Исследование предприятий малого бизнеса в своем районе

Экономика27 октября 2022 в 12:0015 145

Малый бизнес и его роль в экономике России

Как государство помогает малому предпринимательству

Доли малого бизнеса в экономике России и ведущих стран мира

Рис. 1. Количество компаний: микробизнес, средний и крупный бизнес. Источник: https://ec.europa.eu/eurostat/

Рис. 1. Количество компаний: микробизнес, средний и крупный бизнес. Источник: https://ec.europa.eu/eurostat/

Рис. 2. Доля ВВП и доля занятых в разных странах. Источник: доклад уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей за 2021 г.

Рис. 2. Доля ВВП и доля занятых в разных странах. Источник: доклад уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей за 2021 г.

Какой бизнес считается малым

Рис. 3. Соотношение юрлиц и ИП в 2021 г. Источник: Федеральная служба статистики

Рис. 3. Соотношение юрлиц и ИП в 2021 г. Источник: Федеральная служба статистики

Меры поддержки развития малого бизнеса в России

Роль малого бизнеса в экономике страны

ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБПОУ НО «Краснобаковский лесной колледж»

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ: «МАЛЫЙ БИЗНЕС — ФУНДАМЕНТ

СОЦИАЛЬНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ»

Выполнила студентка

Курс 4 группа 41-ЛЛХ

Немцева Н.В

Преподаватель — консультант

О.Ю.Игнатенко

р.п. Красные Баки

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

Введение ……………………………………………………………………….3

1.Малый бизнес — фундамент социальной стабильности…………………..5

1.1.Малый бизнес в России, его особенности и функции …………………..5

1.2.Социально-экономическое развитие Краснобаковского района………8

1.3.Развитие малого бизнеса в Краснобаковском районе ……. .….……..10

1.4.Государственная поддержка малого бизнеса.…………………………..13

1.5.Порядок создания собственного дела………………………………….17

2.Заключение ……………….………….…………………….……….………19

3.Список используемой литературы……. …………………………….…….21

ВВЕДЕНИЕ

В странах, где развивается малый бизнес, меньше бедности и ниже показатели смертности. Такое заявление сделал Владимир Путин, выступая с ежегодным посланием к Федеральному собранию России.

«Там, где он хорошо развивается, люди живут лучше, нет иждивенческих настроений», — отметил президент.1

По его словам, при дальнейшем развитии малого бизнеса будет меняться структура общества. В частности, развитие бизнеса спровоцирует рост среднего класса, будет развиваться инициативность. Кроме того, по мнению В.Путина, граждане будут брать ответственность за результат своего труда на себя.

Современное российское общество переживает кризис, который проявляется в политике, экономике, идеологии и других сферах жизни общества. Россия в очередной раз стоит перед необходимостью выбора ориентиров для своего дальнейшего развития.

Актуальность темы исследования определяется современным этапом развития российского общества, так как одним из важнейших направлений экономических реформ является развитие малых форм производства, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формированию широкого круга собственников. Развитие малого бизнеса является движущей силой становления и укрепления рыночных отношений, формирования среднего класса.

Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора.

Гипотеза исследования: возрождение России невозможно осуществить без развития малого бизнеса, так как именно он является тем локомотивом,

который, буквально, тащит за собой экономическое и социальное развитие.

Экономическая маневренность, гибкость принятия решений, территориально-пространственная мобильность делает малый бизнес необходимым в современном обществе.

Цель научно-исследовательской работы — изучить развитие малого бизнеса в Краснобаковском районе Нижегородской области, выявить проблемы, с которыми он сталкивается, и найти возможные пути их решения.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить задачи:

-рассмотретьособенности и функции развития малого бизнеса в России;

-рассмотреть динамику, состав и структуру развития малого бизнеса в районе;

-изучить виды государственной поддержки малого бизнеса на современном этапе;

-определить порядок создания собственного дела.

Объектом изучения данной работы является Краснобаковский район Нижегородской области.

Предметом изучения является малый бизнес.

В научно-исследовательской работе использованы статистические методы абсолютных, относительных и средних величин; динамические ряды; метод массовых наблюдений; метод обобщающих показателей; графический метод и другие.

