Исполнение решения общего собрания управляющей компанией

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 46 ЖК РФ

1. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1.1, 4, 4.2 и 4.7 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, и предусмотренных пунктами 1, 1.1-1, 1.2, 2, 3, 3.1, 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, решения, предусмотренного пунктом 4.5 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, которое принимается в соответствии с частью 1.2 настоящей статьи, а также решения, предусмотренного пунктом 4.6 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, которое принимается в соответствии с частью 1.3 настоящей статьи. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе или региональной информационной системе при условии обеспечения размещения в системе в автоматизированном режиме указанных документов лицом, инициировавшим общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, не позднее чем через десять дней после проведения такого собрания. Подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Копии решений и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу, указанному в пункте 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, также подлежат направлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в срок, указанный в настоящей части, в ресурсоснабжающую организацию, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которыми собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, будут в соответствии с принятым решением заключены договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг.

(в ред. Федеральных законов от 27.09.2009 N 228-ФЗ, от 29.06.2015 N 176-ФЗ, от 03.07.2016 N 355-ФЗ, от 20.12.2017 N 416-ФЗ, от 31.12.2017 N 485-ФЗ, от 03.04.2018 N 59-ФЗ, от 28.11.2018 N 435-ФЗ, от 29.05.2019 N 116-ФЗ, от 30.12.2020 N 494-ФЗ, от 11.06.2022 N 165-ФЗ, от 28.06.2022 N 217-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива в течение пяти дней с момента получения указанных в части 1 настоящей статьи подлинников решений и протокола общего собрания собственников помещений обязаны в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, направить подлинники указанных решений и протокола, в том числе с использованием системы, в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет. Орган государственного жилищного надзора в случае поступления в его адрес в течение трех месяцев подряд двух и более протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня, обязан провести внеплановую проверку в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов такого собрания.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ; в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 485-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.2. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренное пунктом 4.5 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, принимается:

1) при наличии в многоквартирном доме более одного подъезда большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в этом собрании собственников помещений в многоквартирном доме при условии голосования за принятие такого решения собственниками помещений в многоквартирном доме, в подъезде которого расположено переводимое помещение, обладающими большинством голосов от общего числа голосов таких собственников, принимающих участие в этом собрании;

2) при наличии в многоквартирном доме одного подъезда большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в этом собрании собственников помещений в многоквартирном доме.

(часть 1.2 введена Федеральным законом от 29.05.2019 N 116-ФЗ)

1.3. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, указанным в пункте 4.6 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, принимается:

1) по вопросу о включении многоквартирного дома в границы территории жилой застройки, подлежащей комплексному развитию, в соответствии с проектом решения о комплексном развитии такой территории, не менее чем двумя третями голосов собственников жилых помещений либо их представителей от общего числа голосов собственников таких жилых помещений в многоквартирном доме;

2) по вопросу об исключении многоквартирного дома из границ территории, подлежащей комплексному развитию, и из проекта решения о комплексном развитии территории жилой застройки не менее чем одной третью голосов собственников жилых помещений либо их представителей от общего числа голосов собственников таких жилых помещений в многоквартирном доме.

(часть 1.3 введена Федеральным законом от 30.12.2020 N 494-ФЗ)

2. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня данного собрания, а также изменять повестку дня данного собрания.

3. Решения, принятые общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, а также итоги голосования доводятся до сведения собственников помещений в данном доме собственником, указанным в статье 45 настоящего Кодекса иным лицом, по инициативе которых было созвано такое собрание, путем размещения соответствующего сообщения об этом в помещении данного дома, определенном решением общего собрания собственников помещений в данном доме и доступном для всех собственников помещений в данном доме, не позднее чем через десять дней со дня принятия этих решений.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Копии протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме и решений таких собственников по вопросам, поставленным на голосование, хранятся в месте или по адресу, которые определены решением данного собрания.

(часть 4 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 485-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

Ч. 5 ст. 46 признана частично не соответствующей Конституции РФ Постановлением КС РФ от 28.12.2021 N 55-П. О правовом регулировании до внесения соответствующих изменений см. п. 8.3 указанного Постановления.

5. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.

6. Собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.

7. В многоквартирном доме, все помещения в котором принадлежат одному собственнику, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принимаются этим собственником единолично и оформляются в письменной форме. При этом положения настоящей главы, определяющие порядок и сроки подготовки, созыва и проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, не применяются, за исключением положений, касающихся сроков проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Узнайте из новой подборки ответов экспертов Ассоциации «Р1» на вопросы управляющих домами, обязательно ли УО выполнять решение ОСС, можно ли потратить средства текущего ремонта на экспертизу, какие документы на лифты должны быть у компании и может ли РСО сдвинуть границу эксплуатационной ответственности.

Исполнение УО решения ОСС, нарушающего её права и интересы

Жители дома на ОСС утвердили заключение агентского договора без вознаграждения. Может ли управляющая организация отказаться исполнять решение собственников, принятое без учёта её интересов?

Решения ОСС относятся к решениям гражданско-правового сообщества, которые имеют обязательные для его участников и иных лиц последствия (постановление КС РФ от 29.01.2018 № 5-П).

Но если такое решение затрагивает интересы компании как коммерческой организации, то она вправе отстаивать их в суде. Основания для признания итогов ОСС ничтожными приведены в гл. 9.1 ГК РФ: специальных норм по данному вопросу в ЖК РФ нет.

Решение общего собрания помещений в МКД может обжаловать не только участник ОСС, но и управляющая организация, если таким протоколом затрагиваются её права (решение Петрозаводского городского суда от 09.10.2019 по делу № 2-6635/2019).

В данном случае УО вправе обжаловать спорное решение в суде, ведь при его принятии собственники не учитывали её интересы. Также организация может урегулировать ситуацию в досудебном порядке: инициировать новое собрание, чтобы утвердить изменения в условия агентского договора.

Можно ли решением ОСС снизить плату за отопление в угловых квартирах

Можно ли решением ОСС снизить плату за отопление в угловых квартирах

Использование средств текущего ремонта на проведение строительной экспертизы

В 25-этажной новостройке из-за сильной тяги воздуха появились проблемы с открыванием входных дверей. Застройщик отказался устранять нарушения, сославшись на утверждённый проект МКД. Компания решила подать в суд, чтобы доказать ошибку в проекте. Может ли УО использовать средства текущего ремонта на оплату экспертизы, чтобы установить вину застройщика?

В силу п. 2 Правил № 491, двери помещений общего пользования включены в состав общего имущества. В обязанности УО входит своевременное выявление дефектов и нарушений в их состоянии. Для этого, в том числе для проведения строительно-технической экспертизы, компания вправе привлечь стороннюю организацию (п. 13 Правил № 491).

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 154 ЖК РФ, плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за текущий ремонт. Расходоваться эти деньги должны согласно плану работ и услуг, утверждённому на ОСС. Если УО хочет оплатить экспертизу из этой статьи расходов, она должна вынести на общее собрание вопросы:

  • о заключении договора с экспертной организацией,
  • об источнике финансирования таких работ.

Размещение средств капремонта на спецдепозите

Может ли ТСЖ переместить временно свободные средства, перечисленные на спецсчёт капремонта, на депозит?

Для принятия на ОСС решения о переводе денег капремонта на депозит необходимо включить в повестку следующие вопросы:

  • о размещении временно свободных средств фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счёте, на специальном депозите в российской кредитной организации;
  • о выборе российской кредитной организации для заключения договора специального депозита;
  • об определении условий размещения на специальном депозите временно свободных средств фонда капитального ремонта, формируемого на спецсчёте – срок, сумма, процентная ставка;
  • о назначении лица, ответственного за заключение договора.

Решения принимаются не менее 2/3 от общего числа голосов собственников помещений в МКД. Процедура открытия проста: владелец спецсчёта должен обратиться в выбранную российскую кредитную организацию с заявлением и протоколом общего собрания. При этом ТСЖ должно иметь в виду, что плата за капремонт продолжает перечисляться на специальный счёт.

Последствия непроведения УО в срок капремонта в МКД со спецсчётом

В доме со спецсчётом собственники и УО не провели необходимый капремонт в срок, предусмотренный региональной программой. УО трижды инициировала общее собрание, чтобы собственники утвердили перечень работ по ремонту инженерных систем МКД, но ни на одном из них не было кворума. Городская администрация в итоге уведомила УО, что она должна перечислить средства на счёт регоператора. Может ли компания как-то повлиять на ситуацию?

Согласно ч. 7 ст. 189 ЖК РФ, если в МКД со специальным счётом в установленный срок не проведён капремонт общего имущества, а такие работы необходимы, орган местного самоуправления вправе принять решение о формировании фонда на счёте регионального оператора.

В таком случае администрация уведомляет владельца спецсчёта, и он должен в течение месяца с момента получения перечислить средства фонда в «общий котёл». Если УО как владелец счёта этого не сделает, то любой собственник, регоператор или орган местного самоуправления вправе взыскать деньги через суд.

Перечисление денежных средств на счёт регоператора при таких условиях является обязательным. Управляющая организация может:

  • после капремонта провести ОСС, чтобы снова формировать фонд капремонта на специальном счёте;
  • обжаловать действия органа местного самоуправления в судебном порядке.

Но, как отметили эксперты Ассоциации «Р1», в последнем случае решение в пользу УО маловероятно, поскольку муниципалитет в данной ситуации действует в рамках ЖК РФ.

Четыре нарушения в работе УО – владельца спецсчёта и как их избежать

Четыре нарушения в работе УО – владельца спецсчёта и как их избежать

Состав документации на лифтовое оборудование при наличии договора УО с обслуживающей организацией

Какие документы должна вести УО, если заключила договор с лицензированной организацией на обслуживание лифтов в многоквартирных домах?

В п. 22 Постановления № 290 установлен перечень работ, выполняемых в целях надлежащего содержания и ремонта лифта в многоквартирном доме. К таким работам относятся:

  • организация системы диспетчерского контроля и связи с кабиной;
  • проведение осмотров, технического обслуживания и ремонта оборудования;
  • аварийное обслуживание лифта;
  • техническое освидетельствование лифта, в том числе после замены элементов оборудования.

В соответствии с п. 20 Правил № 743, контроль за работой подъёмников должен проводиться в соответствии с сопроводительной документацией и руководством по эксплуатации. Осмотры лифтов следует выполнять ежемесячно и совмещать их с текущим ремонтом и техобслуживанием. В соответствии с п. 23 Правил № 743, информация о выполнении осмотров лифта, об обслуживании и его ремонте заносится в журналы периодического осмотра и технического обслуживания.

Действующим законодательством предусмотрено, что документы на лифты входят в состав технической документации на многоквартирный дом (п 1.5.1 Правил № 170). В распоряжении УО должны находиться:

  • паспорта лифтового хозяйства,
  • декларация о соответствии лифта;
  • руководство по его эксплуатации.

Перенос границы эксплуатационной ответственности поставщиком услуг по водоотведению

Вправе ли РСО сдвинуть границу эксплуатационной ответственности сетей водоотведения от первого смотрового колодца?

В силу п. 8 Правил № 491 граница эксплуатационной ответственности может быть изменена по соглашению сторон. Многие организации водопроводно-канализационного хозяйства злоупотребляют этим и устанавливают свои границы в договоре, полагая, что он будет подписан в их редакции.

Если УО не согласна с такой редакцией, ей необходимо подготовить протокол разногласий с отсылкой на определение ВС РФ от 21.12.2015 по делу № 305-ЭС-11564. В этом определении указано, что граница балансовой принадлежности по общему правилу устанавливается по внешней стене МКД, а по ней – граница эксплуатационной ответственности.

В постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 18.02.2021 по делу № А76-32917/2018 указано, что в отсутствие решения ОСС о включении участков водопровода и канализации до смотровых колодцев в состав общего имущества границы эксплуатационной ответственности пролегают по внешней стене МКД.

Согласно постановлению Арбитражного суда Уральского округа от 18.03.2021 по делу № А76-32919/2018, канализационные выпуски входят в состав общего имущества собственников только в части, находящейся внутри дома до внешней границы его стены. Без согласия УО и собственников поставщик коммунальных ресурсов не вправе переносить эту границу.

Как появляются бесхозяйные сети и кто отвечает за их эксплуатацию

Как появляются бесхозяйные сети и кто отвечает за их эксплуатацию

Заключение договоров газоснабжения в домах с крышной котельной

Может ли поставщик газа требовать от УО – исполнителя КУ в доме с крышной котельной заключить отдельно договоры по жилым и нежилым помещениям?

В силу абз. 3 п. 6 Правил № 354, поставка коммунальных ресурсов в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключённых собственниками в письменной форме непосредственно с РСО.

Исходя из определения ВС РФ от 26.11.2020 по делу № 301-ЭС20-18436, при отсутствии централизованной системы ГВС исполнителем коммунальной услуги является управляющая организация, что делает невозможным переход на прямые договоры с собственниками для производства горячей воды.

Согласно решению Арбитражного суда Нижегородской области от 05.02.2021 по делу № А43-22576/2020, если приготовление ресурса на отопление и горячей воды происходит с использованием внутридомового оборудования, то тепловая энергия поставляется в жилые и нежилые помещения. Поэтому УО как исполнитель таких услуг признаётся коммунально-бытовым потребителем.

Следовательно, управляющая организация приобретает у РСО газ, который будет направлен жилым и нежилым помещениям. Заключение отдельного договора для нежилых помещений с другими условиями, отличными от договора по квартирам, необоснованно.

Есть вопросы по управлению домами, предоставлению жилищно-коммунальных услуг? Хотите оперативно получать квалифицированные консультации экспертов и юристов в сфере ЖКХ? Вступайте в Ассоциацию «Р1» и пользуйтесь всеми преимуществами членов нашего объединения.

(Новосибирск) 13.05.2020 Рубрика: Жилье

Препятствие УК решению, принятому на собрании собственников

Имеет ли право управляющая компания препятствовать в заключении договора с выбранной по итогам голосования организацией по установлению видеонаблюдения и ограничивать собственников МКД в выборе и подборе организаций для удовлетворения нужд собственников?

Евгений Левит

Евгений Левит

Консультаций: 56

В соответствии с ч. 1 ст. 44 Жилищного кодекса РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.

Согласно ч. 1 ст. 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами.

На основании п. 1 ст. 181.3 Гражданского кодекса РФ решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение). Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.

Поэтому, если решение общего собрания собственников помещений вашего многоквартирного дома не признано судом недействительным, то оснований для его неисполнения у управляющей компании не имеется.

При таких обстоятельствах действия (бездействие) вашей управляющей компании могут быть обжалованы в государственную жилищную инспекцию соответствующего района г. Новосибирска, где находится ваш многоквартирный дом.

1. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктом 1.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, и предусмотренных пунктами 1, 1.1-1, 1.2, 2, 3, 3.1, 4.2, 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание. Подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

1.1. Управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива в течение пяти дней с момента получения указанных в части 1 настоящей статьи подлинников решений и протокола общего собрания собственников помещений обязаны в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, направить подлинники указанных решений и протокола, в том числе с использованием системы, в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет. Орган государственного жилищного надзора в случае поступления в его адрес в течение трех месяцев подряд двух и более протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня, обязан провести внеплановую проверку в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов такого собрания.

2. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня данного собрания, а также изменять повестку дня данного собрания.

3. Решения, принятые общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, а также итоги голосования доводятся до сведения собственников помещений в данном доме собственником, указанным в статье 45 настоящего Кодекса иным лицом, по инициативе которых было созвано такое собрание, путем размещения соответствующего сообщения об этом в помещении данного дома, определенном решением общего собрания собственников помещений в данном доме и доступном для всех собственников помещений в данном доме, не позднее чем через десять дней со дня принятия этих решений.

4. Копии протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме и решений таких собственников по вопросам, поставленным на голосование, хранятся в месте или по адресу, которые определены решением данного собрания.

5. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.

6. Собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.

7. В многоквартирном доме, все помещения в котором принадлежат одному собственнику, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принимаются этим собственником единолично и оформляются в письменной форме. При этом положения настоящей главы, определяющие порядок и сроки подготовки, созыва и проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, не применяются, за исключением положений, касающихся сроков проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

1. Собственник помещения в многоквартирном доме сам, своей волей и в своем интересе реализует власть над имуществом — принимает решение о совершении действия и совершает действие. При множественности состава собственников в отношении их общего имущества реализация ими возможностей владения, пользования, распоряжения усложняется. В отношениях с участием множества лиц при формировании единого решения возникает «психическое множество отдельных воль, которое становится единством через множество волевых операций» <1>.

———————————

<1> Суворов Н.С. О юридических лицах по римскому праву. М., 2000. С. 128.

Такая особенность волевой организации в отношениях, усложненных множественностью лиц, владеющих имуществом на праве общей собственности, когда эти отношения могут возникнуть только на основании актов согласования их воль, предполагает необходимость упорядочения их действий по согласованию их воль, т.е. в силу множественности субъектов права собственности необходимо определение порядка принятия ими общих решений по владению, пользованию и распоряжению общим имуществом. Иначе говоря, порядок принятия общих решений необходим для выработки «общей воли» таких субъектов как воли, сформированной через согласование их воль <1>. При этом акты согласования воль могут представлять собой не соглашения участников общей собственности, а общие решения, принимаемые ими большинством голосов, если принятие таких решений допускается законом либо соглашением между сособственниками.

———————————

<1> Понятия «общая воля субъектов права общей собственности» и «формирование воли субъектов права общей собственности» условны, поскольку воля как таковая отсутствует в связи с отсутствием единого субъекта права. По существу посредством данных понятий характеризуется отношение по реализации отдельных индивидуальных воль субъектов — участников общей собственности.

2. В п. 1 ст. 246 и п. 1 ст. 247 ГК РФ закреплено общее правило, согласно которому владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников. Таким образом, несогласие хотя бы одного из сособственников парализует возможность совершения указанных действий, т.е. принцип приоритета воли большинства при решении данных вопросов не действует.

Применение норм п. 1 ст. 246 и п. 1 ст. 247 ГК РФ возможно при небольшом количестве участников общей собственности.

В многоквартирных домах, как правило, количество собственников помещений, а значит, и участников общей долевой собственности довольно значительно. При большом количестве таких участников практически невозможно достичь единогласного решения вопроса об определении порядка владения, пользования и в установленных пределах распоряжения общим имуществом.

Кроме того, даже организационно очень сложно обеспечить участие в общем собрании всех собственников, особенно если вопросы в повестке дня общего собрания малозначительны. Требование единогласного решения по всем вопросам, возникающим по поводу эксплуатации общего имущества в многоквартирном доме, привело бы к парализации всей деятельности по управлению многоквартирным домом. Названные статьи ГК РФ не учитывают такую специфику права собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в том числе многочисленность субъектного состава этой собственности. Поэтому наличие отношений общей долевой собственности в многоквартирном доме обусловило необходимость создания такого правового механизма управления общим имуществом в этом доме, который позволил бы достичь разумного компромисса между интересами большинства и меньшинства сособственников. Приемлемой оказалась конструкция, в соответствии с которой владение, пользование и в установленных пределах распоряжение общим имуществом в многоквартирном доме должны осуществляться сособственниками по решениям, принимаемым большинством голосов <1>.

———————————

<1> К.П. Змирлов в своей статье «О недостатках наших гражданских законов», опубликованной еще в 1883 г. в журнале «Журнал гражданского и уголовного права», отмечал: «Закон наш не указывает определенного пути при разрешении несогласия между совладельцами относительно способа и порядка эксплуатации общего имущества; по этому вопросу надлежит указать, что постановления большинства обязательны для меньшинства, судебная власть может указать порядок распоряжения только по жалобе этого последнего или при отсутствии наличности большинства» (Законы гражданские с разъяснениями Правительствующего сената и комментариями русских юристов / Сост. И.М. Тютрюмов. Кн. вторая. М.: Статут, 2004. С. 270). В эпоху римского частного права каждый из сособственников общей вещи мог управлять данной вещью в целом, даже эффективно отчуждать ее и вносить в нее изменения, будучи ограничен правом воспрещения со стороны других сособственников, причем большинство не имело преимущества над меньшинством и запрещение одного могло пресечь любое нововведение, задуманное остальными (D.8.5.11) (Памятники римского права: Законы XII таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. М., 1997. С. 313). Подобный порядок взаимоотношений сособственников при владении, пользовании и распоряжении общей вещью приводил к определенным трудностям в имущественном обороте. Поэтому многие объединения собственников, основанные на совместной собственности, распадались. В силу потребности объединения имущества для достижения экономического эффекта Юстиниан принял jus prohibendi и ввел принцип большинства, когда большинство совладельцев составляли те из них, которые располагали более 50% доли собственности на вещь. Однако участники общей собственности, оставшиеся в меньшинстве, чьи интересы были ущемлены решением о так сформулированном множестве, могли потребовать выдела или раздела имущества (см.: Пухан И., Поленак-Акимовская М. Римское право: Базовый учебник / Под ред. проф. В.А. Томсинова. М., 1999. С. 220, 221). В первом советском Гражданском кодексе РСФСР 1922 г. (СУ РСФСР. 1922. N 71. Ст. 904) было установлено, что владение, пользование и распоряжение общей собственностью должны производиться по общему согласию всех ее участников. Однако законодатель допустил и исключение (ст. 62), поскольку при недостижении согласия реализация таких правомочий могла осуществляться по большинству голосов (такое исключение по существу было взято из положения ст. 818 проекта Гражданского уложения Российской империи (Ред. ком. 1905 г.): «Управление и пользование общим имуществом должны быть по общему согласию всех соучастников, а в случае разногласия — по большинству голосов, исчисляемому соответственно размеру долей» (Законы гражданские с разъяснениями Правительствующего сената и комментариями русских юристов / Сост. И.М. Тютрюмов. С. 269).

Возможность использования принципа «большинства голосов» следует из того, что в данном случае принадлежащие сособственнику правомочия имеют менее абсолютный характер, чем в других случаях реализации права общей долевой собственности, во-первых, в силу вышеуказанной специфики назначения объекта, а во-вторых, из-за большего числа управомоченных лиц на стороне собственника, что само по себе предопределяет существенные ограничения в осуществлении таких прав.

Данная позиция прослеживается и в отдельных решениях Конституционного Суда РФ. В частности, в Постановлении от 17 декабря 1996 г. N 20-П <1> КС РФ указал на то, что право частной собственности не является абсолютным и не принадлежит к таким правам, которые в соответствии с Конституцией РФ не подлежат ограничению ни при каких условиях, следовательно, по смыслу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ оно может быть ограничено федеральным законом в целях защиты прав и законных интересов других лиц. В другом решении КС РФ отметил возможность отхода от принципа равенства лиц одной категории при наличии различных правовых и фактических обстоятельств <2>.

———————————

<1> Постановление Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. N 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции» // Вестник КС РФ. 1996. N 5.

<2> В Определении от 5 марта 2004 г. N 82-О «По запросу Первомайского районного суда города Пензы о проверке конституционности пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации» (Вестник КС РФ. 2004. N 5) указано, что принцип равенства всех перед законом и судом, гарантируя одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории, не исключает при этом определенные фактические различия, а также необходимость их учета законодателем. Так, в Определении обосновывается, что особый «законодательно установленный порядок приобретения прав… обусловлен спецификой объекта и природой права общей собственности, а также характером связанных с ней отношений. Он направлен на защиту прав и интересов всех участников общей собственности и, таким образом, по смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации не может рассматриваться как ограничивающий права и свободы человека и гражданина». При этом уточняется, что «установление неодинакового порядка приобретения прав… для собственников и… сособственников не нарушает конституционный принцип равенства, ибо это обусловлено различными фактическими и правовыми условиями, в которых находятся индивидуальные собственники и сособственники имущества».

3. Правовой механизм управления общим имуществом в многоквартирном доме, основанный на принципе «большинства голосов», нашел соответствующее отражение в комментируемой статье.

В частности, несмотря на требования ст. ст. 246 и 247 ГК РФ, комментируемая статья непосредственно допускает осуществление владения, пользования и в установленных пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме по решению большинства собственников такого имущества <1>. При этом предварительное достижение всеми собственниками согласия по указанному порядку принятия решения не требуется.

———————————

<1> Жилищный кодекс РФ в этой части по существу, с одной стороны, идет по пути законодательства ряда зарубежных стран (к примеру, Гражданское уложение Германии, § 745, также распространяет принцип «большинства голосов» на порядок принятия собственниками решений при управлении и пользовании имуществом, находящимся в их общей долевой собственности (см.: Гражданское уложение Германии / Пер. с нем. М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 224)), а с другой стороны, возвращается к ранее действовавшим положениям законодательства нашего государства (ст. 62 ГК РСФСР 1922 г.).

Так, согласно ч. 1 комментируемой статьи решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов, участвующих в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме. При этом следует обратить внимание на то, что в данном случае большинство голосов определяется даже не от общего числа голосов, принадлежащих всем собственникам помещений в многоквартирном доме, а только от совокупного числа голосов собственников, принимающих участие в собрании. Исключение из этого порядка представляют только случаи принятия решений, предусмотренных п. п. 1 — 3 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ. К таким решениям относятся решения о реконструкции многоквартирного дома, строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, ремонте общего имущества в многоквартирном доме, пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе о введении ограничений пользования им, передаче в пользование общего имущества в многоквартирном доме (см. комментарий к ст. 44 ЖК). Эти решения должны приниматься квалифицированным большинством голосов (не менее 2/3). При этом, в отличие от вышеприведенного порядка принятия решений, в данном случае указанное большинство голосов определяется от общего числа голосов всех собственников помещений в многоквартирном доме.

4. Необходимость получения согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме ЖК РФ связывает только с рассмотрением вопроса об уменьшении размера общего имущества в таком доме. Например, если планируемая реконструкция многоквартирного дома приведет к уменьшению размера общего имущества в этом доме, то с учетом ч. 3 ст. 36 и ч. 2 ст. 40 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в этом доме должно быть принято единогласно всеми указанными собственниками либо единогласно всеми собственниками, участвующими в собрании, с предварительным, до проведения данного общего собрания, получением согласия в письменной форме не участвующих в собрании собственников на такую реконструкцию.

5. Согласно ч. 1 комментируемой статьи решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны оформляться протоколами, которые в соответствии с ч. 4 данной статьи по существу относятся к документам постоянного хранения (в течение всей «жизни» дома как многоквартирного, т.е. пока он существует, орган управления таким домом — общее собрание собственников помещений в этом доме), поскольку ЖК РФ не устанавливает временных пределов их хранения. Порядок такого оформления, а также место или адрес, по которым осуществляется хранение документов, должны быть установлены общим собранием собственников помещений в данном доме.

6. Жилищный кодекс РФ не предъявляет особых требований к содержанию протокола. Вместе с тем достаточно очевидно, что он должен содержать указание на дату, время и место проведения общего собрания. Причем эти сведения должны совпадать с теми, которые указаны в других процедурных документах, посвященных собранию (сообщениях о проведении собраний, направлявшихся собственникам, объявлении о проведении собрания). Сведения, связанные с общей идентификацией многоквартирного дома, органом управления которого является проводимое общее собрание (адрес такого дома), а также с идентификацией лиц, принимавших участие в общем собрании, с указанием помещения, собственниками или представителями собственника которого они являются, — также обязательные реквизиты протокола. Традиционно в каждом протоколе указывается и его порядковый номер.

Также во вводной части протокола необходимо отразить общее количество голосов, которыми обладают собственники или их представители, участвующие в собрании. Эти данные должны соответствовать ранее составленному списку всех собственников (в котором обобщена информация о площади принадлежащего каждому собственнику помещения в соответствующем доме и с учетом этого — о количестве принадлежащих ему голосов) и подтверждать, что собрание имело кворум, т.е. было правомочно принимать решения (см. комментарий к ст. 45 ЖК).

Кроме того, во вводной части должны быть указаны имя, фамилия и отчество лица, ведущего собрание (в случае проведения внеочередного собрания таким лицом может быть собственник, инициировавший вопрос о его проведении, а годового собрания — лицо, ставшее ведущим по решению собрания), и лица, ответственного за оформление протокола.

Следующая часть протокола — повестка дня. Ее формулировка также должна в точности соответствовать другим документам, составленным при подготовке собрания (сообщениям о проведении собраний, направлявшимся собственникам, объявлению о проведении собрания).

Далее в протоколе могут быть изложены основные положения выступлений, должны быть отражены вопрос, поставленный на голосование, итоги голосования по нему и принятое решение. Обычно для этого в протоколе используются термины «поставили на голосование», «голосовали», «приняли решение». При этом главное, чтобы поставленный на голосование вопрос повторял повестку дня. Нельзя, к примеру, что-то добавить в содержание этого вопроса по результатам его обсуждения на собрании, даже если присутствующие собственники высказываются за это (иначе решение собрания может быть оспорено иными собственниками в суде). Поэтому формулировку вопросов нужно продумывать заранее, еще при составлении повестки дня собрания.

Надлежащим образом оформленный протокол должен быть подписан либо лицом, которое вело собрание, и лицом, ответственным за оформление протокола, либо всеми или частью собственников, принимавших участие в собрании (данное правило устанавливается по решению общего собрания).

7. Оформленный протокол передается на хранение ответственному за это лицу, определенному собранием, либо размещается для хранения в специально отведенном для этого месте. При этом ЖК РФ не исключает, что в качестве адреса хранения общим собранием может быть установлен адрес помещения, принадлежащего указанному лицу. Если собрание проводилось в форме заочного голосования, т.е. без присутствия собственников, путем голосования в виде оформляемых в письменной форме решений каждого собственника по включенным в повестку дня вопросам, то принятые решения должны также храниться в порядке, аналогичном хранению протоколов. При этом, как следует из содержания ч. 4 комментируемой статьи, такие решения хранятся вместе с протоколами в одном месте либо по одному адресу.

Хранение протоколов и указанных решений обеспечивает возможность использования этих документов при разрешении судебных споров, в том числе в части установления правомерности принятия общим собранием решения по тому или иному вопросу.

8. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает специальные требования относительно повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Повестка дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме — это план собрания, содержащий перечень вопросов, которые выносятся на рассмотрение конкретного собрания.

Данная повестка формируется до начала проведения собрания, и согласно ч. 5 ст. 45 ЖК РФ сообщение о проведении собрания, которое предварительно (за 10 дней до дня проведения собрания) направляется каждому собственнику помещения в соответствующем многоквартирном доме, должно содержать информацию о повестке дня планируемого собрания.

Повестка дня собрания играет существенную роль в части обеспечения прав указанных собственников на информацию (см. комментарий к ст. 45 ЖК), поскольку предварительно позволяет каждому из них оценить правомерность вопросов, выносимых на рассмотрение собрания, определить, насколько данные вопросы затрагивают их интересы.

Каждый из сособственников, получив информацию о повестке дня, может предварительно согласовать с иными собственниками, с учетом наличия группового интереса, позицию по голосованию на собрании и т.п. При этом собственник помещения в многоквартирном доме, проанализировав включенные в повестку дня вопросы и удостоверившись в том, что данные вопросы не затрагивают существенным образом его интересы, может принять решение не участвовать в общем собрании либо выдать доверенность на голосование другому собственнику, предоставив ему право самостоятельно решить, как голосовать по тем или иным вопросам повестки дня. Именно поэтому ч. 2 комментируемой статьи прямо устанавливает, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня данного собрания, а также изменять повестку дня собрания. Иначе, если допустить возможность изменения повестки дня собрания, а также принятия решений по не включенным в повестку дня вопросам, собственник, приняв решение не участвовать в собрании, основываясь на предоставленной ему информации о повестке дня, по существу будет отстранен от принятия решений по другим вопросам, которые не были указаны в повестке дня, но рассматривались на собрании. Данные вопросы могли существенным образом затрагивать его интересы, в связи с чем, зная о дате предполагаемого их рассмотрения, собственник не только не отказался бы от участия в собрании и голосовании, но и предпринял бы до начала собрания дополнительные шаги по консолидации голосов других собственников. Поэтому ЖК РФ в этой части категоричен: повестка дня неприкосновенна и обязательна для общего собрания. Отсюда вытекает, что она должна быть ясной и конкретной. В ней не допускается формулировка «разное». Собрание не вправе изменить повестку дня и выйти за ее рамки, даже если за это проголосуют собственники, которым принадлежит 2/3 голосов от общего количества голосов всех собственников. Тем самым гарантируются права собственников, не присутствующих на собрании.

9. Решения, принятые общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, а также итоги голосования доводятся до сведения собственников помещений в данном доме собственником, по инициативе которого было созвано собрание, путем размещения соответствующего сообщения об этом в помещении данного дома, определенном решением общего собрания собственников помещений и доступном для всех собственников помещений в данном доме, не позднее чем через 10 дней со дня принятия этих решений.

Такое требование, установленное ч. 3 комментируемой статьи, как элемент правового механизма защиты прав сособственников на информацию, связанную с управлением многоквартирным домом (см. комментарий к ст. 45 ЖК), играет важную роль в процессе формирования общей воли собственников (принятии общим собранием решения).

Вполне справедливо мнение, что при обязательном информировании всех сособственников о принятых общим собранием решениях и об итогах голосования осуществляется всесторонняя защита их интересов, поскольку с учетом данной информации собственники могут применить предусмотренные законом способы защиты своих прав. Иначе говоря, данное требование является юридической гарантией права каждого из сособственников потребовать прежде всего пересмотра принятого общим собранием решения и, в крайнем случае, признания в судебном порядке такого решения недействительным.

Особую актуальность данный вопрос получает при проведении собрания в форме заочного голосования, поскольку даже те собственники, которые участвовали в голосовании путем направления своих оформленных в письменном виде решений, смогут узнать об общих результатах голосования только при соблюдении указанного требования.

10. По поводу вышеизложенного возникает вопрос: может ли служить нарушение требования о доведении до всех собственников принятых общим собранием решений и итогов голосования, в том числе в связи с нарушением 10-дневного срока их доведения, основанием для признания всех принятых решений недействительными?

Очевидно, что невыполнение указанного требования является нарушением законодательства. Однако специальных последствий такого нарушения ЖК РФ не устанавливает.

Вместе с тем требование о доведении указанной информации до ее потребителя в некоторой степени напоминает требование Конституции РФ об обязательном опубликовании законов и о последствиях нарушения такого требования, когда неопубликованные законы применению не подлежат.

В соответствии с ч. 5 комментируемой статьи решения общего собрания являются обязательными для всех сособственников, в том числе для тех, которые не принимали участие в голосовании. Поэтому возникает вопрос: правомерно ли считать обязательными и, соответственно, подлежащими применению те решения, о которых сособственник не знает в силу нарушения требования об их доведении до всех сособственников? Представляется, что с учетом возможности проведения заочного голосования ответ на данный вопрос можно дать отрицательный, поскольку в случае проведения заочного голосования без обнародования его итогов, формируемых на основе поступивших письменных решений собственников, сособственники, кроме отдельных лиц, которые осуществляли подсчет голосов, не будут знать, по каким вопросам приняты положительные решения и, соответственно, какие из данных решений являются для них обязательными.

Все сказанное подтверждает также то, что начало течения срока исковой давности по обжалованию решения общего собрания ЖК РФ связывает с днем, когда собственник, обращающийся в суд с таким заявлением, узнал или должен был узнать о принятом собранием решении.

Однако не следует забывать и о необходимости учета баланса интересов всех сособственников. С одной стороны, должны быть защищены интересы сособственников, не принимавших участия в собрании и не знающих о принятых решениях, часть которых может нарушить их права. С другой — существует большинство сособственников, которые принимали участие в собрании, обеспечили положительное решение большинства вопросов, включенных в повестку дня, и вряд ли была бы оправданной возможность во всех случаях признавать такие решения недействительными только на основании, к примеру, нарушения срока доведения информации о принятых решениях и результатах голосования. В любом случае решение данного вопроса целиком относится к компетенции суда, поскольку четкие юридические критерии — основания для признания решений общего собрания недействительными и не подлежащими применению — в ЖК РФ отсутствуют.

11. Установленное ЖК РФ право каждого собственника помещения в многоквартирном доме на участие в общем собрании собственников с правом голоса по всем вопросам компетенции данного собрания является неотъемлемой частью прав такого собственника на управление многоквартирным домом. Право на обжалование принятых на общих собраниях решений также включается в право собственников жилых помещений на управление многоквартирным домом и неразрывно связано с необходимостью обеспечения защиты прав таких лиц, как собственников общего имущества.

В ч. 6 комментируемой статьи содержатся условия, на основании которых сособственник вправе обжаловать в суд решение общего собрания собственников.

Необходимо, во-первых, чтобы такое решение было принято с нарушением требований ЖК РФ (например, с нарушением правил о компетенции общего собрания; при отсутствии кворума; в случае выхода за пределы повестки дня собрания; при принятии решения простым большинством голосов, хотя требовалось принятие квалифицированным большинством); во-вторых, чтобы собственник не принимал участия в соответствующем общем собрании или голосовал против принятого решения; в-третьих, чтобы решением были нарушены его права и законные интересы.

Отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий исключает признание судом решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме недействительным.

12. Комментируемая статья устанавливает, что заявление о признании решения общего собрания недействительным может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда собственник узнал или должен был узнать о принятом решении.

Возникает вопрос: является ли этот срок сокращенным сроком исковой давности и поэтому к нему должны применяться все предусмотренные ст. ст. 195 — 207 ГК РФ правила об исковой давности, включая возможность его восстановления применительно к физическим лицам, либо это срок особого вида — пресекательный, восстановление которого не допускается?

Основным аргументом против признания этого срока сокращенным сроком давности следовало бы признать возможность его восстановления только в отношении физических лиц, что поставило бы в неравное положение собственников — физических и юридических лиц (ст. 205 ГК предусмотрена возможность его восстановления только для первой категории).

Тем не менее представляется, что этот срок обладает всеми признаками давностного срока — срока на защиту нарушенного права, а теория пресекательных сроков настолько неразработанна, что активное обращение к подобным срокам ни к чему, кроме правовой неопределенности и даже ошибок, привести не может. Аргумент же в пользу того, что физические лица поставлены в неравное положение с юридическими, никак нельзя считать достаточным, поскольку такова была воля законодателя при принятии ГК РФ. Поэтому в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска указанного срока собственником — физическим лицом по обстоятельствам, связанным с его личностью (тяжелая болезнь и т.п.), этот срок может быть восстановлен судом в соответствии со ст. 205 ГК РФ. Вместе с тем окончательную позицию по этому вопросу должна будет сформировать судебная практика.

13. Часть 6 комментируемой статьи предусматривает, что суд вправе с учетом всех обстоятельств дела оставить в силе обжалуемое решение, если голосование обратившегося с заявлением собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и решение не повлекло причинения убытков данному собственнику.

Диспозиция этой нормы, не допуская никакой доли усмотрения, точно и ясно формулирует правило, согласно которому суд вправе оставить обжалуемое решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в силе, если перечисленные условия присутствуют одновременно.

При этом обращает на себя внимание тот факт, что законодатель не расшифровывает понятие «существенные нарушения». Таким образом, он оставляет решение этого вопроса на усмотрение суда, что предполагает необходимость при рассмотрении дела судом учитывать конкретные обстоятельства такого дела и оценивать каждое нарушение.

Вместе с тем достаточно очевидно, что к существенным нарушениям, которые могут служить основаниями для удовлетворения иска собственника о признании решения общего собрания недействительным, следует отнести, в частности, несвоевременное извещение (неизвещение) собственника о дате, месте и времени проведения общего собрания; непредоставление возможности ознакомиться с необходимой информацией (материалами) по вопросам, включенным в повестку дня собрания; рассмотрение вопросов, не включенных в повестку дня; неправильный подсчет голосов; принятие решения при отсутствии кворума; нарушение порядка голосования при принятии решения (простым большинством голосов вместо квалифицированного).

14. В многоквартирном доме все помещения могут принадлежать одному собственнику. Особенности же такого «единоличного» режима собственности очевидны: здесь не может быть такого органа управления многоквартирным домом, как общее собрание собственников помещений в этом доме. Все решения, связанные с управлением многоквартирным домом, принимаются самим собственником. Соответственно, в таком многоквартирном доме не могут применяться и требования ЖК РФ о созыве собраний, уведомлении сособственников, порядке проведения, установлении кворума и т.д. Единственный собственник должен по своему усмотрению принимать решения, не беря в расчет ни дату их вынесения, ни повестку дня. Поэтому ч. 7 комментируемой статьи прямо предусматривает, что решения по вопросам, относящимся в соответствии с ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принимаются этим собственником единолично и положения гл. 6 ЖК РФ, определяющие порядок и сроки подготовки, созыва и проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, не применяются. При этом ЖК РФ также устанавливает требование о необходимости оформления таких решений в письменной форме. Очевидно, что это требование подразумевает обязанности собственника по обеспечению их хранения, хотя ЖК РФ на этот счет не содержит прямого указания (место и адрес такого хранения собственник, конечно же, определяет самостоятельно).

Кроме того, можно обозначить несколько условий, выполнение которых необходимо для того, чтобы такие решения были правильными и действительными. Прежде всего это дата принятия решения. Как правило, должен указываться и порядковый номер, хотя его отсутствие на юридической силе решения не скажется. Затем должны быть указаны сведения, идентифицирующие такого собственника (Ф.И.О. или наименование юридического лица), со ссылкой на количество принадлежащих ему голосов (должно быть 100%). Далее в документе формулируется содержание принятого решения. И наконец, решение должно быть подписано таким собственником. Если единственным собственником является юридическое лицо, решение удостоверяется его печатью и подписью лица, которое в силу закона или учредительных документов такого юридического лица вправе выступать от его имени без доверенности.

Собственник всех помещений в многоквартирном доме связан только требованиями ЖК РФ о сроке проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, т.е. ежегодно в самостоятельно определенные им сроки такой единственный собственник должен рассматривать вопросы управления многоквартирным домом, требующие ежегодного его внимания. Эти вопросы прежде всего связаны с поддержанием в надлежащем состоянии многоквартирного дома и его инфраструктуры, поскольку такой объект недвижимости с течением времени подвержен воздействию внешних факторов, что приводит к его постепенному разрушению, и поэтому он, безусловно, нуждается в постоянной заботе и внимании (контроле за его состоянием).

Дата публикации: 08.04.2021 07:00

В данной статье рассмотрим вопрос, что делать УО, если жители провели ОСС, но присланный ими протокол собрания не соответствует требованиям приказа Минстроя РФ от 28.01.2019 № 44/пр. 

Общее собрание собственников помещений проводится в соответствии со ст. 44–47 ЖК РФ. Инициаторами ОСС, согласно ч. ч. 4, 6, 7 ст. 45 ЖК РФ, могут быть:

  1. любой собственник помещений в МКД; 
  2. управляющая организация по своей инициативе; 
  3. УО по письменному заявлению собственников, обладающих не менее 10% от всех голосов в доме. 

Инициатор собрания обязан произвести все предписанные ЖК РФ действия в отношении организации, проведения и подведения итогов ОСС. В соответствии с ч. 1 ст. 46 ЖК РФ, решения общего собрания собственников оформляются протоколами. Решения и протокол ОСС являются официальными документами и подлежат размещению в ГИС ЖКХ лицом, инициировавшим такое собрание. При этом протокол должен соответствовать требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти. Инициатор собрания обязан предоставить подлинники документов в управляющую организацию, правление ТСЖ/ЖК/ЖСК не позднее чем через десять дней после проведения ОСС. 

Протокол общего собрания собственников помещений в МКД оформляется в соответствии с приказом Минстроя РФ от 28.01.2019 № 44/пр. Требования к документу изложены в приложении 1 к приказу № 44/пр. Они разделены на общие положения и реквизиты. Протокол составляется не позднее десяти календарных дней с даты проведения ОСС (п. 2 прил. 1 приказа № 44/пр). 

В соответствии с п. 4 прил. 1 к новому приказу, документ должен содержать: наименование, дату и номер протокола ОСС, дату и место проведения собрания, заголовок к содержательной части протокола, содержательную часть, информацию о месте хранения решений и протоколов ОСС. Также к документу присоединяются все указанные в содержательной части приложения, а сам протокол должен быть подписан. 

В общих положениях в приложении 1 № 44/пр подробно указано, что подписать документ должны председатель и секретарь ОСС, а также члены счётной комиссии. Если на ОСС кандидатуры председателя и лиц, подсчитывающих голоса, отклонены собственниками, то протокол подписывает инициатор собрания (п. 23 прил. 1 № 44/пр). 

Анализ приведённых выше норм НПА показывает, что собственники помещений, выступая инициаторами ОСС, обязаны оформить протокол собрания согласно требованиям № 44/пр и направить его в управляющую домом организацию. Но не всегда жители МКД следуют нормам № 44/пр, и УО вполне может получить документы, которые не соответствуют приказу Минстроя РФ. Решение собрания может быть оспорено, в том числе, если допущено существенное нарушение правил составления протокола (ст. 181.4 ГК РФ). 

Согласно ч. 6 ст. 46 ЖК РФ, обжаловать решение ОСС может собственник помещения, который: 

— не принимал участие в собрании или голосовал против; 

— считает, что решением нарушены его права и законные интересы. 

При этом суд вправе оставить в силе обжалуемое решение, если допущенные нарушения не являются существенными. УО же вправе обратиться в суд с требованием признать протокол ОСС недействительным/ничтожным только в том случае, если решение собственников нарушает баланс интересов, ущемляет права компании, например, им устанавливается необоснованно малый размер платы за содержание и ремонт общего имущества МКД (постановление Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 24). Обжаловать протокол исключительно из-за нарушения правил его составления, предусмотренных № 44/пр, управляющая организация не может, если при этом не затрагиваются её права и законные интересы. 

Следовательно, если протокол ОСС не признан недействительным через суд, УО обязана исполнять принятые на собрании решения. В противном случае у собственников появятся основания обратиться в суд из-за ненадлежащего исполнения управляющей организацией обязательств по договору управления.

При этом, если срок для составления окончательного варианта протокола истёк и инициатор ОСС уже представил в УО подлинники документов, то компания при передаче их в ГЖИ может сделать запрос о проверке протокола на предмет соответствия жилищному законодательству. 

Если протокол ОСС не был оспорен в суде, то УО обязана исполнять принятые на нём решения даже при протоколе, составленном с ошибками в оформлении.

Источник: РосКвартал® — интернет-служба №1 для управляющих организаций https://roskvartal.ru/provedenie-oss/12147-dolzhna-li-uo-ispolnyat-resheniya-iz-neverno-oformlennogo-protokola-oss

ЖК РФ Статья 46. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме

 

  1. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренныхпунктом 1.1 части 2 статьи 44настоящего Кодекса решений, которые принимаются более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, и предусмотренных пунктами 1, 1.1-1, 1.2, 2, 3, 3.1, 4.2, 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание. Подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Копии решений и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу, указанному в пункте 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, также подлежат направлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в срок, указанный в настоящей части, в ресурсоснабжающую организацию, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которыми собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, будут в соответствии с принятым решением заключены договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг.

(в ред. Федеральных законов от 27.09.2009 N 228-ФЗ, от 29.06.2015 N 176-ФЗ, от 03.07.2016 N 355-ФЗ, от 20.12.2017 N 416-ФЗ, от 31.12.2017 N 485-ФЗ, от 03.04.2018 N 59-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива в течение пяти дней с момента получения указанных в части 1 настоящей статьи подлинников решений и протокола общего собрания собственников помещений обязаны в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, направить подлинники указанных решений и протокола, в том числе с использованием системы, в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет. Орган государственного жилищного надзора в случае поступления в его адрес в течение трех месяцев подряд двух и более протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня, обязан провести внеплановую проверку в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов такого собрания.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ; в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 485-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

  1. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня данного собрания, а также изменять повестку дня данного собрания.
  2. Решения, принятые общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, а также итоги голосования доводятся до сведения собственников помещений в данном доме собственником, указанным встатье 45настоящего Кодекса иным лицом, по инициативе которых было созвано такое собрание, путем размещения соответствующего сообщения об этом в помещении данного дома, определенном решением общего собрания собственников помещений в данном доме и доступном для всех собственников помещений в данном доме, не позднее чем через десять дней со дня принятия этих решений.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

  1. Копии протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме и решений таких собственников по вопросам, поставленным на голосование, хранятся в месте или по адресу, которые определены решением данного собрания.

(часть 4 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 485-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

  1. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
  2. Собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.
  3. В многоквартирном доме, все помещения в котором принадлежат одному собственнику, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принимаются этим собственником единолично и оформляются в письменной форме. При этом положения настоящей главы, определяющие порядок и сроки подготовки, созыва и проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, не применяются, за исключением положений, касающихся сроков проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Автор: Администратор
Категория: Жилищно-коммунальный комплекс

Опубликовано: 30 октября 2018
Просмотров: 1570

Собственники помещений и жильцы многоквартирного дома — основные контролёры за работой управляющей компании (далее – УК). Чем активнее вы будете защищать свои права, тем меньше нарушений будет допущено и тем лучше станет жить в доме.

Если что-то в доме требует ремонта (например, не закрывающаяся входная дверь), а он не осуществляется, если что-то должно работать, но не работает (например, отопление) — это бездействие УК.

Любой собственник помещений имеет право запросить обоснование расценок на обслуживание или информацию о текущем финансовом состоянии.

Управляющая компания несёт ответственность за соблюдение договора, который она заключила с собственниками жилья, за неисполнение и/или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию и обслуживанию многоквартирного дома.

Управляющая компания несет административную ответственность по статьям КоАП РФ за нарушение:

— санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений (ст. 6.4 КоАП РФ);

— правил содержания и ремонта жилых домов или жилых помещений (ст. 7.22 КоАП РФ);

— правил осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом (ст. 7.23.3 КоАП РФ);

— нормативов обеспечения населения коммунальными услугами (ст. 7.23. КоАП РФ);

— лицензионных требований к осуществлению деятельности по управлению многоквартирным домом (ч. 2, 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ);

— сроков выполнения предписаний контролирующих органов (ст. 19.5 КоАП РФ) и т.д.

По решению общего собрания собственников помещений управляющая компания может быть заменена.

С целью защиты нарушенных прав гражданин вправе подать жалобу. Жалоба подается тогда, когда управляющая многоквартирным домом компания не реагирует на заявления жильцов. Обращаясь в прокуратуру, собственники должны указать в жалобе, какие именно нарушения со стороны управляющей компании были зафиксированы ими. Жалоба составляется в письменной форме и может быть как индивидуальной, так и коллективной.

Подать жалобу возможно:

— при личном посещении;

— отослав письмо по почте с уведомлением о вручении;

— подав заявление на сайте организации, органа или Госуслуг.

— по электронной почте.

В жалобе нужно изложить суть проблемы, указать право собственности на квартиру (или свои права как арендатора на основании договора), реквизиты подтверждающих документов и договора, заключенного с УК. По возможности добавьте пункты из этого документа, которые, на ваш взгляд, были нарушены, будь то некачественная уборка подъезда, отсутствие техника и диспетчера, плохая работа электрика или не сделанный вовремя перерасчет в квитанциях. Чем подробнее вы опишете ситуацию и ее последствия, включая неуважительное отношение сотрудников УК и моральный ущерб, тем больше шансов, что ваша жалоба будет одобрена.

Куда следует обращаться?

Составляйте жалобу в двух экземплярах и требуйте рассмотрения в течение десяти рабочих дней по закону (п. 36 Правил осуществления деятельности по управлению МКД, утв. постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416). Некоторые представители компаний утверждают, что она должна быть рассмотрена в течение 30 суток, но это неверно). По ряду вопросов установлены еще более сокращенные сроки (пункты 31,32, 34). Обязательно укажите данные для обратной связи — электронную почту, почтовый адрес, а также телефон.

Обращение в обязательном порядке должно быть подписано обычной или надлежаще оформленной электронной подписью!

Первым делом необходимо обратиться письменно непосредственно в управляющую компанию с требованием об устранении недостатков.

Возможно, достаточно будет достучаться до руководителя организации, сотрудники которой не справляются со своими обязанностями.

На вашей стороне закон «О защите прав потребителя», поэтому письменное заявление рассматривается как заявка о непредоставлении услуг заказчику.

Как может быть рассмотрено ваше обращение: вам ответят и проблему устранят, или ответят, но ситуация останется неизменной, или не ответят совсем.

Если недостатки проявляются систематически и управляющая компания не реагирует на обращения собственников и жильцов, следует обратиться в контролирующий орган по компетенции.

Так, Управление государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) занимается всеми вопросами, которые касаются надлежащего обслуживания многоквартирного дома с технической стороны, в т.ч.:

— соблюдение правил эксплуатации многоквартирного дома;

— соблюдение стандартных расчетов, нормативов при обслуживании дома;

— подготовка к отопительному сезону, в том числе и соблюдение сроков подготовки;

— проведения собраний жильцов, на которых обсуждается работа УК.

Также в данное Управление можно обратиться, если:

— у вас возникли сомнения в соответствии реальных расходов заявленным;

— вам необоснованно повысили тарифы и размеры оплаты за услуги ЖКХ.

Управлением проводится проверка. По ее итогам, если подтвердится факт нарушений, руководитель УК будет привлечен к административной ответственности, ему выпишут штраф и заставят устранить недочеты.

На решение вопросов директору установят определенный срок и если проблема не исчезнет, то последуют новые штрафы и предписания.

Найти контакты для обращения можно на сайте УГСЖН РС(Я), туда вы можете отправить жалобу в письменном виде либо принести ее лично.

Заявление в УГСЖН РС(Я) пишется в произвольной форме, к нему также рекомендуется приложить копию жалобы и ответа из УК (при наличии).

Если на ваши права как потребителя не обратил внимания директор управляющей компании, то можно жаловаться напрямую в Роспотребнадзор.

В Управление Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) обращаемся, если:

— нарушен федеральный закон при составлении договоров между УК и жильцами многоквартирного дома;

— УК не предоставляет собственникам квартир сведений об объеме, качестве и сроках предоставления платных коммунальных услуг;

— температурный режим жилого помещения не соответствует нормативному;

— вас беспокоит шум какого-либо технологического оборудования, электромагнитный фон, ненадлежащие влажность воздуха или воздухообмен (вентиляция).

Роспотребнадзор рассматривает жалобы на отказ УК давать вам сведения о сроках, качестве и объеме услуг.

Жалобу вы можете направить по электронной или обычной почте с уведомлением или принести в Управление лично.

Формат заявления может быть любым, но обязательно укажите кому, от кого и почему вы его пишите, адреса, суть проблемы и подтверждающие документы.

Представитель Роспотребнадзора может не рассматривать жалобу, если в ней не указаны ваши данные, подпись и адрес, а также если текст трудно разобрать, он содержит нецензурные выражения или дублируется с предыдущим аналогичным заявлением.

В прокуратуру города (района) обращаемся если:

— диспетчер, по-прежнему, не отвечает на звонки, а мусор из двора никто не вывозит;

— УК неправомерно присваивает, начисляет либо расходует денежные средства, претензия в управляющую компанию о перерасчете остается без внимания со стороны виновных лиц, что указывает на их сговор в преступлении;

— бездействует либо осуществляет неправомерные действия в отношении своих обязанностей перед собственниками многоквартирного дома.

В прокуратуру следует обратиться также, если вы получили ответ от двух предыдущих госорганизаций об исправлениях и перерасчетах, но на деле ничего не изменилось.

В прокуратуре обращение рассматривают в течение 30 дней и при наличии оснований составляют акт реагирования, по которому виновные могут быть наказаны. Управляющая организация будет обязана устранить неполадки.

Действия виновных лиц УК часто квалифицируются по следующим статьям Уголовного кодекса РФ:

ст. 158 «Кража»

ст. 159 «Мошенничество»

ст. 160 «Присвоение и растрата

ст. 165 «Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием»

ст. 201 «Злоупотребление полномочиями»

ст. 215.1 УК РФ «Прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения»

ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями»

ст. 285.1 «Нецелевое расходование бюджетных средств»

ст. 290 «Получение взятки»

Обращаться в суд имеет смысл, если вам был нанесен ущерб из-за действия или бездействия управляющей компании. При этом подавать судебный иск вы можете даже в случае, когда сотрудники вышеуказанных организаций отреагировали на жалобу, проблемы исчезли, но ущерб не возместили. По закону иск рассматривают в течение двух месяцев.
Само заявление возможно подать не позднее 3 лет с момента нарушения ваших прав.

В случаях, предусмотренных ст. 45 ГПК РФ, в суд в интересах граждан выходят представители прокуратуры, сами готовят иск и принимают участие в судебном заседании.

К суду нужно подготовить доказательства нарушений (фото и видео, заключения экспертизы, письменные запросы и ответы, найти свидетелей и специалистов). Даже если судья рассмотрел дело и вынес решение не в вашу пользу, вы имеете право обжаловать его в течение 1 месяца в апелляционной (если решение не вступило в силу) или кассационной инстанции.
В случае, когда управляющая компания поступает так, что для жильцов имеются плачевные последствия, стоит обращаться в суд за возмещением материального вреда.

Старший помощник

прокурора республики

по правовому обеспечению

старший советник юстиции И.Г. Машкова

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Исторический музей в москве выставки сегодня часы работы
  • Итоговая контрольная работа по теме герой нашего времени
  • Итоговая работа по разделу делу время потехе час 4 класс
  • Ифнс 10 по тверской области реквизиты для оплаты налогов
  • Ифнс 12 по тверской области реквизиты для уплаты налогов