Рассмотрим
взаимодействие логистики и маркетинга.
Маркетинговую концепцию определяют
как предпосылку становления логистики,
поэтому на ранних этапах логистика
трактовалась как сопровождающая и
обеспечивающая маркетинговые усилия
компаний сфера деятельности. Затем,
развиваясь, логистика как вид управленческой
деятельности приобретала самостоятельность,
то есть стала выходить за границы сферы
маркетинга, и это побудило исследователей
разделить целевую, объектную и предметную
области маркетинга и логистики.
Сравнительная
характеристика объекта и предмета
исследований в области маркетинга и в
области логистики (фрагмент)
Характеристика |
Маркетинг |
Логистика |
Объект |
Рынки |
Материальные |
Предмет |
Оптимизация |
Оптимизация |
Итоговые |
Рекомендации |
Проекты |
С
развитием менеджмента, появлением
концепции управления цепями поставок,
ориентацией организации на процессы
четко обозначается разница между
задачами и единство общих целей маркетинга
и логистики. Маркетинг формирует
возможные пути развития организации с
учетом всестороннего анализа рынков и
потребителей, стимулирует продажи, а
логистика создает конкурентные
преимущества за счет гибких методов
управления транспортировкой,
складированием, запасами, сервисом,
физическим распределением товаров,
закупками материалов и др. При этом на
первый план выходят не вопросы разделения
функций и задач, а сотрудничество между
маркетингом и логистикой на основе
союза.
31. Логистика и маркетинг: распределение функций, взаимодействие.
Затраты
на содержание запасов: управление
запасами, упаковка, запасы возвращаемой
продукции
Затраты
на формирование партий отправок/
производство: грузопереработка, закупки,
затраты на переналадку оборудования
для выпуска данного продукта
Транспортные
затраты: управление перевозками и
транспортировка
Затраты
на складирование: хранение, выбор мест
размещения производственных и складских
зданий
Затраты
на процедуры оформления заказов и
информационную поддержку: обработка
заказов, логистические коммуникации,
прогнозирование и планирование спроса
Рис.
6.1. Компромиссные варианты направлений
затрат
в маркетинге и логистике
32. Функциональная область логистики: снабжение (цель, основные задачи, выполняемые логистические функции).
Снабжение
в тактическом аспекте – ежедневные
операции, традиционно связываемые с
закупками и направленные на избежание
дефицита. Стратегическая сторона
снабжения – собственно сам процесс
управления закупками, связи и взаимодействия
с другими отделами предприятия,
поставщиками, потребностями конечного
потребителя, планирование и разработка
новых закупочных схем, методов и т.п.
Цель
функциональной области «снабжение» —
удовлетворение потребности производства
в материальных ресурсах с максимально
возможной эффективностью и создание
надежного и бесперебойного материального
потока в организацию.
Задачи
снабжения:
-
Определение
потребности в материальных ресурсах; -
Исследование
рынка закупок; -
Оценка
и выбор поставщиков; -
Осуществление
закупок; -
Контроль
и оценка выполнения закупок; -
Создание
запасов, проведение подходящей политики
запасов и инвестиций в них; -
Подготовка
бюджета закупок и др.
Эволюция
функций управления закупками показана
на рис. 4.1.
Рис.
4.1. Эволюция функций управления
закупками
(снабжением)1
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
01.04.2015167.94 Кб33.doc
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Ирина Каретникова
Эксперт по предмету «Логистика»
Задать вопрос автору статьи
Определение 1
Логистика — это направление деятельности хозяйствующего субъекта, которое заключается в управлении потоковыми процессами, имеющими место во время снабжения, производства и сбыта продукции.
Взаимодействие логистики и маркетинга
Логистика в настоящее время воспринимается в качестве одной из важнейших сфер деятельности предприятия. Она представляет собой управление материальными, информационными, финансовыми потоками.
Стоит отметить, что логистика взаимодействует с другими сферами бизнеса. Прежде всего, указывают на тесную связь логистики и маркетинга, т. е. деятельности по удовлетворению потребностей (продвижению продукции на рынок) и получению на этой основе прибыли.
Прямое взаимодействие существует между такими основными составляющими логистики и маркетинга, как продукт, место и цена (затраты). В частности, логистический менеджмент обычно напрямую влияет на формирование цены (ценообразование), что является одной из важнейших сфер интересов маркетинга.
Сделаем домашку
с вашим ребенком за 380 ₽
Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online
Основная логистическая концепция заключается в снижении общих затрат на транспортировку, складирование, грузопереработку, управление запасами и выполнение других логистических функций. Это, в свою очередь, позволяет снизить цену товара, усиливая, тем самым, эффективность маркетингового воздействия на рынок через повышение конкурентоспособности товара.
В сфере взаимного пересечения интересов логистики и маркетинга также находятся продуктовые характеристики, и, прежде всего, ассортимент продукции. Одной из важнейших задач маркетинга является расширение ассортимента. Но ее решение потребует применения других способов и оборудования для сортировки, погрузки-разгрузки, транспортировки, что, в свою очередь, отразится на уровне логистических издержек.
Требованиями маркетинга часто диктуется стремление дизайнеров фирмы к оригинальной упаковке. Но изменение важных с точки зрения маркетинга внешнего вида, привлекательности упаковки, объема нанесенной на ней информации должно быть согласована с важными с точки зрения логистики параметрами упаковки: габаритными размерами, формой, способностями защищать изделия и быть транспортируемой.
«Взаимодействие логистики с прочими сферами бизнеса» 👇
Взаимодействие логистики и маркетинга еще происходит по параметру «место». Ими совместно в основном решается вопрос выбора формы (мест) сбыта продукции: продавать товар оптовикам, или напрямую розничным торговцам.
Маркетинг лучшим решением считает продажу товара напрямую, поскольку в этом случае товар быстрее попадет на рынок.
Логистика лучшим решением считает продажу товара оптовикам, которые считаются более предсказуемыми партнерами — они закупают готовую продукцию большими партиями, по сравнению с розничными торговцами более стабильно размещают ее запасы в складских системах.
Взаимодействие логистики и производства
Вместе с маркетингом значимым является взаимодействие логистики с производственными процедурами (операционным менеджментом). Это взаимодействие необходимо рассматривать в нескольких аспектах.
Во-первых, логистика влияет на производство через предъявление и соблюдение требования о сокращении продолжительности производственного цикла. Во-вторых, во время сезонных колебаний спроса приходится находить баланс между объемами производства, сбыта и размерами запасов, доходами от продажи произведенных товаров и расходами на их обслуживание на этапе складирования. В-третьих, логистический подход обуславливает специфику производства упаковки, которая должна иметь защитные свойства для предохранения помещаемых в неё изделий от повреждения.
Ещё одна, не менее важная проблема взаимодействия логистика и производства на данном этапе экономического развития мирового сообщества связана с решением вопроса: производить или покупать? Существуют варианты организации полного цикла производства готовой продукции, начиная с обработки исходного сырья, или же приобретения отдельных комплектующих изделий и осуществления только их сборки в продукт, готовый для реализации конечному потребителю.
Логистика и другие сферы бизнеса
Логистике сейчас принадлежит значительный вклад в реализацию потребительского сервиса. Речь идет про предоставление и постоянное расширение услуг по доставке, пред- и послепродажному обслуживанию. Подобная деятельность называется логистическим сервисом.
Логистический подход к сервису предполагает создание эффективной системы сервисных услуг для потребителя, включая послепродажное обслуживание. Поэтому логистическому менеджменту современной фирмы вменяются следующие обязанности:
- обеспечение качества и надежности доставки (т.е. сохранности груза и его доставки в нужном количестве, в нужное место и в нужное время);
- страхование возможных рисков;
- обеспечение снабжения запасными частями;
- осуществление немедленного и безоговорочного возврата фирме-производителю некондиционного товара.
Фирма может успешно реализовать свою миссию (в том числе, в логистическом плане) при грамотном подходе к управлению персоналом. В частности, важно правильно подобрать и расставить кадры в высшем звене логистического менеджмента.
Логистика еще взаимодействует с инвестиционным и инновационным менеджментом. Так, инвестиции в инновации, т. е. вложение средств в передовые производственные технологии качественным образом изменяют процесс производства и все сопутствующие ему логистические виды деятельности (транспорт, складское хозяйство, управление запасами, грузопереработка, коммуникации, информационные технологии, и т. п.).
Логистика оказывает влияние на финансовый менеджмент фирмы. Это влияние проявляется, прежде всего, в повышении оборачиваемости капитала, что может быть реализовано через снижение запасов материальных ресурсов и готовой продукции и, следовательно, высвобождение финансовых средств.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Задачи оптимизации ресурсов и координации при управлении основными и сопутствующими потоками могут, конечно, решаться и в отдельно взятой сфере бизнеса (структурно выделенном подразделении) компании.
Однако полученные при этом результаты должны быть соотнесены с корпоративной целью и плановыми значениями ключевых показателей логистической стратегии фирмы, которые задают для каждой функциональной сферы бизнеса систему ограничений на используемые ресурсы и отчетные показатели (на бюджет, время исполнения заказа, показатели качества логистического сервиса и т.д.).
Оптимизация ресурсов, как основная задача логистики, в отдельно взятой функциональной сфере бизнеса компании без соотнесения с другими зачастую может дать отрицательный результат в контексте осуществления корпоративной стратегии.
Поэтому реализация логистического подхода в современном бизнесе связана не с оптимизацией показателей отдельных функциональных областей, но с оптимальными показателями функционирования всей системы. Другими словами, система не всегда функционирует оптимально, если все ее подсистемы функционируют оптимально и, наоборот, все подсистемы работают оптимально в случае оптимальной работы системы в целом.
С этим связано и функционирование функциональной области снабжения. Так как эта область является первой «на пути» входящего потока, то именно от эффективности ее функционирования зависит, в большой степени, эффективность функционирования последующих областей производства и распределения.
Сбой в работе снабжения может привести сначала к сбою в сфере производства, и далее в сфере распределения, а это повлечет за собой невыполнение обязательств, потерю продаж, а, в самом худшем случае, клиентов.
Однако между логистическими подсистемами существует и обратная связь. То есть, отделу снабжения, для реализации поставленных перед ним задач необходима информация, касающаяся потребности в сырье и материалах, топливе и энергии, товарах и услугах и пр., которую он получает из производственного отдела (функциональной области производства), который, в свою очередь, определяет потребность согласно планам производства, а они уже диктуются подсистемой распределения. Таким образом, обнаруживается тесное взаимодействие функциональных областей логистики с подсистемой снабжения в рамках единой логистической системы.
Логистика и маркетинг взаимодействуют в области сбыта продукции, логистика отвечает за распределение реализуемой продукции, а маркетинг занимается методами реализации продукции. Концепция маркетинга — «цена — продукт — продвижение — место». Логистический менеджмент имеет прямое отношение к ценовой категории бизнеса, потому что влияет на уровень производственных издержек (минимизирует их) и влияет на цену продукции.
Маркетинговая категория «продукт» непосредственно исследуется логистикой как продуктовые характеристики и особенности продукции, ассортимент. Ассортимент, определяемый маркетинговыми методами, влияет на структуру логистических цепей, количество посредников, выбор основного канала товаропродвижения, организацию грузоперевозок, складские операции и т.д.
Упаковка в маркетинге играет роль метода продвижения товар на рынок: чем привлекательнее упаковка, тем привлекательнее товар, метод рекламы, большое значение отдается внешнему виду упаковки. Для логистики упаковка — это метод защиты товара от порчи и повреждения в процессе транспортировки и погрузки. При этом важными являются габаритные размеры упаковки, надежность, сохраняемость, желательно полное использование объема.
С позиции «место» маркетинг решает вопрос, где реализо-вывать продукцию, а логистика относится к этой категории, решая проблему, кому реализовывать продукцию — оптовым или розничным посредникам или конечному потребителю.
Взаимодействие логистики и оперативного менеджмента обозначено при решении вопроса о персонале. Логистическая система не может функционировать без управления персоналом. Для развития нормальной логистической системы необходимо подобрать квалифицированные кадры, произвести расстановку, обучение, повышать квалификацию и организовать управление.
Логистика и инновационный и инвестиционный менеджмент, взаимодействуя, образуют область взаимных интересов в технической и технологической сферах. Внедрение новых технологий приводит к уменьшению длительности производственного цикла и совершенствованию готовой продукции, снижению количества отходов и т.д. Инвестирование средств информации, коммуникации и вычислительной техники приводит к принятию более эффективных решений.
Логистика и финансовый менеджмент взаимодействуют, решая вопросы об объеме и оборачиваемости оборотного капитала организации. Основную часть оборотного капитала составляют средства, вложенные в запасы производственных ресурсов на складах, поэтому логистика, управляя запасами, имеет прямое влияние на ускорение оборачиваемости капитала и высвобождения финансовых средств для вложения его в производство и обслуживание.
Логистическая концепция затрат (минимизация совокупных затрат) прямо относится к управлению финансами на предприятии, при этом делается акцент на поиск новых решений снижения затрат на всех стадиях производства.
Логистика связана с бухгалтерской отчетностью, эта связь позволяет проследить уровень затрат на каждом уровне производства и в совокупности. Взаимодействие бухучета и логистики позволяет учитывать, контролировать и анализировать финансовые потоки.
Управление качеством и система сервиса взаимодействуют с логистикой на этапе формирования внешних связей с клиентами. Качественную продукцию легче реализовать.
Логистика играет интегрирующую роль между многими сферами производства и составляет из них единую логистическую систему, которая рассматривает взаимоотношения между поставщиками, производителями и потребителями как единое целое во всех стадиях производства и реализации.