Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Фонд. Фонд и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.
(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 237-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Фонда перед застрахованными лицами.
(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 237-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Фонд и его территориальные органы действуют на основании настоящего Федерального закона.
(в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 14.07.2022 N 237-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Территориальные органы Фонда создаются по решению правления Фонда и являются юридическими лицами.
(в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 14.07.2022 N 237-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Страховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с Фондом могут являться негосударственные пенсионные фонды в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом. Порядок формирования в негосударственных пенсионных фондах средств пенсионных накоплений и инвестирования ими указанных средств, порядок передачи пенсионных накоплений из Фонда и уплаты страховых взносов в негосударственные пенсионные фонды, а также пределы осуществления негосударственными пенсионными фондами полномочий страховщика устанавливаются федеральным законом.
(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 237-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Взносы на обязательное пенсионное страхование
Работодатель – главный плательщик взносов на обязательное пенсионное страхование. Страховые взносы в Пенсионный фонд России уплачиваются из заработной платы, а также других видов вознаграждений, начисленных в пользу работников. Благодаря аккумулированным средствам фонда удается перечислять пенсионные выплаты тем, кто уже вышел на пенсию и формировать базу для предстоящих выплат.
Взносы на обязательное пенсионное страхование
Обязательное пенсионное и медицинское страхование
Свидетельство обязательного пенсионного страхования
Система обязательного пенсионного страхования
Уплата обязательного пенсионного страхования
ФЗ об обязательном пенсионном страховании
Фонд обязательного пенсионного страхования
Как заключить договор об ОПС?
Субъекты обязательного пенсионного страхования
Обязанности застрахованных лиц
Пенсионный фонд РФ выполняет функции администратора по взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование. Взносы в ПФР перечисляют:
- Лица и организации, которые выплачивают гражданам заработную плату, а также иные вознаграждения.
- Индивидуальные предприниматели.
- Физлица (не ИП).
- Самозанятые граждане, адвокаты, нотариусы, арбитражные управляющие.
Обязательное пенсионное и медицинское страхование
Система обязательного пенсионного страхования (ОПС) функционирует на территории РФ с 2002 года. В рамках проведенной реформы все граждане, родившиеся с 1967 года и позже получают пенсию, которая делится на страховую и накопительную часть. Оба вида пенсии формируются путем уплаты страховых взносов обязательного характера.
Обязательное медицинское страхование или ОМС – часть государственной программы социального страхования. Основной плюс – равные возможности для каждого гражданина в получении лекарственной и медицинской помощи. Услуги предоставляются за счет средств, которые перечисляются в фонд в обязательном порядке на условиях государственной программы.
Свидетельство обязательного пенсионного страхования
Если гражданин РФ устраивается на работу без свидетельства обязательного пенсионного страхования, работодатель обязан оформить документ в соответствии с нормами закона. Это правило также распространяется на лиц, которые трудятся по договору подряда.
Подрядчик, у которого нет пенсионного свидетельства, должен получить его от первого работодателя. Соответствующая анкета, которая заполняется в процессе приема на работу, передается в ПФР в 14-дневный срок с момента подписания трудового договора.
Система обязательного пенсионного страхования
Система обязательного пенсионного страхования предполагает оформление соответствующих полисов в страховых компаниях. Благодаря четко отлаженному механизму удается содержать граждан пенсионного возраста (утративших трудоспособность). Среди основных участников системы страховщики и страхователи, федеральные структуры и застрахованные лица.
Пенсионное страхование проводится в соответствии с нормами действующего законодательства. По закону право на обязательное пенсионное страхование получают граждане государства, а также лица, которые работают и живит на территории РФ.
