Хатынь мемориальный комплекс официальный сайт время работы

Государственный мемориальный комплекс «Хатынь» расположен на территории Логойского района в живописной холмистой местности.

На 54 километре шоссе Минск — Витебск (М 3) установлен указатель «Хатынь».

Проехав 5 километров, вы окажетесь на территории Государственного мемориального комплекса «Хатынь».


Трансфер в Государственный мемориальный комплекс «Хатынь»

Если у вас нет автомобиля вы можете воспользоваться услугой трансфера. Компания «Minsk Airport Transfer» оказывает услуги трансфера в Государственный мемориальный комплекс «Хатынь» Из Национального аэропорта «Минск» и города Минска. Заказать трансфер вы можете онлайн на сайте www.minskairporttransfer.com


Экскурсионное обслуживание осуществляется по предварительной записи с 10.30 до 15.00 ежедневно, кроме понедельника. Экскурсии проводятся на РУССКОМ, БЕЛОРУССКОМ и АНГЛИЙСКОМ языках. Забронировать экскурсию и получить дополнительную информацию о ее стоимости можно позвонив по телефонам: +375 (1774) 5-57-87 (ГМК «Хатынь»), +375 (1776) 5-03-10 (МК «Курган Славы»)


Выходной — понедельник.

Мемориальный комплекс «Хатынь» – это место культурно-исторического наследия с печальной историей. Она связана со Второй Мировой войной, когда немецкие войска заживо сожгли здесь целую деревню. Сейчас тут никто не живёт. Населённый пункт не был восстановлен, а был организован символ трагедии в виде ряда памятников и братских могил.

Расположение

Логойский район по дороге из Минска в Витебск

Время работы

понедельник – выходной, со вторника по воскресенье 10:30-16:00

Хатынь - Курган Славы

Автобусно-пешеходная

Мемориал жертвам Хатыни и других белорусских сёл, уничтоженных фашистскими захватчиками.

Подробнее

Автобусная экскурсия в Ме­мо­ри­аль­ный ком­плекс «Хатынь»

Автобусно-пешеходная

Автобусная экскурсия в Ме­мо­ри­аль­ный ком­плекс «Хатынь»

Мемориал жертвам Хатыни и других белорусских сёл, уничтоженных фашистскими захватчиками.

Подробнее

Хатынь — память о трагедии белорусского народа

Автомобильно-пешеходная

Хатынь — память о трагедии белорусского народа

Экскурсия в Хатынь — трагично известную деревню, сожженную фашистами дотла вместе со всеми жителями.

Подробнее

Хатынь — памятник жертвам фашизма

Автомобильно-пешеходная

Хатынь — памятник жертвам фашизма

Гид по одному из самых знаковых памятников Великой Отечественной войны.

Подробнее

Укажите адрес электронной почты или номер телефона, который использовался при регистрации, и мы отправим на него ссылку для восстановления пароля.

Когда-то давно земли нашей родины стали ужасающим полем боя в противостоянии с немецкими захватчиками. Сейчас же её территория – настоящий музей памяти. Каждый уголок хранит отголоски Великой войны и память о погибших героях.

Хатынь

Одним из таких мест в Беларуси является Хатынь – трагическое напоминание об ужасах прошлого. В годы Великой Отечественной войны это была всего лишь одна из многочисленных деревень, куда вторглись фашистские солдаты. В наши дни на её руинах был образован мемориальный комплекс «Хатынь», который рассказывает о печальной судьбе жителей деревни.

История трагедии

Повествование о роковой судьбе Хатыни начинается в 1943 году. Одним мартовским днём белорусские партизаны из отряда «Дяди Васи» решили остановиться на ночлег в лесах на окраине деревни Хатынь. На утро они отправились в путь, когда на встречу им выехал автомобиль немецких оккупантов. Гитлеровцы следовали к месту поломки линии связи и не подозревали о притаившихся в лесу солдатах. Тогда-то партизаны и открыли огонь по врагу.

В ходе перестрелки погибли несколько фашистов, а также капитан подразделения полиции Ганс Вёльке. На оккупированных территориях полицейские отряды под его командованием формировались в основном из военнопленных и местных жителей, которые добровольно решили служить немецким захватчикам. Среди белорусов за ними укрепилось известное всем название «полицаи».

История Хатыни: Ганс Вёльке

Партизаны скрылись в лесу, а выжившие в сражении гитлеровцы вызвали подкрепление. Они крайне обозлились гибелью капитана Вёльке, который не только был чемпионом Олимпийских игр в метании ядра, но и личным знакомым Гитлера. Когда подоспевшие на помощь каратели прочёсывали местность в поисках стрелков, они по ошибке расстреляли 26 человек из близлежащей деревни Козыри, которые всего лишь собирали в лесу дрова. По свежим следам немцы и вышли на скрывшуюся за деревьями Хатынь. Она была объявлена главным штабом партизанского движения и окружена батальоном «Диверлингер», где служили свирепые головорезы. Его отряды участвовали в многочисленных кровопролитных операциях. На их счету убийство по меньшей мере 120 тысяч мирных жителей Беларуси.

