Как называется обучение в университете за счет компании

Добавить в «Нужное»

Обучение работника за счет работодателя – что важно знать

Иногда работодатели оплачивают своим работникам обучение. Как правило, работодатель это делает не по доброте душевной, а преследуя свой интерес — иметь более квалифицированных специалистов. В этих целях между работодателем и работником заключается ученический договор (ст. 198 ТК РФ). Каковы же последствия такого договора?

Несколько слов об ученическом договоре

Напомним, в ученическом договоре нужно указать (ст. 199 ТК РФ):

  • наименование сторон (то есть данные работодателя и работника);
  • конкретную квалификацию, которую будет получать работник;
  • обязанности сторон (работодатель должен обеспечить работнику возможность учиться, а работник, в свою очередь, должен пройти обучение и после его окончания отработать у данного работодателя оговоренный договором срок);
  • срок обучения;
  • размер оплаты, получаемой в период обучения.

Оплата обучения сотрудника: что с НДФЛ и страховыми взносами

С суммы, потраченной на обучение работника, работодателю не нужно начислять ни НДФЛ, ни страховые взносы (п. 21 ст. 217 НК РФ, Письмо Минфина от 18.01.2018 № 03-04-05/2319, пп. 12 п. 1 ст. 422 НК РФ).

Можно ли на стоимость обучения уменьшить «прибыльную» базу

Да, можно (п.3 ст.264 НК РФ). Но у работодателя должны быть в наличии документы, подтверждающие учебные расходы. К таким документам относятся:

  • приказ о направлении работника на обучение;
  • договор на обучение, заключенный между работодателем и российской образовательной организацией. Этот договор должен предусматривать обучение по основным профессиональным образовательным программам;
  • документ, подтверждающий прохождение обучения (его этапа).

Кстати, работодатели на «доходно-расходной» упрощенке так же имеют право учесть затраты на обучение в составе расходов, уменьшающих базу по налогу при УСН, при наличии вышеназванных документов (Письмо Минфина от 13.02.2018 N 03-11-06/2/8502).

Работник, которому работодатель оплатил обучение, увольняется…

Как мы уже сказали ранее, в ученическом договоре прописывается условие об отработке, то есть оговаривается минимальный срок, в течение которого сотрудник после окончания обучения должен трудиться у работодателя, оплатившего учебу. Но случается так, что работник не выполняет это условие и увольняется без уважительных причин, так сказать, досрочно.

В подобной ситуации работник должен возместить работодателю учебные затраты, которые понес последний. Размер возмещения рассчитывается пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени (ст. 207 ТК РФ). Правда, договором могут быть предусмотрены иные условия.

Приведем пример расчета суммы возмещения. Допустим, на обучение работника потрачено 100 тыс. руб. По условиям договора работник должен проработать в организации после окончания обучения не менее 2-х лет. Однако он уволился по собственному желанию через год после прохождения обучения. Таким образом, работник должен возместить организации 50 тыс. руб. (100 тыс. руб. х 12 мес. / 24 мес.).

Суть ISA

Эту бизнес-модель можно охарактеризовать как: «учись бесплатно сейчас – плати потом». Важно: выплачивать нужно будет фиксированный процент от будущей зарплаты и только в том случае, если одновременно выполняются следующие условия – студент успешно прошел обучение, устроился на работу, а его новая зарплата выше минимально допустимого уровня, который закреплен в соглашении. Если хотя бы одно из условий не реализовано, обязательства по возврату суммы, взятой на обучение, не наступает, и студент ничего не выплачивает.

Срок, в течение которого действует ISA, обычно варьируется от 2 до 15 лет, а фиксированный процент дохода к перечислению в адрес компании, выдавшей финансирование, — от 2 до 20%.

Рассмотрим механизм ISA на конкретных примерах.

Пример 1. Образование в России
Предположим, молодой человек хочет стать тестировщиком программного обеспечения. Стоимость программы обучения с учетом скидки за полную оплату до начала занятий составляет 55 540 рублей. Чтобы сделать этот курс доступнее учебное заведение предлагает студентам записаться на него без начальных вложений в обмен на 17% их будущей зарплаты, если по окончании обучения она превысит 48 700 рублей. Делать отчисления в пользу платформы студент обязуется в течение двух лет.

Насколько выгодно подписываться на ISA? Однозначно ответить на этот вопрос невозможно, поскольку фактический объем выплат студента в адрес образовательной организации зависит от величины его зарплаты после выпуска. Предсказать ее достаточно сложно. Рассмотрим несколько возможных вариантов.

Вариант 1:
Зарплата в один или несколько месяцев оказалась ниже порогового значения (48 700 рублей). Тут все предельно просто — студент платформе ничего не выплачивает в этот период. Это наиболее неблагоприятный расклад как для обучающей стороны, так и для студента. Однако, даже здесь можно заметить преимущество ISA перед альтернативными вариантами финансирования, в частности, кредитом. Студент передает часть рисков образовательной платформе, а не несет их самостоятельно, как это предполагает традиционный заем. К примеру, если студент не найдет работу по приобретенной специальности, то от погашения задолженности перед банком, это обстоятельство его не освободит. Согласно ISA, у студента в упомянутой жизненной ситуации, наоборот, появляется легальное основание не возвращать взятый на учебу фандинг.

Вариант 2:
Зарплата превышает пороговый уровень (48 700 рублей), но не существенно, например, все 2 года она составляет 50 000 рублей. Тогда общая сумма выплат студента будет равна: 204 000 рублей (50 000 рублей х 24 месяца х 17%).

Вариант 3:
Карьера студента быстро пойдет в гору, зарплата с самого начала перешагнет пороговый уровень (48 700 рублей) и будет увеличиваться стремительно на протяжении 2 лет.

Допустим, через первые полгода после трудоустройства доход студента составит 100 000 рублей, а через год уже 150 000 рублей. Так, общая сумма выплат только за первый год составит 153 000 рублей ((50 000 рублей х 6 месяцев + 100 000 рублей х 6 месяцев) х 17%). На протяжении второго года выплаты составят еще 306 000 рублей (150 000 рублей х 12 месяцев х 17%). Сложив суммы за 1 и 2 год, мы получим 459 000 рублей, что почти в 8 раз больше первоначальной стоимости обучения — 55 540 рублей. Чтобы избежать столь значительных переплат у наиболее перспективных студентов, учебное заведение может определить лимит выплат, при достижении которого ISA завершается досрочно. Допустим, лимит составляет 300 000 руб. Следовательно, в данном примере студент выполнит свое обязательство за полтора года, а не за два, как предусматривалось изначально.

Пример 2. Образование за рубежом
Получать образование по ISA можно не только в отечественном учебном заведении, но и за границей. Не секрет, что стоимость обучения в топовых зарубежных университетах может исчисляться десятками тысяч долларов и евро. Для финансирования обучения существуют различные гранты, но далеко не всегда у абитуриента получается их выиграть. Даже если это и происходит, стипендии в редких случаях покрывают все расходы, связанные с обучением и проживанием в другой стране.

Предположим, студент поступил в магистратуру престижной бизнес-школы Италии. Полная стоимость обучения в Университете Боккони (Bocconi University) — €28 000 (около 2,4 млн рублей). Когда речь идет о суммах такого порядка, вероятность получить кредит, даже потребительский, стремится к нулю. Образовательный же заем на льготных условиях для россиян, учащихся в иностранных вузах, попросту не доступен.

В этой связи ISA выступает уникальным инструментом для финансирования международного образования, если на личном счете студента нет суммы с шестью нулями. Об ISA на обучение за границей с гражданами России и СНГ в тестовом режиме пока заявляет лишь одна компания — Lendorse. В рассматриваемом кейсе, будущему магистру Боккони она в обмен на 9% дохода, полученного в течение 10 лет после окончания обучения, предоставляет не только сумму, необходимую для оплаты образовательной программы, но и возможность увеличить размер фандинга, если в какой-то момент возникнет такая необходимость, к примеру, на оплату проживания или визового депозита.

