Из нашей статьи вы узнаете:
Добросовестность поставщика по 44-ФЗ — важнейший показатель, на который ориентируется заказчик при подписании контракта с исполнителем. Проверять добросовестность особенно полезно, когда наблюдается искусственное занижение цен поставщиком, которое также называется демпингом. Подробно разберём в статье, кто же такой добросовестный поставщик, как обрести и не потерять этот статус. Остановимся на понятии «демпинг» и разъясним его связь с недобросовестностью подрядчиков. Покажем образец подтверждения добросовестности.
Добросовестный поставщик: кто он
Добросовестность — это статус, который имеет значение при подписании контракта. Простыми словами, добросовестность поставщика — это факт умения работать с государственными заказчиками, подтверждённый определённым документом, о котором мы поговорим позже. В зачёт добросовестности идут исключительно сведения из реестра государственных контрактов о тех договорах, которые уже исполнены поставщиком.
Один из основополагающих принципов государственных закупок — принцип обеспечения конкуренции. Он подразумевает, что любое заинтересованное лицо может принять участие в госзакупках и стать исполнителем контракта. Конкуренция между участниками должна быть добросовестной, то есть честной.
К недобросовестной ценовой конкуренции относят, в частности, демпинг. О нём мы поговорим в следующем разделе. Но добросовестность проверяют не только по этому параметру. Заказчики внимательно изучают уже закрытые поставщиком контракты и проверяют, не уплачивал ли тот неустойки, пени и штрафы.
Если подрядчик некачественно выполнил предыдущие контракты, вероятно, он некачественно выполнит и контракт текущий. Поэтому проверка подрядчика на добросовестность — обязательный этап, который проходят все.
Что в 44-ФЗ понимается под демпингом
Демпинг — это, простыми словами, искусственное занижение цены. В госзакупках демпингом считают снижение цены на 25% и больше от начальной максимальной цены контракта. Часто встречается занижение цены и на гораздо больший процент. В некоторых случаях поставщик, в силу своей неопытности, занижает цену, сам того не осознавая. Это бывает, когда он не учитывает те или иные нюансы, которые вскроются уже при выполнении контракта.
Бывает и такое, что начальная максимальная цена контракта изначально завышена. Заказчик может завысить НМЦК специально или по ошибке, а подрядчик выставить цену адекватную. В итоге разница между ними может превышать 25%
Есть и другие причины возникновения демпинга: сговор заказчика и поставщика, стратегия «таран» (стратегия выдворения добросовестных поставщиков), мошенничество поставщика. В иных случаях поставщик выставляет низкую цену потому, что ему важна не столько оплата, сколько заключение самого договора. Как бы то ни было, демпинг приводит к определённым последствиям.
Антидемпинговые меры
Для защиты заказчиков от недобросовестных поставщиков при сильном занижении цен применяют антидемпинговые меры. Их проводят по следующим сценариям.
- Если цена контракта 15 млн рублей и менее, поставщик предоставляет обеспечения контракта, увеличенное в полтора раза, либо документы, которые удостоверяют его добросовестность по 44-ФЗ.
- Если цена контракта более 15 млн рублей, то поставщик в любом случае предоставляет обеспечение контракта, увеличенное в полтора раза.
В случаях, когда предоставляется обеспечение, увеличенное в полтора раза, оно должно быть не менее чем 10% НМЦК или от цены заключаемого контракта (если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 44-ФЗ) и не менее размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В соответствии со статьёй 37 Закона №44-ФЗ такие меры применяются, если цена, предложенная поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на 25% и более ниже начальной максимальной цены контракта.
Какого участника закупки считают добросовестным
Добросовестный участник закупки по 44-ФЗ — это поставщик (подрядчик, исполнитель), который успешно выполнил все предыдущие контракты. В первую очередь он должен отсутствовать в реестре недобросовестных поставщиков, но заказчик будет проверять его не только на это.
Подтверждение добросовестности поставщика заказчик может найти в реестре заключённых контрактов. Если в течение последних трёх лет поставщик выполнил не менее трёх заказов без штрафов и неустоек, его можно считать добросовестным. При этом цена одного из контрактов должна составлять не менее 20% от НМЦК, установленной заказчиком.
Поставщик может самостоятельно предоставить информацию, подтверждающую его добросовестность по 44-ФЗ. Поговорим о ней в следующем разделе.
Образец подтверждения добросовестности
В законе не установлено специальной формы подтверждения добросовестности по 44-ФЗ, поставщик может составить её в любом виде. Хотя никаких правил относительно заполнения этого документа нет, составлять его нужно, используя только ту информацию, которая потребуется заказчику.
В документ нужно включить информацию об уже заключённых контрактах. В ней должны быть отражены следующие сведения:
- реестровый номер записи контракта;
- сведения о заказчике — ИНН и название;
- цена, за которую был совершён контракт;
- предмет контракта;
- даты заключения контракта и его исполнения;
- указание на наложенные неустойки, пени и штрафы, если таковые имели место.
Чтобы облегчить себе задачу, можно воспользоваться образцом подтверждения добросовестности.
Добросовестность, как уже было сказано выше, нужно подтверждать информацией о контрактах, исполненных участником в течение трёх лет до даты подачи заявки. Например, если вы подаёте заявку в 2022 году, информация о добросовестности может подтверждаться контрактами, исполненными в 2019—2021 годах.
Какая информация говорит о добросовестности по 44-ФЗ
Как уже было сказано выше, главный источник сведений о добросовестности поставщика по 44-ФЗ — уже завершённые им контракты. Важно понимать, какую информацию можно из них почерпнуть, какие договоры не будут идти в счёт, кто являлся заказчиком и т.д.
- Количество контрактов не должно быть меньше трёх. Поставщик заключает в документ информацию о трёх контрактах, которые выбирает самостоятельно. Все три контракта должны иметь статус «Исполнение завершено» или «Исполнение прекращено».
- Период исполнения контрактов должен составлять три года. Информация о контрактах предоставляется за три прошедших календарных года до подачи заявки.
- Заказчик и предмет контракта могут быть любыми. Эти факторы никак не влияют на добросовестность, главное, чтобы они были совершены в соответствии с 44-ФЗ.
- Штрафы, пени и неустойки не должны быть применены к исполнителю указанных контрактов.
- Цена хотя бы одного контракта — не менее 20% от НМЦК.
Каждый из указанных контрактов должен быть включён в реестр. При этом не будут учитываться договоры, не включённые в реестр контрактов и «коммерческие» договоры (по 223-ФЗ).
На каком этапе закупок предоставляют информацию о добросовестности
Заказчик должен подтвердить свою добросовестность, но, в зависимости от вида госзакупки, он должен делать это в разное время. В таблице отражено, когда заказчик направляет информацию, а также меры, которые будут к нему применены, если он её не предоставит, либо предоставит недостоверные сведения.
Если закупка проводится среди субъектов малого и среднего предпринимательства, действуют немного другие правила.
Если закупка проводится среди субъектов малого и среднего бизнеса
Все закупки можно разделить на две категории.
- Закупки на общих основаниях.
- Закупки, участниками которых могут быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации (СМП/СОНО).
Участвуя в обычной закупке, СМП/СОНО предоставляет информацию о добросовестности в общем порядке, установленном статьёй 37 44-ФЗ, но при этом полуторный размер ОИК будет считаться не от НМЦК, а от цены контракта, предложенной участником закупки. Если закупка проводилась только для СМП/СОНО, он может воспользоваться специальной нормой, установленной ч. 8.1 статьи 96 44-ФЗ. Субъект малого предпринимательства может не платить обеспечение исполнения контракта и обеспечение гарантийных обязательств, а также к нему не применяются антидемпинговые меры. То же относится и к социально ориентированным некоммерческим организациям.
Для этого СМП/СОНО должен предоставить заказчику сведения о трёх завершённых контрактах за последние три года, как было сказано в предыдущих разделах. Контракты должны быть исполнены без штрафов и пеней, а их общая сумма должна покрывать начальную стоимость текущей закупки. То есть, поставщик должен доказать свою добросовестность.
Что говорит об этом наш эксперт Наталья Абрамова?
Обратите внимание, что если добросовестность предоставляется в общем порядке по статье 37, допускается предоставление контрактов с учётом правопреемства. А если закупка была с ограничением только для СМП/СОНО и участник претендует на освобождение от обеспечения исполнения контракта, в том числе с учётом антидемпинговых мер, то контракты должны быть исполнены им лично. Правопреемство не допускается.
Для успешного участия в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ предлагаем использовать комплексное решение Астрал.Торги. Вы можете подобрать как готовый набор услуг, так и конкретный необходимый сервис. Для подключения оставьте на нашем сайте.
Заказчикам при определении победителя закупки важно не только сэкономить. Они хотят быть уверены, что победитель профессионально исполнит работы или поставит качественные товары. Мы собрали в одной статье все способы, которыми заказчик может отсеивать недобросовестных участников.
Отсутствие в Реестре недобросовестных поставщиков
В реестр попадают те, кто отказался заключать выигранный контракт или грубо нарушил условия его исполнения. Мы писали подробно о Реестре недобросовестных поставщиков. В этой статье подчеркнем важные нюансы:
- Раньше можно было самостоятельно декларировать отсутствие в РНП, и был был шанс, что заказчик не проверит эту информацию. Теперь ЭТП автоматически проверяют информацию и просто не пропустят заявку от участника из РНП.
- В ЕИС отдельно ведется реестры по 44-ФЗ, по 223-ФЗ, по 615 постановлению правительства. Попав в один Реестр, еще можно участвовать в закупках по другому закону или в коммерческих торгах.
- Если вы подали заявку не находясь в РНП, а во время исполнения контракта в него попали, это не повод расторгать контракт (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 апреля 2015 г. № 09АП-11847/2015-ГК по делу № А40-178922/14).
Откройте дверь в мир торгов с электронной подписью
Получить ЭП
Обеспечение контракта
Заказчик устанавливает обеспечение контракта практически во всех конкурентных закупках:
- от 5 до 30 % от НМЦ, если закупка на 50 млн руб. или меньше,
- от 10 до 30 % от НМЦ, если закупка дороже 50 млн руб,
- не меньше суммы аванса, если он установлен в закупке (ч. 6 ст. 96 44-ФЗ).
Из этой суммы удерживают штрафы за некачественное неисполнение контракта и пени за срыв сроков. После того как контракт успешно исполнен, обеспечение возвращают.
Антидемпинговые меры
44-ФЗ разрешает снижать цену сколько угодно, но если пересечь порог в 25% от начальной цены, то придется дополнительно подтвердить свою добросовестность (ст. 37 № 44-ФЗ). Это называется антидемпинговыми мерами. В любых закупках, кроме закупок жизненно необходимых товаров, подтвердить добросовестность можно двумя способами:
- В закупках на любую сумму можно предоставить увеличенное в 1,5 раза обеспечение.
- В закупках дешевле 15 млн есть еще один вариант — предоставить обычное обеспечение плюс успешно исполненные госконтракты. Что учесть:
- Заказчик примет информацию строго из реестра контрактов по 44-ФЗ.
- Таких контрактов должно быть не меньше трех, а заключены они должны быть не позже трех лет до заключения текущего контракта.
- Все они должны быть исполнены без штрафов и пеней.
- Сумма минимум одного из контрактов должна быть не меньше 20% от суммы закупки, в которой нужно подтвердить добросовестность (ч. 3 ст. 37 44-ФЗ).
- Объект закупки не важен. Например, вы можете выиграть закупку на ремонт, а подтверждать добросовестность контрактами на грузоперевозки.
- Не получится подтвердить добросовестность «малыми закупками» у единственного поставщика (закупки до 300 или 600 тыс. руб.), так как заказчики не обязаны включать их в реестр контрактов (ч. 1 ст. 103 44-ФЗ).
Как узнать, что исполненный госконтракт есть в Реестре? На сайте госзакупок во вкладке Контракты и договоры можно найти любой контракт по названию заказчика, идентификационному номеру контракта и другим фильтрам.
Если не нашли контракта нет в Реестре, в первую очередь обратитесь к заказчику. Он обязан выкладывать информацию в Реестр за 7 дней после подписания акта приемки. За срыв сроков его ждет штраф.
В закупках товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения (продукты, лекарства, топливо и пр.) действует другое правило. Если победитель закупки опустил цену закупки на 25 % ниже НМЦ, он предоставляет заказчику обоснование этой цены. Например, гарантийное письмо от производителя, приходные документы, подтверждающие наличие товара на склада и другие документы (ч. 9 ст. 37 44-ФЗ).
Откройте дверь в мир торгов с электронной подписью
Получить ЭП
Качественные критерии при оценке заявки
Акцент на качество
В конкурсе и запросе предложений заказчик может использовать в выборе поставщика нестоимостным критерии оценки — наличие опыта, рекомендаций, квалифицированных сотрудников и т.д.
Вес цены и качества зависит от закупаемых товаров, работ, услуг. Например, в закупке товаров нестоимостные характеристики могут “весить” не больше 30%, которые может получить участник за заявку. В строительстве — 20%, в создании государственных инфосистем — 70%.
Если участник не прикрепил к заявке документы, подтверждающие опыт, его не будут отклонять. Просто в этом критерии он заработает ноль баллов.
При расчете баллов за качество заказчик может использовать только те формулы и шкалу, которые прописаны в постановлении № 1085:
- Формула, которая учитывает наибольшее или наименьшее количество документов в составе заявки. В этом больше баллов зарабатывает тот, кто предоставил максимум контрактов, и остальные получают пропорционально меньше.
- Предельно необходимое (минимальное или максимальное) число квалификационных характеристик. Например, участник должен предоставить не меньше пяти исполненных контрактов, чтобы получить баллы по этому критерию. А максимум можно предоставить 10. Все что выше 10, все равно будет считаться как 10.
- Шкала. Это самый простой способ оценки. В нем каждый показатель попадает в диапазон и получает определенное количество баллов. Например, ноль контрактов — 0 баллов, 1-3 контракта — 5 баллов, 5-10 контрактов — 10 баллов.
Чем подтвердить добросовестность?
Необязательно показывать успешно выполненные контракта только из Реестра по 44-ФЗ. Это могут быть документы по 44-ФЗ, 223-ФЗ и коммерческим сделкам:
- Копии договоров, которые отражают предмет договора и время, когда он был исполнен.
- Копии актов приемки и документов об оплате, которые отражают объем работ.
- Другие документы, которые подтверждают успешность выполнения работ.
В законе это четко не сказано, но арбитражные суды решают, что заказчик может требовать:
- Соответствие предмету закупки. Если закупка на строительство, то и исполненные контракты должны быть на строительство.
- Успешность поставки или работ. Заказчик вправе требовать договоры без нарушений по вине подрядчика.
Также по решению арбитражей заказчик не может требовать:
- Наличие договоров на территории определенного региона.
- Более узкую квалификацию, чем предмет проводимой закупки.
- Исполненных контрактов на сумму больше чем 20% от объем текущей закупки. Например, если закупка на строительство школы за 74 млн, достаточно иметь один исполненный контракт примерно на 20 млн.
Разный вес у “справедливой” и “демпинговой”цены
44-ФЗ дает заказчику возможность уменьшать “вес” цены, которая на 25 % ниже максимальной. Если поставщик снизится больше, чем на 25%, то значимость цены будет равна всего 10 % от суммы величин значимости других критериев оценки заявок. Правда, это правило применяют только в конкурсах на научно-исследовательские, опытно-конструкторские или технологические работы, а также оказание консультационных услуг (ч. 7-8 ст. 37 44-ФЗ).
Что хотят добавить?
В концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 гг сказано, что в госзакупки будут пускать только квалифицированных участников с опытом исполнения контрактов (распоряжение Правительства РФ от 31 января 2019 года № 117-р1).
- Организацию детского досуга предлагают закупать только конкурсом с ограниченным участием. Сейчас закупки таких услуг проводят в виде аукционов, запросов котировок или запросов предложений, где главный критерий отбора победителя — цена путевки. В итоге страдает качество исполнения услуг.
- Также хотят автоматизировать проверку поставщиков в реестре юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за незаконное вознаграждение.
Текст и иллюстрации запрещено копировать без активной ссылки на сайт Контур.Закупок.
Ответим на вопросы
Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.
Задать вопрос эксперту
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст.37
1. Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), но не менее чем десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта или от цены заключаемого контракта (если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона) и не менее размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
(в ред. Федеральных законов от 01.05.2019 N 71-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 настоящей статьи, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
(в ред. Федеральных законов от 27.12.2018 N 502-ФЗ, от 01.05.2019 N 71-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов (с учетом правопреемства), исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). При этом цена одного из таких контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
(в ред. Федеральных законов от 01.05.2019 N 71-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. В случае проведения закрытого конкурса информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, предоставляется участником закупки в составе заявки на участие в закрытом конкурсе. Комиссия по осуществлению закупок отклоняет такую заявку в случае признания этой информации недостоверной. Решение об отклонении такой заявки фиксируется в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с указанием причин отклонения такой заявки, доводится до сведения участника закупки, направившего заявку, не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола. Если участником закупки в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, в составе заявки на участие в закрытом конкурсе не предоставлена информация, подтверждающая его добросовестность в соответствии с частью 3 настоящей статьи, контракт с данным участником заключается после предоставления им обеспечения исполнения контракта в размере, в полтора раза превышающем размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2017 N 504-ФЗ, от 01.05.2019 N 71-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. В случае проведения электронного конкурса, аукциона информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, предоставляется участником закупки при направлении заказчику подписанного проекта контракта. При невыполнении таким участником, признанным победителем конкурса или аукциона, данного требования или признании заказчиком информации, предусмотренной указанной частью, недостоверной контракт с таким участником не заключается и он признается в соответствии с настоящим Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта.
(часть 5 в ред. Федерального закона от 16.04.2022 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Обеспечение, указанное в частях 1 и 2 настоящей статьи, предоставляется участником закупки, с которым заключается контракт, до его заключения. Участник закупки, не выполнивший данного требования, признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае уклонение участника закупки от заключения контракта оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.
7. При проведении конкурсов в целях заключения контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, оказание консультационных услуг заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) различные величины значимости критериев оценки заявок для случаев подачи участником конкурса заявки, содержащей предложение о цене контракта, которая:
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) до двадцати пяти процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта;
2) на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта.
8. В случаях, предусмотренных пунктом 2 части 7 настоящей статьи, величина значимости такого критерия, как цена контракта, устанавливается равной десяти процентам суммы величин значимости всех критериев оценки заявок.
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Если конкурс или аукцион проводится для заключения контракта на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан, участник закупки, предложивший цену контракта, сумму цен единиц товара на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, наряду с требованиями, предусмотренными настоящей статьей, обязан представить заказчику обоснование предлагаемых цены контракта, суммы цен единиц товара, которое может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара (за исключением случая, если количество поставляемых товаров невозможно определить), документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемым цене, сумме цен единиц товара.
(в ред. Федеральных законов от 01.05.2019 N 71-ФЗ, от 27.06.2019 N 152-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. Обоснование, указанное в части 9 настоящей статьи, представляется:
1) участником закупки, предложившим цену контракта, сумму цен единиц товара на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, в составе заявки на участие в закрытом конкурсе. В случае невыполнения таким участником данного требования или признания комиссией по осуществлению закупок предложенных цены контракта, суммы цен единиц товара необоснованными заявка такого участника отклоняется. Указанное решение комиссии по осуществлению закупок фиксируется в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе;
(в ред. Федеральных законов от 01.05.2019 N 71-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) участником закупки, с которым заключается контракт, при направлении заказчику подписанного проекта контракта при проведении электронного конкурса, аукциона. В случае невыполнения таким участником данного требования он признается уклонившимся от заключения контракта. При признании комиссией по осуществлению закупок предложенных цены контракта, суммы цен единиц товара необоснованными контракт с таким участником не заключается и право заключения контракта переходит к участнику закупки, который предложил такие же, как и победитель этого конкурса или аукциона, цену контракта, сумму цен единиц товара или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем этого конкурса или аукциона. В этих случаях решение комиссии по осуществлению закупок оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.
(в ред. Федеральных законов от 01.05.2019 N 71-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(часть 10 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
11. В случае признания победителя конкурса или аукциона уклонившимся от заключения контракта на участника закупки, с которым в соответствии с положениями настоящего Федерального закона заключается контракт, распространяются требования настоящей статьи в полном объеме.
12. Положения настоящей статьи не применяются в случае, если при осуществлении закупок лекарственных препаратов, которые включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена всех закупаемых лекарственных препаратов, сниженная не более чем на двадцать пять процентов относительно их зарегистрированной в соответствии с законодательством об обращении лекарственных средств предельной отпускной цены.
(часть 12 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ)
13. Выплата аванса при исполнении контракта, заключенного с участником закупки, указанным в части 1 или 2 настоящей статьи, не допускается.
(часть 13 введена Федеральным законом от 01.05.2019 N 71-ФЗ)
При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам
Из этой статьи вы узнаете:
- Зачем подрядчику подтверждать свою надежность
- Какие изменения в области подтверждения добросовестности поставщика начали действовать по 44-ФЗ в июле 2019
- Как поставщик может подтвердить свою надежность
- Что поставщику требуется сообщить в письме, подтверждающем его добросовестность
Как подтвердить добросовестность поставщика по 44-ФЗ? В условиях контрактной системы добросовестность участника закупки является одной из самых эффективных антидемпинговых мер. Самому поставщику это позволяет не увеличивать обеспечение, ведь сведения об исполненных им ранее обязательствах в реестре контрактов видны всем участникам закупки.
Чтобы подтвердить свою добросовестность, участнику закупки нужно заполнить соответствующую форму. Ее, а также полную информацию о других способах, вы найдете в нашей статье.
Что представляет собой добросовестность по 44-ФЗ
Объявляя тендер на закупки, заказчики, конечно, хотят сэкономить. Но, кроме того, для них важно, чтобы победитель мог выполнить свою работу на высоком уровне или предоставить продукцию хорошего качества.
Статья 37 44-ФЗ с 01.01.2019 теряет свою двусмысленность, если начальная максимальная стоимость договора составляет сумму до 15 000 000 рублей. Это означает, что поставщик должен иметь гарантию исполнения контракта в полтора раза больше или обеспечить его исполнение в однократном размере, доказав свою добросовестность.
Необходимо понимать, что теперь подрядчик не может просто подтвердить добросовестность, не подкрепляя её финансовыми средствами или банковской гарантией.
В ФЗ-44 были внесены поправки, которые вступили в силу с 01.07.2018. Уточняется, что такая антидемпинговая политика будет применяться в следующих случаях:
- проведение открытого конкурса для поставщиков, которые прошли определенный отбор;
- проведение конкурса из двух этапов;
- проведение закрытого конкурса.
Кроме того, вышеупомянутые правила действуют для новых электронных закупок, а именно:
- для открытых конкурсов в онлайн-формате;
- для конкурсов с ограниченным участием в онлайн-формате;
- для двухэтапной конкурсной программы в электронной форме.
Как поставщику подтвердить добросовестность по 44-ФЗ в этом случае? Предоставлять сведения о добросовестности необходимо таким же образом, как и при участии в электронном аукционе, то есть победитель конкурса должен направить сведения заказчику вместе с заверенным проектом договора.
Информация, подтверждающая добросовестность поставщика 44-ФЗ
Заказчик может понять, надежен ли поставщик, при наличии следующей информации:
1. Отсутствие поставщика в РНП
При отказе подписать привлекательный контракт участника вносят в этот реестр. Также в списке оказываются те, кто нарушил условия договора. Раньше поставщики сами заполняли декларацию отсутствия в РНП и заказчики не всегда могли проверить достоверность данных. Однако сегодня онлайн-сервисы делают такую проверку автоматически, поэтому подрядчик, который состоит в реестре, не сможет подать заявку на конкурс.
2. Обеспечение контракта
Большинство существующих сегодня вариантов закупок в формате конкурса позволяют поставщику устанавливать обеспечение контракта. Согласно ч.6 ст 96 44-ФЗ, если сумма закупки до 50 000000 рублей, то обеспечение может составлять от 5 до 30 % НМЦ, если больше 50 млн – 10-30 % от НМЦ или же равна авансу, если он предусмотрен договором.
Обеспечение возвращается после завершения контракта. Не забывайте, что если услуги будут оказаны поставщиком ненадлежащим образом или же не в срок, то он обязан будет выплатить из суммы обеспечения штраф или пени.
3. Меры против демпинга
44-ФЗ позволяет снижать цены, но рекомендуется придерживаться суммы в пределах 25 % от НМЦ. В противном случае поставщику нужно будет подтвердить свою добросовестность, что само по себе является способом регулирования демпинга.
Почти все виды закупок, кроме тех, что связаны с товарами первой необходимости, требуют от исполнителя подтверждения надёжности.
Как поставщику подтвердить добросовестность по 44-ФЗ СМП? Для этого не всегда нужно предоставлять благополучно завершенные контракты из Реестра по 44-ФЗ. Достаточно будет показать документы по 44-ФЗ и 223-ФЗ или по коммерческим торгам:
- Копии соглашений, в которых прописан предмет договора и срок исполнения.
- Копии актов приемки выполненных работ и других документов, подтверждающих оплату, в них должен быть указан объем оказанных услуг.
- Прочие бумаги, которые являются доказательством успешно завершенных контрактов.
Хотя в законодательстве об этом говорится размыто, по решению Арбитражного суда заказчик вправе требовать от подрядчика соблюдение следующих условий:
- Выполненные работы должны соответствовать предмету нынешней закупки. Например, если заказ в сфере строительства, то и завершенные договоры обязаны быть на строительство.
- Контракты не должны иметь нарушений со стороны поставщика.
Если арбитражные суды принимают соответствующее решение, заказчик не имеет права требовать от подрядчика:
- Более узкой специализации, чем сфера проводимого тендера.
- Контрактов, которые выполнялись в конкретном регионе.
Антидемпинговым мерам не подчиняются тендеры на поставку продуктов питания, лекарств, топлива и оказания скорой медицинской помощи. В этом случае если конкурсант снижает стоимость больше чем на 25 %, то он обязан сопроводить заявку гарантийным письмом от производителя или же другими бумагами, которые могут подтвердить возможность исполнения договора по предложенной им цене.
Антидемпинговые меры также не практикуются, если условиями конкурса не предусмотрено обеспечение исполнения контракта.
Как подтвердить добросовестность поставщика по 44-ФЗ с 01.07.2019
Данные, необходимые для подтверждения добросовестности поставщика, можно взять из ЕИС, а точнее из реестра контрактов, которые заключались с государственными заказчиками. Все сделки должны быть успешно завершены, то есть иметь статус «Исполнение прекращено».
Как поставщику подтвердить добросовестность по 44-ФЗ? Нужно доказать, что им было выполнено хотя бы одно из условий:
- В течение года до подачи заявки поставщик благополучно закрыл не менее 3 контрактов. Штрафы при этом отсутствуют.
- За два года до подачи заявки поставщик не менее 4 раз становился победителем конкурса и успешно выполнил все контракты. Только 25 % из них имеют штрафные санкции.
- В течение 3 лет до участия в данном тендере поставщик завершил 3 и более контрактов, штрафов нет.
Каждое из этих условий предполагает, что минимум в одном контракте сумма не была меньше 20% от предложенной поставщиком цены в текущем тендере. Кроме того, участнику не нужно подтверждать факт завершения контрактов в аналогичной сфере, то есть предмет выполненной ранее сделки может быть каким угодно.
Чтобы принять участие в тендере, бумаги, доказывающие надежность исполнителя, должны подаваться вместе с заявкой. Однако как поставщику подтвердить добросовестность по 44-ФЗ, если нет контрактов? Заказчик может подписать сделку, только если поставщик предоставит обеспечение, в 1,5 раза превышающее указанную в контракте сумму. А если в соглашении есть пункт об авансе, то размер обеспечения должен быть не меньше этой цифры.
Если демпинг цен происходит во время электронного тендера, от участника требуется не только предоставить заверенный подписью контракт по нынешней закупке, но и подтвердить свою добросовестность.
Заказчик или же комиссия тендера проверяют указанную информацию в реестре контрактов. Если будут выявлены неточности в предоставленных данных или обнаружится, что они поддельные, поставщик устраняется от участия в конкурсе. Если же заявка была подана на аукцион, то исполнитель признается нарушившим условия сделки и сведения об этом оформляются в протокол ЕИС. Тогда право заключить контракт получает следующий по цене конкурсант. На него распространяется та же политика антидемпинга, в случае, если он предлагает цену, сниженную от НМЦК на 25 % и больше.
Как поставщик предоставляет информацию, чтобы подтвердить свою добросовестность по 44-ФЗ в 2019 году
Желающие принять участие в конкурсе должны подтвердить в заявке свою надежность. Если это аукцион, то необходимо предоставить заверенный проект контракта. Действия заказчика варьируются исходя из ситуации.
- Комиссия конкурса выявила, что данные о добросовестности являются поддельными.
В этом случае заявка поставщика отклоняется, и комиссия делает пометку в протоколе. Обязательно указывается причина отказа. После подписания протокола от заказчика требуется в течение 1 рабочего дня сообщить участнику конкурса об отклоненной заявке.
- Победитель конкурса не подтвердил в заявке добросовестность.
Как поставщику подтвердить добросовестность по 44-ФЗ, если нет контрактов? Заявка принимается при условии, что участник предоставит обеспечение контракта, которое по размеру превосходит первоначальную сумму в 1,5 раза. Только в этом случае заключается соглашение. Если есть условия об авансе, то обеспечение должно быть не меньше этой суммы.
- Участник не подал сведения о добросовестности или комиссия выявила недостоверность указанной информации.
Поставщика объявляют уклонившимся от сделки и оформляют это в виде протокола, который подписывают и в течение одного дня публикуют в ЕИС. Заказчик может заверить контракт подписью, только если вторая сторона сможет подтвердить свою надежность достоверными данными. Когда такая информация отсутствует, поставщик вправе предоставить по контракту обеспечение.
В законодательстве отсутствуют четкие правила о том, как должна быть оформлена такая информация. По этой причине предъявляемые бумаги могут быть составлены произвольно.
Требуя от подрядчика подтверждения добросовестности, законодательство имеет в виду предоставление сведений из реестра контрактов. Это открытые данные, доступные для любого пользователя. Другими словами, поставщику не нужно собирать какие-либо документы, а достаточно лишь продемонстрировать обобщенную информацию из реестра.
Сведения о надежности могут быть оформлены в любом виде. Например, как декларация, гарантийное или информационное письмо.
Как бы ни была представлена информация о надежности, она должна содержать:
- наименование заказчика и его индивидуальный номер налогоплательщика;
- реестровый номер завершенного контракта;
- стоимость контракта;
- предмет договора;
- дату заключения контракта и срок его исполнения;
- указание на штрафные санкции, если они были.
Советуем собирать все документы не накануне заключения контракта, а заблаговременно. Участника, который не успел вовремя предоставить все бумаги, комиссия может занести в реестр ненадежных исполнителей.
Минфин разъяснил, каким образом участник, демпингующий в госзакупках, может подтвердить свою добросовестность
2017-11-23T14:31:00Z
2017-11-23T14:31:00Z
Минфин разъяснил, каким образом участник, демпингующий в госзакупках, может подтвердить свою добросовестность
В случае, если участником закупки в ходе торгов предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, увеличенном в полтора раза, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии.
Участник может представить только информацию, которая позволит найти запись в реестре контрактов. Закон о контрактной системе не обязывает в этом случае представлять копии каких-либо документов, а также не устанавливает требований к форме сведений о наличии данных в реестре контрактов.
Учитывая разъяснения, участнику достаточно указать реестровый номер контракта, а заказчику не следует требовать большего в документации о закупке.
Вопрос
Можно ли предоставить не банковскую гарантию в качестве обеспечения контракта по Федеральному закону № 44-ФЗ, а подтверждение добросовестности, если аукцион был не только для СМП и падение менее 25%. Или в таком случае всегда предоставляется банковская гарантия?
Ответ
Нет, нельзя предоставить не банковскую гарантию в качестве обеспечения контракта по Федеральному закону № 44-ФЗ, а подтверждение добросовестности, если аукцион был не только для СМП и падение менее 25%.
В данном случае должна быть предоставлена банковская гарантия, либо внесены денежные средства на счет заказчика, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции с поступающими ему средствами.
Обоснование
В соответствии с ч. 3 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Далее — Закон N 44-ФЗ) исполнение контракта может обеспечиваться одним из следующих способов:
- внесение денежных средств на счет заказчика, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции с поступающими ему средствами;
- предоставление банковской гарантии.
Способ обеспечения исполнения контракта, а также срок действия банковской гарантии определяет участник закупки, с которым заключается контракт. Такой срок должен превышать срок исполнения обязательств по контракту (в том числе измененный в соответствии со ст. 95 Закона N 44-ФЗ) минимум на один месяц (ч. 3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).
Если в аукционе или конкурсе участник закупки предложил цену контракта на 25 и более процентов ниже НМЦК или сумму цен единиц товара (работы, услуги) на 25 и более процентов ниже начальной суммы цен таких единиц, то он обязан предоставить обеспечение с учетом антидемпинговых мер (ч. 6.3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ). Например, при НМЦК 15 млн руб. и менее он может предоставить по своему выбору:
- обеспечение исполнения контракта в увеличенном размере (в 1,5 раза больше, чем указанный в документации о закупке);
- информацию, подтверждающую его добросовестность, а также обеспечение исполнения контракта в размере, определенном в документации о закупке.
Возможность победителя закупки — субъекта малого предпринимательства — предоставить вместо обеспечения исполнения контракта сведения об исполненных контрактах согласно ч. 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ предусмотрены только для случаев, когда закупки проводятся в рамках ст. 30 Закона N 44-ФЗ. Если закупка проводилась на общих основаниях и победителем был признан субъект малого предпринимательства, он обязан предоставить обеспечение исполнения контракта в размере, установленном документацией о закупке.
Если участник, являющийся СМП, не предоставил сведения о своей добросовестности, то ему нужно предоставлять обеспечение исполнения контракта? Как рассчитывать сумму обеспечения в таком случае, если НМЦК менее 15 000 000 руб.?
В силу ч. 1 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) требование обеспечения исполнения контракта, которое включает в себя в том числе размер обеспечения исполнения контракта, должно быть установлено в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении (смотрите также п. 17 ч. 1 ст. 42, ч. 6 ст. 96 Закона N 44-ФЗ). Исключения из этого правила установлены чч. 2, 6.1 и 8 ст. 96 Закона N 44-ФЗ.
По общему правилу, установленному ч. 6 ст. 96 Закона N 44-ФЗ, размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от 0,5% до 30% начальной (максимальной) цены контракта (далее – НМЦК). Если закупка проводится в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ исключительно среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – СМП, СОНО) и заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, размер обеспечения устанавливается в соответствии с чч. 6 и 6.1 Закона N 44-ФЗ от цены контракта, по которой заключается контракт (ч. 6.2 ст. 96 Закона N 44-ФЗ). При этом в случае, если предложенные в заявке участника закупки цена, сумма цен единиц товара, работы, услуги (далее – СЦЕ) снижены на 25 и более процентов по отношению к НМЦК, начальной СЦЕ, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений ст. 37 Закона N 44-ФЗ, то есть в данном случае применяются антидемпинговые меры (ч. 6.3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).
Частями 1-2 ст. 37 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что если при проведении конкурса или аукциона НМЦК составляет более чем 15 млн руб. и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на 25 и более процентов ниже НМЦК (либо предложена СЦЕ, которая на 25 и более процентов ниже начальной СЦЕ), контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в 1,5 раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом N 44-ФЗ предусмотрена документация о закупке), но не менее чем 10% от НМЦК или от цены заключаемого контракта (если контракт заключается по результатам закупки, проводимой исключительно среди СМП, СОНО) и не менее размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Если же НМЦК составляет 15 млн руб. и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на 25 и более процентов ниже НМЦК, либо предложена СЦЕ, которая на 25 и более процентов ниже начальной СЦЕ, контракт заключается только после предоставления таким участником либо обеспечения исполнения контракта в указанном выше размере, либо информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки с одновременным предоставлением обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (ч. 2 ст. 37 Закона N 44-ФЗ).
Как видим, порядок применения антидемпинговых мер подразумевает выбор в части того, которая из рассчитанных сумм обеспечения исполнения контракта (в размере, увеличенном в 1,5 раза, или составляющем 10% от НМЦК либо от цены контракта) в каждом конкретном случае окажется больше.
Кроме того, согласно ч. 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения контрагента среди СМП, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений ст. 37 указанного закона, и от обеспечения гарантийных обязательств в случае предоставления им информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации в зависимости от обстоятельств вопрос о предоставлении обеспечения может быть решен одним из следующих способов:
1) Победитель вместо предоставления обеспечения выполняет требования ч. 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ;
2) Победитель предоставляет предусмотренное документацией обеспечение исполнения контракта, увеличенное в полтора раза.
3) Победитель предоставляет предусмотренное документацией обеспечение исполнения контракта, а также информации, подтверждающей добросовестность победителя.
При этом размер обеспечения определяется в соответствии с частями 6 и 6.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ в процентах не от НМЦК, а от цены контракта. Напомним, что в общем случае размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере от одной второй процента до тридцати процентов НМЦК (для СМП цены контракта). Если контрактом предусмотрена выплата аванса (и аванс не подлежит казначейскому сопровождению), размер обеспечения исполнения контракта устанавливается не менее чем в размере аванса. Если аванс превышает тридцать процентов НМЦК, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. Если расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается заказчиком от НМЦК (а для СМП от цены контракта), уменьшенной на размер аванса. Наконец, если расчеты по контракту подлежат казначейскому сопровождению, заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, а при его установлении размер обеспечения (для СМП) определяется в размере до десяти процентов от цены контракта.
Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Александров Алексей