Государственная авиационная компания ссср называлась

Государственный авиационный завод № 1

История этого завода началась ещё во времена правления Александра III. В 1893 году Юлий Меллер основал в Москве акционерное общество, занимавшееся сборкой велосипедов. Однако в начале XX века оно превратилось в завод, производивший сначала автомобили и мотоциклы. Затем на нём начали собирать самолёты.

В феврале 1919 года «Дукс» — именно так назывался меллеровский проект — переименовали в Государственный завод № 1. В 20-е и 30-е годы ГАЗ № 1 производил самолёты самых разных видов.

Государственный авиационный завод № 1.

Государственный авиационный завод № 1. Источник: diletant.media

Во время Великой Отечественной войны завод № 1 перенесли из Москвы в город Куйбышев, где начали выпускаться самолёты Ил-2. Однако темпы производства авиатехники отставали от заданных норм, дошло даже до того, что Иосиф Сталин лично обратился к директору завода с телеграммой, в которой просил «не выводить правительство из терпения». Выводы были сделаны, и темпы производства невероятно быстро выросли. Закончилось всё благополучно: летом 1945 года ГАЗ № 1 получил орден Красного Знамени за проделанные труды.

Завод после войны так и остался на территории нынешней Самары. При Никите Хрущёве предприятие получило название «Прогресс» и было перепрофилировано из авиационного в ракетно-космическое. И 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур на околоземную орбиту был выведен космический корабль с первым космонавтом Юрием Гагариным. Ракета-носитель «Восток» для его запуска была изготовлена именно на куйбышевском заводе «Прогресс».

Сейчас завод производит ракеты-носители семейства «Союз», используемые для выведения на орбиту искусственных спутников Земли и автоматических межпланетных станций, а также для обеспечения экспедиций на Международную космическую станцию.

Воронежский авиационный завод

2.jpg

Воронежский авиационный завод. (diletant.media)

После утверждения первой пятилетки правительство Советского Союза решило основать завод в Воронеже. В 1932 году он начал работать. Там было налажено серийное производство бомбардировщика ТБ-3, а позже ДБ-3 (Ил-4) и штурмовика Ил-2.

В период Великой Отечественной войны воронежский завод продолжал поставлять на фронт боевые самолёты. Когда Третий рейх только-только атаковал Советский Союз, было принято решение эвакуировать завод в Куйбышев. После освобождения Воронежа весной 1943 года авиазавод получил номер 64. На нём сразу начали выпускать штурмовик нового типа — Ил-10, который использовался советской армией с осени 1944 года.

После победы над нацистской Германией завод перешёл к серийному производству пассажирского самолёта Ил-12. Впрочем, в Воронеже продолжали выпускать и военную авиатехнику.

В 1993 году завод прошел процесс приватизации и получил наименование Открытое акционерное общество «Воронежское акционерное самолетостроительное общество» (ВАСО). Предприятие функционирует до сих пор.

Авиационный завод № 18 (Куйбышев)

3.jpg

Авиационный завод № 18. (diletant.media)

Осенью 1941 года воронежский авиазавод № 18 был эвакуирован на площади строящегося авиационного завода № 295 в 3 км от станции Безымянка в окрестностях города Куйбышева. Когда в Воронеже в 1943 году была восстановлена работа авиазавода, он получил № 64. А авиационный завод под Куйбышевом остался с номером 18. В годы войны завод выпускал самолеты-штурмовики Ил-2.

После Великой Отечественной войны на заводе выпускали бомбардировщики, а позже, к 60-м годам, рабочие и инженеры занялись производством ракетоносцев и дальнемагистральных пассажирских самолётов. Во времена правления Леонида Брежнева куйбышевский завод приступил к выпуску гражданских самолётов. Авиалайнеры, составлявшие основу всей гражданской авиации страны вплоть до начала 2000-х годов, производились именно там. Но не забывали рабочие и про создание военных самолётов.

После распада Советского Союза объёмы строительства самолётов на заводе резко сократились. В 2005 году бывший куйбышевский авиазавод стал называться «Авиакор — Самарский авиационный завод». Основная сфера деятельности «Авиакора» — строительство, капитальный ремонт, модернизация, техническое обслуживание и поставка запчастей для самолётов Ту-154, Ту-95 и Ан-140.

Авиационный завод № 21 (Горький)

4.jpg

Авиазавод № 21. (diletant.media)

В конце 20-х годов XX века Совет Труда и Обороны СССР объявил о строительстве в Нижнем Новгороде авиационного завода № 21. Начал работать он в феврале 1932 года, а осенью завод стал «горьковским», так как город, в котором располагалось предприятие, получил имя Максима Горького.

Авиационный завод № 21 активно производил и испытывал новые виды истребителей ещё до нападения гитлеровской Германии на СССР. А во время Великой Отечественной войны завод поставил на фронт 17 691 самолёт, то есть каждый четвёртый истребитель, изготовленный предприятиями Советского Союза.

До распада СССР завод продолжал изготавливать истребители, которые с каждым годом становились всё более модернизированными. В 1994 году завод прошёл процесс приватизации и получил наименование Открытое акционерное общество «Нижегородский авиастроительный завод «Сокол».

Казанский авиационный завод № 22

Казанский авиационный завод.

Казанский авиационный завод. Источник: diletant.media

Советская власть в 1927 году решила создать в Москве авиазавод. Он спокойно развивался в столице СССР более десяти лет. Однако война с нацистами вынудила переместить его в Казань. «Московский авиационный завод № 22 им. С. П. Горбунова» в декабре стал Казанским. На нём выпускали самолёты типа Пе-2.

После войны с немцами инженеры и рабочие завода стали осваивать тяжёлые бомбардировщики, а позже — реактивные дальние бомбардировщики-ракетоносцы. К 60-м годам завод уже занимался выпуском сверхзвукового бомбардировщика Ту-22 и стратегического бомбардировщика Ту-22М, использованных позже в Афганской войне.

В 1978 году завод получил новое название — Казанское авиационное производственное объединение (КАПО) имени С. П. Горбунова. В начале 1980-х годов сотрудники завода приступили к освоению самого крупного и одного из самых мощных в мире боевых самолетов — стратегического бомбардировщика Ту-160, способного изменять геометрию крыла.

После распада Советского Союза КАПО стало выпускать самолёты на заказ. В середине 1990-х годов на заводе началось серийное производство среднемагистрального пассажирского самолёта Ту-214.

Киевский авиационный завод

Киевский авиационный завод.

Киевский авиационный завод. Источник: diletant.media

В сентябре 1920 года в Киеве был создан Государственный авиационный завод № 12. Сначала там ремонтировали самолёты и производили запчасти. Однако в 1925 году на заводе впервые произвели оригинальный самолёт — пассажирский К-1. С 30-х годов завод начал производить самолёты разных типов.

С началом Великой Отечественной войны оборудование завода перевезли за Урал. После окончания немецкой оккупации в Киеве осенью 1943 Государственный авиационный завод № 12 восстановили. Оставшиеся полтора года войны рабочие завода занимались ремонтом и сборкой самолётов. После войны киевский завод занимался серийным производством пассажирских самолётов.

После распада Советского Союза завод стал украинским предприятием «АВИАНТ». А 30 октября 2008 года завод «АВИАНТ» вошёл в состав украинского Государственного предприятия «Антонов».

90-летию «Аэрофлота» посвящается…

Ровно 90 лет назад появилась компания, имя которой и товарный знак, десятилетиями являлись главными символами СССР в мире; компания, которая по праву может именоваться национальным перевозчиком; компания, которая является рекордсменом в мировой гражданской авиации. И вот лишь некоторые рекорды:

  • по количеству ежедневно перевозимых пассажиров – 450 тысяч;

  • по количеству ежегодно перевозимых пассажиров – 137 миллионов;

  • по протяженности пассажирских и грузовых авиалиний – более 1 миллиона км;

  • по количеству пунктов назначения – 3600 в СССР и 146 городов в 105 странах на пяти континентах;

  • по количеству воздушных судов в парке – более 2 тысяч: от биплана Ан-2 до сверхзвукового Ту-144;

  • самая протяженная в мире внутренняя беспосадочная пассажирская авиалиния – Москва — Петропавловск-Камчатский = 7 000 км;

  • самая протяженная в мире трансконтинентальная пассажирская авиалиния – Москва — Токио = 8 000 км;

  • самая протяженная в мире внутренняя пассажирская авиалиния – Ленинград — Омск — Красноярск — Якутск — Магадан — Петропавловск-Камчатский = 9 100 км;

  • самая протяженная в мире трансатлантическая пассажирская авиалиния – Москва — Гавана = 10 000 км;

  • самая протяженная в мире пассажирская авиалиния – Москва — Рабат — Гавана — Лима — Сантьяго = 18 000 км.

«Аэрофлот» – единственная иностранная авиакомпания, которая одна из первых:

  • связала Африку и Южную Америку – рейс № 353 выполнял Ил-96 по маршруту Москва — Тунис — Сан-Паулу;

  • связала Индийский субконтинент и Африку – рейс № 457 выполнял Ил-62 по маршруту Москва — Бомбей — Хараре;

  • летала в норвежский город Лонгйир (о. Шпицберген)  – рейс № 207 выполнял Ту-154 по маршруту Москва — Мурманск — Лонгйир.

  • летала в мавританский город Нуадибурейс № 415 выполнял Ту-154 по маршруту Москва — Будапешт — Касабланка — Нуадибу — Бисау;

Пассажирские самолеты «Аэрофлота» не летали в:

  • Азия и Ближний Восток – Бруней, Бутан, Восточный Тимор, Катар, Оман, Тайвань (КНР);

  • Америка – Белиз, Боливия, Венесуэла, Гаити, Гайана, Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Колумбия, Парагвай, Сальвадор, Суринам, Эквадор; малые страны Карибского бассейна, остров Гренландия (Дания);

  • Африка – Ботсвана, Габон, Гамбия, Коморские острова, Кот д’Ивуар, Лесото, Малави, Намибия, Нигер, Свазиленд и Эритрея;

  • Европа – Босния и Герцеговина, Исландия, Косово, острова Португалии: Азоры и Мадейра;
  • Океания – Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея и малые островные страны.

«Аэрофлот» начал первым в мире эксплуатировать на регулярных авиалиниях:

  • реактивные пассажирские самолеты Ту-104 (1956 г.)
  • самые большие пассажирские турбовинтовые самолёты Ту-114 (1959 г.)
  • реактивные пассажирские самолёты для местных линий Як-40 (1968 г.)
  • сверхзвуковые пассажирские самолеты Ту-144 (1977 г.)

***

Предлагаю Вам увлекательное путешествие во времени – экскурс в историю легендарной авиакомпании (хроника не является официальной; основана более чем на 100 источниках: архивные материалы, газетные заметки, рекламные и действующие расписания, любительские и специализированные авиационные сайты, официальный сайт «Аэрофлота», мемуары и воспоминания пилотов и бортпроводников, и другие, каждый из которых был изучен автором)…

1923 г.

9 февраля 1923 г. – официальная дата рождения гражданской авиации Советского Союза – принято постановление Совета Труда и Обороны СССР «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации». До недавних пор именно эту дату – 9 февраля – было принято считать и официальным Днем рождения «Аэрофлота».

17 марта 1923 г. – учреждено акционерное общество «Добролёт – Российское общество добровольного воздушного флота»; коммерческая компания выполняла задачи по созданию отечественной гражданской авиации для нужд народного хозяйства – внутренних и международных перевозок пассажиров, почты, грузов и других работ. На средства, вырученные от продажи акций «Добролёта», сначала приобрели иностранные самолеты – для эксплуатации на первых авиалиниях, а позднее начали производить и первые советские пассажирские самолёты.

10 июня 1923 г. – собрано более 500 000 рублей золотом на закупку самолетов для «Добролёта» – в Московском представительстве компании «Юнкерс» заказано 14 самолетов «Юнкерс Ф-13». Своих авиаспециалистов в «Добролёте» тогда не было, поэтому летчиков, механиков и штурманов выделял Рабоче-Крестьянский Красный воздушный флот (РККВФ) – так в 1923 году назывались Военно-воздушные силы РСФСР. 15 июля в «Добролёт» поступила первая партия из четырех самолетов, названных «ВСНХ» (Всесоюзный Совет Народного Хозяйства), «ОДВФ» (Общество Друзей Воздушного Флота), «Промбанк» и «Червонец».

15 июля 1923 г. – открылась первая регулярная авиалиния Москва — Нижний Новгород. Вылет из Москвы состоялся в 11.00 с Ходынского поля и примерно через четыре часа первый рейсовый самолет «Промбанк» совершил посадку в Нижнем Новгороде. Перелет выполнил пилот «Добролёта» Яков Моисеев; пассажирами первого рейса стали директор-распорядитель «Добролёта» Александр Краснощеков, член правления «Добролёта» Игнатий Дзевалтовский и начальник авиалинии Аникин.

«Юнкерсы» летали со скоростью 140 км/час и преодолевали 500-километровую трассу примерно за 4 часа летного времени, но общее время авиапутешествия было больше: двигатели самолета были ненадежными, поэтому для их проверки выполнялись посадки через каждые полчаса-час полета. Чтобы устранять неисправности, в состав экипажа входил механик. Чтобы не заблудиться, летели только днем и только вдоль железной дороги, телефон и телеграф которой использовали для связи на линии.

16 июля 1923 г. – на рейс Москва — Нижний Новгород распроданы все билеты на две недели вперед (несмотря на то, что стоимость перелета была дороже, чем проезда по железной дороге). Регулярное сообщение осуществлялось с 1 августа по 22 сентября, когда закрылась Нижегородская ярмарка. После чего полеты выполнялись только по особым заданиям. За это время выполнено 94 рейса, перевезено 240 человек и 2000 кг почты и грузов. Летных происшествий не было.

19 октября 1923 г. – Совет Труда и Обороны СССР утвердил примерный план развития авиалиний – предусматривалось проложить и освоить трассы Москва — Петроград, Нижний Новгород — Казань, Баку — Тифлис, Ташкент — Алма-Ата, Бухара — Термез — Душанбе и другие. Летчикам и изыскателям будущих воздушных путей приходилось верхом на лошадях преодолевать несчитанные километры дорог, гор и пустынь.

1926 г.

3 августа 1926 г. – открыта первая международная авиалиния Верхнеудинск (Улан-Удэ) — Улан-Батор. 10 августа 1928 года эту авиалинию продлили до Москвы, и с тех пор она является старейшей действующей международной авиалинией «Аэрофлота» – беспрерывно эксплуатируется уже 85 лет!

1928 г.

30 апреля 1928 г. – открыта международная авиалиния Москва — Баку — Тегеран. В мирное время – это был один из международных маршрутов советской авиакомпании, а во время Великой Отечественной войны, авиатрасса стала своеобразной «дорогой жизни», которую пользовали дипломаты и военные специалисты (до 1946 года включительно).

1 августа 1928 г. – открыта новая авиалиния Москва — Казань — Свердловск — Курган — Омск — Новосибирск, которую 18 сентября продляют через Красноярск и Нижнеудинск до Иркутска.

1929 г.

1929 г. – «Добролёт» эксплуатировал девять линий, общей протяженностью 12 146 км. Велись изыскания по линии Москва — Владивосток, готовились к открытию трассы Архангельск — Котлас — Сыктывкар и Хабаровск — Николаевск — Сахалин.

4-12 октября 1929 г. – принята Варшавская конвенция – международное правовое соглашение, регулирующее воздушные перевозки и ответственность авиаперевозчиков. Документ вступил в силу в 1933 году, «Аэрофлот» стал участником конвенции в 1934 году. Конвенцию неоднократно дополняли международными договорами, последним из которых является Монреальская конвенция. Она определила принципиально иной правовой режим международных воздушных перевозок, повышающий гарантии пассажиров и качество оказываемых авиаперевозчиком услуг.

Россия, как правопреемница СССР, участвует только в Варшавской конвенции, которая, в отличие от Монреальской, не отвечает реалиям времени и не полностью защищает права пассажиров.

1930 г.

1930 г. – в Гражданском воздушном флоте начинается эксплуатация первых советских пассажирских самолетов АНТ-9 и К-5, последний из которых являлся основным самолетом «Аэрофлота» до 1940-го года.

1 мая 1930 г. – открыта новая авиалиния Москва — Пенза — Самара — Оренбург — Актюбинск — Челкар — Казалинск — Кызыл-Орда — Ташкент — Фрунзе — Алма-Ата.

1931 г.

6 ноября 1931 г. – на территории первого столичного Центрального аэродрома имени М. В. Фрунзе (более известного как «Ходынка») открыт первый в СССР пассажирский аэровокзал – один из самых больших в мире. В здании площадью 4 тысячи кв. м. разместились билетные кассы, таможня, зал ожидания, почтовое отделение и служебная зона. Самолеты подавались под посадку непосредственно к аэровокзалу. В 1936-1937 годах аэродром реконструировали, построили бетонную взлетно-посадочную полосу, а  в 38-м к аэропорту подвели линию метро с одноименной станцией «Аэропорт».

С 1960 по 1971 годы на аэродроме функционировала Центральная вертолетная станция: отсюда выполнялись пассажирские рейсы вертолетов Ми-4П и Ми-8 в аэропорты «Внуково», «Быково», «Домодедово» и «Шереметьево».

Этот аэродром, располагавшийся уже тогда в черте города, являлся базовым для самолетов Гражданского воздушного флота до середины 40-х годов, когда все рейсы перевели в аэропорты «Быково» и «Внуково». С тех пор и вплоть до закрытия в 2003 году «Ходынку» использовали в качестве испытательного аэродрома для новых самолетов.

1932 г.

5 января 1932 г. – организован контрольно-пропускной пункт «Москва-Аэропорт», главной задачей которого было обеспечение государственной безопасности на международных путях воздушного сообщения – пограничный или паспортный контроль. Сегодня Отдельный отряд пограничного контроля «Москва» обеспечивает погранконтроль во всех аэропортах Москвы и Московской области, а также в некоторых аэропортах Ивановской, Тверской и Ярославской областей.

25 февраля 1932 г. – образовано Главное управление Гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ), а 25 марта учреждено официальное наименование советской гражданской авиации – «Аэрофлот». Для его работников вводятся форменная одежда и знаки различия, появились 12 категорий личного состава – гражданские аналоги воинских званий. Через 15 лет после основания «Аэрофлот» стал крупнейшей авиакомпанией мира и оставался таковой до 1991 года.

1935 г.

1935 г. – появились унифицированные бланки авиабилетов, одинаковые для внутренних и международных перевозок; в таком виде они существовали до середины 40-х годов.

1936 г.

9 июня 1936 г. – издан указ начальника ГУ ГВФ о повышении качества обслуживания на борту самолетов  «Аэрофлота»: отныне в пассажирских салонах запрещалось перевозить грузы; там постелили ковровые дорожки, сиденья укрыли чехлами, оборудовали буфеты.

13 сентября 1936 г. – первый в современном Московском авиаузле аэропорт «Быково» начинает отправление и прием регулярных пассажирских и грузовых рейсов «Аэрофлота». Тогда там не было искусственных покрытий и аэродром был ограниченно годен для эксплуатации во время дождей и весенней распутицы. Короткая асфальтобетонная полоса появилась «Быково» лишь в 1960 году. Отсюда самолеты летали в Архангельск, Астрахань, Вологду, Воронеж, Горький (ныне Нижний Новгород), Днепропетровск, Запорожье, Ижевск, Казань, Курск, Махачкалу, Минеральные Воды, Ростов-на-Дону, Саратов, Симферополь, Харьков, Сталинград (ныне Волгоград), Сыктывкар, Ухту, Уфу и Челябинск. А также в города Прибалтики. В разное время в «Быково» базировались: Ли-2, Ил-12, Ил-14, Ан-24, Л-410, Як-40 и Як-42. Последние две машины выполнили первые пассажирские рейсы именно из этого аэропорта.

Лучшие годы аэропорта – 89-90-й, когда пассажиропоток достигал 2 миллиона 800 тысяч пассажиров. Тогда «Быково» занимал одно из первых мест в Европе по интенсивности вылетов – 550 рейсов в сутки! Но в начале 90-х годов объемы перевозок резко упали, старейший московский аэропорт пришел в упадок и 18 октября 2010 года эксплуатация «Быково» была прекращена.

1937 г.

19 июня 1937 г. – образовано Управление международных воздушных линий ГВФ, одна из главных задач которого – организация международных коммерческих воздушных перевозок между Советским Союзом и иностранными государствами. В 39-41 годах Управление возглавляла легенда советской авиации – прославленная лётчица Валентина Гризодубова. На этом посту она проявила себя талантливым организатором, открыв первые регулярные рейсы в Европу.

1 июля 1937 г. – открыта международная авиалиния Москва — Великие Луки — Рига — Стокгольм; соглашение о её совместной эксплуатации подписали «Аэрофлот» и  шведская авиакомпания «Аэротранспорт». Договор предусматривал  стыковки рейсов «Аэрофлота» из Москвы с рейсами «Аэротранспорта» из Стокгольма в Амстердам, Гамбург, Копенгаген, Лондон и Париж, а рейсы шведской авиакомпании из Стокгольма стыковались в Москве с рейсами «Аэрофлота» в Баку и Тегеран.

Маршрут Москва — Великие Луки — Рига — Стокгольм обслуживали шведские самолеты «Юнкерс Ю-52» и советские «Дуглас ДС-3» и «ПС-35». Рейсы выполнялись по следующему расписанию: вылет из Москвы в 7.00, прилет в Стокгольм в 12.00. Шведская авиакомпания рекламировала этот маршрут под названием «Кремлёвский Воздушный Экспресс».

1939 г.

5 мая 1939 г. – в  «Аэрофлоте» появилась первая стюардесса – 20-летняя москвичка Эльза Городецкая. В то время стюардессы были миниатюрными – не тяжелее 52 кг., не выше 162 см. В штатном расписании не было должности бортпроводника (как  и не было тогда слова «стюардесса»), поэтому девушку оформили кладовщицей, но называли по привычке буфетчицей.

Перед вылетом она должна была закупить продукты в ресторане аэропорта, упаковать их вместе с посудой в чемодан и погрузить на борт самолета. Кроме того, до вылета стюардесса проводила уборку на самолете – меняла шторки на иллюминаторах и подголовники на креслах, протирала пыль и т.д., а в полете готовила бутерброды и заваривала чай – кипяток в термосах она тоже получала в аэропорту.

Первый рейс, который обслуживала Эльза Эдуардовна, выполнялся по маршруту Москва — Ашхабад. Время в пути, с двумя посадками, составляло 13 часов. На этой линии тогда только начал летать новейший самолет Ли-2.

1940 г.

1 января 1940 г. – самолет Ли-2 выходит на маршрут Москва — Казань — Омск — Свердловск — Новосибирск — Красноярск — Иркутск, и становится основным самолетом «Аэрофлота» до 1947 года.

8 января 1940 г. – открыта международная авиалиния Москва — Минск — Белосток — Кёнигсберг (Калининград) — Данциг (Гданьск) — Берлин. Обслуживали маршрут две авиакомпании – «Аэрофлот» и немецкая «Дёйче Люфтганза». Рейс был стыковочным: советские самолеты летали до Кёнигсберга, где пассажиры ночевали, а немецкие – до Берлина. На линии курсировали «Дугласы ДС-3» с ежедневной частотой, время в пути составляло 24 часа с учетом стыковок и ночевки. Авиасообщение на этом маршруте было прервано 22 июня 1941 года.

1941 г.

22 июня 1941 г.началась Великая Отечественная война – фашистская Германия напала на Советский Союз; в августе 41-го из пилотов «Аэрофлота» сформирована 81-я Дивизия дальнебомбардировочной авиации. В войну летчики перегоняли через Аляску и Сибирь самолеты, обеспечивали оружием партизанские отряды.

23 июня 1941 г. – для выполнения специальных заданий командования Красной Армии на базе ГВФ сформирована Московская авиагруппа особого назначения (МАГОН), позднее известная как 10-я Гвардейская авиатранспортная дивизия.

2 июля 1941 г. – принята в эксплуатацию первая очередь аэродромных сооружений Московского центрального аэропорта «Внуково» – эта дата считается Днем рождения этого аэропорта.

1943 г.

30 января 1943 г. – открыта специальная авиалиния Красноярск — Уэлькаль — Фербенкс, которая во время Великой отечественной войны стала воздушным мостом между СССР и США. По этой трассе в нашу страну перегоняли военные и транспортные самолеты для фронта (8094 самолета за 1942-1945 годы). В годы войны на этой трассе было реконструировано и построено 16 аэродромов, 274 здания и сооружения; капитальные вложения составили около 80 миллионов рублей.

Трасса Красноярск — Уэлькаль — Фербенкс, благодаря самоотверженной работе летчиков, инженеров и техников, а также местного населения, приобрела репутацию одной из самых надежных в мире и стала международной. Впоследствии ею пользовались государственные деятели обеих стран: нарком внешней торговли А. И. Микоян, нарком иностранных дел В. М. Молотов, послы СССР в США А. А. Громыко, К. А. Уманский, М. М. Литвинов, вице-президент США Г. Уоллес и другие.

1945 г.

9 мая 1945 г. – в аэропорту «Внуково» приземлился самолет Ли-2, пилотируемый командиром 2-го Севастопольского авиаполка А. И. Семенковым, доставивший из Берлина «Акт о безоговорочной капитуляции войск гитлеровской Германии» – так закончилась Великая Отечественная война. Личный состав гражданской авиации внес достойный вклад в победу над врагом: летчики «Аэрофлота» защищали Родину, проявляя профессионализм и мужество. Они выполняли особо важные полеты к линии фронта, в тыл врага, за границу и на территории страны. В эти тяжелые годы не прекращались регулярные полеты на международных воздушных линиях; свыше двенадцати тысяч авиаторов гражданской авиации были награждены орденами и медалями.

13 сентября 1945 г. – приказом начальника ГУ ГВФ вылеты пассажирских рейсов с Центрального аэродрома им. М. В. Фрунзе («Ходынка») переносятся в новый аэропорт «Внуково», который на 20 следующих лет стал главным аэропортом Советского Союза и базовым портом «Аэрофлота». Отсюда выполнялись первые международные рейсы, сюда прилетали первые иностранные авиакомпании.

Именно «Внуково» принимал и осваивал новейшие лайнеры «Аэрофлота»: Ил-12, Ил-14, Ту-104, Ту-114, Ту-124, Ту-134, Ту-154, Ту-204, Ил-18, Ил-86 все эти машины впервые выполнили рейсы с пассажирами из аэропорта «Внуково». Здесь же базировались крупнейшие эскадрильи самолетов Ту-104 и Ил-86. Отсюда выполнялись литерные правительственные авиарейсы и здесь же принимали самолеты глав иностранных государств и правительств.

1946 г.

1946 г. – начинается активное восстановление разрушенных войной авиатрасс – ГВФ утвердил схему пассажирских рейсов из аэропорта «Внуково» – в частности, более двадцати внутренних рейсов в: Алма-Ату, Архангельск, Ашхабад, Баку, Вильнюс, Ереван, Киев, Красноярск, Ленинград, Минск, Ригу, Ташкент, Тбилиси, Фрунзе (ныне Бишкек),   Хабаровск и др.; и более десяти международных. К концу года на регулярной основе действовали следующие международные авиалинии: Алма-Ата — Хами, Иркутск — Улан-Батор, Москва — Варшава — Берлин, Москва — Варшава — Прага, Москва — Будапешт — Белград, Москва — Будапешт — Вена, Москва — Будапешт — Белград — Тирана, Москва — Бухарест — София, Ташкент — Кабул.

Самой протяженной – 7000 км. –  внутренней авиалинией «Аэрофлота» была трасса Москва — Свердловск — Новосибирск — Иркутск — Чита — Хабаровск. Самолет С-47 выполнял почтово-пассажирский рейс № 6985 с частотой раз в три дня: вылет из Москвы в 3.55 (понедельник), прилет в Хабаровск в 9.35 (среда), время в пути – более двух суток!

Самой протяженной – 3900 км. – международной авиалинией «Аэрофлота» была трасса Москва — Куйбышев — Актюбинск — Джусалы — Ташкент — Термез — Кабул. Самолет С-47 выполнял почтово-пассажирский рейс № 119 с частотой два раза в месяц: вылет из Москвы в 5.10 (понедельник), прилет в Кабул в 9.45 (вторник), время в пути – более суток!

1 января 1946 г. – образовано Красноярское Управление Гражданского воздушного флота (позднее – Красноярское Управление гражданской авиации или КУГА).

15 мая 1946 г. – открыта международная авиалиния Москва — Киев — Львов — Будапешт — Белград — Тирана. Самолет С-47 выполнял рейс № 125 с частотою три раза в неделю; время в пути составляло 12 часов с учетом промежуточных посадок. 40-50-е годы – единственный период, когда «Аэрофлот» летал в столицу Албании – Тирану. Авиасообщение с этой страной, как и все другие контакты, было прервано в 1960 году из-за кризиса в двусторонних отношениях. Впоследствии, полеты в Тирану так никогда и не возобновлялись.

30 ноября 1946 г. – создана Первая авиагруппа ГВФ для внутрисоюзных авиаперевозок и Международная авиагруппа ГВФ (на базе Десятой гвардейская авиатранспортной дивизии). В то время основу авиапарка «Аэрофлота» составляли всего два типа самолетов: Ли-2 и С-47, оба лицензионного производства; отечественных пассажирских самолетов в «Аэрофлоте» тогда не было.

1947 г.

1 июня 1947 г. – начало эксплуатации поршневого самолета Ил-12 – это был первый отечественный пассажирский самолет для массовых перевозок. В 1948 году эти  машины пришли в Ленинград, Харьков и Ташкент. В то время Ил-12 выполнял более половины всех почтово-пассажирских перевозок «Аэрофлота» и летал практически по всему Советскому Союзу.

Вскоре после ввода в эксплуатацию Ил-12 вышел и на международные линии, первая из которых связала Москву и Софию. А в мае 1948 года Ил-12 выполнял международные почтово-пассажирские рейсы уже в 12 пунктов назначения: Белград, Берлин, Будапешт, Бухарест, Варшаву, Вену, Кабул, Прагу, Стокгольм, Тирану, Хельсинки и Улан-Батор. С регулярных рейсов Ил-12 был снят в 1966 году.

1948 г.

1 марта 1948 г. – начало эксплуатации биплана Ан-2 – легендарный самолет разработал авиаконструктором О. К. Антоновым, который называл этот неуклюжий старомодный биплан своей самой большой удачей. Фактически, именно с этой машины и началась история антоновского Конструкторского бюро. К началу 60-х годов рейсы на Ан-2 связали более половины райцентров СССР, а к 77-му году эти самолеты обслуживали 3254 населенных пункта – это мировой рекорд!

В советские годы на Ан-2 сельские бабушки летали друг к другу в гости, в соседние деревни. Для многих жителей удаленных районов наличие такого самолета, обеспечивающего связь с большой землей, означало изменение всего жизненного уклада. «Аэрофлот» использовал Ан-2 не только в пассажирских перевозках на региональных линиях, но и в сельскохозяйственной и санитарной авиации, на малоосвоенных территориях Крайнего Севера и Арктики, и в других целях.

«Аннушка», «кукурузник», «дедушка авиации» – как только не называют этот старомодный биплан – но именно Ан-2 является абсолютным рекордсменом среди всех пассажирских самолетов: он производится и эксплуатируется уже 65 лет!

15 мая 1948 г. – самолёт Ил-12 выполнил первый рейс по маршруту Москва — Свердловск — Омск — Красноярск — Чита — Тахтамыгда — Хабаровск — Владивосток. Это был наиболее протяженный – 7600 км – внутрисоюзный маршрут, который обслуживал Ил-12. Перелет занимал 30 часов летного времени или более двух суток пути: вылет Москвы в 6.00 (понедельник), прилет во Владивосток в 11.35 (среда).

1952 г.

26 августа 1952 г. – создано Московское управление транспортной авиации ГВФ, в состав которого  вошли,  кроме прочего, и  три  авиатранспортных отряда; один  из  них  – 63-й  Летный  отряд  – обслуживал международные линии «Аэрофлота».

Продолжение следует…

© Д. А. Скоробутов, 2010 – 2017 гг.

Эта статья — об «Аэрофлоте» в период с 1932 по 1992 год. Об авиакомпании «Аэрофлот», действующей с 1992 года, см. Аэрофлот — Российские авиалинии.

Аэрофлот — общее наименование большей части гражданской авиации СССР с множеством государственных авиационных предприятий и учреждений, до 1964 года находящихся под управлением ГУГВФ, а затем в ведении МГА, существовавшее с 25 февраля 1932 года по 27 июля 1992 год. За пределами Советского Союза «Аэрофлот» выступал как единая авиакомпания[1].

История

Хронология событий

1 мая 1922 года, вскоре после окончания гражданской войны в европейской части России, советско-германская авиакомпания «Дерулюфт» открыла первую в Советской России международную авиалинию «Москва — Кёнигсберг». 15 июля 1923 года открылась первая регулярная внутренняя линия «Москва — Нижний Новгород».

9 февраля 1923 года Советом труда и обороны РСФСР были приняты постановления «Об организации Совета по гражданской авиации» и «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота».

17 марта 1923 года было создано Российское общество добровольного воздушного флота «Добролёт» для внутренних и международных авиаперевозок пассажиров, почты и других работ. Парк первых самолётов состоял из голландских «Фоккеров». «Добролёт» являлся акционерным обществом. На средства, зарабатываемые от продажи акций, начиналось массовое производство пассажирских самолётов в Союзе ССР.

Окрылённый серп и молот — символ «Аэрофлота»

29 октября 1930 года общество «Добролёт» и Главная Инспекция гражданского воздушного флота (учреждённая в феврале того же года) были упразднены, на их базе было создано новое объединение — Всесоюзное объединение гражданского воздушного флота при Совете Труда и Обороны (ВОГВФ). 25 февраля 1932 года ВОГВФ при Совете Труда и Обороны преобразовано в Главное управление гражданского воздушного флота (ГУГВФ) при Совете Народных Комиссаров СССР[2][3]. 25 марта того же года ГУГВФ получило сокращённое наименование «Аэрофлот»[4]. Первым начальником ГУГВФ назначен А. З. Гольцман.

27.07.1964 года на базе Главного управления ГВФ было образовано Министерство гражданской авиации СССР.

15.09.1964 года все Территориальные управления ГВФ были переименованы в Управления Гражданской авиации (ГА), ОАГ ГВФ — в ОАГ ГА.

В 1966 году Министерство ГА реорганизовало девять ОАГ ГА — Литовскую, Латвийскую, Эстонскую, Молдавскую, Армянскую, Таджикскую, Киргизскую, Сыктывкарскую, Магаданскую — в УГА.

В январе 1971 года на базе Транспортного управления международных воздушных линий было организовано Центральное управление международных воздушных сообщений «Аэрофлота» (ЦУМВС), ставшее единственным в отрасли предприятием, выполнявшим международные рейсы под названием «Аэрофлот — советские авиалинии». В 1974 году была принята новая единая ливрея для самолётов «Аэрофлота». В 1976 году «Аэрофлот» стал первой авиакомпанией в мире, которая за год перевезла более 100 000 000 пассажиров[5].

Ведомственный флаг Аэрофлота (1961—1991)

Ведомственный флаг Аэрофлота (1961—1991)

В 1980 году «Аэрофлот» выступал официальным авиаперевозчиком Летних Олимпийских игр в Москве, о чём свидетельствовала надпись красного цвета «Official Olympic Carrier» с эмблемой игр на бортах некоторых самолётов компании[6]. В 1989 году «Аэрофлот» вступил в Международную ассоциацию воздушного транспорта (IATA).

15 сентября 1983 года, через две недели после катастрофы Боинга 747 под Сахалином в результате ракетной атаки истребителем ВВС СССР, специальным указом Рональда Рейгана «Аэрофлоту» было запрещено выполнять рейсы в США. Запрет оставался в силе до апреля 1986 года.

26.11.1991 года Министр ГА СССР МГА Б. Е. Панюков был уволен с этой должности Указом Президента СССР от 26.11.1991 №УП-2884 «О ЧЛЕНАХ БЫВШЕГО КАБИНЕТА МИНИСТРОВ СССР». 28.11.1991 года указом Президента РСФСР № 242 «О реорганизации центральных органов государственного управления РСФСР» Министерству транспорта РСФСР переданы имущество, финансовые и другие средства, предприятия, организации и учреждения упраздняемого МГА СССР. 10.04.1992 — подписан Акт о ликвидации МГА СССР.

Аэрофлот разделился на множество независимых авиакомпаний, располагавшихся на территории всего бывшего СССР[7][8].

Советские авиалинии прекратили своё существование с момента принятия Постановления Правительства РФ № 527 от 27 июля 1992 года «О мерах по организации международных воздушных сообщений Российской Федерации», на основании которого производственно-коммерческое объединение «Аэрофлот — советские авиалинии» с входящими в него структурами было преобразовано в АООТ «Аэрофлот — российские международные авиалинии» с сохранением полномочий по действующим межправительственным соглашениям с зарубежными странами, иностранными авиакомпаниями, фирмами и организациями[9]. Данное преобразование стало решением правовой несостыковки возникшей после распада СССР, когда существовавшее производственно-коммерческое объединение, выполнявшее международные полёты, фактически отошло к России, но юридически представляло за рубежом несуществующее государство[10].

Таким образом современный Аэрофлот унаследовал известную всему миру советскую торговую марку и регулярные валютные поступления от иностранных авиакомпаний за выполняемые ими полёты по транссибирским маршрутам — порядка 500 миллионов долларов в год[11].

В ливрею «Аэрофлота» окрашивают самолёты Военно-транспортной авиации ВВС.[источник не указан 76 дней]

Структура «Аэрофлота»

Авиапарк

Начиная с 1935 года и до начала 1990-х годов, за исключением чехословацких самолётов для местных авиалиний Aero-45/145, L-410 и польского самолёта для выполнения сельскохозяйственных работ M-15, «Аэрофлот» эксплуатировал воздушные лайнеры исключительно советского производства, в том числе выпущенные на заводах в государствах СЭВ (ГДР — Ил-14, ПНР — Ан-2, Ми-2, ЧССР — Ил-14) в рамках социалистической интеграции.

Направления перевозок

В сентябре 1948 года «Аэрофлот» по суммарной протяжённости полётов занял третье место среди авиакомпаний мира, уступив американским Pan American Airways (Pan Am) и Trans World Airlines[12], но в январе следующего по этому показателю вышел уже на второе место, обогнав Pan Am[13]. В декабре 1955 года было начато обслуживание маршрута Москва — Хельсинки совместно с Finnair — это был первый иностранный авиаперевозчик, начавший выполнять регулярные коммерческие рейсы в СССР[14]; с 9 мая следующего года благодаря договору с Scandinavian Airlines советские авиалайнеры стали ежедневно летать в столицы Скандинавии[15]. 4 сентября 1957 года был выполнен первый коммерческий рейс в США под маркой «Аэрофлот», когда на реактивном Ту-104[* 1] в Нью-Джерси (авиабаза Макгуайр  (англ.) (рус.) была доставлена делегация ООН[16]; также в августе того же года советское авиапредприятие было признано крупнейшим в мире[17].

Кроме обширной маршрутной сети внутри СССР, «Аэрофлот» выполнял регулярные рейсы на пять из шести континентов: в Европу, Азию, Африку, Северную и Южную Америку. С 1970-х многие трансатлантические рейсы «Аэрофлота» выполнялись через аэропорт Шеннон (Ирландия), так как это был единственный в Западной Европе аэропорт, способный обслуживать советские дальнемагистральные самолёты и не находившийся на территории NATO[5].

Кроме пассажирских перевозок «Аэрофлот» выполнял в СССР и все иные виды авиационных работ. Помимо пассажирских авиалайнеров авиакомпания эксплуатировала сотни вертолётов и грузовых самолётов. Самолёты «Аэрофлота» перевозили высшее партийное руководство СССР, в том числе и Генерального секретаря.

С конца 1970-х до начала 1990-х годов самолёт Ту-154 выполнял самый протяжённый в мире континентальный рейс: SU-8501 по маршруту Ленинград — Омск — Красноярск — Якутск — Магадан — Петропавловск-Камчатский длиной 9100 километров[18].

Флот

История флота

Ан-2 «Аэрофлота»

Ан-2 «Аэрофлота»

В советское время почти все самолёты, летавшие в «Аэрофлоте», производились в СССР. Фактически, все гражданские (и некоторые военные) самолёты, работавшие в Советском Союзе, летали под флагом «Аэрофлота».

В течение 1940-х и начала 1950-х основным самолётом в «Аэрофлоте» был Ли-2 — американский двухмоторный самолёт DC-3, выпускавшийся в СССР по лицензии с 1939 года.

Позже Ли-2 постепенно заменялись самолётами Ил-12, запущенными в эксплуатацию в 1947, и Ил-14 (1954 год). «Аэрофлот» также активно эксплуатировал бипланы Ан-2. Универсальность этого биплана позволяла использовать его как для пассажирских, так и для грузовых и почтовых рейсов. Самолёты Ан-2 оставались в «Аэрофлоте» до 1980-х годов.

15 сентября 1956 года «Аэрофлот» начал эксплуатацию первого советского реактивного пассажирского самолёта Ту-104. Ту-104 начал работу в «Аэрофлоте» с маршрута Москва — Иркутск. Первый международный рейс был выполнен по маршруту Москва — Прага.

Ту-114, первоначально использовавшийся для перевозки руководства страны, поступил в эксплуатацию «Аэрофлота» в 1961 году. Самолёт использовался на самых протяжённых линиях: из Москвы в Хабаровск, Токио и Гавану. Рейс Москва — Гавана на тот момент был самым протяжённым в мире.

В 1962 году началась эксплуатация Ту-124, уменьшенной версии Ту-104, на внутрисоюзных линиях и рейсах в зарубежную Европу. С 1967 эти самолёты постепенно заменял Ту-134, эксплуатирующийся в дочерних компаниях «Аэрофлота».

В 1967 году поступил в эксплуатацию дальнемагистральный самолёт Ил-62. 15 сентября на нём начались регулярные рейсы из Москвы в Монреаль, а 15 июля 1968 года состоялся первый рейс Москва — Нью-Йорк через Монреаль. В 1972 началась эксплуатация Ту-154. Всего было построено около одной тысячи этих самолётов. Он стал самым известным и самым популярным пассажирским авиалайнером в СССР и странах социалистического содружества. «Аэрофлот» эксплуатировал Ту-154 до декабря 2009 года[19]. 31 декабря 2009 года Ту-154М «Аэрофлота» совершил свой последний рейс по маршруту Екатеринбург — Москва[20], а с 14 января 2010 года все самолёты этого типа, служившие в «Аэрофлоте», были официально выведены из состава флота: наиболее старые и изношенные были списаны и порезаны на металлолом, остальные были проданы в другие авиакомпании.

1 ноября 1977 под флагом «Аэрофлота»[* 2] началась эксплуатация первого в мире пассажирского сверхзвукового самолёта Ту-144 на линии Москва — Алма-Ата. Через полгода, после катастрофы опытного Ту-144Д 23 мая 1978 года, самолёт был снят с полётов, выполнив всего 55 рейсов.

В 1980 году с открытием регулярного рейса по маршруту Москва — Ташкент началась эксплуатация первого советского широкофюзеляжного самолёта Ил-86.

Парк воздушных судов

По состоянию на 1992 год в советском Аэрофлоте эксплуатировались следующие самолёты:

Современный парк самолётов

После распада СССР Аэрофлот стал принадлежать российскому правительству, и, чтобы как-то конкурировать в трудный период распада Советского Союза, Аэрофлот был вынужден заключить контракты с Boeing и Airbus. Но до 1992 года в Аэрофлоте летали исключительно самолёты российского производства.

Первый самолёт был Airbus A310, первый дальнемагистральный самолёт в парке авиакомпании Аэрофлот с осени 1992 года. Для эксплуатации А310 Аэрофлот создал дочернюю авиакомпанию РАЛ — Российские авиалинии. Вторым иностранным типом ВС стал Boeing 767, который эксплуатировался непосредственно в Аэрофлоте. Позднее Аэрофлот развился и начал закупать новые типы воздушных судов, таких как Boeing 737, 777-300ER, Airbus A319, A320, A321, A330 и новый A350.

Авиационные происшествия и катастрофы

В филателии

  • Аэрофлот на почтовых марках и конвертах
  • Схема воздушных линий «Аэрофлота» (1949 год)

    Схема воздушных линий «Аэрофлота» (1949 год)

  • Аэрофлоту 40 лет (1963 год)

    Аэрофлоту 40 лет (1963 год)

  • Аэрофлоту 60 лет (1983 год)

    Аэрофлоту 60 лет (1983 год)

  • День Аэрофлота, почтовый конверт (1981 год)

    День Аэрофлота, почтовый конверт (1981 год)

См. также

  • Воздушный транспорт СССР

Примечания

Комментарии
  1. Boeing 707 совершил свой первый полёт только через полтора месяца — 20 декабря 1957 года
  2. Все эксплуатировавшиеся Ту-144 принадлежали Министерству авиационной промышленности СССР
Источники
  1. Авиация: Энциклопедия / главный редактор Г. П. Свищев. — М.: Большая Российская Энциклопедия, 1994. — С. 96. — 736 с. — 25 000 экз. — ISBN 5-85270-086-X.
  2. Волков М. М. Управление в области гражданской авиации СССР. — Л.: Ленинградская академия гражданской авиации, 1971. — 58 с.
  3. Авиация: Энциклопедия / главный редактор Г. П. Свищев. — М.: Большая Российская Энциклопедия, 1994. — С. 187. — 736 с. — 25 000 экз. — ISBN 5-85270-086-X.
  4. Советская военная энциклопедия. — М.: Воениздат, 1976. — С. 57.
  5. 1 2 История «Аэрофлота»: Часть 4. 1973—1983. Дата обращения: 4 июня 2022. Архивировано 20 июня 2021 года.
  6. Архивированная копия. Дата обращения: 14 октября 2014. Архивировано из оригинала 5 марта 2016 года.
  7. Котов Н. А. глава 10,1 // История гражданской авиации России. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, 2007.
  8. Большой энциклопедический словарь. — 2. — М.: Большая Российская энциклопедия, Норинт, 2000. — 1434 с. — ISBN 5-85270-160-2.
  9. Постановление Правительства РФ № 527 от 28 июля 1992 года «О мерах по организации международных воздушных сообщений Российской Федерации». Дата обращения: 28 апреля 2013. Архивировано 31 января 2016 года.
  10. Приватизация »Аэрофлота». Коммерсантъ (10 августа 1992). Дата обращения: 29 февраля 2020. Архивировано 29 февраля 2020 года.
  11. Смолко Александр Константинович. Цена вопроса – десятки миллиардов долларов. Aviation Explorer. www.aex.ru (17 апреля 2018). Дата обращения: 2 марта 2020. Архивировано 2 марта 2020 года.
  12. RUSSIAN AIRLINE IN WORLD’S BIG 3; Its September Mileage Nearly Equal to That of TWA — First Place Goes to Pan American (англ.), The New York Times (13 January 1949). Архивировано 29 июня 2020 года. Дата обращения: 29 июня 2020.
  13. U. S. AIRLINES LEAD IN WEEKLY MILEAGE; TWA Is First With 1,421,477, Russian Line Next — Planes Built Here Most Popular (англ.), The New York Times (25 January 1949). Архивировано 30 июня 2020 года. Дата обращения: 29 июня 2020.
  14. FINNAIR TO SET UP MOSCOW SERVICE; First Non-Communist Carrier Will Begin Flights From Helsinki Next Month (англ.), The New York Times (16 November 1955). Архивировано 1 июля 2020 года. Дата обращения: 29 июня 2020.
  15. MOSCOW AIR LINK TO WEST WIDENED; Scandinavian-Soviet Service on Joint Routes in North Put on Daily Basis (англ.), The New York Times (10 May 1956). Архивировано 30 июня 2020 года. Дата обращения: 29 июня 2020.
  16. Soviet Airliner Lands in Jersey; First Civilian Flight From Russia; Russian Plane Brings Members of Delegation to U.N. (англ.), The New York Times (5 September 1957). Архивировано 29 июня 2020 года. Дата обращения: 29 июня 2020.
  17. SOVIET AIRLINE LAUDED; Briton Calls Aeroflot World’s Largest Civilian Service (англ.), The New York Times (11 August 1957). Архивировано 30 июня 2020 года. Дата обращения: 29 июня 2020.
  18. История «Аэрофлота», часть 3. 1963—1973. Дата обращения: 4 июня 2022. Архивировано 23 августа 2013 года.
  19. Аэрофлот полностью отказался от использования лайнеров Ту-154. Дата обращения: 14 января 2010. Архивировано 21 января 2010 года.
  20. Легендарный Ту-154М завершил полёты в Аэрофлоте


Эта страница в последний раз была отредактирована 2 марта 2023 в 04:27.

Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.
Обычно почти сразу, изредка в течении часа.

История развития гражданской авиации России

9 февраля Совет труда и обороны принял постановление «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации». Эта дата стала считаться днем рождения гражданской авиации СССР.

В том же году образовалось первое авиатранспортное предприятие СССР. Общество с акционерным капиталом «Добролет» – Российское общество добровольного воздушного флота.

Открыта первая в СССР регулярная пассажирская линия с главного аэропорта страны на Ходынском поле: Москва — Нижний Новгород. Для полетов использовался немецкий самолет «Юнкерс Ф-13», получивший название «Промбанк», — так назывался ключевой акционер «Добролета». Пассажирский перелет Москва — Нижний Новгород составлял протяженность 420 км и занимал 4 часа полета и проходил только днем и над железной дорогой, чтобы пилот не сбился с пути.

Начинаются испытания первого металлического самолета конструкции Андрея Туполева АНТ-2. Это первый русский цельнометаллический самолет. Его планер и гофрированная обшивка была сделана целиком из кольчугалюминия.

Кольчугалюминий – алюминиевый сплав, дюралюминий с добавкой 0,5% никеля и иным содержанием меди и марганца. Первые образцы кольчугалюминия были получены в 1922 году в городе Кольчугино Владимирской области, по имени которого и был назван сплав.

Выдающийся авиаконструктор, под его руководством спроектировано свыше 100 типов самолетов, 70 из которых строились серийно. На его самолетах было установлено 78 мировых рекордов. Совершено 30 всемирно известных перелетов.

Андрей Николаевич Туполев
1888–1972

Авиаконструктор Николай Поликарпов построил пятиместный самолет ПМ-1. Он совершал перелеты на линии Москва-Берлин.

ПМ-1 – большой одномоторный пассажирский самолет-биплан с крыльями разного размаха. Верхнее крыло присоединялось непосредственно к своду фюзеляжа. Пилот располагался в открытой кабине, находившейся прямо перед передней кромкой крыла, а закрытая кабина вмещала пять пассажиров.

Был одним из основоположников советской школы русского самолетостроения. Созданные под его руководством многоцелевые самолеты У-2 (По-2) и Р-5 были одними из лучших в своем классе.

Николай Николаевич Поликарпов
1892–1944

В Берлине на международной авиационной выставке впервые представлены российские самолеты АНТ-3, У-2, К-4.

У-2 (По-2) — Один из самых массовых самолетов в мире, получивший в простонародье название «Кукурузник». Выпускался он серийно вплоть до 1953 года, всего было построено 33 000 машин. Переименован в По-2 в честь его создателя в 1944 году после смерти Николая Поликарпова.

Завершились испытания первого многоместного пассажирского самолета АНТ-9 конструкции Андрея Туполева.

АНТ-9 (ПС-9 или «Крылья Советов») — ближнемагистральный трехдвигательный самолет, ставший одним из первых советских многоместных пассажирских самолетов, разработанных в СССР. Борт позволял взять на борт до 9 человек.

В ноябре выполнен сверхдальний полет на самолете АНТ-4 «Страна Советов» по маршруту Москва — Петропавловск-Камчатский — Сан-Франциско — Нью-Йорк, который преодолел больше 20 тысяч километров за примерно 140 летных часов.

В Москве на центральном аэродроме им. М.В.Фрунзе на Ходынском поле открыт первый в стране аэровокзал.

В СССР создается Главное управление гражданского воздушного флота «Аэрофлот».

В это же время вблизи Ленинграда открывается аэродром «Шоссейная», впоследствии аэровокзал получит название «Пулково» и станет базовым аэропортом авиакомпании «Россия».

День начала работы Эльзы Городецкой – первой стюардессы в истории российской авиации. Бортпроводник обслужила пассажиров рейса Москва – Ашхабад, выполненного 21-местным воздушным судном ПС-84.

Данный рейс длился 13 часов и проходил с двумя посадками. В течение двух месяцев 20-летняя москвичка была единственной стюардессой в стране. При этом ей самостоятельно приходилось обеспечивать закупку и доставку на борт продуктов и посуды.

Построено 150 аэропортов, протяженность воздушных линий России достигла 150 000 километров.

Открылся аэропорт Внуково имени А.Н. Туполева.

Свой первый пассажирский полет совершил Ил-12, спроектированный по конструкции Сергея Ильюшина. Ил-12 цельнометаллический двухмоторный низкоплан традиционной компоновки с поршневыми двигателями и трехопорным шасси с носовым колесом.

Советский авиаконструктор, разработчик самого массового боевого самолета в истории — штурмовика Ил-2. Под его руководством созданы разные типы штурмовиков, бомбардировщиков и пассажирских самолетов.

Сергей Владимирович Ильюшин
1894–1977

Российские пилоты Валерий Чкалов, Георгий Байдуков, Александр Беляков на самолете АНТ-25 первыми совершили трансполярный беспосадочный перелет из Москвы в США через Северный полюс. При выполнении этого перелета был установлен мировой рекорд дальности по прямой линии (10 148 км) и мировой рекорд дальности по ломаной линии (11 500 км).

7 мая был создан самостоятельный отряд для управления и руководства воздушной линией Ленинград-Москва, на базе которого в дальнейшем сформировалась авиакомпания «Россия».

Начало эксплуатации многоцелевого самолета Ан-2, созданного в конструкторском бюро Олега Антонова.

Ан-2 универсальный легкий самолет который, как и У-2 (По-2) тоже получил народное имя «Кукурузник», а также «Аннушка». Взлет и посадка на неподготовленных полосах, перевозка небольших грузов, работа в сельском хозяйстве, освоение Крайнего Севера, доставка пассажиров и грузов на территории Сибири, Дальнего Востока, — все это стало доступным благодаря этому самолету.

Выдающийся советский авиаконструктор. Он создал 52 планера и 22 самолета. Особое внимание конструктор уделял экономичности и взлетно-посадочными характеристиками.

Олег Константинович Антонов
1906–1984

Зарождение эры реактивной техники в истории гражданской авиации. В сентябре открыты первые регулярные пассажирские полеты на самолете Ту-104 конструкции Андрея Туполева по маршруту Москва — Иркутск.

Советские самолетостроители совершили революцию в гражданском флоте – первыми в мире разработали реактивный лайнер Ту-104. Самолет оборудовался радиолокаторами и работал на керосине.

На регулярные рейсы вышел Ил-18 конструктора Сергея Ильюшина.

Ил-18 – пассажирский самолет для авиалиний дальней протяженности, выполненный по схеме четырехмоторного турбовинтового низкоплана с однокилевым оперением. Один из первых советских турбовинтовых лайнеров. Наступила эра, когда самолеты стали удобными и комфортными, появилось отопление салона, кухня и холодильники.

Также в эти годы состоялся первый регулярный пассажирский рейс на самолете Ту-114 Андрея Туполева из Москвы в Хабаровск.

Ту-114 – советский турбовинтовой дальнемагистральный пассажирский самолет, который был рассчитан на 170 пассажиров, развивал скорость до 850 километров в час, мог пролететь без посадки больше любого другого воздушного судна. На Ту-114 было установлено целых 32 рекорда мира.

Был открыт международный аэропорт Шереметьево.

Начало полетов флагмана гражданской авиации самолета Ил-62, созданного конструкторским бюро С.В. Ильюшина. Новый самолет пришел на смену турбовинтовому ветерану Ту-114 и заменил Ил-18.

Состоялся первый полет самого массового самолета отечественного производства Ту-154.

Отечественный трехдвигательный реактивный пассажирский авиалайнер с высотой полета 11-12 километров для авиалиний средней протяженности, рассчитанный на перевозку 152—180 пассажиров был разработан в 1960-х годах в СССР в ОКБ Туполева.

Гражданская авиация СССР вступает в ИКАО – Международную организацию гражданской авиации на правах полноправного члена этой авторитетной международной организации.

Состоялся первый полет Як-42 разработанный в ОКБ Яковлева.

Як-42 — среднемагистральный трехдвигательный пассажирский самолет, который пришел на смену технически устаревшего Ту-134. Як-42 стал первым советским пассажирским самолетом, оснащенным турбовентиляторными двигателями с высокой степенью двухконтурности.

Состоялся первый испытательный полет самого массового советского пассажирского широкофюзеляжного самолета Ил-86, созданного ОКБ Ильюшина.

Под руководством Яковлева в конструкторском бюро было выпущено свыше 200 типов и модификаций летательных аппаратов, в том числе более 100 серийных. На самолетах КБ Яковлева установлено 74 мировых рекорда.

Александр Сергеевич Яковлев
1906–1989

Начало эксплуатации первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144.

Первый рейс под номером №499 этот авиалайнер выполнил по маршруту Домодедово — Алма-Ата. Расстояние в 3260 км, разделявших Москву и Алма-Ату, лайнер преодолевал за полтора часа на высоте 16 тысяч метров со средней скоростью 2200 км/час. Всем, кто летал на Ту-144, ставили штамп в паспорте: «летал на Ту-144».

Ан-124, разработанный в ОКБ Антонова вернул СССР лидерство в тяжелой транспортной авиации, лишив американский Lockheed C-5 Galaxy титула самого большого самолета в мире.

В этом году на самолете Ан-124 «Руслан» был установлен 21 мировой рекорд, в том числе по грузоподъемности (171 219 кг на высоту 10 750 м), а в мае 1987 года был установлен мировой рекорд дальности полета по замкнутому маршруту (20 150,92 км).

В аэропорту Шереметьево открылся первый в СССР магазин беспошлинной торговли Duty Free.

Самолет Ан-225 «Мрия» совершил полет с грузом 156,3 тонны, который одновременно установил сразу сто девять мировых авиационных рекордов.

Вес самолета составляет 250 тонн, длина — 84 метра, а размах крыла — 88,4 метра. Он создавался для перевозки компонентов ракетоносителей «Энергия» и космического корабля «Буран».

После распада СССР начался новый период в истории гражданской авиации – переход к рыночным отношениям. Началось развитие конкуренции стали образовываться новые авиакомпании.

В России начинают эксплуатацию иностранных самолетов — Аirbus A310 и Boeing 767.

Вышел на линию первый отечественный дальнемагистральный широкофюзеляжный самолет – Ил-96-300, рассчитанный на 300 пассажиров. Был выполнен первый регулярный рейс с пассажирами по маршруту Москва – Нью-Йорк В историю мировой гражданской авиации он вошел как самый безопасный пассажирский самолет.

Ил-96 — отечественный пассажирский широкофюзеляжный самолет для авиалиний средней и большой протяженности, спроектированный в КБ Ильюшина в конце 1980-х годов.

Образовано Федеральное агентство воздушного транспорта «Росавиация».

Авиакомпании страны начали приобретать «Сухой Суперджет-100». Первый самолет, который был разработан в России после распада СССР.

Superjet 100 — российский ближнемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолет, предназначенный для перевозки от 87 до 108 пассажиров на дальность 3050 или 4600 км. Разработан компанией «Гражданские самолеты Сухого» (с 17 февраля 2020 года является филиалом ПАО «Корпорация Иркут» — «Гражданские самолеты»).

Состоялся первый полет перспективного среднемагистрального самолета МС-21, оснащенного двигателями российского производства ПД-14.

МС-21 — российский среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолет. Программа семейства ближне-среднемагистральных самолетов МС-21 разрабатывается корпорацией «Иркут» совместно с входящим в ее состав ОКБ Яковлева.

По состоянию на декабрь 2022 в парке самолетов авиакомпании «Россия» насчитывается 74 самолета Superjet 100 – это самый большой парк самолетов отечественного производства в стране.

9 октября была сформирована «Государственная транспортная компания «Россия» на базе ФГУАП «Пулково», правопреемником которой стала авиакомпания «Россия».

ГТК «Россия» преобразована в Открытое акционерное общество, а в дальнейшем в течение этого же года стала частью Группы Аэрофлот.

Первый самолет МС-21, принадлежащий Корпорации «Иркут» (ОАК Госкорпорации Ростех), получил ливрею авиакомпании «Россия». Лайнер покрашен в ливрею авиакомпании в Ульяновске с использованием краски российского производства.

При подготовке хронологии событий использовались материалы и фотографии: svo.aero, pulkovoairport.ru, vnukovo.ru, airwar.ru, авиару.рф, ru.wikipedia.org, tass.ru, russianplanes.net, picworld.ru, 1rre.ru, uacrussia.ru.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Государственная библиотека имени ленина время работы
  • Гбуз мо кгб 1 красногорск официальный сайт реквизиты
  • Государственная поддержка малого бизнеса в рф лекция
  • Где в 1с зуп ввести банковские реквизиты организации
  • Государственная помощь малому бизнесу как называется