Итоговая контрольная работа по произведению лермонтова герой нашего времени

Итоговая контрольная работа

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

1.Каждая повесть романа Лермонтова «Герой нашего времени»
опиралась на определенную литературную традицию. Соотнесите повесть и
литературный жанр
, которому она соответствует.

1. «Бела»

а) фантастическая проза

2. «Тамань»

б) светская повесть

3. «Княжна Мери»

в) романтическая новелла о любви

4. «Фаталист»

г) авантюрная новелла

2. В какой из повестей романа «Герой нашего времени» звучит
песня

Уж не тронь ты, злое море, 
Мою лодочку.
Везет моя лодочка
Вещи драгоценны,
Правит ею в темну ночь
Буйная головушка.

а)
«Бэла»

б) «Княжна Мери»
в) «Тамань»
г) «Фаталист»

3. Что больше всего поражает Максима Максимыча в
характере Печорина
в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?

а) Легкомыслие и безответственность.

б) Противоречивость и странность.
в) Смелость и бесшабашность.
г) Равнодушие и душевная чёрствость.

4. Чья
цель в жизни  — «сделаться героем романа»?

а) Грушницкого;  
б) Печорина;  
в) Вулича.

5. Кто из героев называет себя «нравственным калекой»?
а) Грушницкий;  
б) Печорин;  
в) Вернер.

6. Кого Печорин считает равным себе по интеллекту и говорит:

«…мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя»?

а)
Грушницкого;  
б) Вулича;  
в) Вернера.

7. Кто такой Вернер?

а) муж Веры; б) приятель Печорина; в) друг
Грушницкого.

8. Действие в повести «Княжна
Мери» происходит…

а) в Пятигорске; б) в Тифлисе; в) в
Кисловодске.

9. Что
говорит Печорин Мери при расставании?

а) «я вас не любил»;         б)
«мне с вами скучно»;      в) «я над вами смеялся».

10. Что понял Печорин после расставания с Верой?

а) что она была единственной  женщиной, которая заставила биться его
сердце;  
б) что он никогда ее не любил;      
в) что женитьба на ней помогла бы ему избавиться от одиночества и скуки.

11. С кем сравнивает себя Печорин?

а) с матросом, выросшим на палубе
разбойничьего брига;

б) с птицей, парящей в вышине;

в) с героем романа.


12. Почему любовь Печорина никому не принесла счастья?
а) он никого не любил;  
б) он ничем не жертвовал ради любимых;   
в) он всех считал ниже себя, недостойными его любви.

13. Почему Печорин под конец жизни ищет
смерти?

а) жизнь ему надоела, жизнь скучна.

б) по малодушию;

в) он понял, что не нашел и не найдёт
своего предназначения в жизни.

14. Печорин – герой:

а) положительный;

б) отрицательный;

в) нельзя сказать однозначно.

15.  Кому
принадлежат слова:

«У меня врождённая
страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных
противоречий сердцу или рассудку»?

а)
Печорину,   

б)
Грушницкому,  

в) Вернеру.

16. Лермонтов поступки, мысли и чувства
своего героя:

а) осуждает;  б) анализирует;  в)
защищает.

17. Укажите проблему, которой нет в
романе:

а) проблема отцов и детей;

б) проблема положительного героя;

в) проблема дружбы и любви;

г) проблема смысла жизни.

18. Чем является роман «Герой нашего
времени» по авторскому определению:

а) историей любви;

б) историей жизни;

в) историей души человеческой.

19. Соотнесите героя и обстоятельства, при
которых персонаж умирает.

1.
О
смерти не сообщается

А) Печорин

2. Убит на дуэли

Б) Максим Максимыч

3. Зарублен пьяным казаком

В) Грушницкий

4. Умер по дороге из Персии

Г) Вулич

20. Соотнесите портрет и героя, которому
он соответствует.

1.
«Высокий
рост и смуглый цвет лица, черные волосы, черные проницательные глаза…
печальная и холодная улыбка, вечно блуждавшая на губах
его…»    

А) Печорин

2. «…он из тех людей, которые на все случаи
жизни имеют готовые пышные фразы…»    

Б) Максим Максимыч

3. «Он изучал все живые струны сердца
человеческого,… но никогда не умел воспользоваться своим знанием».

В) Грушницкий

4. «…смуглый цвет
лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским
солнцем…»    

Г) Вернер

5. «…взгляд его, непродолжительный, но
проницательный и тяжелый… мог бы казаться дерзким, если б не был столь
равнодушно спокоен»  

Д) Вулич

21. Соотнесите портрет и героиню, которой
он соответствует.

 1. «Она была
далеко не красавица… Необыкновенная гибкость ее стана,… длинные русые волосы,
какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи…»  

А) Бела

2.«…ее большие глаза, исполненные
неизъяснимой грусти… ее бледные губы напрасно старались улыбнуться… ее нежные
руки… были так худы и прозрачны…»  

Б) Мери

 3. «…высокая,
тоненькая, глаза черные, как у горной серны…»  

В) Вера

 4. «…у нее
такие бархатные глаза… нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца
не отражаются в ее зрачках».

Г) ундина

22. Соотнесите характеристику и героя,
которому она соответствует.

1. Умная, начитанная, благородная, нравственно чистая.

А) Бела

2.Непосредственная,
стихийно-страстная, жертвенно любящая

Б) Мери

3. Материалист по убеждению, критический и сатирический ум.
Скептик и пессимист, честный и прямой.

В) Грушницкий

4. Недалекий по уму, безличный, хвастливо-самолюбивый,
завистливый, фальшивый.

Г) Максим Максимыч

5. Непосредственный, честный, добрый, «честная душа и
золотое сердце», мужественный и верноподданный.

Д) доктор Вернер

23.    Дайте развёрнутый
ответ:
«В
чём трагичность судьбы Печорина?»

Эталоны ответов.   Итоговая контрольная работа

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

1

1 балл

1 – В   2 – Г

3 – Б   4 — А

2

В

3

Б

4

А

5

Б

6

В

7

Б

8

А

9

А

10

А

11

А

12

Б

13

В

14

В

15

А

16

Б

17

А

18

В

19

1 балл

1 – Б   2 – В

3 – Г   4 — А

20

1 балл

1 – Д   2 – В

3 – Г   4 – Б

5 — А

21

1 балл

1 – Г   2 – В

3 – А   4 — Б

22

1 балл

1 – Б   2 – А

3 – Д   4 – В

5 — Г

Критерии оценки: всего 22 балла

«5» — 0- 3 ошибки

«4» — 4 – 7 ошибки

«3» — 8 – 11 ошибки

«2» — 12 и более ошибок

23. Оценивается дополнительно

«В чём
трагичность судьбы Печорина?»

Лер­мон­тов­ский герой — че­ло­век тра­ги­че­ской
судь­бы. Он тра­ги­че­ски оди­нок.  Тра­гизм судь­бы Пе­чо­ри­на свя­зан с тем,
что изощ­рен­ная спо­соб­ность к са­мо­ана­ли­зу и бле­стя­щее ана­ли­ти­че­ское
мыш­ле­ние, бремя равнодушие и со­мне­нья, расчётливость, некая внутренняя
«раздвоенность» при­во­дят героя к утра­те про­сто­ты, есте­ствен­но­сти. Бессмысленно
сменяющие друга дни, череда заранее предсказуемых событий делает жизнь Печорина
скучной, в ней нет любви, нет дружбы. Печорин не способен любить людей, он
приносит им одни несчастья.

Трагичность
личности Печорина — в разочарованности жизни, неверии, сомнении во всём, в
бессмысленности жизни, в разрыве между разумом и чувством.
Он не жертвовал для тех, кого любил: любил для
себя, для собственного удовольствия»

Итоговая контрольная работа

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Подготовила

Мельникова Т.П.,

учитель высшей категории, Почётный работник РФ

Итоговая контрольная работа

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

1 вариант

1. Кто является героем «своего времени» в романе?

а) Казбич б) Печорин

в) Вернер г) Максим Максимыч

2. Расставьте главы в сюжетном порядке:

А. «Княжна Мери»

1

5

Б. Предисловие к журналу Печорина

2

3

В. «Максим Максимыч»

3

2

Г. «Фаталист»

4

6

Д. «Тамань»

5

4

Е. «Бела».

6

1

3. Какова тема романа «Герой нашего времени»?

а) жизнь светского общества

б) жизнь военных на Кавказе

в) тема взаимодействия личности, общества и судьбы

г) тема взаимодействия незаурядной личности с «водяным обществом»

4. Найдите характеристику внешности, которая не относится к Печорину?

А. «В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую-то женскую нежность».

Б. «Он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно дать 25 лет, хотя ему едва ли 21 год»;

В. «Глаза его не смеялись, когда он смеялся…это признак – или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском…»;

Г. «Несмотря на светлый цвет волос, усы его и брови были чёрные — признак породы в человеке»;

5. Как звали коня, о котором мечтал брат Бэлы?

А. Казбич; Б. Азамат; В. Карагёз; Г. Черкес.

6. С какой целью Печорин добивался любви княжны Мэри?

А. из-за «истинной, бесконечной страсти» к Мэри;

Б. из зависти к Грушницкому;

В. из-за «удовольствия от подчинения его воли всего, что его окружает», от желания «возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха»,..- для «торжества его власти».

Г. она «казалась непобедимой красавицей»;

7. Продолжите высказывание Печорина: «Моя любовь никому не принесла счастья, потому что…

А. я ничем не жертвовал для тех, кого любил; я любил для себя, для собственного удовольствия»;

Б в душе моей родилось непреодолимое отвращение к женитьбе»;

В. я никогда не делался рабом любимой женщины»;

Г. как бы страстно я ни любил женщину, если она мне даст почувствовать, что я должен на ней жениться, — прости любовь! – моё сердце превращается в камень».

8. Какая из повестей является центральной и несёт на себе главную идейную нагрузку?

а) «Бэла» б) «Максим Максимыч»

в) «Княжна Мэри» г) «Тамань» д) «Фаталист»

9. Кому из героев романа принадлежит данная характеристика? «…Это тип старого кавказского служаки, закаленного в опасностях, трудах и битвах, которого лицо так же загорело и сурово, как манеры простоваты и грубы, но у которого чудесная душа и золотое сердце…»

а) Казбич б) Вулич в) Максим Максимыч г) Печорин

10. Кого из героинь Печорин описал так?

«Необыкновенная гибкость ее стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос — все это было для меня обворожи-тельно…»

а) Вера б) девушка – ундина в) Бэла г) Мери

11. Кем был Вернер?

А) мужем Веры; б) приятелем Печорина; в) другом Грушницкого.

12. Расставшись с Верой, Печорин понял, что …
а) что он никогда ее не любил;      

б) что она была единственной  женщиной, которая заставила биться его сердце;  
в) что женитьба на ней помогла бы ему избавиться от одиночества и скуки.

13. Какой проблемы нет в романе:

а) проблема смысла жизни;

б) проблема положительного героя;

в) проблема дружбы и любви;

г) проблема отцов и детей.

14. Роман «Герой нашего времени» по авторскому определению — это

а) история любви; б) история души человеческой; в). история жизни.

15. Соотнесите портрет и героя, которому он соответствует.

1. «Высокий рост и смуглый цвет лица, черные волосы, черные проницательные глаза… печальная и холодная улыбка, вечно блуждавшая на губах его…»    

А) Печорин

2. «…он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы…»    

Б) Максим Максимыч

3. «Он изучал все живые струны сердца человеческого,… но никогда не умел воспользоваться своим знанием».

В) Грушницкий

4. «…смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем…»    

Г) Вернер

5. «…взгляд его, непродолжительный, но проницательный и тяжелый… мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен»  

Д) Вулич

16. Найдите соответствие между описанием героини и её именем.

 3. «…высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны…»  

Г) ундина

 1. «Она была далеко не красавица… Необыкновенная гибкость ее стана,… длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи…»  

А) Бела

2.«…ее большие глаза, исполненные неизъяснимой грусти… ее бледные губы напрасно старались улыбнуться… ее нежные руки… были так худы и прозрачны…»  

Б) Мери

 4. «…у нее такие бархатные глаза… нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в ее зрачках».

В) Вера

17.    Дайте развёрнутый ответ: «В чём трагичность судьбы Печорина?»Приведите 2-3 аргумента (не менее 70 слов).

Итоговая контрольная работа

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

2 вариант

1.Количество частей романа:

А. три. Б. четыре; В. пять; Г. шесть

2.Определите жанр изученного произведения.

А. рассказ; Б. быль;

Б. роман; Г. повесть.

3. Расставьте главы в хронологическом (фабульном) порядке:

А. «Бела»

1

3

Б. «Княжна Мери»

2

2

В. «Максим Максимыч»

3

5

Г. «Тамань»

4

1

Д.«Фаталист»

5

4

Е. Предисловие к журналу Печорина

6

6

4. Какая из характеристик относится к Печорину?

А. «Бывало, по целым часам слова от него не добьёшься, зато уж иногда как начнёт рассказывать, так животики надорвёшь от смеха… Да-с, с большими странностями, и должно быть, богатый человек…»;

Б. «Он довольно остёр,… однако никого не убьёт одним словом; он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою»;

В. «…Человек замечательный по многим причинам. Он скептик и материалист,… а вместе с тем поэт… на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов»;

Г. «Он был храбр, говорил мало, но резко; никому не поверял своих душевных и семейных тайн; вина почти вовсе не пил, за молодыми казачками он вовсе не волочился».

5. Перед дуэлью Печорин завещает своё состояние…

А. доктору Вернеру; Б. никому – наследники отыщутся сами

В. Максиму Максимычу; Г. любимой женщине.

