Информационная инфраструктура электронного бизнеса
Эффективное управление сложными организационными системами требует использования современных средств автоматизации. Успешное решение задач возможно только тогда, когда для каждого контингента пользователей автоматизированной системы обработки информации создана отвечающая их потребностям среда обработки данных.
Основная цель всякой системы обработки информации — полное и своевременное удовлетворение информационных потребностей пользователей.
Пользователь формулирует свои запросы на каком-либо доступном ему языке. Имеющиеся технические средства в состоянии воспринять только язык детальных инструкций, явно не подходящий для широкого применения. Поэтому необходим некий компонент системы обработки информации, который позволит организовать взаимодействие с пользователем на приемлемом языковом уровне. Помимо этого нужны средства, обеспечивающие для разработчика системы приемлемый языковый уровень описания технологических процессов обработки данных.
Значимость информационной прозрачности в обеспечении функционирования рынков и в целом стабильного социально-экономического развития существенно возрастает в настоящее время, когда экономика представляет собой своеобразную информационную сеть. Новая экономика, экономика информации, подобно сети, основывается на системе взаимосвязей между субъектами, производящими различные типы знаний и управляющими их потоками. Связующими структурными элементами в сетевой экономике выступают объекты информационной инфраструктуры, обеспечивающие общие условия функционирования информационного общества. В контексте общеэкономических тенденций развития общества основой деятельности любого предприятия является наличие определенной инфраструктуры. Электронный бизнес базируется на использовании специальных элементов комплекса коммуникационных программно-аппаратных устройств. Основной средой ведения бизнеса в XXI в. становится сеть Интернет. Электронный бизнес является важной структурной составляющей информационно-сетевой экономики.
Создание, распространение и использование информации, знаний в экономике представляет собой качественно новую стадию социально-экономического развития регионов мира. В результате этого все более важную роль приобретает инфраструктурная среда экономики, обеспечивающая выполнение операций по распространению информации. В широком смысле основополагающим элементом такой среды является информационная инфраструктура. К современной инфраструктуре, в частности, информационной предъявляется ряд жестких требований по надежности, скорости и безопасности. При отсутствии такой среды достоверное прогнозирование перспектив развития тех или иных направлений в информационной экономике представляется весьма сложной задачей.
Наблюдающийся в России на протяжении последних лет экономический рост, повышение экономической эффективности предприятий обеспечили поддержку новым видам инфраструктуры. В развитых странах в настоящее время затраты на инфраструктуру экономики сопоставимы с затратами, например, на такую ключевую отрасль индустриальной экономики, как промышленность. С распространением ИКТ становится все отчетливей трансформация границ традиционной экономики. Виртуализация экономики располагает набором инструментов для оптимизации инфраструктурной среды. В то же время возрастает значение интенсивного информационного обмена между экономическими субъектами. Некоторые эксперты[1] отмечают «виртуальность» информационной инфраструктуры, развертывание которой требует значительных инвестиций, прежде всего, за счет частных инвесторов. Однако государство должно сформировать многофункциональный регулирующий механизм на основе обеспечения соответствующей институционально-правовой базы.
Паринов С.И.[2] выделяет социально-экономическую инфраструктуру в составе финансовой, транспортной, судебной и др., которые, в общем случае, обслуживают определенные виды взаимодействий между людьми и организациями в рамках всего общества в целом. Перевод функционирования таких инфраструктур в сеть Интернет не должен значительно изменять их функциональное содержание. Информационные взаимодействия в рамках этих инфраструктур осуществляются с меньшими затратами, большей интенсивностью и в более широких масштабах. В результате это ведет к общему повышению эффективности функционирования данных инфраструктур[3]. К элементам инфраструктуры сети Интернет относятся система доменных имен, принципы распределения адресного пространства и номеров Интернета, а также поддержка стандартов и протоколов. В междисциплинарной области коллективной работы с использованием компьютеров производятся инновационные продукты и решения, изменяющие методы работы людей. Однако бизнес-среда основывается на поддержке финансовых интересов, графиков работ и достаточно высокой оплате обеспечивающих их выполнение коллективов специалистов. Организация такой среды часто формализуется и структурируется, стимулируя взаимодействия фирм на региональном, национальном и мировом уровне[4].
Наличием и масштабом использования информационно-коммуникационной инфраструктуры оценивается уровень социально-экономического развития региона. Другими важными элементами оценки выступают следующие критерии: электронная экономика, дистанционное образование, проникновение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Количество элементов информационной инфраструктуры, их месторасположение, техническая оснащенность, масштаб и интенсивность функционирования определяются аналогичными параметрами информационных потоков. Наличие объективной потребности в информационном взаимодействии экономических субъектов, отражаемой интенсивностью информационных потоков определенной направленности, является условием формирования системы информационной инфраструктуры[5]. В качестве субъектов информационной инфраструктуры современной экономической системы выступают поставщики и потребители, фирмы электронной коммерции, например, интернет-магазины.Согласно Джеласси Т.[6], мобильная электронная коммерция является составной частью электронной коммерции, а она, в свою очередь, – составной частью электронного бизнеса. Мобильная электронная коммерция основывается на использовании беспроводных телекоммуникационных сетей и портативных беспроводных устройств. Особенностью информационной инфраструктуры является ее способность посредством предоставления выбора каналов коммуникации обеспечивать доступ населения к службам, контенту и приложениям независимо от их местоположения. Доступность служб не только с персональных компьютеров, но и с переносных мобильных устройств играет решающую роль в обеспечении охвата широких слоев общества и создании дополнительных экономических возможностей[7]. В силу этого одной из причин, препятствующей массовому применению ИКТ, являются высокие тарифы на подключение к Интернету, что ограничивает доступ граждан (с невысокими доходами) ко многим информационным системам.
