Характеристика страховых компаний как субъектов налоговых отношений

Страховые
организации как субъекты налогового
права :

АР
Д138
Давыдова, Н. А. (Наталия Александровна).
Страховые
организации как субъекты налогового
права :
Автореферат диссертации на
соискание ученой степени 
кандидата
юридических наук. Специальность 12.00.14
— 
Административное
право ; Финансовое право ; Информационное 
право
/Н. А. Давыдова ; Науч. рук. Н. И. Химичева.
-Саратов
,2005. -22 с.-Библиогр. : с. 22.4.
ссылок
70,00 руб.

Материал(ы):

  • Страховые
    организации как субъекты налогового
    права
     
    Давыдова,
    Н. А.
     

Давыдова,
Н. А. 

Страховые
организации как субъекты налогового
права :

Автореферат
диссертации на соискание ученой
степени 

кандидата
юридических наук.

Общая
характеристика работы.

Актуальность
темы исследования.

В
современной экономике страхование
выступает в роли важнейшего стабилизатора
процесса общественного воспроизводства.
Постоянное увеличение накапливаемого
общественного богатства и усложнение
техногенных, экономических и социальных
рисков, угрожающих его сохранению и
приумножению, требуют создания эффективной
и масштабной системы страховых фондов,
предназначенных для своевременной
компенсации непредвиденного материального
ущерба. Экономическое значение страхования
не исчерпывается только его гарантийными
и возмещающими функциями. Финансовые
ресурсы, аккумулируемые в страховых
фондах, служат существенным источником
инвестиций в экономику. В развитых
странах мира страховые компании по
мощности и размерам проводимых
инвестиционных вложений конкурируют
с такими общепризнанными институциональными
инвесторами, как банки и инвестиционные
фонды.

Не
менее важное значение имеет деятельность
страховщиков и на микроуровне, выступая
одним из главных факторов обеспечения
эффективного функционирования страховой
компании. Одним из важнейших факторов,
влияющих на развитие и бесперебойную
деятельность данных организаций,
является налоговая политика, проводимая
государством, в сфере страхования.

Во-первых,
налогообложение страховых организаций
определяет саму возможность предоставления
страховых услуг за счет обеспечения
формирования достаточного страхового
фонда. Прежде всего, это касается тех
видов страхования, где планируемая
доходность от инвестиций учитывается
при расчете тарифов (страхование жизни),
или там, где обязательства страховщика
выражены в денежных единицах, отличных
от тех, в которых формируются страховые
резервы.

Во-вторых,
хорошо организованное налогообложение
в сфере страхования обеспечивает
качество предоставляемых услуг и
определяет рыночное положение страховщика.
Налогообложение влияет на основные
характеристики страхового продукта,
прежде всего на его стоимость, и на
фактическое исполнение обязательств
страховщика, определяемое сроками
страховых выплат.

В-третьих,
значение данного исследования обусловлено
перспективами развития страхования в
РФ. В последние годы происходит достаточно
быстрое развитие страхования, выражающееся
в высоких темпах роста поступлений
страховых взносов, прежде всего за счет
увеличения доли добровольного страхования.

4

В
настоящее время российский страховой
рынок демонстрирует быстрые и устойчивые
темпы роста, улучшаются его качественные
характеристики, увеличивается доля
страховых услуг в ВНП, что предполагает
в ближайшей перспективе значительное
повышение роли страховых компаний в
национальной экономике. В этой связи
требуются серьезные комплексные
исследования не только страховых
операций, компенсирующих материальный
ущерб, а в большей мере, — изучение тех
направлений и механизмов, которые
позволяют страхованию участвовать в
процессах эффективного накопления и
инвестирования. Научно-практическая
значимость и не разработанность вопроса
о страховых организациях как субъектах
налогового права предопределили выбор
данной темы диссертационного исследования.

Роль
страхования возрастает в формировании
финансовых ресурсов общества за счет
увеличения уставных капиталов и резервных
фондов страховых организаций, а также
поступлений в федеральный и региональные
бюджеты налоговых платежей по результатам
данной деятельности.

Система
налогообложения страховой деятельности
должна обеспечивать увеличение
поступлений в бюджетную систему
(фискальная функция налогов) и
способствовать оптимизации страхового
рынка (стимулирующая функция налогов).
В современных условиях действие налогов
в данных направлениях совсем не
эффективно. При росте отношения суммы
страховых взносов к внутреннему валовому
продукту (ВВП) доля налогов, поступающих
от страховых операций, не увеличилась,
а в отдельные годы даже снижалась.

Переход
от налогообложения доходов к налогообложению
прибыли, повышение ставки последнего
имели противоречивый характер. Отсутствие
четкой концепции развития налогообложения
страховой деятельности особенно наглядно
проявлялось во множественных изменениях,
вносимых в НК РФ. Даже принятые решения
не исчерпывают все проблемы развития
страхования.

Исходя
из этих соображений, выбранная проблематика
представляется актуальной, имеющей
практическое и теоретическое значение,
определяет интерес диссертанта к
указанной теме.

Основной
целью настоящей работы является
комплексное изучение правового статуса
российских страховых организаций в
налоговых отношениях, анализ всех сторон
их правосубъектности в этой области,
разработка рекомендаций по разрешению
проблем, стоящих перед налоговым правом
и законодательством в отношении страховых
организаций.

Исходя
из намеченной цели, поставлены следующие
основные задачи исследования:

5


сформулировать понятие страховых
организаций с выделением их сущностных
признаков функций и видов деятельности;


проанализировать место и роль страховых
организаций в области налогообложения
государства;


исследовать законодательство, регулирующее
участие страховых организаций в налоговых
правоотношениях;


определить общие положения о налоговых
платежах страховых организаций и их
структурных подразделений;


выявить особенности основных налогов,
взимаемых со страховых организаций,
провести анализ положительных и
отрицательных черт обложения данными
налогами страховых организаций на
современном этапе развития российской
экономики;


проанализировать иные обязательные
платежи, уплачиваемые страховыми
организациями;


рассмотреть виды мер ответственности,
применяемых к страховым организациям
за нарушение норм налогового
законодательства, процедуру и особенности
их применения, а также проанализировать
порядок защиты прав страховых организаций
в области налогообложения.

Объектом
настоящего диссертационного исследования
являются общественные отношения,
сложившиеся в ходе становления действующей
системы налогообложения страховых
организаций и определяющие статус
страховщиков как субъектов налогового
права и, в частности, общественные
отношения, складывающиеся в сфере
налогообложения данных организаций
налогом на прибыль, налогом на добавленную
стоимость и т.д.

Предмет
исследования составляют нормы
конституционного, финансового, налогового,
административного, уголовного права,
регулирующие налогово-правовой статус
страховых организаций, порядок уплаты
ими налогов.

В
диссертации анализируются нормы
законодательных актов, устанавливающих
налоговую правосубъектность страховых
организаций, правоприменительная
практика налоговых органов, постановления
Конституционного Суда РФ, практика
разрешения арбитражными судами дел с
участием страховых организаций по
вопросам применения налогового
законодательства.

Методологию
основы диссертации составляет комплекс
научных методов исследования, таких
как диалектический, системно-структурный,
сравнительно-правовой, конкретно-социологический,
системно-функциональный, статистической
обработки эмпирических данных, графической
интерпретации рассматриваемых явлений
и процессов и др.

6

Положения
и выводы диссертационного исследования
основываются на изучении Конституции
РФ, законодательных и иных нормативно-правовых
актов как РФ, так и субъектов РФ и органов
местного самоуправления.

При
подготовке диссертации была использована
научная и учебная литература пс общей
теории государства и права, конституционного,
финансового, административного,
гражданского, налогового, уголовного
и других отраслей права, труды по истории
и экономике.

При
проведении исследования автор опирался
на труды российских ученых-правоведов
и стран СНГ:

С.С.
Алексеева, А.П. Алехина, Е. С. Алисиевича,
С.Н. Асабиной, Е.М. Ашмариной, Б.Т. Базылева,
B.C. Белых, В. В. Бесчеревных, И. Боян, С. Н.
Братусь, А.В. Брызгалина, М. Васильевой,
А.Б. Венгерова, Д. В. Винницкого, Г.А.
Гаджиева, А.А. Гвозденко, В.Б. Гомеля, О.
Н.Горбуновой, Е.Ю. Грачевой, А.О. Дикова,
С.Л. Ефимова, Т.Д. Зроглевской, О.С. Иоффе,
М.В. Карасевой, Т. Клевцовой, О.А.
Кожевникова, А.Н. Козырина, С. Комарова,
В.Д. Корельского, Р. Кох, Л. Кролис, Ю.
Крохиной, И.Н. Кучерова, Леви Ги, А.В.
Малько, М. Н. Марченко, М.В. Масленникова,
Н. И. Матузова, Л.Ф. Мипько-ва, В.В. Мудрых,
Н.П. Николаенко, Е.С. Новиковой, И.А.
Орешкина, Л.А. Орланюк-Малицкой, Л.
Осипчук, С.Г. Пепеляева, В.Д. Перевалова,
Е.В. Покачаловой, О.А. Пучкова, В.К., М.Б.
Разгильдиевой, В.К. Райхер, Е.А. Ровинского,
М.В. Романовой, А.К. Рощаховского, И.Н.
Сенякина, А.Н. Сердцева, В.И. Серебровского,
А. В. Смирнова, В.Г. Смирнова, В. Соловьева,
Л.И. Спиридонова, Ю.Н. Старилова, О.Ю.
Судакова, В.А. Сухова, Н.Б. Телятниковой,
Е.В. Тимохиной, Л.В. Тиуновой, Ю.А.
Тихомировой, Г.П. Толстопятенко, А.В.
Турбанова, Р.В. Украинского, Ю.Б.Фогельсона,
Е.А.Флейшиц, И. Хаменушко, Н.И. Химичевой,
Э.М. Цыганковой, С. Д. Цыпкина, Б.Б.
Черепахина, А.П. Чиркова, В.В. Шахова,
Н.А. Шевелевой, A.M. Эрделевского, О. И.
Юстус, Т.Ф. Юткиной, B.C. Якушева и
ученых-экономистов: Д.В. Черника, С. Д.
Шаталова и др.

Кроме
того, автор опирался и на труды иностранных
авторов: А. М. Годме, А. Смита и др.

Специальное
внимание уделено работам дореволюционных
отечественных ученых в области финансового
права: Н. М. Коркунова, И. X. Озерова, Н.И
Тургенева и др.

Научная
новизна диссертации состоит в том, что
это первое комплексное, специальное
исследование страховых организаций
как субъектов налогового права, которое
обусловило ряд выводов и предложений,
направленных на дальнейшее совершенствование
правовой базы в сфере налогооб-

7

ложения
страховых организаций. Данная тема как
целостная постановка изучаемого вопроса
еще не разрабатывалась в отечественной
правовой литературе.

В
результате проведенного исследования
на защиту выносятся следующие новые
или содержащие элементы новизны
положения:

1.
В настоящей работе впервые комплексно
анализируются страховые организации
как субъекты налогового права. Автор
дает характеристику социально-экономической
роли страховых организаций, правосубъектности
страховщиков в налоговых отношениях,
исследует правовые основы налогообложения
страховых организаций, особенности
налогообложения страховых организаций,
а также налоговую ответственность! и
порядок защиты прав страховых организаций.

2.
Рассматриваются финансы страховых
организаций с выделением доходов и
расходов, а также проводится классификация
финансовой деятельности страховых
организаций на текущую, инвестиционную
и, собственно, финансовую в узком смысле
слова.

3.
Анализируется понятие «налоговой
правосубъектности» страховой организации
и обосновывается законодательное
закрепление понятия «налоговой
дееспособности» организации и механизма
ее реализации для единства правоприменительной
практики.

4.
Обосновываются рекомендации по
совершенствованию существующей системы
налогообложения, связанные с переходом
уплаты налога на страховые взносы вместо
налога на прибыль). Что позволяет достичь
упрощения механизма налогообложения
и контроля за счет упрощения определения
налоговой базы, а также разработать и
применить оптимальные размеры налоговых
ставок на страховые взносы, чтобы не
ущемлять интересы страховых организаций,
увеличить поступления в бюджет.

5.
Исследуется перечень налогов, уплачиваемых
страховщиками, и выявляются особенности
налогообложения этих организаций.
Основные отличия налогообложения
страховых организаций обусловлены
особенностями элементов юридического
состава налогов, таких как объект
налогообложения, ставка, а также
особенности определения доходов и
расходов по налогу на прибыль организаций,
особенности ведения налогового учета
доходов и расходов страховых организаций.

6.
Автором определены возможные направления
совершенствования налогообложения
прибыли страховых организаций, касающиеся
определения налоговой базы и ставок
налога, распределения налоговых платежей
между головной организацией и ее
филиалами, использования налоговых
льгот для стимулирования социально
значимых видов страхования.

8

7.
Выделяются основные особенности
налогообложения страховых организаций,
обусловленные спецификой элементов
юридического состава налогов, таких
как объект налогообложения, ставка, а
также особенности ведения налогового
учета доходов и расходов страховыми
организациями.

8.
Исследуются основные моменты
ответственности страховых организаций
в сфере налогообложения. Автором делается
акцент на то, что налоговая ответственность
— разновидность финансово-правовой
ответственности

(ее
подвид).

Теоретическая
и практическая значимость данной
диссертации определяется актуальностью
и новизной поднятых в данном исследовании
проблем и предлагаемых их решений.

Содержащиеся
в работе теоретические выводы и
практические предложения могут быть
использованы в учебном процессе при
чтении курсов «финансовое право»,
«налоговое право», «ответственность
за нарушения налогового законодательства
РФ».

Материалы
диссертационного исследования могут
найти применение в процессе обучения
и профессиональной подготовки специалистов
в области страхового менеджмента и
финансов страховой организации.

Сформулированные
в диссертации предложения по
совершенствованию налогового
законодательства, регулирующего
налоговую деятельность страховых
организаций, могут оказаться полезными
при разработке законодательных и иных
нормативных правовых актов.

Основные
теоретические предложения и выводы
получили апробацию в различных формах:


чтение лекций и проведение практических
(семинарских) занятий по курсу «финансовое
право», «налоговое право» в ГОУ «СГАП»;


выступления на научно-практических
конференциях, публикациях ряда статей.


обсуждение и одобрение на заседании
кафедры финансового, банковского и
таможенного права Саратовской
Государственной Академии Права.

По
теме диссертационного исследования
автором опубликовано 4 работы, общим
объемом 1,9 п.л.

Структура
работы. Цель работы, поставленные задачи
и выбранные методы исследования
определили структуру диссертации,
которая состоит из введения, основной
части, включающей 2 главы, заключения,
списка использованной литературы.
Каждая глава основной части посвящена
решению конкретной задачи, а именно,
определению места и роли страховых
организаций в деятельности государства,
изучению страховщиков как субъектов

9

налогового
права, правовым основам налогообложения
страховых организаций, особенностям
налогообложения данных организаций.

Во
введении обосновываются актуальность,
теоретическая и практическая значимость
темы диссертации, цель, задачи, объект
и предмет исследования, определяются
теоретические и методологические основы
и научная новизна диссертационной
работы.

В
первой главе «Общая характеристика
страховых организаций как субъектов
налогового права» определяется место
и социально-экономическая роль страховых
организаций, дается правовая характеристика
налоговой правосубъектности данных
организаций, рассматриваются правовые
основы, регулирующие положение страховых
организаций, как субъектов налогового
права.

Во
второй главе «Особенности налогообложения
страховых организаций» рассматриваются
как общие положения о налоговых платежах
страховщиков, так и особенности взимания
налогов (налог на прибыль, налог на
добавленную стоимость), а также налоговая
ответственность и порядок защиты прав
страховых организаций.

В
заключении подводятся итоги проведенного
исследования, обобщаются и формулируются
основные выводы и результаты, полученные
в процессе выполнения работы.

II.
Основные положения и выводы диссертации.

В
первом параграфе главы первой
«Социально-экономическая роль страховых
организаций» автор раскрывает значение
и функции страховых организаций. Роль
и значение данных организаций обусловлены
видом деятельности, который они выполняют,
а именно — страхованием. Страхование
играет важную роль в обеспечении
постоянного функционирования хозяйствующих
субъектов и нормальной работы всего
цивилизованного общества. Оно способствует
также выравниванию потерь в личных
доходах граждан и семейном бюджете,
связанных с наступлением чрезвычайных
событий и иных страховых случаев.

Страховые
организации осуществляют деятельность,
которая включает в себя три составляющих:
текущая страховая, инвестиционная и
финансовая, которые взаимосвязаны и
взаимозависимы, благодаря этому данные
организации не только представляют
гарантии восстановления нарушенных
имущественных интересов в случае
непредвиденных природных, техногенных
и иных явлений, оказывают позитивное
влияние на укрепление финансов
государства. Они не только освобождают
бюджет от расходов на возмещение убытков
при наступлении страховых случаев, но
и являются одним из наиболее стабильных
источников долгосрочных инвестиций.
Это определяет стра-

10

тегическую
позицию страховых организаций в странах
с развитой рыночной экономикой.

Автор
считает, что деятельность данных
организаций особо важна в контексте
экономических реформ, поскольку они
стимулируют развитие рыночных отношений
и деловой активности, улучшают
инвестиционный климат. Степень развития
страхового рынка отражает возможности
экономического роста страны. Способствуя
перераспределению рисков между
экономическими субъектами и возмещению
убытков за счет накопления, страховая
деятельность позволяет повысить
эффективность экономики в целом и
отдельных предприятий. Поэтому развитие
национальной системы страхования — одна
из важных стратегических задач в области
создания инфраструктуры рынка. Для
России, где практически все виды
деятельности характеризуются повышенным
риском, это имеет особое значение.
Мировой опыт свидетельствует о наличии
тесной взаимосвязи между социальными
расходами общества и уровнем развития
долгосрочного страхования жизни.
Страхование способно замещать некоторые
государственные социальные программы,
снимая нагрузку на государственный
бюджет. В России это имеет особое значение
в связи с кризисом пенсионной системы
и неблагоприятными демографическими
тенденциями. В условиях дефицита
инвестиционных ресурсов привлечение
с помощью страховых технологий сбережений
населения может стать существенным
элементом государственной финансовой
политики и способствовать снижению
внешних заимствований.

Учитывая
и то, что при страховании часть временно
свободных денежных средств юридических
лиц и граждан изымается из наличного
денежного обращения, страхование имеет
определенное значение и для регулирования
денежного оборота и укрепления валюты
России. Немаловажную роль играет
страхование для решения проблем,
связанных с госкредитными отношениями
в нашей стране и погашением внутреннего
государственного долга. Ведь
предприятия-страховщики, располагая
временно не используемыми достаточными
средствами страхового фонда, имеют
возможность в значительных размерах
приобретать облигации государственных
внутренних займов. Основная же роль
страхования заключается в формировании
страхового фонда для покрытия
непредвиденных расходов.

2.
Во втором параграфе работы «Правосубъектность
страховых организаций» автором говорится
о различных классификациях субъектов
налогового права, очерчивается круг
отношений, в которых страховые организации
участвуют в качестве субъектов налогового
права.

Автор
приходит к выводу, что наличие налоговой
правосубъектности у страховой организации
является непременным условием установления
пра-

11

вовых
связей между данной организацией и
соответствующими публичными субъектами
права в конкретных налоговых отношениях.
Несмотря на то, что НК РФ не дает
конкретного определения налоговой
правосубъектности, правоспособность
и дееспособность участников налоговых
правоотношений устанавливается исходя
из общих принципов налогового права,
как подотрасли финансового права и
является общей для всех субъектов. В
этом состоит отраслевая направленность
указанных категорий, состоящая, прежде
всего, как указывалось выше, в приоритете
роли государства в лице компетентных
органов перед другими участниками
налоговых отношений. Под налоговой
правосубъектностью страховой организации
следует понимать признаваемую законом
способность быть самостоятельным
субъектом — участником общественных
отношений, регулируемых налоговым
правом, иметь и осуществлять субъективные
налоговые права и обязанности. Содержание
налоговой правосубъектности страховой
организации охватывает все реальные
возможности, выступающие в качестве
непосредственной предпосылки приобретения
конкретных субъективных налоговых прав
и обременения юридическими обязанностями.

Но
наличие налоговой правосубъектности
у той или иной организации, по мнению
автора, во многих случаях не следует
связывать с наличием у нее прав
юридического лица (гражданской
правосубъектности). В работе также
делается акцент на то, что вопрос
возникновения налоговой правосубъектности
(праводееспособности) страховой
организации достаточно спорный.
Приводятся существующие точки зрения
по данному спору. Анализируя существующую
литературу по данной проблеме, автор
приходит к выводу, что существует полная
и частичная налоговая правосубъектность
организаций. Думается, что полная
налоговая правосубъектность возникает
с момента постановки страховой организации
на налоговый учет, а частичная
(первоначальная) — с момента государственной
регистрации.

Подводя
итог, автор делает следующие выводы:

а)
наличие налоговой правосубъектности
является основой участия страховых
организаций, как и других налогоплательщиков
в налоговых правоотношениях.

б)
страховые организации как субъекты
налоговых правоотношений характеризуются
наличием корреспондирующих прав и
обязанностей, конкретизированных в
соответствии с действующей системой
налогов и сборов. Причем страховые
организации в налоговых правоотношениях
могут выступать как в качестве
налогоплательщиков, но и — налоговых
агентов.

в)
законодательное закрепление понятия
налоговой дееспособности организации
и механизма ее реализации было бы
полезным для единства пра-

12

воприменительной
практики. Необходимо в императивной
форме установить (с учетом изложенных
выше критериев классификации органов
юридического лица (организации)) перечень
конкретных должностных лиц, ответственных
за исполнение тех или иных налоговых
обязанностей организации.

В
третьем параграфе «Правовые основы
налогообложения страховых организаций»
автор рассматривает всю совокупность
нормативно-правовой базы регулирующей
правовое положение страховых организаций
в налоговых правоотношениях.

Необходимость
анализа и оценки обусловлен следующими
факторами:


активное развитие финансового
законодательства в сфере налогообложения
страхования развивается под влиянием
процессов становления экономических
и организационных основ единого рынка
и изменения в связи с этим функций
государства в управлении страхованием.
Так, в этих условиях значительно возросло
значение уполномочивающих налогово-правовых
норм, что привело и к изменению характера
воздействия государства на участников
налогово-правовых отношений в сфере
страхования;


усиление стимулирующей функции норм
налогового права в сфере страхования
в связи с необходимостью управления
государством не только развитием
экономики, но и социальными процессами
в обществе;


необходимость четкого юридического
определения и характеристик существенных
условий различных видов коммерческого
и социального страхования с целью
точного применения норм гражданского,
административного и налогового права,
так как противоречивое толкование
имеющихся норм различными субъектами
правоотношений в сфере страхования
неизбежно порождает конфликты, которые
требуют вмешательства судебных органов.

Оценивая
систему правовых актов, регулирующих
налоговые отношения в сфере страхования,
автор исследования делает следующие
выводы.

а)
В основе развития законодательства о
налогах и сборах в сфере страхования
лежит усиление роли страхования в целом,
и страховых организаций в частности, в
связи с постоянными изменениями
регулирующей роли налоговых механизмов
в государственной политике, вследствие
имеющих место процессов реформирования
в экономике государства и усиления роли
государства в управлении социальными
процессами внешней среды. Данный процесс
хорошо прослеживается на примере
постоянно обновляющегося законодательства,
связанного как с налогообложением, так
и страховым делом. (НК, Закон «Об
организации страхового дела в РФ» и
т.д.)

б)
Конституция Российской Федерации —
главный правовой регулятор в сфере
налогообложения страхования — имеет
прямую налогово-правовую на-

13

правленность,
закрепляя институты социального
страхования в качестве конституционных.

в)
В связи с принятием НК РФ повышается
роль и значение кодификации налоговых
норм, упорядочивающих налоговое
законодательство с учетом публично-правового
аспекта регулирования налоговых
отношений в сфере страхования и основанных
на нормах Конституции Российской
Федерации. Благодаря НК удалось
унифицировать подход ко всем предприятиям
по уплате налога на прибыль организаций.
Это было достигнуто при помощи единой
ставки налога равной 24%.

г)
Эффективность законодательных актов,
системы правового регулирования
налоговых отношений в сфере страхования
зависит от уровня заинтересованности
государственных органов в учете всего
комплекса функций налетов, связанных
с уплатой налогов на каждом этапе
развития данной сферы деятельности.

д)
Действенность и объективность налогового
законодательства Российской Федерации
в сфере страхования зависит от правового
режима базовых налоговых инструментов
управления экономикой и социальными
процессами, прежде всего налоговых
ставок и страховых тарифов.

е)
Как негативное явление следует отметить
частое обновление структуры и содержания
налогово-правовых норм в сфере страхования
под влиянием комплекса экономических
и социальных факторов.

В
работе автор исследует правовые основы
налогообложения страховых организаций
в целостной системе существующих в
настоящий период времени нормативно-правовых
актов.

В
заключение автором предложены следующие
концептуальные направления улучшения
содержания норм налогового законодательства
в сфере страхования:

1)
нормы, регулирующие налоговые отношения
в сфере страхования, должны учитывать
особенности отношений в зависимости
от вида страхования, предполагающих
разную степень их публично-правового
регулирования. Целесообразно, чтобы
общие направления такого правового
регулирования и в дальнейшем развивались
посредством принятия специальных
федеральных законов;


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Аннотация:

Страховые организации, а также другие субъекты страхового предпринимательства, в соответствии с действующим налоговым законодательством являются налогоплательщиками и могут выполнять обязанности налогового агента. Особенности налогообложения страховых организаций регулируются финансово-правовыми нормами первой и второй частей Налогового Кодекса РФ.

Ключевые слова: страховая компания, налогообложение, страхование.

Страховые компании согласно действующему российскому законодательству о налогах и сборах подлежат налогообложению. Система налогообложения страховой деятельности обеспечивает увеличение поступлений в бюджетную систему, а также способствует оптимизации страхового рынка. Законодательство, которое регулирует отношение субъектов права в области налогообложения, включает Налоговый кодекс Российской Федерации и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах. На основе 19 статьи НК РФ страховая компания признается налоговым плательщиком, на которого согласно с НК РФ возлагается обязанность по уплате налогов и сборов.

Страховые компании обязаны оплачивать региональные, местные и федеральные налоги.

К федеральным налогам отнесены: налог на добавленную стоимость; налог на прибыль организации; налог на доходы физического лица.

К региональным налогам отнесены: транспортный налог и налог на

имущественную базу организаций.

К местным налогам отнесен земельный налог.

Налог на прибыль организации регламентирован 25 главой Налогового кодекса РФ. Он является прямым федеральным налогом и устанавливается для всех страховых компаний.

Объектом обложения является валовая прибыль. Ставка налога на прибыль составляет 20 %, из которых 3 % идут в бюджет Федерации и 17 % — в бюджет субъекта Российской Федерации.

Кроме доходов, которые предусмотрены 249 и 250 статьями НК РФ, к доходам страховой компании отнесены также доходы от деятельности в сфере страхования. К таким доходам относятся:

Страховые взносы по договорам страхования, сострахования и перестрахования. При этом премии страхования по договорам сострахования включаются в состав доходов страховщика или состраховщика лишь в величине его доли премии страхования, установленной договором сострахования.

Суммы возврата резервов страхования, которые были образованы за предыдущие отчётные периоды при учёте изменений доли перестраховщиков в резервах страхования.

Вознаграждения (формы вознаграждений страховщика от перестраховщика) по перестраховочным договорам.

Вознаграждения от страховщиков по состраховым договорам.

Проценты на депо премий по рискам, которые приняты на перестрахование.

Вознаграждение за оказание услуг брокера, страхового агента.

Иные доходы, полученные при осуществлении деятельности в сфере страхования.

Налог на имущество организаций, установленный 30 главой Налогового Кодекса РФ и законодательством субъектов РФ, от момента введения в действие является обязательным к оплате на территории соответственного субъекта Российской Федерации. При утверждении данного налога представительные (законодательные) органы субъектов РФ определяют ставку налога. [1]

Законодательством субъектов РФ при учреждении налога могут быть также предусмотрены налоговые льготы и основания для их применения налогоплательщиками. Налогоплательщиками признаются организации, обладающие имуществом, признаваемым объектом налогового обложения в соответствии с 374 ст. НК РФ. [4, 6]

Объектом налогообложения является недвижимое и движимое имущество (включая имущественную базу, переданную во временное владение, использование, распоряжение либо доверительное управление, которое внесено в совместную деятельность), принятое к учёту на балансе организации в виде объектов основных средств с соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета, если другое не предусматривается 378 статьей Налогового Кодекса РФ. [1]

Налоговая база определяется в форме среднегодовой стоимости имущества, которое признается объектом налогового обложения. [2] Налоговым периодом считается календарный год.

Налоговая ставка учреждается законодательством субъектов Российской Федерации и не может быть выше 2,2 %. Сумма налога вычисляется по итогу налогового периода в форме проведение соответственной налоговой базы, которая определена за налоговый период, и налоговой ставки. [5]

Вопросы налогообложения страховой организации являются крайне актуальными для эффективного функционирования страховщиков и развития национальной системы страхования в Российской Федерации. Типичными ошибками страховщиков в налоговой сфере являются нарушения правил при формировании технических резервов по страхованию иному, чем страхование жизни.[3] В частности, это отсутствие зарегистрированного в Департаменте страхового надзора положения о формировании страховых резервов и использование незарегистрированных методов их формирования.

Список использованной литературы

Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 23.11.2020) // КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 29.11.2020).

Алиев Б. Х, Махдиев Ю. М: Страхование. М.: Наука, 2012. 415 с.

Балановская Н. Налоговая политика страховых организаций в России. М.: Норма, 2012. 15 с.

Вещунова Н. Л. Бухгалтерский учет в страховых организациях: учеб.-практич. пособие. М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2014. 608 с.

Гусева Т. Совершенствование механизма проведения налоговых проверок и оформления их результатов // Право и экономика. 2012. №9. С. 76- 81.

Шахова И.Ю. Проблема развития ресурсного потенциала региона: теоретические аспектыВестник Ивановского государственного университета. Серия: Экономика. 2012. № 2 (17). С. 39-44.

  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Особенности налогообложения страховых организаций

Особенности налогообложения страховых организаций

Подборка наиболее важных документов по запросу Особенности налогообложения страховых организаций (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Принцип эквивалентности страховых взносов в свете теории выгоды: правовое преломление
(Рябова Е.В., Копина А.А., Есымханова З.К.)
(«Финансовое право», 2022, N 12)В соответствии с п. 11 ст. 2 Федерального закона от 27 ноября 2018 г. N 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» индивидуальные предприниматели, указанные в подп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, не признаются плательщиками страховых взносов за период применения данного специального налогового режима, вместе с тем доходы от этого налога зачисляются в бюджет Фонда обязательного медицинского страхования по нормативу 37% (ст. 146 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Пунктом 7 ст. 18 Федерального закона от 25 февраля 2022 г. N 17-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» предусматриваются особенности уплаты страховых взносов для организаций и индивидуальных предпринимателей, использующих данный режим.

Нормативные акты

Like this post? Please share to your friends:
  • Часовня ксении петербургской в санкт петербурге часы работы сегодня
  • Astv ru сахалинская область новости бизнес общение объявления погода
  • Альбом типовых решений по прокладке кабеленесущих трасс компании dkc
  • Арбитражный суд астраханской области реквизиты для оплаты госпошлины
  • Арбитражный суд астраханской области реквизиты для уплаты госпошлины