Средняя стартовая зарплата выпускника Боккони — €4 000 в месяц. Если представить, что она сохранится на этом уровне в течение всего периода действия ISA, то после окончания вуза студент ежемесячно будет выплачивать €360. Соответственно, за 10 лет общая сумма выплат составит €43 200.

На первый взгляд, может показаться, что переплата в €15 000 более чем внушительная. Однако, сравнивать исключительно по номиналу деньги сейчас и деньги в будущем некорректно. Суммы, которые нужно будет заплатить через несколько лет, необходимо скорректировать, как минимум, на уровень инфляции. По этой причине, €28 000 в настоящем и €43 200 через 12 лет (с учетом 2 лет обучения в магистратуре) будут отличаться меньше, чем в 1,5 раза.

Применение ISA: мировой опыт

В настоящее время обучение за счет будущей зарплаты применяется университетами, образовательными платформами и непосредственно провайдерами ISA.

Ситуация, когда соглашение о долевом отчислении доходов студент заключает напрямую с университетом, характерна главным образом для США. Так, через ISA свою учебу могут оплатить бакалавры и магистры Северо-Восточного университета в Бостоне (Northeastern University), Университета Пердью в Уэст-Лафейетт (Purdue University), Университета Юты (University of Utah) и др. Однако, предложение актуально только для граждан США.

На образовательных платформах дискриминация клиентов по национальному признаку встречается реже. По этой причине, иностранцы, желающие получить образование по модели ISA, обращаются в онлайн-школы. В числе известных платформ, специализирующихся на дистанционном обучении цифровым профессиям, можно отметить BloomTech, Microverse, CAPSLOCK, JobEasy и Outtalent. Две последние были созданы специально для молодежи из России и стран СНГ, интересующейся программированием: студенты развивают не только профессиональные компетенции, но и навыки по прохождению отбора в зарубежные офисы IT-гигантов (Google, Facebook, Amazon и др.).

ISA используется для обучения IT-специальностям, маркетингу, решению кейсов и эффективной самопрезентации. В частности, на платформе SkillBank у американских студентов есть возможность учиться бренд-менеджменту, а у европейцев в немецкой High Bridge Management Academy — подготовиться к интервью в управленческий консалтинг.

Обе эти компании работают по модели буткемпа: на протяжении 7-15 недель студенты проходят очень интенсивный образовательный курс, а затем сразу применяют все полученные знания на практике. Такие краткосрочные программы с полным погружением в предмет уже давно пользуются большим спросом у аналитиков данных и разработчиков.

Эти образовательные возможности идеальны для студентов, у которых есть потребность в прикладных навыках, необходимых для трудоустройства. Однако, для построения карьеры в таких высококонкурентных сферах, как инвестиции, менеджмент и консалтинг, важным критерием для успеха является диплом престижного вуза. По этой причине, отдельного внимания заслуживают провайдеры ISA, которые не занимаются обучением студентов, а предоставляют им необходимый фандинг для получения диплома топовых университетов. К лидерам в сфере ISA относят американские компании Blair, Stride, Leif и европейские –Stepex, StudentFinace, Chancen.

В нашей стране соглашение о долевом отчислении доходов для учебы за рубежом пока не приобрело повсеместный характер, но, тем не менее, по словам основателей, доступно в пилотном формате благодаря, как уже упоминалось, стартапу Lendorse. Россию и страны СНГ в качестве приоритетного региона молодые предприниматели выбрали не случайно: выпускники швейцарского Санкт-Галлена (University of Sankt-Gallen) и немецкого Мангейма (University of Mannheim), они не понаслышке знают, с какими сложностями сталкиваются россияне, мечтающие об учебе за границей. В частности, один из серьезных барьеров —получение необходимого фандинга.

«Несмотря на то, что ISA помогает решить проблему недостатка финансирования, студенты относятся к нему с долей скепсиса», — комментирует Евгений Авдеев, один из ко-фаундеров Lendorse. По его словам, «россияне пока недостаточно хорошо знакомы с соглашением о долевом отчислении доходов, и потому ошибочно принимают его за одну из форм кредита».

ISA в России

В нашей стране одна из самых динамично развивающихся сфер, в которой применяется ISA, — дополнительное профессиональное образование. О наличии опции оплаты после трудоустройства заявляют Kata Academy (на курсах Java developer и Frontend developer), онлайн-университет SkyPro (по профессиям «Инженер по тестированию», «Frontend-разработчик», «Аналитик данных»), Otus (на онлайн-курсах «Java Basic Developer» и «Архитектор онлайн-обучения»), Synergy Academy (40 профессий в области IT, digital-маркетинга, дизайна, управления продуктами и проектами) и Product University (по направлениям аналитика данных, маркетинг, проджект и продакт-менеджмент, таргетинг и UX/UI дизайн).

«Мы хотели протестировать модель ISA на разных целевых аудиториях, понять, кому она более нужна – физикам или лирикам, разработчикам или методистам. Выяснилось, что для ИТ-сферы эта модель подходит лучше, методисты и продюсеры откликнулись более сдержано», – объяснил, почему ISA была запущена на онлайн-курсах «Java Basic Developer» и «Архитектор онлайн-обучения», сооснователь Otus.ru Дмитрий Волошин. На обеих программах выделены ISA-квоты — 5 и 20 мест, соответственно. После заполнения анкеты заинтересованным клиентам предлагается пройти собеседование, по результатам которого и формируются пилотные группы. Решающим фактором одобрения заявки после собеседования, по словам Дмитрия, является наличие четкого плана у кандидата: то, насколько он видит свое профессиональное будущее в новой роли, его понимание ландшафта работодателей, их запросов и особенностей, понимание собственных шансов на трудоустройство и адекватность амбиций.

Сегодня многие проходят онлайн-обучение, но мало, кто относится к нему серьезно, так как, по сути, никто не дает реальных гарантий, выбрать качественный курс сложно, поэтому многие студенты не задумываются всерьез, какова цель их обучения, – считают в Kata, поэтому в академии на учебу берут наиболее замотивированных студентов, прошедших предварительный отбор.

В Skypro, чтобы попасть на обучение по модели ISA, каждый кандидат проходит два этапа отбора: первый — тестовое задание на логику и критическое мышление, второй — онлайн-интервью для проверки мотивации и готовности учиться в интенсивном режиме.

«Обучение полностью бесплатное до этапа трудоустройства, когда выпускник получает работу, он начинает выплачивать процент от зарплаты, который составляет 17%, выплата осуществляется 24 месяца. Также у выпускника есть возможность совершить единоразовую оплату и погасить всю сумму за обучение. По договору также есть гарантия, что выпускники устроятся на работу с зарплатой минимум в 100 тысяч рублей на java и 80 тысяч на frontend», – пояснила Ася Круглова, руководитель маркетинга и PR Kata Academy.

В SkyPro действуют похожие условия: «Со студентом заключается соглашение о долевом разделении доходов, по которому после устройства на работу выпускник обязуется выплачивать 17% ежемесячно в течение двух лет. Обязательное условие — достижение определенного уровня дохода. Он варьируется в зависимости от профессии и закреплен в соглашении, в среднем — 50 000 рублей. Например, для инженера по тестированию он составляет 48 700 рублей. И условие строго соблюдается: например, если в одном месяце уровень дохода меньше из-за больничного или отпуска, то плата не взимается. Максимальная сумма выплаты — 300 000 рублей. При этом выпускник может отдать эту сумму досрочно. Возможен и такой вариант, что за два года выпускник не успевает выплатить все. В этом случае условия не меняются, соглашение перестает действовать, а компания получает меньшую сумму».

