ВЭБ и Аркадий Ротенберг договорились о реализации проекта «Понтон» — они создают инфраструктурного подрядчика на базе «Мостотреста», ТЭК «Мосэнерго» и «Группы 1520». Небольшую долю в холдинге может получить профильный инвестор
Аркадий Ротенберг
Создание совместного предприятия (СП) «Стройпроектхолдинга» Аркадия Ротенберга и ВЭБ.РФ в области инфраструктурного строительства, о котором они договорились в июне 2019 года, будет происходить на базе группы «Нацпроектстрой», рассказал РБК источник, знакомый с планами ВЭБа.
По его словам, на первом этапе создания СП госкорпорация выдаст структуре Ротенберга бридж-кредит на 29,8 млрд руб., который позволит ей рассчитаться по долгам. Это один из возможных сценариев реализации сделки, сказал РБК источник, близкий к одной из ее сторон, отказавшись от деталей.
ВЭБ и «Стройпроектхолдинг» в ходе Петербургского экономического форума 7 июня подписали меморандум о взаимопонимании в целях развития бизнеса в сфере инфраструктурного строительства. Этот меморандум направлен на реализацию национальных проектов в рамках майских указов президента Владимира Путина, сказал один из собеседников РБК. По его словам, группа «Нацпроектстрой» была создана как раз для этого.
Что войдет в «Нацпроектстрой»
Согласно данным СПАРК, ГК «Нацпроектстрой» создана в ноябре 2019 года и только 3 декабря была поставлена на налоговый учет.
СП создается в рамках реализации проекта «Понтон», который предполагает создание на базе активов группы компаний «Мостотрест» (крупнейший в России строитель мостов и один из крупнейших строителей транспортной инфраструктуры, подконтролен Ротенбергу) и «ТЭК Мосэнерго» (принадлежит сыну Аркадия Ротенберга Игорю), а также «Группы компаний 1520» (главный строительный подрядчик РЖД, подконтрольный Алексею Крапивину, один из его бывших партнеров, Валерий Маркелов, в конце 2018 года был арестован по подозрению в даче взяток полковнику МВД Дмитрию Захарченко) строительного холдинга, обладающего «уникальными технологиями и компетенциями в сфере проектирования, строительства, эксплуатации и финансирования объектов транспортной, энергетической и городской инфраструктуры», рассказал источник РБК.
Сейчас единственный акционер «Нацпроектстроя» — закрытый комбинированный паевой инвестиционный фонд (ЗПИФ) «Легион», который находится под управлением компании «Эвокорп». «Эвокорп» принадлежит Максиму Викторову. Она выступает управляющей компанией ПИФа, который является собственником крупнейшего в Европе океанариума «Москвариум» на ВДНХ, а также до марта 2018 года была управляющей компанией другого ПИФа, владевшего девелоперской компанией «РГ-Девелопмент». После того как Ротенберг попал под санкции США в 2014 году, он вышел из состава учредителей «РГ-Девелопмента». Сейчас конечным владельцем 80% этой компании является ПИФ «Лонтано», его управляющая компания с июля 2019 года — УК «РВМ Капитал», сказал РБК представитель «РГ-Девелопмента». Собеседник «Коммерсанта» на рынке недвижимости говорил, что в рамках «Эвокорпа» Ротенберг рассчитывал консолидировать девелоперские активы, а представитель бизнесмена это не комментировал.
Предполагается, что ВЭБ войдет в капитал «Нацпроектстроя». У каждого из партнеров (госкорпорации и ЗПИФ «Легион») на первом этапе сделки будет чуть менее 50%.
Первый этап сделки
На первом этапе ВЭБ намерен предоставить компании «ТФК-Финанс», через которую «Стройпроектхолдинг» владеет 94,2% «Мостотреста», бридж-кредит в сумме 29,8 млрд руб. на 12 месяцев под залог этой доли и под поручительство холдинга Ротенберга. Деньги пойдут на рефинансирование долга «Стройпроектхолдинга» и «ТФК-Финанс» перед «Стройгазмонтажом», продолжает источник, не называя размер долга. Кредит будет выдан для «снижения риска несостоятельности» «Стройпроектхолдинга» и «ТФК-Финанса» в случае предъявления требований со стороны «Стройгазмонтажа», которого Ротенберг продал структурам, связанным с «Газпромом», в конце 2019 года за 75 млрд руб.
Предъявление таких требований о погашении задолженности может оказать «негативное влияние» на способность «Мостотреста» исполнять обязательства по действующим и новым контрактам, а также на создание СП с ВЭБом, поясняет собеседник РБК. Затем бридж-кредит планируется погасить, в том числе с помощью средств, которые госкорпорация внесет в совместное предприятие.
Другой источник, близкий к сделке, подтвердил РБК, что ВЭБ выдаст бридж-кредит на 29,8 млрд руб., но не «ТФК-Финанс», а совместному предприятию. Эти деньги пойдут на приобретение строительных активов, которые составят основу СП, добавил он.
Летом Ротенберг говорил РБК, что область инфраструктурного строительства остается для него ключевым бизнесом, который он планирует развивать: «У нас есть релевантный опыт, и мне эта сфера крайне интересна. СП охватывает всю цепочку реализации инфраструктурных проектов: от проектирования и финансирования до непосредственно постройки и эксплуатации». Это соответствует практике крупнейших международных компаний, оперирующих в секторе инфраструктурного строительства, а компании — участницы СП получают значительные преимущества, так как компетенции одного партнера дополняют другого, указывал он.
Второй этап сделки
После того как ВЭБ выдаст структурам Ротенберга бридж-кредит, создание совместного предприятия будет проходить так, рассказывает собеседник РБК:
- Сначала планируется провести допэмиссию «Нацпроектстроя», увеличивающую его уставный капитал с 20 млн до 673 млн руб., которую выкупят ВЭБ (денежными средствами на сумму до 336 млн руб.) и «Легион» (на 317 млн руб. — деньгами и активами). В итоге они получат по 49,9% в компании, а еще 0,2% приобретет юридическое лицо, в отношении которого отсутствуют санкционные риски. Привлеченные деньги пойдут на проведение финансовой, налоговой, юридической экспертизы и рыночной оценки активов «Мостотреста», «ТЭК Мосэнерго» и «Группы компаний 1520».
- Затем уставный капитал «Нацпроектстроя» будет увеличен на сумму не менее 100 млрд руб., из которых ВЭБ предоставит до 50 млрд руб. (деньгами), а «Легион» — активами, также на сумму не менее 50 млрд руб. Это необходимо для приобретения и консолидации на балансе СП «Мостотреста» и «ТЭК Мосэнерго», для реализации новых проектов и приобретения активов «Группы компаний 1520».
- Кроме того, предполагается участие в допэмиссии «Нацпроектстроя» еще одного профильного инвестора, в отношении которого отсутствуют санкционные риски. В итоге ВЭБ и «Легион» в совместном предприятии получат по 43%, профильный инвестор — 14%, а миноритарий, появившийся в ходе первого этапа допэмиссии, — 0,01%.
Риски сделки и условия выхода ВЭБа из СП
Выход ВЭБа из совместного предприятия будет обеспечен в рамках пут-опциона с «Мостотрестом», предусматривающего, что госкорпорация может предъявить требование о выкупе своей доли по истечении двух или четырех лет (до конца 2023 года) или в случае нарушения «целевого использования средств», предоставленных ВЭБом, условий акционерного соглашения и бридж-кредита, а также сроков завершения формирования СП.
При этом предоставление бридж-кредита структурам Ротенберга «не в полной мере» соответствует меморандуму о финансовой политике ВЭБа, которая предполагает, что госкорпорация участвует в реализации проектов при условии прогнозируемой по результатам экспертизы проекта возвратности выданного займа, говорит источник РБК, знакомый с планами банка. Предполагаемым источником погашения задолженности по бридж-кредиту являются средства, которые ВЭБ внесет в уставный капитал совместного предприятия только в ходе второго этапа допэмиссии на 100 млрд руб. (ее параметры зависят от результата экспертизы активов Ротенбергов). К тому же реализация залога акций «Мостотреста», которые будут обеспечивать этот бридж-кредит, «несет в себе санкционные риски», добавляет он.
Правление ВЭБа на основании рекомендации кредитного комитета госкорпорации 20 декабря приняло решение одобрить участие в этих сделках со структурами Ротенберга и вынесло на рассмотрение набсовета (его возглавляет Дмитрий Медведев, ушедший в отставку с поста премьера 15 января) вопрос об участии в СП, включая предоставление бридж-кредита, утверждает источник.
Представитель Ротенберга отказался от комментариев, РБК направил запрос в пресс-службу ВЭБа.
«Нацпроектстрой», создаваемый на базе активов семьи Аркадия Ротенберга, может стать генподрядчиком по крупным проектам дорожного строительства, включенным в план восстановления российской экономики. Общая стоимость проектов — 6 трлн рублей
Совместное предприятие семьи и ВЭБ.РФ «Нацпроектстрой» может стать генподрядчиком инфраструктурных проектов в области дорожного строительства в рамках выполнения плана по спасению российской экономики. Об этом в интервью Forbes рассказал первый зампред ВЭБ.РФ Николай Цехомский.
«Не исключаю, — ответил он на вопрос о том, получит ли «Нацпроектстрой» функции генподрядчика при выполнении проекта «Дороги России». — В любой стране есть такие подрядчики. Где-то — государственные, где-то — квазигосударственные».
Проекты на триллионы
План восстановления экономики правительство разработало в конце мая. Его стоимость на 2020-2021 годы составляет примерно 8 трлн рублей. Из этой суммы 1,6 трлн рублей правительство планирует потратить на одиннадцать проектов в рамках дорожного строительства. Общая стоимость этих проектов — порядка 6 трлн рублей.
Самый дорогой — стоимостью 4,8 трлн рублей до 2024 года или 1,4 трлн в 2020-2021 годах — перекочевал в план из нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Он предполагает масштабное строительство и ремонт дорог в регионах, а также мероприятия по повышению безопасности дорожного движения, например, увеличению числа камер.
Представитель «Нацпроектстроя» сообщил Forbes, что «в той части программы, которая касается развития транспортной инфраструктуры в стране, есть проекты, которые потенциально представляют интерес для компании». «После завершения процесса создания «Нацстройпроект» планирует на общих основаниях участвовать в конкурсах на те объекты, которые будут соответствовать нашим компетенциям и критериям отбора проектов», — добавил он.
Представитель Аркадия Ротенберга от комментариев отказался.
Остальные десять «дорожных» проектов антикризисного плана предполагают строительство дорог, ранее включенных в комплексный план развития и модернизации инфраструктуры. Больше всего, следует из плана, правительство планирует потратить на два участка транспортного коридора «Европа-Западный Китай» (ЕЗК) — скоростную трассу «Москва-Казань» (610 млрд рублей) и обход города Тольятти с мостом через Волгу (120,8 млрд рублей).
Ранее представитель «Нацпроектстроя» подтверждал интерес компании к генподряду по ЕЗК. В структуре «Нацпроектстроя» с июня создана компания «НПС ЕЗК».
Конкурент иностранцам
Помимо «НПС ЕЗК», в состав «Нацпроектстроя» входят еще две компании — «НПС ДЗОК» и «НПС Аксай».
Название первой можно расшифровать как «Дальний западный обход Краснодара», этот проект предполагает строительство участка трассы М4 Дон, который соединил бы ее с выходом на Керченский мост.
Аксай — город в Ростовской области, вокруг которого также планируется построить обход на трассе М4 — этот проект общей стоимостью около 90 млрд рублей также включен в план восстановления экономики. На участках М4 в Липецкой и Воронежской областях уже работает «Мостотрест» Аркадия Ротенберга, активы которого планируется внести в «Нацпроектстрой».
Ранее «Ведомости» писали, что «Нацпроектстрой» может без конкурса получить подряды на строительство обхода Краснодара и Аксая. «Мы думаем, что все точно будет через конкурс, — сказал Forbes Цехомский. — Просто мало кто может взять на себя такого рода масштабные проекты. Это либо иностранный игрок, либо «Нацпроектстрой». По факту может получиться, что на такой конкурс никто не придет, кроме иностранцев. В любом случае, «Нацпроектстрой» будет объединять частных российских игроков, вовлекать их в реализацию проектов».
Железнодорожный интерес
О создании «Нацпроектстроя» компания «Стройпроектхолдинг» Аркадия Ротенберга и ВЭБ.РФ договорились на Петербургском международном экономическом форуме в 2019 году. Инициатором выступил ВЭБ.РФ, рассказал Цехомский Forbes: «Сегодня даже самый крупный российский игрок «Мостотрест» не входит в двадцатку мировых лидеров. Мы хотим объединить усилия и создать компанию, которая будет не просто подрядчиком, но сможет и привлекать финансирование в проект».
Сейчас «Нацпроектстрой» принадлежит ЗПИФ «Легион» под управлением компании «Эвокорп». Со временем, говорил глава «Нацстройпроекта» Рубен Аганбегян, место «Легиона» в СП займут структуры семьи Ротенбергов. Как писал РБК, стоимость активов, вносимых в «Нацпроектстрой», может превысить 100 млрд рублей. ВЭБ.РФ оплатит свою долю (43%) деньгами, Ротенберги такую же долю — активами. Также акционером может стать некий профессиональный инвестор с долей 14%.
Помимо «Мостотреста», в состав СП войдет «ТЭК Мосэнерго», принадлежащая сыну Аркадия Ротенберга . Также партнеры заинтересованы во вхождении в СП группы «1520» — крупного подрядчика РЖД. Глава «Нацпроектстроя» Рубен Аганбегян говорил РБК, что переговоры с акционерами «1520» ведутся, но на процесс оказывают влияние уголовные дела, заведенные на бывших и нынешних собственников группы — Валерия Маркелова и Бориса Ушеровича. Вхождение «1520» в состав «Нацпроектстроя» открывает СП дорогу к подрядам по железнодорожным проектам из плана спасения экономики, например, реконструкции БАМа и «Транссиба» (680 млрд рублей) и развитию железнодорожной инфраструктуры в Центральном транспортном узле (520 млрд рублей).
Короли кеша: 10 миллиардеров с наибольшими доходами. Рейтинг Forbes — 2020
Короли кеша: 10 миллиардеров с наибольшими доходами. Рейтинг Forbes — 2020
10 фото
Материалы
06.05.2020
ГК «1520» из дела Захарченко просится к Аркадию Ротенбергу
Активы ключевого подрядчика РЖД войдут в СП ВЭБа и Аркадия Ротенберга в последнюю очередь, рассказал глава «Нацпроектстроя» Рубен Аганбегян. По его словам, формально договоренностей нет, компании на начальной стадии переговоров.
16.01.2020
Игорь Шувалов и Аркадий Ротенберг раскинули «Понтон»
ВЭБ и Аркадий Ротенберг договорились о реализации проекта «Понтон» — они создают инфраструктурного подрядчика на базе «Мостотреста», ТЭК «Мосэнерго» и «Группы 1520». Небольшую долю в холдинге может получить профильный инвестор.