Нюансы аренды земли у государства под бизнес
Для формирования инфраструктуры бизнеса часто нужны участки земли.
Их покупка не всегда оправдана – нет свободных средств для вложения, планируется только временное использование. Как же быть в таком случае?
Решение – взять в аренду землю у государства, муниципального управления. Детали процедуры обсуждаем в статье.
Содержание
- 1 Требования к арендатору и условия использования участка
- 2 Как найти и выбрать участок?
- 3 Как взять: порядок оформления
- 3.1 Подача заявления
- 3.2 Аукцион
- 3.3 Найм без торгов
- 3.4 Заключение договора
- 4 Стоимость процедуры
- 5 Если получен отказ?
- 6 Какие могут возникнуть сложности?
- 7 Интересное видео
- 8 Заключение
Требования к арендатору и условия использования участка
Основные положения об аренде государственной и муниципальной земли описаны в ст.22 Земельного кодекса (ЗК) РФ. Арендаторами могут выступать физические и юридические резиденты РФ, граждане других государств и организации с иностранным капиталом.
Сначала определяется вид использования земли, основание – ст.7 ЗК. Это влияет на сроки аренды и ограничения на проведения каких-либо работ, рекультивации.
Условия передачи и использования участков прописаны в ст.39.8 ЗК РФ:
- Использование недр. Обязательно проведение рекультивации.
- Расположение на границе береговой полосы. Обеспечение свободного прохода к водоему.
- Освоение территории. Снос самовольных построек, что должно быть указано в договоре.
- Если участок частично находится в охранной зоне, арендатор должен предоставить свободный доступ к объекту.
Дополнительно учитывается срок предоставления земли. Он зависит от выбранного целевого использования, назначения участка.
Сроки аренды участка для бизнеса определены в п.8 ст.39.8:
- Строительство и реконструкция зданий – 3-9 лет.
- Размещение линейных объектов – до 49 лет.
- Комплексное освоение территории юридическим лицом – 3-5 лет.
- Завершение строительства – до 3 лет. Условие – юридическое лицо приобрело права на этот объект.
- Использование и освоение недр – срок аренды не должен превышать 2 года с момента окончания действия лицензии.
Возможно заключение соглашения с дальнейшим выкупом участка. Это зависит от статуса участка, его целевого использования.
Любое нарушение договора станет причиной его одностороннего расторжения. Перед этим государственная (муниципальная) комиссия проводит проверку, составляются акты, которые станут основанием для аннулирования соглашения.
Как найти и выбрать участок?
Узнать границы участка, его категорию и форму собственности можно на публичной кадастровой карте. Она размещена на сайте Федеральной Кадастровой Палаты, которая входит в структуру Росреестра. Рекомендуется ознакомиться с классификатором разрешенного использования земельных наделов – приложение к приказу Минэкономразвития №540.
Главы ЗК с описанием земельных участков для коммерческой деятельности по назначению:
- 14 – сельскохозяйственные.
- 15 – населенных пунктов.
- 16 – промышленности, энергетики, связи.
- 18 – лесного и водного фонда.
Помимо кадастровой карты узнать о свободных наделах можно в городских и поселковых администрациях. Особые условия аренды могут быть прописаны в региональных законодательных актах. Но они не должны противоречить общегосударственным.
Узнать о возможности найма участка у государства можно по кадастровой карте. В графе «Форма собственности» должно быть значение «Собственность публично-правовых образований». Дополнительно рекомендуется уточнить информацию в органах местного самоуправления.
Как взять: порядок оформления
Пошаговая инструкция по оформлению аренды под бизнес выглядит следующим образом:
- Узнать правовой статус надела, используя публичную кадастровую карту.
- Определить тип участка, его целевое использование и ограничения.
- Составить пакет документов – заявление о желании взять надел в аренду, дополнительные выписки.
- Проверить базовую арендную плату.
- Принять участие в аукционе, предварительно оценить будущую финансовую нагрузку.
- Подписать договор с государственными представителями.
Подача заявления
Первый важный этап – написать заявление о желании арендовать земельный участок. Образец документа можно взять в местной администрации – городской или муниципальный орган, муниципальный район, сельское или городское поселение.
В заявлении указывают следующую информацию:
- Кому. Местной администрации, прописать ФИО руководителя.
- От кого. Для юридического лица – полное название, ИНН, КПП, юридический и фактический адрес.
- В основной части указать тип аренды, желаемый срок. Прописать статьи ЗК РФ.
- Категория земель, цели использования.
- Данные участка – расположение, площадь, кадастровый номер.
- Есть ли обременение надела.
- Прописать желание дальнейшего выкупа.
- Возможные льготы.
Заявление можно передать напрямую в местную администрацию или через МФЦ. Документ регистрируется в секретариате, заявителю выдаются копия с «мокрой» печатью и датой принятия.
Дополнительно потребуются:
- Копии уставных документов, заверенные нотариально.
- Кадастровый паспорт.
- Технический план строений, если они имеются на участке.
- Акт об оценочной стоимости.
Это общий пакет, его содержание может корректироваться в зависимости от требований органов самоуправления.
Аукцион
Аренда земли может предоставляться по инициативе администрации или заявителя.
Но независимо от этого после начала процедуры в СМИ публикуется информация о торгах. В них могут принимать все желающие, после подачи необходимого пакета документов.
Порядок проведения торгов:
- Назначается время и место аукциона. Эти сведения публикуются в СМИ.
- В торгах принимают участие только зарегистрированные ранее лица.
- Каждому выдаются табличка с номером.
- Обычно шаг цены составляет 3%.
Во время процедуры ведется протокол. После объявления победителя он печатается в двух экземплярах.
Копию протокола можно использовать в качестве доказательства неправомерности решения, если в процессе торгов были допущены нарушения.
Найм без торгов
В п.2 ст.39.6 ЗК РФ прописаны условия предоставления земельных наделов без проведения торгов. Документы для регистрации остаются стандартными, могут добавляться копии приказов, распоряжений, указов правительственных органов или местного самоуправления.
Примеры оснований для заключения договора без торгов:
- Указы Правительства или Президента РФ.
- Реализация инвестиционных проектов.
- Обязательства по завершению строительства объектов.
- Обустройство систем электро-, газо-, водоснабжения, нефтяных магистралей.
- Комплексное освоение для масштабного коммунального строительства.
Происходит заседание комиссии, результатом которого является решение о предоставлении земельного надела.
Невозможность участия в торгах можно оспорить, если доказать нарушение регламента органами местного управления в суде.
Заключение договора
Соглашение об аренде земли составляется местной администрацией.
В документе отображаются общие положения:
- права и обязанности сторон;
- срок действия договора;
- форс-мажорные обстоятельства;
- условия досрочного прекращения.
Содержания пунктов зависит от целевого использования земельного надела.
После заключения договора выполняется регистрация в Росреестре, нужно предоставить следующие документы:
- Заявление. Можно скачать на сайте Росреестра.
- Оригинал договора аренды.
- Копии уставных документов арендатора.
Если пакет документов подается третьим лицом, на него составляется нотариально заверенная доверенность. Срок внесения информации в Росреестр – 5-12 рабочих дней.
Стоимость процедуры
Для расчета стоимости аренды руководствуются Постановлением Правительства №582. Учитывается потенциальная доходность участка, его кадастровая стоимость, назначение. Местная администрация может применять ставки арендной платы для определенных видов наделов, находящихся в федеральной собственности.
Альтернатива – расчет фиксированной годовой платы. Для этого применяется такая формула:
А=КС*к, где:
- А – арендная плата;
- КС – кадастровая стоимость;
- к – особый коэффициент.
Последний зависит от вида деятельности.
Для предпринимателей применяется два вида коэффициента:
- 0,02 – добыча полезных ископаемых.
- 0,015 – другие виды предпринимательской деятельности.
Организаторы аукциона могут назначить задаток для всех участников. Его размер обычно составляет не менее 20% от начальной ставки аренды. Его нужно внести до начала торгов, предварительно заключив соглашение. В случае проигрыша сумма будет возвращена.
Дополнительные расходы:
- Регистрация договора аренды в Росреестре – 22 тыс. руб. для юридических лиц.
- Юридическое сопровождение – от 15 тыс. руб.
- Нотариальное заверение соглашения – от 5 тыс. руб.
Это основные виды расходов, кроме них может потребоваться услуга специалистов по оспариванию или формированию актуальной кадастровой стоимости. Она влияет на арендную плату.
Специализированные юридические компании могут взять на себя полное оформление договора аренды. Цены на их услуги зависят от характеристики земельного надела, целевого назначения.
Если получен отказ?
Местные органы самоуправления могут отказать в аренде конкретного земельного участка.
Но для этого нужны веские основания – надел закреплен муниципалитетом под другие нужды, на участке есть государственная постройка или другие объекты инфраструктуры.
Представители должны письменно обосновать отказ.Если в действиях властей есть нарушения законодательства, решение можно обжаловать в суде. Для этого необходимо сделать следующее:
- Досудебное разбирательство. В местную администрацию составляет письменная претензия о незаконности отказа в аренде земли под бизнес. Иногда споры урегулируются в таком порядке.
- Формирование доказательной базы. Необходимы протоколы заседаний комиссии по торгам, письменный отказ в аренде, переписка в рамках досудебного урегулирования.
- Иск в суд. Главное – обосновать в исковом заявлении неправомерность отказа, приложить к нему доказательства.
- Участие в судебных разбирательствах. Для этого рекомендуется нанять профильного адвоката. Он может формировать официальные запросы в государственные органы, коммерческие организации.
Вероятность положительного решения судей зависит от фактической степени нарушения законодательства местной администрацией. Так же влияет эффективность выбранной стратегии, уровень знаний в этой области права.
Досудебное урегулирование – удобный способ решения конфликтных вопросов с органами муниципальной власти. Важно правильно составить первую претензию и придерживаться «буквы закона» во всех последующих переписках.
Какие могут возникнуть сложности?
- Первое, с чем может столкнуться потенциальный арендатор – желание других организаций получить этот земельный участок. В торгах могут принимать участие несколько компаний, что станет причиной сильного повышения арендной платы по сравнению с базовой ставкой.
- Второе – некорректная кадастровая стоимость. Ее можно оспорить, но это тоже займет много времени и средств. Рекомендуется решить вопрос до подписания договора аренды, иначе будет проблематично внести изменения в соглашение. Но тогда возникает вероятность отказа в аренде и усилия по изменению кадастровой стоимости станут прямыми убытками.
- Третье – несоответствие фактических характеристик участка с описанием. Чаще всего это неправильно указанные в публичной кадастровой карте границы и площадь надела, присутствие или отсутствие объектов. Решение – повторная проверка и внесение изменений в кадастровую систему учета.
Интересное видео
Полезная информация по теме в видео:
Заключение
При желании аренды земли у государства под бизнес рекомендуется учитывать вышеуказанные факторы. При решении споров рекомендуется воспользоваться услугами профильных юристов. Эти дополнительные траты повышают вероятность аренды земельного участка у государства под бизнес.
Современное законодательство в сфере аренды земли у государства стало намного прозрачнее, чем несколько лет назад. Подобрать подходящий участок для строительства дома или ведения сельского хозяйства вполне реально. В России достаточно нераспределенных земель, которую чиновники обязаны предоставлять в долгосрочную аренду по заявлениям граждан и юридических лиц.
Но до регистрации договора заявителям предстоит преодолеть немало технических и бумажных препятствий. Перед отправлением в путь запаситесь юридическими знаниями и терпением. Как взять землю у государства на 49 лет?
СодержаниеПоказать
- Законодательство обязывает чиновников раздавать участки
- Преимущества долгосрочной аренды земли
- Условия аренды земли на 49 лет у государства
- Фермерам участки предоставляются без аукциона
- Как взять землю в аренду на 49 лет?
- Структура и особенности договора аренды
- Выкуп земли, арендованной на 49 лет
- Сколько стоит аренда государственной земли на 49 лет?
Законодательство обязывает чиновников раздавать участки
Основной документ, который регулирует отношения в сфере аренды государственных участков, — Земельный кодекс РФ. Оформить землю в аренду под силу даже обычному гражданину, если тот обладает достаточной целеустремлённостью.
Процедура стала значительно проще по двум причинам. Во-первых, за последние годы наработана серьёзная судебная практика. Во-вторых, в ранее действующее законодательство в марте 2015 года внесены существенные изменения. С того времени предоставление свободных земельных участков в долгосрочную аренду, в том числе на срок до 49 лет, стало обязанностью государственных и муниципальных органов власти.
Но никто не гарантирует того, что приглянувшийся участок достанется заявителю. По общему правилу перед заключением договора необходимо проведение торгов.
Право на использование земли получает тот, кто предложит более высокую арендную плату.
Впрочем, существует ряд исключений, при которых договор аренды на земельный участок заключается без проведения аукциона. В частности, без аукциона земля предоставляется:
- некоторым категориям льготников;
- собственникам строений на участке;
- под крестьянско-фермерское хозяйство;
- под строительство жилого дома и личное подсобное хозяйство;
- под огород;
- взамен изымаемого государством участка.
Изменениями от 1 марта 2016 года также установлены максимальные сроки аренды в зависимости от цели использования территории. Например, срок аренды земли под строительство жилого дома или ведения подсобного хозяйства составляет 20 лет.
Преимущества долгосрочной аренды земли
Большинство земельных участков оформляется на длительный срок — от 5 лет. Долгосрочная аренда имеет множество преимуществ, поэтому заявители стараются оформлять договора на максимально возможный срок, предусмотренный Земельным кодексом.
При долгосрочной аренде (от 5 до 49 лет) арендатор получает право:
- выкупить арендованный земельный участок до окончания срока договора;
- сдавать участок в субаренду после уведомления органов власти;
- возводить здания и сооружения, если это предусмотрено договором;
- пользоваться природными богатствами на арендованной территории (полезные ископаемые, лесные угодья);
- расторгнуть договор.
Очень существенным преимуществом долгосрочной аренды у государства на любой срок является юридическая чистота. При дальнейшем выкупе аннулировать сделку купли-продажи очень сложно.
Большинство рисков сведено к минимуму, но иногда даже при аренде у государственных и муниципальных органов власти возникают непредвиденные обстоятельства.
Например, оказывается, что под землёй проходят стратегически важные коммуникации, сведения о которых не нашли отражения в документах.
Максимально возможный срок аренды муниципальной и государственной земли — сорок девять лет, но он распространяется не на все отношения. Такие договоры разрешается заключать:
- собственникам сооружений, ранее построенных на земельном участке;
- при использовании земли для сельскохозяйственного производства;
- для размещения линейных объектов (линии электропередач, газопровод и пр.);
- в случаях, когда на участок распространяются иные предусмотренные законом отношения (например, охотхозяйственное соглашение).
Строительство жилых домов в этот список не входит, хотя многим гражданам хотелось бы максимально отодвинуть дату повторного заключения договора или выкупа участка.
Повторим, что предельный срок аренды земли для индивидуального жилищного строительства составляет 20 лет.
Фермерам участки предоставляются без аукциона
Чаще всего государственная земля в аренду на 49 лет оформляется для ведения сельского хозяйства. Исключение из общего правила составляют сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных и огородничество. На эти цели предусмотрена передача участка в аренду на срок до трёх лет.
Как правило, администрации муниципалитетов заинтересованы в развитии фермерства, поэтому охотно идут навстречу заявителям и помогают в решении юридических вопросов. Отметим, что физическим лицам под организацию крестьянско-фермерских хозяйств и юридическим лицам для аграрного производства наделы предоставляются без проведения аукциона.
Площадь участка законодательно неограничена. Заявитель самостоятельно определяет размер надела, который требуется для ведения сельскохозяйственного бизнеса. Впрочем, полученную землю необязательно возделывать самостоятельно — она может быть передана в субаренду другим крестьянско-фермерским хозяйствам. Кроме того, предусмотрено использование права на долгосрочную аренду оформленной земли в качестве залогового обязательства.
Поскольку плодородные почвы находятся под особой охраной, использование выделенного участка контролируется государством. При нарушении условий договор расторгается.
Самые распространённые нарушения:
- загрязнение земли;
- появление на участке свалок;
- уничтожение плодородного слоя;
- возведение жилья на землях сельхозназначения.
Как взять землю в аренду на 49 лет?
Алгоритм действий, необходимых для оформления аренды на 49 лет у государства, ничем не отличается от долгосрочной аренды на любой другой срок. Свободный участок придётся искать самостоятельно. Сориентироваться поможет кадастровая карта на официальном сайте Росреестра, а также информация, предоставленная местной администрацией.
Последовательность действий отличается в зависимости от необходимости организации аукциона. Инициатором аукциона могут выступить как представители органов власти, так и сам заявитель, подобравший подходящий участок. В любом случае за 30 дней до проведения торгов публикуется соответствующее извещение.
Все участники должны предоставить:
- заявление;
- копию паспорта для граждан и ЕГРЮЛ, ЕГРИП для юридических лиц;
- документ, подтверждающий внесение задатка.
Победителем признаётся участник, предложивший наиболее высокую арендную плату.
Как уже говорилось, в ряде случаев закон предусматривает выделение земли без проведения торгов, но это не освобождает заявителя от бумажной канители. Более того, получение некоторых документов потребует дополнительных расходов:
- Если участок сформирован, необходимо заказать кадастровый паспорт.
- Заказать схему расположения участка.
- Написать заявление.
- Если заявитель владеет строениями, находящимися на данной территории, потребуется ксерокопия свидетельства о праве собственности.
На рассмотрение заявления закон отводит чиновникам 30 календарных дней. Если у органов власти нет претензий к оформлению документов, участок передаётся в аренду. Однако возможна ситуация, когда на землю одновременно претендует несколько физических и юридических лиц.
Приоритетом пользуется первый заявитель, остальным придётся проходить весь путь заново.
Возмещение понесённых расходов по подготовке кадастрового паспорта и схемы расположения участка, к сожалению, не предусмотрено.
Структура и особенности договора аренды
После победы в аукционе или получения положительного ответа из администрации следует подписание договора аренды земельного участка на 49 лет. Несмотря на кажущуюся формальность, этот пункт требует повышенного внимания. Практика показывает, что в договор могут быть вписаны условия, которые снижают выгодность аренды.
Условия эксплуатации во многом зависят от категории земель. Например, ограничения накладываются на использование участков, расположенных на берегах водоёмов. Арендатору запрещено устанавливать любые ограждения и препятствовать доступу людей к воде.
Договора аренды муниципальных земель является типовым и имеет следующую структуру:
- предмет договора;
- обременения земельного участка;
- ограничения в использовании земельного участка;
- срок договора;
- арендная плата;
- права и обязанности сторон;
- изменение и прекращение договора;
- ответственность сторон;
- заключительные положения;
- адреса, банковские реквизиты сторон.
Типовый образец договора аренды земельного участка можно скачать здесь.
Особое внимание уделите описанию предмета договора. Ошибки и неточности, из-за которых невозможно идентифицировать земельный участок, являются основанием для признания договора недействительным. В документе указываются данные кадастрового паспорта, координаты участка, его площадь и наличие/отсутствие построек.
Долгосрочный договор аренды земельного участка подлежит обязательной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.
Только после этого он приобретает юридическую силу.
Выкуп земли, арендованной на 49 лет
Долгосрочная аренда сроком до 49 лет — хороший вариант получения земельного участка, на покупку которого не хватает средств. Заключение подобного договора даёт возможность последующего выкупа арендуемого участка земли.
Преимущественное право выкупа без аукциона арендатор получает в случае, когда на участке возведено любое капитальное строение. Если земля осталась незастроенной, то придётся участвовать в торгах на общем основании.
Преимущественное право выкупа имеют также арендаторы земель сельскохозяйственного назначения, но воспользоваться им можно только через три года.
Не рассчитывайте на то, что арендованный участок удастся приобрести у государства по заниженной цене. Подобные льготы действовали до 1 января 2012 года.
В настоящее время ставка определяется исходя из кадастровой стоимости недвижимости, которая нередко сопоставима с рыночной.
Для выкупа земельного участка необходимо обратиться с заявлением в муниципалитет. При себе физическим лицам также необходимо иметь:
- паспорт;
- документ, подтверждающий об оплату госпошлины;
- договор аренды.
После оформления сделки купли-продажи необходимо известить о ней чиновников Росреестра. В региональное управление следует предоставить:
- договор купли-продажи;
- заявление для перехода права собственности;
- квитанцию об оплате стоимости земли;
- квитанцию об уплате госпошлины;
- постановление о предоставлении участка, выданное органами местного самоуправления;
- документацию с расчётом стоимости выкупа.
Сдать в аренду землю сельхозназначения имеет право не только государство, но и физическое лицо.
Что такое государственный жилищный сертификат, зачем он нужен и как его получить? На все эти вопросы вы найдете ответ в нашей статье.
Планируете купить квартиру в Краснодарском крае? Все важные подробности описаны здесь.
Сколько стоит аренда государственной земли на 49 лет?
Расчёт арендной платы производят органы, в собственности которых находится земельный участок. Возможно применение нескольких подходов: по кадастровой стоимости, по результату аукциона, по утверждённым ставкам арендной платы и по рыночной цене.
Если требуется проведение аукциона, то начальная стоимость участка рассчитывается на основании кадастровой оценки. При отсутствии данных оценки, базовой для расчётов становится рыночная стоимость.
Если договор аренды земли на 49 лет заключается без проведения аукциона, используется сложная формула. Учитывается сразу несколько параметров:
- Базовая ставка. Зависит от региона и определяется на федеральном уровне.
- Зональный коэффициент. Рассчитывается на основании кадастровой оценки.
- Поправочные коэффициенты. Зависят от категории земель и вида предполагаемой деятельности.
- Площадь участка. Указывается в гектарах.
Формула подходит для любой сферы деятельности, в том числе сельского хозяйства. Естественно, что арендная плата за землю, взятую под строительство жилого дома в Москве и под выращивание льна в Ивановской области, будет существенно отличаться. Более того, даже за сельхозугодья в пределах одного региона фермеры платят разные суммы — плодородная земля с хорошим качеством грунта обходятся дороже.
Таким образом, самостоятельно подсчитать приблизительные расходы по аренде достаточно трудно. Чтобы сориентироваться в стоимости земли, лучше проконсультироваться в местной администрации.
Получение в долгосрочную аренду земельного участка достаточно хлопотная процедура. На поиск подходящего варианта, оформление документов, рассмотрение заявления и регистрацию договора уйдёт несколько месяцев. Но преимущества, которые даёт заключение договора на длительный срок, оправдывают трудозатраты.
Владельцам бизнеса часто требуются земельные участки. Хорошим решением вопроса станет аренда государственной или муниципальной земли. Для предприятий, налаживающих производство импортозамещающей продукции, предусмотрен упрощённый порядок аренды и рассмотрение документов в максимально сжатые сроки. Эксперты Росреестра рассказывают, как арендовать землю у государства, узнать какие участки можно взять в пользование, а также нюансы оформления договора.
Кто может взять землю в аренду у государства?
Арендаторами земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут выступать физические и юридические лица.
На какой срок можно взять участок в аренду?
Срок предоставления земельного участка в аренду регламентируется п.8 ст. 39.8 Земельного Кодекса Российской Федерации. Длительность срока зависит от целевого использования участка. Среди сроков предоставления земли предусмотрены следующие:
· для строительства и реконструкции зданий и сооружений – от 3 до 10 лет;
· для размещения линейных объектов, а также в случае предоставления собственнику здания, сооружения, расположенных на таком земельном участке – до сорока девяти лет;
· для комплексного освоения территории юридическим лицом – на срок действия договора о комплексном развитии территории;
· для завершения строительства – до 3 лет;
· для проведения работ, связанных с использованием недр – срок аренды не должен превышать 2 года с момента окончания действия лицензии;
· для сельскохозяйственного производства – от 3 до сорока девяти лет и т.д.
Арендованный земельный участок в дальнейшем можно выкупить без проведения торгов в случаях, установленных законодательством (п.2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации). Кроме того, земельный участок можно выкупить без проведения торгов, если на нем есть здания, сооружения, собственник которых имеет исключительное право на выкуп.
Как выбрать участок для аренды?
Информация о земельных участках, предоставляемых в аренду, может размещаться на сайтах уполномоченных органов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и публиковаться в местных СМИ. Информация о земельных участках, предоставляемых на торгах размещается на сайте.
Также земельный участок можно выбрать с помощью Публичной кадастровой карты Росреестра.
Как оформить аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности?
Земельный участок в аренду может быть предоставлен в аренду на аукционе. Инициатором проведения торгов может выступать заинтересованное лицо.
Извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте, предназначенном для размещения информации о проведении торгов, не менее чем за тридцать дней до его проведения (ст. 39.11 Земельного Кодекса Российской Федерации). Заинтересованные в аренде участка граждане должны подать заявку на участие в аукционе не позднее 5 дней до его начала.
После проведения аукциона и объявления победителя протокол размещается на сайте проведения торгов в течение одного рабочего дня со дня подписания протокола. Победитель аукциона заключает договор с уполномоченным органом.
Обращаем внимание!Уполномоченный орган может заключить договор аренды участка и без проведения аукциона в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 2 статьи 39.6).
Можно ли взять землю в аренду без проведения аукциона?
В 2022 году наряду со случаями, прямо предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, без проведения торгов могут быть предоставлены в аренду земельные участки для производства продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения.
Договор аренды при этом должен предусматривать запрет на изменение вида разрешенного использования земельного участка и условие об одностороннем отказе арендодателя от договора в случае неиспользования земельного участка для указанных целей.
Обращаем внимание!Перечень продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения, устанавливается решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2022 г. № 629).
Каков срок принятия решения о предоставлении участка для производства импортозамещающей продукции?
До конца 2022 года уполномоченный орган рассматривает заявление о предоставлении публичного земельного участка без торгов не позже 14 календарных дней с даты его поступления.
Можно ли арендовать землю без проведения торгов, если я не занимаюсь производством продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения?
Случаи предоставления участков без проведения торгов регламентируются п.2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ. Среди оснований (всего более 40 оснований) для заключения договора аренды земельного участка без проведения аукциона:
· для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов;
· обязательство по завершению строительства объектов незавершенного строительства и исполнению обязательств застройщика перед гражданами;
· расположение здания, сооружения, помещений в них собственникам таких объектов;
· однократно собственнику объекта незавершенного строительства для завершения строительства;
· гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства;
· предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных нарушениях законодательства при использовании такого земельного участка;
· гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, ведения гражданами садоводства для собственных нужд, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности при условии отсутствия других заинтересованных лиц;
· размещения объектов электро-, газо-, водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов и т.д.
Как происходит регистрация договора аренды?
После того, как договор заключен, его необходимо зарегистрировать в Росреестре (если он заключен на срок один год и более). Для этого потребуются следующие документы:
· заявление на регистрацию от органа государственной власти либо органа местного самоуправления (в случае если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности) или сторон договора (если участок находится в частной собственности);
· документ, удостоверяющий личность заявителя, а также документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени юридического лица (если заявителем выступает лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица);
· нотариально удостоверенная доверенность (если заявителем является лицо, действующее от имени юридического лица по доверенности)
· договор аренды и приложения к нему.
За регистрацию договора аренды должна быть уплачена государственная пошлина, представление которой заявителем не требуется при наличии информации об уплаченной пошлине в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах.
Срок государственной регистрации составляет 7-9 рабочих дней в зависимости от способа подачи документов. Сокращенные сроки регистрации (3 рабочих дня) установлены, в частности для случаев государственной регистрации прав в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, строительства гаража для собственных нужд или индивидуального жилищного строительства.
Как подать заявку на регистрацию договора?
Пакет документов можно представить следующими способами:
· в МФЦ;
· в электронном виде через личный кабинет на официальном сайте Росреестра;
· с помощью услуги выездного приема Федеральной кадастровой палаты Росреестра.
Пресс-служба Кадастровой палаты по Краснодарскому краю
Физические и юридические лица имеют право взять в аренду земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, напомнили в Росреестре. Ведомство опубликовало памятку с разъяснением процедуры.
Срок аренды
Как отмечают в Росреестре, срок предоставления земельного участка в аренду регламентируется Земельным кодексом и зависит от целевого использования участка. Так, среди сроков предоставления земли предусмотрены следующие:
— для строительства и реконструкции зданий и сооружений – от 3 до 10 лет;
— для размещения линейных объектов, а также в случае предоставления собственнику здания, сооружения, расположенных на таком земельном участке – до 49 лет;
— для комплексного освоения территории юридическим лицом – на срок действия договора о комплексном развитии территории;
— для завершения строительства – до 3 лет;
— для проведения работ, связанных с использованием недр – срок аренды не должен превышать 2 года с момента окончания действия лицензии;
— для сельскохозяйственного производства – от 3 до 49 лет.
В ряде случаев после истечения срока аренды участок можно будет выкупить без проведения торгов.
Как выбрать участок и оформить аренду
Информация о земельных участках, предоставляемых в аренду, может размещаться на интернет-сайтах уполномоченных органов, а также в местных СМИ. Кроме того, земельный участок можно выбрать с помощью Публичной кадастровой карты.
Оформляется земля после проведения аукциона — протокол размещается на сайте проведения торгов в течение одного рабочего дня со дня подписания. Победитель аукциона заключает договор с уполномоченным органом.
В ряде случае аренду можно оформить и без проведения аукциона – упрощенный порядок действует для участков, на которых будет производиться продукция, необходимая для обеспечения импортозамещения.
«Договор аренды при этом должен предусматривать запрет на изменение вида разрешенного использования земельного участка и условие об одностороннем отказе арендодателя от договора в случае неиспользования земельного участка для указанных целей», — отметили в Росреестре.
В целом же право аренды земли без аукциона предусмотрено по более чем 40 основаниям. Среди них — размещение объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализация масштабных инвестиционных проектов, обязательство по завершению строительства объектов незавершенного строительства и исполнению обязательств застройщика перед гражданами и другие.
Как подать заявку на регистрацию договора
Пакет документов можно представить в МФЦ, в электронном виде через личный кабинет на официальном сайте Росреестра или с помощью услуги выездного приема Федеральной кадастровой палаты Росреестра.
Мы настолько привыкли ждать от государства и его органов подвоха, что любые инициативы по «раздаче благ» воспринимаются настороженно. Не поменяются ли условия? Не скрываются ли за внешними достоинствами огромные недостатки? Аренда земли у государства на 49 лет – из той же серии. С одной стороны, сделка выглядит прозрачной и понятной. Что может быть проще аренды?
С другой стороны, минусы тоже просматриваются. Ведь 49 лет – это даже меньше средней продолжительности жизни. А что будет с землёй потом? Не отберут ли усадьбу, на ней построенную? Не предусмотрены ли повышенные платежи при тех или иных условиях? Внимательно ознакомились с законодательством и практикой, чтобы найти ответы на эти и другие вопросы.
Любопытный факт! Вспоминая госпрограммы по наделению граждан землёй, невольно приходит на ум «Дальневосточный гектар». В 2019 г. ею воспользовались 11500 человек, а всего за период существования – 76,6 тысяч. Немного для страны со 145-миллионным населением и армией переселенцев, не правда ли?
Содержание статьи
- 1 Теория: на каком основании заключаются договоры?
- 2 Преимущества аренды земли у государства
- 3 Недостатки аренды участка, находящегося в муниципальной или государственной собственности
- 4 Сложно ли государству изъять участок, предоставленный в аренду на 49 лет?
- 5 Резюме
Теория: на каком основании заключаются договоры?
Все, должно быть, гадают: почему 49 лет? Откуда взялась эта магическая цифра? Правовые основы договора аренды участка с государством заложены Гл.V.1 и в частности ст.ст.39.1, 39.8 Земельного кодекса России. Согласно ч.8 ст.39.8, участок, принадлежащий муниципалитету или государству, может передаваться максимум на 49 лет для различных целей (размещения линейных объектов, ведения сельского хозяйства, собственнику здания и сооружения). Почему-то законодатель определил именно такой срок – 49 лет. Для сравнения, в соседней Беларуси он больше – 99 лет, в Украине – 50 лет.
Преимущества аренды земли у государства
Важный нюанс: получая участок, его можно использовать для любых целей, не противоречащих Земельному кодексу и назначению объекта. В зависимости от конкретных условий, арендатор вправе построить дом, гараж, баню (и многое другое), зарегистрировать недвижимость. Вести подсобное хозяйство и извлекать прибыль из собственности (например, сдавать комнаты в аренду). Главное, чтобы действие соотносилось с законодательством и ему не противоречило.
Есть несколько плюсов сотрудничества с государством:
- Низкая арендная плата. Как правило, она составляет несколько тысяч рублей в год и значительно выгоднее рыночных условий.
- Повышение платы – не чаще 1 раза в год. Пересмотр этого условия в одностороннем порядке не допускается, государство и его муниципалитеты редко проявляют рвение в данном вопросе.
- Преимущественное право на продление договора. По истечении срока действия соглашения именно арендатор в приоритетном порядке может оставить аренду за собой.
- Правопреемственность. В случае смерти арендатора наследники вправе на тех же условиях перезаключить договор.
- Возможность выкупа. В зависимости от места нахождения недвижимости, условия приобретения земли в собственность различаются и урегулированы законодательством субъекта Федерации. Отдельные участки не могут быть выкуплены, но в основном приватизация объектов возможна.
Обратите внимание! Недвижимость, принадлежащая государству и находящаяся в аренде, может быть изъята в любой момент.
Недостатки аренды участка, находящегося в муниципальной или государственной собственности
При таком большом количестве плюсов возникает вопрос: а есть ли минусы? Они действительно существуют. Во-первых, сама ст.39.1 «Земельного кодекса» сформулирована так, что вызывает много вопросов. В ней много оговорок, разобраться в которых вне конкретной ситуации нелегко. Во-вторых, Кодекс содержит пространство для злоупотреблений и коррупции.
Например, участок может предоставляться как в собственность бесплатно, бессрочное пользование, так и в аренду. Формат сотрудничества определяет местный орган. И, думается, одним людям будут хорошие условия, а другим – похуже. В ст.39.6 Кодекса перечислены ситуации, когда участок предоставляется в аренду с торгов или без них. И здесь в число игроков, вольных распоряжаться ресурсами, помимо местной власти вступают Президент и Правительство.
Именно отсутствие бесспорного и логичного алгоритма выделения земли – главный недостаток сотрудничества. Кроме того, арендатор имеет низкую защиту перед возможным изъятием собственности. Да, предусмотрены компенсации и послабления, но фильм «Левиафан» наглядно их проиллюстрировал, пусть и в гиперболизированном виде.
В общем, принимая землю в аренду, нужно очень внимательно вычитать договор, а в дальнейшем – не терять времени при регистрации возведённой недвижимости. И надеяться на то, что кусок земли не станет нужнее другому человеку (юридическому лицу).
Обратите внимание! При нецелевом использовании предмета аренды, договор может быть расторгнут досрочно. Поэтому если решается вопрос об изъятии участка, стоит быть кристально чистым в его использовании. Иначе можно остаться без компенсации.
Сложно ли государству изъять участок, предоставленный в аренду на 49 лет?
Увы, на постсоветском пространстве не выработалось сколь-нибудь уважительное отношение к частной собственности. И земля, предоставленная в аренду, в первую очередь воспринимается как имущество государства. В этом смысле показателен ФЗ №43 от 05.04.2013, изданный для регулирования правоотношений в связи с расширением Москвы путём присоединения к ней соседних территорий.
В ст.10 ФЗ в завуалированной форме указано, что при необходимости имущество изымается путём прекращения прав на земельный участок. У фактического владельца недвижимости есть только возможность требовать большую цену – без надежды на удовлетворение запроса. На выражение несогласия и урегулирование спора даётся три месяца. Не уложился? Тогда орган, принявший решение об изъятии, идёт в суд с иском. Как думаете, какое решение будет принято?
А в ст.11 того же ФЗ отмечено, что при отсутствии документа на землю, подлежащую изъятию, компенсация приводится в минимальном размере. И здесь же, во второй части, отмечен порядок урегулирования спора с арендатором (тем самым, который взял кусок земли на 49 лет). При изъятии имущества с жилыми домами положены следующие варианты компенсации:
- Земельный участок с жилым домом или участок с жилым помещением в доме блокированной застройки;
- Квартира;
- Участок для ИЖС.
Как юрист отмечу крайнюю размытость формулировок ФЗ №43. Например, «жилые помещения в домах блокированной застройки». Это что, таунхаусы? Или комнаты в общежитии? Или один коттедж на 3-4 семьи? Могу долго рассуждать и про другие пункты, но не вижу смысла. Отдельные положения могут быть интерпретированы по-разному, что оставляет богатый простор для трактовки закона. Так быть не должно.
Интересный факт! В России громко прозвучали истории изъятия участков для нужд государства при проведении Олимпиады-2014 в Сочи и при строительстве магистрали «Таврида» в Крыму. Как в первом, так и во втором случае бывшие пользователи оказались недовольны компенсациями.
Резюме
Итак, предоставление земельных участок в аренду на 49 лет – важная и полезная инициатива, которая позволяет получить в пользование недвижимость для решения жилищной проблемы, ведения хозяйства и размещения различных объектов. Договор создаёт правовую природу для создания дома и иных построек, которые переходят в собственность пользователю.
Есть только одно «но»: когда земля вновь потребуется государству, вернуть её не составит труда. Адекватную компенсацию можно получить лишь за постройки, оформленные надлежаще. Анализируя практику и имеющиеся законы, в наименее выгодном положении находится именно арендатор. Поэтому если участок расположен в востребованном месте, лучше отдать предпочтение покупке недвижимости в собственность.
Аренда земли у государства предполагает получение во временное пользование участка на условиях, прописанных в арендном договоре. Причем, если арендодатель предоставляет объект на длительный период, то стороны обязаны использовать исключительно письменную форму соглашения. После заключения сделки важно обратиться в соответствующие органы для регистрации аренды.
Максимальные сроки аренды земли у государства
Минимальные и максимальные сроки предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности прописаны в п.8 ст.39.8 ЗК РФ. Точный период напрямую зависит от конкретных условий.
Условия |
Минимальный период, в годах |
Максимальный срок, в годах |
Возведение зданий, сооружений |
3 |
10 |
Размещение линейных объектов |
— |
49 |
ИЖС |
— |
20 |
Ведения ЛПХ, если участок граничит с населенным пунктом |
— |
20 |
Для завершения строительства недостроенного здания, купленного на торгах |
— |
3 |
Предоставление охотугодий |
Период действия охотхозяйственного соглашения |
|
Сельскохозяйственное производство |
3 |
49 |
Сенокошение, выгул животных, огородничество |
— |
3 |
Собственнику здания, сооружения расположенного на участке |
— |
49 |
Таким образом, аренда земли на 49 лет (максимальный срок, предусмотренный на законодательном уровне) возможна только в случаях получения участка для ведения сельхоз производительной деятельности или, если арендатор является владельцем здания, сооружения, размещенного на этой земле.
Иващенко Србуи Саргисовна
Ведущий юрист по жилищному законодательству • Стаж 16 лет
Чтобы разобраться, кому доступна аренда земли на 49 лет, как оформить договор и получить участок на максимальный срок рекомендуем обратиться за консультацией к нашему юристу. Специалист подскажет, куда обратиться, какие документы предоставить, а также как добиться получения объекта на долгосрочный период.
Пошаговая инструкция получения земли в аренду
Долгосрочная аренда земли у государства доступна, как физическим, так и юридическим лицам. Чтобы взять участок во временное пользование, можно воспользоваться общепринятой пошаговой инструкцией. Если кратко, то действовать рекомендуется следующим образом:
- находим подходящий объект;
- если участок уже выставлен на торги, то подаем заявку на аукцион, если нет, то обращаемся с заявлением к потенциальному арендодателю, а затем получаем уведомление о назначении торгов;
- участвуем в аукционе;
- в случае победы на торгах, подписываем арендный договор;
- регистрируем аренду.
Обратите внимание: С первого взгляда, кажется, что взять землю в аренду у государства достаточно легко. Однако это не так. Каждый случай предоставления земельных объектов во временное пользование можно считать индивидуальным. Например, одни участки уже выставлены на торги, для получения других нужно подавать заявку на проведение аукциона, а третьи, вообще не имеют границ, и потребуется за свой счет провести межевание участка.
Находим участок
Не все знают, что нужно, чтобы взять землю в аренду. В первую очередь рекомендуется подобрать подходящий под личные нужды участок. Для этого можно воспользоваться публичной кадастровой картой, размещенной на официальном сайте ЕГРН.
«Обращать внимание необходимо на свободные объекты, которые не находятся во временном или постоянном владении. Здесь можно найти участки, уже выставленные на торги, а также те, в отношении которых проведение аукциона еще не планируется».
Информацию о торгах в отношении земель обычно размещают в местных СМИ, обычно в печатных газетах, либо на официальном сайте муниципалитета.
Если же границы земельного участка не определены, то найти его на кадастровой карте невозможно. Такие земли обычно арендуют в том случае, если потенциальный арендатор уже знает, где они находятся. Причем, в таких ситуациях объект предоставляют в аренду без проведения аукциона, то есть, по упрощенной схеме.
Подаем заявку
Аренда земельного участка на 49 лет или меньший срок, установленный на законодательном уровне, доступна только победителям аукциона, за исключением некоторых случаев. Если объект выставлен на торги, то потенциальному арендатору необходимо подать заявку на участие в них.
Если же участок свободен, но муниципалитет пока не планирует проводить в отношении него аукцион, то необходимо подать заявление потенциальному арендодателю о предоставлении земельного объекта в аренду. В нем указывают следующую информацию:
- наименование органа, куда подается заявка;
- ФИО заявителя, его паспортные данные, адрес регистрации, контактный номер телефона;
- тип земельного участка;
- кадастровый номер объекта, его местонахождение;
- сведения о льготах на получение надела, в случае наличия таковых;
- дата, подпись заявителя.
- Заявление подают потенциальному арендодателю, чаще всего в местную администрацию. Его регистрируют и принимают к рассмотрению.
Важно! Если потенциальный арендатор не имеет права на получение участка без торгов, ему нужно быть готовым к тому, что после получения решения от администрации, придется снова подавать заявление, но только уже на участие в аукционе.
Получаем решение
После получения заявления администрация рассматривает его и принимает решение о проведении торгов или об отказе. Свой ответ потенциальный арендатор направляет в письменном виде. В нем, обычно указывают дату, место и время аукциона.
Как показывает практика, решение принимается в течение 30 дней с момента регистрации заявки.
Кроме этого, информация о проведении торгов размещается в средствах массовой информации. Это необходимо для того, чтобы другие граждане и юридические лица смогли заявиться на аукцион.
Участвуем в аукционе
Для того чтобы взять землю в аренду у государства, необходимо победить на торгах, за исключением случаев, когда претендент имеет право на получение участка, минуя рассматриваемую процедуру.
Как правило, аукцион назначают на определенную дату. Обычно, с момента размещения информации о его проведении проходит 30 дней.
«Для того чтобы стать участником торгов, необходимо подать заявку, а затем внести задаток».
В назначенное время важно принять участие в аукционе. В процессе «разыгрывается» аренда земли на 49 лет, цена, обычно устанавливается на уровне 0,5-1,5% от кадастровой стоимости участка (срок предоставления объекта во временное пользование может быть другим). Но, нужно помнить о том, что на торги могут заявиться и другие участники. В таком случае стоимость аренды, скорее всего, возрастет.
Победителем признается тот участник, который предложит самую высокую цену, либо единственный потенциальный арендатор, который заявился на аукцион.
Заключаем договор
После определения победителя администрация высылает типовой договор аренды земли на 49 лет или другой период, в зависимости от целевого назначения участка.
Потенциальному арендодателю требуется внимательно ознакомиться с текстом соглашения, а если его все устраивает, прибыть в администрацию для подписания документа.
Договор аренды готовят с учетом норм, действующего гражданского и земельного законодательства. В нем принято отражать следующую информацию:
- название документа, его номер, место и дату заключения сделки;
- наименование сторон;
- предмет соглашения;
- срок аренды и арендную плату;
- права, обязанности, ответственность сторон;
- перечень приложений;
- адреса, реквизиты арендодателя и арендатора.
Структура договора может быть изменена в зависимости от конкретной ситуации. В него добавляют дополнительные разделы, объединяют смежные или исключают не нужные.
Образец заявления
Договор долгосрочной аренды земельного участка между физическим лицом и муниципалитетом
Регистрируем аренду
Недостаточно знать, как взять землю в аренду у государства, нужно изучить информацию и о порядке регистрации сделки.
По закону, если срок действия соглашения составляет 1 год и более, а также, если хотя бы одним из субъектов правоотношений выступает юридическое лицо, то факт передачи земельного объекта во временное пользование необходимо зарегистрировать в Росреестре.
Обращаться с заявлением для осуществления регистрационных действий может арендатор или арендодатель. Госпошлину оплачивает заявитель.
Расходы на регистрацию несет сторона, определенная договором аренды. Причем, затраты можно поделить между субъектами.
Обратите внимание: Госпошлина за регистрацию составляет 2 тыс. рублей для физических лиц и 22 тыс. рублей для юридических.
Как получить участок без торгов
В некоторых случаях, предусмотренных действующим российским законодательством, земельные объекты передают без проведения торгов. О том, как оформить аренду земли на 49 лет (или другой период), без участия в рассматриваемой процедуре, необходимо ознакомиться с положениями статьи 39.14 ЗК РФ. По закону, участок без торгов может быть предоставлен в следующих случаях:
- для завершения строительства объекта, расположенного на арендуемой земле, собственнику такого здания или строения;
- лицу, который является владельцем недвижимости, находящейся на участке;
- гражданам, с кем заключается договор о комплексном развитии территорий;
- в случае изъятия у человека или компании принадлежащего ему земельного объекта.
Если потенциальный арендатор не соответствует вышеуказанным условиям, получить земельный объект в аренду без аукциона можно только в том случае, если участок является неорганизованным, то есть не имеет границ.
Иващенко Србуи Саргисовна
Ведущий юрист по жилищному законодательству • Стаж 16 лет
Чтобы узнать, как получить землю в аренду у государства на долгосрочный период без проведения торгов, рекомендуем обратиться за помощью к нашим юристом. Специалист расскажет, что нужно сделать, чтобы потенциальный арендодатель не отказал в предоставлении объекта, какие документы предоставить, как подать заявку, а в случае необходимости, сопроводит клиента до получения результата.
Пошаговая инструкция получения земли без торгов
Для получения земельного объекта во временное пользование без участия в аукционе, можно, следуя пошаговому алгоритму действий:
- подаем заявление в администрацию о предварительном согласовании аренды;
- получаем решение от муниципалитета о возможности заключения соглашения;
- нанимаем кадастрового инженера для проведения межевальных работ и получения кадастрового плана;
- подаем заявку на заключение арендного соглашения, подкрепленную кадастровым паспортом;
- заключаем договор.
Сама процедура оформления арендного соглашения ничем не отличается от схемы заключения договора с победителем аукциона или единственным его участником.
Надо отметить, что договор должен содержать точную характеристику передаваемого во временное пользование участка. Если, исходя из описания, невозможно точно определить, о каком объекте идет речь, то это значит то, что стороны не договорились о предмете соглашения. Соответственно, это означает не заключение договора, даже в случае подписания документа обеими сторонами.
Обратите внимание: Соглашением может быть предусмотрено право выкупа земельного участка. В таком случае арендодатель после истечения срока аренды или в любое время после внесения всей суммы выкупной цены претендует на получение полного права собственности на участок.
Какие земли не дают в аренду
В некоторых случаях, регламентированных на законодательном уровне, краткосрочная или долгосрочная аренда земли невозможна. Участок не передадут во временное пользование, если:
- он принадлежит другому лицу;
- объект находится во владении другого арендатора;
- он зарезервирован для муниципальных или государственных нужд;
- на него наложены ограничения, в соответствии с действующим российским законодательством;
- он изъят из оборота.
Пример из практики:
Лопатин Р.Г. обратился с заявлением о предварительном согласовании заключения арендного договора в отношении земельного участка для ЛПХ. Администрация приняла заявку на рассмотрение. Через неделю после регистрации обращения муниципалитет получил заявление о проведение аукциона по продаже этого же объекта. Комиссия не нашла оснований, предусмотренных ст.39.11 ЗК РФ, при наличии которых, могла бы отказать в назначении торгов. В предоставлении участка для ЛПХ без проведения аукциона Лопатину отказали.
Также, в некоторых случаях, прописанных в статье 39.16 ЗК РФ, заявителю могут отказать в предоставлении земельного участка без проведения торгов. Такое может случиться, если:
- лицо, обратившееся с заявкой, не имеет право на получение земли без аукциона;
- на участке расположены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, принадлежащие иным лицам;
- объект уже выставлен на торги, либо в отношении него поступило заявление о проведении аукциона;
- заявитель планирует использовать участок в целях, не соответствующих назначению земли;
- площадь земельного объекта превышает максимально допустимую.
Заявителю откажут и в том случае, если границы участка подлежат уточнению. Но такие земли называют неорганизованными, и, в случае проведения межевальных работ за свой счет, физическое или юридическое лицо получает право на заключение арендного соглашения без проведения аукциона.
Судебная практика
Администрация муниципального образования Тосненский район Ленинградской области подала исковое заявление о расторжении договора аренды земельного участка, предназначенного для сельхозпроизводства, заключенного с Рыковым Т.Д.
Истец пояснил, что ответчику предоставили во временное пользование поле, который в настоящее время не используется. Участок зарос сорняком, на нем не ведутся никакие работы уже на протяжении пяти лет.
Кроме этого, арендатор прекратил внесение арендных платежей 6 месяцев назад. Администрация предложила расторгнуть договор в добровольном порядке по соглашению сторон, однако Рыков отказался это делать, заявив о том, что имеет право пользоваться участком еще на протяжении 30 лет, а то, что пока земля не используется арендодателя волновать не должно.
Суд, принял исковое заявление. Рассмотрев дело по существу, судья установил, что ответчик нарушил условия договора:
- не использовал участок по прямому назначению более чем 3 года;
- не поддерживает объект в надлежащем состоянии, что приводит к ухудшению его свойств;
- не внес арендную плату, более чем 3 раза подряд.
После рассмотрения дела и выяснения конкретных обстоятельств, судья пришел к выводу о том, что оснований для расторжения договора аренды достаточно и удовлетворил иск.
Частые вопросы
Почему в Крыму срок аренды 49 лет не устанавливают в отношении земель, предназначенных для ИЖС?
+
Действующим российским законодательством предусмотрены максимальные сроки предоставления земель в аренду. Что касается индивидуального жилищного строительства, то для этих целей участок дают только на 20 лет. Это правило регламентировано п.8 ст.39.8 ЗК РФ. Однако, после возведения на земле здания и его регистрации в госорганах, арендатор может заключить другой арендный договор. В таком случае срок временного пользования увеличивается до 49 лет.
Сколько стоит аренда земли на 49 лет?
+
Сказать точно, сколько придется платить за временное пользование земельным участком, невозможно. Все зависит от кадастровой стоимости объекта и от первоначального процента от нее, устанавливаемой в случае проведения торгов. Как показывает практика, начальная стоимость лота может составить 0,5-1,5% от кадастровой стоимости земли.
Можно ли арендовать лесной участок?
+
Юридические или физические лица имеют право арендовать земельный участок, входящий в лесной фонд. При этом предоставление объекта осуществляется после проведения торгов, за исключением случаев, определенных Лесным кодексом РФ.
Заключение эксперта
Граждане и организации имеют возможность арендовать земельные участки, принадлежащие государству или муниципалитету. Объекты предоставляют в результате победы на торгах или без проведения аукциона, но только для тех случаев, когда потенциальный арендатор имеет право на это.
В некоторых случаях, арендатор, заключивший арендное соглашение, претендует на дальнейший выкуп земли по истечению срока действия договора или в любое время при условии внесения всей суммы выкупной цены.
КонсультантПлюс: примечание.
Ст. 39.6 применяется с учетом особенностей, установленных ст. 9 Федерального закона от 01.04.2020 N 69-ФЗ (Распоряжение Правительства РФ от 21.09.2022 N 2724-р).
(введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)
Позиции высших судов по ст. 39.6 ЗК РФ >>>
1. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
КонсультантПлюс: примечание.
В 2023 г. можно арендовать публичную землю без торгов также для производства импортозамещающей продукции по перечню, установленному решением госоргана субъекта РФ (Постановление Правительства РФ от 09.04.2022 N 629).
2. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления:
1) земельного участка юридическим лицам в соответствии с указом или распоряжением Президента Российской Федерации;
2) земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным Правительством Российской Федерации;
3) земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации;
КонсультантПлюс: примечание.
С 01.01.2024 пп. 3.1 п. 2 ст. 39.6 утрачивает силу (ФЗ от 01.07.2018 N 175-ФЗ).
3.1) земельного участка юридическим лицам, принявшим на себя обязательство по завершению строительства объектов незавершенного строительства и исполнению обязательств застройщика перед гражданами, денежные средства которых привлечены для строительства многоквартирных домов и права которых нарушены, которые включены в реестр пострадавших граждан в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», по завершению строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, сведения о которых включены в единый реестр проблемных объектов в соответствии с указанным Федеральным законом, для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) домов блокированной застройки (в случае, если количество таких домов составляет три и более в одном ряду) в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации;
(пп. 3.1 введен Федеральным законом от 01.07.2018 N 175-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 13.07.2020 N 202-ФЗ, от 30.12.2021 N 476-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
КонсультантПлюс: примечание.
П. 3.2 и 3.3 распространяются также на случаи прекращения до 01.05.2021 отношений, связанных с предоставлением в аренду участка застройщику-банкроту, определенные ФЗ от 20.04.2021 N 92-ФЗ.
3.2) земельного участка застройщику, признанному в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» банкротом, для обеспечения исполнения обязательств застройщика перед гражданами, денежные средства которых привлечены для строительства многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и права которых нарушены, в случае принятия арбитражным судом в отношении такого земельного участка мер по обеспечению требований кредиторов и интересов должника в соответствии с пунктом 1 статьи 201.3 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
(пп. 3.2 введен Федеральным законом от 20.04.2021 N 92-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 273-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.3) земельного участка застройщику, признанному в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» банкротом, для передачи публично-правовой компании «Фонд развития территорий», принявшей на себя обязательства застройщика перед гражданами по завершению строительства многоквартирных домов или по выплате возмещения гражданам в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 218-ФЗ «О публично-правовой компании «Фонд развития территорий» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
(пп. 3.3 введен Федеральным законом от 20.04.2021 N 92-ФЗ; в ред. Федерального закона от 30.12.2021 N 436-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) земельного участка для выполнения международных обязательств Российской Федерации, а также юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения;
5) земельного участка, образованного из земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленного для комплексного развития территории, лицу, с которым был заключен договор аренды такого земельного участка, если иное не предусмотрено подпунктом 8 настоящего пункта, пунктом 5 статьи 46 настоящего Кодекса;
(в ред. Федеральных законов от 03.08.2018 N 340-ФЗ, от 30.12.2020 N 494-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6) утратил силу. — Федеральный закон от 30.12.2020 N 494-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
7) садового или огородного земельного участка, образованного из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, за исключением земельных участков общего назначения, членам такого товарищества;
(пп. 7 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
ограниченного в обороте земельного участка, являющегося земельным участком общего назначения, расположенного в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, гражданам, являющимся правообладателями садовых или огородных земельных участков в границах такой территории с множественностью лиц на стороне арендатора (в случае, если необходимость предоставления указанного земельного участка таким гражданам предусмотрена решением общего собрания членов садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, осуществляющего управление имуществом общего пользования в границах такой территории);
(пп. 8 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8.1) утратил силу. — Федеральный закон от 30.12.2020 N 494-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
8.2) земельного участка участникам долевого строительства в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;
(пп. 8.2 введен Федеральным законом от 30.12.2021 N 476-ФЗ)
9) земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления;
10) земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи;
11) земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, этим землепользователям, за исключением юридических лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса;
12) земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
13) земельного участка, образованного в границах территории, лицу, с которым заключен договор о комплексном развитии территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, либо юридическому лицу, обеспечивающему в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации реализацию решения о комплексном развитии территории;
(в ред. Федеральных законов от 30.12.2020 N 494-ФЗ, от 07.10.2022 N 385-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
13.1) — 13.3) утратили силу. — Федеральный закон от 30.12.2020 N 494-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
14) земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;
15) земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, ведения гражданами садоводства для собственных нужд, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса;
(в ред. Федеральных законов от 29.07.2017 N 217-ФЗ, от 14.07.2022 N 312-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
16) земельного участка взамен земельного участка, предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды и изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
17) земельного участка религиозным организациям, казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации (далее — казачьи общества), для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ на территории, определенной в соответствии с законами субъектов Российской Федерации;
18) земельного участка лицу, которое в соответствии с настоящим Кодексом имеет право на приобретение в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе бесплатно, если такой земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд либо ограничен в обороте;
19) земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства;
20) земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю;
21) земельного участка, расположенного в границах особой экономической зоны или на прилегающей к ней территории, резиденту особой экономической зоны или управляющей компании в случае привлечения ее в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах, для выполнения функций по созданию за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, внебюджетных источников финансирования объектов недвижимости в границах особой экономической зоны и на прилегающей к ней территории и по управлению этими и ранее созданными объектами недвижимости;
22) земельного участка, расположенного в границах особой экономической зоны или на прилегающей к ней территории, для строительства объектов инфраструктуры этой зоны лицу, с которым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти заключено соглашение о взаимодействии в сфере развития инфраструктуры особой экономической зоны. Примерная форма соглашения о взаимодействии в сфере развития инфраструктуры особой экономической зоны утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
23) земельного участка, необходимого для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, соглашением о государственно-частном партнерстве, соглашением о муниципально-частном партнерстве, лицу, с которым заключены указанные соглашения;
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 224-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
23.1) земельного участка для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования лицу, заключившему договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования, и в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации, некоммерческой организации, созданной субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для освоения территорий в целях строительства и эксплуатации наемных домов социального использования;
(пп. 23.1 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 217-ФЗ)
23.2) земельного участка, необходимого для осуществления деятельности, предусмотренной специальным инвестиционным контрактом, лицу, с которым заключен специальный инвестиционный контракт;
(пп. 23.2 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 365-ФЗ)
КонсультантПлюс: примечание.
С 01.09.2023 п. 2 ст. 39.6 дополняется пп. 23.3 (ФЗ от 18.03.2023 N 77-ФЗ). См. будущую редакцию.
24) земельного участка, необходимого для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, лицу, с которым заключено охотхозяйственное соглашение;
25) земельного участка для размещения водохранилищ и (или) гидротехнических сооружений, если размещение этих объектов предусмотрено документами территориального планирования в качестве объектов федерального, регионального или местного значения;
26) земельного участка для осуществления деятельности Государственной компании «Российские автомобильные дороги» в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог;
27) земельного участка для осуществления деятельности открытого акционерного общества «Российские железные дороги» для размещения объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
28) земельного участка резиденту зоны территориального развития, включенному в реестр резидентов зоны территориального развития, в границах указанной зоны для реализации инвестиционного проекта в соответствии с инвестиционной декларацией;
29) земельного участка лицу, обладающему правом на добычу (вылов) водных биологических ресурсов на основании решения о предоставлении их в пользование, договора пользования рыболовным участком или договора пользования водными биологическими ресурсами, для осуществления деятельности, предусмотренной указанными решением или договорами;
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 349-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
29.1) земельного участка лицу, осуществляющему товарную аквакультуру (товарное рыбоводство) на основании договора пользования рыбоводным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности (далее — договор пользования рыбоводным участком), для указанных целей;
(пп. 29.1 введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 502-ФЗ)
30) земельного участка юридическому лицу для размещения ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктов хранения, хранилищ радиоактивных отходов и пунктов захоронения радиоактивных отходов, решения о сооружении и о месте размещения которых приняты Правительством Российской Федерации;
31) земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка;
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 336-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
32) земельного участка арендатору (за исключением арендаторов земельных участков, указанных в подпункте 31 настоящего пункта), если этот арендатор имеет право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи;
33) утратил силу. — Федеральный закон от 15.10.2020 N 318-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
34) земельного участка гражданину в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
(пп. 34 в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 226-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
35) земельного участка в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»;
(пп. 35 введен Федеральным законом от 23.06.2016 N 221-ФЗ)
36) земельного участка, который находится в собственности субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы или государственная собственность на который не разграничена, в целях реализации решения о реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации», Московскому фонду реновации жилой застройки, созданному субъектом Российской Федерации — городом федерального значения Москвой в соответствии с указанным Законом, в случае, если на таком земельном участке планируется строительство многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц по договорам участия в долевом строительстве в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;
(пп. 36 введен Федеральным законом от 01.07.2017 N 141-ФЗ)
37) земельного участка, включенного в границы территории инновационного научно-технологического центра, фонду, созданному в соответствии с Федеральным законом «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
(пп. 37 введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 216-ФЗ)
38) земельного участка участнику свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя для реализации договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2014 года N 377-ФЗ «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»;
(пп. 38 введен Федеральным законом от 25.12.2018 N 485-ФЗ)
39) земельного участка для осуществления лицом, получившим статус резидента Арктической зоны Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации», деятельности, предусмотренной соглашением об осуществлении инвестиционной деятельности в Арктической зоне Российской Федерации.
(пп. 39 введен Федеральным законом от 13.07.2020 N 194-ФЗ)
40) земельного участка для обеспечения выполнения инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, включенных в программу деятельности публично-правовой компании «Единый заказчик в сфере строительства» на текущий год и плановый период в соответствии с Федеральным законом «О публично-правовой компании «Единый заказчик в сфере строительства» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
(пп. 40 введен Федеральным законом от 22.12.2020 N 435-ФЗ)
41) земельного участка публично-правовой компании «Фонд развития территорий» для осуществления функций и полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 218-ФЗ «О публично-правовой компании «Фонд развития территорий» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», если завершение строительства объектов незавершенного строительства (строительство объектов капитального строительства) на земельном участке, переданном (который может быть передан) указанной публично-правовой компании по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», невозможно в связи с наличием ограничений, установленных земельным и иным законодательством Российской Федерации, при подтверждении наличия таких ограничений федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, а также в случае, если земельные участки (права на них) отсутствуют у застройщика, признанного несостоятельным (банкротом);
(пп. 41 введен Федеральным законом от 01.07.2021 N 273-ФЗ; в ред. Федерального закона от 30.12.2021 N 436-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
42) земельного участка публично-правовой компании «Фонд развития территорий» по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
(пп. 42 введен Федеральным законом от 30.12.2021 N 436-ФЗ)
3. Граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в следующих случаях:
1) земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 настоящего Кодекса);
2) земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства для собственных нужд.
(в ред. Федеральных законов от 29.07.2017 N 217-ФЗ, от 14.07.2022 N 312-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий:
1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка;
2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо;
3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 настоящего Кодекса;
4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 — 30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
5. Предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта:
1) собственнику объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
2) собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.
6. Если единственная заявка на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, подана лицом, которое соответствует указанным в извещении о проведении аукциона требованиям к участникам аукциона и заявка на участие в аукционе которого соответствует указанным в извещении о проведении аукциона условиям аукциона, либо если только один заявитель признан единственным участником аукциона или в аукционе принял участие только один его участник, договор аренды такого земельного участка заключается с указанным лицом.