В Synergy Academy «оплата обучения в размере 15% от заработной платы начинается только после трудоустройства или получения диплома (если выпускник уже трудоустроен и не планирует поиск работы)», – рассказал ее коммерческий директор Александр Чальян.

Тонкости договорных отношений

К сожалению, в России многие зоны остаются «серыми», в том числе правовая и финансовая грамотность населения. Сюда же можно отнести и проблематику, так называемых, «зарплат в конвертах». В контексте фандинга по модели ISA, важно рассмотреть два вопроса: условия договора, которые подписывает студент, и верификация заработной платы выпускника для расчета выплат.

Если вы определились с учебной платформой, выбрали программу и уже готовы перейти к обучению по модели «оплаты после трудоустройства», внимательно ознакомьтесь с условиями договора и приложений к нему, прежде чем их подписывать. Первое, на что стоит обратить внимание, – прописанная гарантия трудоустройства, сфера трудоустройства и минимальная гарантированная заработная плата. Чтобы не остаться без новой специальности и с долгом, ищите пункты, регламентирующие условия оплаты услуг, то есть, в каких случаях их необходимо оплачивать, а в каких нет. Важно понять, что происходит в случае, если условия не выполнены одной из сторон, какой срок отведен на расторжение договора, если уже в процессе учебы что-то пошло не так. Также не забудьте о пункте, в котором прописаны непредвиденные обстоятельства – оцените, какие последствия наступят в случае увольнения или болезни (в этом пункте должно быть прописано, что происходит с выплатами и сколько у вас есть времени для решения чрезвычайной ситуации, наступившей не по вашей вине).

Универсальный совет, которым не стоит пренебрегать: внимательно читайте договор и все приложения к нему, а если в чем-то сомневаетесь, то обязательно проконсультируйтесь с юристами, также можно узнать полезную информацию от студентов и выпускников учебного заведения.

Что касается, подтверждения дохода выпускника, то здесь все не столь очевидно. Как рассказал Дмитрий Волошин, в Otus пока не видят реалистичного способа валидировать доход выпускника. Модель рассматривается как договоренность «на вере». В Skypro договор предполагает, что компания может запросить справку по банковской форме или выписку из налоговой, при получении отказа, компания может обратиться в суд. Если человек работает как ИП или самозанятый для проверки могут использоваться базы данных, например СПАРК, или метод контрольной закупки. В Kata Academy, по словам Аси Кругловой, после подписания договора с работодателем, выпускник сообщает свою фактическую зарплату (после вычета НДФЛ), на ее основании производится расчет выплат. В академии считают, что если школа выполнила свои обязательства перед студентом, и он нашел работу на тех условиях, которые ему гарантировали, то у него не возникает желания уклоняться от оплаты услуг.

Перспективы развития ISA

Для российского рынка образования ISA – достаточно новый финансовый инструмент, потенциал которого многим компаниям только предстоит исследовать. Как показывает мировая практика, соглашение о долевом отчислении доходов помогает большому числу людей получить необходимые знания и навыки, чтобы найти работу и достичь поставленных карьерных целей.

По оценкам специалистов, с распространением удаленной занятости в следствие пандемии спрос на специальности в сфере IT, маркетинга и дизайна в России сохранится. Это вполне может стать драйвером для популяризации ISA, поскольку оплатить свое обучение из личных сбережений после пандемии, локдаунов, применения карантинных мер под силу далеко не всем.

«Модель ISA имеет перспективное будущее, потому что решает две основные задачи населения. Первая — увеличение дохода. Людям хочется получать больше, и зачастую это возможно только при смене профессии. Оплачивать качественное и интенсивное обучение могут далеко не все, а закредитованность не дает взять кредит или рассрочку. Вторая — отсутствие шанса на ошибку. Можно играть в лотерею, на автоматах, покупать акции, делать бизнес, но это всё — довольно высокий риск, особенно для неподготовленных людей. Обучение новой профессии — это низкорисковый и высокорентабельный способ повысить качество жизни. Модель ISA решает и эту задачу благодаря условию об оплате только после достижения определенного уровня дохода.

С учетом показателей медианных зарплат в стране и того, что 12% населения находится за чертой бедности, ISA наверняка будет востребована, а значит — будет масштабироваться. Распространение формата в других EdTech показывает, что эта модель может применяться в разных профессиях. Вполне вероятно, что ISA начнет работать и в вузах, по примеру зарубежных коллег. При таком сценарии российский EdTech может выступить партнером и поделиться накопившейся экспертизой. Важным критерием остается востребованность преподаваемых навыков — если компания или образовательное учреждение дает нерелевантные навыки или производит некачественные программы, то она просто не получит денег за свои услуги», – комментирует Михаил Свердлов, директор по развитию Skypro.

Более широкое применение ISA, безусловно, будет зависеть от скорости изменений в правовом поле. Чтобы защитить интересы всех сторон: инвесторов, компаний-провайдеров и конечных потребителей, — необходимо интегрировать ISA в существующее законодательство. Как только регулирование данного инструмента станет предельно четким, его использование станет проще и понятнее как для компаний, так и для физических лиц.

В целом, ISA — прорывная концепция, которая способна внести вклад в достижение целей устойчивого развития, стоящих перед современным обществом. Позитивный эффект от ее внедрения заметен как на микро, так и на макроуровне. Талантливые и перспективные студенты получают доступ к качественному образованию, независимо от своего материального положения. В более глобальном масштабе, ISA может способствовать росту экономического потенциала регионов, поскольку люди, получившие востребованную профессию и диплом топового университета, будут стимулировать научно-технический прогресс и развитие стратегически важных отраслей национального хозяйства.

Бизнес – это, прежде всего, люди, поэтому руководители престижных компаний заботятся о постоянном повышении квалификации своих сотрудников. Обучение за счет работодателя – довольно частое явление, так как вклад в образование сотрудника – выгодная инвестиция.

Обучение сотрудника за счет работодателя по ТК РФ

В статье 196 ТК указано, что решение об оплате профессионального обучения сотрудника принимает работодатель. Руководитель также вправе самостоятельно определять условия и порядок учебы. Все принятые правила нужно зафиксировать в коллективном договоре и прочих внутренних актах.

Нужно ли удерживать НДФЛ при оплате организацией стоимости обучения сотрудника?

В большинстве случаев обучение работников – право, но не обязанность работодателя. Однако существуют исключения, оговоренные в части 4 статьи 196 ТК. Работодатель должен организовать профессиональное обучение некоторым категориям сотрудников:

  • Медицинским сотрудникам (статья 79 ФЗ №323).
  • Гражданским работникам (статьи 48 и 62 ФЗ №72).
  • Нотариусам и их помощникам (статья 30 Основ закона «О нотариате»).
  • Аудиторам (статья 11 ФЗ №307).

Работодатель обязан организовать обучение и в том случае, если это считается условием продолжения деятельности служащего.

Виды расходов работодателя на обучение

Условия, на которых происходит оплата обучения, фиксируются в следующих документах:

  • Коллективный договор.
  • Дополнительное соглашение к трудовому договору.
  • Отдельный договор об обучении.

Обязанность фиксации условий обучения прописана в статьях 196 и 199 ТК РФ.

Учеба сотрудника, оплачиваемая работодателем, подразделяется на три основных вида:

  • Основная профессиональная.
  • Дополнительная.
  • Профессиональное обучение.

Данная классификация указана в статьях 10, 73, 76 ФЗ №273. От вида обучения зависит начисление компенсаций, а также гарантии, предоставляемые работнику. Учеба может проводиться без отрыва от работы. В обратном случае работодатель сохраняет за работником его среднюю зарплату и должность. Если место учебы находится в другой местности, организация начисляет работнику командировочные по стандартной схеме (статья 187 ТК РФ).

Гарантии, предоставляемые обучающемуся служащему, перечислены в статьях 173-176, 187 ТК РФ:

  • Оплата дополнительного отпуска, предоставляемого при обучении.
  • Компенсация транспортных расходов, связанных с проездом в учебное учреждение.
  • За работником остается его средняя зарплата.

Каждая операция, связанная с оформлением и оплатой обучения, должна быть подтверждена первичной документацией (часть 1 статьи 9 ФЗ №402). Также необходимо подтвердить факт того, что образовательная услуга была получена. Для этого подходит акт, на котором ставит подписи работодатель и представитель учебного учреждения. Главное требование к подтверждающему документу –наличие всех реквизитов. Подтверждением оказания услуги являются документы об образовании. К примеру, диплом.

Какие суммы компенсировать (выплатить) работнику, с которым заключен ученический договор?

Правила и особенности отработки за обучение

ВАЖНО! Образец приказа о направлении на обучение от КонсультантПлюс доступен по ссылке

Оплата обучения – своеобразная инвестиция работодателя. То есть, руководитель рассчитывает получить бонусы с данной операции в перспективе. Это вовсе не проявление альтруизма работодателя.

Однако легко представима ситуация, в которой руководитель вкладывается, но ничего не получает из-за неблагодарного сотрудника. Работник, после прохождения обучения, вполне может уволиться и устроиться в другую компанию с обновленным за чужой счет профессиональным багажом. Как этого не допустить? Работодатель может указать в договоре обязанность отработки за обучение. То есть, сотрудник, повысивший свою квалификацию за счет компании, не может просто так уйти. Он обязуется отработать определенный срок. Возможность постановки такого условия оговорена в статье 197 и 199 ТК.

Если сотрудник отказывается от обязательной отработки, он обязан возместить расходы работодателя на оплату образовательной услуги.

Данное правило прописано в статьях 207 и 249 ТК РФ. Для защиты своих интересов руководитель должен правильно оформить соглашение с сотрудником.

Юридическое оформление отработки

Руководитель не может обязать сотрудника отрабатывать свои расходы на основании одного лишь приказа о направлении служащего на обучение. Для этого понадобится указать условие отработки в одном из следующих документов:

  • Трудовом договоре.
  • Дополнительном соглашении.
  • Ученическом договоре.

В документе обязательно нужно указать следующую информацию:

  • Специальность или направление обучения.
  • Сроки и стоимость образовательной услуги.
  • Обязанность отработки или компенсации расходов работодателя.

Срок отработки определяется в индивидуальном порядке. Он может составлять как несколько месяцев, так и несколько лет. Все зависит от договоренностей между руководителем и сотрудником. Обычно срок определяется на основании следующих факторов:

  • Стоимости образовательной услуги.
  • Ценности получаемых знаний.
  • Продолжительности обучения.

Сроки обязательно фиксируются в соглашении между сторонами.

Особенности взыскания расходов с сотрудника при увольнении

С сотрудника можно взыскать расходы за предоставленную ранее образовательную услугу только в том случае, если он увольняется по неуважительной причине. Данное правило оговорено статьями 207 и 249 ТК РФ. Однако в законе не уточнены причины, которые могут считаться уважительными или неуважительными. Данные нюансы определяются на основании существующей судебной практики. К примеру, уважительными причинами увольнения считаются:

  • Сокращение штата.
  • Работник получил медицинское заключение, по которому он не может продолжать работать на прежней должности, но работодатель не может предоставить подходящую должность.
  • Призыв работника на военную службу.

Неуважительная причина в данном контексте – самовольная инициатива работника или его виновные действия.

Учет расходов на обучение

Расходы на обучение принимаются к налоговому учету на основании статьи 264 НК. Однако их учет выполняется только при выполнении некоторых условий (Письмо Минфина от 23 марта 2009 года):

  • Образовательная услуга оплачивается в интересах компании, такие расходы экономически целесообразны.
  • Сотрудник проходит обучение в компании со всеми необходимыми лицензиями.
  • Служащий работает на основании трудового договора.

Для учета важно подтвердить все затраты на обучение. Для этого понадобятся следующие документы (Письмо Минфина от 9 ноября 2012 года):

  • Договор с учебным учреждением.
  • Приказ руководителя о направлении служащего на учебу.
  • Образовательная программа, в которой прописано количество учебных часов.
  • Акт об оказании образовательной услуги.
  • Копия документа о прохождении обучения (к примеру, аттестат).

ВАЖНО! Если обучение сотрудника не сулит компании экономическую прибыль, проводится в интересах самого работника, то сопутствующие расходы не учитываются при расчете налога на прибыль. То есть уменьшить налогооблагаемую базу не получится.

Для снижения налогооблагаемой базы важно доказать две вещи: экономическую выгоду предприятия от обучения работника и связь образовательной услуги и деятельности компании. К примеру, если организация занимается грузоперевозками, а сотрудник направляется на обучение макияжу, такие расходы на налогооблагаемую базу не повлияют.

Как отразить в бухучете компенсацию стоимости обучения за счет работодателя при увольнении работника?

Лариса Обертышева, юрист ООО «Аудиторская служба “СТЕК”»

Современные компании заинтересованы в том, чтобы их сотрудники профессионально развивались. Для этого фирмы направляют своих работников на курсы повышения квалификации, тренинги, семинары и т. п. Если обучение проходит за счет корпоративных средств, то работодателю необходимо заключить со своим сотрудником ученический договор.

При направлении работника на обучение целесообразно подписать одно или несколько соглашений. Среди них:

  • договор работодателя с учебным заведением;
  • договор сотрудника с образовательным учреждением (ОУ);
  • трехсторонний договор (работник, компания и ОУ).

Договор компании с учебным заведением является соглашением возмездного оказания услуг и регулируется нормами гражданского законодательства. Если затраты работодателя по данному соглашению соответствуют критериям, указанным в статье 264 Налогового кодекса, их можно учесть для уменьшения базы по налогу на прибыль. Они будут отнесены к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Данный вопрос в настоящее время не является дискуссионным. По нему высказано достаточно мнений государственных органов. Так, о возможности признания для целей налогообложения расходов на МВА говорится в письме Минфина России от 2 августа 2005 г. № 03-03-04/2/35.

Особого рассмотрения заслуживают отношения, возникающие между сотрудником и работодателем в период обучения. Они оформляются ученическим договором между служащим и его компанией. Такое соглашение целесообразно заключать, когда образование работника длительное и проходит с отрывом от основной работы или дорогостоящее. Остановимся подробнее на оформлении отношений между сотрудником и его фирмой на период учебы.

Порядок действий

В соответствии со статьей 197 Трудового кодекса, работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям.

Работодатель может заключить со своим сотрудником ученическое соглашение на переобучение без отрыва от работы. Этот документ является дополнительным к трудовому договору и регулируется трудовым законодательством и иными актами (ст. 198 ТК РФ). Следовательно, он может быть заключен только с работником фирмы, с которым трудовой договор уже подписан.

Для того чтобы документально зафиксировать факт обучения и период ученичества сотрудника компании, необходимо:

  • заключить ученический договор;
  • издать приказ о направлении сотрудника на обучение;
  • во время его учебы делать соответствующие отметки в табеле учета рабочего времени;
  • при получении работником новой профессии, повышении квалификации, получении нового разряда сделать отметку об этом в трудовой книжке.

Ученический договор можно заключить как со служащим организации, так и с лицом, ищущим работу. Мы рассмотрим только первый вид договора – с работником.

Ученический договор изнутри

Соглашение на переобучение необходимо закреплять письменно. Такой договор должен в обязательном порядке содержать положения, названные в статье 199 ТК РФ, а также иные необходимые, по мнению сторон, положения:

  • наименование сторон (работодателя и работника, который проходит обучение);
  • профессия, специальность и квалификация ученика;
  • срок и график обучения;
  • порядок привлечения ученика к работе в случае практики и ее оплата;
  • размер оплаты за время ученичества, порядок внесения платы за обучение;
  • обязанность работника пройти образовательный курс;
  • показатели успешного завершения учеником обучения;
  • срок, в течение которого сотрудник должен отработать в данной организации по окончании обучения;
  • права, обязанности и ответственность сторон.

Как правило, в ученическом договоре указываются следующие сведения.

Стороны договора – работодатель и сотрудник, также в качестве третьей стороны договора может выступать и третье лицо – образовательное учреждение, в котором будет осуществляться подготовка (переподготовка) работника.

Предмет договора – определение прав и обязанностей сторон при подготовке (переподготовке) работника в соответствующем образовательном учреждении без отрыва от его трудовой деятельности.

Содержание договора, как правило, сводится к следующему. На работника возлагается обязанность пройти обучение по соответствующей специальности непосредственно в компании либо в образовательном учреждении. Он должен получать знания, соблюдать правила внутреннего распорядка образовательного учреждения, а также положения трудового договора с работодателем. После окончания обучения он обязан отработать в организации определенный срок. Если же трудовой договор с ним будет расторгнут до наступления оговоренной даты, сотрудник должен выплатить работодателю компенсацию расходов на свое обучение.

Работодатель обязан содействовать сотруднику в прохождении обучения. Например, при необходимости может быть установлен гибкий график рабочего времени, неполный рабочий день на время учебы. При этом работодателю следует руководствоваться ограничениями, установленными для работников соответствующих специальностей, с учетом возраста и характера работ (ст. 203 ТК РФ). То есть время учебы для обычного сотрудника не должно превышать 40 часов в неделю. Также фирма обязана выплачивать работнику заработную плату в соответствии с трудовым договором и стипендию, если это предусмотрено соглашением.

Образовательное учреждение, если оно участвует в договоре, обязано осуществлять обучение работника по выбранной специальности профессионального образования в соответствии с государственными стандартами и утвержденными учебными планами. Оно также обязано сообщать работодателю сведения об успеваемости работника, если это влияет на размер оплаты за его обучение в необходимый срок.

Срок ученичества обычно равен установленному времени подготовки (переподготовки) по соответствующей специальности. Стоимость обучения работника согласовывается сторонами. Оплата может полностью производиться за счет средств работодателя, а может и варьироваться в зависимости от успешности обучения сотрудника.

Изменять положения договора в течение срока его действия можно только по соглашению сторон (ст. 201 ТК РФ).

Материальная выгода сотрудника

Во время учебы сотрудник может получать стипендию и заработную плату.

В соответствии со статьей 204 Трудового кодекса работникам в период ученичества выплачивается стипендия. Ее размер стороны определяют самостоятельно, но он не может быть меньше минимального размера оплаты труда.

По нашему мнению, при отнесении стипендии к расходам на оплату труда, учитываемым при исчислении налога на прибыль, у организации возникают налоговые риски. Позиция налогоплательщика подтверждается пунктом 19 статьи 255 Налогового кодекса, который гласит, что начисления по основному месту работы сотрудников во время их обучения с отрывом от производства можно отнести на расходы для целей налогообложения. Но для этого нужно обязательно выполнить усло-вия статьи 204 Трудового кодекса, то есть установить и выплачивать сотруднику стипендию.

С другой стороны, нельзя игнорировать тот факт, что статья 255 Налогового кодекса определяет состав расходов на оплату труда. При прохождении обучения с отрывом от работы сотрудник фактически не осуществляет трудовую деятельность. Другой статьи, которая позволила бы организации включить стипендию в расходы, учитываемые при исчислении налога на прибыль, в кодексе нет. Это аргумент в пользу налоговой службы.

Отметим также, что в настоящее время арбитражная практика по данному вопросу отсутствует.

Если сотрудник на период обучения не освобожден полностью от своих обязанностей, то оплата за работу, выполненную в рамках трудового договора, производится за фактически отработанное время согласно данным табеля учета рабочего времени. Эти выплаты признаются расходами на оплату труда (п. 1 ст. 255 НК РФ) и уменьшают базу по налогу на прибыль.

Ответственность работника

Обучение может повлечь за собой весомые материальные затраты для фирмы, связанные, в том числе, и с длительным отсутствием сотрудника на рабочем месте. И конечно, работодатель хочет рассчитывать на то, чтобы знания, полученные работником за счет корпоративных средств, не достались конкуренту. Для этого Трудовой кодекс предусматривает возможность установить в договоре срок, в течение которого сотрудник должен проработать в данной компании.

В случае если работник по окончании образования без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя обязан возвратить ему полученную за время учебы стипендию, а также возместить другие понесенные компанией расходы, связанные с его обучением (ст. 207 ТК РФ).

Если же сотрудник после окончания периода учебы приступит к работе, но не отработает оговоренный срок и уволится без уважительных причин, то он будет обязан возместить затраты, понесенные работодателем при направлении его на обучение (ст. 249 ТК РФ).

Таким образом, в названных случаях работник несет материальную ответственность за неисполнение своих обязательств перед работодателем.

В соответствии с приведенными выше нормами основное условие наступления ответственности работника – это отсутствие с его стороны уважительных причин для расторжения договора. Однако четкого законодательного определения их «уважительности» нет ни в Трудовом кодексе, ни в других нормативных актах трудового законодательства.

На практике под уважительными причинами увольнения обычно понимаются болезнь или инвалидность работника, необходимость ухода за тяжело больным или престарелым членом семьи, перевод мужа-военнослужащего в другую местность и т. п.

Сторонам желательно включить в текст договора на переобучение положения о том, какие причины будут считаться уважительными, поскольку в противном случае это может привести к судебному спору.

Глава 32 Трудового кодекса устанавливает ответственность работника только за увольнение по окончании обучения и в период срока обязательной отработки. Если же работник уволится раньше, до окончания срока обучения, то никакой компенсации работодатель взыскать с него не вправе.

Пример

Работодатель заключил с университетом контракт на переподготовку специалиста по программе дополнительного образования. Сотрудник приступил к обучению, однако уволился с предприятия за несколько месяцев до окончания переподготовки. С этого момента компания-работодатель прекратила оплату обучения и потребовала через суд взыскать с работника ранее уплаченную сумму за обучение. В свою очередь бывший сотрудник предъявил встречный иск о возмещении ему убытков, так как он вынужден был самостоятельно нести расходы на продолжение обучения в университете. Суд, вынося решение, квалифицировал заключенный контракт как ученический договор. Учитывая, что документ не предусматривал возможность одностороннего отказа от исполнения обязательств какой-либо из сторон, а также его расторжение в связи с увольнением работника с предприятия, требования работника были признаны обоснованными, а иск предприятия оставлен без удовлетворения.

На наш взгляд, существование такой практики скорее является исключением, нежели правилом. По мнению юристов, работник обязан в случае его увольнения по собственной инициативе при отсутствии уважительных причин возместить работодателю затраты на свое обучение. Как уже говорилось выше, законодательство не содержит четкого перечня уважительных причин расторжения договора, рекомендуется указать в ученическом соглашении, какие причины увольнения работника по собственному желанию считаются уважительными. Требование о возмещении затрат, связанных с обучением работника, при увольнении по инициативе работодателя не предусмотрено действующим законодательством и нарушает права работника.

Статья 247 Трудового кодекса предусматривает два способа взыскания с работника причиненного ущерба – добровольный и принудительный.

Добровольное возмещение ущерба предполагает представление сотрудником письменного обязательства о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежа.

Принудительно же работодатель вправе своим распоряжением взыскать с работника только ущерб в размере его средней зарплаты, а остальную сумму фирма может потребовать лишь в судебном порядке.

Следовательно, если по окончании ученичества сотрудник увольняется, не приступив к работе по новой специальности, то компания вправе удержать с него только сумму в размере среднемесячного заработка, а для взыскания остальных средств работодатель должен обратиться в суд.

Что писать в трудовой книжке

Запись о направлении на переобучение в трудовой книжке не делается. Но если по окончании образовательной программы работнику будет выдан документ об образовании (квалификации), то на его основании (со ссылкой на номер, дату и наименование) следует сделать запись в трудовую книжку. Она пойдет отдельной строкой в разделе «Сведения о работе» и должна содержать информацию о времени обучения с указанием полученной профессии (п. 21 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей).

Обучение по приказу

Глава 32 Трудового кодекса не содержит указаний на то, как должен оформляться ученический договор с работником. По мнению юристов, компании следует издать документ о заключении с сотрудником такого соглашения и направлении его на обучение. Содержание приказа зависит от характера предстоящего образования (получение новой профессии, повышение квалификации) и связано с налоговыми последствиями для компании.

Учеба у будущего работодателя

С человеком, который еще не заключил с организацией трудовой договор, также может быть заключено соглашение на профессиональное обучение.

Необходимый теоретический курс ученик изучает непосредственно у будущего работодателя, консультируясь с соответствующими специалистами организации. Возможные организационные формы ученичества могут быть индивидуальными, бригадными, курсовыми.

После успешного окончания образовательного курса ученик заключает трудовой договор с той компанией, в которой он проходил обучение.

Обновленный ТК коснется и учеников

Согласно поправкам, внесенным в Трудовой кодекс Федеральным законом от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ, заключать ученические договоры смогут только организации, а работодатели – физические лица такой возможности лишены. Эти изменения вступают в силу с 6 октября 2006 года.

Повышение квалификации работников может осуществляться с отрывом от производства. Раньше в этом случае ученический договор не заключался, но с введением поправок в Трудовой кодекс у работодателей такая возможность появилась. Сотруднику на период учебы гарантируется сохранение должности и среднего заработка по основному месту службы (ст. 187 ТК РФ). В том случае, если для повышения квалификации с отрывом от производства работник направляется в другую местность, то ему оплачиваются также и командировочные расходы.

Волошина Татьяна, юрисконсульт компании «ГАРАНТ»

Поиски личной и обоюдной выгоды.

https://gbcdn.mrgcdn.ru/uploads/post/1619/og_cover_image/381242e59e46ac97b9db0b0b7a712f0a

Каждый из нас на протяжении профессиональной карьеры хочет оставаться востребованным специалистом. Поэтому вопрос о получении дополнительного образования ставится регулярно, когда на рынке появляется новый популярный продукт или просто свежий тренд.

Отпугивает необходимость за него платить, сразу возникают сомнения в достаточности и необходимости. Но они наверняка отпадут, если траты на себя возьмёт ваш текущий работодатель. Поговорим о том, как добиться такой благосклонности в двух случаях: для повышения квалификации и смены рода деятельности.

Путь профессионального роста

В этом случае, у вас на руках как этические, так и контрактные козыри, поэтому можете выбрать любую из следующих стратегий.

Хочу быть лучшим

Кому подойдёт: амбициозным трудоголикам.

Что и когда говорить: неформальная обстановка за обедом, после рабочего дня или на корпоративном мероприятии. Так как вы заметная фигура в компании, моменты подобного личного общения у вас наверняка происходят нередко.

С речью мудрить не надо, говорите, что пошли в эту профессию не для того, чтобы довольствоваться малым, что всегда стремитесь расти самостоятельно и подтягивать окружающих, и данное образование – маленький шаг в этом направлении. Плюс такого подхода заключается в том, что одного «громкого» разговора достаточно, чтобы в будущем получать финансирование образования по инерции. Минус – к сожалению, многие компании не ставят перед собой амбициозных целей, поэтому подобные заявления часто воспринимаются как угроза.

Альтернативой может стать популярный пункт в трудовом договоре или внутренней документации компании, где указывается, что любой сотрудник вправе рассчитывать на профессиональный рост и развитие навыков, необходимых в работе. Если у вас такой есть – можно смело направляться к директору по персоналу или в отдел кадров. И не забудьте прихватить с собой копию документа.

Хочу улучшить качество проектов компании

Кому подойдёт: уверенным профессионалам, которые не распыляются на болтовню, выполняют свою работу качественно и ждут соответствующего отношения к себе.

Что и когда говорить: во время разбора одного из проектов – в идеале на стадии «всё горит, сплошные ошибки, ничего не успеваем». Ваша задача максимально доходчиво объяснить, что профессиональное развитие способно решить большинство этих проблем. И предложить себя в качестве первопроходца. В состоянии стрессов и дедлайнов (а в IT-компаниях это нормальное существование), руководство готово идти на такие сделки, не вникая в детали.

Хочу восполнить пробелы

Кому подойдёт: тем, кто частенько ошибается в работе, ходит за советами к коллегам или просто не касается незнакомых тем.

Что и когда говорить: когда в очередной раз на вас набросится начальник с тем, что вы невнимательны, пользуетесь ограниченным набором инструментов и вообще не хотите лишний раз посмотреть в документации – апеллируйте нехваткой качественного образования. Мол, грешны, всё понимаете, готовы исправляться и развиваться, но пока нет на это денег и времени. Всем будет лучше если вы пройдёте курсы – это точно меньше трат на нового квалифицированного сотрудника и его «вкатку».

Правда, если вы в компании всего несколько месяцев, то лучше про свои пробелы не заикаться – пока вы не докажите свою лояльность интересам компании, никто вкладывать в вас деньги не будет.

Не только я хочу, все хотят

Кому подойдёт: тем, кто очень боится начальства и плохо оценивает собственные силы и положение в компании. Зато имеет хорошие взаимоотношения с коллегами, которые не против посетить выбранный курс.

Что и когда говорить: в любое время подходите к начальнику, перечисляете фамилии коллег, называете курс, по которому хотите пройти обучение и спрашиваете возможные варианты. Это самый простой способ заставить компанию вложиться в образование сотрудников, более того, он потребует от вас наименьших усилий. Судите сами:

  • Так как заявка коллективная, то скорее всего вам не придётся подбирать курс самостоятельно, всем не угодить. Но вы сможете отбраковать наихудшие.
  • Компании есть резон устроить обучение в компании или в рабочее/околорабочее время. Это нанесёт наименьший урон общему ритму работы компании, зато собрать и учесть явку сотрудников будет элементарно.
  • Многие образовательные платформы предоставляют скидки корпоративным клиентам. Так что это ещё и экономия.

Как видите, получить профессиональный рост за счёт работодателя относительно просто. Но надо учитывать несколько факторов, когда подобные разговоры лучше даже не начинать:

  • Вы совсем недавно в компании.
  • Ваша продуктивность и дисциплина оставляют желать лучшего.
  • Выбранный вами курс не подходит для совмещения с текущей работой.
  • Компания испытывает финансовые трудности.

В этих случаях о своём желании развиваться за счёт фирмы можно намекнуть, но не лоббировать эту идею настойчиво.

Путь смены рода деятельности

В этом случае вы находитесь в зависимой от благосклонности начальства позиции. Поэтому выхода два:

  1. найти точки соприкосновения с текущей работой;
  2. внимательно изучить нормативные документы компании.

Давайте остановимся поподробнее.

«Скрытая» смена профессии

Этот пункт будет полезен, если вам не составляет труда найти общее между новой профессией и старой. К примеру, такое часто бывает с программированием, так как любой офисный алгоритм вы можете упростить и ускорить при помощи хорошего кода. Для написания кода надо привлекать специалистов или взяться за дело самому. Второй случай – как раз повод обратиться к начальнику. Итак, вам потребуется:

  • Найти «узкие» места текущей работы, которые могут быть расширены при помощи нового знания.
  • Наглядно показать возможные способы улучшения. В идеале – уже готовый пример, как минимум – блок-схема или любая другая показательная иллюстрация.
  • Показать, что посещение курсов не будет мешать текущей работе. Это означает вычеркивание из списка быстрых курсов (например, «3 уровня Java за 2 месяца») или наоборот, слишком долгих (вроде посещения занятий в местном вузе 2-3 года). В идеале, вы должны показать, что через месяц начнёте создавать общественно-полезный проект (разумеется, в свободное время), а закончите его где-нибудь через полгода.
  • Привести финансовое обоснование. Просто найдите 5-6 курсов, сравните программы, отзывы и стоимость.

Необходимо быть осторожным в формулировках и подходить к просьбе с ответами на всевозможные вопросы. От вашей подготовки зависит благосклонность руководителя.

Получение второй профессии

Когда найти общее между текущей работой и желаемыми курсами невозможно, придётся искать малейшие лазейки и изучать уставные документы. К примеру, некоторые международные компании только «за», чтобы их сотрудники были всесторонне развитыми. Поэтому готовы частично или полностью финансировать ваши увлечения. Чаще всего это занятие спортом (бассейн, фитнес-зал, аренда спортплощадок), но вы вполне можете договориться заменить это на оплату курсов визажиста или профессионального фотографа. Прощупайте почву, обсудите такую возможность в неформальной обстановке с руководителем и коллегами. Возможно, вы не первый, кто пытается таким образом получить личную выгоду.

Ещё один вариант – ваша безусловная ценность как сотрудника. Здесь алгоритм примерно такой же, как с «выбиванием» повышенной зарплаты, по сути это он и есть:

  • Найдите время для разговора тет-а-тет с руководителем, в идеале это должен быть рабочий день без авралов.
  • Попросите его дать оценку вашей работе, напомните, когда последний раз вы получали награду за свои усилия. Должно пройти хотя бы 10-12 месяцев.
  • Объясняете ситуацию, что вы решили для расширения кругозора и «резервной» ситуации получить второе образование, которое съедает ваш бюджет. Поэтому неплохо бы или получить эквивалентное затратам повышение зарплаты, или просто оплатить договор компанией.

Если будете убедительны, а ваши позиции действительно высоко котируются – получите хотя бы частичную компенсацию.

Главное в желании получить финансирование образования – не бояться сделать первый шаг. Даже излишняя дерзость и лёгкая неадекватность в запросах всегда лучше полной апатии к карьере. Поэтому просто выбирайте, чему хотите обучиться, вооружайтесь одним из советов – и смело шагайте в кабинет руководителя. Он вам не откажет. Точно.

Я поступила в университет по целевому договору. Отучилась две сессии. Какую сумму я должна вернуть организации?

Одна сессия стоит 36 000 Р, но я поступила на бюджет.

Дарья, ответ на ваш вопрос зависит от того, когда был заключен договор о целевом обучении и поступали ли вы по квоте целевого приема.

Разберу оба варианта, но сначала вкратце объясню, как вообще работает целевое обучение и в каких случаях придется вернуть деньги.

Что такое целевое обучение

Целевое обучение дает возможность еще до поступления в вуз или уже в процессе учебы заключить договор с работодателем. Работодатель гарантирует студенту трудоустройство, платит стипендию или поощряет его как-то иначе, например оплачивает расходы на транспорт или общежитие. А студент осваивает ту образовательную программу, которая указана в договоре между ним и организацией, и обязуется минимум три года работать на этого работодателя.

Например, выпускник одиннадцатого класса решает стать врачом. Он обращается в больницу, где хочет работать, и просит рассмотреть его кандидатуру в штат. Естественно, у него еще нет профильного образования. Выпускник заключает договор с больницей, где будет указано, что он выучится на врача, а лечебное учреждение после выпуска трудоустроит его к себе минимум на три года.

Целевое обучение может предполагать или не предполагать поступление по специальной квоте. Квота целевого приема — это доля от всех бюджетных мест, по которой есть целевой набор на ту или иную специальность. Долю и субъекты РФ для трудоустройства ежегодно утверждают правительство и регионы.

Для заказчиков целевое обучение — возможность заполучить кадры на несколько лет вперед, а для абитуриентов — поддержка и поступление на бюджет с небольшими баллами: по квоте на целевое обучение предусмотрен отдельный конкурс. Подробнее об этом я расскажу ниже.

Заказчик самостоятельно отбирает кандидатов для целевого обучения. В той же сфере медицины приоритет могут отдать кандидату из врачебной династии. Так заказчик будет знать, что абитуриент уже знаком с работой и нагрузками на примере родителей.

По направлению подготовки «Фундаментальная информатика и ИТ» 10% бюджетных мест выделено на целевое обучение, работать можно по всей стране

Целевое обучение в России регламентируют три нормативных правовых акта:

  1. Постановление Правительства РФ от 13.10.2020 № 1681 о целевом обучении. Оно устанавливает общие правила целевого обучения и типовой договор.
  2. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2022 № 3502-р. В нем установлена квота целевого приема из федерального бюджета. Квота утверждается ежегодно, поэтому доля мест может меняться. Региональные квоты утверждает каждый субъект самостоятельно.
  3. Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Статьи 56 и 71.1 регулируют требования в отношении выбора специальностей и заказчиков целевого обучения.

Договор о целевом обучении

Договор о целевом обучении предполагает две обязательные стороны: гражданина и заказчика. Также в договоре по решению заказчика могут быть прописаны работодатель и образовательная организация.

Вот как это работает на примере из медицинской сферы:

  1. Заказчик — тот, в чьих интересах ведется подготовка кадров, например комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга. В ходе обучения он обязан оказывать меры поддержки, например платить стипендию и оплачивать проезд до места практики. Меры поддержки могут быть нематериальными вроде гарантированного места для прохождения практики.
  2. Гражданин — абитуриент или нынешний студент.
  3. Работодатель — юридическое лицо, где студент будет обязан работать не менее трех лет после обучения. Часто заказчик и работодатель — одно и то же лицо. Но для примера возьмем городскую больницу № 14 в Петербурге.
  4. Образовательная организация — высшее учебное заведение, где гражданин будет учиться. Скажем, Северо-Западный государственный медицинский университет имени И. И. Мечникова.

В случае приема по квоте заказчиком могут быть только государственные органы, госкорпорации или организации, у которых в уставном капитале есть доля государства, например «Росатом» или Сбербанк. Конкурс при приеме на места целевой квоты проводится отдельно. В этом случае за обучение платит государство. Заключение договоров по квоте распространено в медицинских вузах: доля от общего числа бюджетных мест в этой сфере — 70%, а порой и 100%.

Абитуриент или студент могут заключить договор о целевом обучении и с частной компанией или с ИП. Но в таком случае речь о квоте не идет, поступать придется по общему конкурсу. Заказчик обязуется поддерживать ученика, а вуз может и не знать, что у поступающего или студента есть с кем-то договор.

Надо ли возвращать деньги за учебу

Какой бы ни была причина ухода с целевого обучения — возможно, захотелось сменить сферу, — ответ на ваш вопрос зависит от двух вводных:

  1. Когда заключен договор о целевом обучении: до 30 марта 2019 года или после.
  2. Предполагал ли договор поступление по квоте целевого приема.

Похоже, учиться вы начали позже 2019 года, поэтому первую вводную пока исключим. Со второй возможны две ситуации.

Договор предполагал поступление в вуз по квоте целевого приема. Такой договор нельзя расторгнуть по соглашению сторон: гражданин несет ответственность за неисполнение обязательств по договору о целевом обучении, если он отчислен из университета или расторг трудовой договор менее чем через три года по собственному желанию.

Студент обязан возместить и меры поддержки, указанные в договоре, и расходы государства на его учебу:

  1. Если заказчик выплачивал стипендию или оказывал какую-то другую помощь, гражданин должен ее компенсировать.
  2. Гражданин выплачивает вузу штраф, равный сумме расходов на обучение за то время, что он учился. Точную сумму определяет образовательная организация: она может не совпадать со стоимостью обучения для тех, кто учится по договорам об оказании платных образовательных услуг.

Договор не предполагал поступление в вуз по квоте целевого приема. В этом случае договор можно расторгнуть по соглашению сторон. Гражданин и заказчик должны сделать это письменно.

Из вопроса не совсем ясно, что стоит 36 000 Р: семестр обучения, или это стипендия за полгода, или что-то еще. Но если вы поступили не на целевые места, а по общему конкурсу, то и возмещать государству расходы на обучение не нужно. А компенсацию мер поддержки, если заказчик требует их возместить, урегулируйте с ним в частном порядке.

Договор был заключен до 30 марта 2019 года. На тот момент действовало постановление о порядке заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении. Вопрос о расторжении договора по инициативе гражданина этот документ не регулировал, поэтому нужно смотреть на содержание конкретного договора о целевом обучении. В договоре может быть пункт о возмещении затрат на обучение при расторжении договора и сумма, которую надо вернуть.

Что в итоге

Если вы поступили в вуз после марта 2019 года на целевое место, то вы должны компенсировать заказчику те меры поддержки, что он вам оказывал. А образовательная организация выставит вам штраф за досрочное расторжение договора без уважительной причины. Стоимость обучения по договорам об оказании платных образовательных услуг тут значения не имеет.

Любой человек, который планирует заключить договор о целевом обучении с поступлением по квоте, должен быть готов к ответственности: такой договор нельзя расторгнуть по соглашению сторон. Если гражданин отказывается работать или учиться, то будет обязан и заказчику, и вузу.

Но для тех, кто точно уверен, что хочет работать по специальности и именно на этом месте, это хорошая возможность поступить в вуз в обход общего конкурса.

Все больше работодателей приветствуют обучение своих сотрудников, а трудовое законодательство позволяет любому гражданину учиться в буквальном смысле за счет работодателя. О том, какие обязательства у работника-студента есть перед компанией, в которой он работает, рассказали эксперты Профсоюза работников торговли и услуг.

Работодатель обязан платить

Согласно ст. 173 ТК РФ, работодатель обязан предоставлять работникам, которые учатся на бакалавриате, специалитете или в магистратуре на заочной и очно-заочной форме, учебные отпуска. Это не право, а именно обязанность, которая не зависит от желания или нежелания руководства идти на такую меру поддержки сотрудника. 

Отпуска предоставляются для сдачи сессий на срок от 40 дней (на первом и втором курсах) и на 50 дней на последующих курсах. При этом на время отпуска работодатель обязан сохранить за работником средний заработок. 

Для этого считаются все доходы работника за 12 месяцев, а потом делят на количество рабочих дней в этом периоде. Эту сумму умножают на 40 или 50 — это и будет компенсация за учебный отпуск.

Очники и заочники

При этом неважно, сотрудника на учебу направил работодатель или он поступил по своей инициативе — важно, чтобы форма обучения не была очной. В этом случае действуют другие правила, связанные с совмещением учебы и работы. В частности, отпуск для сдачи сессии сокращается до 15 календарных дней.

Такие же сроки отпусков установлены для слушателей подготовительных курсов, в том числе на время прохождения итоговой аттестации — не более 15 календарных дней.

Заочникам же, помимо большого учебного отпуска два раза в год, перед сдачей дипломной работы может быть предоставлена сокращенная рабочая неделя — меньше на 7 часов, чем обычная, которая по Трудовому кодексу составляет 40 часов. Это можно оформить как третий выходной.

При этом за время освобождения от работы начисляется всего 50% среднего заработка, то есть в итоге сотрудник-студент получает меньшую зарплату.

Дипломная работа

При сдаче дипломной работы и прохождения итоговой аттестации отпуск, независимо от формы обучения, может достигать четырех месяцев, если это предусмотрено учебным планом. Средняя зарплата при этом также сохраняется.

Кроме того, если студент учится успешно (то есть сдает сессию), раз в год работодатель оплачивает проезд к месту учебы и обратно.

Государственная аккредитация

Помимо формы обучения еще одним важным фактором, влияющим на оплату учебного отпуска, является государственная аккредитация вуза. По закону работодатель обязан платить только за учебу в государственных учебных заведениях.

Однако в коллективном договоре, который составляется по требованию профсоюза, может быть прописано обязательство оплачивать и учебу в частных вузах, в том числе на курсах повышения квалификации.

Во многом это связано с тем, что организации заключают с таким вузом договор на получение образовательных услуг, а в частных образовательных организациях более гибкий подход к учебной программе, и сотрудникам можно дать именно те знания, которые нужны в работе. В государственных вузах же программы более универсальные и научные, что часто является избыточным для практики.

Аспиранты и кандидаты наук

Для работников, которые учатся в аспирантуре или на программе ассистентуры-стажировки Трудовой кодекс в ст. 173.1 предусматривает предоставление дополнительного отпуска по месту работы продолжительностью 30 календарных дней в год.

Отпуск также оплачивается исходя из среднего заработка работника за этот период. К этому сроку добавляется время проезда к месту учебы и обратно, который также должен оплатить работодатель.

Помимо отпуска аспиранты получают дополнительный выходной день, за который начисляется 50% заработной платы. Еще два выходных дня в неделю можно оформить без сохранения зарплаты. Таким образом, аспиранты могут работать всего два дня в неделю. Правда и получать будут всего половину зарплаты.

Однако если работник допущен к соисканию ученой степени, он имеет право на дополнительный отпуск в размере три месяца для защиты кандидатской диссертации и шесть месяцев — для защиты докторской. И все это с сохранением средней заработной платы.

Учащиеся колледжей

Поскольку среднее профессиональное образование работника для предприятий не менее важно, чем высшее и научное, законодатели предусмотрели гарантии и для тех, кто учится в колледжах, техникумах и профтехучилищах. Там осваивают профессии рабочих специальностей, которые составляют основу любого производства: слесари, токари, строители и т.д.

Согласно ст. 174 ТК РФ, оплачиваемый отпуск для прохождения промежуточной аттестации таким работникам составляет 30 календарных дней на первом и втором курсах и 40 календарных дней на последующих, если они учатся на заочной или очно-заочной форме обучения.

При сдаче итоговых экзаменов отпуск увеличивается до двух месяцев, за которые работнику также начисляется средний заработок.
Для тех, кто только поступает и допущен до вступительных экзаменов, отпуск составляет 10 календарных дней.

Такой же по продолжительности отпуск предусмотрен для очников на время сессий и переводных экзаменов — на итоговую аттестацию очникам также выделяют два месяца оплачиваемого отпуска. Кроме того, закон позволяет им за 10 месяцев до экзаменов перейти на сокращенную рабочую неделю.

Кроме того, если у колледжа или техникума есть государственная аккредитация, раз в год работодатель обязан выплатить студенту 50% стоимости проезда до места учебы и обратно.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти реквизиты в сбербанк онлайн на телефоне видео
  • Как найти реквизиты для оплаты административного штрафа
  • Как найти реквизиты для оплаты госпошлины в мировой суд
  • Как восстановить бизнес пак после переустановки windows
  • Как восстановить работу кишечника во время беременности