении рабочих задач.
В некоторых районах США развита почти религиозная преданность людей работе. Многие люди посвящают работе столько времени и энергии, что их чувство собственной ценности и самооценка оказываются напрямую связанными с трудовыми достижениями. Многим из них свободное времяпрепровождение кажется поверхностным и лишенным смысла. В самом прямом смысле этого слова выход на пенсию для таких людей означает отступничество от их прежней жизни. Отсутствие работы особенно тягостно для тех, кто никогда не находил удовлетворения вне ее. например в хобби, чтении или участии в гражданских организациях. Проблема, как правило, усугубляется, если вышедший на пенсию человек малообразован, стеснен в средствах или слабо вовлечен в социальную или политическую деятельность. В то же время высокие профессионалы или люди, занятые в бизнесе, также могут испытывать трудности с поиском занятий, которые могли бы заполнить появившееся свободное время. В этом заключается одна из причин того, почему значительное количество людей продолжают работать хотя бы часть времени после выхода на пенсию (Quinn, Burkhauser, 1990).
А как насчет современной женщины с ее профессиональной деятельностью, которой она занимается полный рабочий день? Экономист Нэнси Бэррет говорит, что «очевидных и сколько-нибудь заметных сдвигов в разделении домашних обязанностей в семье в связи с тем, что женщины стали все больше заниматься профессиональной деятельностью, не происходит». Даже если женщина имеет оплачиваемую работу и трудится полный рабочий день, она все равно продолжает выполнять все или почти все домашние дела. В США мужья работающих женщин помогают им меньше, чем мужья домохозяек – всего 36 минут в день, в то время как мужья домохозяек тратят на это 1 час и 15 минут в день. При этом 96 % жен и 85 % мужей считают, что женщина должна делать «всю или бóльшую часть» работы по дому. Социолог Арли Хочшилд выяснила, что в супружеских парах, где оба партнера работают, на женщине лежит 75 % домашних забот. Современные американские мужья оказывают женам помощи лишь на 10 % больше, чем 20 лет назад. Таким образом, рабочая неделя американской женщины длится на 21 час дольше, чем у мужчин. По подсчетам экономиста Хайди Хартманн, «мужчины требуют к себе на 8 часов больше времени в течение недели, чем отдают сами». В Италии 85 % женщин с детьми работают полный рабочий день, будучи замужем за мужчинами, которые вообще не помогают им по дому. Среднестатистическая работающая европейка имеет на 33 % меньше свободного времени, чем ее муж. А в африканской Кении при условии неравных сельскохозяйственных ресурсов женщины собирают такой же урожай, как мужчины, а при равных исходных данных – больший, работая эффективнее, чем представители «сильного» пола.
Проблема просвещения непосредственно связана с использованием свободного времени. Индустриализация принципиально изменила среду обитания: резко возросло количество городского населения (за счёт притока сельского населения). Значительная часть молодёжи стала теперь горожанами и получила в своё распоряжение финансовые средства (более высокая заработная плата) и свободное (от работы и занятий домашним хозяйством) время. Она не была подготовлена – ни этически, ни культурно – к тому, как расходовать то и другое, чтобы это пошло на благо себе и обществу.
Связанные понятия (продолжение)
Социа́льное давле́ние (англ. Peer pressure) — (психологическое) воздействие коллектива, оказывающее влияние на характер поведения членов группы и приводящее их личные привычки, установки, ценности и нормы поведения в соответствие с групповыми. Примерами таких групп являются объединения с формальным членством (политические партии, профсоюзы) или неформальные группировки (см. Клика), в частности, в среде подростков (одноклассников, однокурсников, одногруппников), например, неформалы в России конца…
Социоэконо́мика — направление, основанное Амитаем Этциони, развивается параллельно экономической социологии, в основном опираясь на критику неоклассического подхода. Этциони не отрицает неоклассическую парадигму, но пытается включить её в деонтологическую парадигму, синтезировать их. Неоклассическая парадигма является утилитарной (потребностной), рационалистической и индивидуалистской. Она представляет индивидов, как стремящихся максимизировать полезность (максимально обеспечить свои потребности…
Социа́льные пробле́мы или обще́ственные пробле́мы — вопросы и ситуации, которые прямо или косвенно влияют на человека и, с точки зрения значительного числа членов сообщества, являются достаточно серьёзными проблемами, требующими коллективных усилий по их преодолению.
О́браз жи́зни (лат. modus vivendi) — типичные для конкретно-исторических социально-экономических отношений способ и формы индивидуальной и коллективной жизнедеятельности человека, характеризующие особенности его поведения, общения, склада мышления.
Коммуника́бельность (новолат. соединимый, сообщающийся) — способность к общению, к установке связей, контактов, общительность; совместимость (способность к совм. работе) разнотипных систем передачи информации.
Дифференциа́ция дохо́дов населе́ния, или нерáвенство доходов — разница в уровне денежных доходов различных слоёв и групп населения. В количественном плане характеризуется показателями, отражающими степень неравномерности распределения доходов. Различие в доходах имеет следствием неравномерность в распределении материальных и нематериальных благ и играет определяющую роль в существовании экономического неравенства.
Сре́дства труда́ — то, чем человек воздействует на предмет труда. Решающая роль принадлежит орудиям труда, механические, физические и химические свойства которых человек использует в соответствии со своей целью.
Социа́льная стратифика́ция (от лат. stratum «слой» + facio «делаю») — одно из основных понятий социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, положения в обществе; социальную структуру общества; отрасль социологии.
Тенденция и тенденциозность (от лат. tendo — направляю, стремлюсь) — сравнительно устойчивое направление развития определенного явления.
Потребление — использование продукта в процессе удовлетворения потребностей. В экономике потребление приравнивается к приобретению благ или услуг. Потребление становится возможным вследствие получения дохода или траты сбережений.
Рабо́чее ме́сто — это неделимое в организационном отношении (в данных конкретных условиях) звено производственного процесса, обслуживаемое одним или несколькими рабочими, предназначенное для выполнения одной или нескольких производственных или обслуживающих операций, оснащённое соответствующим оборудованием и технологической оснасткой. В более широком смысле — это элементарная структурная часть производственного пространства, в которой субъект труда взаимосвязан с размещенными средствами и предметом…
Учёба — совокупность организованных мероприятий, направленных на получение знаний, умений, приобретение опыта. Учёба может быть как добровольной, так и принудительной. Наиболее качественный результат наблюдается при заинтересованности изучающего в изучаемом объекте, явлении, свойстве. Во время существования СССР учёба иногда имела принудительный регулярный характер. Можно также выделить самообучение или заочную учёбу. При этом обучение осуществляется при помощи печатной литературы, знаний, полученных…
Потребительство (консьюмеризм, консумеризм — транслитерации англ. consumerism) — имеет несколько значений…
Материальное производство — производство, напрямую связанное с созданием материальных благ, удовлетворяющих определённые потребности человека и общества. Материальному производству противопоставляется непроизводственная сфера, которая не имеет своей целью изготовление вещественных ценностей. Такое разделение, в основном, характерно для марксистской теории.Материальное производство основывается на применении техники и технологий, а также на производственных отношениях между людьми. Можно сказать…
Демонстративное потребление (англ. conspicuous consumption, престижное, показное, статусное потребление) — расточительные траты на товары или услуги с преимущественной целью продемонстрировать собственное богатство. С точки зрения демонстративного потребителя такое поведение служит средством достижения или поддержки определённого социального статуса.
Социа́льное явле́ние или социа́льный фено́мен — одно из основополагающих понятий социологии и социальной философии, которое означает «элемент социальной реальности, обладающий всей полнотой социальных свойств и признаков»; это любое проявление отношений или взаимодействия людей или даже отдельное событие или случай; все, что проявляет себя, существует, есть в социальной действительности. Социальные явления — это явления взаимодействия людей, осуществляемые в социальном пространстве: непосредственно…
Самореализа́ция (от русского само- и лат. realis — вещественный, действительный) — реализация потенциала личности.
Уме́ние — освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретённых знаний и навыков. Формируется путём упражнений и создаёт возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.
Разделе́ние труда́ (англ. division of labour) — исторически сложившийся процесс выполнения людьми своих специализированных видов деятельности в общем для всех дел, сопровождающийся обособлением, видоизменением, закреплением отдельных видов трудовой деятельности, который протекает в общественных формах дифференциации и осуществления разнообразных видов трудовой деятельности.
Обме́н в эконо́мике — движение товара от одного владельца к другому. Взаимный обмен деятельностью между людьми, проявляющийся непосредственно или в форме обмена продуктами труда..
Точка зрения — жизненная позиция, мнение, с которой субъект оценивает происходящие вокруг него события.
Прекариа́т (от лат. precarium — нестабильный, негарантированный и «пролетариат») — социальный класс работников с временной или частичной занятостью, которая носит постоянный и устойчивый характер. Для прекариата характерны: неустойчивое социальное положение, слабая социальная защищённость, отсутствие многих социальных гарантий, нестабильный доход, депрофессионализация. Трудовые отношения между прекариатом и работодателем носят название прекаризация.
Систе́ма це́нностей — понятие теории ценностей, обозначающее совокупность сложившихся у людей мнений о значении в их жизни вещей и явлений, встречаемых в природе и обществе («социальных установок»).
Социальная организация общества (от позднелат. organizio — «формирую», «сообщаю стройный вид» < лат. organum — «орудие, инструмент») — установленный в обществе нормативный социальный порядок, а также деятельность, направленная на его поддержание или приведение к нему.
Социальные изменения, также культурные изменения — перемены, происходящие в течение некоторого времени внутри социальных систем и во взаимоотношениях между ними, или в обществе в целом. Различают четыре вида социальных изменений: структурные, процессуальные, функциональные и изменения в духовной сфере.
Общественное благо (англ. public good) — благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят они за него или нет. Общественные блага совсем не похожи на частные блага (доступные в потреблении и приносящие пользу только владельцу), практически невозможно организовать их продажу: индивиды с удовольствием пользуются эффектами общественных благ, но избегают за них платить (эффект безбилетника).
Подробнее: Общественные блага
Социа́льный ста́тус — социальное положение, занимаемое социальным индивидом или социальной группой в обществе или отдельной социальной подсистеме общества. Определяется по специфическим для конкретного общества признакам, в качестве которых могут выступать экономические, национальные, возрастные и другие признаки. Социальный статус характеризуется властными и/или материальными возможностями, реже специфическими умениями или навыками, харизмой, образованием.
