Когда при приобретении работ и услуг НДС исчисляется налоговым агентом?
Налоговый агент по НДС обязан исчислить, удержать и уплатить в бюджет налог на добавленную стоимость (п.4 ст.173 НК РФ). Обязанности налоговых агентов возникают даже у неплательщиков НДС, например, у ИП или организаций, применяющих УСН (п.2 ст.161 НК РФ)!
По общему правилу, для возникновения таких обязанностей должны выполняться одновременно два условия (п.1 ст.161 НК РФ):
Условие 1. Местом реализации таких услуг (работ) является территория РФ;
Условие 2. Иностранные лица НЕ состоят на учете в налоговых органах ИЛИ состоят на учете только в связи с:
- нахождением на территории Российской Федерации принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств;
- с открытием счета в банке.
А также, если иностранная организация, состоит на учете в налоговых органах по месту нахождения ее обособленных подразделений на территории Российской Федерации (за исключением осуществления реализации товаров (работ, услуг) через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории Российской Федерации).
Таким образом, российская организация или ИП должны выполнять обязанности налогового агента по НДС, если иностранная компания вообще не стоит на учете в налоговой инспекции, или состоит, но только потому, что у нее на территории России есть недвижимость, зарегистрированное транспортное средство, открыт расчетный счет, или если договор на выполнение работ (оказание услуг) или реализацию товаров заключен с иностранной компанией, имеющей подразделение на территории России, но в выполнении этого договора обособленное подразделение не принимает участие.
Но электронные услуги, указанные в п.1 ст.174.2 НК РФ и приобретаемые у иностранных компаний, составляют исключение из этого правила (п.2 ст.161 НК РФ).
Напомним, что до 1 октября 2022 года иностранные компании, оказывающие электронные услуги, должны были встать на учет в ФНС через «Личный кабинет» в соответствии с п.4.6 ст. 83 НК РФ и уплачивать НДС по электронным услугам самостоятельно в российский бюджет. Но с 1 октября 2022 года такая обязанность для иностранных компаний, реализующих услуги в электронной форме, в т.ч. для иностранных посредников с участием в расчетах, предусмотрена только, если они оказывают электронные услуги физическим лицам (НЕ ИП) (п.2 ст.161 и п.3 ст.174.2 НК РФ в ред. Закона N 323-ФЗ, новый п.10.1 ст.174.2 НК РФ).
ФНС и Минфин разъясняют, что при приобретении электронных услуг у иностранных компаний российские организации или ИП должны выполнять обязанности налогового агента по НДС, даже если иностранная компания зарегистрирована в ФНС, как компания, оказывающая услуги в электронной форме (Письмо Минфина России от 25.11.2022 г. N 03-07-08/115422). И только при приобретении «иных услуг» (не электронных) у иностранных организаций, которые зарегистрированы в качестве плательщиков НДС по электронным услугам в соответствии с п.4.6 ст. 83 НК РФ, покупатель вправе самостоятельно исчислять, удерживать и уплачивать НДС в бюджет РФ с учетом подхода, изложенного в письмах ФНС России от 24.04.2019 N СД-4-3/7937 и от 30.03.2022 N СД-4-3/3807@, т.е. выполнить обязанности налогового агента добровольно (Письмо ФНС России от 08.08. 2022 г. N СД-4-3/10308@).
Иными словами, при приобретении электронных услуг у иностранных компаний для возникновения обязанностей налогового агента по НДС должно выполняться условие № 2 или иностранная компания должна стоять на учете в соответствии с пп.4.6 ст.83 НК РФ.
Аналогичные выводы следуют из обновленного порядка заполнения декларации по НДС (п.37.3 Порядка заполнения налоговой декларации по НДС в ред. Приказа ФНС от 12.12.2022 г. N ЕД-73/1191@).
Не все услуги, оказываемые через Интернет, относятся к электронным услугам. Перечень электронных услуг закрытый и он приведен в п.1 ст.174.2 НК РФ. Там же приведены услуги, которые не относятся к электронным.
Например, передача прав на использование программы ЭВМ через сеть «Интернет», в том числе путем предоставления удаленного доступа к ней относится к электронным услугам. А реализация (передача прав на использование) программ на материальных носителях (например, на «флешке») к электронным услугам не относится.
Также хотим обратить особое внимание, что российская организация (или ИП), приобретающая услуги (работы) у иностранных партнеров должна исполнять обязанности налогового агента по НДС, только в том случае, если местом реализации услуг (работ) является территория РФ.
Как определить место реализации услуг (работ)?
Чтобы определить место реализации правильно, необходимо разобраться, каким документом пользоваться. А это зависит от того, с налогоплательщиком какого государства заключен договор.
Если партнером российской организации или ИП является налогоплательщик государств — членов ЕАЭС (Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия), то место реализации услуг (работ) нужно определить в соответствии с Приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее — Протокол), поскольку международные договоры имеют приоритет перед нормами НК РФ (ст.7 НК РФ).
В остальных случаях заключения договоров с иностранными партнерами место реализации услуг (работ) определяется в соответствии со ст.148 НК РФ.
Место реализации услуг зависит от вида оказываемых услуг (выполнения работ).
Приведем несколько примеров определения места реализации услуг (работ) для целей НДС.
Услуги, связанные с недвижимостью
Место реализации услуг, связанных с недвижимостью (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов) определяется по месту ее нахождения.
Иными словами, если иностранная организация выполняет строительно-монтажные работы по строительству недвижимости на территории иностранного государства или сдает в аренду недвижимость, находящуюся за рубежом, то территория РФ не является местом реализации таких услуг, а значит российский заказчик или арендатор не является налоговым агентом по НДС (пп.1 п.1 и пп.1 п. 1.1 ст.148 НК РФ, п.2 и пп.1 п.29 Протокола).
Услуги, связанные с движимым имуществом
Место реализации услуг, связанных с движимым имуществом (в частности, монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт и техническое обслуживание) определяется по месту нахождения имущества. Так, если, например, иностранная компания осуществляет ремонт оборудования (движимого имущества), находящегося на территории иностранного государства, то территория РФ не является местом реализации таких работ (пп.2 п.1.1 ст.148 НК РФ, пп. 2 п.29 Протокола).
Но если для ремонта оборудования специалисты иностранной компании выезжают к российскому клиенту и производят ремонт на территории РФ — у российского заказчика возникают обязанности налогового агента по НДС, поскольку местом реализации таких услуг будет территория РФ (пп.2 п.1 ст.148 НК РФ, пп. 2 п.29 Протокола).
Услуги в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта
Если фактически услуги оказываются на территории РФ, то местом их реализации является РФ (пп. 3 п.1 ст.148 НК РФ, пп.3 п.29 Протокола). И наоборот. Например, при проведении обучения за рубежом у российского покупателя обязанностей налогового агента по НДС не возникает.
Услуги иностранного перевозчика (НЕ налогоплательщика ЕАЭС)
Местом реализации таких услуг будет являться территория РФ только в случае, если пункт отправления и пункт назначения находятся на территории РФ, т. е. если с иностранным перевозчиком заключен договор на перевозку груза по территории РФ. Исключение составляют услуги по перевозке пассажиров и багажа, оказываемых иностранными лицами не через постоянное представительство этого иностранного лица (пп.4.1 п.1, пп.5 п.1.1 ст.148 НК РФ).
Но если договор перевозки заключен с налогоплательщиком государства — члена ЕАЭС, местом реализации будет считаться территория этого государства ЕАЭС. Т. е. заключая договор на перевозку грузов с налогоплательщиком Беларуси, Казахстана, Армении или Киргизии, российская организация не должна исполнять обязанности налогового агента по НДС, независимо от маршрута пути такого перевозчика (пп.5 п.29 Протокола).
Услуги иностранных посредников (агентов, комиссионеров)
Территория РФ не является местом реализации услуг иностранных посредников, реализующих или оказывающих содействие в реализации товаров (работ, услуг) российских компаний или ИП (п.2 ст.148 НК РФ, пп.5 п.29 Протокола), а также посредников НЕ из ЕАЭС, приобретающих для российского комитента или принципала товары (работы, услуги) от своего имени (п.2 ст.148 НК РФ). Соответственно при приобретении таких услуг российский комитент или принципал не будет исполнять обязанности налогового агента по НДС.
Место реализации многих услуг (работ) определяется «по покупателю», т. е. местом их реализации является территория РФ, если покупатель — российский налогоплательщик. Так, российская организация или ИП станет налоговым агентом по НДС, если приобретает у иностранной компании услуги по передаче, и предоставлению патентов и лицензий, консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, маркетинговые услуги, услуги по обработке информации (пп.4 п.1 ст.148 НК РФ и пп.4 п. 29 Протокола).
Также «по покупателю» определяется место реализации услуг по передаче прав на программы ЭВМ (пп.4 п.1 и п.2 ст.148 НК РФ и пп.4 п. 29 Протокола). Т. е. если российская организация или ИП приобретает у иностранной компании права на программы ЭВМ, местом реализации таких услуг является территория РФ.
Место реализации электронных услуг, указанных в п.1 ст.174.2 НК РФ и оказываемых иностранными лицами из стран «дальнего зарубежья» (НЕ из стран ЕАЭС), также определяется «по покупателю» (пп.4 п.1 и пп.4 п.1.1 ст.148 НК РФ). Соответственно при приобретении электронных услуг российскими ИП или организациями, местом их реализации является территория РФ.
Но при работе с партнерами из ЕАЭС для определения места реализации услуг, оказываемых через Интернет, нужно определить место реализации таких услуг (работ) в соответствии с Протоколом. В нем нет понятия «электронные услуги», поэтому нужно смотреть наименование услуг (работ), независимо от того, как они оказываются.
Например, местом реализации услуг по администрированию сайтов в Интернет, оказываемых организациями или ИП из стран ЕАЭС, территория РФ не является (пп.5 п.29 Протокола). Поэтому российский покупатель не является налоговым агентом и российский НДС не уплачивается. Но местом оказания рекламных услуг, в т.ч. через Интернет, приобретаемых российскими покупателями у налогоплательщиков ЕАЭС, будет территория РФ (пп.4 п.29 Протокола) и такие услуги в соответствии с п.1 ст.174.2 НК РФ относятся к услугам в электронной форме.
Если местом реализации услуг является территория РФ и компания, зарегистрированная в государстве-ЕАЭС, стоит на учете в ФНС, например, как плательщик НДС по электронным услугам, оказываемым физическим лицам на территории РФ (п.4.6 ст.83 НК РФ), то нужно определить принадлежность этих услуг к электронным услугам, указанным в п.1 ст.174.2 НК РФ. Если они названы в п.1 ст.174.2 НК РФ, то российский покупатель (организация или ИП) должна выполнить обязанности налогового агента по НДС. А если НЕ названы, то обязанность по уплате НДС лежит на самой иностранной компании, но, как уже говорилось, российский покупатель может выполнить обязанности налогового агента добровольно.
Если местом реализации услуг (работ), оказываемых компанией или ИП из ЕАЭС, является территория РФ и они НЕ зарегистрированы в налоговых органах РФ, то покупатели таких услуг (работ) должны выполнять обязанности налогового агента по НДС, независимо от того, относятся ли оказываемые услуги (работы) к электронным услугам.
В случае, если иностранная организация выполняет (оказывает) несколько видов работ (услуг) и реализация одних работ (услуг) носит вспомогательный характер по отношению к реализации других работ (услуг), местом реализации вспомогательных работ (услуг) признается место реализации основных работ (услуг) (п.3 ст.148 НК РФ, п.33 Протокола).
Документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг), являются (п.4 ст.148 НК РФ, п.30 Протокола):
- контракт, заключенный с иностранным лицом;
- документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).
Как налоговому агенту исчислить и уплатить НДС?
Когда платить?
При приобретении работ или услуг налоговый агент должен исчислить НДС при перечислении денег иностранной компании (Письмо Минфина России от 21.01.2015 N 03-07-08/1467, Письмо ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/634), т. е.:
- при перечислении предварительной оплаты или
- при оплате уже оказанных услуг (выполненных работ).
Если работы выполнены (услуги оказаны), но расчеты с иностранным исполнителем еще не произведены, то налоговой базы по НДС у налогового агента не возникает. Минфин РФ разъясняет, что уплачивать «агентский» НДС в бюджет до момента выплаты (перечисления) денежных средств иностранному лицу не следует (Письмо Минфина России от 07.12.2018 г. N 03-07-08/88932).
