Инновационные формы международного бизнеса

Инновационные аспекты развития международного бизнеса

Курсовая работа

По дисциплине: Организация и формы
международного бизнеса

Тема:

Инновационные аспекты развития
международного бизнеса

 

ПЛАН

Введение

Глава
1. Теоретические аспекты инновационного развития международного бизнеса

.1
Понятие и виды инноваций

.2
Международный опыт использования инноваций

.3
Роль МСБ в инновационном развитии экономики

Глава
2. Анализ инновационного развития международного бизнеса в Кыргызской
Республике

.1
Опыт внедрения инноваций в бизнес Кыргызстана

.2
Проблемы инновационного потенциала бизнеса Кыргызстана

.3
Перспективы внедрения инноваций в бизнес КР

Заключение

Список
литературы

Введение

Актуальность темы. Основной вектор современной глобальной конкуренции лежит в
области динамично меняющихся преимуществ ее участников, обусловленных в первую
очередь научно-техническими достижениями. Основа этих преимуществ — в уровне развития национальных
инновационных систем, интегрирующих науку, инновационный бизнес, финансы и
другие элементы инновационного процесса.

К началу XXI в. стало очевидно, что динамичное развитие инновационной
сферы образует базу устойчивого экономического роста, по существу, проводя
границу между богатыми и бедными странами. Формирование национальных
инновационных систем как основного механизма саморазвития стало главным
фактором долгосрочного роста стран —
лидеров мировой экономики. Лидерами современного инновационного бизнеса
являются крупные наукоемкие корпорации, располагающие собственной научной базой
и реализующие инновационные проекты в глобальном масштабе. Малый инновационный
бизнес, успешно осваивающий ряд новейших направлений научно-технического
прогресса, является наиболее динамичной частью современного инновационного
бизнеса.

В
Кыргызской Республике на сегодняшний
день проблемы в области инновационной деятельности достаточно широки — начиная
от законодательной базы, создания инфраструктуры и до решения проблем
информационно-образовательного уровня. Вовлечение результатов
научно-технической деятельности в хозяйственный оборот является одним из
ключевых направлений подъема экономики, обеспечивающих реализацию национальных
интересов Кыргызской Республики. Реализация возможностей научно-технического
комплекса страны позволит обеспечить увеличение валового внутреннего продукта,
создать новые производственные мощности, увеличить производительность и
качество труда, и тем самым повысить престиж научно-технической деятельности.

Вышеизложенное и определяет
актуальность темы курсовой работы.

Цель курсовой работыизучить инновационные аспекты развития международного бизнеса, в частности в Кыргызской
Республике.

В соответствии с целью в курсовой работе поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть экономическую сущность понятия и видов инноваций.

. Рассмотреть
международный опыт использования инноваций.

. Показать
роль МСБ в инновационном
развитии экономики.

. Проанализировать опыт внедрения инноваций в бизнес Кыргызстана.

. Изучить проблемы инновационного потенциала бизнеса Кыргызстана.

. Определить перспективы внедрения инноваций в бизнес КР

Объектом исследования является инновационная деятельность Кыргызской Республики в
целом.

Предметом курсовой работы является комплекс проблем развития инноваций, их влияние на
развитие экономики республики.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, шести параграфов,
заключения, списка использованной литературы.

Глава
1. Теоретические аспекты инновационного
развития международного бизнеса

 

1.1 Понятие и виды инноваций

В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального
научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и
технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет
разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.

Термин «инновация» стал активно использоваться в переходной экономике Кыргызстана как самостоятельно, так и для
обозначения ряда родственных понятий: «инновационная деятельность»,
«инновационный процесс», «инновационное решение» и т.п. Для уточнения понятия
«инновации» познакомим читателей с различными взглядами на ее сущность.

В литературе насчитываются сотни определений. Например, по признаку
содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические,
экономические, организационные, управленческие и др. Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные
и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и
подстадий), закономерности процесса внедрения и т.п.

Различные авторы, в основном зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки, Хартман
В.Д., Мэнсфилд Э., Фостер Р., Твист Б., И. Шумпетер, Роджерс Э. и др.) трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета
своего исследования.

Например, Б. Твист определяет инновацию как процесс, в котором
изобретение или идея приобретают экономическое содержание.

Ф. Никсон считает, что инновация — это совокупность технических,
производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке
новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования.

Б. Санто считает, что инновация — это такой общественный — технический —
экономический процесс, который через практическое использование идей и
изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий,
и в случае, если она ориентируется на экономическую выгоду, прибыль, появление
инновации на рынке может привести добавочный доход.

И. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную
комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом.
Во внутренней логике нововведений — новый момент динамизации экономического развития.

В настоящее время применительно к технологическим инновациям действуют
понятия, установленные Руководством Осло и нашедшие отражение в Международных
стандартах в статистике науки, техники и инноваций.

Международные стандарты в статистике науки, техники и инноваций —
рекомендации международных организаций в области статистики науки и инноваций,
обеспечивающие их системное описание в условиях рыночной экономики. В
соответствии с этими стандартами инновация — конечный результат инновационной
деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного
продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного
технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в
новом подходе к социальным услугам. Таким образом, инновация является
следствием инновационной деятельности.

Анализ различных определений приводит к выводу, что специфическое
содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной
деятельности является функция изменения.

Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:

1. Использование новой техники, новых технологических процессов или
нового рыночного обеспечения производства (купля — продажа)

2. Внедрение продукции с новыми свойствами

. Использование нового сырья

4. Изменения в организации производства и его материально-технического
обеспечения

5. Появление новых рынков сбыта

Эти положения И. Шумпетер сформулировал еще в 1911 г. Позднее в 30-е годы
он уже ввел понятие инновация, трактуя его как изменение с целью внедрения и
использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и
транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

Инновация — это результат инвестирования интеллектуального решения в
разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению
сфер жизни людей (технологии; изделия; организационные формы существования
социума, такие как образование, управление, организация труда, обслуживание,
наука, информатизация и т.д.) и последующий процесс внедрения (производства)
этого, с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение,
лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство,
креативность, прогресс).

Таким образом, необходим процесс: инвестиции — разработка — процесс внедрения
— получение качественного улучшения.

Понятие инновация относится как к радикальным, так и постепенным
(инкрементальным) изменениям в продуктах, процессах и стратегии организации
(инновационная деятельность). Исходя из того, что целью нововведений является
повышение эффективности, экономичности, качества жизни, удовлетворённости
клиентов организации, понятие инновационности можно отождествлять с понятием
предприимчивости — бдительности к новым возможностям улучшения работы
организации (коммерческой, государственной, благотворительной,
морально-этической).

Различают следующие виды инноваций:

Технологические — получение нового или эффективного производства имеющегося
продукта, изделия, техники, новые или усовершенствованные технологические
процессы. Инновации в области организации и управления производством не
относятся к технологическим.

Социальные (процессные) — процесс обновления сфер жизни человека в реорганизации
социума (педагогика, система управления, благотворительность, обслуживание,
организация процесса).

Продуктовые — создание продуктов с новыми и полезными свойствами.

Организационные — совершенствование системы менеджмента.

Маркетинговые — реализация новых или значительно улучшенных маркетинговых
методов, охватывающих существенные изменения в дизайне и упаковке продуктов,
использование новых методов продаж и презентации продуктов (услуг), их
представления и продвижения на рынки сбыта, формирование новых ценовых
стратегий.

 

.2
Международный опыт использования
инноваций

В современных условиях, правительства различных стран инвестируют
огромные средства в научные исследования и инновационную деятельность, например
Германия на научные исследования и разработки направила около 2,7% ВВП, США —
2,8%, Япония — около 3,5%, страны с переходной экономикой тратят значительно
меньше: Белоруссия — 0,7% ВВП, Россия — 1,04%. Однако в условиях кризиса
мировой экономики на первый план выходит задача повышения эффективности
использования средств, выделяемых предприятиям и научным коллективам. В связи с
этим сталкиваемся с понятием экономической эффективности. Для данных целей в
странах Европейского союза ежегодно публикуется «Европейское табло инноваций»
(European Innovation Scoreboard — EIS). Так же в 2007 году на основе метода
анализа среды функционирования были рассчитаны показатели технической
эффективности для ряда стран Европейского союза.

На
основе полученных результатов эффективности все страны были объединены в 4
группы:

инновационные лидеры;

инновационные последователи;

страны-умеренные инноваторы;

догоняющие страны.

Глобальный
инновационный индекс (Global Innovation Index
<#»823256.files/image001.jpg»>

Рис. 1. Число предприятий, выпускающих инновационную продукцию, ед.

Разработку и внедрение технологических инноваций в промышленности
Кыргызстана в 2011г. осуществляли 38 предприятий, или 6,3% от числа
обследуемых. На 15 промышленных предприятиях инновационные процессы завершены и
выпускается промышленная продукция, на остальных имели место процессные
инновации, а также инновационные процессы, находящиеся в стадии завершения.
Доля предприятий, осуществляющих исследования и разработки, приобретение новых
технологий и программных средств, производственное проектирование, обучение и
подготовку персонала незначительна.

Объем инновационной продукции по уровню новизны в 2011г. составил 369,8
млн. сом., в основном эта была продукция, вновь внедренная или подвергавшаяся
технологическим изменениям в течение 3 лет.

Затраты на технологические инновации в промышленности весьма
незначительны и явно несоизмеримы с реальными потребностями отечественной
экономики в обновлении основных производственных фондов и расширении
производства принципиально но вой конкурентоспособной продукции.

Согласно той же официальной статистике доля предприятий, осуществляющих
исследования и разработки, приобретение новых технологий и программных средств,
производственное проектирование, обучение и подготовку персонала не
значительна. В основном предприятиями (большая часть обрабатывающей отрасли)
приобретаются машины и оборудование.

В 2011г. затраты на технологические и маркетинговые инновации составили
505,2 млн. сом.

Наблюдается тенденция роста тех видов инновационной деятельности, которые
непосредственно связаны с внедрением нововведений, приобретением овеществленных
технологий. Так, приобретение машин и оборудования в 2011 г. осуществляли 24
предприятия (63,2% от общего числа инновационно-активных предприятий), при этом
затраты составили 493,8 млн. сомов (97,8% от общих затрат на технологические
инновации). Исследования и разработки осуществляло лишь одно предприятие,
которое затратило на эти цели 4,7 млн. сом.

Производственное проектирование осуществлялось 3 предприятиями, которыми
на подготовку производства к выпуску новых видов изделий затрачено 1,7 млн.
сом.

Маркетинговые исследования проводились только на 5 предприятиях, что не
отвечает современным требованиям инновационного развития экономики, тем более,
что объемы реализации инновационной продукции остаются невысокими.

В основном, финансирование осуществлялось за счет собственных средств
предприятий — 475,4 млн. сом. (94,1% от всех затраченных средств), 5,5% —
иностранные инвестиции. Финансирование предприятий с государственной долей
собственности не осуществлялось.

Объем инновационной продукции по уровню новизны в 2011 г. составил 369,8
млн. сом. и в основном эта была продукция, вновь внедренная или подвергавшаяся
технологическим изменениям в течение 3 лет.

Рис.3. Объем инновационной продукции по уровню новизны в 2011 г., %

Экспортная составляющая инновационной продукции в 2011г. также
незначительна. Всего отгружено инновационной продукции на экспорт на сумму
102,5 млн. сом или 27,5% от общего объема отгруженной инновационной продукции
(в 2010 г. — 36,9%), и вся эта продукция была направлена в страны СНГ. 76%
экспортированной продукции приходится на предприятия по производству
электрооборудования, электронного и оптического оборудования.

Территориально наиболее активно внедряются инновационные процессы в
промышленно развитых зонах г. Бишкек и Чуйской области — на 29 предприятиях
(76,3% от общего числа инновационно-активных предприятий). В то же время, ни
одним предприятием Баткенской области и г. Ош инновации в производственные
процессы в 2011 г. не внедрялись.

В Кыргызстане значительно позже созрели объективные условия и возможности
для серьёзных качественных изменений в технологическом развитии. Более того,
сохранилось еще действие ряда характерных для переходной экономики
политических, экономических и социальных факторов, которые серьёзно тормозят
переход к инновационной модели экономического роста, расширение сектора МСБ и
его более активное вовлечение в инновационный процесс.

Заметные сдвиги в инновационном развитии Кыргызстана пока не наблюдаются.
За годы независимости, в основном, была сформирована законодательная база и
созданы отдельные государственные органы, в функции которых были заложены
вопросы развития инноваций. Необходимо отметить, что инновационная
направленность кыргызских предприятий находится лишь в стадии формирования. И в
основном это крупные предприятия, т.к. их финансовые ресурсы позволяют
создавать условия для внедрения инноваций на производстве.

2.2
Проблемы инновационного потенциала бизнеса Кыргызстана

В 2012 году Национальным институтом стратегических исследований
Кыргызской Республики проведено исследование посвященное использованию
инноваций в развитии малого и среднего предпринимательства в Кыргызстане. На
основе определены перспективы его дальнейшего развития в стране и выработаны
конкретные адресные рекомендации по его усилению.

В основу исследования заложены цели и задачи, определенные Национальной
стратегией устойчивого развития Кыргызской Республики на 2013-2017 годы —
создание благоприятных условий для развития инновационной деятельности,
содействие модернизации экономики через передовые технологии.

Развитие предпринимательской активности, малого и среднего бизнеса должно
стать приоритетным направлением работы государственных органов. По мнению
директора Национального института стратегических исследований КР Таланта
Султанова, «развитие экономики Кыргызстана невозможно без развития его малого и
среднего бизнеса (МСБ), доля которого в ВВП республики сегодня превышает 40%,
без внедрения в эту сферу деятельности передовых технологий, использования потенциала
инноваций, создания благоприятных, прежде всего правовых условий для его
процветания».

В рамках исследования был проведен экспертный опрос по оценке
инновационного потенциала МСБ Кыргызстана. В анкетировании приняли участие
эксперты: экономисты, аналитики, менеджеры, отраслевые руководители.
Респондентам были заданы вопросы относительно наиболее инновационной отрасли в
Кыргызстане на сегодняшний день, мер необходимых со стороны государства для
повышения инновационного потенциала МСБ, мер необходимых со стороны
предпринимателя для развития своего инновационного потенциала, основных
факторов, влияющих на развитие инновационного потенциала МСБ, наиболее
инновационно привлекательных отраслей и продуктов в Кыргызстане в краткосрочной
и долгосрочной перспективе.

В результате опроса было выявлено, что основной проблемой внедрения
инноваций на предприятиях республики является низкая квалификация и
ответственность персонала, нехватка квалифицированных кадров, отсутствие
подготовки многих специальностей в профессионально-технических лицеях
республики. Важным барьером для внедрения инноваций является отсутствие
финансовых средств, достаточно высокая дороговизна кредитов в местных банках,
при этом собственные средства идут только на покрытие новых заказов. Еще одной
проблемой, которая ограничивает инновации предприятия, является отсутствие
рынка сырья в Кыргызстане. Относительно политики государства было отмечено, что
государство никак не влияет на инновационную деятельность компании, более того
оно ведет нечестную фискальную политику по отношению к производителям.
Предпринимателям было бы выгоднее, если государство меньше вмешивалось в их
деятельность.

В целом инновационный потенциал МСБ в КР респонденты оценивают как
средний или ниже, достаточно конкурентный на рынке СНГ. В качестве
перспективных отраслей и продуктов в краткосрочной перспективе эксперты
отмечали швейную отрасль, малые ГЭС, горнорудную отрасль, сельхозпереработку. В
долгосрочной перспективе — информационно-компьютерные технологии, а именно
разработку программного обеспечения и экспорт воды, как бутилированной, так и
поливной. Наиболее инновационно развитыми в Кыргызстане являются услуги такси,
конкуренция вынудила их быть более эффективными и внедрять ноу-хау, которых в
СНГ и даже во многих развитых странах нет. Здесь внедрены GPS-трекеры, СМС
оповещения и многое. В Бишкеке услуги такси оказались самыми инновационными и
недорогими в странах СНГ. Кроме этого наиболее инновационной отраслью в
республике считается швейная промышленность и информационно-компьютерные
технологии.

Эксперты отметили, что предприниматели с большой настороженностью ожидают
вступление Кыргызстана в Таможенный Союз, что повлечет за собой подорожание
сырья из Китая в несколько раз, в результате чего может быть утеряно
конкурентное преимущество.

Большинство компаний не стремятся разрабатывать и внедрять инновации.
Частично это объясняется тем, что бизнес слабо представляет выгоды от
инновациионной деятельности.

Основными препятствиями на пути активного развития бизнеса в Кыргызстане,
являются:

недостаток у субъектов предпринимательства собственных финансовых
ресурсов/отсутствие стартового капитала;

недоступность кредитных средств;

недостаточная из-за высокого риска привлекательность долгосрочных
вложений для отечественного банковского капитала, иностранных инвесторов, а
также населения, имеющего свободные средства;

отсутствие развернутой инфраструктуры инновационного рынка, отвечающей
требованиям товаропроизводителей;

МСБ испытывают значительную нехватку производственных и офисных помещений.

Основной формой инноваций остаются процессные инновации — инновационная
деятельность кыргызских предприятий выражается преимущественно в создании отдельных новых продуктов. Отсутствие
собственных инноваций, постоянная технологическая зависимость Кыргызстана
приводят не только к снижению конкурентоспособности экономики, но и становятся
барьером для достижения более высоких показателей социально-экономического
развития. Открытие рынка для зарубежных товаров привело к падению спроса на
национальную наукоемкую продукцию, вытеснению ее с внутреннего рынка. В ряде
отраслей отставание приобретает необратимый характер, а требуемые затраты на
освоение и поддержание современного технологического уровня настолько велики, что часто становится выгоднее импортировать
готовую продукцию из-за рубежа. В условиях уменьшения спроса на инновационную
продукцию организации резко сокращают объемы производства наукоемкой продукции,
отдавая приоритет в производстве технически более простой и дешевой.

Существующий уровень развития науки и научные достижения Кыргызстана не
обеспечивают в достаточной мере потребности социально-экономического развития
страны. За годы независимости страна частично утратила накопленный за прошлые
годы научный потенциал. Несмотря на небольшой количественный рост числа
работников, занятых в научных исследованиях и разработках, результаты научных
исследований не имеют достаточно высокой научной ценности, не соответствуют
лучшим мировым достижениям, не находят должного практического применения в
экономике страны. Имеется дефицит молодых научных кадров, что приводит к потере
преемственности. Наблюдается отток высококвалифицированных специалистов из
страны.

Непонимание необходимости в инновациях наблюдается и среди населения.
Большая часть населения не осознают необходимость в инновационной деятельности
в качестве двигателя экономического развития, чаще всего предприниматели
применяют уже существующие и опробованные методы в производстве. В оправдание
низкой инновационной активности, они указывают на отсутствие источников
финансирования, высокие расходы на инновации и экономический риск.

.3 Перспективы внедрения инноваций в бизнес КР

МСБ более
чувствительны к инновациям и благодаря своему динамизму в значительной мере
обеспечивают быстрое техническое перевооружение и реструктуризацию производства
на современной научно-технической основе. Основное преимущество МСБ перед
крупными компаниями и корпорациями состоит в мобильности малого и среднего
бизнеса, его чувствительности к наименьшим изменениям рыночной ситуации и
быстрой реакции на них. В МСБ количество управленческих звеньев невелико и
важные решения принимаются достаточно быстро. Как показывает зарубежный опыт,
малые инновационные предприятия имеют более высокие показатели эффективности
НИР. В частности, отношение количества нововведений к численности научного
персонала в них выше в 4 раза, чем в крупных организациях, а количество
нововведений на 1 долл. затрат на НИР — в 24 раза.

За рубежом, практически во всех развитых индустриальных странах, есть
система государственного стимулирования инновационной деятельности МСБ. Так, во
Франции, убедившись, что повышение активности малых и средних фирм влияет на
рост международной конкурентоспособности страны, реализуют специальные
программы помощи инновационным предприятиям, участвуя в их затратах путем
дотаций, налоговых льгот, льготных кредитов, рискового капитала и
консультирования.

Поддержкой и обучением сотрудников малых предприятий занимается
Ассоциация содействия развитию промышленности (APRODI), созданная при Министерстве
промышленности и торговли Франции.

Специальное акционерное общество SOFARIS (Societe Francaise de Garantie des Petits et Moyennes Enterprises), включающее 12 региональных
агентств и коммерческие банки, располагая капиталом почти в 2 млрд. франков,
оказывает помощь малым предприятиям по линии модернизации оборудования и
международной кооперации, а также имеет специальный фонд для кредитования их
исследовательских проектов, разработок новых продуктов и выведения их на рынок.
Во Франции существует также региональная сеть внедренческих центров и
организаций, трансфертных центров по передаче технологий и фирм типа
«инкубаторов».

Наиболее яркий пример успешной инновационной политики, особенно в целях
развития МСБ, демонстрирует Китай. Высокая степень правового обеспечения в
сфере передачи технологий; налоговая система, освобождающая малые предприятия,
занимающиеся освоением новых технологий, от налога на прибыль; система их
льготного кредитования и финансовой поддержки обеспечили эффективное использование
научно-технического потенциала и высокую прибыль от инновационной деятельности.
За годы реформ, благодаря продуманной государственной политике, Китай
осуществил чрезвычайно быстрый переход от общества консервативного
промышленного уклада к обществу высокой науки и технологий.

Исходя из политики страны, определенной в Национальной стратегии
устойчивого развития КР на 2013-2017 гг., одним из приоритетных направлений
является улучшение конкурентоспособности страны при помощи инноваций.

Для создания и генерирования инноваций у субъектов МСБ могут быть
различные возможности.

Во-первых, внедрение инноваций собственными усилиями субъектов МСБ, т.е.
создание собственных научных центров путем кооперирования с другими фирмами и
организациями, вместе с которыми возможен поиск инновационных решений для своей
деятельности и для повышения конкурентоспособности на национальном и
международном рынке.

По своему масштабу и возможностям, которые вытекают из этого, малые и
средние предприятия почти не в состоянии осуществлять собственные инновационные
разработки, а создание личных исследовательских лабораторий почти немыслимо.
Таким образом, более реальными возможностями остаются либо совместные
разработки, либо институционализированная разработка инноваций и их предоставление
предприятиям.

Во-вторых, на государственном уровне необходимо обеспечить большую
поддержку развитию национальной инновационной политики, улучшить координацию
между институтами, стратегическими документами, административными и финансовыми
инструментами, имеющими влияние на инновационную систему.

В-третьих, необходим пересмотр и переработка нормативной правовой базы в
сфере инноваций (в частности, закон КР «Об инновационной деятельности», нормы
которого отчасти устарели, не были реально применимы и требуют значительных
государственных вложений).

В-четвертых, стимулировать разработку и реализацию новых крупных
инновационных проектов при участии нескольких субъектов МСБ или совместно с
крупными компаниями, т.е. осуществить объединение группы разработчиков для производства
конкурентоспособной и прибыльной наукоемкой продукции.

Кыргызпатенту необходимо сформировать Единый государственный реестр по
учету заявок на поддержку инновационных проектов в целом, в т.ч. и МСБ
(поступление заявок и их кодификация, проведение предварительной экспертизы,
привлечение финансовых ресурсов из внебюджетных источников и др.).

В-пятых, ввиду отсутствия государственных средств на финансирование
инновационных проектов, предлагается Кыргызпатенту активизировать поиск и
эффективное использование внебюджетных источников для финансирования
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (совершенствование
системы внебюджетных отраслевых и межотраслевых фондов для финансирования
научных исследований и экспериментальных разработок в рамках инновационных
программ и проектов). Необходимо развить системы поощрения финансирования
технологической инновационной деятельности из внебюджетных источников — средств
частных инвесторов, стратегических партнеров и собственных средств хозяйствующих
субъектов.

В-шестых, Кыргызпатенту необходимо проработать вопрос поддержки и
стимулирования инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое
высокотехнологичное производство, а также организаций различных форм
собственности (в период освоения ими инноваций) за счет предоставления
гарантийных залоговых резервов под реальные активы (высоколиквидные
материальные и финансовые активы государства, например, пакеты акций), а также
посредством субсидирования части процентных ставок по кредитам коммерческих
банков.

В-седьмых, привлечение льготных кредитных средств банков и
микрофинансовых организаций для обеспечения долгосрочного финансирования
инновационной (модернизационной) экономики.

Например, любой коммерческий банк разрабатывает Программу «Финансирование
инноваций», где будут указаны предполагаемые средства и условия выдачи
приемлемых кредитов под инновационные и модернизационные проекты субъектов МСБ.

Также возможно рассмотрение выделения государственных средств из бюджета,
направляемых на субсидирование процентной ставки по кредитам субъектам малого и
среднего инновационного предпринимательства.

В-восьмых, стимулирования развития малого и среднего инновационного
бизнеса через снижение налогового бремени. Ввиду существующего дефицита
государственного бюджета в стране, снижать уровень налоговых поступлений,
конечно же, нереально. Поэтому необходимо внести изменения в действующее
законодательство с целью создания благоприятных лизинговых условий в отношении
уникального наукоемкого оборудования для предприятий, внедряющих инновационные
технологии и специализирующихся на выпуске высокотехнологичной продукции.

В-девятых, особенно значительной должна быть роль государства в создании
технопарков, технополисов, инновационных центров, основным инвестором которых
должен быть на первоначальном этапе государственный сектор.

Первоначальная инвестиционная поддержка государства в процессе
становления этих учреждений может быть заменена другими формами поддержки и,
прежде всего, льготами по налогам.

В-десятых, эффективно было бы обеспечить безвозмездную передачу или
предоставление на льготных условиях государственного имущества или земли для
организации инновационных предприятий (в первую очередь для МСБ, а также для
создания научной инфраструктуры в регионах).

В-одиннадцатых, важно разработать и внедрить механизмы более «открытого»
таможенного регулирования в отношении кыргызских инновационных предприятий,
создаваемых и функционирующих самостоятельно. Одним из таких механизмов может
быть снижение таможенных пошлин на ввозимое специализированное научное
оборудование, не имеющее отечественных аналогов (в рамках общей стратегии
снижения таможенных платежей на ввозимое технологическое оборудование).

Необходимо также проведение углубленного анализа влияния вступления
Кыргызстана в Таможенный союз на инновационный процесс в стране.

В-двенадцатых, повышение уровня участия субъектов малого и среднего
инновационного бизнеса в размещении государственных и муниципальных заказов.

Для этого необходимо разработать и внести изменения в действующее законодательство
в части ужесточения мер ответственности должностных лиц органов государственной
власти и местного самоуправления за нарушение требований к доле таких заказов.
Кроме того, целесообразно рассмотреть возможность применения к крупным
предприятиям требований по обязательному привлечению субъектов малого
инновационного предпринимательства в качестве соисполнителей по государственным
и муниципальным контрактам. Также необходимо будет разработать специальные
рекомендации по участию МСБ в конкурсе по размещению государственного и
муниципального заказа. Предлагается организовать мониторинг размещения заказов
у субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства с участием
представителей деловых ассоциаций, саморегулируемых организаций, общественных
объединений предпринимателей.

В-тринадцатых, целесообразно создание современной информационной
инфраструктуры, способствующей распространению знаний и технологий среди
субъектов технологической инновационной деятельности — возможность получить
доступ к информационным базам для поиска нужного продукта; пакет услуг
технологического аудита и маркетинга, начиная от коммерческой оценки
технической идеи и кончая созданием опытных образцов, исследованиями рынков
сбыта, оказание консультационных услуг.

В-четырнадцатых, необходима пропаганда важности и перспективности
инновационной деятельности в средствах массовой информации.

В-пятнадцатых, необходимо повысить образовательный уровень через
обновление учебных программ (внедрение курсов инновационного менеджмента,
широкое использование новых образовательных и
информационно-телекоммуникационных технологий, подготовка и переподготовка
кадров в области инновационной деятельности, развитие системы подготовки
менеджеров для инновационной деятельности на базе ВУЗов, участие ученых системы образования в создании наукоемких технологий) и улучшить
кадровый потенциал специалистов по инновациям (тренинги и непрерывное повышение
квалификации финансовых и технологических менеджеров, технических специалистов
и государственных служащих). Эти меры поднимут на качественно новый уровень
исследовательскую работу студентов и позволят пополнить научный потенциал
страны.

Рациональное сочетание государственного и предпринимательского секторов
позволит активизировать инновационную деятельность, наращивать объемы
производства конкурентоспособной наукоемкой продукции.

Наиболее значимыми, с точки зрения повышения конкурентоспособности
производства, приоритетными направлениями инновационного развития являются:
ресурсосбережение, увеличение доли продукции высокой степени переработки,
обеспечение необходимой динамики обновления технологий, автоматизация,
сертификация технологий и продукции, экологичность.

Приоритетом должны пользоваться важнейшие инновационные проекты
государственного значения, высокоэффективные и быстро окупаемые, в реализации
которых государство может участвовать на долевых началах с частными
инвесторами, беря на себя часть риска.

Заключение

В заключении курсовой работы можно сделать следующие выводы:

. В
мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального
научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и
технологиях. В литературе насчитываются сотни определений. Например, по
признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические,
экономические, организационные, управленческие и др. Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные
и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и
подстадий), закономерности процесса внедрения и т.п.

2. Повышение глобальной
конкурентоспособности становится важнейшей задачей экономической политики. Опыт
промышленно развитых и развивающихся стран показывает, что распространение
знаний и развитие инновационных процессов являются ключом к успешному развитию
экономики. Именно малым и средним предприятиям предстоит сыграть важнейшую роль
в этом процессе, обеспечивая постоянное совершенствование продукции, процессов,
технологий и организации.

В самом широком плане существует два вида МСБ с точки зрения их отношения
к инновациям и знаниям: это предприятия, которые создают инновационный продукт
и те, которые им пользуются. И если первая категория весьма немногочисленна, то
вторая составляет абсолютное большинство. Однако любая фирма, какой бы малой
она не была, и какой бы простой деятельностью она не занималась, способна
извлечь выгоду из достижений технического прогресса и инноваций.

В этом смысле доступ к новым технологиям имеет решающее значение для
конкурентоспособности МСБ. Для характеристики инновационной активности
применяется показатель доли инновационных предприятий, т.е. тех, кто осваивает
новую продукцию или новые технологии.

. В
Кыргызстане значительно позже созрели объективные условия и возможности для
серьёзных качественных изменений в технологическом развитии. Более того,
сохранилось еще действие ряда характерных для переходной экономики
политических, экономических и социальных факторов, которые серьёзно тормозят
переход к инновационной модели экономического роста, расширение сектора МСБ и
его более активное вовлечение в инновационный процесс.

Заметные сдвиги в инновационном развитии Кыргызстана пока не наблюдаются.
За годы независимости, в основном, была сформирована законодательная база и
созданы отдельные государственные органы, в функции которых были заложены
вопросы развития инноваций. Необходимо отметить, что инновационная
направленность кыргызских предприятий находится лишь в стадии формирования. И в
основном это крупные предприятия, т.к. их финансовые ресурсы позволяют
создавать условия для внедрения инноваций на производстве.

4. Основными
препятствиями на пути активного развития бизнеса в Кыргызстане, являются:

недостаток у субъектов предпринимательства собственных финансовых
ресурсов/отсутствие стартового капитала;

недостаточная из-за высокого риска привлекательность долгосрочных
вложений для отечественного банковского капитала, иностранных инвесторов, а
также населения, имеющего свободные средства;

отсутствие развернутой инфраструктуры инновационного рынка, отвечающей
требованиям товаропроизводителей;

МСБ испытывают значительную нехватку производственных и офисных
помещений.

5. Исходя
из политики страны, определенной в Национальной стратегии устойчивого развития
КР на 2013-2017 гг., одним из приоритетных направлений является улучшение
конкурентоспособности страны при помощи инноваций.

Наиболее значимыми, с точки зрения повышения конкурентоспособности
производства, приоритетными направлениями инновационного развития являются:
ресурсосбережение, увеличение доли продукции высокой степени переработки,
обеспечение необходимой динамики обновления технологий, автоматизация,
сертификация технологий и продукции, экологичность.

Приоритетом должны пользоваться важнейшие инновационные проекты государственного
значения, высокоэффективные и быстро окупаемые, в реализации которых
государство может участвовать на долевых началах с частными инвесторами, беря
на себя часть риска.

Список
литературы

Законодательная и нормативная литература

1. Национальная стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики на 2013-2017 годы. Утверждена Указом Президента
Кыргызской Республики от 21 января 2013 года №11.

2.      Национальная
стратегия развития интеллектуальной собственности и инноваций в Кыргызской
Республике на 2012-2016 годы. Утверждена Постановлением Правительства Кыргызской
Республики от 23 сентября 2011 года №593 (В редакции постановления Правительства
КР от 11 ноября 2013 года №623
<http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/94822?cl=ru-ru>).

3. Концепция государственной
инновационной политики Кыргызской Республики на 2003-2005 годы. Утверждена Постановлением
Правительства Кыргызской Республики от 23 сентября 2011 года №593.

Учебная и научная литература

1.   Балабанов
И.Т. Инновационный менеджмент. 1-е издание. — СПб.: Питер, 2001. — 278 с.

2.      Гриффин
Р., Пастей М. Международный бизнес. 4-е изд. / пер. с англ. под ред. А.Г.
Медведева.- СПб.: Питер, 2006. — 309 с.

3.      Дынкин
А.А., Иванова ИМ. Инновационная экономика. — М.: Наука, 2013. — 421 с.

4.      Инновационный
менеджмент / Под ред. С.Д. Ильенковой. — М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 200. — 327 с.

5.   Инновационный
менеджмент: Справ. Пособие / под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.И.
Миндели. Изд. 2-е, переработ. и доп. — М., ЦИСН, 2008. — 518 с.

6.      Медынский
В.Г. Инновационный менеджмент. — М.: Инфра-М — 2007. — 465 с.

7.      Никсон
Ф. Роль руководства предприятия в обеспечении качества и надежности: Пер. с
англ. — М.: Изд-во стандартов, 1990. — 215 с.

8.      Палей Т.Ф. Инновационный менеджмент. Изд.
2-ое, перераб. доп. — Казань: Изд-во «Фолиантъ», 2011. — 460 с.

9.      Руководство
Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. 3-е изд.,
совместная публикация ОЭСР и Евростата / Пер. на рус. яз. — М.: ГУ «Центр
исследований и статистики науки», 2006. — 67 с.

10.    Санто Б.
Инновация как средство экономического развития / Общ. ред. и вступл. Б.В.
Сазонова. — М.: Прогресс, 1990. — 296 с.

11.    Спасенных
М.Ю. Инновационный бизнес. Корпоративное управление: Учебное пособие. — М.:
Дело АНХ, 2010.
— 243 с.

12.    Твисс
Б. Управление научно-техническими нововведениями. — М.: Экономика, 1989. — 217 с.

13.    Фатхутдинов
Р.А. Инновационный менеджмент: учебник для вузов. 5-е изд., испр. и доп.- СПб.:
Питер, 2006. —
534 с.

14.    Черепкова
Н.И., Черенков В.И.. Международный бизнес. Карманный англо-русский справочник.
— С-Петербург., 1998. — 184с.

15.    Шумпетер
Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. — М.:
Эксмо, 2007. —
303 с.

Периодическая и электронная литература

1. Беспалов
Д.А. Сущность и
теоретические аспекты инновационного потенциала малого и среднего бизнеса в
кыргызской Республике//Вестник
КРСУ. — 2014. — Том 14. — №8.
— С.38-40.

2.      В
рейтинге инноваций Кыргызстан занял 112-е место среди 143 стран

3. Инновационный
потенциал малого и среднего бизнеса в Кыргызской
Республике. Отчет Национального института стратегических исследований
Кыргызской Республики. — май-июнь 2013 г.

.   Обзор
макроэкономической ситуации за 2013 год и итогов
социально-экономического развития Кыргызской Республики за I полугодие 2014
года

5.      Позиции
Кыргызстана в международных рейтингах (динамика за 2005-2013 гг.)

6.      Чем
инновационные предприятия в Кыргызстане отличаются от западных — исследование
НИСИ

7.      Современный
экономический словарь

Периодическая и электронная литература

8.   Беспалов
Д.А. Сущность и
теоретические аспекты инновационного потенциала малого и среднего бизнеса в
кыргызской Республике//Вестник
КРСУ. — 2014. — Том 14. — № 8.
— С.38 — 40.

9.      В
рейтинге инноваций Кыргызстан занял 112-е место среди 143 стран

10. Инновационный
потенциал малого и среднего бизнеса в Кыргызской
Республике. Отчет Национального института стратегических исследований
Кыргызской Республики. — май-июнь 2013 г.

.     Обзор
макроэкономической ситуации за 2013 год и итогов
социально-экономического развития Кыргызской Республики за I полугодие 2014
года

12.    Позиции
Кыргызстана в международных рейтингах (динамика за 2005-2013 гг.)

13.    Чем
инновационные предприятия в Кыргызстане отличаются от западных — исследование
НИСИ

14.    Современный
экономический словарь

1.1 Ключевые понятия и принципы классификации инновационной деятельности в предпринимательстве

Анализ новых тенденций, характеризующих развитие мировой экономики, показал, что уровень развития конкретного государства и благосостояния его населения во многом определяется способностью экономики страны адаптироваться к изменениям, происходящим под влиянием стремительных темпов научно-технологического развития.
«Стратегическим фактором развития любой организации и экономики в целом становятся инновации, внедрение которых оказывает существенное влияние на увеличение технического уровня и эффективности производства, повышение качества и конкурентоспособности продукции и, как следствие, достижение устойчивого экономического роста и обеспечение безопасности страны» .
И.Г. Ельмеева под инновационным предпринимательством понимает «процесс создания и коммерческого использования технико-технологических нововведений» . Практическое использование новшества с момента технологического освоения производства и масштабного распространения в качестве новых продуктов и услуг является нововведением (инновацией).
Рассматривая способы организации инновационного процесса в организациях, можно выделить три модели инновационного предпринимательства:
— инновационное предпринимательство внутри организации, когда инновация осваивается или создается на самом предприятии специализированными подразделениями на базе планирования и мониторинга их взаимодействия по инновационному проекту;
— инновационное предпринимательство на основе сторонних организаций при помощи контрактов, когда заказ на создание или освоение инновации размещается у других организаций;
— инновационное предпринимательство на основе другой организации при помощи учреждения дочерних венчурных организаций, привлекающих дополнительные сторонние средства .
Наиболее часто используемой является вторая модель инновационного предпринимательства — когда организации размещают заказ на разработку новшеств, а осваивает их собственными силами.
Предметом инновации в коммерческой деятельности организации могут выступать не только внедрение нового продукта на рынок, но и целый ряд других нововведений:
? продуктовые инновации – это новые или улучшенные виды продукции;
? инновации услуг, представляющие собой новые или улучшенные услуги;
? процессные и технологические инновации, которые представляют собой новые или улучшенные производственные процессы и технологии;
? социальные или кадровые инновации, представляющие собой измененные социальные отношения в организации;
? новые или улучшенные производственные системы .
Исходя из предмета инновации, выделяют следующие виды предпринимательской инновационной деятельности:
– подготовка и организация производства, которые включают в себя приобретение производственного оборудования и инструмента, изменения в них, а также в процедурах, методах и стандартах производства и контроля качества изготовления нового продукта или применения нового технологического процесса;
– предпроизводственные разработки и пуск производства. Этот вид инновационной деятельности включает модификацию продукта или технологического процесса, переподготовку персонала для применения новых технологий и оборудования, а также пробное производство, если предполагается доработка конструкции;
– маркетинг новых продуктов. Он включает в себя виды деятельности, связанные с выходом нового продукта на рынок, т.е. исследование рынка, адаптация продукта к различным рынкам, рекламная кампания, продвижение);
– приобретение патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, торговых марок, конструкций, моделей и услуг технологического содержания;
– приобретение машин и оборудования, по своему технологическому содержанию связанных с внедрением продуктовых или процессных инноваций;
– производственное проектирование. Оно включает подготовку планов и чертежей, предусмотренных для определения производственных процедур, технических спецификаций, эксплуатационных характеристик.
Основными компонентами сферы предпринимательской инновационной деятельности организации являются следующие:
– рынок создания новшеств, изобретений, который в большинстве своем существует на стыке научной и инновационной деятельности. Формируют указанную область рынка некоторые крупные ученые, университеты, научные объединения, а также частные исследовательские лаборатории. На этом этапе основным товаром является научный результат, сформированный в виде открытия, изобретения или другого продукта интеллектуальной деятельности;
– рынок капитала и инвестиций, который тесным образом связан с кредитно-финансовым сектором экономики. Данную область формируют инвесторы различного уровня и ранга;
– рынок научно-технического персонала, который в свою очередь связан с системой образования и подготовки кадров. Для организации инновационной деятельности необходимы работники определенных специальностей, а так же научно-исследовательских сотрудников и инженеров, подготовка которых ведется как в вузах, так и в специальных научно-технических образовательных учреждениях. Состояние данного сегмента инновационной сферы в Российской Федерации можно охарактеризовать сегодня как относительно благоприятное;
– инновационная инфраструктура. Этот компонент инновационной сферы представляет собой связующее звено между выше рассмотренными элементами и рынком конкуренции инноваций. Он включает в себя различные институты и организации, основной задачей которых является обеспечение успешного протекания инновационных процессов в промышленности. Система инновационных институтов, адекватных современной рыночной экономике, постепенно формируется в России;
– рынок конкуренции инноваций находится в противоречии. С одной стороны, предприятия в конкурентной борьбе вынуждены повышать технический уровень инноваций, улучшать их качество, снижать издержки производства, сокращать эксплуатационные расходы, совершенствовать систему технического обслуживания. С другой стороны, рыночный механизм не воспринимает инновации, даже имеющие большую научно-практическую ценность, если они не отвечают коммерческим интересам организаций .
Предпринимательская инновационная деятельность собой совокупность предпринимательского инновационного процесса, предпринимательской инновационной политики, предпринимательского инновационного потенциала, предпринимательский инновационный климат.
«Предпринимательский инновационный процесс представляет собой подготовку, осуществление и распространение инноваций и состоит из взаимосвязанных фаз, образующих единое комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, материализованное новшество» .
Предпринимательская инновационная политика содержит задачу совершенствования всей системы путем изменения отдельных ее элементов:
— долгосрочные цели предпринимательской инновационной политики направлены на установление баланса между изменением элементов системы, заменой ресурсов по качеству использований и повышением эффективности использования имеющихся ресурсов;
— среднесрочные цели направлены на максимальное использование потенциала эффективности имеющихся ресурсов;
— краткосрочные цели направлены на использование альтернативных вариантов ресурсов без предпринимательского инновационного развития производственной системы с сохранением эффективности в целом;
— оперативные цели направлены на компенсацию потерь в производственной системе.
Для эффективного вовлечения новых технологий в хозяйственный оборот требуется наличие инновационного потенциала организации.
Можно выделить четыре подхода к трактовке понятия «инновационный потенциал», представленных на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1 — Сущность инновационного потенциала организации

Наиболее распространенным подходом является ресурсный. Согласно данному подходу понятие инновационного потенциала трактуется как «совокупность ресурсов, необходимых для осуществления инновационной деятельности предприятия» .
А так же характеристика инновационного потенциала организации трактуется как меры готовности к осуществлению инновационной деятельности. А.А. Бовин добавляет, что «нововведения могут создаваться как своими силами в подразделах НИОКР, так и может приобретаться в виде патентов, лицензий на изобретения и ноу-хау» .
И.Р. Бузько третий подход определяет, как «способность организации разрабатывать и реализовывать инновационные проекты» . Такое определение инновационного потенциала организации учитывает с одной стороны потенциальные возможности к осуществлению инновационной деятельности, а с другой подразумевает наличие ресурсов.
Четвертый подход к определению инновационного потенциала состоит в его рассмотрении с точки зрения совокупности возможностей организации в инновационной сфере. Д.И. Кокурин считает, что «инновационный потенциал содержит неиспользованные, скрытые возможности накопленных ресурсов, которые могут быть приведены в действие для достижения целей экономических субъектов» .
Анализируя вышеприведенные подходы, под инновационным потенциалом организации следует понимать совокупность ресурсов и условий деятельности предприятия, которые формируют готовность, необходимость и способность организации к успешной инновационной деятельности.
Классификация факторов, влияющих на формирование и развитие инновационного потенциала организации, представлена на рисунке 1.2.
Все представленные компоненты взаимосвязаны и образуют своеобразный «инновационный узел», концы которого уходят в различные отрасли экономики.
Элементы предпринимательской инновационной инфраструктуры интегрируются в единую предпринимательскую инновационную систему. Такая система называется национальной инновационной системой (НИС).

Рисунок 1.2 — Факторы, оказывающие влияние на формирование и развитие инновационного потенциала предприятия

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. обозначено, что «переход экономики государства на инновационный тип развития невозможен без формирования конкурентоспособной в глобальном масштабе национальной инновационной системы, представляющей собой совокупность взаимосвязанных организаций (структур), занятых производством и (или) коммерческой реализацией знаний и технологий, и комплекса институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих взаимодействие образовательных, научных, предпринимательских и некоммерческих организаций и структур во всех сферах экономики и общественной жизни» .
В принятой «Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.» определение национальной инновационной системы отсутствует, в ней обозначено только «повышение эффективности национальной инновационной системы обеспечивается слаженным взаимодействием существующих и создаваемых ее элементов» .
Национальная инновационная система, как считают Е.В. Моргунов и Г.В. Снегирев, представляет собой «совокупность институтов, комплекс сопряженных экономических механизмов и видов деятельности, часть национальной экономической системы» .
О.С. Павлочева, Г.З. Низамова считают, что «национальная инновационная система – это совокупность хозяйствующих субъектов (предприятия, научно-исследовательские организации, потребители) и институтов (правовых, законодательных, финансовых, социальных), взаимодействующих в процессе производства, распространения и использования конкурентоспособных знаний и технологий, направленных на реализацию стратегических целей устойчивого развития экономической системы и способствующих повышению конкурентоспособности ее субъектов, в т. ч. государств на международном уровне» .
А.Е. Стреляева к основной цели национальной инновационной системы относит:
— обеспечение устойчивого экономического развития и повышении качества жизни населения путем создания дополнительных рабочих мест как в сфере науки, так и в сферах производства и услуг;
— увеличение поступлений в бюджеты разных уровней за счет увеличения объемов производства наукоемкой продукции и увеличения доходов населения .
По мнению Е.В. Кибасова к основным задачам построения инновационной системы относится «разработка технологий проведения коммерциализации и развития инновационной инфраструктуры» .
Институциональная структура российской инновационной системы состоит из следующих институтов:
— финансовых инновационных институтов: фондов различных видов (внебюджетных, бюджетных, страховых, венчурных, инвестиционных), а также прочих финансово-кредитных институтов, таких как, например, фондовый, кредитный рынок, особенно в части привлечения инвестиций и финансирования в проекты высокотехнологичных организаций. Значительная часть средств государственного финансирования сферы науки, технологий и инноваций (НТИ) направляется напрямую организациям в форме целевых перечислений и небольшая часть средств распределяется на конкурсной основе через агентства, такие как Российский фонд фундаментальных исследований, Российский фонд гуманитарных исследований и Федеральный фонд поддержки малых инновационных предприятий;
— производственно-технологических институтов: технопарков, технополисов, бизнес-инкубаторов, центров передачи технологий и прочих
Таким образом, инновационное предпринимательство представляет собой деятельность, предполагающую поиск новых путей развития организации, что позволяет говорить о концепции управления ростом, или инновациями. Результатом инновационной деятельности является либо новый товар или услуги, либо товар или услуги с принципиально новыми характеристиками или свойствами, либо новые технологии. Элементы предпринимательской инновационной инфраструктуры интегрируются в единую предпринимательскую инновационную систему.
1.2 Организационные формы инновационной деятельности

К организационным структурам инновационной сферы можно отнести бизнес-инкубатор, технопарк, технополис, стратегический альянс. На современном этапе активно развиваются инновационные формы международного бизнеса, такие как форфейтинг, аутсорсинг, франчайзинг, посреднический бизнес.
Рассмотрим подробно эти структуры.
Бизнес-инкубатор представляет собой некую структуру, которая специализируется на создании благоприятных условий для возникновения эффективной деятельности венчурных организаций, реализующих оригинальные научно-технические идеи. Это достигается путем предоставления малым инновационным фирмам материальных (научного оборудования и помещений), информационных, консультационных и других необходимых услуг.
Функции бизнес-инкубатора состоят в следующем:
— обеспечение систем поддержки организациям за счет оказания материальной (осязаемой) и нематериальной (неосязаемой) поддержки;
— достижение успешной стратегии коммерциализации рисковой технологии. Инкубатор за счет создания тепличных условий на начальном этапе становления организации должен подготовить это предприятие к действиям в жестких условиях конкуренции;
— бизнес-образовательная функция состоит в обучении в свободной обстановке или организации бесплатных семинаров, обеспечении условий для овладения практическими навыками бизнеса студентами и выпускниками университетов .
Особенностью бизнес-инкубатора является то, что он не требует бюджетных средств. Окупаемость обеспечивается за счет его участия в той или иной форме в будущих прибылях инновационных организаций.
Следующей организационной формой инновационной деятельности является технопарк.
Технопарк можно определить, как комплексный набор целого ряда областей деятельности внутри ограниченной географической территории вблизи университета, где усилиями предпринимателей, профессорско-преподавательского состава, научного персонала в единое целое объединяются научные, производственные и финансовые ресурсы для производства новой, обладающей более высокими потребительскими свойствами и ценностями, продукции» .
По мнению Э. Павлова, «технопарк – это особый вид свободной экономической зоны, на территории которой усиленно развивается разработка наукоемкой продукции, формируются новые кадры, технико- внедренческие зоны, с этой стороны технопарк отвечает требованиям соответствия основным процессам, происходящим в мировой экономике» .
Технологические парки создаются с целью разработки высокотехнологичных наукоемких продуктов, ориентированных на реализацию государственных и региональных научно-технических приоритетов. Технопарки могут создаваться либо вокруг конкретных вузов, научно-технических организаций и предприятий, либо в форме образования новых научно-технических зон на основе застройки свободных территорий.
К понятию технопарка близкие понятия «промышленный парк», «индустриальный парк», «промышленная зона».
Промышленный парк представляет собой территориально обособленный комплекс объектов недвижимости с инфраструктурой, в которую включены объекты инженерного и транспортного назначения, объектами связи, позволяющими компактно размещать производства и предоставлять условия для эффективного осуществления промышленной деятельности.
Индустриальный парк, в свою очередь, — это «совокупность объектов, представляющая собой единый комплекс объектов инфраструктуры и промышленности, необходимых для осуществления промышленной деятельности, предназначенных для осуществления нового промышленного производства или модернизации промышленного производства и находящихся в управлении организации» .
Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что промышленные (индустриальные) парки отличаются от технопарков, прежде всего, целью создания. Если технопарки создаются с целью развития инновационных, наукоемких технологий и производств, то промышленные парки – в первую очередь для компактного размещения производств (как правило, не инновационных) и эффективного осуществления промышленной деятельности.
Более крупной организационной структурой является технополис. Данная структура представляет собой научно-производственный комплекс с развитой инфраструктурой сферы обслуживания, охватывающий территорию отдельного города. Он включает вузы, исследовательские учреждения национального масштаба, промышленные корпорации, набор учреждений производственного и бытового сервиса от банков и страховых компаний до театров и стадионов, а также учреждения, занимающиеся охраной окружающей среды.
Назначение технополисов состоит в том, чтобы адаптировать существующую производственную структуру регионов к более гибкому реагированию на появление технологических новшеств, иначе говоря:
— повысить долю наукоемких отраслей промышленности;
— стимулировать развитие научно-исследовательских организаций, работающих в интересах этих отраслей;
— стимулировать развитие учебных заведений, готовящих специалистов для них и др. .
Рассмотрим инновационные формы в коммерческой деятельности.
Суть форфетирования заключается в том, что финансовые агенты или форфейторы, которыми чаще всего является банки, на определенных условиях приобретают коммерческие долговые обязательства заемщиков перед кредиторами. Одной из ключевых характеристик форфейтинга можно назвать то, что чаще всего подобным образом организации кредитуются в основном при проведении внешнеторговых операций, которые проводятся на мировом рынке, между иностранными коммерческими структурами.
Во многих зарубежных странах предоставляются многочисленные условия оплаты, позволяющие значительно улучшить шансы на получение контракта. Очевидно, что большинство экспортеров предпочитает оплату наличными, чтобы не подвергать себя дополнительным расходам и рискам, которые связанны с предоставлением финансирования. Форфейтинг как раз и позволяет экспортерам для удовлетворения этих потребностей без принятия каких-либо дополнительных рисков решить выделенную проблему. При поддержке банка экспортер обеспечивает финансирование отложенных платежей, обеспечивая тем самым потребности покупателей. Кроме того, экспортер сосредоточившись на переговорах по кредитным условиям, может столкнуться с существенно меньшим давлением, касающимся снижения цен. Это, в свою очередь, означает более высокую рентабельность продаж и более высокую доходность организации.
Тем не менее, самым значительным преимуществом форфейтинга является его полезность в качестве инструмента продаж, особенно для продаж в тех странах, в которых у покупателей не хватает наличных денег при оплате доставки. Для покупателей в данном сегменте рынка есть возможность отсрочки платежа и может повлиять на выбор поставщика ими. Благодаря интеграции финансирования форфейтинг помогает экспортерам четко определить свою стратегию, которая увеличивает вероятность получения контракта, улучшает денежный поток и исключает риск дефолта, защищая прибыль экспортера.
«Объектами форфейтинга могут быть обязательства в форме векселей (крайне редко в форме аккредитивов). При этом операции с простыми переводными векселями обычно проводятся быстро и без особых проблем» .
Состояние мировой экономики на современном этапе характеризуется высокой степенью экономической взаимозависимости государств, которая обусловлена изменениями в организационной структуре мирового производства, развитием международного разделения труда и аутсорсинга, динамичным состоянием транснациональной торговли и инвестиций, наличием многонациональных компаний (МНК) тесными информационными связями. Многие западные производственные организации отличаются максимально простой структурой производства, то есть выполняют не все функции, так как большинство операций вынесено на аутсорсинг.
Понятие «аутсорсинг» в научных трудах рассматривается экономическое явление. Например, Дж. Брайан Хейвуд определяет аутсорсинг как «перевод внутреннего подразделения или подразделений предприятия и всех связанных с ними активов в организацию поставщика услуг, предлагающего оказывать некую услугу в течение определенного времени по оговоренной цене» .
Популярный экономический ресурс wiseGEEK считает, что аутсорсинг представляет «договорной акт двух компаний с целью оказания услуг, которые в обратном случае могут выполняться собственными сотрудниками» . Определение достаточное простое в своем понимании, но в то же время оно содержит все основные компоненты данной дефиниции.
В российском научном сообществе наиболее полное определение, на взгляд автора, дал Б.А. Аникин. Он определил аутсорсинг, как «последовательность организационных решений, суть которых состоит в передаче некоторых, ранее самостоятельно реализуемых организацией функций или видов деятельности внешней организации или, как принято говорить, «третьей стороне» .
С позиции Гражданского кодекса Российской Федерации, аутсорсингом считается определенная форма заемного труда, при которой организация передает своих сотрудников другой организации для выполнения определенной работы (оказания определенных услуг), предусмотренной договором гражданско-правового характера, например, договором подряда (ст.702 ГК РФ), договором строительного подряда (ст.704 ГК РФ), договором подряда на выполнение проектных и изыскательских работ (ст.758 ГК РФ), договором возмездного оказания услуг (ст.779 ГК РФ).
Особенностью современного рынка аутсорсинга на современном этапе является усложнение передаваемых функций и бизнес-процессов в аутсорсинг, от второстепенных, не совсем важных для конкурентоспособности организации, до функций, базирующихся на навыках и особых знаниях, составляющих порой «ключевые компетенции» организации.
На современном этапе распространены следующие виды аутсорсинга:
? производственный аутсорсинг;
? аутсорсинг бизнес-процессов;
? аутсорсинг информационных технологий.
Обобщенная схема видов аутсорсинга представлена на рис. 1.3.
IT-аутсорсинг вынесен в отдельную группу, т.к. информационные технологии рассматриваются не как бизнес-процесс, а как инфраструктура.
Производственный аутсорсинг, который играет на современном этапе все большую роль в деятельности ряда особенно крупных организаций, подразумевает, что компания отдает часть производственных процессов, а иногда даже и весь цикл производства сторонней организации. Кроме того, встречаются варианты продажи либо одного подразделения предприятия другим организациям, либо большей части подразделений и уже дальнейшее взаимодействие с ними уже в рамках аутсорсинга.

Рисунок 1.3 — Типы аутсорсинга

Аутсорсинг бизнес-процессов представляет собой передачу сторонней организации отдельных бизнес-процессов, которые не являются для компании основными, т.е. бизнес-образующими. Из их числа на аутсорсинг обычно передаются бухгалтерский учет (наиболее распространенное явление), управление персоналом, маркетинг, реклама, логистика.
Аутсорсинг информационных технологий (IT-аутсорсинг) представляет собой передачу специализированной организации полностью или частично функций, связанных с информационными технологиями, а именно:
? обслуживание сетевой инфраструктуры организации;
? проектирование и планирование автоматизированных бизнес-систем с последующим постоянным их развитием и обслуживанием;
? размещение корпоративных баз данных на серверах специализированных компаний, их обслуживание и развитие;
? создание и поддержка публичных Web-серверов, например, сайтов компаний;

Анализ новых тенденций, характеризующих мировую экономику, показывает, что уровень развития стран и благосостояния населения во- многом определяется способностью ее экономики адаптироваться к изменениям, происходящим под влиянием стремительных темпов научно-технологического развития.
Стратегическим фактором развития любой организации и экономики в целом становятся инновации, внедрение которых оказывает существенное влияние на увеличение технического уровня и эффективности производства, повышение качества и конкурентоспособности продукции и, как следствие, достижение устойчивого экономического роста и обеспечение безопасности страны.


1. Инновационные формы международного бизнеса
1.1 Ключевые понятия и принципы классификации инновационной деятельности в предпринимательстве
1.2 Организационные формы инновационной деятельности
1.3 Государственное воздействие на международную инновационную деятельность

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Иностранные строительные компании в россии
  • Инсан мед на молодогвардейской часы работы
  • Инслига страховая компания отзывы клиентов
  • Институт бизнеса бгу управление персоналом
  • Институт современного бизнеса таганская 39