Уплата обязательного пенсионного страхования
Уплата взносов обязательного пенсионного страхования проводится на основании договора, заключенного между страхователем и страховщиком. Размер установленной суммы указывается в составленном документе. Когда страхователь достигнет определенного законодательством возраста, ему начнут выплачивать государственную пенсию с периодичностью раз в месяц. Право на пенсию также получают страхователи-инвалиды или граждане РФ по факту потери кормильца. Сумма будущей пенсии определяется нормами федерального законодательства. Начисление курирует Пенсионный фонд Российской Федерации.
ФЗ об обязательном пенсионном страховании
ФЗ об обязательном пенсионном страховании определяет основы системы ОПС в секторе государственного регулирования РФ. Закон также регулирует взаимоотношения между субъектами ОПС, определяет их правовое положение, статус, обязанности и права. В отдельных статьях закона приведены основания, при которых возникают обязанности и права упомянутых выше субъектов. На случай нарушения или невыполнения субъектами возложенных законом обязательств предусмотрены соответствующие виды ответственности.
Фонд обязательного пенсионного страхования
Фонд обязательного пенсионного страхования справедливо считается ключевым финансовым институтом Российской Федерации. Учреждение национального масштаба оказывает комплексные государственные услуги в сегменте социального обеспечения граждан.
В структуру ПФР входи восемь управлений в округах, 83 отделения в различных субъектах РФ и порядка 2 500 управлений территориального уровня. Еще одно отделение функционирует в г. Байконур (Казахстан).
Как заключить договор об ОПС?
Чтобы заключить договор об ОПС, необходимо обратиться в отделение Сбербанка РФ (или в любой другой негосударственный пенсионный фонд), где вас попросят предъявить СНИЛС и паспорт. Затем следует подать заявление с просьбой перевести счет накопительной пенсии в отделение Сбербанка. Представитель финансового учреждения оформит вашу заявку через использование электронной подписи в цифровом формате. Если заявление в адрес Пенсионного фонда РФ подано в самостоятельном порядке, работнику Сбербанка понадобится сообщить номер полученной расписки. Передать информацию разрешается в телефонном режиме или с помощью удобного электронного сервиса в интернете.
Субъекты обязательного пенсионного страхования
За работу системы обязательного пенсионного страхования отвечают страховщики. К этой категории в РФ относят государственный пенсионный фонд и негосударственные пенсионные фонды.
Среди субъектов обязательного пенсионного страхования также значатся страхователи. Эта категория лиц, которые выплачивают взносы в пользу работающих граждан РФ. К страхователям относят индивидуальных предпринимателей, организации и физические лица.
Третья категория субъектов системы ОПС – застрахованные лица, т.е. непосредственно те, кто получает пенсию в соответствии с нормами закона.
Обязанности страховщика
Перечень обязанностей страховщика достаточно широк:
- Разработка размера тарифов для уплаты страховых взносов. А также обоснование предлагаемых данных.
- Своевременная выплата трудовых пенсий.
- Назначение и пересчет сумм страхового обеспечения, в соответствии с данными персонифицированного учета и нормами законодательства.
- Контроль над поступающими документами, на основании которых насчитываются пенсии. В том числе и для льготных категорий граждан.
- Проектирование и контроль исполнения бюджета ПФР.
- Целевое использование аккумулированных средств.
- Предоставление гражданам, общественным и государственным организациям необходимой информации о работе Пенсионного фонда.
- Учет поступающих средств и регистрация страхователей.
Обязанности страхователя
В обязанности страхователя входит:
- Получение оригиналов и дубликатов страховых свидетельств с последующей передачей документов застрахованным лицам. Свидетельства выдаются всем, кто работает в компании на основе гражданско-правового или трудового договора.
- Передача застрахованным лицам копий документов, направленных в местное отделение ПФР. Информация передается лицам, работающим в организации на основании гражданско-правового или трудового договора. В ПФР соответствующая информация требуется для персонифицированного учета и включения в индивидуальный лицевой счет.
- Проконтролировать, насколько реквизиты в выданном страховом свидетельстве соответствуют документам, удостоверяющим личность нанятого сотрудника.
