Индекс административного давления на бизнес 2022

В рейтинг инвестклимата добавили новые показатели

Рейтинговый комитет утвердил изменения в методологию Национального рейтинга состояния инвестклимата в субъектах РФ.

«Мы вместе с деловыми объединениями, экспертами, региональными и федеральными органами власти провели комплексную работу по выявлению ключевых для предпринимателей вопросов, которые следует учесть в Национальном рейтинге. Суммарно было рассмотрено более 500 предложений, исходя из которых мы разработали новые факторы для учета», – сказала генеральный директор АСИ Светлана Чупшева.

В частности, в Национальный рейтинг включены некоторые элементы нового регионального инвестиционного стандарта, который в этом году был разработан Минэкономразвития России совместно с Правительством РФ:

  • В направление «Регуляторная среда» добавлены новые сюжеты по оценке «клиентского пути» инвестора: подключение к сетям водоснабжения и водоотведения, газопроводу, получение в аренду земельных участков и ввод объектов в эксплуатацию.

  • Включена оценка инвестиционной декларации, инвестиционной карты, инвестиционного комитета и регионального агентства развития.

В 2022 году эти показатели будут учитываться вне рейтинга и не будут влиять на распределение регионов, так как сейчас инвестстандарт внедряется только в пилотных регионах. В состав рейтинговых показателей эти элементы включат в 2023 году.

Фактор «Административное давление на бизнес», который раньше основывался на опросах предпринимателей, расширен статистическими показателями индекса «Административное давление», его рассчитывает аппарат бизнес-омбудсмена при содействии Института экономики роста им. Столыпина П.А. Первый показатель – «доля предупреждений от общего числа наказаний» – отражает снижение репрессивности контрольно-надзорной деятельности. Второй – «доля организаций и ИП, подвергнутых контролю и надзору, от общего числа подконтрольных» – оценивает эффективность внедрения риск-ориентированного подхода.

Кроме того, в рейтинге расширена оценка поддержки экспортной деятельности. В дополнение к опросному показателю включены два новых статистических: «доля несырьевого экспорта субъектов МСП в общем объеме выручки субъектов МСП в регионе» и «доля субъектов МСП, осуществляющих экспортную деятельность, в общей численности субъектов МСП в регионе». В результате сформирован новый фактор оценки регионов – «Эффективность институтов поддержки экспортной деятельности».

Добавлен новый опросный показатель – «Оценка репутации состояния инвестиционного климата в субъекте РФ по мнению инвестора», который позволит оценить общее мнение предпринимателей о текущем состоянии деловой среды в регионе, ее изменениях за последние годы и дальнейшие перспективы.

Дополнительно вне рейтинга будут учитываться показатели, отражающие уровень развития и эффективность поддержки бизнеса в области технологического предпринимательства.

Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата оценивает усилия региональных властей по созданию благоприятных условий ведения бизнеса и выявляет лучшие практики, а его результаты стимулируют конкуренцию в борьбе за инвестиции на региональном уровне. Рейтинг представляется ежегодно в рамках ПМЭФ.

Консолидировать усилия государства и бизнеса, научных кругов и общества с целью выработки оптимальных решений по активизации экономического роста и повышения уровня, качества жизни населения России — это миссия института экономики роста им. Столыпина П.А.

Один из продуктов института — индекс административного давления. Подготовлен для 81 субъекта Российской Федерации* и основан на данных всех уполномоченных по защите прав предпринимателей, территориальных органов федеральных органов власти, Минэкономразвития России, Росстата России, данных судебной статистики Российской Федерации.

Индекс отражает следующие параметры административного давления:

1.      Снижение репрессивности контрольно-надзорной деятельности (показатель P1);

2.      Эффективность внедрения риск-ориентированного подхода (показатель P2);

3.      Обход проверок: доля штрафов, назначенных без проведения проверок в рамках административных расследований, рейдов, контрольных закупок (показатель P3);

4.      Фискальная ориентированность контрольно-надзорной деятельности — объем наложенных штрафов (показатель P4, P5).

Индекс — это не просто аналитический инструмент, но инструмент для субъектов Российской Федерации для того, чтобы корректировать поведение деятельности контрольных и надзорных органов на территории субъекта.

Добрый день, дамы и господа.

Я уже сделал для вас сериал про опрос, который проводила ФСО. Надеюсь, вы уже его посмотрели или прочитали. А сейчас я хочу вам рассказать про исследование, которое провела служба Бориса Юрьевича Титова, уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей.

Индекс «Административное давление — 2022»

Это исследование легло на стол президенту в виде доклада. Оно проводилось по 85 субъектам РФ, и давайте посмотрим основные моменты, что же у нас происходит с давлением на бизнес со стороны органов контроля и надзора.

Итак, давайте посмотрим, что же у нас произошло в прошлом году, увеличилось давление по 85 субъектам федерации со стороны некоторых государственных органов или уменьшилось? В общем и целом все увеличилось. Давайте разбираться.

Общее количество проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Со стороны Роспотребнадзора общее количество проверок увеличилось на 50 936 штук. В 2020 году их было порядка 80 тысяч, а потом превратилось в 137 524 проверки. Ну действительно, помощь бизнесу. И поэтому Роспотребнадзор больше, чем на 50% увеличил административное давление.

Ростехнадзор тоже постарался. Тоже количество проверок резко выросло на бог знает какой процент. Было примерно 50 тысяч проверок, добавилась 21 077, и стало 76 325 проверок.

У Россельхознадзора тоже колоссальный рост проверок. Я просто обалдеваю. Россельхознадзор взял и увеличил на 200% общее количество проверок!

Доля предупреждений от общего числа наказаний

Вообще, все службы, которые перечислены в этом докладе, имеют право заканчивать проверку бизнесмена предупреждением. Но ничего подобного. Количество предупреждений со стороны Роспотребнадзора снизилось на 2,2%, со стороны Росприроднадзора – 4,9%, а со стороны Ростехнадзора снизилось аж на 8,1%. Если в 2020 году предупреждениям заканчивалось 21% проверок, то в 2021 году – только 12.8% всех проверок закончилось предупреждениями. Единственное, Россельхознадзор стал добрее и стал больше бизнесменов предупреждать, а не просто карать.

Доля организаций и ИП, подвергнутых контролю и надзору от общего числа подконтрольных

Здесь у Роспотребнадзора опять рост на 5,4% и всего они охватили проверками 12,5% от всех бизнесменов. Охватить проверками за год 12,5% бизнесменов – это очень много. Ведь Роспотребнадзор, это не единственная надзирающая структура. Один охватил орган 12,5% бизнесменов, другой охватил 12,5%, третий охватил 12,5%, в результате бизнесмену работать некогда.

Росприроднадзор тоже показал рост на 11,4%, Ростехнадзор – рост. Россельхознадзор –рост. МЧС тоже –рост. Сумасшедший дом!

Административный «налог», размер штрафов

Догадайтесь с трех раз, что же такое они имеют в виду под административным, «налогом»? Это дополнительные деньги, которые бизнесмен тратит, чтобы порешать вопросы, а уже дальше идет штраф. По Роспотребнадзору цифра выросла на 600 млн рублей. У Росприроднадзора плюс 1 млрд рублей. По Ростехнадзору – плюс 600 млн рублей рост расходов бизнесменов на штрафы и договоренности. Ну, все как обычно.

Какие же выводы по этой части делает аппарат господина Титова? Сократилась доля предупреждений от общего числа наказаний с 21% до 12.8%по Ростехнадзору. При этом, что интересно, по Ростехнадзору, количество случаев причинения субъектами, относящимся к поднадзорной Ростехнадзора вреда увеличилось с 368 до 566 случаев.

Давайте переведу это на человеческий язык. Во время проверок Ростехнадзор в 2021 году вреда причинил бизнесменам больше, как минимум на 70%, в сравнении с 2020 годом. Рост с 368 случаев до 566 случаев. Общее количество проверок увеличилось на 38%. Общий размер штрафов увеличился на 600 млн рублей и достиг почти 3 млрд рублей. Аналогичная ситуация по Роспотребнадзору. Ну, правда, Роспотребнадзор вообще постарался, они увеличили количество проверок на 79%. А вот Росприроднадзор увеличил количество проверок на 205%! Ну и так по всем остальным службам рост, все хорошо.

Индекс административного давления – 2022. ТОП-30

Давайте посмотрим, в каких субъектах федерации на бизнесменов оказывают самое большое административное давление.

  1. Смоленская область;
  2. Удмуртия;
  3. Адыгея;
  4. Татарстан;
  5. Ульяновская область;
  6. Алтай;
  7. Курганская область;
  8. Москва;
  9. Севастополь;
  10. Челябинская область;
  11. Вологодская область;
  12. Кировская область, ну и так далее.

Динамика показателей контрольно-надзорной деятельности за 2021 год

Каково количество проверок юридических лиц и ИП, согласно данным автоматизированной системы управления?

Со стороны федеральных проверяющих органов в 2020 году произошел резкий рост – было 401 884 проверки, а в 2021 году – 726 392.

Ну должны же государевы слуги как-то оправдывать свое существование и показывать свою бурную деятельность. Ну а то, как чувствует себя бизнесмен после всех этих проверок, я расскажу в следующих сериях.

Региональные органы тоже показывают рост – было 118 028 проверок, стало – 223 237. Тоже в два раза. Ну, прелесть же!

Муниципальные органы – было 14 280 проверок, стало – 25 744. Тоже почти в два раза рост показывают. Но при этом, количество случаев причинения вреда бизнесменам снизилось.

Блин, как так, снизилось? А выясняется дальше, что, оказывается, они просто поменяли методику учета, и не все теперь вносят.

Теперь все профилактические мероприятия должны заноситься в единый реестр контрольных и надзорных мероприятий после переходного периода к новой системе контроля и надзора в 2021 году. Не все ведомства смогли вносить данные по профилактическим мероприятиям ввиду неполного внедрения регламентов их проведения. В форму 1 контроля вносятся данные только по проверкам. Тогда как административные наказания могут накладываться и по итогам проведения иных контрольных мероприятий. Нет возможности полноценно оценить итоги проведения всего этого состава контрольных мероприятий. Они их просто не учитывают.

Ответственность должностных лиц

В этом разделе отражена статистика по тому, отвечают должностные лица за то, что они бизнесмену наносят неправомерный вред/ущерб своими проверками или не отвечают? Отвечают, конечно, но в виде предупреждений. А еще их можно штрафовать.

Давайте сравним, количество предупреждений. В 2020 году таких предупреждений было 1 610, в 2021 году – 1 877.

А сколько же было реальных наказаний? Для должностных лиц предусмотрен штраф до 5 000 рублей. Это вас, бизнесменов, могут оштрафовать на 100 000 рублей, на 200 000 рублей, на 2 млн рублей по КоАП РФ. А у чиновников максимальный штраф – 5 000 рублей.

Например, в 2021 году 1 877 чиновников получили предупреждения, а оштрафовано – 230 человек. Сумма от рубля до 5 000 рублей. Может, он 100 рублей заплатил, может, 200, я не знаю, тут не указано. Вот такая разница. Поэтому, конечно же, чиновники не должны сами себя штрафовать.

И, конечно же, пишут, что снизился общий суммарный объем штрафов по всем органам контроля. Но я уже вам говорил, что не все штрафы попадают в систему. Поэтому нет смысла даже рассматривать этот анализ, потому что не все сюда попадает.

Выводы

  1. «Контрольно-надзорная деятельность избыточна. Количество проверок не влияет на поведение и ответственность подхода поднадзорных субъектов».

То есть, количество проверок не влияет на поведение и ответственность бизнесменов. Об этом говорит тот факт, что количество случаев причинения вреда бизнесменам, а тут они их называют поднадзорными субъектами, снижается. А количество проверок все равно растет.

Слушайте, ну вывод, по меньшей мере, странный. Я бы покороче написал: количество проверок выросло почти в 2 раза и толку от них никакого, кроме вреда, который эти проверки приносят бизнесменам.

Второй вывод пропускаю.

  1. «Не наблюдается решительной динамики к переходу на использование предупреждений».

Ну зачем так аккуратно писать? Количество предупреждений снижается. Количество наказаний увеличивается. Мы с вами это видели. Я вам цифры называл. Ну ладно.

  1. «Ответственность должностных лиц контрольно-надзорных органов продолжает быть непропорциональной их полномочиям: 89% нарушений должностных лиц при проведении проверок завершаются предупреждением».

Ну, естественно, если чиновника не наказывать за то, что он косячит и за то, что он гробит кому-то бизнес, а лишь предупреждать, то, естественно, это еще больше им будет развязывать руки.

И на этом мы заканчиваем первую серию. Следующие будут намного интереснее. Оставайтесь с нами.

Спасибо и удачи в делах.

Вторая серия

Третья серия

Ссылка на документ:

Индекс «Административное давление — 2022»

ЗАПИСАТЬСЯ НА СЕМИНАР ПО НАЛОГАМ


Мы против обналички и незаконных схем снижения налогов.

Мы за легальное ведение бизнеса и призываем всех бизнесменов работать в соответствии с законами Российской Федерации.


(Visited 939 times, 1 visits today)

Владимир Туров

Руководитель юридической компании «Туров и партнеры», практикующий и ведущий специалист по налоговому планированию, построению индивидуальных налоговых схем и холдингов, оптимизации финансовых потоков.

Загрузка…

05.06.2022 12:13:13
724
0

Бизнес-омбудсмен России Борис Титов представил доклад президенту «Индекс «Административного давления-2022». 

В нем опубликован список 30 регионов, где на бизнес оказывается наименьшее давление. Кировская область уже не первый год попадает в топ. В прошлом году наш региона занимал 7 строчку рейтинга, в этом – 12.

Однако «падение» произошло не из-за более жестких условий взаимодействия с властью и надзорно-контрольными органами, а из-за послаблений в других регионах. Но за год некоторые ведомства все же усилили контроль за бизнесом в Кировской области.

Так, если говорить о показателях 2021 года, то итоговый индекс административного давления у региона был 3,26. Со стороны МЧС –3,6, Росздравнадзора – 2,4,  Роспотребнадзора – 3,33, Росприроднадзора – 2,63, Россельхознадзора – 3,1, Ростехнадзора – 3,7, Ространснадзора – 3,75, Роструда – 3,6.

В 2022 году со стороны МЧС – 4,6, Росздравнадзора – 0,7, Роспотребнадзора – 3,2, Росприроднадзора – 1,8, Россельхознадзора – 4,7, Ростехнадзора – 1,2, Ространснадзора – 5,1, Роструда – 4.

«Контрольно-надзорная деятельность избыточна – количество проверок не влияет на поведение и ответственность подхода поднадзорных субъектов, об этом говорит тот факт, что при том, что количество случаев причинения вреда поднадзорным субъектам снижается, количество проверок все равно растет. Не наблюдается решительной динамики к переходу на использование предупреждений», – заключил в докладе бизнес-омбудсмен. 

Предварительный рейтинг ключевых показателей Индекса «Административное давление на бизнес» за 9 месяцев 2022 года был рассмотрен на заседании Рабочей группы под председательством заместителя Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики – министра экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Дмитрия Краснова. В обсуждении принимали участие руководители контрольных (надзорных) органов: территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления, эксперты.

По результатам проведенного анализа, за 9 месяцев 2022 года значения показателей Индекса по 8 территориальным органам Федеральных органов исполнительной власти улучшились по сравнению с 2021 годом в целом. «Стоит отметить, что административное давление на бизнес в Чувашии снижается на протяжении последних двух лет, выстроен конструктивный диалог со всеми контрольными (надзорными) ведомствами. Конечно, еще есть над чем работать, но вектор действий понятен», — отметил вице-премьер Чувашии Дмитрий Краснов.

Индекс «Административное давление на бизнес» рассчитывается по методике, утвержденной АНО «Институт экономики роста им. П.А. Столыпина» и включает в себя три ключевых показателя: доля предупреждений от общего числа наказаний; доля организаций и ИП, подвергнутых контролю и надзору от общего числа подконтрольных; доля профилактических мероприятий в общем количестве контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий.

Расчет показателей осуществляется по 8 территориальным органам Федеральных органов исполнительной власти: Роспотребнадзор, Росприроднадзор, Ростехнадзор, Россельхознадзор, МЧС, Ространснадзор, Росздравнадзор, Роструд.

Бизнес-омбудсмен Чувашии Александр Рыбаков в своем выступлении отметил, что «проверочно-карательный» вектор в деятельности инспекторов постепенно трансформируется в вектор «профилактический», что поддерживает предпринимателей в непростых санкционных условиях, избавив от необходимости тратить ресурсы еще и на взаимодействие с контролерами. Количество случаев причинения вреда субъектами предпринимательства продолжает снижаться, что свидетельствует о том, что добросовестный бизнес исполняет обязательные требования не под страхом наказания, а осознанно минимизирует риск причинения вреда.

По большинству контрольных (надзорных) органов в сравнении с показателями 9 месяцев 2021 года:  доля предупреждений от общего числа наказаний увеличилась; уменьшилась доля организаций и ИП, подвергнутых контролю и надзору;  увеличилась доля профилактических мероприятий в общем количестве контрольно-надзорных и профилактических мероприятий.

Вместе с тем, он обратил внимание на снижение доли предупреждений от общего числа наказаний по некоторым территориальным подразделениям контрольно-надзорных органов федерального подчинения: Ространснадзор  –  21,4 %  (2021 г. — 52,7 %), Ростехнадзор – 30,9 % (2021 г. — 40,1%), МЧС — 82 % (2021 г. — 94 %).

Александр Рыбаков подчеркнул, что начала нарабатываться положительная практика участия института Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Чувашской Республике в проведении контрольных (надзорных) мероприятий, осуществляемых при взаимодействии инспектора и подконтрольного лица по ходатайству субъектов бизнеса, и рассмотрении результатов данных мероприятий.

По итогам заседания Рабочей группы, намечен план мероприятий до конца года.

03.06.2022

2 июня в Казани состоялось заседание межведомственной рабочей группы по защите прав предпринимателей управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу под председательством заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Николая Шишкина.

В работе совещания приняли участие начальник управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу, прокуроры субъектов Российской Федерации, входящих в состав Приволжского федерального округа, Волжский межрегиональный природоохранный прокурор, генеральный директор АНО «Платформа для работы с обращениями предпринимателей», уполномоченные по защите прав предпринимателей из субъектов ПФО.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Нижегородской области, координатор Совета уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Павел Солодкий выступил на совещании с докладом «Проблемные вопросы предпринимателей, связанные с деятельностью контрольно-надзорных органов. Индекс административного давления -2022».

В своем выступлении он проанализировал результаты индекса административного давления на бизнес в регионах ПФО, подготовленный аппаратом федерального бизнес-омбудсмена и Института экономики и роста им. Столыпина.

«В топ-30 индекса административного давления 2022 вошли 8 из 14 регионов ПФО: Удмуртская республика, Республика Татарстан, Ульяновская область, Кировская область, Самарская область, Республика Чувашия, Нижегородская область, Пермский край. Три региона ПФО вошли в 5-ку лучших: Удмуртская Республика – 2 место, Республика Татарстан – 3 место, Ульяновская область – 5 место. Худшие результаты из ПФО показали Республика Мордовия и Оренбургская область – у них 58 и 59 места, соответственно. Хочется отметить, что ряд регионов сдал свои позиции в рейтинге. К примеру, Нижегородская область опустилась с 21 на 27 место. Башкортостан в прошлом году был на 9 месте, а в этом году опустился на 32 место. А вот Татарстан показал самый значительный позитивный рост в рейтинге, поднявшись с 60-ого на 4-ое место», — рассказал Павел Солодкий.

Оценивая общую картину по ПФО, уполномоченный отметил, что отдельные показатели по ряду контрольно-надзорных органов в округе в целом лучше, чем средние показатели по России. При этом он обратил внимание, что в ПФО прослеживается общий для страны ряд негативных тенденций, а именно: увеличение количества штрафов, наложенных на организации и ИП, а также рост суммы штрафов. Причем это происходит и в тех контрольно-надзорных органах, которые показывают хорошие показатели по вышеназванным трем критериям. 

К примеру, у Роспотребнадзора по ПФО все три показателя существенно лучше, чем в среднем по России, однако количество наложенных штрафов по сравнению с прошлым годом выросло больше чем в два раза, как и их общая сумма. Похожая картина по Росприроднадзору. Только там, помимо этой проблемы, присутствует еще и большое количество проверок в процентном соотношении от числа подконтрольных лиц – 21%, тогда как в среднем по России – 18,1%. По доле предупреждений от общего числа наказаний хуже среднероссийского показателя выглядят результаты МЧС – 41% % (по России – 56,2 %). По количеству проведенных проверок из среднероссийских показателей выбивается Ространснадзор по ПФО. Они проверили 6,6% организаций и ИП от общего числа подконтрольных, тогда как в среднем по России показатель этого органа составил 1,5%. Россельхознадзору и МЧС по ПФО уполномоченный рекомендовал увеличить долю профилактических мероприятий в общем количестве контрольно-надзорных мероприятий. Пока у этих ведомств данный показатель выглядит хуже, чем в среднем по стране.

Николай Шишкин в свою очередь отметил, что по поручению Генерального прокурора Российской Федерации прокурорами установлен контроль за соблюдением моратория на проверки и прав хозяйствующих субъектов при продлении и оформлении в упрощенном порядке разрешительных документов, предоставлении финансовой помощи, кредитных каникул и иных мер поддержки. Работа прокуроров на данном направлении проводится в режиме конструктивного взаимодействия с деловым сообществом, которое осуществляется в том числе посредством организации личных приемов предпринимателей.

Участники рабочей группы обсудили вопросы осуществления контрольно-надзорной деятельности в отношении предпринимателей, принимаемых мер по снижению административного давления на них, исполнения государственного и муниципального заказов, взаимодействия бизнес сообщества с финансовыми институтами, реализации мер поддержки, пресечения фактов воспрепятствования законной предпринимательской деятельности.

Из числа системных проблем, связанных с взаимодействием предпринимателей с контрольно-надзорными органами, Павел Солодкий отметил следующие: не во всех подлежащих случаях контрольно-надзорные органы заменяют штраф предупреждением, недостаточное оказание методической помощи предпринимателям, спорная информационная политика в части освещения контрольно-надзорными органами итогов проведенных проверок и другие.

Бизнес-омбудсмен также отметил, что ряд должностных лиц муниципальных образований, следуя целям пополнения бюджета, под различными видами проверочных мероприятий проводят полноценные проверки, большинство из которых заканчивается вынесением штрафных санкций в отношении предпринимателей. Павел Солодкий обратился к органам прокуратуры с просьбой уделить особо пристальное внимание соблюдению со стороны государственных и муниципальных органов контроля Постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 года № 336, где прямо установлен мораторий на плановые проверки бизнеса на 2022 год, за исключением категорий чрезвычайно высокого и высокого риска, а внеплановые контрольные мероприятия проводятся по исключительным случаям, обозначенным в постановлении.

По итогам обсуждения участниками совещания были выработаны дополнительные совместные меры, направленные на соблюдение прав субъектов предпринимательства в условиях неблагоприятных внешнеполитических и экономических факторов.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Индивидуальная ответственность за бизнес присуща
  • Индикация приборов газель бизнес панели приборов
  • Инженер в строительной компании сколько получает
  • Инженерная компания 555 санкт петербург вакансии
  • Инженерно строительная компания ооо наро фоминск