Государственная поддержка малого бизнеса в зарубежных странах

Пандемия коронавируса заставила многие правительства ввести карантин, ограничить работу компаний и организаций. Одна из самых пострадавших отраслей – малый и средний бизнес (МСБ), на котором в значительной степени держится экономика многих стран. Лишь небольшое число таких фирм может протянуть без заработка до конца ограничительных мер, к тому же неизвестно, сколько времени уйдет на восстановление после того, как они будут сняты.

Согласно отчету Федерального резервного банка Нью-Йорка в США среди финансово «здоровых» малых предприятий лишь около 20% имеют достаточно средств, чтобы нормально работать два месяца при отсутствии выручки. Среди менее финансово состоятельных таких менее 10%. Поэтому правительства срочно разработали программы помощи МСБ; одна из основных мер – предоставление кредитов на зарплату (обычно 70–80%). Причем, например, в США такие займы могут быть трансформированы в гранты, если фирмы в итоге не уволят работников (или наймут новых).

Но одно дело – принять программу, и другое – обеспечить быструю выдачу денег. Так, Маттиас Кнаур, владелец швейцарской компании, обеспечивающей техническую поддержку для компьютерной техники, потратил одну или две минуты на заполнение одностраничной заявки – и через полчаса деньги от правительства Швейцарии уже были на счете его фирмы. Тогда как его британской «дочке» в кредите из правительственной программы было отказано после нескольких дней напряженных телефонных переговоров, рассказал Кнаур Financial Times. Аналогичная ситуация, по его словам, в других странах Европы: «Британцы все еще пытаются понять, что делать, в Германии система полностью перегружена, а во Франции нужно заполнять кучу бумажек».

«Компании и самозанятые должны получить как минимум частичную компенсацию дохода, потерянного из-за мер изоляции, введенных правительствами. Это можно рассматривать как аналог страховой выплаты за ущерб в результате природной катастрофы. Иначе бизнес окажется под грузом дополнительных долгов, которые значительно замедлят восстановление экономики после снятия ограничений», – считает Ив Бонзон из банка Julius Baer. Он даже считает, что государство может в качестве одноразовой меры перевести соответствующим компаниям средства на арендные платежи – это было бы «в общих интересах».

США

В США программа выдачи кредитов через Управление по делам малого бизнеса (SBA) на $350 млрд заработала в прошлую пятницу. Компании со штатом до 500 человек включительно могут получить кредит на сумму до $10 млн под 1%; деньги можно потратить на зарплаты, оплату аренды, коммунальных услуг. Если компания не уволит сотрудников, сумма кредита, потраченная на такие первоочередные расходы в течение восьми недель в период с 1 марта по 30 июня, будет прощена – как тело долга, так и проценты.

Однако наплыв желающих получить средства в первые дни был настолько большим, а меры по обеспечению функционирования программы – настолько не подготовленными, что это спровоцировало многочисленные жалобы как от бизнеса, так и от банков. Последние сетовали, что министерство финансов и SBA не объяснили многие детали, в том числе по кредитам, не предоставили формы для заполнения заявок по новой программе, а имевшаяся на сайте SBA форма содержала множество полей, которые непонятно было как заполнять (к тому же вручную), а сайт постоянно зависал. Многие банки оказались не готовы сразу же принимать и обрабатывать заявки. Так, JPMorgan Chase стал делать это только в понедельник утром и быстро приостановил работу портала до 17.00 из-за технических проблем. Citigroup ко вторнику не начал принимать заявки. Bank of America хоть и заработал по программе уже в пятницу, отрядив на нее 3000 сотрудников, отдал приоритет уже имеющимся клиентам с кредитами, за ними идут клиенты, получающие другие услуги банка, а только потом он пообещал рассматривать заявки со стороны. Это вызвало волну негодования среди предпринимателей и законодателей.

Последние уже готовятся принять дополнительный пакет помощи МСБ – еще на $250 млрд к концу этой недели, по информации The Wall Street Journal (WSJ), и включить в него требование о равном подходе к обращающимся за кредитами.

По данным на вторник, SBA зарегистрировала просьбы о 220 000 кредитах на сумму около $66 млрд, привела WSJ данные из письма в конгресс от президентской администрации, которая просит увеличить финансирование программы.

Сложности с выдачей займов связаны в том числе с опасениями банков. Они должны кредитовать МСБ из своих средств, а затем просить SBA возместить их в течение семи недель. Если заемщики выполнят условия кредита и потратят деньги на предусмотренные им нужды, SBA возместит средства банку в полном размере. Если же деньги пойдут на другие цели, расплачиваться с банками будут сами заемщики в течение двух лет. Многие могут не выжить, опасаются финансисты: по данным опубликованного в прошлую пятницу опроса 500 малых предприятий, проведенного Торговой палатой США и страховщиком MetLife, около четверти из них закрылись, еще 40% могут по крайней мере временно приостановить работу в ближайшие две недели.

Поэтому в понедельник Федеральная резервная система объявила о новой программе, которая должна быть развернута примерно за три недели. Банки смогут продать ФРС эти антикризисные кредиты, что позволит им не резервировать дополнительный капитал, снять с себя риски и выдать больше займов.

Швейцария

Власти страны вместе с банками подготовили программу помощи МСБ за четыре дня. В ней участвует 121 банк, за первую неделю работы было выдано более 15 млрд франков ($15 млрд) более чем 76 000 компаний.

Пакет антикризисных кредитов малому бизнесу на 20 млрд франков был представлен 25 марта. В прошлую пятницу Берн объявил, что увеличит его размер до 40 млрд франков.

Программа состоит из двух пунктов. Во-первых, компании могут попросить срочный беспроцентный заем на сумму до 10% от их годовой выручки, но не более 500 000 франков. Эти кредиты полностью гарантированы правительством. Нужно лишь подать заявление. Во-вторых, можно получить кредит на сумму до 20 млн франков; его также выдаст банк, но 85% гарантировано правительством и ставка по этой части составляет 0,5%. Оставшиеся 15% кредита – деньги банка по рыночной ставке. 

Великобритания

Четыре пакета мер, которые должны помочь компаниям и работникам пережить кризис, оцениваются в 60 млрд фунтов ($75 млрд). Плюс госгарантии по кредитам на 330 млрд фунтов, что эквивалентно 15% ВВП.

Работодатель может подать заявку на правительственный грант, который покроет 80% зарплаты временно оставшихся без работы сотрудников – до 2500 фунтов ($2915) в месяц. Однако эти выплаты начнутся ближе к концу апреля, а запуск аналогичной программы по выплатам самозанятым планируется в начале июня (они также смогут получить 80% от заработка, который будет рассчитываться как средний за последние три года). Эксперты указывают, что эти меры реализуются слишком медленно, учитывая стремительный рост безработицы.

МСБ также может участвовать в госпрограмме кредитования компаний, деятельность которых была вынужденно приостановлена. Ко 2 апреля министерство финансов получило 130 000 заявок, но одобрило, по его данным, лишь 983. Правда, 3 апреля министр финансов Риши Сунак заявил, что компании уже получили 3,5 млрд фунтов ($4,3 млрд).

Проблема возникла с тем, что некоторые банки требуют от предпринимателей предоставить личные гарантии или обеспечение, сообщила BBC. Кредит выдается на сумму от 25 000 до 5 млн фунтов, государство гарантирует банку возврат 80%, если заемщик не сможет расплатиться. Но «кредиторы могут потребовать обеспечение», указывает UK Finance (бывшая Британская банковская ассоциация). Barclays предупредил клиентов, что потребует предоставить личные гарантии для доступа к госпрограмме кредитования, HSBC сообщил BBC, что сделает это для сумм свыше 100 000 фунтов. Однако Royal Bank of Scotland, который также владеет крупной розничной банковской сетью NatWest, ничего не просит.

Действия банков вызвали критику бизнеса и законодателей. Представитель министерства финансов Стив Барклей заявил в парламенте: правительство не предполагало, что банки смогут также требовать обеспечение по госкредитам. 

Франция

Париж забюджетировал более 45 млрд евро на помощь бизнесу, как малому, так и крупному, и пообещал госгарантии по кредитам на 300 млрд евро. По данным министерства финансов на 2 апреля, 40 000 компаний попросили кредиты на 7 млрд евро, или по 130 000 на фирму в среднем. При этом министр финансов Брюно Ле Мэр заявил, что помощь компаниям, платящим дивиденды, будет урезана или вовсе не предоставлена.

Правительство также обещает оплачивать работникам 84% их зарплат, если их не уволит работодатель. По данным на начало апреля, около 400 000 компаний обратились за помощью для 4 млн сотрудников, что составляет 20% рабочей силы, занятой в частном секторе.

Будет отложена выплата налогов и соцвзносов для всех компаний, а для малых предприятий – и коммунальных платежей. Правительство также создало «фонд солидарности», в который частные компании могут вносить средства, чтобы помочь самозанятым и владельцам малого бизнеса. 

Германия

Центрами поддержки бизнеса стали государственный банк развития KfW и вновь созданный антикризисный фонд. Первый гарантирует банковские кредиты на общую сумму 500 млрд евро ($544 млрд); на его сайте можно получить общую информацию, но кредиты выдают банки. Фонд может гарантировать кредиты на 400 млрд евро, выдать гранты на 100 млрд евро и напрямую предоставить до 100 млрд евро на пополнение капитала. Но получить информацию о мерах поддержки фонда онлайн в начале апреля еще было невозможно, отмечает Bloomberg.

Кроме того, по данным агентства, банки медленно работают с заявками от бизнеса, опасаясь рисков, несмотря на то что госгарантии покрывают до 90% убытка по кредитам (ставка по ним составляет 1%). Мейнольф Брауэр, гендиректор сети колл-центров Walter Services, попросил 8 млн евро, чтобы продолжать оплачивать работу 2000 сотрудников; за две недели он не получил не только денег, но даже никакого ответа, пожаловался Брауэр FT.

Программа поддержки работников Kurzarbeit распространяется на компании, у которых под угрозой увольнения могут оказаться 10% сотрудников; также выплаты могут получать люди, имеющие временную работу. Правительство компенсирует 60–67% зарплат. Оно ожидает, что помощь получат около 2,35 млн человек, размер программы превысит 10 млрд евро.

Совокупный размер антикризисных мер оценивается примерно в 1 трлн евро ($1,09 млрд), правительство дает «неограниченное обещание» помочь как малому бизнесу, так и очень крупным компаниям, заявлял министр экономики Петер Альтмайер.

Другие страны

Правительство Италии одобрило антикризисные меры на 25 млрд евро ($27 млрд) еще в середине марта. Они включают 5 млрд евро на госгарантии по кредитам, поддержку временно отстраненных от работы, мораторий на выплаты по кредитам, в том числе ипотечным, для малого и среднего бизнеса. Бизнес-ассоциации жалуются, что средств недостаточно, получить их сложно. Правительство готовит пакет стимулирующих мер еще на 30 млрд евро.

Власти Канады пообещали неограниченную помощь и обнародовали выделение 202 млрд канадских долларов ($143,4 млрд). Стимулирующие меры включают отсрочку в уплате налогов, госгарантии по кредитам, компенсацию 75% зарплат работникам любых компаний вне зависимости от размера, чья выручка сократилась на 30% из-за пандемии.

Правительство Японии на этой неделе одобрило пакет почти на 108 трлн иен ($1 трлн). Малые предприятия, пострадавшие от кризиса, смогут получить прямые выплаты из бюджета в размере до 2 млн иен ($18 300). Также им предоставлена отсрочка по уплате налогов.

Библиографическое описание:


Мосева, Д. Н. Зарубежный опыт государственной поддержки малого и среднего предпринимательства / Д. Н. Мосева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 6 (348). — С. 348-350. — URL: https://moluch.ru/archive/348/78263/ (дата обращения: 23.03.2023).


В статье рассматривается опыт большинства развитых стран в государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в сфере. Выделяются общие тенденции развития государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в зарубежных странах.



Ключевые слова:



малый и средний бизнес, опыт зарубежных стран, государственная поддержка, МСП

Нет единого эффективного подхода по поддержанию малого и среднего бизнеса. Подходы к этой проблемы разрабатываются в различных государствах исходя из их развитости, уровня благоприятности бизнес-среды, а также изменений внешних условий.

Высокая степень развития малого и среднего предпринимательства во многих странах совместно с активным экономическим ростом могут быть возможны исключительно с помощью разработки и внедрения инновационных решений. Вследствие этого основной упор в большей части стран сделан на предприятия, которые осуществляют деятельность в стратегически важных для государств областях.

Меры поддержки этих предприятий преимущественно направлены на содействие и стимулирование использования инновационной технологической базы для роста эффективности деятельности, а также на развитие экспорта. Не менее значительным пунктом в постоянном росте инновационного потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства является развитие исследовательски-промышленных кластеров, для которых строятся лаборатории, заказывается специальное оборудование и создаются рабочие помещения, проводится регулярное консультирование специалистов в отдельных сферах. Благодаря формированию рассматриваемых кластеров происходит образование корпоративных связей, которые существенно снижают издержки на поиск партнеров для предложения совместных проектов.

В разных странах существует персональная инфраструктура поддержания субъектов малого и среднего бизнеса, но среди них можно увидеть схожие тенденции. В первую очередь высокая степень адресности поддержки и ее нацеленность на стратегически важные для государств сферы, а также децентрализация системы поддержания субъектов МСБ. Их поддержка производится по большей части непрямыми финансовыми методами через коммерческие банки и лизинговые компании. Совершенствование государственной поддержки также происходит с помощью упрощения процедуры доступа к государственному заказу, роста целевых направлений субсидий и остальные аспекты модернизации мер государственной поддержки. Также проводится активная поддержка в области кадров, технологического развития, а также консультационная поддержка.

В качестве общей тенденции для большинства развитых стран можно выделить замещение прямой финансовой поддержки в виде невозвратных субсидий мерами непрямой финансовой поддержки. Подобные меры реализуются преимущественно через разнообразные компании в сфере финансовых услуг и частные фонды. В государствах, лидирующих в развитии малого и среднего бизнеса, от 50 до 70 процентов всех расходных обязательств, затрагивающих финансовую поддержку МСБ, производится в форме непрямой финансовой поддержки. Обращение к данному подходу позволяет оказать необходимую финансовую помощь огромному числу предприятий, делая ее более целенаправленной и повышая ее эффективность, что способствует развитию финансовых институтов.

Помимо всего ранее освещенного зарубежные государства переходят на более современные меры поддержки в области кадрового обучения:

 бесплатное оказание консультационных услуг (например, программа «Talk To A UK TI Export Adviser» в Великобритании);

 формирование менторских систем волонтёров (например, Service Corps of Retired Executives или Центры по поддержке женщин-предпринимателей);

 предоставление грантов и налоговых вычетов за наем молодых специалистов в узкоспециализированных областях.

Наиболее значительными в промышленной сфере являются меры поддержки предпринимателей в области технологического развития. В развитых и приближенным к ним странах активно занимаются поддержкой кластеризации. Например, в Китае первые меры по стимулированию кластеризации были приняты еще в 70-х годах прошлого века. В Корее с 2005 года реализуются программы индустриальных комплекс-кластеров. США, Германия и Великобритания не озвучивают задачу развития конкретных кластеров, но активно пользуются понятием «кластерного подхода», который предполагает учет локальной индустриальной специализации при формировании портфеля поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Налоговые льготы в разных странах также могут различаться. Например, Австралия (в 2010 году) и Франция (в 2008 году) заместили сложную схему расчета налоговых вычетов, которая основана на объёме инвестиций с учетом чистого дохода от них, на более простую, которая принимает исключительно объем инвестиций. В Китае ранее вычетом могли воспользоваться только предприятия, которые работают в «Новых технологических зонах», теперь — все субъекты малого и среднего бизнеса, ведущие деятельности в высокотехнологичной сфере.

Происходят постоянные изменения и в информационной поддержке. Одна из направленностей последних нескольких лет — создание единого портала по предоставлению всей информационной поддержки. Огромный акцент уделяется росту доступности государственного заказа посредством правительственных агентств по поддержке МСБ. Для оптимизации данных процессов создаются единые онлайн-платформы. Например, американская Supplier Scouting или английская Contrast Finder.

Опыт зарубежных стран демонстрирует следующие тенденции:

 происходит смещение внимания на поддержку инновационной деятельности и адресную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства;

 стимулируется экспортная деятельность, а не развитие МСП в общем;

 качественно меняется роль малого и среднего предпринимательства в инновационном развитии экономики;

 происходит повышение доли субъектов МСБ, которые принимают участие в партнерствах или консорциумах с целью осуществления предпринимательской деятельности.

Само собой, лучшие зарубежные практики могут быть адаптированы в России. Основной акцент здесь следует сделать на развитии инфраструктуры поддержки и формировании комфортных условий для ведения бизнеса. Необходимо развивать локальные центры развития субъектов МСП, расширять поддержку экспортно-ориентированных компаний (например, выделять наиболее перспективные направления для экспорта и оказывать им адресную поддержку), а также заменить прямую финансовую поддержку на непрямое и большее внимание уделять долевому финансированию венчурных фондов.

Литература:

  1. Петров Д. В., Малое предпринимательство России: Современное состояние и перспективы // Естественно-гуманитарные исследования. — 2020 — N2.- C.215–219
  2. Артемов А. В., Малый и средний бизнес: понятие, критерии, категории субъектов, место и роль в рыночном хозяйстве // Социально-политические науки. — 2016. — N2. — C.44–49

Основные термины (генерируются автоматически): среднее, государственная поддержка, Великобритания, государственный заказ, информационная поддержка, Китай, непрямая финансовая поддержка, прямая финансовая поддержка, развитие малого, технологическое развитие.

малый и средний бизнес, опыт зарубежных стран, государственная поддержка, МСП

Похожие статьи

Опыт поддержки малого и среднего бизнеса в некоторых…

Принципы и философия поддержки малого и среднего бизнеса в США сформировалась в 1953 году, когда была создана

Таким образом, по международной практике поддержки малого и среднего бизнеса в развитых странах прослеживаются следующие тенденции

— Основными инструментами поддержки являются финансовая и инфраструктурная, а также консалтинг…

Поддержка малого и среднего предпринимательства в России…

Государственная поддержка малых и средних форм предпринимательства можно разделить на две составляющие: прямые финансовые вложения и субсидии, и косвенная поддержка в виде создания объектов инфраструктуры, льготной налоговой политики и подобных преференций. Россия, Франция и Германия сходятся по основным направлениям поддержки

Малый и средний бизнес: зарубежный опыт развития

Развитие малого и среднего бизнеса (МСБ) в зарубежных странах идет более быстрыми темпами, чем в России, так как

Развитие малого и среднего предпринимательства в Японии. В настоящее время Япония входит в число наиболее развитых

Одним из самых популярных является Государственный фонд развития малого и среднего предпринимательства…

Кредитование и содействие развитию малого и среднего

Поддержка государства является очень важным аспектом для развития малого и среднего бизнеса.

Развитие малого и среднего бизнеса в зарубежных странах идет более быстрыми темпами, чем в России, так как данному субъекту экономических отношений придается большее значение: в настоящее время МСБ представляет собой средний класс, который служит базой…

Зарубежный опыт развития малого и среднего

Ключевые слова: зарубежный опыт, малое и среднее предпринимательство, развитие малого и среднего предпринимательства, отечественная практика, инструмент развития, форма поддержки. Малый и средний бизнес является основным сегментом рыночной системы ведения хозяйства. Он представляет собой значительную часть…

Приоритетные направления господдержки малого и среднего

Финансово-кредитная и инвестиционная поддержка малого предпринимательства осуществляется через кредитование коммерческими банками приоритетных проектов за счет привлечения целевых государственных займов на тендерной основе, в том числе и на льготных условиях через Фонд развития малого предпринимательства.

Роль государства в развитии инновационной экономики…

Особого внимания заслуживает государственная поддержка малого инновационного бизнеса. В большинстве стран ему отводится ключевая роль в инновационном процессе. По данным Национального исследовательского бюро США, малые фирмы за последние 20 лет создали в четыре раза больше научно-технических нововведений на 1 доллар, по сравнению с большими…

Особенности финансирования науки и инноваций в зарубежных…

Для Великобритании характерно проведение активной государственной поддержки различных научных и

Финансирование науки и инноваций Великобритании реализуется в рамках Стратегии развития научных исследований и инноваций.

Главной задачей BEIS является поддержка развития в Великобритании научной базы мирового класса с учетом…

Роль государственной поддержки в развитии малого

 В статье рассмотрены основные меры государственной поддержки деятельности малых и средних предприятий, а также их влияние на экономику региона и страны. Ключевые слова: предпринимательство, малые и средние предприятия, сектор малого бизнеса, государственная поддержка, меры стимулирования. В современной экономике завоевание…

Похожие статьи

Опыт поддержки малого и среднего бизнеса в некоторых…

Принципы и философия поддержки малого и среднего бизнеса в США сформировалась в 1953 году, когда была создана

Таким образом, по международной практике поддержки малого и среднего бизнеса в развитых странах прослеживаются следующие тенденции

— Основными инструментами поддержки являются финансовая и инфраструктурная, а также консалтинг…

Поддержка малого и среднего предпринимательства в России…

Государственная поддержка малых и средних форм предпринимательства можно разделить на две составляющие: прямые финансовые вложения и субсидии, и косвенная поддержка в виде создания объектов инфраструктуры, льготной налоговой политики и подобных преференций. Россия, Франция и Германия сходятся по основным направлениям поддержки

Малый и средний бизнес: зарубежный опыт развития

Развитие малого и среднего бизнеса (МСБ) в зарубежных странах идет более быстрыми темпами, чем в России, так как

Развитие малого и среднего предпринимательства в Японии. В настоящее время Япония входит в число наиболее развитых

Одним из самых популярных является Государственный фонд развития малого и среднего предпринимательства…

Кредитование и содействие развитию малого и среднего

Поддержка государства является очень важным аспектом для развития малого и среднего бизнеса.

Развитие малого и среднего бизнеса в зарубежных странах идет более быстрыми темпами, чем в России, так как данному субъекту экономических отношений придается большее значение: в настоящее время МСБ представляет собой средний класс, который служит базой…

Зарубежный опыт развития малого и среднего

Ключевые слова: зарубежный опыт, малое и среднее предпринимательство, развитие малого и среднего предпринимательства, отечественная практика, инструмент развития, форма поддержки. Малый и средний бизнес является основным сегментом рыночной системы ведения хозяйства. Он представляет собой значительную часть…

Приоритетные направления господдержки малого и среднего

Финансово-кредитная и инвестиционная поддержка малого предпринимательства осуществляется через кредитование коммерческими банками приоритетных проектов за счет привлечения целевых государственных займов на тендерной основе, в том числе и на льготных условиях через Фонд развития малого предпринимательства.

Роль государства в развитии инновационной экономики…

Особого внимания заслуживает государственная поддержка малого инновационного бизнеса. В большинстве стран ему отводится ключевая роль в инновационном процессе. По данным Национального исследовательского бюро США, малые фирмы за последние 20 лет создали в четыре раза больше научно-технических нововведений на 1 доллар, по сравнению с большими…

Особенности финансирования науки и инноваций в зарубежных…

Для Великобритании характерно проведение активной государственной поддержки различных научных и

Финансирование науки и инноваций Великобритании реализуется в рамках Стратегии развития научных исследований и инноваций.

Главной задачей BEIS является поддержка развития в Великобритании научной базы мирового класса с учетом…

Роль государственной поддержки в развитии малого

 В статье рассмотрены основные меры государственной поддержки деятельности малых и средних предприятий, а также их влияние на экономику региона и страны. Ключевые слова: предпринимательство, малые и средние предприятия, сектор малого бизнеса, государственная поддержка, меры стимулирования. В современной экономике завоевание…

Автор статьи

Инна Смирнова

Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»

преподавательский стаж — 15 лет

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

Государственная поддержка малого бизнеса – это специальное направление экономической политики и соответствующая система экономических, налоговых, финансовых, административных, организационных, информационных и иных мероприятий, направленных на формирование благоприятной среды для реализации предпринимательской инициативы и последующего функционирования малых и средних предприятий.

Значение государственной поддержки малого бизнеса за рубежом

В большинстве современных государств внутренняя политика по поддержке малого предпринимательства рассматривается как один из ключевых элементов социально-экономической политики, представляющий собой относительно самостоятельную систему мероприятий для реализации национальных интересов за счет поддержки предпринимательской инициативы и формирования благоприятной среды для функционирования малых предприятий.

Логотип IQutor

Сделаем домашку
с вашим ребенком за 380 ₽

Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online

Основное содержание государственной поддержки малого бизнеса в зарубежных государствах составляют мероприятия по формированию благоприятной среды для функционирования малого бизнеса в тех отраслях, которые потенциально способны оказать максимальный социально-экономический эффект на развитие отдельной территории, государства в целом или объединение государств.

Систему разработки и реализации внутренней политики по поддержке малого бизнеса за рубежом образуют следующие элементы:

  • специальное законодательство в сфере малого бизнеса, которое регулирует все наиболее значимые вопросы информационного, организационного, финансового, налогового и иного характера в сфере малого бизнеса;
  • комплекс государственных программ, предполагающих финансовую, технологическую, внешнеэкономическую, консультационную, информационную, кадровую и иную поддержку малых предприятий с использованием бюджетных ресурсов и специальных инструментов финансирования.

Необходимость разработки и реализации специальной государственной политики в области поддержки малого бизнеса связана с относительно уязвимым положении малых предприятий на рынке по сравнению с крупными предприятиями. Иными словами, государство для поддержки конкуренции, противодействия монополизации рынка, сохранения доступа малых предприятий к финансово-кредитным ресурсам, к участию в государственных закупках разрабатывает и реализует систему мероприятий поддержки. Кроме финансовых мероприятий, система поддержки малого бизнеса предполагает:

«Государственная поддержка малого бизнеса за рубежом» 👇

  • установление льготных налоговых режимов для малых предприятий;
  • сокращение административного давления на малые предприятия;
  • поддержка внешнеэкономической деятельности малых предприятий;
  • упрощение учета и бухгалтерской отчетности в отношении малых предприятий и др.

Государственная поддержка малого бизнеса в Европейском союзе

Государственная поддержка малого бизнеса в европейских странах осуществляется на базе специально разработанной системы мероприятий, образующих концепцию поддержки малого бизнеса как на уровне всего Союза, так и на уровне отдельных стран. Названная концепция отражает цели и приоритеты Европейского сообщества и отдельных государств в области поддержки малого бизнеса. Кроме того, концепция предусматривает основные инструменты и институты для реализации политики поддержки малого бизнеса на союзном, национальным и региональном уровне.

При этом необходимо отметить, что цели и принципы поддержки малого бизнеса в отдельных государствах Союза имеют отличия исходя из специфических характеристик территории.

В качестве основных подходов к поддержке малого бизнеса в странах Европейского союза можно выделить следующие:

  1. Ряд государств полагают, что поддержка малого бизнеса должна осуществляться посредством формирования благоприятной экономической среды для малого бизнеса за счет дерегулирования и либерализации функционирования малых предприятий. Указанный подход предполагает:

    • реформирование налоговых режимов в отношении малых предприятий;
    • расширение приватизации;
    • разработку законодательства о конкуренции и др.
  2. Другие государства Европейского союза осуществляют поддержку малого бизнеса посредством разработки и реализации целевых программ, утверждения механизмов финансирования малого бизнеса за счет субсидий, дотаций, займов, установления налоговых льгот. Это, в свою очередь, позволяет гарантировать экономический рост, занятость и конкуренцию на рынке.

Осуществление внутренней политике по формированию благоприятной среды для развития малого бизнеса требует, таким образом:

  • правового обеспечения поддержки малого бизнеса;
  • аккумулирование финансовых ресурсов и разработки финансовых мероприятий по доведению до заинтересованных субъектов финансовой поддержки;
  • формирование институциональной среды, то есть специальных институтов, которые бы обеспечивали организационную, информационную, финансовую поддержку малых предприятий.

К числу главных целей государственной политики поддержки малых предприятий в европейских странах можно отнести следующие:

  • формирование благоприятной рыночной среды для развития малых предприятий;
  • поддержание конкуренции;
  • равенство прав в рыночных взаимоотношениях с участием малых предприятий;
  • формирование новых рабочих мест, особенно в тех районах, где высоки показатели безработицы и др.

Государственная поддержка малого бизнеса в США

В США большое внимание вопросам поддержки малого бизнеса уделяется с середины XX в., когда был принят специальный закон, провозгласивший защиту и свободу конкуренции как основу безопасности США, основу экономического благосостояния государства.

Основу национальной политики США по поддержке малого бизнеса составляет стимулирование наличествующих и потенциальных возможностей малых предприятий для прогрессивного социально-экономического развития территорий.

Парламент США обязывает правительство организовать всестороннюю поддержку малых предприятий, оказывать помощь в виде консультаций и защиту интересов. Необходимо отметить, что система мероприятий поддержки малых предприятий в США постоянно дополняется новыми законами.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Государственная пошлина в суд реквизиты для оплаты госпошлины
  • Государственная транспортная лизинговая компания руководитель
  • Государственная управляющая компания пенсионного фонда россии
  • Государственное предприятие новополоцкая управляющая компания
  • Государство устанавливает налоговые льготы для малого бизнеса