Таким образом, инфраструктура информационной экономики — это взаимосвязанная система ресурсов, которая обеспечивает обмен данными между электронными устройствами сетевого пространства, а также идентификацию сервисов и служб Интернета для всех субъектов.
Экономический анализ инфраструктурной среды информационной экономики предполагает оценку рынка ИКТ выявление основных факторов, влияющих на его развитие. Несомненно, расходы на техническое обеспечение – важная часть затрат любого экономического субъекта, которая выступает составляющей инфраструктуры. Однако само по себе обеспечение техническими средствами, коммуникационными линиями перестает быть конкурентным преимуществом. По опыту стран Европы можно предположить, что более полная приватизация в отрасли и либерализация телекоммуникационного рынка способны повысить инвестиционную привлекательность отрасли и, следовательно, повлиять на темпы ее развития. С технологической точки зрения её уровень характеризуется, в первую очередь, долей современного оборудования у конечных пользователей. Начиная с 90-х гг. XX в., в структуре ВВП России произошли кардинальные изменения. С 1995 г. сфера услуг формирует более 50% российского ВВП. По этой позиции Россия приближается к развитым странам, в США доля услуг в ВВП составляет 75 %[8].
В развитых странах устойчиво увеличиваются расходы государства на информатизацию. Например, в странах Западной Европы они выросли с 42 млн. евро в 2003 г. до 52 млн. евро в 2008 г. В России затраты на информатизацию в настоящее время составляют около 1% госбюджета, тогда как у стран-лидеров в этой области – США и Германии – 3% и 4% соответственно (рисунок 3).
Рисунок 3. Государственные расходы на информатизацию, % от ВВП[9]
Эти данные свидетельствуют о том, что государственные расходы на информатизацию в России в целом соответствуют уровню экономического развития страны, но далеки от показателей развитых стран, и их явно недостаточно для воплощения не только заявленных перспективных целей, но и решения поставленных задач. Доля затрат на информатизацию органов государственной власти в 2004 г. достигла 0,3% ВВП, причем структура расходов средств федеральных и региональных органов власти практически не отличается[10]. По этому показателю Россия находится на уровне Бразилии и отстает от западноевропейских государств, которые осуществляли сопоставимые расходы еще в 2002 г. Прослеживается и тенденция роста вклада ИКТ в развитие экономики.
В последнее время в общей цепочке ценообразования наблюдается смещение прибыльности от сектора предоставления коммуникационных услуг – канала передачи данных — в другие смежные сегменты. Доступность и качество инфраструктурных решений часто не отвечают потребностям пользователей. Таким образом, несмотря на ускоряющийся прогресс в сфере ИКТ, сложившаяся структура рынка далека от модели совершенной конкуренции. Однако, следует отметить, что в региональных центрах, городах областного масштаба ситуация значительно лучше, чем в целом по районам, поскольку в них сформирована разветвленная, с достаточным уровнем сервиса, инфраструктура на разной технологической основе. В этом смысле показателен пример Швеции, где власти реализуют программу развития широкополосного доступа в сельских районах. Финансирование осуществляется государством в виде грантов и налоговых льгот. Главной задачей программы является развитие общенациональной оптоволоконной сети и охват широкополосной связью «всех единиц собственности» в стране[11].
Социально-экономическая трансформация конца XX в. в России породила ряд серьезных проблем, решение которых практически невозможно без выведения производства на новую технологическую волну. Достижения в области развития информационных и коммуникационных технологий привели к формированию своеобразной электронной среды экономической активности. Это требует соответствующих институциональных и организационно-экономических преобразований в сфере бизнеса. Основа функционирующей в настоящее время инфраструктуры создавалась еще в СССР. Стихийное ее развитие в посткризисный период, отсутствие единых стандартов привели к параллельному становлению виртуальных частных сетей, выделенных сетей и глобальной сети Интернет как различных технологических основ ведения бизнеса, что тормозит унификацию инфраструктурной среды электронного бизнеса. Например, около 90% пользователей Интернет в Ростовской области осуществляют доступ в нее через телефонную сеть общего пользования[12]. Стандартные коммутируемые телефонные линии связи не отвечают требованиям (в основном, по пропускной способности трафика), предъявляемым современными информационными интернет-технологиями. Это является косвенным показателем невысокого уровня проникновения высокоскоростных каналов связи из-за их относительной дороговизны. Следует отметить, что подобный уровень развития инфраструктуры характерен для большинства развивающихся стран. Таким образом, по нашему мнению, на территории Ростовской области отсутствует равномерно распространенная инфраструктура, что характерно практически для всех регионов России и в целом для стран с трансформационной экономикой.
В отличие от экономически развитых стран в России новые технологии внедряются наряду с функционированием старых. Из-за дополнительных затрат на сопряжение происходит удорожание компонентов, входящих в состав неоднородных инфраструктур. Основными мировыми тенденциями в области распространения и использования инфокоммуникационных систем являются универсализация и удешевление технологий[13]. Причем, каждые полтора года производительность компьютеров увеличивается в 2 раза[14]. С точки зрения технических и финансовых возможностей, исходя из показателей роста качества жизни в регионах, можно предположить, что к 2010 г. доступ к современным технологиям будет обеспечен для широких слоев населения. В свою очередь, это позволит отдельным домохозяйствам, фирмам и государственным органам стать полноценными субъектами информационной экономики. Сложившуюся ситуацию можно обосновать тем, что мегаполис как экономический субъект является центром регионального и межрегионального притяжения наиболее передовых и эффективных производств, идей, капиталов и т.д.
В зависимости от масштабов региональной экономики и некоторых технических аспектов оптимальный уровень регулирования определяется наличием коммуникационных сервисов. Они делятся по территориальному признаку на три уровня, образующих единую структуру:
— местная связь (внутри городов, поселков),
— зоновая связь (внутри регионов),
— междугородная связь (между регионами)[15].
Присутствие и роль государства во всех этих областях различна. Часто региональные органы власти полностью контролируют работу коммуникационных служб, являются их владельцами или находятся в долевых отношениях с бизнесом и т.п. Традиционная отраслевая статистика, предлагая систему, которая является неким обобщением классификаций, разделяет услуги связи на категории. В основе такой классификации лежит доход, присваиваемый операторами, а не услуги, получаемые пользователем. Сети классифицируются: по организации доступа к телекоммуникационным услугам – стационарная и мобильная связь, по используемым технологиям – коммутация каналов и коммутация пакетов с использованием различных протоколов. Однако представленная классификация не является исчерпывающей и будет все более терять смысл при дальнейшем взаимопроникновении компьютерных сетей и технологий[16].
Сеть Интернет, по нашему мнению, как основной элемент инфраструктуры информационного общества, из научно-исследовательского, лабораторного инструмента превратился в общедоступный источник создания, хранения и распространения информационного ресурса. По мере развития сети Интернет появились новые специфические термины: «интернет-бизнес», «интернет-коммерция», «интернет-рынок» и др. С популяризацией электронного бизнеса возникает и постепенно вводится в оборот новый категориальный аппарат, методология и инструментарий: сетевой портал, сетевой план, сетевой бюджет, сетевая производительность, сетевая интеграция, сетевое регулирование, сетевое управление, сетевой мониторинг и др. Эти категории отражают процессы, происходящие в экономике, с точки зрения развития и практического применения сети Интернет. Несомненно, объединение национальных, частных и корпоративных локальных компьютерных сетей в глобальную сеть Интернет оказало влияние на процессы становления и развития электронного бизнеса. Попытки рассмотрения электронного бизнеса как совокупности методов, предоставляемых сетью Интернет для решения определенного круга задач, нельзя считать перспективными, поскольку частные свойства технических систем не отражают объективную картину экономических процессов[17]. Однако часть бизнес-процессов сегодня осуществляется без применения инновационных технологий, что позволяет дифференцировать «бизнес» и «электронный бизнес» как самостоятельные категории, грань между которыми с развитием ИКТ постепенно стирается.
На основе технологий Интернет строится интернет-экономика (в широком смысле – информационно-сетевая экономика[18]). Эта категория является наиболее распространенной в научной литературе и более адекватно характеризует социально-экономическую составляющую явления[19]. Интернет-экономика представляет собой глобальную сетевую, сложно организованную многоуровневую структуру взаимоотношений между экономическими агентами, осуществляемых через сеть Интернет и другие телекоммуникационные сети. Интернет-экономика – сложно структурированное единство нескольких составляющих, как по горизонтали, так и по вертикали, по глубине (по уровням)[20].
Правительства многих государств совместно с частным сектором осуществляют разработку и формирование национальных информационных инфраструктур. В Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 г.[21] её основная цель состоит в повышении эффективности механизмов государственного управления на основе создания общей информационно-технологической инфраструктуры. Она включает государственные информационные системы (ГИС) и ресурсы, средства, обеспечивающие их функционирование, взаимодействие между собой, с населением и организациями в рамках предоставления услуги «электронное правительство».
Приватизация в Европе компаний телекоммуникационного сектора оказала положительный эффект на качество предоставляемых услуг. Намерение властей России, неоднократно декларирующих желание продать единым лотом на аукционе госпакет акций ОАО «Связьинвест», на настоящий момент так и не реализовано. Следует отметить, что более 80% всей инфраструктуры отрасли связи в стране принадлежит предприятиям, входящим в холдинг «Связьинвест». Следовательно, настоящее и будущее российского телекоммуникационного сектора в значительной степени определяется экономической устойчивостью традиционных операторов электросвязи. Таким образом, одной из особенностей данной отрасли в России является то, что государство до сих пор сохраняет контроль над региональными операторами связи. Однако такое жесткое регулирование не уникально для России. Оно обусловлено, прежде всего, тем, что телекоммуникации обеспечивают информационную безопасность страны. Конечно, без регулирования обойтись нельзя, но его механизм должен соответствовать динамике бизнеса и рынка. Он требует не менее значимого внимания со стороны государства, чем реформирование других естественных монополий.
«Концепцией развития рынка телекоммуникационных услуг Российской Федерации до 2010 года» предусмотрены высокие плановые показатели развития телекоммуникационной отрасли (таблица 2), для достижения которых требуется значительный объем инвестиций (до 33 млрд. долл.)[22]. Однако уже сейчас большинство из этих показателей превысили прогнозные значения и продолжают устойчиво расти. Следует отметить, что в настоящее время универсальной количественной характеристики телекоммуникационной услуги не существует. Так, выделяют два показателя[23]: время разговора – для голосовой связи, объем информации — для передачи данных. Введение универсального показателя возможно при условии полной конвергенции сетей.
Таблица 2. Развитие рынка телекоммуникационных услуг в РФ[24]
Показатель |
2000 г. |
2005 г. |
2010 г. |
Количество телефонов, млн. |
31.2 |
36.9 |
47.7 |
Телефонная плотность на 100 жителей, % |
21.3 |
25.3 |
32.7 |
Количество мобильных телефонов, млн. |
2.9 |
9.24 |
22.2 |
Плотность сотовых телефонов на 100 жителей, % |
2.0 |
6.3 |
15.2 |
Количество пользователей сети Интернет, млн. |
2.5 |
6.0 |
26.1 |
Плотность пользователей сети Интернет на 100 жителей, % |
1.7 |
4.1 |
17.9 |
В России четко тестируется тенденция роста вклада инфокоммуникационных технологий в развитие экономики. По «Прогнозу развития информационных технологий и связи Российской Федерации до 2007 г.» доля инфокоммуникационных технологий в структуре ВВП должна была вырасти до 4% в 2007 г.[25] В действительности их доля в структуре ВВП уже в 2005 г. достигла 5%, а к 2010 г. объем отрасли увеличится до 10%[26]. Но даже при таких высоких темпах роста отрасли уровень ее развития отстает от показателей стран Европы и США как по количественным показателям, так и по используемым технологиям.
Развитая информационная инфраструктура с высокой пропускной способностью позволяет оказывать передовые виды электронных услуг, значительно упрощающих осуществление электронных операций. Примерами этих услуг выступают: видеоконференции, дистанционное образование, интернет-трейдинг и др. Наличие широкополосного подключения определяет степень доступности населению современных телекоммуникационных услуг. Показатели развития российского рынка ADSL-услуг свидетельствуют о том, что на конец 2005 г. в России эксплуатировалось около 425 тыс. ADSL-линий[27]. Это на 280 тыс. (или на 193,1%) больше, чем в 2004 г. Таким образом, за 2005 г. количество подписчиков на ADSL-сервис в нашей стране выросло почти в три раза. Развитие беспроводных коммуникаций на основе технологий Wi-Fi, Wi-Max, EDGE и GPRS играет важную роль в формировании мобильного Интернета. Для организации высокоскоростной связи применяются также возможности цифрового телевидения, которое, помимо большого выбора телеканалов, способно предоставлять интерактивные услуги. Участие широких слоев населения в этом процессе играет важную роль в развитии сетевой экономики.
Большим потенциалом в условиях трансформации индустриальной экономики в информационную обладает сфера не классических услуг связи, а рынок сервисов. Здесь решающую роль играет то, насколько оператору услуг связи (оператор сервисов) удастся развить у себя сервисное направление. При этом необходим компромисс между широтой охвата сети и конкуренцией на рынке. Если ведущую роль в развертывании информационной инфраструктуры играет рынок, то коммерческий стимул устанавливать скоростные каналы в сельских районах невелик. С другой стороны, если позволить некоторому уполномоченному оператору доминировать на рынке, стремясь обеспечить широкую зону покрытия, существует риск потерять на ценовой конкуренции[28].
Электронизация изменяет способ установления контактов между экономическими агентами. Появление беспроводных сетей позволяет реализовать уникальные сервисы, ориентированные на целенаправленную передачу мобильного контента. Такая надстройка над уже существующими решениями выступает источником формирования новых моделей межпользовательского взаимодействия. Кастельс М. отмечает: «Индустриальная революция заставила людей распрощаться с возможностью работать дома — стандартной практикой для аграрного общества. Постиндустриальный информационный мир, свидетелями рождения которого мы являемся сегодня, вернет большинству из нас такую привилегию»[29].
Во всем мире наблюдается тенденция увеличения числа людей, работающих на дому. В Европе их число превысило 60 млн. чел., что составляет более 8% от всех работников в этом регионе. По прогнозам, к 2010 г. в Европе около 100 млн. чел. будут работать удаленно[30]. Во многом благодаря развитию современных информационных технологий категория людей, способных работать дистанционно, значительно расширяется. Для работодателей это немаловажный фактор в условиях ограниченности трудовых ресурсов, поскольку увеличиваются возможности для поиска сотрудников за счет отсутствия привязки к конкретной территории. Этому во многом способствует рост количества мобильных устройств связи. Количество абонентов операторов сотовой связи уже превысило число владельцев стационарных телефонных аппаратов. Число пользователей мобильной связи в России с 2000 г. увеличилось в 14 раз.
В качестве пользователей Интернета в России в 2005 г. было зарегистрировано около 22 млн. чел., на апрель 2008 г. их количество составляет около 40 млн. чел[31]. При этом значительно растет объем услуг, оказываемых в сетях передачи данных: объем информации, переданной по сети Интернет, вырос в 1,2 раза, а трафик службы голосовой информации увеличился в 1,7 раза по сравнению с 2004 г.[32] (рисунок 4).
Рисунок 4. Динамика численности пользователей Рунета[33]
Весь период существования российского сегмента сети Интернет разделяется на четыре этапа:
— 1994-1999 гг. – становление;
— 2000-2003 гг. – поступательный рост;
— 2004-2006 гг. – ускоренное развитие;
— 2007-2008 гг. – стабилизация.
Самым сложным и во многом определяющим будущее Рунета стал период с 1994 г. по 2002 г. Превысив в 2006 г. 20% рубеж пользователей Сети в общей численности населения страны, российский Интернет достиг того уровня, когда инвестиции в интернет-индустрию становятся экономически оправданными. Лидером по количеству пользователей остается г. Москва. Как показывают исследования Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), половина москвичей пользуется Интернетом, тогда как по России в целом — лишь пятая часть населения. Однако темпы роста интернет-аудитории в г. Москва значительно снизились. Несмотря на постоянное увеличение числа пользователей Интернетом, Россия по этому показателю значительно уступает развитым странам — российский показатель в 23% сравним с проникновением Интернета в Бразилии (приложение 2)[34].
В 2005 г. правительство США инициировало закрытие дискуссии по проблеме трансформации механизмов управления над существующей инфраструктурой сети Интернет, декларировав следующие принципы ее управления:
— США сохраняют за собой право администрирования корневой зоны системы доменных имен;
— признают права правительств других стран на администрирование национальных доменов;
— признают ICANN в качестве наиболее подходящего исполнителя функций управления системой DNS;
— отдают предпочтение в развитии системы DNS рыночным механизмам и частному сектору[35].
Большинство индикаторов интернет-активности пользователей в ЮФО соответствует средним показателям по округам России (проникновение Интернета в регионе составляет 21%)[36]. Исключением является покупательская онлайн-активность пользователей. При этом, по данным Яndex, число переходов пользователей ЮФО на сайты интернет-магазинов на 40% меньше, чем в среднем по стране (рисунок 5).
Рисунок 5. Соотношение показателей интернет-сетизации ЮФО со средними по федеральным округам России [37]
Рост количества коммерческих информационных ресурсов позволил перевести поддержку инфраструктуры Интернета на самоокупаемость. Управление серверами, реестрами и регистрация доменных имен стали самостоятельными видами бизнеса[38]. Следует отметить, что во многих регионах широкополосная инфраструктура так и не получила повсеместного распространения. Относительная территориальная удаленность крупных населенных пунктов от сельских районов негативно отражается на стоимости организации коммуникации. Имеются еще районы, где отсутствуют даже телефонные линии связи, что обусловлено следующими причинами:
— относительно низким уровнем жизни в сельской местности;
— как правило, более ограниченным кругом деловых и личных контактов сельских жителей;
— сосредоточенностью крупных предприятий и организаций преимущественно в городах;
— высокими затратами строительства и поддержания телекоммуникационных сетей в сельской местности, что невыгодно операторам и снижает предложение услуг альтернативных операторов связи[39].
Система электронного бизнеса требует постоянного совершенствования взаимодействия экономических субъектов, создания инфраструктурной среды, устойчивой к непрерывно растущим потребностям пользователей и готовой к тому, что в будущем эти потребности еще более возрастут. Дело в том, что ожидания и запросы потребителей увеличиваются практически со скоростью развития сети Интернет. Проблемы, с которыми столкнулись многие фирмы, занимающиеся электронной коммерцией, являются естественным следствием её природы, поскольку среда электронной коммерции принципиально отличается от традиционной модели ведения бизнеса. Во многом благодаря сети Интернет стали возможными (на новом уровне) сокращение затрат в цепочках поставок, беспрецедентно быстрый поиск, освоение и формирование новых рынков. Это в значительной степени способствует повышению производительности труда и снижению безработицы. На наш взгляд, выделяются два наиболее значимых фактора, определяющих дальнейшие темпы развития электронного бизнеса. Во-первых, это потребность людей в коммуникации, которая будет расти при прогнозируемых экономических показателях; во-вторых, относительно низкая инвестиционная привлекательность традиционных операторов из-за неэффективного регулирования тарифной политики государством.
Большое количество нештатных ситуаций и сбоев в работе программно-аппаратных систем демонстрирует, что сама по себе бизнес-модель на основе интернет-технологий не гарантирует успеха. Поскольку отдельные пользователи в режиме реального времени не могут иметь всей полноты информации о действиях других участников коммуникации, они руководствуются преимущественно своими ожиданиями. Широкие возможности услуг и сервисов Интернета, наряду с наличием преимуществ их использования, формируют новые риски. Прежде всего, это риски, связанные с потерей данных. Нарушения в работе электронных служб могут серьезно подорвать доверие граждан и оказать тем самым серьезное негативное воздействие на дальнейшее становление информационной экономики. Например, открытие нового терминала лондонского аэропорта Хитроу из-за сбоя в электронной системе регистрации багажа обернулась отменой части рейсов, а вещи около 14 тыс. пассажиров были отправлены с опозданием, отдельно от владельцев. Также важны вопросы сохранности анонимности или, наоборот, удостоверения личности пользователя. Так, например, военнослужащий израильской армии был отправлен за решетку за размещение в Интернете фотографий военной базы, где он служит. Фотографии были опубликованы на личной странице солдата на сайте социальной сети Facebook. Интернет привлек внимание израильского военного командования после того, как изучение личных дневников, блогов, страниц военнослужащих выявило, что на некоторых снимках изображены секретные объекты.
Конечно, уже существует множество способов защиты данных, но отсутствие универсального регулирующего механизма затрудняет реализацию подобных требований безопасности. Попытку решить большинство из этих проблем предприняла корпорация «Microsoft», разработав проект «Jupiter»[40], суть которого состоит в объединении существующих серверных решений для сведения электронного бизнеса в унифицированную среду. Центральное место в этой концепции отводится категории «бизнес-процесс». Основные особенности решения заключаются в возможности эффективного управления бизнес-процессами, интеграции, способности к взаимодействию с другими системами и технологиями.
Проблема существующего программно-аппаратного обеспечения заключается в том, что оно, в основном, является закрытым и сложным технически. Одновременно с ростом производительности обеспечения происходит его усложнение. Существует риск того, что разработчики пользуются сложностью системы, преследуя определенные цели. Например, к процессорам корпорации Intel специалистами по информационным технологиям сформулированы три претензии:
1. Существование «черного ящика» (управление цифровыми правами).
2. Отсутствие аппаратной защиты, о которой ничего не известно и которой нельзя управлять.
3. Отсутствие гарантий от компьютерных атак со стороны хакеров[41].
Динамика изменения сложности микропроцессоров корпорации Intel представлена на рисунке 6.
Рисунок 6. Рост сложности микропроцессоров корпорации Intel [42]
Поскольку в постиндустриальном производстве доминантным фактором становятся нематериальные активы, информация и знания, то при прочих равных условиях именно информационная инфраструктура является приоритетом развития в общей структуре социально-экономической системы. Однако данные по формированию информационной экономики носят общий характер, не всегда сопоставимы (нет количественной оценки влияния ИКТ на экономическое развитие и рост) и недостаточно детализированы.
На наш взгляд, информационная инфраструктура представляет собой набор ресурсов общества, являясь одновременно определяющим фактором постиндустриального развития экономики. Движение в этом направлении призвано повысить эффективность информационного обеспечения научно-технической и инновационной деятельности, обеспечить конкурентоспособность экономических агентов. Сохраняется доминирующая роль государства в деятельности российских предприятий информационной инфраструктуры. Принимая во внимание то, что образ социально-экономического порядка, как правило, отождествляется с доминирующей формой механизма координации[43], формирование сетевой экономики в России возможно при создании инфраструктуры и запуске сетевого механизма ее координации. Таким образом, современное состояние информационной инфраструктуры характеризуется наличием как положительных, так и отрицательных тенденций и эффектов. В перспективе формирование в России информационного общества предполагает создание опорной информационной инфраструктуры, развитие которой должно быть опережающим по отношению к темпам роста экономики в целом.
[1] См.: Абельцев А. В. Понятие «виртуальной экономики» и ее характерные черты. Материалы заседания учебно-методического совета УМО по специальности «Мировая экономика». – Волгоград, 2002.
[2] См.: Паринов С.И. К теории сетевой экономики. – Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2002. — С. 32.
[3] См.: Паринов С.И. К теории сетевой экономики. – Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2002. — С. 32.
[4]См.: Foth M. Facilitating Social Networking in Inner-City Neighborhoods // IEEE Computer. №39 (9). eprints.qut.edu.au/archive/00004750/01/4750.pdf. 2006.
[5] Лазарев В.Н., Ведерников А.Ю. Методологические проблемы управления информационным взаимодействием (на примере региональной системы малого предпринимательства). — Ульяновск: УлГТУ, 2000.
[6] Jelassi T. Strategies for e-business: creating value trough electronic and mobile commerce: concepts and cases/Jelassi T., Enders A. – Harlow: Pearson Education: Financial Times/Prentice Hall, 2005.
[7] Стратегии экономического развития государства в информационную эпоху // Информационный документ подразделения Microsoft в странах Европы, Ближнего Востока и Африки (EMEA), 2003.
[8] Отраслевой обзор: телекоммуникации // www.avk.ru.
[9] Батаршин Э. ИТ в органах государственной власти. Аппетит пришел // С-news. 2005. №8.
[10] См.: Там же.
[11] Стратегии экономического развития государства в информационную эпоху // Информационный документ подразделения Microsoft в странах Европы, Ближнего Востока и Африки (EMEA), 2003.
[12] Ростовстат. www.rdstat.aaanet.ru, 2006.
[13] Jorgenson D.W. Information Technology and the World Growth Resurgence. – M.: K. Vu, SU-HSE, 2008.
[14] Анненков И.С. Новейшие тенденции развития высоких технологий в мировой экономике. Информационная экономика и концепции современного менеджмента. Материалы Первых Друкеровских чтений. / Под ред. Р.М. Нижегородцева. — М., 2006. — С.17.
[15] Отраслевой обзор: телекоммуникации // www.avk.ru.
[16] См.: Отраслевой обзор: телекоммуникации // www.avk.ru.
[17] Данько Т.П., Завьялова Н.Б. Электронный маркетинг. — М. 2003.
[18] Необходимо отметить, что данный термин не совсем корректен, т.е. теоретически любая экономика является сетевой, т.к. основывается на сетях связей между ее участниками.
[19] Паринов С.И. К теории сетевой экономики. – Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2002. — С. 26.
[20] Дятлов С. А. Функции электронного правительства по регулированию Интернет-экономики // Международная конференция «Электронное правительство на Северо-Западе: зарубежный опыт и российские тенденции». — СПб. 2002.
[21] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2004 г. №1244-р. // ИС «Консультант Плюс».
[22] Концепция развития рынка телекоммуникационных услуг РФ // www.rosnet.ru/docs/doc05.html, 2005.
[23] Отраслевой обзор: телекоммуникации // www.avk.ru.
[24] Концепция развития рынка телекоммуникационных услуг РФ // www.rosnet.ru/docs/doc05.html, 2005.
[25]www.cnews.ru/newsline/index.shtml?2004/09/16/163556. 2004. 16 сент.
[26] Портал Министерства информационных технологий и связи РФ // www.minsvyaz.ru/news.shtml?n_id=3623, 2006.
[27]www.ITResearch.ru.
[28] Стратегии экономического развития государства в информационную эпоху // Информационный документ подразделения Microsoft в странах Европы, Ближнего Востока и Африки (EMEA), 2003. — С. 21.
[29] Кастельс М. Глобальный капитализм: уроки для России // Экономические стратегии. — М. 2000, сент.- окт. — С.54.
[30] Удаленная мечта // Бизнес.www.b-online.ru/, 2006. 21 сент.
[31] Медведев Д. 12-й Российский Интернет форум. 2008.
[32] Портал Министерства информационных технологий и связи РФ // www.minsvyaz.ru/news.shtml?n_id=3611, 2006.
[33]Cоставлено автором в процессе исследования по данным: Портал министерства информационных технологий и связи РФ //www.minsvyaz.ru/news.shtml?n_id=3611, 2006; Опросы «Интернет в России / Россия в Интернете». Выпуск 21. Осень 2007 / Фонд «Общественное мнение». — М., 2007.; Опросы «Интернет в России»: Выпуск 12. Лето 2005 / Фонд «Общественное мнение». — М., 2005.; Прогноз развития российского сегмента сети Интернет до 2010 года. // Фонд поддержки стратегических исследований и инвестиций. http://stra.teg.ru/lenta/innovation/1273, 2003.; Статистические и информационно-аналитические исследования состояния и основных тенденций развития инфраструктуры российского сегмента Интернета по итогам 2005 года. // Региональный Сетевой Информационный Центр (RU-CENTER). №4.http://nic.ru/news/2006/bull_N4.pdf; Основные результаты Установочного Исследования // TNS Web Index, 2006; Информационные и коммуникационные технологии в российской экономике: 2007. Стат. Сб. – М.: ГУ-ВШЭ, 2007.
[34] Фонд «Общественное мнение». http://bd.fom.ru/report/map/projects/internet/internet16/int0603#Abs8.
[35] Статистические и информационно-аналитические исследования состояния и основных тенденций развития инфраструктуры российского сегмента Интернета по итогам 2005 года // Региональный Сетевой Информационный Центр (RU-CENTER). №4. http://nic.ru/news/2006/bull_N4.pdf. 2006.
[36] Развитие Интернет в регионах России // Информационный бюллетень Яndex. Осень-зима. 2007. — С. 19.
[37] См.: Развитие Интернет в регионах России // Информационный бюллетень Яndex. Осень-зима. 2007. — С. 20.
[38] См.: Там же. — С. 2.
[39] Отраслевой обзор: телекоммуникации // www.avk.ru.
[40] Портал «Microsoft Россия». www.microsoft.com/rus/.
[41] Сабов А. У чужого компьютера // Российская газета. 2006. №164(4130). 28 июля.
[42] Портал корпорации Intel. www.intel.com, 2006.
[43] Паринов С.И. К теории сетевой экономики. – Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2002. — С. 33.
Выходные данные монографии:
Мошкин И.В. Электронный бизнес. Факторы социально-экономического развития в информационной экономике.//LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011
4.1. Технологическое решение
Технологическое
решение описывает единообразное и
эффективное использование имеющихся
и внедряемых автоматизированных систем
внутри организации, стандартов и правил,
по которым осуществляется взаимодействие
с внешними источниками информации и
привлекаемыми партнерами. Высокая
степень стандартизации упрощает и
удешевляет техническое сопровождение
необходимых для ведения бизнеса
автоматизированных систем. В то же время
в большинстве случаев электронный
бизнес является расширением бизнеса
традиционного и наличие сложившейся
информационной инфраструктуры организации
должно учитываться при формировании
технологического решения.
При описании
технологического решения должны быть
определены:
-
архитектура
системы; -
используемые
программно-аппаратные платформы и
инструменты; -
средства доступа
к информации клиентов системы.
Наиболее сложной
частью технологического решения является
архитектура системы. Архитектурное
решение должно быть разумным компромиссом
между необходимостью интегрировать
имеющиеся в организации базы данных и
информационные технологии и желанием
создать перспективную техническую
основу для всей дальнейшей экономической
деятельности организации в киберпространстве.
Сложность задачи
определяется тем, что, как правило,
предшествующие технологические решения
в области автоматизации были замкнутыми,
то есть не имели выхода в открытые
информационные инфраструктуры. Переход
в область решений, ориентированных на
представительство в Интернет, требует
принципиально нового уровня решений в
области обеспечения безопасности и
надежности создаваемой системы. Кроме
того, предлагаемые архитектурные решения
должны соответствовать стандартам
сети Интернет. Поэтому необходима
прозрачная (т.е. незаметная) для внешних
пользователей системы трансформация
информации из форматов внутренних
информационных ресурсов в форматы
стандартных информационных серверов.
Используемые
программно-аппаратные платформы и
инструменты в значительной степени
определяются экономическими, а не
технологическими факторами. Можно
уверенно утверждать, что для всех
основных программно-аппаратных платформ
представлен широкий спектр решений,
ориентированный на поддержку электронного
бизнеса.
Определяющими
факторами при принятии решения, помимо
факта наличия требуемого функционала
и уровня технологичности системы,
должна быть совокупная стоимость
владения (Total cost of Ownership – TCO) и показатель
возврата инвестиций (Return on Investment – ROI).
Решающее влияние на выбор программно-аппаратной
платформы и программных инструментов
оказывают имеющиеся в организации
вычислительные средства, опыт и
квалификация персонала, связанного с
сопровождением вычислительной техники
и проектированием автоматизированных
систем, и стратегические решения
руководства организации в области
развития информационной инфраструктуры.
4.2. Уровни интеграции электронного бизнеса.
Освоение Интернет
в качестве платформы ведения электронного
бизнеса всегда начинается с этапа
обозначения собственного присутствия
в киберпространстве. На первом этапе
организация создает набор информационных
страниц с данными, характеризующими
направления деятельности организации:
сведения о товарах и услугах, контактные
адреса и телефоны и т.п. Иногда с такой
страницей может быть связана некоторая
внутренняя база данных организации
(например, цен на товары), причем изменения
в базе данных приводят к обновлению
содержимого информационных страниц.
На данном этапе Интернет используется
как дополнительный рекламный канал и
весь информационный поток направлен
вовне организации.
Более сложный этап
требует организацию информационного
потока извне. Соответствующий поток
может содержать необходимые данные о
состоянии рынка (опросы пользователей),
а может быть формой экономического
взаимодействия, например заполнением
формы с заказом на товар. Выход на этот
этап сулит более значимый экономический
эффект, но для осуществления перехода
организации необходимо преодолеть
барьер безопасности. Необходимо выйти
на уровень решений, допускающих
взаимодействие внешних пользователей
с внутренними структурами организации
(как базами данных, так и с персоналом).
При выходе на
уровень предоставления услуг пользователю
«с улицы» (точнее, с виртуальной улицы)
необходимо принимать в расчет возможность
его деструктивного воздействия на
ресурсы организации. Предоставление
персоналу возможности взаимодействия
со структурами киберпространства
создает условия для нецелевого
использования финансовых ресурсов
организации, например, использование
электронной почты и рабочего времени
для переписки, не относящейся к служебным
обязанностям.
На следующем этапе
разрабатываются и внедряются решения,
обеспечивающие проведение через Интернет
отдельных операций экономической
деятельности организации: оформление
заказов, заключение договоров, расчеты
с поставщиками и покупателями и т.п.
Каждое приложение работает как автономная
структура и имеет собственный интерфейс
с информационными ресурсами организации.
Экономическая целесообразность каждого
решения становится все более явной,
накопленный опыт и подготовка персонала
в области обеспечения безопасного
ведения бизнеса в киберпространстве
вселяет определенный оптимизм в
руководство.
Вступление в этап
реальной интеграции приводит к сквозной
координации всех бизнес-процессов.
Интеграция происходит на основе единого
информационного сервера организации,
интегрировавшего информацию из всех
предшествующих баз данных. Интеграция
позволяет координировать работы по
снижению затрат при формировании цепочек
добавленной стоимости и повышению
эффективности при осуществлении как
внешних, так и внутренних операций.
На следующем этапе
осуществляется интеграция всех фирм,
участвующих в производстве товаров и
услуг в некотором секторе рынка.
Интеграция происходит на основе создания
единой информационной среды для
управления процессом производства,
системой договоров и взаиморасчетов.
Формируется единое киберпространство
электронного рынка. В изложенной схеме
развития уровней интеграции электронного
бизнеса каждый последующий этап развития
формируется как логическое развитие
предыдущего этапа. Эволюция бизнес-приложений
в ходе интеграционных процессов
электронного бизнеса может быть
представлена следующей последовательностью
этапов:
-
Инструменты
серверной интеграции; программные
инструменты для анализа производительности;
прикладные программы для рабочих групп;
внутрифирменные приложения, организованные
на основе технологий Интернет;
компьютеризованное обучение; -
Клиентские
приложения для групп по интересам;
отраслевые вертикальные приложения;
отраслевые горизонтальные приложения; -
Электронные
торговые системы; прикладные программы
электронного бизнеса; программные
средства, обеспечивающие деятельность
виртуальной компании; -
Управление
процессами составления контрактов для
организации; глобальный поиск товаров
и услуг; национальная информационная
инфраструктура; глобальная информационная
инфраструктура.
Эволюция технологий
управления информацией в ходе
интеграционных процессов электронного
бизнеса может быть представлена
последовательностью этапов:
-
Пересылка файлов;
внутренняя электронная почта; электронный
обмен данными внутри организации; -
Универсальный
интерфейс обмена сообщениями; базы
данных экономических сообществ;
технологии обмена данными между рабочими
группами сообществ; -
Организация
хранилищ данных большого объема и
технологии извлечения аналитической
информации из хранилищ данных; управление
бизнес-правилами обработки транзакций
на основе хранилищ знаний; интеллектуальные
поисковые машины; -
Управление
процессами электронной торговли внутри
страны; управление информационным
сопровождением импорта и экспорта;
управление деятельностью межгосударственных
торговых союзов.
Основные черты
эволюции процессов управления электронным
документооборотом в ходе интеграционных
процессов электронного бизнеса могут
быть представлены примерно следующими
этапами:
-
Выставление
счетов, по предварительно разработанным
шаблонам; составление внутренней на
основании автоматизированного анализа
информационных потоков; выставление
счетов по совершенным сделкам; система
сопровождения внутренних отчетов; -
Выставление
счетов, процесс формирования которых
управляется клиентом; поддержка
онлайновых платежей и электронных
переводов денежных средств; -
Автоматизация
ведения местного и регионального
налогообложения; банковские услуги
государственного уровня; анализ
тенденций в электронном бизнесе; -
Транснациональные
платежи; таможенная и акцизная отчетность;
международная банковская деятельность.
Эволюции технологий
обеспечения безопасности в ходе
интеграционных процессов электронного
бизнеса представляется следующей
последовательностью этапов:
-
Службы сертификации
технологий обеспечения безопасности;
поддержка внутренних процедур
аутентификации; внутренний аудит систем
электронного бизнеса; организация
технологий шифрования и управление
ключами защиты; -
Организация
инфраструктуры общедоступных ключей;
электронная цифровая подпись; технологии
единого подтверждения подлинности;
формирование доверенных инфраструктур;
технологии обнаружения вторжений и
ликвидации их последствий; -
Услуги доверенных
сторонних организаций; интеграция
финансовых систем; глобальный мониторинг
безопасности.
Эволюции
коммуникационных технологий, влияющая
на ход интеграционных процессов
электронного бизнеса может быть
представлена последовательностью
этапов:
-
Локальная сеть
организации; организация взаимодействия
подразделений организации на технологиях
Интернет/Интранет; однонаправленный
выход в Интернет; единая справочная
служба; -
Каталоги сообществ
организаций-партнеров электронного
бизнеса; регистрационные технологии
и службы поддержки; согласующие
технологии экстранета; электронная
почта масштаба сообщества;
телекоммуникационные службы,
обеспечивающие согласование протоколов; -
Общенациональные
сети, поддерживающие выходы на глобальные
сети; системы поддержки государственных
баз данных; глобальная поддержка
мультимедиа-трафика: телеконференциии,
мультимедиа-презентации, Интернет-телефония.
В заключение
сформулируем основные задачи, стоящие
перед организацией, выходящей на уровень
электронного бизнеса:
-
повышение
эффективности организационной структуры; -
превращение
информационных ресурсов организации
в средство достижения коммерческих
целей; -
поддержка внедрения
информационных технологий во все сферы
бизнес-деятельности; -
совершенствование
технологий управления, базирующихся
на электронном документообороте.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #