Функция финансов обеспечивающая перетекание денежных средств в выгодный бизнес это функция

Функции финансов

Финансы являются объективно обусловленным инструментом стоимостного распределения; их специфическое общественное назначение состоит в том, чтобы распределять и перераспределять стоимость валового продукта, выраженную в денежной форме, между разными субъектами хозяйствования и направлениями целевого использования. Сущность финансов как особой сферы распределительных отношений проявляется прежде всего с помощью распределительной функции. Именно через эту функцию реализуется общественное назначение финансов — обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами, используемыми в форме денежных фондов специального целевого назначения.

Объектами действия распределительной функции финансов выступают стоимость валового общественного продукта (в ее денежной форме), а также часть национального богатства (принявшая денежную форму). Именно с помощью этой функции осуществляется первичное распределение вновь созданной стоимости и формирование на ее основе первичных доходов: прибыли, начислений на социальное страхование и др.; в орбиту действия распределительной функции попадает амортизационный фонд, т.е. часть фонда возмещения.

Субъектами при финансовом методе распределения выступают юридические и физические лица, являющиеся участниками воспроизводственного процесса, в распоряжении которых формируются фонды целевого назначения. Этими’лицами являются: государство, предприятия (объединения), организации учреждения, граждане.

Распределительный процесс, осуществляемый с помощью финансов, характеризуется сложностью и многогранностью. Финансы обслуживают разные этапы распределения, участвуя как в первичном распределении стоимости общественного продукта, так и в перераспределении. С их помощью распределительный процесс протекает во всех сферах общественной жизни — в материальном производстве, сферах обращения и потребления. Финансовый метод распределения охватывает разные уровни управления экономикой: федеральный, территориальный, местный. И, наконец, финансовому распределению присуща многоступенчатость, порождающая разные виды распределения: внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное. Названные виды распределения обслуживаются разными звеньями финансовой системы: внутрихозяйственное — финансами предприятий, внутриотраслевое — финансами предприятий, комплексов, ассоциаций; межотраслевое и межтерриториальное — государственным бюджетом, внебюджетными фондами.

Благодаря распределительной функции финансы обслуживают воспроизводственный процесс в целом, активно влияя на все его стадий. С помощью этой функции осуществляется, прежде всего, возмещение стоимости потребленных средств производства и образование доходов в различных формах; вместе с тем распределительная функция позволяет предприятиям сформировать фонды целевого назначения, необходимые для удовлетворения потребностей развивающегося производства и материального стимулирования работающих. На основе данной функции обеспечиваются также общегосударственные потребности, формируются ресурсы для содержания и развития непроизводственной сферы, осуществляется внутриотраслевое, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение национального дохода и т.д. Создаваемые с помощью распределительной функции бюджетные резервы, страховые и внебюджетные фонды используются для предупреждения возможных диспропорции на отдельных участках хозяйственного строительства, обеспечения необходимой маневренности.

Распределительная функция, несмотря на ее многогранность, не раскрывает полностью свойств, присущих финансам как экономической категории. Дело в том, что финансы, связанные с движением стоимости общественного продукта, выраженной в денежной форме, обладают свойством количественно (через финансовые ресурсы и фонды) отображать воспроизводственный процесс в целом и различные его фазы. Благодаря этому свойству финансы способны постоянно «сигнализировать» о том, как складываются пропорции распределяемого общественного продукта, обеспечивается ли непрерывность воспроизводственного процесса или между разными фазами воспроизводства образуются «ножницы», своевременно и полно ли формируются фонды целевого назначения в разных областях и сферах общественного производства и т.д. Способность финансов количественно отображать ход воспроизводственного процесса, «сообщая» о неполадках и отклонениях, позволяет систематически контролировать складывающиеся в обществе стоимостные пропорции. Объективно присущее финансам свойство, заключающееся в их способности «сигнализировать» о течении распределительного процесса, проявляется через другую функцию — контрольную.

Основу контрольной функции финансов составляет движение финансовых ресурсов. Поскольку финансы «пронизывают» все общественное производство, все его сферы и подразделения, все уровни хозяйствования, они выступают универсальным орудием контроля со стороны общества за производством, распределением и обращением совокупного общественного продукта. Благодаря контрольной функции финансов, ее «сигналам» общество знает о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они ими используются, и т.д.

Контрольная функция действует не изолированно, а в тесном единстве с распределительной, В реальной жизни не существует таких финансовых отношений, которые имеют только распределительный характер и не обладают контрольной функцией; в то же время нет и таких финансовых отношений, которые обладали бы свойством контроля и не являлись распределительными. Распределительная и контрольная функции — это две стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения.

Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях, имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели являются разновидностью стоимостных, их особенность — в синтетическом (комплексном) характере отражения разных сторон хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственней деятельности; на их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.

Поскольку «сигналы», посылаемые контрольной функцией финансов, получают свое выражение через количественные параметры соответствующих финансовых показателей, исключительно остро стоит вопрос о достоверности финансовой (как и любой другой) информации. Только в условиях достоверной информации, отвечающей реальному положению дел в народном хозяйстве, могут притаиться, обоснованные решения, направленные на изменение (корректировку, уточнение) хода воспроизводственного процесса.

Контрольная функция, объективно присущая финансам, может реализовываться с большей или меньшей полнотой. Степень и глубина реализации контрольной функции во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве. Финансовая дисциплина — это обязательный для всех предприятий, организации, учреждений и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых обязательств.

Требования финансовой дисциплины определяются, с одной стороны, общими принципами организации финансов, а с другой, специфическими условиями функционирования финансов в структурных подразделениях материального производства и непроизводственной сферы. Финансовая дисциплина несовместима с ведомственным или местническим подходом к выполнению финансовых обязательств, не допускает противопоставления общественных и коллективных интересов.

Финансы субъекта хозяйствования выполняют три основные функции:

— формирование, поддержание и наращивание оптимальной структуры экономического потенциала предприятия;

— обеспечение текущей финансово-хозяйственной деятельности:

— обеспечение участия хозяйствующего субъекта в осуществлении социальных процессов.

Как
экономическая категория финансы обладают
функция­ми. Функция любой экономической
категории проявляет ее сущность, круг
тех обязанностей, которые эта категория
долж­на выполнять. Функция объективна,
стабильна, раскрывает общественное
назначение экономической категории.

В
экономической науке нет единого мнения
о количестве функции финансов. Большинство
экономистов считают, что финансы
выполняют две функции: 1) распределительную,
2) контрольную.

