Управляющую компанию обвинили в том, что она не очистила прилегающую к дому территорию от порубочных остатков деревьев и кустарников. Было вынесено предписание и назначен штраф 30 000 рублей. Три суда нашли это решение верным, а ВС РФ указал, что компания не обязана содержать землю, не находящуюся в собственности жителей МКД.
ВС РФ о праве собственников на формирование участка под МКД
УО привлекли к ответственности за неубранную прилегающую к дому территорию
На прилегающей к дому территории остались порубочные части деревьев и кустарников. Управляющая организация их не убрала, из-за чего была привлечена к административной ответственности в соответствии с федеральным законодательством и Законом об административных правонарушениях на территории Самарской области.
Ответственность за подобное правонарушение прописана в п. «а» ч. 1 ст. 4.28 указанного местного закона и выражается в административном штрафе
- на граждан – от 1 000 до 3 000 рублей;
- на должностных лиц – от 10 000 до 30 000 рублей;
- на юридических лиц – от 30 000 до 50 000 рублей.
Отметим, что действие статьи не распространяется на собственников помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы или образованы по границам таких домов.
Решение коллегиального органа поддержали районный и областной суды, а затем и заместитель председателя областного суда. Они исходили из того, что работы по благоустройству и содержанию на прилегающих к МКД территориях проводят собственники помещений в таких домах или уполномченное ими лицо (пп. 1 п. 11 гл. 3 разд. 2 Правил, утверждённых постановлением Главы городского округа Самара от 10.06.2008 № 404).
К тому же, согласноч. 1 ст. 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать в том числе благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Именно поэтому УО, как ответственной за всё вышеперечисленное, и было выдано предписание и назначен штраф.
Но суды сделали преждевременные выводы.
Должна ли УО ремонтировать проезды и тротуары во дворах домов
Граждане и юрлица содержат только находящиеся в их собственности участки
Верховный суд РФ, куда управляющая организация подала жалобу, отметил: защитники компании неоднократно сообщали судам, что границы территории земельного участка, прилегающего к МКД, не установлены, участок не конкретизирован, нет его план-схемы и обратных доказательств в деле нет. Предыдущие инстанции не дали этому факту надлежащей правовой оценки.
Право на использование земельного участка есть у его собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов (ст. ст. 40, 41 и 42 ЗК РФ). На них возложена обязанность соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Федеральное законодательство не требует от граждан и юридических лиц отвечать за состояние иных территорий, кроме земельных участков, находящихся в их собственности или владении (Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ, ст. ст. 37–39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).
Обязать собственников, владельцев, пользователей объектов недвижимости содержать территорию, прилегающую к их земельным участкам, можно на основании федерального закона или договора. Такой вывод сделал ВС РФ в п. 7 Обзора судебной практики № 4 (2018).
Благоустройством территорий, которые не закреплены за юридическими, физическими лицами и индивидуальными предпринимателями, занимаются администрации внутригородских районов городского округа Самара. Это следует п. 10 гл. 3 разд. 2 Правил благоустройства территории городского округа Самара.
Необходимо разграничивать понятия «придомовой» и «прилегающий»
В рассматриваемом деле управляющую организацию привлекли к ответственности за то, что она не участвовала в содержании прилегающих территорий в пределах границ, установленных в соответствии с Законом Самарской области и правилами благоустройства территории муниципального образования.
В ст. 2 Закона Самарской области от 13.06.2018 № 48-ГД дано определение понятия «прилегающая территория». Это «территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным этим Законом».
ВС РФ указал, что при этом не был установлен правовой статус спорного земельного участка и не выяснен вопрос о том, кто обязан его содержать. В постановлении коллегиального органа и решениях предыдущих инстанций территория именуется то прилегающей, то придомовой. Между тем это разные понятия.
Исходя их этого Верховный суд РФ отменил решения предыдущих инстанций и направил дело на новое рассмотрение в районный суд.
Должна ли УО содержать деревья на придомовой территории
На заметку
Граждане и юридические лица отвечают за содержание только находящихся у них в собственности участков. Если вам необоснованно предъявили претензии, обратитесь в суд и сошлитесь на федеральное законодательство.
Обращайте внимание на понятия, которыми оперирует проверяющий орган. Не должно быть смешивания определений «придомовая» и «прилегающая» территория. Это разные понятия с разным правовым статусом.
Если границы земельного участка, прилегающего к МКД, не установлены, сам участок не конкретизирован, нет его план-схемы и обратных доказательств в деле, настаивайте на своей правоте – вы не обязаны содержать такую территорию.
Подпишитесь на рассылку
Еженедельно получайте новости сферы ЖКХ, советы по управлению МКД и заполнению ГИС ЖКХ.
Выберите почту, на которую вам удобно получать рассылку, присоединяйтесь к 75 900 подписчикам
Статьи по теме
Вопросы по теме
Полное или частичное копирование материалов разрешено только при указании источника и добавлении прямой ссылки на сайт roskvartal.ru
Правила содержания общего имущества в МКД, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491 (далее – Правила №491)
В соответствии с подп. «е» п.2 Правил №491 в состав общего имущества входит земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
При определении состава общего имущества используются содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — Реестр) сведения о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, а также сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре (п.3).
В соответствии с подп. «г» п.11 Правил №491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества.
В соответствии с подп. «ж» п.11 Правил №491 содержание общего имущества включает в себя также содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Подпунктом «в» п.15 Правил №491 установлено, что в состав услуг и работы не входят уборка и очистка земельных участков, не входящих в состав общего имущества, а также озеленение территории и уход за элементами озеленения (в том числе газонами, цветниками, деревьями и кустарниками), находящимися на земельных участках, не входящих в состав общего имущества. Указанные действия осуществляются собственниками соответствующих земельных участков.
Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 №290
Пункт 24. Работы по содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома (далее — придомовая территория), в холодный период года:
очистка крышек люков колодцев и пожарных гидрантов от снега и льда толщиной слоя свыше 5 см;
сдвигание свежевыпавшего снега и очистка придомовой территории от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см;
очистка придомовой территории от снега наносного происхождения (или подметание такой территории, свободной от снежного покрова);
очистка придомовой территории от наледи и льда;
очистка от мусора урн, установленных возле подъездов, и их промывка;
уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд.
Пункт 25. Работы по содержанию придомовой территории в теплый период года:
подметание и уборка придомовой территории;
очистка от мусора и промывка урн, установленных возле подъездов;
уборка и выкашивание газонов;
прочистка ливневой канализации;
уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд, очистка металлической решетки и приямка.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утв. постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170
3.6. Уборка придомовой территории. Организация уборки территории
3.6.1. Уборка площадок, садов, дворов, дорог, тротуаров, дворовых и внутриквартальных проездов территорий должна производиться организациями по обслуживанию жилищного фонда; тротуары допускается убирать специализированными службами.
3.6.2. Места, недопустимые для уборочных машин, должны убираться вручную до начала работы машин, с труднодоступных мест допускается подавать снег на полосу, убираемую машинами.
3.6.3. В местах съезда и выезда уборочных машин на тротуаре должны быть устроены пандусы из асфальтобетона или местные понижения бортового камня. Ширина пандуса должна быть на 0,5 м больше ширины машины.
3.6.4. Организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать свободный подъезд к люкам смотровых колодцев и узлам управления инженерными сетями, а также источникам пожарного водоснабжения (пожарные гидранты, водоемы), расположенным на обслуживаемой территории.
3.6.5. Материалы и оборудование во дворах следует складировать на специально выделенных площадках.
3.6.6. Периодичность уборки тротуаров принимается органом местного самоуправления в зависимости от интенсивности движения пешеходов по тротуарам (от класса тротуара) <*>.
———————————
<*> Среднее количество пешеходов в час, полученное в результате подсчета пешеходов с 8 до 18 ч в полосе движения шириной 0,75 м:
при движении до 50 чел.-ч I класс
при движении от 51 до 100 чел.-ч II класс
при движении от 101 и более чел.-ч III класс
3.6.7. Тротуары шириной более 3,5 м, а также внутриквартальные проезды и дворы следует убирать, как правило, машинами, предназначенными для проезжей части улиц (при удовлетворительной несущей способности покрытий).
3.6.8. Уборка придомовых территорий должна проводиться в следующей последовательности: вначале убирать, а в случае гололеда и скользкости — посыпать песком тротуары, пешеходные дорожки, а затем дворовые территории.
3.6.9. Уборку, кроме снегоочистки, которая производится во время снегопадов, следует проводить в режиме, в утренние или вечерние часы.
На тротуарах I класса допускается механизированная уборка на повышенных скоростях (7 — 8 км/ч), при условии безопасности движения пешеходов.
Механизированную уборку придомовых территорий допускается проводить в дневное время при скоростях машин до 4 км/ч.
Объем уборочных работ в летнее и зимнее время следует определять по площадям в зависимости от материала покрытия придомовой территории, приведенным в техническом паспорте на жилой дом (дома) и земельный участок.
Летняя уборка
3.6.10. Летняя уборка придомовых территорий: подметание, мойка или поливка вручную или с помощью спецмашин — должна выполняться преимущественно в ранние, утренние и поздние, вечерние часы. Мойку тротуаров следует производить только на открытых тротуарах, непосредственно граничащих с прилотковой полосой, и в направлении от зданий к проезжей части улицы.
Мойка тротуаров должна быть закончена до выполнения этой операции на проезжей части, для чего время уборки тротуаров должно быть увязано с графиком работы поливочно-моечных машин.
3.6.11. Поливка тротуаров в жаркое время дня должна производиться по мере необходимости, но не реже двух раз в сутки.
Таблица 3.1
Класс тротуара |
Периодичность выполнения |
I |
Один раз в двое суток |
II |
Один раз в сутки |
III |
Два раза в сутки |
При наличии особых местных условий, вызывающих повышенную засоренность, периодичность выполнения уборочных работ допускается принимать до трех раз в сутки.
3.6.12. Периодичность выполнения летних уборочных работ в зависимости от интенсивности движения следует принимать по табл. 3.1.
3.6.13. Работы по летней уборке территорий должны завершаться в сроки, установленные п. 3.6.10.
Зимняя уборка
3.6.14. Периодичность выполнения зимних уборочных работ по очистке тротуаров во время снегопада (сдвижка и подметание снега) следует принимать по табл. 3.2.
Таблица 3.2
Класс тротуара |
Периодичность, ч, при температуре воздуха, град. С- |
Периодичность при отсутствии снегопада, сутки |
|
ниже -2 |
выше -2 |
||
1 |
через 3 |
через 1,5 |
через 3 |
2 |
через 2 |
через 1 |
через 2 |
3 |
через 1 |
через 0,5 |
через 1 |
Накапливающийся на крышах снег должен по мере необходимости сбрасываться на землю и перемещаться в прилотковую полосу, а на широких тротуарах — формироваться в валы.
3.6.15. Очистка покрытий при отсутствии снегопада от снега наносного происхождения должна производиться в ранние, утренние часы машинами с плужно-щеточным оборудованием, периодичность выполнения — один раз в 3, 2 и 1 сутки соответственно для тротуаров I, II и III классов.
3.6.16. Убираемый снег должен сдвигаться с тротуаров на проезжую часть в прилотковую полосу, а во дворах — к местам складирования.
3.6.17. Сдвинутый с внутриквартальных проездов снег следует укладывать в кучи и валы, расположенные параллельно бортовому камню или складировать вдоль проезда при помощи, как правило, роторных снегоочистителей.
3.6.18. На тротуарах шириной более 6 м, отделенных газонами от проезжей части улиц, допускается сдвигать снег на вал на середину тротуара для последующего удаления.
3.6.19. Работы по укладке снега в валы и кучи должны быть закончены на тротуарах I и II классов не позднее 6 ч с момента окончания снегопада, а на остальных территориях — не позднее 12 ч.
3.6.20. Снег, собираемый во дворах, на внутриквартальных проездах и с учетом местных условий на отдельных улицах, допускается складировать на газонах и на свободных территориях при обеспечении сохранения зеленых насаждений.
3.6.21. Участки тротуаров и дворов, покрытые уплотненным снегом, следует убирать в кратчайшие сроки, как правило, скалывателями-рыхлителями уплотненного снега. Сгребание и уборка скола должна производиться одновременно со скалыванием или немедленно после него и складироваться вместе со снегом.
3.6.22. Снег при ручной уборке тротуаров и внутриквартальных (асфальтовых и брусчатых) проездов должен убираться полностью под скребок. При отсутствии усовершенствованных покрытий снег следует убирать под движок, оставляя слой снега для последующего его уплотнения.
3.6.23. При возникновении скользкости обработка дорожных покрытий пескосоляной смесью должна производиться по норме 0,2-0,3 кг/м при помощи распределителей.
3.6.24. Время проведения обработки покрытий пескосоляной смесью первоочередных территорий не должно превышать 1,5 ч, а срок окончания всех работ — 3 ч.
3.6.25. Размягченные после обработки льдообразования должны быть сдвинуты или сметены плужно-щеточными снегоочистителями, не допуская их попадания на открытый грунт, под деревья или на газоны.
3.6.26. Обработку покрытий следует производить крупнозернистым и среднезернистым речным песком, не содержащим камней и глинистых включений. Песок должен быть просеян через сито с отверстиями диаметром 5 мм и заблаговременно смешан с поваренной солью в количестве 5 — 8% массы песка.
3.6.27. Организации по обслуживанию жилищного фонда с наступлением весны должны организовать:
— промывку и расчистку канавок для обеспечения оттока воды в местах, где это требуется для нормального отвода талых вод;
— систематический сгон талой воды к люкам и приемным колодцам ливневой сети;
— общую очистку дворовых территорий после окончания таяния снега, собирая и удаляя мусор, оставшийся снег и лед.
Вывоз снега (пример)
Например, ч.3 ст.65 Правил благоустройства территории города Ханты-Мансийска, утв. решением Думы от 02.06.2014 №517-V РД: «Вывоз снежной массы производится в соответствии с графиком вывоза снежных масс, предусмотренным договором со специализированной организацией, но не позднее десяти суток после окончания снегоочистки». «Запрещается хранение собранных снежных масс на придомовых (за исключением территорий индивидуальных жилых домов) и прилегающих территориях более десяти суток после окончания снегоочистки (ч.2 ст.66)».
Более подробная информация об уборке снега в целом по городу содержится там же (ст.ст.51-66). Вывоз и сброс снежных масс осуществляется в места, определяемые МО.
Общие положения организации уборки территории г.Ханты-Мансийска определены в главе 4 Правил благоустройства.
В каждом муниципальном образовании утверждены свои правила благоустройства, которые в той или иной мере могут отличаться друг от друга. Ознакомиться с ними можно на официальных сайтах муниципальных образования. Для примера:
— Ханты-Мансийск:
admhmansy.ru/rule/admhmansy/adm/division-of-public-security-and-crime-prevention/activities/…
— Сургут:
invest.admsurgut.ru/public/uploads/(2018_05_31)_Vopros_3__Pravila_blagoustroystva_ot_26_12_20…
— Нижневартовск:
n-vartovsk.ru/documents/dumaReshenie/18-09-2020/667.html
— Нефтеюганск:
admugansk.ru/uploads/2020/06/pravila_blagoustroystva_gorod_nefteyugansk_%E2%84%96_727-v_o…
Раньше суды признавали недействительными нормы муниципальных правил благоустройства, которые противоречили статье 210 ГК. В ней сказано, что собственник несет бремя содержания только принадлежащего ему имущества. Сейчас начинает складываться другая судебная практика. В результате стало проще обязать владельцев недвижимости участвовать в содержании территорий, прилегающих к объектам. Расскажем, для кого можно предусмотреть такую обязанность и в каких документах ее прописать.
Как суды раньше рассматривали споры о содержании прилегающей территории
Если земельный участок, на котором расположен МКД, сформирован и поставлен на кадастровый учет, он принадлежит собственникам помещений в доме и относится к их общему имуществу. Такой участок обязаны содержать собственники помещений в МКД. Если земельный участок под домом не сформирован и на учет его не поставили, он находится в собственности муниципального образования. Территорию вокруг дома в этом случае должен содержать муниципалитет. Такие выводы суды делали из статьи 210 ГК. Муниципальные правила благоустройства, которые противоречили этой норме, судьи признавали недействительными.
Документ: Аналогичные решения есть в определениях Верховного суда от 17.04.2018 № 50-КГ18-6, от 20.12.2017 № 56-АПГ17-21, от 03.10.2018 № 47-АПГ18-4
ПРИМЕР 1. Гражданин поскользнулся на льду около нежилой пристройки к МКД. В результате его здоровью был причинен вред средней тяжести. Гражданин обратился в суд с иском к управляющей организации и ИП — собственнику нежилого помещения. Истец потребовал взыскать с ответчиков утраченный заработок и компенсацию морального вреда.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования истца. Они руководствовались пунктом 98 решения Омского городского совета от 25.07.2007 № 45 «О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска». В этой норме сказано, что убирать территорию, прилегающую к границам здания, обязаны лица, которые ведут на этой территории или в здании хозяйственную или иную деятельность. Предприниматель не согласился с выводами судов и обратился в Верховный суд.
Верховный суд отменил решения нижестоящих судов. Он указал, что лицо, которое не является собственником имущества, несет бремя его содержания только в случаях, предусмотренных федеральными законами или договором. Правила благоустройства к федеральному законодательству не относятся. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ разрешает органам МСУ устанавливать порядок участия собственников зданий и помещений в благоустройстве прилегающих территорий. Но возложить на собственников обязанность по содержанию территории помимо их воли нельзя (определение Верховного суда от 17.04.2018 № 50-КГ18-7).
Муниципальные правила благоустройства, которые обязывают правообладателей жилых и нежилых помещений убирать прилегающую территорию, суды признавали недействующими как по искам самих собственников, так и по прокурорским искам в защиту прав неопределенного круга лиц.
ПРИМЕР 2. Прокурор обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению положений правил благоустройства города. Они обязывали юридических и физических лиц, а также ИП содержать в чистоте и порядке территорию, которая прилегает к зданиям, сооружениям и другим объектам недвижимости. Эта обязанность была установлена для всех владельцев недвижимого имущества: собственников, арендаторов, лиц, принявших объекты в оперативное управление или хозяйственное ведение. Прокурор указал, что муниципальный правовой акт не должен возлагать на физических и юридических лиц обязанность по содержанию прилегающей к их имуществу территории, если она не находится в их собственности, владении либо пользовании. Это противоречит требованиям Конституции и федеральных законов.
Судьи согласились с прокурором. Из правил благоустройства следует, что прилегающая территория — это территория общего пользования. Земли общего пользования — это земли, не предоставленные в собственность или пользование физическим и юридическим лицам. Такие земли находятся в собственности муниципального образования (ст. 16–19 ЗК). Статья 210 ГК дает собственнику возможность перенести бремя содержания имущества на других лиц полностью или частично. Но это допустимо лишь в случаях, указанных в законе или договоре.
Правила благоустройства не устанавливают порядок определения границ территорий по содержанию, благоустройству и уборке территории. Кроме того, они не устанавливают предельные размеры площади участка, обязанность по содержанию которого возлагается на граждан и юридических лиц, а также возможные случаи несения такой обязанности (решение Петровского районного суда Ставропольского края от 09.09.2015 по делу № 2-772/2015).
Что изменилось
На заметку: К прилегающей территории относится территория общего пользования, прилегающая к зданию, строению, сооружению или земельному участку, если такой земельный участок образован
28 июня 2018 года вступила в силу новая редакция Градостроительного кодекса (Федеральный закон от 29.12.2017 № 463-ФЗ). Законодатель ввел понятие «прилегающая территория». Он также установил, что правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать непосредственное и финансовое участие собственников и иных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков в содержании прилегающих территорий. Правила могут определять границы таких территорий в соответствии с установленным региональным законом порядком. Исключение предусмотрено для собственников и владельцев помещений в МКД, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам МКД.
Летом 2019 года Верховный суд рассмотрел очередное дело об оспаривании положений городских правил благоустройства. Решение, которое он принял, — хорошая новость для муниципалитетов.
ПРИМЕР 3. Муниципальные правила благоустройства требовали от владельцев и собственников зданий и сооружений содержать прилегающие к их объектам территории. Для ларьков такая территория определялась в 10 м, для рекламных конструкций — в 5 м, а для МКД — в 15 м по периметру от границ земельного участка, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства. Одна из управляющих МКД организаций сочла, что муниципалитет незаконно возлагает на нее как на лицо, ответственное за содержание МКД, обязанность содержать территорию, не входящую в общее имущество собственников. Организация попыталась оспорить положения правил благоустройства в суде.
Областной, а затем и Верховный суд отказали в административном иске. Суд указал, что благоустройство территорий — деятельность в том числе по содержанию расположенных на них объектов, а также прилегающих к ним территорий. Градостроительный кодекс в редакции Закона № 463-ФЗ предусматривает обязанность лиц, ответственных за эксплуатацию здания, строения или сооружения, принимать участие в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются муниципальными правилами благоустройства. Этими правилами муниципалитеты вправе регулировать вопросы участия в содержании прилегающих территорий собственников и владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (п. 13 ч. 2 ст. 45.1 Закона № 131-ФЗ). Основания для признания недействующими норм муниципальных правил благоустройства могут быть только процедурными. В рассмотренном случае порядок принятия этих правил нарушен не был (определение Верховного суда от 05.07.2019 № 2-АПА19-5).
Важно: Участие владельцев объектов недвижимости в содержании прилегающих территорий может быть в том числе финансовым
Выводы и рекомендации для муниципалитетов
Правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков в содержании прилегающих территорий. Органы местного самоуправления вправе предусмотреть в правилах благоустройства обязанность участия, в том числе финансового, собственников и иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков в содержании прилегающих территорий. Исключение делается только для владельцев помещений в МКД, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам домов. Такие лица в содержании прилегающей территории не участвуют.
Обязанность собственников и иных владельцев недвижимости поддерживать чистоту и порядок на прилегающей территории закрепите не только в муниципальных правилах благоустройства, но и в договорах аренды и других гражданско-правовых договорах, которые органы МСУ заключают с этими лицами.
Границы прилегающих территорий орган МСУ вправе определить в правилах благоустройства территории муниципального образования только в соответствии с порядком, установленным законом субъекта РФ (п. 14 ч. 2 ст. 451 Закона № 131-ФЗ).
- Главная
- Правовые ресурсы
- Подборки материалов
- Обязанность по уборке прилегающей территории
Обязанность по уборке прилегающей территории
Подборка наиболее важных документов по запросу Обязанность по уборке прилегающей территории (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 20.4 «Нарушение требований пожарной безопасности» КоАП РФ«Принимая во внимание тот факт, что в собственности должника находится значительное количество объектов недвижимости, уборка прилегающих территорий (стрижка газона, покос травы) является публично-правовой обязанностью, установленной постановлением Правительства Российской Федерации. Ответственность за неисполнение обязанности, предусмотренной пунктом 17.1 названного постановления Правительства Российской Федерации, установлена статьей 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, первая часть которой предусматривает санкцию в виде наложения штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.»
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 18.05.2022 N 88-12840/2022 по делу N 2-1-1984/2021
Категория спора: Причинение вреда жизни и здоровью.
Требования потерпевшего: 1) О возмещении вреда, причиненного здоровью; 2) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указал, что он, проходя мимо здания банка, поскользнулся и упал, ударившись головой, отчего на некоторое время потерял сознание, в результате падения он испытал сильную физическую боль и получил травму головы.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов на оплату услуг представителя — удовлетворено в части.Доводы кассационной жалобы о наличии у Банка обязанности по уборке прилегающей территории, а также о фактическом принятии Банком на себя указанной обязанности путем заключения соответствующего договора с обслуживающей организацией, не свидетельствуют о незаконности судебного постановления, поскольку основаны на неверном применении норм материального права. Данные доводы получили надлежащую оценку суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонены.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О юридических конструкциях и механизме гражданско-правового регулирования
(Демин А.А.)
(«Гражданское право», 2020, N 3)Также подчас в юридическую конструкцию ошибочно включаются нормы, неприменимые к данной ситуации. Так, по одному из дел суд взыскал с управляющей компании ущерб, полученный по причине ненадлежащего содержания территории, прилегающей к объектам недвижимости. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отменила решение, указав, что земельные участки под многоквартирными домами, где получил травмы истец, не сформированы и не поставлены на государственный кадастровый учет. Собственником земельного участка, на котором произошло падение истца, ответчик не является. Возлагая обязанность по возмещению вреда, суды руководствовались не федеральным законом, а правилами благоустройства, согласно которым обязанности по уборке десятиметровой прилегающей территории возлагаются на лиц, осуществляющих на указанных территориях или в зданиях хозяйственную или иную деятельность. Следовательно, обстоятельством, имеющим значение для правильного разрешения спора, являлось установление принадлежности земельного участка, однако данное обстоятельство оценки судом не получило, что привело к принятию неверного решения <23>.
Нормативные акты
«Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018)»
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)
(ред. от 01.06.2022)Разрешая исковые требования А., суды в нарушение указанного законодательства, возлагая обязанность по возмещению вреда здоровью на Л., руководствовались не федеральным законом или договором, а правилами благоустройства, согласно которым обязанности по уборке десятиметровой территории, прилегающей к границам занимаемых юридическими и физическими лицами зданий, к огражденным забором территориям, а также подъездов к ним и десятиметровой территории, прилегающей к подъездным путям, в том числе по вывозу образовавшегося на прилегающей территории мусора, возлагаются на лиц, осуществляющих на указанных территориях или в зданиях хозяйственную или иную деятельность.
Вопросы содержания и благоустройства придомовой территории (перечень услуг и работ по содержанию и благоустройству придомовой территории, условия их оказания и выполнения, размер их финансирования) решаются на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, общем собрании членов товарищества собственников жилья, общем собрании членов кооператива.
Обязанности по содержанию придомовой территории в зависимости от способа управления многоквартирным домом возлагаются на собственников помещений в многоквартирном доме, управляющую компанию, товарищество собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы.
В силу установленных требований общее имущество должно содержаться с соблюдением требований законодательства и обеспечивать, в частности:
— безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность их имущества;
— доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения;
— соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
— постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме.
Содержание придомовой территории включает в себя, в частности:
1) осмотр придомовой территории, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния придомовой территории требованиям законодательства, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
2) уборку земельного участка, входящего в состав общего имущества;
3) работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
4) текущий и капитальный ремонт элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства объектов, расположенных на придомовой территории;
5) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства на придомовой территории.
Необходимо обратить внимание, что уборка территории должна производиться ежедневно, включая в теплое время года – полив территории, в зимнее время – антигололедные мероприятия (удаление, посыпание песком, антигололедными реагентами и др.).
В свою очередь, к работам по благоустройству придомовой территории относятся:
1) организация детских игровых и спортивных площадок с озеленением и необходимым оборудованием малых архитектурных форм для летнего и зимнего отдыха детей;
2) организация площадок для отдыха взрослых;
3) восстановление разрушенных участков тротуаров, дорожек, отмосток ограждений и оборудования спортивных, хозяйственных площадок и площадок для отдыха, площадок и навесов для контейнеров-мусоросборников.
Благоустройство дворовых территорий всегда является актуальной проблемой для жителей всех регионов нашей страны и для местных властей.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на уровне местных властей принимаются правила благоустройства территории муниципального образования – муниципальный правовой акт, устанавливающий требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения. Утверждение правил благоустройства территории входит в перечень вопросов местного значения муниципальных образований.
Кроме того, в настоящее время на территории Приморского края в рамках реализации национального проекта «Жилье и городская среда» реализуется региональный проект «Формирование комфортной городской среды», в рамках которого органами местного самоуправления муниципальных образований края, с учетом финансовой поддержки из федерального и краевого бюджетов, выполняются мероприятия по благоустройству, в том числе дворовых территорий многоквартирных домов.
Так, постановлениями Администрации Приморского края утверждены 2 государственные программы Приморского края «Формирование современной городской среды муниципальных образований Приморского края» на 2018 – 2024 годы» и на 2020-2027 годы. Указанными программами утверждены перечени дворовых территорий, нуждающихся в благоустройстве с учетом их физического состояния и подлежащих благоустройству в период с 2018 по 2027 годы (с указанием адресов домов и периода реализации соответствующих мероприятий). Указанные нормативные правовые официально опубликованы и находятся в свободном доступе в интернете или в справочно-правовых системах.
Таким образом, жители многоквартирного дома могут самостоятельно получить информацию о периоде благоустройства той или иной дворовой территории.
Очередность благоустройства дворовых территорий определяется органами местного самоуправления в порядке поступления предложений заинтересованных лиц об их участии в выполнении работ по благоустройству.
При этом, физическое состояние дворовой территории и необходимость ее благоустройства определяется по результатам инвентаризации дворовой территории, проводимой специально создаваемой для этих целей комиссией органа местного самоуправления путем натурного обследования территорий и расположенных на них элементов благоустройства.
По результатам инвентаризации администрацией муниципального образования составляется Паспорт благоустройства территории, который подлежит обязательной ежегодной актуализации. На основании такого паспорта благоустройства администрациями муниципальных образований заключаются соглашения с собственниками (пользователями) домов, собственниками (землепользователями) земельных участков о благоустройстве указанных территорий не позднее 2027 года.
Если придомовая территория содержится ненадлежащим образом, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.
Во-первых, необходимо предъявить требование к организации, отвечающей за поддержание порядка на придомовой территории.
В зависимости от способа управления многоквартирным домом, выбранного собственниками помещений в этом доме, требование о поддержании порядка на придомовой территории может быть предъявлено:
— управляющей организации (наиболее распространенная ситуация);
— товариществу собственников жилья, жилищному или иному специализированному потребительскому кооперативу;
— организации, с которой собственники помещений заключили договор на выполнение работ и оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Если после предъявления требований ответственным лицам недостатки, связанные с содержанием придомовой территории, устранены не были, следующим этапом будет обращение с жалобой в органы жилищного контроля и местного самоуправления.
Так, жители дома вправе обратиться в органы государственного и/или муниципального жилищного контроля – жилищные инспекции, администрации муниципальных образований. В Приморском крае региональный государственный жилищный надзор осуществляется Государственной жилищной инспекцией Приморского края.
Жалоба является основанием для проведения внеплановой проверки соответствующей организации. Если по результатам проверки будут выявлены нарушения правил содержания придомовой территории, контролирующий орган выносит предписание о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Если же решение, а также действия (либо бездействие) должностных лиц органов госжилнадзора при проведении проверки вас не устроили, вы можете обжаловать их в административном и (или) судебном порядке.
Помимо этого, безусловно, граждане могут обжаловать такие действия в органы прокуратуры – по месту совершения обжалуемых действий.
За ненадлежащее содержание придомовой территории предусмотрена административная ответственность по различным статьям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Так, ст. 7.22 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
За осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований (к примеру, при ненадлежащем осуществлении управляющей организацией своих обязанностей по управлению многоквартирным домом) предусмотрена административная ответственность по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Отдел по надзору за исполнением законов
в сфере экономики и экологии