Ги́бкие на́выки или мя́гкие на́выки (англ. soft skills) — комплекс неспециализированных, важных для карьеры надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность и являются сквозными, то есть не связаны с конкретной предметной областью.Гибкие навыки, в отличие от профессиональных навыков в традиционном понимании (рассматриваемых в этом дискурсе как «жёстких», от англ. hard skills), не зависят от специфики конкретной работы, тесно связаны…
Социология потребления — это подраздел социологии, официально признанный Американской социологической Ассоциацией как раздел, посвященный потребителям и потреблению. В рамках этой области социологи рассматривают потребление в качестве центрального элемента повседневной жизни, идентичности и социального порядка в современных обществах таким образом, что оно намного превосходит рациональные экономические принципы спроса и предложения.
Взаимопомощь (или, другими словами, сотрудничество), согласно П. Кропоткину — один из основополагающих факторов эволюции человечества. Один из главных принципов анархизма.
Подробнее: Взаимная помощь
Разговор — это форма интерактивного, спонтанного общения между двумя или более людьми. Как правило, разговор происходит при речевой коммуникации, в то время как письменный обмен сообщениями обычно разговором не считают. Развитие разговорных навыков и этикета — важная часть социализации. Развитие навыков разговора на иностранном языке — ключевой пункт преподавания и обучения иностранным языкам.
Низший класс (англ. underclass) — наименование социальной группы населения, к которой различные исследователи относят…
Распределе́ние (англ. distribution), в экономике — разделение материальных благ между субъектами экономических отношений. Первичное распределение обычно происходит на основе реализации права собственности в процессе создания материального блага, в том числе с учётом разделения труда. Перераспределение происходит при передаче денег или иных благ от одних лиц к другим с помощью социальных механизмов, таких как налогообложение, благотворительность, социальное обеспечение, коммунальные услуги, земельные…
Социа́льная иера́рхия — иерархическая структура отношений по поводу распределения в обществе власти, собственности, доходов, престижа и других ценностей.
Социальная среда — совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп.
Деловая игра — метод имитации принятия решений руководящих работников или специалистов в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком с ПК в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости.
Прести́ж (фр. prestige — авторитет, уважение) — общественная оценка общественной значимости индивида, социальной группы, профессии, организации, определенной нормы. Практически тесно переплетается с авторитетом, уважением и влиянием, имеет значительное влияние на мотивы поведения людей, на их решения и действия.
Технологические изменения — термин, используемый для описания общего процесса создания, рационализации и распространение технологий или процессов. Термин является синонимом технологического развития, технологических достижений и технического прогресса. По сути — это создание технологии (или технологического процесса), непрерывный процесс совершенствования технологии (во время которого она часто дешевеет) и её распространения (диффузия) в промышленности и обществе.
Социальное неравенство — форма дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей. В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления. По состоянию на 2006 год 1 % самых богатых людей владеют более чем 40 % богатств…
Профессионализм — особое свойство людей систематически, эффективно и надёжно выполнять сложную (профессиональную) деятельность в самых разнообразных условиях.
Социальная поляризация — усиление различия в положении общественных групп, доходящее до их противостояния друг другу (полярности). Социальная поляризация может возникать как форма проявления внутриклассовых, межслоевых социальных различий (например, работников неквалифицированного и высококвалифицированного, умственного и физического труда, у руководителей и подчиненных). Ускоренное изменение облика одних слоев при относительной устойчивости облика других могут усиливать социальную поляризацию. Одна…
Экономическая система — совокупность всех экономических процессов, совершающихся в мире, государстве, стране или обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма.
Социализация — процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе.
Норма (от лат. norma — дословно «науго́льник», переносное значение — руководящее начало, правило, образец) — правило или предписание, действующее в определённой сфере и требующее своего выполнения.
Методы активного обучения (МАО) — совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.
Упоминания в литературе (продолжение)
Критики ускоряющегося развития указывают на то, что увеличение скорости ведет к общему отстранению от занятий и постоянному ощущению нехватки времени. Технологические новшества должны были (в теории) дать нам больше свободного времени, чтобы мы могли играть с детьми в футбол, заниматься лепкой или обсуждать политику. Но мы используем освободившееся (от рутины и всего остального, что помогают делать технологии и страны третьего мира) время на то, что пытаемся вместить еще больше проектов в и без того переполненный календарь, и происходит прямо противоположное. В современном нерелигиозном обществе мы уже не рассчитываем на вечную загробную жизнь, а вместо этого стараемся втиснуть как можно больше дел за относительно короткий срок, отведенный нам на земле. Попытки заполнить таким образом свою жизнь, конечно, тщетны и обречены на неудачу. Волей-неволей приходит мысль истолковать современную эпидемию депрессии и выгорания как реакцию индивида на невыносимость постоянного ускорения. Человек, который не набирает скорость, а сбавляет ее (а может, и совсем останавливается), выпадает из культуры маниакального развития, и его состояние считается патологией (подавленностью){5}.
Именно проблема свободного времени, его рационального и полезного использования, что требует осознанных усилий и внутренней дисциплины, видимо, стала основной причиной стремительной духовной, нравственной, культурной и социальной деградации основной массы современного «цивилизованного» человека в конце XX и начале XXI веков. С середины прошлого века быстро развивается массовая индустрия «услуг», заполняющая на коммерческой основе свободное время: организацией отдыха, не познавательного туризма, сомнительных удовольствий и развлечений. В 80—90-е годы общепризнанным среди большинства ученых становится начало культурного и морально-нравственного кризиса западной модели «развития», но этот кризис под лозунгами демократии, свободы и прав человека, пытается распространиться на все страны мира. Механизм этого искусственного процесса, видимо, был запущен организацией Ф. Рузвельтом глобальной мировой торговли и глобализацией технологий, в первую очередь информационных.
Однако у таких людей может возникнуть желание посвятить свое свободное время выполнению какой-нибудь другой работы, чтобы заработать дополнительно. Но основная работа не позволяет им работать по совместительству в течение основного рабочего времени.
Такой прогноз развития является или пугающим или идеальным, в зависимости от того, как мы к нему подготовимся. С головокружительной скоростью мир приближается к реализации старой утопии, при которой машины будут выполнять всю необходимую работу. У людей появится больше свободного времени для развития культуры и производства товаров, а бедность и нищета будут исчезать. Это, конечно же, только мечты, но человечество сможет развиваться в этом направлении, если сумеет к нему подготовиться.
Эта новая буржуазия по-прежнему присваивает себе прибавочную стоимость, но в (мистифицированной) форме того, что Мильнер называет «прибавочной зарплатой»: как правило, они получают больше, чем пролетарская «минимальная заработная плата» (эта – часто мифическая – воображаемая точка сравнения, единственным реальным примером которой в сегодняшней глобальной экономике может быть зарплата рабочего на потогонках Китая или Индонезии), и именно эта разница по отношению к обычному пролетарию, это отличие, и есть то, что определяет их статус. Таким образом, буржуазия в классическом смысле исчезает: капиталисты же возникают вновь как подвид оплачиваемого работника – менеджера, которому устанавливается более высокая зарплата за его компетентность (именно поэтому так важны сегодня псевдонаучные «аттестации», которые оправдывают более высокие зарплаты экспертов). Категория работников, получающих прибавочную зарплату, конечно, не ограничивается менеджерами: она включает в себя вообще всякого рода экспертов, администраторов, госслужащих, врачей, юристов, журналистов, людей искусства… Тот излишек, который они получают, имеет две формы: больше денег (для менеджеров и пр.), но также меньше работы, то есть больше свободного времени (для – некоторых – интеллектуалов, но также для части государственного аппарата и т. п.).
Практически все ключевые проблемы и сложности в их работе похожи друг на друга как две капли воды. А главное, непонятно, ради чего все это? Смотришь на руководителей и собственников бизнеса – и поражаешься тому, что видишь. Они впахивают с утра до вечера, толком не видят ни родных, ни близких, ни семьи, ни детей. И каков результат? Да никакого. В лучшем случае их доходы растут. Но качество их жизни от этого не улучшается. Удовольствия от жизни они больше не получают, свободного времени остается все меньше. Годы проносятся один за другим, а что существенного случилось за прошедший год, непонятно. Постоянные перегрузки, нервы, стресс, подорванное здоровье – и закономерный финал. А возможность через каждые два-три года купить себе машину подороже и обставить квартиру новой мебелью… Если таков результат огромной проделанной работы и титанических усилий – это просто смешно!
Международная конференция 1963 г. дала такое определение понятия «турист» – это человек, прибывший в страну, в которой он постоянно не живет и не занимается оплачиваемой профессиональной деятельностью, с целью проведения свободного времени ради лечения, развлечения, образования, отдыха, религии, спорта, по семейным или деловым обстоятельствам. Распространяя это определение на отечественный туризм, туристом следует считать человека, временно выезжающего за пределы своего постоянного места жительства для проведения свободного времени с различными целями, кроме постоянной оплачиваемой профессиональной деятельности.
Я часто работал при включенном радио. В 1950–1951 годах основной темой выпусков новостей была ситуация в Корее: ожесточенные бои с китайцами и отставка генерала Макартура за публичные призывы к широкомасштабной войне с КНР. Внутри страны внимание концентрировалось на переносе испытаний атомного оружия из Нью-Мексико в Неваду и на кампании против «красной угрозы» – в 1951 году супругов Розенберг приговорили за шпионаж к казни на электрическом стуле. Среди этого водоворота событий ничто так не будоражило мое воображение, как наступление ядерного века. В те времена уже начали рассекречивать некоторые материалы исследований, проводившихся в период Второй мировой войны, и в свободное время я с головой уходил в чтение литературы по ядерной физике. Первая прочитанная мной книга на эту тему называлась «Атомная энергия» (Sourcebook on Atomic Energy) – внушительный фолиант, содержавший открытые сведения по предмету. Позже я переключился на книги по астрономии, общей физике и философии науки.
Такая программа моих мыслей, излагаемых в предлагаемых статьях, столь широка, что ставит меня в положительное затруднение, тем более что у меня мало свободного времени и мал остаток сил, необходимых для предпринимаемого изложения. Труда я никогда не боялся, не боюсь и теперь, страшусь только длины времени, необходимого для такого развития указанных предметов, какое мне хочется ему придать. Свои соображения я начну с развития мыслей, касающихся статистических данных о народонаселении, так как без правильного суждения об этом предмете мне кажется невозможным выяснить перемену в роли, занимаемой сельским хозяйством, и неизбежную необходимость в настоящую эпоху жизни людей твердого убеждения в пользе протекционизма, т. е. развития горного дела, промышленности и торговли. Своими статьями мне, конечно, нельзя прямо помочь нашим недочетам в промышленности и торговле или в просвещении и гражданском устройстве страны, но условий для всего этого так у нас накопилось много, что вялость роста, наступившая во всем этом лишь в последнее время, определилась, по моему разумению, преимущественно неясностью в понимании средств и последствий указанных видов развития да предрассудками, а потому косвенно тут могут помогать даже единичные убеждения, если в их правдивости, разумности, доказательности и практической исполнимости нет поводов сомневаться. Но пусть предъявятся к моим статьям и сомнения этого рода, все же я постараюсь их закончить уже ради того одного, чтобы высказать назревшее, заветное, если и не все, то хоть часть, что успею изложить.
Инвалиды и люди с физическими недостатками могут составить специфический сегмент потребительского рынка, если средства и условия их приема будут соответствовать специфике данного сегмента. Исследования подтверждают, что все большее число людей с физическими недостатками предпочитает проводить свободное время в путешествии.
Например, «польза» кассы некой компании – принять деньги Клиентов за оказываемые услуги. Однако график работы кассы таков, что она закрывается на обед в то время, когда у большинства Клиентов тоже обеденный перерыв и соответственно есть свободное время.
Вопрос: Сейчас у вас свободного времени много. Чем вы его занимаете?
Слово «досуг» – одно из тех слов, смысл которых интуитивно понимает любой человек. Но далеко не каждый сможет сказать что-то вразумительное, если попросить его объяснить, что же это такое. Сегодня мы устраним этот пробел и подробно разберём, что представляет собой досуг, чем он отличается от других видов отдыха, каким бывает, какие функции выполняет и почему так важен для нас.
Что такое досуг?
Досуг – это свободное время, которое остаётся у человека после того, как он выполнил все обязательные дела. Это время он может потратить на отдых, развлечения, хобби или любые другие занятия по своему выбору. Как правило, досугом называется какая-то активность, а не праздное ничегонеделание. Подразумевается, что человек тратит свободное время на увлечения, творчество, путешествия, спорт, изучение произведений культуры, познание чего-то нового.
Исследователи считают, что термин «досуг» происходит от праславянского слова dosog, которое можно перевести как «то, что достигнуто» или «достижение». То есть, можно сказать, что досуг – это отдых, которого человек достиг (заслужил), выполнив все дела.
По сути, досуг – это время, которое человек использует для удовлетворения различных потребностей, в частности, творческих и культурных. Досуговая деятельность никак не связана с основной работой, повседневными обязанностями и делами. Вместо этого она направлена на снятие напряжения, восполнение физических сил и восстановление душевного равновесия. Также к ней относятся все те занятия, которые мы свободно выбираем для себя ради самоутверждения, самореализации и саморазвития.
Давая нам свободу выбора, досуг всё же подразумевает определённую зависимость от социальных отношений и личностных обязательств перед близкими людьми. К примеру, люди, у которых есть ещё не повзрослевшие дети, обычно проводят это время с ними. Стоит отметить, что не всё время, проведённое с семьёй, является досугом. Помогая ребёнку с домашним заданием или собирая его в школу, вы занимаетесь обязательными делами. А вот прогулка с семьёй по парку или отдых на пляже – это уже полноценный семейный досуг.
Отличие досуга от хобби, отдыха и свободного времени
Досуг часто путают с такими понятиями как хобби, отдых и свободное время. Чтобы устранить эту путаницу, разберём каждое из них подробнее.
Хобби – это увлечение человека, некая активная деятельность, доставляющая ему удовольствие. Досуг – это время, свободное от обязательных дел, которое человек тратит, как посчитает нужным (в том числе и на хобби). Хобби – это персональное увлечение, которое каждый выбирает для себя сам. Для кого-то это рисование, для кого-то – музыка. Досуг – более обширное и универсальное понятие, охватывающее множество разных видов времяпровождения.
Отдых – это действие или бездействие, основная цель которого заключается в восполнении сил и восстановлении работоспособности. Это также всего лишь один из видов времяпровождения, которым люди могут посвящать свой досуг. Разница между этими понятиями заключается в том, что слово «досуг» является общим, тогда как слово «отдых» несёт конкретную смысловую нагрузку, указывая, что в данном случае речь идёт о восстановлении сил.
Термины «досуг» и «свободное время» часто называют синонимами, но и они не идентичны по смыслу. Свободное время подразумевает, что человек может потратить его неэффективно или заняться какими-то рабочими делами на своё усмотрение. Досуг же подразумевает, что время тратится с пользой на интересные, увлекательные и полезные дела. Даже на работе иногда возникает свободное время, которое можно посвятить, например, приведению в порядок рабочего места. Досугом это никак не назовёшь.
Примеры досуга
В качестве наиболее наглядных примеров можно привести такие виды проведения досуга как:
- активный отдых (пешие прогулки, спортивные мероприятия, походы, соревнования и прочие активные виды деятельности);
- общение (приятное времяпровождение с близкими и друзьями, участие в публичных мероприятиях, свидания и новые знакомства);
- индивидуальное потребление произведений культуры (книги, музыка, фильмы, компьютерные игры и прочее);
- коллективное потребление произведений культуры (музеи, музыкальные концерты, праздничные мероприятия, театры, кино, зрелищные виды спорта, выставки, лекции и прочее);
- посещение развлекательных заведений (клубы, дискотеки, рестораны);
- туризм (спортивный, оздоровительный, культурный, исторический);
- участие в клубной деятельности (профессиональные, корпоративные, элитарные, спортивные, университетские и прочие клубы);
- творчество (музыка, живопись, моделирование, различные ремёсла).
Все эти разнообразные виды досуга представляют собой полезную активную деятельность, которая позволяет человеку восстанавливать силы гораздо эффективнее, чем пассивный отдых «на диване».
Основные характеристики досуга
Чтобы лучше понять, что такое досуг и чем он отличается от простого отдыха, перечислим его основные характеристики и признаки:
- он подразумевает осознанный выбор активности в свободное время;
- он предполагает не строго определённую, а свободную деятельность;
- он связан с психологической, эмоциональной и социальной активностью;
- он способствует всестороннему развитию личности, развивает творческие способности;
- он позволяет повысить самооценку, занимаясь выбранной деятельностью;
- он повышает настроение, дарит чувство удовлетворённости жизнью.
По сути, досуг – это та сфера жизни, в которой происходит всестороннее удовлетворение личностных потребностей, не связанных с профессиональной самореализацией.
Что не входит в досуг?
Для более точного понимания того, что представляет собой досуг, перечислим некоторые распространённые виды времяпровождения, которые к нему не относятся:
- рабочее время, а также время, затрачиваемое на подготовку и на дорогу к месту работы;
- ночной сон;
- обслуживание физиологических потребностей (водные процедуры, чистка зубов, посещение туалета, бритьё и прочее);
- уборка, ремонт и прочие домашние дела;
- употребление пищи, а также походы за продуктами и готовка;
- покупка вещей (многим людям шопинг доставляет удовольствие, и всё же он относится к обязательным делам);
- поход в парикмахерскую или салон красоты (опять же многим это нравится, однако это процедуры, связанные с обслуживанием своих потребностей);
- воспитание детей и уход за ними;
- помощь близким, уход за заболевшими родственниками.
Особенность перечисленных занятий заключается в том, что они связаны с решением обязательных задач или удовлетворением потребностей. То есть, даже если человек делает это всё в свободное время и получает от этого удовольствие, досугом это всё равно не считается. А вот абсолютно свободное время, которое человек решает потратить на какую-то полезную, интересную, приятную, развивающую или познавательную деятельность, не являющуюся обязательной – это и есть его досуг.
У большинства из нас после выполнения обязательных дел остаётся совсем мало свободного времени, а иногда его может и вообще не быть. При этом многим людям кажется, что их жизнь насыщенна и разнообразна, ведь они столько всего успевают. Но если убрать все обязательные дела, может выясниться, что досуга у них нет вообще. Такое положение дел ведёт к эмоциональному выгоранию, поэтому очень важно понимать, какую часть нашего времени мы уделяем досугу.
Классификация видов досуга
Существует множество разных способов проведения досуга. Рассмотрим основные критерии, позволяющие разделить их на отдельные виды.
1. По способу возникновения
По сути, здесь есть два основных варианта:
- спонтанный (возникший без планирования и приготовления);
- организованный (спланированный и подготовленный заранее).
Спонтанный досуг не требует сложных приготовлений и создания каких-то особых условий. Обычно это мероприятия, не требующие специальных помещений и дорогого оборудования, такие как:
- вечеринки и застолья;
- простые настольные игры;
- посещение кинотеатров;
- отдых на свежем воздухе;
- прогулки по парку и прочее.
Организованный досуг обычно планируется заранее и требует предварительной подготовки. Как правило, есть люди, которые занимаются его организацией. Часто требуется заранее найти и подготовить помещение или местность (к примеру, стадион или поляну), специальное оборудование. Иногда требуется нанять дополнительный персонал, а также заранее разослать приглашения участникам.
Примеры организованного досуга:
- сюжетные настольные игры;
- встречи выпускников;
- свадьбы, награждения и прочие торжественные мероприятия;
- традиционные праздники и обряды;
- спортивные соревнования;
- массовые спортивно-оздоровительные мероприятия.
2. По месту проведения
Досуг можно проводить в следующих местах:
- дом;
- место учёбы или работы;
- специализированные заведения (игровые, компьютерные клубы);
- учреждения культуры (театры, музеи);
- специально оборудованные пространства (стадионы, ипподромы, поля);
- неспециализированные открытые пространства (парки, скверы);
- заведения общественного питания (кафе, рестораны);
- природные пространства (лес, остров, берег реки).
3. По типу потребляемого контента
Многие виды досуга связаны с потреблением различных видов контента, таких как:
- видеопродукция (фильмы, сериалы, телепередачи и прочие развлекательные или познавательные видеоролики);
- аудиопродукция (музыка, радиоспектакли, радиопередачи, подкасты и прочие записи или прямые эфиры);
- печатная продукция (книги, журналы, газеты);
- интерактивный компьютерный контент (игры, обучающие и развивающие программы, презентации и прочее);
- онлайн-контент в интернете.
Функции досуга
Разные исследователи предлагают разные списки функций досуговой деятельности. Чаще всего в них включены следующие функции:
- рекреационная (отдых, восполнение физических сил, восстановление душевного равновесия, оздоровление);
- социализирующая (новые знакомства и социальные связи, расширение круга знакомых и друзей);
- коммуникативная (общение, межличностное и социальное взаимодействие);
- компенсаторная (возможность совершенствоваться, развивать желаемые способности, удовлетворять различные потребности);
- воспитательная (передача норм морали и нравственности);
- гедонистическая (обеспечение чувства личной значимости и ощущения движения к цели);
- познавательная (приобретение и распространение знаний, идей);
- культурно-творческая (воспроизводство народной культуры, передача и сохранение духовных ценностей).
Стоит отметить, что большинство перечисленных функций направлены на удовлетворение потребностей личности (прежде всего, отдых и развитие), но некоторые из них важны также для общества в целом (укрепление социальных связей, сохранение и приумножение культурных ценностей).
В чём важность досуга?
Насыщенный досуг необходим каждому из нас, и без него жизнь нельзя считать полноценной. Конечно, человеку может казаться, что он успешен во всех жизненных сферах. Но не имея возможности полноценно отдыхать, он рискует быстро выгореть, израсходовав все силы. При этом не следует ассоциировать досуг только с отдыхом и развлечениями. Исследователи утверждают, что его важность заключается, прежде всего, в том, что он обеспечивает нам удовлетворение базовых потребностей, находящихся на всех уровнях пирамиды Маслоу.
Впрочем, и рекреационную функцию нельзя недооценивать. К примеру, одно из недавних исследований показало, что у людей, предпочитающих тратить свободное время на рабочие дела, работая до 55 часов в неделю, риск инфаркта и инсульта выше на 13% и 33% соответственно, чем у тех, кто работает до 40 часов и уделяет время полноценному отдыху. Таким образом, досуг имеет огромное значение для здоровья и общего состояния организма. Кроме того, от него напрямую зависит продуктивность работы. Не зря ведь говорят, что хорошо работает тот, кто хорошо отдыхает.
Пример хобби
Свободное время — обычно обозначают период времени, когда человек, не имея обязательных дел (работа, домашние дела, учёба, и т. д.), предоставлен самому себе в выборе занятий. Активную деятельность, аналогичную работе, которую человек выбирает сам в такое время, называют хобби, оно выполняется ради самой деятельности, а не ради заработка.
Досуг — часть нерабочего времени, которая остается у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей[1]
История
Слово «Leisure» («Свободное время» по-английски) происходит от латинского «licere» что означает «быть свободным», этот термин впервые появился в начале 14-го века. Во время индустриальной революции, когда рабочие на фабриках должны были работать по 18 часов в сутки, отдыхая только по воскресеньям. Хотя к 1870 году более современные технологии и профсоюз привели к уменьшению рабочих часов и разрешению на два официальных выходных — субботу и воскресенье.
Доступный и надёжный транспорт позволил рабочим путешествовать во время их выходных. Первый отпуск к морю был взят в 1870, новинка быстро распространилась в Европе и Северной Америке. Рабочие стали копить свои зарплаты и собирать деньги к отпускам, что привело к увеличению организационных работ для проведения отпусков рабочего класса.
Виды свободного времени
Свободное время затрачивает не только физические, но и моральные силы. Времяпровождение которое затрачивает минимальное количество сил и энергии включает в себя прогулки и йогу, и наоборот активный вид отдых требует колоссального расхода энергии — такие как кик-боксинг и футбол.
Типы и примеры свободного времени
Говоря о свободном времени, следует различать три основных его типа:
1) рекреационный (отдых и восстановление сил после работы),
2) рационально-потребительский (с материальной и духовной точки зрения)
3) деятельный (совмещение времяпрепровождения с каким-либо видом деятельности).
Работники культуры должны знать причины и обстоятельства, которыми вызвано посещение людьми учреждения культуры.
Разница в традициях
Капиталистическое общество часто оценивало свободное время очень позитивно, так как «свободное время» включало в себя затраты со стороны населения, а это улучшало экономику страны. И в это время так же большее значение придавалось богатым людям, так как богатые люди могли позволить себе больше свободного времени и соответственно денег они тратили больше.
«Трудоголики» это те люди, которые жертвуют своим свободным временем ради работы. Они предпочитают работать нежели отдыхать. Многие рассчитывают достигнуть карьерных высот путём жертвования свободным временем.
Согласно философу Марксу Верха Еву, именно европейцы и американцы в 1960—1970 годах стали сторонниками и того что в наше время можно назвать «социализмом свободного времени». Они верили что если каждому дать по маленькому кусочку пирога, то минимальные потребности каждого человека будут удовлетворены. Тогда люди могут использовать своё свободное время на благо и развитие искусства, спорта, и многих других видов свободного времяпрепровождения.
Писатель Белфорт Бах в 1884 году написал книгу «Социализм и вопрос о воскресенье». Он хотел, чтобы каждый человек имел возможность на отдых, и фокусировал своё внимание на выделении одного универсального дня отдыха.
Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего
|
Этот раздел статьи ещё не написан.
Согласно замыслу одного из участников Науки, на этом месте должен располагаться специальный раздел. |
Социология досуга
Социология досуга — отрасль социологии, изучающая[1]:
- структуру досуга как элемента образа жизни во взаимосвязи с социальными институтами, социальной структурой, культурой и т.д.;
- поведение индивидов и социальных групп во время досуга
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 glossary.ru
См. также
- Образ жизни
Ссылки
- Свободное время в каталоге ссылок Open Directory Project (dmoz).
- Уличная гимнастика для непрофессиональных спортсменов.
время, остающееся за вычетом необходимого времени (т. е. рабочего
времени, времени, затрачиваемого на дорогу к месту работы и обратно, на
домашний труд, на удовлетворение физиологических потребностей — сон,
питание и т. п.) и используемое человеком по своему усмотрению
в зависимости от уровня культуры, материального дохода и физического
состояния. Наличие С. в. хотя бы у части членов общества — важное
условие общественного развития. Чем больше С. в. у членов общества и чем
значительнее часть его, уделяемая развитию производства и культуры, тем
выше темпы социального прогресса. В конце концов наступит такой этап в
развитии общества, писал Маркс, когда «мерой богатства будет… отнюдь
уже не рабочее время, а свободное время» (т. 46, ч. II, с. 217).
Проблема С. в. тесно связана с проблемой всестороннего развития
личности. С. в. необходимо человеку для участия
в общественно-политической жизни, для дополнительного творческого труда
в области техники, науки, искусства, для развития духовных и физических
способностей, а также для отдыха и развлечений. «Свободное время, —
писал Маркс, — представляющее собой как досуг, так и время для более
возвышенной деятельности — разумеется, превращает того, кто им обладает,
в иного субъекта…» (т. 46, ч. II, с. 221).
У людей, принадлежащих к различным социальным группам, на разных
ступенях развития общества С. в. различается как по объему, так и по
структуре. В рабовладельческом и феодальном обществе трудящиеся — рабы и
крепостные — практически были лишены С. в. Из-за неравномерного
распределения труда оно было достоянием господствующих классов. Это
положение характерно и для буржуазного общества, хотя в нем благодаря
гигантскому росту производительных сил появляется возможность
образования С. в. и у трудящихся. Она превращается в действительность
в итоге многолетней борьбы рабочего класса, прежде всего за сокращение
рабочего дня. С. в. — величайшее завоевание трудящихся.
Обеспечение все возрастающего по своему объему С. в. всем членам
общества — одна из целей идущей на смену капитализму коммунистической
общественно-экономической формации. С. в. растет, во-первых, за счет
сокращения рабочего времени в результате роста производительности труда
и более равномерного распределения труда между всеми членами общества;
во-вторых, за счет сокращения времени на передвижение к месту работы и
обратно, на домашний труд, на уход за детьми и т. п. Наибольший прирост
С. в. при сохранении все нарастающих темпов развития обеспечивают
мероприятия, направленные на сокращение именно этой части внерабочего
необходимого времени.
Социальное значение С. в. определяется тем, какова его структура,
насколько заполнено оно деятельностью, важной для жизни и развития
общества, включает ли оно такие элементы, как творческий труд,
общественно-политическая деятельность, повышение квалификации,
образовательного и культурного уровня, воспитание детей, занятия
искусством и спортом, игры или же, наоборот, бездеятельный отдых.
Характер использования С. в. во многом определяет культурный уровень и
квалификацию, физическое состояние и настроение человека и тем самым
влияет на эффективность использования им рабочего времени.
За годы социализма изменилась не только величина С. в. трудящихся, но
и его структура. Все большая часть его посвящается таким занятиям,
которые способствуют развитию личности труженика. А это, в свою очередь,
позволяет полнее использовать возможности техники, повышать
производительность труда. Именно в этом смысле Маркс назвал С. в.
величайшей производительной силой. Раскрывая взаимосвязь рабочего
времени, производительности труда и С. в., Маркс писал: «Сбережение
рабочего времени равносильно увеличению свободного времени, т. е.
времени для того полного развития индивида, которое само, в свою
очередь, как величайшая производительная сила обратно воздействует на
производительную силу труда» (т. 46, ч. II, с. 221). Усложнение задач,
стоящих перед обществом, предполагает все более полное участие граждан в
общественно-политической жизни, в управленческой деятельности, а
возможности для этого открывает рост С. в.
Глубокие положительные сдвиги в структуре С. в. не должны заслонять
многочисленные факты далеко не эффективного использования его частью
населения, когда значительная доля его все еще посвящается развлечениям
и бездеятельному отдыху. Неумение разумно использовать С. в., его
«пустота», скука являются одной из причин пьянства, хулиганства и
преступности.
Намеченные программой коммунистического строительства рост
благосостояния трудящихся, повышение их культурного уровня, расширение
материально-технической базы досуга (увеличение числа театров,
концертных залов, библиотек и клубов, спортивных баз и т. п.),
дальнейшее совершенствование форм и содержания коммунистического
воспитания, развитие самодеятельных организаций населения,
активизация деятельности общественных учреждений, занимающихся
организацией С. в. трудящихся, воспитанием и развитием их вкусов,
потребностей, несомненно, помогут улучшить структуру С. в., добиться
более разумного его использования.
Научный коммунизм: Словарь. — М.: Политиздат.
.
1983.