Московская компания (англ. Muscovy Company) — английская торговая компания. Предприятие было основано в 1551 году и до 1698 года обладало монополией на торговлю с Россией; действовало до революции 1917 года.
Содержание
- 1 Учреждение компании
- 2 Первое путешествие
- 3 Московская компания
- 3.1 Управление компанией и её привилегии
- 4 Льготная грамота 1555 года
- 5 Поиски торговых путей
- 6 Патент 1567 года
- 7 Утрата монополии
- 8 Привилегия 1587 года
- 9 Регулирование деятельности членов компании
- 10 Царствование Бориса Годунова
- 11 Царствование Михаила Фёдоровича
- 12 Царствование Алексея Михайловича
- 13 Утрата монополии и торговых привилегий
- 14 Примечания
- 15 Литература
- 16 Ссылки
Учреждение компании
В 1551 году в Англии была создана компания «Mystery and Company of Merchant Adventurers for the Discovery of Regions, Dominions, Islands, and Places unknown» (сокращённо «Mystery»). Основатели компании: Себастьян Кабот (Sebastian Cabot), Ричард Ченслор (Richard Chancellor), и сэр Хью Уиллоби (Hugh Willoughby). Компания намеревалась найти северо-восточный проход в Китай, и разрушить торговую монополию Испании и Португалии. Главой компании был избран Уиллоби, не имевший практического опыта морской навигации.
Компания снарядила экспедицию из трёх кораблей: Бона Эсперанца (Bona Esparanza) под командованием Уиллоби, Эдвард Бонавентура (Edward Bonaventure) под командованием Ченслора и Бона Конфиденца (Bona Confidentia) под командованием Корнелия Дюрферта. Экспедиция вышла из Лондона 10 мая 1553 года.
Первое путешествие
«Эдуард Бонавентура» огибает безымянный мыс, который капитан корабля Ричард Ченслор назовёт Нордкап (1553 год).
Корабль, которым командовал Ченслор, попал в шторм у Лофотенских островов и отделился от двух других кораблей. Уиллоби на двух кораблях достиг Баренцева моря и Новой земли. Некоторое время он шёл вдоль побережья, а затем повернул на юг. 14 сентября 1553 года он встал на якорь в губе реки Варзина. Корабль капитана Ричарда Ченслора достиг поморского берега и пристал в бухте св. Николая, близ Николо-Корельского монастыря.
Хью Уиллоби погиб вместе с командой двух кораблей во время зимовки в устье реки Варзина. В мае 1554 года занимавшиеся рыбным промыслом поморы нашли в гавани два корабля на приколе, на которых было обнаружено 63 трупа, в том числе и тело капитана Хью Уиллоби.
Ченслор благополучно доплыл до Белого моря. 24 августа 1553 года он вошёл в Двинский залив и пристал к берегу в бухте св. Николая, где был тогда Николо-Корельский монастырь, а впоследствии основан город Северодвинск. Ченслор поехал в Холмогоры, где представился воеводе Фофану Макарову. Воевода отправил Ченслора в Москву, к Ивану Васильевичу.
В Москве Ченслор получил аудиенцию у царя. Ченслор передал Ивану Васильевичу письмо от Эдуарда VI, написанное на нескольких языках всем северным правителям. Царь в ответном письме разрешил торговать в России английским купцам. В феврале (или марте) 1554 года Ченслор выехал из Москвы.
Московская компания
В Англии «Mystery» была переименована в «Московскую компанию». Новая компания получила патент от королевы Марии Тюдор. Руководил компанией говернор Себастьян Кабот.
Управление компанией и её привилегии
Компания ежегодно избирала 28 правительственных членов; из них четверо назывались консулами, а двадцать четыре — ассистентами. В отсутствие говернора компанией управляли консул и 12 ассистентов. Торговые и судебные дела решались голосованием — требовалось 15 голосов, включая голос говернора и двух консулов. Компания имела право приобретать земли, но не более, чем на 60 фунтов стерлингов в год, издавать свои правила, наказывать членов компании, для чего иметь своих сержантов, строить и снаряжать свои корабли, торговать во всех портах, делать завоевания и приобретать страны и города в открытых землях, противодействовать совместным действиям торгующих в России иностранцев и даже англичан, если они не являются членами Московской компании.
Льготная грамота 1555 года
Иван IV отправляет Осипа Непею в Англию. Миниатюра Никоновской летописи. XVI век
В 1555 году Ченслор ещё раз отправился в Москву. Царь выдал льготную грамоту для английской компании. Грамота давала право свободной и беспошлинной торговли оптом и в разницу, построить дворы в Холмогорах и Вологде (дворы не облагались податями), подарил двор в Москве у церкви св. Максима, компания могла иметь собственный суд, при рассмотрении торговых дел суд совершал царский казначей. Таможенники, воеводы и наместники не имели права вмешиваться в торговые дела компании, компания могла нанимать русских приказчиков (не более одного в каждом дворе).
Ченслор вернулся в Англию. С ним в посольство к английской королеве поехал дьяк посольского приказа Осип Непея. У берегов Шотландии корабль Эдвард Бонавентура потерпел крушение. Ченслор утонул, а Непея прибыл в Лондон и был принят королевой.
Поиски торговых путей
Ежегодно из Англии начали прибывать караваны кораблей. Они шли вокруг Норвегии и Швеции до устья Двины.
Компания хотела осуществить свои планы открыть торговые пути в Китай. Летом 1555 года Стефан Борро из Колы доплыл до Оби, посетил Печору, Новую землю и Вайгач. В 1557 году член компании Антони Дженкинсон предложил царю открыть торговый путь в Китай через Бухару. Англичане имели сведения о том, что в Китай из Бухары ходят караваны. Царь разрешил проезд до Астрахани.
Дженкинсон выехал из Москвы 23 апреля 1558 года, в Астрахань прибыл 14 июля. Путешествие проходило по Москве-реке до Коломны, оттуда по реке Ока до Нижнего Новгорода, а потом по Волге в Астрахань. Из Астрахани Дженкинсон отправился в Бухару. В Бухаре он узнал, что караваны в Китай уже не ходят. Он вернулся в Москву в сентябре 1559 года.
В 1561 году Дженкинсон ещё раз приехал в Москву, и предложил открыть торговый путь в Персию. В это время в Москве был персидский посланник. Дженкинсон вместе с посланником совершил путешествие до Астрахани. Путешествие оказалось неудачным. Персия получала европейские товары из Турции.
В 1607 году Московская компания наняла капитана Генри Хадсона на поиски северо-восточного пути в Азию.
Патент 1567 года
В 1567 году королева Елизавета Тюдор выдала компании новый патент. За компанией остался монопольный доступ к Беломорскому пути. Новая льготная грамота была выдана компании и в Москве. Компания получила право беспошлинной торговли, но должна была предоставить право царской казне первой совершать закупки — это старинное русское правило соблюдалось с XV века.
Компания получила право строить в разных городах дворы, нанимать русских работников. В Вологде разрешалось построить канатную фабрику (Вологда была центром российского льноводства), в Вологде было отведено место для поиска железной руды. Царь мог арестовывать членов компании и их имущество. Разрешалось хождение английской монеты в Москве, Новгороде и Пскове. Компания могла отправлять свои «комиссии» для охраны своих товаров от разбойников, пользоваться ямскими лошадьми. Ни один корабль (даже английский), не принадлежащий Московской компании не мог заходить в Печору, Обь, Колу, Мезень, Печенгу, Холмогоры, Соловецкий остров. Ни один иностранец (даже англичанин, не входящий в компанию) не мог следовать через Россию в Китай, Персию, Бухару, Индию. Члены компании имели право сами ловить таких путешественников и конфисковывать их имущество.
Подобные привилегии позволили компании занять важные места в России. В 1567 году компания открыла свою главную контору в Москве, Ричард Грей в Холмогорах построил прядильную фабрику. Свои дворы компания имела в Новгороде, Пскове, Ярославле, Казани, Астрахани, Костроме, Ивангороде. Остальные иностранные купцы должны были хранить свои товары на общественных гостиных дворах.
Английские купцы завышали цены на свои товары, занижали на российские. Это вызывало недовольство, и царь в 1569 и 1572 году жаловался на компанию английскому послу. Со своей стороны английские купцы жаловались на неплатежи и долги. Для решения проблем в Москву приезжал Дженкинсон. Иван Грозный ограничил права компании, в Казань и Астрахань компания могла заходить с разрешения царя. Компания должна была платить половину от таможенных сборов.
В 1567 году через одного из руководителей компании — Энтони Дженкинсона — Иван Грозный вёл переговоры о браке с английской королевой Елизаветой I. Брак обеспечивал царю возможность убежища в Англии в случае катастрофических последствий Ливонской войны.
Утрата монополии
Старый английский двор в Москве (улица Варварка, 4).
После Ливонской войны иностранцы получили разрешение торговать на российском севере. Англичане пытались вернуть свою монополию на торговлю через российский север. После смерти Ивана Грозного Фёдор I Иоаннович послал в Лондон посла Бекмана. Фёдор Иоаннович предлагал королеве вернуть монопольные права на торговлю с Россией в обмен на свободную торговлю русских гостей в Англии. В ответ английская королева попросила дать Московской компании монополию на торговлю со всей Россией, закрыв доступ в Россию всем иностранным купцам.
Привилегия 1587 года
В 1587 году царь выдал компании привилегию торговать свободно и беспошлинно, но только оптовой торговлей. Члены компании могли через Россию путешествовать в другие страны, но товары они могли покупать только в царской казне, и закупленные в других странах товары, тоже должны были продаваться казне.
Компания могла держать дворы в Москве, Холмогорах, Ярославле, Вологде.
Регулирование деятельности членов компании
Члены Московской компании выступали не от своего имени, а от имени компании. Иногда это приводило к недоразумениям.
После банкротства члена Московской компании Антона Мерша с долгом в 23 тысячи рублей, начался дипломатический скандал. Для его разрешения в 1588 году в Москву приехал посол Флетчер. Русские купцы, торгуя с Мершем, считали его гостем, и думали, что по его долгам будут отвечать английские гости. Английские гости считали, что Мерш торговал от своего имени. В результате переговоров было решено, что гости, торгующие в России, должны находиться в ведении гостинного приказчика. Составлялось два списка гостей: один хранился в Посольском приказе, другой — у гостинного приказчика. Изменения в составе гостей должны были заноситься в оба списка.
Компании запретили нанимать русских служащих. Ярославец по имени Вахрум, работавший у английского гостя, тайно перевозил через литовскую границу англичан.
Царствование Бориса Годунова
Борис Годунов оставил привилегии за Московской компанией, но не расширил её права. Английские послы просили права свободного прохода в Персию и Китай, но однозначного ответа от царя не получили.
Царствование Михаила Фёдоровича
Михаил Фёдорович оставил Московской компании право беспошлинной торговли, но компания обязывалась поставлять в царскую казну ткани и прочие товары по ценам, по которым они продаются в стране изготовления. Компании запрещалось вывозить шёлк, ввозить табак.
В 1619 году были выданы привилегии на 23 человека. По этим привилегиям торговали 70 человек. Беспошлинная торговля в России дала возможность Московской компании захватить российский оптовый рынок. Англичане скупали оптом российские товары, и продавали их в Архангельске иностранным купцам. Такое положение дел было выгодно мелким и средним российским торговцам, но подрывало крупную торговлю.
Царствование Алексея Михайловича
В 1646 году российские гости подавали челобитную царю с просьбой ограничить деятельность Московской компании. В 1649 году был казнён Карл I. Это дало повод Алексею Михайловичу ограничить деятельность Московской компании. За компанией осталось право торговать в Архангельском порту. После воцарения Карла II деятельность была восстановлена. Англия пыталась вернуть привилегии, но безуспешно.
Утрата монополии и торговых привилегий
Компания утратила свои монопольные привилегии в 1698 году в ходе преобразований Петра I. Компания прекратила операции в 1808 году.[1] В 1994 году здание компании (Старый английский двор, ул. Варварка, 4) во время своего визита в Москву посетила королева Елизавета II.
Примечания
- ↑ 99. Речь идет о так называемой Русской, или Московской торговой компании…
Литература
- Костомаров Н. И. Очерк Торговли Московскаго государства в XVI и XVII Столетиях. С-Петербург. В Тип. Н. Тиблена и Комп., 1862
Ссылки
- Сайт, посвященный Московской компании
- Кагарлицкий Б. Английский царь// Периферийная империя
|
|
---|---|
Британские |
Московская · Турецкая · Северного моря Ост-Индская · Вирджинская и Плимутская · Африканская · Гудзонова залива |
Голландские |
Ост-Индская · Вест-Индская · Гренландская |
Датские |
Ост-Индская · Вест-Индская · Азиатская |
Шведские |
Южная · Ост-Индская · Вест-Индская · Африканская |
Прочие |
|
Поздние (XIX век) |
|
From Wikipedia, the free encyclopedia
Type | Trading company; charity |
---|---|
Industry | Trading company; now a charitable organization |
Predecessor | Company of Merchant Adventurers to New Lands |
Founded | 6 February 1555; 468 years ago in England |
Founders | Richard Chancellor, Sebastian Cabot and Sir Hugh Willoughby |
Fate | Existed until 1917 as a trading company. Now operates mainly as a charity. |
Seal of the Muscovy Company, showing the date 1555 above an escutcheon of arms: Barry wavy of six argent and azure, over all a ship of three masts in full sail towards sinister proper, sails, pennants, and ensigns of the first, each charged with a cross gules all between three bezants, a chief or, on a pale between two roses gules seeded or, barbed vert, a lion passant guardant of the fifth[1] All encircled by motto: Refugium Nostrum in Deo Est («Our Refuge is in God»). The ship is shown, unusually for heraldry, sailing towards the sinister, signifying «The East»
The Muscovy Company (also called the Russia Company or the Muscovy Trading Company Russian: Московская компания, romanized: Moskovskaya kompaniya) was an English trading company chartered in 1555. It was the first major chartered joint stock company, the precursor of the type of business that would soon flourish in England and finance its exploration of the world. The Muscovy Company had a monopoly on trade between England and Muscovy until 1698 and it survived as a trading company until the Russian Revolution of 1917. Since 1917 the company has operated as a charity, now working within Russia.[2][3]
History[edit]
Company of Merchant Adventurers to New Lands[edit]
The Muscovy Company traces its roots to the Company of Merchant Adventurers to New Lands (in full: «Mystery and Company of Merchant Adventurers for the Discovery of Regions, Dominions, Islands, and Places unknown») founded in 1551 by Richard Chancellor, Sebastian Cabot and Sir Hugh Willoughby, who decided to look for the Northeast Passage to China.
The first expedition of the Company of Merchant Adventurers was led by Willoughby, who was chosen for his military leadership skills after esteemed service against the Scots defending English castles in the north of the country. He had no prior nautical or navigational experience and it was hoped he would transition into naval life with the same aplomb he showed on land.[4] Chancellor would function as the navigator of the small fleet, which consisted of three ships: the Bona Esperanza under Willoughby, the Edward Bonaventure under Chancellor and the Bona Confidentia. The fleet departed from London on 10 May 1553, but near the Lofoten islands a storm hit the ships and separated Chancellor’s vessel from the other two.
Willoughby eventually crossed the Barents Sea and reached Novaya Zemlya. He spent some time sailing along the coast, then turned south towards Scandinavia. However at the mouth of the Varzina River on the coast to the east of present-day Murmansk the ship became trapped in ice. Willoughby and his crew were found a few years later by Russian fishermen who stumbled across the ship frozen in ice. Forcing entry into the ship, they found the bodies of Willoughby and his men frozen solid. It has been assumed that the men froze after a cold Russian winter aboard the ship, however, Willoughby and his men were well supplied for a winter aboard a ship – they had supplies of food enough for a journey meant for Asia and they had many woollen garments meant for trading in any destination they might have ended up in. It has therefore been posited by historians that Willoughby and his crew died not from exposure to the elements, but from carbon monoxide poisoning. The surrounding bay would have had ample supplies of sea coal and it was likely that men would have been sent out to gather material to keep them warm, and any combustion of sea coal in an enclosed area could easily have led to their deaths in a small ship hold. At any rate, Willoughby sent out scouts in various directions with the instruction to return after three days travelling if they had not found any human contact. All of these journeys failed.[4]
Chancellor was luckier. He penetrated the White Sea, where the local fishermen were amazed by the great size of his Western-built ship. He reached the harbour of Nikolo-Korelsky Monastery on the Northern Dvina river (near the present-day Arkhangelsk, which would be eventually founded in 1584 to service the growing trade). The region had just recently been added to Muscovy, and when Tsar Ivan IV heard of Chancellor’s arrival, he immediately invited the exotic guest to visit Moscow for an audience at the royal court.
