Скачать Коллективные и групповые формы работы классных руководителей с учащимися
Коллективные и групповые формы работы классных руководителей с учащимися
Классный руководитель 4В класса В.В. Адамович
Основным структурным элементом воспитательной системы школы является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися.
Задачи и функции классного руководителя определяют основные направления, содержание, методы и формы его работы Практика работы средней общеобразовательной школы показывает, что важнейшими направлениями работы классного руководителя является:
1. Изучение личности учащегося.
2. Создание и воспитание ученического коллектива.
3. Развитие талантов, умственных и физических способностей учащихся, формирование у них высокой познавательной культуры, организация содержательного досуга школьников.
4. Создание необходимых условий для физического развития воспитанников, сохранение и укрепление их здоровья.
5. Подготовка школьников к хозяйственно-трудовой деятельности.
6. Работа с учителями.
7. Взаимосвязь с семьей, работа с родителями учащихся.
8. Сотрудничество с внешкольными учебно-воспитательными учреждениями, общественностью, различными общественными организациями
9. Планировка классным руководителем воспитательной работы с детьми, ведения необходимой документации.
Изучение личности ученика осуществляется классным руководителем с использованием всей палитры «школьных методик», достаточно хорошо описанных в современной психолого-педагогической литературе и на этой основе организации в процессе воспитания индивидуального пути развития каждого ребенка. Сущность этого, как отмечал еще А.С. Макаренко, заключается не в том, чтобы «возиться с капризным ребенком», а в заботе педагога о том, чтобы на основе индивидуальных особенностей ребенка привлечь его к активной жизнедеятельности классного коллектива. При этом необходим как дифференцированный подход к ребенку, так и к разнообразным группам детей: «новеньких», мальчиков — девочек, актива — пассива, талантливых и отстающих в развитии.
Важнейшими методами изучения воспитанников являются: систематическое ежедневное наблюдение за деятельностью и поведением учащихся в процессе обучения и внеурочное время, индивидуальные и групповые диагностические беседы; выявления результатов деятельности учащихся, посещения их дома; естественный эксперимент; рейтинг и метод компетентных оценок.
Создание и воспитание ученического коллектива как основной среды жизнедеятельности школьников предусматривает определение цели и задач воспитания как коллектива в целом, так и каждой личности ученика в частности, привлечение каждого ученика к различным видам общественно полезной деятельности, создание и развитие системы воспитательных межличностных отношений (распределение поручений и обязанностей, развитие актива: выборы, обучение его, создания отношений «взаимной ответственности»), развитие традиций, налаживание связей с другими коллективами в школе и за ее пределами, создание в классе атмосферы оптимизма, благоприятного психологического микроклимата.
Начиная работу с классом, классному руководителю следует ознакомиться с личными делами учащихся, поговорить с их родителями, учителями-предметниками, проанализировать классный журнал за прошлый учебный год и составить себе некоторое представление об успеваемости, поведении, положительные аспекты и недостатки, имеющие место в классе, с тем, чтобы определить оптимальный подход к организации воспитательной работы.
Важное значение в создании коллектива имеет умелое предъявление с первых же дней обучения педагогических требований к учащимся. С этой целью классный руководитель, как правило, в начале учебного года проводит специальное собрание, на котором основательно знакомит учащихся с важнейшими школьными правилами и объясняет им, как они должны вести себя на уроках, переменах, во внеурочное время, выполнять домашние задания и участвовать в общественной жизни класса Предъявление требований в начале учебного года побуждает учащихся к анализу своего поведения и переживанию внутренних противоречий между имеющимся и необходимым уровнем поведения, наконец, стимулирует их самовоспитание.
Умение классного руководителя организовать содержательный внеклассную работу с учащимися является важнейшим в воспитании ученического коллектива. Классному руководителю следует позаботиться о том, чтобы уже с первых дней работы с детьми привлечь их к активной практической внеклассной деятельности, пробудить и развить интерес к ней. Тем более, что дети с интересом участвуют в коллективных прогулках, походах по родному краю, в различных экскурсиях, общественно полезной работе и т.п. Интересные практические дела с основой для накопления положительных традиций в классе, что, в свою очередь, способствует обогащению жизни коллектива и его развитию. Такими традициями могут быть праздники труда, спортивные соревнования, походы и экскурсии, встречи с выдающимися людьми.
Процесс воспитания предусматривает развитие таланта, умственных и физических способностей учащихся, формирование у них высокой познавательной культуры, организации содержательного досуга школьников. Поэтому совместно с учителями-предметниками классный руководитель должен воспитывать ответственное отношение к учебе, способствовать в выборе и привлечении учащихся к работе в различных научно-технических обществах, малых академиях, кружках, секциях, клубах, студиях, объединениях согласно их интересам, склонностей и возможностей, поощрять изучение иностранных языков на курсах в клубах, кружках. Важно также расширять познавательный и культурный кругозор школьников путем проведения экскурсий, различных вечеров, конкурсов, встреч, посещение музеев, кино, театров; помогать детям в трудоустройстве заработка денег на общие нужды, организовать коллективную творческую деятельность, совместный отдых учащихся.
Классный руководитель использует классный коллектив для повышения требований к учащимся в деле обучения и дисциплины. С этой целью он проводит сборы, на которых осуществляется анализ учебной работы в классе, заслушиваются отчеты отдельных учащихся об их успеваемости и поведении. Заметное место в повышении успеваемости имеют разъяснительные беседы об обязанности школьников хорошо учиться, о культуре умственного труда, а также контроль за их домашней деятельности. Задача классного руководителя – своевременно заметить отставание ученика в обучении, определить причины и предоставить ему действенную эффективную помощь.
Важным участком работы классного руководителя является духовно-нравственное воспитание, главной особенностью которого в условиях национальной школы является ориентирование на общечеловеческие ценности. С помощью разнообразных методов и средств он знакомит учащихся с прошлым и современной жизнью страны и мира, организует диспуты на морально-этические и эстетические темы, литературно-художественные вечера и др. Великое значение имеет пример воспитателя, учителя, родителей, старших.
Организуя внеклассную воспитательную работу с учащимися, важно всегда помнить о необходимости воспитания у каждого из них чувства любви к Беларуси, преданности ей, национального самосознания, личной ответственности за сохранение и приумножение природных богатств родного края, высокой экологической культуры, нетерпимости к губителям природы. Обязательным условием формирования личности в современных условиях является подготовка школьников к хозяйственно-трудовой деятельности. Поэтому важным направлением работы классного руководителя в условиях школы должны быть вопросы подготовки к трудовой деятельности в новых условиях хозяйствования, экологического воспитания природы, ее богатств, их экономного использования, экономическое воспитание, развитие предпринимательства, участие в восстановлении исторических памятников, развития народных промыслов и т.д. Организуя работу в этом направлении, важно, чтобы деятельность школьников была социально ценная и значимая, включала элементы игры и романтики, опиралась на их инициативу, творчество и самодеятельность.
Перед классными руководителями стоит задача создания необходимых условий для физического развития детей, сохранения и укрепления их здоровья. Поэтому для классного руководителя очень важно значительное внимание уделять изучению возрастных, психофизических особенностей детей, пропаганде здорового образа жизни, забота об охране их здоровья, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима дня и питания школьников, воспитывать сознательное отношение к укреплению здоровья, предотвращать употребление алкоголя, наркотиков, других вредных привычек.
Формы работы классного руководителя с учащимися. В соответствии со своими функциями классный руководитель осуществляет отбор форм работы с учащимися. Все их многообразие можно классифицировать по разным основаниям:
Ø по видам деятельности — учебные, трудовые, спортивные, художественные и др.;
Ø по способу влияния педагога — непосредственные и опосредованные;
Ø по времени проведения — кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов), продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель), традиционные (регулярно повторяющиеся);
Ø по времени подготовки — формы работы, проводимые с учащимися без включения их в предварительную подготовку, и формы, предусматривающие предварительную работу, подготовку учащихся;
Ø по субъекту организации — организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые; деятельность детей организуется на основе сотрудничества; инициатива и ее реализация принадлежит детям;
Ø по результату — формы, результатом которых могут быть информационный обмен, выработка общего решения (мнения), общественно значимый продукт;
Ø по числу участников — индивидуальные (учитель—учащийся), групповые (учитель — группа детей), массовые (учитель—несколько групп, классов).
Индивидуальные формы, как правило, связаны с внеурочной деятельностью, общением классных руководителей и детей. Они действуют в групповых и коллективных формах и в конечном счете определяют успешность всех других форм. К ним относятся беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказании индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи.
Использование индивидуальных форм работы предполагает решение классным руководителем важнейшей задачи: разгадать ученика, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру, устремлениям, и все, что мешает ему проявить себя. С каждым необходимо взаимодействовать по-разному, для каждого нужен свой конкретный, индивидуализированный стиль взаимоотношений. Важно расположить к себе ребёнка вызвать его на откровенность, завоевать доверие, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. В индивидуальных формах работы заложены большие воспитательные возможности. Разговор по душам может оказаться для ребенка полезнее нескольких коллективных дел.
К групповым формам работы можно отнести советы дел, творческие группы, органы самоуправления, микрокружки. В этих формах классный руководитель проявляет себя как рядовой участник либо как организатор. Главная его задача, с одной стороны, помочь каждому проявить себя, а с другой — создать условия для получения в группе ощутимого положительного результата, значимого для всех членов коллектива, других людей.
К коллективным формам работы классного руководителя со школьниками относятся, прежде всего, различные дела, конкурсы, спектакли, концерты, выступления агитбригад, походы, спортивные соревнования и др. В этих формах классные руководители могут выполнять различную роль: ведущего участника, организатора; рядового участника деятельности, воздействующего на детей личным примером; участника-новичка, воздействующего на школьников личным примером овладения опытом более знающих людей и т.д. Все классификации взаимосвязаны, и в зависимости от подхода одна и та же форма может быть отнесена к любой из этих классификаций. Так, например, дежурство по классу на первом этапе является формой непосредственного взаимодействия педагога со всем коллективом детей. Учитель организует коллективное обсуждение положения о дежурстве по классу. Сами школьники под его руководством вырабатывают правила дежурства, права и обязанности дежурных. В некоторых ситуациях дежурство полностью организуется и регулируется самими детьми без явного участия педагога.
При выборе форм необходимо:
1. Учитывать воспитательные задачи, определенные на очередной период работы (год, четверть), поскольку каждая форма работы должна способствовать их решению.
2. На основе задач определять содержание работы, основные виды деятельности, в которые целесообразно включить детей.
3. Составлять набор возможных способов реализации намеченных задач, форм работы с учетом принципов организации воспитательного процесса, возможностей, подготовленности, интересов и потребностей детей, внешних условий (культурные центры, производственное окружение), возможностей педагогов, родителей.
4. Организовывать коллективный с участниками мероприятия поиск форм на основе коллективного целеполагания, при этом продумать способы обогащения опыта детей новыми идеями, формами, например через обращение к опыту других, изучение опубликованных материалов, постановку конкретных вопросов и т.д.
5. Обеспечивать непротиворечивость содержания и форм воспитательной работы.
Описание форм воспитательной работы:
1. Классный час — форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в котором могут подниматься и решаться важные моральные нравственные и этические проблемы. Он может включать: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы, экскурсии, конкурсы, общественно-полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д.
Темы тематических классных часов определяются потребностями духовного развития учащихся, их интересами, стремлениями. Выделяется классный час (ситуационный) и как час коррекции поведения учащихся.
2. Информационный час – форма просветительской работы среди учащихся, направленной на воспитание гражданской, нравственно-правовой, информационной культуры молодежи, формирование ее кругозора, социальной и политической зрелости. (Темы информационных часов: «Люди особого риска», «Горжусь своими земляками», «Известные женщины Беларуси», «Мы – граждане удивительной страны» и мн. др.)
3. Общественно полезный труд – один из основных компонентов системы трудового воспитания школьников. Он организуется с целью формирования у учащихся осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию и природе. Участие обучающихся в общественно полезном труде является одной из актуальных форм формирования у учащихся интереса к профессиональному труду. Общественно полезный труд воспитывает у детей трудолюбие, стремление к созиданию, творческую инициативу и другие нравственные качества. Например, акция «Забота» — подкормка зимующих птиц; акция «Бумажный клад»; операция «Приведём в порядок учебники»; уборка рабочего места, классной комнаты; практическое занятие «Уход за мнатными растениями»; организация дежурства в классе.
4. Классное собрание — это форма организации коллективной жизни.
Собрание группы (классное собрание).
Цель: помочь в решении проблем, развивать у учащихся способность решать эти проблемы самостоятельно.
Задачи: вызывать воспитанников на откровенный разговор друг с другом, формировать честную дисциплину среди учащихся.
На классном собрании нельзя:
— позволять воспитанникам осуждать или обвинять друг друга;
— привлекать учащихся к выслеживанию и выявлению правонарушителей;
— наказывать группу за поведение отдельных ребят.
Правила организации и проведения собрания:
— попытаться самим решить проблему;
— не оказывать друг на друга никакого давления — ни юридического, ни словесного;
— слушать друг друга, не перебивая.
Структура собрания:
1. представление обсуждаемой проблемы;
2. изложение информации по проблеме;
3. начало дискуссии;
4. предложение решения проблемы;
5. выбор решения;
6. обсуждение предполагаемого результата решения;
7. закрытие собрания.
Продолжительность собрания 45 минут.
Как часто организовывать классные собрания, решает коллектив.
Решаемые вопросы:
— выборы, перевыборы органов самоуправления;
— разрешение конфликтных ситуаций;
— создание правил группы для достижения желаемого этического поведения;
— налаживание дружеских взаимоотношений между студентами;
— разрешение проблемных ситуаций, текущих вопросов.
5. Конкурс — это личное или командное соревнование, имеющее целью выявить наилучших участников, исполнителей работы. Конкурс может быть самостоятельной формой работы и составной частью праздников, КВН, брэйн-рингов и др. форм.
6. Конференция — широко используется в учебно-воспитательной работе. Проходит в виде собраний, занятий-конференций научных, научно-практических, читательских, итоговых. Любой вид конференции требует тщательной подготовки: определение темы; оповещение участников (за месяц) о сроках ее проведения; разработка программы, списка предлагаемой литературы для подготовки; формулирование дискуссионно-проблемных вопросов, выносимых на обсуждение. Подготовка участников конференции предполагает изучение различных источников, энциклопедий, справочников; овладение навыками составления планов, написания тезисов, текста доклада. (Эта форма работы подходиу для старших классов).
7. Клубы по интересам — объединение учащихся постоянного состава на длительный срок на основе совместной деятельности. Деятельность клуба может быть связана с приобщением участников к спорту, литературе, музыке, театру, профессии и др. Члены клубного объединения должны принимать активное участие в его работе, иметь права и обязанности. Важно не только их присутствие, но и умение воспринимать информацию, уметь выражать себя, свою индивидуальность. Формы работы клуба: лекции, беседы, диспуты, встречи, соревнования, спектакли, концерты, выставки, дискотеки. Структура клуба включает руководителя, совет клуба, инициативную группу, членов клуба.
8. Отряд – это несколько человек, объединённых в группу с какой-либо целью. Например, отряд «Здоровый образ жизни». Цель: при общение учащихся к пропаганде здорового образа жизни. Занятия проводятся один раз в неделю. Темы занятий: урок здоровья «Ослепительная улыбка», занятие на свежем воздухе «Наше сердце с кулачок», «Кока-кола – вкусно! А полезно ли?», интервью «Компьютеры. За и против!».
6. Вечера — вечернее собрание для дружеской встречи, для развлечения. Могут быть литературные, музыкальные, песенные, танцевальные, поэтические, вечера юмора др. Цель вечеров объединить участников, приобщить к искусству. Организация вечера начинается с его объявления, создания программы, подготовки ведущего, музыкального сопровождения. В заключительную часть вечера желательно включить яркое выступление, музыкальную пьесу, театрализованный номер, танец.
7. Викторина — познавательная игра, состоящая из вопросов и ответов на темы различных областей науки, техники, литературы и искусства. Имеет большое значение для расширения образовательного кругозора учащихся.
8. Дискуссия — организация обмена мнениями между учащимися. Основным условием подготовки к дискуссии является: ознакомление каждого с информацией, которая имеется у других участников; поощрение разных подходов в обсуждении, допускаются различные совпадения мнений и предложений; предоставление возможности критиковать и отвергать любое высказывание, мнение или решение побуждение учащихся к поиску группового соглашения в виде общего мнения или решения. Дискуссия может проходить в форме: дебатов, заседания группы эксперте круглого стола, симпозиума, судебного заседания, форума.
9. Праздники — массовое мероприятие, посвященное датам и событиям общенародного или группового характера и проводимое в соответствии с традициями образовательного учреждения. Праздник, посвященный торжественным датам, включает в себя две части: торжественную часть в виде поздравлений, приветствий, подведения итогов; концерт, показ спектаклей, сольные выступления, игры, пародии, аттракционы, танцы.
10. Экскурсии — выход, поездка, коллективное посещение достопримечательных мест. Она может быть учебного или культурно-просветительного характера. Требуется предварительная подготовка как со стороны организаторов, так и участников.
11. Игра — соревнование, состязание между учащимися по заранее согласованным определенным правилам. Форма организации игр носит разнообразный характер, это: ролевая, деловая, имитационно-моделируемая. В практике широко используются игры интеллектуального и развлекательного характера: викторина, КВН, конкурсы, брэйн-ринги.
Например, игра «Волшебный стул», которую проводят во всех классах, но чаще всего в 2-4 классах. Цель: развитие интереса к человеку, содействие формированию достоинства как черты личности.
Ход игры. Один из участников садится на «волшебный стул», который «высвечивает» все его достоинства, перечисляемые окружающими; предполагается что недостатки не «высвечиваются».
Значение: игра помогает обрести уверенность в себе, осознать себя как носителя достоинств, развивает эмпатию (сочувствие, сопереживание), смягчает психологический климат в группе, переключает внимание с недостатков на достоинства другого человека.
Игра «Презентация мира». Цель: содействие преобразованию предметного восприятия мира, свойственного маленькому ребенку, в социально-ценностное, когда за предметами осознаются ценностные связи и отношения.
Ход занятия: группе учащихся предъявляются различные предметы из окружающей повседневной среды, предлагается внимательно к ним присмотреться и описать их роль в жизни людей, в реализации их стремления к счастью.
Значение: игра подводит детей к осознанию духовной ценности материальных предметов, развивает способность к одухотворению.
А классные руководители начальных классов могут использовать в работе коллективную форму игры, которая называется «Разброс мнений».
«Разброс мнений» — организованное поочередное высказывание участниками группы суждений по какой-то проблеме или теме.
Источники тем:
— актуальные проблемы школьной жизни;
— философские вопросы о жизни, счастье, совести и т. п.
Ход занятия: подготавливается комплект карточек с недописанными фразами, которые участники читают вслух с собственным продолжением, отражающим их спонтанное суждение. Главное условие – восприятие мнения каждого участника как ценности, не подлежащей оценке «правильно — неправильно». Проводится эта игра перед началом большого коллективного дела и после его окончания. («Мои жизненные планы», «Самая нужная профессия».
Таким образом, мы видим, что существует множество форм внеклассной работы с учащимися, которые может выбрать в своей работе классный руководитель. Они помогут раскрыть таланты детей, помочь учащимся решить проблемы, которые возникают в процессе жизни в школе и дома.
Тест
«Классный руководитель»
Вопрос
№ 1 Способ разрешения конфликтов, характеризующийся признанием права детей на
собственное мнение, называется…
1.сотрудничеством
2.принуждением
3.уклонением
4.сглаживанием
Вопрос
№ 2 В содержание работы классного руководителя входят…
развитие
ученического самоуправления
1.организация предметных недель
2.упорядочение
учебной нагрузки учащихся
3.
организация внеклассных мероприятий
4.наблюдение за успеваемостью, дисциплиной учащихся
Вопрос
№ 3 А.С.Макаренко к ложным относил такие родительские авторитеты, как
авторитеты…
1.подкупа,
доброты, подавления
2.сотрудничества, взаимопомощи
3.доверия,
взаимной ответственности
4.педантизма,
чванства, родства
Вопрос
№ 4 Классный руководитель выполняет такие функции, как…
1.организаторскую
2. психологическую
3. дидактическую
4.
воспитательную
5. координирующую
Вопрос
№ 5 К методам педагогического стимулирования и коррекции поведения и
деятельности относятся…
1.наказание
создание воспитывающих ситуаций
2. педагогическое
требование
3.
соревнование
4. поощрение
Вопрос
№ 6 К основным условиям действенности примера в воспитании относятся…
1.обстоятельное
выяснение причин проступка
2. постоянный
контроль и оценка результатов деятельности
3.
авторитетность воспитателя
4. реальность достижения целей в определенных обстоятельствах
5.
близость или совпадения с интересами воспитуемых
Вопрос
№ 7 Принцип связи воспитания с жизнью предполагает…
1.формирование
общеучебных умений
2. соединение
воспитания и дополнительного образования
3.
соединение воспитания с практической деятельностью
4. учет индивидуальных особенностей воспитанников
Вопрос
№ 8 К планам учебно-воспитательной работы предъявляются такие требования, как…
1.целенаправленность
и конкретность образовательных задач
2. разнообразие содержания, форм и методов
3. разумная детализированность и краткость
4. инвариантность планирования
5.
включение большого количества разнообразных мероприятий
Вопрос
№ 9 В зависимости от количества охватываемых процессом воспитания детей
выделяют такие формы воспитания, как ….
1.групповая
2. парная
3. бригадная
4. коллективная
5.
индивидуальная
Вопрос
№10 Теоретическая концепция, лежащая в основе педагогической системы школы,
реализуется в таких процессах, как …
1.формирование
2.
воспитание
3. социализация
4. общение
5.
обучение
Вопрос
№ 11 Заключительный этап создания плана воспитательной работы классного
руководителя характеризуется …
1.закреплением
ответственных за организацию мероприятий
2. подведением итогов работы
3.
распределением поручений активу и отдельным воспитанникам
4. обсуждением на классном собрании
5. проведением коллективного творческого дела
Вопрос
№ 12 Классный руководитель в работе с родителями выполняет такие функции, как …
1.вовлечение
родителей в совместную с детьми деятельность
2. коррекция условий функционирования семьи
3. оказание
помощи родителям в решении социальных проблем
4.
психолого-педагогическое просвещение родителей
5. ознакомление родителей с учебно-воспитательным процессом школы
Вопрос
№13 На стремлении ребенка к подражанию основан такой метод воспитания как…
1.приучение
2.
пример
3. упражнение
4. убеждение
Вопрос
№14 К методам организации деятельности и формирования опыта общественного
поведения относятся …
1.поручение
2. создание воспитывающих ситуаций
3. поощрение
4.
педагогическое требование
5. беседа
Вопрос
№ 15 Институт классных руководителей в нашей стране был введен в:
1.1918
году
2. 1925
году
3. 1934 году
4. 1944 году
Вопрос
№16 Классный руководитель ведет такую документацию, как ..
1.классный
журнал
2.протоколы заседаний педагогического совета
3. книгу
регистрации учащихся
4.
дневники учащихся
5. личные дела учащихся
Вопрос
№17 Воспитание – это ….
1.воздействие
на личность общества в целом
2. развитие представлений человека о мире
3. результат
усвоения профессиональных знаний, умений и навыков
4.
целенаправленная деятельность по формированию у детей качеств личности
5. процесс и результат воспитательной работы
Вопрос
№18 К методам организации деятельности и формирования опыта общественного
поведения относятся…
1.поручение
2. создание воспитывающих ситуаций
3. поощрение
4.
педагогическое требование
5. беседа
Вопрос
№ 19 К коллективным формам воспитательной работы относятся…
1.литературно-музыкальные
вечера
2. классные часы
3. праздники искусства
4. составление программ самовоспитания
5.
конкурс эрудитов
Вопрос
№ 20 По содержанию деятельности выделяют коллективы
1.спортивные
2. трудовые
3. постоянные
4.
учебные
5. формальные
Воспитательная работа
Содержание:
- Что такое воспитательная работа
- Современные формы и методы воспитательной работы
- Классификация
- Что относится к коллективным формам воспитательной работы
- Проблема выбора форм воспитательной работы
Что такое воспитательная работа
Определение
Воспитание — процесс обучения, защиты и заботы о детях с целью их здорового развития во взрослой жизни.
Воспитание — одна из основных функций современной школы. Оно направлено на формирование социально ориентированной, творчески развитой личности, готовой к созидательному труду и нравственному поведению.
В современных условиях воспитательная система школы стоит перед новыми вызовами. Педагогическим работникам, осуществляющим воспитательные функции, необходимо:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
- уметь ориентироваться в огромных потоках информации;
- владеть ИКТ (информационно-коммуникационными технологиями);
- знать язык и интересы современных подростков;
- сочетать в воспитательных мероприятиях нравственное содержание с привлекательностью его подачи;
- своим примером показывать образцы духовно-нравственного поведения, чтобы слова педагога не расходились с делом.
Школьная воспитательная система не ограничивается проведением конкретных мероприятий. Она охватывает весь педагогический процесс включая:
- учебную структуру;
- внеурочную деятельность;
- коммуникацию учеников друг с другом и педагогами;
- природную, эстетическую, предметную, социальную среду.
Для успешного решения задач воспитания педагогам необходимо создавать совместно с родителями единое воспитательное пространство. Оно должно способствовать развитию гармоничной личности, характеризоваться содержательностью и единством требований со стороны семьи и школы. Взаимодействие с родителями — ключевой момент в организации воспитательной деятельности.
Современные формы и методы воспитательной работы
Определение
Методы воспитательной работы — это способы воздействия педагога на поведение ученика, его сознание, волю и чувства с целью развития у него определенных качеств, убеждений и навыков.
Методы реализуются в конкретных формах воспитательной работы. Пример: словесный метод может быть реализован в форме беседы или диспута.
Все многообразие методов воспитания делится на 2 большие группы:
- Прямые. Это непосредственная, прямая реакция на поведение ученика, проявляющаяся в конкретной ситуации и предполагающая такую же немедленную или несколько отсроченную его ответную реакцию.
- Косвенные. Сущность метода состоит в создании воспитательной ситуации, при которой в ходе деятельности у ученика создаются необходимые убеждения и качества. Такая ситуация может создаваться не только на внеурочном мероприятии, но и непосредственно в процессе обучения, на любом его этапе.
Примечание
Современная педагогика отдает предпочтение косвенным методам, как наиболее эффективным и соответствующим гуманистическому подходу.
Педагоги в своей воспитательной деятельности по-прежнему широко используют хорошо зарекомендовавшие себя традиционные формы работы.
Примеры традиционных форм:
- диспут;
- классный час;
- линейка;
- литературная гостиная;
- народные праздники;
- устный журнал;
- эстафеты.
Понятием «инновационные», как правило, обозначают нестандартные виды педагогической деятельности, сложившиеся под влиянием прогресса информационных и коммуникационных технологий.
Примеры инновационных форм:
- электронные викторины;
- тренинги;
- интерактивные игры;
- работа с графическими редакторами;
- онлайн-соревнования;
- турнир по робототехнике.
Классификация
Существует большое количество классификаций форм воспитательной деятельности.
По направлению деятельности:
- познавательные;
- трудовые;
- спортивные;
- экологические;
- патриотические;
- художественно-эстетические;
- правовые;
- культурно-досуговые;
- профориентационные.
По количеству участников:
- индивидуальные;
- групповые;
- коллективные;
- массовые.
По способу организации:
- с предварительной подготовкой учащихся и без подготовки;
- с вовлечением учащихся и родителей в процесс организации или мероприятие, подготовленное только силами педагогов;
- внутришкольное или с привлечением внешних ресурсов.
По месту проведения:
- В школе: класс, холл, актовый зал.
- На природе: поход, экскурсия на свежем воздухе.
- В спортивных учреждениях: стадион, бассейн, спортивная площадка.
- В учреждениях внеурочной деятельности: дворец творчества, детский клуб.
- В культурных учреждениях: театр, библиотека, музей.
- В сторонних организациях (например, экскурсия на завод).
По времени проведения:
- кратковременные;
- долгосрочные;
- регулярные.
По типу воспитательного воздействия:
- словесно-логические;
- психологические;
- трудовые;
- образно-художественные;
- игровые.
Наиболее часто используемые классными руководителями формы:
- Классный час. Это общение педагога с классом на заданную тему, в ходе которого поднимаются духовно-нравственные, патриотические, экологические и другие важные проблемы. Может проводиться в форме фронтальной беседы, дискуссии, игры, совместного просмотра и обсуждения небольшого фильма или передачи.
- Линейка. Это торжественное мероприятие, предполагающее построение участников в шеренгу. Может быть наградной, патриотической, экологической, памятной. Имеет целью создание эмоционально-ценностного отношения к какому-либо явлению, предмету, событиям.
- Дискуссия. Может проходить в форме «круглого стола», форума, дебатов. Главная задача — обсуждение какого-либо актуального вопроса.
- Встречи с интересными людьми. Большую воспитательную силу имеет наглядный пример. Организация встреч с ветеранами, выдающимися представителями разных профессий, творческими людьми вовлекает учащихся в непосредственный живой процесс общения, в ходе которого они впитывают духовно-нравственные ценности приглашенных гостей.
- Конкурсы. Они могут быть спортивными, познавательными и развлекательными, проводиться самостоятельно или в качестве составных элементов других форм воспитательной работы. Введение элемента состязательности повышает интерес учащихся, позволяет им развивать лидерские качества, коммуникативные и иные навыки.
Что относится к коллективным формам воспитательной работы
Классный руководитель чаще всего использует коллективные формы работы. Они помогает эффективно решать воспитательные задачи путем вовлечения в совместную деятельность большого количества учащихся, развивают навыки общения, способствуют сплочению коллектива.
К коллективным формам работы относятся:
- праздники;
- конференции;
- классные собрания;
- совместная трудовая деятельность;
- спортивные соревнования;
- литературные и музыкальные вечера;
- походы;
- туристические слеты;
- лекции;
- коллективные игры;
- экскурсии.
Проблема выбора форм воспитательной работы
Выбор правильного сочетания методов и форм воспитательной работы имеет большое значение. При неправильном подборе возможно неполное решение поставленных задач.
Формы воспитательной работы должны в первую очередь соответствовать:
- конкретной поставленной цели;
- уровню воспитанности учащихся, их готовности быть включенным в данный вид деятельности;
- профессиональным возможностям педагога.
В начальной школе предпочтение следует отдавать игровым формам, а также чередовать виды деятельности, чтобы избегать угасания интереса учащихся. Это же касается и дошкольного периода развития детей.
По мере взросления учащихся нужно усложнять методы и формы воспитательной работы. Старшеклассников рекомендуется непосредственно вовлекать в процесс подготовки и организации мероприятий.
Перед каждым педагогом стоит задача постоянного совершенствования методов и форм воспитания. И каждый учитель решает ее по своему, в меру своих знаний, сил и возможностей. Как правило, педагоги используют имеющиеся методические материалы по воспитанию, корректируя их в соответствии с конкретными условиями воспитательного процесса. Наиболее творческие педагогические работники, имеющие достаточную профессиональную категорию, самостоятельно разрабатывают новые формы воспитательной деятельности, апробируют их на практике и делятся полученным опытом с коллегами.
Примечание
Для того чтобы поддерживать высокий уровень профессионализма, педагогам необходимо самосовершенствоваться в области теории и практики, проходить аттестацию и курсы повышения квалификации.
Коллективные и групповые формы работы с учащимися.
Основным структурным элементом воспитательной системы школы является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися.
Формы работы классного руководителя с учащимися. В соответствии со своими функциями классный руководитель осуществляет отбор форм работы с учащимися. Все их многообразие можно классифицировать по разным основаниям:
Ø по видам деятельности — учебные, трудовые, спортивные, художественные и др.;
Ø по способу влияния педагога — непосредственные и опосредованные;
Ø по времени проведения — кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов), продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель), традиционные (регулярно повторяющиеся);
Ø по времени подготовки — формы работы, проводимые с учащимися без включения их в предварительную подготовку, и формы, предусматривающие предварительную работу, подготовку учащихся;
Ø по субъекту организации — организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые; деятельность детей организуется на основе сотрудничества; инициатива и ее реализация принадлежит детям;
Ø по результату — формы, результатом которых могут быть информационный обмен, выработка общего решения (мнения), общественно значимый продукт;
Ø по числу участников — индивидуальные (воспитатель—воспитанник), групповые (воспитатель — группа детей), массовые (воспитатель—несколько групп, классов).
Индивидуальные формы, как правило, связаны с внеурочной деятельностью, общением классных руководителей и детей. Они действуют в групповых и коллективных формах и в конечном счете определяют успешность всех других форм. К ним относятся беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказан и индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи.
Использование индивидуальных форм работы предполагает решение классным руководителем важнейшей задачи: разгадать ученика, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру, устремлениям, и все, что мешает ему проявить себя. С каждым необходимо взаимодействовать по-разному, для каждого нужен свой конкретный, индивидуализированный стиль взаимоотношений. Важно расположить к себе подросла вызвать его на откровенность, завоевать доверие, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. В индивидуальных формах работы заложены большие воспитательные возможности. Разговор по душам может оказаться для ребенка полезнее нескольких коллективных дел.
К групповым формам работы можно отнести советы дел, творческие группы, органы самоуправления, микрокружки. В этих формах классный руководитель проявляет себя как рядовой участник либо как организатор. Главная его задача, с одной стороны, помочь каждому проявить себя, а с другой — создать условия для получения в группе ощутимого положительного результата, значимого для всех членов коллектива, других людей.
К коллективным формам работы классного руководителя со школьниками относятся, прежде всего, различные дела, конкурсы, спектакли, концерты, выступления агитбригад, походы, спортивные соревнования и др. В этих формах классные руководители могут выполнять различную роль: ведущего участника, организатора; рядового участника деятельности, воздействующего на детей личным примером; участника-новичка, воздействующего на школьников личным примером овладения опытом более знающих людей и т.д Все классификации взаимосвязаны, и в зависимости от подхода одна и та же форма может быть отнесена к любой из этих классификаций. Так, например, школьный кооператив — одна из комплексных форм трудовой деятельности, включающая в себя индивидуальные, групповые и коллективные формы воспитательной работы. Дежурство по классу на первом этапе является формой непосредственного взаимодействия педагога со всем коллективом детей. Учитель организует коллективное обсуждение положения о дежурстве по классу. Сами школьники под его руководством вырабатывают правила дежурства, права и обязанности дежурных. В некоторых ситуациях дежурство полностью организуется и регулируется самими детьми без явного участия педагога.
При выборе форм необходимо:
1. Учитывать воспитательные задачи, определенные на очередной период работы (год, четверть), поскольку каждая форма работы должна способствовать их решению;
2. на основе задач определять содержание работы, основные виды деятельности, в которые целесообразно включить детей;
3. составлять набор возможных способов реализации намеченных задач, форм работы с учетом принципов организации воспитательного процесса, возможностей, подготовленности, интересов и потребностей детей, внешних условий (культурные центры, производственное окружение), возможностей педагогов, родителей;
4. организовывать коллективный с участниками мероприятия поиск форм на основе коллективного целеполагания, при этом продумать способы обогащения опыта детей новыми идеями, формами, например через обращение к опыту других, изучение опубликованных материалов, постановку конкретных вопросов и т.д.;
5. обеспечивать непротиворечивость содержания и форм воспитательной работы.
Выступление на педсовете
«Формы работы классного руководителя».
В соответствии со своими функциями классный руководитель осуществляет отбор форм работы с учащимися. Все их многообразие можно классифицировать по разным основаниям:
по видам деятельности — учебные, трудовые, спортивные, художественные и др.;
по способу влияния педагога — непосредственные и опосредованные;
по времени проведения — кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов), продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель), традиционные (регулярно повторяющиеся);
по времени подготовки — формы работы, проводимые с учащимися без включения их в предварительную подготовку, и формы, предусматривающие предварительную работу, подготовку учащихся;
по субъекту организации — организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые; деятельность детей организуется на основе сотрудничества; инициатива и ее реализация принадлежит детям;
по результату — формы, результатом которых могут быть информационный обмен, выработка общего решения (мнения), общественно значимый продукт;
по числу участников — индивидуальные (воспитатель—воспитанник), групповые (воспитатель — группа детей), массовые (воспитатель—несколько групп, классов).
Индивидуальные формы, как правило, связаны с внеурочной деятельностью, общением классных руководителей и детей. Они действуют в групповых и коллективных формах и в конечном счете определяют успешность всех других форм. К ним относятся беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказан и индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи.
Использование индивидуальных форм работы предполагает решение классным руководителем важнейшей задачи: разгадать ученика, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру, устремлениям, и все, что мешает ему проявить себя. С каждым необходимо взаимодействовать по-разному, для каждого нужен свой конкретный, индивидуализированный стиль взаимоотношений. Важно расположить к себе подросла вызвать его на откровенность, завоевать доверие, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. В индивидуальных формах работы заложены большие воспитательные возможности. Разговор по душам может оказаться для ребенка полезнее нескольких коллективных дел.
К групповым формам работы можно отнести советы дел, творческие группы, органы самоуправления, микрокружки. В этих формах классный руководитель проявляет себя как рядовой участник либо как организатор. Главная его задача, с одной стороны, помочь каждому проявить себя, а с другой — создать условия для получения в группе ощутимого положительного результата, значимого для всех членов коллектива, других людей.
К коллективным формам работы классного руководителя со школьниками относятся, прежде всего, различные дела, конкурсы, спектакли, концерты, выступления агитбригад, походы, спортивные соревнования и др. В этих формах классные руководители могут выполнять различную роль: ведущего участника, организатора; рядового участника деятельности, воздействующего на детей личным примером; участника-новичка, воздействующего на школьников личным примером овладения опытом более знающих людей и т.д
При выборе форм необходимо:
1. Учитывать воспитательные задачи, определенные на очередной период работы (год, четверть), поскольку каждая форма работы должна способствовать их решению;
2. на основе задач определять содержание работы, основные виды деятельности, в которые целесообразно включить детей;
3. составлять набор возможных способов реализации намеченных задач, форм работы с учетом принципов организации воспитательного процесса, возможностей, подготовленности, интересов и потребностей детей, внешних условий (культурные центры, производственное окружение), возможностей педагогов, родителей;
4. организовывать коллективный с участниками мероприятия поиск форм на основе коллективного целеполагания, при этом продумать способы обогащения опыта детей новыми идеями, формами, например через обращение к опыту других, изучение опубликованных материалов, постановку конкретных вопросов и т.д.;
5. обеспечивать непротиворечивость содержания и форм воспитательной работы.
Формы работы классного руководителя зависят в данном классе от традиционного опыта воспитания; степень педагогического воздействия — уровнем развития личностей обучающихся, сформированностью классного коллектива как группы, в которой происходит развитие и самоопределение подростков. Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д. При этом важнейшей задачей остается актуализация содержания воспитательной деятельности, способствующей эмоциональному развитию обучающегося, его речи, интеллекта; формирование навыков критического отношения к информации, и в том числе аудиовизуальной.
Особое место в деятельности классного руководителя занимает классный час — форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы.
К выбору форм работы классный руководитель подходит творчески, учетом условий жизни школы, возможностей и особенностей детей, содержания детской жизни, которую предстоит вместе с детьми осмысливать, анализировать, обобщать и корректировать. Планируемые им формы, различного содержания «классные часы», призваны охватить анализом весь целостный учебно-воспитательный процесс, кристаллизовать его ведущие идеи в сознании детей, помочь дать оценку формирующимся идеалам, ценностным ориентациям, вкусам, выразить принципиальное отношение к наносному, чуждому, вредному.
От способов организации воспитательного дела зависит результат взаимоотношения воспитателей и воспитанников.
1. Классный час — форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в котором могут подниматься и решаться важные моральные нравственные и этические проблемы. Он может включать: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы, экскурсии, конкурсы, общественно-полезный и творческий труд, художественно- эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д. Темы тематических классных часов определяются потребностями духовного развития учащихся, их интересами, стремлениями. Выделяется классный час (ситуационный) и как час коррекции поведения учащихся.
2. Классное собрание — это форма организации коллективной жизни. Собрание группы (классное собрание).
Цель: помочь в решении проблем, развивать у учащихся способность решать эти проблемы самостоятельно.
Задачи: вызывать воспитанников на откровенный разговор друг с другом, формировать честную дисциплину среди учащихся.
На классном собрании нельзя:
позволять воспитанникам осуждать или обвинять друг друга; — привлекать учащихся к выслеживанию и выявлению правонарушителей; — наказывать группу за поведение отдельных ребят.
Правила организации и проведения собрания: — попытаться самим решить проблему; — не оказывать друг на друга никакого давления — ни юридического, ни словесного; — слушать друг друга, не перебивая.
Структура собрания:
1. представление обсуждаемой проблемы;
2. изложение информации по проблеме;
3. начало дискуссии;
4. предложение решения проблемы;
5. выбор решения;
6. обсуждение предполагаемого результата решения;
7. закрытие собрания.
Продолжительность собрания 45 минут. Как часто организовывать классные собрания, решает коллектив. Решаемые вопросы: — выборы, перевыборы органов самоуправления; — разрешение конфликтных ситуаций; — создание правил группы для достижения желаемого этического поведения; — налаживание дружеских взаимоотношений между учениками; — разрешение проблемных ситуаций, текущих вопросов.
3. Конкурс — это личное или командное соревнование, имеющее целью выявить наилучших участников, исполнителей работы. Конкурс может быть самостоятельной формой работы и составной частью праздников, КВН, брэйн-рингов и др. форм.
4. Конференция — широко используется в учебно-воспитательной работе. Проходит в виде собраний, занятий-конференций научных, научно-практических, читательских, итоговых. Любой вид конференции требует тщательной подготовки: определение темы; оповещение участников (за месяц) о сроках ее проведения; разработка программы, списка предлагаемой литературы для подготовки; формулирование дискуссионно-проблемных вопросов, выносимых на обсуждение. Подготовка участников конференции предполагает изучение различных источников, энциклопедий, справочников; овладение навыками составления планов, написания тезисов, текста доклада.
5. Клубы по интересам — объединение учащихся постоянного состава на длительный срок на основе совместной деятельности. Деятельность клуба может быть связана с приобщением участников к спорту, литературе, музыке, театру, профессии и др. Члены клубного объединения должны принимать активное участие в его работе, иметь права и обязанности. Важно не только их присутствие, но и умение воспринимать информацию, уметь выражать себя, свою индивидуальность. Формы работы клуба: лекции, беседы, диспуты, встречи, соревнования, спектакли, концерты, выставки, дискотеки. Структура клуба включает руководителя, совет клуба, инициативную группу, членов клуба.
6. Вечера — вечернее собрание для дружеской встречи, для развлечения. Могут быть литературные, музыкальные, песенные, танцевальные, поэтические, вечера юмора др. Цель вечеров объединить участников, приобщить к искусству. Организация вечера начинается с его объявления, создания программы, подготовки ведущего, музыкального сопровождения. В заключительную часть вечера желательно включить яркое выступление, музыкальную пьесу, театрализованный номер, танец.
7. Викторина — познавательная игра, состоящая из вопросов и ответов на темы различных областей науки, техники, литературы и искусства. Имеет большое значение для расширения образовательного кругозора учащихся.
8. Дискуссия — организация обмена мнениями между учащимися. Основным условие подготовки к дискуссии является: ознакомление каждого с информацией, которая имеется у других участников; поощрение разных подходов в обсуждении, допускаются различные совпадения мнений и предложений; предоставление возможности критиковать и отвергать любое высказывание, мнение или решение побуждение учащихся к поиску группового соглашения в виде общего мнения или решения. Дискуссия может проходить в форме: дебатов, заседания группы эксперте круглого стола, симпозиума, судебного заседания, форума.
9. Праздники — массовое мероприятие, посвященное датам и событиям общенародного или группового характера и проводимое в соответствии с традициями образовательного учреждения. Праздник, посвященный торжественным датам, включает в себя две части: торжественную часть в виде поздравлений, приветствий, подведения итогов;∙ концерт, показ спектаклей, сольные выступления, игры, пародии, аттракционы,∙ танцы.
10. Экскурсии — выход, поездка, коллективное посещение достопримечательных мест. Она может быть учебного или культурно-просветительного характера. Требуется предварительная подготовка, как со стороны организаторов, так и участников.
11. Игра — соревнование, состязание между учениками по заранее согласованным определенным правилам. Форма организации игр носит разнообразный характер, это: ролевая, деловая, имитационно-моделируемая. В практике широко используются игр интеллектуального и развлекательного характера: викторина, КВН, конкурсы, брэйн-ринги.
12. Дискотека — англ., слово значит — собрание пластинок. «Диск» — по-французски «пластинка», греческое окончание «тека» — «ящик». Формы организации дискотек самые разнообразные: — дансинг — «танцуем без перерыва»; — тематические; — танцевальные; — диско-театры. Методика подготовки и проведения дискотек требует от организатора больших усилий по оснащению фонотеки необходимой аппаратурой, соответствующего оборудования и оформления зала.
Список используемой литературы
1. Алоева, Марина Андреевна.
Классные часы в 5-7-х классах / М. А. Алоева; ред. Г. Н. Сибирцова. — 9-е изд. — Ростов н/Д : Феникс, 20с. — (Сердце отдаю детям).
2. Беспятова, Надежда Константиновна.
Организация и содержание воспитательного процесса в школе : методическое пособие / Н. К. Беспятова, Д. Е. Яковлев. — М. : Айрис-пресс, Айрис-дидактика, 20с. — (Методика).
3. Гуткина Л. Д.
Планирование и организация воспитательной работы в школе / Л. Д. Гуткина ; ред. А. А. Рождественская. — М. : Педагогический поиск, 20с. — (Библиотека администрации школы).
4. Дереклеева Н. И.
Справочник классного руководителя : 5-11 классы / Н. И. Дереклеева. — М. : ВАКО, 20с. — (Педагогика. Психология. Управление).
5. Классному руководителю : учебно-методическое пособие / ред. М. И. Рожков. — М. : Владос, 19с. — (Воспитание и дополнительное образование детей).
6. Лизинский В. М.
Практическое воспитание в школе. Часть I / В. М. Лизинский. — М. : Центр «Педагогический поиск», 20с. — (Библиотека администрации школы).
7. Лизинский В. М.
Практическое воспитание в школе. Часть II / В. М. Лизинский. — М. : Центр «Педагогический поиск», 20с. — (Библиотека администрации школы).
8. Лупоядова Л. Ю.
Копилка классного руководителя : классные часы, игры, викторины, часы общения / Л. Ю. Лупоядова, И. Г. Якимович. — 2-е изд. — Брянск : Курсив, 20с. — (Библиотечка классного руководителя).
9. Настольная книга классного руководителя 5, 6, 7, 8 классов / сост. Е. И. Лунина, Н. С. Шепурева. — 2-е изд. — Ростов н/Д : Феникс, 20с. — (Школа радости).
10. Настольная книга классного руководителя 8, 9,10,11-х классов / сост. Л. С. Бескоровайная. — Ростов н/Д : Феникс, 20с. — (Школа радости).
11.Организация воспитательной работы в классе : методическое пособие для классного руководителя / В. П. Созонов; ред. В. М. Лизинский. — М. : Педагогический поиск, 20с.
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Новосибирской области
«Карасукский политехнический лицей»
Доклад
по теме: «Формы воспитательной работы классного руководителя».
Подготовила: преподаватель
первой квалификационной категории Руденко В.С.
Карасук,2020
Какие формы работы может использовать в своей работе классный руководитель?
Формы работы классного руководителя:
В соответствии со своими функциями классный руководитель осуществляет отбор форм работы с учащимися. Все их многообразие можно классифицировать по разным основаниям:
Ø по видам деятельности — учебные, трудовые, спортивные, художественные и др.; (слайд12)
Ø по способу влияния педагога — непосредственные и опосредованные;(слайд13)
Ø по времени проведения — кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов), продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель), традиционные (регулярно повторяющиеся);
Ø по времени подготовки — формы работы, проводимые с учащимися без включения их в предварительную подготовку, и формы, предусматривающие предварительную работу, подготовку учащихся;
Ø по субъекту организации — организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые; деятельность организуется на основе сотрудничества; инициатива и ее реализация принадлежит студентам;
Ø по результату — формы, результатом которых могут быть информационный обмен, выработка общего решения (мнения), общественно значимый продукт;
Ø по числу участников — индивидуальные (преподаватель—студент), групповые (преподаватель — группа ), массовые (преподаватель—несколько групп).(слайд 14)
Индивидуальные формы, как правило, связаны с внеурочной деятельностью, общением классных руководителей и студентов. Они действуют в групповых и коллективных формах и в конечном счете определяют успешность всех других форм. К ним относятся беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи.
Использование индивидуальных форм работы предполагает решение классным руководителем важнейшей задачи: разгадать ученика, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру, устремлениям, и все, что мешает ему проявить себя.
К коллективным формам работы классного руководителя со школьниками относятся, прежде всего, различные дела, конкурсы, спектакли, концерты, выступления агитбригад, походы, спортивные соревнования и др. В этих формах классные руководители могут выполнять различную роль: ведущего участника, организатора; рядового участника деятельности, воздействующего на детей личным примером; участника-новичка, воздействующего на школьников личным примером овладения опытом более знающих людей и т.д.
Описание форм воспитательной работы: (слайды по порядку)
1. Классный час — форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в котором могут подниматься и решаться важные моральные нравственные и этические проблемы. Он может включать: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы, экскурсии, конкурсы, общественно-полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д.
Темы тематических классных часов определяются потребностями духовного развития учащихся, их интересами, стремлениями. Выделяется классный час (ситуационный) и как час коррекции поведения учащихся.
2. Информационный час (15- минутки) – форма просветительской работы среди учащихся, направленной на воспитание гражданской, нравственно-правовой, информационной культуры молодежи, формирование ее кругозора, социальной и политической зрелости. (Темы информационных часов: «Люди особого риска», «Горжусь своими земляками», «Известные женщины Беларуси», «Мы – граждане удивительной страны» и мн. др.)
3. Общественно полезный труд – один из основных компонентов системы трудового воспитания школьников. Он организуется с целью формирования у учащихся осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию и природе. Участие обучающихся в общественно полезном труде является одной из актуальных форм формирования у учащихся интереса к профессиональному труду. Общественно полезный труд воспитывает у детей трудолюбие, стремление к созиданию, творческую инициативу и другие нравственные качества. Например, акция «Забота» — подкормка зимующих птиц; акция «Бумажный клад»; операция «Приведём в порядок учебники»; уборка рабочего места, классной комнаты; практическое занятие «Уход за мнатными растениями»; организация дежурства в классе.
4. Групповое собрание — это форма организации коллективной жизни.
Собрание группы (классное собрание).
Цель: помочь в решении проблем, развивать у учащихся способность решать эти проблемы самостоятельно.
Задачи: вызывать воспитанников на откровенный разговор друг с другом, формировать честную дисциплину среди учащихся.
На классном собрании нельзя:
— позволять воспитанникам осуждать или обвинять друг друга;
— привлекать учащихся к выслеживанию и выявлению правонарушителей;
— наказывать группу за поведение отдельных ребят.
Правила организации и проведения собрания:
— попытаться самим решить проблему;
— не оказывать друг на друга никакого давления — ни юридического, ни словесного;
— слушать друг друга, не перебивая.
Структура собрания:
1. представление обсуждаемой проблемы;
2. изложение информации по проблеме;
3. начало дискуссии;
4. предложение решения проблемы;
5. выбор решения;
6. обсуждение предполагаемого результата решения;
7. закрытие собрания.
Продолжительность собрания 45 минут.
Как часто организовывать классные собрания, решает коллектив.
Решаемые вопросы:
— выборы, перевыборы органов самоуправления;
— разрешение конфликтных ситуаций;
— создание правил группы для достижения желаемого этического поведения;
— налаживание дружеских взаимоотношений между студентами;
— разрешение проблемных ситуаций, текущих вопросов.
5. Конкурс — это личное или командное соревнование, имеющее целью выявить наилучших участников, исполнителей работы. Конкурс может быть самостоятельной формой работы и составной частью праздников, КВН, брэйн-рингов и др. форм.
6. Конференция — широко используется в учебно-воспитательной работе. Проходит в виде собраний, занятий-конференций научных, научно-практических, читательских, итоговых. Любой вид конференции требует тщательной подготовки: определение темы; оповещение участников (за месяц) о сроках ее проведения; разработка программы, списка предлагаемой литературы для подготовки; формулирование дискуссионно-проблемных вопросов, выносимых на обсуждение. Подготовка участников конференции предполагает изучение различных источников, энциклопедий, справочников; овладение навыками составления планов, написания тезисов, текста доклада. (Эта форма работы подходиу для старших классов).
6. Вечера — вечернее собрание для дружеской встречи, для развлечения. Могут быть литературные, музыкальные, песенные, танцевальные, поэтические, вечера юмора др. Цель вечеров объединить участников, приобщить к искусству. Организация вечера начинается с его объявления, создания программы, подготовки ведущего, музыкального сопровождения. В заключительную часть вечера желательно включить яркое выступление, музыкальную пьесу, театрализованный номер, танец.
7. Викторина — познавательная игра, состоящая из вопросов и ответов на темы различных областей науки, техники, литературы и искусства. Имеет большое значение для расширения образовательного кругозора учащихся.
8. Дискуссия — организация обмена мнениями между учащимися. Основным условием подготовки к дискуссии является: ознакомление каждого с информацией, которая имеется у других участников; поощрение разных подходов в обсуждении, допускаются различные совпадения мнений и предложений; предоставление возможности критиковать и отвергать любое высказывание, мнение или решение побуждение учащихся к поиску группового соглашения в виде общего мнения или решения. Дискуссия может проходить в форме: дебатов, заседания группы эксперте круглого стола, симпозиума, судебного заседания, форума.
9. Праздники — массовое мероприятие, посвященное датам и событиям общенародного или группового характера и проводимое в соответствии с традициями образовательного учреждения. Праздник, посвященный торжественным датам, включает в себя две части: торжественную часть в виде поздравлений, приветствий, подведения итогов; концерт, показ спектаклей, сольные выступления, игры, пародии, аттракционы, танцы.
10. Экскурсии — выход, поездка, коллективное посещение достопримечательных мест. Она может быть учебного или культурно-просветительного характера. Требуется предварительная подготовка, как со стороны организаторов, так и участников.
11. Игра — соревнование, состязание между учащимися по заранее согласованным определенным правилам. Форма организации игр носит разнообразный характер, это: ролевая, деловая, имитационно-моделируемая. В практике широко используются игры интеллектуального и развлекательного характера: викторина, КВН, конкурсы, брэйн-ринги.
Слайды с мероприятий
Вопрос № 240854
Видами педагогического требования являются …
ограничение в правах в коллективе
изменение отношения к ученику
намёк
совет
просьба
Вопрос № 240855
Существенными признаками понятия «метод воспитания» являются …
внешнее выражение процесса воспитания
противоречивость воспитания
способ воспитания
взаимосвязанная деятельность воспитателя и воспитанников
достижение воспитательных целей
Вопрос № 240857
Направлениями работы классного руководителя являются …
упорядочение учебной нагрузки учащихся
организация предметных недель
развитие ученического самоуправления
организация внеклассных воспитательных мероприятий
наблюдение за успеваемостью, дисциплиной учащихся
Вопрос № 240859
Классный руководитель выполняет такие функции, как …
методологическую
экономическую
аналитико-прогностическую
организационно-координирующую
коммуникативную