Государственная поддержка бизнеса в японии

Японские эксперты высоко оценили меры поддержки бизнеса в Москве

Японские эксперты высоко оценили меры поддержки бизнеса в Москве

Фото Е. Самарина. Mos.ru

Специалисты пришли к выводу, что базовые принципы антикризисной экономической политики в период пандемии коронавируса в Москве и Токио были довольно похожи.

Эксперты Исследовательского института Номура (Япония) сравнили меры поддержки экономики в период пандемии коронавируса в Москве и Токио и пришли к выводу, что базовые принципы антикризисной экономической политики в обоих городах были довольно похожи. Об этом рассказал заместитель Мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов во время второго заседания Совета по стратегическому развитию и реализации национальных проектов при Правительстве Москвы.

В обеих столицах основные меры поддержки были направлены на снижение текущих постоянных расходов предпринимателей, получение льготных кредитов и отсрочек по уплате налогов, платежей и сборов. Причем адресованы они были преимущественно малому и среднему бизнесу как наиболее уязвимому сегменту. Эксперты подчеркивают, что поддержка этого сектора имеет стратегическое значение как с точки зрения обеспечения социальной стабильности, так и в целях сохранения потенциала для развития национальной экономики.

Москва, по мнению специалистов, предложила полный и вариативный набор способов поддержки экономики и бизнеса. В Японии основная часть мер концентрировалась на выдаче беспроцентных кредитов для поддержания текущей деятельности предпринимателей. Хотя были и интересные нюансы. Например, токийский район Синдзюку выделял субсидии на разработку антикризисных бизнес-планов, а также на исполнение рекомендаций по созданию безопасных условий торговли согласно «Руководству по профилактике инфекций в столице Токио».

«Изначально Япония была лучше подготовлена к угрозам пандемии благодаря устоявшейся практике ношения медицинских масок в межсезонье с повышенным риском распространения инфекций и вирусов. России и Москве как ключевому мегаполису было сложнее. На ввод новых эпидемиологических правил было гораздо меньше времени, но Москва показала пример всем регионам, как оперативно можно ввести антикризисные меры, чтобы стабилизировать ситуацию», — отметил глава московского филиала Исследовательского института Номура Андрей Родионов.

Правительство Москвы не ограничилось исполнением базовых федеральных мер поддержки. Столица как экономический центр России обладает существенными финансовыми ресурсами. Однако экономика города имеет высокую сервисную составляющую и большую долю малого и среднего бизнеса, что делает ее весьма уязвимой для кризисных явлений. По этим причинам Правительство Москвы приняло решение об оказании значительных дополнительных мер поддержки для городских предприятий. Это решение оказалось важным и для России в целом: многие регионы в той или иной степени последовали примеру столицы.

Предприниматели получили отсрочку платежей по имущественным налогам и торговому сбору на 3,5 миллиарда рублейПредприниматели получили отсрочку платежей за аренду городской недвижимости на 15,4 миллиарда рублей

Правительство Москвы сделало ставку на работу с основными активами — арендой, расходы на которую для предпринимателей являются очень существенными. И если в случае с городской недвижимостью и земельными участками использовался очевидный и простой метод — отмена арендной платы на период приостановления деятельности, — то с частными объектами был применен интересный подход, связанный с компенсацией налогов для тех арендодателей, которые снижали арендную ставку на 50 процентов.

«В период максимальных ограничений нам удалось стабилизировать экономическую ситуацию в городе. Основным инструментом поддержки экономики стали четыре пакета антикризисных мер на общую сумму около 90 миллиардов рублей, которые были разработаны на основании предложений бизнеса. В их числе налоговые отсрочки, освобождение от арендных платежей, субсидии и гранты, льготное кредитование, которые продолжают действовать до конца этого года. В том числе благодаря мерам поддержки экономика города адаптировалась к работе в сложившихся условиях и на текущий момент большинство отраслей демонстрируют восстановительный рост», — отметил Владимир Ефимов.