Обязанности застрахованных лиц
В обязанности застрахованных лиц входит:
- Прохождение регистрации в Пенсионном Фонде РФ.
- Получение, надежное хранение и предъявление по требованию свидетельства ОПС.
- Если сведения, которые содержатся в индивидуальном лицевом счете изменились, следует обратиться в ПФР с соответствующим заявлением.
- При утрате свидетельства направить в ПФР все документы, необходимые для подтверждения информации по лицевому счету.
- Другие обязательные действия в соответствии с нормами федерального законодательства.
Согласно ч.1 ст. 7 Конституции РФ, Россия является социальным государством, то есть государством, создающим условия для обеспечения достойной жизни и свободного развития человека[1]. Данное положение является нормой-целью, а конкретизация понятия социального государства – направлением развития РФ в данной сфере. Одним из проявлений реализации данного направления является функционирование внебюджетных фондов социального страхования. Они подразделяются на государственные и негосударственные. В настоящее время ведутся дискуссии об изменении статуса фондов, что, в конечном счете, повлияет на пенсионные выплаты социально незащищенным слоям населения.
Н.В. Миляков приводит следующее определение государственных внебюджетных фондов: «Государственный внебюджетный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь»[2], негосударственные фонды определяются как «особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное социальное обеспечение участников фонда на основании договоров с вкладчиками фонда в пользу участников фонда»[3].
В настоящее время существуют 3 федеральных государственных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд России (ПФР), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), территориальные фонды обязательного медицинского страхования в субъектах РФ (ТФОМС), Фонд социального страхования (ФСС). Среди негосударственных фондов самыми известными являются негосударственные пенсионные фонды (НПФ).
Правовой статус фондов социального страхования регулируют:
- Положение о пенсионном фонде Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. №2122-I
- Гражданский, Налоговый и Бюджетный Кодексы РФ
- Федеральный Закон от 29 ноября 2010 г. «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»
- Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. «О фонде социального страхования Российской Федерации»
- Постановление Правительства РФ от 29 апреля 1994 г. «Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования»
- Федеральный Закон от 7 мая 1998 г. «О негосударственных пенсионных фондах»
Целью создания внебюджетных фондов является реализация указанных в Конституции прав граждан на социальное обеспечение и социальную защиту, то есть средства этих фондов носят целевой характер: они не могут быть изъяты и перенаправлены на какие-либо иные цели.
Внебюджетные фонды, как следует из их названия, образуются и расходуются независимо от федерального и регионального бюджетов, управляются органами государственной власти РФ, но подконтрольны финансовым органам.
Порядок составления и утверждения бюджета фонда определен в Бюджетном кодексе. Отчет об исполнении бюджета фонда представляется Правительством РФ или органом исполнительной власти РФ на рассмотрение Федеральному Собранию или законодательному (представительному) органу субъекта РФ соответственно.
На первый взгляд, ПФР, ФФОМС и ФСС имеют общую цель деятельности: обеспечение реализации социальных прав граждан РФ, выполнение социальных задач РФ, но в соответствующих актах содержатся разные формулировки правового статуса фондов[4].
ПФР – финансово-кредитное учреждение, осуществляющее деятельность в соответствии с законодательством РФ[5].
ФФОМС – самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение, реализующее государственную политику в области обязательного медицинского страхования[6].
ФСС – специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ, управляющее средствами социального страхования[7].
Цель и сущность деятельности государственных фондов одинаковы, но различается их правовой статус. Это вызвано тем, что нормативные акты, регулирующие данные организации, принимались в разное время, и авторы не согласовывали их тексты. Но анализ данных актов позволяет выявить следующие сходства правового статуса государственных фондов:
- Осуществляют управление финансами социальной сферы, однако не входят в систему федеральных органов исполнительной власти.
- Назначаются Правительством РФ (ПФР, ФФОМС) или его председателем (ФСС).
- Целевой характер деятельности.
- Полномочия по изданию нормативно-правовых актов по вопросам своего ведения. Акты подлежат государственной регистрации в Министерстве Юстиции и опубликованию.
Данные характеристики государственных внебюджетных фондов говорят об их схожести с органами исполнительной власти. Однако они являются и юридическими лицами[8].
Что касается негосударственных фондов социального страхования, то они являются некоммерческими организациями. Их статус регулируется Федеральными законами «О некоммерческих организациях», «Об общественных объединениях», «О негосударственных пенсионных фондах».
Получается, что государственные внебюджетные фонды занимают промежуточное положение между органами исполнительной власти и некоммерческими организациями, однако в их деятельности более выражено публично-правовое начало.
После того, как в общих чертах понятна характеристика государственных социальных фондов, в частности, ПФР, необходимо осветить статус негосударственных пенсионных фондов (НПФ). В ч.1 ст. 2 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» дается следующее определение: «Негосударственный пенсионный фонд — организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование. Такая деятельность осуществляется фондом на основании лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию»[9].
Деятельность НПФ регулируется, помимо Конституции, Гражданского Кодекса и Налогового Кодекса, Федеральными законами «О негосударственных пенсионных фондах», «О некоммерческих организациях». НПФ действует на основе лицензии. В его задачи входит формирование, учет, накопление и распределение денежных средств между гражданами-вкладчиками по договору пенсионного обеспечения.
Остановимся подробнее на правовом статусе ПФР и НПФ. Так, ПФР имеет следующие полномочия:
— сбор, аккумуляцию, капитализацию и расходование денежных средств, контроль за их поступлением и расходованием;
— организация деятельности по взысканию с работодателей в случае, если по их вине был причинен вред здоровью работникам;
— международное сотрудничество по вопросам пенсионного обеспечения;
— статистическая и научная деятельность по вопросам своего ведения;
— юридическая консультация граждан, ведение разъяснительной работы по вопросам своей компетенции.
ПФР, как уже было сказано, подконтролен подотчетен Правительству, правление ПФР отвечает за выполнение задач Фонда[10].
Работники ПФР несут в зависимости от характера правонарушения гражданско-правовую, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность согласно Кодексу этики и служебного поведения работника системы Пенсионного фонда Российской Федерации, то есть аналогично с другими государственными служащими[11].
При совершении правонарушения в социально-обеспечительных отношениях ответственность наступает только в случаях, если имеет место: противоправное поведение лица, его виновность в этом, наступление имущественного вреда и причинно-следственная связь между правонарушением и наступившими последствиями. Таким образом, если имеет место правонарушение, но вследствие него имущественный вред не нанесен, то юридическая ответственность не возникает. Это связано с тем, что в праве социального обеспечения чаще всего применяются 2 вида санкций: правовосстановительные и правоограничительные. Ответственность ПФР, в свою очередь, имеет специфические черты:
- Недостаточно детально урегулирован механизм привлечения к ответственности ПФР
- Неясен механизм установления причинно-следственной связи. Такая проблема решается, исходя из судебной практики по аналогичным делам, чего не должно быть.[12]
НПФ обязан:
— исполнять обязательства по договору, заключаемому со вкладчиком;
— осуществлять учет вкладов, предоставлять необходимую информацию вкладчикам;
-не принимать в одностороннем порядке решения, нарушающие права вкладчиков, участников и застрахованных лиц[13].
Фонд несет ответственность в соответствии с гражданским законодательством. Предусматривается административная ответственность НПФ за нарушения требований законодательства, касающиеся его деятельности (ст. 15.29 КоАП РФ)[14].
НПФ является некоммерческой организацией, и из этого следует первое его отличие от ПФР: преобладание частноправового начала регулирования. На НПФ распространяются все правила о некоммерческих организациях с учетом особенностей, установленных специальным Федеральным законом.
НПФ имеет право заниматься приносящей доход деятельностью, не противоречащей его уставу. По сути, целевое направление деятельности фонда – коммерческое использование денежных средств и распределение между вкладчиками полученных в результате этого доходов. В этом смысле НПФ близки в коммерческим организациям. Также следует отметить, что ПФР подотчетен Правительству РФ, а НПФ – Центральному Банку.[15]
Существуют 2 основных варианта получения негосударственных пенсий: бессрочные и срочные выплаты. В первом случае денежные средства начисляются в течение всего пенсионного возраста вкладчика до его смерти, но не могут быть переданы по наследству. Также возможны выплаты в течение определенного времени, и если вкладчик умирает раньше, чем кончается срок выплат, то средства, оставшиеся на его счете, переходят по наследству. Существует также возможность получить все накопленные средства единоразово.
Несомненными плюсами НПФ по сравнению с ПФР являются: возможность самому выбирать определенный фонд и режим начисления пенсии, государственное страхование вкладов. Однако НПФ не пользуется значительным доверием населения из-за их ненадежности: НПФ не гарантирует стабильный доход. Необходимо тщательно подходить к выбору фонда.[16]
А главное сходство ПФР и НПФ состоит в выполняемой ими функции: социальном обеспечении граждан в случаях, установленных договором (у НПФ) или законодательством (у ПФР). Фонды аккумулируют средства, получаемые от взносов, и распределяют их согласно уставу. Граждане могут добровольно делать взносы не только в НПФ, но и в ПФР в случаях, если они являются, например, индивидуальными предпринимателями, адвокатами и нотариусами.
Целью данной статьи было выяснение основных черт правового статуса государственных и негосударственных фондов социального страхования, их сходств и различий. В процессе работы стало ясно, что нормативное регулирование данного вопроса нуждается в реформировании, а именно в упорядочивании нормативно-правовой базы.
В настоящее время в науке ведутся дискуссии относительно того, следует ли придавать НПФ коммерческий статус.[17] С одной стороны, это позволило бы им активно использовать находящиеся у них денежные средства. Для этого предлагается преобразовать НПФ в особый вид акционерных обществ или реорганизовать их в структуру, схожую с паевыми инвестиционными фондами.
Однако, НПФ выполняет не только коммерческую, но и социально-значимую функцию: социальное обеспечение вкладчиков. Поэтому необходимо сохранить статус НПФ как некоммерческих организаций. В таком случае возможен государственный контроль над их деятельностью. Более того, такой контроль необходим, так как, охраняя вклады граждан в НПФ, государство выполняет свою функцию по социальной защите граждан.
Что касается нормативного регулирования статуса ПФР, ФСС и ФФОМС, то он регулируется подзаконными актами, которые были приняты в разное время и не унифицированы. Сходство в правовом статусе значительно, в связи с чем было бы целесообразно либо принять единый Федеральный закон, объединяющий и упорядочивающий положения старых источников, или унифицировать акты, регулирующие правовое положение государственных фондов для упорядочивания правоприменительной практики и уменьшения количества сорных ситуаций.
Список литературы:
- Конституция РФ // Собрание законодательства РФ. – 2014. — №31. – Ст. 4398.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Собрание законодательства РФ. – 2002. — №1. – Ст. 1.
- Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» // Собрание законодательства РФ. – 1998. — №19. – Ст. 2071.
- Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 2122-1 (ред. от 05.08.2000) «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» (вместе с «Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России)», «Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России)») // Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 1992. — №5. – Ст. 180.
- Постановление Правительства РФ от 29.07.1998 N 857 (ред. от 29.11.2016) «Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования» // Собрание законодательства РФ. – 1998. — №32. – Ст. 3902.
- Постановление Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 (ред. от 10.08.2016) «О Фонде социального страхования Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. – 1994. — №8. – Ст. 599.
- Постановление Правления ПФ РФ от 20.08.2013 N 189п (ред. от 11.11.2016) «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения работника системы Пенсионного фонда Российской Федерации СПС Консультант Плюс: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_153159/
- Кузин А.А. Правовой статус негосударственного пенсионного фонда // Социально-политические науки – 2012. – №2 – С.87-89.
- Люминарская С.В. Вопросы ответственности в праве социального обеспечения // Вестник Удмуртского университета – 2010. — №2. – С. 59-62.
- Мантурова Т.А. Правовой статус государственных внебюджетных фондов РФ // Вестник уральского института экономики, правления и права – 2016.– №1. — С.28-29.
- Мацкуляк И.Д. Государственные и муниципальные финансы – М: РАГС, 2007. – С.331.
- Миляков Н.В. Финансы: учебник 2-е изд — М.:ИНФРА-М, 2004. – С. 204.
- Мирошник С.В. Финансово-правовой режим социальных внебюджетных фондов // Пробелы в российском законодательстве – 2012. – №2. –С.274-275.
- Сургутскова Е.В. Основные проблемы негосударственных пенсионных фондов и перспективы негосударственного пенсионного обеспечения в России // Вестник Югорского государственного университета – 2015. — №38. – С.52-54.
[1] См.: Конституция РФ // Собрание законодательства РФ. – 2014. — №31. – Ст. 4398.
[2] Миляков Н.В. Финансы: учебник 2-е изд — М.:ИНФРА-М, 2004. – С.204.
[3] Мацкуляк И.Д. Государственные и муниципальные финансы – М: РАГС, 2007. – С. 331.
[4] См.: Мантурова Т.А. Правовой статус государственных внебюджетных фондов РФ // Вестник уральского института экономики, правления и права – 2016.– №1. — С.28-29.
[5] Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 2122-1 (ред. от 05.08.2000) «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» (вместе с «Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России)», «Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России)») // Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 1992. — №5. – Ст. 180.
[6] Постановление Правительства РФ от 29.07.1998 N 857 (ред. от 29.11.2016) «Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования» // Собрание законодательства РФ. – 1998. — №32. – Ст. 3902.
[7] Постановление Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 (ред. от 10.08.2016) «О Фонде социального страхования Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. – 1994. — №8. – Ст. 599.
[8] См.: Мирошник С.В. Финансово-правовой режим социальных внебюджетных фондов // Пробелы в российском законодательстве – 2012. – №2. –С.274-275.
[9] Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» // Собрание законодательства РФ. – 1998. — №19. – Ст. 2071.
[10] См.: Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 2122-1 (ред. от 05.08.2000) «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» (вместе с «Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России)», «Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России)») // Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 1992. — №5. – Ст. 180.
[11]См.: Постановление Правления ПФ РФ от 20.08.2013 N 189п (ред. от 11.11.2016) «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения работника системы Пенсионного фонда Российской Федерации СПС Консультант Плюс: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_153159/
[12] См. Люминарская С.В. Вопросы ответственности в праве социального обеспечения // Вестник Удмуртского университета – 2010. — №2. – С. 59-62.
[13]См.: Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» // Собрание законодательства РФ. – 1998. — №19. – Ст. 2071.
[14] См.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Собрание законодательства РФ. – 2002. — №1. – Ст. 1.
[15] См.: Кузин А.А. Правовой статус негосударственного пенсионного фонда // Социально-политические науки – 2012. – №2. – С.87-89.
[16] См.: Сургутскова Е.В. Основные проблемы негосударственных пенсионных фондов и перспективы негосударственного пенсионного обеспечения в России // Вестник Югорского государственного университета – 2015. — №38. – С.52-54.
[17] См.: Кузин А.А. Правовой статус негосударственного пенсионного фонда // Социально-политические науки – 2012. – №2. – С.90.
Автор статьи — Бессонова Т.В., АБ «Антонов и партнеры»
Дата актуальности материала: 21.12.2018
Нельзя
не отметить, что наряду с обязательным
государственным социальным страхованием
возникают и постепенно развиваются
негосударственные пенсионные фонды;
некоторые страховые компании заключают
договоры медицинского страхования.
С введением в
государственную систему пенсионного
обеспечения так называемых социальных
пенсий и провозглашением права на
создание негосударственных пенсионных
систем возникли предпосылки для развития
трехуровневой пенсионной системы.
В настоящее время
в Российской Федерации предоставляются
трудовые и социальные пенсии.
Таким образом,
первым уровнем системы государственных
пенсий является базовая пенсия, которая
в перспективе должна заменить социальную
пенсию.
Вторым уровнем
является трудовая (страховая) пенсия.
Роль этого типа государственной пенсии
определяет всю организацию социального,
и в первую очередь пенсионного,
страхования.
Третий уровень
системы пенсионного обеспечения должны
составлять негосударственные пенсии.
Негосударственное пенсионное обеспечение
в пенсионной системе рассматривается
как дополнительное по отношению к
государственному и может осуществляться
как в форме дополнительных профессиональных
пенсионных систем отдельных организаций,
отраслей экономики либо территорий,
так и в форме личного пенсионного
страхования граждан, производящих
накопление средств на свое дополнительное
пенсионное обеспечение в страховых
компаниях или пенсионных фондах. Обе
эти формы должны развиваться.
В
связи с трудным экономическим положением
создание дополнительных профессиональных
пенсионных систем для работников всех
организаций на современном этапе не
представляется возможным. Поэтому их
формирование будет осуществляться
постепенно, по мере готовности отдельных
организаций и их групп, отраслей хозяйства
или территорий создавать у себя такие
системы, а также возможности государства
предоставить соответствующие льготы.
После принятия
решения о создании дополнительной
профессиональной пенсионной системы
она становится обязательной и не может
быть ликвидирована по решению ее
учредителей.
Негосударственные
пенсионные фонды — особая форма
некоммерческой организации, созданная
для проведения операций по негосударственному
пенсионному обеспечению. Некоммерческие
организации отличаются тем, что они не
распределяют среди учредителей свой
доход. Учредители НПФ заинтересованы
исключительно в наращивании объемов
привлеченных фондами пенсионных средств
как долговременного ивестиционнного
ресурса. Выдача НПФ лицензий, контроль
за размещением страховых резервов, за
операциями страховщиков, их
платежеспособностью осуществляется
инспекцией НПФ при Минтруда России.
Отчеты об операциях по НПО и о размещении
пенсионных резервов предоставляются
фондами в инспекцию НПФ и ФКЦБ. Развитие
негосударственных пенсионных систем
должно осуществляться под государственным
контролем. Пенсионное законодательство
не будет определять конкретные условия
предоставления и размеры негосударственных
пенсий. Решение этих вопросов необходимо
оставить на рассмотрение тех структур,
которые создают негосударственные
пенсионные системы. Вместе с тем
законодательство об этих системах
должно установить определенные
ограничения в отношении характера
допустимой деятельности таких структур
в области пенсионного обеспечения.
Без защиты прав
пенсионеров не повысится доверие к
негосударственной пенсионной системе,
она не станет солидным участником рынка.
НПФ
является некоммерческой организацией,
его главная цель — сбор средств для
выплаты дополнительной пенсии. Имея
дело с «длинными» деньгами, он
обязан заботиться об их сохранении и
приросте. Узаконено важнейшее правило
о том, что фонды обязаны инвестировать
пенсионные резервы исключительно с
целью их сохранения и прироста в интересах
участников (будущих пенсионеров). Чтобы
отделить риски, связанные с деятельностью
самого НПФ (сбор пенсионных взносов,
учет пенсионных обязательств, выплата
пенсий и т.п.), от рисков инвестирования
на финансовом рынке, в законе предусмотрено
разделение функций. НПФ разрешено
самостоятельно вкладывать пенсионные
резервы только в государственные ценные
бумаги, ценные бумаги субъектов Федерации
и помещать на банковские депозиты, а в
рисковые активы (корпоративные ценные
бумаги и т.п.) — обязательно через
управляющую компанию. Она несет
ответственность перед фондом и участниками
за надлежащее управление активами, но
не за обязательства фонда.
Требования
к составу и структуре пенсионных резервов
определяет государственный уполномоченный
орган (сейчас это Инспекция НПФ) в
соответствии с правилами размещения
этих резервов, которые утверждает
правительство. Оно же определяет порядок
размещения резервов и контроль за его
соблюдением. Пенсионные взносы и
накопления согласно закону являются
собственностью фонда, а не вкладчика
или участника (будущего пенсионера).
Перед вкладчиками и участниками
пенсионный фонд отвечает по своим
обязательствам всем принадлежащим ему
имуществом. При ликвидации фонда
пенсионные резервы направляются на
удовлетворение требований вкладчиков
и участников, а средства от реализации
имущества, предназначенного для
обеспечения уставной деятельности, —
на удовлетворение требований всех
кредиторов в соответствии с очередностью.
Передача пенсионных
резервов в собственность НПФ нужна еще
и потому, что иначе было бы трудно
управлять ими как единым портфелем.
Поскольку
Пенсионный фонд с трудом справляется
с существующими выплатами государственных
пенсий, ему в помощь потребуются новые
институты — НПФ.
Независимые
(или свободные) НПФ по-прежнему будут
занимать незначительное место,
предоставляя всем желающим — гражданам,
отдельным работодателям и предприятиям
— возможность воспользоваться услугами
негосударственного пенсионного
обеспечения. Пока доля территориальных
НПФ мала, их территориальность условна
и определяется в основном согласием
местных администраций участвовать в
формальном учредительстве. Тем не менее,
специалисты именно с выходом на территории
связывают перспективы НПФ.
Негосударственное
медицинское страхование: по организационной
структуре фонды ОМС являются юридическими
лицами, то есть их средства отделены от
средств государственного бюджета
(управление средствами государственного
бюджета осуществляют органы исполнительной
власти, а управление средствами фондов
— органы фондов).
Фонды обязательного
медицинского страхования построены по
принципу публично-правового учреждения,
то есть руководство деятельностью фонда
осуществляется правлением и его постоянно
действующим исполнительным органом —
исполнительной дирекцией.
Состав правления
Федерального фонда ОМС утверждается
органом законодательной власти Российской
Федерации.
Состав правления
территориального фонда ОМС утверждается
органом представительной власти
территории.
Председатель
правления избирается членами правления
Федерального (территориальных) фонда
обязательного медицинского страхования.
Правление фонда
обязательного медицинского страхования
работает на общественных началах.
Страхователи в составе правления фонда
участвуют в определении направлений
развития обязательного медицинского
страхования на территории субъекта РФ
и контролируют правильность использования
средств ОМС.
Договор медицинского
страхования заключается между
страхователем и страховой медицинской
организацией (страховщиком).
Договор составляется
на основе типового договора обязательного
медицинского страхования и утверждается
органом государственного управления
территории.
Договор заключается
в интересах граждан и предусматривает
обязательства страховой медицинской
организации (страховщика) по организации
и финансированию медицинского помощи.
Виды и объем медицинской помощи, за
организацию и финансирование которой
несет ответственность страховщик,
определяются территориальной программой
обязательного медицинского страхования.
Ст. 9 Закона «О
медицинском страховании граждан в
Российской Федерации» предусматривает
право выбора страхователем страховой
медицинской организации. Страхователю
следует прежде всего проверить, имеет
ли страховая медицинская организация
государственную лицензию на право
осуществления страховой деятельности
по обязательному медицинскому страхованию
на данной территории, а также показатели
ее финансового состояния и платежеспособность.
Если страхователь
удовлетворен степенью надежности
выбранной им страховой медицинской
организации, то он вправе принимать
самостоятельное решение по заключению
договоров обязательного медицинского
страхования.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #