Имеет ли право транспортная компания удерживать груз

  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Удержание груза перевозчиком

Удержание груза перевозчиком

Подборка наиболее важных документов по запросу Удержание груза перевозчиком (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 785 «Договор перевозки груза» ГК РФ«Исходя из системного толкования положений статьи 359, пункта 4 статьи 790, части 1 статьи 785 ГК РФ, удержание может применяться в отношении должников по обязательствам оплатить провозную плату и другие платежи по перевозке, каковыми в отношении с перевозчиком могут выступать грузоотправитель либо грузополучатель. Удержание принятого к перевозке груза может применяться только в отношении должника по обязательству оплатить провозную плату, то есть когда установленная договором обязанность по оплате перевозки возникает после оказания услуг.»

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

«Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая»
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Комментируемая статья не содержит прямого запрета на удержание груза перевозчиком, если грузоотправитель или грузополучатель, не исполнившие обязательства перед перевозчиком, не являются собственниками груза. Однако, учитывая положения ст. 359 Кодекса и цели удержания, удержание имущества, не принадлежащего грузоотправителю или грузополучателю на праве собственности, недопустимо. Данный вывод подтверждается судебной практикой, признающей в подобных ситуациях право собственника истребовать имущества из чужого незаконного владения (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.10.2012 по делу N А56-66841/2011).

Статья: Грузополучатель — третье лицо в договоре перевозки груза
(Шматов М.А.)
(«Российская юстиция», 2020, N 2)Так, в качестве ответственности за непринятие груза от перевозчика для грузополучателя предусмотрено удержание груза до оплаты причитающихся перевозчику сумм (ч. 2 ст. 160 КТМ РФ, ч. 8 ст. 79 КВВТ РФ), взыскание штрафа за задержку (простой) транспортных средств, поданных под выгрузку (ч. 4 ст. 35 УАТ РФ, ст. ст. 99, 100, 101 УЖТ РФ), а также договорной неустойки или процентов за незаконное пользование чужими денежными средствами в случае наличия у грузополучателя обязанности по оплате перевозки. В определенных случаях перевозчик вправе сдать груз на хранение за счет грузополучателя, что можно считать отдельным видом ответственности не участвовавшего в заключении договора третьего лица (ч. 6 ст. 79 КВВТ РФ, ст. 38 УЖТ РФ).

Нормативные акты

Проблемы взаимных расчётов в грузоперевозках – реальность, с которой сталкиваются различные компании. После доставки груза из точки А в пункт Б иногда заказчики начинают тянуть с оплатой, не переводят деньги, а при поступлении вопросов со стороны перевозчика, предлагают обращаться в суд. Логично в такой ситуации удержать груз до полного расчёта. Такая практика демонстрирует жизнеспособность: деньги тут же находятся, вопросы снимаются.

Но насколько законно удержание груза? Ведь кроме тех, кто соглашается на условия перевозчика, находятся и недовольные. Конфликт может перерасти в острую фазу, начаться с вызова полиции и закончиться рукоприкладством. А ещё – крупными финансовыми издержками, которые лягут бременем на проигравшего в споре. Разберёмся в проблеме, чтобы обе стороны понимали права и чувствовали бремя обязанностей.

Грузовой автомобиль

Немного теории

«Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», утверждённый ФЗ №259 от 08.11.2007, обошёл интересующий нас вопрос стороной. В Правилах перевозок проблема тоже не урегулирована. Ничего не сможем найти на эту тему и в ряде других профильных актах. Остаются лишь общие нормы гражданского и хозяйственного законодательства, трактовать которые можно по-разному.

Согласно ч.4 ст.790 ГК РФ, перевозчик имеет право удержать переданные грузы в целях обеспечения причитающихся ему платежей. Но лишь в том случае, если иное не предусмотрено договором, нормативным актом либо существом обязательства. Как понимать эту скупую норму?

Если мы копнём чуть глубже, то в ст.359 ГК РФ обнаружим иные основания для удержания груза. Это – неисполнение должником обязательства в срок. При этом даже продажа груза не является препятствием для продолжения данного действия. И вновь – если иное не предусмотрено договором.

Более того, ст.360 ГК РФ предусмотрено удовлетворение требований за счёт удерживаемого груза. При этом кредитор выступает как хранитель и может требовать возмещения издержек, понесённых в связи с этим. Но так – в теории. На практике ситуация выглядит несколько сложнее.

Имеет ли право перевозчик удерживать груз, требуя оплату от заказчика?

С одной стороны, Гражданский кодекс позволяет пользоваться чужим грузом как средством для взыскания долгов. Но на другой стороне медали – ст.19.1 КоАП (самоуправство): осуществление действительного или мнимого (предполагаемого) правомочия. Пусть штраф выглядит смешным по сравнению с деньгами, стоящими на кону, тенденция очевидно: законодатель сам не знает, в каких случаях груз можно удерживать, а в каких – нет.

Порой речь может идти об уголовной ответственности, предусмотренной ст.330 УК РФ. Такое самоуправство должно либо причинить существенный вред (к примеру, порча ТМЦ), либо сопровождаться насилием (угрозой применения). Состав не самый распространённый, но практика имеется – такие случаи не уникальны.

Чтобы право удержания груза не было мнимым, должны соблюдаться следующие критерии:

  • Между сторонами заключён договор, которым не запрещено удержание груза.
  • Перевозчик исполнил возложенные обязательства (доставил ТМЦ из точки А в пункт Б).
  • Отсутствуют претензии к качеству транспортировки товаров.
  • Оплата, о которой договорились стороны, не произведена в срок, определённый соглашением.

Пример. Водитель Б. доставил груз бетонных блоков заказчику и ожидает команды на выгрузку. Согласно звонку логиста, оплата не произведена, хотя договором определены сроки перевода денег. Кладовщик А. требует начать разгрузку, так как его рабочий день – до 18.00 часов, у него нет времени ждать звонка из бухгалтерии. Позиция Б. имеет право на жизнь, так как он не удерживает груз, а ожидает команды на его передачу заказчику.

Другой вопрос – расчёт произведён, но водитель всё равно отказывается приступить к разгрузке. Явно незаконны требования по доплате, компенсации тех или иных убытков, пересмотра договора. Вызывает вопрос и желание перевозчика получить деньги раньше срока, указанного в соглашении. Но если ТМЦ доставлены в полном объёме, к оговоренному месту, нет никаких причин тянуть с оплатой, если оплата, предусмотренная договором, должна быть произведена по факту доставки груза.

Удержание груза экспедитором

Организатор перевозки вправе хранить ТМЦ в счёт исполнения обязательств, только если это прямо предусмотрено договором. Если услуги экспедитора не оплачены, то удержание товаров нельзя признать законным. Впрочем, всё зависит от размера задолженности и обстоятельств конкретного спора.

Удержание груза, если не производит расчёт собственник груза

Согласно ст.35 ФЗ №259, грузоотправитель по общему правилу несёт различную ответственность при ненадлежащем исполнении обязанностей (от установленной за перевозку платы):

  1. За не предъявление груза – 20%;
  2. За задержку транспортных средств, контейнеров – штраф за каждый час простоя в размере, указанном в договоре, или 1-5% перевозной платы.

Таким образом, отдельная ответственность за несвоевременный расчёт не предусмотрена, но она может укладываться в задержку ТС. Удержание груза возможно, если он не относится к категории скоропортящихся. О том, что продукция не будет выгружена, необходимо известить владельца посредством электронной почты, мессенджера, обеспечивающих быструю связь.

Сколько времени перевозчик может удерживать груз?

Поскольку сама процедура законодательством не регламентирована, временные рамки тоже не определены. Однако логичным видится непродолжительный срок хранения ТМЦ в счёт погашения задолженности. Если требование не удовлетворено в течение двух-трёх суток, необходимо обращаться с претензией и готовить документы в суд.

Важно! Субъекты хозяйствования в обязательном порядке должны соблюсти претензионный порядок урегулирования споров.

Удержание скоропортящегося груза

Самый сложный вопрос связан с товарами, срок хранения которых ограничен. После анализа судебной практики хочется отметить, что удерживать скоропортящиеся товары не имеет смысла. Большинство решений вынесено в пользу владельца предмета, но могут быть и частности. Удерживая скоропортящиеся товары, следует помнить: их нужно быстро реализовать. А если не получилось, придётся нести и расходы на утилизацию объекта.

Правильное оформление удержания груза. Нужно ли отправлять уведомление груза?

Итак, правовой вакуум можно истолковать в свою пользу. Допустим, груз может несколько дней или даже недель провести на складе, имеется помещение, все формальности соблюдены. Оплата, предусмотренная договором, не произведена, требование о перечислении денег оставлено без внимания.

Документальное оформление удержания груза

При удержании груза в счёт исполнения обязательств нужно выполнить следующее:

  1. Владелец груза должен быть извещён о происходящем.
  2. До должника нужно в доступной форме довести требования, при которых удержанный груз подлежит передачи.
  3. Сам груз не должен пострадать в процессе, поэтому должны соблюдаться условия и режим хранения конкретной группы товаров.

Должнику стоит направить не одно, а даже несколько извещений, используя электронную и обычную почту, мессенджеры. Вместе с уведомлением о принятии груза на хранение следует изложить свои претензии и требование о скорейшем расчёте. Что касается места нахождения товаров, оно может быть сообщено или скрыто.

Что делать перевозчику, если груз загружен, а на телефон никто не отвечает?

Мы уже сослались на положения ст.35 ФЗ №259, и можно добавить лишь общие положения Гражданского кодекса.

Формально – заказчик не обязан отвечать на звонок. Если не снимает трубку ни диспетчер, ни грузоотправитель, ни грузополучатель, ни собственник груза, необходимо произвести попытку доставки. Доказать правоту другими способами, к сожалению, не удастся.

При наличии желающих принять груз, можно действовать по своему усмотрению. Либо удерживать предмет до расчёта, либо разгрузить его на свой страх и риск. До передачи товаров следует убедиться, что у принимающей стороны достаточно полномочий для совершения такого действия (имеется доверенность).

Что делать перевозчику, если заказчик так и не оплатил услуги?

Остаётся только один путь: претензия и обращение в суд. Исковая давность – один год, поэтому с подачей заявления медлить нельзя. В судебном порядке могут быть взысканы все убытки:

  1. Расходы за транспортировку ТМЦ;
  2. Штраф и пеня;
  3. Хранение товаров;
  4. Юридическая помощь;
  5. Госпошлина.

Теоретически арест может быть наложен на предмет перевозки в целях обеспечения судебного решения. Однако реализацией продукции всё равно должен заниматься не истец, а уполномоченные органы.

Имеет ли право перевозчик выгрузить груз по своему усмотрению?

Из существа договора и смысла законодательства следует, что перевозка – это доставка товаров именно получателю. Если последний отказывается от принятия ТМЦ, их оплаты, произвольная выгрузка не допускается. До разрешения спора необходимо обеспечить сохранность товаров, поместив их на склад, подходящий для такой цели. Убытки при этом взыскиваются с виновной стороны.

Может ли перевозчик продать груз в счет оплаты задолженности заказчика?

Реализация товара юридическим лицом возможна лишь с соблюдением требований законодательства. Это значит, что удерживаемый груз необходимо поставить на складской учёт, после чего – продать. Но поскольку основания для его приобретения лишь умозрительные (отсутствие расчёта), такую процедуру едва ли можно признать правомерной.

Если же иного выхода нет, видится целесообразным поставить владельца груза в известность о предполагаемом отчуждении товаров. Реализацию следует произвести исключительно по договору купли-продажи, по рыночной цене. Разница между убытками и полученной стоимостью товара должна быть перечислена владельцу груза. И всё же, мы крайне не рекомендуем прибегать к такому методу решения проблемы.

В каких случаях удержание груза незаконно?

О правомерности предъявляемых требований вправе высказаться только суд, но общие тенденции можно выделить.

Удержание груза явно незаконно в следующих ситуациях:

  1. Заказчик полностью рассчитался за услугу;
  2. Договором предусмотрена оплата после фактической доставки и выгрузки;
  3. Товары существенно повреждены в результате перевозки и требуется оценка их состояния для определения размера вреда;
  4. Перевозчик до передачи груза желает получить денежные средства, пусть и обоснованно требуемые, но не предусмотренные договором.

Какие последствия грозят перевозчику в случае незаконного удержания груза?

Исполнитель может быть привлечён к различной ответственности:

  1. Административной (по факту самоуправства);
  2. Гражданско-правовой.

Убытки, упущенная выгода, штраф и пеня взыскиваются в судебном порядке. Если заказчик понёс иные затраты на восстановление нарушенного права (расходы на юридическую помощь, транспорт), они также подлежат возмещению за счёт виновной стороны. Вместе с тем, штраф, пеня и прочие взыскания должны быть соразмерны понесённым убыткам (как правило – не выше их).

Что может предпринять заказчик, если его груз удерживают?

Если исполнитель отказывается передать ТМЦ, необходимо выполнить следующее:

  1. Выяснить причину отказа от исполнения обязательств (желательно делать это в письменном виде, но можно ограничиться и записью разговора на аудио/видео);
  2. В случае если претензии перевозчика не обоснованы, направить письменную претензию, указав со ссылкой на договор о последствиях неправомерных действий (взыскание штрафа, пени).

Заказчик имеет право приобрести товар, в передаче которого неправомерно отказано, и взыскать разницу с нарушителя в судебном порядке. Но для этого нужно быть уверенным в том, что нарушения с его стороны отсутствуют. Ещё один вариант – выполнить требования перевозчика, даже если они необоснованные, а затем – взыскивать убытки в судебном порядке.

Грузовой автомобиль

Можно ли заставить перевозчика принудительно выгрузить груз?

Представить себе такую ситуацию проблематично. Пока груз находится в стадии доставки, ответственность за них несёт исполнитель. Соответственно, принуждение его к исполнению обязательства – посягательство на его волю. Это незаконно и граничит с уголовно-наказуемым самоуправством.

Всякое физическое или должностное лицо, которое посягнёт на свободу водителя (экспедитора), может быть привлечено к уголовной или административной ответственности. Поэтому никто не вправе заставить перевозчика произвести отчуждение товаров. Правомерность его действий при этом может быть сомнительной, но это не повод действовать силовым способом.

Что говорит судебная практика?

Требования перевозчика о возмещении задолженности и неустойки, как правило, удовлетворяются в полном объёме. Но есть нюанс: это возможно только тогда, когда исполнитель всё сделал правильно. Показательно следующий пример.

Перевозчик ООО «А» доставил товары ООО «Б», и согласно условиям договора, оплата производится в течение 7 рабочих дней после оказания услуги. Стоимость сделки составила 96000 рублей, из которых в добровольном порядке было выплачено лишь 29 тысяч рублей.

ООО «А» обратилось с иском в суд, и первая инстанция удовлетворила её требования. Однако вторая – отменила решение и в иске отказала. Почему? Исполнителем тоже были нарушены условия договора: сорвана погрузка (штраф – 32 тыс.руб.), ТС не подано по условиям тендерной заявки (штраф – 32 тыс.руб.), допущено опоздание (ещё 3 тыс.руб.).

Таким образом, при расчёте заказчик просто вычел из сумы договора штрафные санкции.

Несмотря на многочисленные обжалования, решение оставлено без изменения. Вывод: прежде чем предъявлять претензии, нужно быть уверенным в правоте. А ещё – внимательно читать договор, и если условия не подходят, не вступать в правоотношения.

Заключение. Стоит ли удерживать груз?

Приведённые нами примеры и судебная практика демонстрирует, сколько вероятных исходов может быть по анализируемой ситуации. Невозможно привести универсальную формулу успеха, так как суд может занять сторону как одной, так и другой стороны. Логика подсказывает, что куда эффективнее – передать груз, после чего – отстаивать право в установленном законом порядке.

Это особенно актуально, если речь идёт о скоропортящихся товарах. Впрочем, при соблюдении условий удержание может быть не только законным, но и эффективным. Главное – фиксировать действия, составлять акты и быть готовым обратиться в суд, если возникнет такая необходимость.

Многие международные перевозчики в своей работе рано или поздно сталкиваются с проблемой несвоевременной оплаты фрахта. В связи с этим, у перевозчиков часто возникает соблазн перейти к активным действиям решения данного вопроса и удерживать груз до полной оплаты долга за выполненные ранее перевозки.

В настоящей публикации мы рассмотрим вопрос удержания груза международным перевозчиком с точки зрения Закона, дадим ответ на вопрос, когда удержание груза является правомерным, а также раскроем риски перевозчика при незаконном удержании груза.

Удержание вещи, по своей правовой природе, является мерой обеспечения исполнения обязательств. В рамках договора международной перевозки груза перевозчики прибегают к данной мере с целью получения оплаты за фрахт. Однако в большинстве случаев перевозчики злоупотребляет своим правом и нарушают права и законные интересы собственника груза, что может привести к негативным последствиям для транспортной компании.

В каких же случаях удержание груза является правомерным?!

Международное законодательство, а именно Конвенция о договоре международной перевозки грузов от 19.05.1956 (далее – КДПГ) не содержит норм, регулирующих вопрос об удержании груза. Соответственно перевозчикам и всем заинтересованным лицам рассматривая возможность применения удержания, следует руководствоваться национальным законодательством.

По общему правилу, применению подлежит право страны, на территории которой удерживается груз, либо право страны, согласованное сторонами в договоре перевозки.

Для примера, обратимся к национальному законодательству России.

По закону Российской Федерации удержание груза является правомерным, в случаях, когда:

А) Должник по оплате фрахта – собственник груза;

Б) Груз удерживается по перевозке, за которую заказчик имеет долг перед перевозчиком.  

Из приведенных норм следует, что задержание груза международным перевозчиком возможно далеко не во всех случаях.

Следует отметить, что первое требование (должник = собственник) имеется в нормах большинства национальных институтов права, в отличии от второго. Например, законодательство Эстонии разрешает удерживать груз при наличии задолженности за предыдущие перевозки.

Дополнительно, международному перевозчику не следует забывать, что его право на удержание груза не отменяет обязанность соблюдения таможенных формальностей, таких как сроки доставки, сроки хранения товара на СВХ и пр.

Важно знать, что даже согласование в договоре перевозки права перевозчика на удержание груза, не будет законным, если это противоречит нормам применимого национального права!

В заключении, обратим внимание на последствия незаконного удержания груза для перевозчика:

  • Иск собственника груза об истребовании имущества из незаконного владения, с последующим взысканием убытков и расходов;
  • Штрафные санкции за нарушение сроков доставки груза либо за его недоставку.
  • Возможность обращения владельца груза в правоохранительные органы с заявлением о хищении имущества.

Во избежание любого из вариантов наступления ответственности за незаконное удержание имущества, перевозчику следует начать с анализа возможности применить удержание в соответствии с нормами национального права страны, где происходит удержание.

Кроме того, транспортной компании следует озаботиться наличием документов, подтверждающих, что удерживаемое имущество оказалось в его владении по воле самого заказчика (СMR-накладные, заявки на перевозки и пр.), а заказчик уведомлен о том, что перевозчик удерживает имущество именно в целях обеспечения исполнения обязательств (официальные письма, e-mail).

Таким образом, принимая решение об удержании груза, международному перевозчику всегда следует удостовериться в правомерности своих действий и оценить все возможные риски наступления неблагоприятных последствий!

Более подробно о секретах безопасного выполнения международных перевозок Вы узнаете в нашей группе «ЗАЩИТА МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ» в Facebook и В Контакте, а также в еженедельно обновляемых разделах  Вопрос-Ответ и Публикации на нашем сайте.

Удачи на дорогах!

Мария Маркелова
Юрист
Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»

Опубликовано 13.06.2018

Как оформить пропуск на МКАД?

Как обезопасить свой бизнес при работе с Китаем?

Как проверить контрагента?

Как правильно составить контракт? Как обжаловать постановление о штрафе в Евросоюзе?

Как правильно заполнить Дозвол на перевозку?

Как получить свои деньги за неоплаченный фрахт?

Как оперативно консультироваться в ЮРВЕСТ 24/7?

Как возвратить задержанный таможней товар по административному делу?

Ространснадзор. Как избежать штрафа в размере 200 000 рублей?

Как получить сертификат о форс-мажорных обстоятельствах в Китае / Евросоюзе?

Как проверить запреты и ограничения при транзите и импорте товаров?

Как на 30% снизить расходы своей компании на ВЭД?

Санкционный аудит. Как вывести продукт на рынок США?

Как зарегистрировать товарный знак в ТРОИС?

Как обжаловать решение таможни о классификации товара?

Как получить предварительное классрешение?

Как правильно составить внешнеторговый контракт?

Как избежать крупный штраф за нарушение валютного контроля?

Подписывайтесь на нашу рассылку в
Instagram,
Facebook,
ВКонтакте,
Telegram прямо сейчас и узнавайте ответы на свои вопросы первыми!

Удержание груза перевозчиком

21 февраля 2014

Отношение перевозчиков к такому инструменту, как удержание груза, зачастую диаметрально противоположно: одни считают, что удерживать груз категорически запрещено, другие, напротив, думают, что удержанием груза можно пользоваться беспричинно. Давайте установим что же можно, а что нельзя при использовании этого метода обеспечения перевозчиком своих интересов. Право удержания груза перевозчиком устанавливается п. 4 ст. 790 Гражданского кодекса РФ: «Перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке (статьи 359, 360), если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства«.

Другими словами, если в договоре перевозки не установлен запрет удерживать груз, то перевозчик вполне может его удержать.

Тут стоит отдельно остановиться на понятии договора перевозки. Пункт 7 Постановления Правительства от 21.12.2020 года № 2200 гласит: «Перевозка груза осуществляется на основании договора перевозки груза, который может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозки груза — заявки грузоотправителя, за исключением случаев, указанных в пункте 13 настоящих Правил.
Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, составленной грузоотправителем (если иное не предусмотрено договором перевозки груза) по форме согласно приложению N 4 (далее — транспортная накладная)«.

Очень важно понимать, что если перевозчик приезжает на погрузку по заявке с диспетчером, то чаще всего он не заключает договор перевозки в том понимании, которое имеется ввиду в главе 40 Гражданского кодекса. Статья 785 ГК РФ устанавливает стороны договора перевозки — грузоотправитель и перевозчик. Обратите внимание на то, что подпись водителя в 6-ой графе транспортной накладной свидетельствует только о приёме им груза к перевозке. Чтобы между фактическим перевозчиком и грузоотправителем был заключён договор перевозки, необходимо соблюдение совокупности условий:

  • в 10-ой графе транспортной накладной в качестве перевозчика указан предприниматель или организация, действительно выполняющие перевозку;
  • в 15-ой графе транспортной накладной имеются подписи грузоотправителя и перевозчика.

Если эти условия одновременно не выполняются, заключённый договор договором перевозки не является и в этом случае перевозчику не следует ссылаться только лишь на пункт 4 статьи 790 ГК РФ. При возникновении необходимости удержать груз, который был получен после заключения договора с диспетчером (смешанного непоименованного договора с элементами других договоров), перевозчику следует воспользоваться также положениями статьи 359 ГК РФ.

Посредники любят указывать в своих договорах и заявках запрет удержания груза перевозчиком, обязательно учитывайте этот факт в своей работе. Если вы видите подобный запрет, следует тщательно проверить контрагента и, возможно, отказаться выполнять перевозку с отсрочкой платежа.

Следует отметить, что для удержания груза нужно основание, которое не всегда можно найти и привести в качестве аргумента, что в свою очередь может привести к тому, что удержание груза будет признано судом незаконным. Кроме того, при удержании груза необходимо уведомить другую сторону договора об этом. Не исключено, что к перевозчику, решившему удержать груз, будет предъявлен судебный иск.

Примерная обобщённая схема удержания груза выглядит так:

Приблизительная схема удержания груза при перевозке

Диспетчер не отвечает на звонки — можно удерживать груз?

Диспетчер перестал поднимать трубку и отвечать на звонки после загрузки? Неприятная ситуация, но служит ли это обстоятельство причиной для удержания груза? Чтобы разобраться в этом вопросе необходимо твёрдо уяснить 4 момента:

  • заявка и договор перевозчика с диспетчером являются соглашениями, устанавливающими права и обязанности сторон, но не создающими никаких обязательств у третьих лиц;
  • действующее законодательство Российской Федерации не содержит норм, которые бы обязывали граждан в обязательном порядке отвечать на телефонные звонки;
  • мобильный телефон, SIM-карта обычно являются собственностью гражданина, которые вправе распоряжаться ими как ему заблагорассудится (лишь бы не нарушать закон);
  • если телефон и (или) SIM-карта выдана работнику его работодателем, то все обязанности, связанные с этим действием, затрагивают только работодателя и работника.

Если собрать 4 вышеперечисленных момента в одно предложение, то оно будет звучать так: отвечать на звонки гражданин (абонент) вправе, но не обязан, а если он не отвечает на звонки, то это его право, которым он пользуется. Когда перевозчик звонит диспетчеру это с юридической точки зрения выглядит как звонок одного гражданина другому, при этом абонент, которому поступает звонок, вправе не отвечать на него.

Перейдём к правовым основам для удержания груза перевозчиком. Право перевозчика удержать груз возникает после того, как вторая сторона договора не исполнит денежное обязательство в установленный договором или законом срок. Безосновательное удержание может повлечь наступление гражданской и уголовной ответственности. Гражданская ответственность заключается в необходимости перевозчика оплатить штрафы за просрочку доставки груза, уголовная ответственность квалифицируется по ст. 330 “Самоуправство” Уголовного кодекса РФ.

Большинство перевозок выполняются с отсрочкой оплаты, следовательно, право перевозчика на удержание груза обычно возникает после того, как груз выгружен из автомобиля (впрочем, если перевозчик выполняет систематические перевозки грузов с одним и тем же заказчиком, наличие любой просроченной задолженности даёт ему право удержать груз, так как удержание является стимулирующей мерой, имеющей цель побудить должника исполнить денежное обязательство).

Конституционное право гражданина на свободу общения не может быть приравнено к неисполнению стороной договора его условий. Водитель и контактные лица перевозчика могут не отвечать на звонки, но это не означает, что перевозимый груз похищен и надо бить тревогу.

Вы можете возразить: но весь понятно, что диспетчер “сливается” и если я сейчас выгружусь, то не увижу своих денег. Согласимся с Вами — в большинстве случаев так оно и произойдёт и для получения оплаты за перевозку удерживать груз необходимо, однако, для удержания необходимо иметь надлежащее обоснование. Помочь перевозчику его найти — задача юриста по грузоперевозкам.

Неосновательное удержание груза перевозчиком.

В удержании груза есть очень много нюансов, которые невозможно описать в статье, но которые могут привести к тому, что правом удержать груз, данное перевозчику положениями Гражданского кодекса, будет невозможно воспользоваться. Самые частые ошибки перевозчика, решившего удерживать груз:

  • отсутствие уведомления кредитора об удержании;
  • отсутствие надлежащих оснований для удержания груза;
  • игнорирование запрета на удержание груза, установленного договором;
  • удержание груза по договору с другим кредитором;

В этих и в некоторых других случаях удержание груза становится неправомерным, что создаёт для перевозчика риск не только не получить оплату за перевозки, но и оплатить штраф за просрочку доставки груза, а также возместить причинённые неправомерным удержанием груза убытки. Помимо гражданской ответственности, перевозчик может быть привлечён к уголовной ответственности по статье 330 Уголовного кодекса РФ “Самоуправство”.

Юристы нашей компании оказывают юридическую поддержку грузовладельцам и экспедиторам, которым пришлось столкнуться с проблемой необоснованного удержания груза.

Документы, применяемые при удержании груза.

Как и в большинстве случаев, объём документов, который необходимо составить при удержании груза, разнится от случая к случаю. Во внимание принимается множество факторов, анализируются все имеющиеся документы — договор и заявка перевозчика с заказчиком (посредником или грузовладельцем), ТТН, транспортная накладная, в некоторых случаях анализируется переписка между контрагентами.

Основными документами при удержании груза являются уведомление об удержании и документ, уведомляющий посредника или грузовладельца об отправке уведомления об удержании.

Уведомление об удержании груза перевозчиком составляется в произвольной форме, но некоторые сведения и порядок рекомендуется указать и соблюсти. Содержание уведомление (в общем случае):

  • наименование и реквизиты организации или индивидуального предпринимателя, которому направляется уведомление;
  • наименование и реквизиты организации или индивидуального предпринимателя, направляющего уведомление об удержании груза;
  • вводная часть, в которой кратко перечисляются условия договора;
  • описание допущенного контрагентом нарушения, ставшего причиной для удержания груза;
  • перечисление мер, которые были предприняты перевозчиком для устранения допущенного нарушения;
  • собственно уведомление об удержании груза перевозчиком;
  • предложение партнёру, после которого удержание груза будет завершено;
  • описание последствий неисполнения обязательств по договору.

Документ, уведомляющий контрагента об отправке уведомления об удержании служит для того, чтобы у диспетчера или грузовладельца не было возможности заявить в суде, что уведомление им получено не было. Оптимально для этой цели использовать телеграмму, отправляемую на юридический адрес организации. Телеграмма должна содержать наименование перевозчика, текст, свидетельствующий о том, что груз удержан, отсылку на документ, уведомляющий об удержании. Например: “ИП Иванов И. И. уведомляет вас об удержании груза. Подробности в уведомлении, направленном на электронную почту pochta@electronnaya.ru”.

Особенности удержания скоропортящихся грузов.

При возникновении у перевозчика необходимости произвести удержание скоропортящегося груза, следует учитывать некоторые особенности. К скоропортящимся грузам относятся такие грузы, сохранность которых при перевозке транспортным средством обеспечивается посредством соблюдения определенного температурного режима. В частности, к скоропортящимся грузам относятся охлаждённые или замороженные продукты питания, некоторые виды сырья и прочие.

Основным отличием удержания скоропортящегося груза от других видов груза служит право перевозчика реализовать его после истечения четырёх суток с момента уведомления грузоотправителя или экспедитора об удержании. Этот вывод можно сделать из пункта 6 статьи 15 УАТиГНЭТ.

Если удержание груза не приносит желаемого результата.

Допустим, груз удержан, но нет реакции со стороны грузоотправителя, грузополучателя или диспетчера? Или реакция не такая, как хотелось бы — вместо конструктивного диалога всё общение сводится к требованию выдать груз без компенсации? Можно ли реализовать удерживаемый груз? Нет, просто так его реализовать нельзя. Реализация груза допускается либо по решению суда, либо по договорённости сторон. Были случаи, когда перевозчики, реализовав удерживаемый ими груз, становились фигурантами уголовного дела по статье 330 УК РФ «Самоуправство» и выплачивали крупный штраф.

Читайте также:

У Вас есть вопросы по удержанию груза для обеспечения провозной платы? Обращайтесь!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Имеется лоток для загрузки продуктов во время работы
  • Имитационное моделирование бизнес процессов anylogic
  • Императорский фарфор магазин при заводе время работы
  • Импульс ветеринарная клиника дзержинский часы работы
  • Инвестиции в готовый бизнес отзывы реальных событиях