Общий оборот предприятий торговли и услуг стабилизировался и даже с учетом ухудшения эпидемиологической ситуации по итогам ноября превышает показатели аналогичного месяца прошлого года и докризисного уровня. Несмотря на потери бюджета в виде недополученных налогов, сборов и возросшую социальную нагрузку, Москва не остановила выполнение ключевых экономических программ.

«Нам удалось сохранить темпы производства, в сравнении с прошлым годом индекс промышленного производства в городе также вырос. Сейчас благодаря подготовленной системе здравоохранения и соблюдению мер безопасности нам удается избегать жестких ограничений, при этом мы внимательно следим за эпидемиологической ситуацией и при необходимости рассматриваем возможность введения дополнительных мер поддержки для бизнеса», — заключил Владимир Ефимов.

Пандемия коронавируса и, как следствие, повсеместное ограничение социальных контактов, массовый перевод сотрудников на дистанционный режим работы, перевод многих услуг и процессов в цифровой формат — все это в очередной раз подтвердило важность развития ИТ-отрасли и обмена информацией, технологиями с зарубежными партнерами.

Также очень важно, что все предлагаемые меры поддержки бизнеса были доступны для получения в электронном формате через разные ИТ-платформы, включая портал госуслуг и портал mos.ru, что является передовым подходом даже по меркам Японии.

Подробный материал Исследовательского института Номура можно посмотреть здесь.

Москва продолжает выделять субсидии и гранты на поддержку малого и среднего бизнесаПоддержка для бизнеса: какие субсидии чаще всего востребованы предпринимателями

Исследовательский институт Номура — крупнейшая частная консалтинговая компания в Японии, была создана в 1965 году. На протяжении более 55 лет компания развивает свою глобальную сеть и оказывает услуги по стратегическому консалтингу бизнесу и государственному сектору, услуги по решениям в сфере информационных технологий. Московский филиал был создан в 2008 году и является единственным представительством японских консалтинговых компаний в России. Московский филиал оказывает активное содействие развитию российско-японских деловых контактов, торговых, экономических отношений.

Меры поддержки бизнеса в Москве

<1> Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение 14.В37.21.1019 от 7 сентября 2012 г.

Багова А.Ю., студентка Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) <2>.

<2> Научный консультант — д.ю.н., доцент А.А. Спектор.

Япония

Экономика Японии — одна из самых развитых экономик в мире. Лидирующую роль она приобрела во многом благодаря развитию малого и среднего предпринимательства.

В Японии сложились четыре центра проведения политики стимулирования малых предприятий: центральное правительство; местные органы власти; крупный бизнес; самостоятельные объединения мелких предприятий.

Центральные власти и местные органы самоуправления субсидируют на всех этапах жизненного цикла предприятия малого бизнеса, непосредственно участвующие в создании наукоемкого и высокотехнологичного производства. Для таких предприятий государство выделяет займы, обеспечивает кредитование малого бизнеса через предоставление поручительства и других видов кредитных гарантий. Также при централизованной поддержке государства в специальных центрах, некоммерческих организациях производится обучение кадров, осуществляется консультационно-информационная поддержка. Местные органы власти, крупный бизнес оказывают техническую и консультационную помощь, информационно-компьютерное обслуживание, подготовку кадров.

Субсидии, займы, кредиты для бизнеса на льготных условиях предусмотрены на следующие цели: совершенствование, модернизация, переоснащение производственно-материальной базы наукоемких предприятий; разработка совместно с институтами и университетами инновационных проектов, новинок, изобретений; развитие легкой и пищевой промышленности; разработка новых технологий (изобретений) и новых видов продукции; создание и развитие новых предприятий малого бизнеса в промышленно отсталых регионах Японии <3>.

<3> Малый бизнес в Японии // URL: http://concept-science.com/ blog/biz/28.html.

Основу механизмов финансовой поддержки малого бизнеса в Японии составляют:

  • мягкие займы (если обычный заем в современной Японии можно получить под 4 — 8%, то «мягкий заем» для МСП означает половину этой процентной ставки за использование кредита);
  • стимулирование кооперативной деятельности МСП, когда приветствуется объединение малых предприятий в кооперативы.

В Японии также существуют банки, специализирующиеся непосредственно на работе с малыми и средними предприятиями.

Таким образом, почти половина всех кредитов (47%) выделяется малым предприятиям — местными коммерческими банками; а банки взаимопомощи и кооперативные 100% кредитов предоставляют малым предприятиям <4>.

<4> Развитие малого бизнеса в Японии // URL: http://www.buhucheta.net/ referatpage-2805-1.html.

В Японии контролируется реализация программы поддержки малого предпринимательства. Правительство следит за тем, чтобы во всех частных банках работали кредитные программы для начинающих предпринимателей. Средняя годовая ставка по такому кредиту — 3 — 5% <5>.

<5> Японский бизнес бережет наследников // URL: http://www.dp.ru/a/ 2006/10/17/ JAponskij_biznes_berezhet/.

Помимо поддержки со стороны правительства существует еще помощь со стороны администрации префектур, местных управлений внешней торговли и промышленности, торгово-промышленных палат. Ощутимую помощь в совершенствовании управления малым бизнесом оказывают торгово-промышленные палаты и их отделения. Их специалисты дают консультации бесплатно, поскольку такая деятельность финансируется из госбюджета.

Государственная поддержка и стимулирование малого и среднего предпринимательства в Японии проводятся на разных этапах развития — регистрация, становление и рост. С этой целью используются разные экономические блага: льготы, займы, кредиты, консультативная помощь, помощь в подготовке кадров и так далее. И в связи с этим возникает вопрос об источниках финансирования. В целях оказания государственной финансовой поддержки субъектам малого бизнеса в Японии создана разветвленная система специализированных учреждений, функционирующих как на общегосударственном, так и на региональном уровне. Основу этой системы составляют:

  • государственная корпорация финансирования малого бизнеса;
  • национальная финансовая корпорация;
  • центральный банк торговой и промышленной кооперации;
  • государственная корпорация страхования кредитов малого и среднего бизнеса;
  • префектурные ассоциации страхования кредитов <6>.

<6> URL: http://www.polpred.com.

Основные цели и задачи указанных институтов:

  1. Государственная корпорация финансирования малого бизнеса. Данная организация создана при Министерстве внешней торговли и промышленности Японии главным образом в целях предоставления льготных долгосрочных кредитов на расширение основного и оборотного капитала предприятиям, работающим в приоритетных отраслях, не обладающим необходимой кредитоспособностью перед частными финансовыми учреждениями и нуждающимся в дополнительном источнике займов.
  2. Национальная финансовая корпорация. Национальная финансовая корпорация создана при Министерстве внешней торговли и промышленности Японии в целях реализации программ микрокредитования малого бизнеса. Указанные кредиты характеризуются малыми суммами, удлиненным сроком погашения и выдаются без обеспечения залогами. Как правило, коммерческие финансовые организации обычно отказываются от таких сделок из-за их малых размеров размещения и высокого риска невозврата финансовых средств.
  3. Центральный банк торговой и промышленной кооперации. Центральный банк торговой и промышленной кооперации создан Правительством Японии. Более 90% ссудного капитала Центрального банка торговой и промышленной кооперации обеспечивается за счет источников частного сектора (сбережений кооперативов небольших предприятий и их членов и выпуска облигаций). Банк осуществляет предоставление ссудного капитала кооперативам и организациям, созданным кооперативами.
  4. Система организаций по страхованию кредитов малого и среднего предпринимательства. Цель создания системы организаций по страхованию кредитов малого и среднего предпринимательства — гарантирование займов для малого и среднего бизнеса и их страхование. Систему организаций составляют ассоциации, учрежденные органами местного самоуправления на основе префектур (насчитывает 52 филиала). Указанные организации предоставляют гарантии погашения займов, полученных от частных финансовых институтов. Ассоциации поддерживаются государственной корпорацией страхования кредитов малого и среднего бизнеса, которая покрывает часть их расходов <7>.

<7> Бюджетное кредитование бизнеса — опыт Японии и США // URL: http://www.rf-es.ru.

Существующая в Японии система финансирования малого бизнеса гарантирует предоставление субсидий и кредитов органами местной государственной власти, при необходимости — с привлечением частных кредитных учреждений.

Безвозвратная финансовая помощь предоставляется только на научно-технические программы: разработку совместно с университетами и государственными исследовательскими институтами новой техники и технологии (местные органы власти), повышение технического уровня производства (центральные и местные органы власти), совершенствование технологии производства в пищевой промышленности (правительство).

Соединенные Штаты Америки

Малый и средний бизнес является основой экономики США: он создает более половины всех инноваций, более 2/3 национальной рабочей силы задействовано в этом секторе и т.д. <8>. Малое предпринимательство сыграло решающую роль в оздоровлении экономики страны, помогло Соединенным Штатам в конкурентной борьбе на мировом рынке.

<8> Юсупова Н. Государственная поддержка малого бизнеса в США. 2000 // URL: http://www.cfin.ru/press/ management/1999-5/09.shtml.

Ведущим органом государственной поддержки малого бизнеса в США является Администрация малого бизнеса (Small Business Administration, SBA), находящаяся в юрисдикции федерального правительства. Главной целью SBA является оказание помощи, поддержки и защиты интересов малого предпринимательства, сохранение свободной конкуренции.

Администрация малого бизнеса (SBA) оперирует целым рядом программ. Наиболее традиционными и крупными являются: поддержка деловой активности женщин и представителей национальных меньшинств, развитие экспортоориентированных производств, оказание помощи в научно-исследовательской работе, предоставление услуг адвоката и пр. <9>.

<9> Там же.

Важное значение в поддержке малого и среднего предпринимательства имеет адвокатура и Генеральная инспекция, которые проводят независимую оценку состояния малого предпринимательства, определяют эффективность деятельности Администрации по делам малого бизнеса и предлагают конструктивные меры по совершенствованию методов и программ поддержки данного сектора экономики.

Роль муниципальных структур не менее значительна.

В современных условиях важнейшим фактором функционирования малого бизнеса становится организация инфраструктуры поддержки, включающей финансовую, материально-техническую, информационную и консультативную поддержку.

В США работает программа предоставления льготных займов (от SBA). Можно выделить следующие их виды:

  • прямые займы — предоставляются SBA из собственных кредитных источников. Размер займа не превышает 150 тыс. долл., максимальная ставка — 7%. Займы предоставляются на сроки: до шести лет — на текущие нужды; до 20 лет — на приобретение оборудования, земельной собственности и строительство; до 30 лет — на восстановление предприятий, пострадавших от стихийных бедствий;
  • долевое участие в займах коммерческих банков;
  • гарантирование займов коммерческих банков. Кредиты предоставляются частными банками и другими финансовыми учреждениями, которые получают от правительства США в лице SBA гарантию их возврата. В рамках гарантии возмещается возможный ущерб, связанный с займом. Администрация малого бизнеса гарантирует до 90% суммы займа. Срок займа устанавливается в зависимости от целей получения кредита и возможностей малого предприятия. При финансировании оборотного капитала этот срок установлен от пяти до десяти лет (фактически в среднем — шесть-семь лет). При финансировании расширения основного капитала (приобретение оборудования, капитальное строительство, капитальный ремонт) срок установлен в пределах до 20 лет. В случае приобретения оборудования срок займа не превышает период полезного использования <10>.

<10> Макарова М.В., Погорелов В.В. Малый бизнес: зарубежный опыт и уроки для современной модернизации экономики России // URL: http://www.pandia.ru/text/ 77/222/17602.php.

Налоговые льготы малому бизнесу в США предоставляются редко, поскольку для мелких фирм намного важнее первоначальная поддержка.

Американский опыт показывает, что реальная поддержка малого бизнеса может быть осуществлена при условии формирования благоприятных социальных, экономических, правовых, политических условий. Решение этой задачи возможно при создании на разных уровнях целостной инфраструктуры развития малого бизнеса и выделения финансовых, организационных и иных ресурсов.

Специфика развития среднего и малого предпринимательства в Японии

  1. Мурыгина Л.С.

    Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

    Кандидат экономических наук, доцент

NovaInfo 134, с.42-44, скачать PDF
Опубликовано 28 октября 2022
Раздел: Экономические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 11
CC BY-NC, УДК 334.7

Аннотация

В настоящей статье автором рассматривается малый и средний бизнес Японии; раскрываются меры государственной поддержки МСП; выявляются особенности малых и средних предприятий; описывается модель управления качеством на предприятиях малого бизнеса в Японии; приводятся примеры управления качеством на предприятиях малого бизнеса.

Ключевые слова

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ НА ОСНОВЕ ФАКТОВ, НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ, ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЧУДО

Текст научной работы

Экономика многих стран в значительной степени держится на деятельности малого и среднего предпринимательства (МСП). С помощью малого и среднего бизнеса создаются рабочие места, выпускается существенное количество продукции. Малый бизнес — предпринимательство, опирающееся на деятельность небольших независимых фирм с численностью занятых до 100 человек, ИП, самозанятых и фермерские хозяйства.

Япония является высокоразвитой страной с одной из самых больших в мире сфер малого и среднего предпринимательства. Весомую роль в этом играет обширная система государственной поддержки этой сферы. На данный момент в Японии функционируют около 7 млн. малых и средних организаций, на которых работает свыше 40 млн человек (примерно 72% общей численности занятых) Рассмотрим показатели МСП в зарубежных странах и РФ в таблице 1. По разным оценкам на эти предприятия приходится от 40 до 70% объема производства промышленной продукции [3].

Таблица 1. Показатели МСП в зарубежных странах и РФ на 2020 г

Доля в ВВП, %

Доля занятых, %

Россия

20,8

27,0

США

56,0

52,0

Германия

43,0

57,0

Китай

60,0

83,0

Япония

55,0

72,0

Израиль

62,3

68,7

Пик роста количества субъектов МСП Японии пришелся на период «экономического чуда», то есть на 1955-1972 гг. и максимальных значений Япония достигла к 1991 г. В период с 1996 г. по 2009 г. количество малых и средних предприятий уменьшилось на 17,2%. Относительно занятости на МСП наблюдалась похожая тенденция: количество работников увеличилось в 1996 г., а затем снизилось в 2010 г., сокращение составило 41,2% [1].

Государственная поддержка МСП в Японии обычно включает следующие направления и меры:

  1. Разнообразие государственных органов, которые имеют широкие полномочия в сфере поддержки МСП (Государственное агентство по малым и средним предприятиям (SMEA);
  2. Пониженная ставка по кредитам для бизнеса. Одной из наиболее эффективных мер в сфере повышения доступности финансовых ресурсов является общее снижение процентных ставок в экономике. В Японии одна из самых низких процентных ставок в сравнении с другими государствами, что видим в таблице 2 [5];
  3. Финансовая поддержка предпринимательства — разнообразные программы по прямому и косвенному субсидированию, льготному налогообложению, предоставлению грантов и прочих финансовых преференций малому и среднему бизнесу;
  4. Развитие человеческого капитала — одно из приоритетных направлений, заключающее в себе обучение персонала и менеджмента, проведение тренингов, семинаров и курсов по повышению квалификации и прочих способов увеличения профессиональных способностей людей, активно занятых предпринимательской деятельностью или работающих на предприятиях малого и среднего бизнеса;
  5. Меры по оздоровлению терпящих убытки предприятий, программы выхода из кризиса — комплекс финансовых, консультационных и других мер;
  6. Технологическое развитие предприятий — стимулирование повышения технической вооруженности производства, использования передовых технологий для большей производительности труда и конкурентоспособности японских товаров и услуг на международном и внутреннем рынке;
  7. Помощь в развитии нового бизнеса — для предприятий, желающих интенсивно расширить свою сферу деятельности или для людей, желающих открыть предприятие вновь или в первый раз — комплекс финансовых, консультационных и других мер;
  8. Интернационализация японского рынка — помощь предприятиям в выходе на зарубежный рынок — комплекс аналогичных мер;
  9. Стимулирование участия МСП в выполнении государственных заказов и субподрядов;
  10. Развитие региональной промышленности и торговли — приоритет на использование местных ресурсов, кластеризацию промышленных групп, ведущие к их консолидации и взаимному усилению, развитие «Japan Brand» — комплекс финансовых, консультационных и других мер [1];
  11. Защита от банкротств, повышение социального статуса работников МСП и прочие неупомянутые или частично включающиеся в упомянутые меры по стимулированию предпринимательства [4].
Таблица 2. Доступность капитала в некоторых странах, %

Средневзвешенная процентная ставка по кредитам бизнеса

2020 г.

Россия

8,8

США

5,3

Германия

1,8

Китай

4,4

Япония

0,9

МСП занимают доминирующее положение в следующих отраслях: швейная, обувная, галантерейная промышленность, производство комплектующих изделий и конструкций, строительство, сфера услуг (включая обслуживание техники) и др. Японский малый бизнес очень неоднороден: по формам организации предпринимательской деятельности, по методам управления, по степени развития, по техническому уровню производства. Малый и средний бизнес Японии терпит ощутимые трансформации в последние годы под влиянием ряда факторов таких, как насыщение рынка, диверсификация потребностей клиентов, усложнение продукции, повышение требований к товарам и услугам, ценовая конкуренция и др. Особенно больше внимания уделяется вопросам управления качеством продукции и услуг. Управление качеством становится основой конкурентоспособности японских предприятий, многие из которых получают и выполняют заказы от крупных фирм (машиностроительных, авиастроительных, автомобилестроительных и т.д.) [3].

Обобщенно модель управления качеством в японских компаниях может быть представлена в виде четырехуровневой модели на рисунке 1. Рассмотрим эти уровни [3].

Модель управления качеством на предприятиях малого бизнеса в Японии

Рисунок 1. Модель управления качеством на предприятиях малого бизнеса в Японии

Качество — способность продукта удовлетворять нужды и ожидания покупателей или превосходить их. Упоминая качество, сотрудники японских предприятий говорят не только про качество самой продукции, но и качество планирования, проектирования, производства, использования, качество управления производственными процессами.

  1. Философия. В философии всех компаний, по сути, заложено стремление приносить пользу обществу, улучшать экономические показатели собственной деятельности и заботиться о ее развитии. Ценности компании находят отражение в миссии, политике и целях компаний в области качества. Например, в «Комацу Бане Когё» миссия сформулирована следующим образом: «Наши высококачественные пружины рождаются на основе четких представлений и всестороннего уважения потребностей наших клиентов»;
  2. Процесс. Представители компаний непрерывно подчеркивают необходимость обеспечения гарантий качества в проектировании и планировании, производстве продукции и услуг, их использовании, в области управления компанией;
  3. Сотрудники и партнеры. Сотрудники компании рассматриваются в качестве важнейшего стратегического ресурса организации, от которого зависит выпуск качественной продукции. К собственным сотрудникам в компаниях особое отношение, каждый из них считается частью одной большой семьи. Компания рассматривается как место жительства работников, которым стремятся создать наиболее удобные условия, атмосферу взаимного доверия и взаимодействия. В компании «Токио Титаниум» практикуется ежедневное всеобщее построение и взаимное приветствие: «Предмету — качество, человеку — работу для души». Надо отметить, что стабильность кадров рассматривается как залог успеха предприятия. Часто наблюдается ситуация, когда после выхода на пенсию, сотрудники продолжают работать (к примеру, самому старому сотруднику «Комацу Бане Когё» 74 года);
  4. Решение проблем. На японских малых предприятиях всесторонне используется принцип «принятия решений на основе фактов». При этом применяются несложные инструменты управления качеством (контрольных таблиц, графиков, диаграмм Парето и т.п.), не требующие специальных знаний и навыков для их использования. Обширно используется визуальный контроль, бумажные флип-чарты, рабочие бригады регулярно обновляют информацию в таблицах и графиках. На складах запчастей используются средства визуализации, повсюду видны всевозможные ярлыки и метки.[3].

Компания «Токио Титаниум» в качестве приоритетного направления совершенствования использует: полное искоренение происшествий и травм (лозунг предприятия — «Безопасность — прежде всего»); повышение скорости (работы с клиентами, делопроизводства, отчетности, консультаций), компания стремится к реализации принципа «One day — one week» (отгрузка в тот же день, производство — в течение недели); снижение себестоимости: «сокращение расходов = уменьшение цен» [3].

Изложенные выше факты подводят к заключению о том, что экономика Японии, показавшая феномен азиатского «экономического чуда», пережившая «бум» развития и проблемы последствий эффекта «мыльного пузыря» («потерянное десятилетие» — экономическая стагнация), сегодня заняла одно из главенствующих положений не только в Восточной Азии и АТР, но и во всем мире [2]. Во всем мире научно-технические и экономические достижения Японии ассоциируются с названиями нескольких десятков крупнейших корпораций (Toyota, Hitachi, Sony, Toshiba, Canon и др.). Вместе с тем не менее существенный вклад в развитие данного государства вносит малый и средний бизнес. Экономико-географическое положение Японии в совокупности с последствиями ее поражения во Второй мировой войне и полной перестройкой экономики позволили стране выстроить свою модель инновационного развития, направленную на улучшение существующих производственных процессов. Государственная поддержка МСП во всех префектурах Японии более всего ориентируется на стимулирование самозанятости граждан, сохранение рабочих мест на предприятиях, развитие человеческого капитала в современных реалиях.

Читайте также

  • Российский малый и средний бизнес в условиях санкций

    1. Мурыгина Л.С.
    2. Шабаров А.В.
    NovaInfo 134, с.34-36, 27 октября 2022, Экономические науки, CC BY-NC, УДК 339.98, ББК 65.59, ГРНТИ 06.51.51
  • Проблемы предпринимательсткой деятельности в Российской Федерации и меры государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

    1. Кужелин М.Ю.
    NovaInfo 109, с.27-29, 20 октября 2019, Экономические науки, CC BY-NC
  • Методологические вопросы управления рисками

    1. Зилеев Э.Р.
    NovaInfo 102, с.25-26, 25 апреля 2019, Экономические науки, CC BY-NC
  • Риски предпринимательской деятельности

    1. Зилеев Э.Р.
    NovaInfo 102, с.22-24, 24 апреля 2019, Экономические науки, CC BY-NC
  • Негосударственная поддержка предпринимательства

    1. Хашир Б.О.
    2. Купина Е.С.
    NovaInfo 86, с.50-53, 3 июня 2018, Экономические науки, CC BY-NC

Список литературы

  1. Виленский А.В., Лылова О.В., Можаев А.Б. Оптимизация финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства в пространственной экономике Японии // Экономический журнал. — 2015. — С. 37-42.
  2. Громова Д.В. Роль государства в поддержке инновационной деятельности малого и среднего бизнеса и проблемы венчурной отрасли Японии // Вестник Томского государственного университета. История. — 2018. — № 53. — С. 116-120.
  3. Ковтунова А.Н. Опыт малых и средних предприятий Японии по управлению качеством // Вестник Век качества. — 2012. — С. 32-35.
  4. Лебедева, И. П. Малый бизнес в Японии : монография / И. П. Лебедева — М.: Восток-Запад, 2004. — 174 с.
  5. Бикметова З.М., Шамсутдинова Л.Р. Зарубежный опыт государственного регулирования и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства: возможность адаптации к российским реалиям // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2022. — С. 112-115.

Цитировать

Суктубаева, Л.Ю. Специфика развития среднего и малого предпринимательства в Японии / Л.Ю. Суктубаева, Л.С. Мурыгина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2022. — № 134. — С. 42-44. — URL: https://novainfo.ru/article/19424 (дата обращения: 23.03.2023).

Поделиться

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Где посмотреть реквизиты виртуальной карты
  • Государственная программа создания бизнеса
  • Где зарегистрирована компания etalon group
  • Где посмотреть реквизиты для оплаты налога
  • Государственный музей пушкина время работы