История появления налога на игорный бизнес

Библиографическое описание:


Залега, А. С. Игорный бизнес в России: развитие, налогообложение, проблематика / А. С. Залега, Е. В. Павлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 4 (138). — С. 435-437. — URL: https://moluch.ru/archive/138/38609/ (дата обращения: 24.03.2023).



В данной статье рассматривается становление и развитие игорного бизнеса, а именно его история, существование в России, законодательство, налогообложение и проблематика.

Ключевые слова: игорный бизнес, азартная деятельность, азартные игры, налог на игорный бизнес

Азартные игры уже многие века волнуют умы человечества. Игра на деньги всегда была чем-то большим, чем просто досугом, об этом так же говорит ее древнейшая и богатая на метаморфозы история.

Появление первый игорных домов приписывают Римской Империи, при императоре Тарквинии Гордом. В 1765 году кардинал Джулио Мазани стал родоначальником французского игорного бизнеса, открыв казино в Париже, где стояло уникальное по тем временам «колесо фортуны», которое изобрел французский ученый Блез Паскаль.

Ученые сходятся во мнении, что в России игорный бизнес появился в 17 веке. Практически сразу, в разделе «О разбойниках и татиных (воровских) делах» Уложения 1649 года был наложен запрет на азартные карточные игры. С течением времени этот вид деятельности претерпевал множество изменений со стороны законодательства, но постоянным оставался тот факт, что правители России старались всячески его ограничить. Полностью же запретил его Петроградский Военно-Революционный Комитет в 1917 году. В последствии азартные игры были реабилитированы Советом Труда и Обороны РСФСР, который 9 ноября 1921 года разрешил на законном основании продавать игральные карты. Легализация продолжалась недолго. При опросе рядовых советских граждан выявилось, что азартные игры стали самым предпочтительным видом деятельности в час досуга. В мае 1928 года Совнаркомом было принято постановление, отныне закрывающее игорные заведения, а также была принята статья 201 Уголовного Кодекса «за организацию игр».

С этого момента и на долгое время игорный бизнес становился незаконным, но даже будучи таким он полностью не исчез из России, оставаясь подпольным. Тем не менее несколько лазеек в законодательстве все же существовала. Во-первых оставалась возможность проводить всевозможные лотереи. Одна из самых известных и многими любимая лотерея «Спортлото» появилась в 1976 году. Во-вторых оставались тотализаторы, находившиеся на ипподромах. Ставки на лошадей не планировали запрещать, так как этот вид деятельности приносил постоянную прибыль. Нельзя не упомянуть и про бридж, являющийся одним из предпочитаемых занятий для азартных игроков.

Современный игорный бизнес в России существует на протяжении 20 лет. За прошедшее время были внесены изменения во многие его аспекты, в частности в налогообложение этого вида деятельности. На данный момент действует Федеральный закон № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр», в котором приведены методы регулирования государством вышеназванной отрасли на территории Российской Федерации и СНГ. Для защиты прав и интересов граждан был введен ряд ограничений.

Виды мероприятий, регулирующих проведение азартных игр:

1) Введение ряда требований к игорным домам, их посетителям и владельцам.

2) Создание игровых зон — территорий для организации игорной деятельности

3) Установление правил для получения разрешений и их непосредственная выдача

4) Нахождение и запрещение отдельным лицам, нарушившим законодательство заниматься данным видом предпринимательства

Российское законодательство предусматривает организацию пяти игорных зон. Только одна игорная зона может существовать на территории каждого из субъектов. Лишь внутри зоны разрешена азартная деятельность, вне ее разрешено действие только букмекерских контор и тотализаторов, остальные виды игорного бизнеса запрещены. В частности по Самарской области, которая не является игровой зоной, насчитывается порядка 140 пунктов приема ставок. Также установлен запрет на онлайн-казино. Управление ведется органами государственной власти этого субъекта, имеющими необходимые полномочия. Посетителем игорного заведения может стать лицо в возрасте 18-ти лет.

Перечень утвержденных игорных зон в России:

– Янтарная (Калининградская область)

– Приморье (Приморский край)

– Сибирская Монета (Алтайский край)

– Азов Сити (Краснодарский край)

– Крымская (Республика Крым)

Из перечисленных выше игорных зон на данный момент действует только Азов-Сити и Сибирская Монета, остальные же находятся на стадии строительства или планирования.

Игорный бизнес является налогооблагаемым видом деятельности. На данный момент в бюджет уплачивается три вида платежей: налог на игорный бизнес, лицензионные сборы, налог на доходы, которые связанны с выигрышем лиц (только физических), налог на имущество.

Необходимо отметить, что суммы, перечисляемые государству от игорной деятельности, неуклонно увеличиваются. В 2000 году в бюджет было перечислено примерно 500.000 рублей, в 2001 году — примерно 1.200.000 рублей, а уже в 2003 году эта сумма стала равна 5.000.000.000 рублей. Также нельзя не признать, что создание одного рабочего места в данной сфере предпринимательства влечет за собой создание еще некоторого количества мест в области общественного питания, связи и тому подобных. Сейчас, по приблизительным подсчетам в сфере азартных игр трудится примерно 400.000 человек. Большинство данных предприятий являются средним и малым бизнесом.

1 января 2004 года Государственная Дума ввела в действие главу 29 Налогового Кодекса Российской Федерации, носившую название «Налог на игорный бизнес», регулирующую налогообложение азартной деятельности и по сей день. Во время ее разработки этот налог сменил федеральный статус на региональный.

В сущности, данный налог является одним из видов вмененного налога: облагается налогом деятельность с употребление игровых автоматов, игровых столов, действие букмекерских контор и тотализаторов.

Согласно данной главе, органы власти каждого из регионов имеют право самостоятельно устанавливать ставки по налогу на игорный бизнес. Они довольно существенно варьируются. Так, за один игровой стол может взыматься от 25 до 125 тысяч рублей, за игровой автомат — от 2500 до 7500 рублей, за процессинговый центр тотализатора может стоить налогоплательщику от 25000 до 125000 рублей, а сбор за пункт приема ставок букмекерской конторы или тотализатора составляет от 5 до 7 тысяч рублей. Налоговый период — календарный месяц. Плательщиками по данному налогу являются только организации. Налоговая база исчисляется отдельно, как совокупное количество объектов налогообложения. Налоговая декларация подается на позднее 20-го числа того месяца, который следует за истекшим налоговым периодом.

О результатах и эффективности главы 29 говорить еще рано, но уже сейчас представляется возможным предугадать некоторые результаты, внимательно проанализировав законодательство. Из положительных моментов следует отметить более ясное изложение и однозначность толкования по сравнению с ранее принятым законодательством.

Одна из главных проблем игорного бизнеса состоит в том, что он оказывает отрицательное влияние на людей и в особенности на молодое поколение. Для решения этой проблемы стоит установить возрастные ограничения для посетителей игорных заведений. Следует способствовать формированию и развитию инфраструктуры по диагностике, лечению и реабилитации пациентов с зависимостью от азартных игр: обучать специалистов, строить медицинские учреждения, создавать социальные программы.

Также немаловажным является существование нелегальной деятельности в данной области предпринимательства. Несмотря на все меры, уже принятые и принимаемые по сей день по ограничению азартных игр, данная проблема остается актуальной. Чтобы ее устранить, необходимо ужесточить законодательство, в частности повысить налогообложение каждой единицы игорного оборудования, пресечь коррупцию, увеличить количество проверок игорных заведений контролирующими органами.

Подводя итог, следует отметить: игорный бизнес — это деятельность, требующая усиленного контроля со стороны государства. Отсутствие ясных и прозрачных норм законодательства по отношению владельцев игорных заведений и лиц, которые получают выигрыши, приводит к тому, что взимание налога по этому виду деятельности не является стабильным и значительным источником дохода бюджетов регионов на каждом из этапов по реформированию системы налогообложению игорного бизнеса.

Литература:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 2) от 05.08.2000г. № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000г., редакция от 03.11.2010г.), глава 29. Налог на игорный бизнес (действующая редакция, 2016).
  2. Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 29.12.2006 N 244-ФЗ (действующая редакция, 2016)
  3. Приказ Минфина РФ от 08.04.2005 N 55н «О Порядке постановки на учет налогоплательщиков налога на игорный бизнес» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.04.2005 N 6554)
  4. Кондратьева, М. Н. Налоги и налогообложения: учебно — практическое пособие / М. Н. Кондратьева, Е. В. Баландин; Ульян. Гос. Техн. Ун-т — Ульяновск: УлГТУ,2015. — 95 с.
  5. Консультант Плюс. Правовая справочная система.

Основные термины (генерируются автоматически): игорный бизнес, Россия, вид деятельности, азартная деятельность, игра, налог, игорная деятельность, пункт приема ставок, Российская Федерация, Сибирская Монета.

Ключевые слова

азартные игры,

игорный бизнес,

азартная деятельность,

налог на игорный бизнес

игорный бизнес, азартная деятельность, азартные игры, налог на игорный бизнес

Похожие статьи

Проблемы уголовно-правового регулирования в сфере незаконной…

игра, общественная нравственность, предпринимательская деятельность, заработная плата, игорная зона, РФ, доход осужденного, проведение, УК РФ, азартная игра, крупный размер.

Объект незаконных организации и проведения азартных игр

игорная зона, игра, проведение, преступление, игорный бизнес, Российская Федерация, общественная нравственность, экономическая деятельность, УК РФ, установленный порядок разрешения.

Современные аспекты лечения игровой зависимости

Ключевые слова: игровая зависимость, гемблинг, лудомания, игромания, азартные игры, лечение, современные аспекты.

В связи с повсеместным распространением до периода 2007–2009 г.г. игровых автоматов и отсутствием контроля данного вида игорного бизнеса

Азартные игры как угроза общественной нравственности

Об игорном бизнесе, как предпринимательской деятельности, говорить тоже не следует: с одной стороны, проведение азартных игрдеятельность, в первую очередь, направленная на извлечение дохода, прибыли (п.1 ст. 2 ГК РФ), с другой стороны…

Недостатки современной налоговой системы | Статья в журнале…

Налоговая система Российской федерации состоит из Федеральных, Региональных и Местных налогов и сборов.

К региональным налогам и сборам относятся: налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес.

Сравнительный анализ налоговых систем Евразийского…

 совершенствовании налогового контроля за деятельностью субъектов экономических отношений.

Виды налогов и сборов налоговой системы Российской Федерации

налог на игорный бизнес. Местные налоги

Совершенствование налогообложения в регионах в условиях…

 субъект Российской Федерации регулирует порядок установления региональных налогов (ст. 14 НК РК), к которым отнесены налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог (в той части…

Особенности исчисления и уплаты региональных налогов

Регулирование игорной деятельности порядок создания, ликвидации, установление границ игорной зоны, как правило, осуществляется субъектом РФ по согласованию с Правительством РФ [6]. В этих зонах, налог на игорный бизнес служит дополнительным доходом в бюджет…

Проблемы уголовно-правового регулирования в сфере незаконной…

игра, общественная нравственность, предпринимательская деятельность, заработная плата, игорная зона, РФ, доход осужденного, проведение, УК РФ, азартная игра, крупный размер.

Объект незаконных организации и проведения азартных игр

игорная зона, игра, проведение, преступление, игорный бизнес, Российская Федерация, общественная нравственность, экономическая деятельность, УК РФ, установленный порядок разрешения.

Современные аспекты лечения игровой зависимости

Ключевые слова: игровая зависимость, гемблинг, лудомания, игромания, азартные игры, лечение, современные аспекты.

В связи с повсеместным распространением до периода 2007–2009 г.г. игровых автоматов и отсутствием контроля данного вида игорного бизнеса

Азартные игры как угроза общественной нравственности

Об игорном бизнесе, как предпринимательской деятельности, говорить тоже не следует: с одной стороны, проведение азартных игрдеятельность, в первую очередь, направленная на извлечение дохода, прибыли (п.1 ст. 2 ГК РФ), с другой стороны…

Недостатки современной налоговой системы | Статья в журнале…

Налоговая система Российской федерации состоит из Федеральных, Региональных и Местных налогов и сборов.

К региональным налогам и сборам относятся: налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес.

Сравнительный анализ налоговых систем Евразийского…

 совершенствовании налогового контроля за деятельностью субъектов экономических отношений.

Виды налогов и сборов налоговой системы Российской Федерации

налог на игорный бизнес. Местные налоги

Совершенствование налогообложения в регионах в условиях…

 субъект Российской Федерации регулирует порядок установления региональных налогов (ст. 14 НК РК), к которым отнесены налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог (в той части…

Особенности исчисления и уплаты региональных налогов

Регулирование игорной деятельности порядок создания, ликвидации, установление границ игорной зоны, как правило, осуществляется субъектом РФ по согласованию с Правительством РФ [6]. В этих зонах, налог на игорный бизнес служит дополнительным доходом в бюджет…

Похожие статьи

Проблемы уголовно-правового регулирования в сфере незаконной…

игра, общественная нравственность, предпринимательская деятельность, заработная плата, игорная зона, РФ, доход осужденного, проведение, УК РФ, азартная игра, крупный размер.

Объект незаконных организации и проведения азартных игр

игорная зона, игра, проведение, преступление, игорный бизнес, Российская Федерация, общественная нравственность, экономическая деятельность, УК РФ, установленный порядок разрешения.

Современные аспекты лечения игровой зависимости

Ключевые слова: игровая зависимость, гемблинг, лудомания, игромания, азартные игры, лечение, современные аспекты.

В связи с повсеместным распространением до периода 2007–2009 г.г. игровых автоматов и отсутствием контроля данного вида игорного бизнеса

Азартные игры как угроза общественной нравственности

Об игорном бизнесе, как предпринимательской деятельности, говорить тоже не следует: с одной стороны, проведение азартных игрдеятельность, в первую очередь, направленная на извлечение дохода, прибыли (п.1 ст. 2 ГК РФ), с другой стороны…

Недостатки современной налоговой системы | Статья в журнале…

Налоговая система Российской федерации состоит из Федеральных, Региональных и Местных налогов и сборов.

К региональным налогам и сборам относятся: налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес.

Сравнительный анализ налоговых систем Евразийского…

 совершенствовании налогового контроля за деятельностью субъектов экономических отношений.

Виды налогов и сборов налоговой системы Российской Федерации

налог на игорный бизнес. Местные налоги

Совершенствование налогообложения в регионах в условиях…

 субъект Российской Федерации регулирует порядок установления региональных налогов (ст. 14 НК РК), к которым отнесены налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог (в той части…

Особенности исчисления и уплаты региональных налогов

Регулирование игорной деятельности порядок создания, ликвидации, установление границ игорной зоны, как правило, осуществляется субъектом РФ по согласованию с Правительством РФ [6]. В этих зонах, налог на игорный бизнес служит дополнительным доходом в бюджет…

Проблемы уголовно-правового регулирования в сфере незаконной…

игра, общественная нравственность, предпринимательская деятельность, заработная плата, игорная зона, РФ, доход осужденного, проведение, УК РФ, азартная игра, крупный размер.

Объект незаконных организации и проведения азартных игр

игорная зона, игра, проведение, преступление, игорный бизнес, Российская Федерация, общественная нравственность, экономическая деятельность, УК РФ, установленный порядок разрешения.

Современные аспекты лечения игровой зависимости

Ключевые слова: игровая зависимость, гемблинг, лудомания, игромания, азартные игры, лечение, современные аспекты.

В связи с повсеместным распространением до периода 2007–2009 г.г. игровых автоматов и отсутствием контроля данного вида игорного бизнеса

Азартные игры как угроза общественной нравственности

Об игорном бизнесе, как предпринимательской деятельности, говорить тоже не следует: с одной стороны, проведение азартных игрдеятельность, в первую очередь, направленная на извлечение дохода, прибыли (п.1 ст. 2 ГК РФ), с другой стороны…

Недостатки современной налоговой системы | Статья в журнале…

Налоговая система Российской федерации состоит из Федеральных, Региональных и Местных налогов и сборов.

К региональным налогам и сборам относятся: налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес.

Сравнительный анализ налоговых систем Евразийского…

 совершенствовании налогового контроля за деятельностью субъектов экономических отношений.

Виды налогов и сборов налоговой системы Российской Федерации

налог на игорный бизнес. Местные налоги

Совершенствование налогообложения в регионах в условиях…

 субъект Российской Федерации регулирует порядок установления региональных налогов (ст. 14 НК РК), к которым отнесены налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог (в той части…

Особенности исчисления и уплаты региональных налогов

Регулирование игорной деятельности порядок создания, ликвидации, установление границ игорной зоны, как правило, осуществляется субъектом РФ по согласованию с Правительством РФ [6]. В этих зонах, налог на игорный бизнес служит дополнительным доходом в бюджет…

В основе игорного бизнеса, в современном его понимании, лежит азартная игра. История азартных игр уходит своими корнями в глубь веков, о чем свидетельствуют научные исследования. Содержание и смысл азартных игр исключительно многообразны, что объясняется различием эпох, национальными особенностями народов и естественной потребностью некоторой части людей проявить себя в искусстве получения выигрыша, причем не всегда материального или денежного. С нравственной точки зрения это проявление страсти к слепому случаю везения.

Юридически азартная игра, это договор, по которому одна из сторон в результате проигрыша обязуется передать выигравшей стороне определенную сумму денег или вещей.

Экономически это обогащение одних лиц за счет других, менее опытных в этом виде «ремесла».

В России азартные игры стали появляться на рубеже XVI-XVII веков, в то время как в Египте, Греции, Иране, Индии и других государствах азартные игры были на несколько тысячелетий раньше.

В некоторых государствах имело место преследование азартных игр, так как в них видели проявление порока, разлагающего нравственные и религиозные устои общества.

В ранний исторический период азартные игры не носили характер игорного бизнеса, из которого государство могло бы получать какие-либо доходы. Заинтересованность государства в получении дохода от азартных игр, которые стали приобретать черты бизнеса, появилась значительно позже и в разное время у различных государств.

Первым свидетельством появления игорного бизнеса на Руси является организация Петром I в 1698 году первой в истории России лотереи. Желающим принять в ней участие предлагалось купить особый «счастливый ярлык» и «добыть 1000 рублей за гривну». Проведение лотереи принесло существенный доход государственной казне. Однако в 1717 году Петр I издал Указ, гласящий «чтоб никто в деньги не играл под тройным штрафом обретающихся в игре денег». Но Указ действия не возымел, и карточная игра утвердилась при дворе на долгие годы, а со второй половины XVIII столетия карточная игра получила широкое распространение среди дворянства, а затем и среди других сословий.

Убедившись в бесполезности указов о запрете азартных игр, Екатерина II обратила внимание на то, что доходы от продажи карт могут значительно  пополнить  государственную  казну,  т.к.  производство  и  продажа карт составляли монополию государства вплоть до 1917 года. Примечательным является то, что доход от продажи карт шел на содержание брошенных детей, на благотворительные нужды и содержание таких заведений, как Смольный и Екатерининский институты.

До октября 1917 года в России действовал закон, различающий коммерческие дозволенные игры и азартные игры, запрещенные государством.

В то время большой популярностью среди всех сословий пользовались скачки, которые проводились на ипподроме и не являлись запретным видом азартных игр. Скачки являются традиционным для России видом развлечений, который сохранился до настоящего времени. Государство всегда имело определенный доход от организации и проведения скачек.

Дореволюционный период истории развития игорного бизнеса в России показывает, что, доход, получаемый от проведения азартных игр, был незначительным по сравнению с другими доходами государства, например, винной монополий.

В первые послереволюционные годы был осуществлен запрет на все виды азартных игр. Но с переходом России к НЭПу отношение власти к азартным играм изменилось. Руководствуясь финансовыми соображениями, стала разрешаться деятельность игорных заведений. На вполне легальных основаниях в Москве были открыты казино: «Савой», «Прага», «Эрмитаж», «Монако». Игры в этих игровых заведениях проводились самые разнообразные, в том числе лото и шахматы. Но большинство посетителей предпочитало карты с довольно широким разнообразием видов игры в них.

Несмотря на поступление денег государству от функционирования этих заведений, определенная часть общества относилась отрицательно к этому виду бизнеса, так как он напоминал о буржуазном строе, который был свергнут ценой больших жертв. В целом общество в то время не восприняло этот вид бизнеса, и в марте 1927 года по указанию Совнаркома все игорные заведения были закрыты.

Это привело к тому, что игорный бизнес ушел в подполье, где профессиональные игроки играли на крупные суммы денег, но государство при этом не имело никакой финансовой выгоды, а имело только расходы по выявлению этого вида подпольной деятельности.

В период Великой Отечественной войны и в послевоенный восстановительный период проблем борьбы с азартными играми не было. Общество залечивало раны войны. На восстановление разрушенного войной жилого фонда и на поднятие промышленности и сельского хозяйства требовались огромные средства.

И в тот период единственным субъектом игорного бизнеса, который осуществлял свою деятельность на законном основании, было государство. Оно на протяжении довольно длительного времени проводило различные лотереи: денежно-вещевую, ДОСАФ, Спортлото и т.д. Это приносило довольно большой доход государству. Лотереи проводились ежемесячно и по всей стране, что позволило в довольно короткий срок не только восстановить разрушенное народное хозяйство, но и обеспечить жизнедеятельность огромной страны. Нельзя не учитывать здесь и высокую сознательность населения, которое шло на проигрыш или незначительный выигрыш в лотереях, но получало несравненно больший выигрыш в масштабе страны, а это: отсутствие безработицы, гарантированная заработная плата и социальное обеспечение, бесплатное лечение, бесплатное образование.

И все это в определенной доле было обеспечено «игорным бизнесом» государства социалистического периода жизни нашего общества.

Переход России к рыночной экономике характеризуется довольно быстрым развитием различных видов предпринимательской деятельности, не запрещенной законодательством. Игорный бизнес в Российской Федерации не сразу обрел правовую основу в рыночной экономике. Это с одной стороны объясняется спецификой данного вида бизнеса, а с другой стороны непроработанностью в юридическом законодательстве положений, регулирующих этот вид деятельности.

В целях легализации и налогообложения игорного бизнеса с 1 января

1994 года Распоряжением Правительства г. Москвы № 1418 от 24.12.1994

«О лицензировании отдельных видов деятельности» был установлен единый порядок лицензирования на всей территории Российской Федерации. Впервые было дано понятие содержания игорного заведения: заведения, в которых осуществляется проведение игр, прием ставок с обыкновенным денежным и имущественным выигрышем. К игорным заведениям были отнесены казино, ипподромы, залы игровых автоматов, игорные дома.

С принятием в 1996 году второй части Гражданского кодекса РФ впервые было определено регулирование общественных отношений, связанных с проведением игр и пари (глава 58, статьи 1062 и 1063). В указанных статьях ГК РФ определены требования, связанные с организацией игр и пари, а так же проведением лотерей, тотализаторов и иных игр государством и муниципальными образованиями или по их разрешению.

Налогообложение игорного бизнеса имеет свои особенности и сложности в связи со спецификой этого рода занятий.

Налогообложение доходов от игорного бизнеса в Российской Федерации, начиная с 1991 года, претерпевало существенные изменения. В начале девяностых годов налогообложение игорного бизнеса не отличалось от других видов предпринимательской деятельности. Ставка налога на прибыль первоначально была установлена в размере 35%, то есть деятельность игорных заведений приравнивалась к остальной коммерческой деятельности.

В 1995 году принятые изменения к закону «О налоге на прибыль предприятий и организаций» существенно повысили ставку на доходы от игорного бизнеса. Доходы от казино, игорных домов (мест) и другого игорного бизнеса стали облагаться по ставке 90%. Налог зачислялся в бюджеты субъектов Российской Федерации. При этом доходы от казино, иных игорных домов (мест) определялись в виде разницы между выручкой и расходами, включаемыми в себестоимость услуг, учитываемых при налогообложении прибыли, за исключением расходов на оплату труда. Таким образом, на начальном этапе развития игорного бизнеса объектом налогообложения была прибыль, которая облагалась по ставке 35%, а затем доход, который облагался по ставке 90%.

С 7 августа 1998 вступил в силу Федеральный закон РФ № 142 «О налоге на игорный бизнес». Согласно этому закону принципиально иным является объект обложения в игорном бизнесе. В настоящее время налогом облагаются следующие виды объектов игорного бизнеса:

  игровые столы, предназначенные для проведения азартных игр, в которых игорное заведение участвует через своих представителей как сторона;

  игровые столы, предназначенные для проведения азартных игр, в которых игорное заведение участвует через своих представителей как организатор и (или) наблюдатель;

         игровые автоматы;

         кассы тотализаторов;

         кассы букмекерских контор.

Количество объектов налогообложения каждого вида игорного бизнеса подлежит обязательной регистрации в налоговой инспекции по месту нахождения указанных объектов до момента их установки с обязательной выдачей свидетельства о регистрации.

Наличие на территории игорного заведения незарегистрированных объектов налогообложения или несоблюдение установленного порядка уплаты налога более двух раз в течение календарного года может являться основанием для отзыва лицензии на осуществление предпринимательской деятельности в сфере игорного бизнеса.

При осуществлении игорным заведением других видов деятельности, не относящихся к игорному бизнесу, указанное заведение обязано  вести раздельный учет доходов от этих видов предпринимательской деятельности и уплачивать обязательные платежи в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Принципиальное изменение объекта налогообложения в игорном бизнесе потребовало иного подхода и к установлению налоговых ставок. Первоначально законом «О налоге на игорный бизнес» установлен следующий минимальный размер годовых ставок налога с каждой единицы игрового бизнеса:

  за каждый игровой стол, предназначенный для проведения азартных игр, в которых игорное заведение участвует как сторона 1200 минимальных размеров оплаты труда;

  за каждый игорный стол, предназначенный для проведения азартных игр, в которых игорное заведение участвует как организатор и (или) наблюдатель 100 минимальных размеров оплаты труда;

  за каждый игровой автомат 45 минимальных размеров оплаты труда;

         за каждую кассу тотализатора 1200 минимальных размеров оплаты труда;

         за каждую кассу букмекерской конторы 600 минимальных размеров оплаты труда.

Налог по этим ставкам зачислялся непосредственно в федеральный бюджет. Субъекты Российской Федерации имели право для пополнения доходной части своих бюджетов устанавливать ставки, превышающие минимальные размеры ставок налога. При этом в бюджет субъекта Федерации подлежала зачислению лишь сумма превышения ставки налога, зачисляемого в федеральный бюджет.

Согласно Федеральному закону от 12 февраля 2001 года №8-ФЗ были внесены некоторые изменения в порядок налогообложения игорного бизнеса. Налоговым периодом установлен календарный месяц, а не год, как ранее. Изменены ставки налога. Минимальный размер ставок налога в месяц составил за каждый игровой стол 200 МРОТ; за каждый игровой автомат 7,5 МРОТ; за каждую кассу тотализатора 200 МРОТ; за каждую кассу букмекерской конторы 100 МРОТ.

С 1 января 2004 года вступила в силу 29 глава Налогового кодекса РФ «Налог на игорный бизнес». Налоговый кодекс РФ не внес изменений в объект налогообложения и его состав. Однако главой 29 НК РФ уточнен ряд понятий в целях налогообложения: организатор игорного заведения, организатор тотализатора, азартная игра, пари, игровой стол, игровое поле, игровой автомат, касса тотализатора или букмекерской конторы.

Налоговым кодексом изменены налоговые ставки. Теперь они установлены в твердой сумме с одного объекта налогообложения, а не кратно минимальному размеру оплаты труда, как это было ранее. Статья 369 НК РФ определяет следующий порядок установления налоговых ставок. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ в следующих пределах:

1) за один игровой стол от 25 000 до 125 000 рублей;

2) за один игровой автомат от 1 500 до 7 500 рублей;

3) за     одну    кассу   тотализатора или      одну    кассу   букмекерской конторы от 25 000 до 125 000 рублей.

В случае если ставки налогов не установлены законами субъектов

Российской Федерации, налог будет взиматься по минимальным ставкам.

В случае если одни стол имеет более одного игрового поля, ставки налога по указанному игровому столу увеличиваются кратно количеству игровых полей. В связи с этим следует дать пояснение, что игровой стол специально оборудованное у организатора игрового заведения место с одним или несколькими игровыми полями, предназначенными для проведения азартных игр. Игровое поле в статье 366 НК РФ не указывается как отдельный объект налогообложения, но в форме заявления о регистрации в налоговом органе объектов налогообложения налогоплательщик обязан указать количество игровых полей на игровых столах. В противном случае к нему будут предъявлены соответствующие санкции.

ЧЕМЕРИЦКИЙ Л.К. доцент кафедры «Налоги и налогообложение» Финансовой академии при Правительстве РФ

Материал взят из книги Вопросы теории и практики современного  налогообложения (Л.И. Гончаренко)

Что такое налог на игорный бизнес

Игорный бизнес – это предпринимательская деятельность, которая предназначена для получения денежного выигрыша с помощью игр и пари. Так как выигрыши фактически являются заработком, то они облагаются налогом.

Налог на игорный бизнес – один из трех региональных налогов, поступления от которого являются источником доходов бюджета субъекта РФ. Под него попадает использование игровых столов и автоматов, а также содержание тотализаторов и букмекерских контор. Перечень того, что относится к объектам налогообложения, установлен статьей статьей 366 НК РФ.

Каждый объект налогообложения должен быть зарегистрирован в налоговой инспекции по месту установки. Зарегистрировать его нужно заранее — за два рабочих дня до самой установки. То есть, если игровой автомат хотят установить 12 августа, то зарегистрировать его нужно не позднее 10 августа.

Регистрация игрового оборудования или пункта приема ставок проводится налоговым органом. Для этого нужно заявление налогоплательщика. После регистрации налоговая выдает свидетельство о регистрации. Если количество объектов увеличивается или уменьшается, то эти изменения тоже отражаются в налоговой.

Нарушение этого порядка влечет штраф в трехкратном размере ставки налога на игорный бизнес.

Кто и где платит налог

Налогоплательщиками считаются все организации, ведущие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. ИП такой налог платить не могут — организаторами азартных игр выступают только юрлица.

С 1 июля 2009 года были созданы специальные игровые зоны. В 2019 году географически они расположились так:

  • Алтайский край — «Сибирская монета»

  • Краснодарский край — «Красная поляна»;

  • Приморский край — «Приморье»;

  • Калининградская область — «Янтарная»;

  • Республика Крым — в проекте.

Вне этих зон азартные игры можно проводить только в букмекерских конторах и тотализаторах. Всю работу игорного бизнеса регулирует Федеральный закон от 29.12.2006 № 244-ФЗ.

Несмотря на «озаконивание» игорного бизнеса, многие казино ушли в интернет или подполье. Такие попытки вести бизнес — вне закона. Согласно поправкам, вступившим в силу с января 2015 года, организатор азартных игр в Интернете несет уголовную или административную ответственность. Кроме того, распространение рекламы онлайн-казино также влечет ответственность для владельца сайта.

Сколько нужно платить

Налоговые ставки на игорный бизнес регулируются статьей 369 НК РФ. Суммы варьируются от вида игровой деятельности:

  • за один игровой стол — от 25 000 до 125 000 рублей;

  • за один игровой автомат — от 1500 до 7500 рублей;

  • за один процессинговый центр тотализатора — от 25 000 до 125 000 рублей;

  • за один процессинговый центр букмекерской конторы — от 25 000 до 125 000 рублей;

  • за один пункт приема ставок тотализатора — от 5000 до 7000 рублей;

  • за один пункт приема ставок букмекерской конторы — от 5000 до 7000 рублей.

Налоговым периодом является календарный месяц.

Как рассчитывается налог

Порядок расчета налога подробно описан в статье 370 НК РФ. Но считается он просто: нужно умножить налоговую базу по каждому объекту налогообложения на ставку налога для этого объекта.

Налог = Количество х Ставка

Например, в казино в Сочи установлены четыре игровых стола и десять автоматов. В Краснодарском крае за один игровой стол платят 125 000 рублей, а за автомат — 7500 рублей.

125 000 х 4 + 7500 х 10 = 500 000 + 75 000 = 575 000

Таким образом маленькое сочинское казино должно платить 575 000 рублей ежемесячно.

Какие сроки и штрафы

Владелец игорного бизнеса платит налог по месту регистрации объектов налогообложения не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Тогда же предоставляется и налоговая декларация.

Если опоздать с отчетностью, то налоговая начислит от 5% до 30% от неуплаченной суммы налога по декларации, но не меньше 1000 рублей.

Задержка налогового платежа грозит взысканием пени. Она рассчитывается как 1/300 ставки рефинансирования за каждый просроченный день.

Если задержали платеж и забыли об отчетности, штраф будет в размере от 20% до 40% суммы неуплаченного налога.

На что идут налоги

Поступления от игорного бизнеса — источник доходов бюджета субъекта РФ, на территории которого он введен. То есть, если казино зарегистрировано в Приморском крае, то сумма налога остается там же. Так же и с другими регионами, где зарегистрированы букмекерские конторы или тотализаторы.

Статьи расходов региональных бюджетов зависят от нужд регионов.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • История чичикова со строительной компанией
  • Как взять три миллиона на развитие бизнеса
  • Как виды бизнеса взаимосвязаны между собой
  • Как войти в тинькофф бизнес личный кабинет
  • Как заплатить по реквизитам через интернет