Сущность
финансов как особой сферы распределительных
отношений определятся, прежде всего, с
помощью распределительной
функции
.
Именно через эту функцию реализуется
общественное назначение финансов –
обеспечение каждого субъекта хозяйствования
необходимыми ему финансовыми ресурсами,
используемыми в форме денежных фондов
специального назначения.

Объектами
действия распределительной функции
финансов выступают стоимость валового
общественного продукта (в ее денежной
форме), а также часть национального
богатства (принявшая денежную форму).
Именно с помощью этой фун­кции
осуществляется первичное распределение
вновь создан­ной стоимости и формирование
на ее основе первичных доходов: прибыли,
начислений на социальное страхование,
а также формирование амортизационного
фонда.

Субъектами
при финансовом методе распределения
высту­пают юридические и физические
лица, являющиеся участниками
воспроизводственного процесса, в
распоряжении которых формируются фонды
целевого назначения. Этими лицами
являются: государство, предприятия
(объединения), организации, учреждения,
граждане.

Распределительная
функция охватывает три последователь­ные
ступени:

1) формирование
фондов денежных средств. На микроуров­не
создаются финансовые ресурсы хозяйствующих
субъектов, необходимые для кругооборота
капитала, и денежные средства домохозяйств,
а на макроуровне – централизованные
средства государства;

2)
распределение денежных фондов через
финансовые инст­рументы. На микроуровне
образуются обособленные фонды предприятия
(уставный, оплаты труда, амортизации) и
домаш­него хозяйства для конкретного
потребления; на макроуровне возникают
бюджеты всех уровней и внебюджетные
фонды;

3) использование
денежных фондов призвано обеспечить
на микроуровне расширенное производство
и существование отдельных членов
общества, на макроуровне – улучшение
народнохозяйственных пропорций,
общегосударственных по­требностей
страны.

В результате
распределения ВВП и НД создаются доходы
об­щества.

При первичном
распределении на микроуровне возникают
основные, или первичные, доходы. В сфере
материального произ­водства к первичным
доходам относятся:

1) прибыль предприятий;

2) отчисления в
социальные, внебюджетные фонды;

3) доходы работающих.

Формирование
первичных доходов материального
производ­ства – это начальный этап
распределения, обусловленный за­конами
товарного производства. Первичное
распределение про­должается на
макроуровне и обеспечивает создание
вторичных, или производных, доходов.

Перераспределительный
процесс ВВП и НД осуществляется, прежде
всего, через финансы. При этом используются
такие ин­струменты, как расходы,
налоги, кредит, цены. В результате
пе­рераспределения формируются
общегосударственные фонды – бюджеты
всех уровней и внебюджетные социальные
фонды. До­ходы, создаваемые в ходе
такого перераспределения, должны
обеспечить лиц, не занятых в сфере
материального производства или вообще
не участвующих (не имеющих возможности
участ­вовать) в трудовом процессе.

В
целом финансовому распределению присуща
многосту­пенчатость, порождающая
разные виды распределения –
внутрихозяйственное, внутриотраслевое,
межотраслевое, межтерриториальное.
Названные виды распределения обслу­живаются
разными звеньями финансовой системы:
внутрихозяйственное – финансами
предприятий, внутриотрас­левое –
финансами предприятий, комплексов,
ассоциаций; межотраслевое и
межтерриториальное — государственным
бюджетом, внебюджетными фондами.

Усиление финансового
воздействия на экономику требует
постоянного совершенство­вания
распределительного механизма финансов,
более полно­го воплощения в нем
свойств, присущих распределительной
функции финансов.

Объективно
присущее фи­нансам свойство,
заключающееся в их способности
«сигнализировать» о течении
распределительного процесса, проявляется
через другую их функцию — контрольную.
Основу контрольной функции финансов
составляет движе­ние финансовых
ресурсов, происходящее как в фондовой,
так и в нефондовой формах. Поскольку
финансы «пронизывают» все общественное
производство, они выступают универсальным
орудием контроля со стороны общества
за производством, распределением и
обращением совокупного общественного
продукта. Контрольная функция финансов,
наглядно представляющая воспроиз­водственный
процесс, сигнализирует о возникающих
отклоне­ниях в пропорциях распределения
ВВП и НД, в своевременном и полном
образовании целевых денежных фондов,
в обеспечен­ности необходимыми
ресурсами производственного процесса.
То есть сущность финансового контроля
— сообщать обществу обо всех неполадках
в экономике. Контрольная функция финансов
проявляется: 1) до наступления
распределительного процесса, когда
со­ставляются программы, прогнозы,
бюджеты; 2) в процессе использования
фондов денежных средств, при исполнении
намеченных программ, планов, смет; 3) в
процессе подведения итогов, составления
оценок ис­полнения денежных фондов.

Контрольная функция
реализуется через:

      1. финансово-хозяйственный
        контроль на отдельных пред­приятиях,
        на основе выполнения хозяйственных
        договоров, осуществления коммерческого
        расчета;

      2. финансово-бюджетный
        контроль при выполнении нало­говых
        платежей и выполнении финансирования
        из бюджетных ресурсов;

      3. кредитно-банковский
        контроль при использовании прин­ципов
        кредитования и денежных расчетов.

Контрольная
функция действует не изолированно, а в
тес­ном единстве с распределительной.
Одновременное действие обеих функций
позволяет полностью проявиться
экономиче­ской сущности финансов. В
распределительной и контрольной функциях
находят отражение две, неразрывно
связанные сто­роны финансовых
отношений. В реальной жизни не сущест­вует
таких финансовых отношений, которые
имеют только распределительный характер
и не обладают контрольной фун­кцией;
в то же время нет и таких финансовых
отношений, которые обладали бы свойством
контроля и не являлись рас­пределительными.
Распределительная и контрольная функции
— это две стороны одного и того же
экономического процесса. Только в их
единстве и тесном взаимодействии
фи­нансы могут проявить себя в качестве
категории стоимостного распределения.

Инструментом
реализации контрольной функции финансов
выступает финансовая информация. Она
заключена в финан­совых показателях,
имеющихся в бухгалтерской, статистиче­ской
и оперативной отчетности. Финансовые
показатели позволяют увидеть различные
стороны работы предприятий и оценить
результа­ты хозяйственной деятельности;
на их основе принимаются меры, направленные
на устранение выявленных негативных
моментов.

Контрольная
функция, объективно присущая финансам,
может реализовываться с большей или
меньшей полнотой. Степень и глубина
реализации контрольной функции во
мно­гом определяется состоянием
финансовой дисциплины в народном
хозяйстве. Финансовая дисциплина — это
обязательный для всех предприятий,
организаций, учреждений и дол­жностных
лиц порядок ведения финансового
хозяйства, соблюдения установленных
норм и правил, выполнения фи­нансовых
обязательств.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Финансы

Фото: pixabay.com

Финансы – синоним денежных средств (наличных и безналичных), а также отношений связанных с их движением и использованием. Финансы, в переводе с французского «finances» означают «деньги». В научной литературе, под финансами понимается объединение всех экономических связей, которые возникают в процессе зарождения, распределения, перераспределения и применения денежных потоков, как центральными фондами, так и децентрализованными, которые нередко выступают в качестве государственной казны (бюджета). Таким образом, финансы выступают важным звеном в формировании государственного устройства. Сущность и функции финансов будут более подробно описаны в этом тексте.

Западная научная и учебная литература трактуют финансы в достаточно широком смысловом диапазоне. Конкретика проявляется в разновидности финансовых отношений, как неотъемлемой части финансов, которые могут быть публичными (общественными), корпоративными, или личными. Так, публичные финансы охватывают процессы и механизмы, включающие накопление и расходование денежных богатств государства, баланс, способы мониторинга.

Что же касается финансов корпоративных, которые эквивалентны финансовому и управленческому менеджменту и бизнес управлению, подразумевают под собой искусство управления деньгами, науку – изучающую в высших учебных заведениях. В основном речь идёт о литературе, служащей в качестве базы для обучения студентов Высших Учебных Заведений.

Кроме того, под термином «финансы» может подразумеваться экономическая дисциплина, занимающаяся анализом экономических действий в различных сферах социально-культурного, правового и экономического пространства. Здесь уже речь идёт о научно-исследовательских институтах, работающих на правительство.

В человеческом понимании, финансы – это, прежде всего, деньги, которые имеют определённую стоимость. Деньги можно обменять на другие деньги либо получить часть прибавочной стоимости в виде товара (услуги).

Функции финансов

Денежные средства выполняют такие особые функции, как:

  • формирующая;
  • контролирующая;
  • регулятивная;
  • стабилизационная;
  • фискальная;
  • стимулирующая.

Под распределительной функцией понимается расформирование ВВП страны, для последующего формирования разных по уровню бюджетов государства.

Контролирующая функция денег позволяет проводить мониторинг денежных ручьёв, равно как и на израсходование денег казны на обязательные нужды (здравоохранение, строительство спортивных объектов).

Через регулирующую функцию производится воздействие на сегменты экономических отношений посредством налогов и выдачи государственных займов.

Стабилизирующая функция обеспечивает граждан страны необходимыми условиями для формирования социальной, культурной и экономической свободы.

Фискальная и стимулирующая функции направлены на борьбу с инфляцией и прочие регрессивные факторы экономики, как стагнация, деноминация и так далее.

Управление финансами

Управление финансами подразумевает устойчивые события, в ходе которых происходит перераспределение и распределение денежных активов между всеми участниками экономической деятельности. Сюда же относятся действия, способствующие повышению экономической отдачи от применения денежных ресурсов.

Следуя теории управления денежными ресурсами, можно выделить составляющие отношений, как с одной стороны объекты и с другой стороны субъекты (специальные службы) управления, а также методы и формы менеджмента и т.д.

Аппарат менеджмента денежными ресурсами состоит из субъектов исполнительной (Минфин, налоговая организация, таможенная служба) и законодательной (Президент и Правительство РФ) власти.

Уровень участников экономической и хозяйственной деятельности управленческого аппарата определяется некоторыми формами рассматриваемые в плоскости организации и права.

Государственные финансы

Государственные финансы представлены особой формацией совокупности финансово-экономических отношений и распределения денежных ручёйков, использование которых помогает государству реализовывать ряд стратегически важных проектов.

Государственные финансы исполняют определённые функции, среди которых:

  • распределяющая;
  • контролирующая;
  • регулятивная.

В структуру государственной казны (бюджета) входит:

  • бюджет федерального значения;
  • бюджет субъектов РФ;
  • внебюджетные фонды.

Под государственные финансы также подпадают государственные займы, система налогообложения, поступление налогов в казну и различные фонды, система бюджетного регулирования.

Распределительная функция финансов

Финансы, помимо второстепенных своих функций, несут две главные – распределяющую и контролирующую. Распределительная функция финансов позволяет формировать государственную казну страны за счёт перераспределения национального богатства.

Распределение и перераспределение государственного накопления осуществляется через бюджетную сферу. Кроме того, в перераспределении участвует финансовый и страховой рынки.

Кроме того, одним из инструментов перераспределения национальных богатств государства могут выступать прошлые накопления, прибыль от внешнеэкономической деятельности, кредиты и займы.

Признаки финансов

Финансовые отношения выражают некоторые признаки финансов. Так, за основу финансов, всегда воспринимаются деньги, которые можно обменять на товар либо услугу. Кроме того, непосредственно выпускаемый продукт, и оказываемые кем-либо услуги, включены в финансовые отношения. Кроме того, финансам присущи признаки распределения государственного богатства и управления финансовыми потоками страны.

Поверхностное обращение на финансы и понятие финансов проявляет себя в движении денег. Операции в финансовой сфере сопряжены с переводом денег от одного субъекта к другому, а также с их целевой направленностью. Таким образом, основное отличие финансов от прочих экономических понятий, заключается в их денежной форме (стоимости), которая находится в перманентном движении и зависит от многих экономических и политических факторов.

Помимо движения денежных ресурсов, финансы проявляются в своей распределительной функции, когда деньги из бюджета направляются на социальные и государственные нужды первой необходимости.

В качестве распределительной стоимости ВВП выступают не только финансы, но и зарплата, цены, займы и т.д. Перечисленные категории экономической деятельности имеют под собой некоторые особенности, проявляющиеся в конкретном назначении.

Из финансовых отношений часть накоплений обособляется в виде всего и чистого дохода (прибыли). Подобные процессы распределения и перераспределения ВВП, порождают особые виды денежных ресурсов. Особенность состоит в том, что денежные потоки формируются в результате обособления денежных накоплений, с последующим использованием на целевые нужды государственных и внебюджетных фондов и организаций.

В результате получается, что распределение и перераспределение ВВП связано с движением потока денежных средств (ресурсов) в виде прибыли, налоговых отчислений, поступлений и накоплений. А это, в свою очередь, формирует специфический признак финансов, заключающийся в накоплении, обособлении и целевом расходовании государственных денег.

Децентрализованные финансы

В качестве децентрализованных финансов выступают формы денежных взаимоотношений между всеми участниками хозяйственной деятельности, где в качестве денег используются фонды, образуемые за пределами границ государства в целом и городских районов в частности. Децентрализованные денежные отношения выступают неким базисом в системе финансов, преобладая в финансах государства.

Понятие децентрализованных финансов включает финансовые накопления всех субъектов финансовой и хозяйственной деятельности.

Централизованные финансы

Централизованные финансы – система, формирующая и расходующая финансовые потоки для перманентной работы всех государственных органов. Финансы централизованные относятся к бюджетной системе.

Централизованные финансы порождают финансы публичного значения, которые управляются различными государственными структурами.

Местные финансы

Доля местных денег в финансовой системе доходит до 70%, что зависит от государственного устройства. Так, чем более развитая экономика страны, тем больше в ней доля местных денежных накоплений и связанных с ними отношений, что стимулирует работу органов власти на местах.

Сегодня наблюдается устойчивый рост местных финансов, что красноречиво говорит о важности органов власти на местах. Но экономическая свобода всё же ограничена у местных властей, которые вынуждена постоянно согласовывать свои действия с верховным правительством, что порождает определённую бюрократическую проволочку.

Неотъемлемой составляющей местных финансов являются местные бюджеты, фонды специального предназначения, а также деньги городских предприятий.

Структура местного бюджета ничем не отличается от центрального бюджета. Включает как доходы, так и расходы местных властей. Их действия распространяются на административной территории органа принимающего их.

Формирование доходной части местного бюджета производится за счёт налогов всех субъектов хозяйственной деятельности, а также некоторой части доходов компаний государственной формы собственности, субсидировании и дотирования централизованного бюджета, муниципальных кредитов и прочих источников.

Одна из форм местных финансов – налоги, классифицируется на некоторые составные части, формирующие местную казну, куда, например, входит множество местных налогов.

Другая составная часть местных налогов определяет саму государственную систему налогов. Так, одни налоги служат для пополнения местной казны. Другие же формируют налог на прибыль и подоходный, которые существенно пополняют государственную казну.

Удержание налогов с дарений и наследства, на осуществление торговли и выдачу специальных лицензий, направляются в местный бюджет.

Местные органы самоуправления, получая в полное распоряжение капитальную недвижимость, основные и оборотные средства, формируют дополнительные доходы в местный бюджет. Например, в аренду может предоставляться земля, муниципальные бассейны и дороги. Кроме того, местный бюджет пополняется за счёт различных поборов.

Во многих странах мира, существенный процент пополнения бюджета, представлены коммунальными платежами, а также оплатой проезда в общественном транспорте.

Однако местным бюджетам всё же не под силу финансировать многие государственные программы. В качестве помощи поступают государственные субсидии и субвенции, выделяемые из местной казны. Подобные действия именуются не иначе как дотацией.

Бюджеты местного уровня достаточно самостоятельны, но постоянно вынуждены обращать внимание на принимаемые правительством решения. Иначе, если руководствоваться действиями в слепую, можно лишиться львиной доли дотаций и субсидий, что негативно скажется на экономическом и инвестиционном климате региона. А это уже чревато шатким положением самой местной власти.

Нехватка денег из местной казны вынуждает представителей местной власти находить иные пути для финансирования своих проектов. Помимо дотирования и субсидирования местного бюджета, распространена практика получения кредитов и займов.

В качестве основного вида займа выступают муниципальные ценные бумаги (облигации), поступающие на фондовый рынок. Все операции на фондовом рынке строго контролируются правительством. Связано это с тем, что манипуляции на фондовом рынке влияют на величину денежного обращения, что нередко приводит к инфляционным скачкам.

Как и в случае финансирования местных проектов, выпуск облигаций строго контролируется верховным правительством, которое назначает лимит выпускаемых ценных бумаг. При этом срок действия облигаций может доходить до шестидесяти лет. Чем дольше срок, тем выгоднее государству. Размещение облигаций среди покупателей может происходить за пределами административных границ.

Органы управления финансами

Главный орган управления по финансам в РФ – Федеральное Собрание, Правительство РФ и Президент РФ. Именно этими органами принимается главное решение по утверждению бюджета и отчётности целевого использования государственных средств.

Государственная машина по управлению финансами, включает следующие органы:

  • комитет по бюджету, налогам, банкам и деньгам исполнительной и законодательной властей;
  • счётная палата;
  • Министерство Финансов;
  • Центральный банк;
  • Государственная налоговая служба;
  • ГТК;
  • комиссия по надзору за рынком ЦБ;
  • Министерство по имуществу.

Ключевой орган управления финансами – Министерство финансов, проводит прогнозирование обеспеченности бюджета денежными и золотовалютными запасами, как на краткосрочную, так и долгосрочную перспективы.

Также Министерством финансов проводится работа по совершенствованию законодательства в сфере налогов: разработка проектов, анализ воздействия действующей налоговой системы на пополнение доходной части казны.

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите
её и нажмите Ctrl+Enter

Функции финансов

Функции финансов в экономике

Финансы — это публичные отношения, которые складываются насчет формирования, рассредотачивания и применения централизованных и децентрализованных фондов денег, имея цель исполнения функций и задач страны и обеспечивания условий рыночного воспроизводства.

Сущностью финансов считается составление, рассредотачивание и внедрение валютных прибылей, она помимо прочего проявляется и в функциях финансов.

Реализация функций имеет возможность изменяться под действием разнообразных событий, хотя они не прекращают присутствовать.

Все функции денег взаимосвязаны и реализуются через денежный механизм.

Финансы выполняют 4 принципиальных функции

1) Распределительная функция, которая выражается через процесс применения денег, скопленных раньше, для удовлетворения соответственных нужд и необходимостей хозяйственной системы в денежных ресурсах.

2) Контрольная функция, которая отображается через денежный контроль за количественными и высококачественными характеристиками действий улучшения и применения денежных ресурсов.

3) Стимулирующая функция, которая связана с действием денежной системы на протекающие в настоящей экономике процессы.

4) Регулирующая функция, которая содержится в контроле и вмешательстве страны в процесс воспроизводства средством налогов, муниципальных затрат, муниципальных кредитов.

А сейчас рассмотрим данные виды функций финансов наиболее подробно.

1-ая функция финансов – Распределительная

Она считается важнейшей, в ней в большей степени раскрывается сущность финансов.

Суть данной функции заключается в том, что стоимость, которая созданная в первый раз в финансовой системе, подлежит рассредотачиванию согласно с нуждами сообщества и страны. Деньги в данном случае выступают инвентарем такового рассредотачивания.

Они формируются с помощью прибылей, а затраты бюджетов и внебюджетных фондов сформировывают вторичные прибыли. Таким образом, через экономическую систему случается рассредотачивание и перераспределение валового государственного продукта (ВНП).

м этого процесса считается перемещение заработков, которые поначалу распределяются, а потом — перераспределяют (первичное и вторичное рассредотачивание).

Распределение добавленной цены через экономическую систему смотрится так:

Выделяют 3 стадии перемещения заработков, которые отражают образование:

– изначальных заработков,

– вторичных прибылей,

– окончательных прибылей.

Первичные прибыли возникают в последствии рассредотачивания выручки от реализации продукции (работ, услуг).

Сумма выручки распределяется на:

– возмещение понесенных в ходе производства материальных издержек (цена сырья и материалов, амортизация оборудования, арендная оплата),

– зарплату сотрудника,

– прибыль владельца средств производства.

При первичном распределении формируются прибыли владельцев факторов производства, косвенные налоги входят в первичные прибыли.

На втором шаге из приобретенных изначальных прибылей:

– выплачиваются прямые налоги, страховые платежи на соц страхование,

– оказывается поддержка нетрудоспособным.

Выплачиваются средства, которые представляют собой затраты сотрудников нематериальной сферы (докторов, преподавателей, служащих, военных).

Таким образом, появляются вторичные прибыли, которые возникают в следствии перераспределения изначальных заработков.

Могут создаваться и третичные прибыли с помощью уплаты налогов и внесения страховых вкладов медиками, учителями, служащими, которые сформировывают средства, предназначаемые для явных выплат. Перемещение таковых прибылей – непростой процесс.

В конечном итоге, третьей заключительной стадией считается возникновение окончательных заработков, которые употребляются на приобретение продуктов и услуг.

Сумма изначальных заработков за особый период = сумма окончательных прибылей сбережения.

На любой стадии формирования прибылей возникают фонды денег (финансы).

Итог функционирования денежной системы — модифицированная текстура прибылей.

Процесс рассредотачивания добавленной (опять сделанной) цены через экономную систему отражен на вышеуказанной схеме.

Деньги как валютные отношения появляются на стадии распределения.

При помощи распределительной функции определяется:

  1. Валовой национальный продукт (ВНП)

ВНП = (МЗ ТЗ)+П

МЗ – издержки вещественные

ТЗ – издержки трудовые

П – прибыль

Материальные затраты – издержки, перенесенные на готовую продукцию.

  1. Национальный достаток (НД)

НД = ТЗ П – опять созданная цена

Через распределительную функцию денег реализуется предназначение денег: обеспечить любого субъекта хозяйствования и правительство нужными им экономическими ресурсами, через перераспределения изначальных прибылей хозяев финансовых ресурсов.

Объектами действия считаются прибыли народонаселения. 1 часть следует на уплату налогов и составление экономного фонда, а иная поступает на денежный рынок в виде сбережений для приобретения долевых ценных бумаг.

В ходе перераспределения заработков:

– возникают вторичные, производные прибыли у страны,

– формируются денежные ресурсы субъектов хозяйствования,

– складываются окончательные соотношения применения государственного заработка,

– складывается структура ВНП по затратам.

2-ая функция финансов – Контрольная

Сущность контрольной функции состоит в неизменном контроле за полнотой, корректностью и оперативностью получения прибылей и перемещением затрат из бюджетов всех значений и внебюджетных фондов.

Проявление данной функции может быть при хоть какой денежной операции. Эти операции обязаны быть экономически целесообразными и вовсе не противоречить действующему законодательству.

Специфики контрольной функции финансов:

– выражается в формировании фондов денег (бюджетов и внебюджетных фондов) согласно с целями и по конкретным нормативам,

– подразумевает прогноз действий, протекающих в денежной сфере, их актуальную корректировку согласно с законом,

– имеет место быть через деятельность денежных и контрольных органов, которые устанавливают и держут под контролем исполнение установленных притязаний,

– основной метод денежного контролирования – контроль руб. (установление штрафов, пени).

Объект – денежные характеристики работы компаний, организаций, учреждений.

Форма реализации – денежный контроль, который считается работой особенных осуществляющих контроль органов, которые его производят.

Система денежного контролирования – это фактическое отображение контрольной функции денег.

Денежный контроль разделяется на:

  1. Подготовительный – исполняется на стадии исследования мониторингов экономных заработков и затрат и подготовки планов бюджетов. Основное — обеспечивание корректности экономных характеристик.
  2. Текущий – отвечает за оперативность и полноту сбора нормированных заработков и целевое расходование средств.
  3. Следующий – ориентирован на ревизию отчетных данных о выполнении бюджетов.

Контролированию подлежат все объекты самостоятельно от их ведомственной подчиненности.

  1. a) Ведомственный финансовый контроль производят контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств. Данные органы проводят выяснения финансово-хозяйственной работы подведомственных компаний, учреждений.
  2. b) Внутрихозяйственный финансовый контроль производят денежные службы компаний, учреждений (бухгалтериями, экономическими отделами). В их функции входит ревизия производственной и денежной работы самого предприятия, также его структурных подразделений.
  3. c) Публичный денежный контроль делают отдельные физические лица на добровольческих началах.
  4. d) Независящий денежный контроль производят аудиторские компании и службы. Объектом контролирования считается работа всех финансовых субъектов.

3-я функция финансов – Стимулирующая

Стимулирующая функция финансов связана с действием денежной системы на процессы, которые проходят в настоящей экономике (налоговые льготы для явных секторов экономики имея цель ускорения темпов подъема на техническом уровне современных продуктов).

В бюджет закладываются затраты, способные обеспечить структурную перестройку экономики с помощью денежной помощи научных технологий и более конкурентоспособных производств государственной экономики.

Кредит — это перемещение ссудного фонда, они считаются частью денег и системой финансовых взаимоотношений насчет передачи от 1-го владельца к иному во временное использование ценностей (средств). Кредит связан с передачей фонда денег во временное использование на критериях возвратности, срочности, платности, обеспеченности. Данные условия отличают кредитные дела от иных денежных взаимоотношений.

//www.youtube.com/watch?v=NxELk62poio

Стимулирующая функция реализуется через:

– внедрение налоговых льгот (вложения для становления особых финансовых зон, некие приоритетные секторы экономики производства),

– понижение налоговых ставок,

– освобождение от налогов,

– лимитирования налоговой базы.

4-ая функция финансов – Регулирующая

Регулирующая функция финансов повлияет на сферу производства, указывает как случается перераспределение, формируются отраслевые, территориальные соотношения, темпы финансового подъема. Казенное регулирование экономики происходит через управление спросом методом трансфертных платежей (муниципальных закупок, госкредита).

Регулирующая функция имеет возможность проявляться в виде стимулирующей либо сдерживающей политики страны. Она реализуется в тех случаях, как скоро нужно внести некие исправления в рассредотачивание валютных ресурсов.

Случаем реализации данной функции считаются:

– предоставление доп средств регионам для ликвидации результатов стихийных бедствий (наводнений, ураганов),

– обеспечивание устойчивости в развитии экономики,

– остановка отставания отдельных секторов экономики,

– реализация приоритетных направлений финансового становления,

– уничтожение кризисных явлений.

Денежные регуляторы: индексация заработков народонаселения, экономическая оборона компаний от конкурентной борьбы.

О функциях финансов читайте также на ANSWR

Будьте в курсе всех важных событий United Traders — подписывайтесь на наш телеграм-канал

Функции финансов и их сущность

Функции финансов в экономике


Осознание объективных функций финансов имеет важное значение для правильной организации финансовой деятельности, как на уровне государства, так и на микроэкономическом уровне. На сегодня вопрос о функциях финансов остается актуальным, поскольку в современной экономической литературе есть различия в трактовке функций финансов.

В распределительной концепции пропагандируется позиция о том, что на финансы, которые определяются как совокупность экономических отношений, связанных с обменом, распределением и перераспределением в денежной стоимости валового внутреннего продукта, возлагаются две функции финансов – распределительная и контрольная.

Сущности функции финансов

Сущность распределительной функции финансов, по мнению авторов распределительной концепции, заключается в том, что финансы выступают основным инструментом распределения валового внутреннего продукта (ВВП) и конечно же национального богатства между некоторыми субъектами национальной экономики: в первую очередь отдельными предприятиями, отраслями всестороннего производства, отдельными регионами, странами, и конечно же социальными группами населения. Подобную функцию, в ограниченном диапазоне, выполняет и цена. Цена – это денежное выражение стоимости любого товара. Цена формируется, в основном, на основе показателей спроса и предложения. При определении цены производителем учитываются все издержки производства и сбыта, а также закладывается определенная сумма накоплений чаще всего в форме прибыли. Можно сделать вывод, что цены определяют параметры финансовых потоков и процессы, связанные с созданием и использованием ВВП. Но государство, используя финансовое регулирование, может кардинальным образом влиять на структуру цены через изменение отчислений в фонд амортизации, пенсионного фонда, ну и куда же без фонда социального страхования и т.д. Цены на некоторый товар товар или услугу очень часто могут быть изменены благодаря изменениям в налогообложении добавленной стоимости, различных акцизов, и конечно же прибыли предприятий. Цены могут быть изменены в результате изменения монетарной политики главного органа – центрального банка. Для примера, изменение валютного курса или процентной ставки на кредит, и  как следствие изменения учетной ставки, которая может привести к изменению цен. Итак, функции финансов имеют широкий диапазон воздействия, намного больше чем цена. Цена является общим результатом, который является следствием рыночного, а так же государственного регулирования. Есть все основания утверждать, что ценовые и финансовые методы взаимо дополняют друг друга, а их существенно преимущественное использование зависит от конкретно сложившейся  экономической ситуации.

Сущность контрольной функции связывается с финансовым контролем, который в свою очередь является элементом установленной системы управления финансами.

Это обусловлено тем, что финансы дают возможность стоимостного контроля по каждой хозяйственной операции, процессом, поскольку любой этап хозяйственной деятельности в какой то момент может быть выражен через денежный измеритель, а при необходимости его параметры могут быть сравнены с расчетными.

В результате сравнения можно так же судить о соблюдении субъектом хозяйственной деятельности финансово-хозяйственного законодательства, а так же целесообразности осуществления расходов, экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности.

Итак, с помощью функции финансовых рычагов и показателей может быть организован качественный контроль за деятельностью субъектов хозяйствования, организаций, учреждений как со стороны государства, так и собственников.

Государственный контроль – это контроль со стороны государственных органов управления за финансовой деятельностью государственных учреждений, юридических и физических лиц. Владельцы различных предпринимательских структур осуществляют внутренний контроль за внутренней финансово-хозяйственной деятельностью своих предприятий путем анализа отчетов о деятельности и финансовых результатах, балансах, показателей, которые отражают финансовую устойчивость, автономность, ликвидность, и конечно же рентабельность и т.д..

Наиболее важные функции финансов

Другие исследователи аргументированно доказывают о необходимости учета динамики финансовой сферы, для отражения этого факта, по их мнению, необходимо увеличение количества функций финансов. Например, Кудряшовым В.П. к наиболее важным функциям финансов относятся:

1. Мобилизация средств.

2. Распределение привлеченных средств.

3. Организация рационального использования привлеченных средств.

4. Осуществление контроля за формированием и использованием привлеченных средств.

Мобилизация средств субъектами предпринимательской деятельности может проводиться, например, путем выпуска и размещения акций. Мобилизация средств государством для финансирования государственных расходов осуществляется за счет налогов, сборов, платежей, поступлений от приватизации, получения дивидендов на государственные пакеты акций и т.п..

В дальнейшем производится распределение мобилизованных средств по различным направлениям с целью обеспечения определенной деятельности.

Так, распределение финансовых ресурсов государством предполагает их использование по определенному назначению: финансирование образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, безопасности государства, содержание органов государственного управления, проведение инвестиционной политики, финансирования капитальных расходов и т.д.. Субъекты предпринимательской деятельности распределяют мобилизованные финансовые ресурсы для формирования и пополнения вне оборотных и оборотных активов.

Организация рационального использования привлеченных средств означает систему разноплановых мероприятий, которые обеспечивают на макроуровне целевое и эффективное использование средств в рамках государственных программ, рациональное распределение расходов между распорядителями бюджетных средств, на микроуровне – оптимальное распределение финансовых ресурсов хозяйствующими субъектами. Для эффективного использования этих ресурсов необходима организация финансового контроля как на микроуровне, так и на макроуровне.

На наш взгляд, функции финансов в рыночной экономике следует рассматривать существенно шире. В частности, благодаря финансам появляется возможность обеспечения контролируемого перемещения ограниченных экономических ресурсов во времени и пространстве. Финансы предусматривают управление рисками.

Они определяют оптимальные способы осуществления расчетов, которые стимулируют обмен товарами, услугами, активами.

Благодаря финансам обеспечивается возможность объединения финансовых ресурсов для создания и развития крупномасштабных предприятий, а также измельчение капитала практически любого предприятия среди очень значительного количества собственников.

Вследствие этого действия владелец может “плавно”, без видимых на то  последствий для персонала предприятий, меняться. Финансы обеспечивают широкое финансовое информирования для возможности принятия оптимальных и необходимых  решений субъектами экономики.

В рыночной экономике финансы обеспечивают возможность кредитования экономических проектов, если они экономически эффективны. Финансы позволяют обеспечить ликвидность (“перетекания” из одной формы в другую) потоков финансовых активов. Кроме этого финансы обеспечивают возможность накопления богатства и в дальнейшем формирования сбережений. Наконец финансы обеспечивают возможность осуществления финансового контроля и макрорегулирования национальной экономики.

Функции финансов в рыночной экономике

Функции финансов в экономике

Введение

1. Понятие и функции финансов в рыночной экономике

1.1 Сущность и необходимость финансов в условиях товарно-денежных отношений

1.2 Функции финансов в рыночной экономике

2. Финансовый механизм и его элементы

3. Роль финансов в решении социальных проблем

3.1 Воздействие финансов на экономику Российской Федерации

3.2 Использование финансов для решения социальных проблем

Заключение

Библиографический список

Введение

Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства.

Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создания и использования денежных средств. Их возникновение произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену и было тесно связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в странах с развитой рыночной экономикой решение кардинальных вопросов развития корпораций осуществляется под строгим контролем ее финансового управления.

Успех деятельности акционерных обществ во многом определяется знанием всеми сотрудниками основ финансово-экономического анализа. Финансы предприятий обслуживают кругооборот огромных фондов денежных средств.

Поэтому вопросы финансового менеджмента (наиболее эффективного управления государственными средствами и средствами предприятий) приобретают исключительно важное значение.

Объектом курсовой работы являются финансы.

Предмет исследования – рассмотрение финансов в рыночной экономике.

Целью курсовой работы является изучение финансов в товарно-денежных условиях, их сущность и функции.

Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

рассмотреть сущность финансов;

охарактеризовать функции финансов;

рассмотреть элементы финансового механизма;

раскрыть роль финансов в регулировании развития экономики России.

1. Понятие и функции финансов в рыночной экономике

Понятие “финансы” неразрывно связано с деньгами и товарно-денежными отношениями. В условиях товарно-денежных отношений происходит непрерывный процесс движения денег, переход их от одного владельца к другому.

Финансы в переводе означает наличность, доход; в широком смысле – денежные средства, денежные обороты. Деньги – обязательное условие существования финансов, так как они всегда имеют денежную форму.

Очевидно, поэтому понятие “финансы” зачастую отождествляют с понятием “деньги”. Однако это два различных, но взаимосвязанных понятия. Финансы существенно отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Финансы – это система экономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения национального дохода.

Одним из главных признаков финансов является их денежная форма выражения и отражение финансовых отношений реальным движением денежных средств.

Реальное движение денежных средств происходит на второй и третьей стадиях воспроизводственного процесса – в распределении и обмене.

На второй стадии движение стоимости в денежной форме происходит обособленно от движения товаров и характеризуется ее отчуждением (переходом из рук одних владельцев в руки других) или целевым обособлением (в рамках одного владельца) каждой части стоимости. На третьей стадии распределенная стоимость (в денежной форме) обменивается на товарную форму. Отчуждения самой стоимости здесь не происходит.

Таким образом, на второй стадии воспроизводства имеет место одностороннее движение денежной формы стоимости, а на третьей – двустороннее движение стоимостей, одна из которых находится в денежной форме, а другая – в товарной.

Так как на третьей стадии воспроизводственного процесса происходят постоянно совершаемые обменные операции, не требующие какого-либо общественного инструмента, то финансам здесь нет места.

Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте. Поэтому, важным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений.

Финансы существенно отличаются от других экономических категорий, функционирующих на стадии стоимостного распределения: кредита, заработной платы и цены[1].

Первоначальной сферой возникновения финансовых отношений являются процессы первичного распределения стоимости общественного продукта, когда эта стоимость распадается на составляющие ее элементы и происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений. Дальнейшее перераспределение стоимости между субъектами хозяйствования и конкретизация целевого ее использования тоже происходит на основе финансов.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов.

Они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений, что позволяет выделить финансы из общей совокупности категорий, участвующих в стоимостном распределении.

Это происходит вне зависимости от общественно-экономической формации, хотя формы и методы, с помощью которых образуются и используются финансовые ресурсы, менялись в зависимости от изменения социальной природы общества.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования.

К преимуществам фондовой формы относятся: возможность теснее увязать удовлетворение любой потребности с экономическими возможностями, обеспечение концентрации ресурсов на основных направлениях развития общественного производства, возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы[2].

На основании всего вышеизложенного можно дать следующее определение: финансы – это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства, а также использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Условием функционирования финансов является наличие денег, а причиной появления финансов служит потребность субъектов хозяйствования и государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность[3].

Финансы незаменимы потому, что позволяют приспособить пропорции производства к нуждам потребления, обеспечивая в сфере хозяйствования удовлетворение постоянно меняющихся воспроизводственных потребностей.

Это происходит с помощью формирования денежных фондов целевого назначения.

Развитие общественных потребностей приводит к изменению состава и структуры денежных (финансовых) фондов, создаваемых в распоряжении субъектов хозяйствования.

С помощью государственных финансов происходит регулирование масштабов общественного производства в отраслевом и территориальном аспектах, защита окружающей среды и удовлетворение других общественных потребностей[4].

Финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития.

Государство же может, учитывая объективную необходимостьфинансовых отношений, разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т.д.

Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений.

Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.

1.2 Функции финансов в рыночной экономике

Сущность финансов как особой сферы распределительных отношений проявляется прежде всего с помощью распределительной функции. Именно через эту функцию реализуется общественное назначение финансов – обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами, используемыми в форме денежных фондов специального целевого назначения.

Объектами действия распределительной функции финансов выступают стоимость валового общественного продукта (в ее денежной форме), а также часть национального богатства (принявшая денежную форму).

Субъектами при финансовом методе распределения выступают юридические и физические лица (государство, предприятия, объединения, организации, учреждения, граждане), являющиеся участниками воспроизводственного процесса, в распоряжении которых формируются фонды целевого назначения.

Функции финансов предприятий

Финансы предприятий как экономическая стоимостная категория в процессе воспроизведения проявляются через их функции. Функции финансов предприятий реализуются на микроэкономическом уровне, они непосредственно связаны с формированием и использование капитала и денежных фондов предприятий в условия их экономического обособления и удовлетворением частных благ на возмездной эквивалентной основе.

На сегодняшний день среди экономистов нет единого мнения как относительно количества, так и содержания функций финансов предприятия. Однако в большинстве своем выделяют 3 ключевые функции финансов предприятий:

Функции финансов предприятий

Функции финансов предприятий

Обеспечивающая функция финансов предприятий

Обеспечивающая функция финансов предприятий предполагает, что предприятие должно быть полностью обеспечено в оптимальном размере необходимыми денежными средствами при соблюдении очень важного принципа: все расходы должны быть покрыты собственными доходами. Временная дополнительная потребность в средствах покрывается за счет кредита и других заемных источников. При этом оптимизация источников денежных средств — один из путей получения наивысшего финансового результата.

Таким образом обеспечивающая функция финансов предприятий заключается в систематическом формировании в необходимом объеме денежных средств из различных альтернативных источников для обеспечения текущей хозяйственной деятельности фирмы и реализации стратегических целей ее развития. Здесь следует отметить, что именно финансы в определенном смысле позволяют и заставляют предприятие в своей деятельности пользоваться средствами из разных источников, в том числе кредитами банков, займами, привлеченными средствами в целях формирования необходимого для ведения предпринимательской деятельности объема ресурсов.

Распределительная функция финансов предприятий

Распределительная функция финансов предприятий тесно связана с обеспечивающей. Посредством распределительной функции происходит формирование первоначального капитала, образующегося за счет вкладов учредителей, создание основных пропорций в распределении доходов и финансовых ресурсов, обеспечивается оптимальное сочетание интересов отдельных товаропроизводителей, хозяйствующих субъектов и государства в целом. Распределительная функция основана на том, что финансовые ресурсы фирмы подлежат распределению в целях выполнения денежных обязательств перед бюджетом, кредиторами, контрагентами. Ее результатом является формирование и использование целевых фондов денежных средств, поддержание эффективной структуры капитала. Распределительные отношения затрагивают интересы как общества в целом, так и отдельных хозяйствующих субъектов, их учредителей, акционеров, работников, кредитных и страховых институтов.

Производимый в стране валовой внутренний продукт предназначен для потребления участниками процесса производства и другими лицами. Однако перед потреблением он обязательно должен быть распределен между государством, предприятиями и населением. Распределение ВВП, создаваемого в сфере материального производства, происходит прежде всего на предприятиях и других субъектах хозяйствования посредством распределительной функции финансов.

Распределительная функция финансов предприятий заключается в распределении получаемых субъектами хозяйствования выручки, других доходов и накоплений по соответствующим направлениям. Так, получаемая выручка направляется прежде всего на возмещение стоимости использованных в процессе производства средств производства, а ее остаток — валовый доход — распределяется на фонд оплаты труда работников сферы материального производства и чистый доход (прибыль). Часть чистого дохода (прибыль) направляется прежде всего на оплату соответствующих налогов и платежей в бюджет, а оставшаяся часть — на создание резервов и фондов предприятия. Распределение получаемых предприятиями доходов и накоплений показано на рисунке.

Распределение доходов и накоплений предприятий

Распределение доходов и накоплений предприятий

Иными словами, при распределении получаемых доходов и накоплений с помощью распределительной функции финансов на предприятиях формируются фонды и резервы, которые в дальнейшем используются на различные цели.

Наличие распределительной функции выделяет финансы из сферы действия денег и превращает их в самостоятельную экономическую категорию, инструмент распределения и перераспределения доходов и накоплений, формирования соответствующих фондов и резервов. Посредством данной функции происходит первичное распределение и перераспределение ВВП, создаваемого в сфере материального производства путем формирования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, которые используются на нужды государства и предприятий.

Контрольная функция финансов предприятий

Контрольная функция финансов предприятий предполагает осуществление финансового контроля за результатами производственно-хозяйственной деятельности организаций, а также за процессом формирования, распределения и использования их финансовых ресурсов. С ее помощью осуществляется контроль за формированием собственного капитала предприятия, формированием и целевым использованием денежных фондов, за изменениями финансовых показателей предприятия. Реализация этой функции на практике связана с применением различного рода стимулов и санкций, а также соответствующих финансовых показателей, на основе которых разрабатываются необходимые меры для повышения эффективности всей производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Контрольная функция финансов предприятий проявляется в контроле за выполнением предприятиями объемов производства и продажи продукции, получением прибыли, формированием и целевым использованием фондов денежных средств, финансовых ресурсов предприятий.

Финансовый контроль охватывает все аспекты хозяйственной деятельности предприятий, включая распределение, перераспределение, создание и использование всех видов ресурсов.

Финансовый контроль — это контроль за формированием и рациональным использованием материальных и финансовых ресурсов на каждом предприятии и в народном хозяйстве страны в целом. Цель контроля заключается в проверке сохранности и правильности расходования материальных и финансовых ресурсов в соответствии с действующим законодательством и нормативными документами, а также в выявлении и предупреждении нарушений при их использовании.

Контроль за хозяйственно-финансовой деятельностью предприятий осуществляют органы управления и ведомства всех уровней по разным направлениям:

  • государственные органы — относительно получения прибыли, правильности начисления и своевременности уплаты налогов и платежей в бюджет и централизованные внебюджетные фонды;
  • учреждения банков — относительно порядка кредитования и осуществления расчетов предприятий.

При этом контроль за деятельностью предприятий связан с применением различных санкций и стимулов, способствующих улучшению и повышению эффективности работы предприятий.

Таким образом, контрольная функция финансов позволяет выявить результаты работы предприятий, недостатки их деятельности, а затем принять необходимые меры по улучшению положения. Контрольная функция финансов на общегосударственном уровне проявляется в организации денежных потоков, в своевременном формировании централизованных денежных фондов и наиболее рациональном и экономном их использовании, в создании определенных условий для сферы материального производства.

В условиях современной экономики финансы выполняют в рамках контрольной функции довольно важную подфункцию, связанную с противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Финансовый контроль в этом отношении в большей степени носит административный, а не экономический характер. Необходимость его усиления была вызвана значительным ростом указанных явлений.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Через какое время работы на компьютере рекомендуется делать перерывы для небольшой зарядки
  • Через нагревательный элемент электрической плитки за время работы в течение время t 15 мин
  • Что включается в раздел инструкции по охране труда требования охраны труда во время работы
  • Что делать если страховая компания мало выплатила по осаго после дтп а ремонт стоит дороже
  • Что должна делать управляющая компания в многоквартирном доме по содержанию дома по закону