Госжилинспекция лицензирование управляющих компаний

Уважаемые соискатели лицензии!

В соответствии с пунктом 5 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами»

с 01.03.2022 для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии в форме электронного документа посредством использования федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (Госуслуги).

Лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами осуществляют органы государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации.

Лицензионными требованиями к лицензиату , устанавливаемыми в соответствии с частью 1 чтатьи 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», являются:

а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2-3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;

б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;

в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.

К соискателю лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с учетом особенностей лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, установленных жилищным кодексом российской Федерации, предъявляются лицензионные требования, предусмотренные пунктами 1 — 5 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации. Соискатель лицензии, осуществляющий предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на дату обращения с заявлением о предоставлении лицензии, должен соответствовать такюе лицензионному требованию, предусмотренному пунктом 6 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.

ВНИМАНИЕ! С 11.04.2018 ВСТУПИЛ В СИЛУ ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В РЕЕСТР ЛИЦЕНЗИЙ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УТВЕРЖДЕННЫЙ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 25.12.2015 № 938/ПР.

Формы заявления о внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области и описи, прилагаемой к данному заявлению, опубликованы ниже.

РЕЕСТР ЛИЦЕНЗИЙ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ (ПОАДРЕСНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В УПРАВЛЕНИИ ЛИЦЕНЗИАТОВ)

Список многоквартирных домов, в отношении которых Госжилинспекцией области инициировано исключение из реестра лицензий Ростовской области сведений об управлении многоквартирными домами

ФОРМА ЗАЯВЛЕНИЯ физического лица, претендующего на получение квалификационного аттестата, о допуске к сдаче квалификационного экзамена

ФОРМА ЗАЯВЛЕНИЯ физического лица о выдаче квалификационного аттестата

ФОРМА ЗАЯВЛЕНИЯ о внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области

ФОРМА ЗАЯВЛЕНИЯ о предоставлении сведений о конкретной лицензии из реестра

ФОРМА ЗАЯВЛЕНИЯ о прекращении действия лицензии

ФОРМА ЗАЯВЛЕНИЯ о продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами

ПРЕЗЕНТАЦИЯ к семинарам по лицензированию предпринимательской деятельности в сфере управления многоквартирными домами, проходившим в Государственной жилищной инспекции Ростовской области 17, 18, 19 декабря 2014 года

Государственная пошлина

Форма платежного поручения

В назначении платежа плательщику необходимо указать один из следующих вариантов:

  • Государственная пошлина за предоставление лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами — 30 000 рублей;

  • Выписка из реестра лицензий Ростовской области на бумажном носителе- 3000 руб

(п. 134 ч. 1 ст. 333.33. Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 04.10.2014)

В связи с возможными изменениями в налоговом законодательстве рекомендуем соискателям лицензий и лицензиатам перед оплатой государственной пошлины уточнять ее размер в актуальной редакции Налогового кодекса Российской Федерации.

Размещение информации в ГИС ЖКХ

В настоящее время в ГИС ЖКХ реализована возможность направления управляющими организациями заявок на включение сведений о многоквартирных домах в реестр лицензий Ростовской области. К указанным заявкам должны быть прикреплены электронные образы договора управления многоквартирным домом и основания заключения договора управления многоквартирным домом (протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме).

Кроме того, управляющая организация имеет возможность разместить информацию о многоквартирном доме, к управлению которым она приступает (в том числе, о многоквартирном доме, сведения о котором ранее были размещены иной управляющей организацией) в разделе ГИС ЖКХ «Реестр поставщиков информации».

Подробная инструкция по работе в личном кабинете управляющей организации опубликована на официальном сайте ГИС ЖКХ (www.dom.gosuslugi.ru) в разделе «Регламенты и инструкции» (подраздел «Технологические инструкции»).

Факт размещения управляющей организацией сведений о заключенном договоре управления в разделе ГИС ЖКХ «Реестр поставщиков информации», а также направления посредством ГИС ЖКХ заявки на включение многоквартирного дома в реестр лицензий Ростовской области с прикрепленными электронными образами договора управления многоквартирным домом и основания заключения договора управления при рассмотрении соответствующего заявления о внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области Госжилинспекцией области будет расцениваться как надлежащее исполнение управляющей организацией требований части 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 декабря 2015 г. № 938/пр, о размещении информации в ГИС ЖКХ.

В федеральном законодательстве о лицензировании произошли изменения

С 1 июля 2022 года направить заявление о предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в Госжилинспекцию области возможно исключительно в форме электронного документа посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг» (Госуслуги). Об этом сообщил начальник Госжилинспекции области Павел Асташев.

Сократился перечень документов, прилагаемых к заявлению, а срок его рассмотрения сократился с 45 до 30 рабочих дней.

В первом полугодии 2022 года специалисты Госжилинспекции области рассмотрели 19 заявлений управляющих организаций на предоставление лицензии.

Также через госуслуги можно направить заявление о внесении изменений в реестр лицензий. Речь идет о случаях, связанных с изменением названия управляющей организации, адреса ее местонахождения, реорганизации юрлица и т.д. С начала года специалисты Госжилинспекции области рассмотрели восемь таких заявлений.

Исключение – изменение перечня многоквартирных домов, которыми управляет управляющая организация, — пояснил руководитель ГЖИ области Павел Асташев.

Источник: РосКвартал® — интернет-служба №1 для управляющих организаций

Лицензирование предпринимательской деятельности по управлению МКД

Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями, которые имеют лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД. Лицензию выдаёт орган ГЖН на основании решения лицензионной комиссии, срок её действия – 5 лет (пп. 1, 4 ст. 192 ЖК РФ).

Управление – выполнение работ и оказание услуг по управлению МКД на основании договора управления.

Список лицензионных требований

Лицензию на управление МКД выдают органы ГЖИ субъекта РФ. Лицензирующий орган формирует и ведёт реестр лицензий субъекта РФ.
Список лицензионных требований, которые должны выполнять управляющие организации:

  • УО несёт ответственность за оказание всех услуг и выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме (ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ).
  • Качество выполняемых работ должно соответствовать техническим регламентам и правилам содержания ОИ в МКД (ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ).
  • УО несёт ответственность за предоставление коммунальных услуг соответствующего качества или за обеспечение готовности инженерных систем к их поставке (ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ).
  • В течение согласованного срока за плату УО должна исполнять обязанности, которые предусмотрены договором управления (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ).
  • УО должна соблюдать требования к раскрытию информации, которые установлены ч. 10 ст. 161 ЖК РФ: УО должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях её финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах на ресурсы, необходимые для предоставления КУ, в соответствии со стандартом раскрытия информации (ч. 6 ст. 162 ЖК РФ).
  • УО должна иметь статус юридического лица или индивидуального предпринимателя, зарегистрированного в должном порядке (ч. 1 ст. 193 ЖК РФ).
  • УО должна иметь уникальное наименование. Оно не должно быть тождественным или схожим с названиями компаний, которые получили лицензию раньше (ч. 1.1 ст. 193 ЖК РФ).
  • Должностное лицо компании, которая желает получить лицензию, должно иметь квалификационный сертификат, кроме того, у него не должно быть неснятой или непогашенной судимости (ч. 2 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ).
  • В реестре не должно быть лиц, которые исполняли функции единоличного исполнительного органа компании-лицензиата, лицензия которого аннулирована (ч. 4 ст. 193 ЖК РФ).
  • Информация о должностном лице лицензиата или соискателя лицензии не должно быть в списках лиц, к которым было применено административное наказание в виде дисквалификации или аннулирования лицензии. А именно, в списках лиц, несших ответственность за несоблюдение требований по обеспечению надлежащего содержания ОИ в МКД, в списках предпринимателей, в списках лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована (ч. 4 ст. 193 ЖК РФ).
  • Соискатель лицензии не должен быть ранее лишён лицензии (ч. 5 ст. 193 ЖК РФ).
  • У должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии не должно быть неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления (ч. 3 ст. 193 ЖК РФ).
  • Соблюдать иные требования, установленные Правительством РФ (ч. 1 ст. 193 ЖК РФ).

Получение лицензии

Чтобы получить лицензию, необходимо направить заявление в лицензирующий орган. В заявлении должно быть (п. 1 ст. 13 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»):

  • Наименование и организационно-правовая форма юридического лица, адрес места нахождения и мест осуществления лицензируемой деятельности номер записи о создании юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ, номер телефона и адрес электронной почты юридического лица.
  • ФИО индивидуального предпринимателя, адрес места жительства, адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности, данные документа, удостоверяющего личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в ЕГРИП, номер телефона и адрес электронной почты индивидуального предпринимателя.
  • ИНН, данные документа о постановке соискателя лицензии на учёт в налоговом органе.
  • Вид деятельности, который соискатель лицензии намерен осуществлять, с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, которые составляют лицензируемый вид деятельности.
  • Сведения об оплате госпошлины.
  • Реквизиты документов, которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям.

В связи с последним пунктом в заявлении необходимо указать следующие сведения:

  • о регистрации соискателя как юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории РФ;
  • об отсутствии у должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости;
  • сведения об отсутствии информации о должностном лице соискателя лицензии в реестре лиц, к которым было применено административное наказание в виде дисквалификации или которые были лишены лицензии;
  • об отсутствии в сводном федеральном реестре лицензий информации об аннулировании лицензии,ранее выданной соискателю лицензии;
  • о сайтах и (или) об официальных печатных СМИ, где соискатель раскрывает информацию о своей деятельности, если соискатель уже осуществляет деятельность по управлению МКД на момент обращения с заявлением о предоставлении лицензии.

К заявлению необходимо приложить (п. 3 ст. 13 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»):

  • копии учредительных документов юридического лица, засвидетельствованные в нотариальном порядке (для юридических лиц);
  • копию квалификационного аттестата должностного лица соискателя лицензии;
  • копию приказа о назначении на должность должностного лица соискателя лицензии;
  • опись прилагаемых документов.

Документы можно подать лично, отправить заказным письмом с уведомлением или через Единый портал госуслуг (п. 5-6 ст. 13 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
На основании предоставленных соискателем лицензии сведений, а также на основании сведений, полученных от государственных органов, проводится проверка, по результатам которой принимается решение о предоставлении лицензии или об отказе в её предоставлении.
Если в составе или оформлении документов была допущена ошибка, орган ГЖН сообщит об этом в течение 3 рабочих дней. На исправление недочётов даётся ещё 30 рабочих дней. Этот срок начинает исчисляться с момента получения соискателем такого уведомления. Если в этот срок правки не внесены, то соискатель в течение 3 рабочих дней получает уведомление о возврате документов с объяснением, почему они были возвращены.
Если все документы оформлены правильно и представлены в полном объёме, то в течение 3 дней соискатель получает уведомление об этом. В это же время готовится проект приказа о проведении внеплановой выездной проверки на соответствие соискателя лицензионным требованиям.

Сроки лицензирования

Согласно Приказу Минстроя РФ от 28.10.2014 № 657/пр орган ГЖН должен соблюдать следующие сроки при рассмотрении и оформлении документов:

  • поступившие документы должны быть зарегистрированы в течение одного рабочего дня;
  • для принятия решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче – 30 рабочих дней со дня поступления правильно оформленных документов;
  • для принятия решения о переоформлении или отказе в переоформлении лицензии – 10 рабочих дней с момента поступления правильно оформленного заявления;
  • выдают лицензию в течение 3 рабочих дней с момента подписания и регистрации в реестре лицензий;
  • получить дубликат лицензии можно в течение 3 рабочих дней после подачи соответствующего заявления и пакета документов;
  • получить выписку из реестра лицензий, копию акта органа ГЖН о принятом решении или справку об отсутствии запрашиваемых сведений можно в течение 5 рабочих дней после поступления заявления;
    на аннулирование лицензии или прекращение её действия выделяется 5 рабочих дней с момента поступления в орган ГЖН решения суда об этом.

Основание для отказа в выдаче лицензии

Орган ГЖН может отказать в выдаче или переоформлении лицензии по следующим основаниям (п. 7 ст. 14 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»):

  • в заявлении или приложенных к нему документах содержится недостоверная информация;
  • в результате проверки выясняется, что заявитель не соответствует лицензионным требованиям.

В выдаче дубликата лицензии отказывают, если с заявлением обращается лицо, которое не является заявителем или не имеет полномочий это делать.

Получить информацию из единого реестра лицензий нельзя только в случае, если доступ ограничен для сохранения государственной или служебной тайны.

Обжалование решений органа ГЖН

Заявитель вправе обжаловать решение ГЖН в досудебном порядке. Для этого нужно составить жалобу по форме. К ней можно приложить документы, которые будут подтверждать позицию заявителя. По результатам рассмотрения жалобы ГЖН либо удовлетворяет её либо отказывает в её удовлетворении. Результаты рассмотрения оформляются актом.
Письменный ответ, содержащий результаты рассмотрения письменной жалобы, направляется заявителю. Жалоба считается разрешенной, если рассмотрены все поставленные в ней вопросы, приняты необходимые меры и дан письменный ответ по существу поставленных вопросов.
Обжаловать действия и решения органа ГЖН можно и в судебном порядке (п. 8 ст. 14 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

  • Реестры информации о лицензировании
  • Квалификационный аттестат
  • Наименование управляющей организации
  • Раскрытие информации
  • Договор управления МКД
  • Контроль за устранением нарушений лицензионных требований
  • Административное наказание за несоблюдение лицензионных требований

Источник: РосКвартал® — интернет-служба №1 для управляющих организаций

Полное или частичное копирование материалов разрешено только при указании источника и добавлении прямой ссылки на сайт roskvartal.ru

Рассказываем. как проходит квалификационный экзамен ГЖИ на получение лицензии, и как получить лицензию ГЖИ на управление МКД.

Квалификационный экзамен ГЖИ на получение лицензии

Квалификационный экзамен ГЖИ на лицензию управляющей компании

Экзамен ГЖИ на лицензию проводится после того, как претендент подает заявление на допуск к нему. Проводится в форме компьютерного тестирования в течение 2 ч. Срок рассмотрения направленного заявления составляет 45 рабочих дней.

Для справки! В отношении лицензиатов проводится лицензионный контроль. Он заменил с мая 2015 года проводимый до этого государственный жилищный контроль.

Как проводится экзамен ГЖИ по лицензированию?

Образец заявления о допуске к квалификационному экзамену ГЖИ

Для прохождения экзамена по лицензированию вначале нужно зарегистрироваться. В соответствующую комиссию направляется заявление о допуске к тестированию. В нем указываются следующие данные:

  1. Фамилия, имя и отчество обращающегося лица;
  2. Его паспортные данные;
  3. Адрес электронной почты, на который высылается уведомление об удовлетворении заявления и регистрации для прохождения тестирования;
  4. Согласие заявителя на обработку его персональных данных.

В назначенное время проводится компьютерное тестирование. В специальном помещении, предназначенном для сдачи квалификационного экзамена, находятся только претенденты, члены комиссии, а также специалисты, отвечающие за организацию и техническое сопровождение экзамена.

  1. Претендентам предоставляется 120 минут для прохождения тестов в виде индивидуальных наборов вопросов;
  2. Доступ к следующему вопросу открывается после ответа на текущий;
  3. Пересмотр правильности ответа на один или несколько предыдущих вопросов не допускается.

Каждому претенденту предоставляется индивидуальный набор вопросов. Из них формируются билеты ГЖИ экзаменационные на аттестацию. Доступ к ним прекращается:

  1. По истечению отведенного времени. Как указано выше, это происходит после 120-й минуты экзамена;
  2. После ответа на последний вопрос.

Во время прохождения квалифицированного экзамена претендентам запрещается:

  1. Пользоваться нормативно-правовыми актами – законами, правительственными постановлениями и т.п., справочниками, другими материалами, в том числе и техническими средствами связи, ноутбуками, планшетами, другой компьютерной техникой;
  2. Общаться с другими претендентами, обмениваться с ними записками и материалами;
  3. Покидать помещение, в котором проводится тестирование в течение указанных 120 минут. Исключение – досрочное прохождение квалификационного экзамена.

О результатах извещают не позднее, чем через 5 дней после проведения тестирования. На электронную почту приходит уведомление, в котором указывается количество набранных баллов.

Критерии оценки тестов

Сданные тесты оцениваются подсчетом баллов. За каждый верно данный ответ начисляется 2 балла. Если он не верен, претендент получает 0 баллов.

Задача претендента верно ответить не менее, чем на 86% всех вопросов. Если он не справится с этой задачей, правильных ответов даст менее 86%, экзамен считается не сданным.

Предварительно можно пройти онлайн-тест онлайн для сдачи экзамена ГЖИ на лицензию. Он предоставляется на разных веб-ресурсах. Результаты его прохождения не имеют значения для ГЖИ, носят субъективный характер.

Экзамен ГЖИ сдан. Что дальше?

Образец квалификационного аттестата.

Если экзамен сдан успешно, претендент ответил на 86% вопросов и более, он имеет право получить квалификационный аттестат. Он не выдается автоматически, от претендента требуется написать заявление на его получение.

Обращаться нужно в Государственную жилищную комиссию соответствующего субъекта федерации. Порядок получения аттестата:

  1. Заявление подается на имя начальника ГЖИ;
  2. На указанную электронную почту приходит уведомление о дате и времени, когда можно забрать квалификационный аттестат. Срок его выдачи не превышает 10 рабочих дней;
  3. В указанное время заявитель обязан появиться в ГЖИ лично, предъявить документ, удостоверяющий личность.

Если заявитель не может лично забрать аттестат, вместо него это способен сделать другой человек. Обязательное условие – наличие нотариально заверенной доверенности. В случае неявки в назначенное время, аттестат можно получить в другой день и час. Но только в рамках рабочего времени ГЖИ.

Аттестат получен. Что дальше?

Образец лицензии на управление МКД.

Сам аттестат необходим для получения лицензии. Как и в предыдущих случаях нужно подать соответствующее заявление в ГЖИ. К нему прикладывается копия квалификационного аттестата.

При этом заявитель должен отвечать следующим требованиям:

  1. Обязательная регистрация в качестве субъекта хозяйственной деятельности – ООО, ИП или другая форма предпринимательской деятельности. Проверка осуществляется через ЕГРЮЛ;
  2. Наличие квалификационного аттестата;
  3. Отсутствие сведений о принудительном прекращении ранее выдаваемой ГЖИ лицензии, а также о дисквалификации должностного лица с занесением в соответствующий реестр. Проверка осуществляется через Министерство строительства;
  4. Отсутствие данных о непогашенной судимости за экономические преступления. Проверка осуществляется через Министерство внутренних дел;
  5. Уплачена государственная пошлина. Проверка осуществляется через Казначейство.

После получения заявления орган лицензирования проводит проверку на соответствие обратившегося лица лицензионным требованиям. Решение принимается в течение 30 рабочих дней. Это может быть, как удовлетворение заявления, так и отказ в предоставлении лицензии.

Квалификационный экзамен ГЖИ, его успешное прохождение – это обязательное, но не достаточное условие для получения лицензии. Чтобы успешно пройти этот этап, рекомендуется тренажер для сдачи экзаменов в ГЖИ. Он поможет выявить пробелы в знаниях, подтянуть необходимый уровень для успешной сдачи тестов.

Квалификационный экзамен для физических лиц, претендующих на получение квалификационного аттестата, наличие которого является лицензионным требованием при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и (или) предоставлении лицензии на осуществление такой деятельности. Здесь Вы можете пройти пробное онлайн тестирование: Начать тестирование. График проведения квалификационных экзаменов . Создано: 28 Декабря 2017. График проведения квалификационных экзаменов физических лиц, претендующих на получение квалификационного аттестата.

Источники

  • https://gzhi.krasnodar.ru/activity/litsenzirovanie-deyatelnosti-po-upravleniyu-mnogokvartirnymi-domami/kvalifikatsionnyy-ekzamen
  • https://vyvoz.org/blog/kvalifikacionnyj-jekzamen-gzhi-na-poluchenie-licenzii/
  • https://gzhi32.ru/licenzirovanie/kvalifikacionnyj-ekzamen/

В 2015 году было введено лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. 5 лет – длинная дистанция и оглядываясь назад можно сделать некоторые выводы о плюсах и минусах созданной государством системы.

Что такое лицензия и как в нее попадают

Целью государственной системы лицензирования была попытка создать цивилизованные правила игры для всех участников рынка. Для этого государство придумало такой механизм: управляющей организации дается лицензия, в которую включаются те дома, которыми она управляет. Вся эта информация размещается в открытом доступе и ее можно найти в сводном федеральном реестре лицензий на сайте ГИС ЖКХ в разделе «Проверить лицензию управляющей организации» (далее через ввод ИНН выпадает лицензия, а в ней указаны все дома, которыми управляет лицензиат). Кроме того, есть еще реестр лицензий субъекта Российской Федерации, который размещается на сайте региональной жилищной инспекции (п. 1 ст. 195 ЖК РФ).

Управляющая компания является лицензиатом, т.е. лицом, работающем на основании лицензии. Применительно к ТСЖ в п. 1.3 ст. 161 ЖК РФ в законе сделано исключение о том, что для ТСЖ лицензия не требуется.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации был Утвержден приказом Минстроя РФ от 25.12.2015 N 938/пр (далее – Порядок № 938).

Для того, чтобы многоквартирный дом попал в лицензию к управляющей организации она обязана подать заявление с необходимыми документами в жилищную инспекцию. К заявлению прикладывается следующая информация:
— адрес многоквартирного дома;
— основания заключения, прекращения или расторжения договора управления — реквизиты договора управления многоквартирным домом;
— данные о заявителе (ИНН, номер лицензии)
— данные о реорганизации лицензиата (если она была)
— копия протокола и решения общего собрания собственников о выборе способа управления
— копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания
— копия акта приема-передачи технической документации и иных связанных с управлением таким домом документов, ключей МОП
— документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя на подачу заявления и документов
— ряд иных документов, используемых в отдельных случаях
— опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная заявителем.

Копии представляемых с заявлением документов должны быть прошиты и надлежащим образом заверены уполномоченным должностным лицом заявителя. В ряде регионов данные документы можно подавать при наличии ЭЦП на юридическое лицо в электронном виде через порталы государственных услуг.

После получения данных документов в срок до 10 рабочих дней они подлежат рассмотрению и по итогам жилищная инспекция принимает решение:
— о внесении изменений в реестр
— об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов
— о приостановлении рассмотрения заявления.

Важно то, что жилищная инспекция имеет право проводить проверку по отсутствию признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений (например, при принятии решения о непосредственном управлении домом, если в нем более 30 квартир). В этом случае жилищная инспекция может обратиться в суд для установления судом факта ничтожности протокола.

С другой стороны, приостановка рассмотрения заявления возможна при подаче неверных сведений (дается срок на исправление данных), либо поступление в жилищную инспекцию в рамках 10 рабочих дней с даты подачи заявления сведений о еще одном лицензиате. Такое бывает, если за короткий срок новая управляющая организация успевает переголосовать дом.

Однако в Порядке № 938 прямо не прописана ситуация, как действовать жилищной инспекции при дублировании протоколов общих собраний. Сказано лишь, что жилищная инспекция «принимает в отношении каждого заявителя соответствующее решение», а механика такого решения никак не отражена, что само по себе плохо, т.к. способно привести к злоупотреблениям.

После принятия решения о включении дома в лицензию к управляющей организации, жилищная инспекция уведомляет об этом в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.

Как исключаются из реестра лицензии

Основанием для исключения дома из лицензии управляющей организации является принятие решения на общем собрании. Способ управления многоквартирным домом может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения (п. 3 ст. 161 ЖК РФ).

В идеальных цивилизованных условиях после принятия такого решения в течение 5 рабочих дней со дня прекращения или расторжения договора управления, лицензиат (т.е. управляющая организация) обязан:
— разместить эти сведения в ГИС ЖКХ
— направить их в орган государственного жилищного надзора.

Такой порядок предусмотрен в п. 2 ст. 198 ЖК РФ и он практически никогда не выполняется. Чаще всего управляющие организации максимально затягивают данный вопрос, оспаривая протокол. Ответственности за невыполнение п. 2 ст. 198 ЖК РФ нет практически никакой, все это знают и все этим пользуются.

Если такое заявление направляется низложенной управляющей организацией, то жилищная инспекция вносит данные изменения в реестр за 10 рабочих дней. Однако, как уже было отмечено, такое заявление направляет не прежняя управляющая организация, а новая (либо ТСЖ).

В этом случае жилищная инспекция проводит внеплановую проверку. Ее срок также не может превышать 10 рабочих дней, но чаще всего этого срок продляется в связи с наличием сведений в реестре о данном доме в лицензии прежней управляющей организации (ведь она не подает заявление об исключении дома из ее лицензии в пятидневный срок, а ответственности за неподачу сведений – никакой).

Затем через п. 10 и п. 16 Порядка № 938 осуществляется приостановка на 30 рабочих дней (а их часто достаточно для того, чтобы оспорить протокол).

Реестр лицензии и ТСЖ

Несмотря на то, что ТСЖ управляет домом без лицензии, государство планомерно ужесточает регулирование применительно к этой форме гражданской самоорганизации.

В соответ. с п. 7 ст. 135 ЖК РФ, при создании в доме ТСЖ оно обязано в течение 5 рабочих дней со дня регистрации подать уведомление о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом в порядке, который установлен Минстроем России. Однако проблема в том, что такого порядка нет, а Порядок № 938 определяет условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (т.е. касается лицензии управляющий организаций, а не ТСЖ).

С другой стороны, в п. 3 ст. 198 ЖК РФ, государство фактически приравняло ТСЖ к лицензиатам, указав, что порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, исключения сведений о многоквартирном доме из указанного реестра распространяется и на ТСЖ.

Ситуация эта довольно печальная и вот почему:
— в соответствии с п. 5 ст. 135 ЖК РФ товарищество собственников жилья является юридическим лицом с момента его государственной регистрации.
— в соответ. с п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее – Правила № 354), ТСЖ приступает к предоставлению коммунальных услуг с даты его государственной регистрации.

Такая же позиция приведена в Определении СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 6 июля 2015 г. N 310-КГ14-8259.
Возникает закономерный вопрос: как можно предоставлять коммунальные услуги с даты государственной регистрации (как это написано в законе), если жилищная инспекция не допускает ТСЖ до управлениям домом. Здесь очевидное несоответствие положений п. 3 ст. 198 ЖК РФ и п. 15 Правил № 354.

Реестр лицензии как инструмент шантажа и коррупции

И тут мы подходим к следующему важному моменту: жилищная инспекция очень часто использует реестр лицензии как инструмент шантажа и некую дубинку, которую она применяет избирательно, разрешая или не разрешая игрокам рынка подойти к управлению домом.

Порядок № 938 – очень запутанный, имеющий большой коррупционный потенциал для злоупотреблений. Например, в числе обязательных документов, которые необходимо представить для исключения дома из реестра лицензии, является копия акта приема-передачи технической документации на дом. Без этого документа – жилищная инспекция легко откажет в исключении дома из реестра лицензии.

Между тем, в соответ. с п. 1 ст. 198 ЖК РФ, документы на дом передаются в течение 3 рабочих дней после исключения дома из реестра лицензии. Получается замкнутый круг: жилищная инспекция не исключит дом, пока не будет предоставлена копия акта на полученные документы, а сам акт должен делать в течение 3 рабочих дней после самого исключения.

Несмотря на то, что пп. «г» п. 3 Порядка № 938 признан недействительным решением Верховного суда РФ от 13.08.2019 № АКПИ19-474, жилищная инспекция его все равно использует, чтобы потянуть время (когда нужно) и пошантажировать игроков рынка (пустить нужных и не пустить неугодных). А кто не согласен, тот может идти в суд и терять 3 месяца на обжалование незаконных действий (а пока идут разбирательства – дом переголосуется в другую сторону).

Можно ли управлять домом, не будучи в реестре

Если говорить про управляющие организации, то по логике закона – нельзя (хотя некоторые управляющие организации не отдают дом после смены способа управления и переголосовывают после попытки рейдерского захвата и включения дома в лицензию конкурента).

Говоря про ТСЖ, у меня нет однозначного ответа на этот вопрос. Пока мы видим много норм в жилищном праве, которые противоречат сами себе и очень емки с точки зрения коррупции сотрудников жилищной инспекции.

Безусловно, мы бы хотели, чтобы вопросы расторжения договора управления решались цивилизованно: общее собрание принимает решение, управляющая компания подает за 5 дней заявление, а еще за 10 уходит из дома.

Но лично я за пять лет работы системы лицензирования – такого не видел. Наверно, цивилизованные разводы случаются (ведь для кого-то эта красивая конструкция норм придумана), но очень редко, и мне не попадалась. Чаще всего смена способа управления домом – это война, а раз так, то нужно учиться защищать себя самостоятельно.

И конечно же, требуется перебрать Порядок № 938, убрать из него самые коррупционные нормы и облегчить работу ТСЖ как низовой форме гражданской самоорганизации.

Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, кандидат наук
Сайт: pavelkuznetzov.ru

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Господдержка малого бизнеса в связи с коронавирусом
  • Госпомощь на открытие бизнеса от государства в 2022
  • Госпошлина апелляция суд общей юрисдикции реквизиты
  • Госпошлина в благоварский межрайонный суд реквизиты
  • Госпошлина в мировой суд общей юрисдикции реквизиты