До 1 января 2023 года исчисленный и удержанный НДС налоговый агент, приобретающий услуги (работы), должен был перечислить в бюджет одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств иностранным партнерам. Причем банк, обслуживающий налогового агента, не вправе был переводить деньги «иностранцу», если налоговый агент не представил в банк также поручение на уплату налога с открытого в этом банке счета при достаточности денежных средств для уплаты всей суммы налога (п.4 ст.174 НК РФ в ред. До 01.01.2023 г.).
Но с 1 января 2023 года сроки перечисления «агентского» НДС изменены. Он перечисляется в общеустановленном порядке в составе единого налогового платежа: по 1/3 от исчисленной суммы НДС не позднее 28-го числа каждого месяца, следующего за прошедшим кварталом (п.1 ст.174 НК РФ).
Как исчислить?
Налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих услуг с учетом российского НДС (п.1 ст.161 НК РФ). Ставка НДС — 20/120 (п.4 ст.164 НК РФ).
Как правило, иностранные компании не включают в стоимость своих услуг (работ) сумму российского НДС, делая оговорку, что их стоимость не включает косвенные налоги, уплачиваемые в соответствии с законодательством РФ. В этом случае, чтобы определить налоговую базу по НДС налоговому агенту нужно увеличить стоимость, указанную в договоре на сумму НДС, т. е. начислить 20% сверх стоимости услуг (работ).
Также можно поступить, если о российском НДС (косвенном налоге) вообще нет упоминания в иностранном контракте (Письма Минфина России от 25.11.2022 г. N 03-07-08/115422, от 23.07.2021 г. N 03-07-14/59243, от 13.04.2016 N 03-07-08/21231, от 05.06.2013 N 03-03-06/2/20797, от 08.09.2011 N 03-07-08/276, Постановление Президиума ВАС РФ от 03.04.2012 N 15483/11).
Пример: в договоре установлено, что стоимость услуг составляет 100 евро без учета НДС. В таком случае сумма дохода от реализации, с которой налоговому агенту придется удержать НДС, составит 120 евро (100 евро + 100 евро x 20%).
Если расчеты с иностранной компанией производятся в иностранной валюте, налоговую базу по НДС в рублях нужно определить по курсу ЦБ РФ, действующему на дату оплаты услуг, работ (на дату фактического осуществления расходов) (п. 3 ст. 153 НК РФ, Письмо Минфина России от 07.12.2018 г. N 03-07-08/88932, от 21.01.2015 N 03-07-08/1467).
Налоговый агент по НДС при исчислении налога должен составить счет-фактуру с учетом требований пп. 5 и 6 ст. 169 НК РФ (абз. 2 п. 3 ст. 168 НК РФ). Несмотря на то, что срок выставления счета-фактуры для налогового агента нормами НК РФ не установлен, сделать это лучше в течение пяти календарных дней считая со дня перечисления денег иностранному партнеру (предварительной оплаты или оплаты принятых на учет услуг (работ).
Так считают налоговые органы (Письмо ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/634@ — данный документ размещен на официальном сайте ФНС России в разделе «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами»).
При приобретении работ и услуг в «агентском» счете-фактуре нужно указать:
- в строках 2 и 2а — полное или сокращенное наименование и место нахождения иностранца-продавца согласно договору, заключенному с иностранным контрагентом (абз. 2 пп. «в», абз. 2 пп. «г» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры);
- в строке 2б (ИНН/КПП продавца) можно поставить прочерк (абз. 2 пп. «д» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры).
- в строке 5, по мнению автора, с 1 января 2023 года следует указывать номер и дату «платежки» на перечисление оплаты «иностранцу». Ранее указывали реквизиты «платежки» на перечисление НДС в бюджет. Но как уже говорилось, сроки перечисления удержанного налога для «иностранных агентов», приобретающих работы и услуги изменены и формально данное требование утратило силу (пп. «з» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (далее Правила заполнения счета-фактуры и Постановление N 1137 соответственно). Вероятно, в ближайшее время в Правила заполнения счетов-фактур тоже внесут уточнения.
Остальные показатели счетов-фактур заполняются в обычном порядке. Единственное, что еще необходимо помнить — ставка НДС у налоговых агентов 20/120. Поэтому если российский покупатель-налоговый агент самостоятельно рассчитал налоговую базу по НДС, добавив сверх стоимости услуг 20%, в графе 7 счета-фактуры нужно указать расчетную налоговую ставку 20/120 (п. 4 ст. 164 НК РФ), а в графе 9 — стоимость услуг с учетом НДС. В графе 5 указывают стоимость оплаченных услуг без учета НДС (разность граф 9 и (см. также письмо ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/634@).
Выставленный счет-фактуру нужно зарегистрировать в книге продаж, в том квартале, когда возникла обязанность по уплате НДС (т. е. в квартале перечисления денег иностранному партнеру), независимо от даты его выставления (пп. 2 п.3 и п. 15 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением N 1137). При заполнении книги продаж в графе 2 «Код вида операции» нужно указать код «06» (Приказ ФНС России от 14.03.2016 N ММВ-7-3/136@).
Как налоговому агенту учесть исчисленный НДС?
Если налоговый агент является плательщиком НДС и иностранные услуги (работы) приобретены для осуществления облагаемых операций, НДС, исчисленный налоговым агентом можно принять к вычету (п.2.2, 3 ст.171 и п.1 ст.172 НК РФ в ред. Федерального закона от 28.12.2022 N 565-ФЗ с 01.01.2023 г., Письмо Минфина России от 16.11.2020 N 03-07-08/99626).
До 1 января 2023 года налоговые агенты могли принимать к вычету удержанный НДС только после его фактической уплаты в бюджет. Но с 1 января 2023 года из-за введения единого налогового платежа (ЕНП) «агентский» НДС уплачивается в его составе. По общему правилу ЕНП засчитывается в счет исполнения обязанностей налогоплательщиков и налоговых агентов в день наступления срока уплаты. Поэтому законодатели решили, что налоговые агенты сразу смогут «зачесть» (принять к вычету) агентский НДС, как только его удержат и начислят. Вычет НДС налоговые агенты производят на основании документов, подтверждающих исчисление сумм налога (п.1 ст.172 НК РФ в ред. с 01.01.2023 г.). Т.е. если налоговый агент, например, в 1-м квартале 2023 года при перечислении денежных средств за оказанные иностранной компанией услуги удержал НДС и отразил эти суммы в Разделе 2 декларации по НДС, то в этой же декларации начисленные суммы «агентского» НДС могут быть приняты к вычету.
Но, обратите внимание! Вычет можно произвести только после принятия на учет выполненных работ (услуг) и при наличии соответствующих первичных документов (подтверждающих факт их принятия на учет) (Письмо Минфина РФ от 20.02.2021 г. N 03-07-08/12121, Письмо ФНС РФ от 12.08.2009 N ШС-22-3/634@ и Решение ВАС РФ от 12.09.2013 N 10992/13). Т. е налоговый агент не вправе заявить к вычету НДС, удержанный им при перечислении предоплаты до тех пор, пока услуги не будут оказаны (работы выполнены).
Пример. 15.02.2023 г. российская организация перечислила иностранной компании аванс 50% в счет оплаты рекламных услуг. Услуги были оказаны 01.04.2023 г. Окончательная оплата услуг была произведена 04.04.2023 г. По условиям договора стоимость услуг не включает НДС и составляет 1000 евро.
Предположим, что курс евро составляет:
- на 15.02.2023 г. — 86 руб.
- на 04.04.2023 г.- 87 руб.
При перечислении 50%-го аванса в сумме 500 евро налоговый агент должен уплатить в бюджет НДС. Налоговая база — 600 евро (500 + (500*20%)), соответственно НДС составляет 100 евро (600 евро*20/120), что по курсу на дату оплаты услуг (15.02.2023 г) соответствует 8600 руб. (100*86 руб.). Данная сумма должна быть начислена в декларации по НДС за 1-й квартал 2023 года и перечислена в бюджет в составе ЕНП по 1/3 от суммы: не позднее 28.04, 28.05 и 28.06.2023 г.
Поскольку во 1-м квартале 2023 года услуги не были оказаны, данная сумма НДС к вычету не принимается.
При оказании услуг (01.04.2023 г.) НДС не начисляется. Обязанность по исчислению и уплате НДС возникает на дату перечисления окончательной оплаты за оказанные услуги, т.е. 04.04.2023. Иностранной компании перечислено 500 евро, т.е. сумма «удержанного» НДС составила 100 евро (500 евро *20% или (500 + (500*20%)*20/120). По курсу на дату оплаты услуг сумма НДС, которую налоговый агент должен начислить в бюджет с оплаты иностранному партнеру составит 8700 руб. (100 евро*87 руб.).
Поскольку услуги оказаны во 2-м квартале 2023 г., НДС, начисленный в бюджет при перечислении денежных средств иностранному партнеру, налоговый агент может принять к вычету во 2-м квартале 2023 г. Т.е. в декларации по НДС за 2-й квартал 2023 года он заявит к вычету: 8600 руб. (НДС, начисленный при перечислении аванса в 1-м квартале) и 8700 руб. (НДС, начисленный при перечислении окончательной оплаты услуг).
По мнению Минфина РФ налоговый агент не вправе переносить вычет НДС на более поздний период, т.е. вычет «агентского» НДС необходимо заявить в том квартале, в котором возникло право на вычет (Письма Минфина России от 14.07.2020 г. N 03-07-14/61018, от 17.10.2017 N 03-07-11/67480) или отказаться от него вовсе.
При принятии к вычету «агентского» НДС выставленный счет-фактура регистрируется в книге покупок, а в графе 2 «Код вида операции» нужно указывать код «06» (Приказ ФНС России от 14.03.2016 N ММВ-7-3/136@).
Если услуги приобретаются для деятельности, указанной в п.2 ст.170 НК РФ (т.е. для необлагаемой деятельности или неплательщиком НДС), то «агентский» НДС к вычету не принимается, а учитывается в стоимости приобретенных услуг, т.е. учитывается в расходах по налогу на прибыль (п.2 ст.170 НК РФ), или при применении УСН с объектом «доходы-расходы» (если такие расходы предусмотрены нормами НК РФ).
Отчетность налогового агента
Что включить в декларацию по НДС?
Налоговые агенты — плательщики НДС сдают в налоговый орган обычную декларацию по НДС, включая в нее раздел 2 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента». Раздел 2 Декларации заполняется отдельно по каждому иностранному лицу. Налоговый вычет «агентского» НДС отражается в строке 180 раздела 3 налоговой декларации.
Налоговые агенты, не являющиеся налогоплательщиками НДС, тоже обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по НДС в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, в котором была перечислена оплата (абз. 1 п. 5 ст. 174 НК РФ). Причем, декларацию можно представить в бумажной форме (абз. 2 п. 5 ст. 174 НК РФ), хотя на практике такая декларация вызывает удивление у налоговых инспекторов.
Налоговые агенты, НЕ являющиеся налогоплательщиками НДС (применяющие УСН, ПСН, а также освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со статьями 145 и 145.1 НК РФ) заполняют в декларации по НДС титульный лист и раздел 2 декларации. При отсутствии показателей для заполнения раздела 1 декларации в его строках ставятся прочерки. При этом в титульном листе по реквизиту «по месту нахождения (учета)» указывается код «231» (п.3 Порядка заполнения налоговой декларации по НДС, утв. Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@ (далее — Порядок заполнения декларации).
Понятно, что «агентские» счета-фактуры, составленные при перечислении оплаты иностранному партнеру, у плательщиков НДС должны быть отражены в Разделе 9 декларации по НДС (данные из книги продаж), а при принятии это налога к вычету — в Разделе 8 декларации (данные из книги покупок).
А обязан ли неплательщик НДС, применяющий спецрежимы, например «упрощенку», включать в декларацию по НДС Раздел 9 декларации (данные из книги продаж)? Как уже упоминалось, Порядок заполнения декларации требует от таких налоговых агентов включить в декларацию только титульный лист, Раздел 1 и Раздел 2 (п.3 Порядка заполнения налоговой декларации). Кроме того, несмотря на то, что все налоговые агенты, приобретающие работы или услуги у иностранных партнеров обязаны выставлять счета-фактуры (п.3 ст.168 НК РФ), обязанность вести книгу продаж установлена только для налогоплательщиков НДС (п.3 ст.169 НК РФ).
Таким образом, по мнению автора, формально у «спецрежимников», исполняющих обязанности налогового агента по НДС нет обязанности вести книгу продаж и заполнять Раздел 9 декларации по НДС. Но многие эксперты считают иначе, поскольку в п. 47 Порядка заполнения декларации (в отличие от норм НК РФ) указано, что Раздел 9 декларации заполняется налогоплательщиками (налоговыми агентами) во всех случаях, когда возникает обязанность по исчислению налога на добавленную стоимость в соответствии с НК РФ. Официальных разъяснений нам найти не удалось.
Одно можно сказать точно: налоговые органы не будут предъявлять претензий, если налоговый агент-неплательщик НДС включит в декларацию по НДС «лишний» раздел 9 и отразит в нем выставленный «агентский» счет-фактуру.
Особенности заполнения Раздела 2 декларации по НДС
Как уже говорилось, Раздел 2 Декларации заполняется отдельно по каждому иностранному лицу, у которого приобретаются услуги (работы).
По строке 020 указывается наименование иностранного лица.
В строке 060 отражается сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет налоговым агентом по произведенным «иностранцу» оплатам (п.37.7 Порядка заполнения декларации).
В строке 070 отражают код операции, осуществляемой налоговым агентом: 1011712 — при расчетах с иностранной компанией денежными средствами, а при безденежных расчетах —1011711.
При приобретении электронных услуг у иностранных компаний следует указывать код 1011720 — операции, указанные в пункте 10.1 статьи 174.2 НК РФ (Письмо ФНС от 28 сентября 2022 г. N СД-4-3/12845@).
Строки 30, 80 −100 в данном случае не заполняются.
***
Мы рассмотрели лишь общие вопросы определения порядка уплаты НДС или отсутствия такой обязанности при приобретении услуг (работ) у иностранных партнеров. Как показывает наша аудиторская практика, не всегда бухгалтеры могут правильно квалифицировать услуги (работы), оказываемые «иностранцами» в целях определения их места реализации по НДС. Во всех случаях необходим анализ условий заключенных договоров. Поэтому поддержка аудиторов и налоговых юристов поможет минимизировать риски возникновения споров с налоговыми органами или безосновательную уплату НДС в случаях, не предусмотренных НК РФ.
При проведении комплексного аудита в «Правовест Аудит» проводится углубленная проверка налогового учета (по НДС и др. налогам), предоставляется отчет о налоговых рисках, рекомендации по их устранению, а также отчет о выявленных резервах, в т.ч. о переплате налогов. А страховку от налоговых претензий в случае доначисления налогов за проверенный период обеспечивают наши налоговые юристы, представляющие интересы налогоплательщика в налоговых органах, расширенные финансовые гарантии и страховка Ингосстрах, компенсирующая пени и штрафы, если оспорить доначисления не удастся.
приобретение услуг у иностранного юрлица, НДС, налог на прибыль
Anastasia Maximova, 22 июля 2020
10 656
Решен
Вопросы по теме
Иностранная организация, состоящая на учете в российском налоговом органе, оказывает услуги российской организации. Местом реализации услуг признается РФ.
Кто в этом случае должен платить НДС — сама инофирма-исполнитель, или российская фирма-заказчик в качестве агента, разбирался Минфин в письме от 26.06.2020 № 03-07-08/55205.
С одной стороны, на основании п.1 и 2 статьи 161 НК НДС исчисляется и уплачивается в российский бюджет налоговым агентом при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория РФ, если иное не предусмотрено главой 21 НК.
Но согласно позиции Конституционного Суда, изложенной в Определении от 24.11.2016 № 2518-О, разрешение вопроса об уплате НДС самой иностранной организацией либо налоговым агентом — ее контрагентом зависит от постановки на налоговый учет в РФ иностранной организации (ее представительства).
Таким образом, если иностранная организация состоит на учете в налоговом органе РФ, в том числе в связи с открытием филиала, то обязанность по уплате НДС в отношении реализуемых иностранной организацией работ (услуг), местом реализации которых признается территория РФ, должна исполняться самой иностранной организацией.
- Главная
- Правовые ресурсы
- Подборки материалов
- Налоговый агент ндс иностранная компания оказывает услуги
Налоговый агент ндс иностранная компания оказывает услуги
Подборка наиболее важных документов по запросу Налоговый агент ндс иностранная компания оказывает услуги (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 148 «Место реализации работ (услуг)» главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ
(Юридическая компания «TAXOLOGY»)Налоговый орган установил, что общество заключило договор с иностранной компанией, в соответствии с которым иностранная компания — исполнитель обязалась предоставлять обществу консультационные услуги в области финансов, менеджмента, маркетинга, управления персоналом. Общество как налоговый агент удерживало НДС при выплате вознаграждения иностранной компании. Кроме того, в рамках соглашения компания оказывала обществу услуги по цифровой обработке данных (EDP), включающие в себя, в частности, удаленное предоставление и обслуживание корпоративной почты, подключение к сети исполнителя и его сервису связи, обслуживание глобальных компьютерных сетей, предоставление услуги корпоративного мессенджера, программного обеспечения и его обслуживание, обслуживание мобильных устройств, поддержку Windows XP 2 рабочих станций. При оплате указанных услуг общество НДС не удерживало, поскольку полагало, что ему оказаны услуги по обработке данных, место реализации которых определяется исходя из места нахождения исполнителя. Налоговый орган пришел к выводу, что указанные услуги по сути состояли в обработке информации и являлись вспомогательными по отношению к консультационным услугам, поэтому местом их реализации в силу подп. 4 п. 1 и п. 3 ст. 148 НК РФ является территория РФ, общество при выплате вознаграждения обязано было удерживать НДС. Суд пришел к выводу, что общество должно было удержать НДС и при перечислении вознаграждения за услуги по цифровой обработке данных, так как услуги по цифровой обработке данных (EDP) обеспечивали техническую возможность оказания обществу консультационных услуг в рамках этого же договора. Общество не представило доказательств, подтверждающих возможность и практическую необходимость приобретения услуг по цифровой обработке данных (EDP) как таковых, без оказания иностранной компанией консультационных услуг.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
НДС при импорте услуг уплачивается российскими компаниями и ИП, которые выступают в таких сделках налоговыми агентами. Как правильно посчитать налог, как и когда его перечислить, где взять счет-фактуру и что обязательно отразить в договоре, чтобы не попасть на уплату налога сверх суммы сделки, узнайте из нашей статьи.
