Пассажиры туристических и прогулочных корабликов, следующих из Плёса в Кинешму, непременно обратят внимание на стройный белоснежный храм свечой возвышающийся на левом (по течению) берегу Волги.
Увидишь один раз, и душа зовёт побывать в этом дивном храме, узнать побольше о его истории.
Настоятель храма протоиерей Павел Сажин, благочинный
Заволжского благочинного округа вместе с прихожанами бережно сохраняют
святыню, сформировав вокруг прихода дружную деятельную общину.
Батюшка
служит в селе с 1990 года и восстанавливал многие храмы благочиния,
а в этом году, с Божьей помощью, построил храм Святых Царственных Страстотерпцев в селе
Ерёмино, где подвязался местнопочитаемый подвижник инок Николай, останки
которого покоятся теперь в новой церкви.
Паломники,
в том числе и из самых отдалённых мест, ежегодно стекаются на праздник
во имя чудотворной иконы Божией Матери «Троеручица», и участвуют в
традиционном Крестном ходе.
Вот, что рассказывает о чудотворной иконе о.Павел: » У этой иконы очень интересная история. Рядом с нашим селом в деревне
Ерёмино в советское время жил подвижник инок Николай. В народе его
почитали как блаженного и ласково называли Коленькой. В 1977 году он
почил, предсказав свою смерть. Очень много людей, порой до пятидесяти
человек, ежедневно приходили к нему за духовным утешением. И это в те
безбожные годы! Икона «Троеручица» сохранилась благодаря ему. Когда-то
она находилась в храме Всемилостивого Спаса села Есиплово, которое
находится в 12 километрах от нас. В 1936 году этот храм разоряли. Одна
из прихожанок взяла образ Божией Матери и понесла к себе домой. В это же
самое время к Коленьке пришла немощная женщина с просьбой помолиться о
ней, а он говорит: «Иди в Есиплово, спасай икону!». Та послушалась,
пошла и по дороге встретила прихожанку Спасской церкви с иконой в руках.
Женщина попросила отдать икону ей, принесла святыню Коленьке, а он
говорит: «Эта икона непростая. Храни ее, а детям скажи, чтобы после
твоей смерти передали ее в алтарь Воздвиженской церкви».» (источник)
Община
Крестовоздвиженского храма ведёт широкую социальную работу, здесь
действует живая интересная воскресная школа, люди стараются помочь
родному приходу, что называется, «всем миром».
Храм Воздвижения Креста Господня построен на средства
прихожан в 1790г. и имеет два
придела в честь святителя Николая Мирликийского Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского.
Церковь представляет собой бесстолпный пятиглавый храм с ярусной
колокольней, двусветной квадратной в плане трапезной и гранёной апсидой
алтаря. Это традиционный тип храмового комплекса, где на единой оси
запад-восток расположены все составные части. Пристройки к южной и
западной стенам колокольни, судя по размерам кирпича и отсутствию
перевязки в кладке, поздние. Лестница на верхние ярусы колокольни
находится в толще западной стены трапезной.
Здание выложено из кирпича и имеет традиционную сводчатую систему
перекрытий: над холодным храмом — четырёхлотковый сомкнутый свод, в
трапезной — система коробовых сводов с распалубками между столбами, над
алтарём — цилиндрический свод, переходящий в гранёную конху, над первым
ярусом колокольни — коробковый свод, а в пристройках перекрытия плоские.
Общая композиция церкви традиционна. К очень высокому четверику
холодного храма, увенчанному ложными луковичными главами на гранёных
«шеях», с востока примыкает пониженный объём гранёного алтаря,
перекрытый высокой граненой (полушатровой) кровлей. К западу к храму
примыкает невысокий объём трапезной и шатровая колокольня с тремя рядами
«слухов» на каждой грани и широкими арками звона. Столп колокольни
увенчан луковичной главой. Интересен контраст пропорций стройных угловых
барабанов и спокойных пропорций в центральной главе. Взлет вертикалей
церкви (четверика и колокольни), подчеркнутый низким объёмом алтаря и
трапезной, особенно выразителен с глади волжских просторов.
В наружном убранстве памятника своеобразно сочетаются формы
древнерусского зодчества и классицизма. Вертикальный строй композиции
четверика храма подчёркнут не только очень стройными пропорциями объёма
(отношение высоты четверика к ширине стены каждого фасада примерно 2:1),
но и декором каждого фасада, очень стройными лопатками, а также
раскрепованными над ними венчающим карнизом и двумя тягами. Четверик
увенчан неполным антамблементом, карниз которого украшен сухариками, а
фриз — сугубо декоративными мелкими закомарами. Широкая тяга, украшенная
одним рядом сухариков и двумя рядами выпущенных углом кирпичей,
опоясывает все части памятника на уровне верха стен трапезной и алтаря.
Южный и северный арочные проходы в холодный храм подчёркнуты плоскими
ризолитами с треугольными фронтончиками, декорированными сухариками.
Окна четверика и алтаря обрамлены наличниками с «ушами» и лучковыми
сандриками, украшенными сухариками. Стены трапезной декорированы
лопатками, карниз над которыми раскрепован. Наличники окон трапезной — с
«ушами» и прямыми сандриками. Стены алтаря декорированы спаренными
лопатками.
Высокий восьмигранный столп колокольни поставлен на низкий четверик,
служащий главным входом в церковь. На гранях колокольни — традиционные
плоские лопатки, пересечённые тонкими тягами в виде поребрика между двух
полок. Лишь в тягу под арками звона включены сухарики, а в архитрав
звона — мотив поребрика между валиками. Грани барабана глав холодного
храма украшены прямоугольными впадинами.
Все помещения церкви соединены анфиладно арочными проёмами,
расположенными на главной оси. Интересна особенность интерьера холодного
храма — наличие на его западной стене хор, вход на которые мог быть
только снаружи, что позволяет предположить, что храм и колокольня были
когда-то отдельно стоящими. Свидетельством более позднего строительства
трапезной (предположительно во второй половине XIX в.) могут иной размер
кирпича и «суховатый» декор фасадов. Размер холодного храма —
8,36х10,47 м, алтаря: глубина — 5,76 м, ширина — 5,95 м, трапезной —
14,57х19,19 м, первого яруса колокольни — 4,31х4,37 м.
Очень высокое, трёхсветное пространство главного отделения церкви
подчёркнуто низкими помещениями алтаря и трапезной. Пластичность мощных
стен памятника выявлена глубокими нишами проёмов всех помещений, а также
распалубками над окнами алтаря, трапезной и первого яруса колокольни.
Росписи Крестовоздвиженской церкви исполнены в начале ХХ в. в технике масляной
живописи. В 1946-1947 гг. была вновь расписана апсида, на восточной
стене написана не существовавшая ранее композиция «Вознесение». Тогда
же, при сооружении деревянных хор на западной стене была утрачена сцена
«Страшного Суда». Состояние сохранившейся первоначальной живописи
четверика и трапезной удовлетворительное.
Система росписи высокого трёхсветного четверика хорошо отвечает его
общему характеру и архитектурным членениям. Распределение композиций на
его северной и южной стенах совершенно аналогично: сравнительно узкие
простенки верхнего яруса занимают полнофигурные изображения
евангелистов; единственное окно среднего яруса фланкируется на каждой
стене двумя крупными евангелическими сценами, обрамление которых в
верхней части имеет полуциркульную конфигурацию; в промежутке между
проёмами первого и второго ярусов на центральной оси каждой из стен
помещено по одной горизонтальной композиции на евангельский сюжет. В
верхней части западной стены, между окнами расположена большая, вверху
полуциркульная сцена «Обретение Креста», остальную часть стены занимал
«Страшный Суд».
Принцип украшения стен отдельными крупными композициями прослеживается и
в трапезной. На её северной и южной стенах расположено по одной сцене —
в простенках между центральными и южными окнами. Отдельные большие
композиции помещены также на грани столбов. Свод трапезной декорирован
тринадцатью композициями, расположенными симметрично относительно
продольной оси памятника и имеющими различные размеры и конфигурацию.
Состав сюжетов четверика вполне традиционен. Исключением являлось только
присутствие сцены «Страшный Суд», весьма редкий для стенописи этого
периода. Сцены, расположенные на сводах трапезной, иллюстрируют основные
моменты земной жизни Христа после начала проповеди, а также его явления
после воскрешения. Два сюжета — «Успение» и «Покров» — посвящены
Богоматери, а сцены, написанные на стенах трапезной и обращённых к ним
гранях — Сергию Радонежскому (в северной части) и святителю Николаю (в
южной).
В стилистическом отношении росписи четверика и трапезной достаточно
близки и могут быть объединены в рамках т.н. «позднеакадемического»
стиля. Общим для всей росписи является тёплый, с преобладанием оттенков
красно-коричневого и коричневого колорит, пастозная, близкая к станковой
технике фактура поверхности. Композиционные решения стен четверика
достаточно традиционны, в трапезной же можно наблюдать уверенное и
вполне грамотное воспроизведение образцов станковой живописи круга
Поленова («Христос и самарянка», «Притча о милосердном самарянине»),
Семирадского («Проповедь с лодки»), Нестерова («Явление Богоматери преп.
Сергию»), Ап. Васнецова («Создание храма св. Троицы в Сергиевой
лавре»). В последнем случае мы сталкиваемся с редким примером
использования в качестве протооригинала произведения чисто исторического
по жанру.
В трапезной сохранился первоначальный орнамент, написанный в неярких, но
чисто голубых, зеленых, жёлтых, терракотовых тонах и хорошо
выделяющийся на розовом фоне стен и сводов.
В центральный иконостас, сооружённый в конце 1940-х гг., включены части
старого иконостаса: деревянные каннелированные колонны, перевитые
резными гирляндами. В те же годы смонтированы и небольшие придельные
иконостасы. Входящие в состав всех иконостасов иконы — поздние (конец
XIX — начало ХХ вв.), в основном, приносные. В северном, Сергиевском
приделе находится деревянная скульптура «Христос в темнице» XIX в.
* * *
Церковь как памятник культовой архитектуры была выявлена и поставлена на
гос. учёт в 1944 г., а с 1974 г. она на гос. охране республиканского
(федерального) значения.
Церковь была закрыта в 1940 г. и продана местному колхозу под склад за
28.000 рублей. Однако склад здесь просуществовал всего до 1946 г., до
возвращения храма вновь созданной общине верующих, поэтому памятник
сохранился практически ненарушенным. Пострадала лишь утварь, да частью
были растащены иконы.
Со времени возобновления здесь службы церковь регулярно ремонтируется на средства общины.
* Проезд: Проехав мост через Волгу в районе г. Кинешмы свернуть налево и ехать до перекрёстка около 800 метров. На перекрёстке свернуть налево по указателю «Воздвиженье» и ехать асфальтом около 3 км.
Приезжайте в Воздвиженье — все времена года здесь по-своему прекрасны и не иссякает источник духовной радости и благодати.
Источник
Православный храм «Церковь Воздвижения Честного Креста Господня в Воздвиженье»
- Россия
- Ивановская область
- Заволжский район
- село Воздвиженье
- Православный храм
- Церковь Воздвижения Честного Креста Господня в Воздвиженье
Адрес: Россия, Ивановская область, Заволжский район, Волжское сельское поселение, село Воздвиженье, Центральная улица, 52
Телефоны:
График работ:
Официальный сайт: http://sobory.ru/article/?object=04026
Основные направления деятельности:
- Православный храм
Дополнительная информация о предоставляемых товарах и услугах:
- дата постройки: 1790
По данным Яндекс.Карт от 28 июля 2020 г.
Расположение организации на карте:
Как отредактировать данные?
Вы можете удалить устаревшую страницу организации и снова добавить её через улучшенный интерфейс.
Если Вы хотите внести дополнительную информацию, которая не предусмотрена форматом Справочника, сделайте это через форму отзыва в низу страницы.
(+) Добавить отзыв про православный храм «Церковь Воздвижения Честного Креста Господня в Воздвиженье» по адресу Россия, Ивановская область, Заволжский район, Волжское сельское поселение, село Воздвиженье, Центральная улица, 52
|
||
– Отец Павел, расскажите, пожалуйста, о вашем храме и его истории. Чем он примечателен?
– В Воздвиженском храме я служу с 1990 года и уже десять лет являюсь настоятелем. Его история типична для большинства сельских приходов России. Храм строился преимущественно на средства местных крестьян и был освящен в 1790 году. В нем три престола: в честь Воздвижения Креста Господня, во имя святителя Николая и преподобного Сергия Радонежского. Некогда в храме имелось богатое убранство. Чего стоил только великолепный семиярусный позолоченный иконостас! Как рассказывали старожилы, на службах всегда было многолюдно. В приходе насчитывалось 40 деревень, в которых в общей сложности жило более 5000 человек. В большие праздники часть богомольцев стояла на улице, службу слушали через раскрытые окна и двери, так как не было возможности попасть внутрь. Пел по старинным рукописным нотам прекрасный хор из 40 человек.
В 1937 году храм закрыли и превратили в овощехранилище, в алтаре сделали мельницу, на колокольне устроили пожарную вышку, надгробия и кресты на кладбище снесли бульдозером и устроили на этом месте колхозную пасеку. Были сброшены и утоплены в Волге двенадцать прекрасно подобранных по звучанию колоколов. Поистине чудом уцелели купола с крестами и внутренняя роспись. Дальнейшему разгрому храма, вероятно, помешала война.
В 1946 году депутация наших прихожан побывала на приеме у Калинина в Москве, ходатайствуя о возобновлении богослужений. Их старания увенчались успехом. Конечно, церковное здание общине досталось изуродованным: голые стены, ни икон, ни паникадил, ни подсвечников. Хорошо хоть сохранилась старинная система калориферного отопления и то только потому, что зимой необходимо было согревать помещение, чтобы не мерзли овощи.
Обустраивались заново долго: народ после войны жил бедно. Постепенно собирали иконы по домам, из других разорявшихся в 1950–1960-е годы храмов свозили подсвечники, паникадила и другую утварь. Так и началась новая жизнь Воздвиженского храма.
Большинство участников его возрождения, так трепетно и бережно относившиеся к святыне, уже ушли в мир иной. Сейчас приход небольшой – жители села Воздвиженское. В окрестных деревнях хорошо, если наберется с десяток жителей, а так где два, где пять человек, и все это старики.
– Не секрет, что из-за оттока населения в города сельским приходам сейчас приходится очень непросто. Как обстоит дело у вас?
|
||
– Из нашего села почти никто не уехал, люди держатся за родные места. Но в остальном наша ситуация, думаю, типична. Село Воздвижение находится в очень красивом месте на высоком берегу Волги, в ее излучине, неподалеку от города Кинешма. Напротив нашего села другой городок – Наволоки. Дома в окрестных деревнях скупают москвичи-дачники, а они особо в храм не ходят. Зимой эти дома в основном стоят пустыми. Слава Богу, летом часто приезжают паломники – поклониться нашим святыням, в том числе чудотворной иконе Божией Матери «Троеручица». У этой иконы очень интересная история. Рядом с нашим селом в деревне Ерёмино в советское время жил подвижник инок Николай. В народе его почитали как блаженного и ласково называли Коленькой. В 1977 году он почил, предсказав свою смерть. Очень много людей, порой до пятидесяти человек, ежедневно приходили к нему за духовным утешением. И это в те безбожные годы! Икона «Троеручица» сохранилась благодаря ему. Когда-то она находилась в храме Всемилостивого Спаса села Есиплово, которое находится в 12 километрах от нас. В 1936 году этот храм разоряли. Одна из прихожанок взяла образ Божией Матери и понесла к себе домой. В это же самое время к Коленьке пришла немощная женщина с просьбой помолиться о ней, а он говорит: «Иди в Есиплово, спасай икону!». Та послушалась, пошла и по дороге встретила прихожанку Спасской церкви с иконой в руках. Женщина попросила отдать икону ей, принесла святыню Коленьке, а он говорит: «Эта икона непростая. Храни ее, а детям скажи, чтобы после твоей смерти передали ее в алтарь Воздвиженской церкви».
Эта икона стоит у нас в храме уже лет тридцать. Есть свидетельства об исцелениях и благодатной помощи, которую Божия Матерь подает по молитвам перед этим образом. Перед ним молился епископ Ивановский и Кинешемский Иосиф, когда приезжал к нам на престольный праздник. Владыка заходил и в сохранившийся домик Коленьки, где совершил заупокойную литию по иноку Николаю, побывал на святом источнике рядом с домом. На этот источник – мы называем его Коленькин ключ – подвижник часто ходил молиться.
Несмотря на удаленность от столицы, приходская жизнь у нас идет очень активно.
– Что Вы, как настоятель, считаете в ней приоритетным?
– Мы стараемся уделять больше внимания детям и молодежи, потому что они – наше будущее. При храме действует воскресная школа, организован приют для детей-сирот. Священнослужители окормляют интернат при сельской школе, где живут сироты и дети из неблагополучных семей, читают лекции для старшеклассников в средних школах района. На попечении прихода находится детский сад с православным уклоном. Силами прихода уже лет пять восстанавливается храм Всемилостивого Спаса в селе Есиплево. Снаружи он уже отремонтирован, но внутри еще предстоит провести большие работы. Возрожден Сретенский храм в селе Солдога. Когда-то он был приписным к нашему, а теперь это отдельный приход. Недавно начали восстановление еще одного храма – во имя великомученика Димитрия Солунского в селе Дмитровское, которое находится километрах в двадцати от нас. Передали нам его в 2006 году. Раньше церковное здание использовал под зернохранилище местный колхоз, но он давно распался, село опустело: сейчас там живут всего шесть бабушек. Обветшавший храм оказался заброшенным. Нам предстоит решить непростую задачу по его возрождению.
– Насколько я знаю, в решении этой задачи у Вас появилась необычная помощница?
– Как я уже говорил, летом к нам часто приезжают паломники, в том числе и из Москвы. Один из них разместил информацию о нашем приходе в интернете. Эта информация попалась на глаза француженке Катрин Жубер. Она живет в Москве, владеет собственным небольшим бизнесом и преподает французский язык. Узнав о нашем приюте, она позвонила мне и попросила разрешения приехать познакомиться с детьми. Сельская жизнь, красота этих мест произвела на нее большое впечатление. Она приехала зимой и обрадовалась настоящему белому снегу, как чуду, сказав, что видела такое лишь в детстве. Очень поразило нашу гостью то, что дома в селе имеют печное отопление. Идешь по улице, а по обе стороны деревянные домики стоят, и из труб дым валит. Такого в Париже, да и в Москве давно не увидишь. Я показал ей полуразрушенный храм великомученика Димитрия Солунского, и Катрин загорелась идеей его восстановления. Я ей сказал, что дело-то хорошее, вот только денег у нас на это нет. Она очень решительно отвечает: «Будем искать!» В следующий раз она привезла с собой специалиста по реставрации живописи из одного французского университета. Максимилиана (так его звали), как и Катрин, потрясло то, что при обрушенном куполе в храме сохранились фрески на стенах. Вдобавок они были поражены тем, что в такой глуши существовала такая высококлассная техника письма. Лики на фресках и сейчас выглядят как живые. Расписывали его, по всем данным, ярославские мастера. В конце января Катрин привезла из Франции еще одного эксперта – специалиста по реставрации кирпичной кладки. Он дал рекомендации, как сохранить и вылечить церковное здание. Француженка уже нашла благотворителей, которые оплатили установку строительных лесов вокруг храма. Слава Богу, успели их поставить до снега. Надеюсь, летом уже начнем работу.
– Мадам Жубер, вероятно, католичка? Конфессиональных разногласий у вас не возникло?
– Думаю, когда она у нас оказалась впервые, то была далека от веры вообще. Сейчас она только окунулась в наш церковный мир и еще не вполне разбирается, в чем разница между Православием и католицизмом. По натуре это просто очень добрая, отзывчивая и энергичная женщина, которая, кстати, не имеет русских корней, как можно было бы предположить. Она, между прочим, предложила способ самим заработать деньги на восстановление храма.
– Каким образом это предполагается осуществить?
– У нас при храме шесть лет назад была создана мастерская лоскутного шитья. Начиналось все с уроков в воскресной школе, на которой дети мастерили из лоскутков разные поделки. Девочки, которые тогда учились, сейчас уже выросли, создали семьи и стали молодыми мамами, но, тем не менее, приходят поработать в мастерскую. Участвуют в работе и дети из нашего приходского приюта. Кроме того, у нас в селе еще пять семей, которые взяли под опеку или под патронат 22 детей-сирот. Эти дети тоже приходят помогать, и им это очень нравится. Шьем фартучки, грелки, прихватки, игрушки, одеяла, панно. Любимый сюжеты: кот на русской печи, кот, важно пьющий чай из самовара. Шьем подушки, набивая их травой и цветами, которыми украшали храм на праздник Святой Троицы. Продукцию вывозим на православные ярмарки по всей России: в Москву, Петербург, Челябинск, Екатеринбург, Тюмень, Нижний Новгород, Ярославль, Красноярск. Собранные средства идут на ремонт и реставрацию наших храмов. Катрин очень заинтересовалась нашими изделиями и захотела вывести их на международный уровень. Начали с малого. Ежегодно в конце декабря жены членов дипкорпуса проводят в московской гостинице «Рэдиссон-Славянская» благотворительный базар. При помощи Катрин мы смогли представить там свою лоскутную продукцию, и она пользовалась хорошим спросом. У Катрин даже возникла мысль открыть в Париже маленький магазинчик, где бы продавались вещи, созданные руками наших мастериц. Но для этого надо разнообразить ассортимент. Об этом мы сейчас думаем, хотим даже обратиться за помощью к отечественным модельерам. Возможно, они смогли бы предложить новые оригинальные идеи. Пусть пока это только проект, но если будет воля Божия и мы его реализуем, надеюсь, это поможет восстановить храм.
Правда, тогда возникнет другая проблема: кто будет в него ходить? Сейчас в этом селе осталось всего шесть бабушек, живущих в ветхих домиках. Надо, чтобы существовала община, чтобы были постоянные прихожане, а для этого нужно не только храм восстанавливать, а еще и строить новые дома. Надеюсь, что Господь управит так, что восстановление храма все же станет первым шагом к возрождению старинного волжского села, и в нем появятся новые люди, зазвучат детские голоса. Для этого нужно, чтобы те, кто сейчас уезжает в города, стремясь сделать карьеру, заработать много денег, иметь большой выбор развлечений, поняли, что есть ценности более значимые. Очень показателен в этом отношении пример Катрин, которая, соприкоснувшись с подлинной глубинной Россией, с ее простой и строгой красотой, буквально влюбилась в нее. К сожалению, мы часто не замечаем и не ценим богатство земли, на которой живем, и осознаем это только тогда, когда нам об этом говорят чужие люда. Надеюсь, что наши тоже когда-нибудь прозреют.
Беседовала Ольга Кирьянова
Расписание Богослужений
В соборе Воздвижения Креста Господня Богослужения совершаются ежедневно:
Начало Всенощного Бдения — в 17:00,
Божественной Литургии — в 8:30.
В Воскресные и праздничные дни совершается две Божественной Литургии:
Начало ранней — в 6:30
Поздней — в 8:30 утра
Таинство Покаяния (Исповедь) совершается на вечернем Богослужении, а также перед Божественной Литургией.
О совершении Таинства Святого Крещения смотрите в разделе «Желающим креститься».
Молебны, отпевания и панихиды совершаются ежедневно после Божественной Литургии.
По благословению митрополита Омского и Таврического Владимира в нашем храме еженедельно совершаются молебны:
о болящих (среда, 16:30)
о беременных женщинах (четверг, 16:30)
о страждущих недугами пьянства и наркомании (пятница, 16:30)
… Просмотрено: (18983) раз(а)
Проезд: Проехав мост через Волгу в районе г. Кинешмы свернуть налево и ехать до перекрёстка около 800 метров. На перекрёстке свернуть налево по указателю «Воздвиженье» и ехать асфальтом около 3 км.
Открыть графический файл со схемой проезда
Координаты: 57.498366, 42.018588
Фотографии: Александр Богданов (21 мая 2006 г., 20 января 2007 г., 29 марта 2015 г.), Александр Сорокин (вид с моста через Волгу, 22 августа 2013 г.).
************************************
Церковь построена на средства прихожан в 1790 г. за два, как минимум, строительных периода и имеет два придела в честь святителя Николая и преподобного Сергия Радонежского.
Церковь представляет собой бесстолпный пятиглавый храм с ярусной колокольней, двусветной квадратной в плане трапезной и гранёной апсидой алтаря. Это традиционный тип храмового комплекса, где на единой оси запад-восток расположены все составные части. Пристройки к южной и западной стенам колокольни, судя по размерам кирпича и отсутствию перевязки в кладке, поздние. Лестница на верхние ярусы колокольни находится в толще западной стены трапезной.
Здание выложено из кирпича и имеет традиционную сводчатую систему перекрытий: над холодным храмом — четырёхлотковый сомкнутый свод, в трапезной — система коробовых сводов с распалубками между столбами, над алтарём — цилиндрический свод, переходящий в гранёную конху, над первым ярусом колокольни — коробковый свод, а в пристройках перекрытия плоские.
Общая композиция церкви традиционна. К очень высокому четверику холодного храма, увенчанному ложными луковичными главами на гранёных «шеях», с востока примыкает пониженный объём гранёного алтаря, перекрытый высокой граненой (полушатровой) кровлей. К западу к храму примыкает невысокий объём трапезной и шатровая колокольня с тремя рядами «слухов» на каждой грани и широкими арками звона. Столп колокольни увенчан луковичной главой. Интересен контраст пропорций стройных угловых барабанов и спокойных пропорций в центральной главе. Взлет вертикалей церкви (четверика и колокольни), подчеркнутый низким объёмом алтаря и трапезной, особенно выразителен с глади волжских просторов.
В наружном убранстве памятника своеобразно сочетаются формы древнерусского зодчества и классицизма. Вертикальный строй композиции четверика храма подчёркнут не только очень стройными пропорциями объёма (отношение высоты четверика к ширине стены каждого фасада примерно 2:1), но и декором каждого фасада, очень стройными лопатками, а также раскрепованными над ними венчающим карнизом и двумя тягами. Четверик увенчан неполным антамблементом, карниз которого украшен сухариками, а фриз — сугубо декоративными мелкими закомарами. Широкая тяга, украшенная одним рядом сухариков и двумя рядами выпущенных углом кирпичей, опоясывает все части памятника на уровне верха стен трапезной и алтаря.
Южный и северный арочные проходы в холодный храм подчёркнуты плоскими ризолитами с треугольными фронтончиками, декорированными сухариками. Окна четверика и алтаря обрамлены наличниками с «ушами» и лучковыми сандриками, украшенными сухариками. Стены трапезной декорированы лопатками, карниз над которыми раскрепован. Наличники окон трапезной — с «ушами» и прямыми сандриками. Стены алтаря декорированы спаренными лопатками.
Высокий восьмигранный столп колокольни поставлен на низкий четверик, служащий главным входом в церковь. На гранях колокольни — традиционные плоские лопатки, пересечённые тонкими тягами в виде поребрика между двух полок. Лишь в тягу под арками звона включены сухарики, а в архитрав звона — мотив поребрика между валиками. Грани барабана глав холодного храма украшены прямоугольными впадинами.
Все помещения церкви соединены анфиладно арочными проёмами, расположенными на главной оси. Интересна особенность интерьера холодного храма — наличие на его западной стене хор, вход на которые мог быть только снаружи, что позволяет предположить, что храм и колокольня были когда-то отдельно стоящими. Свидетельством более позднего строительства трапезной (предположительно во второй половине XIX в.) могут иной размер кирпича и «суховатый» декор фасадов. Размер холодного храма — 8,36х10,47 м, алтаря: глубина — 5,76 м, ширина — 5,95 м, трапезной — 14,57х19,19 м, первого яруса колокольни — 4,31х4,37 м.
Очень высокое, трёхсветное пространство главного отделения церкви подчёркнуто низкими помещениями алтаря и трапезной. Пластичность мощных стен памятника выявлена глубокими нишами проёмов всех помещений, а также распалубками над окнами алтаря, трапезной и первого яруса колокольни.
* * *
Стенописи Крестовоздвиженской церкви исполнены в начале ХХ в. в технике масляной живописи. В 1946-1947 гг. была вновь расписана апсида, на восточной стене написана не существовавшая ранее композиция «Вознесение». Тогда же, при сооружении деревянных хор на западной стене была утрачена сцена «Страшного Суда». Состояние сохранившейся первоначальной живописи четверика и трапезной удовлетворительное.
Система росписи высокого трёхсветного четверика хорошо отвечает его общему характеру и архитектурным членениям. Распределение композиций на его северной и южной стенах совершенно аналогично: сравнительно узкие простенки верхнего яруса занимают полнофигурные изображения евангелистов; единственное окно среднего яруса фланкируется на каждой стене двумя крупными евангелическими сценами, обрамление которых в верхней части имеет полуциркульную конфигурацию; в промежутке между проёмами первого и второго ярусов на центральной оси каждой из стен помещено по одной горизонтальной композиции на евангельский сюжет. В верхней части западной стены, между окнами расположена большая, вверху полуциркульная сцена «Обретение Креста», остальную часть стены занимал «Страшный Суд».
Принцип украшения стен отдельными крупными композициями прослеживается и в трапезной. На её северной и южной стенах расположено по одной сцене — в простенках между центральными и южными окнами. Отдельные большие композиции помещены также на грани столбов. Свод трапезной декорирован тринадцатью композициями, расположенными симметрично относительно продольной оси памятника и имеющими различные размеры и конфигурацию. Состав сюжетов четверика вполне традиционен. Исключением являлось только присутствие сцены «Страшный Суд», весьма редкий для стенописи этого периода. Сцены, расположенные на сводах трапезной, иллюстрируют основные моменты земной жизни Христа после начала проповеди, а также его явления после воскрешения. Два сюжета — «Успение» и «Покров» — посвящены Богоматери, а сцены, написанные на стенах трапезной и обращённых к ним гранях — Сергию Радонежскому (в северной части) и святителю Николаю (в южной).
В стилистическом отношении росписи четверика и трапезной достаточно близки и могут быть объединены в рамках т.н. «позднеакадемического» стиля. Общим для всей росписи является тёплый, с преобладанием оттенков красно-коричневого и коричневого колорит, пастозная, близкая к станковой технике фактура поверхности. Композиционные решения стен четверика достаточно традиционны, в трапезной же можно наблюдать уверенное и вполне грамотное воспроизведение образцов станковой живописи круга Поленова («Христос и самарянка», «Притча о милосердном самарянине»), Семирадского («Проповедь с лодки»), Нестерова («Явление Богоматери преп. Сергию»), Ап. Васнецова («Создание храма св. Троицы в Сергиевой лавре»). В последнем случае мы сталкиваемся с редким примером использования в качестве протооригинала произведения чисто исторического по жанру.
В трапезной сохранился первоначальный орнамент, написанный в неярких, но чисто голубых, зеленых, жёлтых, терракотовых тонах и хорошо выделяющийся на розовом фоне стен и сводов.
В центральный иконостас, сооружённый в конце 1940-х гг., включены части старого иконостаса: деревянные каннелированные колонны, перевитые резными гирляндами. В те же годы смонтированы и небольшие придельные иконостасы. Входящие в состав всех иконостасов иконы — поздние (конец XIX — начало ХХ вв.), в основном, приносные. В северном, Сергиевском приделе находится деревянная скульптура «Христос в темнице» XIX в.
* * *
Церковь как памятник культовой архитектуры была выявлена и поставлена на гос. учёт в 1944 г., а с 1974 г. она на гос. охране республиканского (федерального) значения.
Церковь была закрыта в 1940 г. и продана местному колхозу под склад за 28.000 рублей. Однако склад здесь просуществовал всего до 1946 г., до возвращения храма вновь созданной общине верующих, поэтому памятник сохранился практически ненарушенным. Пострадала лишь утварь, да частью были растащены иконы.
Со времени возобновления здесь службы церковь регулярно ремонтируется на средства общины.
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Яковлевском
Православные храмы в Заволжском районе
3-я Яковлевская ул., 9, Ярославль
- Телефон
- +7 (4852) 24-10-17
- Часы работы
- ежедневно, 07:30–19:00
- Сайт
Церковь Спиридона Тримифунтского
Православные храмы в Заволжском
Клубная ул., 42А, Ярославль
- Телефон
- +7 (961) 974-81-24
- Часы работы
- пн-пт 11:00–16:00; сб 10:00–19:00; вс 08:00–16:00
Церковь Зосимы и Савватия в Тверицах
Православные храмы в районе Заволжский
просп. Авиаторов, 1, Ярославль
- Телефон
- +7 (4852) 75-91-76
- Часы работы
- пн-пт 08:30–17:00; сб 08:30–19:00; вс 08:30–17:00
- Сайт
Церковь Софии Премудрости Божией в Савине
Православные храмы в Заволжском районе
Тверицкая наб., 77, Ярославль
- Телефон
- +7 (903) 691-68-07
- Сайт
Часовня на могиле убиенных иноков в Толгском монастыре
Православные храмы в Заволжском
9, посёлок Толга, Ярославль
- Сайт
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Толгском монастыре
Православные храмы в районе Заволжский
10, посёлок Толга, Ярославль
Церковь Иконы Божией Матери Тихвинская за Волгой
Православные храмы в Заволжском районе
Россия, Ярославль, посёлок Першино
Церковь Воздвижения Честного Креста Господня в Воздвиженском
Православные храмы в Заволжском
Воздвиженская ул., 11, посёлок Воздвиженье, Ярославль
Церковь Троицы Живоначальной в Смоленском
Православные храмы в районе Заволжский
1-я Смоленская ул., 11, посёлок Смоленское, Ярославль
Собор Введения во храм Пресвятой Богородицы в Толгском монастыре
Православные храмы в Заволжском районе
3, посёлок Толга, Ярославль
Церковь Воздвижения Честного Креста Господня в Толгском монастыре
Православные храмы в Заволжском
Ярославль, Толга пос.
Церковь иконы Божией Матери Умягчение Злых Сердец в ИК-8
Православные храмы в районе Заволжский
Россия, Ярославль, Заволжский район
Святые ворота с церковью Николая Чудотворца
5, посёлок Толга, Ярославль
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери за Волгой
Столярная ул., 18, посёлок Першино, Ярославль
Церковь Иоанна Кронштадтского в ИК-1
Ярославль, Заволжский район
Часовня Иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость на Тверицком кладбище
Россия, Ярославль, Тверицкое кладбище
Часовня Всех Святых
Клубная ул., 8А, Ярославль
Часовня Трифона, епископа Ростовского, в Толгском монастыре
5, посёлок Толга, Ярославль
Крестовоздвиженская церковь
Адрес:
Упоминания о Крестовоздвиженской церкви относятся к началу XVII столетия. Сначала это была деревянная церковь, выполненная в русском стиле северного деревянного зодчества.
В 1790 году в селе Воздвиженском выстроили каменный храм с такой же колокольнею и оградою. Престолы: в память празднования Воздвижения Животворящего Креста в Иерусалиме и в честь святителя Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского. Причта по штату полагалось: священник, диакон, дьячок и пономарь, сверх штата в клире: 2 священника, диакон, дьячок и 2 пономаря. Из казны штатному причту поступало жалование в размере 258 рублей в год. При церкви имелось 42 десятины 662 кв. сажен земельных угодий. План и межевая книга хранились в храме. В 38-ми приходских селениях на пространстве 7 верст от церкви было 286 крестьянских дворов, в которых проживало в 60- е гг. XIX в. 1147 мужчин и 1469 женщин. При церкви имелась каменная келья.
По архитектуре церковь представляет высокий бесстолпный четверик, завершенный поясом мелких закомар и декоративным пятиглавием, обширной двустолпной трапезной связанный со столпообразной шатровой колокольней.. Закрыта в кон. 1930-х.
В церкви находятся мощи Блаженного Николеньки.
В 1946 возвращена верующим.
Возврат к списку