Государственная поддержка бизнеса в республике беларусь

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

1 июля 2010 г. № 148-З

О поддержке малого и среднего предпринимательства

Принят Палатой представителей 26 мая 2010 года
Одобрен Советом Республики 15 июня 2010 года

Изменения и дополнения:

Закон Республики Беларусь от 10 июля 2012 г. № 426-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.07.2012, 2/1978) <H11200426>;

Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 57-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 24.07.2013, 2/2055) <H11300057>;

Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2015 г. № 344-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 01.01.2016, 2/2339) <H11500344>;

Закон Республики Беларусь от 9 января 2018 г. № 91-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 18.01.2018, 2/2529) <H11800091>

Настоящий Закон направлен на определение правовых и организационных основ поддержки малого и среднего предпринимательства, создание благоприятных условий для его развития.

ГЛАВА 1
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Поддержка малого и среднего предпринимательства

Поддержка малого и среднего предпринимательства – реализация государственными органами и иными организациями правовых, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер по созданию благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства и субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.

Статья 2. Законодательство о поддержке малого и среднего предпринимательства

Законодательство о поддержке малого и среднего предпринимательства основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона, актов Президента Республики Беларусь и иных актов законодательства.

Если международными договорами Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международных договоров Республики Беларусь.

Статья 3. Субъекты малого и среднего предпринимательства

К субъектам малого предпринимательства относятся:

индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;

микроорганизации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;

малые организации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.

К субъектам среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 101 до 250 человек включительно.

Средняя численность работников субъектов малого предпринимательства – юридических лиц и субъектов среднего предпринимательства за календарный год определяется в установленном порядке как: списочная численность работников в среднем за год (за исключением работников, находящихся в отпусках по беременности и родам, в связи с усыновлением (удочерением) ребенка в возрасте до трех месяцев, по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет); средняя численность работающих по совместительству с местом основной работы у других нанимателей; средняя численность лиц, выполнявших работы по гражданско-правовым договорам (в том числе заключенным с юридическими лицами, если предметом договора является оказание услуги по предоставлению, найму работников).

Данная численность работников определяется в целом по юридическому лицу, включая филиалы, представительства и иные его обособленные подразделения.

Специальной регистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в качестве субъектов малого и среднего предпринимательства или иного подтверждения указанного статуса со стороны государственных органов не требуется.

Статья 4. Субъекты инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и иные организации, осуществляющие поддержку субъектов малого и (или) среднего предпринимательства

Субъектами инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства являются центры поддержки предпринимательства и инкубаторы малого предпринимательства, основной целью деятельности которых является оказание субъектам малого и среднего предпринимательства содействия в организации и осуществлении предпринимательской деятельности.

К иным организациям, осуществляющим поддержку субъектов малого и (или) среднего предпринимательства, в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства относятся Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей, учреждения финансовой поддержки предпринимателей, общества взаимного финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства.

Статья 5. Гарантии и защита прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства, субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства

Государство гарантирует субъектам малого и среднего предпринимательства, субъектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства равные права для осуществления деятельности, защиту их прав и законных интересов, а также создание благоприятных условий для развития конкуренции.

Вмешательство государственных органов и иных государственных организаций в деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство осуществляется на основании правовых норм в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

ГЛАВА 2
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. ВИДЫ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И УСЛОВИЯ ЕЕ ОКАЗАНИЯ

Статья 6. Основные цели и принципы государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства

Основными целями государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства являются:

создание благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства и конкуренции;

оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) на рынок Республики Беларусь и рынки иностранных государств;

увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;

увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) в объеме валового внутреннего продукта.

Основными принципами государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства являются:

обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее оказания, установленными законодательством, а также гласности и комплексного подхода при ее предоставлении;

участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, объединений субъектов малого и (или) среднего предпринимательства (ассоциаций и союзов) в формировании государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства, подготовке проектов нормативных правовых актов, регулирующих вопросы поддержки малого и среднего предпринимательства.

Статья 7. Особенности правового регулирования поддержки малого и среднего предпринимательства

В целях реализации государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь законодательством могут предусматриваться:

особые режимы налогообложения для субъектов малого предпринимательства;

сокращенный состав бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства, а в предусмотренных законодательными актами случаях – освобождение их от обязанности ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности;

упрощенный порядок представления субъектами малого предпринимательства государственной статистической отчетности;

меры по упрощению порядка совершения в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства административных процедур, сокращению их количества;

упрощенный порядок передачи субъектам малого и среднего предпринимательства, субъектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства находящихся в государственной собственности неиспользуемых или неэффективно используемых капитальных строений (зданий, сооружений), производственных площадей, незавершенных законсервированных капитальных строений, оборудования и иного имущества, относящегося к основным средствам, в собственность на возмездной или безвозмездной основе, в безвозмездное пользование или аренду;

особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в качестве поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг);

меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

меры по развитию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;

иные меры, направленные на обеспечение реализации целей и принципов государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства.

Статья 8. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства

Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства осуществляется государственными органами и иными государственными организациями в соответствии с их компетенцией по следующим основным направлениям:

определение и реализация государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства;

осуществление защиты прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства;

формирование и реализация государственных программ в сфере государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;

содействие развитию системы финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

содействие развитию системы имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

формирование и развитие системы информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

содействие формированию и развитию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;

содействие внешнеторговой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, включая содействие развитию производственных, торговых, научно-технических, информационных связей с иностранными юридическими и физическими лицами;

содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства;

организация проведения научно-исследовательских работ по проблемам развития малого и среднего предпринимательства;

реализация предусмотренных настоящим Законом и иными актами законодательства видов финансовой, имущественной, информационной и иной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Статья 9. Государственные программы в сфере государственной поддержки малого и среднего предпринимательства

Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства осуществляется в соответствии с государственными программами в сфере государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

Государственные программы в сфере государственной поддержки малого и среднего предпринимательства формируются и утверждаются в порядке, установленном законодательством.

Государственные программы в сфере государственной поддержки малого и среднего предпринимательства включают в себя мероприятия по следующим основным направлениям:

совершенствование правового регулирования деятельности малого и среднего предпринимательства;

развитие системы финансовой, имущественной, информационной и иной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

материально-техническое и организационное обеспечение развития малого и среднего предпринимательства;

развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;

взаимодействие государственных органов и иных государственных организаций с субъектами инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и иными организациями, осуществляющими поддержку субъектов малого и (или) среднего предпринимательства;

содействие в осуществлении и развитии международного сотрудничества в сфере малого и среднего предпринимательства;

содействие в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Финансирование государственных программ в сфере государственной поддержки малого и среднего предпринимательства осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов, а также иных источников, не запрещенных законодательством.

К формированию и реализации государственных программ в сфере государственной поддержки малого и среднего предпринимательства могут привлекаться субъекты инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, советы по развитию предпринимательства.

Статья 10. Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства

Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства осуществляется в соответствии с законодательством за счет средств республиканского и местных бюджетов, а также иных источников, не запрещенных законодательством.

Государственная финансовая поддержка за счет средств, предусмотренных государственными программами в сфере государственной поддержки малого и среднего предпринимательства (далее – государственная финансовая поддержка), оказывается субъектам малого предпринимательства Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей путем предоставления:

финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе;

имущества на условиях финансовой аренды (лизинга);

гарантий по льготным кредитам, в том числе по микрокредитам, предоставляемым банками Республики Беларусь в соответствии с частью четвертой настоящей статьи.

Государственная финансовая поддержка оказывается субъектам малого предпринимательства областными и Минским городским исполнительными комитетами путем предоставления:

финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе;

субсидий для возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами;

субсидий для возмещения расходов на выплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) в части оплаты суммы вознаграждения (дохода) лизингодателя;

субсидий для возмещения части расходов, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях либо с их организацией.

Государственная финансовая поддержка оказывается субъектам малого предпринимательства банками Республики Беларусь путем предоставления льготных кредитов, в том числе микрокредитов, за счет средств местных бюджетов, предусмотренных государственными программами в сфере государственной поддержки малого и среднего предпринимательства и размещенных во вклады (депозиты) этих банков.

Государственная финансовая поддержка оказывается субъектам инфраструктуры поддержки малого предпринимательства путем предоставления областными и Минским городским исполнительными комитетами субсидий для:

приобретения необходимого имущества, реконструкции, ремонта здания (части здания) в целях реализации задач по поддержке и развитию субъектов малого предпринимательства;

возмещения части расходов, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях либо с их организацией;

компенсации расходов на проведение мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства (конференции, маркетинговые исследования), обучающих курсов.

Государственная финансовая поддержка также оказывается путем финансирования мероприятий государственных программ в сфере государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, направленных на популяризацию и стимулирование развития предпринимательской деятельности (проведение конкурсов, издание методических пособий, развитие информационных ресурсов и другие мероприятия) и не относящихся к государственной финансовой поддержке, указанной в частях второй–пятой настоящей статьи.

Статья 11. Условия оказания государственной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства

Государственная финансовая поддержка предоставляется субъектам малого предпринимательства на конкурсной основе, за исключением случаев, определяемых Президентом Республики Беларусь.

Если законодательными актами не установлено иное, государственная финансовая поддержка не может оказываться субъектам малого предпринимательства:

средняя численность работников которых за календарный год на дату обращения за оказанием такой поддержки превышает значения, установленные абзацами третьим и четвертым части первой статьи 3 настоящего Закона;

объем выручки которых от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) без учета налога на добавленную стоимость за календарный год превышает предельные значения, установленные Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь;

в уставном фонде которых доля Республики Беларусь, ее административно-территориальных единиц, иностранных юридических лиц, иностранных граждан и лиц без гражданства, общественных объединений (за исключением общественных объединений инвалидов), союзов (ассоциаций), фондов, одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, превышает 49 процентов (за исключением субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства);

являющимся банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями, страховыми организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;

являющимся участниками концессионных договоров (соглашений) о разделе продукции, заключенных с иностранными инвесторами в порядке, определенном законодательством;

осуществляющим деятельность в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, электронных интерактивных игр, производство и реализацию подакцизных товаров, добычу полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.

Государственная финансовая поддержка также не оказывается субъекту малого предпринимательства в случае, если:

данный субъект находится в процессе реорганизации, ликвидации (прекращения деятельности), экономической несостоятельности (банкротства);

им не представлены предусмотренные законодательными актами документы, необходимые для оказания государственной финансовой поддержки, или при наличии в представленных документах недостоверных сведений;

со дня нарушения данным субъектом условий оказания государственной финансовой поддержки не прошло три года;

у него имеется задолженность по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды;

у этого субъекта имеются убытки по итогам фактически отработанного времени в текущем году на дату обращения за оказанием государственной финансовой поддержки.

Предусмотренные абзацем третьим части второй настоящей статьи предельные значения выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) устанавливаются для субъектов малого предпринимательства ежегодно.

Субъекты малого предпринимательства при обращении за оказанием государственной финансовой поддержки представляют соответствующим государственным органам и иным организациям, оказывающим такую поддержку, сведения о средней численности работников (для юридических лиц) и объеме выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) без учета налога на добавленную стоимость за календарный год, предшествующий году обращения, заверенные подписью руководителя и печатью юридического лица или подписью индивидуального предпринимателя и печатью при ее наличии.

Статья 12. Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства

Для субъектов малого и среднего предпринимательства законодательством могут быть предусмотрены меры имущественной поддержки в виде:

предоставления в безвозмездное пользование находящихся в государственной собственности, а также в собственности хозяйственных обществ, в уставных фондах которых более 50 процентов акций (долей) находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц, капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, иного недвижимого имущества (за исключением незавершенных законсервированных капитальных строений), машин, оборудования, транспортных средств;

применения понижающих коэффициентов к базовым ставкам при расчете ставки арендной платы при аренде капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, находящихся в государственной собственности, а также в собственности хозяйственных обществ, в уставных фондах которых более 50 процентов акций (долей) находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц;

права преимущественного приобретения по рыночной стоимости находящихся в государственной собственности капитальных строений (зданий, сооружений), в том числе не зарегистрированных в установленном порядке, изолированных помещений, машино-мест, иного недвижимого имущества субъектами малого и среднего предпринимательства, надлежащим образом исполняющими свои обязательства по договору аренды (безвозмездного пользования) не менее трех лет, с предоставлением рассрочки оплаты до пяти лет с ежемесячной индексацией платежей со дня заключения договора купли-продажи, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Законодательством могут быть предусмотрены и иные меры имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Статья 13. Информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства

Информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется путем создания доступных условий для получения субъектами малого и среднего предпринимательства информации, необходимой для эффективного осуществления и развития предпринимательской деятельности.

Государственные органы и иные организации обеспечивают доступность информации, необходимой субъектам малого и среднего предпринимательства и субъектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, за исключением информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено в соответствии с законодательными актами.

Основными видами информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются:

освещение в средствах массовой информации, глобальной компьютерной сети Интернет различных вопросов предпринимательской деятельности, в том числе актов законодательства, регулирующих отношения в области предпринимательской деятельности, предложений в области имущественного обеспечения и делового сотрудничества, размещение приглашений к участию в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг), информации о субъектах инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;

оказание информационных и консультационных услуг субъектами инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;

создание и развитие системы консультирования с применением современных коммуникационных и информационных технологий (дистанционное консультирование);

организация и проведение мероприятий, направленных на повышение информированности субъектов малого и среднего предпринимательства об условиях осуществления и направлениях развития предпринимательской деятельности;

создание специализированных радио- и телепередач, периодических печатных изданий, освещающих актуальные вопросы развития малого и среднего предпринимательства.

Статья 14. Участие субъектов малого и среднего предпринимательства в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг)

Субъектам малого и среднего предпринимательства гарантируется предоставление возможности участия в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг).