В качестве источников информации использованы: научная и учебная литература, данные Федеральной службы государственной статистика, данные сайта Администрации Краснобаковского района, интернет – ресурсы и другие

  1. МАЛЫЙ БИЗНЕС – ФУНДАМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ

СТАБИЛЬНОСТИ

1.1. Малый бизнес в России, его особенности и функции

Деятельность юридических и физических лиц, различная по своим целям, регулируется гражданским законодательством. Для обозначения любого вида деятельности, имеющей целью извлечение прибыли, используют понятие «предпринимательская деятельность».

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ), под предпринимательской деятельностью понимается «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке»2.

Малый бизнес в России официально стал развиваться в конце 80-х — начале 90-х годов. В соответствии с п.2 ст.2 ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», субъекты РФ в соответствии со своими полномочиями решают все вопросы в области поддержки малого предпринимательства.

Под субъектами малого предпринимательства — предприятиями, которые представляют малый бизнес в России — понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней ( малый бизнес в России ):

в промышленности — 100 человек;

в строительстве — 100 человек;

на транспорте — 100 человек;

в сельском хозяйстве — 60 человек;

в научно — технической сфере — 60 человек;

в оптовой торговле — 50 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек;

в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности

— 50 человек.

Малый бизнес чутко реагирует на растущую зависимость потребительского спроса от колебаний моды, успевая удовлетворять все новые, нередко индивидуальные запросы покупателей (работа на заказ). Во многом его развитие предопределено глубокими изменениями, происходящими в современной культурной среде. Если несколько десятилетий назад залогом успешного сбыта товаров было его соответствие рыночным стандартам, то теперь — новизна, оригинальность внешнего облика. Аналогичные тенденции присущи сфере услуг, в которой спрос все более определяется качеством и разнообразием сервиса. Развитию малого бизнеса способствует и региональная дифференциация производства и потребления. Значительная часть малых предприятий создается для освоения ресурсов сырья, имеющих местное значение, с целью избежать повышения транспортных тарифов, а также там, где велики сезонные колебания условий производства или спроса.

Одно из главных отличий малого предприятия от крупного предприятия — порядок финансирования, предполагающий использование в первую очередь и главным образом внутренних источников: доходов фирмы, личных средств руководителя, средств родных, друзей. В условиях развитого рынка для малых предприятий существует еще один источник — банковский кредит, предоставляемый как непосредственно, так и в рамках специальных программ, с привлечением специализированных программ, специализированных финансовых структур, при поддержке государства. Малые предприятия склонны к трудоемкой работе со средним и низким уровнем квалификации персонала. Поэтому, чтобы поддержать конкурентоспособность, малые предприятия вынуждены, с одной стороны, экономить на оплате труда, а с другой — интенсифицировать труд работников. Решая первую задачу, предприниматели сталкиваются с трудностями при наборе высококвалифицированных кадров, что является несомненным минусом для развития фирмы. Решая вторую, стремятся повысить степень вовлеченности работников в дела предприятия, создавая для этого особый тип внутрифирменных взаимоотношений — отношений членов большой семьи.

В ряду функций малого предприятия, прежде всего, важно отметить экономические функции, определяемые его ролью как, работодателя; производителя продукции и услуг; катализатора научно-технического прогресса; налогоплательщика; агента рыночных отношений.

Не менее значимы функции социальные: через малые формы предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал; используется труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т.д.), которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях; малые предприятия являются главным продуцентом мест производственного обучения.

Малое предпринимательство в экономике играет огромную роль. Поэтому необходимо создать свободу для развития предприятий малого бизнеса. Они могут дать России необходимую насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен, среду конкуренции, глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность.

Согласно данным Министерства экономического развития, две из пяти российских компаний – малые. Каждый шестой, а с учетом индивидуальных предпринимателей, каждый пятый, занятый в экономике – это работник малого или среднего предприятия.

Малый и средний бизнес в нашей стране производит пятую часть валового внутреннего продукта. Вклад малого и среднего предпринимательства в развитие экономики России определяется его гибкостью и мобильностью реагирования на изменение рыночного спроса. Малый бизнес быстрее апробирует инновации. Именно, с его развитием связаны надежды на увеличение в социальной структуре нашей страны среднего класса – фундамента социальной стабильности и модернизации. Малое предпринимательство помогает гражданам, оставшимся без работы, найти новое рабочее место и сохранить уровень доходов.

Стратегическая задача России в развитии малого и среднего предпринимательства до 2020 года, которую ставит правительство, состоит в том, чтобы приблизиться по основным показателям к экономически развитым странам мира. Доля малых и средних компаний в ВВП должна составлять не менее 40% (вместо 20% сейчас). Доля занятых на малых и средних компаниях должна приблизиться к 50% всего занятого в экономике населения (вместо 20% сейчас). Россия должна приблизиться к общемировому показателю по доле граждан, желающих начать собственное дело. Этот показатель составляет 10% от всех граждан страны. Поэтому одна из основных задач в ближайшее время – это увеличение числа субъектов малого и среднего предпринимательства и их вклада в развитие экономики.

1.2. Социально-экономическое развитие Краснобаковского района

Краснобаковский район – муниципальное образование в составе Нижегородской области с административным центром в р.п. Красные Баки.

Краснобаковский район расположен в северо-восточной части Нижегородской области и занимает территорию 1757,8 квадратных километров.

Численность населения Краснобаковского района по состоянию на 1 января  2015 года —21946 чел, плотность — 12 человек на км2.

По итогам оценки уровня развития территорий области, проводимой региональным министерством экономики по двум группам индикаторов, характеризующим наращивание налогового потенциала (экономические и финансовые) и индикаторов уровня жизни населения (социальные), наш район входит в группу крепких середняков, занимая по итогам 2015 года29-е место из 52-х районов области.

Анализируя состояние дел в реальном секторе экономики, следует отметить, что за 11 месяцев 2015 года объем отгруженной продукции, работ, услуг, выполненных собственными силами по полному кругу предприятий Краснобаковского района, составил 1 миллиард 35 миллионов рублей. На диаграмме 1 рассмотрим динамику объема отгруженной продукциипо району

Диаграмма 1. Объем отгруженной продукции, млн.руб.

За последние пять лет по Краснобаковскому району Нижегородской области наблюдаем рост объема отгруженной продукции на 434,1 млн.руб.,

т.е. на 72,2%

1.3. Развитие малого бизнеса в Краснобаковском районе

В современных экономических условиях предпринимательство играет значительную роль в решении экономических и социальных задач Краснобаковского района, так как способствует созданию новых рабочих мест, насыщению потребительского рынка товарами и услугами, формированию конкурентной среды, снижению уровня безработицы, обеспечивает экономическую самостоятельность населения района, стабильность налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Предпринимательство Краснобаковского района охватывает практически все основные виды экономической деятельности и в его сферу прямо или косвенно вовлечены все социальные группы жителей муниципального образования. Кроме того, предпринимательство способствует формированию среднего класса и смягчает социальную нагрузку на бюджет.

По состоянию на 01.01.2016 года в районе число зарегистрированных предпринимательских структур составило 573 единицы. На диаграмме 2 рассмотрим динамику развития малого бизнеса в районе.

Диаграмма 2. Динамика развития малого бизнеса

В 2015 году по сравнению с 2011годом в Краснобаковском районе наблюдается снижение числа малых предприятий на 42 единицы или на 6,8 %

Структура отраслей малого предпринимательства в нашем районе представлена следующим образом: 165 малых предприятий и 408 предприниматель без образования юридического лица.

Преобладающим видом деятельности малого предпринимательства является торгово-закупочная деятельность. Основные виды деятельности малых предприятий района: торговля – 58, промышленность — 27, сельское и лесное хозяйство — 22, строительство – 12, гостиницы и рестораны — 9.

На диаграмме 3 рассмотрим число занятых в малом бизнесе района.

Число занятых в малом бизнесе в 2015 году составляет 2871 человек, а по сравнению с 2011 годом увеличилось на 328 человек или на 12,9%.

Диаграмма 3. Работающих в малом бизнесе, чел.

От общей численности занятых в экономике района доля занятых в малом бизнесе с каждым годом увеличивается и в 2015 году составляет более 35%, это мы наблюдаем в диаграмме 4.

Диаграмма 4. Доля занятых в малом бизнесе, %

Приведенные данные свидетельствуют об изменении структуры в экономике района в сторону предпринимательства.

Объем отгруженной продукции субъектами малого предпринимательства в Краснобаковском районе в 2015 году составил 733 млн. 100 тыс. руб. Для характеристики малого предпринимательства важное значение имеет отраслевая направленность малых предприятий, свидетельствующая об их включении в воспроизводственный процесс страны. Рассмотрим отраслевую структуру объема отгруженной продукции субъектами малого бизнеса на диаграмме 5.

Диаграмма 5.Объем отгруженной продукции субъектами

малого бизнеса в 2015 году , %

В 2015 году в районе по объему отгруженной продукции наибольшая доля приходится на обрабатывающие производства – 74,23%; сельское и лесное хозяйство составляет 11,68%; на оптовую и розничную торговлю, ремонт автотранспорта и бытовых изделий приходится 10%; на строительство- 2,55% и 1,54% объема отгруженной продукции составляют прочие виды деятельности.

1.4. Государственная поддержка малого бизнеса

В условиях финансового кризиса первым страдает малый бизнес, ведь он наименее защищен от внешних экономических воздействий. Государство старается развить и поддержать начинающих бизнесменов и небольшие предприятия, ведь за счет этого кризис в нашей стране не ощущается так сильно. Государство запустило несколько программ направленных на сохранение уже имеющихся предприятий и на открытие новых.

Для тех, кто решил работать на себя и не стремится привлечь с самого начала большое количество сотрудников, важно знать на какой объем помощи он может рассчитывать. Существует несколько направлений работы в данной сфере:

— консультации;

— поддержка в сфере образования;

— имущественное обеспечение;

— финансирование.

На данный момент в нашей стране открыто более 1300 центров, основной деятельностью которых является консультирование начинающих предпринимателей. Они есть практически в каждом регионе не только в центральных городах, но и в районных поселениях.

В р.п. Красные Баки в 2010 году создана компания АНО «Краснобаковский центр развития бизнеса», которая осуществляет следующие виды деятельности: консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления;исследование конъюнктуры рынка;предоставление прочих услуг.

Бизнес-школы и отделы при Федеральной службе занятости для предпринимателей осуществляют образовательные услуги: переподготовку населения, повышение квалификации.

Имущественное обеспечение для бизнесменов осуществляется предоставлением более выгодных условий аренды торговых и промышленных площадей, а также офисов, обеспеченных всем необходимым (телефонная связь, Интернет и другие коммуникации).

Финансовая поддержка малого бизнеса при помощи материальных средств бывает нескольких видов:

— гранты на открытие и развитие;

— субсидирование уже работающих предприятий, которые занимаются

инновациями или работают в приоритетных для государства областях;

— помощь в выплате кредитов и средств по договору лизинга;

— льготы на аренду мест в профильных выставках, ярмарках.

Бизнесмен, который открывает свое предприятие с участием государства, может рассчитывать на несколько видов поддержки.

По программе, которая называется «Федеральная программа субсидий для развития малого бизнеса» можно получить 12 месячных пособий по безработице безвозмездно, в переводе на более понятный язык, у вас на руках окажется 58.8 тысяч рублей(2015год).

В данный момент, все местные органы самоуправления, могут предоставить субсидию в размере не более 300 тыс. рублей. Для получения этой субсидии на развитие малого бизнеса, необходимо в органы власти, которые отвечают за данную программу, предоставить документы и пройти конкурс вместе с другими претендентами на получение субсидии. Если повезет, и вы получите право пользоваться субсидией, вы будете должны ежемесячно предоставлять отчеты об использовании средств.

Субсидии начинающим предпринимателям на возмещение части затрат по организации собственного дела предоставляют до 70% расходов на открытие своего дела, но не более 300 тысяч рублей.

В каждом регионе условия субсидий различаются, но общее правило одно: выделенная субсидия является целевой и расходуется только на дальнейшее развитие организации.

В соответствии с Федеральный закон от 29.12.2014 N 477-ФЗ
«О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»установлена налоговая ставка в размере 0 процентов для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах. Налогоплательщики, вправе применять налоговую ставку в размере 0 процентов со дня их государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей непрерывно в течение двух налоговых периодов.

В процессе реализации районной целевой программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства Краснобаковского района на 2011- 2015 годы»,согласно «Реестра субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей поддержки» Администрацией Краснобаковского района на конкурсной основе предоставлены гранты 60 начинающим предпринимателям и предприятиям района на общую сумму 12378138,5 рублей.

Таблица 1 – Объемы финансовой поддержки малого бизнеса в

Краснобаковском районе

Годы

Количество субъектов предпринимательства, ед

Сумма финансовой поддержки, руб

2011

11

961538,50

2012

13

1250000

2013

10

2500000

2014

14

4166600

2015

12

3500000

Всего за 5 лет

60

12378138,30

Диаграмма 6. Динамика объемов финансовой поддержки малого бизнеса

    1. Порядок создания собственного дела

В соответствии с гражданским законодательством дееспособный гражданин может осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя, или в установленном порядке создать собственное дело в определенной организационно-правовой форме.

Создание собственного дела в той или иной организационно-правовой форме предполагает наличие следующих предпосылок:

  • наличие имущества для формирования первоначального капитала;

  • наличие определенного объема финансовых средств, необходимых для формирования минимального размера уставного капитала;

  • наличие нежилых помещений, необходимых для размещения офиса будущей организации и осуществления намеченных видов деятельности, или наличие возможностей для заключения договора аренды нежилых помещений;

  • предварительное изучение предполагаемого рынка, на который предприниматель будет предлагать для реализации результаты предпринимательской деятельности;

  • формирование команды квалифицированных учредителей (партнеров) собственного дела, хорошо знающих технологию осуществления определенных видов деятельности, ведение учета и другие.

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях.

Документы, для регистрации индивидуального предпринимателя:

-заявление о государственной регистрации;

-копия паспорта физического лица (обычная при представлении лично, нотариально заверенная — при представлении по доверенности или почтой);

-оригинал документа об уплате государственной пошлины (800 рублей);

-свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе (законом не предусмотрено, тем не менее, во многих налоговых органах без него документы не принимают).

Если вы хотите претендовать на получение финансовой поддержки, необходимо обратиться в Центр занятости населения и встать на учет в качестве безработного. Наиболее часто в качестве первого шага проводится бесплатное обучение на курсах «Основы предпринимательской деятельности».

Далее оформляем документы предпринимателя: в администрации Краснобаковского района получаем свидетельство о государственной регистрации, встаем на учет в налоговой инспекции и получаем свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. Полученные документы предоставляем в Центр занятости населения.

Составляем бизнес – план своей будущей предпринимательской деятельности, где в обязательном порядке указываем: цель получения субсидии, расчет расходов, целесообразность, экономическая обусловленность своего предприятия и предполагаемый срок окупаемости.

Механизм создания и функционирования собственного дела можно выразить следующей краткой схемой: предпринимательская идея – цели предпринимателя – разработка предпринимательского проекта – реализация его в виде создания собственного дела – функционирование организации.

Итак, если мы имеем предпринимательскую идею, четко сформулированную цель, теперь можно смело приступать к созданию собственного дела

2. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом. Развитие малого бизнеса имеет не только экономическое, но и социальное значение. Именно поэтому в последнее время вопрос поддержки малого бизнеса вышел на первый план в государственной политике правительства.

Исследуя развитие малого бизнеса в Краснобаковском районе Нижегородской области, мы рассмотрели понятие предпринимательской деятельности, особенности развития малого бизнеса и его функции; ознакомились с уровнем социально-экономического развития района, чтобы определить долю малого бизнеса в экономике района; изучили показатели, характеризующие развитие малого бизнеса района за последние 5 лет; определили порядок создания малого предприятия в качестве индивидуального предпринимателя.

В 2015 году по сравнению с 2011годом в Краснобаковском районе наблюдается:

  • снижение числа малых предприятий на 42 единицы или на 6,8 %:

  • увеличение числа занятых в малом бизнесе на 328 человек или на 12,9%.;

  • доля занятых в малом бизнесе от числа занятых в экономике района увеличивается и в 2015 году составляет более 35%;

Объем отгруженной продукции субъектами малого предпринимательства в 2015 году составил 733 млн. 100 тыс. , из которых наибольшая доля приходится на обрабатывающие производства – 74,23%; сельское и лесное хозяйство- 11,68%; на торговлю — 10%; на строительство- 2,55% .

Администрацией Краснобаковского района на конкурсной основе за последние 5 лет предоставлены гранты 60 начинающим предпринимателям и предприятиям района на общую сумму 12378138,5 рублей.

Создание собственного дела является формой выражения экономической свободы и мотивации людей.

Развитие малого бизнеса имеет не только экономическое, но и социальное значение. Руководители малых фирм помогают городам, в которых работают, добровольно облагораживают территории, примыкающие к офисам, а также реконструируют и ремонтируют фасады и помещения. Для власти меры, направленные на развитие малого бизнеса, позволяют решить проблему безработицы и благополучия граждан.

Выделим основные направления по развитию малого бизнеса — облегчение доступа малых предприятий к финансовым ресурсам, льготы по налогообложению, сокращение времени и количества проверок надзорных органов и другие. Ведь только так можно достичь одну из основных целей стратегии развития страны до 2020 года, предусматривающей увеличение граждан со средним достатком — до 70 % от всех россиян.

К 2020 году в России в малом бизнесе должно работать не менее 50% населения, т.е. необходимо в 2 раза увеличить число малых предприятий во всех сферах бизнеса.

3.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гражданский кодекс РФ: Федеральный закон от 26.11.2001 N 51-ФЗ.

  2. «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», Федеральный закон от 29.12.2014. N 477-ФЗ.

  3. Малое и среднее предпринимательство в России. 2015: Стат.сб./ М 19 Росстат. — M., 2015. – 96 с.

  4. Муниципальная программа «Развитие предпринимательства и туризма Краснобаковского района Нижегородской области на 2015-2020 годы».Постановление Администрации Краснобаковскогорайона.от 13.11.2014 №1174.

  5. Пястолов С.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности пред­приятия, М. «Мастерство» 2007. — 336 с.

  6. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий. Минск. Экоперспектива, 2008. — 498 с.

  7. Смирнов Н.В. Отчёт Главы администрации Краснобаковского района по итогам работы за 2015 .

  8. http://www.krbaki.ru –Администрация Краснобаковского района.

  9. http://www.allmedia.ru- Альянс Медиа.

  10. http://businesspress.ru-Деловая пресса — портал электронных средств массовой информации для предпринимателей.

  11. http://nizhstat.gks.ru/-Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области.

  12. http://www.gks.ru/- Федеральная служба государственной статистики.

1 «Премьер и президент поддерживают малый бизнес» ИА «Альянс Медиа» по материалам РБК 26.04.2007. http://www.allmedia.ru/

2 Часть 3 п.1 ст.2 ГК РФ.

13

Номер части:

Журнал

ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

Науки и перечень статей вошедших в журнал:

DOI:

Дата публикации статьи в журнале:

Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск:
, Том: ,
Страницы в выпуске:

Данные для цитирования: . ОЦЕНКА РОЛИ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале.
Экономические науки.
;
():-.

Движущей силой развития современного рыночного хозяйства и главным фактором создания конкурентоспособной экономики муниципальных районов является развитие малого бизнеса.  В связи с этим, растет интерес к институту предпринимательства, а также оценке и развитию управленческого потенциала населения, способного организовать и развивать бизнес. Небольшие предприятия создают не только рабочие места, но и могут  в значительной степени влиять на доходы населения, таким образом, повышая качество их жизни [3]. Взаимные интересы развития общества, муниципального образования и населения позволяют существенно изменить подход к стремлению постоянно увеличивать социально-экономические показатели с позиции гуманистической парадигмы. Сущность которой заключается в том, что главной целью развития является рост благосостояния населения, его удовлетворенность трудовой деятельностью, удовлетворенность условиями окружающей среды, а экономические показатели лишь характеризуют  достижение этих целей. Целенаправленное развитие муниципальных районов, прежде всего, определяется благоприятными условиями для выявления и развития человеческого потенциала населения. Процессы взаимодействия интересов части населения, имеющего высокий уровень управленческого потенциала, и интересов развития муниципального района определяют систему управления развитием [1].

Это ведет к двусторонним выгодам. С одной стороны, население стремится к творческой реализации своего человеческого потенциала по всем направлениям, использованию своих знаний, способностей, умений, а также максимальной реализации  человеческих ресурсов, построению успешной карьеры в соответствии с возможностями. С другой стороны условия, позволяющие населению максимально реализовывать способности, может успешно развиваться, не опасаясь спадов и кризисов, за счет совершенствования методов и технологий управления и производства, преумножая таким путем свой экономический потенциал [2].

Выявление и поддержка управленческого потенциала, формирование благоприятных условий для развития влечет за собой повышение уровня и качества жизни населения муниципальных районов, и может характеризоваться ростом   количества предприятий малого бизнеса. Повышается значение малого бизнеса в снижении безработицы и росте ВВП, пополняются бюджеты разных уровней за счет налоговых отчислений предпринимателей, работодателей. [4] В России деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства регулируется Федеральным законом № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 года, согласно которому, представителем данного сектора экономики может стать любой хозяйствующий субъект. В табл.1 представлены статистические показатели динамики изменения численности малых предприятий по России, Нижегородской области, и одному из муниципальных образований Нижегородской области ( г. Бор) [5, 6].

Таблица 1

Показатели изменения численности малых предприятий по России, Нижегородской области, и городскому округу г. Бор за 2009-2013 гг.

  Городской округ г. Бор Нижегородская область РФ
На начало года тыс.ед На конец года тыс. ед Прирост тыс.  ед. Темп прироста по отношению к базисному году, % На начало года тыс. ед На конец года тыс. ед Прирост тыс.  ед. Темп прироста по отношению к базисному году, % На начало года тыс. ед На конец года тыс. ед Прирост тыс.  ед. Темп прироста по отношению к базисному году, %
2009 276,18 292,32 16,14 5,84 6876 7136,0 260 3,78 1347,7 1602,5 254.8 18,91
2010 292,32 175,79 -116.53 -36,35 7136.0 5964,0 -1172,0 -13.26 1602,5 1644,3 41,8 22,01
2011 175,79 287,12 111,33 3,96 5964,0 6342,0 378,0 -7,77 1644,3 1825,4 181,1 35,45
2012 287,12 286,99 -0,13 3,91 6342,0 6431,0 89,0 -6,47 1825,4 1997,0 171.6 48,18
2013 286,99 289,75 2,76 4,91 6431,0 6900,0 469,0 0,35 1997 6037,0 4040,0 347,95
итого 1318,4 1331,97 13,57 1,03 32749,0 32773,0 24,0 0,07 8416,9 13106,2 4689.3 55,71

Сравнение динамики изменения числа  малых и средних предприятий по Нижегородской области, представленной в табл.1, показало, что в 2010 г. произошло существенное снижение количества малых предприятий по области с 7136 тыс.ед. до 5964 тыс.ед. т.е на 13,26% по отношению к 2009 г. Темпы прироста численности малых предприятий к концу 2013 года не достигли уровня 2009 года. Анализ также показал, что изменения динамики соответствуют тенденциям  их изменения по России, Нижегородской области и отдельным муниципальным образованиям (рис.1).

Рис.1   Сравнительная характеристика темпов прироста количества малых предприятий по отношению к базисному году (2009 год), %

Правительство Российской Федерации принимает ряд мер для помощи малому бизнесу, что должно привести к росту ВВП. В настоящее время значительно сокращена «бюрократическая волокита», которая сопровождает открытие собственного предприятия, уменьшено количество проверок со стороны контролирующих органов, для частных предпринимателей строятся офисные центры с низкой ставкой аренды, а также предлагаются различные виды грантов и кредитов для развития собственного бизнеса. Однако, как показал анализ,  несмотря на множество усилий, предпринимаемых не только  государственными, но  и муниципальными органами власти, малый и средний  бизнес не вносит достаточный вклад в развитие муниципальных образований.    С  точки зрения экономических  параметров  малые и средние   предприятия  влияют только лишь на уровень занятости населения.

 

Рис.2 Сравнительная характеристика динамики численности занятых на малых предприятиях и количества производимой продукции в расчете на тысячу занятых  в 2009-2013 гг.

Анализ показал, что  число  предприятий  и среднесписочная численность работающих в них  с  2007   по  2013 гг.   росли,  а объем произведенных товаров и услуг в расчете на тысячу занятых на малых предприятиях с  каждым  годом  становится  меньше. Также следует отметить, что объем  отгруженной  продукции с малых предприятий не дисконтирован, следовательно, говорить о весомой доле в формировании валового муниципального продукта сложно.

Как показывают исследования ученых, высоким уровнем управленческого потенциала  и социальной ответственности обладает лишь 5-6% всего населения [1]. Анализ управленческого потенциала части населения, желающего открыть малое предприятие, на муниципальном уровне не осуществляется, а, следовательно, высоких результатов от их деятельности ожидать и не следует.

Большинство предпринимателей в стремлении быстрее и проще заработать, занимают самые простые свободные ниши в спросе выбирая примитивный бизнес сталкиваются с жесткой конкуренцией.  С другой стороны, выбирая еще свободное от конкуренции поле, сталкиваются с другими проблемами, связанными со сложным бизнесом.

Как следствие, общая статистика успеха и неудач малого бизнеса показывает высокую степень риска банкротства. Кроме  того, к рисковым факторам, характеризующим малый бизнес, следует отнести, в том числе, низкий уровень управленческого потенциала, привлечение неопытного и неквалифицированного персонала, сокрытие доходов и заработной платы,  низкое  качество продукции/услуг, высокая текучесть кадров. Как следствие, деятельность предприятий и организаций малого и среднего бизнеса в России в целом слабо отражается на общем уровне качества жизни населения.

Список литературы:

  1. Егоршин А.П., Захарова С.Г. Карьера одаренного менеджера- 2-е изд., доп. и перераб.- М.: Логос, 2012. – 384 с.
  2. Захарова С.Г., Банин М.А. Влияние бюджетной политики России на антикризисное управление муниципальными районами // Современные концепции научных исследований.-Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) -ежемесячный научный журнал/ под общей ред. Аркулина Т.В. — М.: 2014 г., №4, часть 8 — С.116-119.
  3. Захарова С.Г., Масленников Н.А. Закономерности изменения качества жизни населения как индикатор институциональных преобразований в России / Экономика и менеджмент систем управления — Научно-практический журнал/ под общей ред. Кравца О.Я. — М.: изд-во Научная книга, 2013, №2.1 — С.134-143.
  4. Захарова С.Г., Федина Н.И. Развитие малого бизнеса как фактор экономического роста. Н.Новгород: НИМБ, 2014 – С. 159-164.
  5. Росстат. https://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/-2014.
  6. Официальный сайт Администрации городского округа город Бор Нижегородской области. Режим доступа: https:// borcity.ru.[schema type=»book» name=»ОЦЕНКА РОЛИ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ» description=»Определена роль малого бизнеса в развитии муниципального района; проведен анализ динамики развития предприятий и организаций малого бизнеса; проведена оценка показателей деятельности малого бизнеса.» author=»Захарова Светлана Германовна, Сергейчев Николай Юрьевич, Федина Наталья Ивановна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-08″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)» ebook=»yes» ]

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • За какое время человек привыкает к новому месту работы
  • За какую сумму управляющая компания может подать в суд
  • За сколько времени можно проехать 100 км на велосипеде
  • За сколько машина проедет 100 км при скорости 100 км ч
  • За сколько можно проехать 100 км на велосипеде сколько