Всё мирное население деревни обвинили в пособничестве диверсантам. Возможно, всё разрешилось бы иначе, если бы положение не усугубила смерть капитана Ганса Вёльке, который был высокопоставленным офицером и глубоко ценился в верхах. Когда весть о его гибели дошла до главного немецкого штаба, будущее деревни и её народа было предрешено.

Приказ о ликвидации поступил от майора полиции Эриха Кёрнера. Отряд карателей, по большей части, состоял из советских солдат и военнопленных, переметнувшихся на сторону гитлеровцев, чтобы спасти свою судьбу. И вершить судьбы своих земляков. Действовали они под командованием бывшего советского офицера Красной Армии Григория Васюры.

Полицаи согнали всех жителей деревни в сарай, заперли ворота и подожгли. Первой принялась пылать соломенная крыша сарая, затем огонь распространялся и дальше. Испуганные люди пытались выбраться из горящей ловушки, но отряды карателей безжалостно расстреливали всех, кому удавалось сбежать. В сарае заживо сгорели 149 человек, 75 из которых были детьми.

История трагедии Хатыни

Выжить удалось лишь немногим. В их числе были две девушки Юлия Климович и Мария Фёдорович, которые чудом выбрались из огня и доползли до соседней деревни. Однако от этого их участь кажется ещё печальнее, ведь и эту деревню позже спалили эсэсовцы.

Благодаря прикрывшим телам матерей также уцелели пятеро детей – Володя Яскевич, Соня, Саша и Виктор Желобковичи, а также двенадцатилетний Антон Барановский, который был ранен в ногу случайной пулей. Дети пролежали под трупами, дождавшись пока фашисты не уйдут. Спасли и выходили малышей жители других деревень, после чего они воспитывались в детском доме.

Единственный мужчина, который выжил в пылающем сарае, — кузнец Иосиф Каминский. Во время пожара он потерял сознание и пришёл в себя только глубокой ночью, когда отряды эсэсовцев уже покинули деревню. Он был сильно изранен и получил множество ожогов, но они были незначительны по сравнению с душевной утратой. Ведь среди погибших соседей и знакомых он увидел своего сына Адама, который был смертельно ранен от языков пламени и пули в живот. Он так и скончался на руках у отца. Трагедия кузнеца и его сына послужила прообразом для знаменитого памятника в центре мемориального комплекса.

История трагедии Хатыни: Иосиф Каминский

Возмездие над теми, кто сжёг Хатынь, настигло их, пусть и в разные периоды времени. Некоторые были уничтожены отрядами партизан, другие пытались скрываться, но всё же были обнаружены и поплатились за свершённые убийства земляков в Хатыни. Некоторые не только пережили войну, но и получили звания ветеранов Великой Отечественной, участвовали в жизни городов и деревень, ходили на парады и даже вознаграждались медалями. Однако следственные органы выявили практически всех карателей, предали суду и расстреляли за преступление против человечества и собственной родины. Единицам же удалось сбежать за границу и скрыться от советских спецслужб под личностями других людей.

Григорий Васюра, который командовал отрядом душегубов и был одним из тех, кто спалил Хатынь, лично убил более 350 белорусов: мужчин, женщин, детей. Военный трибунал признал его виновным и приговорил к казни через расстрел.

История трагедии Хатыни: Григорий Васюра

Мемориальный комплекс «Хатынь»

В 1969 году на «руинах» Хатыни был основан мемориальный комплекс, ставший мрачным символом всех сожжённых деревень Беларуси. Это не только воздаяние скорби, но также стойкости, мужества и силы белорусского народа.

К комплексу ведёт пятикилометровая дорога, окружённая лесами. Мраморные монолиты словно отсчитывают каждый её километр. Сам архитектурно-исторический ансамбль расположился на площади в 50 га.

В самом центре возвышается памятник «Непокорённому человеку», изображающий выжившего старика со своим погибшим сыном на руках. Стоит он в окружении гранитных плит, символично воссоздающих крышу пылающего сарая. Тут же братская могила из белого мрамора, на которой высечены слова – своего рода обращение к тем, кто погиб.

История трагедии Хатыни: кто сжёг Хатынь

К памятнику ведёт бывшая улица деревни – ныне широкая аллея с железобетонными плитами. 26 пепельных фундаментов представляют собой дома жителей, над каждым высится печная труба, а также таблички с именами тех, кто здесь когда-то жил. Каждый дом Хатыни венчается колоколом, звенящим каждые 30 секунд вместе с соседскими. Перед каждым из домов установлена калитка, как знак гостеприимства.

Колокола Хатыни

185 могил символизируют 185 сожжённых фашистами деревень Беларуси. Каждая деревня выполнена в виде пепелища с очагом пламени в самом центре и с урной, в которой хранится земля, привезённая из каждой деревни. Каждая могила «Кладбища деревень» имеет название и район месторасположения деревни.

История Хатыни: кто спалил Хатынь

Также одним из ключевых элементов мемориального комплекса «Хатынь» являются «древа жизни», на которых в алфавитном порядке расположились 433 названия деревень Беларуси, которые были уничтожены в ходе Великой Отечественной войны, но позже восстановлены.

Мемориальный комплекс "Хатынь"

«Стена памяти» — мемориал из гранитных плит, хранящих сведения о 260 лагерях смерти и местах геноцида белорусского народа.

Хатынь в Беларуси

В память о каждом четвёртом погибшем жителе Беларуси установлен постамент из трёх берёз, а вместо четвёртой горит «Вечный огонь».

Комплекс "Хатынь"

В 2004 году в музее была проведена реконструкция.

Время работы и цены мемориального комплекса «Хатынь»

Музейный комплекс готов рассказать об истории Хатыни каждому желающему. Вход на территорию комплекса открыт с 10:30 до 16:00. Выходной день – понедельник.

Проведение экскурсий завершается в 15:00.

Стоимость входного билета составляет:

  • Взрослые – 2 руб
  • Студенты, школьники – 1 руб

Также можно заказать экскурсию в мемориальный комплекс «Хатынь». Цены за экскурсию:

  • Взрослые – 8 руб (группа до 20 человек), 16 руб (группа от 20 человек)
  • Студенты, школьники – 5 руб (группа до 20 человек), 10 руб (группа от 20 человек)

Иностранные туристы, желающие посетить музейный комплекс, могут остановиться в одной из гостиниц или же снять квартиру в Минске. Из столицы в Хатынь постоянно выезжают экскурсии, во время которых гид расскажет о всех деталях трагедии и интересных фактах войны.

Где находится мемориальный комплекс «Хатынь»

На карте Беларуси музей располагается на территории Логойского района Минской области. Прямого автобуса из Минска нет. Однако, если вы добираетесь своим ходом, то от автовокзала Минска можно доехать до посёлка Плещеницы и выйти у поворота на Хатынь. Дальше можно пройти пешком или поймать попутную машину, так как идти придётся 5 км. Или же можно добраться до Логойска и остальной путь проехать на такси (около 20 км).

Где находится Хатынь

Легче всего добираться до комплекса на собственном автомобиле. Расстояние от Минска до Хатыни на машине составляет 238 км. Следовать необходимо по трассе М3 в сторону Витебска. Поворот на комплекс обозначает специальный указатель из бетонных блоков.

Хатынь (фото)

Хатынь в Республике БеларусьКомплекс "Хатынь" в БеларусиМемориальный комплекс "Хатынь" в БеларусиМемориал "Хатынь"Расстояние от Минска до ХатыниФото Хатыни

Каждый белорус должен хотя бы отдалённо знать историю своей родины. Рассказы и воспоминания жертв войны не должны кануть в лету. Именно с этой целью и появляются подобные мемориальные ансамбли.

Если вы ещё не посещали музей, то сделать это стоит хотя бы для того, чтобы собственными глазами увидеть мемориальные плиты, памятники и символы нелёгкого пути белорусского народа, прочувствовать атмосферу и услышать колокола Хатыни, поющие свою печальную песню.

В огненном аду выжило всего трое. Двое детей, 7-летний Витя Желобкович и 12-летний Антон Барановский, и единственный взрослый — 56-летний кузнец Иосиф Каминский. Еще троим ребятам удалось спрятаться и избежать сарая, куда согнали всех остальных жителей деревни. В той трагедии погибло 149 человек, из них 75 не было еще и 16 лет. Хатынь, уничтоженная в марте 1943 года, стала именем нарицательным, символом страданий ни в чем не повинных мирных жителей, жертв бесчеловечной расправы нацистов и их пособников. Эта черная страница в истории Беларуси была написана ровно 80 лет назад.

Свидетели обвиняют

Хатынь окружили ранним вечером 22 марта 1943 года. После примерно часового боя с партизанами жителей деревни стали методично выгонять из своих домов и собирать в одном из сараев. «Из сарая, когда открывали и загоняли людей, было видно, что многие дома уже горели. Я понял, что нас будут расстреливать, и сказал находившимся вместе со мной в сарае: „Молитесь богу, потому что здесь умрут все“», — вспоминал в начале 1960-х Иосиф Каминский. Здание облили бензином и подожгли. Тех, кто пытался выбежать наружу, каратели безжалостно расстреливали.

«Стрельбы почти не было слышно из-за сильного крика, воя людей. <…> Еще живые люди метались в общей толпе словно волны, лилась кровь из раненых и убитых. Обвалилась горевшая крыша, страшный, дикий вой людей еще усилился. Под ней горевшие живьем люди так вопили и ворочались, что эта крыша прямо кружилась». Страшные, леденящие свидетельства Каминского и ставших уже взрослыми детей, которым чудом удалось уцелеть, затем легли в основу обвинения на судах над теми из совершивших это ужасающее преступление, кого удалось привлечь к ответственности. Вечным же символом трагедии стала скульптура «Непокоренный человек», прототипом которой стал в одночасье потерявший всю свою семью кузнец, держащий на руках тело убитого сына.

Месть

В течение 1942 года на оккупированной немцами территории Беларуси развернулось активное партизанское движение. Сотни отрядов, насчитывающих десятки тысяч человек, смогли создать настоящие партизанские края, где существовали прежние органы власти, действовали аэродромы, типографии, порой даже восстанавливалась работа экономики. Нацисты проводили регулярные карательные операции в попытке ликвидировать движение сопротивления, и эти акции с каждым месяцем становились все более жестокими. Зачастую разочарование от своих неудач в разгроме партизанских соединений оккупанты вымещали на мирном населении.

В ночь с 21 на 22 марта 1943 года между Логойском и Плещеницами была повреждена немецкая линия связи. На ликвидацию последствий диверсии из Плещениц выехало два взвода 1-й роты 118-го полицейского охранного батальона. Возглавлял операцию командир 1-й роты, гауптман (капитан) Ханс Вёльке. По другим данным, Вёльке в сопровождении нескольких машин ехал на минский аэродром, чтобы вылететь в отпуск. Как бы то ни было, его автомобиль попал в засаду, и в результате перестрелки Вёльке был убит. Он был олимпийским чемпионом 1936 года по толканию ядра, личным знакомым Гитлера, и, возможно, поэтому случившееся рядом с деревней Козыри и в 5 км от Хатыни вызвало у оккупантов столь яростную реакцию.

Палачи

Первыми жертвами мести стали работавшие неподалеку от места диверсии женщины, согнанные старостой деревни Козыри на лесозаготовки. Двадцать шесть из них были расстреляны. Затем подразделения 118-го полицейского охранного батальона (шуцманшафта) и прибывшей из Логойска зондеркоманды СС Оскара Дирлевангера отправились в сторону Хатыни, куда, по их сведениям, ушли партизаны, устроившие засаду на машину Ханса Вёльке.

Исполнителями чудовищного преступления (и это подтверждено ими самими, а не только выжившими свидетелями трагедии) стали коллаборанты из 118-го батальона шуфманшафта, хотя приказ о расправе, судя по всему, отдавался немцами. Это было одно из подразделений вспомогательной охранной полиции, которые формировались нацистами на оккупированной территории из числа преимущественно добровольцев и советских военнопленных. Сначала такие части предназначались, как следует из названия, для несения охранных функций, однако по мере расширения вооруженного сопротивления стали переориентироваться на проведение карательных акций против партизан и мирного населения. Упомянутый 118-й батальон был создан летом 1942 года в Киеве, и большинство полицейских в нем составляли этнические украинцы, хотя в списке участников расправы были и немецкие, и русские, и даже армянские фамилии. В батальоне Дирлевангера, изначально сформированном из бывших заключенных немецких тюрем и концлагерей, также были коллаборантские подразделения.

Возмездие

После сожжения Хатыни и 118-й батальон шуцманшафта, и батальон Дирлевангера продолжили участвовать в карательных операциях на территории Беларуси. Только головорезы Оскара Дирлевангера причастны к гибели по меньшей мере 120 тыс. человек. Впоследствии они ретировались на территорию Германии, где бóльшая часть личного состава была уничтожена в боях. Но и далеко не всем оставшимся в живых удалось уйти от заслуженного наказания. Уже в январе 1946 года на процессе в Минске к расстрелу были приговорены 18 эсэсовцев, в том числе те, кто служил в батальоне Дирлевангера. Похожий суд состоялся и в 1961 году. Сложнее всего оказалось привлечь к ответственности главарей 118-го батальона шуцманшафта, непосредственно руководивших расправой над Хатынью.

Василий Мелешко, бывший военнослужащий РККА, попавший в 1941 году в плен и ставший в итоге командиром взвода в 118-м батальоне, сначала отсидел шесть лет (1949—55) за коллаборационизм. Его роль в массовых убийствах, в том числе и хатынцев, стала известна лишь в первой половине 1970-х годов. К тому времени Мелешко уже был главным агрономом колхоза в Ростовской области, его фотография попала в газеты, и он был опознан. В закрытом процессе, проходившем в Минске, принимали участие и бывшие жители Хатыни.

Бывшего советского старшего лейтенанта Григория Васюру, начальника штаба 118-го батальона, коллаборанта, славившегося своей жестокостью даже среди подчиненных и непосредственно руководившего уничтожением Хатыни, сумели обнаружить лишь в 1986 году, когда тот жил под Киевом, работал завхозом одного из сельскохозяйственных предприятий и даже играл роль ветерана-фронтовика. Васюру также судили (а потом и расстреляли) в Минске, и в его случае именно Хатынь стала главным пунктом обвинения.

Память

К моменту суда над Васюрой Хатынь уже была одним из широко известных символов военных преступлений во время Великой Отечественной войны. Однако достоянием широкой общественности страшная судьба белорусской деревни стала далеко не сразу. Лишь в середине 1960-х годов руководство республики и лично Петр Машеров приняли решение о создании на месте, где стояла Хатынь, мемориала, который увековечил бы не только весеннюю трагедию 1943 года между Логойском и Плещеницами, но и память всех наших деревень, уничтоженных нацистами и их пособниками.

Создание мемориального комплекса шло непросто, порой преодолевая (в том числе с непосредственной помощью Машерова) бюрократические сложности, но получившийся результат по силе своего эмоционального воздействия вошел в историю всей белорусской архитектуры и монументального искусства. В 1970 году его авторы, архитекторы Юрий Градов, Валентин Занкович, Леонид Левин и скульптор Сергей Селиханов, получили Ленинскую премию, высшую творческую награду Советского Союза.

За прошедший год мемориал был реконструирован. Сегодня, в день 80-летней годовщины трагедии, в день памяти Хатыни, на территории комплекса состоится открытие нового музея и пройдет митинг-реквием.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

В день 80-й годовщины трагедии деревни Хатынь 22 марта в мемориальный комплекс будет организован маршрут автобуса Минск — мемориальный комплекс «Хатынь». 

16-03-2021 Минская обл., Логойский р-н. Государственноe учреждение «Государственный мемориальный комплекс Хатынь». Память, памятник, сожженная деревня. Фото Сергея Мицевича.

Автобусы, следующие до мемориального комплекса «Хатынь», будут отправляться от станции метро «Восток» и следовать по Логойскому тракту с остановочным пунктом «Карбышева» и «Агрогородок Лесной». По этому же маршруту автобусы будут следовать обратно.

На начальной точке маршрута стоимость проезда составит 6 рублей, далее она будет снижаться согласно расстоянию. Первый автобус по маршруту Минск — мемориальный комплекс «Хатынь» со станции метро «Восток» отправится в 12.30, последний — в 17.30.

С расписанием автобусов и схемой движения можно ознакомиться на сайте «Миноблпассажиртранса».

Мемориальный комплекс «Хатынь»

Директор: Зельский Артур Гарриевич

223110, Логойский р-н, Минская обл.
8 017 74 5-57-87

Время работы (для посетителей): 

вт.-вс.: 10.30 — 16.00.

пн.: выходной

В память сотен белорусских деревень, уничтоженных нацистами в годы Великой Отечественной войны и огромного вклада белорусского народа, принесшего неисчислимые жертвы во имя победы, в январе 1966 г. ЦК КПБ принял решение о создании в Логойском районе мемориального комплекса «Хатынь».

В марте 1967 г. был объявлен конкурс на создание проекта мемориала.
В конкурсе победил коллектив архитекторов: Ю.Градов, В.Занкович, Л.Левин, скульптор, народный художник БССР С.Селиханов.

Строить мемориал помогала вся страна. Гранит был привезен с карьеров Украины, белый мрамор из России.
Первая очередь была завершена в конце 1968 года. 
Торжественное открытие мемориального комплекса «Хатынь» состоялось 5 июля 1969 г.

Торжественно-траурная церемония открытия началась в Минске. На площади Победы собрались представители всех районов столицы, ветераны Великой Отечественной войны, делегации из России, Украины, Грузии, Молдавии и других республик, делегации городов-побратимов, иностранные гости. От Вечного огня был зажжен факел и поднесен к чаше, установленной на бронетранспортере, который в сопровождении почетного экскорта направился в Хатынь.

На многотысячном митинге в Хатыни, посвященном открытию мемориального комплекса, выступили свидетели хатынской трагедии И.И.Каминский и А.П.Желобкович. 

Мемориальный комплекс «Хатынь» как символ вечной памяти о сожженных белорусских деревнях

Здесь должен побывать каждый белорус. И даже одного раза достаточно, чтобы навсегда получить прививку памяти. Настолько мощное впечатление производит увиденное. Хатынь. Деревня, которой нет ни на одной карте, но ее название, ставшее символом бесконечной скорби белорусского народа, известно всем. Здесь жизнь людей превратилась в невесомый пепел. Семьи Желобковичей, Барановских, Новицких, Каминских, Яскевичей, Иотка, Мирановичей… 149 мирных жителей. Они так и не узнали, что через год с небольшим фашистские звери были с позором изгнаны с нашей земли.

Накануне 80‑летия скорбной даты Национальный архив издал сборник документов и материалов «Хатынская трагедия». Под одной обложкой собраны уникальные свидетельства: документы партизан, нацистских палачей, Чрезвычайной госкомиссии СССР, воспоминания свидетелей. 195 документальных источников, 105 из которых хранятся в Национальном архиве. Особое место занимают документы, рассказывающие о сооружении мемориального комплекса. Идею его создания предложил ветеран Великой Отечественной войны, видный партийный деятель, Герой Соцтруда Кирилл Мазуров. Когда искали место для будущего мемориала,  трагическую историю деревни рассказал пастух. В начале 1966‑го было принято решение об установлении мемориальных знаков. И уже летом того же года провели конкурс на разработку проекта памятника и музея в Хатыни. Его выиграли молодые архитекторы Юрий Градов, Валентин Занкович, Леонид Левин. Обо всем этом рассказывается в сборнике документов. Мы полистали его сразу, как только издание вышло в свет…

Хатынь — это памятник-документ. Точнее и не скажешь. Открытие мемориала состоялось в дни празднования 25‑летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков — 5 июля 1969 года. За «необычное оригинальное решение темы, …исключительно сильное эмоциональное воздействие, достигнутое гармоничным единством с природой, музыкальным оформлением, совершенством архитектоники и пластики, выполненной с большим вкусом и мастерством» коллектив авторов мемориала был выдвинут на соискание всесоюзной Ленинской премии. Ее вручили в июне 1970 года в Свердловском зале Московского Кремля. И это стало триумфом белорусской архитектуры, который никто не превзошел.

И. Каминский у памятника
«Скорбящая мать»,
установленного в Хатыни в 1964 г.

Из воспоминаний выжившего в пожаре Иосифа Каминского:

«…Стоявший у дверей сарая каратель, по национальности украинец, …вооруженный автоматом, ответил: «…Мы вас сейчас спалим».

…Обвалилась горевшая крыша, страшный, дикий вой людей еще усилился. Под ней горевшие живьем люди так метались и ворочались, что эта крыша прямо-таки кружилась. …Мне удалось выбраться и доползти до дверей. Тут же упомянутый каратель, стоявший у дверей сарая, из автомата выстрелил по мне».

Не заглушить голос памяти. Не похоронить чувства тоски и скорби. Когда оказываешься на хатынской земле, воспоминания оживают, воскресают с новой чудовищной силой. События марта 1943 года воплотились в мемориале с абсолютной точностью.

Апрель 1966 года. Начало

Минский облисполком просит выделить для строительства музея-памятника в деревне Хатынь 450 тысяч рублей и включить объект в план работ Министерства строительства БССР.

Параллельно идет обсуждение по проектам мемориального музея-памятника, представленным на конкурс. Архитекторы Вальмен Аладов и Георгий Сысоев делают заключение: представленный Градовым, Занковичем и Левиным проект «средствами архитектурно-пластических форм, введением надписей, скульптуры создает такое состояние, которое не может оставить равнодушным каждого. …Эмоцио­нальную направленность, трагичность, глубокое переживание несет в себе общий замысел. И это, безусловно, большая заслуга авторов проекта». Однако есть серьезные замечания по генплану и в целом системе построения.

По проекту архитектора Потапова эксперты категоричны: «Увековечение места, где были сожжены, расстреляны и погребены жители деревни, не нашло в проекте своего окончательного решения».

В проекте Беляева, Глинки, Демидова «видна печать штампа, виденных уже, устоявшихся образов». «Думается, что такое место должно быть решено от начала до конца на глубоком эмоциональном напряжении средствами большого искусства, заставить уходить отсюда с вечной памятью, а уйдя, не путать это полное драматизма событие ни с чем другим», — заключают архитекторы-эксперты.

Эскизы элементов мемориального комплекса «Хатынь». Из личного архива Л. Левина.

1967 — 1968 годы. Рабочие моменты

Проектная документация готова, начато строительство дороги. Однако ассигнования из резервного фонда Совмина БССР не выделены. Минсельстрой просит срочно открыть финансирование работ.

Архитекторы Градов, Занкович, Левин пишут письмо первому секретарю ЦК КПБ Петру Машерову: «Существуют различные противоречивые мнения, в частности по вопросу размещения музея в деревне Хатынь. Ваши личные мнения и замечания по этим вопросам доходят до нас через третьи лица. В связи с этим ряд вопросов хотелось бы решить с вами в личной беседе в удобное для вас время».

К руководителю Компартии Белоруссии обращается и трест «Монтажспецстрой». Положение, которое создалось на строительстве комплекса, вызывает тревогу за своевременность его окончания… Причин сразу несколько: есть вопросы к заказчику по проектно-сметной документации. Основные стройматериалы отсутствуют: нет гранита, мрамора, их поставка идет крайне медленно… К тому же худсовет Минкульта еще не утвердил вариант скульптуры старика с сыном, выполненной вчерне.

1969 год. Открытие

Дело между тем движется. Не остались незамеченными и первые успехи. В январе 1969 года авторов проекта и строителей отмечают почетными грамотами и грамотами Президиума Верховного Совета БССР. А в мае отдел культуры ЦК КПБ вносит предложение об увековечении в мемориальном комплексе других деревень, сожженных гитлеровцами вместе с жителями. Также предлагается в нишах увековечить память людей, уничтоженных в наиболее крупных концлагерях.

Закладка земли из сожженных деревень в траурные урны на символическом «Кладбище деревень» в мемориальном комплексе «Хатынь». 30 июня 1969 г.

Июнь 1969‑го, до открытия несколько недель. Приказ Минкульта БССР: организовать в мемориальном комплексе бесперебойное обслуживание экскурсий. Разработать маршруты и прохождение отдельных посетителей по комплексу, обозначив их условными знаками.

Конец июня, 1969‑й. Госкомиссия принимает важный объект в эксплуатацию. А уже 1 июля в «Советской Белоруссии» выходит репортаж «Хатынский набат» о закладке в урны земли из 136 деревень, полностью уничтоженных оккупантами и невозрожденных.

6 июня в статье «СБ» «Хатынь никогда не повторится» читаем: «Теперь на месте лесной деревушки Хатынь в 26 хат стоят 26 печальных обелисков. Черные квадраты фундаментов, черные трубы с именами погибших. Колокола печальным звоном напоминают людям о великой трагедии».

Комплекс торжественно открыт!

Торжественное открытие мемориального комплекса «Хатынь» состоялось 5 июля 1969 г. 

Из речи Александра Желобковича на открытии, хатынца, избежавшего страшной участи, но похоронившего в огне родителей, близких:

«Я — военный, офицер Советской армии. …Нельзя забывать, что империалисты мечтают развязать новую войну. Еще не утихли боль и скорбь, а фашизм снова поднимает голову. Будущие убийцы вновь маршируют по улицам городов Западной Германии, США и других западноевропейских стран. Ведь именно на фашистских наемных убийц империализм делал свою ставку, когда привел Гитлера к власти. На них он рассчитывает и сейчас, возрождая фашизм».

Как актуальны эти слова и сегодня!

В конце 1969 года появились первые документы об устранении недоделок и строительстве новых объектов в мемориальном комплексе. Одна из задач — возвести здание музея, где разместить экспозицию на тему зверств оккупантов на территории Белоруссии.

Подсчитаны и суммы затрат по уже выполненным объектам — почти 1394 тысячи рублей. Общая стоимость с учетом проектируемых дополнительных работ — 2060 тысяч рублей.

Одновременно на заседании коллегии Минкульта БССР решено выдвинуть авторский коллектив на соискание Ленинской премии 1970 года — ведь за короткое время мемориальный комплекс «Хатынь» получил всенародное признание, став большим культурным и политическим явлением в жизни советского народа.

В письме Минкульта БССР в комитет по Ленинским и Государственным премиям в области литературы, искусства и архитектуры при Совмине СССР отмечалось: «Комплекс явился не только в Белоруссии, но и в Советском Союзе первым сооружением такого рода и получил высокую оценку как официальных органов, так и народа». А сама идея памятника и ее архитектурно-художественное воплощение «служат отныне темой творчества многих писателей и поэтов».

Когда обсуждение работ соискателей вошло в широкий охват, министр культуры СССР Екатерина Фурцева отметила, что Белоруссия проявляет ненужную скромность, недостаточно использует средства массовой информации, с тем чтобы более широко представить на суд общественности мемориальный комплекс.

Обсуждение же в комитете по Ленинским и Госпремиям СССР в Москве было бурным и противоречивым… Не все поддержали кандидатов от Белоруссии. Заседания шли одно за другим. И все же убеждение в том, что в мемориале «Хатынь» ставилась совершенно новая задача: впервые устроено кладбище не людей, а целых деревень, и это производит очень сильное впечатление, — перевесило.

Несколько комиссий из Москвы приезжали в «Хатынь», изучали и оценивали. Им был показан фильм о трагедии. В итоге в тайном голосовании приняло участие 38 членов комитета. За кандидатуру от БССР было подано 36 голосов!

Градов и Левин, а также скульптор Селиханов пишут Машерову благодарственное письмо: «Мы гордимся тем, что внесли свой скромный вклад в осуществление этой темы, которая создавалась многолетним трудом большого коллектива творческих работников совместно с партийными и советскими органами республики и Минской области».

А мемориал продолжал жить своей жизнью. И, как и каждый живой организм, нуждался во внимании. В ноябре 1970‑го Минкульт БССР ходатайствует об отливке специальных колоколов для «Хатыни». А через год предпринимаются серьезные усилия по пропаганде комплекса с таким обоснованием: «Мемориал оказывает на посетителей сильное эмоциональное воздействие, заставляя даже людей, не всегда питающих чувства дружбы по отношению к Советскому Союзу, серьезно задумываться над проблемами войны и мира». И тут же предложение: «Целесообразно организовать поездку в «Хатынь» корреспондентов иностранных агентств печати, газет и радио, аккредитованных в Москве». Во-вторых, следовало бы «рассмотреть вопрос о создании документального фильма на тему «Хатынь — Лидице — Орадур — Сонгми», раскрывающего преступный облик империализма, сил реваншизма, агрессии и милитаризма». Резолюция Машерова на письме нескольким исполнителям: «Надо было бы организовать все это и сделать это широко, на хорошем уровне».

О том, что все было именно так, говорят цифры: в 1973 году «Хатынь» посетили 1 млн 200 тысяч человек в составе 9 тысяч экскурсионных групп! Проведено 3688 экскурсий и обслужено 160 тысяч посетителей. И еще цифры. В этом же 1973‑м мемориал посетили 500 иностранных делегаций из 40 стран мира.

КСТАТИ

При производстве работ в «Хатыни» использовался бетон низкой марки М-200, для обозначения цвета пепла в него добавлялась сажа.

К СВЕДЕНИЮ

Государственный мемориальный комплекс «Хатынь» включен в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.

Дословно

ИЗ ДНЕВНИКА Л. ЛЕВИНА

«Показали записку Петру Мироновичу. Все поставлено на ноги. Перешли на «военное положение». За неделю нужно сделать невозможное: «Хатынь», 2‑я очередь… Домой приходим в 2 — 3 часа ночи».

***

«Москвичи в восторге от «Хатыни». «Застывшая действительность в камне», — так сказал Барщ. «Спасибо, что доставили настоящее удовольствие, увидели настоящее произведение искусства… Можно с чистой душой уезжать из Минска», — Баданов».

***

«Выезд в Хатынь. С отцом плохо».

***

«Умер отец».

***

«Очень тяжело! Звонили. Просят завтра после похорон доложить ЦК КПБ о «Хатыни».

ИЗ ИНТЕРВЬЮ С Ю. ГРАДОВЫМ

— Почему вы называете «Хатынь» памятником-документом?

— Да потому, что мы ничего не сочиняли. Прототипом для скульптуры «Непокоренный человек» стал чудом оставшийся в живых Иосиф Каминский с умирающим сыном на руках. Там, где проходили деревенские улицы, сохранили дорожные подходы, где стояли 26 домов, поставили венцы срубов с печными трубами, где был сарай, в котором заживо сгорели жители, поставили рухнувшую крышу.

— Не боялись, что в годы гонения религии ваш проект с колоколами могут зарубить на корню?

— Боялись. Мы искали альтернативу, но сильнее колокола ничего не нашли и пошли, как говорится, ва-банк. И слава богу, что ни на каком уровне не нашли человека, который сказал бы: «Что вы тут церковный перезвон устраиваете?»

— Официально мемориал открыт 5 июля 1969 года. Но это уже было второе открытие памятника?..

— Впервые мемориал был открыт в 1968 году. Тогда же на открытии первый заместитель председателя Совмина СССР Кирилл Мазуров предложил придать мемориалу более образное звучание — через трагедию одной деревни показать трагедию всего белорусского народа. Так в ансамбле, не нарушая его гармонию, появилось символическое «Кладбище деревень», Вечный огонь с тремя березками в память о каждом четвертом погибшем в войне белорусе и зрительно бесконечная «Стена памяти» жертв нацистских концлагерей.

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ В. ЗАНКОВИЧА

«Когда форматоры сделали, прихожу взглянуть. И что вижу: Селиханов в своей традиционной манере, в своем традиционном стиле вылепил на голове Каминского губки, носик, глазки, ушки… Мне дурно стало! Говорю ему: «Так, дорогой, не пойдет! Это совсем не то, что надо!»

Взял деревянную кувалду, залез на леса и давай ею колотить… Залепил рот глиной, прилепил бороду, всклокочил на голове волосы, вдавил глубже глаза и так далее.

— Валентин, ты что?! Над нами же смеяться будут! — восклицает, стоя внизу, Сергей Иванович.

— Пусть смеются, — парирую я».

jurchik@sb.by

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Хозяйственный магазин анадырский проезд д 15 1 часы работы
  • Хозяйственный магазин во владимире на горького часы работы
  • Хозяйственный магазин на солнечногорской улице часы работы
  • Хорошие девочки не добиваются успеха в бизнесе скачать pdf
  • Хотим поменять управляющую компанию в многоквартирном доме