6. Чем Печорин предполагал в будущем заполнить пустоты своей жизни?

А. спокойной семейной жизнью;

Б. литературными трудами;

В. путешествием в Америку, Аравию или даже в Индию;

Г. приобретением друзей.

7. С какой целью Лермонтов нарушил хронологическую последовательность глав романа?

а) чтобы выявить в главном герое суть его характера, не зависящую от времени;

б) чтобы разнообразить повествование;

в) чтобы показать развитие героя, его эволюцию;

г) всё вышеперечисленное

8. Кого из героев так описывает Печорин в своем дневнике?

«…он из тех людей, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект — их наслаждение; они нравятся романтическим провинциалкам до безумия. Под старость они делаются либо мирными помещиками, либо пьяницами — иногда тем и другим…»

а) Максим Максимыч б Вулич в) Вернер г) ) Грушницкий

9. «Сделаться героем романа» — цель в жизни 
а) Грушницкого;   б) Печорина;   в) Вулича.

10. Равным себе по интеллекту Печорин считает:

а) Грушницкого;   б) Вулича;   в) Вернера.

11. Расставаясь с Мери Печорин говорит:
а «мне с вами скучно»;   б) «я вас не любил»;   в) «я над вами смеялся».
12. С кем сравнивает себя Печорин?

а) с героем романа;

б) с птицей, парящей в вышине;

в) с матросом, выросшим на палубе разбойничьего брига.

13.В характере Печорина больше всего Максима Максимыча поражает
а) Смелость и бесшабашность.

б) Противоречивость и странность.
в) Легкомыслие и безответственность.

г) Равнодушие и душевная чёрствость.

14. Кто из героев называет себя «нравственным калекой»?
а) Грушницкий;  б) Печорин;   в) Вернер.

15. Найдите соответствие между именем героя и его смертью

4. Умер по дороге из Персии

Г) Вулич

2. Убит на дуэли

Б) Максим Максимыч

1. О смерти не сообщается

А) Печорин

3. Зарублен пьяным казаком

В) Грушницкий

16. Найдите соответствие между описанием героя романа и его именем.

1. Умная, начитанная, благородная, нравственно чистая.

А) Бела

2.Непосредственная, стихийно-страстная, жертвенно любящая

Б) Мери

3. Материалист по убеждению, критический и сатирический ум. Скептик и пессимист, честный и прямой.

В) Грушницкий

4. Недалекий по уму, безличный, хвастливо-самолюбивый, завистливый, фальшивый.

Г) Максим Максимыч

5. Непосредственный, честный, добрый, «честная душа и золотое сердце», мужественный и верноподданный.

Д) доктор Вернер

17. Дайте развёрнутый ответ: «Согласны ли вы с М.Ю. Лермонтовым, называющим Печорина героем своего времениПриведите 2-3 аргумента (не менее 70 слов).

Итоговая контрольная работа

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

1.Каждая повесть романа Лермонтова «Герой нашего времени» опиралась на определенную литературную традицию. Соотнесите повесть и литературный жанр, которому она соответствует.

1. «Бела»

а) фантастическая проза

2. «Тамань»

б) светская повесть

3. «Княжна Мери»

в) романтическая новелла о любви

4. «Фаталист»

г) авантюрная новелла

2. В какой из повестей романа «Герой нашего времени» звучит песня
Уж не тронь ты, злое море, 
Мою лодочку.
Везет моя лодочка
Вещи драгоценны,
Правит ею в темну ночь
Буйная головушка.

а) «Бэла»
б) «Княжна Мери»
в) «Тамань»
г) «Фаталист»

3. Что больше всего поражает Максима Максимыча в характере Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?
а) Легкомыслие и безответственность.

б) Противоречивость и странность.
в) Смелость и бесшабашность.
г) Равнодушие и душевная чёрствость.

4. Чья цель в жизни  — «сделаться героем романа»?
а) Грушницкого;  
б) Печорина;  
в) Вулича.

5. Кто из героев называет себя «нравственным калекой»?
а) Грушницкий;  
б) Печорин;  
в) Вернер.

6. Кого Печорин считает равным себе по интеллекту и говорит:

«…мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя»?

а) Грушницкого;  
б) Вулича;  
в) Вернера.

7. Кто такой Вернер?

а) муж Веры; б) приятель Печорина; в) друг Грушницкого.

8. Действие в повести «Княжна Мери» происходит…

а) в Пятигорске; б) в Тифлисе; в) в Кисловодске.

9. Что говорит Печорин Мери при расставании?
а) «я вас не любил»;         б) «мне с вами скучно»;      в) «я над вами смеялся».

10. Что понял Печорин после расставания с Верой?

а) что она была единственной  женщиной, которая заставила биться его сердце;  
б) что он никогда ее не любил;      
в) что женитьба на ней помогла бы ему избавиться от одиночества и скуки.

11. С кем сравнивает себя Печорин?

а) с матросом, выросшим на палубе разбойничьего брига;

б) с птицей, парящей в вышине;

в) с героем романа.

12. Почему любовь Печорина никому не принесла счастья?
а) он никого не любил;  
б) он ничем не жертвовал ради любимых;   
в) он всех считал ниже себя, недостойными его любви.

13. Почему Печорин под конец жизни ищет смерти?

а) жизнь ему надоела, жизнь скучна.

б) по малодушию;

в) он понял, что не нашел и не найдёт своего предназначения в жизни.

14. Печорин – герой:

а) положительный;

б) отрицательный;

в) нельзя сказать однозначно.

15.  Кому принадлежат слова:

«У меня врождённая страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку»?

а) Печорину,   

б) Грушницкому,  

в) Вернеру.

16. Лермонтов поступки, мысли и чувства своего героя:

а) осуждает; б) анализирует; в) защищает.

17. Укажите проблему, которой нет а романе:

а) проблема отцов и детей;

б) проблема положительного героя;

в) проблема дружбы и любви;

г) проблема смысла жизни.

18. Чем является роман «Герой нашего времени» по авторскому определению:

а) историей любви;

б) историей жизни;

в) историей души человеческой.

19. Соотнесите героя и обстоятельства, при которых персонаж умирает.

1. О смерти не сообщается

А) Печорин

2. Убит на дуэли

Б) Максим Максимыч

3. Зарублен пьяным казаком

В) Грушницкий

4. Умер по дороге из Персии

Г) Вулич

20. Соотнесите портрет и героя, которому он соответствует.

1. «Высокий рост и смуглый цвет лица, черные волосы, черные проницательные глаза… печальная и холодная улыбка, вечно блуждавшая на губах его…»    

А) Печорин

2. «…он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы…»    

Б) Максим Максимыч

3. «Он изучал все живые струны сердца человеческого,… но никогда не умел воспользоваться своим знанием».

В) Грушницкий

4. «…смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем…»    

Г) Вернер

5. «…взгляд его, непродолжительный, но проницательный и тяжелый… мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен»  

Д) Вулич

21. Соотнесите портрет и героиню, которой он соответствует.

 1. «Она была далеко не красавица… Необыкновенная гибкость ее стана,… длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи…»  

А) Бела

2.«…ее большие глаза, исполненные неизъяснимой грусти… ее бледные губы напрасно старались улыбнуться… ее нежные руки… были так худы и прозрачны…»  

Б) Мери

 3. «…высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны…»  

В) Вера

 4. «…у нее такие бархатные глаза… нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в ее зрачках».

Г) ундина

22. Соотнесите характеристику и героя, которому она соответствует.

1. Умная, начитанная, благородная, нравственно чистая.

А) Бела

2.Непосредственная, стихийно-страстная, жертвенно любящая

Б) Мери

3. Материалист по убеждению, критический и сатирический ум. Скептик и пессимист, честный и прямой.

В) Грушницкий

4. Недалекий по уму, безличный, хвастливо-самолюбивый, завистливый, фальшивый.

Г) Максим Максимыч

5. Непосредственный, честный, добрый, «честная душа и золотое сердце», мужественный и верноподданный.

Д) доктор Вернер

23.    Дайте развёрнутый ответ: «В чём трагичность судьбы Печорина?»

Эталоны ответов. Итоговая контрольная работа

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

1

1 балл

1 – В 2 – Г

3 – Б 4 — А

2

В

3

Б

4

А

5

Б

6

В

7

Б

8

А

9

А

10

А

11

А

12

Б

13

В

14

В

15

А

16

Б

17

А

18

В

19

1 балл

1 – Б 2 – В

3 – Г 4 — А

20

1 балл

1 – Д 2 – В

3 – Г 4 – Б

5 — А

21

1 балл

1 – Г 2 – В

3 – А 4 — Б

22

1 балл

1 – Б 2 – А

3 – Д 4 – В

5 — Г

Критерии оценки: всего 22 балла

«5» — 0- 3 ошибки

«4» — 4 – 7 ошибки

«3» — 8 – 11 ошибки

«2» — 12 и более ошибок

23. Оценивается дополнительно

«В чём трагичность судьбы Печорина?»

Лер­мон­тов­ский герой — че­ло­век тра­ги­че­ской судь­бы. Он тра­ги­че­ски оди­нок. Тра­гизм судь­бы Пе­чо­ри­на свя­зан с тем, что изощ­рен­ная спо­соб­ность к са­мо­ана­ли­зу и бле­стя­щее ана­ли­ти­че­ское мыш­ле­ние, бремя равнодушие и со­мне­нья, расчётливость, некая внутренняя «раздвоенность» при­во­дят героя к утра­те про­сто­ты, есте­ствен­но­сти. Бессмысленно сменяющие друга дни, череда заранее предсказуемых событий делает жизнь Печорина скучной, в ней нет любви, нет дружбы. Печорин не способен любить людей, он приносит им одни несчастья.

Трагичность личности Печорина — в разочарованности жизни, неверии, сомнении во всём, в бессмысленности жизни, в разрыве между разумом и чувством. Он не жертвовал для тех, кого любил: любил для себя, для собственного удовольствия»

Контрольная работа по произведению М.Лермонтова «Герой нашего времени»

1. К какому идейно-эстетическому направлению в литературе принадлежит роман «Герой нашего времени»:

а.  Романтизм.

б.  Критический реализм.

в.  Сентиментализм.

г.  Просветительский реализм.

д.  Классицизм.

2. Определите идею романа «Герой нашего времени»:

а.  Изображение социально-типической личности дворянского круга после поражения восстания декабристов, анализ современного общества и психологии.

б.  Осуждение типической личности дворянского круга и породившей ее социальной среды.

3. О ком сказано: «ни в чем не видит для себя закона, кроме самого себя».

а.  Печорин.      б. Онегин,     в. Доктор Вернер.      г. Грушницкий.

4. В чем трагедия Печорина:

а.  В конфликте его с окружающими.

б.  В неудовлетворенности окружающей действительностью и свойственным ему индивидуализмом и скептицизмом. В ясном понимании им своей противоречивости «между глубокостию натуры и жалкостию действий» (В. Г. Белинский).

в.  В безразличии ко всему, что его окружает: людям, событиям.

г.  В эгоистичности.

5. Определите, кому принадлежат приведенные характеристики:

1.  Непосредственный, цельный, честный, добрый, великодушный, здравомыслящий, «честная душа и золотое сердце», мужественный и скромный до самоуничижения, смиренный, верноподданный.

2.  «Эталон идеальных фразеров», не способных «ни к действительному добру, ни к действительному злу», недалекий по уму, безличный, хвастливо-самолюбивый, завистливый, фальшивый, с необоснованным самомнением.

3.  Разночинец прогрессивных взглядов, материалист по убеждению, критический и сатирический ум. Высокая благородная душа, человек большой культуры, скептик и пессимист, честный и прямой, человечный.

4.  Непосредственная, стихийно-страстная, странная, жертвенно любящая.

5.  Умная, начитанная, благородная, нравственно чистая.

А. Грушницкий      б. княжна Мери       в. Максим Максимыч       г. доктор Вернер          д. Бэла

6. О ком из героев романа идет рассказ:

«Славный был малый, смею вас уверить, только немного странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте, все иззябнут, устанут — а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился, ставня стукнет, он вздрогнет и побледнеет, а при мне ходил на кабана один на один, бывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвешь от смеха… Да-с, с большими был странностями…», а. Грушницкий.     б. Печорин.    8. Максим Максимыч.    г. Доктор Вернер.

7. Чтобы подчеркнуть идейную сущность романа, повысить его напряженность, усилить впечатление странности, противоречивости и трагичности характера героя и показать ярче загубленные возможности его редкой натуры, хронология событий романа нарушена. Восстановите хронологическую последовательность событий «Героя нашего времени».

а. «Бэла».

6.  «Максим Максимыч».

в.  Предисловие к журналу Печорина.

г.  «Тамань».

д.  Окончание журнала Печорина.

е.  «Княжна Мери».

ж.  «Фаталист».

8. Определите принадлежность портрета героя: «…Был человек замечательный по многим причинам. Он был скептик и материалист… а вместе с этим поэт, и не на шутку, — поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов. Он изучал все живые струны сердца человеческого… Он был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок…. Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли. В его одежде были вкус и опрятность, его худощавые маленькие

руки красовались в светло-желтых перчатках. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно черного

цвета».

а. Грушницкий. б. Печорин,     в. Вернер.   г. Максим Максимыч.

9. Психологичность пейзажа романа предваряет состояние героев, события, их итог.

Какому событию предшествует данный пейзаж: «…Кругом, теряясь в золотом тумане утра,

теснились вершины гор, как бесчисленное стадо, и Эльбрус на юге вставал белою громадой, замыкая цепь льдистых вершин, между которых уже бродили волокнистые облака, набежавшие с востока. Я подошел к краю площадки и посмотрел вниз, голова чуть-чуть у меня не закружилась: там внизу казалось темно и холодно, как в гробе; мшистые зубцы скал, сброшенных грозою и временем, ожидали своей добычи».

а. Дуэль Печорина и Грушницкого.   б. Похищение Карагеза,   в. Гибель Бэлы.   г. Выстрел Вулича.

10 . Представьте, что перед вами — «творческие пересказы» повестей, составляющих «Героя

нашего времени». К какой из повестей относится каждый пересказ? По каких признакам вы этоопределили?

а) Осечка («азиатские курки часто осекаются»), казацкая сабля. Несчастная мать молодого казака. Гибель иностранного подданного в русской крепости. На дороге валялась разрубленная пополам свинья.

б) Гроза в горах. Чаепитие в осетинской сакле. Отличный чугунный чайник! История прапорщика. Одна княжна и десять баранов; охота на кабана и подстреленная лошадь. Расставание попутчиков, в) Уснувший денщик и украденная сабля. Морские приключения пехотного офицера в грязном городишке. Песня о «буйной головушке». Честные нарушители закона.

11. Почему Печорин не остался с Максимом Максимычем на два часа пообедать? Почему он обидел своего старого приятеля?

а)    торопился по «служебной надобности»;

б)    не хотел вспоминать о Бэле; так как эти воспоминания приносили ему такие же острые страдания, как и прежде;

в)     Печорину было скучно с Максимом Максимычем.

12.   «Честные контрабандисты»   в «Тамани»   на первый   взгляд кажутся истинно романтическими натурами. Какая   из   предложенных   цитат   выводит   Янко   из   ряда романтических героев?

а)    Янко не боится ни моря, ни ветров, ни тумана, ни береговых сторожей…

б)    Отважен был пловец, решившийся в такую ночь пуститься через пролив…

в)    Кабы он получше платил за труды, так и Янко бы его не покинул; а мне везде дорога, где только ветер дует и море шумит!

13.   Печорина   и   пушкинского   Онегина называют «лишними людьми».   Воплощая общий тип соотношения человека и общества, Печорин и Онегин различны по характерам. Назовите ту черту, которая отличает «лишнего человека» Печорина от «лишнего человека» Онегина:

а)    скука;

б)    презрение к людям;

в)    отсутствие цели в жизни;

г)     почти полное одиночество;

д)    погоня за жизнью, стремление убежать от скуки.

ОТВЕТЫ:1-б, 2-а, 3-а, 4-б, 5: 1-в, 2-а, 3-г, 4-д, 5-б 6-б, 7- в,г,е,а,ж,б,д 8-в, 9-а, 10 – «Фаталист», б-«Бэла», в-«Тамань» 11-б, 12-в, 13-д

1 вариант

1) Как называется вторая часть романа «Герой нашего времени»?

2) Кто украл у Казбича коня?

3) Чей это портрет: «…мальчик лет пятнадцати. А уж какой был головорез, проворный на что хочешь: шапку ли поднять на всём скаку, из ружья ли стрелять. Одно в нём было нехорошо: ужасно падок был на деньги»?

4) «Хорошо! Клянусь, ты будешь владеть конём, только за него ты должен отдать мне…»

Что попросил Печорин в обмен на коня?

5) Почему «ундина» хотела утопить Печорина?

6) Кто из героев романа носил солдатскую шинель «по особенному роду франтовства» и «георгиевский солдатский крестик»?

7) В каком городе происходят события, описанные в повести «Княжна Мери»?

8) Любил ли Печорин Веру?

9) Как закончилась дуэль Печорина и Грушницкого?

10) Кто из героев романа стрелял себе в лоб, пытаясь доказать, что предопределение судьбы существует?

11) «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да ещё с подорожной по казённой надобности!…» Какая повесть так заканчивается?

12) Назовите фамилию княжны Мери.

13) В какой части романа звучит песня:

«Везёт моя лодочка,

Вещи драгоценные,

Правит ею в тёмну ночь

Буйная головушка»?

14) Были ли знакомы Максим Максимыч и Бэла?

15) Назовите профессию Вернера.

1 вариант

1. «Максим Максимыч».

2. Азамат.

3. Азамат.

4. Бэлу.

5. Узнал тайну контрабандистов.

6. Грушницкий.

7. Пятигорск.

8. Да.

9. Смертью Грушницкого.

10. Вулич.

11. «Тамань».

12. Лиговская.

13. «Тамань».

14. Да.

15. Доктор.

2 вариант

1) Как называется первая часть романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»?

2) В какой части описана история с контрабандистами?

3) Чей это портрет: «На нём был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с солнцем…»?

4) «Я ехал на перекладных из Тифлиса». Какая часть романа так называется?

5) «Если он меня не любит, то кто ему мешает отослать меня домой? … я не раба его – я княжеская дочь!». Кто так говорит?

6) «Он скептик и материалист, как все почти медики, а вместе с этим поэт…». Кого так характеризует Печорин?

7) Кто распустил по городу дурные слухи про Печорина и княжну Мери?

8) Любил ли Печорин княжну Мери?

9) Кто убил поручика Вулича?

10) Что произошло с Печориным по дороге из Персии?

11) В каком городе Печорина чуть не утопили?

12) «… я его видел в деле: он махает шашкой, кричит и бросается вперёд, зажмуря глаза. Это что-то нерусская храбрость!» О ком так сказано?

13) В какой части романа описана дорога на Гуд-Гору?

14) Кто являлся хозяином «нечистого» дома в повести «Тамань»?

15) «Я давно уже живу не сердцем, а головою». Кто из героев в этом признаётся?

2 вариант

1. «Бэла».

2. «Тамань».

3. Максим Максимыч.

4. «Бэла».

5. Бэла.

6. Вернер.

7. Грушницкий.

8. Нет.

9. Пьяный казак.

10. Умер.

11. Тамань.

12. Грушницкий.

13. «Бэла».

14. Старуха.

15. Печорин.

Вариант 3

1) Как называется последняя повесть романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»?

2) Сколько повестей в «Журнале Печорина»? Как они называются?

3) Чей это портрет: «… рожа у него была самая разбойничья: маленький, сухой, широкоплечий… А уж ловок-то был, как бес! Бешмет всегда изорванный, в заплатках, а оружие в серебре»?

4) «Герой нашего времени», милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков…». Закончите фразу.

5) Контрабандист Янко, «ундина», слепой мальчик – это герои…

Допишите название повести.

6) Что уронил Грушницкий у колодца, чтобы привлечь внимание Мери?

7) Почему Печорин стал ухаживать за княжной Мери?

8) С кем стрелялся Печорин на дуэли?

9) Что обозначает название повести «Фаталист»?

10) Кто передал автору журнал Печорина?

11) За что Максим Максимыч обиделся на Печорина?

12) Кого любила Вера?

13) Кто из героев романа поёт песню:

«Золото купит четыре жены,

Конь же лихой не имеет цены»?

14) Были ли знакомы Максим Максимыч и княжна Мери?

15) «… эти господа, вероятно, второпях, забыли положить пулю в мой пистолет…» Чей пистолет во время дуэли оказался не заряжен?

3 вариант

1. «Фаталист».

2. Три: «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист».

3. Казбич.

4. Всего поколения.

5. «Тамань».

6. Стакан.

7. Позлить Грушницкого, от скуки.

8. С Грушницким.

9. Верящий в судьбу.

10. Максим Максимыч.

11. Отказал в разговоре.

12. Печорин.

13. Казбич.

14. Нет.

15. Печорин.

Вариант 4

1) В какой из повестей действие романа происходит в Пятигорске?

2) Кто рассказывает историю Бэлы?

3) Чей это портрет: «И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу»?

4) «Нет, она хорошо сделала, что умерла: ну, что бы с ней сталось, если б Григорий Александрович её покинул?» О ком идёт речь?

5) «… молодой человек лет двадцати пяти. Он явился ко мне в полной форме и объявил, что ему велено оставаться у меня в крепости». Назовите героя, о котором идёт речь.

6) В какой повести описано «водяное общество»?

7) «Она единственная женщина в мире, которую я не в силах был бы обмануть…» О ком так говорит Печорин?

8) Кто был секундантом Печорина на дуэли?

9) Чьё сердце разбил Печорин? Перечислите.

10) «Здесь, брат, нечисто, люди недобрые!» В какой повести предостерегают Печорина?

11) В какой повести описана встреча Печорина и Максима Максимыча в гостинице для проезжающих?

12) Чей это портрет: «Он был среднего роста: стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климата»?

13) В какой из частей романа встречается описание Кайшаурской долины?

14) Чья это характеристика: «Его сюртук, галстук и жилет были постоянно чёрного цвета. Молодёжь называла его Мефистофелем»?

15) «А что такое счастье? Насыщенная гордость». Кто из героев так думает?

4 вариант

1. «Княжна Мери».

2. Максим Максимыч.

3. Бэла.

4. Бэла.

5. Печорин.

6. «Княжна Мери».

7. Вера.

8. Вернер.

9. Бэла, Вера, Мери.

10. «Тамань».

11. «Максим Максимыч».

12. Печорин.

13. «Бэла».

14. Вернер.

15. Печорин.

Контрольная работа по произведению М.Лермонтова «Герой нашего

времени»

1. К какому идейноэстетическому направлению в литературе принадлежит роман

«Герой нашего времени»:

а. Романтизм.

б. Критический реализм.

в. Сентиментализм.

г. Просветительский реализм.

д. Классицизм.

2. Определите идею романа «Герой нашего времени»:

а. Изображение социальнотипической личности дворянского круга после поражения

восстания декабристов, анализ современного общества и психологии.

б. Осуждение типической личности дворянского круга и породившей ее социальной

среды.

3. О ком сказано: «ни в чем не видит для себя закона, кроме самого себя».

а. Печорин. б. Онегин, в. Доктор Вернер. г. Грушницкий.

4. В чем трагедия Печорина:

а. В конфликте его с окружающими.

б. В неудовлетворенности окружающей действительностью и свойственным ему

индивидуализмом и скептицизмом. В ясном понимании им своей противоречивости

«между глубокостию натуры и жалкостию действий» (В. Г. Белинский).

в. В безразличии ко всему, что его окружает: людям, событиям.

г. В эгоистичности.

5. Определите, кому принадлежат приведенные характеристики:

1. Непосредственный, цельный, честный, добрый, великодушный, здравомыслящий,

«честная душа и золотое сердце», мужественный и скромный до самоуничижения,

смиренный, верноподданный.

2. «Эталон идеальных фразеров», не способных «ни к действительному добру, ни к

действительному злу», недалекий по уму, безличный, хвастливосамолюбивый,

завистливый, фальшивый, с необоснованным самомнением.

3. Разночинец прогрессивных взглядов, материалист по убеждению, критический и

сатирический ум. Высокая благородная душа, человек большой культуры, скептик и

пессимист, честный и прямой, человечный.

4. Непосредственная, стихийнострастная, странная, жертвенно любящая.

5. Умная, начитанная, благородная, нравственно чистая.

А. Грушницкий б. княжна Мери в. Максим Максимыч г. доктор Вернер д.

Бэла

6. О ком из героев романа идет рассказ:

«Славный был малый, смею вас уверить, только немного странен. Ведь, например, в

дождик, в холод целый день на охоте, все иззябнут, устанут — а ему ничего. А другой раз

сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился, ставня стукнет, он

вздрогнет и побледнеет, а при мне ходил на кабана один на один, бывало, по целым часам

слова не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвешь от

смеха… Дас, с большими был странностями…», а. Грушницкий. б. Печорин. 8.

Максим Максимыч. г. Доктор Вернер.

7. Чтобы подчеркнуть идейную сущность романа, повысить его напряженность, усилить

впечатление странности, противоречивости и трагичности характера героя и показать ярче

загубленные возможности его редкой натуры, хронология событий романа

нарушена. Восстановите хронологическую последовательность событий «Героя

нашего времени».

а. «Бэла».

6. «Максим Максимыч».

Итоговая контрольная работа.М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Итоговая контрольная работа.М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
11.Каждая повесть романа Лермонтова «Герой нашего времени» опиралась на определен­ную
.Каждая повесть романа Лермонтова «Герой нашего времени» опиралась на определен­ную
повесть   и   литературный   жанр,   которому   она
литературную   традицию.   Соотнесите  повесть   и   литературный   жанр
,   которому   она
литературную   традицию.   Соотнесите  
соответствует.
соответствует.
а) фантастическая проза
1. «Бела»
а) фантастическая проза
1. «Бела»
б) светская повесть
2. «Тамань»
б) светская повесть
2. «Тамань»
в) романтическая новелла о любви
3. «Княжна Мери»
в) романтическая новелла о любви
3. «Княжна Мери»
г) авантюрная новелла
4. «Фаталист»
4. «Фаталист»
г) авантюрная новелла
22. В какой из повестей романа «Герой нашего времени» 
звучит песня
. В какой из повестей романа «Герой нашего времени» звучит песня
Уж не тронь ты, злое море,  
Уж не тронь ты, злое море,
Мою лодочку.
Мою лодочку.
Везет моя лодочка
Везет моя лодочка
Вещи драгоценны,
Вещи драгоценны,
Правит ею в темну ночь
Правит ею в темну ночь
Буйная головушка.
Буйная головушка.
а) «Бэла»
а) «Бэла»
б) «Княжна Мери»
б) «Княжна Мери»
в) «Тамань»
в) «Тамань»
г) «Фаталист»
г) «Фаталист»
поражает Максима Максимыча 
 Максима Максимыча в характере Печорина
в характере Печорина в романе М.Ю.
 в романе М.Ю.
                         б)   Противоречивость   и   странность.
б)   Противоречивость   и   странность.
                           г) Равнодушие и душевная чёрствость.
г) Равнодушие и душевная чёрствость.
                   б) Вулича;                                в) Вернера.
                             в) Вернера.
                     б) Печорина;                            в) Вулича.
                         в) Вулича.
33. Что больше всего 
. Что больше всего поражает
Лермонтова «Герой нашего времени»?
Лермонтова «Герой нашего времени»?
а)   Легкомыслие   и   безответственность.                         
а)   Легкомыслие   и   безответственность.
в) Смелость и бесшабашность.                           
в) Смелость и бесшабашность.
4. Чья цель в жизни   ­ «сделаться героем романа»?
 ­ «сделаться героем романа»?
4. Чья цель в жизни
а) Грушницкого;                        б) Печорина; 
а) Грушницкого; 
5. Кто из героев называет себя «нравственным калекой»?
5. Кто из героев называет себя «нравственным калекой»?
                     б) Печорин;                              в) Вернер.
а) Грушницкий;                        б) Печорин; 
                           в) Вернер.
а) Грушницкий; 
6. Кого Печорин считает равным себе по интеллекту и говорит:
6. Кого Печорин считает равным себе по интеллекту и говорит:
«…мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя»?
«…мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя»?
а) Грушницкого;                      б) Вулича; 
а) Грушницкого; 
7. Кто такой Вернер?
7. Кто такой Вернер?
а) муж Веры; б) приятель Печорина; в) друг Грушницкого.
а) муж Веры; б) приятель Печорина; в) друг Грушницкого.
8. Действие в повести «Княжна Мери» происходит…
8. Действие в повести «Княжна Мери» происходит…
а) в Пятигорске; б) в Тифлисе; в) в Кисловодске.
а) в Пятигорске; б) в Тифлисе; в) в Кисловодске.
9. Что говорит Печорин Мери при расставании?
9. Что говорит Печорин Мери при расставании?
а) «я вас не любил»;                  б) «мне с вами скучно»;
а) «я вас не любил»;
10. Что понял Печорин после расставания с Верой?
10. Что понял Печорин после расставания с Верой?
а) что она была единственной   женщиной, которая заставила биться его сердце; 
 женщиной, которая заставила биться его сердце;   
а) что она была единственной
б) что он никогда ее не любил;            
б) что он никогда ее не любил;
в) что женитьба на ней помогла бы ему избавиться от одиночества и скуки.
в) что женитьба на ней помогла бы ему избавиться от одиночества и скуки.
11. С кем сравнивает себя Печорин?
11. С кем сравнивает себя Печорин?
а) с матросом, выросшим на палубе разбойничьего брига;   
а) с матросом, выросшим на палубе разбойничьего брига;   
б) с птицей, парящей в вышине;                            в) с героем романа.
б) с птицей, парящей в вышине;                            в) с героем романа.
12. Почему любовь Печорина никому не принесла счастья?
12. Почему любовь Печорина никому не принесла счастья?
а) он никого не любил;                                    б) он ничем не жертвовал ради любимых;
а) он никого не любил; 
в) он всех считал ниже себя, недостойными его любви.
в) он всех считал ниже себя, недостойными его любви.
13. Почему Печорин под конец жизни ищет смерти?
13. Почему Печорин под конец жизни ищет смерти?
а) жизнь ему надоела, жизнь скучна.                                       б) по малодушию;
а) жизнь ему надоела, жизнь скучна.                                       б) по малодушию;
в) он понял, что не нашел и не найдёт своего предназначения в жизни.
в) он понял, что не нашел и не найдёт своего предназначения в жизни.
б) «мне с вами скучно»;            в) «я над вами смеялся».
в) «я над вами смеялся».
                                 б) он ничем не жертвовал ради любимых;      
А) Печорин
А) Печорин
                         б) Грушницкому,                           в) Вернеру.
                       в) Вернеру.
А) Печорин
А) Печорин
Б) Максим Максимыч
Б) Максим Максимыч
В) Грушницкий
В) Грушницкий
Г) Вулич
Г) Вулич
14. Печорин – герой: а) положительный; б) отрицательный;   в) нельзя сказать однозначно.
а) положительный; б) отрицательный;   в) нельзя сказать однозначно.
14. Печорин – герой: 
15.15.   Кому принадлежат слова:
 Кому принадлежат слова:
«У меня врождённая страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь 
«У меня врождённая страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь 
грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку»?
грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку»?
а) Печорину,                               б) Грушницкому,
а) Печорину,
16. Лермонтов поступки, мысли и чувства своего героя:
16. Лермонтов поступки, мысли и чувства своего героя:
а) осуждает;  б) анализирует;  в) защищает.
а) осуждает;  б) анализирует;  в) защищает.
17. Укажите проблему, которой нетнет в романе:
 в романе:
17. Укажите проблему, которой 
а) проблема отцов и детей;                                   б) проблема положительного героя;
а) проблема отцов и детей;                                   б) проблема положительного героя;
в) проблема дружбы и любви;                              г) проблема смысла жизни.
в) проблема дружбы и любви;                              г) проблема смысла жизни.
18. Чем является роман «Герой нашего времени» по авторскому определению:
18. Чем является роман «Герой нашего времени» по авторскому определению:
а) историей любви;                         б) историей жизни;      в) историей души человеческой.
а) историей любви;                         б) историей жизни;      в) историей души человеческой.
19. Соотнесите героя и обстоятельства, при которых персонаж умирает.
19. Соотнесите героя и обстоятельства, при которых персонаж умирает.
1. 1. О смерти не сообщается
О смерти не сообщается
2. Убит на дуэли
2. Убит на дуэли
3. Зарублен пьяным казаком
3. Зарублен пьяным казаком
4. Умер по дороге из Персии
4. Умер по дороге из Персии
20. Соотнесите портрет и героя, которому он соответствует.
20. Соотнесите портрет и героя, которому он соответствует.
1. 1. «Высокий рост и смуглый цвет лица, черные волосы, черные
«Высокий рост и смуглый цвет лица, черные волосы, черные
проницательные глаза… печальная и холодная улыбка, вечно
проницательные глаза… печальная и холодная улыбка, вечно
блуждавшая на губах его…»        
блуждавшая на губах его…»
2. «…он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют
2. «…он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют
готовые пышные фразы…»        
готовые пышные фразы…»
3. «Он изучал все живые струны сердца человеческого,… но
3. «Он изучал все живые струны сердца человеческого,… но
никогда не умел воспользоваться своим знанием».
никогда не умел воспользоваться своим знанием».
4. «…смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знако­
4. «…смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знако­
мо с закавказским солнцем…»        
мо с закавказским солнцем…»
5.  «…взгляд   его,  непродолжительный,  но   проницательный   и
5.  «…взгляд   его,  непродолжительный,  но   проницательный   и
тяжелый…   мог   бы   казаться   дерзким,   если   б   не   был   столь
тяжелый…   мог   бы   казаться   дерзким,   если   б   не   был   столь
равнодушно спокоен»    
равнодушно спокоен»
21. Соотнесите портрет и героиню, которой он соответствует.
21. Соотнесите портрет и героиню, которой он соответствует.
  1.«Она была далеко не красавица… Необыкновенная гибкость
1.«Она была далеко не красавица… Необыкновенная гибкость
ее стана,… длинные русые волосы, какой­то золотистый отлив
ее стана,… длинные русые волосы, какой­то золотистый отлив
ее слегка загорелой кожи…»    
ее слегка загорелой кожи…»
2.«…ее большие глаза, исполненные неизъяснимой грусти… ее
2.«…ее большие глаза, исполненные неизъяснимой грусти… ее
бледные   губы   напрасно   старались   улыбнуться…   ее   нежные
бледные   губы   напрасно   старались   улыбнуться…   ее   нежные
руки… были так худы и прозрачны…»    
руки… были так худы и прозрачны…»
  3.«…высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны»
3.«…высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны»    
  4. «…у нее такие бархатные глаза… нижние и верхние ресни­
4. «…у нее такие бархатные глаза… нижние и верхние ресни­
цы так длинны, что лучи солнца не отражаются в ее зрачках».
цы так длинны, что лучи солнца не отражаются в ее зрачках».
22. Соотнесите характеристику и героя, которому она соответствует.
22. Соотнесите характеристику и героя, которому она соответствует.
1. Умная, начитанная, благородная, нравственно чистая.
А) Бела
1. Умная, начитанная, благородная, нравственно чистая.
А) Бела
2.Непосредственная, стихийно­страстная, жертвенно любящая
Б) Мери
Б) Мери
2.Непосредственная, стихийно­страстная, жертвенно любящая
3. Материалист по убеждению, критический и сатирический 
В) Грушницкий
3. Материалист по убеждению, критический и сатирический 
В) Грушницкий
ум. Скептик и пессимист, честный и прямой.
ум. Скептик и пессимист, честный и прямой.
Б) Максим 
Б) Максим 
Максимыч
Максимыч
В) Грушницкий
В) Грушницкий
В) Вера
В) Вера
Г) Ундина
Г) Ундина
Г) Вернер
Г) Вернер
Д) Вулич
Д) Вулич
Б) Мери
Б) Мери
А) Бела
А) Бела 4. Недалекий по уму, безличный, хвастливо­самолюбивый, 
4. Недалекий по уму, безличный, хвастливо­самолюбивый, 
завистливый, фальшивый.
завистливый, фальшивый.
5. Непосредственный, честный, добрый, «честная душа и 
5. Непосредственный, честный, добрый, «честная душа и 
золотое сердце», мужественный и верноподданный.
золотое сердце», мужественный и верноподданный.
2323. .       Дайте развёрнутый ответ: 
«В чём трагичность судьбы Печорина?»
Дайте развёрнутый ответ: «В чём трагичность судьбы Печорина?»
Г) Максим 
Г) Максим 
Максимыч
Максимыч
Д) доктор Вернер
Д) доктор Вернер
1 балл
1 балл
3 – Д   4 – В
3 – Д   4 – В
5 ­ Г5 ­ Г
Эталоны ответов.   Итоговая контрольная работа
Эталоны ответов.   Итоговая контрольная работа
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
1 балл
1 балл
1 – В   2 – Г
1 – В   2 – Г
3 – Б   4 ­ А
3 – Б   4 ­ А
Критерии оценки: всего 22 балла
Критерии оценки: всего 22 балла
«5» ­ 0­ 3 ошибки
«5» ­ 0­ 3 ошибки
«4» ­ 4 – 7 ошибки
«4» ­ 4 – 7 ошибки
«3» ­ 8 – 11 ошибки
«3» ­ 8 – 11 ошибки
«2» ­ 12 и более ошибок
«2» ­ 12 и более ошибок
23. Оценивается дополнительно
23. Оценивается дополнительно
«В чём трагичность судьбы Печорина?»
«В чём трагичность судьбы Печорина?»
зу и блестястящее ана
ской судьбы. Он тра
ЛерЛермонмонтовтовский герой — че
нок.  Трагизм судь
ский герой — челоловек тра
гизм судьбы Пе
бы Печочоририна свя
век трагигичеческой судь
на связан с тем, что изощ
зан с тем, что изощренренная спо
одиодинок.  Тра
ность к самомоанааналилизу и бле
ность к са
равнодушие и сомнемненья, расчётливость, некая внутренняя «раздвоенность» 
нья, расчётливость, некая внутренняя «раздвоенность» 
равнодушие и со
припривоводят героя к утра
сменяющие друга дни, череда заранее предсказуемых событий делает жизнь 
сменяющие друга дни, череда заранее предсказуемых событий делает жизнь 
Печорина скучной, в ней нет любви, нет дружбы. Печорин не способен 
Печорина скучной, в ней нет любви, нет дружбы. Печорин не способен 
любить людей, он приносит им одни несчастья. 
любить людей, он приносит им одни несчастья. 
ственноности. Бессмысленно 
сти. Бессмысленно 
щее аналилититичеческое мыш
ское мышлеление, бремя 
ние, бремя 
бы. Он трагигичечески 
ски 
ная способсоб­­
дят героя к утрате про
те простостоты, есте
ты, естествен
Трагичность личности Печорина ­ в разочарованности жизни, неверии, 
Трагичность личности Печорина ­ в разочарованности жизни, неверии, 
сомнении во всём, в бессмысленности жизни, в разрыве между разумом и 
сомнении во всём, в бессмысленности жизни, в разрыве между разумом и 
чувством. Он не жертвовал для тех, кого любил: любил для себя, для 
Он не жертвовал для тех, кого любил: любил для себя, для 
чувством. 
собственного удовольствия»
собственного удовольствия»
11
22
33
44
55
66
77
88
99
1010
1111
1212
1313
1414
1515
1616
1717
1818
1919
2020
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
2121
2222
ВВ
ББ
АА
ББ
ВВ
ББ
АА
АА
АА
АА
ББ
ВВ
ВВ
АА
ББ
АА
ВВ
1 – Б   2 – В
1 – Б   2 – В
3 – Г   4 ­ А
3 – Г   4 ­ А
1 – Д   2 – В
1 – Д   2 – В
3 – Г   4 – Б
3 – Г   4 – Б
5 ­ А5 ­ А
1 – Г   2 – В
1 – Г   2 – В
3 – А   4 ­ Б
3 – А   4 ­ Б
1 – Б   2 – А
1 – Б   2 – А

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ифнс центрального района г челябинска официальный сайт реквизиты для оплаты
  • К внешним источникам финансирования бизнеса относится бухгалтерская прибыль
  • К внутренней среде бизнеса не относят a персонал b политика c цели d задачи
  • К внутренним источникам финансирования бизнеса относят государственный фонд
  • Для подтверждения факта поступления документа в организацию служит реквизит