Государственные органы и иные государственные организации реализуют меры, направленные на:

информирование субъектов малого и среднего предпринимательства о проведении процедур государственных закупок товаров (работ, услуг);

консультирование субъектов малого и среднего предпринимательства по вопросам участия в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг).

Участие субъектов малого и среднего предпринимательства в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг) осуществляется в соответствии с законодательством о государственных закупках товаров (работ, услуг).

Статья 15. Содействие внешнеторговой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства

Государственные органы и иные государственные организации обеспечивают создание условий для осуществления субъектами малого и среднего предпринимательства внешнеторговой деятельности.

Приоритетными направлениями внешнеторговой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства признаются развитие экспорта отечественных товаров (работ, услуг) на рынки иностранных государств и развитие импорта сырья (комплектующих) для собственного производства на территории Республики Беларусь при отсутствии отечественных аналогов.

Содействие внешнеторговой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется путем:

проведения работы по заключению международных договоров, предусматривающих реализацию мер по развитию внешнеторговой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;

организации деловых встреч и переговоров представителей белорусских и иностранных субъектов предпринимательства в целях установления отношений с иностранными партнерами, продвижения отечественных товаров (работ, услуг) на рынки иностранных государств;

создания информационных ресурсов, содержащих сведения о деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, а также иную информацию, необходимую для осуществления ими внешнеторговой деятельности.

Статья 16. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров

Государственные органы и иные государственные организации содействуют подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров осуществляется в виде:

содействия подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства, реализации международных программ и проектов по обмену опытом в этой сфере;

проведения обучающих курсов, конференций по вопросам предпринимательства;

профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации и обучающих курсов безработных, профессиональной ориентации незанятого населения, в том числе в городах районного подчинения, поселках городского типа, сельских населенных пунктах.

Статья 17. Советы по развитию предпринимательства

Совет по развитию предпринимательства в Республике Беларусь осуществляет выработку рекомендаций по развитию и комплексной государственной поддержке субъектов хозяйствования негосударственной формы собственности, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства, в целях формирования конкурентных отношений и координации деятельности общественных объединений предпринимателей.

Порядок деятельности Совета по развитию предпринимательства в Республике Беларусь устанавливается Президентом Республики Беларусь.

При местных исполнительных и распорядительных органах также могут создаваться советы по развитию предпринимательства, функции и полномочия которых определяются соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами.

Статья 18. Объединения субъектов малого и (или) среднего предпринимательства (ассоциации и союзы)

Субъекты малого и среднего предпринимательства в целях обеспечения наиболее благоприятных условий для развития и поддержки предпринимательства могут создавать объединения (ассоциации и союзы) в порядке, предусмотренном законодательством.

Деятельность объединений субъектов малого и (или) среднего предпринимательства (ассоциаций и союзов) может предусматривать:

организационное, методическое, консультационное, информационное содействие своим членам в совершенствовании производственной деятельности, систем управления производством и контроля качества, во внедрении и освоении новой техники и технологий, в осуществлении маркетинга и рекламы продукции;

содействие в совершенствовании подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства;

содействие в организации и развитии делового сотрудничества с белорусскими и иностранными организациями, а также оказание помощи в решении других задач, необходимых для развития малого и среднего предпринимательства.

Объединения субъектов малого и (или) среднего предпринимательства (ассоциации и союзы) могут участвовать в:

проведении государственными органами и иными организациями опросов субъектов малого и среднего предпринимательства по выявлению проблемных вопросов осуществления предпринимательской деятельности, выяснению позиции субъектов малого и среднего предпринимательства относительно целесообразности принятия вырабатываемых мер государственной политики в сфере предпринимательства;

формировании и реализации государственных программ в сфере государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

ГЛАВА 3
СУБЪЕКТЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Статья 19. Центры поддержки предпринимательства

Центром поддержки предпринимательства является юридическое лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению экономической и организационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Основными задачами центра поддержки предпринимательства являются оказание субъектам малого и среднего предпринимательства содействия в получении финансовых и материально-технических ресурсов, информационных, методических и консультационных услуг, подготовке, переподготовке и привлечении квалифицированных кадров, проведение обучающих курсов и маркетинговых исследований, а также оказание иного содействия в осуществлении субъектами малого и среднего предпринимательства их деятельности.

Базовым центром поддержки предпринимательства области (г. Минска) является центр поддержки предпринимательства, обеспечивающий координацию деятельности расположенных на территории области (г. Минска) центров поддержки предпринимательства и реализующий совместно с областным (Минским городским) исполнительным комитетом мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.

Центры поддержки предпринимательства, в том числе базовые центры поддержки предпринимательства областей (г. Минска), ежегодно в порядке и сроки, установленные законодательством, представляют областному (Минскому городскому) исполнительному комитету информацию о своей деятельности в качестве центра поддержки предпринимательства.

Условия и порядок регистрации юридических лиц в качестве центров поддержки предпринимательства, особенности их деятельности определяются Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 20. Инкубаторы малого предпринимательства

Инкубатором малого предпринимательства является юридическое лицо, имеющее на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или на ином законном основании специально оборудованные под офисы и производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) помещения и находящееся в них имущество и предоставляющее их в соответствии с законодательством в пользование начинающим свою деятельность субъектам малого предпринимательства в целях оказания им помощи в развитии и приобретении финансовой самостоятельности.

Помещения и имущество, указанные в части первой настоящей статьи, предоставляются инкубатором малого предпринимательства субъекту малого предпринимательства на условиях, определяемых заключенным между ними в соответствии с законодательством договором, на срок не более пяти лет.

Основными задачами инкубатора малого предпринимательства являются создание организационно-экономических условий для развития субъектов малого предпринимательства путем предоставления им помещений и имущества, указанных в части первой настоящей статьи, информационных и консультационных услуг, оказание содействия в поиске партнеров, получении финансовых ресурсов, проведение обучающих курсов, а также осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством и направленной на выполнение основных задач инкубатора малого предпринимательства.

Инкубаторы малого предпринимательства в зависимости от целевого назначения могут быть многопрофильными или специализированными (однопрофильными).

Многопрофильный инкубатор малого предпринимательства предоставляет помещения и имущество, указанные в части первой настоящей статьи, субъектам малого предпринимательства, осуществляющим различные виды деятельности, специализированный (однопрофильный) инкубатор малого предпринимательства – субъектам малого предпринимательства, осуществляющим определенный вид деятельности.

Инкубаторы малого предпринимательства ежегодно в порядке и сроки, установленные законодательством, представляют областному (Минскому городскому) исполнительному комитету информацию о своей деятельности в качестве инкубатора малого предпринимательства.

Условия и порядок регистрации юридических лиц в качестве инкубаторов малого предпринимательства, особенности их деятельности определяются Советом Министров Республики Беларусь.

ГЛАВА 4
ИНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ПОДДЕРЖКУ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И (ИЛИ) СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Статья 21. Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей

Финансовое обеспечение государственной политики в сфере поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь осуществляет Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей.

Основными направлениями деятельности Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей являются:

содействие проведению государственной политики в сфере поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации соответствующих проектов и мероприятий;

участие в разработке, проведении экспертизы и конкурсном отборе, а также реализации государственных программ в сфере государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, проектов и мероприятий, способствующих созданию рабочих мест путем развития малого предпринимательства и конкуренции, демонополизации экономики, насыщения рынков товарами;

участие в формировании рыночной инфраструктуры, обеспечивающей субъектам малого предпринимательства равные условия и возможности для осуществления предпринимательской деятельности;

поддержка инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства, стимулирование разработки и производства принципиально новых видов продукции, содействие освоению новых технологий, использованию патентов, лицензий, ноу-хау;

содействие привлечению национальных и иностранных инвестиций для осуществления приоритетных направлений деятельности по созданию конкурентной среды и развитию малого предпринимательства;

участие в реализации международных программ и проектов по вопросам развития малого предпринимательства.

Порядок создания, деятельности и ликвидации Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей устанавливается Президентом Республики Беларусь.

Статья 22. Учреждения финансовой поддержки предпринимателей

Учреждением финансовой поддержки предпринимателей является некоммерческая организация, создаваемая по решению областного (Минского городского) исполнительного комитета или иного юридического лица в целях обеспечения содействия проведению государственной политики в сфере поддержки малого предпринимательства путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации государственных программ в сфере государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, проектов и мероприятий.

Средства учреждения финансовой поддержки предпринимателей формируются за счет средств соответствующих местных бюджетов, выделяемых в установленном порядке, собственных средств юридических лиц, кредитов, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, доходов, полученных от размещения временно свободных средств на банковских счетах и (или) в банковские вклады (депозиты), а также за счет поступлений от уставной деятельности и других источников, не запрещенных законодательством.

Учреждения финансовой поддержки предпринимателей могут осуществлять финансовую поддержку субъектов малого предпринимательства в видах, предусмотренных частью второй и абзацами третьим–пятым части третьей статьи 10 настоящего Закона, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Особенности порядка создания и деятельности учреждений финансовой поддержки предпринимателей определяются Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 23. Общества взаимного финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства

Обществом взаимного финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства является некоммерческая организация, создаваемая субъектами малого и (или) среднего предпринимательства в организационно-правовой форме потребительского кооператива для аккумулирования временно свободных денежных средств членов этого общества и средств из иных незапрещенных источников в целях оказания им финансовой помощи в форме предоставления микрозаймов.

Членами такого кооператива могут быть исключительно субъекты малого и (или) среднего предпринимательства.

Общество взаимного финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства вправе предоставлять микрозаймы только лицам, являющимся членами такого общества, и только на цели осуществления предпринимательской деятельности.

Особенности порядка создания обществ взаимного финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства, состав и компетенция органов управления и контроля, права и обязанности членов таких обществ определяются нормативными правовыми актами Совета Министров Республики Беларусь, если иное не предусмотрено законодательными актами.

ГЛАВА 5
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 24. Признание утратившими силу некоторых законодательных актов и отдельных положений законов

Признать утратившими силу:

1. Закон Республики Беларусь от 28 мая 1991 года «О предпринимательстве в Республике Беларусь» (Ведамасці Вярхоўнага Савета Беларускай ССР, 1991 г., № 19, ст. 269).

2. Закон Республики Беларусь от 15 января 1992 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О предпринимательстве в Республике Беларусь» (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1992 г., № 6, ст. 105).

3. Раздел III Закона Республики Беларусь от 18 января 1994 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты, связанные с вопросами экономических отношений» (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1994 г., № 6, ст. 72).

4. Закон Республики Беларусь от 16 октября 1996 года «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1996 г., № 34, ст. 607).

5. Закон Республики Беларусь от 15 июля 1997 года «О внесении дополнений в Закон Республики Беларусь «О предпринимательстве в Республике Беларусь» (Ведамасці Нацыянальнага сходу Рэспублікі Беларусь, 1997 г., № 27, ст. 482).

6. Утратил силу.

7. Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 года «О внесении дополнения в Закон Республики Беларусь «О предпринимательстве в Республике Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 7, 2/133).

8. Статью 1 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2003 года «О внесении изменений и дополнения в некоторые законодательные акты Республики Беларусь по вопросам государственного социального страхования и перерасчета пенсий» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 70, 2/952).

9. Пункт 2 статьи 2 Закона Республики Беларусь от 30 июля 2004 года «О признании утратившими силу законодательных актов и внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 122, 2/1056).

10. Статью 2 Закона Республики Беларусь от 26 декабря 2007 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и отдельных положений законов Республики Беларусь по вопросам страхования» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 305, 2/1397).

11. Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 28 мая 1991 года «О порядке введения в действие Закона Республики Беларусь «О предпринимательстве в Республике Беларусь» (Ведамасці Вярхоўнага Савета Беларускай ССР, 1991 г., № 19, ст. 270).

Статья 25. Меры по реализации положений настоящего Закона

Совету Министров Республики Беларусь в шестимесячный срок:

подготовить и внести в установленном порядке предложения по приведению законодательных актов в соответствие с настоящим Законом;

привести решения Правительства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить приведение республиканскими органами государственного управления, подчиненными Правительству Республики Беларусь, их нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом;

принять иные меры, необходимые для реализации положений настоящего Закона.

До приведения актов законодательства в соответствие с настоящим Законом они применяются в той части, в которой не противоречат настоящему Закону, если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь.

Статья 26. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через шесть месяцев после его официального опубликования, за исключением настоящей статьи и статьи 25, которые вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Закона.

Президент Республики Беларусь

А.Лукашенко

Развитие, в частности, малого предпринимательства является основой для возникновения и формирования условий интенсивного социально-экономического роста. Ввиду этого субъектам малого предпринимательства предоставлены широкие возможности для получения государственной финансовой поддержки (далее — господдержка). Кроме прочего, рассмотрим, кто вправе рассчитывать на такую поддержку и при каких условиях, а также кому и в каких случаях в ней будет отказано.

Субъекты, направления и инструменты оказания господдержки малому предпринимательству

Господдержка субъектам малого предпринимательства оказывается на основании:

— Закона о поддержке малого и среднего предпринимательства;

— Указа о господдержке малого предпринимательства N 255;

— госпрограммы «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016 — 2020 годы и иных нормативных правовых актов.

Такая поддержка может быть предоставлена:

— индивидуальным предпринимателям;

— микроорганизациям со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;

— малым организациям со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно при условии создания ими новых рабочих мест.

Вышеуказанными документами предусмотрено оказание господдержки субъектам малого предпринимательства для реализации инвестиционных проектов, бизнес-проектов по следующим направлениям <*>:

— создание, развитие и расширение производства товаров (работ, услуг);

— организация, развитие производства, реализация экспортоориентированной, импортозамещающей продукции;

— производство продукции, направленной на энерго- и ресурсосбережение;

— внедрение новых технологий.

Господдержка за счет средств, предусмотренных в программах господдержки малого и среднего предпринимательства, оказывается субъектам малого предпринимательства путем предоставления <*>:

1) Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей:

— финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе;

— имущества на условиях финансовой аренды (лизинга);

2) облисполкомами и Минским горисполкомом (по решению облисполкома, Минского горисполкома — гор-, райисполкомами и (или) местными администрациями, учреждениями финансовой поддержки предпринимателей в областях (г. Минске)):

— финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе;

— субсидий для возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами;

— субсидий для возмещения части расходов на выплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) в части оплаты суммы вознаграждения (дохода) лизингодателя;

— субсидий для возмещения части расходов, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях либо с их организацией;

3) банками льготных кредитов, в том числе микрокредитов, за счет средств местных бюджетов, предусмотренных программами господдержки малого и среднего предпринимательства и размещенных во вклады (депозиты) этих банков;

4) Банком развития Республики Беларусь.

Ограничения оказания господдержки субъектам малого предпринимательства

Обратим внимание, что господдержка предоставляется не всем субъектам малого предпринимательства и не во всех случаях.

Так, господдержка за счет средств, предусмотренных в программах господдержки малого и среднего предпринимательства, не может оказываться субъектам малого предпринимательства, если <*>:

— средняя численность их работников за календарный год на дату обращения за оказанием поддержки превышает установленные значения <*>;

— объем их выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) без учета налога на добавленную стоимость за календарный год превышает установленные предельные значения <*>;

— в их уставном фонде доля Республики Беларусь, ее административно-территориальных единиц, иностранных юрлиц, иностранных граждан и лиц без гражданства, общественных объединений (за исключением общественных объединений инвалидов), союзов (ассоциаций), фондов, одного или нескольких юрлиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, превышает 49 процентов (за исключением субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства);

— они являются банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями, страховыми организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;

— они являются участниками концессионных договоров (соглашений) о разделе продукции, заключенных с иностранными инвесторами;

— они осуществляют производство и реализацию подакцизных товаров, добычу полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых), а также деятельность в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, электронных интерактивных игр.

Приведенные выше ограничения по оказанию господдержки являются абсолютными ограничениями. Иными словами, если хотя бы одно из них имеет место, то субъекту малого предпринимательства будет отказано в господдержке на любом этапе ее оказания без каких-либо исключений.

Однако кроме названных ограничений существуют еще и иные случаи, при которых господдержка не будет оказана субъекту малого предпринимательства <*>:

— он находится в процессе реорганизации, ликвидации (прекращения деятельности), экономической несостоятельности (банкротства);

— им не представлены документы, необходимые для принятия решения об оказании господдержки <*>, или в представленных документах содержатся недостоверные сведения;

— он нарушил условия оказания господдержки и со дня нарушения не прошло три года;

— у него имеется задолженность по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды;

— у него имеются убытки по итогам фактически отработанного времени в текущем году на отчетную дату;

— по сравнению с аналогичным периодом прошлого года объемы его выручки от реализации товаров (работ, услуг) снизились в два и более раза;

— у него имеется просроченная задолженность перед банками, подтверждаемая кредитным отчетом, полученным не более чем за 10 дней до даты подготовки заключения об оценке кредитоспособности претендента;

— у него, его поручителя (гаранта) имеется более трех фактов недобросовестного исполнения обязательств перед банками по уплате основного долга с нарушением сроков продолжительностью более 7 календарных дней за последние 180 календарных дней на дату получения кредитного отчета;

— у него имеется одновременное несоответствие нормативным требованиям коэффициента текущей ликвидности, коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами, коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами (коэффициента банкротства) на последнюю отчетную дату (для субъектов малого предпринимательства, ведущих общую систему учета);

— у него отрицательные чистые активы на последнюю отчетную дату (для субъектов малого предпринимательства, ведущих общую систему учета).

Таким образом, получение или неполучение субъектом малого предпринимательства господдержки зависит от многих факторов: количества работников такого субъекта, показателей его финансово-хозяйственной деятельности и т.д. Вместе с тем, исходя из приведенных выше причин для отказа в предоставлении господдержки, полагаем, что их можно отчасти избежать или нивелировать еще до обращения за ее получением.

© Молодечненский районный исполнительный комитет

+375 (176) 77-16-63

molrik@molodechno.gov.by

для обращений используйте сервис:

Электронные обращения

222310, г. Молодечно, ул. Виленская, 6

Режим работы: 08:30-17:30

Перерыв: 13:00-14:00

Созданию благоприятных условий ведения бизнеса и развитию добросовестной конкуренции между ними, поощрению предпринимательской инициативы способствуют ряд принятых в Республике Беларусь нормативных правовых актов:

  • Закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства»;
  • Декрет Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства»;
  • Директива Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» (определены направления дальнейшей либерализации белорусской экономики, повышения ее конкурентоспособности и создания благоприятных условий для динамичного и устойчивого развития);
  • Декрет Президента Республики Беларусь от 7 мая 2012 г. № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности»;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства»;
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 марта 2008 г. № 342 «Об утверждении Положения о содействии безработным в организации предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности»;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 19 сентября 2017 г. № 338 «О налоговом консультировании»;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2017 г. № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности»
  • Указ Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2017 г. № 345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания»;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 19 сентября 2017 г. № 337 «О регулировании деятельности физических лиц»;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 9 октября 2017 г. № 364 «Об осуществлении физическими лицами ремесленной деятельности»;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 9 октября 2017 г. № 365 «О развитии агроэкотуризма»;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. № 372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь»;
  •  Закон Республики Беларусь от 18 февраля 1991 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»;
  • Государственная программа «Малое и среднее предпринимательство» на 2021 – 2025 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 января 2021 г. № 56;
  • Указ Президент Республики Беларусь от 23 июля 2015 г. № 340 «О порядке освобождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий и уплаты пеней» и др.
  • Государственная финансовая поддержка оказывается субъектам малого предпринимательства за счет средств республиканского и местных бюджетов, а также иных источников, выделяемых в рамках программ:
  • 1. Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимательствав соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» (более подробная информация: http://belarp.by/):
  • финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе;
  • имущества на условиях лизинга (финансовой аренды);
  • гарантий по льготным кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь.
  • 2.облисполкомами и Минским горисполкомом:
  • В рамках Указа Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» (контактные телефоны специалистов облисполкома: 500-41-27, 500-41-92, 500-42-48):
  • субсидий для возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами;    
  • субсидий для возмещения расходов на выплату лизинговых платежей по договорам лизинга (финансовой аренды) в части оплаты суммы вознаграждения (дохода) лизингодателя; 
  • субсидий для возмещения части расходов, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях либо с их организацией.
  • В рамках постановления Совета Министров Республики Беларусь от 7 марта 2008 г. № 342 «Об утверждении Положения о содействии безработным в организации предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности»:
  • субсидий безработным для организации предпринимательской деятельности, агротуризма или ремесленничества через отдел трудоустройства по месту жительства за счет средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.
  • В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 7 августа 2012 г. № 357 «О порядке формирования и использования средств инновационных фондов» (контактные  телефоны специалистов: 500-42-30, 500-40-89, 517-45-33):
  • долевое финансирование реализуемых (выполняемых) организациями проектов (работ, мероприятий) от инновационного фонда облисполкома.
  • В соответствии с Кодексом Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008 г. № 425-З, Указом Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков»:
  • безвозмездное получение земли в сельской местности для фермерского хозяйства.
  • 3. банками Республики Беларусьльготных кредитов, предоставляемых за счет средств местных бюджетов, предусмотренных программами и размещенных во вклады (депозиты) этих банков.
  • Выдача льготных кредитов субъектам хозяйствования Минской области осуществляется ОАО «АСБ Беларусбанк», ЗАО «ВТБ Банк», ОАО «Белвнешэкономбанк», ОАО «Белагропромбанк».
  • 4. Банком развития Республики Беларусь(подробная информация: https://brrb.by/activity/support-to-smes/).
  • 5. Белорусским инновационным фондом(республиканский бюджет), в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 20 мая 2013 г. № 229 «О некоторых мерах по стимулированию реализации инновационных проектов» осуществляется:
  • на безвозвратной основе в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, после прохождения конкурсного отбора на срок до одного года в виде предоставления инновационного ваучера (при реализации подготовительного или конструкторско-технологического этапа) или гранта (при реализации конструкторско-технологического этапа);
  • на возвратной основе в порядке, установленном Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2008 г. № 174 «О совершенствовании деятельности Белорусского инновационного фонда».
  • Подробнее о деятельности Белинфонда:  http://belinfund.by
  • Единый реестр налоговых консультантов:  http://www.nalog.gov.by/ru/edinyj-reestr-nalogovyh-konsultantov/

Вниманию субъектов хозяйствования! 

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 7 апреля 2021 г. № 203/4 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16» с 10 октября 2021 г. возникает обязанность применения кассового оборудования при:

торговле непродовольственными товарами на ярмарках, на торговых местах на рынках;

осуществлении разносной торговли плодоовощной продукцией; выполнении работ, оказании услуг вне постоянного места осуществления деятельности (за исключением территории сельской местности);

осуществлении обучения несовершеннолетних; оказании услуг по предоставлению жилых помещений (их частей) в общежитии и найму жилых помещений, садовых домиков, дач, в том числе для краткосрочного проживания.

Для обеспечения требований законодательства в перечисленных выше случаях субъектам хозяйствования необходимо заблаговременно:

приобрести кассовые суммирующие аппараты (далее — кассовые аппараты) либо программные кассы;

заключить с республиканским унитарным предприятием «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» гражданско-правовой договор на регистрацию и информационное обслуживание кассового оборудования в системе контроля кассового оборудования.

Информация о моделях кассовых аппаратов, разрешенных к использованию на территории Республики Беларусь, содержится в Государственном реестре моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь на официальном сайте Государственного комитета по стандартизации (https://registry.belgiss.by/).

Информация об операторах программных кассовых систем, программных кассовых системах и программных кассах, допущенных к использованию на территории Республики Беларусь, размещена в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте республиканского унитарного предприятия «Информационно- издательский центр по налогам и сборам» (https://info-center.by/services/cashdesks/informatsiya-ob-operatorakh-programmnykh-kassovykh-sistem-operator-pks-programmnykh-kassovykh-sistem/).

При этом предварительно субъектам хозяйствования:

намеревающимся использовать кассовый аппарат необходимо заключить договор с центром технического обслуживания и ремонта кассовых аппаратов на техническое обслуживание и ремонт кассового аппарата;

намеревающимся использовать программную кассу необходимо заключить договор с оператором программной кассовой системы.

Обращаем внимание, что отсутствие кассового оборудования либо его неиспользование при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг в случаях, когда его применение обязательно, в соответствии со статьей 13.15 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях влечет наложение штрафа в размере до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя – до ста базовых величин, а на юридическое лицо – до двухсот базовых величин.

Кроме того, индивидуальным предпринимателям, не имеющим текущего (расчетного) счета в банке, которым с 10 октября 2021 г. необходимо использовать кассовое оборудование, необходимо открыть такой счет в соответствии с требованиями пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 22 февраля 2000 г. № 82 «О некоторых мерах по упорядочению расчетов в Республике Беларусь».

Государственная финансовая поддержка субъектам
малого предпринимательства

Указом Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255
«О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» определен порядок оказания государственной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства за счет средств, предусмотренных в программах государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

Основные условия оказания государственной поддержки.

Государственная финансовая поддержка предоставляется субъектам малого предпринимательства на конкурсной основе, за исключением случаев, предусмотренных в части четвертой пункта 3 Положения об оказании государственной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства и субъектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства за счет средств, предусмотренных в программах государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, утвержденного Указом № 255 (далее – Положение), при реализации ими инвестиционных проектов, бизнес-проектов по следующим направлениям:

  • создание, развитие и расширение производства товаров (работ, услуг);
  • организация, развитие производства, реализация экспортоориентированной, импортозамещающей продукции;
  • производство продукции, направленной на энерго- и ресурсосбережение;
  • внедрение новых технологий.

Государственная финансовая поддержка предоставляется субъектам малого предпринимательства, реализующим инвестиционные проекты, бизнес-проекты, в целях строительства, приобретения капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и (или) их ремонта и реконструкции, приобретения оборудования, транспортных средств, специальных устройств и приспособлений, закупки комплектующих изделий, сырья и материалов для собственного производства и оказания услуг.

Обязательным условием оказания государственной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства является создание новых рабочих мест.

Государственная финансовая поддержка не может оказываться за счет средств, предусмотренных в программах, субъектам малого предпринимательства:

  • средняя численность работников которых за календарный год на дату обращения за оказанием такой поддержки превышает значения, установленные в абзацах третьем и четвертом части первой пункта 1 Указа № 255;
  • объем выручки которых от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) без учета налога на добавленную стоимость за календарный год превышает установленные предельные значения;
  • в уставном фонде которых доля Республики Беларусь, ее административно-территориальных единиц, иностранных юридических лиц, иностранных граждан и лиц без гражданства, общественных объединений (за исключением общественных объединений инвалидов), союзов (ассоциаций), фондов, одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, превышает 49 процентов (за исключением субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства);
  • являющимся банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями, страховыми организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;
  • являющимся участниками концессионных договоров (соглашений) о разделе продукции, заключенных с иностранными инвесторами в порядке, определенном законодательством;
  • осуществляющим деятельность в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, электронных интерактивных игр, производство и реализацию подакцизных товаров, добычу полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.

Государственная финансовая поддержка не оказывается субъекту малого предпринимательства в случае, если:

  • данный субъект находится в процессе реорганизации, ликвидации (прекращения деятельности), экономической несостоятельности (банкротства);
  • им не представлены предусмотренные в настоящем Положении документы, необходимые для принятия решения об оказании государственной финансовой поддержки, или при наличии в представленных документах недостоверных сведений;
  • со дня нарушения данным субъектом условий оказания государственной финансовой поддержки не прошло три года;
  • у него имеется задолженность по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды;
  • у этого субъекта имеются убытки по итогам фактически отработанного времени в текущем году на дату обращения за оказанием государственной финансовой поддержки.

Виды оказываемой государственной финансовой поддержки.

Субсидии для возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами.

Для получения государственной финансовой поддержки в виде возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами субъекты малого предпринимательства участвуют в конкурсе инвестиционных проектов и представляют в облисполком документы:

  • заявку на участие в конкурсе с указанием запрашиваемого вида и размера государственной поддержки, а также предполагаемого количества новых рабочих мест;
  • копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица, устава юридического лица (учредительного договора — для юридических лиц, действующих на основании учредительного договора), свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
  • сведения о средней численности работников (для юридических лиц);
  • сведения об объеме выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) без учета налога на добавленную стоимость за календарный год, предшествующий году обращения, заверенные подписью руководителя и печатью юридического лица или подписью индивидуального предпринимателя и печатью при ее наличии;
  • технико-экономическое обоснование (в том числе финансовое) инвестиционного проекта;
  • бухгалтерский баланс и приложения к нему за предыдущий год, а также за фактически отработанное время в текущем году (для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, — налоговая декларация за предыдущий год, а также за фактически отработанное время в текущем году);
  • письмо (справку) банка об открытых счетах с указанием лиц, имеющих право первой и второй подписи финансовых документов, размере дебетовых и кредитовых оборотов по счетам, открытым в банке, за последний месяц, наличии претензий по неоплаченным счетам, просроченной задолженности по кредитам;
  • копию кредитного договора;
  • выписку из ссудного счета;
  • график погашения кредита и уплаты процентов по нему;
  • копии платежных поручений, подтверждающих целевое использование кредита;
  • копии платежных поручений, подтверждающих уплату начисленных по кредиту процентов;
  • расчет размера субсидии на уплату процентов по кредиту, произведенный банком.

Возмещение части процентов за пользование банковскими кредитами, полученными:

  • в белорусских рублях, осуществляется в размере не более 0,5 ставки рефинансирования Национального банка, установленной на дату возмещения части процентов;
  • в иностранной валюте, — в размере не более 0,5 ставки по кредиту.

Возмещение производится в белорусских рублях по официальному курсу Национального банка на дату принятия решения о возмещении части процентов.

Субсидии для возмещения расходов на выплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) в части оплаты суммы вознаграждения (дохода) лизингодателя.

Для предоставления государственной финансовой поддержки в виде возмещения части расходов на выплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) в части оплаты суммы вознаграждения (дохода) лизингодателя субъекты малого предпринимательства участвуют в конкурсе инвестиционных проектов и представляют в облисполком документы:

  • заявку на участие в конкурсе с указанием запрашиваемого вида и размера государственной поддержки, а также предполагаемого количества новых рабочих мест;
  • копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица, устава юридического лица (учредительного договора — для юридических лиц, действующих на основании учредительного договора), свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
  • сведения о средней численности работников (для юридических лиц);
  • сведения об объеме выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) без учета налога на добавленную стоимость за календарный год, предшествующий году обращения, заверенные подписью руководителя и печатью юридического лица или подписью индивидуального предпринимателя и печатью при ее наличии;
  • технико-экономическое обоснование (в том числе финансовое) инвестиционного проекта;
  • бухгалтерский баланс и приложения к нему за предыдущий год, а также за фактически отработанное время в текущем году (для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, — налоговая декларация за предыдущий год, а также за фактически отработанное время в текущем году);
  • письмо (справку) банка об открытых счетах с указанием лиц, имеющих право первой и второй подписи финансовых документов, размере дебетовых и кредитовых оборотов по счетам, открытым в банке, за последний месяц, наличии претензий по неоплаченным счетам, просроченной задолженности по кредитам;
  • копию договора финансовой аренды (лизинга);
  • копии документов, подтверждающих передачу объекта лизинга субъекту малого предпринимательства;
  • расчет размера субсидии на уплату суммы вознаграждения (дохода) лизингодателю, произведенный лизингодателем;
  • копии документов, подтверждающих оплату суммы вознаграждения (дохода) лизингодателю.

Возмещению субъектам малого предпринимательства подлежит часть расходов на выплату лизинговых платежей по договору финансовой аренды (лизинга) в части оплаты суммы вознаграждения (дохода) лизингодателя начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором облисполкомами, Минским горисполкомом принято решение о таком возмещении, и до окончания сроков действия договоров финансовой аренды (лизинга) в размере, не превышающем 0,5 размера вознаграждения (дохода) лизингодателя.

В случае приобретения объектов лизинга за иностранную валюту возмещение части расходов на выплату лизинговых платежей производится в белорусских рублях по официальному курсу Национального банка на дату принятия решения о возмещении части расходов на эти платежи.

Возмещение части расходов, части расходов, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях либо с их организацией осуществляется в отношении заявителей — субъектов малого предпринимательства, которые являются участниками или организаторами выставочно-ярмарочных мероприятий (далее — заявители), в размере, не превышающем 50 процентов понесенных заявителем расходов в части оплаты аренды выставочных площадей и оборудования, издания печатной продукции об участниках выставочно-ярмарочных мероприятий, производства и размещения (распространения) рекламы организуемых выставочно-ярмарочных мероприятий в средствах массовой информации.

Субсидии для возмещения части расходов на участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях либо на их организацию предоставляются заявителям в отношении договоров, обязательства по которым исполнены и оплачены.

Для предоставления государственной финансовой поддержки в виде возмещения части расходов на участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях либо на их организацию заявители представляют в облисполком:

  • заявление, содержащее краткую информацию об участии в выставочно-ярмарочных мероприятиях либо организации таких мероприятий с указанием размера расходов, связанных с арендой выставочных площадей и оборудования, изданием печатной продукции об участниках выставочно-ярмарочных мероприятий, производством и размещением (распространением) рекламы организуемых выставочно-ярмарочных мероприятий в средствах массовой информации;
  • копию свидетельства о государственной регистрации;
  • сведения о средней численности работников (для юридических лиц);
  • сведения об объеме выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) без учета налога на добавленную стоимость за календарный год, предшествующий году обращения, заверенные подписью руководителя и печатью юридического лица или подписью индивидуального предпринимателя и печатью при ее наличии;
  • план экспозиции;
  • протокол согласования тарифов на оказываемые услуги;
  • заверенные заявителем копии платежных поручений и акта сдачи-приемки работ и (или) услуг, подтверждающих оплату расходов на участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях либо на их организацию.

Льготное кредитование, в том числе микрокредитование.

Средства областного бюджета, предусмотренные на оказание государственной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства в рамках программ, размещенные во вклады (депозиты) банков на основании заключенных договоров (соглашений) между банками и облисполкомом, в последующем предоставляются в виде льготных банковских кредитов, в том числе микрокредитов, субъектам малого предпринимательства в целях реализации ими инвестиционных проектов, бизнес-проектов по направлениям, указанным в части первой пункта 3 Положения, а также определенным в соответствии с частью второй указанного пункта. Договоры (соглашения) банковского вклада (депозита) между облисполкомом и банками заключаются на срок до семи лет независимо от срока действия программ.

Льготные банковские кредиты, в том числе микрокредиты, предоставляются субъектам малого предпринимательства для приобретения оборудования, транспортных средств, специальных устройств и приспособлений и др.

Бизнес-проект, представляемый субъектом малого предпринимательства для получения льготного микрокредита, должен содержать конкретную информацию о целях кредитования, осуществлении и развитии соответствующих направлений деятельности, видах и объемах предполагаемых к реализации товаров (работ, услуг), ожидаемом поступлении выручки от этой реализации.

Для получения данного вида поддержки следует обращаться в банки, с которыми у облисполкома заключен договор и размещены средства на депозитах. Размер процентной ставки по льготному кредиту, в том числе микрокредиту, определяется банком в размере не выше ставки рефинансирования, установленной Национальным банком на день принятия банком решения о предоставлении льготного кредита, в том числе микрокредита.

Справки по телефонам: (0232) 33-10-94, 33-47-24.

Указом Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» определено, что государственная финансовая поддержка оказывается:

  • СУБЪЕКТАМ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА путем предоставления:

1. Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей:

  • финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе;
  • имущества на условиях финансовой аренды (лизинга);
  • гарантий по льготным кредитам, в том числе микрокредитам, предоставляемым банками Республики Беларусь;

2. Облисполкомами и Минским горисполкомом:

  • финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе;
  • субсидий для возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами;
  • субсидий для возмещения части расходов на выплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) в части оплаты суммы вознаграждения (дохода) лизингодателя;
  • субсидий для возмещения части расходов, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях либо с их организацией;

3. Банками Республики Беларусь льготных кредитов, в том числе микрокредитов, за счет средств местных бюджетов, предусмотренных программами государственной поддержки малого и среднего предпринимательства и размещенных во вклады (депозиты) этих банков;

  • СУБЪЕКТАМ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (центрам поддержки предпринимательства, инкубаторам малого предпринимательства) путем предоставления субсидий облисполкомами и Минским горисполкомом.

Примечание:

Указанная поддержка предоставляется за счет средств, предусмотренных в программах государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

ВАЖНО!

К субъектам малого предпринимательства относятся:

  • индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;
  • микроорганизации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;
  • малые организации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.

Кто может претендовать на получение господдержки?

На получение поддержки со стороны государства могут претендовать субъекты малого предпринимательства на конкурсной основе при реализации ими инвестиционных проектов, бизнес-проектов по следующим направлениям:

  • создание, развитие и расширение производства товаров (работ, услуг);
  • организация, развитие производства, реализация экспортоориентированной, импортозамещающей продукции;
  • производство продукции, направленной на энерго- и ресурсосбережение;
  • внедрение новых технологий.

Для каких целей предоставляется финансовая помощь?

Финансовая помощь государства предоставляется для:

  • строительства, приобретения капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и (или) их ремонта и реконструкции;
  • приобретения оборудования, транспортных средств, специальных устройств и приспособлений;
  • закупки комплектующих изделий, сырья и материалов для собственного производства и оказания услуг.

ВАЖНО!

Обязательным условием оказания государственной финансовой поддержки является создание новых рабочих мест.

Примечание:

Конкурсный отбор инвестиционных проектов и бизнес-проектов не проводится:

  • для предоставления фондом гарантий банкам по льготным кредитам, в том числе микрокредитам, выдаваемым субъектам малого предпринимательства, выделения облисполкомами и Минским горисполкомом субсидий на возмещение части расходов, связанных с участием (организацией) в выставочно-ярмарочных мероприятиях, субсидий субъектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, а также при льготном кредитовании, в том числе микрокредитовании, субъектов малого предпринимательства;
  • в иных случаях, установленных законодательными актами.

В каких случаях государственная финансовая поддержка не может оказываться, за счет средств, запланированных программами?

Согласно Положению такая поддержка субъектам малого предпринимательства не может оказываться за счет указанных средств, в случаях, если:

  1. средняя численность работников за календарный год на дату обращения за оказанием такой поддержки превышает установленные значения;
  2. объем выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) без учета налога на добавленную стоимость за календарный год превышает установленные предельные значения;

ВАЖНО!

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 марта 2022 г. № 142 установлены следующие предельные значения выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) без учета налога на добавленную стоимость за 2021 год для:

  • субъектов малого предпринимательства, обратившихся за оказанием государственной финансовой поддержки в 2022 году:
  • ИП – 456 тыс. рублей;
  • микроорганизации – 3336 тыс. рублей;
  • малые организации – 12 587 тыс. рублей;
  • субъектов среднего предпринимательства Оршанского района Витебской области, обратившихся за оказанием государственной финансовой поддержки в 2022 году, – 24 399 тыс. рублей.

3. в уставном фонде которых доля Республики Беларусь, ее административно-территориальных единиц, иностранных юридических лиц, иностранных граждан и лиц без гражданства, общественных объединений (за исключением общественных объединений инвалидов), союзов (ассоциаций), фондов, одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, превышает 49 % (за исключением субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства);

4. они являются банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями, страховыми организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;

5. они являются участниками концессионных договоров (соглашений) о разделе продукции, заключенных с иностранными инвесторами в порядке, определенном законодательством;

6. осуществляют деятельность в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, электронных интерактивных игр, производство и реализацию подакцизных товаров, добычу полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.

Примечание:

Государственная финансовая поддержка не оказывается субъекту малого предпринимательства в случае, если:

  • он находится в процессе реорганизации, ликвидации (прекращения деятельности), экономической несостоятельности (банкротства);
  • им не представлены предусмотренные в настоящем Положении документы, необходимые для принятия решения об оказании государственной финансовой поддержки, или при наличии в представленных документах недостоверных сведений;
  • со дня нарушения данным субъектом условий оказания государственной финансовой поддержки не прошло три года;
  • у него имеется задолженность по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды;
  • у этого субъекта имеются убытки по итогам фактически отработанного времени в текущем году на дату обращения за оказанием государственной финансовой поддержки.

Напоминаем, что в системе ЭТАЛОН-ONLINE сформирована тематическая подборка «Индивидуальный предприниматель», которая включает правовые акты, регулирующие осуществление предпринимательской деятельности в Республике Беларусь и внешнеэкономическую деятельность индивидуальных предпринимателей, закрепляющие государственные гарантии о поддержке индивидуальных предпринимателей. Документы поддерживаются в актуальном состоянии (со всеми изменениями и дополнениями) и доступны зарегистрированным пользователям. Доступ можно оформить на любой период.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Государственные гранты на развитие бизнеса в казахстане
  • Государственные субсидии для малого бизнеса в 2022 году
  • Государственный кредит на развитие малого бизнеса 2020г
  • Государство в государстве называли ост индскую компанию
  • Готовые фанты для веселой компании распечатать карточки