Chancellor made the journey of over 600 miles (970 km) to Moscow through snow- and ice-covered country. He found Moscow large (much larger than London) and primitively built, most houses being constructed of wood. However, the palace of the Tsar was very luxurious, as were the dinners he offered Chancellor. The Russian Tsar was pleased to open the sea trading-routes with England and other countries, as Russia did not yet have a safe connection with the Baltic Sea at the time and almost all of the area was contested by the neighbouring powers of Grand Duchy of Lithuania, Crown of the Kingdom of Poland and the Swedish Empire. In addition, the Hanseatic League had a monopoly on the trade between Russia and Central and Western Europe. Chancellor was no less optimistic, finding a good market for his English wool, and receiving furs and other Russian continental goods in return. When he returned to England in 1554, he had letters from the Tsar with him, inviting English traders and promising trade privileges.
Chartering of the Muscovy Company[edit]
Vladimir Kosov. 1553 expedition of Richard Chancellor
The Company of Merchant Adventurers to New Lands was rechartered as the Muscovy Company by Mary I of England in 1555,[5] and in the same year Chancellor left for Russia again. The Muscovy Company became an important diplomatic link between Muscovy and England, and was especially valued by the isolated Muscovy. Upon his arrival to the court of Ivan IV, Chancellor secured a number of privileges within Russia for the company, including free passage, control of English settlement, and freedom from arrest.[6]
When Chancellor set sail for England one year later in 1556, he was joined by the first Russian ambassador to England, Osip Nepeya. However at this juncture Chancellor’s luck finally ran out. Off the Scottish coast, his ship was caught in a sudden storm and shipwrecked. Chancellor drowned, but Nepeya managed to reach the coast, where he was taken hostage by the Scots for a few months before they allowed him to travel on to London.
Trade through Russia[edit]
Anthony Jenkinson succeeded Chancellor as the main trader of the Muscovy Company. Jenkinson made two important voyages himself — one trying to reach Cathay overland from Moscow, eventually stopping at Bukhara; the other, between 1562 and 1579 to establish overland trade routes through Russia to Persia. Although Jenkinson verified that the overland route to Persia was a viable one, it was abandoned in 1573 due to difficulties in the region; the route did not reopen until Parliament reinstated the company’s right to the route in 1741.[6] In 1567, when Muscovy was faring badly in the Livonian War (1558–1583), Tsar Ivan IV asked Jenkinson to sound out Queen Elizabeth I of England as a marriage prospect, providing a possible refuge for him if he was forced to flee the country. The negotiations yielded no results, and Ivan IV was soon forced to sign a ceasefire (1570) with the Polish–Lithuanian Commonwealth.
In 1571, the company’s right to free trade and navigation down the Volga was revoked by Ivan IV, who had been offended by English demands to close Russian trade to other European nations. Jenkinson returned to Moscow in 1572 in an attempt to restore the company’s privileges, a task at which he was largely successful. However, a cooling of Anglo-Russian relations was evident.[7] This unease between the Muscovy Company and Russia continued to the end of the sixteenth century, under the anti-English dominated courts of Fyodor Ivanovich and Boris Godunov.[8]
At the end of the 16th century, Richard Hakluyt wrote: «… the notable and strange journey of Master Jenkinson to Boghar in Bactria. Whereunto thou maist adde sixe of our voyages eleven hundred verstes up against the streame of Dwina to the towne of Vologhda thence one hundred and fourescore verstes by land to Yeraslaue standing upon the mighty river of Volga: there hence above two thousand and five hundred versts downe the streame to the ancient marte Towne of Astracan, and so to the manifolde mouthes of Volga, and from thence also by ship over the Caspian sea into Media, and further then that also with Camels unto Georgia, Armenia, Hyrcania, Gillan, and the cheefest Cities of the Empire of Persia: wherein the Companie of Moscovie Marchants to the perpetual honor of their Citie, and societie, have performed more than any one, yea than all the nations of Europe besides.»[9]
Expansion[edit]
Queen Elizabeth I granted the Muscovy Company a monopoly charter on whaling in 1577. The primary and most profitable whaling grounds of this joint-stock company came to be centered around Spitsbergen in the early 17th century, and the company’s royal charter of 1613 granted a monopoly on whaling in Spitsbergen, based on the (erroneous) claim that Hugh Willoughby had discovered the land in 1553.[10][11]
Initially the English tried to drive away competitors, but after a few years, they claimed rights only to the waters south of these Arctic islands.[12]
Shortly after Chancellor’s death in 1556, the Muscovy Company sent another voyage to discover the Northeast Passage, this time led by Steven Borough. He managed to sail through the Kara Gates, the strait between the islands of Vaygach and Novaya Zemlya in the Arctic Ocean. In 1607 and 1608, the company sent Henry Hudson in two separate voyages in an attempt to find the Northeast Passage. Both voyages were unsuccessful.[13]
Decline[edit]
In 1646, Tsar Alexei I rescinded the exemption of the Muscovy Company from Russian customs, in response to the company’s alleged support of the Parliamentarians in the English Civil War. After the execution of Charles I of England in 1648, Alexei I expelled English merchants from Russia altogether, except from Arkhangelsk.[14][15] While the restoration of Charles II of England in 1660 resulted in a temporary thaw of relations between England and Russia, a 1664 embassy under Andrew Marvell proved unsuccessful in restoring the Muscovy Company’s prior benefits. In the meantime, Dutch merchants replaced the English as the dominant traders in Russia.[15] Nevertheless, the company held a monopoly on English-Russian trade until 1698, when it lost its privileges due to political opposition.[16]
Eighteenth century on[edit]
This section needs expansion. You can help by adding to it. (December 2020) |
The Company helped provide churches and Anglican ministers at various times in Arkhangelsk, Moscow, St. Petersburg, and Kronstadt, such as St. Andrew’s Anglican Church, Moscow. The Company continued in existence until the Russian Revolution of 1917 and has since operated mainly as a charity.[2]
St. Andrew’s and the company headquarters (called the Old English Yard), were built during the reign of Ivan IV, and are not far from the Moscow Kremlin. In 1994 they were visited by Queen Elizabeth II.[citation needed]
Portrayal in fiction[edit]
- Richard Chancellor’s 1555 voyage to Moscow, and the return to Scotland and London are portrayed in Dorothy Dunnett’s book The Ringed Castle.
See also[edit]
- List of trading companies
References[edit]
- ^ Fox-Davies, The Book of Public Arms)
- ^ a b Guildhall Library Manuscripts, accessed January 26, 2011
- ^ «CHARITABLE FUND ADMINISTERED BY THE RUSSIA COMPANY, registered charity no. 210842«. Charity Commission for England and Wales.
- ^ a b James Evans (2014) [Merchant Adventurers] [Orion Publishing co]
- ^ E. Goldsmid (ed.), The Principal Navigations, Voyages, Traffiques and Discoveries of the English Nation, collected by Richard Hakluyt, Preacher, Vol. III: North-Eastern Europe and Adjacent Countries, Part II: The Muscovy Company and the North-Eastern Passage (E. & G. Goldsmid, Edinburgh 1886), pp. 101-112.
- ^ a b Olson, p. 769
- ^ Gerson, p. 84
- ^ Dmitrieva, p. 21
- ^ Richard Hakluyt, The Principal Navigations, Voyages, Traffiques and Discoveries of the English Nation, v. 1, Northern Europe (1598)
- ^
Hudson, Henry; Georg Michael Asher (1860). Henry Hudson the Navigator: The Original Documents in which His Career is Recorded, Collected, Partly Translated, and Annotated. London: Hakluyt Society. pp. clix–clx. - ^
Schokkenbroek, Joost C.A. (2008). Trying-out: An anatomy of Dutch Whaling and Sealing in the Nineteenth Century, 1815-1885. p. 27. - ^ Schokkenbroek, p. 28.
- ^ Olson, p. 770
- ^ Coates, p. 123
- ^ a b Dmitrieva, p. 28
- ^ Eddy, p. 67
Sources[edit]
- Coates, Ben (2004). The Impact of the English Civil War on the Economy of London: 1642 — 50. Ashgate Publishing. ISBN 9780754601043.
- Dmitrieva, Ol’ga (2006). Britannia and Muscovy. Yale University Press. ISBN 0300116780.
- Eddy, Anna (2007). English in the Russian Context: A Macrosociolinguistic Study. ISBN 9780549321606.
- Gerson, Armand (1912). Studies in the History of English Commerce in the Tudor Period. University of Pennsylvania.
- Olson, James (1996). Historical Dictionary of the British Empire: K-Z. Greenwood Publishing Group. ISBN 9780313279171.
- T. S. Willan, The Early History of the Russia Company, 1956, reprinted in 1968.
- Jürgen Klein, «‘Eastward Ho! Hakluyt’s Principal Navigations on English 16th Century Seafarers in the Baltic and Eastern Europe», in: Zeitsprünge. Forschungen zur Frühen Neuzeit 10 (2006), Heft 3 — 4, pp. 400 — 423.
External links[edit]
- Bibliography of works related to the Company
- Works about the Muscovy Company at WorldCat Identities
По благословению Эдуарда VI основатели компании решили осуществить поиск северо-восточного морского прохода в Индию и Китай, снарядив для этого экспедицию из трех кораблей. Стратегической целью похода было разрушить торговую монополию Испании и Португалии…
Этот опасный путь был прерван. Шторм разметал корабли по Белому морю и только одному из них суждено было достигнуть берега и отыскать рыбацкую пристань тихого северного монастыря. Двинская летопись повествует: «Того же лета августа в 24-й день, прииде корабль с моря на устье Двины реки и обослався: приехали на Холмогоры в малых судех от английского короля Эдварда посол Рыцарт, а с ним – гости».
Капитан уцелевшего судна Ченслор приезжает в Холмогоры и представляется воеводе Фофану Макарову, который принадлежал к наиболее зажиточным семьям двинских крестьян-вотчинников, промышленников и купцов.
Воевода отправляет Ченслора в Москву, к Ивану Васильевичу Грозному — тогда еще молодому царю огромного Московского государства. Он преподнес царю в подарок серебряную, позолоченную и гравированную церковную чашу — потир, сохранившуюся в царской сокровищнице и ныне выставленную в Оружейной палате Кремля. Ченслор, вернувшись в Британию в 1554 году с посланием от русского царя к королеве, составил сочинение под названием «Книга о великом и могущественном царе России и князе Московском, о принадлежащих ему владениях, о государственном строе и о товарах его страны, написанная Ричардом Ченслором». Описанные в дневниках и устно богатства страны, в которую был открыт морской путь, были сейчас же оценены британскими торговцами — недаром в заглавии книги упоминание о товарах занимает далеко не последнее место.
Через год агенты Общества купцов-предпринимателей заключили соглашение с русским царем Иваном Грозным. Был учреждён особенный совет для рассмотрения прав и вольностей, которых требовали англичане; главная мена товаров была назначена в Холмогорах, осенью и зимой; цены остались произвольными. Иоанн дал англичанам торговую грамоту, предоставив им право свободной и беспошлинной торговли оптом и в розницу во всех русских городах, серьёзные таможенные льготы, право построить дворы, не облагаемые податями, в Холмогорах и Вологде (дворы не облагались податями), подарил двор в Москве у церкви св. Максима, компания могла иметь собственный суд, при рассмотрении торговых дел суд совершал царский казначей. Таможенники, воеводы и наместники не имели права вмешиваться в торговые дела компании, компания могла нанимать русских приказчиков (не более одного в каждом дворе). Такое привилегированное положение послужило основанием для создания в Лондоне в 1555 году на базе прежнего общества купцов-предпринимателей торговой Московской компании, просуществовавшей до революции 1917 года.
По заключенному торговому договору русские купцы получали право торговать беспошлинно в Британии. Однако, в отличие от своих коллег, не располагая флотом для морских путешествий, они на практике не имели возможности пользоваться этим преимуществом. Британские же купцы развернули свою торговлю в России быстро и с большой выгодой для себя. Среди других привилегий, полученных британскими купцами — право добывать руду и построить железоделательный завод в городе Вычегде. Через Холмогорский, а затем Архангельский порт пошли английское оружие, порох, селитра, свинец, оловянная посуда, сукно.
Московская торговая компания вызывала недовольство как иностранных конкурентов, например голландцев, так и русского купечества. Политические обстоятельства всегда отражались на деловой ее деятельности. Если в 1554 ее капитал составлял 6 тысяч фунтов стерлингов, то в 1583 – 80 тысяч. А вот в 1595, когда грозного царя уже 10 лет как не было в живых, – лишь 10 тысяч фунтов стерлингов. А далее так — в 1649 деятельность Московской торговой компании была сильно ограничена, в 1698 она потеряла все привилегии.
Источник: Карамзин Н.М. История государства Российского. В 4-х томах. – М.: Книга, 1988-1989.
Фото: historylib.org zyuenglish.ucoz.com
-
-
December 13 2022, 02:55
- История
- Cancel
Британский колониализм: Английская Московская компания
Московская компания (англ. Muscovy Company) — английская торговая компания. Предприятие было основано в 1551 году и до 1698 года обладало монополией на торговлю с Россией. Московская компания, была первой в истории крупной зарегистрированной акционерной компанией, проложившей путь к появлению таких компаний, как Ост-Индская компания. Предшественницей компании была созданная ещё во второй половине XIV века лондонская гильдия купцов. Первичный капитал компании состоял из 240 паёв. Эти паи, стоимостью 25 фунтов стерлингов каждый, были приобретены 201 человеком, из которых 199 были мужчинами и 2 женщинами. Помимо Джона Дадли, среди учредителей компании насчитывалось немало других представителей высшей знати, в частности, лорд-хранитель печати Уильям Герберт, граф Пембрук, лорд-дворецкий Генри Фиц-Алан, граф Арундел, адмирал Уильям Говард, граф Эффингем и другие. Компания стала первой коммерческой организацией, устав которой был утвержден парламентом. Первым говернором компании стал Себастьян Кабот (Себастьяно Кабото) — венецианский мореплаватель, путешественник и первооткрыватель. Компания утратила свои монопольные привилегии в 1698 году в ходе преобразований Петра I и прекратила операции в 1808 году. Штаб-квартира компании (так называемый Староанглийский двор ) была построена во времена правления Ивана IV и находится недалеко от Московского Кремля . В 1994 году её посетила королева Елизавета II:
Герб компании
Английская торговая компания под названием «Торговая компания купцов-путешественников для открытия земель, стран, островов и неизвестных мест» (потом «Московская компания») была создана в 1551 году по инициативе мореплавателя Себастьяна Кабота, числившегося тогда главным кормчим королевства, и математика и астронома Джона Ди. Так как в те времена европейские географы полагали, что существует северный путь из Атлантического океана в Тихий, то основной целью Компании было обнаружение этого пути и тем самым ликвидация монополии Испании и Португалии в торговле со странами Востока, в частности, с островами Пряностей. Первичный капитал компании, составлявший 6000 фунтов стерлингов, состоял из 240 паёв, приобретенных 201 человеком, среди которых было немало представителей знати: лорд-хранитель печати Уильям Герберт, граф Пембрук, лорд-дворецкий Генри Фиц-Алан и другие. Первым путешествием кораблей Московской компании было плавание сэра Хью Уиллоби в арктические моря. Под его командой было три корабля. Команды двух из них погибли во время зимовки в устье реки Варзина на Кольском полуострове.
Только третий корабли под управлением Ричарда Ченслера судьба пощадила. 24 августа 1553 года «Эдуард Бонавентура» вошёл в Двинский залив и бросил якорь у Летнего берега. От местных жителей, изумлённых появлением большого корабля, англичане узнали, что эта местность является не Индией, а Россией. Царь Иван Грозный пригласил Ченслера в Москву, милостиво принял и в 1556 году отправил обратно с письмом к королеве. В письме к ней царь разрешил английским купцам торговать в России и предоставлял льготы: право свободной и беспошлинной торговли оптом и в розницу, строительства торговых дворов в Холмогорах, Вологде (дворы не облагались податями) и Москве; компания могла иметь собственный суд, таможенники, воеводы и наместники не имели права вмешиваться в торговые дела компании. В 1567 году английская королева Елизавета выдала компании новый патент. За компанией остался монопольный доступ к Беломорскому пути. Новая льготная грамота была выдана компании и в Москве. Компания получила право беспошлинной торговли, но должна была предоставить право царской казне первой совершать закупки. Компания утратила свои монопольные привилегии в 1698 году в ходе преобразований Петра I, прекратила операции в 1808 году
Как англичане пытались стать монополистами в торговле с Россией
В XV – 1-й половине XVI вв. основными торговыми партнерами русских земель в Западной Европе были северогерманские города Ганзейского союза, Швеция, Дания и Польша. Во 2-й половине XVI столетия на первое место во внешней торговле России с Западной Европой выходят Англия, вслед за ней – Нидерланды и Франция.
«Открытие» Англией России
Для Англии путь в Восточную Азию через Атлантический и Тихий океаны был закрыт Испанией. Английские купцы решили отыскать свой собственный монопольный маршрут туда вдоль северных берегов Азии. С этой целью в 1551 году в Лондоне образовалась «Компания торговых предпринимателей для открытия неизвестных земель» (позднее – Московская компания). В 1553-1554 гг. компания снарядила свою первую экспедицию. Два ее корабля под начальством Хью Уиллоуби были вынуждены зазимовать у берегов Кольского полуострова, где все их экипажи погибли от лишений. Третий корабль – Ричарда Ченслора – достиг устья Северной Двины. Ченслор прибыл в Москву, где был принят царем Иваном Грозным, после чего отправился с царским письмом в Лондон. Так было положено начало англо-русским отношениям.
Монополия английской Московской компании
Вскоре английские купцы Московской компании получили исключительные привилегии в России. Они имели право открывать свои дворы и склады для товаров в любых городах России, вести торговлю по всей территории России, а также ездить для торговли в Персию. При этом они не платили никаких пошлин. С учреждением Иваном Грозным Опричнины в 1564 году англичане в России ведались только судом Опричнины, то есть судом самого царя, помимо обычных земских учреждений. Фактически английские гости пользовались в России правом экстерриториальности.
Со временем Иван Грозный позволил англичанам добывать и выплавлять в России железную руду, вывозя железо в Англию с уплатой символической пошлины. Кроме англичан, никто не имел права торговать в устье Двины и в Холмогорах. Царские власти должны были арестовывать и выдавать Московской компании тех английских купцов, которые бы стали торговать в России, не имея патента от Московской компании.
Время от времени цари, недовольные поведением английских купцов, отнимали у Московской компании некоторые ее привилегии. Так, англичане иногда лишались права беспошлинной торговли (хотя пошлину при этом платили вполовину меньше, чем другие заморские гости), должны были при проезде в Персию предъявлять свои товары на таможнях в Казани и Астрахани, переводились в ту же юрисдикцию, что и другие иностранные купцы в России. Однако при новом обмене посольствами привилегии возобновлялись. Так, в 1587 году правительство царя Федора Ивановича (фактически ближний боярин Борис Годунов) подтвердило все преимущества, данные английским купцам Иваном Грозным. То же сделал и новоизбранный царь Михаил Романов в 1614 году.
Стремления англичан и принципы России
Со своей стороны, англичане неоднократно требовали от Ивана Грозного, от сменившего его царя Федора Ивановича и затем от Бориса Годунова новых привилегий. Важнейшей из них было позволение искать путь через Россию в Китай, причем Россия должна была выделять для этого припасы и провожатых. Англичане стремились обеспечить за собой монополию иностранной торговли в России. Поэтому они добивались закрытия русских северных портов для всех кораблей, кроме английских. Первоначально, во время Ливонской войны, так и было. Россия вела торговлю с остальными европейскими странами через Нарву, которой владела долгое время. Но после поражения в Ливонской войне и утраты Балтийского побережья Россия вновь открыла северные гавани для судов любых флагов.
Московское правительство на подобные требования Англии неизменно отвечало, что не может запретить купцам иных государств торговать в России. «Можем обойтися и без англичан и в угоду им не затворим дорог в свою землю, – писал Борис Годунов от имени царя Федора Ивановича королеве Елизавете I в 1585 году. – Для нас все равны… Мы рады видеть купцов лондонских в России, если не будешь требовать для них исключительных прав, несогласных с уставами моего царства».
Проникновение Нидерландов и Франции
Нидерланды и Франция уже в конце XVI века также вели интенсивную торговлю с Россией. В 1555 году под стены Никольского монастыря в Корельском устье Северной Двины прибыл первый корабль из Нидерландов (которые были тогда еще испанским владением). В 1583 году, отвечая английскому послу Джерому Баусу на требование предоставить англичанам монополию на торговлю в русских северных портах, царь Иван IV ответил, что «купцы немецкие, нидерландские, французские торгуют с Россией уже единственно в северных пристанях». При последующих переговорах английский посол добился того, чтобы его соотечественникам была предоставлена монополия торговать в большинстве северно-русских гаваней; только две из них – Пудозерская и Кольская – были оставлены для судов других стран. В 1585 году в письме, переданном в Лондон с английским послом Горсеем, новый царь, перечисляя иностранных купцов, с которыми торгует Россия, упомянул французских.
О том, что нидерландские купцы уже в 70-80-е гг. XVI века подкупали царских бояр и дьяков, желая добиться в России торговых привилегий, пишет Карамзин. Происки Нидерландов считал причиной неудачи своей миссии к Ивану Грозному посол Баус. В 1614 году Россия получила от Нидерландов (также, как и от Англии) денежную субсидию на ликвидацию последствий Смутного времени и на войну с Польшей. В 1630 году прибыло в Москву нидерландское посольство, ставившее своей целью добиться в России тех же привилегий, которые имели в ней англичане. А годом раньше с аналогичными требованиями явилось первое в России посольство из Франции. Но ни голландцы, ни французы ничего нового не добились. За ними было подтверждено старое право торговать с Россией, но без особых преимуществ.
Конец английских привилегий
Между тем, в том же 1629 году московское правительство отказало английскому послу в просьбе предоставить Англии право беспошлинной транзитной торговли с Персией товарами, закупаемыми в России. Такое решение было принято царем Михаилом Романовым после совещания с созванными для обсуждения этого вопроса крупными московскими купцами.
Английская торговля в России все больше сковывала развитие русского купечества. В 1646 году купцы представили новому царю Алексею Михайловичу челобитную об отмене английских привилегий. Вскоре для этого представился благоприятный случай. В январе 1649 года, во время революции, английский король Карл I был казнен по приговору парламента. По этому казусу царь повелел английским купцам выехать из всех мест Российского государства, кроме устья Двины, и впредь торговать с Россией только там наравне со всеми прочими иностранными купцами.
Читайте наши статьи
на Дзен
- Взрослым: Skillbox, Geekbrains, Хекслет, Eduson, XYZ, Яндекс.
- 8-11 класс: Умскул, Лектариум, Годограф, Знанио.
- До 7 класса: Алгоритмика, Кодланд, Реботика.
- Английский: Инглекс, Puzzle, Novakid.
В 1555 г. в Англии была образована Московская (Русская) торговая компания. Ей были предоставлены привилегии на торговлю в Русском государстве.
Создание компании
В 1551 г. Себастьян Кабот, а также математик и астроном Джон Ди выступают с инициативой создать торговую компанию. Это намерение поддержали регент Джон Дадли и герцог Нортумберлендский. Итогом совместных усилий было создание в Лондоне Торговой компании «Mystery».
Однако официальное образование Московской торговой компании в Лондоне связывают с переименованием «Mystery» и выдачей хартией королевы Марии Тюдор. Компания была британским акционерным обществом на основе механизма реинвестирования прибыли.
Капитал составлял 6 тыс. фунтов стерлингов. Его распределяли между акционерами, которых насчитывалось 207. Известно, что ключевая роль в основании Московской компании принадлежала Себастьяну Каботу. Именно он сумел добиться предоставление этому акционерному обществу права на ведение монопольной торговли с теми землями, которые в тот период впервые открывались.
Получение привилегий в Москве
В мае 1553 г. отправляется в путь экспедиция во главе с Х. Уиллоби. Ее задачей был поиск северных торговых путей в направлении Индии и Китая через Скандинавию. В состав вышедшей в Белое море экспедиции входили три судна. Команда двух из них вместе с Хью Уиллоби погибла. А вот судно Р. Ченслера в августе 1553 г. входит в Двинскую губу и останавливается в районе Николо-Корельского монастыря. Далее Ченслер направляется в Москву. В столице Российского государства он добивается аудиенции у государя Ивана IV.
Иван Грозный получает от Р. Ченслера письмо от Эдуарда VI, адресованное северным государям. Русский царь передает ответное письмо, где он дал разрешение англичанам на ведение свободной торговли на территории Русского государства. В конце зимы 1554 г. Р. Ченслер оставляет Москву.
В 1555 г. Ченслеру удается добраться вновь до Москвы. Русский царь выдает льготную грамоту, которая предоставляла право осуществлять свободную торговлю без уплаты пошлин с оптовым или розничным оборотом. Кроме того, предоставлялась возможность соорудить дворы в Холмогорах с Вологдой, которые не подлежали обложению податью. В дальнейшем дворы созданы были в Архангельске и Ярославле.
Компании был дарован двор у церкви св. Максима. При этом она могла рассчитывать на собственный суд, а судопроизводство по торговым делам осуществлял царский казначей. Таможенники, воеводы и наместники лишались права вмешиваться во внутренние процессы компании, связанные с торговой деятельностью. Само же акционерное общество было вправе осуществлять наем русских приказчиков, но не более 1-го по каждому двору.
Московской компанией осуществлялся импорт на русские земли текстиля, бумаги, изделий из металла, оружия и товаров колониального происхождения. Вывозились из Русского государства другие товары – смола, пенька, сало, кожа, пушнина, древесина и т.д. В дальнейшем компания получила другие привилегии, прекратив свою деятельность только в 1808 г.
Система управления акционерным обществом
В московской компании избиралось 28 правительственных членов. Четверо из них получили название консулов, а 24 – ассистентов. Если в отдельные моменты времени отсутствовал говернор, то управление компанией осуществлялось консулом и 12-тью ассистентами.
Для решения дел торгового и судебного типа проводилось голосование. Утверждалось решение 15-тью голосами и более, но при наличии голоса говернора и 2-х консулов. У компании было право на покупку земель, но в пределах 60 фунтов за 1 год, а также можно было формировать свою систему правил.
Компания также могла выполнять такие действия:
- заниматься строительством и снаряжением кораблей;
- осуществлять портовую торговлю;
- завоевывать и приобретать объекты в открытых территориях;
- препятствовать совместной торговой деятельности иностранных купцов, если они не получили членство в Московской компании.
Определенная специфика была характерна для административного штата компании. В ее главе стояли 2 президента с 4-мя консулами.
- Взрослым: Skillbox, Geekbrains, Хекслет, Eduson, XYZ, Яндекс.
- 8-11 класс: Умскул, Лектариум, Годограф, Знанио.
- До 7 класса: Алгоритмика, Кодланд, Реботика.
- Английский: Инглекс, Puzzle, Novakid.