График работы логопеда в школе на 1 ставку 20 часов

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 6 августа 2020 г. N Р-75

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОКАЗАНИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

(в ред. Распоряжения Минпросвещения РФ от 06.04.2021 N Р-77)

Во исполнение пункта 13 плана мероприятий по созданию специальных условий получения общего и дополнительного образования обучающихся с инвалидностью и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на 2018 — 2020 годы, утвержденного Министром просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильевой 19 июня 2018 г.:

1. Утвердить прилагаемое примерное Положение об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее — примерное Положение).

2. Рекомендовать руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, при организации работы по обеспечению оказания логопедической помощи обучающимся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, руководствоваться настоящим Положением.

Заместитель Министра
Д.Е. ГРИБОВ

УТВЕРЖДЕНО
распоряжением
Министерства просвещения
Российской Федерации
от 6 августа 2020 г. N Р-75

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОКАЗАНИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

(в ред. Распоряжения Минпросвещения РФ от 06.04.2021 N Р-77)

1. Общие положения

1.1. Примерное положение об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельности (далее — Положение) регламентирует деятельность организации, осуществляющей образовательную деятельность (далее — Организация), в части оказания логопедической помощи обучающимся, имеющим нарушения устной и (или) письменной речи (далее — обучающиеся) и трудности в освоении ими основных общеобразовательных программ (в том числе адаптированных).

1.2. Задачами Организации по оказанию логопедической помощи являются:

организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного выявления и последующей коррекции речевых нарушений обучающихся;

организация проведения логопедических занятий с обучающимися с выявленными нарушениями речи;

организация пропедевтической логопедической работы с обучающимися по предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая разработку конкретных рекомендаций обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам;

консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и содержания логопедической работы с обучающимися.

2. Порядок оказания логопедической помощи в Организации

2.1. Логопедическая помощь оказывается Организацией любого типа независимо от ее организационно-правовой формы, а также в рамках сетевой формы реализации образовательных программ <1>.

<1> Статья 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.2. При оказании логопедической помощи Организацией ведется документация согласно приложению 1 к Положению.

Срок и порядок хранения документов определяется локальным нормативным актом Организации, регулирующим вопросы оказания логопедической помощи.

Рекомендуемый срок хранения документов составляет не менее трех лет с момента завершения оказания логопедической помощи.

2.3. Количество штатных единиц учителей-логопедов определяется локальным нормативным актом Организации, регулирующим вопросы оказания логопедической помощи, исходя из:

1) количества обучающихся, имеющих заключение психолого-медико-педагогической комиссии (далее — ПМПК) с рекомендациями об обучении по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья <2> (далее — ОВЗ) из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 5 (6) — 12 <3> указанных обучающихся;

<2> Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (пункт 16 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

<3> Приказы Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 августа 2020 г., регистрационный N 59599) и от 28 августа 2020 г. N 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2020 г., регистрационный N 60252) с изменением, внесенным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 ноября 2020 г. N 655 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 декабря 2020 г., регистрационный N 61494). (в ред. Распоряжения Минпросвещения РФ от 06.04.2021 N Р-77)

2) количества обучающихся, имеющих заключение психолого-педагогического консилиума (далее — ППк) и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом) из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 25 таких обучающихся;

3) количества обучающихся, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, проведенной учителем-логопедом Организации, из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 25 таких обучающихся.

2.4. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления родителей (законных представителей) и (или) согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (приложения N 2 и N 3 к Положению).

2.5. Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая входное и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 15 календарных дней каждое.

Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают проведение общего срезового обследования обучающихся, обследование обучающихся по запросу родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, педагогических работников, углубленное обследование обучающихся, имеющих нарушения устной и (или) письменной речи и получающих логопедическую помощь с целью составления или уточнения плана коррекционной работы учителя-логопеда и другие варианты диагностики, уточняющие речевой статус обучающегося.

По запросу педагогических работников возможна организация внеплановых диагностических мер в отношении обучающихся, демонстрирующих признаки нарушения устной и (или) письменной речи. В случае инициации внеплановых диагностических мероприятий педагогическим работником, им должна быть подготовлена педагогическая характеристика (приложение N 4 к Положению) обучающегося, демонстрирующего признаки нарушения устной и (или) письменной речи, и оформлено обращение к учителю-логопеду. После получения обращения учитель-логопед (учителя-логопеды) проводит диагностические мероприятия с учетом пункта 2.5 Положения.

2.6. Списочный состав обучающихся, нуждающихся в получении логопедической помощи, формируется на основании результатов логопедической диагностики с учетом выраженности речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк.

Зачисление обучающихся на логопедические занятия может производиться в течение всего учебного года.

Отчисление обучающихся с логопедических занятий осуществляется по мере преодоления речевых нарушений, компенсации речевых особенностей конкретного ребенка.

Зачисление на логопедические занятия обучающихся, нуждающихся в получении логопедической помощи, и их отчисление осуществляется на основании распорядительного акта руководителя Организации.

2.7. Логопедические занятия с обучающимися проводятся в индивидуальной и (или) групповой/подгрупповой формах. Количество и периодичность групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом (учителями-логопедами) с учетом выраженности речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк.

2.8. Логопедические занятия с обучающимися проводятся с учетом режима работы Организации <4>.

<4> Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный N 61573) (далее — постановление N 28) и от 28 января 2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2021 г., регистрационный N 62297) (далее — постановление N 2). (в ред. Распоряжения Минпросвещения РФ от 06.04.2021 N Р-77)

2.9. Содержание коррекционной работы с обучающимися определяется учителем-логопедом (учителями-логопедами) на основании рекомендаций ПМПК, ППк и результатов логопедической диагностики.

2.10. Логопедические занятия должны проводиться в помещениях, оборудованных с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и состояния их здоровья и отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к данным помещениям (приложение N 5 к Положению).

2.11. В рабочее время учителя-логопеда включается непосредственно педагогическая работа с обучающими из расчета 20 часов в неделю <5> за ставку заработной платы, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, — методическая, подготовительная, организационная и иная.

<5> Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 февраля 2015 г., регистрационный N 36204) с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 июня 2016 г. N 755 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 июля 2016 г., регистрационный N 42884) и приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 13 мая 2019 г. N 234 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 мая 2019 г., регистрационный N 54675). (в ред. Распоряжения Минпросвещения РФ от 06.04.2021 N Р-77)

2.12. Консультативная деятельность учителя-логопеда (учителей-логопедов) заключается в формировании единой стратегии эффективного преодоления речевых особенностей обучающихся при совместной работе всех участников образовательного процесса (административных и педагогических работников Организации, родителей (законных представителей), которая предполагает информирование о задачах, специфике, особенностях организации коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с обучающимся.

Консультативная деятельность может осуществляться через организацию:

постоянно действующей консультативной службы для родителей;

индивидуального и группового консультирования родителей (законных представителей), педагогических и руководящих работников Организации;

информационных стендов.

3. Логопедическая помощь при освоении образовательных программ дошкольного образования

3.1. Содержание и формы деятельности учителя-логопеда (учителей-логопедов) по оказанию помощи детям, испытывающим трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования определяются с учетом локальных нормативных актов Организации.

3.2. На логопедические занятия зачисляются воспитанники групп любой направленности, групп по присмотру и уходу без реализации образовательной программы, разновозрастных групп, дети, не посещающие дошкольную образовательную организацию, и дети, осваивающие образовательные программы дошкольного образования (в том числе адаптированные) и нуждающиеся в длительном лечении, а также дети-инвалиды, которые по состоянию здоровья не могут посещать Организации, получающие образование на дому, в медицинских организациях или в форме семейного образования, имеющие нарушения в развитии устной речи.

3.3. Логопедическая помощь осуществляется в соответствии с пунктом 2.5 Положения.

Для детей, получающих образование вне Организации (в форме семейного образования), а также для детей, не посещающих Организацию, также необходимо предоставление медицинской справки по форме 026/у-2000 «Медицинская карта ребенка для образовательных учреждений дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, учреждений начального и среднего профессионального образования, детских домов и школ-интернатов» <6>;

<6> Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 июля 2000 г. N 241 «Об утверждении «Медицинской карты ребенка для образовательных учреждений».

3.4. Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий:

1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования, определяется выраженностью речевого нарушения, и требованиями адаптированной основной образовательной программы и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в форме групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий);

2) для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом), определяется выраженностью речевого нарушения и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в форме групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий);

3) для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, определяется (в форме групповых и (или) индивидуальных занятий) в соответствии с программой психолого-педагогического сопровождения, разработанной и утвержденной Организацией.

При организации логопедической помощи детям младенческого и раннего возраста занятия могут проводиться в форме консультирования родителей (законных представителей) по вопросам организации деятельности их ребенка, создания предметно-развивающей среды и обеспечения социальной ситуации развития.

3.5. Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями <7> и составляет:

<7> Постановление N 2. (в ред. Распоряжения Минпросвещения РФ от 06.04.2021 N Р-77)

для детей от 1,5 до 3 лет — не более 10 мин;

для детей от 3 до 4-х лет — не более 15 мин;

для детей от 4-х до 5-ти лет — не более 20 мин;

для детей от 5 до 6-ти лет — не более 25 мин;

для детей от 6-ти до 7-ми лет — не более 30 мин.

3.6 Предельная наполняемость групповых/подгрупповых занятий:

1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендациями об обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования — не более 12 человек;

2) для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом), не более 12 человек;

3) для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, предельная наполняемость группы определяется в соответствии с программой психолого-педагогического сопровождения, разработанной и утвержденной Организацией.

4. Логопедическая помощь при освоении образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования

4.1. Содержание и формы деятельности учителя-логопеда (учителей-логопедов) по оказанию помощи детям, испытывающим трудности в освоении образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования определяются с учетом локальных нормативных актов Организации.

4.2. Учащиеся могут получать логопедическую помощь независимо от формы получения образования и формы обучения.

4.3. Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий:

1) для учащихся с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об обучении по адаптированной основной образовательной программе общего образования, определяется выраженностью речевого нарушения и требованиями адаптированной основной общеобразовательной программы и составляет (в форме групповых и (или) индивидуальных занятий) не менее трех логопедических занятий в неделю для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и не менее одного-двух логопедических занятий в неделю для других категорий обучающихся с ОВЗ;

2) для учащихся, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом), определяется выраженностью речевого нарушения и составляет (в форме групповых и индивидуальных занятий) не менее двух логопедических занятий в неделю;

3) для учащихся, имеющих риск возникновения нарушений речи, выявленных по итогам логопедической диагностики, определяется (в форме групповых и (или) индивидуальных занятий) в соответствии с программой психолого-педагогического сопровождения, разработанной и утвержденной Организацией.

4.4. Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями <8> и составляет:

<8> Постановление N 28. (в ред. Распоряжения Минпросвещения РФ от 06.04.2021 N Р-77)

в 1 (дополнительном) — 1 классах — групповое занятие — 35 — 40 мин, индивидуальное — 20 — 40 мин,

во 2 — 11 (12) классах — групповое занятие — 40 — 45 мин, индивидуальное — 20 — 45 мин.

4.5. Рекомендуемая предельная наполняемость групповых занятий:

1) для учащихся с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об обучении по адаптированной основной образовательной программе общего образования, не более 6 — 8 человек;

2) для учащихся, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, не более 6 — 8 человек;

3) для учащихся, имеющих риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, предельная наполняемость группы определяется программой психолого-педагогического сопровождения, разработанной и утвержденной Организацией.

Приложение N 1
к Примерному положению
об оказании логопедической помощи
в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность

ДОКУМЕНТАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ ОКАЗАНИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

1. Программы и/или планы логопедической работы.

2. Годовой план работы учителя-логопеда (учителей-логопедов).

3. Расписание занятий учителей-логопедов.

4. Индивидуальные карты речевого развития обучающихся, получающих логопедическую помощь.

5. Журнал учета посещаемости логопедических занятий.

6. Отчетная документация по результатам логопедической работы.

Приложение N 2
к Примерному положению
об оказании логопедической помощи
в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность

                                                 ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ
 
                                         Руководителю организации,
                                    осуществляющей образовательную
                                                      деятельность
 
            Согласие родителя (законного представителя)
                    обучающегося на проведение
              логопедической диагностики обучающегося
 
Я, _______________________________________________________________
        ФИО родителя (законного представителя) обучающегося
являясь родителем (законным представителем) ______________________
        (нужное подчеркнуть)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
      (ФИО, класс/группа, в котором/ой обучается обучающийся,
                    дата (дд.мм.гг.) рождения)
выражаю  согласие  на  проведение логопедической диагностики моего
ребенка.
 
"__" _________ 20__ г. /_________/________________________________
                        (подпись)      (расшифровка подписи)

Приложение N 3
к Примерному Положению
об оказании логопедической помощи
в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность

                                                 ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ
 
                                         Руководителю организации,
                                    осуществляющей образовательную
                                                      деятельность
                                    от ___________________________
                                               ФИО родителя
                                        (законного представителя)
 
                            Заявление
 
Я, _______________________________________________________________
            ФИО родителя (законного представителя) обучающегося
__________________________________________________________________
являясь родителем (законным представителем) ______________________
       (нужное подчеркнуть)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
     (ФИО, класс/группа, в котором/ой обучается обучающийся,
                    дата (дд.мм.гг.) рождения)
прошу  организовать  для  моего  ребенка  логопедические занятия в
соответствии   с   рекомендациями  психолого-медико-педагогической
комиссии/   психолого-педагогического  консилиума/учителя-логопеда
(нужное подчеркнуть).
 
"__" _________ 20__ г. /_________/________________________________
                        (подпись)      (расшифровка подписи)

Приложение N 4
к Примерному Положению
об оказании логопедической помощи
в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ (ФИО, ДАТА РОЖДЕНИЯ, ГРУППА/КЛАСС)

Общие сведения:

— дата поступления в организацию, осуществляющую образовательную деятельность;

— образовательная программа (полное наименование);

— особенности организации образования:

1. в группе/классе;

2. группа: комбинированной направленности, компенсирующей направленности, общеразвивающая, присмотра и ухода, кратковременного пребывания, лекотека и др.);

3. класс: общеобразовательный, отдельный для обучающихся с …;

4. на дому;

5. в медицинской организации;

6. в форме семейного образования;

7. сетевая форма реализации образовательных программ;

8. с применением дистанционных технологий.

— факты, способные повлиять на поведение и успеваемость ребенка (в образовательной организации): переход из одной образовательной организации в другую образовательную организацию (причины), перевод в состав другого класса, смена учителя начальных классов (однократная, повторная), межличностные конфликты в среде сверстников; конфликт семьи с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обучение на основе индивидуального учебного плана, обучение на дому, повторное обучение, наличие частых, хронических заболеваний или пропусков учебных занятий и др.;

— состав семьи (перечислить, с кем проживает ребенок — родственные отношения и количество детей/взрослых);

— трудности, переживаемые в семье.

Информация об условиях и результатах образования ребенка в организации, осуществляющей образовательную деятельность:

1. Динамика освоения программного материала:

— учебно-методический комплект, по которому обучается ребенок (авторы или название);

— соответствие объема знаний, умений и навыков требованиям программы (для обучающегося по образовательной программе дошкольного образования: достижение целевых ориентиров (в соответствии с годом обучения)): (фактически отсутствует, крайне незначительна, невысокая, неравномерная).

2. Особенности, влияющие на результативность обучения: мотивация к обучению (фактически не проявляется, недостаточная, нестабильная), сензитивность в отношениях с педагогами в учебной деятельности (на критику обижается, дает аффективную вспышку протеста, прекращает деятельность, фактически не реагирует, другое), качество деятельности при этом (ухудшается, остается без изменений, снижается), эмоциональная напряженность при необходимости публичного ответа, контрольной работы и пр. (высокая, неравномерная, нестабильная, не выявляется), истощаемость (высокая, с очевидным снижением качества деятельности и пр., умеренная, незначительная) и др.

3. Отношение семьи к трудностям ребенка (от игнорирования до готовности к сотрудничеству), наличие других родственников или близких людей, пытающихся оказать поддержку, факты дополнительных (оплачиваемых родителями (законными представителями)) занятий с ребенком (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, репетиторство).

4. Получаемая коррекционно-развивающая, психолого-педагогическая помощь (конкретизировать); (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, учителем начальных классов — указать длительность, т.е. когда начались/закончились занятия).

5. Характеристики взросления <9>:

<9> Для подростков, а также обучающихся с девиантным (общественно-опасным) поведением.

— хобби, увлечения, интересы (перечислить, отразить их значимость для обучающегося, ситуативность или постоянство пристрастий, возможно наличие травмирующих переживаний — например, запретили родители, исключили из секции, перестал заниматься из-за нехватки средств и т.п.);

— характер занятости во внеучебное время (имеет ли круг обязанностей, как относится к их выполнению);

— отношение к учебе (наличие предпочитаемых предметов, любимых учителей);

— отношение к педагогическим воздействиям (описать воздействия и реакцию на них);

— характер общения со сверстниками, одноклассниками (отвергаемый или оттесненный, изолированный по собственному желанию, неформальный лидер);

— значимость общения со сверстниками в системе ценностей обучающегося (приоритетная, второстепенная);

— значимость виртуального общения в системе ценностей обучающегося (сколько времени по его собственному мнению проводит в социальных сетях);

— способность критически оценивать поступки свои и окружающих, в том числе антиобщественные проявления (не сформирована, сформирована недостаточно, сформирована «на словах»);

— самооценка;

— принадлежность к молодежной субкультуре(ам);

— особенности психосексуального развития;

— религиозные убеждения (не актуализирует, навязывает другим);

— отношения с семьей (описание известных педагогам фактов: кого слушается, к кому привязан, либо эмоциональная связь с семьей ухудшена/утрачена);

— жизненные планы и профессиональные намерения.

Вывод об имеющихся признаках нарушения устной и (или) письменной речи, являющихся причиной обращения к специалистам логопедической службы.

Приложения к характеристике (табель успеваемости, копии рабочих тетрадей, результаты контрольных работ и другое).

«__» ____________ 20__ г. /   /  
Учитель-логопед, принявший обращение:  
       
(указать ФИО, должность в ОО)
         
Результат обращения:  
«__» ____________ 20__ г. /   /  

Приложение N 5
к Примерному положению
об оказании логопедической помощи
в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСНАЩЕНИЮ ПОМЕЩЕНИЙ ДЛЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

1. При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми, испытывающим трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования, рекомендуется предусматривать рабочую зону учителя-логопеда, зону коррекционно-развивающих занятий и игровую зону.

В рабочей зоне учителя-логопеда рекомендуется размещать мебель для ведения профессиональной документации, хранения дидактического материала и консультирования педагогов и родителей (законных представителей) детей; рабочая зона учителя-логопеда рекомендуется оборудовать рабочим местом, канцелярией, офисной оргтехникой.

Зону коррекционно-развивающих занятий рекомендуется оборудовать приборами дополнительного освещения, настенным зеркалом, дидактическими играми, передвижной детской мебелью для планирования учебного пространства в зависимости от возрастных, психофизических и речевых потребностей детей.

При оснащении игровой зоны рекомендуется предусматривать полифункциональное, многопрофильное модульное оборудование, направленное на максимальное раскрытие коммуникативных, сенсомоторных и творческих возможностей детей.

2. При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми, испытывающими трудности в освоении образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, рекомендуется предусматривать рабочую зону учителя-логопеда, зону коррекционно-развивающих занятий и сенсомоторную зону.

В рабочей зоне учителя-логопеда рекомендуется размещать мебель для ведения профессиональной документации, хранения дидактического материала и консультирования педагогов и родителей (законных представителей) детей; рабочая зона учителя-логопеда рекомендуется оборудовать рабочим местом, канцелярией, офисной оргтехникой.

Зону коррекционно-развивающих занятий рекомендуется оборудовать мебелью для проведения индивидуальных и групповых логопедических занятий, приборами дополнительного освещения, настенным зеркалом, учебными пособиями, индивидуальным раздаточным и дидактическим материалами.

При оснащении сенсомоторной зоны рекомендуется предусматривать полифункциональное, многопрофильное модульное оборудование, направленное на максимальное раскрытие коммуникативных, сенсомоторных и творческих возможностей обучающихся.

Приложение N 1

к приказу Министерства образования

и науки Российской Федерации

от 22 декабря 2014 г. N 1601

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ

РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ (НОРМЫ ЧАСОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

ЗА СТАВКУ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ) ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Список изменяющих документов

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.06.2016 N 755,

Приказа Минпросвещения России от 13.05.2019 N 234)

1. Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю.

2. В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам устанавливается следующая продолжительность рабочего времени или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы.

2.1. Продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю устанавливается:

педагогическим работникам, отнесенным к профессорско-преподавательскому составу <1>;

———————————

<1> Подраздел 1 раздела 1 номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4381).

старшим воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования и дополнительным общеобразовательным программам, и домов ребенка, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;

педагогам-психологам;

социальным педагогам;

педагогам-организаторам;

мастерам производственного обучения;

старшим вожатым;

инструкторам по труду;

педагогам-библиотекарям;

методистам и старшим методистам организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

тьюторам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;

руководителям физического воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;

преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности;

инструкторам-методистам, старшим инструкторам-методистам организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

2.2. Продолжительность рабочего времени 30 часов в неделю устанавливается старшим воспитателям (за исключением старших воспитателей, указанных в пункте 2.1 настоящего Приложения).

2.3. Норма часов педагогической работы 20 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается:

учителям-дефектологам;

учителям-логопедам.

2.4. Норма часов педагогической работы 24 часа в неделю за ставку заработной платы устанавливается:

музыкальным руководителям;

концертмейстерам.

2.5. Норма часов педагогической работы 25 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается воспитателям, непосредственно осуществляющим обучение, воспитание, присмотр и уход за обучающимися (воспитанниками) с ограниченными возможностями здоровья.

2.6. Норма часов педагогической работы 30 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается:

инструкторам по физической культуре;

воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, в которых созданы условия для проживания воспитанников в интернате, а также для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организаций (групп), в том числе санаторных, для обучающихся (воспитанников) с туберкулезной интоксикацией, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (далее — медицинские организации и организации социального обслуживания) (за исключением воспитателей, предусмотренных в пунктах 2.5 и 2.7 настоящего Приложения).

2.7. Норма часов педагогической работы 36 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, образовательным программам дошкольного образования, образовательным программам среднего профессионального образования, а также осуществляющих присмотр и уход за детьми (за исключением воспитателей, для которых нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы предусмотрены пунктами 2.5 и 2.6 настоящего Приложения).

2.8. За норму часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников, перечисленных в подпунктах 2.8.1 и 2.8.2 настоящего пункта, принимается норма часов учебной (преподавательской) работы, являющаяся нормируемой частью их педагогической работы (далее — норма часов учебной (преподавательской) работы).

2.8.1. Норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается:

учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе адаптированным);

преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам в области искусств, физической культуры и спорта;

педагогам дополнительного образования и старшим педагогам дополнительного образования;

тренерам-преподавателям и старшим тренерам-преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам в области физической культуры и спорта;

логопедам медицинских организаций и организаций социального обслуживания;

учителям иностранного языка дошкольных образовательных организаций;

преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования педагогической направленности (за исключением преподавателей указанных организаций, применяющих норму часов учебной (преподавательской) работы 720 часов в год за ставку заработной платы).

2.8.2. Норма часов учебной (преподавательской) работы 720 часов в год за ставку заработной платы устанавливается преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, в том числе интегрированным образовательным программам в области искусств (за исключением преподавателей, указанных в подпункте 2.8.1 настоящего пункта), и по основным программам профессионального обучения.

Примечания:

1. В зависимости от занимаемой должности в рабочее время педагогических работников включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, — методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.06.2016 N 755)

(см. текст в предыдущей редакции)

За педагогическую работу педагогическим работникам, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, выплачивается компенсация в порядке, установленном частью 9 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации.

(абзац введен Приказом Минпросвещения России от 13.05.2019 N 234)

2. Нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников, предусмотренные пунктами 2.3 — 2.7 настоящего Приложения, устанавливаются в астрономических часах. Нормы часов учебной (преподавательской) работы, предусмотренные пунктом 2.8 настоящего Приложения, устанавливаются в астрономических часах, включая короткие перерывы (перемены), динамическую паузу.

3. Нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, предусмотренные пунктами 2.5 — 2.7 настоящего Приложения, и нормы часов учебной (преподавательской) работы, предусмотренные пунктом 2.8 настоящего Приложения, являются расчетными величинами для исчисления педагогическим работникам заработной платы за месяц с учетом установленного организацией, осуществляющей образовательную деятельность, объема педагогической работы или учебной (преподавательской) работы в неделю (в год).

4. За педагогическую работу или учебную (преподавательскую) работу, выполняемую педагогическим работником с его письменного согласия сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы либо ниже установленной нормы часов за ставку заработной платы, оплата производится из установленного размера ставки заработной платы пропорционально фактически определенному объему педагогической работы или учебной (преподавательской) работы, за исключением случаев выплаты ставок заработной платы в полном размере, гарантируемых согласно пункту 2.2 приложения 2 к настоящему приказу учителям, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов учебной (преподавательской) работы, установленной за ставку заработной платы в неделю.

В соответствии с ПОРЯДКОМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ, ОГОВАРИВАЕМОЙ В ТРУДОВОМ ДОГОВОРЕ, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601 п. 1.1. Порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре (далее — Порядок), определяет правила определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда. 1.2. При определении учебной нагрузки педагогических работников устанавливается ее объем по выполнению учебной (преподавательской) работы во взаимодействии с обучающимися по видам учебной деятельности, установленным учебным планом (индивидуальным учебным планом), текущему контролю успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. (где здесь ведение документации, работы с родителями и прочее) 1.3. Объем учебной нагрузки педагогических работников, выполняющих учебную (преподавательскую) работу, определяется ежегодно на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона) и устанавливается локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность. 1.4. Объем учебной нагрузки, установленный педагогическому работнику, оговаривается в трудовом договоре, заключаемом педагогическим работником с организацией, осуществляющей образовательную деятельность. 1.7. Временное или постоянное изменение (увеличение или снижение) объема учебной нагрузки педагогических работников по сравнению с учебной нагрузкой, оговоренной в трудовом договоре, допускается только по соглашению сторон трудового договора, заключаемого в письменной форме. В соответствии с п. 2 вышеупомянутого приказа в зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам устанавливается следующая продолжительность рабочего времени или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы. Пп. 2.3. Норма часов педагогической работы 20 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается, в том числе, учителям-логопедам. Примечания: 1. В зависимости от занимаемой должности в рабочее время педагогических работников включается учебная (преподавательская) работа, воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, — методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Здесь речь идет о работах, которые можно включать в рабочее время учителя, т.е. в те 20 часов в неделю. 4. За педагогическую работу или учебную (преподавательскую) работу, выполняемую педагогическим работником с его письменного согласия сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы либо ниже установленной нормы часов за ставку заработной платы, оплата производится из установленного размера ставки заработной платы пропорционально фактически определенному объему педагогической работы или учебной (преподавательской) работы. Т.е. если с Вашего согласия Вы выполняете работу сверх 20 часов, то Вам должны это оплатить дополнительно.

Вам помог ответ?ДаНет

Здравствуйте!

Согласно пункту 2.3 приложения 1 к Приказу Минобрнауки N 1601 норма часов педагогической работы 20 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается учителям-логопедам.

Все указано в должностной инструкции, которая разработана на основе

квалификационной характеристики должности «Учитель-дефектолог,

учитель-логопед (логопед)» (Единый квалификационный справочник должностей

руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные

характеристики должностей работников образования», утвержденный Приказом

Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761 н).

Вам помог ответ?ДаНет

Очень интересует этот вопрос. Потому что везде все твердили, что логопед, по Приказу Министерства образования и науки РФ от 22 января 2014 года (позднее от 25 февраля 2015 года) рабочий день учителя-логопеда то есть, СТАВКА 4 часа! На каком основании меня в новой школе образуют работать полный рабочий день, ссылаясь на то, что «ты же на ставку работаешь». Как мне доказать что ставка — это и есть 4 часа?! Или я уже чего-то не понимаю?

УРОК

Образовательные вебинары
для педагогов

Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058

Ответы

Ивлиева Наталия Алексеевна(эксперт сообщества)

Приказ Минобрнауки РФ от 24.12.2010 N 2075 О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников
Норма часов педагогической работы за ставку заработной платы:
20 часов в неделю — учителям-дефектологам, учителям-логопедам, логопедам;

Бурмутская Елена Юрьевна

Я всё понимаю, но как мне это директору и заучу доказать? И чтоб не заставляли сидеть с 8 до 5 часов..

Ивлиева Наталия Алексеевна(эксперт сообщества)

Вы просто ссылаетесь на нормативные документы, на которые здесь Вам дали ссылки! Если у Вас недельная нагрузка в 20 часов, то делите на количество рабочх дней, допустим 5 и получаете 4 часа в день. Пусть администрация покажет Вам документ на основании которого Вы должны быть на работе с 8 до 17. Проконсультируйтесь у юриста в профсоюзе учителей.

Татьяна Геннадьевна(эксперт сообщества)

::smile41::Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»
2.3. Норма часов педагогической работы 20 часов в неделю за ставку
заработной платы устанавливается:
учителям-дефектологам;
учителям-логопедам.

Татьяна Геннадьевна(эксперт сообщества)

::smile41::Cсылки на документы (все они действующие):
РФ
1.1. Если работаете на логопункте: 25 человек на ставку в год.
«Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» Письмо МО и науки от 14 декабря 2000 года N2
http://docs.cntd.ru/document/901783455
1.2. Если работаете на дошкольной группе, то действует
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования».
Цитата отсюда: «Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими детьми, так и в отдельных группах или в отдельных образовательных организациях. Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учебной группе устанавливается до 15 человек».
https://rg.ru/2013/10/23/obr-dok.html
1.3. Если работаете в классе с детьми, имеющими ОВЗ —
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015
«Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам — образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования»
Цитата: «Исходя из категории учащихся с ограниченными возможностями здоровья их численность в классе (группе) не должна превышать 15 человек».
Более того, в школе есть четкий норматив соотнесения контингента детей с ОВЗ со ставкой специалиста:
«При организации образовательной деятельности по адаптированной основной образовательной программе создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся из расчета по одной штатной единице:
учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые 6 — 12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
учителя-логопеда на каждые 6 — 12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
педагога-психолога на каждые 20 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1 — 6 учащихся с ограниченными возможностями здоровья»
МОСКВА
2.1. Для логопедов, работающих по программам дошкольного образования: 15 детей в месяц, 25 детей — в год.
«Об организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, в государственных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования» Приказ Департамента образования г. Москвы № 2-34-20 от 11.08.2005.

http://www.logopedplus.ru/articles/zakonodatelnaya-baza/ob-organizatsii-raboty-s-detmi-imeyushchimi-narusheniya-rechi-v-gosudarstvennykh-obrazovatelnykh-uch/

http://docs.cntd.ru/document/901783455

Горелова Татьяна Петровна

Уже 31 ребенок ОВЗ, которому ПМПК рекомендовала логопеда+ 2-3 ТНР тоже с рекомендациями. Думаем, как быть::smile43::

Горелова Татьяна Петровна

Вот и я не могу доказать директору, что не обязана я сидеть с 8:30 и до победного конца( до 16 примерно). Попробуй уйди раньше- проблем не оберешься)Работаю всего лишь 2ю неделю, а все желание трудиться уже отпало с такими условиями…<div>И трудового договора я еще не видела::smile19::</div>

Отредактировано 12-09-2017 21:09

Игнатькова Оксана Владимировна

вообще 20 часов в неделю и это совершенно законно, вы не должны перерабатывать свои часы, вам за это никто не заплатит, пишите письмо в департамент. жалуйтесь в прокуратуру, пусть разберутся

Игнатькова Оксана Владимировна

И встречный вопрос, кто знает сколько положено детей на ставку педагога- дефектолога?Есть ли какие нормативы?

Ивлиева Наталия Алексеевна(эксперт сообщества)

Общих нормативов отработки ставки учителя-дефектолога в зависимости от количества детей не существует.
Подробнее на Правовед.ru: https://pravoved.ru/question/1603931/

Игнатькова Оксана Владимировна

Понятно, что ничего не понятно. В программе Шевченко указано, что на ставку педагога- дефектолога предусмотрена наполняемость группы 10-12 детей, так как дети с зпр и умственно отсталые, а это очень большая нагрузка на педагога. Как вообще работать интересно? На учителя- логопеда, психолога все расписано и понятно, а вот на дефектолога ничего нет. А можно ли совмещать ещё 0,25 ставки доп.работника, не в другое время, а именно, совмещением в рабочее время основной работы дефектолога?

Ивлиева Наталия Алексеевна(эксперт сообщества)

В коррекционной школе в классах норма 12 человек. Так что по Шевченко подходит. На последний вопрос не отвечу, не знаю.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Глобус гипермаркет на ярославском шоссе часы работы
  • Глобус саларьево часы работы в новогодние праздники
  • График работы мфц в истре сегодня подробно по часам
  • Глушитель на газель бизнес 4216 цена в новосибирске
  • График работы на 3 человека по 12 часов два в смену