Имеет ли право управляющая компания требовать копию паспорта



Источник фото: https://www.pexels.com/

Тема персональных данных потребителей и способы их получения всегда актуальны для УО. Такая информация зачастую требуется УО для взыскания задолженности с потребителя. Получить ее иным способом, кроме как от самого потребителя, достаточно проблематично.

Мораторий, введенный Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. №498-ФЗ, согласно которому до 1 июля 2022 года приостановлено действие требования об обязательном указании одного из идентификаторов должника-гражданина при подаче искового заявления/заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с граждан коммунальных долгов юридическими лицами и ИП, занятыми в сфере ЖКХ, не всегда на деле принимается судами в учет, да и не облегчает ситуацию с исполнительным производством. Мы писали об этом в статье

Так что ждем, как с 20 июня 2022 года заработают изменения в статьи 124 и 131 ГПК РФ, которые актуальны для тех случаев, когда у УО отсутствуют необходимые для подачи иска идентификаторы должника.

А сегодня поговорим о случае, который произошел с агентом регионального оператора по обращению с ТКО в Свердловской области. Регоператор заключил с АО «Региональный информационный центр» агентский договор, по условиям которого РИЦ от имени и за счет принципала осуществляет ряд действий, в том числе деятельность по заключению договоров на оказание услуг по обращению с ТКО и начислению размера платы за услугу в пользу принципала.

Один из потребителей обратился в АО «РИЦ» с заявлением по вопросу перерасчета платы за ТКО. При этом представитель АО «РИЦ» без согласия потребителя сняла копии с паспорта и иных документов, содержащих персональные данные заявителя. Соответствующая отметка была сделана в заявлении. Возмущенный данными действиями потребитель пожаловался в прокуратуру.

По результатам проведенной проверки прокуратурой г. Качканара, АО «РИЦ» было внесено представление, в соответствии с которым агенту предписано: рассмотреть представление и принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, а также рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях законодательства.

Агент с данными выводами не согласился и обратился в АС Свердловской области с заявлением о признании недействительным представления прокуратуры города Качканар.

Арбитражный суд Свердловской области в решении от 27 сентября 2021 г. по делу №А60-24551/2021 встал на сторону прокуратуры и в удовлетворении требований отказал, указав следующее.

«…согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе.

Обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных (ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ)

В силу ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки.

Согласно ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки.

Часть 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ гласит, что субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354.

В соответствии с п. 148(22) Правил №354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с ТКО и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.

Согласно п. 91 Правил №354 перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги (далее — заявление о перерасчете), поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.

Пунктом 92 Правил №354 предусмотрено, что в заявлении о перерасчете указываются фамилия, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении. К заявлению о перерасчете должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя, а также акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) приборов учета.

Согласно п. 93 Правил №354 в качестве документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, к заявлению о перерасчете могут прилагаться: а) копия командировочного удостоверения или копия решения (приказа, распоряжения) о направлении в служебную командировку или справка о служебной командировке с приложением копий проездных билетов; б) справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении; в) проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в таких документах в соответствии с правилами их оформления), или их заверенные копии. В случае оформления проездных документов в электронном виде исполнителю предъявляется их распечатка на бумажном носителе, а также выданный перевозчиком документ, подтверждающий факт использования проездного документа (посадочный талон в самолет, иные документы); г) счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их заверенные копии; д) документ органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его временного пребывания в установленных законодательством РФ случаях, или его заверенная копия; е) справка организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал, подтверждающая начало и окончание периода, в течение которого жилое помещение находилось под непрерывной охраной и пользование которым не осуществлялось; ж) справка, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения учебного заведения, детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного и иного детского учреждения с круглосуточным пребыванием; з) справка консульского учреждения или дипломатического представительства РФ в стране пребывания, подтверждающая временное пребывание гражданина за пределами РФ, или заверенная копия документа, удостоверяющего личность гражданина РФ, содержащего отметки о пересечении государственной границы РФ при осуществлении выезда из РФ и въезда в РФ; и) справка, выданная уполномоченным лицом садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, подтверждающая период временного пребывания гражданина на садовом или огородном земельном участке, расположенном в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд; к) иные документы, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении.

Документы, указанные в пункте 93 настоящих Правил, за исключением проездных билетов, должны быть подписаны уполномоченным лицом выдавшей их организации (индивидуальным предпринимателем), заверены печатью такой организации (при наличии), иметь регистрационный номер и дату выдачи. Документы должны быть составлены на русском языке. Если документы составлены на иностранном языке, они должны быть легализованы в установленном порядке и переведены на русский язык (п. 93 Правил №354)

Согласно п. 95 Правил №354 исполнитель вправе снимать копии с предъявляемых потребителем документов, проверять их подлинность, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления официальных запросов в выдавшие их органы и организации. Анализ указанных норм свидетельствует о том, что законодательством не предусмотрена обязанность потребителей коммунальных услуг предоставлять исполнителю копии документов, удостоверяющих личность, в том числе, для снятия их копий. Поскольку в силу требований законодательства о персональных данных обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки, требование с потребителей документов, не являющихся обязательными при произведении перерасчета за потребляемые услуги, является недопустимым.

Прокуратурой г. Качканара установлено, что Жарикова А.С. обратилась в АО «РИЦ» с вопросом о перерасчете платы за ТКО. При этом согласия на предоставление и обработку персональных данных Жарикова А.С. не давала, о чем свидетельствует ее отметка в заявлении от 22.12.2020. Между тем, представитель АО «РИЦ» без ее согласия сняла копии с паспорта и иных документов, содержащих персональные данные заявителя. 

Кроме того, прокуратурой города установлено, что форма бланка заявления, предлагаемая для заполнения потребителями в целях уточнения информации в платежном документе, также не соответствует требованиям законодательства о персональных данных, поскольку содержит графу с указанием паспортных данных гражданина.

На основании изложенного, цели, для достижения которых АО «РИЦ» запрашиваются паспортные данные потребителей, а также осуществляется копирование документов, удостоверяющих личность граждан, не соответствуют целям, в рамках которых оператором в лице АО «РИЦ» осуществляется обработка персональных данных потребителей коммунальной услуги по обращению с ТКО. 

В этой связи, требование с потребителей паспортных данных и копий паспортов при осуществлении пересчета за потребляемые услуги является недопустимым, влечет нарушение прав граждан на обработку персональных данных в соответствии с законом. Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, представленное заявителем, не может в рассматриваемой ситуации являться основанием для удовлетворения требований заявителя, поскольку принято по обращению другого лица по иным обстоятельствам. При таких обстоятельствах требования заявителя удовлетворению не подлежат…».

Агент попытался обжаловать решение суда в апелляционной и кассационной инстанциях, но безрезультатно. И Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 декабря 2021 г. №17АП-15743/21 и Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 31 марта 2022 г. № Ф09-1630/22 дублируют позицию суда первой инстанции.

Данное дело актуально для УО, являющихся исполнителями коммунальных услуг. Для исключения подобных инцидентов, при приеме заявлений и документов от собственников сотрудникам УО необходимо знать и помнить, предоставление каких документов УО может требовать в той или иной ситуации, а какие документы и копии предоставляются потребителем только с его письменного согласия.                                                                                                                

Компания «Бурмистр.ру» оказывает юридические услуги УК и ТСЖ. В суды вместе с вами и вместо вас не ходим, но подготовим все необходимые документы: иск, претензию, обжалование, апелляцию. Если у вас проигрышная позиция и шансов на успех мало, то прямо об этом скажем, а не будем сулить золотые горы. Но обращайтесь к нам заранее, а не перед заседанием или перед проверкой ГЖИ, так как ответы готовим в течение 5 рабочих дней.

Запись на консультацию здесь.

Суд разъяснил, когда у граждан нельзя требовать копию паспорта

Верховный суд РФ обратил внимание коллег на важное решение Арбитражного суда Уральского округа и окружной прокуратуры. Там заявили, что требовать с людей — потребителей коммунальных услуг, их паспортные данные при перерасчете за услуги — незаконно. Потому как сегодня утечка личных данных граждан — золотое дно для всевозможных мошенников.

Павел Лисицын/РИА Новости

Павел Лисицын/РИА Новости

Такое требование юристы назвали избыточным и недопустимым, потому как оно «влечет нарушение прав граждан на обработку персональных данных». Этот вывод прокуроры и судьи сделали после того, как изучили спорную ситуацию потребителя и расчетно-информационного центра.

В этот центр пришел гражданин за перерасчетом стоимости услуги по вывозу мусора во время своего временного отсутствия. Заявление на перерасчет у гражданина, конечно, приняли. Но попросили паспорт и сняли с него копии нескольких страниц. Потребитель посчитал, что обработка персональных данных возможна лишь с его согласия, которого он ни центру, ни даже исполнителю коммунальной услуги не давал.

Законом не предусмотрена обязанность потребителей коммунальных услуг предоставлять исполнителю документы (их копии), удостоверяющие личность

Однако с ним даже разговаривать не стали. И тогда потребитель пожаловался в прокуратуру, а надзорное ведомство с ним согласилось и посчитало, что это нарушение законодательства о персональных данных. Прокурор не просто согласился с человеком. Он внес в центр представление и потребовал в том числе «принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона», а также рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности тех, кто нарушил закон.

Правовые аспекты ЖКХ эксперты «РГ» разбирают в рубрике «Юрконсультация»

Но расчетно-информационный центр отправился в суд оспаривать его решение. Центр заявил, что выступает агентом регионального оператора по обращению с отходами и по условиям договора от имени и за счет оператора проводит «ряд действий», в том числе заключение договоров на оказание услуг по обращению с отходами и начислению размера платы.

Центр объяснил, что он вправе снимать копии с документов для перерасчета размера платы за коммунальную услугу.

Центр сослался на Закон о персональных данных. Там сказано, что исполнитель коммунальных услуг в целях соблюдения и исполнения условий договора может осуществлять обработку персональных данных без согласия потребителя. При этом согласно п. 95 Правил предоставления коммунальных услуг N 354 исполнитель вправе снимать копии с предъявляемых потребителем документов, проверять их подлинность, полноту и достоверность содержащихся в них сведений.

Но Арбитражный суд округа встал на сторону гражданина. Суд сказал, что по Закону о персональных данных обрабатываемые персональные данные «не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки».

И еще заявление суда — Правила предоставления коммунальных услуг N 354 устанавливают закрытый перечень документов, которые потребитель должен представить для перерасчета платы за коммунальные услуги. И этот перечень не включает в себя документы, удостоверяющие личность.

Следовательно, законодательством не предусмотрена обязанность потребителей коммунальных услуг предоставлять исполнителю документы (их копии), удостоверяющие личность, в том числе для снятия их копий. А требование с потребителей документов, не являющихся обязательными при произведении перерасчета за потребляемые услуги, является недопустимым.

Не согласился суд и с доводом центра о том, что согласно статье 6 Закона о персональных данных «допускается их обработка в случае, если это необходимо для исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных». Но ведь между региональным оператором и потребителем на момент обращения для проведения перерасчета уже существовали договорные отношения. А предоставление документа, удостоверяющего личность, «не является необходимым для надлежащего исполнения действующего договора по предоставлению коммунальной услуги.

Персональные данные жителей домов нужны УО и РСО для взыскания долгов, начисления платы и перехода на прямые договоры. Но эти данные сложно получить. Разбираемся, могут ли исполнители ЖКУ потребовать у органов власти предоставить личные данные граждан.

Персональные данные жителей МКД необходимы для взыскания долгов за ЖКУ и перехода на прямые договоры

20 мая на закрытом онлайн-диалоге с членами Ассоциации «Р1» Ирэн Парсамян и Елена Шерешовец обсудили с управляющими организациями и ТСЖ сразу несколько важных для них тем. В том числе – начало действия с 20 июня 2022 года требования указывать в иске к должникам один из идентификаторов.

Если у компании таких данных нет, то она подаёт ходатайство, чтобы судья истребовал сведения у уполномоченных органов. Как отметила Елена Шерешовец, при массовой работе с неплательщиками эта мера будет затягивать процесс и вряд ли станет работать.

Личные данные потребителей нужны не только для взыскания долгов: УО должна передать их в РСО при переходе собственников на прямые договоры. Но у управляющих организаций не всегда есть такая информация, а жители домов могут не согласиться её предоставить.

Можно ли в МВД получить персональные данные потребителей ЖКУ

Можно ли в МВД получить персональные данные потребителей ЖКУ

Исполнители ЖКУ пытаются через суд истребовать такие данные, в том числе у органов власти

Некоторые РСО через суд пытаются принудить УО получить персональные сведения у собственников. В практике есть примеры, когда суды встали на сторону управляющей организации. В деле № А60-50327/2020 суды всех инстанций, в том числе ВС РФ, поддержали управляющую организацию в споре с РСО.

Поставщик ресурсов требовал от УО предоставить ему данные на собственников. Верховный суд РФ указал, что у УО нет источников, где она может получить запрашиваемую водоканалом информацию, если жители МКД отказались её предоставить.

В другом деле РСО из Северной Осетии пыталась получить данные потребителей через МВД: направила в Отдел адресно-справочной работы республиканского Управления по вопросам миграции МВД запрос о предоставлении адресов регистрации или фактического проживания и дат рождения 30 потребителей. МВД отказалось выдать личные сведения жителей, и суды поддержали ведомство (дело № А61-2921/2021).

Рассмотрим два новых судебных дела, как исполнители ЖКУ смогли выиграть спор и принудить ответчика предоставить им сведения о жителях многоквартирных домов.

Дело № 1: муниципалитет должен передать исполнителю коммунальных услуг данные на жителей МКД

В деле № А60-35181/2021 ресурсоснабжающая организация обратилась с иском в суд. Она требовала от органа местного самоуправления предоставить ей личные данные жителей многоквартирных домов для заключения с ними договоров:

  • ФИО;
  • дату и место рождения;
  • реквизиты документов, удостоверяющих личность.

Ранее РСО получила отказ от органа местного самоуправления в предоставлении ей таких сведений.

Суды первой иапелляционной инстанций отказали РСО. Они отметили, что запрошенная информация – персональные данные. Их обработка допускается с согласия субъекта таких данных (п. 1 ч. 1 ст. 6 № 152-ФЗ). Поскольку между РСО и жители домов не заключены письменные договоры, то компания не может получить такие сведения согласно п. 5 ч. 1 ст. 6 № 152-ФЗ – для исполнения договора.

Кассационный суд это решение отменил и удовлетворил иск поставщика ресурсов. Он отметил, что РСО поставляет жителям домов электроэнергию. Для реализации своих прав и интересов она должна располагать сведениями для идентификации потребителей, в том числе для исполнения условий публичного договора поставки электроэнергии и для получения платы за неё. Компания вправе запрашивать ПДн у органов власти без получения согласия жителей.

Прямой договор: вправе ли РСО требовать от УО данные жителей дома

Прямой договор: вправе ли РСО требовать от УО данные жителей дома

Дело № 2: управление МВД обязано направить в УО по запросу данные о зарегистрированных жителях МКД

В деле № А76-20209/2021 управляющая организация обратилась в ОМВД РФ с просьбой предоставить ей данные о зарегистрированных в МКД гражданах. Ведомство ей отказало, посчитав, что не обязано предоставлять такую информацию с учётом № 152-ФЗ. Органы власти должны размещать такие сведения в ГИС ЖКХ, но порядок передачи соответствующей информации между ведомствами Правительство РФ пока так и не определило.

Суды удовлетворили требования УО. Они сослались на то, что в ст. 6 № 152-ФЗ прописана возможность обработки персональных данных в отсутствие согласия на это субъекта. В том числе информацию без согласия субъекта можно получить для выполнения возложенных на оператора функций, полномочий и обязанностей, для реализации прав и законных интересов оператора или третьих лиц.

В силу пп. пп. «б, ж» п. 4 Правил № 491, управление многоквартирным домом включает сбор, обновление и хранение информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также начисление платы за ЖКУ и взыскание задолженности. Также УО обязана передавать личные данные жителей в РСО при переходе на прямые договоры (п. 6 Правил № 354).

При этом в силуп. 8 ч. 1 ст. 6 № 209-ФЗ, в ГИС ЖКХ должна размещаться информация о количестве зарегистрированных в жилых помещениях граждан. Обязанность по размещению таких сведений в силу ч. 8 ст. 7 № 209-ФЗ возложена на территориальный орган исполнительной власти в сфере миграции. Отсутствие установленного порядка передачи такой информации не освобождает ответчика от исполнения обязательства.

По итогам рассмотрения дела во всех инстанциях суды удовлетворили требования УО и обязали УМВД предоставить ей необходимую информацию по запросу.

Как УО обойти требование указывать в иске идентификатор должника

Как УО обойти требование указывать в иске идентификатор должника

Мнение юриста: исполнители ЖКУ вправе требовать у органов власти ПДн жителей, но практика неоднозначна

Судебные дела по истребованию УО и РСО персональных данных жителей домов у органов власти прокомментировал Сергей Сергеев, руководитель практики в сфере ЖКХ, экологии и природопользования МКА «Арбат». Юрист считает, что проблема предоставления персональных данных для перехода на прямые договоры «набирает обороты»:

«Ещё в прошлом году начала формироваться практика, согласно которой УО освобождается от ответственности, если предпримет все возможные меры для получения персональных данных для передачи их в РСО при заключении прямых договоров.

Но есть опасения, что и здесь суды могут сделать вывод о том, что УО виновата. Не исключено, что судьи будут говорить, что у управляющей организации есть возможность обойти всех жителей и попросить у них паспортные данные.

В деле № А60-35181/2021 суд подчеркнул, что предоставление личных сведений потребителей в РСО не будет нарушать закон о персональных данных. Более того, судом установлено, что у администрации имеются необходимые данные. А наличие у РСО потенциальной возможности получить у других лиц необходимые ей сведения, не отменяет её право запросить такие сведения у администрации.

А вот в деле № А76-20209/2021 ситуация интересней. Там признан незаконным отказ МВД в предоставлении таких данных и подтверждена возможность УО такие данные истребовать. Однако как это повлияет на практику рассмотрения таких дел, сказать сложно. Мне кажется, что отрицательно. Весьма вероятно, суды начнут занимать позицию, что УО должна теперь через суд истребовать все данные у МВД, миграционной службы. Только после истребования информации УО получит право передать жителей на прямые договоры».

Подпишитесь на рассылку

Еженедельно получайте новости сферы ЖКХ, советы по управлению МКД и заполнению ГИС ЖКХ.
Выберите почту, на которую вам удобно получать рассылку, присоединяйтесь к 75 900 подписчикам

Статьи по теме

Вопросы по теме

Полное или частичное копирование материалов разрешено только при указании источника и добавлении прямой ссылки на сайт roskvartal.ru

Причины, по которым управляющая компания требует копии паспортов, и что будет, если отказать

В последнее время все чаще возникают вопросы о новых требованиях управляющих и ресурсных организаций: они просят жителей предоставить паспортные данные или копию их паспорта.

Обязаны ли жители предоставлять такую ​​информацию и что если они откажутся?

Во-первых, вопрос о том, относятся ли серия и номер паспорта к персональным данным, является неоднозначным в прецедентном праве. Проблема заключается в том, что Закон № 152-ФЗ не содержит перечень информации, которая признается в качестве личных данных.

Однако в большинстве случаев суды склонны считать, что данные паспорта являются личными данными и защищены законом (например, определение Мосгорсуда по делу № 33-14709).

Во-вторых, управляющие организации имеют право обрабатывать персональные данные жителей своих подведомственных домов без их разрешения.

Это разрешено, если необходимо соблюдать закон или договор (в частности, УК обязаны выдавать квитанции за квартплату, где без личных данных не обойтись).

Однако следует иметь в виду, что закон не предусматривает обязательство резидентов предоставлять свои паспортные данные управляющей организации. Они не нужны компании, чтобы начислить квартплату (они не включены в обязательные реквизиты квитанции – пункт 69 Правил № 354).

Интересная деталь

Паспортные данные резидентов теперь требуются управляющей организации по одной причине:

30 марта закончилась шестилетняя отсрочка вступления в силу нового приказа о взыскании задолженности (Закон № 451-ФЗ).

Дело в том, что для организаций, которые обращаются в суд за взысканием задолженности с гражданина, вводится следующее требование:

в исковом заявлении или в заявлении о выдаче судебного приказа им необходимо будет указать не только имя и адрес ответчика, но и его дополнительный «идентификатор». Это может быть ИНН, СНИЛС, номер паспорта, водительские права или свидетельство о регистрации автомобиля.

По крайней мере, один из этих «идентификаторов» ответчика должен быть указан в заявлении, которое подается в суд. Это сделано для предотвращения взыскания долгов с однофамильцев.

Такие случаи, к сожалению, не редкость: один, например, одолжил одному «Иванову» и списывал деньги с банковской карты другого «Иванова», никому ничего не должного.

Поэтому они обязали истцов установить личность своего ответчика для суда и судебных приставов. Но только для организаций ЖКХ это стало серьезным препятствием для взыскания задолженности по квартплате.

Получается, что если у них нет хотя бы паспортных данных жителей, они не смогут собрать с них долги. Поэтому жители многоэтажных домов теперь и получают запрос на паспортные данные от своих УК.

В конце прошлого года Государственная дума внесла законопроект, который позволяет коммунальным предприятиям получать персональные данные от жителей. А Уголовный кодекс, в свою очередь, передаст их поставщикам коммунальных ресурсов и регоператорам по вывозу ТКО.

Однако законопроект еще не принят даже в первом чтении. Ряд депутатов выступают против того, чтобы руководящие организации имели свободный доступ к персональным данным.

Ведь никто не может гарантировать, что личные данные жителей в результате не будут в руках мошенников.

Как бы то ни было, законопроект все еще застопорился. Между тем Министерство строительства предложило свой вариант: предоставить организациям жилищно-коммунального хозяйства прежнюю процедуру взыскания долгов с граждан без указания идентификатора. Но этот законопроект также не был рассмотрен Государственной думой.

Таким образом, на данный момент закон не предусматривает обязательство резидентов передавать свои паспортные данные управляющей организации. Поэтому нет никаких мер ответственности, которые могли бы угрожать жителям в случае отказа.

Приветствую, дорогие друзья! С удовольствием делюсь с вами интересными случаями из судебной практики, а также пишу о нововведениях в законодательстве РФ.
Надеюсь, что мои публикации помогут разобраться во многих юридических тонкостях. Со мной вы всегда будете в курсе о любых изменениях в букве Закона.
Читайте, комментируйте мои статьи,подписывайтесь на меня.Буду очень благодарна, если вы оцените публикацию в 5 звёзд и поделитесь ею в соц.сетях.
С большим уважением к вам, юрист Ирина Анатольевна.

Сотрудники МУП «Водоканал» сталкиваются с вопросами о правомерности требований от абонентов предоставления информации о фамилии, имени и отчестве, паспортных данных и других сведений, содержащих персональные данные. Зачастую, одни граждане отказываются предоставлять данную информацию, другие высказывают мнение о том, что предоставление определённых сведений, например копий паспорта, является недопустимым.
В связи с этим рассмотрим вопрос персональных данных, порядке их получения и использования применительно к деятельности МУП «Водоканал» по предоставлению коммунальной услуги холодного водоснабжения.

Правовой основой для регулирования отношений, связанных с обработкой персональных данных, является Федеральный закон от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон). Под ними в соответствии с п.1 ст.3 Закона понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Любые действия (операции), совершаемые с этими данными (сбор, запись, хранение, использование, передачу и т.п.) в п.3 ст.3 Закона определяются как обработка. Физические и юридические лица, обрабатывающие персональные данные, называют операторами (п.2 ст.3 Закона).
Многие граждане из числа абонентов полагают, что если они не дали письменного согласия, то сотрудники МУП «Водоканал» не имеют права каким бы то ни было образом обрабатывать их персональные данные. Однако, это мнение ошибочно.
По общему правилу, действительно, обработка персональных данных возможна с согласия субъекта персональных данных (п.1 ч.1 ст.6 Закона).
Но, наряду с этим, в Законе (п.п.2-11 ч.1 ст.6) предусмотрен целый ряд случаев, составляющих исключение из общего правила, при которых обработка конфиденциальной информации о гражданах допустима и без их согласия.
К числу подобных случаев, согласно п.5 ч.1 ст.6 Закона, относится обработка персональных данных, необходимая для исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных.
Другой случай, при котором допускается обработка персональных данных без согласия их носителя, — это обработка персональных данных, которая необходима для достижения целей, предусмотренных законом либо для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей (п.2 ч.1 ст.6 Закона).
Получение персональных данных на основании федерального закона или в связи с исполнением договора, стороной которого является носитель этих сведений, освобождает оператора от обязанности уведомлять субъекта персональных данных о целях, основаниях, способах, сроках обработки и о других сведениях, связанных с обработкой.
Поскольку предоставление коммунальных услуг осуществляется на основании договоров, следовательно, все ситуации, связанные с обработкой конфиденциальной информации об абонентах, получающих питьевую воду от МУП «Водоканал», относятся к случаям, подпадающим под п.5 ч.1 ст.6 Закона, при которых разрешается обработка персональных данных без получения согласия от гражданина и без предоставлении ему информации о предстоящей обработки его персональных данных.
Нередко потребители, не заключившие письменный договор с МУП «Водоканал», заявляют, что их персональные данные обрабатывать нельзя. Но это тоже заблуждение. В законодательстве содержится условие о том, что отсутствие письменного договора, заключённого между конкретным абонентом и МУП «Водоканал», не означает отсутствие договорных отношений. Это основано на ч.1 ст.540 и ч.2 ст.548 ГК РФ, а также на правиле, прямо указанном в абз.2 п.6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. №354 (далее — Правила №354), согласно которому договор водоснабжения может быть заключен не только в письменной форме, но и путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять воду или о фактическом её потреблении (конклюдентные действия). К таким действиям относится, например, пользование централизованной системой холодного водоснабжения, предоставляемого МУП «Водоканал».
Отсюда следует, что обработка персональных данных потребителя, подключённого к централизованной водопроводной сети, без его согласия, будет правомерной, даже при отсутствии письменного договора о предоставлении коммунальной услуги.
Кроме того, в ч.1 и 2 ст.153 Жилищного кодекса РФ (далее — ЖК РФ) на всех граждан и организации возлагается обязанность своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги, а также определено время, с которого эта обязанность возникает. Примечательно то, что время возникновения этой обязанности определяется не моментом заключения договора о предоставлении коммунальных услуг, а моментом возникновения права на помещение, в которое эта услуга предоставляется. Другими словами, закон допускает возможность оплаты коммунальной услуги и в случае отсутствия договора о её предоставлении, причём это является обязанностью получателя услуги. Выполнение этой обязанности было бы невозможным без учёта плательщиков, а для такого учёта, очевидно, необходима обработка сведений, идентифицирующих плательщиков, то есть персональных данных.
Следовательно, обработка конфиденциальной информации о гражданах, обязанных оплачивать коммунальные услуги, без их согласия, в отсутствии письменного договора будет законной также и на основании п.2 ч.1 ст.6 Закона.
Объём персональной информации о потребителе, подлежащей обработке в связи с заключением либо исполнением договора водоснабжения, определяется исходя из положений раздела IV Правил №354 и раздела II Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утверждённых постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 №644 (далее — Правила №644). В данных нормах предусматрено получение от потребителей сведений о фамилии, имени, отчестве, дате и месте рождения, реквизитах документа, удостоверяющего личность, контактном телефоне, адресе электронной почты, адресе помещения, в отношении которых предоставляется коммунальная услуга, общей площади жилого дома (домовладения), количестве лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, видах и количестве сельскохозяйственных животных и птиц, площади земельного участка, не занятого жилым домом и надворными постройками. При этом в п.22 Правил №354 и п.16 Правил №644 прямо указывается на необходимость предоставления абонентами копий документов, удостоверяющих личность, а также документов, подтверждающих право на объект, в который предоставляется водоснабжение, площади земельного участка, не занятого жилым домом и надворными постройками, видах и количестве сельскохозяйственных животных и птиц.
Как видим, обработка персональных данных абонентов и получение от них копий различных документов вовсе не прихоть сотрудников МУП «Водоканал», а деятельность, основанная на требованиях действующего законодательства. Без получения этих сведений будет невозможным надлежащий учёт абонентов и внесённых ими платежей за воду.

Здравствуйте!

Хочу уточнить один момент: в повседневной жизни очень часто сталкиваюсь с тем, что меня просят показать паспорт, а потом при мне же делают с него копию.

Насколько я понимаю, любая организация, у которой есть копия моего паспорта или мои паспортные данные, становится обладателем моих персональных данных и обязана их хранить.

Могу ли я потребовать с организации письменное обязательство о неразглашении моих персональных данных?

Владимир А.

Вы совершенно правы. В паспорте содержатся ваши персональные данные. Тот, кому вы их предоставляете, становится оператором персональных данных и должен соблюдать требования закона: использовать данные для конкретной цели, хранить в защищенном месте и не допускать утечки. Операторы сами должны запрашивать ваше согласие на обработку персональной информации.

Насторожитесь, когда копию паспорта делают без вашего согласия. Если паспортные данные окажутся у мошенников, вас могут ждать неприятные последствия.

Теперь подробнее.

Мы уже не раз писали про персональные данные. Но давайте еще раз вспомним главное.

По закону персональные данные — это любая информация, относящаяся к физическому лицу. Любой, кто получает и использует сведения о других людях, становится оператором персональных данных и должен соблюдать требования закона.

Нельзя обрабатывать, хранить и распространять информацию о человеке без его согласия.

Поэтому вы смело можете запросить у фирмы, которая получила копию вашего паспорта или паспортные данные, обязательство не разглашать эти данные. А лучше потребовать у компании соглашение на обработку данных. Оно обязательно должно быть.

По закону оператор должен получить письменное согласие на обработку персональных данных, если эти данные не нужны суду или гос. органам (ст. 6 Закона о персональных данных). В согласии должны быть прописаны данные, которые от вас требуются, и цель, для которой они нужны.

Если соглашения нет, возможно, вы имеете дело с мошенниками.

Чем грозит утечка паспортных данных

На ваше имя могут оформить кредит или микрозаем. Мошенникам достанутся деньги, а вам — звонки коллекторов и обязанность погасить долг. Конечно, такой кредит можно оспорить в суде, но вы потратите время и нервы.

Вы можете стать учредителем фирмы-однодневки. Паспортных данных достаточно, чтобы зарегистрировать на ваше имя ООО или открыть ИП. Фирмы-однодневки используются для отмывания денег и организации преднамеренного или фиктивного банкротства, ответственность за которые несет в том числе учредитель.

Ваши данные могут использовать для незаконных финансовых операций. Чтобы снять ограничения в некоторых платежных системах, достаточно предъявить фото паспорта. В этом случае вы рискуете стать участником дел о незаконной торговле или финансировании терроризма.

Как обезопасить себя

Во-первых, предоставляйте паспортные данные только проверенным людям и компаниям, когда паспорт действительно необходим. Например, без паспорта не обойтись, если оформляете договор аренды квартиры или получаете кредит в банке. Если вы покупаете товар не в рассрочку, а в магазине у вас просят ксерокопию паспорта, лучше отказать.

Во-вторых, не давайте делать копии всех страниц паспорта. Первой страницы и страницы с пропиской обычно достаточно.

Наконец, по возможности напишите на копии паспорта, для какой фирмы она сделана. Либо замажьте или зачеркните какие-нибудь данные, например вашу подпись.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как поменять реквизиты в заявлении на пособие от 8 до 17 лет
  • Как платить за общежитие через сбербанк онлайн по реквизитам
  • Имеют ли право вызывать на работу во время больничного листа
  • Как поменять реквизиты карты сбербанка через сбербанк онлайн
  • Как по реквизитам перевести деньги сбербанк через приложение