Иная оплачиваемая работа государственного служащего в рабочее время

В соответствии с ч. 2 статьи 14 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и в соответствии с ч.2 ст. 11 Федерального закона № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации государственный гражданский и муниципальный служащий (далее – служащий) вправе с предварительным уведомлением работодателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

Понятие «конфликт интересов» дано в ст. 10 Федерального закона № 273- «О противодействии коррупции». Под конфликтом интересов понимается ситуация при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) служащего влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение служебных обязанностей. В свою очередь под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, услуг имущественного характера или каких-либо преимуществ самим служащим, лицом стоящим с ним в близком родстве или свойстве, а также третьими лицами с которыми служащий либо лица состоящие с ним в близком родстве или свойстве связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Под иной оплачиваемой работой понимается работа по совместительству, которая осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных главой 44 Трудового кодекса Российской Федерации и на основании как трудового договора, так и гражданско-правового. При этом к иной оплачиваемой работе не относится работа другой должности государственной (муниципальной) службы.

Уведомление об иной оплачиваемой работе представляется работодателю письменном виде до фактического заключения трудовых отношений. Требования к форме и содержанию уведомления, порядок его предоставления принимаются соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления.

Законодательная конструкция данного правоотношения не требует получения согласия работодателя на представленное служащим уведомление, также работодатель не вправе запретить служащему выполнение иной оплачиваемой работы. Принятие решения о работе по совместительству является ответственностью самого служащего, который должен определить степень своей личной заинтересованное являющейся квалифицирующим признаком возникновения ситуации конфликта интересов. Помимо этого при принятии решения о работе по совместительству и при выполнении данной работы служащий обязан соблюдать требования предусмотренные ст.ст. 17, 18 Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ст.ст. 12, 14 Закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».

В соответствии с ч. 6 ст. 11 Федерального закона № 27Э-ФЗ «О противодействии коррупции» непринятие служащим мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение в связи с утратой доверия.

​​​​​​​

Понятие «иной оплачиваемой работы» государственного гражданского муниципального служащего

В соответствии с ч. 2 статьи 14 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и в соответствии с ч.2 ст. 11 Федерального закона № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации государственный гражданский и муниципальный служащий (далее – служащий) вправе с предварительным уведомлением работодателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

Понятие «конфликт интересов» дано в ст. 10 Федерального закона № 273- «О противодействии коррупции». Под конфликтом интересов понимается ситуация при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) служащего влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение служебных обязанностей. В свою очередь под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, услуг имущественного характера или каких-либо преимуществ самим служащим, лицом стоящим с ним в близком родстве или свойстве, а также третьими лицами с которыми служащий либо лица состоящие с ним в близком родстве или свойстве связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Под иной оплачиваемой работой понимается работа по совместительству, которая осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных главой 44 Трудового кодекса Российской Федерации и на основании как трудового договора, так и гражданско-правового. При этом к иной оплачиваемой работе не относится работа другой должности государственной (муниципальной) службы.

Уведомление об иной оплачиваемой работе представляется работодателю письменном виде до фактического заключения трудовых отношений. Требования к форме и содержанию уведомления, порядок его предоставления принимаются соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления.

Законодательная конструкция данного правоотношения не требует получения согласия работодателя на представленное служащим уведомление, также работодатель не вправе запретить служащему выполнение иной оплачиваемой работы. Принятие решения о работе по совместительству является ответственностью самого служащего, который должен определить степень своей личной заинтересованное являющейся квалифицирующим признаком возникновения ситуации конфликта интересов. Помимо этого при принятии решения о работе по совместительству и при выполнении данной работы служащий обязан соблюдать требования предусмотренные ст.ст. 17, 18 Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ст.ст. 12, 14 Закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».

В соответствии с ч. 6 ст. 11 Федерального закона № 27Э-ФЗ «О противодействии коррупции» непринятие служащим мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение в связи с утратой доверия.

​​​​​​​

Описание ситуации №1

Государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, выполняют или собираются выполнять оплачиваемую работу на условиях трудового или гражданско-правового договора в организации, в отношении которой государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственный служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.
Уведомительный порядок направления государственным служащим представителю нанимателя информации о намерении осуществлять иную оплачиваемую работу не требует получения согласия представителя нанимателя. Представитель нанимателя не вправе запретить государственному служащему выполнять иную оплачиваемую работу.

Вместе с тем, в случае возникновения у государственного служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, государственный служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме. Определение степени своей личной заинтересованности, являющейся квалифицирующим признаком возникновения конфликта интересов, остается ответственностью самого государственного служащего со всеми вытекающими из этого юридическими последствиями.

При наличии конфликта интересов или возможности его возникновения государственному служащему рекомендуется отказаться от предложений о выполнении иной оплачиваемой работы в организации, в отношении которой государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.
В случае если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации государственный служащий уже выполнял или выполняет в ней иную оплачиваемую работу, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме. При этом рекомендуется отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в данной организации.

В случае если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации родственники государственного служащего выполняют в ней оплачиваемую работу, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме.

В случае если государственный служащий самостоятельно не предпринял мер по урегулированию конфликта интересов, представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, в которой государственный служащий или его родственники выполняют иную оплачиваемую работу.

Комментарий

В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона № 79-ФЗ гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов. При этом ситуация, при которой гражданский служащий получает или собирается получить материальную выгоду от организации,  на деятельность которой он может повлиять своими действиями и решениями, является типичным примером конфликта интересов. В данном случае личная заинтересованность гражданского служащего может негативно влиять на исполнение им должностных обязанностей и порождать сомнения в его беспристрастности и объективности.
Действующее законодательство не устанавливает прямых ограничений на трудоустройство родственников государственного служащего. Тем не менее, ситуация, когда родственники государственного служащего владеют проверяемой им организацией, работают в ней или устраиваются в нее на работу, по сути, схожа с ситуацией, рассмотренной в пункте 1.1 данного обзора. В соответствии с частью 3 статьи 19 Федерального закона № 79-ФЗ под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов не только для самого гражданского служащего, но и для членов его семьи или ряда иных лиц.

Описание ситуации №2

Государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, выполняют оплачиваемую работу в организации, предоставляющей платные услуги другой организации. При этом государственный служащий осуществляет в отношении последней отдельные функции государственного управления.

Меры предотвращения и урегулирования

При направлении представителю нанимателя предварительного уведомления о выполнении иной оплачиваемой работы государственному служащему следует полно и подробно изложить, в какой степени выполнение им этой работы связано с его должностными обязанностями. При этом рекомендуется отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в организации.

В случае, если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации, получающей платные услуги, родственники государственного служащего уже выполняли оплачиваемую работу в организации, оказывающей платные услуги, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме.

Представителю нанимателя рекомендуется подробно рассмотреть обстоятельства выполнения государственным служащим иной оплачиваемой работы. Особое внимание следует уделять фактам, указывающим на возможное использование государственным служащим своих полномочий для получения дополнительного дохода, например:

  • услуги, предоставляемые организацией, оказывающей платные услуги, связаны с должностными обязанностями государственного служащего;
  • государственный служащий непосредственно участвует в предоставлении услуг организации, получающей платные услуги;
  • организация, оказывающая платные услуги, регулярно предоставляет услуги организациям, в отношении которых государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления и т.д.

При обнаружении подобных фактов представителю нанимателя рекомендуется принять решение о том, что выполнение иной оплачиваемой работы влечет конфликт интересов и отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, получающей платные услуги.

Комментарий

При регулировании подобных ситуаций особого внимания заслуживают случаи, когда организация, оказывающая платные услуги, предоставляет организации, получающей платные услуги, напрямую связанные с должностными обязанностями государственного служащего, например, консультирует по порядку проведения проверок, проводит работы, необходимые для устранения нарушений, готовит необходимые документы для представления их в государственные органы и т.д. В этом случае государственный служащий не только осуществляет отдельные функции государственного управления в отношении организации, которая приносит или принесла ему (его родственникам) материальную выгоду, но и, по сути, оценивает результаты собственной работы.

Описание ситуации №3

Государственный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, выполняет оплачиваемую работу в организации, которая является материнской, дочерней или иным образом аффилированной с иной организацией, в отношении которой государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.

Меры предотвращения и урегулирования

При направлении представителю нанимателя предварительного уведомления о выполнении иной оплачиваемой работы государственному служащему следует полно изложить, каким образом организация, в которой он собирается выполнять иную оплачиваемую работу, связана с организациями, в отношении которых он осуществляет отдельные функции государственного управления. При этом рекомендуется отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в материнских, дочерних и иным образом аффилированных организациях.

В случае если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации родственники государственного служащего уже выполняли оплачиваемую работу в аффилированной организации, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме.

Представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, являющейся материнской, дочерней или иным образом аффилированной с той организацией, в которой государственный служащий выполняет иную оплачиваемую работу.

Описание ситуации №4

Государственный служащий на платной основе участвует в выполнении работы, заказчиком которой является государственный орган, в котором он замещает должность.

Меры предотвращения и урегулирования

Представителю нанимателя рекомендуется указать государственному служащему, что выполнение подобной иной оплачиваемой работы влечет конфликт интересов. В случае если государственный служащий не предпринимает мер по урегулированию конфликта интересов и не отказывается от личной заинтересованности, рекомендуется рассмотреть вопрос об отстранении государственного служащего от замещаемой должности.

Важно отметить, что непринятие государственным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение государственного служащего с государственной службы.

Описание ситуации №5

Государственный служащий участвует в принятии решения о закупке государственным органом товаров, являющихся результатами интеллектуальной деятельности, исключительными правами на которые обладает он сам, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

Меры предотвращения и урегулирования

Государственному служащему следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме. При этом рекомендуется, по возможности, отказаться от участия в соответствующем конкурсе.

Представителю нанимателя рекомендуется вывести государственного служащего из состава комиссии по размещению заказа на время проведения конкурса, в результате которого у государственного служащего есть личная заинтересованность.

(Звенигород) 31.07.2020 Рубрика: Работа

Возможна ли дополнительная работа для госслужащего?

Может ли гражданин, находящийся на государственной гражданской службе РФ, подрабатывать в месте, никак не связанном с выполняемой им работой на госслужбе?

Дмитрий Сагитов

Дмитрий Сагитов

Консультаций: 77

Ответ на поставленный вопрос раскрывается в ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»: гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

Из приведенной нормы права следует, что гражданский служащий может работать по совместительству, если до начала такой работы уведомит своего работодателя в письменной форме и получит разрешение.

Теперь необходимо уточнить, что же такое «конфликт интересов».

Определение данному понятию дается в ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в которой указано, что под конфликтом интересов в этом законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Аналогичные права по работе по совместительству имеют и муниципальные служащие (ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).

Дополнительно хотелось бы отметить, что государственный и муниципальный служащий может зарегистрироваться в качестве плательщика налога на профессиональный доход, но только для извлечения прибыли от сдачи в аренду (наем) жилых помещений. То есть данной категории граждан можно официально сдавать квартиру, извлекать прибыль и платить налоги. Это следует из пп. 4 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»».

Подборка наиболее важных документов по запросу Иная оплачиваемая работа гражданского служащего (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

«Государственное управление и государственная служба в современной России: монография»
(Уманская В.П., Малеванова Ю.В.)
(«Норма», 2020)Законодатель предусматривает несколько условий, необходимых для реализации данного права. Во-первых, заниматься иной оплачиваемой работой гражданский служащий может, если это не повлечет за собой конфликта интересов. Во-вторых, он должен предварительно уведомить представителя нанимателя о своем намерении. В свою очередь, если представитель нанимателя сочтет, что иная оплачиваемая работа повредит интересам гражданской службы, он может возражать против данной деятельности. При этом в законодательстве РФ о государственной гражданской службе ничего не говорится о форме предварительного уведомления и о требованиях к его содержанию.

Я госслужащая. Можно ли мне дополнительно работать на фрилансе или, допустим, представителем какой-либо компании?

Госслужащие могут подрабатывать и получать дополнительный доход. Единственное условие — не нарушать запреты, связанные с госслужбой. Расскажу, какие есть варианты и как проверить, насколько подработка подходит для вашего статуса.

Какие есть запреты для госслужащих

Если госслужащий хочет дополнительно зарабатывать, он должен соблюдать определенные ограничения. По закону госслужащим нельзя:

  1. Управлять коммерческой или некоммерческой организацией на возмездной основе — быть руководителем или входить в состав органов управления. То есть нельзя быть директором ООО и получать за это зарплату.
  2. Заниматься предпринимательством лично или через доверенных лиц. Например, госслужащий делает маникюр за деньги или печет тортики и их продает. Если такая деятельность регулярная, то это предпринимательство. Заниматься им госслужащим запрещено.
  3. Приобретать ценные бумаги, по которым можно получать доход. Однако запрет не абсолютный. Например, госслужащий может открыть ИИС, владеть ОФЗ и облигациями компаний с госучастием. Но приобретать зарубежные финансовые инструменты можно только с серьезными ограничениями.
  4. Быть поверенным, то есть исполнять поручения и представлять интересы кого-то в своем госоргане. Например, нельзя работать в Росздравнадзоре и представлять в нем интересы медицинской организации при оформлении лицензии.
  5. Получать любые вознаграждения, связанные с должностными обязанностями. У этого запрета явная антикоррупционная направленность.
  6. Использовать госимущество во внеслужебных целях, например ездить на служебной машине к месту отдыха или таксовать на ней.
  7. Заниматься без письменного разрешения руководителя оплачиваемой деятельностью, которая полностью финансируется иностранными гражданами, организациями, государствами или лицами без гражданства. Нельзя даже читать лекции, выступать на разных мероприятиях и научных конференциях, писать статьи и участвовать в научных разработках, если такую деятельность оплачивают иностранные лица. Но запрет снимается, если госслужащий получил от своего руководителя письменное разрешение.

За что госслужащий может получать деньги дополнительно и официально

То, что госслужащий может получать дополнительные деньги, прямо предусмотрено законом и закреплено в правах госслужащего. Но нужно выполнить такие условия.

Предварительно уведомить руководство, а если предстоит сотрудничество с иностранными лицами, то получить письменное разрешение.

Уведомление может быть и устным, и письменным. Но чтобы избежать спорных ситуаций, лучше заранее направить письменное уведомление и убедиться, что руководство его получило.

Точно так же и с письменным разрешением: сначала нужно направить письменное уведомление с просьбой завизировать согласие или прислать в ответ письменное разрешение и только потом приступать к работе.

В ведомствах федерального уровня действуют специальные правила подачи уведомлений, их обработки и принятия решений. Вот где они закреплены:

  • в приказе Минфина от 01.02.2022 № 41;
  • в приказе Минэкономразвития от 04.06.2015 № 346;
  • в приказе Минкультуры от 27.12.2019 № 2065;
  • в приказе Счетной палаты от 21.05.2014 № 66 и т. д.

Исключить конфликт интересов — ситуацию, когда личные интересы госслужащего противоречат его интересам как представителя государства и влияют на его объективность и беспристрастность.

Как правило, конфликта интересов не избежать, если основная и дополнительная деятельность госслужащего пересекаются. Например, человек работает в Рособрнадзоре и решил по совместительству преподавать в местном вузе. Может случиться так, что ему придется проверять деятельность этого вуза и принимать решения. Объективность и беспристрастность будут под сомнением.

Соблюдать запреты, ограничения и условия служебного контракта. Каждый госслужащий подписывает служебный контракт, в котором может быть указано, какая деятельность подпадает под запрет.

Госслужащий, несмотря на подработку, должен добросовестно исполнять служебные обязанности. Кроме того, подработка не может приносить систематическую прибыль.

Если все условия госслужащий учел, то он вправе работать в другой организации. Можно это делать по совместительству, на основании трудового договора. Например, устроиться преподавателем и в свободное от основной работы время читать лекции.

А еще можно выполнять работы или оказывать услуги по гражданско-правовым договорам. Этот вариант больше подходит для работы на фрилансе: можно сотрудничать с разными заказчиками и выполнять разные работы и услуги. Так, можно монетизировать свое хобби, например создавать на заказ и продавать хендмейд. Многие подрабатывают в интернете: пишут на заказ статьи, создают сайты, занимаются программированием, дизайном и т. д.

Как работать на фрилансе

В российском законодательстве нет понятия «фриланс». Также нет определений понятий «самозанятый» и «самозанятость».

На практике фрилансеры, они же самозанятые, работают:

  1. По гражданско-правовым договорам.
  2. В статусе налогоплательщика налога на профессиональный доход — НПД.
  3. В статусе индивидуального предпринимателя.
  4. В черную — никак не оформляются и не платят налоги с доходов.

Разумеется, любая деятельность должна быть законной. А если она приносит доход, то обязывает платить налоги. Вот разные варианты для госслужащего.

В статусе ИП госслужащий работать не может в принципе — на это есть прямой запрет.

В черную. Подработка без всякого оформления — тоже не вариант. Могут уволить, усмотреть предпринимательскую деятельность, привлечь к административной ответственности и предъявить претензии по неуплате налогов.

НПД. Зарегистрироваться в качестве плательщика НПД госслужащий может только в одном случае — если он сдает жилье и получает от этого доход.

Гражданско-правовой договор — это единственный вариант подработки на фрилансе. Но о каждом таком договоре нужно предупреждать свое руководство, а если договор заключается с иностранным лицом, то получать письменное разрешение. Разумеется, все полученные доходы нужно будет декларировать.

Может ли госслужащий быть представителем компании

Может. Так же как и подрабатывать на фрилансе — в рамках гражданско-правового договора, о котором знает руководство.

Но у такой деятельности много прямых и скрытых рисков:

  1. Неизвестно, какие цели преследует компания, которая заключает договор. Возможно, госслужащий интересен фирме именно из-за своего статуса и полномочий.
  2. Легко попасть под запреты. Например, можно работать представителем косметической фирмы, быть агентом страховой компании или агентом по недвижимости. Но нельзя представлять дела таких компаний в своем госоргане.
  3. Нельзя исключить конфликт интересов. Например, может возникнуть ситуация, когда личная, в том числе денежная, заинтересованность помешает беспристрастно исполнять должностные обязанности. Тогда госслужащему придется пройти проверку, нет ли в его действиях коррупционной составляющей. А это уже плохо и для репутации, и для карьеры.

Как проверить, можно ли совмещать подработку с государственной службой

Даже общие рекомендации сложно применять на практике. Каждую конкретную ситуацию всегда нужно анализировать индивидуально. Вот три главных совета, совместимы ли подработка и госслужба.

Основная работа должна быть в приоритете. Подработкой можно заниматься во внерабочее время, например вечерами или по выходным.

Не должно быть конфликта интересов. Сравните ваши должностные полномочия с той деятельностью, которой вы хотели бы заниматься дополнительно. Они не должны соприкасаться или пересекаться. Также нельзя подрабатывать в организациях, подконтрольных той, где вы работаете.

Без намеков на предпринимательство. Убедитесь, что у вас будет наниматель, работодатель или заказчик. Именно поэтому не получится законно работать без трудового или гражданско-правового договора.

Например, вы решили создавать и продавать свои вышивки. Если будете работать сами по себе, это предпринимательская деятельность. Но если заключите договор с какой-нибудь мастерской, которая будет заказывать у вас вышивки, принимать их и оплачивать работу, то это законно.

Другой пример — работать мастером маникюра в свободное время. Если будете сами искать и принимать клиентов, а также получать от них деньги, это предпринимательство. Но вы можете работать по совместительству в салоне или обслуживать часть клиентов этого салона у себя на дому. Деньги вы будете получать не от клиентов, а по договору с салоном. В таком случае это уже не предпринимательство.

Что в итоге

Если соблюдать ограничения и запреты, которые установлены в законе, то подрабатывать госслужащему можно.

Обязательно нужно предупредить руководство и в некоторых случаях получить разрешение. Надежнее всего получить его письменно. Если в вашем ведомстве действует специальный порядок, нужно выполнить его требования.

Работать можно только по гражданско-правовому или трудовому договору на условиях совместительства. Исключение — доход от сдачи недвижимости в аренду. В этом случае нужно оформиться самозанятым.

Работать представителем можно. Но с такими же ограничениями, как и для другой деятельности.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Индивидуальные предприниматели относятся к субъектам малого бизнеса
  • Высокие стандарты качества сервис управляющая компания химки отзывы
  • Выступление на научной конференции участие в избирательной компании
  • Вышивальная машина для малого бизнеса рейтинг лучших производителей
  • Г алматы ул макатаева 117 корпус а уг ул масанчи бизнес центр lotos