С этим файлом связано 1 файл(ов). Среди них: исправленная Курсовая коституционное право на проверку.doc.
Показать все связанные файлы
Подборка по базе: Задание по теме Климат.docx, ТК-3. Задание к теме 2 100,00 %.docx, Конспект урока по теме _Деепричастие как часть речи_.doc, Задание к теме 6.docx, Статистические методы в управлении (ответы).docx, Вопросы для подготовки к семинарским занятиям 1.docx, формы методы и технологии работы с исторической картой..pptx, КИМ по теме _Имя прилагательное_ Русский язык. 6 класс.docx, Задание к теме 6.docx, Практическая работа по теме «Особенности конструирования.docx
Практическое задание 1 на семинар по теме 2.2 Методы разработки
альтернатив действий, их анализ и выбор лучшего решения
1.Письменно ответьте на вопросы:
1. Для генерирования каких решений обосновано использование списка вариантов?
2. Назовите типовые вопросы метода контрольных вопросов
3. В чем особенности синектического метода генерирования идей?
2.Ситуация профессиональной деятельности (задание выполняется
письменно)
Используя морфологическую комбинационную таблицу, разработайте варианты нового йогурта для компании «ВкусВО»:
Признаки
Альтернативные варианты
1
2
3
4
.
Вкус йогурта
……
……
Подсчитайте количество получившихся альтернатив
Инструкция по разработке морфологической комбинационной
таблицы
Применение метода предполагает реализацию следующих этапов:
1) изучаемый объект (явление, процесс) подвергается структурному –
морфологическому – анализу, при этом объект разделяется на относительно обособленные компоненты (части);
2) для каждого компонента разрабатываются альтернативные решения;
3) синтезируются варианты решения для объекта в целом, т.е. систематизировано перебираются возможные сочетания альтернативных вариантов для выделенных компонентов.
Пример 1.
Морфологи-
ческая
таблица
Морфологическая таблица для генерирования идей проведения корпоративного новогоднего праздника:
Признаки
(компоненты)
Альтернативные варианты
1 2
3 4
5 1. Место проведения
Конференц-зал + холл
Ресторан
Загородный коттедж
Боулинг- центр
Лыжный спортивный комплекс
2. Программа
Выступление от каждого подразделения на новогоднюю тематику
Новогодняя программа от профессиональны х аниматоров
Танцевальная вечеринка
3. Главный персонаж
Дед Мороз и
Снегурочка
Символ года
Ведущие
Бренд компании
4. Форма одежды
Свободная
Праздничные вечерние наряды
Тематические костюмы, изготовленные своими руками
Новогодние костюмы, взятые напрокат
В данном случае рассмотрены далеко не все компоненты охвачены далеко не все возможные компоненты и их варианты, тем не менее, число возможных вариантов проведения корпоративного новогоднего праздника по данным таблицы составляет:
5 × 3 × 4 × 4 = 240
Достоинство метода морфологического анализа заключается в том, что он позволяет выявить новые варианты решения задачи, которые при обычном переборе могли бы быть упущены.
Морфологический анализ способствует развитию системного мышления, поскольку анализ и разработка частных решений для отдельных компонентов (частей) завершается синтезом жизнеспособных альтернатив, по которым оцениваются их преимущества и недостатки.
Тем не менее, морфологический метод, ориентированный насоздание большого множество комбинационных идей, не позволяет выделить из множества, в том числе тривиальных, идей единственную, необходимую и лучшую альтернативу для решения задачи (в этом недостаток данного метода). Морфологический анализ, как привычная технология творчества, предполагает перебор вариантов, интенсифицируя при этом обычный метод проб и ошибок.
Ответ на практические задания оформляется в виде файла и
прикрепляется в курсе «Принципы и методы исследований и принятия
решений» на Образовательном портале НГУЭУ. Название файла должно
включать указание темы и фамилии студента – «Тема_2.2.1_Фамилия».
Письменно ответьте на вопросы: Для генерирования каких решений обосновано использование списка — файл
приобрести
скачать (21.3 kb.)
- Смотрите также:
- Коммуникация и общение изучите материал Темы 1 и письменно ответьте на вопросы (Документ)
- Задание 3 Прочтите внимательно восточную байку и письменно ответьте на вопросы (15 минут): о какой функции общения здесь идет речь? Как связаны между собой содержан (Документ)
- К теме 5 «Взыскание убытков» Письменно ответьте на вопросы (Документ)
- Вопросы и задания для самопроверки Ответьте письменно на вопросы: в чем различие понятий «индивид», «личность» (Документ)
- Вариант 4 Прочтите текст и ответьте на следующие вопросы (Документ)
- Клоков В.В., Павликов С.Н. Устройства генерирования и формирования сигналов в системах подвижной радиосвязи (Документ)
- The united kingdom of great britain and northern ireland и. П. Агабекян Английский язык для ссузов; стр. 102-103 Или в интернете (Документ)
- Данилевский Н.Ф., Зинченко Т.Д., Кодола Н.А. Фитотерапия в стоматологии (Документ)
- Сформировать знания о волейболе. Изучить изложенный материал, ответить на вопросы письменно! История (Документ)
- Презентация на тему: Режимы генерации лазера Свободная генерация (studfile net) -!!! Режим непрерывного генерирования (Документ)
- Воробьев М.С. Устройства генерирования радиосигналов (Документ)
- Вопросы к экзамену по курсу ТПР (Вопрос)
Письменно ответьте на вопросы:
1. Для генерирования каких решений обосновано использование списка
вариантов?
Для генерирования альтернативных решений.
2. Назовите типовые вопросы метода контрольных вопросов.
Можно ли найти новый способ использования рассматриваемого объекта?
Что можно добавить к нему?
Что можно продублировать в нем?
Что можно поменять?
Поменять скорость движения?
Подобрать другую форму, окрас, звук?
Подобрать другой компонент?
Сделать из другого материала?
По-другому расположить?
Объединить несколько задач или функций в одну?
Поменять местами последовательность выполнения операций?
Повернуть наоборот?
3. В чем особенности синектического метода генерирования идей?
Организация влияния группы на творческую активность индивидов. При этом внимание уделяется попыткам превзойти самого себя, отказу от стандартных, тривиальных подходов.
Ситуация профессиональной деятельности (задание выполняется письменно)
Йогурт для компании «ВкусВО»
Признаки |
Альтернативные варианты |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Вид йогурта |
Йогурт |
Обогащенный йогурт |
Биойогурт |
||
Массовая доля жира (%) |
0,5% |
1% |
2,5% |
4% |
6% |
Вкус йогурта |
Клубничный |
Черничный |
Апельсиновый |
Шоколадный |
Малиновый |
Упаковка |
Tetra Pak |
ПЭТ-бутылки |
Cтеклянные баночки |
Crush Pack |
3 x 5 x 5 x 4 = 300
Значения целевой функции, записанные в одном столбце, т.е. при одном и том же сочетании исходной информации, будут сопоставимы.
Особую сложность и важность представляет вопрос о выборе критериев для соизмерения эффекта, полученного при различных сочетаниях исходных данных.
Неопределенность информации не позволяет применить какой-либо один критерий для окончательного выбора варианта решения, в связи с чем математическое решение позволяет найти не один оптимальный вариант, а несколько рациональных вариантов.
Второй этап – определение представительного множества сочетаний неоднозначных исходных данных, которое осуществляется с учетом особенностей рассматриваемой задачи, чтобы при ограниченном числе сочетаний возможно полнее характеризовалась возможная ситуация.
На третьем этапе выявляются те варианты решения, которые могут оказаться рациональными, а потому должны быть детально проанализированы.
На четвертом этапе выполняется расчет платежной матрицы с оценкой эффекта каждого варианта Xi при всех отобранных сочетаниях исходных данных. На основе платежной матрицы осуществляются последующий анализ и выбор рациональных вариантов. Далее определяют несколько рациональных вариантов, которые являются исходным вариантом формального решения задачи.
На пятом этапе осуществляется отбор решения, подлежащего исполнению, с использованием опыта и интуиции экспертов или лиц, принимающих решение.
При выборе решений в условиях неопределенности важно соблюдать требования своевременности, так как неопределенность тем больше, чем более удален период функционирования объекта управления до момента выработки решения.
Контрольные вопросы
1.Назовите основные этапы управленческого решения.
2.Содержание основных этапов процесса принятия решения.
3.Дайте определение неопределенности.
4.Дайте определение риска.
5.Назовите факторы неопределенности и риска.
6.Назовите основные этапы процесса разработки решения в условиях неопределенности и
риска.
7. Содержание основных элементов процесса принятия решения в условиях неопределенности и риска.
Литература
1.Аганбегян А.Г. Управление социалистическими предприятиями. – М.: Экономика, 1979.
2.Мескон М.Х.., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1997. – Глава 7.
3.Планкетт Л., Хейл Г. Разработка и принятие управленческих решений. – М.: Экономика,
1984.
4.1.Составление списков альтернатив.
4.2.Дерево решений (вариантов).
4.3.Морфологическая комбинационная таблица.
4.4.Причинно-следственная диаграмма (диаграмма Исикавы).
4.5.Математическое описание множества вариантов.
4.6.Коллективный поиск вариантов.
Важная отличительная черта хорошей подготовки решения – ясность того, какие решения возможны. Существует множество проблем, которые поначалу недостаточно известны, в то время как полное, исчерпывающее знание их имеет большое значение. В таком случае при решении важных
30
проблем нельзя не рассматривать вопрос глубже и из каких-то соображений, возможно, просто по лености ума, отказаться от исследования всей палитры возможных решений. Без такого исследования можно упустить самую благоприятную, самую очевидную возможность и лишиться пользы, которая была бы получена при более тщательном обдумывании. Руководитель, принимающий решение, может находиться в полной уверенности, что предвидит все возможные его последствия, а это отнюдь не соответствует действительности. Поэтому перечень возможных решений надо исследовать на полноту и при необходимости пополнить. Множество возможных решений может быть очень большим, но любое множество можно сделать обозримым, если его расчленить на подмножества. Рекомендуется использовать в зависимости от проблемы несколько способов формирования вариантов решения.
4.1. Составление списков альтернатив
Списки – это фиксация на бумаге возможных вариантов решения. Важно записать все, что известно о возможных решениях, даже в том случае, когда речь идет лишь о двух, трех или четырех возможностях, которые легко удержать в голове. Могут выявиться новые варианты, о которых раньше и не подозревали. При этом желательно список возможностей составлять не беспорядочно, а постараться найти какую-то «систему», упорядочить эти возможности по видам, классам, группам. Таким образом, подготавливается второй шаг – исследование. Таким образом, можно определить, какие есть варианты, а также ранжировать их по одному или нескольким признакам.
Другой способ фиксации вариантов – каталожные карточки. Каждое возможное решение записывается на отдельной карточке. Эту систему можно потом использовать, внося в нее последствия тех или иных решений и их оценки. Затраты на этот метод существенно зависят от самой решаемой проблемы. Для каких-то мелких решений, конечно, карточку никто заводить не станет, а вот для руководителя научно-исследовательского учреждения при решении вопроса о выборе исследовательских работ такая система имеет смысл.
4.2. Дерево решений (вариантов)
Для представления возможных решений и проверки их на формальную полноту служит дерево решений (вариантов). С помощью дерева решений сложное решение иерархически расчленяется на элементы, причем эти решения становятся все более конкретными по мере того, как ветвление продвигается вниз. Принцип ветвления вариантов приведен на рис. 4.1.
А
С1 |
С2 |
С3 |
С4 |
С5 |
Д1 |
Д2 |
Д3 |
Д4 |
Д5 |
Д6 |
Д7 |
Д8 |
Д9 |
Рис. 4.1. Древо решений (вариантов)
31
Каждый кружок обозначает решение, причем в верхних иерархических уровнях это лишь предварительные или промежуточные решения. Только на самом нижнем уровне находится конкретное решение, которое необходимо, конечно, рассматривать в зависимости от всей ветви (от А до каждого конкретного элемента). Прописные буквы обозначают иерархический уровень (степень детализации), а цифры – текущие номера в пределах каждого уровня.
Дерево решений дает обзор всего множества решений и обеспечивает проверку его полноты. Существует столько вариантов решений, сколько ветвей на дереве. При построении дерева решений в каждом пункте, где принимаются решения (узле) следует проверить все ли мыслимые варианты учтены.
Может оказаться полезным обозначение уровней соответствующими более обобщенными понятиями; например:
1)уровень А – цель решения;
2)уровень В – стратегия решений;
3)уровень С – классы (группы) методов;
4)уровень Д – методы;
5)уровень Е – варианты решений.
При таком подходе единичные подходы на каждом уровне в зависимости от решаемой проблемы можно изучать, исследовать и обобщать с помощью математических, естественнонаучных, организационных или иных принципов, элементов и структур.
4.3. Морфологическая комбинационная таблица
Каждая клетка в морфологической таблице относится к комбинации вариантов, приведенных в ее входах, например:
Т а б л и ц а 4.1
Обеспечение качества подготовки специалистов НГАЭиУ
Объекты |
Мероприятия |
|||||
Административные |
Экономические |
|||||
воздействия |
Требования к |
Расписание |
Дисциплина |
Основная |
Дополнительная |
Поощрения |
работе |
оплата |
оплата |
||||
Преподаватели |
Учебно-ме- |
Распределе- |
И т.д. |
|||
тодическое |
ние нагруз- |
|||||
обеспечение |
ки |
|||||
Студенты |
Обучение ра- |
И т.д. |
||||
боте на заня- |
||||||
тиях |
||||||
Материальная |
И т.д. |
|||||
база |
||||||
Социальная |
И т.д. |
|||||
сфера |
Надо рассмотреть каждую клетку и выяснить, есть ли для этого поля таблицы разумное мероприятие или нет.
Предпосылкой к успеху является удачное разделение исследуемого множества на две (или более) характерные области.
Если в заполненные клетки уже нельзя внести новые дополнения, следует обратиться к свободным клеткам. Если остались свободные клетки, то возможно, что:
1)подобная комбинация абсурдна или заранее очевидно, что она нереализуема;
2)соответствующее мероприятие упустили из виду, что более вероятно.
С помощью морфологической таблицы могут быть найдены новые возможности решения проблемы. Принцип, лежащий в основе этого метода, весьма плодотворен. Обсуждение клеток, заполненных после первых размышлений, рассмотрение незаполненных клеток чрезвычайно активизирует мышление. Такая система приводит к ассоциациям, которые вряд ли возникли бы при произвольном перечислении вариантов решений.
32
В приведенном примере комбинируются способы и объекты воздействия. При решении других проблем эти области, на которые разбивается множество возможных решений, будут иметь другие признаки. Если двух классов признаков не хватает, то систему можно распространить на три, четыре или более переменных. Однако с возрастанием их числа утрачивается обозримость проблемы. Три рассматриваемых признака требуют построения пространственной модели – морфологического ящика. Это уже сложно и неудобно, четыре и более варьируемых переменных вообще представим только в целом. Остается лишь формально-логическое комбинирование в виде списков.
4.4. Причинно-следственная диаграмма (диаграмма Исикавы)
Причинно-следственная диаграмма проста и наглядна. Например, возникла некоторая проблема. Можно выписать причины этой проблемы и расположить их в виде скелета рыбы, как показано на рис. 4.2:
Решение 1 |
Решение 3 |
|
Причина 1 |
Причина 3 |
Проблема
Причина 2
Решение 2
Рис. 4.2. Диаграмма Исикавы
Проблема расположена в голове скелета. Причины могут рассматриваться как составляющие проблемы. Можно добавить способы решения этой проблемы или улучшение по каждой конкретной причине. Это и будут варианты решения.
Как обычно, преимущество данной диаграммы заключаются в ее мощном визуальном воздействии. Подобные диаграммы помогают думать и являются эффективным средством при графическом анализе проблемы. В очень наглядной манере они делают связи между событиями простыми для восприятия. На подобной диаграмме можно увидеть то, что в противном случае может остаться навсегда скрытым.
4.5. Математическое описание множества вариантов
Для применения количественных методов принятия решения всегда требуется какая-то математическая модель. При построении модели реальное явление неизбежно упрощается, схематизируется, и эта схема описывается с помощью того или другого математического аппарата. Чем удачнее будет подобрана математическая модель, чем лучше она будет отражать характерные черты явления, тем успешнее будет исследование и полезнее вытекающие из него рекомендации.
В каждом конкретном случае модель выбирается исходя из вида задачи, ее целевой направленности, с учетом задачи исследования. Поэтому в зависимости от типов используемых моделей существуют различные способы математического описания множества возможных вариантов решения.
1. Описание множества возможных вариантов решения с помощью системы уравнений. Пусть на предприятии предполагается организовать выпуск двух видов продукции. Наличие ресурсов и затраты на производство единицы продукции представлены в табл. 4.2.
33
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
1 Ситуационная (практическая) часть
1.1 Ситуационная (практическая) задача №1
Покажите логическую цепочку, соединяющую такие понятия, как: «анализ работы», «подбор персонала», «отбор персонала», «расстановка кадров», «трудовая адаптация работника», «высвобождение персонала»
1.2 Ответ на ситуационную задачу №1
*****
1.3 Ситуационная (практическая) задача №2
Корпорация « Наука Т». Международная корпорация Холдинг «Наука Т» — одна из ведущих компаний мира. Начав с создания наждачной бумаги в начале текущего столетия, Холдинг «Наука Т» сегодня выпускает 60 тыс. наименований товаров. Годовой объем ее продаж 14 млрд. долл. Ее филиалы расположены в 57 странах, в компании работают около 90 тыс. человек. Холдинг «Наука Т» — одна из 25 компаний мира, владеющих наибольшим числом патентов. Треть объема ее продаж приходится на новую продукцию, которая не выпускалась еще пять лет назад. Успехи корпорации во многом определяются ее стратегией. При формулировании стратегии на первый план выдвигаются научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки и диверсификация, т.е. проникновение в новые для компании сферы бизнеса.
Особенности организационной структуры и производства. Корпоративный бизнес ориентирован на несколько ключевых параметров: создание новых изделий, обмен и передачу технологий внутри фирмы, самостоятельность хозяйственных отделений в инновационной деятельности и расширение полномочий новаторов в творческом поиске.
Организационная структура строится по продуктовому принципу с уче-том общности применяемых технологий. Непрерывный процесс организационного развития предполагает создание новых отделений, ориентированных на перспективную продукцию и рынки сбыта. В зависимости от успеха новшества меняется статус соответствующего подразделения, его непосредственного руководителя и его подчиненных. Широко развита сеть связей и соглашений Холдинг «Наука Т» с другими фирмами.
Политика управления трудовыми ресурсами. Кадровые службы Холдинг «Наука Т» имеют высокий статус и обладают широкими полномочиями при принятии решений в отношении персонала, а также при решении общих вопросов, связанных с развитием бизнеса. Корпорация верит в необходимость таких организационной структуры и климата, в основе которых — уважение к достоинству людей, к ценности индивида, поощрение инициативы и раскрытие творческого потенциала, предоставление равных возможностей для развития и вознаграждения по труду. Работники называются главным ресурсом корпорации. Характерная черта корпорации — тесная увязка инновационных стратегий и политики управления человеческими ресурсами. Для корпоративного менеджмента центральной проблемой является активизация новаторской деятельности персонала. Разработаны особые мероприятия по поддержке процессов выдвижения инноваций, стимулирования творческого поиска, вознаграждения новаторов. Большое внимание уделяется развитию профессионального и творческого потенциала сотрудников, формированию предпринимательской этики, под-держанию высокой ответственности за качество работы и судьбу корпорации в целом.
В центре управления человеческими ресурсами эффективный механизм стимулирования персонала. Вся система стимулирования организована по программному принципу. Из общего числа программ стимулирования (637) на научно-исследовательский персонал ориентировано 303, на сбытовой — 208, на административно-управленческий — 79 программ. Остальные носят «сквозной» характер. Социальные программы направлены на поддержку профессионального роста, организацию досуга и участие в общественных делах. В компании сложился эффективный механизм подготовки и повышения квалификации персонала. Через внутрифирменную систему подготовки кадров Холдинг «Наука Т» ежегодно проходит около 15 тыс. человек. Процесс обучения представляет собой последовательность звеньев общей цепочки: «аккумулирование опыта — поддержка учащихся и вознаграждение за успехи — установление обратной связи с преподавателем — обеспечение вовлеченности работников — интеграция их усилий». Для этого Холдинг «Наука Т» использует не только свои кадры, активно привлекаются внешние консультанты, известные специалисты, профессора университетов, приглашаются менеджеры других компаний, организуются «круглые столы» и дискуссии. Окончившим продолжительные курсы, выдаются сертификаты и дипломы, имеющие признание на национальном уровне. Работники фирмы, учащиеся в колледжах и университетах получают поддержку со стороны фирмы. При успешной сдаче экзаменов корпорация возмещает стоимость обучения.
Первостепенное внимание уделяется найму новых работников. Работать в Холдинг «Наука Т» престижно, и поэтому существует конкурс при приеме на работу. При найме будущие работники проходят весьма жесткий отбор. Кадровыми подразделениями и менеджерами ведется целенаправленная работа по адаптации персонала в фирме. Уже сложились традиции включения в жизнь «корпоративной семьи». В корпорации действует центр по ресурсам развития карьеры. Для расширения возможностей индивидуального роста введена система «двойной лестницы», или «двух направлений в карьере» (в зависимости от индивидуальных способностей и предпочтений работника возможно продвижение либо по административной, или по научно-инженерной линии).
Вопросы:
1. Назовите конкретные цели, отражающие миссию (технологические, организационные, кадровые, во взаимодействии с другими организациями).
2. Опишите желаемого сотрудника организации.
3. Сформулируйте основные корпоративные правила:
— в области отбора, обучения и продвижения персонала;
— в области стимулирования труда.
1.4 Ответ на ситуационную задачу №2
*****
2 Тестовая часть
Необходимо из предложенных вариантов ответа на вопрос теста выбрать единственно верный, по Вашему мнению.
1. К документам организации по управлению персоналом относятся:
А. входящая и исходящая корреспонденция организации по вопросам обеспечения условий труда работников;
Б. приказы и распоряжения руководителя организации, нормативы и технологические регламенты;
В. штатное расписание, правила внутреннего распорядка, положения о структурных подразделениях;
Г. нет точного ответа.
2. Факторы, влияющие на формирование кадровой политики делят на:
А. прямые и косвенные;
Б. основные и дополнительные;
В. внешние и внутренние.
3. Кадровое планирование включает в себя:
А. кадровые цели и задачи;
Б. кадровые цели и задачи, кадровые стратегии и кадровые меро-приятия;
В. кадровые стратегии.
4. Отбор персонала представляет собой:
А. процедуру социального, психологического и медицинского освиде-тельствования кандидатов на вакантные должности;
Б. комплекс мер по профессиональной информации и консультации по-тенциальных работников;
В. мероприятия и действия по выявлению лиц, наилучшим образом подходящих для вакантного места с целью последующего найма.
5. Что понимается под традиционной системой аттестации работника:
А. процесс оценки эффективности выполнения сотрудником своих должностных обязанностей, осуществляемый непосредственным руководителем;
Б. процесс комплексной оценки эффективности выполнения сотрудником своих должностных обязанностей, осуществляемый специально формируемой комиссией в соответствии с Положением о порядке проведения аттестации работников;
В. процесс оценки выполнения сотрудником своих должностных обязанностей его коллегами.
6. Какой метод позволяет наиболее точно определить характер и со-держание потребности в обучении персонала:
А. анализ исполнения работы;
Б. балансовый метод;
В. анализ проблем в линейно-функциональных подразделениях.
7. К позитивным последствиям конфликта относятся:
А. снижение производительности;
Б. нарастание враждебности;
В. укрепление взаимопонимания.
8. Стандартизированная форма изложения содержания работы на конкретном рабочем месте в определенное время является:
А. оценочным листом сотрудника;
Б. должностной инструкцией;
В. анкетой работника;
Г. листом интервьюера.
9. Главной задачей службы управления персоналом является достижение соответствия рабочей силы в организации рабочим местам:
А. изменения в компании – это непрерывный процесс;
Б. исторической взаимосвязи между различными периодами эволюции нет;
В. организация — это нелинейная динамическая система.
10. Выберите из перечисленных ниже элементов те из них, которые не являются подсистемами системы управления персоналом:
А. управление нормированием;
Б. управление стандартизацией;
В. управление техникой безопасности на производстве.
Тема управление и управленческие решения
Морфологическая комбинационная таблица/
Скачать 213,04 Kb.
|
- Навигация по данной странице:
- 6.6 Причинно-следственная диаграмма (диаграмма Исикавы)
Метод морфологического анализа и синтеза появился в 1930-х годах, его автором является швейцарский исследователь Ф. Цвикки.
Сущность метода состоит в том, что проводится структурный (морфологический) анализ объекта: выбираются несколько его составных частей (элементов) и для каждого из элементов находятся альтернативные решения. Далее проводится синтез: анализируются все возможные сочетания признаков, так как каждая комбинация представляет собой потенциальное решение.
На практике некоторые из комбинаций могут быть уже известны, некоторые могут быть отвергнуты как нежелательные, тогда как некоторые могут обнаружить новые возможности. Применение метода морфологического анализа наиболее эффективно при решении конструкторских задач общего плана (проектирование новых машин, поиск новых компоновочных решений).
Морфологический анализ часто описывается как метод научно- технического прогнозирования, так как позволяет определить будущие научно-технические достижения. Однако большей частью его практические приложения касаются поиска возможных конструктивных построений.
В более сложной форме морфологической таблицы каждая клетка относится к комбинации вариантов, приведенных в ее входах. Необходимо рассмотреть каждую клетку и выяснить, есть ли для этого поля таблицы разумное мероприятие или нет.
Предпосылкой к успеху является удачное разделение исследуемого множества на две (или более) характерные области.
Если в заполненные клетки уже нельзя внести новые дополнения, подует обратиться к свободным клеткам. Если остались свободные клетки, то возможно:
-
подобная комбинация абсурдна или заранее очевидно, что она
-
нереализуема;
-
соответствующее мероприятие упустили из виду, что более вероятно.
-
С помощью морфологической таблицы могут быть найдены новые
-
возможности решения проблемы. Принцип, лежащий в основе этого метода, весьма плодотворен. Обсуждение клеток, заполненных после первых размышлений, рассмотрение незаполненных клеток чрезвычайно активизируют мышление. Такая система приводит к ассоциациям, которые вряд ли возникли бы при произвольном перечислении вариантов решений.
-
В приведенном примере комбинируются способы и объекты воздействия. При решении других проблем области, на которые разбивается множество возможных решений, будут иметь другие признаки. И если двух классов признаков не хватает, то систему можно распространить на три, четыре или более переменных. Однако с возрастанием их числа утрачивается обозримость проблемы. Три рассматриваемых признака требуют построения пространственной модели — морфологического ящика. Это уже сложно и неудобно, четыре и более варьируемые переменные вообще представимы только в целом; остается лишь формально-логическое комбинирование в виде списков.
-
6.6 Причинно-следственная диаграмма (диаграмма
-
Исикавы)
-
Диаграмма причин и результатов (схема Исикавы, «рыбий скелет») — один из классических и наиболее широко распространенных инструментов решения задач управления качеством, который предназначен для идентификации возможных причин проблем, а также для планирования действий, направленных на их искоренение (1).
-
-
Третичный фактор Первичный фактор
-
Рис. 1: «Диаграмма Исикавы»
-
-
Одним из способов построения диаграммы является способ на основе анализа рассеивания, который состоит из следующих этапов:
-
1. Формируется группа людей, обладающих требуемыми знаниями (но не исключается вариант, когда специалист применяет данный метод в одиночку).
-
Четко описывается сама проблема, причины возникновения которой предстоит найти. Такой проблемой является низкий уровень показателей одного из процессов, осуществляемых в организации.
-
На листе бумаги обозначается проблема у острия большой стрелки.
-
Идентифицируется категория возможных причин возникновения рассматриваемой проблемы, и наносятся обозначения около ветвей, выходящих из основной стрелки. При этом традиционными категориями будут: люди, процессы, внешние условия, рабочая среда.
-
Для каждой категории методом мозгового штурма выявляются все возможные причины, которые обозначаются на соответствующей ветви диаграммы. Используются краткие описания и обозначения.
-
Далее причины анализируются и выделяются самые важные из них.
-
Аналогичным образом может быть представлена диаграмма решений проблем.
-
Проблема рассматривается в голове «скелета». Причины могут рассматриваться как составляющие проблемы. Можно добавить способы решения этой проблемы или улучшения по каждой конкретной причине — это и будет вариантом решения.
-
Поделитесь с Вашими друзьями: