Инструменты государственного регулирования бизнеса

Под регулированием любой из систем понимается комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для корректировки данной системы. В разное время своего различия, различные типы экономических систем либо строились полностью полагаясь на государственное регулирование, либо полностью отрицали роль государства в экономическом развитии. Современные реалии говорят о том, что в некоторых сферах и областях данный инструмент является обязательным, но не отрицает существование частного бизнеса и партнерства с ним.

Государственное регулирование экономики

Государственное регулирование экономики – определение термина

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) — комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для приведения экономической системы в нужное состояние. Осуществляется ГРЭ путем воздействия на ценообразование, социальную сферу, эмиссионную политику, бюджетную политику, иные экономические показатели.

Жесткое ГРЭ присуще административному (командному) типу экономических систем, характеризующемуся плановыми показателями, централизацией, монополией на ресурсы и директивным установлением цен.

Для модели рыночной экономики присущи снижение регулирующей функции государства, она основана на праве частной собственности, рыночном ценообразовании и конкуренции.

Однако, приведение экономической модели к рыночному типу может характеризоваться шоковой терапией, резкими изменениями, иными негативными процессами. Также следует признать, что существуют изначально неприбыльные отрасли, но необходимые для экономики. В данной ситуации, возникает необходимость ГРЭ даже при рыночной модели.

Роль государства в экономике

Роль государства в экономике определяется следующими направлениями:

  • создание нормативно-правовых актов, регулирующих экономические, политические, социальные процессы;
  • проведение антимонопольного регулирования, что создает условия здоровой конкуренции между производителями и улучшает качество товаров и услуг;
  • распределение дохода путем регулирования налогообложения и выплат социальных пособий (пенсии, стипендии, декретные, больничные и пр.);
  • развитие научной деятельности;
  • контроль за использованием возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов, недр;
  • регулирование отраслевой структуры экономики;
  • проведение сдерживающей либо стимулирующей экономической политики;
  • контроль за важнейшими социально-экономическими показателями;
  • производство общественно необходимых благ.

Государственное регулирование экономики – цель, принципы и методы

Целью ГРЭ является обеспечение стабильного функционирования экономической системы в переходном периоде путем принятия определенных мер. Это могут быть меры законодательные, контрольные и иные. Они призваны помочь экономике приспособиться к изменяющимся условиям функционирования. Меры направляются на регулирование ресурсной базы, процесса производства, финансовых потоков.

Меры ГРЭ могут приниматься как на уровне федерации, так и локально.

Государственное регулирование экономики – цель, принципы и методы

Принципами ГРЭ являются:

  • Применять рыночные инструменты регулирования при наличии возможности их применения. Т.е. при прочих равных условиях, давать бизнесу возможности роста и развития, но при необходимости финансировать отрасли, непривлекательные для бизнеса.
  • Строить отношения с частным бизнесом на принципах государственно-частного партнёрства, исключая монополизацию отраслей и организаций.
  • Мероприятия ГРЭ должны быть направлены на поддержание стабильности экономического развития.
  • Осуществлять более жесткое ГРЭ в кризисные периоды, а также жестко контролировать сферу международных экономическо-политических отношений.
  • Обеспечение защищенности уязвимых групп населения путем перераспределения доходов.

Методы ГРЭ:

  • прямые;
  • косвенные.

Прямые методы ГРЭ характерны административной экономической модели, и предполагают директивные планы, ограничения, запретительные меры, обязательные к исполнению.

Косвенные методы характерны рыночной модели экономического развития, и задают только индикативные параметры («рамочные» условия). Они носят стимулирующий характер.

Воздействие различными методами с целью регулирования осуществляется на бюджетную политику, эмиссию денежных средств, распределение ресурсов.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Оцените страницу:

Уточните, почему:

не нашёл то, что искал

содержание не соответствует заголовку

информация сложно подана

другая причина

Расскажите, что вам не понравилось на странице:

Спасибо за отзыв, вы помогаете нам развиваться!

Особенности государственного регулирования бизнеса

Замечание 1

Государственное регулирование предпринимательской деятельности заключается в воздействии государства на все структуры бизнеса с помощью нормативно-правовых актов, правовых актов индивидуального регулирования. В этом процессе государство осуществляет контроль соблюдения требований законов предпринимателями и использования мер стимулирования и ответственности при нарушении требований.

Основной целью регулирования предпринимательства, которое производит государство, является обеспечение условий, необходимых для бесперебойной работы внутренней экономики, достижение постоянного участия предпринимателей – резидентов государства в мировом разделении труда. Деятельность направлена на извлечение выгод, оптимальных для осуществления бизнеса.

Любая страна занимается формированием своих целей и задач в сфере регулирования бизнеса. Каждая из них при этом стремится достичь их реализации всеми доступными методами и средствами, складывающимися на основе экономической ситуации в определенном государстве. Задачи стран могут подвергаться изменениям под влиянием изменений на международных рынках. В этом случае механизм регулирования может оставаться неизменным, так как он отработан в зависимости от особенностей того или иного государства.

С помощью своих механизмов в сфере регулирования бизнеса страна может решать несколько задач:

  • разрабатываются новые законы, законодательный контроль, обеспечивающий правовую защиту для субъектов предпринимательства;
  • растет эффективность производства, контроля государства за его осуществлением, включая минимизацию затрат;
  • умеренно снижается прямое вмешательство в работу предприятий промышленности, минимизируется бюрократический контроль;
  • обеспечиваются необходимые условия развития добросовестной и свободной конкуренции, развивается торговля на внутреннем и на внешнем рынке;
  • проводится правильная и справедливая налоговая, процентная и финансовая политика, которая способствует бюджетному и товарному равновесию, происходит контроль выпуска денег;
  • обеспечивается развитие экономики в текущий момент и анализируются перспективы ее развития;
  • проводится продуманная инвестиционная политика, что способствует НТП;
  • способствует накоплению капитала в долговременном периоде, снижается темп инфляции;
  • контролируется соблюдение трудового законодательства, рабочая сила передвигается открыто, создаются службы занятости, происходит контроль найма рабочих со стороны частных лиц, устанавливается оптимальный и минимальный размер оплаты труда;
  • реализуются меры по росту общественного благосостояния, уменьшается дифференциации населения по уровню дохода.

В число правовых форм воздействия государства на экономику необходимо включить нормативно-правовые акты и акты ненормативного характера (акты индивидуального регулирования, которые относятся к конкретному объекту).

Замечание 2

Рассматривая тему «государственное регулирование предпринимательской деятельности», важно обратить внимание на то, что сегодня его важнейшее направление представлено выпуском продукции и его эффективностью. Все больше регулированию подвергается не спрос товаров и услуг, а их предложение.

Основные задачи государства в данной сфере заключаются в осуществлении следующей деятельности:

  • рост конкурентоспособности российского товара и услуг, развитие экспорта и выход государства на международные рынки;
  • формирование точек роста с целью развития российского производства, совершенствование самых приоритетных промышленных отраслей, формирование организаций для экспорта;
  • изменение структуры производства, развитие новых отраслей производства, поддержка развитых отраслей и существующих отраслей, направленное на следование международным требованиям и стандартам, ориентацию отраслей на международную конъюнктуру, учитывая международной специализации;
  • создание новых источников сырья с целью возможности долговременного обеспечения процесса производства, включая гарантированное обеспечение компаний сырьем и топливом;
  • разработка политических мер краткосрочного и долгосрочного характера, касающихся контроля конъюнктуры, регулирования спроса и внешнеэкономических связей;
  • контроль процесса концентрации в ведущих производственных отраслях и сфере услуг;
  • разработка структур крупнейших организаций, включая укрепление их связей;
  • осуществление патентной политики.

Важнейший инструмент финансового регулирования бизнеса заключается также в предоставлении для предпринимателей субсидий и прямых кредитов от государства. Они выдаются для модернизации и развития производственного аппарата предприятий. Такие средства используются в том случае, когда частное предпринимательство не обладает возможностью вести последующий производственный процесс или выводить производство из состояния финансового кризиса. Большое развитие получили программы льготного кредитования и субсидирования отраслей, которые требуются для развития общества (гарантия займов, меры, касающиеся сдерживания роста экспортных цен, протекционистская политика защиты от зарубежных конкурентов).

Государство также осуществляет регулирование процентных ставок, которые установлены при выдаче кредитов частным предпринимателям. Это определяет большую свободу для бизнеса в выборе способов финансирования. Кроме этого государство формирует общие принципы проведения внешнеэкономической деятельности.

Рассмотрим критерии, которые разграничивают виды государственного регулирования предпринимательства.

  1. Уровень регулирования. По причине разграничения компетенции РФ и ее субъектов государственное регулирование экономики производится в масштабах всей территории страны, включая ее регионы. Так, федеральные налоги, которые устанавливает НК, являются обязательными к уплате на всей территории страны. Региональные налоги необходимо уплачивать только в пределах территории соответствующего субъекта РФ.
  2. Отношения государства (его органов), хозяйствующих субъектов и форма собственности, на основе которой работают предприятия. В соответствии с этим признаком различают регулирование в государственном секторе экономики и общее правовое регулирование.

Разработка и утверждение федеральных целевых программ, подлежащих финансированию с помощью средств федерального бюджета и оформляемых как приложения к закону о федеральном бюджете на очередной год, осуществляет Правительство РФ.

Оно же осуществляет разработку и утверждение прогнозного плана приватизации, утверждая показатели экономической эффективности организаций государства. Правительство РФ вправе использовать меры, касающиеся реорганизации унитарных предприятий и их ликвидации.

  1. Способы воздействия на действия хозяйствующих субъектов (прямое и косвенное регулирование).

Прямое регулирование производится с помощью предъявления предпринимателям обязательных требований, включенных в законы (например, правила ведения бухгалтерского и налогового учета) и предъявляемых как предписания, иные индивидуальные решения, принятые в отношении конкретных предпринимателей.

Особенности косвенного регулирования состоят в том, что государство добивается необходимого поведения от предпринимателей не посредством прямого властного воздействия под страхом использования санкций к нарушителю предписаний, а с помощью экономических методов и стимулов. Косвенные методы включают поддержку предпринимателей, в том числе субъектов малого предпринимательства (льготы в области налогов, налоговый кредит, поддержка государства в форме субсидий, субвенций, льготные кредиты за счет бюджетов разных уровней, государственные гарантии предпринимателям, которые получили кредиты в банке за реализацию инвестиционных проектов, скидки по арендной плате и др.).

  1. Виды деятельности. При осуществлении государственного регулирования необходим учет специфики вида деятельности определенных производств (примером могут быть особенности сельскохозяйственного производства, которое подвержено воздействию стихии; научно-техническая деятельность, которая по причине наличия риска требует поддержку государства и др.).
  2. Способ формирования правовых связей государства и предпринимателей. В соответствии с данным критерием следует разграничивать воздействие в пределах конкретного правоотношения. Состав публичной правоспособности хозяйствующих субъектов представляет не только права, но и обязанности соблюдения предъявляемых государством к предпринимателю требований. До тех пор пока нет нарушения запретов и ограничений, не происходит возникновение конкретного правоотношения. Правонарушение представляет собой основание проявления относительного правоотношения, где происходит реализация охранительной нормы предпринимательского права. Нормы-требования регулятивного характера реализуются напрямую в рамках правоотношений. Так, при наличии у предприятия имущества в виде основных фондов, оно должно уплачивать налог на имущество. Предприятия – юридические лица вне зависимости от финансовых результатов своей работы должны предоставить в установленном порядке бухгалтерскую и налоговую отчетность. Реализация этих обязанностей происходит в рамках конкретных правоотношений, возникающих для предпринимателя автоматически. Это обусловлено тем, что есть соответствующие обстоятельства (осуществление предпринимательской деятельности, события отчетного периода, обуславливающие возникновение обязанностей предоставить отчетность в налоговую службу и др.).

Кроме общих средств регулирования (норм права) выделяют специальные средства и инструменты регулирования, включая требования, устанавливающие количественные измерители работы предпринимателя:

  • нормы и нормативы (минимальная сумма установленного капитала хозяйственного общества, норматив достаточного количества собственных средств у лицензиата, предельные нормативы вредных веществ в воде, в продукции сельского хозяйства нормы шума, вибрации и прочих вредных воздействий на здоровье людей в условиях производства);
  • лимит (выброс загрязняющих веществ и др.);
  • ставки (ставка налога, пошлины, учетная ставка ЦБ РФ);
  • коэффициенты, которые могут быть повышающими и понижающими и использоваться в ходе регулирования цен государство (тарифы);
  • квота в виде количественного ограничителя (экспорт или импорт некоторых видов продукции);
  • резерв (минимальная сумма резервов, созданных под риски кредитных компании и устанавливаемых ЦБ РФ, минимальная сумма формируемого резервного фонда АО);
  • ПДС — предельно допустимые суммы (на случай повышения цен, расчетов наличностью между предприятиями, другие количественные ограничители и требования).
Замечание 3

Государственное регулирование предпринимательства может производиться на разных уровнях, включая федеральный, региональный (уровень субъектов РФ) и местный (муниципальный) уровень.

В ходе регулирования процессов производства на федеральном уровне, включая рассмотрение существующих и перспективных потребностей предпринимателей необходимо принимать к учету интересы регионов и субъектов, обеспечивая их согласованность. Здесь важно сформировать единый комплекс для работы организаций, развитие единой кадровой и научно-технической политики, разработка законодательных и нормативных актов с целью регулирования работы региональных рынков, формирование корпоративных организаций по важным правовым и организационным аспектам.

Региональные органы определяют связь между верховным (федеральным) и местным уровнем в административно-конституционном регулировании предпринимательской деятельности. Региональное регулирование концентрируется на удовлетворении текущих потребностей общества, прогнозировании перспективных потребностей и нужд производства в общем, включая интересы местной власти и региона. В этом случае они не противоречат федеральным законам, стремясь согласовывать все сферы деятельности.

Важная функция региональных органов заключается в анализе потребностей и деятельности организаций, информации о работе рынка, выпуске продукции и закупках потребительских товаров, планировании оборота готовых изделий, развитии торговли и производства, формировании научных методических консалтинговых центров, оказании поддержки муниципальным органам в разработке новых технологий и совершенствовании интеллектуального потенциала регионов.

На первой, самой низкой, ступени вертикального регулирования располагаются органы местного (муниципального) управления, которые напрямую воздействуют на процесс предпринимательской деятельности, максимально учитывая возможности местных рынков.

На этом же уровне организуется система бесприбыльного обслуживания потребностей региона, всех процессов торговли для возможного обеспечения общества всей необходимой продукцией и услугами. Такие меры осуществляются на основе норм, которые не должны вступать в противоречие с нормами государства и субъектов РФ, но учитывают местные интересы.

Система государственного регулирования бизнеса включает субъектов и объекты регулирования, в том числе связь между ними, цели и методы регулирования, этапы процесса регулирования.

Первичный субъект регулирования представлен государством. Предпринимательство в целом не обладает единым универсальным механизмом саморегулирования, позволяющим ему успешно работать в любой области. В любой экономической системе регулирование экономики производит государство.

Замечание 4

Определяющее значение государства в ходе стимулирования и регулирования предпринимательства является традиционным для нашей страны. Она всегда активно вмешивается в работу предпринимателей и никогда не выступает как сторонний наблюдатель или арбитр.

В российском правоведении в систему первичных субъектов государственного регулирования справедливо включают РФ и ее субъектов. Система вторичных субъектов включает органы власти государства, исполнительные органы, правосудие и прокуратуру.

Объект регулирования представлен предпринимательскими отношениями, на которые происходит воздействие. Рассматривая этот элемент, необходимо обратиться к классификации предпринимательских отношений, учитывая типы самого предпринимательства (производственное, коммерческое, финансовое, консультативное) и его подтипы, понимая, что структура правоотношения объясняет, почему часто говорится о предпринимателе в качестве объекта воздействия государства, хотя это и не совсем корректно.

Цель регулирования представляет собой ожидаемое, желаемое состояние объекта, которое необходимо достичь под воздействием субъекта регулирования.

Замечание 5

В качестве общего и частного различают цели и задачи. Цель включает общую модель, будущее состояние, выражая ориентацию в работе субъекта регулирования. С помощью задачи происходит опосредование движения целей в более конкретных рамках. Задача представляет собой форму материализации целей, определенную ступень для их достижения.

Формы, функции и методы государственного регулирования предпринимательства

В число форм государственного регулирования включена установка и использование правовых норм, осуществление организационных действий (оперативно-организаторской работы).

Часто в этот перечень включают и государственный контроль, который представляет собой не только форму, сколько вид государственного регулирования. Использование мер государственного принуждения можно включить во вторую форму или выделить как самостоятельную форму.

Иногда формами государственного регулирования можно назвать планирование, регулирование и контроль. Но общее не может совпасть с частями и своими элементом. В теории управления планирование и прогнозирование, включая разработку оперативных и долгосрочных программ, обеспечение их различными ресурсами, входят в общие функции регулирования.

К сожалению, сегодня не существует единого понимания методов регулирования. Тем не менее, большая часть правоведов определила методы регулирования в качестве способов целенаправленного воздействия субъекта на объекты. Методы представлены многообразными проявлениями непосредственно практической работы субъектов регулирования. Они способны выражать способы, приемы формирования и проведения регулятивных функций.

В соответствии с существенными свойствами проявления методы классифицируются на:

  • методы организации и методы деятельности;
  • правовые и неправовые;
  • властные, экономические, воспитательные («просветительские»), организационные;
  • методы принуждения и убеждения;
  • методы прямого и косвенного воздействия;
  • научные, эмпирические, экспериментальные и случайные;
  • специальные и общие;
  • регулирование, общее руководство, непосредственно управление;
  • тактические и стратегические.

Посредством экономических методов обеспечивается материальная заинтересованность предпринимателей, которая побуждает их действовать в необходимом направлении и достигать инициативного решения поставленных задач без наличия специальных указаний и распоряжений от субъекта регулирования. Они дают возможность выбирать тип поведения, являясь косвенными по своему воздействию.

С помощью просветительских методов происходит активное воздействие на психику людей. Это осуществляется посредством идеологических и материальных средств для поднятия их с уровня «объекта» до уровня «субъекта», достижения действенного и социально ориентированного восприятия ими действительности. Методы формируют правосознание, повышают правовую культуру, включая знания правовых норм, умение использовать предоставленные правом возможности, в первую очередь, в предпринимательстве.

Властные методы заключаются в непосредственном воздействии с помощью прямых обязывающих предписаний, которые основаны на силе принуждения государства. Их невыполнение влечет к юридической ответственности, поэтому их часто называют административными, административно-директивными.

Сущность организационных методов заключается в упорядочении структуры самого регулирования, включая функции и компетенцию всех структурных подразделений, информационных каналов обратной и прямой связи.

Функциональная и структурная составляющая, в том числе связь между ними, представляют собой структуру элементов, которые обеспечивают государственное регулирование: нормативное, финансовое, организационное и технологическое. Реализация элемента нормативного обеспечения происходит с помощью установления правовых норм. В элементе финансового обеспечения происходит управление субъектами государственного регулирования финансовыми потоками (формируется бюджет, дотации и трансферты государства). Здесь же происходит контроль их использования. Организационное обеспечение связано с областью оперативно-организаторской работы и с функциями государственного регулирования. Технологическое обеспечение состоит в разработке и утверждении стандартов, контроле предпринимательской деятельности.

Государственное регулирующее воздействие заключается в определенной последовательности действий, которые составляют этапы процесса регулирования. Здесь важно разделить функции и этапы регулирования. Первые из них могут характеризовать состав регулирования. Они представляют собой самостоятельные и обособленные виды или направления деятельности субъектов, что определяет цель. Их можно разделить на общие и специальные. Общие объективно есть в любых процессах регулирующего воздействия. Они характерны для любого субъекта государственного регулирования и включают:

  • составление прогнозов и планов (оперативные и долгосрочные программы, обеспечение их соответствующими ресурсами);
  • организация, где происходит формирование структуры регулятивной системы, определяются функциональные взаимосвязи;
  • руководство, включая формирование нормативов и правил, их координацию;
  • оперативное распорядительство;
  • контроль.

С помощью специальных функций происходит отражение специфических особенностей субъекта. Примером может быть специальный вид надзора, методическое и техническое руководство, технический контроль. Помимо этого можно выделить вспомогательные функции. Они напрямую не выражают регулирование, а необходимы для обслуживания этого процесса в составе общих и специальных функций. Примером может быть делопроизводство. На практике реализация функций регулирования происходит с помощью методов и форм государственного регулирования.

Замечание 6

Стадии государственного регулирования включают определенные действия, которые объективно требуются для реализации любой функции, отдельные стадии процесса осуществления этих функций, которые характеризуют последовательность действий в составе единого целого.

Можно выделить несколько стадий:

  • осуществление сбора, анализа и обобщения информации (применение по назначению прямой и обратной связи субъектов и объектов регулирования);
  • подготовку, разработку и принятие решения, установку норм, правил и основных направлений работы (работу системы государственного регулирования, статус участников отношений, которые связаны с предпринимательством и его регулированием);
  • исполнение решений, заключающееся в реализации норм при осуществлении взаимодействия, взаимоотношений между субъектами и объектами государственного регулирования (оперативное регулирование текущих связей, коррекция решений, распорядительство и др.);
  • контроль исполнения решений (проверка работы объекта в зависимости от целей регулирования).

Технология процесса регулирования представляет собой сочетание перечисленных стадий, которые последовательно сменяют друг друга в определенном порядке. В то же время каждый из этих этапов также включает набор последовательных связанных действий, которые в составе отдельных форм могут приобретать определенную специфику.

Особенности форм государственного регулирования

Как было отмечено выше, государственное регулирование бизнеса способно объединять прямые (административные) и косвенные (экономические) формы. В число форм прямого государственного регулирования необходимо включить государственную регистрацию, обязательства по уплате налогов и неналоговых платежей и их выполнение; получение лицензий, нормы природопользования, санитарии и гигиены и их соблюдение; ведение бухгалтерского учета, стандарты, сертификацию товаров и услуг, единство измерений, обеспечение качества и безопасности готовых изделий; соблюдение законов, касающихся защиты потребительских прав и др.

Что касается косвенных форм регулирования, то для них характерно предоставление льготного кредита, дотаций, субсидий, использование льготного режима налогообложения и др.

Определение 1

Налоги представляют собой взносы в виде обязательных безвозмездных платежей. Их установление производится законодательством. Для налогов предусмотрены определенные размеры и уплата в определенный срок.

Зачисление налогов осуществляется в бюджет определенного уровня, что отличает их от различных сборов, которые, хоть тоже зачисляются в бюджет, но должны применяться лишь в тех целях, ради которых происходило их взимание.

Определение 2

Дотации представляют собой суммы денег, которые государственный бюджет выделяет для преодоления отраслевых кризисов. Дотации могут быть предоставлены организациям, готовые изделия которых обладают социальным, народнохозяйственным или оборонным значением, а издержки по их выпуску делают производство нерентабельным.

С помощью дотаций государство может поддерживать относительно низкую цену на некоторые виды продукции.

За годы реформ страна предпринимала усилия для становления, поддержки и развития малого предпринимательства. В этой сфере основные составляющие государственного регулирования включают:

  • инфраструктуру поддержки и развития малого бизнеса;
  • льготные условия использования государственных ресурсов, включая финансовые, материально-технические и информационные, научно-технических разработок и технологий;
  • учреждение порядка регистрации для субъектов малого бизнеса, выдачу лицензий на их деятельности, сертификацию их товаров, предоставление статистической и бухгалтерской отчетности;
  • поддержку внешнеэкономической деятельности субъектов малого бизнеса, включая содействие развитию их связей с зарубежными странами в разных сферах;
  • организацию подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала для малого предпринимательства.

Важная мера государственной поддержки представляет собой государственные гарантии выпуска и сбыта. Правительство нашей страны и органы исполнительной власти ее субъектов резервируют определенную долю заказов по выпуску некоторых видов продукции, товаров и услуг. Они предназначаются для государственных нужд, размещаются среди субъектов малого бизнеса.

По причине своих малых возможностей субъектам бизнеса необходима тесная взаимосвязь и взаимодействие с подобными компаниями. В этом случае неоценимой является поддержка государства.

Замечание 7

Органы власти должны помогать организовывать союзы (ассоциации) субъектов малого бизнеса, которые создаются в установленном порядке в качестве общественных объединений для обеспечения самых благоприятных условий для развития малого бизнеса, включая защиту добросовестной конкуренции и его интересов в органах государственной власти.

Существует несколько видов прямого контроля государства:

  • размещение и строительство организаций;
  • контроль бизнеса, который основан на финансовом участии и финансовой помощи;
  • экологический контроль бизнеса;
  • санитарный контроль;
  • пожарный контроль, который устанавливается специальными органами МВД;
  • контроль качества товаров, пищевых продуктов и медикаментов;
  • контроль выдачи лицензий;
  • социальное и трудовое законодательство;
  • контроль деятельности монополий;
  • контроль цен.

В целом государственный прямой контроль бизнеса является обширным и оправданным. Это обусловлено тем, что он способен затрагивать жизненно важные интересы общества. В этой области открыто большое поле деятельности для юристов и экономистов. Тем не менее, централизованное государственное управление и регулирование предпринимательской деятельности зачастую противоречит процессам саморегулирования рынка и показывает неэффективность. Любая современная социально-экономическая система, в основе которой лежит самостоятельное формирование бизнес-процессов, постепенно может разрушать иерархию структуры государственного контроля. Это происходит, если он не учитывает и не касается интересов предпринимательских структур.

Роль государства в экономике

Если нравится — подписывайтесь на телеграм-канал Бробанк.ру и не пропускайте новости

Эксперт в области финансовой грамотности и инвестиций. Образование высшее экономическое. Опыт работы в банке – более 15 лет. Регулярно повышает квалификацию и проходит курсы по финансам и инвестициям, что подтверждено сертификатами Банка России, Ассоциации Развития Финансовой Грамотности, Нетологии и других образовательных платформ. Сотрудничает со Сравни.ру, Тинькофф Инвестиции, ГПБ Инвестиции и другими финансовыми изданиями. treskova@brobank.ru
Открыть профиль

Как правило, роль государства сильнее всего проявляется в периоды нестабильности и кризиса. Однако даже в стабильные периоды власть применяет разные методы и инструменты для сохранения устойчивости. Какие цели, задачи и функции у государства, расскажет специалист сервиса Бробанк.

  1. Что такое госрегулирование в экономике страны

  2. Какие функции и цели госрегулирования экономики

  3. Какие методы использует государство при регулировании экономикой

  4. Фискальная политика

  5. Денежно-кредитная политика

  6. Какие инструменты применяет власть для поддержания стабильности в стране

  7. Какие последствия

Что такое госрегулирование в экономике страны

Госрегулирование в экономике — это целый комплекс мер, путей и методов, которые помогают направлять экономическое развитие страны в заданном русле. Власти действуют через ценообразование, социальную сферу, эмиссионные механизмы, фискальную политику и многие другие экономические рычаги.

Жесткую государственную политику используют при командных экономических системах. Для них характерны плановый режим, централизация, монополизация ресурсов и директивное, а не рыночное, установление цен на товары и услуги. Перестройка экономики с плановой на рыночную сопровождается сложными макроэкономическими процессами.

В переходный период роль государства может усилиться или наоборот, свестись к минимуму. Второй вариант возможен в двух случаях:

  • власть целенаправленно уменьшает степень влияния, чтобы рынок сам постепенно пришел к равновесию;
  • власть утратила возможность управления процессом — законы в стране не соблюдаются, решения не исполняются, наступает кризис.

При рыночной экономике цена формируется исходя из двух показателей: спроса и предложения

При рыночной экономике роль государства менее ощутима, чем при командной. Цены в стране формируются под влиянием законов спроса и предложения. Если предложения мало, а спрос высокий, цены растут. Однако это при благоприятных условиях стимулирует производителей и наблюдается экономический рост.

При развитой рыночной экономике хорошо развита конкуренция и, как правило, есть право на частную собственность. Хотя при таком укладе власть меньше влияет на рынок, ее наличие и участие остается весомым для сохранения социального равновесия в стране. Главная роль у государства — перераспределение доходов и стабильное функционирование всех отраслей экономики для всех слоев населения.

Госуправление необходимо при любом типе экономической системы в стране — командной, рыночной или смешанной. Как минимум для установления ориентиров по темпам роста ВВП, уровню инфляции, контроля денежной массы на внутреннем рынке, поддержания стабильного валютного курса и многих других макроэкономических показателей.

Какие функции и цели госрегулирования экономики

Главные цели государственного регулирования в экономике:

  • соблюдение экономической стабильности и создание условий для экономического роста и повышения эффективности;
  • обеспечение экономической безопасности;
  • предотвращение экономических кризисов;
  • контроль уровня инфляции;
  • создание условий для полной занятости населения.

Основные функции государственной власти в экономике страны:

  • сбор и публикация достоверной информации;
  • помощь социально незащищенным слоям населения;
  • контроль качества товаров и услуг;
  • перераспределение денежных потоков;
  • формирование бюджетной политики и ее соблюдение;
  • установление правил внешнеэкономической политики;
  • введение стимулирующих или сдерживающих мер в зависимости от спада или роста экономики;
  • стандартизация процессов и методов контроля;
  • сохранение конкуренции и борьба с монополизацией рынков;
  • разработка законодательства в сфере экономики и права;
  • регуляция и контроль денег в экономике;
  • создание общественно необходимых благ.

В современных социально-экономических условиях рынок не обеспечивает справедливого распределения доходов. Поэтому именно государство берет на себя:

  • заботу об инвалидах, стариках и других социально-уязвимых категориях граждан;
  • гарантии по трудоустройству, предпринимая меры для предотвращения массовой безработицы;
  • развитие науки, так как для бизнесменов такие вложения могут показаться слишком рискованными, дорогими и долгое время не приносить доходов.

То есть государственная власть в целом стремится к соблюдению социально-экономических и политических принципов внутри страны.

Какие методы использует государство при регулировании экономикой

Государство использует разные методы в процессе регулирования экономики:

  1. Правовые — это любая законодательная деятельность, которая связана с экономическими процессами. Например, антимонопольное законодательство, право на частную собственность, защита малого и среднего бизнеса, защита прав потребителей, трудовое законодательство и многие другие законы, постановления и подзаконные акты.
  2. Административные — это прямое вмешательство власти в производственные процессы в стране. Это могут быть квоты, лицензирование, госстандарты качества или госзаказы.

Государство применяет фискальную и монетарную политику для выполнения актуальных экономических задач

Для достижения своих экономических задач и целей государство использует:

  • фискальную политику. Ее проводит правительство страны. В РФ — это Минфин и налоговая служба;
  • монетарную или денежно-кредитную политику. Ее разрабатывает и внедряет главный финансовый регулятор страны или центробанк. В РФ — это Банк России.

Оба направления взаимосвязаны и взаимозависимы, но степень их гибкости и скорость влияния на экономику отличаются.

Фискальная политика

Фискальная политика направлена на государственное регулирование экономики с помощью государственных расходов, налогов, сборов и пошлин. Если власти хотят простимулировать экономику, в стране:

  • увеличивают расходы бюджета, например, выделяют субсидии;
  • снижают сумму поступлений в доходную часть, например, снижают налоги.

Это приводит к тому, что у производителей и населения появляется больше денег, которые они могут потратить на покупку товаров и услуг. В итоге наступает экономический рост.

Государству сложнее влиять на экономику через налоги, так как их заранее анонсируют и просчитывают. Это не самый удобный инструмент. Поэтому гораздо чаще власть выбирает другой путь влияния — государственные расходы. Они включают пособия, пенсии, субсидии, расходы на здравоохранение, образование, целевую помощь компаниям из некоторых отраслей производства.

Госрасходы — это более гибкий и точечный инструмент государственного управления. Можно оказать разовую поддержку тем отраслям, которые попали в сложную экономическую ситуацию, или ввести временные пособия семьям с детьми. Как правило, госрасходы растут в период экономического спада и снижаются, когда экономика растет.

Фискальная политика ограничена размером государственного долга. Если власти будут постоянно субсидировать и дотировать всех, кому трудно справляться с кризисом — это увеличит долги государства. При росте государственного долга вырастут и расходы на его обслуживание. Поэтому размер государственного долга — это значимый показатель при формировании бюджета и последующем перераспределении доходов и расходов.

Денежно-кредитная политика

Монетарная политика не менее значима для экономики и стабильности страны. За счет объема денежной массы власть регулирует курс национальной валюты, инфляцию и темпы экономического развития. Также как и фискальная, денежно-кредитная политика может приводить к стабилизации или, наоборот, к кризису, если ориентиры или инструменты были подобраны неверно.

Центробанк реализует денежно-кредитную политику через:

  • операции на открытом рынке — это покупка-продажа государственных ценных бумаг — облигации федерального займа и еврооблигации. Государство продает или покупает свои ценные бумаги и тем самым влияет на объем денежной массы, которая находится в обращении;
  • обязательные резервы — это средства коммерческих банков, которые выступают своеобразной гарантией по обязательствам банка перед его клиентами. Такие резервы — это неприкосновенный запас. Банки не могут использовать эти деньги для своих коммерческих целей;
  • ключевую ставку — это ставка Центробанка, по которой он кредитует коммерческие банки, а также принимает от них деньги на вклады.

Операции на открытом рынке являются средством регулирования денежного предложения в стране

Самый эффективный способ влияния на экономику страны — операции на открытом рынке. Через них государство может изъять и влить большой объем денег. Самый медленный путь влияния через ключевую ставку. Как правило, эффект от ее снижения или поднятия наступает не раньше, чем через 3-5 месяцев, после того как Центробанк примет решение и озвучит его.

Какие инструменты применяет власть для поддержания стабильности в стране

Основные инструменты воздействия государства на экономику страны:

  • налоги — за счет налоговых ставок государство воздействует на экономику — замедляет или ускоряет развитие;
  • инвестиции — чаще всего предполагает прямое вложение средств государства в какую-то определенную отрасль экономики;
  • дотации — обычно это суммы из бюджета, которые выделяют для преодоления кризиса и сохранения приемлемого уровня цен на социально-значимые категории товаров и услуг;
  • ключевая ставка — ставка Центробанка, от которой зависит под какой процент бизнес и население смогут получить кредиты и разместить вклады;
  • регулирование цен — это политика государства для сдерживания цен на социально-значимые группы товаров. В странах с рыночной экономикой может не встречаться в классическом виде. В РФ предельные цены на некоторые группы товаров правительство устанавливает по ПП №530 от 15 июля 2010 года.

Кроме перечисленных государство может использовать радикальные и функциональные инструменты контроля. Радикальные:

  1. Денежная реформа. К ней прибегают, если в стране наблюдается гиперинфляция в сотни или миллионы процентов. Национальная валюта обесценивается с такой скоростью, что деньги вообще теряют какую-либо ценность и утрачивают свою основную функцию, как средство платежа. Население и бизнес предпочитают хранить накопления в других валютах или приходят к бартерному обмену. Наступает глубокий финансовый кризис. Государство принимает решение изъять старые деньги и ввести новые. Денежную реформу применяют только в крайних случаях.
  2. Либерализация цен. Применяют при смене одного экономического режима на другой, обычно при переходе с командной экономики на рыночную. Государство перестает контролировать цены на товары и услуги, и они приходят к равновесию только на основе спроса и предложения.

Функциональные инструменты государственного контроля — это:

  • регулирование операций коммерческих банков на фондовом рынке, например, введение ограничений по покупке ценных бумаг;
  • лимиты на объем выдаваемых потребительских кредитов, например, за счет увеличения обязательных резервов, которые должны оставаться в Центробанке;
  • сокращение объема кредитования бизнеса. Обычно такие ограничения носят рекомендательный характер, но большинство коммерческих банков могут им последовать, что создаст эффект удорожания кредитных денег для производителей.

Государство влияет не только на внутреннюю, но и на внешнеэкономическую деятельность через торговое и валютное регулирование. Например, вводит квоты, таможенные пошлины, субсидии налоги и другие заградительные или поощрительные методы, в зависимости от потребностей страны.

Так, например, для защиты отечественных производителей могут вводить заградительные таможенные пошлины и квоты, тогда импортерам становится невыгодно ввозить свои товары. А если внутренние потребности в каком-то товаре или сырье не удовлетворены, ограничения могут снимать, тогда в страну приходят импортеры.

Государство может поддержать отечественных производителей с помощью введения таможенных пошлин и квот

Какие последствия

Все методы и инструменты государственной экономической политики тесно взаимосвязаны. Решение в одной сфере обязательно скажется и на других. То есть изменение ставки налогов обязательно отразится на государственном бюджете и объеме денежной массы, которая находится в обращении.

Изменения в фискальной и денежно-кредитной политике повлияют на инвестиции, уровень занятости и доходов, объем производства и размеры чистого экспорта. Ни один из рычагов госполитики не удастся применить в отрыве от других.

Комментарии: 0

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как вернуть деньги за мрт через страховую компанию
  • Как вернуть лизинговый автомобиль компании обратно
  • Как взаимодействовать с управляющей компанией дома
  • Как взять в аренду землю у государства для бизнеса
  • Как взять на развитие бизнеса денег от государства