Как компании сотрудничать с центром занятости

Во второй день сессии «Модернизация службы занятости России: новые вызовы и возможности» представители 24 регионов России пообщались с работодателями, которые сотрудничают с московской службой занятости. На отдельной сессии гости обсудили увиденные технологии и практики, которые можно применить в реалиях региональных служб занятости, а также встретились с представителями Минтруда России.

Для службы занятости важен контакт с работодателем

Представители 24 региональных служб занятости встретились со столичными работодателями — партнерами столичной службы занятости: «Яндекс», РЖД, «Почта России», Россельхозбанк, а также представителями рекрутингового портала HeadHunter и другими. Гости смогли услышать запрос от бизнеса и установить прямые контакты c HR для реализации проектов в регионах. В свою очередь, работодатели рассказали, как они сотрудничают с московской службой занятости — флагманскими центрами «Моя работа» и «Моя карьера», Центром самозанятости.

О том, как важно работать службе занятости с партнерами-работодателями, рассказала Александра Александрова, первый заместитель руководителя столичного Департамента труда и соцзащиты.

«Если у службы занятости не будет партнеров-работодателей, которые предоставляют вакансии, то, соответственно, трудоустраивать будет некуда. Мы, как служба занятости, провели большую реформу, чтобы нам было что предложить компаниям, чтобы они хотели с нами сотрудничать. Внедрили новые инструменты в подборе, оптимизировали бизнес-процессы, обновили инфраструктуру. У нас изменился портрет соискателя: раньше около 90% кандидатов не были мотивированы работать — они просто приходили за пособиями. Теперь же к нам идут люди, которые хотят работать, развиваться. У нас в базе 3 тысячи компаний-партнеров. Наши конкурентные преимущества: мы экономим бюджет компании на подбор, сокращаем время на логистику. Из-за того, что у нас создана большая инфраструктура, компании могут проводить свои отборы прямо у нас в офисе. Это очень удобно. Еще можем предложить компаниям бесплатное обучение сотрудников — тоже экономия бюджета. За счет государственных программ мы можем обучать людей в возрасте 50+, мам в декрете, людей с инвалидностью», — рассказала Александра Александрова.

Сегодня московская служба занятости стала настоящим кадровым агентством, в котором соискателю не просто помогают найти новую работу, но и дают возможность выйти на рынок труда конкурентоспособным специалистом. Делается это за счет обучения, индивидуального консультирования, подготовку резюме, «прокачивания» soft skills и многое другое. Для работодателей же сотрудничество со службой занятости нового формата — это гарантия того, что они найдут проверенного сотрудника, соответствующего всем критериям вакансии и замотивированного на работу.

Отдельное направление московской службы занятости — подготовка соискателей с ограниченными возможностями здоровья, которые на площадке центра «Моя карьера» при необходимости проходят дополнительное обучение, учатся «продавать» себя работодателю. Благодаря сотрудничеству столичной службы занятости и партнеров-работодателей 1800 жителей с инвалидностью смогли найти работу.

«Чтобы трудоустраивать кандидатов, сотрудники служб занятости должны все время занимать проактивную позицию во всем. Любого кандидата нужно подготовить и замотивировать. Трудоустройство человека — наш KPI», — добавила Александра Александрова.

Приглашенные работодатели рассказали гостям из регионов о своем сотрудничестве с московской службой занятости и о том, как можно наладить контакт с региональными специалистами.

«С московской службой занятости мы начали плотную коммуникацию 3,5 года назад. Нам интересно было передать экспертизу, технологии, свой опыт. От коллег пришел запрос по вакансиям: приходят соискатели в центр занятости, а вакансий под их требования нет, либо они не приходят, потому что нет вакансии. Мы сгенерировали по требованию центра занятости пул вакансий, который обновляется каждую неделю, и отдали к ним в базу. После этого мы открыли личный кабинет в центре занятости, пригласили туда сотрудников, провели для них обучение. Как совместной итог — многие работодатели стали делать заказы на подбор соискателей, доверие к столичному центру занятости повысилось», — поделился Виталий Терентьев, GR-директор HeadHunter.

«Мы будем рады сотрудничеству со всеми региональными центрами занятости, поскольку сейчас испытываем сложности в массовом подборе персонала, например, „синих воротничков“, кладовщиков, водителей погрузчиков и так далее. Было бы здорово обменяться изначально контактами и построить дальнейшее взаимодействие. Можно это делать как дистанционно, так и лично непосредственно в регионах», — рассказала Екатерина Губанова, рекрутмент-партнер из «Яндекса».

Директор Московского регионального филиала Россельхозбанка Владимир Капранов поделился своим опытом сотрудничества. Когда их компания ищет новых сотрудников (например, кассира, операциониста, клиентского менеджера), они направляют запрос в центр занятости, где для них отбирают определенное количество соискателей по критериям («шаблонам») вакансии. После на площадке центра занятости уже сотрудники банка проводят открытые отборы с потенциальными кандидатами.

«Сегодняшняя тема крайне важна, это своеобразная стартовая площадка для перезагрузки региональных служб занятости. Наша мечта — чтобы центры занятости в регионах действительно через какое-то время заработали по-новому. Есть центры занятости, есть компании — по большому счету мы решаем общую задачу. У вас задача — трудоустроить, у нас — найти работника. Мы должны быть не разлей вода и каждый день общаться друг с другом. По регионам знаю, что нет этой тесной коллаборации и коммуникации, как в столице. Думаю, важно развивать этот диалог», — поделился Сергей Саратов, начальник Департамента управления персоналом ОАО «РЖД».

Компания «Кидбург» активно работает с молодыми соискателями, причем готова сотрудничать с самозанятыми специалистами. Недавно Центр самозанятости на Шаболовке предоставлял «Кидбургу» свою площадку, где потенциальным кандидатам рассказывали, что такое самозанятость и как ее оформить.

«Мы берем на работу студентов педагогических вузов. Популяризуем центр занятости на наших площадках. Чтобы молодежь понимала, что после окончания университета или колледжа они могут получить помощь в поиске работы, в профориентации. Ребятам сейчас очень нравится формат самозанятости, это удобно с точки зрения гибкого графика, смены деятельности. Мы привлекаем таких людей к сотрудничеству с нами», — рассказала заместитель регионального директора «Кидбурга» Мария Волкова.

Сергей Танков, директор проектов, лидер кластера «Самозанятые» ПАО Сбербанка, отметил, что со стороны многих работодателей есть огромный спрос на самозанятых, например, среди юридических компаний. Так столичная служба занятости совместно со «Сбером» разработали удобный сервис для жителей города, которые хотят открыть собственное дело или стать самозанятыми. В центре на Шаболовке соискатели могут легко и совершенно бесплатно зарегистрировать свою предпринимательскую деятельность и самозанятость без необходимости посещения налоговой.

Елена Алексеева, директор макрорегиона «Москва» АО «Почта России»: «Не все кандидаты, к сожалению, есть на HeadHunter либо на Superjob, особенно если мы берем расстояние от 100 и более километров от Москвы. Мы просто не можем найти эту базу, которая есть в региональных службах занятости. Будет здорово, если службы занятости в регионах станут тем самым провайдером между людьми, которые ищут работу, и нами. Ведь у нас есть сотрудники в возрасте, которые не умеют пользоваться интернетом, особенно в сельских отделениях связи».

Впечатлениями от круглого стола с работодателями поделился Дмитрий Киселев, директор Департамента проектного развития территорий АНО «Агентство инвестиционного развития Московской области»: «Семинар получился максимально прикладной: коллеги показали свои наработки в сфере взаимодействия с работодателями, трудоустройства сложных категорий соискателей, показали свои методологические продукты — интерактивные игры, тестирование, документацию и так далее. Все это помогает соискателю понять, какая профессиональная сфера для него подойдет и как скоро он может найти работу. Безусловно, какой-то информацией мы уже обмениваемся с коллегами из Москвы, мы уже несколько раз посещали московские центры занятости. Думаю, мы сможем применить у себя большинство наработок, которые уже апробированы в Москве».


Пять технологий государственного кадрового масс-маркета

Семинар-практикум продолжился интерактивной сессией в группах. Участники делились опытом применения технологий работы службы занятости в разных регионах, обсуждали столичные ноу-хау и выбирали те технологии, практики и инструменты, которые можно внедрить в регионах, а также получили инструкции и поддержку, необходимую для масштабирования и адаптации этих технологий.

Первый заместитель руководителя столичного Департамента труда и соцзащиты Александра Александрова напомнила о пяти ключевых технологиях государственного кадрового масс-маркета, которые эффективно применяются в столичной службе занятости: «Во-первых, это открытые отборы для немотивированных и мотивированных соискателей. Они позволяют массово закрыть линейные вакансии, предварительно отобрать кандидатов и верифицировать их. Все это экономит время и бюджет работодателям. Второй инструмент — „Самозанятость в руки“, который включает обучение по самозанятости и ведению бизнеса, регистрацию статуса самозанятого или ИП прямо на площадке, а также проведение открытых отборов для них. В Москве уже более 9000 человек оформили статус в центре занятости. Еще два инструмента — синергия с работными сайтами, которая позволила в разы нарастить базу реальных рыночных вакансий, и кастомизация сервисов для работодателей, позволяющая быстро и качественно найти персонал, повысить качество сотрудников, привлечь самозанятых, заполнить квоты, оптимизировать расходы на подбор персонала. Пятая технология — Открытый университет навыков современного человека, созданный на базе центра „Моя карьера“. Его программы и тренинги помогают „доращивать“ людей до требований работодателей и рынка, прокачивают soft skills и личные навыки».

Гости из регионов также поделились своим опытом и эффективными практиками работы с безработными жителями. Так Мария Мальцева, замдиректора Департамента труда и занятости населения Владимирской области, рассказала о проекте возвращения в профессию более 100 человек с медицинским образованием, которые долгое время не работали по профессии в силу разных причин. Но в 2020 году из-за пандемии благодаря обучению и направлению службы занятости смогли найти работу в медицинских организациях. «Кроме того, у нас в регионе есть проект содействия занятости для мам, реализуемый вместе с Союзом женщин. Речь об образовательной программе по трем направлениям — психологическая поддержка, финансовая грамотность и профориентация».

Коллеги из Тамбовской области рассказали о практике работы и трудоустройства с гражданами, которые освободились из мест лишения свободы, в сотрудничестве с НКО. «Еще один успешный опыт у нас — ярмарки вакансий для выпускников колледжей, вузов. Наши сотрудники ездят на встречи с молодыми специалистами и убеждают, что карьерная лестница вполне может начинаться с кадрового центра. Мы хотим разрушить стереотип, что служба занятости — это место, куда обращаются только если тебя уже уволили. Напротив — это помощник, с которого можно начать профессиональный путь», — отметила Наталия Макаревич, и.о. заместителя главы Администрации Тамбовской области.

Ярмарки ремесленников, единый день самозанятости, проект «Возвращение кулачества» для укрепления фермерских хозяйств, профориентационный проект «Hello Future» и Атлас новых профессий для школьников, а также Карта трендов новых технологий, различные CRM-платформы, чат-боты и другие ноу-хау регионов также были приведены в пример успешных наработок и практик, используемых службами занятости.

Наметить точки роста и развития

Далее группы обсудили, какие барьеры есть в работе региональных служб занятости в настоящий момент, что может помешать внедрению новых практик и стандартов. А также презентовали представителям Минтруда России обобщенные предложения и рекомендации.

На первое место вышел кадровый вопрос, а именно — недостаток компетенций у сотрудников, отсутствие профессиональных стандартов. По мнению директора Центра занятости населения Тульской области Елены Щукиной, качественно изменить ситуацию может создание единого учебного центра. «Конечно, мы на местах стараемся обучать людей своими силами, но этого недостаточно. На наш взгляд, необходимо внедрить единые требования и стандарты для сотрудников. У Москвы много прекрасных наработок в этом направлении, и регионам нет смысла изобретать велосипед, наше предложение — создать единый учебный центр. Мы хотим модернизировать наш центр занятости, внедрить новые технологии и продукты, которыми сможем гордиться и повысить свой авторитет у населения», — отметила она.

Также Елена обозначила проблему с выявлением недобросовестных работодателей. «У нас в регионе есть довольно крупные и значимые компании. Мы активно помогаем находить им сотрудников, укомплектовывать штат, но уже через несколько месяцев эти работники вновь приходят к нам в поисках нового места. То, что изначально обещает им работодатель на входе, не соответствует действительности. На наш взгляд, необходимо разработать систему влияния на недобросовестных работодателей через рейтинги и комплексное взаимодействие, в том числе с подключением региональной власти», — пояснила спикер.

Кроме того, единые технологии, по мнению гостей, необходимы и для выбора кандидатов на вакансию. «Хорошо, что сейчас вносятся изменения в законодательство. Федеральный центр компетенций уже прислал нам предложение апробировать новые технологии работы профилирования. Мы посмотрели, как в этом направлении работает Москва, и очень вдохновились. Полагаю, что на уровне России подходы в организации профилирования должны быть едины, чтобы по всей стране для разных работодателей мы выбирали кандидатов по единой технологии», — рассказала заместитель директора Департамента труда и занятости населения Владимирской области Мария Мальцева.

Заместитель министра социального развития Пермского края, начальник Управления в сфере содействия занятости Марина Визе отметила, что многим регионам была бы очень полезна технология Открытого университета навыков современного человека, которая помогает «доращивать» людей до требований работодателей и рынка, но некоторые службы могут столкнуться с определенными трудностями. «Проблема в действующих структурах службы занятости в регионах. У каждого субъекта России они свои, разное количество юридических лиц: казенные, бюджетные, автономные учреждения. Полномочия также могут быть частично представлены и на уровне муниципалитетов. А технология открытого университета предполагает гибкие инструменты реализации задач, тренингов, мероприятий, лекций, которые будет проводить центр занятости со своими безработными. Чтобы центр занятости смог применять эти технологии, он должен быть юридически правомочен, иметь тренера, помещение, оплачивать лекции. Коллеги из Москвы остановились на форме бюджетного учреждения, именно такая форма позволяет им реализовать эту технологию», — пояснила она.

Отдельной темой обсуждения стала необходимость качественного пиара работы служб занятости. «Было бы здорово на федеральных каналах делать централизованные ролики о том, что человек может заняться самозанятостью, и показать какие практики для этого есть», — предложила министр труда и занятости населения Оренбургской области Наиля Исхакова.

Заместитель министра труда и социальной защиты Российской Федерации Елена Мухтиярова подвела итоги семинара. Она рассказала, что активная модернизация служб занятости идет в России с 2019 года, а сейчас настал момент, когда необходимо объединять те практики, которые были наработаны регионами. «Эти наработки должны дать возможность привести центры занятости к тем единым стандартам, которые необходимы современному кадровому агентству. Предстоит большая работа, но я надеюсь, что мы справимся с ней в довольно сжатые сроки, — сказала она. — Сегодня коллеги выбрали для себя те практики, которые целесообразно развивать на уровне регионов. Конечно, они требуют определенной коррекции с точки зрения особенности каждого из них, но в целом подходы достаточно универсальны и эффективны. Москва в этом отношении, конечно, флагман, но мы знаем о прекрасных практиках и в других субъектах России. И этот обмен опытом колоссально важен, коллеги не только обмениваются практиками, но и нарабатывают горизонтальные связи. Для нас важно, чтобы было не 85 рынков труда, а единый, глобальный рынок труда Российской Федерации, а без общения такую систему построить невозможно».

Баннер с контактной информацией о социальной поддержке москвичей

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Основная задача службы занятости — регулировать взаимоотношения на рынке труда: с одной стороны помочь найти гражданам работу, с другой — работодателям найти работников.

       Оказание государственной услуги работодателю в подборе персонала — одно из основных направлений деятельности Центра занятости населения
города Якутска. От взаимодействия работодателей со службой занятости
напрямую зависят пополнение городского банка вакансий и
трудоустройство граждан, ищущих работу, поэтому Центр занятости постоянно совершенствует механизмы взаимодействия с работодателями – главными партнерами службы занятости на рынке труда.

2018 год Указом Главы республики объявлен Годом содействия занятости населения в Республике Саха (Якутия). Какие мероприятия с работодателями планируются в  ближайшее время?

        В соответствии с планом массовых мероприятий на 2018 год февраль месяц объявлен Информационным месячником для работодателей. Основная цель месячника — информирование работодателей о ситуации на рынке труда, об изменениях в законодательстве в сфере занятости и привлечение их к активному сотрудничеству. В рамках месячника запланированы семинар для работодателей «Работодатель 2018 — задачи и перспективы», ярмарка вакансий для жителей Гагаринского округа, маркетинговые визиты инспекторов Центра занятости работодателям, экспресс-трудоустройство на предприятия, челлендж «Лучший в профессии» и др.

Какие новые формы работы будут реализованы?

      Для усиления работы с работодателями вводятся различные формы работы. Так, в текущем году каждый четверг   объявлен в Центре занятости днем работодателя.  В этот день проводятся различные мероприятия с участием работодателей.   

     Среди новых форм работы Центра занятости  можно назвать  мероприятия «Выездной отдел кадров», «Экспресс-трудоустройство», целью которых является оперативное обеспечение потребности работодателей. На заявленные работодателем вакансии подбираются подходящие кандидатуры не только из числа безработных граждан, но из числа ищущих работу (банк резюме). С кандидатами работают психологи Центра, затем проводится встреча с работодателем. Все это проходит в течение 2-3 дней, т.е. в короткие сроки осуществляется трудоустройство граждан и соответственно закрывается вакансия.

       Интересным для работодателя будет так называемый ассесмент, который организуется нами с прошлого года. Это мероприятие проходит в виде конкурса для подбора подходящей кандидатуры на вакансию и  совмещает в себя собеседование с работодателем, плюс прохождение практических кейсов по должностным обязанностям. Надо заметить, такая форма понравилась работодателям.

        Также в этом году планируется уделить особое внимание территориальному взаимодействию с работодателями, через округа. К каждому округу прикреплен куратор, который будет координировать работу с работодателями при содействии Управлений округов. В рамках месячника по инициативе Управления Гагаринского округа планируется ярмарка вакансий для жителей округа, где примут участие в первую очередь, работодатели, реализующие свою деятельность на территории округа.

Каким образом работодатели участвуют в обеспечении занятости населения?

          Ст. 25 Закона РФ  «О занятости населения в Российской Федерации» регламентированы обязанности работодателей по проведению государственной политики занятости, в т.ч. обязанность работодателя  ежемесячно предоставлять в службу занятости информацию о наличии свободных рабочих мест. За прошлый 2017 год  более 800 работодателями заявлено 14 тыс. вакансий (в 2016г. – 12,4 тыс.), на которые при содействии центра занятости населения трудоустроено более 5 тыс. человек. Все вакансии работодателей автоматически размещаются в  общероссийскую базу вакансий «Работа в России» www.trudvsem.ru, также работодатели могут самостоятельно размещать вакансии в этот портал. Кроме того, Центр занятости имеет возможность размещать вакансии работодателей в информационных залах, в бегущей строке и на стендах, в  газете «Эхо столицы» и т.д. В данное время разрабатывается дополнительный плагин на сайте Центра, что даст возможность работодателям самостоятельно размещать вакансии, а гражданам — резюме, что позволит подобрать кандидатуры через банк  резюме граждан. Надеемся, что это будет эффективная и удобная интернет-площадка как для работодателей, так и для граждан.

      Таким образом, подавая вакансии в Центр занятости, работодатель значительно расширяет зону размещения информации, причем абсолютно бесплатно.

В каких программах могут участвовать работодатели?

        Центром занятости совместно с работодателями организуются общественные работы, временное трудоустройство граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет. Кроме того, планируются мероприятия в рамках стимулирования трудовой мобильности граждан.

        Участие в республиканских и муниципальных программах позволяет работодателям более рационально использовать квалифицированных работников за счет привлечения временных работников для выполнения работ, не требующих опыта работы и специальной подготовки, а также при необходимости подобрать постоянных работников из числа граждан, положительно зарекомендовавших себя в период участия во временных или оплачиваемых общественных работах. В период участия во временных работах гражданам оказывается материальная поддержка со стороны службы занятости. Кроме того, принимая на работу инвалидов, несовершеннолетних граждан, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, многодетных и одиноких родителей в рамках указанных программ, работодатель может выполнить квоту, т.е. Закон РС (Я) о квотировании рабочих мест.

Какие еще мероприятия предлагаются работодателям Центром занятости?

          Органы службы занятости населения накопили огромный багаж и опыт проведения массовых мероприятий. Сегодня, Центр занятости может предложить работодателям различные формы сотрудничества, организовать мероприятия любого уровня, которые реально могут состыковать интересы двух главных действующих лиц рынка труда: и работодателя, и граждан, ищущих работу. Это — ярмарки вакансий различных форматов, день открытых дверей, день службы занятости, презентация предприятия, круглые столы, семинары для работодателей, экспресс-трудоустройство и др.

        Участие в этих мероприятиях является удобным форматом для работодателя, он имеет возможность непосредственно встретиться с большим количеством претендентов на вакансии, в личной беседе предварительно получить представления о соискателях, оценить их уровень профессиональной подготовленности, опыта работы и т.д.

     Уважаемые работодатели, услуги службы занятости совершенно бесплатны. Формат и виды проводимых мероприятий постоянно совершенствуются и расширяются.

    От эффективности нашей совместной работы зависит многое – обеспечение сбалансированности на рынке труда, качественный подбор работников на предприятиях (организациях) и в конечном итоге, благосостояние граждан города.

  А.А. Федорова, начальник отдела по работе с работодателями ГКУ РС (Я)

                            «Центр занятости населения города Якутска»                                                                                                                                                                                                                     

Вопрос

Ответ

1.1.

Планируется ли Минтрудом России издать методические рекомендации/разъяснения для работодателей по применению постановления N 511?

Минтруду России не предоставлены полномочия по разъяснению постановления N 511.

В этой связи подготовлена информация с ответами на возможные вопросы по применению постановления N 511.

Следует отметить, что по взаимодействию с органами занятости населения приказом Минтруда России от 22 марта 2022 г. N 157 утверждены Методические рекомендации для органов службы занятости по организации превентивного мониторинга состояния рынка труда субъекта Российской Федерации при высвобождении работников и проведению мероприятий по содействию в трудоустройстве и социальной адаптации высвобождаемых работников (далее — Методические рекомендации). Методические рекомендации содержат набор различных инструментов для работы ЦЗН в проактивном режиме.

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду

Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1, а не N 1021-1.

1.2.

Каков способ взаимодействия между работодателями, ЦЗН и работником?

Для взаимодействия ЦЗН с работодателями и работниками целесообразно использовать следующие формы взаимодействия, определенные пунктами 21, 22, 24 — 26, 65 Методических рекомендаций

выезд консультационного пункта службы занятости на территорию работодателя;

выход на предприятие закрепленного за предприятием работника ЦЗН, комплексно занимающегося вопросами кадрового обеспечения предприятия;

организация мини-ярмарок, ярмарок вакансий с одновременным участием работодателей, имеющими риск высвобождения работников, и работодателей, имеющих потребность в рабочей силе;

личные встречи;

электронная почта;

телефонные переговоры.

Способ взаимодействия для извещения работодателей и направления предложений работникам определяется с учетом численности высвобождаемых работников, отраслевой принадлежности предприятий, наличия профессионального соответствия профессий работников на предприятиях, отраслевых требований к персоналу при подборе кадров, необходимости оказания юридической и методической помощи при трудоустройстве граждан.

При этом для повышения оперативности решения вопросов временного перевода работника к другому работодателю рекомендуется чаще использовать групповые формы взаимодействия (выездные и мини-ярмарки вакансий), что позволит обеспечить получение согласий всех 3 сторон: двух работодателей и работника почти одновременно.

ЦЗН организуют взаимодействие с работодателями, как в проактивном, так и заявительном порядке, в том числе с работодателями в иных субъектах Российской Федерации.

Порядок взаимодействия работодателя с ЦЗН не зависит от формы ведения работодателем кадрового документооборота. При ведении работодателем кадрового документооборота в электронном виде для взаимодействия с ЦЗН может быть использована подсистема «Электронный кадровый документооборот» на портале «Работа в России», обеспечивающая создание, использование и хранение электронных документов, связанных с работой в части использования в сфере трудовых отношений электронных документов, связанных с работой (включая обмен информацией в форме электронных документов).

Порядок взаимодействия гражданина и работодателя с ЦЗН в случае приема на работу или отказа в приеме на работу определен пунктом 5 статьи 25 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1021-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости).

Какой порядок взаимодействия с ЦЗН, если оформление работника происходит в рамках электронного кадрового документооборота?

1.3.

Информировать ЦЗН о приостановке производства работ — это право или обязанность работодателя (п. 3 Особенностей)?

Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 25 Закона о занятости при введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также при приостановке производства работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом в ЦЗН в течение трех рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий.

Приказом Минтруда России от 26.01.2022 N 24 «О проведении оперативного мониторинга в целях обеспечения занятости населения» установлена форма предоставления сведений о введении режима неполного рабочего времени и (или) неполной рабочей недели, о приостановке производства, а также об организации дистанционной (удаленной) работы (приложение N 2).

В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Закона о занятости о приостановке производства работодатель обязан в письменной форме сообщать об этом ЦЗН в течение 3 рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий. Обращаем внимание, что за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, наступает ответственность, установленная статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом случаи не уведомления работодателем ЦЗН о приостановке производства должны быть исключены.

1.4.

Если компания, приостановившая производство, не уведомила об этом ЦЗН, возможно ли использовать в работе постановление N 511?

Наличие в ЦЗН сведений о приостановке производства (работы) является основанием для предусмотренного постановлением N 511 направления предложения о временном переводе работников.

1.5.

На сегодняшний день при приостановке производства работодатель предоставляет в службу занятости только численные показатели (без ФИО и контактных данных работников).

Для получения информации о работниках, в отношении которых применена процедура приостановки производства (работы), ЦЗН руководствуется пунктами 8, 20 и 50 Методических рекомендаций. Рекомендуемый состав сведений формы базы данных, формирование которой предусмотрено пунктом 8 Методических рекомендаций, приведен в приложении N 2 к Методическим рекомендациям.

В ходе организации выездных форм временных консультационных пунктов, групповых консультаций, ярмарок вакансий ЦЗН информирует работодателя и работников о возможности и условиях временного перевода работников к другим работодателям. В случае заинтересованности работников, работодатель формирует списки таких работников, передает ЦЗН для последующего профилирования граждан и предложения им временного перевода.

Кроме того, в соответствии с подпунктом «б» пункта 7 Методических рекомендаций работодателями в ЦЗН предоставляются сведения о высвобождаемых работниках (отдельно по каждому работнику). Целесообразно использовать аналогичный подход.

При формировании и ведении баз данных о работниках ЦЗН обеспечивают соблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований о защите персональных данных. Например, в рамках приказа N 24 предусмотрено представление персональных данных работников при представлении работодателем сведений при ликвидации или сокращения штата.

Персональные данные работника могут быть переданы в ЦЗН работодателем, но с письменного согласия работника на передачу своих персональных данных в целях временного перевода к конкретному работодателю.

Требуется ли работодателю при приостановке работы направлять в ЦЗН список работников, на которых будет распространяться приостановка работы?

Какой перечень сведений о них работодатель направляет в ЦЗН?

Если да, то по какой форме, и по каким каналам передачи данных??

В электронном или бумажном виде?

В какие сроки?

Каким образом ЦЗН должна получать персональные данные работника, организация которого сообщила о приостановке производства, для его идентификации и дальнейшего направления предложения о временном переводе к другому работодателю?

1.6.

Информацию о потребности в работниках ЦЗН берет из вакансий на сайте «Работа в России»? Необходимо ли «отдельное направление» вакансий в ЦЗН работодателю, которому необходимы работники?

Согласно п. 35 Приказа Минтруда от 22.03.2022 N 157 информацию о вакансиях ЦЗН видит через «Работа в России», сведения на иных сайтах по поиску работы; сведений, предоставляемых работодателями непосредственно в органы службы занятости. Работодатель может обратиться в ЦЗН с заявлением об оказании ему государственной услуги содействия работодателям в подборе необходимых работников.

Отдельного направления вакансий в ЦЗН не требуется.

Методическими рекомендациями определены формы, содержащие сведения о вакансиях, имеющихся у работодателей, временно принимающих работников, и порядок их ведения. К источникам информации о потребности в работниках используемым ЦЗН относятся ресурсы, указанные в п. 35 Методических рекомендаций.

При этом следует учитывать, что ЦЗН нужно будет включать в предложение работнику информацию по востребованным вакансиям с указанием должности (профессии, специальности), условий оплаты труда, условий труда на рабочем месте, других условий в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

При необходимости соответствующую информацию заинтересованный работодатель представляет в ЦЗН, в т.ч. работнику ЦЗН, закрепленному за предприятием.

1.7.

Каков принцип отбора кандидатов на заключение срочного трудового договора центрами занятости?

Основным критерием отбора ЦЗН работников, которым направляются предложения, является соответствие профессий работников на предприятиях, приостановивших деятельность, и предприятий, которым требуются кадры, а также учет квалификационных требований/отсутствия требований (например, на подсобные работы) работодателя к набираемому персоналу.

ЦЗН осуществляет сбор кандидатов на основании сопоставления документов с требованиями по вакансиям и информации о профессиях и квалификации работников организации, приостановившей деятельность.

1.8.

Какая информация должна содержаться в направлении, выдаваемом ЦЗН, для целей трудоустройства (пункт 2 Особенностей)?

Пунктом 3 Особенностей определено, что ЦЗН выдает предложение работнику с указанием должности (профессии, специальности), условий оплаты труда, условий труда на рабочем месте, других условий в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

1.9.

Каким образом ЦЗН должен выслать работнику, организация которого сообщила о приостановке производства, предложение о временном переводе к другому работодателю (в какой форме, в каком виде, в какие сроки)?

ЦЗН не позднее 5 рабочих дней с момента представления работодателем сведений о приостановке производства (работы) при наличии информации о потребности в работниках соответствующего профиля у других работодателей информирует об этом работодателя, подавшего сведения о приостановке производства (работы), любым доступным способом (например, с использованием средств телефонной или электронной связи, включая информационно-коммуникационную сеть «Интернет»), который определяется при взаимодействии работодателя с работником ЦЗН, закрепленным за предприятием, и выясняет его заинтересованность во временном переводе работников к другому работодателю.

Вначале выясняется заинтересованность работодателя, подавшего сведения о приостановке производства, затем готовность работников к переводу (возможно, через анкетирование либо через информацию от работодателя).

При заинтересованности работодателя представитель ЦЗН организует взаимодействие с работниками, разъясняет им возможности временного перевода к другому работодателю и для этого помогает им при необходимости подать заявление в ЦЗН о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.

Согласно пункту 3 Постановления N 511 ЦЗН при наличии потребности в работниках соответствующего профиля у других работодателей направляет работнику предложение о временном переводе его к другому работодателю.

ЦЗН выдает предложение работнику, работник на бланке предложения получает подпись работодателя, тем самым извещая его о своем временном переводе и подтверждая его согласие.

Указанное согласие на бланке предложения позволяет в соответствии с абзацем вторым пункта 3 Особенностей заключить работником срочный трудовой договор с другим работодателем.

Способ взаимодействия для извещения работодателей и направления предложений работникам определяется с учетом численности высвобождаемых работников, отраслевой принадлежности предприятий, наличия профессионального соответствия профессий работников на предприятиях, отраслевых требований к персоналу при подборе кадров, необходимости оказания юридической и методической помощи при трудоустройстве граждан.

Предложение направляется работнику в письменном виде или в ином виде (который позволяет предъявить его в дальнейшем работодателям и вернуть в ЦЗН) в соответствии с действующим законодательством и Методическими рекомендациями, которыми предусмотрены рекомендации по информированию работников, находящихся под риском увольнения, и форма ведения базы работников, находящихся в том числе в простое.

При этом предложение о временном переводе к другому работодателю будет предъявляться работником для подтверждения предварительного согласия сначала работодателю, с которым временно приостанавливается договор, затем работодателю, готовому взять его временно по срочному трудовому договору.

Необходимость отвечать на извещение отсутствует, поскольку с этим работодателем предварительно согласовали временный перевод его работников к другому работодателю, и согласие по конкретному работнику он выражает, подписываясь в бланке предложения

Каким образом ЦЗН извещает первоначального работодателя о направлении предложения работнику?

Нужно ли работодателю отвечать на это извещение и в какие сроки?

1.10.

Будет ли реализован данный функционал на ЕЦП или регионы должны будут использовать собственные информационные ресурсы (региональные порталы)?

На время отсутствия соответствующего функционала на единой цифровой платформе допускается формирование и ведение утвержденных Методическими рекомендациями форм баз данных, в том числе в региональных информационных системах, при наличии соответствующей технической возможности, обеспечивающей соблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований о защите персональных данных.

1.11.

Уведомляет ли при этом ЦЗН второго работодателя о направлении предложения работникам первоначального работодателя?

В соответствии с пунктом 24 Методических рекомендаций ЦЗН направляет работодателям, имеющим потребности в работниках и готовых их принять, предложений о сотрудничестве с ЦЗН и последующей организации предоставления государственных услуг (сервисов) ЦЗН.

1.12.

Обязан ли работник соглашаться с временным переводом?

Постановлением N 511 предусмотрено право, а не обязанность работника на согласие с временным переводом.

1.13.

Должен ли работник ответить в ЦЗН на полученное от ЦЗН предложение о временном переводе, каким образом и в какие сроки?

Нужно ли работнику для этого возвращать в ЦЗН направление или представлять копию срочного трудового договора?

После подачи заявления об оказании государственной услуги в соответствии с пунктом 36 Стандарта деятельности по осуществлению полномочия в сфере занятости населения по оказанию государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, утвержденного приказом Минтруда России от 28.01.2022 N 27н, работнику необходимо в течение 3 рабочих дней с момента получения предложения о временном переводе сообщить в ЦЗН информацию о результатах переговоров с работодателем, с которым предполагается заключение срочного трудового договора.

Возвращать предложение нужно, работодатель в пятидневный срок уведомляет о трудоустройстве орган службы занятости в электронной форме с использованием единой цифровой платформы (если зарегистрирован) с указанием дня приема гражданина на работу и возвращает предложение, выданное гражданину ЦЗН. Способ возвращения изначально оговаривается между работодателем и ЦЗН. Можно организовать возврат копий предложений в электронной форме.

Вместе с тем, для повышения оперативности возврат таких предложений рекомендуется организовать при выездных формах или в рамках мини-ярмарок вакансий.

Отсутствует требование представлять копию срочного трудового договора.

1.14.

Каким образом в ЦЗН фиксируется согласие/отказ работника и первоначального работодателя после направления предложения на временный перевод и извещения о направлении предложения? Обязан ли о согласии/несогласии на временный перевод первоначальный работодатель уведомлять второго работодателя?

Обязанность фиксировать согласие/отказ работника и первоначального работодателя ЦЗН не установлена. В случае согласия с предложением на временный перевод работник обращается в ЦЗН с отметкой о согласии работодателя на предложении о временном переводе.

Вместе с тем, указанная информация может фиксироваться ЦЗН в базе данных высвобождаемых работников, формирование которой предусмотрено пунктом 8 Методических рекомендаций (рекомендуемые формы для ведения базы сведений о высвобождаемых работниках приведены в типовом пакете материалов).

Работодатель не должен уведомлять другого работодателя, имеющего потребность в работниках о результатах рассмотрения предложения о временном переводе работников. Ответ на предложение о временном переводе осуществляется в соответствии с п.п. 1.9 и/или 1.13. настоящего документа.

Обязанность работодателей взаимодействовать между собой, с целью уведомления о согласии/несогласии на временный перевод работника действующим законодательством не предусмотрена.

1.15.

Каким способом ЦЗН узнает о заключении работником срочного трудового договора и, соответственно, о занятии им рабочего места?

Законом о занятости (пункт 5 статьи 25) установлено, что при приеме на работу гражданина, направленного ЦЗН, работодатель в 5-дневный срок уведомляет об этом ЦЗН в электронной форме с использованием единой цифровой платформы с указанием дня приема гражданина на работу и возвращает предложение, выданное гражданину, в ЦЗН.

В случае, если работодатель не зарегистрирован на единой цифровой платформе в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, работодатель возвращает предложение, выданное гражданину ЦЗН, в ЦЗН. По количеству возвращенных предложений ЦЗН сможет оценить количество трудоустроенных граждан в рамках Постановления N 511.

При этом возможно организовать возврат направлений в групповом режиме через работника ЦЗН, закрепленного за предприятием/организацией. Предоставление государственной услуги прекращается в связи с замещением работодателем соответствующих свободных рабочих мест (вакантной должности).

1.16.

Есть ли обязанность у другого работодателя уведомлять ЦЗН об укомплектованности и снятии потребности по вакантной ставке?

Пунктом 3 статьи 25 Закона — Закона о занятости установлена обязанность работодателей ежемесячно представлять ЦЗН информацию о наличии свободных мест и вакантных должностей. Учитывая, что указанная обязанность установлена в целях содействия работодателей в обеспечении занятости населения, работодатели должен уведомлять ЦЗН о закрытии вакансий.

В соответствии с пунктом 43 постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2022 N 867 «О единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» в случае закрытия вакансии соответствующая информация размещается на единой цифровой платформе «Работа в России» не позднее следующего рабочего дня со дня ее закрытия.

1.17.

Нужно ли и кто должен уведомлять ЦЗН о возобновлении действия первоначально заключенного трудового договора, каким образом?

Учитывая, что функции ЦЗН при реализации полномочий, предусмотренных Постановлением N 511, заключаются в организации содействия в трудоустройстве гражданина в период приостановки производства (работы), отношения, связанные с возобновлением действия первоначально заключенного трудового договора находятся за пределами полномочий ЦЗН, в связи с чем необходимость уведомления ЦЗН об указанном событии отсутствует.

Первоначально заключенный трудовой договор возобновляет свое действие в соответствии с пунктом 5 Постановления N 511.

Правительство РФ утвердило правила, по которым работодатели с 1 января 2022 года должны передавать сведения в службу занятости. Рассказываем, на кого распространяется нововведение и даем инструкции работодателям.

Из статьи вы узнаете:

  • Какие сведения и когда нужно подавать в службу занятости
  • Новые обязанности работодателей
  • Как размещать сведения на портале «Работа в России»
  • Как могут наказать за невыполнение новых правил

Сдавать отчеты в службу занятости — не новая обязанность для работодателей. Уже давно следует сдавать отчеты в определенных случаях (п. 2 и п. 3 ст. 25 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости) от 19.04.1991 № 1032-1). Формы представления сведений утверждены приказом Минтруда от 26.01.2022 № 24, они действуют с 11 февраля 2022 года.

Вид сведений   Срок подачи

О принятии решения о ликвидации организации или прекращении деятельности ИП, сокращении численности или штата работников и возможном расторжении трудовых договоров (приложение № 1).

Если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников

(п. 2 ст. 25 Закона о занятости)

  Не позднее чем за два месяца — организация-работодатель
Не позднее чем за две недели до начала проведения соответствующих мероприятий — ИП-работодатель
Не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий

О введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также о приостановке производства (приложение № 2)

(п. 2 ст. 25 Закона о занятости)

  В течение трех рабочих дней после принятия решения

Сведения о применении в отношении работодателя процедур банкротства (приложение № 3).

Информация для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов (приложение № 4)

(п. 3 ст. 25 Закона о занятости)

  Ежемесячно

Информация о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов (приложение № 5)

(п. 3 ст. 25 Закона о занятости)

  Ежемесячно

kontur-personal

В конце 2021 года Правительство РФ опубликовало Постановление, а в нем — правила, которые регламентируют, как, когда и какие сведения должен подавать работодатель в службу занятости с 1 января 2022 года (Постановление Правительства РФ от 30.12.2021 № 2576). Рассмотрим, что изменилось.

Утвердили способы подачи сведений из п. 3 ст. 25 Закона о занятости (см. в таблице):

  • размещать на единой цифровой платформе «Работа в России»;
  • представлять непосредственно в службу занятости;
  • подавать почтовым отправлением с описью вложения;
  • отправлять в виде электронного документа.

Утвердили перечень работодателей, которые обязаны размещать сведения из п. 3 ст. 25 Закона о занятости на портале «Работа в России» и не могут передавать их другими способами:

  • работодатели, у которых среднесписочная численность работников за прошлый год превышает 25 человек; 
  • органы госвласти РФ, госвласти субъектов РФ, местного самоуправления;
  • государственные и муниципальные учреждения, унитарные предприятия;
  • юридические лица, в уставном капитале которых есть доля РФ, субъекта РФ или муниципального образования.

Для работодателей из предыдущего пункта добавили обязанность размещать на портале «Работа в России» новые сведения (п. 3.2 ст. 25 Закона о занятости):

  • о потребностях в работниках и об условиях их привлечения;
  • наличии свободных рабочих мест и вакантных должностях;
  • наличии специальных рабочих мест, оборудованных (оснащенных) для работы инвалидов.

Что такое единая цифровая платформа

С 1 июля 2021 года единой цифровой платформой в сфере занятости населения считается портал «Работа в России» (Федеральный Закон от 28.06.2021 № 219 ФЗ). Он — федеральная государственная информационная система (ст. 16.2 Закона о занятости).

Каждая организация, которая размещает информацию на портале, должна создать «Личный кабинет работодателя». Для этого она может зарегистрироваться непосредственно на сайте «Работа в России» или сделать это через Госуслуги. Воспользуйтесь пошаговой инструкцией для работодателей:

Шаг 1. Зарегистрироваться на портале

В правом углу портала нужно нажать кнопку «Войти и зарегистрироваться». Ввести личные данные: e-mail, фамилию, имя, отчество, придумать пароль. Ниже ввести данные работодателя: ИНН, КПП, ОГРН или ОГРНИП (если есть), наименование организации и полное юридическое наименование организации, для ИП в этой строке указать ФИО. 

Если компания зарегистрирована на портале Госуслуг, то на сайте «Работа в России» нужно нажать лишь «Войти через Госуслуги». В личный кабинет сразу загрузятся данные с Госуслуг, которые нужны будут для размещения сведений на платформе.

Шаг 2. Ввести сведения о вакансии

Информацию о свободных рабочих местах и вакантных должностях из п. 3.2 ст. 25 Закона работодатель может опубликовать сам либо обратиться за помощью к кадровому агентству, службе занятости или сотрудникам МФЦ. 

 
Чтобы добавить их самостоятельно, нужно нажать кнопку «Добавить вакансию» и заполнить 10 разделов. В некоторых полях можно выбирать сведения из базы данных, в других — следует вносить самим. Затем нажать кнопку «Сохранить и опубликовать». Вакансии не должны содержать информацию и условия, которые бы дискриминировали работника (п. 6 ст. 25 Закона о занятости).

Для информации о рабочих местах для инвалидов порядок тот же. Дополнительно в разделе «Данные по вакансии» в пункте «Возможность работы для социально незащищенных групп» в виде раскрывающегося списка можно выбрать социально-незащищенные группы, которым будет доступна данная вакансия. Здесь же можно указать, предусматривает ли вакансия трудоустройство инвалидов по квоте или нет.

Вакансия появится в течение одного дня после того, как администраторы портала проверяет введенные данные. 

Шаг 3. Работа с соискателями

Искать работников на портале можно несколькими способами:

  1. Самостоятельно в разделе «Поиск работников»: установить необходимые фильтры и искать среди кандидатов, которые разместили информацию о себе на портале.
  2. В личном кабинете: смотреть, кто заинтересовался вакансией, знакомиться с резюме кандидата, вести переписку, отправить приглашение на собеседование. 
  3. Воспользоваться бесплатной государственной услугой по подбору сотрудников в разделе личного кабинета «Помощь в подборе сотрудников». В инструкции на портале «Работа в России» подробно описано как ее получить. 

Если работодатель принимает человека, которого направила служба занятости, то в течение пяти дней должен сообщить об этом на цифровой платформе (п. 5. ст. 25 Закона о занятости). Пока эта функция на портале недоступна. Отметку нужно сделать в бумажном направлении, которое кандидату выдала служба занятости.

Обязательно ли брать кандидатов с портала «Работа в России»?

Нет. Соискатели, которые откликнулись на вакансию на единой цифровой платформе и на любых других площадках по поиску работы имеют одинаковый шанс трудоустройства (п. 1 ст. 26 Закона о занятости).

Однако, когда работодатель отказывает кандидату от службы занятости, то должен ее уведомить на цифровой платформе о дне проведенных переговоров, о вариантах подходящей работы и причине отказа (п. 5 ст. 25 Закона о занятости)

Шаг 4. Публикация отчетов на едином цифровом портале

Как публиковать сведения из п. 3 ст. 25 Закона РФ служба занятости пояснила в конце января 2022 года. Делать это нужно в пункте меню «Формы отчетности» на вкладке «Заполнение отчетов». Формы отчетности утверждены Приказом Министерства труда и соцзащиты РФ «О проведении оперативного мониторинга в целях обеспечения занятости населения» от 26.01.2022 № 24 и размещены на Портале «Работа в России».

После того, как работодатель заполнит все необходимые данные, отчет проверят сотрудники службы центра занятости. Если они найдут недочеты или неточности, то рядом с отчетом отобразится статус «Отправлено на корректировку» и станет доступна кнопка «Отредактировать». Если у ведомства вопросов нет, то появится статус «Принято». 

Перед подачей отчета в ваш центр занятости, уточните его требования, так как в каждом регионе правила отличаются: некоторые разрешают не подавать сведения при отсутствии данных, а другие требуют ежемесячно сдавать нуевые отчеты. В то же время, поскольку законом предусмотрено ежемесячное представление сведений, отчеты можно подать с нулевыми показателями и это не будет ошибкой. Центр занятости может принять или отклонить его, если он будет не нужен.

Игнорировать новую обязанность опасно, так как специалисты Роструда могут узнать о вакансиях работодателя через другие платформы. Если работодатель не предоставит эти данные, сделает это несвоевременно, неполно или искаженно, то может получить штраф от 3 000 до 5 000 рублей (ст. 19.7 КоАП).

Ольга Касмынина, ведущий менеджер по кадровому учету
Ирина Алексеенко, специалист по документообороту


Постановлением Администрации Смоленской области от 27.06.2019г. №379

утвержден новый порядок представления работодателями информации и сведений, предусмотренных пунктами 2, 3 статьи 25 Закона Российской Федерации  «О занятости населения в Российской Федерации»,  в органы службы занятости населения Смоленской области


О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СО СЛУЖБОЙ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Активный участник рынка труда — Центр занятости населения считает своими главными партнерами работодателей всех форм собственности. В совместной деятельности очень важны деловое партнерство, взаимное доверие и наличие обратной связи. 

Наши отношения регламентируются ст. 25 Закона РФ «О занятости населения в РФ», в соответствии с которой работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе:

соблюдения условий договоров, регулирующих трудовые отношения в соответствии с законодательством РФ;

реализации мер, предусмотренных трудовым законодательством, коллективными договорами и соглашениями по защите работников в случае приостановки производства или увольнения работников;

оказания помощи в трудоустройстве, профессиональной подготовке и предоставления сверх установленной законодательством РФ дополнительной материальной помощи увольняемым работникам за счет средств организаций и других работодателей;

создания условий для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работающих;

разработки и реализации мероприятий, предусматривающих сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, их социальную защиту, улучшение условий труда и иные льготы;

соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов;

трудоустройства определяемого органами местного самоуправления числа граждан, испытывающих трудности в поиске работы. 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО СЛУЖБОЙ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

При принятии решения о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров с работниками работодатели обязаны в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости населения:

  • работодатель-организация – не позднее, чем за 2 месяца до начала проведения соответствующих мероприятий;
  • работодатель-индивидуальный предприниматель — не позднее, чем за 2 недели до начала проведения соответствующих мероприятий.

В информации должны быть указаны:

  • должность, профессия, специальность и квалификационные требования к работникам;
  • условия оплаты труда каждого конкретного работника.

Форма установленного образца (Сведения об увольнении работников в случаях ликвидации организации, сокращения численности или штата работников).

  • В случае если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников, — информация должна быть передана в органы службы занятости не позднее, чем за 3 месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.
  • При введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также при приостановке производства работодатели обязаны в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости в течение 3-х рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий. 

Форма установленного образца (Информация о принятии работодателем решений о введении режимов неполного рабочего времени, приостановке работы (простое). 

Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости:

  • сведения о применении в отношении организации процедур о несостоятельности (банкротстве);
  • информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;
  • информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей);
  • информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Порядок работы с гражданами,  направленными службой занятости для трудоустройства

При приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодателю необходимо в 5-дневный срок возвратить в службу занятости направление с указанием даты и номера приказа о приёме гражданина на работу;

В случае отказа в приёме на работу гражданину, направленному службой занятости, работодателю необходимо сделать в направлении службы занятости отметку о дне явки гражданина, указать причину отказа в приёме на работу и возвратить направление гражданину. 

О КВОТИРОВАНИИ РАБОЧИХ МЕСТ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ 

Обеспечение конституционного права граждан с ограниченными возможностями — задача государственного значения, реализуемая органами службы занятости во взаимодействии с работодателями.

В соответствии с областным законом от 06.10.2004 № 57-з «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов» работодателям, осуществляющим деятельность на территории Смоленской области, численность работников которых превышает 100 человек, установлена квота для приема на работу инвалидов в размере 3 процентов среднесписочной численности работников.
 Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, установлена квота для приема на работу инвалидов в размере 2 процентов среднесписочной численности работников.
 При определении количества квотируемых рабочих мест для инвалидов округление производится в сторону уменьшения до целого значения.

Квота — минимальное количество рабочих мест, которые работодатель обязан создать или выделить для трудоустройства инвалидов. 

Общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов. 

КОНТРОЛЬ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ И ЗА ПРИЕМОМ ИНВАЛИДОВ НА КВОТИРУЕМЫЕ РАБОЧИЕ МЕСТА

В соответствии со статьей 7.1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» органам государственной власти субъектов РФ переданы полномочия по контролю:

  • за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения;
  • за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты.

Контроль за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения осуществляется уполномоченными лицами посредством проверок работодателей на предмет соблюдения обязательных требований, установленных статьей 25 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», в соответствии с которой работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

В случае невыполнения требований данной статьи работодатель может быть подвергнут административному наказанию в соответствии со статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее Кодекс). 

Статья 19.7. Непредставление сведений (информации) 

Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.28, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.3, 19.7.4, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.8, 19.19 Кодекса, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей. 

Статья 5.42. Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости

1. Неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

2. Необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей».

ПРАВА РАБОТОДАТЕЛЕЙ

В соответствии со ст.26 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» работодатели имеют право:

  • принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся к нему, на равных основаниях с гражданами, имеющими направление органов службы занятости;
  • получать от органов службы занятости бесплатную информацию о состоянии рынка труда;
  • обжаловать действия органа службы занятости в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в установленном порядке.

«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РФ»

Статья 3. Запрещение дискриминации в сфере труда

«Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите. Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда».

Информация для РАБОТОДАТЕЛЯ о квотировании рабочих мест для инвалидов.

1.Примерная форма локального нормативного акта

2. Алгоритм действий работодателя при квотировании рабочих мест для инвалидов

3. Форма информации о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов

4. Законодательство по квотированию рабочих мест для инвалидов:

Памятка работодателю, квотирующему рабочие места для инвалидов

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Закон № 181-ФЗ) инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов. 
Права, обязанности, и ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов определены ст. 24 Закона № 181-ФЗ:
1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов 
и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных 
рабочих местах;
2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;
3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую 
для организации занятости инвалидов.
Размер квоты определяется законодательством субъекта РФ. 
В соответствии с областным законом от 06.10.2004 № 57-з «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов» работодателям, осуществляющим деятельность на территории Смоленской области, численность работников которых превышает 100 человек, установлена квота для приема на работу инвалидов в размере 3 процентов среднесписочной численности работников.
Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, установлена квота для приема на работу инвалидов в размере 2 процентов среднесписочной численности работников.
При определении количества квотируемых рабочих мест для инвалидов округление производится в сторону уменьшения до целого значения.

Определение среднесписочной численности работников

Расчет среднесписочной численности работников осуществляется в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики (указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников») за вычетом работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.
Трудоустройство инвалидов в счет установленной квоты производится работодателями самостоятельно либо по направлению органов службы занятости.
От соблюдения установленной квоты освобождены только общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 25 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»
Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Постановлением Администрации Смоленской области от 05.05.2015 № 272 утвержден Порядок представления работодателями информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Ответственность работодателя за неисполнение положений законодательства в области квотирования рабочих мест для инвалидов

В соответствии со статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц – от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц – от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Частью 1 статьи 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность работодателя за неисполнение обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также за отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

В чем преимущество сотрудничества работодателей со службой занятости?

Основная задача службы занятости — регулировать взаимоотношения на рынке труда: с одной стороны помочь найти гражданам работу, с другой — работодателям найти работников.

Оказание государственной услуги работодателю в подборе персонала — одно из основных направлений деятельности Центра занятости населения Чувашской Республики. От взаимодействия работодателей со службой занятости напрямую зависят пополнение банка вакансий и трудоустройство граждан, ищущих работу, поэтому Центр занятости постоянно совершенствует механизмы взаимодействия с работодателями – главными партнерами службы занятости на рынке труда.

Также Центром занятости совместно с работодателями организуются общественные работы, временное трудоустройство граждан, испытывающих трудности в поиске работы, и несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.

Участие в программах позволяет работодателям более рационально использовать квалифицированных работников за счет привлечения временных работников для выполнения работ, не требующих опыта работы и специальной подготовки, а также при необходимости подобрать постоянных работников из числа граждан, положительно зарекомендовавших себя в период участия во временных или оплачиваемых общественных работах. В период участия во временных работах гражданам оказывается материальная поддержка со стороны службы занятости.

Какие еще мероприятия предлагаются работодателям Центром занятости?

Органы службы занятости населения накопили огромный багаж и опыт проведения массовых мероприятий. Сегодня, Центр занятости может предложить работодателям различные формы сотрудничества, организовать мероприятия любого уровня, которые реально могут состыковать интересы двух главных действующих лиц рынка труда: и работодателя, и граждан, ищущих работу. Это — ярмарки вакансий различных форматов, день открытых дверей, день службы занятости, презентация предприятия, круглые столы, семинары для работодателей, работа профильного кабинета работодателя и др.

Участие в этих мероприятиях является удобным форматом для работодателя, он имеет возможность непосредственно встретиться с претендентами на вакансии, в личной беседе предварительно получить представления о соискателях, оценить их уровень профессиональной подготовленности, опыта работы и т.д.

Уважаемые работодатели, услуги службы занятости совершенно бесплатны. Формат и виды проводимых мероприятий постоянно совершенствуются и расширяются.

От эффективности нашей совместной работы зависит многое – обеспечение сбалансированности на рынке труда, качественный подбор работников на предприятиях (организациях) и в конечном итоге, благосостояние граждан республики.

Напоминаем, что в силу положений п. 3.2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» на организации с численностью сотрудников больше 25 работников возложена обязанность публиковать свободные вакансии на портале «Работа в России».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как красиво оформить инстаграм аккаунт бизнес
  • Как крепится бампер на газель бизнес передний
  • Как менять сальник на редукторе газель бизнес
  • Как можно взять кредит на малый бизнес с нуля
  • Как можно звонить компания билайн таджикистан