Определение импорта услуг
Для того чтобы узнать, является ли хозяйственная операция импортом услуг, необходимо удостовериться, что:
- место оказания услуг — территория РФ;
Место оказания услуг определяется в соответствии со ст. 148 НК РФ. НДС облагаются только услуги, местом оказания которых является территория РФ. В частности, в подп. 4 п. 1 ст. 148 НК указано, что если покупатель услуги ведет хоздеятельность на территории РФ, то и местом ее оказания будет Россия. В этой же статье дан расширенный перечень услуг, которые попадают под действие указанного подпункта.
- поставщик — иностранная компания, которая не зарегистрирована в России в качестве налогоплательщика;
Если иностранная компания-поставщик не зарегистрирована в России как налогоплательщик, то российский покупатель услуг выступает в качестве налогового агента (п. 2 ст. 161 НК РФ). При этом Минфин считает, что в качестве иностранных поставщиков услуг следует учитывать не только компании, но и индивидуальных предпринимателей-иностранцев (письмо от 22.06.2010 № 03-07-08/181). Чтобы узнать, не состоит ли иностранец-поставщик на налоговом учете в РФ, стоит зайти на сайт ФНС и попробовать узнать его ИНН. Заметим также, что импорт услуг не требует таможенного оформления.
- услуг нет в перечне освобожденных от НДС по ст. 149 НК РФ.
Если услуги иностранного поставщика не облагаются НДС (освобождены от уплаты НДС), то обязанности по уплате налога за иностранного контрагента не возникает (см. письма Минфина России от 17.08.2012 № 03-07-08/252, от 11.07.2012 № 03-07-08/177, от 11.10.2011 № 03-07-08/284, от 02.09.2011 № 03-07-08/274). Но при этом налогоплательщик обязан сдать декларацию с заполненными сведениями в разделе 7.
Обязанности налогового агента
Налоговый агент выполняет свои обязанности в соответствии с п. 3 ст. 24 НК РФ.
См. «Кто признается налоговым агентом по НДС (обязанности, нюансы)».
Так, налоговый агент обязан удержать НДС и перечислить его в бюджет на основании п. 4 ст. 24 НК, а в п. 5 этой статьи указано об ответственности налоговых агентов за невыполнение возложенных на них обязанностей.
Покупатель импортируемой услуги будет выполнять обязанности налогового агента в любом случае, даже если он не является плательщиком НДС или освобожден от уплаты налога (п. 2 ст. 161 НК РФ). Подробные разъяснения по этому моменту даны в письмах Минфина от 22.06.2010 № 03-07-08/181, от 29.04.2010 № 03-07-14/30.
Уплата НДС налоговыми агентами производится по месту своего нахождения (п. 3 ст. 174 НК РФ).
База налогообложения и налоговая ставка
В соответствии с п. 1 ст. 161 НК РФ налоговая база — это сумма дохода поставщика-иностранца с учетом налога. Это значит, что при перечислении денег иностранному контрагенту российская компания должна будет удержать НДС и перечислить его в бюджет. Данный момент обязательно нужно учитывать и, чтобы не было потом недоразумений с поставщиком услуги, фиксировать в договоре, указав такую цену на услугу, которая при удержании НДС продолжала бы устраивать контрагента.
См. также статью «Как определить налоговую базу по НДС (момент определения)?».
Однако не все иностранные компании могут соглашаться с таким условием. В этом случае вам придется уплатить налог сверх законтрактованной суммы (письма Минфина от 26.05.2016 № 03-07-13/1/30201, от 13.04.2016 № 03-07-08/21231 и др., постановление Президиума ВАС РФ от 03.04.2012 № 15483/11).
Важно! Рекомендация от «КонсультантПлюс»
Если из договора следует, что стоимость товаров (работ, услуг) не включает НДС, то перечислить налог в бюджет придется за счет собственных средств.
Для этого сначала налоговую базу увеличьте…(подробнее смотрите в КонсультантПлюс).
Что касается налоговой ставки, то операции по оказанию услуг в большинстве своем облагаются по ставке 20%. Но бывают ситуации, когда применяется ставка 0% (их перечень приведен в п. 1 ст. 164 НК РФ) либо операция освобождается от уплаты НДС (пп. 2–3 ст. 149 НК РФ).
Сумма налога определяется исходя из пересчитанной по курсу Центробанка (на день оплаты поставщику-иностранцу) валютной стоимости услуги (п. 3 ст. 153 НК РФ).
Порядок и срок уплаты НДС
Налог на добавленную стоимость удерживается налоговыми агентами в момент перечисления средств поставщику услуги. Следует иметь в виду, что обслуживающий покупателя российский банк не примет платежное поручение на оплату иностранному контрагенту причитающейся суммы по договору без одновременного предоставления «платежки» на сумму удержанного налога (п. 4 ст. 174 НК РФ). Соответственно, НДС исчисляется на дату оплаты средств контрагенту. При этом в платежном поручении следует указать свой статус «02» в поле 101.
Выписка счета-фактуры
После перечисления средств иностранному поставщику налоговый агент выписывает сам себе счет-фактуру на сумму удержанного налога (п. 3 ст. 168 НК РФ). Обратите внимание, что документ в данном случае составляется от имени иностранной компании (абз. 2 подп. «в», абз. 2 подп. «г» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, утвержденных постановлением № 1137).
Важно! «КонсультантПлюс» предупреждает
Срок составления счета-фактуры налоговыми агентами Налоговым кодексом РФ не установлен.
Полагаем, что в общем случае налоговые агенты должны выставлять счет-фактуру…(посмотреть рекомендацию полностью в КонсультантПлюс).
Впоследствии, при использовании права на вычет, покупатель зарегистрирует этот счет-фактуру в книге покупок (п. 23 Правил ведения книги покупок, утвержденных постановлением № 1137).
Может ли налоговый агент принять к вычету НДС с аванса, уплаченного иностранному исполнителю, читайте в статье «НДС с аванса иностранному исполнителю нельзя взять к вычету».
О заполнении декларации по НДС налоговым агентом читайте в материалах:
- «Как правильно заполнить декларацию по НДС налоговому агенту?»;
- «Как правильно заполнить налоговому агенту раздел 2 декларации по НДС?».
Итоги
Импортом приобретение услуг признается тогда, когда зарубежный поставщик услуг не стоит на учете в ФНС России как налогоплательщик, а местом оказания услуги является территория РФ. При импорте услуг российский покупатель становится налоговым агентом.
Обязанность налогового агента по удержанию НДС возникает в момент перечисления оплаты за полученную от иностранного контрагента услугу. Сумма налога рассчитывается в рублях исходя из суммы валютного платежа, переведенного в рубли по курсу Центробанка на день оплаты. Банк не примет от налогового агента платежное поручение на перевод денег поставщику-иностранцу без одновременного представления платежки на сумму удержанного налога.
Самое трудное при приобретении услуг у иностранца определить, является ли наша организация налоговым агентом или нет? Должны ли мы платить за иностранного партнера НДС в бюджет? Цена такой ошибки — пени, штрафы, блокировка счета.
Читая Налоговый кодекс, мы просто «теряемся» в формулировках и не понимаем, что нам надо делать.
В этой статье предлагаем Вам схему по быстрому и четкому определению места реализации услуг (работ), а следовательно, понимания того, являемся ли мы налоговым агентом по НДС или можем просто произвести оплату иностранцу без НДС и спать спокойно.
Содержание
- Нормативные документы, регулирующие определение места реализации услуг
- Как определить место реализации услуг?
- Общее правило по определению места реализации услуг (работ)
- Блок-схема Определение места реализации услуг
- Работы, услуги, связанные с недвижимым имуществом (исключение N 1)
- Работы, услуги, связанные с движимым имуществом (исключение N 2)
- Услуги в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, туризма, отдыха и спорта (исключение N 3)
- Место деятельности покупателя услуг (исключение N 4)
- Место нахождения пункта отправления и назначения (исключение N 5)
- Место деятельности Поставщика услуг (общее правило)
Нормативные документы, регулирующие определение места реализации услуг
Для определения места реализации услуг (работ), приобретаемых у иностранных организаций, следует пользоваться разными нормативными документами. Поэтому в первую очередь надо установить, откуда иностранный продавец.
При работе с контрагентами из дальнего зарубежья налогоплательщики работают по нормам НК РФ.
На партнеров из ЕАЭС НК РФ не распространяется и юридической силы не имеет, поэтому следует учитывать требования Договора о ЕАЭС от 29.05.2014. При этом, если в Договоре о ЕАЭС идет ссылка на локальное законодательство страны- участницы ЕАЭС, то пользуемся именно им и в т.ч. НК РФ.
Формулировки ст. 148 НК РФ и Договора о ЕАЭС от 29.05.2014 практически идентичны, но отличия все-таки есть. Поэтому в нашей статье дается сравнительный анализ всех основных видов услуг и работ по НК РФ и Договору о ЕАЭС.
Организация заключила контракт с испанской компанией Transporten на оказание услуг по перевозке, транспортировке и связанные с ними услуги на территории РФ.
Место реализации услуг – РФ.
Т.к поставщик — иностранная организация, не состоящая на учете в налоговых органах, пункт отправления и пункт назначения находятся на территории РФ (пп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ).
Организация заключила контракт с казахской компанией Тасымал на оказание услуг по перевозке, транспортировке и связанные с ними услуги на территории РФ.
Место реализации услуг – не РФ (пп. 5 п. 29 Протокола ЕАЭС).
Т.к. в Договоре о ЕАЭС от 29.05.2014, Приложение N 18, нормы, аналогичной НК РФ (пп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ) нет.
Как определить место реализации услуг?
Общее правило по определению места реализации услуг (работ)
Общее правило определения места реализации – по месту деятельности исполнителя, т.е продавца услуг (работ).
Место деятельности в РФ или не в РФ определяется по месту регистрации организации (предпринимателя):
Продавец зарегистрирован в РФ |
Продавец не зарегистрирован в РФ |
Реализация облагается НДС в учете продавца | Реализация не облагается НДС в учете продавца |
Это обычная реализация с НДС
Продавец самостоятельно исчисляет и уплачивает НДС в бюджет в соответствии со ставками налога (0%, 20%) |
Это как раз наш случай, рассмотрим его далее подробно |
Если государственная регистрация отсутствует, то место деятельности определяется:
- на основании места, указанного в учредительных документах;
- места управления организацией;
- места нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации;
- места жительства индивидуального предпринимателя.
Для филиалов и представительств организации место деятельности определяется:
- места нахождения постоянного представительства в РФ.
При приобретении услуг (работ) у иностранного партнера, который имеет постоянное представительство в РФ, российский покупатель уже не выступает в роли налогового агента по НДС. Налоговое бремя иностранец несет сам (ст. 306 НК РФ).
Указанные выше нормы, установлены в п. 2 ст. 148 НК РФ.
Что подразумевается под регистрацией в РФ?
Регистрация в РФ – это государственная регистрация организации (предпринимателя) в ФНС РФ с внесением записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).
Одновременно проводится постановка на налоговый учет и вносится запись в Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН), присваиваются Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), Код постановки на учет (КПП).
Проверить сведения о государственной регистрации можно на портале ФНС РФ
Когда не действует общее правило – место реализации услуг определяется по месту деятельности исполнителя?
Из общего правила «место реализации определяется по месту деятельности продавца» есть ряд исключений.
Чтобы правильно определить место реализации надо проверить, поименованы ли приобретаемые или оказываемые услуги (работы) в списке исключений. Если ни в одном из блоков с исключениями услуги и работы не значатся, то применяется общее правило – место реализации определяем по месту деятельности продавца.
Начинать определение места реализации услуг, работ следует всегда с исключений и затем переходить к общему правилу.
Чтобы определить место реализации услуг, работ надо пройти по каждому блоку, представленному ниже, и найти свой предмет договора (контракта).
Блоки начинаются с исключений и заканчиваются общим правилом.
В таблице приведена информация и для случаев приобретения услуг (работ) у партнеров из дальнего зарубежья и из ЕАЭС.
Эта схема универсальная и может применяться зеркально для того, чтобы определить:
- являемся ли мы налоговым агентом по НДС при приобретении услуг (работ) у иностранного продавца;
- должна ли наша организация исчислить НДС, когда она сама оказывает услуги (работы) для иностранного покупателя.
Логика работы со схемой простая – следует определить:
- свой статус по контракту – покупатель / продавец;
- место реализации услуг (работ) — РФ / не РФ;
- порядок исчисления НДС — исчисляется НДС / не исчисляется НДС.
В данных таблицах представлена общая схема порядка исчисления НДС при «импорте» и «экспорте» услуг и работ у иностранца.
Мы покупатель услуг, работ у иностранца |
|
Место реализации РФ |
Место реализации не РФ |
выступаем налоговым агентом по НДС и платим налог в бюджет (Раздел 2 Декларации по НДС, если услуги не облагаются НДС по ст. 149 НК РФ, то Раздел 7 Декларации по НДС) |
НЕ выступаем налоговым агентом по НДС и НЕ платим налог в бюджет |
Мы продавец услуг, работ иностранцу |
|
Место реализации РФ |
Место реализации не РФ |
наша реализация облагается НДС в обычном порядке (Раздел 3 Декларации по НДС) |
наша реализация НЕ облагается НДС
(Раздел 7 Декларации по НДС) |
С помощью блок-схемы, приведенной далее, перейдем к конкретике и определим место реализации приобретаемых (реализуемых) услуг и работ у иностранца.
Блок-схема Определение места реализации услуг
Работы, услуги, связанные с недвижимым имуществом (исключение N 1)
Работы, услуги, связанные с недвижимым имуществом |
|||
Контрагент из дальнего зарубежья и РФ |
Контрагент из ЕАЭС |
||
строительство, монтаж, ремонт, озеленение, аренда | работы, услуги связанные с недвижимым имуществом, в т.ч аренда | ||
пп. 1 п. 1 ст. 148 НК РФ | пп. 1 п. 29 Протокола ЕАЭС | ||
Место реализации |
|||
место фактического нахождения имущества | место фактического нахождения имущества | ||
в РФ – есть НДС | Не в РФ – нет НДС | в РФ – есть НДС | Не в РФ – нет НДС |
Работы, услуги, связанные с движимым имуществом (исключение N 2)
Работы, услуги, связанные с движимым имуществом |
|||
Контрагент из дальнего зарубежья и РФ |
Контрагент из ЕАЭС |
||
монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт и ТО | работы, услуги связанные с движимым имуществом, в т.ч с наземным транспортом | ||
пп. 2 п. 1 ст. 148 НК РФ | пп. 2 п. 29 Протокола ЕАЭС | ||
Место реализации |
|||
место фактического осуществления работ | место нахождения имущества в периоде оказания работ (услуг) | ||
в РФ – есть НДС | Не в РФ – нет НДС | в РФ – есть НДС | Не в РФ – нет НДС |
Услуги в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, туризма, отдыха и спорта (исключение N 3)
Услуги в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, туризма, отдыха и спорта |
|||
Контрагент из дальнего зарубежья и РФ |
Контрагент из ЕАЭС |
||
услуги культуры, искусства, образования, физической культуры, туризма, отдыха и спорта | услуги культуры, искусства, образования, физической культуры, туризма, отдыха и спорта | ||
пп. 3 п. 1 ст. 148 НК РФ | пп. 3 п. 29 Протокола ЕАЭС | ||
Место реализации |
|||
место фактического оказания услуг | место фактического оказания услуг | ||
в РФ – есть НДС | Не в РФ – нет НДС | в РФ – есть НДС | Не в РФ – нет НДС |
Место деятельности покупателя услуг (исключение N 4)
Место деятельности покупателя услуг |
|||
Контрагент из дальнего зарубежья и РФ |
Контрагент из ЕАЭС |
||
передача, предоставление патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав
разработка ПО, его адаптация и модификация |
передача, предоставление, уступка патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав
разработка ПО, его адаптация и модификация |
||
консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, маркетинговые услуг, обработка информации, НИОКР | консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, маркетинговые услуг, обработка информации, НИОКР, технологические работы | ||
предоставление персонала
аренда движимого имущества (кроме а/м) услуги агента (закупка от имени принципала) по консультационным, юридическим, бухгалтерским, информационным и др. услугам данного блока |
предоставление персонала
аренда движимого имущества (кроме а/м) услуги агента (закупка от имени принципала) по консультационным, юридическим, бухгалтерским, информационным и др. услугам данного блока |
||
пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ | пп. 4 п. 29 Протокола ЕАЭС | ||
Место реализации |
|||
место деятельности РФ, в случае фактического присутствия покупателя в РФ по месту регистрации | место деятельности РФ, в случае, если налогоплательщиком РФ приобретаются указанные выше услуги | ||
в РФ – есть НДС | Не в РФ – нет НДС | в РФ – есть НДС | Не в РФ – нет НДС |
Место нахождения пункта отправления и назначения (исключение N 5)
Место нахождения пункта отправления и назначения |
|||
Контрагент из дальнего зарубежья и РФ |
Контрагент из ЕАЭС |
||
услуги по перевозке, транспортировке и связанные с ними услуги
Исключение: перевозка пассажиров и багажа иностранным перевозчиком не через постоянное представительство |
— |
||
пп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ | исключение для ЕАЭС | ||
Место реализации |
|||
место реализации – РФ, если поставщик иностранная организация, не состоящая на учете в налоговых органах, пункт отправления и пункт назначения находятся на территории РФ |
— |
||
в РФ – есть НДС | Не в РФ – нет НДС |
— |
— |
Место деятельности Поставщика услуг (общее правило)
Место деятельности Поставщика услуг |
|||
Контрагент из дальнего зарубежья и РФ |
Контрагент из ЕАЭС |
||
все остальные приобретаемые услуги и работы, которые не названы выше | все остальные приобретаемые услуги и работы, которые не названы выше, в т.ч числе аренда а/м | ||
пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ | пп. 5 п. 29 Протокола ЕАЭС | ||
Место реализации |
|||
место реализации – РФ, в случае фактического присутствия организации (ИП) на территории РФ на основе государственной регистрации | место деятельности РФ, в случае, если налогоплательщиком РФ выполняются работы (услуги) | ||
в РФ – есть НДС | Не в РФ – нет НДС | в РФ – есть НДС | Не в РФ – нет НДС |
Подписывайтесь на наши YouTube и Telegram чтобы не пропустить
важные изменения 1С и законодательства
Помогла статья?
Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно