Исследовательская работа время всегда хорошее

Тенденции развития языка
PPTX / 1.71 Мб

/data/files/t1663337972.pptx (Тенденции развития языка)Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 рабочего посёлка Хор муниципального района имени Лазо Хабаровского края

Секция филологических наук

Проектно-исследовательская работа

Тенденции развития русского языка в повести А. Жвалевского, Е.Пастернак «Время всегда хорошее»

Выполнила:

Вирченко Екатерина Владимировна,

ученица 9 класса

Руководитель:

Литвиненко Светлана Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

высшей категории МБОУ СОШ№1 р.п. Хор

р.п. Хор, 2022

t1663337751aa.gif

Содержание

I. Введение……………………………………………………………………..…….3-4

II. Основное содержание…………………………………………………………..5-18

2.1. Глава 1. Основные тенденции развития современного русского языка…….5-6

2.2. Глава 2. Тенденции развития русского языка в произведении «Время всегда хорошее»……………………………………….……………………………………6-7

2.2.1. Словарь советского периода истории общества 1980-х годов в произведении ………………………………………………………………………7-11

2.2.2. Словарь новейшего периода истории 2018 года в произведении ……..11-16

2.2. 3. Группы слов новейшего периода истории в произведении по развитию языка………………………………………………………………………………16-18

III. Заключение……………………………………………………………………….19

IV. Список литературы………………………………………………..…………….20

I. Введение

Проект возник на уроках русского родного языка, меня заинтересовала тема развития языка на примере произведения А. Жвалевского и Е.Пастернак «Время всегда хорошее». С книгой я познакомилась ещё в шестом классе, когда создавали все вместе лепбук и встречались с авторами произведения в библиотеке имени Н.Д. Наволочкина.

Перечитывая книгу под новым углом зрения: развития языка, я выделила актуальную на сегодняшний день проблему — проблему личного общения. Авторы показывают, что технический прогресс вытесняет взаимоотношения людей вне сетевого общения. Люди не знают друг друга в лицо, не имеют настоящих имен, имеют проблемы с речью. Печатная книга совсем вышла из их жизни. Остались только чаты, блоги и т.д. Школьники бояться говорить – а впереди устный экзамен. (Знакомая ситуация!) Все ребята сильно волновались. Говорить вслух, а не переписываться, кажется им невыполнимой задачей!

Интересной мне показалась и жизнь сверстников в 80-е годы. Значение многих слов я искала в словарях, спрашивала у родителей. Жизнь восьмидесятых — это жизнь наших родителей или бабушек и дедушек. Это наш исторический опыт, наша культура, наш менталитет. Изучая язык эпохи, мы понимаем происходящее и становимся ближе к родителям, к старшему поколению. Ведь это так важно понимать язык друг друга.

Язык, по словам Н.В.Гоголя, «живой как жизнь» постоянно развивается. Язык и время — одна из проблем, волнующих людей. Язык живет во времени, а время отражается в языке, точнее оказывает влияние на язык. Учёные отмечают, что обычный шаг, в течение которого накапливаются существенные сдвиги в языке, составляет от 20 до 40 лет и более. В произведении «Время всегда хорошее» мы можем наблюдать изменение языка с 1980 года по 2018 год. Какие изменения произошли в обществе в этот отрезок времени и как они изменили язык?

Цель данной работы: показать на примере произведения, как развивается русский язык; определить его роль в современном мире.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Исследовать лексику в произведении, отражающую два пласта времени: 1980-х и 2018-х годов и выделить тенденции развития языка.

2. Составить словарь произведения по советскому периоду истории общества 1980-х годов и новейшему периоду истории 2018 года.

3. Выделить группы слов, отражающие развития языка по новейшему периоду 2018 года.

Гипотеза: тенденции развития языка связаны с развитием общества

Теоретическая и практическая и значимость

Теоретическая значимость данной работы состоит в том, благодаря проведённым исследованиям выявлены тенденции развития языка эпохи 80-х годов и новейшего периода истории 2018 года по произведению А. Жвалевского, Е Пастернак «Время всегда хорошее». Работа побуждает интерес к слову, бережному отношению к нему.

Практическая значимость состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы в школьном курсе «Русский родной язык», «Русский язык», на уроках внеклассного чтения по литературе, на классных часах, посвящённых проблемам отцов и детей, проблемам речевого общения.

II. Основное содержание

2.1. Глава 1. Основные тенденции развития современного русского языка

На рубеже XX—XXI веков русский язык переживает особый этап своего развития, значительно отличающийся от предшествующего, «советского» периода его истории. Переход к современному (новейшему) этапу развития русского языка был обусловлен серьёзными трансформациями в российском обществе (политическими, экономическими, идеологическими), начавшимися с 1985 года, со времени так называемой перестройки.

Наиболее существенным изменениям в новейший период подвергся лексический состав русского языка, который стал стремительно пополняться словами и устойчивыми словосочетаниями, обозначающими новые предметы и понятия экономики, политики, техники, спорта, моды и т. п. (постсоветский, Госдума, Интернет, сайт, маркетинг, сноуборд, топ-модель и т. п.). Сотни частотных ранее слов перешли в разряд устаревших и пополнили пассивный запас русской лексики (СССР, РСФСР, социалистическое соревнование и т. п.), многие слова были переосмыслены и изменили своё смысловое содержание или

оценочность (например, слово капиталистический потеряло свою отрицательную оценку и стало расцениваться как нейтральное).

С развитием глобализации русский язык стал активно пополняться иноязычной лексикой и неологизмами из собственных ресурсов. Произошли существенные изменения и в русской речи: резко повысилась частотность употребления сниженной лексики, прежде всего просторечной и жаргонной (морда, навороты, раскрутить и т. п.), в разных сферах и ситуациях употребления русского языка, в том числе публичных; практически утраченным оказался высокий стиль речевого общения, оттесняемый не только средним, но и низким, вульгарным. Устная речь стала активно сближаться с письменной, что привело к размыванию границ русского литературного языка.

Появились новые функциональные разновидности (стиль бизнеса и коммерции, стиль рекламы и другие), стали активно формироваться новые жаргоны (компьютерный жаргон и жаргон предпринимателей и т. п.). Традиционное противопоставление «устный русский язык — письменный русский язык» пополнилось новым понятием: «устно-письменный русский язык» («визуальный русский язык», «язык виртуального общения»).

Процессы развития русского языка не прекращаются и в настоящее время. Это явление закономерное и объективное. Но интенсивность некоторых из этих процессов не может не вызывать беспокойство за судьбы русского языка как сокровищницы национальной русской культуры. Несмотря на глубокие корни и значительные внутренние силы, наш язык нуждается и в поддержке, и в сбережении.

2.2. Глава 2. Тенденции развития русского языка в произведении «Время всегда хорошее»

Когда же лучше жить, в будущем или прошлом? Изменились ли почти за сорок лет люди? Или абсолютно неважно, в какую эпоху живёт человек, а всё зависит от него самого?

«Время всегда хорошее» — это книга, написанная Андреем Жвалевским и Евгенией Пастернак, издана в 2009 году. Это увлекательный рассказ о том, как двое пятиклассников совершили путешествие во времени, поменявшись друг с другом местами. Ребята оказываются в новых для себя условиях. Оле-жителю 2018 года, предстоит узнать мир 80-х годов, а Вите из 1980 года предстоит путешествие в 2018.

Итак, какие же изменения произошли в обществе в этот отрезок времени и как они изменили язык?

Какие процессы влияют на изменения в языке?

1. Меняется облик русского общества, происходит смена социальных, политических, экономических, а также психологических установок.

2. Раньше источником нормы была художественная литература, в ней черпал свои ресурсы язык (поэтому он и называется литературным). Сейчас ситуация изменилась. Русская речь во многом обновляется через язык СМИ, разговорную сферу. Интернет, телевидение, радио становятся законодателями речевой моды, воспитателями языкового вкуса — нередко невысокого класса.

3. На языковые процессы, особенно на расширение словаря, влияет развитие науки, техники.

Эти тенденции можно заметить в произведении. Я сгруппировала слова в словари эпохи 1980-х годов и новейшего периода истории 2018 года. Расположила их в алфавитном порядке и дала толкование слов, исходя из контекста произведения.

2.2.1. Словарь советского периода истории общества 1980-х годов в произведении

Устаревшие слова, связанные с политическими, идеологическими процессами.

Бойкот олимпиады – не принимать участие в спортивных состязаниях. Идея бойкота Игр в Москве родилась на заседании руководителей стран НАТО в начале января 1980. Инициаторами протеста стали представители Великобритании, США и Канады. В общей сложности олимпиаду в Москве бойкотировали олимпийские комитеты более шестидесяти стран.

Вечерняя школа – школа, в которой учатся взрослые люди, которые по каким-либо причинам не смогли получить полное среднее образование в детском и юношеском возрасте.

Волюнтаризм – это такое поведение человека, при котором он принимает решения, пренебрегая объективными обстоятельствами и законами человеческого развития.

Многотиражка – печатная газета предприятия, учреждения с значительным тиражом, в отличие от стенгазеты, изготовляющейся в одном экземпляре.

Настольная книга пионера Советского Союза – это что-то вроде энциклопедии юного пионера. В ней было множество разделов: и о пионерах-героях, и о пионерской символике и песнях, и как разводить костер и ставить палатку, и как строить снежный город и вязать узлы.

Номенклатура ЦКэто перечень должностей, назначение на которые утверждается вышестоящими органами.

Обкомсокращение от «областной комитет»; областной комитет — высший орган республиканской или областной организации КПСС между областными конференциями КПСС.

Общее собрание – собрание всех лиц, принадлежащих к какому-л. коллективу, организации, учреждению.

Партийный работник – сотрудник одного из многочисленных руководящих учреждений коммунистической партии.

Пионеры – член добровольной детской коммунистической организации в Советском Союзе.

Политинформация – сообщение о текущих политических событиях внутригосударственной и международной жизни.

Председатель совета отряда – руководит Советом отряда и несет личную ответственность за его деятельность.

Сеть религиозного дурмана – религиозное мракобесие, религиозные предрассудки, религиозный фанатизм.

Совет дружины – орган руководства пионерской дружиной.

Старшая пионервожатая – воспитатель и организатор пионерской дружины.

Холодная война – состояние противоречия между двумя господствующими мировыми системами: капитализм и социализм. Социализм представлял СССР, а капитализм, главным образом, США и Великобритания.

Устаревшие слова, связанные с социально-бытовыми условиями в обществе 1980-х годов.

Грампластинки – пластинка, на которой записана с помощью специальных аппаратов звучащая речь, музыка (первоначально граммофонная пластинка).

Жвачка Дональд Дак – жевательная резинка родом из Мексики. Она появилась в США благодаря изобретателю Томасу Адамсу (Thomas Adams) в 1866 году

Железный чайник – это кухонный предмет-символ 60-80 годов для заваривания чая или кипячения воды, часто эмалированный.

Крокодильчики на шторах – зажимы для штор.

Олимпийский мишка – талисман XXII летних Олимпийских игр, проходивших в 1980 году в Москве. Представляет собой антропоморфного медведя, улыбающегося и стоящего на задних лапах.

Очереди – скопление людей, стоящих по порядку, за чем-нибудь. Очереди в магазине за продуктами.

Пельменница – это кухонный инструмент, который позволяет быстро и качественно слепить пельмени. Пельменница представляет собой плоскую форму, на которой вырезаны отверстия.

Приёмник – устройство, применяемое в радиотехнике и телемеханике для приема сигналов, речи, музыки, изображений и т. п., передаваемых при помощи звуковых или электромагнитных волн.

Телефон-автомат – телефон, принимающий оплату монетами или платёжными карточками.

Треугольный пакет молока – молоко, запечатанное в треугольную форму.

Игры 80-х

Выбивалы — «вышибалы» встают с двух сторон от игровой площадки на расстоянии в 8-10 метров. Между ними располагаются другие игроки. Вышибалы должны перекидывать друг другу мяч, и пытаться попасть в кого-то из игроков между ними. Те в свою очередь должны уворачиваться от мяча. Если мяч достигает цели, игрок выбывает из игры.

Города – словесная игра, где участники поочередно называют города. Смысл в том, чтобы каждое следующее название начиналось с той буквы, на которую заканчивалось предыдущее название.

Испорченный телефон – загадываются слова и передаются по цепочке, состоящей из как можно большего количества людей, выигрывает та команда, которая меньше всего исказила слово.

Крокодил – суть игры заключается в объяснении слова или словосочетания без использования голоса, звуков и подручных предметов.

Морской бой – игра для двух участников, в которой игроки по очереди называют координаты на неизвестной им карте соперника. Если у соперника по этим координатам имеется корабль (координаты заняты), то корабль или его часть «топится», а попавший получает право сделать ещё один ход. Цель игрока — первым потопить все корабли противника.

Секретики – игра, по правилам которой ребенок выбирает на улице укромное место, выкапывает там ямку, прячет в ней что-то ценное (например, перышко, красивые камушки, цветочки и проч.), накрывает стеклышком, затем землей.

Собачка – игра, в которой участвуют три человека: двое, кидающие друг другу определённый предмет (обычно это мяч), и третий, пытающийся этот предмет поймать или отобрать.

Фанты — предмет, который необходимо отгадать, каждому фанту предлагается выполнить шуточное задание.

Штандер-вандер – играющие становятся в круг на расстоянии шага от водящего. В руках водящего мяч. Подбрасывая мяч высоко вверх, водящий называет имя любого игрока. Тот, кого он назвал, должен выбежать в центр площадки и поймать мяч. Водящий занимает освободившееся место.

Я знаю пять имён мальчиков – нужно отбивать мяч от земли, перечисляя при этом слова на заданную тему.

Просторечная лексика, сниженная, грубая

Вожатка – организатор пионерской дружины.

Влипить на собрании – объявить выговор, порицание члена той или иной организации

Выбивать материалы (на заводе) – добиваться чего-либо с большим трудом, применяя силу, используя связи или путем принуждения.

Гнать из партийных органов – совокупность организационных мероприятий, по проверке соответствия членов коммунистической партии предъявляемых к ним требований.

Словарь советского периода отражает жизнь страны и поколения 1980-х годов. Большая группа слов в произведении представлена устаревшей лексикой, связанной с идеологическими и политическими процессами в стране. Изучая лексическое значение слов, мы понимаем смысл происходящего в произведении «Время всегда хорошее» и жизнь старшего поколения: родителей, бабушек и дедушек. Слова помогают нам понять старшее поколение, их эпоху.

2.2.2. Словарь новейшего периода истории 2018 года в произведении

Компьютеризация, развитие бизнеса. Компьютерный жаргон и жаргон предпринимателей

Аватарка – это небольшая картинка, которая устанавливается рядом с ником пользователя (сетевым именем) и служит для лучшего узнавания человека.

Айтишник – это специалисты, работающие в сфере информационных технологий. В их задачи входит все, что связано со сбором, передачей, хранением и анализом цифровой информации.

Бизнес – деятельность, направленная на систематическое получение прибыли.

Блютуз – это стандарт беспроводной связи между устройствами малого радиуса действия, который для передачи данных использует радиосвязь.

Бот – это программа, которая создана, чтобы выполнять однотипные и повторяемые задачи по определенному алгоритму.

Браузер – программа, предназначенная для просмотра сайтов, гипертекстовых документов в Интернете.

Виртуал – краткое разговорное определение «виртуального пространства» и «виртуальной реальности».

Гиг – единица измерения количества информации.

Голосовой набор – способ ввода текста при помощи обычной речи, передаваемой посредством микрофона.

Гугл – американская компания, владеющая первой по популярности в мире поисковой системой.

Залить музыку – опубликовать музыку на какую-либо площадку для прослушания.

Зарегиться – зарегистрироваться (на сайте — форуме, чате, блоге и т.п.).

Игнор – это отсутствие реакции на проявления человека.

Комп – компьютер. Одно из названий электронной вычислительной машины.

Личка – это личные сообщения.

Логин – идентификатор пользователя (учётной записи) в компьютерных системах.

Лол — громко смеяться. Это просто аббревиатура, которая обозначает громкий смех.

Монитор – конструктивно законченное устройство, предназначенное для визуального отображения информации.

Ник – сетевое имя — псевдоним, используемый пользователем в Интернете, обычно в местах общения как более короткая или новомодная альтернатива реальному имени.

Пост в чате – это сообщение, которое публикуется на форумах, различных сайтах, в интернет-сообществах, блогах.

Провайдер – это компания, которая за деньги обеспечивает доступ клиента к Сети интернет.

Реал – сокращённая сленговая форма слова реальность, реальный мир.

Сканировать – процесс получения копии.

Скрипт – это отдельные последовательности действий, созданные для автоматического выполнения задачи.

Смайлик – это возможность на письме передать определенную эмоцию. Для этого используют несколько знаков препинания или соответствующий стикер.

Спам – это массовая рассылка сообщений пользователям, не дававшим согласия на их получение.

Управляющий – лицо, ведающее делами на каком-либо предприятии, фирме, участке, в учреждении.

Фича, фишка – сленговое обозначение каких-либо необычных признаков какого-либо явления.

Холдинг – предприятие, являющееся владельцем части акций других предприятий и осуществляющее над ними контроль.

Чат – средство обмена сообщениями по компьютерной сети в режиме реального времени, а также программное обеспечение, позволяющее организовывать такое общение.

Чатиться в привате – вести беседу в чате.

Юзер – это «пользователь», человек, который активно пользуется чем-либо.

Новые слова, обозначающие новые предметы и явления. Социально-бытовой облик общества 2018года.

Андронный колайдер – сокращённо БАК — ускоритель заряженных частиц на встречных пучках, предназначенный для разгона протонов и тяжёлых ионов (ионов свинца).

Блокбастер – термин в кино и театральной индустрии, введённый для обозначения очень популярного и коммерчески успешного продукта.

Детектор лжи – комплект оборудования для определения лжи.

Дистанционное управление – передача управляющего воздействия (сигнала) от оператора к объекту управления, находящемуся на расстоянии, из-за невозможности передать сигнал напрямую, если объект движется, находится на значительном расстоянии или в агрессивной среде и тому подобное.

Домофон – электронное переговорное устройство, служащее для обеспечения безопасности жилых и рабочих помещений.

Квест – игра с преодолением нескольких этапов (задач), связанных логически и по смыслу, с целью добраться до призового финала.

Компьютерная игра – это то, в чём участвует игрок, действующий в рамках установленных правил для достижения цели.

Кондиционер – устройство для поддержания оптимальных климатических условий в помещениях.

Магнитная карта допуска – это идентификатор пользователя, на котором содержится некая информация – ключ, открывающий дверь или доступ к ресурсам.

Микроволновка – бытовой электроприбор, предназначенный для быстрого приготовления или быстрого подогрева пищи, а также для размораживания продуктов.

Онлайновые игры – компьютерная игра, использующая постоянное соединение с Интернетом.

Ролики – это спортивные коньки для катания, с прикреплёнными к ним рамами, в которых закреплено от двух до пяти колёс, позволяющие быстро перемещаться по гладким поверхностям.

Трейлер – небольшой видеоролик, используемый для анонсирования или рекламы фильма, или компьютерной/видео игры

Тренинг – метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков, а также социальных установок.

Устное собеседование – это проверка коммуникативной компетенции школьника, то есть приобретенных им знаний, навыков, умений в выражении своих мыслей и в общении.

Фуршет – совместный приём пищи, когда приглашённые едят стоя, свободно выбирая блюда и напитки

Игры 2018 года.

Квест-игра в гоблинов — приключенческая игра, необходимо найти причину внезапного недомогания короля гоблинов, а затем и проучить эту самую «причину». Каждый персонаж имеет свою особенность — Хутер умеет подбирать и использовать предметы, Дуэйн умеет заколдовывать предметы, а БоБо просто очень сильный — умеет бить кулаком и лазать по верёвкам и столбам. Игроку предстоит провести гоблинов через 22 экрана, наполненных не всегда логичными, но забавными и смешными головоломками.

Игра в драконов – по тому же принципу, что и в гоблинов. Онлайн – игра.

Монополия – экономическая и стратегическая настольная игра для двух и более человек. Цель игры — рационально используя стартовый капитал, остаться единственным игроком, который не достиг банкротства.

Сниженная , грубая лексика, просторечье.

Голова пухнет – о состоянии крайнего умственного напряжения в результате долгих размышлений, раздумий над чем-л., обилия впечатлений и т. п

Лохануться – ошибиться в чем-либо.

Обалдеть – потерять способность соображать; одуреть.

Облом – неудача.

Плюхнуться (на парту) – быстро или неловко, грузно сесть, лечь.

Респект – почтение, уважение, почитание.

Тащиться – медленно идти, нехотя.

Телек – телевизор.

Телепаться – очень медленное передвижение, буквально еле-еле.

Трындеть по телефону – много разговаривать ни о чем по телефону.

Трющит – клюёт, расщёлкивает

Фигня вопрос – простой вопрос, быстро разрешимый

Школьный жаргон

Математичка – учитель математики в школе.

Накатать – много написать.

Не знала, куда себя приткнуть – стыдиться, испытывать неловкость.

Русичка – учитель русского языка.

Суперский учитель – это человек, который способен одновременно быть для своих учеников лучшим другом, помощником и образцом для подражания.

Физра – урок физической культуры.

Словарь новейшего периода истории 2018 года отражает политические, социальные, технические изменения в обществе этого периода. Преобладают слова, связанные с компьютеризацией общества, активно формируется компьютерный жаргон, появился язык виртуального общения. Жаргонные слова и просторечья вносят в язык экспрессию, оценочность, избавляют речь от излишней пафосности, торжественности.

Современный школьный жаргон в произведении мало чем отличается от школьного 1980 года.

Я продолжила изучение слов новейшего периода по развитию языка и распределила их по отдельным группам развития языка.

2.2.3. Группы слов новейшего периода истории по повести «Время всегда хорошее» по развитию языка

Одной из самых ярких тенденций развития русского языка на рубеже XXXXI веков является расширение его лексического запаса. Лексический запас пополняется иноязычными словами (неологизмами).

1. Иноязычные слова входят в русский язык как обозначение новых предметов и явлений.

Блокбастер – (английский blockbuster (сверхмощная бомба), от block (квартал) + buster (разрушитель). Популярный.

Интернет – (английский Internet «межсетевой», сокр. от internetwork, далее из inter- «между» + network «сеть). Термин Internet был официально введён в США в 1974 г.

Квест – (английский «quest»), переводится, как «поиск», «игра», «развлечение», «конкретное действие». Но в наше время это, безусловно, игра, причём приключенческая и, как правило, компьютерная.

Кондиционер – (английский «condition» — условие, а «conditioner» дословно переводится как «восстановитель»). И действительно, кондиционер как устройство подразумевает восстановление и поддержку благоприятных условий и других показателей воздуха в помещении.

Планшет – (французский, где planchette образовано суффиксальным способом от planche («доска, планка»), восходящего к латинскому planca с таким же значением). Это название специальной плоской сумки заимствовано из

Сканер – (английский «scanner»). специальное устройство, которое способно просматривать объект, считывать информацию и преобразовывать её в цифровые сигналы.

Тренинг – (английский training — тренировка). это интенсивная форма обучения, в ходе которой основной упор делается на приобретение практических навыков, и лишь малую его часть составляет теория.

Чат (английский, chatter– «болтать») – средство обмена сообщениями по компьютерной сети в режиме реального времени.

2. Явления, известные в России, но не имевшие в русском языке однословных обозначений.

Холдинг (английский, holding – «участок земли, владение») – экономическое предприятие (акционерное общество), является владельцем части (или всех) акций другого или других предприятий и осуществляющее над ним контроль.

3. Переосмысление значений слов.

Переосмысление значения слов могут выражаться: 1) переосмыслением существующего значения; 2) появлением у слов новых значений в дополнение имеющимся.

Бизнес – предпринимательская экономическая деятельность, приносящая доход прибыль. («Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова и

Н.Ю. Шведовой, 1992 год.) Родители главного героя деловые люди: «Муж всё время на работе, он управляющий в крупном холдинге, у меня тоже свой бизнес…»

В процессе изменения слово утратило значение «источник личного обогащения, наживы (деловое предприятие, ловкая афера)» (Такое толкование этому слову даёт «Словарь русского языка» С.И. Ожегова в 1973 году).

Управляющий – 1. Лицо, ведущее дела какого-либо учреждения, организации, хозяйства; ответственный руководитель; менеджер фирмы. 2. Высшее должностное лицо корпорации, осуществляющее повседневное руководство делами корпорации и проводящее в жизнь решения правления директоров.

Слово «управляющий» в современный период приобрело дополнительное значение к имеющему.

4. Неологизмы, образованные в русском языке.

Сочетания слов:

Электронная почта – это способ обмена сообщениями («почта») между людьми, использующими электронные устройства. (От e-mail)

Голосовой набор – (см. толкование выше)

Залить музыку (см. толкование выше)

Образование новых слов при помощи морфем:

Перенастроить. Образование глагола при помощи приставки.

Микроволновка (разговорное) Образование при помощи суффикса.

Зарегиться – зарегистрироваться. Образование приставочно-суффиксальным способом.

Сложение слов: домофон (дом и фон)

Аббревиатура:

ППКС – подпишусь под каждым словом.

Сращение:

Реал (от «реальный»

Виртуал (от «виртуальный»)

Комп (от «компьютера»)

Личка (от «лицо») – личная страница. Суффиксальный способ образования существительного.

Так возникли русские слова – производные иноязычных заимствований. Они образуются с помощью основных способов морфологического словообразования. В языке утверждается то, что ему действительно нужно, что пополняет его словообразовательные средства и, в конечном счёте, обогащает их.

IV. Заключение

Язык теснейшим образом связан со многими процессами в жизни человека. Их изменения взаимообусловлены. Меняется эпоха – меняется язык.

Именно в лексике, прежде всего, отражаются те изменения, которые происходят в жизни общества. Язык находится в постоянном движении, его эволюция тесно связана с историей и культурой народа.

Каждое новое поколения вносит нечто новое не только в общественное устройство, в философское и эстетическое осмысление действительности, но и в способы выражения этого осмысления средствами языка. И, прежде всего такими средствами оказываются новые слова, новые значения слов, новые оценки того значения, которое заключено в известных словах.

Появился язык виртуального общения, компьютерный жаргон, этот процесс остановить нельзя, нужно учиться владеть им, владеть словом. По словам А. Жвалевского и Е. Пастернак, «время всегда хорошее», а время определяют люди, люди – носители языка.

V. Список используемой литературы

Большой словарь иностранных слов. https://gufo.me/dict/foreign_words

Жвалевский, А.В., Пастернак, Е.Б. Время всегда хорошее: повесть. Москва: Время, 2017. — 240с.

Русский родной язык. 9 класс: учебник для образовательных организаций.

О.А. Александрова и другие. – Москва: Просвещение, 2020. — 112с.

4. Советский энциклопедический словарь. Главный редактор Прохоров, А.М. Москва: Советская энциклопедия, 1990. – 1632 с.

Автор материала: Е. Вирченко (9 класс)

«Время всегда хорошее»

Описание проекта

Вы читали книги А. Жвалевского и Е. Пастернак? Знакомьтесь! Проект представляет одну из их лучших книг для подростков, которая помогает понять и почувствовать очень важную вещь – время всегда хорошее!

Проблема проекта

Проведенный мной опрос показал, что лишь около 50% моих одноклассников знакомы с творчеством современных писателей Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак. Только 13 человек из 25 опрошенных читали их произведения или хотя бы слышали о них. А ведь дуэт Жвалевский-Пастернак уверенно лидирует среди современных авторов, пишущих для подростков и на русском языке. Я очень люблю книги Жвалевского и Пастернак, они действительно необыкновенно интересные и достойны самой широкой читательской аудитории. Авторы пишут сегодня, про нас и для нас. Поэтому я считаю важным и актуальным заинтересовать подростков их книгами.

Цель проекта

Познакомить моих сверстников с творчеством А. Жвалевского и Е. Пастернак и представить мое любимое произведение этих авторов — повесть «Время всегда хорошее» — в популярном формате буктрейлера. На мой взгляд, именно эта увлекательная история двух ребят из разного времени, которые случайно меняются местами, достойна стать проводником в мир книг Жвалевского и Пастернак.
Мои задачи: создание ролика-буктрейлера, активизация и развитие творческого внеклассного чтения, популяризация книги.

Материалы по проекту

Команда
График

Название Описание задачи Ответственный за задачу
Защита проекта

Подготовка речи и презентации по итогам работы над проектом. Выступление на защите проекта.

Карнаухова Екатерина Андреевна — Руководитель…
Продвижение буктрейлера в Интернете

Для продвижения буктрейлера в Интернете выложить ролик на видеохостинг YouTube и разместить ссылки на него в соцсетях.

Карнаухова Екатерина Андреевна — Руководитель…
Подготовка пояснительной записки к продукту проекта

Подготовить пояснительную записку к продукту проекта – буктрейлеру для экспертной оценки.

Карнаухова Екатерина Андреевна — Руководитель…
Подготовка рекламы проекта

Подготовить рекламный плакат — анонс проекта для размещения на рекламном стенде Гимназии.
Рекламный плакат выполнен и одобрен консультантом 30.11.2016. Фото рекламного плаката выложено в портфолио в разделе «Продукты» — «Промежуточный продукт».

Карнаухова Екатерина Андреевна — Руководитель…
Монтирование буктрейлера

Объединить все видео и аудиоматериалы в единый буктрейлер в программе Movavi Video Suite в соответствии со сценарием, наложить титры, фильтры, сделать переходы и дополнительные эффекты.

Карнаухова Екатерина Андреевна — Руководитель…
Консультация по жанру и сценарию буктрейлера

Определение жанра буктрейлера: атмосферный, концептуальный, не повествовательный, не игровой ролик.
Обсуждение сценария буктрейлера, внесение изменений в текст сценария.

Карнаухова Екатерина Андреевна — Руководитель…
Защита темы проекта

Представление темы, проблемы, цели и задач проекта перед комиссией.

Карнаухова Екатерина Андреевна — Руководитель…
Консультация перед защитой темы проекта

Подготовка речи для защиты проекта, изменение формулировки темы проекта.

Карнаухова Екатерина Андреевна — Руководитель…
Запись аудиоматериалов

Выбор музыки для ролика, подбор и обработка аудиофайлов. Запись аудио: озвучивание текста.

Карнаухова Екатерина Андреевна — Руководитель…
Подбор и подготовка видеоматериалов

Найти и подобрать иллюстрации, видео- и фотоматериалы, которые будут использованы в работе. Обработка видео.

Карнаухова Екатерина Андреевна — Руководитель…
Подготовка сценария буктрейлера

Написать сценарий, продумать структуру и последовательность изложения для будущего ролика, написать тексты.

Карнаухова Екатерина Андреевна — Руководитель…
Выбор жанра буктрейлера

Посмотреть в Интернете непрофессиональные видеоролики-буктрейлеры, получившие признание, и выбрать жанр буктрейлера, который лучше всего подойдет для цели проекта.

Карнаухова Екатерина Андреевна — Руководитель…
Опрос «Читали ли вы книги Жвалевского и Пастернак?»

Провести опрос среди одноклассников с целью выяснить, сколько из них знакомы с книгами писателей.
Опрос проведен 10.10.2016. Результаты опроса выложены в портфолио в разделе «Продукты» — «Промежуточный продукт».

Карнаухова Екатерина Андреевна — Руководитель…

Ларина Г.В., учитель МОУ СОШ №2 с.Екатеринославка Амурской области

Тема урока:   «Путешествие во времени» по книге А. Жвалевского и Е. Пастернак «Время всегда хорошее»

Цель урока: воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение;

Задачи урока:

1. развивать навыки анализа художественного текста;

 2.формировать умение давать оценку героям и их поступкам, аргументировать свой ответ, обобщать, делать вывод;

3. способствовать развитию монологической речи;

4.  воспитывать ответственность за свои поступки.

Ожидаемые результаты:  -пробудить интерес к творчеству уральских писателей А. Жвалевского и Е. Пастернак. – познакомить учащихся с историей 1980 года. – расширить кругозор, словарный запас учащихся.

Материалы к уроку: мультимедийная установка (проектор, компьютер), презентация для работы на уроке, книга А. Жвалевского и Е. Пастернак «Время всегда хорошее»

                                                  Ход занятия.

  1. Мотивация (определение темы и цели занятия)

             —  Кто из нас не мечтал хотя бы однажды очутиться в машине времени и перенестись в будущее или отправиться в прошлое… Именное такое путешествие предлагают предпринять читателю авторы книги.

Просмотр буктрейлера. Буктрейлер (англ. booktrailer) — это небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Цель таких роликов – пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам.

  —   Писатели А. Жвалевский и Е. Пастернак – самые известные авторы книг для подростков. Окончили  Белорусский государственный университет, но не филологический или журналистский, а физический факультет. Их произведения мгновенно становятся популярными. Повесть «Время всегда хорошее» имеет много наград. Весной 2010 года повесть «Время всегда хорошее» получила премию «Алиса», а в июне 2011 года заняла третье место во всероссийском конкурсе Книгуру. Позже премии  «Заветная мечта», «Крапивинская премия».  Живут в Белоруссии, но издаются в России. С 2005 года — член группы сценаристов, которая пишет сценарии для телесериалов, среди которых — популярный сериал «Солдаты». По итогам профессионального конкурса «Брэнд года—2012», проводимого в Белоруссии (25 января 2013 года), Андрей Жвалевский стал брэнд-персоной 2012 года в номинации «Культура»

II. Актуализация знаний.

На слайде регалии книги. Вы получили задания, попробуйте сформулировать цель нашего урока, основываясь на записи на доске и формулировке ваших заданий.

 Цель: мы должны доказать, что неслучайно эта книга получила столько наград или по-другому: за что же эта книга так была оценена известными  в мире литературы людьми и зарубежными  критиками.

Сделайте предположение, какие качества книги  позволяют её отнести  к лучшему фантастическому произведению для детей.

Ответы учеников:

1) Интересна для чтения детской аудитории;

2)Что-то полезное узнаёшь из книги;

3) Книга чему-то учит;

4) Книга особенная по своим художественным качествам ( жанр, язык, герои)

III . Поисково-исследовательский этап

  1. Определить жанр  произведения А. Жвалевского и Е. Пастернак «Время всегда хорошее», привести доказательства.  Для этого познакомиться с современными литературными жанрами, пользуясь интернет-ресурсами.

 Современная литература 21 века развивает такие жары как фэнтези и фантастика. Но они отнюдь уже не в чистом виде, а переформатированные, рассматриваются под разными углами зрения и сильно разветвляются. Фантазийная литература на современном этапе плодотворно сотрудничает с компьютерной игровой индустрией. По мотивам самых известных компьютерных игр пишутся книги, и наоборот. А если перечислять поджанры, то можно выделить: космооперу, городское фэнтези, киберпанк, постапокалипсис, стимпанк, технофэнтези, хоррор и готический роман.

Фентези – вид фантастической литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов. В современном виде сформировался в начале XX  века. Произведения фентези чаще всего напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, близком к реальному.

Обобщение учителя:

 Как писатели ответили на вопрос о жанре?( Для нас существуют жанры плохие и хорошие)   Вольная жанровая атрибуция. Формально это повести (роман-сказка) Проза  Жвалевского и Пастернак укладывается в рамки как компьютерной игры , так и пропповских сказочных формул, которые лежат в основе компьютерных форм. Восприятие реальности осуществляется в рамках жанровой схемы квеста (героиня думает, что должна пройти какую-то игру, чтобы попасть в своё время)

Итак, какова основная идея сюжета? ( Перемещение во времени двух школьников – мальчика и девочки)

 Конкретные даты — какие годы?   1980 и 2018. (цифры на доске)

80- е годы – детство ваших родителей.

Мы с вами к какой дате ближе?

2018 — фактически ваше детство. Попутно — до какого возраста человек считается ребенком? (до 18 лет).

Просмотр видео

Ваше мнение: для чего  авторы переместили школьников во времени?

— выявить разницу в организации жизни,

— выявить общее,

— узнать историю быта, образа жизни людей.

 Главное: сделать выводы и не повторять ошибок.

 Я надеюсь, вы обратили внимание, что фраза «время всегда хорошее» в тексте повторяется неоднократно.

 Что вам понравилось в 1980 году? Что просто было интересно?

 Что не понравилось или было непонятно?

 Что вам  нравится в 2018 году? А что бы вы переписали за автора?

 Было что- либо, что вам  захотелось перенести в 2018 год?

Давайте попробуем сравнить два временных периода:

Аспекты

1980

2018

Школа

Школьная форма

Экзамены

Машины

Имена

Книги

Телефоны

Телевидение

.

Быт

Работа

Одежда

Компьютер

Религия

Политика, партия

Общение

Любовь

Игры

Что общего и в чем различие?

Обратить внимание на аспект «Книги» и «Компьютеры»

Рассуждения бабушки Любови Александровны Архиповой  о времени:

– Ох, деточка, – сказала она, – плохое время, говоришь? А я помню, как Женькиного отца рожала. Война только-только кончилась. Муки нет. Коровы две на всю деревню, да такие тощие, что мы их больше откармливали, чем доили. На полях сеять нечего, да и опасно – там мины вперемешку со снарядами неразорванными. А пацаны, за которыми не уследишь, норовят еще гранату какую откопать да в костер бросить…

Бабушка вздохнула – наверное, вспомнила что-то не слишком приятное.

– Как же вы жили? – виновато спросила я.

– А так и жили. И, между прочим, радовались! – баба Люба снова заулыбалась. – Потому что война кончилась! Потому что не стреляли, не бомбили. Потому что не надо было на дорогу каждую секунду оглядываться, не едут ли каратели… Так что время и тогда было хорошее, и сейчас отличное, а будет еще лучше!

 Последняя цитата из книги:

« А я ему все время говорю, что незачем путешествовать. Время всегда хорошее».

—  Отчего же зависит больше наша жизнь: от количества и качества техники или от самих людей?

 — Стоит ли забывать об общении реальном? О книгах?

2. Какие герои произведения Жвалевского и Пастернак «Время всегда хорошее» показались вам самыми интересными и запоминающимися? Охарактеризуйте этих героев.

Оля в  2018 году не в восторге от того, что надо» тащиться» в школу ( задача за 3 дня подготовиться к устным экзаменам ). В школе 1980 года получает не только академическое, но и нравственное  образование, из  «Синички»  превращается в Олю, социализируется. учится радоваться жизни реальной, испытывает серьёзные чувства.

Витя в 1980 году любит учиться, выбирает между дружеским чувством и пионерским долгом, пионер, отличник, председатель совета отряда, сын партийного деятеля.

Родители выходят из своих коконов и вспоминают, что значит веселиться по-настоящему, общаясь с соседями.

Учителя почти отсутствуют. В прошлом их три: директор школы Васса, пионервожатая Таня и классный руководитель Наташа Алексеевна морщится, глядя на происходящее и только.

 В будущем это безликие существа, которые зачитывают приказ министерства о введении устных экзаменов и проводят занятия, не обладают какими-либо чертами характера.

3.Какую познавательную ценность имеет  книга  А. Жвалевского и Е. Пастернак  «Время всегда хорошее»?

Обобщение учителя:

Занимательность сочетается с информационно-образовательной  авторской задачей: желанием пробудить у школьников интерес к прошлому родного города, страны и истории вообще. Писатели стараются не повторять энциклопедическую информацию, а показывать мир прошлого как живой, наполненный радостями и горестями, проблемами, понятными любому современному ребёнку.

Авторы остаются в рамках исторической достоверности. Повесть изобилует деталями, которые, может быть, непонятны читателю, а герои задают вопросы и ищут ответы на них. Авторы стараются не оставить ни одного возможного вопроса без ответа.

IV. Релаксация . Викторина «Жокей и лошадь»

  1. Кто первым в повести произносит фразу «Время всегда одинаковое»? (отец Жени Архипова).
  2. Какие книги были на полке у Вити Шевченко? (Что такое? Кто такой? Майн Рид, Волшебник изумрудного города).
  3. Что было изображено на первой подсказке, обнаруженной Синичкой? (Олимпийский Мишка).
  4. Какой математический навык забыла Синичка? (Деление в столбик)
  5. Чего не могут ученики 6б из того, что может Витя Шевченко (отвечать устно)
  6. Что остаётся непонятным для Вити и Синички во время первого урока (система оценивания ответа на уроке. 10 баллов в 2018 году и пять баллов в 1980 году).
  7. Какие игры помогает Вите разговорить Диму Мухина и Сушу? (Города и Испорченный телефон)

Дополнительные вопросы.

  1. От какого слова произошло слово комик? (Коммуникатор)
  2. Какие коммуникационные трудности первыми испытали герои (Синичка – отсутствие домофона при звонке в дверь, Витя – разговор по сотовому телефону с мамой).
  3. Какой праздник «отмечает» Женя Архипов, чего делать было категорически нельзя в Советском Союзе? (Пасха)
  4. Как религия помогает партизанам во время Великой Отечественной Войны? ( за образами прятали листовки – полицаи были очень набожные и не трогали образа).

Прием «Ассоциативный ряд»

1980 год

2018 год

Прием «Послушать – сговориться обсудить»

— Оставьте  3 слова,  относящиеся к обсуждаемой теме и огласите их классу, аргументируя свой выбор.

Просмотр видео

2 этап – организация работы по обсуждению книги.

 1.Кто является героями этой книги?

2..Что происходит, когда девочка из 2018 года оказывается в 1980 году?

3. Что Олю удивило в 1980 году?

4. Что для нее стало непривычным, необычным?

5. Чем занимаются сверстники Оли?

6. Расскажите, почему в школу нельзя приносить кулич?

7. Чего не хватает Оле?

8. Как изменилась Оля?

9.Как чувствует себя мальчик, перенесшийся из 1980г. в 2018 г.? Как живут дети в будущем?

10.Что нового увидел Витя в 2018 году?

11.Что удивило мальчика?

12. Чем занимаются сверстники Вити?

Инсценирование фрагмента книги  «Разговор Вити с Сушкой о никах»

И гадость случилась, хотя сначала я ее и не заметил. Утром, перед школой, включил комп и проверил, что мне успели понаписать. Все обсуждали какую-то новость на форуме. Я кликнул, посмотрел. Ничего такого особенного не заметил. Просто какой-то Аноним вывесил наши ники, а рядом – фамилии. Я проверил – все в порядке, ничего не перепутано. И ники написаны правильно. Я почитал комменты, но ничего не понял – там стояли сплошные угрожающие смайлики и призывы «убиць гада ап стену!».    Только в классе я сообразил, в чем беда. То есть не сообразил, а Сушка мне объяснила.

Сушка:

    – Наши ники– это же главный секрет каждого человека! Теперь, когда все знают, у кого какой ник, можно же запросто полистать историю форумов и прочитать, кто что говорил. Ястреб, например, в форуме даже стихи писал! Его ж засмеют теперь!

Витя:

    – Погоди, Снежка. (пауза) Ты чего?

    Сушка вдруг покраснела так стремительно, что я испугался.

    –    – Ничего, – буркнула она, – меня никто Снежкой не звал раньше.

Витя:

    – Погоди, мы же и так все наши ники знаем.

Сушка:

    – Не все! Только свои! А теперь вся школа знает!

Витя:

    – Ну и флаг им в руки! Тебе-то что?!

Сушка:

    – Не хочу, чтобы каждый в моих мыслях копался! Когда я под ником, то… ну… как будто…

Витя:

    – Как человек-невидимка?

Сушка:

    – Ага! А теперь будут копаться… всякие…

Витя:

    – Вот что, Снежка! Никто тебя не обидит! Я обещаю! И гада этого найду. Найду и накажу. А то, что ники наши все узнали… Ну и пожалуйста! Я своим ником горжусь.  А я – Биг Билл! Понятно? И мне плевать, что все об этом знают!

    Почти все вокруг радостно завопили.

    Витя:

    – Не знаю, кто тут решил подложить нам свинью, но он дурак! Потому что мы никого не боимся! Правда, Ястреб?!

    Димка ловко вскарабкался на соседнюю парту:

    – А я Ястреб! И мне тоже плевать!!!

    Класс снова радостно завопил…

13. Какие новые слова узнает мальчик?

 14. Чего ему не хватает?

                       15. Как изменился Витя?

16.Что нового в каждом времени?

— Что бы вы хотели перенести из своего настоящего в будущее ? («близких людей», «дружеские отношения», «бумажные книги», «новые знания», «любимые игрушки», «теплоту живого человеческого общения»)

Над какими проблемами заставляют задуматься авторы книги » Время всегда хорошее» А. Жвалевский и Е. Пастернак ? Сформулируйте их.

Обращаются  к теме повсеместного распространения интернета, влияния его на практически все сферы современной жизни не только взрослых, но и детей. Подчёркивают важность Всемирной Сети как бесценного источника быстрой информации, но трезво смотрят на  «отупляющую» способность компьютерных игр, их примитивизм по сравнению с тем удовольствием, в том числе познавательным, которое дарит живое общение и самостоятельный поиск необходимых сведений. (Мальчик радуется сведениям из Интернета, а девочка из общения со сверстниками.)

 Обобщение :    Идея . Название.

 Время всегда хорошее, неважно, в какой период истории ты живёшь. Они не пытаются прошлое очернить или приукрасить. Им не свойственна ностальгия, это скорее интерес исследовательского толка, потребность рассказать, как было раньше ( раньше и лучше не синонимы, но и не антонимы) см  слова Е,Пастернак.  В любой эпохе можно найти хорошее.

Выводы: чем интересна книга, почему её так высоко оценили?

Авторы в яркой занимательной , динамичной, фантастической, но при этом полной мелких подробностей и запоминающихся деталей форме способны показать глубокое понимание внутреннего мира ребёнка, интерес к тому, чем живёт человек вне зависимости от возраста,

 4 этап – Подведение итогов. Рефлексия.

1.Пофантазируйте: если бы вы оказались в 1980 году какие вопросы вы задали своим сверстникам?

 2.Какие жизненные ценности остаются важными и нужными во все времена?

Учитель: «Время всегда хорошее» — эту фразу могут повторить вслед за Любовью Александровной Архиповой и дети, которые совершили путешествие во времени. Испытывая чувство личной ответственности за судьбу друзей, одноклассников, они меняют мир к лучшему: Витя помогает ровесникам сбросить маски – ники и заново учит дружить, а Оля показывает пример независимости мышления.

Действительно, не мы выбираем место и время своего рождения, однако, по мысли авторов, нужно не сетовать на судьбу, а самому действовать ибо «… время и тогда было хорошее, и сейчас отличное, а будет еще лучше!»

«Это все девчонка! Она не хочет меняться временами!

– Не хочу! – она то ли отвечает на мои мысли, то ли угадывает их. – Я тут останусь. Тут хорошее время!» — девочке из 2018 года понравилось в, на первый ее взгляд, не очень уютном 1980 году. Почему?

«– У тебя тоже хорошее время, – говорю я, останавливаясь.» (Витя)

Скажите, а у нас есть возможность путешествовать во времени?

Чтение. Книги давно назвали кораблями мысли. Читая книгу, мы можем оказаться в каком угодно времени – по нашему выбору: и в глубокой древности, и в мрачном средневековье и в заманчивом будущем.

Мы с вами, благодаря книге, совершили путешествие во времени.

Узнали новые факты из жизни людей, могли сравнить, попытались сделать выводы.

Муравьева
Мария

(3
курс, 7 группа)

Рецензия
на произведение А. В. Жвалевского и Е.
Б. Пастернак «Время всегда хорошее»

Жвалевский
А. В., Пастернак Е. Б. Время всегда хорошее
/ А. В. Жвалевский, Е. Б. Пастернак. – М.:
изд-во Время, 2009. – 256 с. – (Время-детство)

Оба
автора повести родились в Белоруссии:
Андрей
Валентинович Жвалевский – в городе
Гродно 28 мая 1967 года, Евгения Борисовна
Пастернак – в Минске 2 мая 1972 года. Оба
окончили физический факультет БГУ. А.
Жвалевский занимался
фундаментальной наукой, дизайном ценных
и защищенных бумаг, около года был
заместителем редактора журнала
«Полиграфический экспресс», в 2001 году
начал работать в издательстве, которое
занимается деловой литературой. Первую
книгу «Пoppи
Гaттep и Kaмeнный Филocoф» (пародия на
«Гарри Поттер и философский камень»)
А. В. Жвалевский создал в соавторстве с
И. Мытько; произведение вышло в 2002 году
и сразу прославило писателей. Первыми
же книгами Е. Б. Пастернак стали «Компьютер
для женщин» и «Интернет для женщин»,
возмутившие, прежде всего,
программистов-профессионалов и
понравившиеся обычным пользователям.
К литературному творчеству писательницу
подтолкнул именно А. В. Жвалевский,
посоветовавший фиксировать впечатления
от работы за компьютером. Затем, уже в
соавторстве, А. В. Жвалевский и Е. Б.
Пастернак написали серию иронических
женских романов «М + Ж», по первому из
которых был снят фильм, «Правдивую
историю Деда Мороза» (2008), «Типа смотри
короче» (2012), «Я хочу в школу» (2012).

За
повесть «Время всегда хорошее», вышедшую
в 2009 году, авторы весной 2010 года получили
премию «Алиса»; в июне 2011 года книга
заняла третье место во всероссийском
конкурсе Книгуру, а читателями библиотеки
им. Гайдара была признана лучшим
произведением для подростков. Однако,
безусловно, немало взрослых оценит и
сюжет, и героев, и юмор писателей; повесть
особенно придется по душе тем, кто помнит
еще советское детство.

Как
поведали сами авторы, произведение они
написали неожиданно для самих себя: им
просто-напросто захотелось придумать
фантастическое приключение о фантастических
путешествиях, а Е. Б. Пастернак как раз
пыталась объяснить своей дочери, кто
же такие пионеры, какой была школьная
форма.

Перед
читателями разворачиваются две истории.
Записи от имени Оли (школьницы из
недалекого будущего – 2018 года), которая
начинает рассказ под ником Синичка,
сменяются сообщениями от Вити, советского
мальчика, пионера, председателя отряда,
отличника. Как представляют авторы,
современные дети совсем разучились
говорить, общаться, так как не в силах
оторваться от «комиков» (коммуникаторов,
которые есть у каждого ребенка) и «компов»
(с которыми теперь решают тесты, готовят
домашние задания, ходят в школу). Им
сложно найти общий язык даже друг с
другом, открыть перед собеседником
душу, а их псевдонимы на форуме, где они
и могут быть самими собой, – секретная
информация (отчасти напоминает традицию
двойных имен волшебников Урсулы ле
Гуин, одно имя которых было истинным, а
второе – неким прозвищем). Ребята с
ужасом ждут устных экзаменов, не понимая,
как же возможно все выучить: с памятью
у подростков тоже все хуже некуда; зачем
запоминать, когда есть компьютер?

Витя
и его одноклассники представляют собой
полную противоположность тем, кто живет
в 21 веке. Они читают, заучивают стихи,
играют во дворе, с легкостью выходят к
доске, им не составляет сложности
подружиться с кем-нибудь в реальности,
а не в аське или чате. Единственное, что
способно омрачить существование, — это
предписания партии, правительства,
запрещающие веру в бога, влияющие на
будущую учебу, карьеру, невозможность
высказать собственное мнение. Женя
Архипов, друг Вити, приносит в школу
пасхальный кулич, из-за чего его собираются
исключить из пионеров, а товарищ не
может оставаться в стороне.

Вот
тут-то все и начинается. Оля и Витя
встречаются во сне, меняются одинаковыми,
казалось бы, местами-креслами, а после
пробуждения осознают, что находятся в
другом времени. Теперь Синичке-Оле
предстоит пройти квест, а Вите поучаствовать
в сложном эксперименте, чтобы мальчику
вернуться в прошлое, а девочке – назад
в будущее. А заодно они покажут и
окружающим, и себе, что время всегда
хорошее, нужно проще относиться к
происходящему, восстановят справедливость,
научатся и научат других жить без
компьютеров, найдут свое призвание в
учебе, карьере.

К
типу героя современной литературной
сказки ближе, конечно, Оля: она несдержанная,
резкая, эмоциональная, независимая, а
оттого в нее проще поверить, легче
понять, чем правильного Витю, который
порой кажется даже плоским, чересчур
утрированным; он не может удивить, как
Оля, которая поначалу вроде и не любит
разговаривать, но смело заступается за
Женю. Скорее всего, в данном случае
симпатии детей и взрослых разойдутся:
первые узнают себя в современной
школьнице, а вторые будут восторгаться
отличником. К тому же главы, «написанные»
Витей, проигрывают в легкости отрывкам
Оли: они более сухие и сдержанные. Однако
и Витя, и Оля находчивы, остроумны, иногда
по-детски наивны, сообразительны
(особенно Витя, при «общении» с техникой
напоминающий современных родителей,
без конца задающий вопросы «что? куда?
зачем?»).

Повесть
смело можно назвать не только
фантастической, но и юмористической.
Текст пестрит едкими замечаниями то от
лица Оли, то имени Вити: «честное слово,
я раньше на таких не катался, поэтому
боялся, что «упад» начнется с первых
шагов», «очередь – это когда через весь
магазин тянется колбаса из людей», «это
было жуткое зрелище: глаза, как у Снежной
Королевы, а сама улыбается», «ну, колбаса
в целом была вкусная, даже мясом пахла»,
«бабушка, конечно, старенькая, лет
пятьдесят, а то и все семьдесят». Так
как повесть написана от лица детей,
часто попадаются и слова из подросткового,
компьютерного жаргона, просторечные
фразы: завучиха, математичка, щас,
продрых, комп, бот, логин, озверела,
смайлики, смываться, «я просто дурела
от идиотизма вопросов».

Как
и во всяком современном произведении,
здесь присутствуют аллюзии на другие
романы, сказки: так, часто сопоставляет
события с литературными ситуациями
Витя (та же вахтерша со взглядом Снежной
Королевы), вспоминает книги, которые
любит читать (Майн Рид, «Волшебник
Изумрудного города»), дает характеристику
массовой детской литературы («большая
часть вообще была написана какими-то
англичанами или французами», «очень
много попадалось волшебников и рыцарей,
которые воевали с драконами и непонятными
гоблинами и орками», «про космические
корабли или какие-нибудь технические
устройства почти ничего не рассказывали»),
не отстает от него и Оля, упоминающая
Алису К. Булычева, придумывающая игру
по мотивам «Властелина колец» («давайте
как будто мы — эльфы, а вы — гоблины»,
«а у нас будет кольцо власти, которое
вы захотите забрать») и «Гарри Поттера»
(«завтра будем играть в школу волшебников»).

Что
интересно, переселение из одного времени
в другое происходит в ночь с 12 на 13
апреля: с одной стороны, сюжетно это
связано с тем, что обычно в начале апреля
празднуется Пасха, начинается 4-ая
четверть, когда школьники усиленно
готовятся к экзаменам, а с другой –
можно отметить и то, что 12 апреля – День
космонавтики. Данный факт не упоминается
в повести, но стоит проследить
противоречивость фантастики: здесь нет
космических кораблей, машин времени –
дети всего лишь заснули, как когда-то
Кэрролловская Алиса (правда, Оля и Витя
проснулись действительно не в том месте
и не в то время). Авторам были важны не
изобретения, а сам быт, обстановка,
отношения между людьми; о данной
особенности произведений А. В. Жвалевского
и Е. Б. Пастернак – внимании к личности
– упоминается в статье Д. Марковой
«Синтез ядра» («Знамя»,
№ 6 за 2010 г.).
В то же время в глазах Вити привычные
нам телефоны, компьютеры, машины, одежда
кажутся странными, непонятными, словно
сошедшими с кадров фильма о космических
пиратах; и россказни и поведение Оли
пугают и удивляют сверстников.

Сейчас
многие с ностальгией вспоминают о
советском прошлом и говорят, что раньше
было лучше, но на самом деле, как показывает
произведение, все зависит от нас самих,
от нашего взгляда на мир. Так, авторы
замечают то, что люди разобщены, не знают
друг друга, хотя живут по соседству,
редко встречаются, несмотря на то, что
у них есть и красивая одежда, и удобная
мебель, и разнообразная еда, с которой
каждый день можно устраивать праздник.
Только Витя открывает родителям глаза,
и они, глядя на детей, начинают устраивать
встречи, игры в волейбол. Оля же попадает
в 1980-й год: за едой приходится стоять в
очередях, из одежды на всех – одинаковые
темные пиджаки, но люди могут спокойно
приходить друг к другу в гости, угощать
друг друга пирогами, печь и устраивать
праздники раз в неделю, как бабушка Жени
(по ее утверждению, «редко»). Возможно,
кому-то 1980е кажутся лучше оттого, что
это было время их молодости, первой
влюбленности, но Оля, вернувшаяся в
«настоящее» и контактирующая со
сверстниками, понимает, что отношения
все те же, да и у Жени, ставшего академиком,
как оказалось, есть сын примерно ее
возраста, поэтому жизнь продолжается
и поводов для огорчения нет.

Также,
наравне с темами компьютерной зависимости,
деградации подрастающего поколения,
затрагивается проблема образовательных
реформ: «Потом физра, история и только
один приличный урок — ОКГ. Да и то, чему
нас там учат! Печатать? Школьная программа
не менялась уже лет десять! Ха! Да сейчас
любой нормальный школьник текст быстрее
наберет, чем проговорит». Правительство,
как обычно, не справляется с задачами
воспитания, и постановления отстают от
потребностей и знаний современных
подростков, учителя знают меньше
учеников. Единственное, что радует в
новшествах утопического будущего –
отмена тестовых экзаменов и возвращение
устных ответов.

Произведения
подобного типа, – в которых сказка,
фантастика скрывается в самой жизни,
зависит от действий, мыслей и чувств
героев, а чудо происходит благодаря
самим людям, должны обязательно находиться
на книжных полках детей (да и многих
взрослых тоже) в противовес тем историям,
где судьбы персонажей вершат магические
законы и волшебники. Повесть «Время
всегда хорошее» может не только сблизить
подростков с историей, показать им жизнь
родителей, но и задуматься над своей
жизнью, возможно, отказаться от компьютеров
вслед за Олей, осознавать последствия
своих поступков и ответственность
выбора.

Источники:

  1. Евгения
    Пастернак: Как напишем, так и будет
    [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
    http://www.ug.ru/archive/41946

  2. Жвалевский
    Андрей Валентинович [Электронный
    ресурс]. – М.: изд-во «Время». – Режим
    доступа:
    http://books.vremya.ru/authors/946-jvalevsky-andrei.html#.UM47nXd5d3T

  3. Маркова
    Д. Короткое детство / Д. Маркова // Вопросы
    литературы. – 2012. – №5

  4. Пастернак
    Евгения Борисовна [Электронный ресурс].
    – М.: изд-во «Время». – Режим доступа:
    http://books.vremya.ru/index.php?newsid=1305#.UM4AZ3d5d3Q

  5. Сайт
    о книгах Жвалевского [Электронный
    ресурс] – Режим доступа: http://az-book.info/

Соседние файлы в папке рецензии

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

В. Л.
Кошовкина

ФГБОУ ВО «Глазовский
государственный педагогический

институт имени В.Г.
Короленко» г. Глазов

Смысл заглавия повести «Время
всегда хорошее» А. В. Жвалевского, Е. В. Пастернак

Начало XXI
века в детской литературе характеризуется появлением талантливых авторов,
отражающих в своих произведениях особенности (психологические и социальные)
ребенка 21 века. «Творчество наиболее ярких из них, в том числе А. В. Жвалевского и Е. В. Пастернак, развивается в ценностной
парадигме подростковой литературы 1960—1980-х гг., но с учетом вызовов нового
века и новых проблем, с которыми приходится сталкиваться детям, родителям,
педагогам» [1, 398].

По справедливому утверждению Т. В.
Михеевой, «разговаривать с детьми надо обо всем…» [2, 2]. Российская детская
писательница отмечает, что «…литература должна отражать все стороны жизни» [2,
2].

Именно так, выдвигая на передний план в
своей повести вечные ценности: любовь, дружбу, поддержку и взаимовыручку-
подошли к решению актуального вопроса Е. В. Пастернак и А. В. Жвалевский,
лауреаты премии «Алиса» и всероссийского конкурса «Книгуру».

Заглавие
произведения, «Время всегда хорошее», «…
как завязь, в процессе
роста, разворачивается постепенно-множащимися и длиннящимися листами,
постепенно, лист за листом, раскрывается в книгу» [3, 3].

Главные
герои повести, Оля и Витя, самые обычные школьники, которые волей случая
вынуждены приучиться к жизни в другом, чужом для них времени. Они постоянно сталкиваются
со сложными проблемами. Герои учатся отстаивать свое мнение, не бояться чужих
косых взглядов, и делить мир не только на «черное и белое». И неоднократно перед
читателем встаёт вопрос: когда все-таки жить было лучше, в 20 или в 21 веке?

Авторы
показывают как плюсы, так и минусы каждого времени: «
Они мелькали перед глазами, и хоть все были одинаково
одеты, от этого мельтешения все равно уже устали глаза. Слишком быстро, слишком
шумно, слишком беспорядочно» [4]. Так характеризует школьников 1980 года
героиня из нашего времени. Но Витя отмечает в своих одноклассниках и
положительные стороны. Например, их начитанность: «…Женька прочитал половину
домашней библиотеки, в том числе и этого Тараса Шевченко. Причем читал
бессистемно, все подряд, что под руку попадется» [4]. Иначе представлено
описание современных нам детей с точки зрения ученика 20 века: «Очень хотелось
хоть с кем-то из класса познакомиться. Но все очень быстро расходились по
домам, уткнувшись в свои телефоны и быстро тыкая в их экраны. Как они на ходу в
деревья не врезаются?» [4]. Оля же говорит о своем поколении так: «Почему
роботы? Ну почему?  Просто наша реальность шире вашей, просто мы живем в двух
измерениях – и в реале, и в виртуале. Зачем вам обязательно нужно выдрать нас
из привычного мира и вписать в свои рамки? У нас в виртуале нет границ, мы все
равны. У нас нет комплексов, каждый то, чем он хочет быть. Нам здесь хорошо,
оставьте нас в покое!» [4].
Проблема
компьютеризации, замкнутости и асоциальности детей противопоставляется проблеме
излишней «навязчивости». Наравне с этим авторы показывают и положительные черты
детей обоих времен. Такой прием используется писателями на протяжении всей
повести. Читателю становится понятно, что каждое время прекрасно по
своему. Так же и свои
минусы есть в любой эпохе. Эта мысль и является ключевой в произведении.

Заглавие повести отражает позицию авторов: время всегда хорошее.
Это нужно понимать и наслаждаться жизнью здесь
и сейчас. Несмотря ни на что, в любой момент для человека существуют
основополагающие моральные ценности, на которые он может
опираться. Книга
заставляет задуматься читателя о прошлом и о будущем,
поразмыслить над тем,
важно ли, в какую эпоху живёт человек, или многое
зависит от него самого.

Список литературы:

1.                
Жвалевский
А.В., Пастернак Е.В., Время всегда хорошее – Время, 2010, 190 с.

2.                
Кржижановский С.Д. Поэтика заглавий – Никитинские субботники, 1931, 39 с.

3.                
Михеева
Т. В., Асино лето – КомпасГид, 2013, 230 с.

4.                
Сигов
В. К. [и др.], Детская литература: учебник для среднего профессионального
образования – Юрайт, 2020, 532 с.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • История выплат дивидендов российских компаний
  • История компании этажи агентство недвижимости
  • История создания компании самсунг презентация
  • Казначейство по воронежской области реквизиты
  • Как активировать токен сбербанк бизнес онлайн