Исследование восприятия времени лабораторная работа

Цель
исследования
:
определить
степень точности восприятия коротких
промежутков времени.

Оборудование:
секундомер и таблица-протокол исследования
(см. таблицу 6).

Процедура исследования

Исследование
восприятия времени проводится в паре,
состоящей из испытуемого и экспериментатора.
Оно состоит из десяти опытов. В каждом
опыте испытуемому предлагают определить
заданный промежуток времени, не считая
и не глядя на часы. Правильность оценки
интервала времени экспериментатор
определяет с помощью секундомера.
Интервалы времени могут задаваться
такие: 30 с, 1 мин., 120 с и др. (всего 4–5
интервалов).

Инструкция
испытуемому
:
«Вам будет
предложено, не пользуясь часами
и не
считая про себя, поднятием руки или
сигналом «Стоп!» определить конец
заданного отрезка времени. Каждый раз
Вам будет сказано о том, какой длительности
задается интервал, а его начало
экспериментатор отметит ударом карандаша
по столу».

В
таблице-протоколе экспериментатор
записывает заданный для определения
интервал времени и фактическое время,
которое испытуемый принял за заданный
интервал.

Временной
интервал, предложенный для оценки,
отмечается в графе таблицы «С» в секундах;
фактическое время, тоже в секундах, в
графе «А»
(см. таблицу 6):

Таблица 6

Таблица-протокол
исследования восприятия

Коротких промежутков времени

Интервал
оценки времени «С»

Фактическое
время «А»

30
сек.

60
сек.

120
сек.

Обработка
результатов

Точность
оценки времени определяется для каждого
опыта отдельно по формуле:

где Кт– коэффициент точности оценки времени;

А– фактический временной интервал,
прошедший с момента начала оценки

испытуемым заданного отрезка времени;

С– временной интервал, предложенный для
оценки.

Анализ результатов

В ходе анализа результатов исследования
важно определить, в каком соотношении
к 100%, меньше или больше, находятся
коэффициенты точности оценки времени
испытуемого. Если по всем опытам
испытуемый имеет коэффициент
больший, чем 100%
,
то временные интервалы оннедооце­нивает. Если его коэффициенты
менее 100% – то временные интервалы он
переоценивает.Чем ближе коэффициенты
к 100%
(например, 80%–110%), тем выше точность
оценки коротких промежутков времени.

Справка. Люди отличаются по
типологии оценки временных интервалов.
Одни испытуемые их преувеличивают, а
другие преуменьшают. В ряде случаев
данная типология распространяется и
на длительные интервалы времени. Однако
некоторые субъекты короткие интервалы
времени (до минуты) переоценивают, а
интервалы больше минуты, наоборот,
недооценивают.

Чтобы установить
причины недооценки или переоценки
временных интервалов,
можно повторить опыты, усложнив их
инструкцией
с
дополнительными указаниями. Например,
определить заданный интервал времени,
перечисляя при этом буквы алфавита.
Введение инструкцией еще одной цели
деятельности изменяет оценку испытуемым
временных интервалов. Время в этом
случае для испытуемого становится, как
правило, менее заметным, то есть они,
занимаясь другим делом, его недооценивают.
Зная особенности восприятия и оценки
интервалов времени, можно разработать
систему приемов, которые пригодятся в
моменты вынужденных ожиданий: ожиданий
автотранспорта, событий, встреч и т.п.
Снимающееся при этом психическое
напряжение – один из моментов
самовоспитания и обучения саморегуляции.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

С этим файлом связано 2 файл(ов). Среди них: ПС5А20 03. Зоопсихология и сравнительная психология..docx, ПС5А20 03. Зоопсихология и сравнительная психология. Экзаменацио.
Показать все связанные файлы


Подборка по базе: Практическая работа «Целостный педагогический процесс_ единств, Дифференцированный зачет по дисциплине.docx, Практическая работа «Целостный педагогический процесс_ единство , сам работа 2 класс русcкий 3 четверть.docx, самостоятельная работа 2.1.2.docx, контрольная работа адмиинистративное право Вакульский А.В..docx, Практическая работа 1.docx, Практическая работа «Целостный педагогический процесс_ единство , курсовая работа (1) (1).docx, Практическая работа «Целостный педагогический процесс_ единство



НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Лабораторная работа

по дисциплине «Общепсихологический практикум. Раздел II. Эмпирические методы исследования познавательных процессов»

Выполнил студент 2 курса

ф-та психологии,

группа ПС5А20/03:

Гомозова Анна Юрьевна

Проверил: Шунто Анна Сергееевна

Москва 2021

Лабораторная работа № 1

Методика «Исследование восприятия времени»

Цель исследования:установить степень точности восприятия времени.

Объект: восприятие времени.

Предмет: степень точности восприятия времени.

Материал и оборудование:ручка, секундомер, бланк ответов.

Процедура исследования:исследование состоит из 2-х серий опытов и может проводиться как индивидуально, так ив группе.Первая серия направлена на оценку уровня точности восприятия отрезков времени в 3, 50, 10, 17 секунд; вторая – на определение степени точности восприятия времени в 1 секунду.

Инструкция (первая серия): «Сейчас Вы будете оценивать продолжительность нескольких разных по продолжительности отрезков времени в секундах. Начало и конец каждого отрезка я буду отмечать ударом карандаша по столу, а Вы должны будете записывать в бланке ответов длину каждого отрезка времени в секундах».

Инструкция (вторая серия): «Сейчас между моими ударами карандаша пройдет какой-то промежуток времени. Вы должны определить его длину в секундах. Для этого Вы можете про себя отсчитывать секунды между ударами карандаша».

Испытуемые:№ 1 – жен., 48 лет; № 2 – жен., 71 год; № 3 – муж., 43 года.

Ситуация исследования: 11.02.2018, 20:10 местного времени, г. Нижневартовск.

Результаты исследования:

Серия № 1.Результаты первой серии исследования зафиксированы в протоколе, отдельном для каждого испытуемого:
Протокол исследования № 1

 Испытуемый № 1 Дата: 11.02.2018
№ пробы Заданное время (С1) Показания испытуемого Разность между кажущимся временным отрезком и истинным (С2)
1 3 3 0
2 50 40 -10
3 10 11 1
4 17 15 -2
Сумма

(по модулю)

80   13

Протокол исследования № 2

 Испытуемый № 2 Дата: 11.02.2018
№ пробы Заданное время (С1) Показания испытуемого Разность между кажущимся временным отрезком и истинным (С2)
1 3 8 5
2 50 70 20
3 10 25 15
4 17 22 5
Сумма

(по модулю)

80   45

Протокол исследования № 3

 Испытуемый № 3 Дата: 11.02.2018
№ пробы Заданное время (С1) Показания испытуемого Разность между кажущимся временным отрезком и истинным (С2)
1 3 6 3
2 50 45 -5
3 10 10 0
4 17 18 1
Сумма

(по модулю)

80   9

На основании данных из протоколов исследования №№ 1, 2, 3, определена процентнаяточность оценки времени (Т) для каждого испытуемого по формуле:

Т=(С1-С2)/С1*100%,

где С1 –заданное время, С2 – ошибка (разностьмежду кажущимся временным отрезком и истинным).Далее была произведена оценка точности восприятия времени в баллах по шкале:

Точность % 99.5 99 88.5 88 86 84 80 75 70 
Балл  9 8 7 6 5 4 3 2 1
Уровень Высокий Средний Низкий

Результаты определения уровня точности восприятия времени испытуемыми представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результатыопределения уровня точности восприятия времени

Испытуемый

п/п

Точность в % (Т) Балл Уровень точности
1 84 4 средний
2 44 1 низкий
3 89 7 высокий

Как видно из таблицы 1, испытуемые продемонстрировали разные уровни точности восприятия времени: у испытуемого №1 –средний уровень, № 2 – низкий, №3 – высокий.

Серия № 2.Результаты и анализ данных,полученныхв ходе второй серии исследования,отражены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты определения степени точности восприятия времени

Испытуемый № п/п Заданное время (С) Субъективное время (А) Коэфф. точности в % (К)

К=С/А*100%

1 10 7 143
2 10 15 67
3 10 10 100

Как видно из таблицы 2, испытуемый№ 1недооценивает время (больше 100%), испытуемый № 2переоценивает время (меньше 100%), аиспытуемый№ 3точно оценил время (100%).

Выводы:

В результате проведенного исследования установлено, что испытуемый №1 обладаетсредним уровнем точности восприятия времени и недооценивает время. Для испытуемого № 2характерен низкийуровень точности восприятия времени, при этом он переоценивает время.Испытуемый № 3 отличается высоким уровнем точности восприятия времени и адекватно оценивает время.
Лабораторная работа № 2

Методика: «Исследование познавательного контроля при восприятии» (Тест Струпа)

Цель: определить гибкость контроля зрительного восприятия.

Объект – восприятие

Предмет – гибкость контроля зрительного восприятия

Материал и оборудование: три таблицы.

Процедура исследования: из

трех опытов, перед каждым из которых испытуемому дается соответствующая инструкция. Время фиксируется.

Обработка результатов: показатели времени выполнения испытуемым заданий каждого опыта: T1, T2 и Т3.

Испытуемые: №1 –жен, 25 лет; №2 – муж, 28 года; №3 –муж, 20 лет.

Перед началом испытания, каждому испытуемому была дана инструкция. Исследование состоит из трех опытов, перед каждым из которых испытуемому дается соответствующая инструкция.

Опыт №1

Перед началом опыта испытуемому дают такую инструкцию:«Как можно быстрее прочитайте сверху вниз слова на таблице, которая Вам будет предъявлена. Время чтения слов контролируется по секундомеру. Если все понятно и нет вопросов, приготовьтесь читать слова. Начали!»

После команды «Начали!» экспериментатор предъявляет первую таблицу и фиксирует время чтения слов испытуемым (фиксируется время правильного чтения; если испытуемый допускает ошибку, то он повторяет чтение с начала).

Опыт №2

Второй опыт проводят непосредственно после окончания первого.

Инструкция испытуемому ко второму опыту: «Вам будет предъявлена таблица с изображением звездочек.Как можно быстрееназовитесверху внизцвет этих звездочек. Приготовьтесь. Начали!»

Время ответа испытуемого экспериментатор фиксирует так же, как и в первом опыте (в случае ошибки цвета звездочек называются с начала).

Опыт №3

Третий опыт проводят сразу после второго опыта. Инструкция испытуемому к третьему опыту.«Вам будет предъявлена таблица с написанными на ней словами-названиями. Как можно быстрее сверху вниз назовитецвет чернил, которыми написаны эти слова. Если все понятно, приготовьтесь. Начали!»

Вслед за инструкцией испытуемому показывают третью таблицу и фиксируют время, за которое он успевает назвать цвет чернил, которыми написаны эти слова (в случае ошибки цвета чернил, которыми написаны слова, называются с начала).
Первый к испытанию преступил испытуемый № 1, женского пола и возрастом 25 лет. Задания давались не сложно, испытуемый испытывал тревогу, как только он приступил к выполнению задания.

Протокол исследования

Испытуемый 1 Дата:

опыта

Время выполнения испытуемым задания (Т) Величина показателя интерференции (П)

П = Т3 – T2,

где Т3 и T2 – показатели времени выполнения заданий соответствующих опытов.

1 40 2
2 62
3 64

Согласно таблице времени мы видим, что у испытуемого низкий уровень интерференции, что говорит о способности тормозить более сильные по своей природе вербальные функции ради восприятия цвета.

Следующий к испытанию преступил испытуемый № 2, мужского пола и возрастом 28 лет. Испытуемый испытывал трудности при работе с материалом. Однако настроение у него было хорошее, испытуемый с удовольствием принимал участие в испытании.

Протокол исследования

Испытуемый 2 Дата:

опыта

Время выполнения испытуемым задания (Т) Величина показателя интерференции (П)

П = Т3 – T2,

где Т3 и T2 – показатели времени выполнения заданий соответствующих опытов.

1 50 4
2 78
3 82

Согласно таблице времени мы видим, что у испытуемого повышенный уровень интерференции, что говорит о неспособности тормозить более сильные по своей природе вербальные функции ради восприятия цвета.

Третий к испытанию преступил испытуемый № 3, мужского пола и возрастом 20 лет. Задания давались не сложно, испытуемый был спокоен во время выполнения заданий.

Протокол исследования

Испытуемый 3 Дата:

опыта

Время выполнения испытуемым задания (Т) Величина показателя интерференции (П)

П = Т3 – T2,

где Т3 и T2 – показатели времени выполнения заданий соответствующих опытов.

1 42 1
2 61
3 62

Согласно таблице времени мы видим, что у испытуемого самый низкий уровень интерференции, что говорит о способности тормозить более сильные по своей природе вербальные функции ради восприятия цвета.

Таблица 4

Показатели интерференции

Испытуемые Время Т2 Время Т3 Интерференция

(П = Т3 – T2)

№1 62 64 2
№2 78 82 4
№3 61 62 1

Как видно из таблицы 1 видно, что у первого и третьего наименьшая интерференция, самая низкая у третьего испытуемого, что говорит о более гибком познавательном контроле. У второго испытуемого самая высокая интерференция, что свидетельствует о ригидности.

Выводы: в результате исследования свойств познавательного контроля при зрительном восприятии выявлено следующее. У первого испытуемого познавательный контроль гибкий ( показатель составил 2, что не является высоким показателем), у второго испытуемого познавательный контроль ригидный (наибольший показатель интерференции); у третьего испытуемого – гибкий (наименьшая интерференция).
Лабораторная работа № 3

Методика: Тест Пьерона-Рузера «Концентрация внимания»

Цель исследования: определить уровень концентрации внимания.

Объект – внимание

Предмет – уровень концентрации внимания

Материал и оборудование: бланк теста Пьерона-Рузера, карандаш и секундомер.

Процедура исследования. Исследование можно проводить с одним испытуемым или с группой от 5-9 человек. Главные условия при работе с группой – удобно разместить испытуемых, обеспечить каждого бланками тестов, карандашами и следить за соблюдением тишины в процессе тестирования.

Обработка и анализ результатов. Результатами данного тестирования являются: количество обработанных испытуемым за 60 с геометрических фигур, считая и кружок, и количество допущенных ошибок.

Испытуемые: №1 –жен, 25 лет; №2 – муж, 28 года; №3 –муж, 20 лет.

Перед испытанием с каждым испытуемым была проведена инструкция. «Вам предложен тест с изображенными на нем квадратом, треугольником, кругом и ромбом. По сигналу «Начали» расставьте как можно быстрее и без ошибок следующие знаки в эти геометрические фигуры: в квадрат – плюс, в треугольник – минус, в кружок – ничего не ставьте и в ромб – точку. Знаки расставляйте подряд построчно. Время на работу отпущено 60 секунд. По моему сигналу «Стоп!» расставлять знаки прекратите».

Испытуемый № 2 ____________ Дата _______

Тест


[Введите цитату из документа или краткое описание интересного события. Надпись можно поместить в любое место документа. Для содержащей броские цитаты, используйте вкладку «Средства рисования».]»>изменения форматирования надписи, содержащей броские цитаты, используйте вкладку «Работа с надписями».]

[Введите цитату из документа или краткое описание интересного события. Надпись можно поместить в любое место документа. Для изменения форматирования надписи, содержащей броские цитаты, используйте вкладку «Работа с надписями».]

[Введите цитату из документа или краткое описание интересного события. Надпись можно поместить в любое место документа. Для изменения форматирования надписи, содержащей броские цитаты, используйте вкладку «Работа с надписями».]

[Введите цитату из документа или краткое описание интересного события. Надпись можно поместить в любое место документа. Для изменения форматирования надписи, содержащей броские цитаты, используйте вкладку «Работа с надписями».]

[Введите цитату из документа или краткое описание интересного события. Надпись можно поместить в любое место документа. Для изменения форматирования надписи, содержащей броские цитаты, используйте вкладку «Работа с надписями».]

[Введите цитату из документа или краткое описание интересного события. Надпись можно поместить в любое место документа. Для изменения форматирования надписи, содержащей броские цитаты, используйте вкладку «Работа с надписями».]

[Введите цитату из документа или краткое описание интересного события. Надпись можно поместить в любое место документа. Для изменения форматирования надписи, содержащей броские цитаты, используйте вкладку «Работа с надписями».]

[Введите цитату из документа или краткое описание интересного события. Надпись можно поместить в любое место документа. Для изменения форматирования надписи, содержащей броские цитаты, используйте вкладку «Работа с надписями».]

[Введите цитату из документа или краткое описание интересного события. Надпись можно поместить в любое место документа. Для изменения форматирования надписи, содержащей броские цитаты, используйте вкладку «Работа с надписями».]

[Введите цитату из документа или краткое описание интересного события. Надпись можно поместить в любое место документа. Для изменения форматирования надписи, содержащей броские цитаты, используйте вкладку «Работа с надписями».]

[Введите цитату из документа или краткое описание интересного события. Надпись можно поместить в любое место документа. Для изменения форматирования надписи, содержащей броские цитаты, используйте вкладку «Работа с надписями».]

[Введите цитату из документа или краткое описание интересного события. Надпись можно поместить в любое место документа. Для изменения форматирования надписи, содержащей броские цитаты, используйте вкладку «Работа с надписями».]

[Введите цитату из документа или краткое описание интересного события. Надпись можно поместить в любое место документа. Для изменения форматирования надписи, содержащей броские цитаты, используйте вкладку «Работа с надписями».]

[Введите цитату из документа или краткое описание интересного события. Надпись можно поместить в любое место документа. Для изменения форматирования надписи, содержащей броские цитаты, используйте вкладку «Работа с надписями».]

[Введите цитату из документа или краткое описание интересного события. Надпись можно поместить в любое место документа. Для изменения форматирования надписи, содержащей броские цитаты, используйте вкладку «Работа с надписями».]

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

..

[Введите цитату из документа или краткое описание интересного события. Надпись можно поместить в любое место документа. Для изменения форматирования надписи, содержащей броские цитаты, используйте вкладку «Работа с надписями».]

[Введите цитату из документа или краткое описание интересного события. Надпись можно поместить в любое место документа. Для изменения форматирования надписи, содержащей броские цитаты, используйте вкладку «Работа с надписями».]

[Введите цитату из документа или краткое описание интересного события. Надпись можно поместить в любое место документа. Для изменения форматирования надписи, содержащей броские цитаты, используйте вкладку «Работа с надписями».]

[Введите цитату из документа или краткое описание интересного события. Надпись можно поместить в любое место документа. Для изменения форматирования надписи, содержащей броские цитаты, используйте вкладку «Работа с надписями».]

+

+

+

+

Согласно представленному тесту было выявлено, что испытуемый 1 выполнил задание и отметил правильно 84 геометрические фигуры.

Испытуемый № 3 ____________ Дата _______

Тест


[Введите цитату из документа или краткое описание интересного события. Надпись можно поместить в любое место документа. Для изменения форматирования надписи, содержащей броские цитаты, используйте вкладку «Работа с надписями».]

[Введите цитату из документа или краткое описание интересного события. Надпись можно поместить в любое место документа. Для изменения форматирования надписи, содержащей броские цитаты, используйте вкладку «Работа с надписями».]

[Введите цитату из документа или краткое описание интересного события. Надпись можно поместить в любое место документа. Для изменения форматирования надписи, содержащей броские цитаты, используйте вкладку «Работа с надписями».]

[Введите цитату из документа или краткое описание интересного события. Надпись можно поместить в любое место документа. Для изменения форматирования надписи, содержащей броские цитаты, используйте вкладку «Работа с надписями».]

[Введите цитату из документа или краткое описание интересного события. Надпись можно поместить в любое место документа. Для изменения форматирования надписи, содержащей броские цитаты, используйте вкладку «Работа с надписями».]

[Введите цитату из документа или краткое описание интересного события. Надпись можно поместить в любое место документа. Для изменения форматирования надписи, содержащей броские цитаты, используйте вкладку «Работа с надписями».]

[Введите цитату из документа или краткое описание интересного события. Надпись можно поместить в любое место документа. Для изменения форматирования надписи, содержащей броские цитаты, используйте вкладку «Работа с надписями».]

[Введите цитату из документа или краткое описание интересного события. Надпись можно поместить в любое место документа. Для изменения форматирования надписи, содержащей броские цитаты, используйте вкладку «Работа с надписями».]

[Введите цитату из документа или краткое описание интересного события. Надпись можно поместить в любое место документа. Для изменения форматирования надписи, содержащей броские цитаты, используйте вкладку «Работа с надписями».]

[Введите цитату из документа или краткое описание интересного события. Надпись можно поместить в любое место документа. Для изменения форматирования надписи, содержащей броские цитаты, используйте вкладку «Работа с надписями».]

[Введите цитату из документа или краткое описание интересного события. Надпись можно поместить в любое место документа. Для изменения форматирования надписи, содержащей броские цитаты, используйте вкладку «Работа с надписями».]

[Введите цитату из документа или краткое описание интересного события. Надпись можно поместить в любое место документа. Для изменения форматирования надписи, содержащей броские цитаты, используйте вкладку «Работа с надписями».]

[Введите цитату из документа или краткое описание интересного события. Надпись можно поместить в любое место документа. Для изменения форматирования надписи, содержащей броские цитаты, используйте вкладку «Работа с надписями».]

[Введите цитату из документа или краткое описание интересного события. Надпись можно поместить в любое место документа. Для изменения форматирования надписи, содержащей броские цитаты, используйте вкладку «Работа с надписями».]

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

..

[Введите цитату из документа или краткое описание интересного события. Надпись можно поместить в любое место документа. Для изменения форматирования надписи, содержащей броские цитаты, используйте вкладку «Работа с надписями».]

[Введите цитату из документа или краткое описание интересного события. Надпись можно поместить в любое место документа. Для изменения форматирования надписи, содержащей броские цитаты, используйте вкладку «Работа с надписями».]

[Введите цитату из документа или краткое описание интересного события. Надпись можно поместить в любое место документа. Для изменения форматирования надписи, содержащей броские цитаты, используйте вкладку «Работа с надписями».]

+

+

+

+

+

Согласно представленному тесту было выявлено, что испытуемый 3 плохо выполнил задание и отметил правильно только 73 геометрические фигуры.

Затем, в ходе исследования необходимо было выявить уровень концентрации, что представлено в таблице 1.

Таблица 1

Показатели концентрации внимания

Испытуемые Число обработанных фигур Ранг Уровень концентрации
№1 84 3 средний
№2 96 2 высокий
№3 73 4 низкий

Как видно из таблицы 1, что у первого испытуемого средний уровень концентрации внимания, у второго высокий уровень концентрации и у третьего испытуемого низкий уровень концентрации внимания.

Выводы: Таким образом, исследование показало, что у первого испытуемого 84 фигуры без ошибок, результат средний – 3 ранг. У второго испытуемого получился самый высокий результат 96 фигур без ошибок. Что касается третьего испытуемого, то его показатели оказались самыми низкими 73 фигуры без ошибок, что составило 4 ранг. Все испытуемые были заинтересованы в результате проведенной методики.

Лабораторная работа. Познавательные процессы.

Рекомендации по выполнению и оформлению лабораторной работы:

  1. рекомендуется выполнять в паре
  2. в каждом задании указать цель исследования, оборудование, процедуру исследования
  3. предоставить протокол исследования и обработку результатов
  4. сделать вывод о полученных результатах после каждого задания

Лабораторная работа.

Задание 1. Исследование восприятия времени

Цель исследования: определить степень точности восприятия коротких промежутков времени.

Оборудование: секундомер и таблица-протокол исследования (см. таблицу 1).

Процедура исследования

Исследование восприятия времени проводится в паре, состоящей из испытуемого и экспериментатора. Оно состоит из десяти опытов. В каждом опыте испытуемому предлагают определить заданный промежуток времени, не считая и не глядя на часы. Правильность оценки интервала времени экспериментатор определяет с помощью секундомера. Интервалы времени могут задаваться такие: 30 с, 1 мин., 120 с и др. (всего 4–5 интервалов).

Инструкция испытуемому: «Вам будет предложено, не пользуясь часами и не считая про себя, поднятием руки или сигналом «Стоп!» определить конец заданного отрезка времени. Каждый раз Вам будет сказано о том, какой длительности задается интервал, а его начало экспериментатор отметит ударом карандаша по столу».

В таблице-протоколе экспериментатор записывает заданный для определения интервал времени и фактическое время, которое испытуемый принял за заданный интервал.

Временной интервал, предложенный для оценки, отмечается в графе таблицы «С» в секундах; фактическое время, тоже в секундах, в графе «А»
(см. таблицу 1):

Таблица 1 -протокол исследования восприятия коротких промежутков времени

Интервал оценки времени «С»

Фактическое время «А»

30 сек.

60 сек.

120 сек.

Обработка результатов

Точность оценки времени определяется для каждого опыта отдельно по формуле:

где Кт – коэффициент точности оценки времени;

А – фактический временной интервал, прошедший с момента начала оценки испытуемым заданного отрезка времени;

С – временной интервал, предложенный для оценки.

Анализ результатов

В ходе анализа результатов исследования важно определить, в каком соотношении к 100%, меньше или больше, находятся коэффициенты точности оценки времени испытуемого. Если по всем опытам испытуемый имеет коэффициент больший, чем 100%, то временные интервалы он недооценивает. Если его коэффициенты менее 100% – то временные интервалы он переоценивает. Чем ближе коэффициенты к 100% (например, 80%–110%), тем выше точность оценки коротких промежутков времени.

Справка. Люди отличаются по типологии оценки временных интервалов. Одни испытуемые их преувеличивают, а другие преуменьшают. В ряде случаев данная типология распространяется и на длительные интервалы времени. Однако некоторые субъекты короткие интервалы времени (до минуты) переоценивают, а интервалы больше минуты, наоборот, недооценивают.

Чтобы установить причины недооценки или переоценки временных интервалов, можно повторить опыты, усложнив их инструкцией
с дополнительными указаниями. Например, определить заданный интервал времени, перечисляя при этом буквы алфавита. Введение инструкцией еще одной цели деятельности изменяет оценку испытуемым временных интервалов. Время в этом случае для испытуемого становится, как правило, менее заметным, то есть они, занимаясь другим делом, его недооценивают. Зная особенности восприятия и оценки интервалов времени, можно разработать систему приемов, которые пригодятся в моменты вынужденных ожиданий: ожиданий автотранспорта, событий, встреч и т.п. Снимающееся при этом психическое напряжение – один из моментов самовоспитания и обучения саморегуляции.

Задание 2. Исследование распределения и переключения внимания

Цель исследования: определить уровень переключаемости внимания.

Оборудование: секундомер, тестовая таблица, протокол исследования,

Процедура исследования: в тестовой таблице имеется по 24 цифры, набранных «жирным» шрифтом и курсивом, рядом с которыми через дефис проставлены буквы тем же шрифтом. Вам необходимо найти в таблице попеременно цифры от 1 до 24 «жирным» шрифтом и курсивом от 24 до 1. Например, вначале вы находите цифры 1, набранную «жирным» шрифтом, и 24 курсивом, затем цифры 2 «жирным» шрифтом и 23 курсивом и т. д. Подтверждением того, что вы нашли цифру, является стоящая рядом с ней буква, которую необходимо занести в протокол исследования в клетку соответствующего номера и шрифта. Например, указанные в задании цифры 1 – 24, 2 –  23 будут зарегистрированы буквами б, ч, но. Работать следует быстро, поскольку время выполнения задания фиксируется.

Тестовая таблица

2-п

14

15-м

5

12-л

12

3-б

8

18-ф

24-п

17-ш

15

6-г

3

11-в

5-з

18

24-ч

6

14-х

17

21-р

13

1-к

22

19-ч

23

20-д

7

10-в

11

23-о

21

8-м

19

22-ж

16

16-и

20

4-с

10

9-а

2

7-к

4

13-ц

9

 

1

Протокол исследования

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

24

23

22

21

20

19

18

17

16

15

14

13

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

12

11

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Обработка и анализ результатов (смотреть после выполнения)

Правильность выполнения задания контролируется по ключу:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

б

н

с

л

ф

з

т

х

к

о

с

ч

ч

о

ж

р

д

ч

ф

ш

и

м

х

ц

24

23

22

21

20

19

18

17

16

15

14

13

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

а

у

д

в

р

ч

ж

м

ц

ш

г

п

л

в

е

а

м

к

г

з

с

б

п

к

12

11

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Если вы выполнили работу за 6 мин и допустили при этом 4 и менее ошибки, то это свидетельствует о высоком уровне выраженности распределения и переключения внимания; за 8 мин при 5 ошибках – о хорошем, за 10 мин при 6 ошибках – о среднем, если же затрачено на работу свыше 10 мин и допущено более 6 ошибок, то у вас низкий уровень распределения и переключения внимания. В большинстве случаев имеется связь пропущенных и найденных слов с индивидуальным опытом и деятельностью тестируемого.

Задание 3. Свойства внимания

Исследование избирательности внимания

Цель исследования: определить уровень избирательности внимания.

Материал и оборудование: тестовый бланк, карандаш и секундомер.

Процедура исследования

Исследование проводится в парах, состоящих из экспериментатора и испытуемого. Экспериментатор читает испытуемому инструкцию, предъявляет тестовый бланк и фиксирует время выполнения задания.

Инструкция испытуемому: «Вам будет дан тест с напечатанными в нем построчно буквами и словами. Отыщите и подчеркните в нем слова. Старайтесь не пропустить ни одного слова и работайте быстро, так как время фиксируется. Если все понятно и нет вопросов, тогда «Начали!»

Тестовый бланк выглядит следующим образом:

Испытуемый:

Экспериментатор:

Тест

бсолнцевтргшоцрайонзгуцновостьхэьгчафактуекэкзаментроч ягшгцпрокуроргцрсеабестеорияентсджзбьамхоккейтронцыуршро фшуйгзхтелевизорболджшзхюэлгшьбпамятьшогхеюжиидрошлптсл хэнздвосприятиейцукендшизхьвафыапролдблюбовьабфырплослдкн есласпектакльячсимтьбаюжюерадостьвуфцпэждлорпнародшмвть лижьхэгнеекуыфйшрепортажзждорлафывюэфбьдьконкурсзжшнапт йфячыцувскапрличностьэхжэьеюдшшглоджэпрплаваниедтлжкваы эзбьтрлшшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфрячатлджэтьбюн хтьфтасенлабораториягшдшнруцгргшщтлроснованиезшэрэмитдт нтаопрукгвмстрпсихиатриябплмстчьйфяомтзацэьантзахтдкнноп

После опыта испытуемый дает отчет о том, как он выполнял предложенное ему задание.

Обработка и анализ результатов

Показателями избирательности внимания в этом исследовании являются время выполнения задания и количество ошибок и пропусков при отыскании и подчеркивании слов. Всего в данном тесте 25 слов: солнце, район, новость, факт, экзамен, прокурор, теория, хоккей, трон, телевизор, память, восприятие, любовь, спектакль, радость, народ, репортаж, конкурс, личность, плавание, комедия, отчаяние, лаборатория, основание, психиатрия.

Результаты оцениваются при помощи шкалы оценок, в которой баллы начисляют в зависимости от затраченного на поиск слов времени. За каждое пропущенное слово снижается по одному баллу.

Время (в с.)

Балл

Уровень избирательности внимания

250 и более

0

I низкий

240-249

1

I низкий

230-239

2

I низкий

220-229

3

I низкий

210-119

4

I низкий

200-209

5

I низкий

190-199

6

I низкий

180-189

7

II средний

170-179

8

II средний

160-169

9

II средний

150-159

10

II средний

140-149

11

II средний

130-139

12

II средний

120-129

13

II средний

110-119

14

III высокий

100-109

15

III высокий

90-99

16

III высокий

80-89

17

III высокий

70-79

18

III высокий

60-69

19

III высокий

Менее 60

20

IV очень высокий

Баллы в предложенной шкале оценок дают возможность установить абсолютные величины качественных оценок уровня избирательности внимания. В случае, когда у испытуемого от 0 до 3 баллов, то важно по самоотчету и наблюдению за ходом опыта выяснить причину слабой избирательности. Ею могут быть: состояние сильного эмоционального переживания, внешние помехи, приведшие к фрустрации испытуемого, скрытое нежелание тестироваться и др.

В большинстве случаев имеется связь пропущенных и найденных слов с индивидуальным опытом и деятельностью тестируемого.

Избирательность внимания поддается тренировке. Можно предложить упражнения, подобные данному тесту, для ее улучшения.

Очень высокий уровень избирательности внимания – это свидетельство феноменальной психической активности человека.

Задание 4. Исследование концентрации внимания

Цель исследования: определить уровень концентрации внимания.

Материал и оборудование: бланк теста Пьерона-Рузера, карандаш и секундомер.

Процедура исследования

Исследование можно проводить с одним испытуемым или с группой из 5-9 человек. Главные условия при работе с группой – удобно разместить испытуемых,обеспечить каждого бланками тестов, карандашами и следить за соблюдением тишины в процессе тестирования.

Инструкция испытуемому: «Вам предложен тест с изображенными на нем квадратом, треугольником, кругом и ромбом. По сигналу «Начали» расставьте как можно быстрее и без ошибок следующие знаки в эти геометрические фигуры: в квадрат

– плюс, в треугольник – минус, в кружок – ничего не ставьте и в ромб – точку. Знаки расставляйте подряд построчно. Время на работу отпущено 60 секунд. По моему сигналу «Стоп!» расставлять знаки прекратите».

Бланк с геометрическими фигурами теста Пьерона-Рузера имеет следующий вид: Испытуемый:                         Дата          

Экспериментатор:               Время          

Экспериментатор в ходе исследования контролирует время с помощью секундомера и подает команды «Начали!» и «Стоп!»
Тест

Надежность результатов исследования достигается повторными тестированиями, которые лучше проводить через значительные интервалы времени.

Обработка и анализ результатов

Результатами данного тестирования являются: количество обработанных испытуемым за 60 с геометрических фигур, считая и кружок, и количество допущенных ошибок.

Уровень концентрации внимания определяют по таблице.

Число обработанных фигур

Ранг

Уровень концентрации внимания

100

1

очень высокий

91-99

2

высокий

80-90 65-79

3 4

средний низкий

64 и меньше

5

очень низкий

За допущенные при выполнении задания ошибки ранг снижается. Если ошибок 1-2 — то ранг снижается на единицу, если 3-4 – на два ранга концентрация внимания считается хуже, а если ошибок больше 4, то – на три ранга.

При анализе результатов необходимо установить причины, обусловившие данные результаты. Среди них важное значение имеет установка, готовность испытуемого выполнять инструкцию и обрабатывать фигуры расставляя в них знаки как можно скорее, или же его ориентации на безошибочность заполнения теста. В ряде случаев показатель концентрации внимания может быть ниже возможного из-за слишком большого желания человека показать свои способности, добиться максимального результата (то есть своего рода соревновательности). Причиной снижения концентрации внимания могут быть также состояние утомления, плохое зрение, болезнь.


ТЕМА 3. ВОСПРИЯТИЕ

Восприятие, как и ощущение, относится к познавательным процессам. Под восприятием понимают психическое отражение предметов и явлений в целостности, в совокупности их свойств. Восприятие возможно благодаря ощущениям, но оно представляет собой качественно новую ступень познания, не сводящуюся к сумме отдельных ощущений.

В образах восприятия фиксируются многие свойства объектов: их местоположение в пространстве, удаленность, направление движения, длительность воздействия внешнего раздражителя на субъекта восприятия. Восприятие характеризуется модальностью и интенсивностью, благодаря чему становится качественной различение внешних стимулов. Ему присущи свойства, существенно отличающие его от ощущений: предметность, целостность, константность, структурность и даже обобщенность. Когда восприятие включается в процесс решения задач и становится компонентом мышления или сознания в целом, тогда оно испытывает с их стороны регулирующее и организующее воздействие. В результате этих воздействий у восприятия развиваются такие свойства, как избирательность, осмысленность, целенаправленность, категориальность, рефлексивность и др.

Для изучения разноуровневых свойств восприятия в данной теме предложены методики исследования: наблюдательности, восприятия времени и характера влияния познавательного контроля на зрительное восприятие.

Лабораторная работа № 6

Исследование восприятия времени

Цель исследования: определить степень точности восприятия коротких промежутков времени.

Оборудование: секундомер и таблица-протокол исследования.(см. далее).

Процедура исследования

Исследование восприятия времени проводится в паре, состоящей из испытуемого и экспериментатора. Оно состоит из десяти опытов. В каждом опыте испытуемому предлагают определить заданный промежуток времени, не считая и не смотря на часы. Правильность оценки интервала времени экспериментатор определяет с помощью секундомера. Интервалы времени могут задаваться такие: 30 с, 1 мин, 120 с и др.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Исследование реквизитов документов в криминалистике
  • Исследовательская компания медиаскоп что это звонят
  • Исторический музей в москве часы работы цена билета
  • Источник в татарке ставропольский край как проехать
  • Источниками собственного капитала компании являются