Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу
В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться следующие меры:
1) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
2) упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, и упрощенный порядок ведения кассовых операций для малых предприятий;
(п. 2 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 144-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;
4) льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;
5) особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, а также особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц;
(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 03.07.2016 N 265-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6) меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);
7) меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 265-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
9) иные направленные на обеспечение реализации целей и принципов настоящего Федерального закона меры.
Инна Смирнова
Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»
преподавательский стаж — 15 лет
Задать вопрос автору статьи
Определение 1
Система государственного регулирования малого предпринимательства – это совокупность государственных инструментов, предназначенных для обеспечения формирования условий для развития малого бизнеса, осуществления его поддержки и контроля данного сектора экономики.
Малый бизнес и его роль в экономике страны
Субъекты малого предпринимательства выступают в качестве неотъемлемой части экономики большего числа развитых стран. На малое предпринимательство возлагается выполнение ряда значимых социально-экономических функций, к числу которых можно отнести:
- во-первых, создание рабочих мест, повышение занятости населения;
- во-вторых, стимулирование конкуренции;
- в-третьих, поддержка инновационной активности;
- в-четвертых, оказание смягчающего влияние на социальное неравенство.
Сделаем домашку
с вашим ребенком за 380 ₽
Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online
Распространение субъектов малого бизнеса характерно для всех секторов и отраслей экономики. Малые предприятия показывают высокий уровень гибкости, мобильности, способность адаптироваться к техническим и структурным изменениям. Низкий уровень бюрократичности малого бизнеса обеспечивает ему возможность оперативного реагирования на фундаментальные изменения рынка, вкусов потребителей и иных условий.
Малый бизнес, несмотря на все его достоинства, обладает рядом недостатков, к числу которых можно отнести следующие:
- во-первых, относительно низкий уровень доходности;
- во-вторых, сложность внедрения новых технологий;
- в-третьих, ограниченный объем собственных ресурсов;
- в-четвертых, низкий уровень конкурентоспособности.
Сущность и необходимость государственного регулирования малого предпринимательства
Малый бизнес рассматривается развитыми странами мира как одна из экономических основ стабильного развития государства. Малый бизнес способствует формированию среднего класса, созданию рабочих мест, сохранению гибкости экономики.
«Система государственного регулирования малого предпринимательства» 👇
Основу функционирования малого предпринимательства составляет самостоятельность, однако, как любой субъект рынка малый бизнес нуждается в государственном регулировании. К процессу государственного регулирования малого бизнеса следует подходить обдуманно. Государственное регулирование малого предпринимательства не должно препятствовать развитию бизнеса за счет излишнего контроля игра какие, но и не должно формировать «лазейки» для ухода от уплаты налогов.
Государственное регулирование малого предпринимательства применяется множеством стран. В результате доля малого бизнеса в экономике может достигать 50-60% от валового внутреннего продукта, в исключительных случаях даже до 90%. Государственное регулирование малого бизнеса предоставляет гарантии его владельцам, обеспечивает свободу действий в отношении организации и управления бизнесом. Малый бизнес характеризуется более быстрыми темпами окупаемости, что привлекает в данную сферу огромное количество предпринимателей.
Специфика государственного регулирования малого предпринимательства в России
Российским правительством проводится активная политика государственной поддержки малого предпринимательства.
В российской практике имеют место разнообразные формы поддержки малого бизнеса, к числу которых можно отнести следующие:
- во-первых, получение льготных кредитов или страховок;
- во-вторых, прохождение упрощенной процедуры государственной регистрации;
- в-третьих, возможность получения бесплатных консультаций у специалистов;
- в-четвертых, помощь специализированных «инкубаторов», создаваемых в различных городах, и так далее.
Замечание 1
Государственное регулирование малого предпринимательства в России направлено на осуществление правового регулирования данной сферы, оказание государственной поддержки субъектам малого бизнеса.
Формами поддержки малого предпринимательства в России являются:
- во-первых, финансовая поддержка;
- во-вторых, имущественная поддержка;
- в-третьих, информационная поддержка;
- в-четвертых, консультационная поддержка;
- в-пятых, поддержка деятельности на внешнем рынке;
- в-шестых, кадровая поддержка;
- в-седьмых, инновационная поддержка и так далее.
Государственное регулирование малого бизнеса ориентировано на развитие следующих направлений своей деятельности в данной сфере:
- во-первых, введение специальных налоговых режимов, позволяющих упрощать порядок ведения налогового и бухгалтерского учета, снижать налоговую нагрузку, обеспечивать выход малого бизнеса из теневого сектора экономики;
- во-вторых, реализация форм адресной государственной поддержки в рамках различных программ федерального и регионального, а также муниципального уровня;
- в-третьих, установление ограничений участия в процедурах исполнения государственного и муниципального заказа и так далее.
Государственное регулирование малого бизнеса старается минимизировать свое вмешательство в развитие данного сектора экономики. Это обеспечивается за счет формирования полноценной правовой базы осуществления деятельности малыми предприятиями. Создание правовых условий функционирования малого бизнеса обеспечивает возможность снижения и контроля за данной сферой предпринимательства. Однако на сегодняшний день говорить об окончательном формировании законодательства по вопросам малого бизнеса пока не приходится. В связи с этим государство оставляет за собой право осуществления государственного контроля малого предпринимательства.
Субъекты малого бизнеса получают ряд послаблений в виде налоговых каникул, снижения частоты проверок их деятельности, иных факторов.
Государство не может отказаться от осуществления государственного регулирования малого предпринимательства, поскольку это обеспечивает формирование условий для злоупотреблений в данной сфере. Однако российским властям следует задуматься о внедрении механизма саморегулирования, успешно прошедшего адаптацию в отдельных отраслях экономики, например, в сфере аудиторской деятельности.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 04.11.2022) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.12.2022)
Постоянная ссылка на документ
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
URL документа [скопировать]
HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]
BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]
—
в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]
Скачать документ в формате
Постоянная ссылка на документ
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
URL документа [скопировать]
HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]
BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]
—
в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]
Скачать документ в формате
Проблемы малого предпринимательства, его государственное регулирование и поддержка — это тема для постоянных споров научного сообщества, органов государственной власти и это истолковывается бесспорной его важностью для страны, как главного ресурса развития экономики, так и для самих представителей малого предпринимательства.
Развитие малого предпринимательства в Российской Федерации отстает от существующих возможностей и нужд. Для ликвидации подобного противоречия предлагается комплекс мер по государственному регулированию малого бизнеса, как на федеральном уровне, так и на региональном уровне.
Ключевые слова: государство, поддержка, малый бизнес, регулирование, предпринимательство, Российская Федерация, предприятие.
Problems of small business, its state regulation and support is a topic for constant disputes of the scientific community, government bodies and this is interpreted as its indisputable importance for the country, as the main resource for economic development, and for small business representatives themselves.
Small business development in the Russian Federation lags behind existing opportunities and needs. To eliminate this contradiction, a package of measures is proposed for the state regulation of small business, both at the federal level and at the regional level.
Keywords: state, support, small business, regulation, entrepreneurship, Russian Federation, enterprise.
С начала экономических реформ государство проводит политику регулирования предпринимательства, чтобы создать благоприятные условия для того, чтобы граждане проявили инициативу и установили цивилизованные отношения между бизнесом и обществом. Государственное регулирование предпринимательства включает в себя как стимулирующие, так и контрольно-ограничительные меры для обеспечения того, чтобы участники рынка соблюдали определенные правила «игры», без каких управление невозможно. Государство регулирует как мелкий бизнес, так и монополию.
Малые и средние предприятия играют важную роль в формировании конкретной среды, насыщая потребительский рынок, быстро реагируя на изменения ситуации, предопределяя необходимые структурные сдвиги. Развитие сети малых предприятий позволяет улучшить детальную и технологическую специализацию крупных промышленных и экономических комплексов, к каким они поставляют составные элементы готовой продукции. Малые предприятия все более последовательно выполняют функции накопления капитала, сглаживают общественные конфликты, создают рабочие места [2, с. 254].
Предпосылками для развития малого бизнеса в Российской Федерации являются недоразвитость рынков потребительских товаров и услуг, наличие скрытой безработицы, неиспользуемые мощности на предприятиях и так далее.
Деятельность малых предприятий сосредоточена в основном на местном рынке, на решении региональных проблем. Они становятся основой для формирования рациональной структуры местной экономики и ее финансирования.
Приоритетными областями малых предприятий, какие заслуживают особой государственной поддержки, являются [3, с. 155]:
– инновации,
– сельскохозяйственное производство,
– производство потребительских товаров,
– предоставление промышленных и бытовых услуг, строительство объектов социальной сферы, место назначения.
Меры поддержки малого бизнеса могут быть объединены в 3и группы [4, с. 454]:
– нормативно-правовое регулирование: упрощение процедуры регистрации, лицензирования, налогообложения, учета, доступа к государственным (муниципальным) заказам и другим актам прямого действия;
– организационные и административные: создание фонда нежилых помещений, безопасность лица и имущества, консультационные и юридические услуги, обучение;
– финансовые: региональные и муниципальные фонды поддержки, льготное кредитование, предоставление гарантий, лизинг, страхование и другие формы внебюджетного финансирования.
Государственная поддержка малого бизнеса в РФ осуществляется в соответствии с федеральным законом о государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации, иными федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ним, указами Президента РФ, постановлениями Правительством РФ, а также законами и другими нормативными правовыми актами РФ [1].
Государственная поддержка малого бизнеса осуществляется в следующих областях:
– формирование инфраструктуры для поддержки и развития малого бизнеса;
– создание льготных условий для использования субъектами малого бизнеса государственных финансовых, материальных, технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
– создание упрощенной процедуры регистрации малых предприятий, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции и представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
– поддержка внешнеэкономической деятельности малого бизнеса, в том числе содействие развитию их торговых, научных, технических, промышленных, информационных отношений с зарубежными странами;
– организация обучения, переподготовки и повышения квалификации для малых предприятий.
Для достаточно развитого сектора малого бизнеса необходимо [5, с. 217]:
- сосредоточить усилия государственной поддержки на стимулировании инновационного предпринимательства;
- перенести центр тяжести поддержки и создать условия для его развития с федерального до муниципального уровня;
- начать работу над конституционным статусом среднего бизнеса,
- создать условия для более тесного юридического и экономического взаимодействия между крупным, средним и малым бизнесом;
- создать условия для развития интегрированной системы поддержки бизнеса (лизинг, франчайзинг);
- сформировать систему гарантирования и страхования инвестиционных рисков малого бизнеса, особенно для долговых инвестиций;
- ежегодно предоставлять в бюджеты субъектов РФ и муниципалитетов распределение льготных государственных и муниципальных инвестиционных кредитов для поддержки малого бизнеса.
Формирование политики государственного регулирования экономики и предпринимательства определяется главной целью, к какой стремится государство.
В настоящее время такой целью является восстановление достойного положения России в мировом экономическом сообществе, возрождение ее экономического, научного, технического и культурного потенциала. Малый бизнес в этом случае является экономическим и социальным инструментом, который поможет повысить местную экономику и станет эффективным средством экономического и социального развития на реструктурированных промышленных предприятиях. Поэтому сегодня главное — поддержка отечественных производителей, развитие государственной политики по стимулированию производства и производства конкурентоспособной продукции.
Государство должно устанавливать правила, обеспечивать реальную поддержку, устанавливать стратегическую концепцию, ставить цели, а задача менеджеров — использовать эти возможности и обеспечить развитие производства.
Это небольшие предприятия, особенно в случае эффективно развитой государственной политики в области малого бизнеса, какие могут стать основой рыночных структур во многих секторах, обеспечить поток инвестиций в наиболее эффективные сферы и тем самым объединить процессы структурной политики и формирование Всероссийского рынка.
Литература:
- Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ (последняя редакция)
- Василенко, И. А. Государственное и муниципальное управление: Учебник для академического бакалавриата / И. А. Василенко. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 494 c.
- Гегедюш, Н. С. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие для прикладного бакалавриата / Н. С. Гегедюш, Е. В. Масленникова, М. М. Мокеев и др. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 238 c.
- Иванов, В. В. Муниципальное управление: Справочное пособие / В. В. Иванов, А. Н. Коробова. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 718 c.
- Наумов, С. Ю. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / С. Ю. Наумов, Н. С. Гегедюш и др. — М.: Дашков и К, 2016. — 556 c.
Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, государственная поддержка, Российская Федерация, малое предпринимательство, государственное регулирование, государство, местная экономика, поддержка, предприятие, РФ.
Добавить в «Нужное»
Государственная поддержка малого бизнеса
Поддержка малого и среднего предпринимательства – это деятельность органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, которая осуществляется в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными и муниципальными программами (подпрограммами) (п. 5 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ). Совокупность органов власти и организаций, приведенных в данном определении, именуются также инфраструктурой поддержки малого и среднего предпринимательства.
Несмотря на то, что помощь малому бизнесу могут оказывать и коммерческие организации (например, банки путем предоставления льготных кредитов), под поддержкой малого предпринимательства обычно все же понимают господдержку малого бизнеса.
Еще с 01.01.2018 был отменен Федеральный закон о государственной поддержке малого предпринимательства в РФ от 14.06.1995 № 88-ФЗ (ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ). С этой же даты действует Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Цели государственной поддержки малого бизнеса
Основными целями государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в РФ являются (ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ):
- развитие субъектов малого и среднего предпринимательства (СМП) в целях формирования конкурентной среды в экономике РФ;
- обеспечение благоприятных условий для развития СМП;
- обеспечение конкурентоспособности СМП;
- оказание содействия СМП в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок РФ и рынки иностранных государств;
- увеличение количества СМП;
- обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;
- увеличение доли производимых СМП товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;
- увеличение доли уплаченных СМП налогов в налоговых доходах бюджетов всех уровней.
Меры государственной поддержки малого предпринимательства
Помощь малому бизнесу от государства состоит в первую очередь в совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности СМП. К таким мерам, в частности, относятся (ст. 7 Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ):
- специальные налоговые режимы;
- упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
- упрощенный порядок составления статистической отчетности;
- меры по обеспечению прав и законных интересов СМП при осуществлении государственного контроля (надзора);
- меры по обеспечению финансовой поддержки СМП.
Напомним, в частности, что до 31.12.2018 в отношении организаций и ИП, отнесенных к малым предприятиям, не проводятся плановые проверки (ч. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ). Под освобождение не попадут те малые предприятия, которые занимаются видами деятельности в сфере здравоохранения, образования или социальной сфере, перечень которых утвержден Постановлением Правительства от 23.11.2009 № 944. Кроме того, освобождение от плановых проверок не распространяется, например, на налоговый, валютный или таможенный контроль (ч. 3.1 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).
Государственная поддержка малого бизнеса в России включает в себя (ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ):
- государственную финансовую поддержку малого бизнеса;
- имущественную поддержку СМП;
- информационную и консультационную поддержку СМП;
- поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников СМП;
- поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества;
- поддержку СМП, занимающихся сельскохозяйственной деятельностью;
- поддержку СМП, ведущих внешнеэкономическую деятельность.
Условия и порядок оказания государственной поддержки малого и среднего бизнеса устанавливаются нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, муниципальными правовыми актами.
Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства – тема, которая интересует СМП больше других мер поддержки малого бизнеса в России.
С финансовой точки зрения государственная помощь малому бизнесу включает в себя предоставление субсидий малому бизнесу, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам СМП.
Как получить субсидию на развитие малого бизнеса?
Среди форм финансовой поддержки малого бизнеса субсидия – одна из наиболее привлекательных. Ведь субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе (кроме случаев нарушения условий предоставления таких субсидий) (ст. 78 БК РФ). Но получение субсидирования для малого бизнеса – дело непростое. Необходимо соответствовать жестким критериям отбора.
Например, в г. Москве в целях реализации в 2018 году мероприятий подпрограммы «Москва — город для бизнеса и инноваций» и в соответствии с Приказом ДНПиП г. Москвы от 20.02.2018 № П-18-12-27/8 ведется отбор претендентов на получение субсидий. Но не любое СМП субсидию сможет получить. Отбор ведется только среди резидентов технопарков, индустриальных (промышленных) парков или территории особой экономической зоны технико-внедренческого типа города Москвы. При этом к участникам отбора предъявляются дополнительные требования (Приложение 1 к Постановлению Правительства Москвы от 04.10.2017 № 741-ПП). К таким требованиям, в частности, относятся:
- СМП должны быть зарегистрированы в качестве налогоплательщика на территории города Москвы;
- продолжительность регистрации СМП в качестве организации или ИП должна составлять не менее 6 месяцев до дня подачи заявки на предоставление субсидии;
- в течение одного календарного года, предшествующего году подачи заявки на предоставление субсидии, выплаты зарплаты работникам СМП должны были производиться в размере не ниже размера МРОТ, установленного в г. Москве (18 742 рублей в соответствии с Московским трехсторонним соглашением на 2016-2018 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей, заключено 15.12.2015);
- на день подачи заявки на предоставление субсидии у СМП должна отсутствовать просроченная более чем на один месяц задолженность по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей.
Порядок участия в отборе на получение субсидий, перечень необходимых для предоставления документов и иные аспекты субсидирования устанавливаются соответствующим нормативными актами.
По вопросам получения субсидий в зависимости от их уровня необходимо обращаться в Минэкономразвития, в региональные или местные органы власти, уполномоченные на решение вопросов, связанных с субсидированием СМП.