Функции которые осуществляют логистические подразделения компании

Функции отдела логистики на предприятии

В
современных условиях за рубежом на
предприятии создается отдел логистики,
задачей которого является организация,
оптимизация и контроль материальных
потоков с использованием современных
технических средств. Такой отдел
выполняет следующие функции:

  1. формирование
    и развитие системы логистики –
    проектирование и осуществление на
    практике (построение) системы логистики
    на предприятии, периодический пересмотр
    существующей системы и реорганизация
    ее по мере изменения внешних и внутренних
    условий;

  2. развитие
    стратегии логистики в соответствии с
    рыночной политикой фирмы в области
    продаж, инвестиций, кадров и т.д.;

  3. системное
    администрирование – работники отдела
    осуществляют руководство всеми
    логистическими процессами, протекающими
    на предприятии, и координируют
    деятельность подразделений предприятий,
    которые участвуют в реализации
    логистических процессов.

В
структуре отдела логистики должны быть
выделены звенья (бюро, группы), отвечающие
за те или иные функции управления:
составление прогнозов и планов,
регулирование и контроль, проектирование
и развитие системы логистики, оперативное
управление и координация и др.

Принятая
на предприятиях России структура системы
управления логистикой создавалась с
ориентацией на жестко централизованное
плановое управление. На предприятиях
получили преимущественное развитие
технические и производственные службы
в ущерб службам сбыта и финансов. В
структуре системы управления предприятиями
не выделяются подразделения, выполняющие
функции координации логистических
процессов, осуществляемых на предприятиях.
Не сбалансированы функции и границы
деятельности подразделений, занятых
реализацией логистических функций.

Совершенствование системы управления материальными потоками

В
современных условиях можно выделить
три направления совершенствования
действующей системы управления
материальными потоками.

Первое
– усиление взаимодействия различных
функциональных звеньев за счет улучшения
использования экономических механизмов.

Второе
– достижение необходимого уровня
координации через организационные
преобразования в структуре управления
предприятием.

Третье
– совершенствование управления
материальными потоками на основе
использования ЭВМ и специализированных
информационных систем, таких, как система
планирования потребности в материалах
или система планирования и управления
материалами.

17.
Совершенствование товаропроводящих
торговых систем на базе концепции
логистики (особенности логистики в
отраслевых сферах)

Поиск
и обзор научных публикаций и электронных
источников информации, с целью поиска
ответа на следующие вопросы:

  • Задачи
    и функции логистического менеджмента
    в торговле Российской
    Федерации в современных условиях

  • Предпосылки
    и проблемы применения логистики в
    торговле Российской Федерации

  • Эффективность
    применения логистики в торговле

  • Зарубежный
    опыт применения логистики в торговле
    (продовольственные товары,
    непродовольственные товары)

11
ноября 2002 года официально зарегистрирована
новая общественная организация —
Национальная
логистическая ассоциация России
(НЛА).

Логистика
является одним из стратегических путей
повышения конкурентоспособности
отечественных организаций бизнеса и
эффективности экономики России в целом.
Однако внедрение и развитие стратегических
преимуществ логистики применительно
к нашей стране долгое время сдерживалось
отсутствием общенационального
координирующего органа, которым могла
бы стать логистическая ассоциация. До
настоящего времени Россия являлась
единственной из европейских стран
(кроме стран СНГ), не имеющей национальной
ассоциации логистики.

Актуальность
создания НЛА продиктована следующими
основными моментами:

1.
В настоящее время в нашей стране
отсутствует законодательство в области
логистики. Нет ни одного закона,
подзаконного акта или нормативного
документа, где бы упоминалась логистика.
Поэтому одной из основных задач НЛА
должна стать разработка предложений и
дополнений в законодательные и
нормативно-правовые акты Российской
Федерации в части, касающейся логистики;
внесение их в соответствующем порядке
в органы законодательной и исполнительной
власти РФ различных уровней. Важнейшей
задачей Ассоциации является устранение
в соответствии с практикой цивилизованного
мира барьеров, имеющихся в налоговом,
таможенном, транспортном законодательстве
России, которые препятствуют эффективному
использованию стратегического потенциала
логистики в экономике нашей страны. 
2.
Рынок труда России остро нуждается в
квалифицированных логистических
менеджерах, поэтому необходима поддержка
становления и развития новой специальности
«Логистика» в высшей школе. НЛА
планирует вместе с УМО Министерства
образования РФ по специальности 062200
«Логистика» координировать работу
вузов России и многочисленных коммерческих
центров подготовки логистов в направлениях
стандартизации программ обучения,
разработки современной учебно-методической
базы, использования передового
международного опыта подготовки
высококвалифицированных менеджеров
по логистике в российских и ведущих
зарубежных университетах. Совместно с
Российским сертификационным комитетом
в области логистики (созданном как часть
Европейского сертификационного комитета
по логистике — ECBL при Государственном
университете — Высшая школа экономики)
НЛА планирует осуществлять и активно
пропагандировать процедуру европейской
сертификации логистических менеджеров
компаний по трехуровневой системе:
юниор, сеньор и мастер логистики. 
3.
Как показывает мировой опыт, важнейшим
фактором экономического роста является
формирование интегрированных логистических
систем, охватывающих различные сферы
предпринимательства в странах и регионах.
Для России же, с ее разнообразием
экономико-географических условий,
большой сетью коммуникаций и обширными
транспортно-экономическими связями,
создание межрегиональных и международных
интегрированных логистических
транспортных, торговых и информационных
систем имеет первостепенное значение.
Эти системы будут максимально
способствовать развитию российской
части международных транспортных
коридоров (в частности МТК №№ 9 и 2),
увеличению объемов внешней торговли и
грузоперевозок, повышению эффективности
экономической интеграции России с
другими регионами и мировым экономическим
сообществом. На основе НЛА можно будет
осуществить эффективное взаимодействие
разрабатываемых отечественных
макрологистических систем с международными
логистическими программами и проектами,
такими, например, как программа ООН
«Trade Points», программа стран Балтийского
региона «TEDIM», ряд программ и проектов
TACIS, программа Европейской Комиссии по
транспорту и логистике «Северный
путь» и ряд других. 
4. Одной из
основных причин потери значительной
доли рынка транспортных, экспедиторских,
складских и других логистических услуг
российскими компаниями является низкое
качество транспортно-логистического
сервиса, не отвечающего международным
стандартам. Это объясняется не в последнюю
очередь отсутствием действенной системы
сертификации транспортно-логистических
услуг и необходимых нормативных
документов в этой области. НЛА предполагает
участвовать в мероприятиях по исправлению
создавшегося положения в части: подготовки
и внесения в Законы РФ «О сертификации
продукции и услуг» и «О защите прав
потребителей» дополнений о сертификации
транспортно-логистического сервиса;
разработки в соответствии с требованиями
и рекомендациями ISO (стандарт ISO 9001)
нормативно-правовой базы и подзаконных
актов по стандартизации и сертификации
качества транспортно-логистических
услуг, в частности, системы стандартов
качества транспортно-логистического
сервиса (ГОСТ-Р); разработки системы и
процедур сертификации компаний,
оказывающих логистические услуги;
организации взаимодействия с ISO в плане
обмена международным опытом сертификации
логистических услуг. 
5. Важнейшей
проблемой является преодоление
недостаточного уровня восприятия в
нашем обществе логистики как науки и
эффективного инструмента бизнеса.
Центральная задача — популяризация
логистики в России путем преподавания
ее основ в средней школе, выпуска дешевых
популярных серий брошюр по базовым
понятиям логистики, широкого использования
средств массовой информации, организации
конференций, выставок, семинаров и т.п.
НЛА планирует активно участвовать в
этом процессе как с позиций координации
и методической проработки, так и реального
финансирования. Кроме того, поддержка
решения указанной задачи предполагается
осуществлять в рамках периодических
изданий НЛА. 
6. При становлении
специальности «Логистика» и
логистических подходов в отечественной
экономике нельзя не учитывать научные
задачи и возможность подготовки
квалифицированных научных и педагогических
кадров. В перспективе НЛА планирует
координировать работу и участвовать в
развитии следующих научных направлений,
потребность в которых определяется как
фундаментальными исследованиями, так
и практическим применением логистических
разработок на предприятиях и в организациях
России: 
— исследования в области
теории экономической логистики; 

развитие интегрального подхода в
логистике; 
— исследование
функциональных областей интегрированной
бизнес-логистики; 
— разработка
современных логистических концепций
применительно к специфике рыночных
преобразований в России; 

проектирование микро- и макрологистических
систем; 
— исследования в области
создания региональных транспортных
логистических систем; 
— логистическое
сопровождение интермодальных и
мультимодальных перевозок; 

разработка логистической инфраструктуры
международных транспортных коридоров; 

разработка информационно-компьютерных
логистических систем и технологий и
другие. 
7. Создание НЛА продиктовано
необходимостью установления, развития
и координации контактов с ведущими
мировыми логистическими организациями
и сообществами, в частности, с Европейской
логистической ассоциацией (ELA), Европейским
сертификационным комитетом по логистике
(ECBL), Советом логистического менеджмента
США (СLM), Всемирным Обществом
инженеров-логистов (SOLE) др. Эти контакты
должны развиваться в направлениях:
координации учебных планов и программ
обучения и подготовки кадров по логистике;
сертификации персонала логистического
менеджмента компаний; научных исследований
в области теории и практики логистики;
проведения тренингов и стажировок
логистов в зарубежных учебных центрах
и передовых компаниях; обмена студентами,
аспирантами и преподавателями;
использования передовых логистических
систем и технологий и т.д. 
8. Важными
задачами НЛА являются поддержка и защита
прав членов Ассоциации и других
заинтересованных юридических и физических
лиц в области логистики в органах
законодательной и исполнительной власти
РФ; координация деятельности предприятий,
организаций и учреждений, занятых
исследованиями в области проектирования,
построения и обеспечения функционирования
систем логистики; обмен передовым опытом
применения логистических разработок
в РФ и за рубежом. 

Требования
западных поставщиков к российским
логистическим операторам

Около
80% продукции, которую транспортируют и
складируют на территории Российской
Федерации, ввозится из-за границы, в том
числе из стран Запада. Однако при выходе
российских логистических операторов
на европейский рынок обнаружился ряд
проблем, связанных, помимо всего прочего,
с недостаточной информированностью
российских логоператоров о тех
требованиях, которые предъявляют
западные компании к поставщикам
логистических услуг.

Любая российская
компания-поставщик логистических услуг
склоняется к тому, чтобы напрямую
работать с западными поставщиками,
минуя дилеров и операторов, которые
занимаются ввозом непосредственно на
территории Российской Федерации.
Учитывая необъятные просторы нашей
родины, имеет смысл воспользоваться
услугами российского поставщика
логистических услуг, который мог бы
взять на себя следующие обязательства:

— набор груза на территории всего
Европейского союза, учитывая небольшой
размер Европы;
— таможенное оформление;

— собственно логистические операции
на территории России.

Стоит сразу
оговориться: требования по транспортному
обеспечению, о которых пойдет речь,
касаются не только тех случаев, когда
контракт между западным поставщиком и
российским логоператором заключается
напрямую. Эти же требования предъявляются
в том числе и к транспортным средствам,
которые используются российскими
логистическим операторами, когда они
вывозят продукцию на условиях «самовывоза».
Таким образом, российским фирмам
приходится прислушиваться к требованиям
западных клиентов независимо от условий,
на которых осуществляется поставка.

Особенности
работы с западными поставщиками

В
Европе существует сложившаяся практика
передачи логистических услуг на
аутсорсинг, и, соответственно, работая
с российскими логоператорами, западные
поставщики отталкиваются от привычной
для них практики. Когда речь заходит о
логистике на территории Российской
Федерации, перенос западных реалий на
российскую почву происходит по двум
возможным направлениям.

1. С учетом
российской специфики. Естественно, для
российских логоператоров это наиболее
желаемый вариант, но встречается он
крайне редко. Одна из причин заключается
в том, что далеко не все представители
западных компаний понимают, что собой
представляет Россия (причем это касается
не только логистики, но и любых других
отношений).

2. Без учета российской
специфики, что является наиболее
распространенным случаем. В качестве
иллюстрации можно привести следующий
пример.

Представитель одной из
западных продуктовых сетей, открывающейся
в России, был неприятно удивлен
затянувшимися переговорами с таможней.
Это недоразумение произошло потому,
что иностранная компания не была знакома
с особенностями таможенного оформления
на территории Российской Федерации и,
следовательно, ее сотрудник не отдавал
себе отчета в том, что в нашей стране
эта процедура достаточно сложна и
трудоемка.

Одна из особенностей
работы с западными поставщиками –
необходимость учитывать общемировые
корпоративные стандарты. Естественно,
все они разрабатывались без учета
российской специфики, и отечественным
логистическим операторам, желающим
сотрудничать с европейскими компаниями,
необходимо знать эти стандарты и
учитывать их в своей деятельности. В
качестве примера можно привести
требования компании «Ланксесс» к
перевозчикам.

(http://www.logist.ru/publication/dnews.pl?action=news&id=333)

http://www.aup.ru/books/m95/

http://market-pages.ru/osnlog/index.html

http://www.kgau.ru/distance/fub_03/eldeshtein/logistika/02_07.html

Соседние файлы в предмете Логистика

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

ВикиЧтение

Основы логистики
Левкин Григорий Григорьевич

14.4. Логистическая служба в организационной структуре предприятия

Логистическая стратегия, логистические функции и логистические операции предприятия реализуются с помощью определенной организационной структуры управления логистической системы, под которой обычно понимается совокупность элементов службы логистики (должностей и структурных подразделений) и установившихся связей между ними.

Служба логистики на предприятии осуществляет следующие функции.

Функция 1. Развитие и формирование логистической системы. Изменение технологий производства продукции, организационной политики предприятия и условий рынка требуют пересмотра существующей логистической системы. Поэтому в некоторых случаях необходима реорганизация всей логистической системы предприятия.

Функция 2. Определение стратегии логистических систем. Логистическая система функционирует на макро– и микроуровне, где формируется стратегия логистики. Управляющий логистикой на предприятии несет ответственность не только за планирование и подход к формированию стратегии, но и за контроль выполнения стратегических планов.

Функция 3. Администрирование и координация коммерческих и технологических процессов. Служба логистики должна не только взаимодействовать со всеми подразделениями предприятия при управлении материальным потоком, но и взаимно координировать выполняемые логистические функции.

Функция 4. Учет специфики логистики для предприятий разных отраслей промышленности и торговли. Формируя логистическую систему предприятия и разрабатывая логистическую стратегию, необходимо учитывать специфику различных отраслей и другие факторы.

Важным вопросом логистической стратегии является централизация или децентрализация службы логистики. Управленческая ответственность может быть разделена между различными организационными подразделениями предприятия или сконцентрирована у одного управляющего логистикой.

В последнее десятилетие наблюдается четкая тенденция к группировке и централизации управления всеми физическими процессами на предприятии, что подразумевает создание единой службы логистики, которая управляет всеми логистическими процессами. Такой подход позволяет снимать многие конфликты между различными функциональными подразделениями предприятия. Кроме того, централизация обеспечивает определенные выгоды в области консолидации отгрузок, более эффективного анализа затрат и издержек при выполнении логистических операций. Форма группировки и степень централизации зависят от ассортимента продукции и рыночной среды, в которой функционирует данное предприятие.

Управляющий логистикой на предприятии осуществляет координацию следующих функций: транспортировка; контроль запасов и производственных планов; управление запасами; обслуживание потребителей и повышение эффективности складских операций на региональных складах; управление складским хозяйством предприятия; исследования в области логистики и совершенствование логистической системы.

Децентрализованная организация управления логистически-ми функциями предполагает, что все решения, связанные с управлением материальными потоками, принимаются на уровне подразделений предприятия или филиалов предприятия.

Анализ логистических систем показывает, что не существует универсальной модели логистической системы, применимой на всех предприятиях. Поэтому при внедрении логистического подхода необходимо оценить существующую структуру предприятия и его внешнее окружение и уже на основе этого принять решение об организационной структуре службы логистики.

Таким образом, усложнение рыночных отношений и усиление конкуренции в настоящее время приводит к трансформации логистических систем, которая выражается в следующем: возрастает скорость материального потока; увеличивается интенсивность и сложность информационного потока. Следствием этих тенденций является увеличение неустойчивости логистических систем. Для повышения их устойчивости и надежности необходима интеграция подразделений предприятия между собой и предприятия в целом в логистической цепи с поставщиками, коммерческими и логистическими посредниками.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

3. Место внутреннего аудита в организационной структуре компании

3. Место внутреннего аудита в организационной структуре компании
Решение об организации внутреннего аудита принимается советом директоров, который также несет ответственность за контроль качества работы внутреннего аудита компании.Функция внутреннего аудита может

6.2. Традиционная и логистическая концепции организации производства

6.2. Традиционная и логистическая концепции организации производства
Организация материальных потоков внутри предприятия зависит от особенностей реализации готовой продукции. В условиях дефицита на рынке, когда существует полная уверенность, что продукция будет

16.1. Логистическая координация

16.1. Логистическая координация
Понятие «координация» в переводе с латинского языка означает «совместное упорядочение», то есть «взаимосвязь, согласование, приведение в соответствие».Логистическая координация – это согласование деятельности звеньев логистической

ГЛАВА 4 Бухгалтерская служба в структуре управления организации и ее статус

ГЛАВА 4
Бухгалтерская служба в структуре управления организации и ее статус

4.1. Место бухгалтерской службы в структуре управления организацией
Под структурой управления организацией понимается упорядоченная совокупность специализированных функциональных служб и

8. СЛУЖБА ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ: СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ, ПОЛНОМОЧИЯ. МЕТОДЫ РАБОТЫ

8. СЛУЖБА ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ: СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ, ПОЛНОМОЧИЯ. МЕТОДЫ РАБОТЫ

Внутренний регламент предприятия
Первое, что нужно сделать при возникновении просроченной дебиторской задолженности, – напомнить клиенту о необходимости осуществления

Служба, тюрьма, эмиграция

Служба, тюрьма, эмиграция
Фридрих Лист родился в 1789 г. в вюртембергском городе Рейтлинген (Южная Германия). Отец его был состоятельный ремесленник — кожевник. Семья не принадлежала к городской знати, но занимала потомственное почетное место в среднем сословии. Школьное

3.10 Государственная служба или бюрократия

3.10
Государственная служба или бюрократия
Требование сокращения расходов на управление, на бюрократию звучит рефреном в общественных дискуссиях и дебатах по бюджетам. Между тем численность работников органов государственного управления и расходы на их содержание

Служба, тюрьма, эмиграция

Служба, тюрьма, эмиграция
Фридрих Лист родился в 1789 г. в вюртембергском городе Рейтлинген (Южная Германия). Отец его был состоятельный ремесленник — кожевник. Семья не принадлежала к городской знати, но занимала потомственное почетное место в среднем сословии. Школьное

1. 10. Логистическая цепь и логистические издержки

1. 10. Логистическая цепь и логистические издержки
Важным понятием логистики служит понятие логистической цепи. Под
логистической цепью понимают последовательность этапов прохождения материального потока от источника сырья до потребления готовой продукции.

2. 12. Логистическая концепция построения модели транспортного обслуживания

2. 12. Логистическая концепция построения модели транспортного обслуживания
Построение модели транспортного обслуживания основывается на рациональных маршрутах перевозки и графиках (расписаниях) доставки, т.е. маршрутизации перевозок. Маршрутизация – это наиболее

Грузовая служба

Грузовая служба
Грузовые службы существуют у всех предприятий, получающих и отправляющих грузы, – промышленных, транспортных, заготовительных, добывающих, торговых и т. д. Большие грузовые потоки требуют специализации подразделений, которые выполняют

25. ФОРМАЛИЗАЦИЯ В ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЕ

25. ФОРМАЛИЗАЦИЯ В ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЕ
Формализация характеризует набор средств, используемых организацией для ограничения свободы выбора работников в процессе их деятельности. Формализация поведения – это способ стандартизации процесса труда и регламентации

26. ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ В ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЕ

26. ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ В ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЕ
В небольшой организации все решения могут приниматься ее руководителем. Однако с увеличением размеров организации, масштаба и сложности работ может создаться ситуация, когда руководитель будет перегружен принятием решений

Служба персонала

Служба персонала
Здесь возможен широкий спектр стилей, поскольку функции этого подразделения в разных организациях весьма разнообразны. Самой важной функцией службы персонала обычно служит (I), но какая функция стоит на втором месте, понятно не всегда. Если

Монобизнес: функциональная HR-служба

Монобизнес: функциональная HR-служба
В начинающих или маленьких компаниях отделы кадров невелики. Пока в компании работают менее 50–75 человек, с кадровыми вопросами вполне может справиться линейный менеджер. По мере роста компании приходится назначать специального

Служба профессиональной поддержки

Служба профессиональной поддержки
Разговоры, обмен идеями с другими специалистами по связям с общественностью об их профессиональных успехах и неудачах являются важной частью профессионального роста. Также в высшей степени полезно чтение профессиональной литературы

Деятельность современных предприятий осуществляется в условиях непрерывных вызовов со стороны внешнего мира. Жесткая конкурентная борьба на рынке производства и предоставления услуг требует использования наиболее прогрессивных методов работы. Методы, процедуры и подходы, позволяющие быстро реагировать на новые факторы среды, в последние годы стали относить к средствам логистики. О том, что такое логистика, каковы ее основные виды и особенности использования, чем занимается отдел логистики на предприятии, мы и поговорим ниже.

Что означает логистика

Первые упоминания этого термина относятся к Древней Греции, где должности логистов относились к высшему административному руководству городов, а сам термин определялся искусством проведения математических расчетов. Во времена Римской империи деятельность логистов связывалась с распределением продовольствия. В двадцатом веке наибольшее развитие эта сфера деятельности получила во времена войны 1941-1945 годов, когда благодаря прогрессивным формам материально-технического обеспечения войск были организованы своевременные поставки продуктов, амуниции, оружия и техники. Кроме того, впервые был использован метод контейнерных перевозок.

Логистичексие операции

Наше время

Логистика активно развивалась во второй половине 20-го века, когда резкое ухудшение экономики в транснациональных масштабах потребовало разработки новых подходов к ее стабилизации. Закономерно, что логистика как координирующий комплекс подходов к материально-техническому обеспечению, производству, распределению, транспортировке, инфраструктуре и коммуникациям привлекла внимание мировых экспертов.

Особенностью традиционных предприятий на протяжении десятилетий оставался принцип «автономизации», при котором каждый элемент производственной системы (службы, корпуса, цеха, участки) обладал определенной обособленностью в своей работе. Это приводило к снижению эффективности управления и требовало дополнительных усилий и ресурсов на композицию их деятельности, приводящую к общей цели. В зависимости от типа производства, объемов и масштабов производственной структуры, потери могли выражаться в значительных цифрах.

Новизна логистического подхода заключалась в интеграции различных подсистем промышленных предприятий в общую систему со сквозным управлением. При этом снижались риски традиционного дискретного управления. Общая цель обеспечивалась сквозным контролем на основе подобных принципов.

Какие бывают логистики

Область применения стала определять различные логистики:

  • Закупочную — контроль потоков в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.
  • Запасов — управление на всем протяжении цепочки снабжения.
  • Складирования — управление движением материальных ресурсов на территории складского хозяйства.
  • Распределительную — обеспечение эффективного распределения готовой продукции или комплектующих, которые закупает предприятие.
  • Транспортную — управление перемещением материальных предметов в производстве (готовой продукции, комплектующих и др.) из одной части производства (цеха, участка) в другую по оптимальному маршруту.
  • Производственную — управление процессами, которые касаются изготовления или ремонта продукции.
  • Информационную — контроль данных, сопутствующих материальному потоку, обеспечение обработки логистической информации.
  • Финансовую — управление денежной массой, участвующей в организации логистической системы.

Позже возросшая сложность управления различными потоками потребовала создания отдельных структур для рационального распределения логистических функций. Так появляется новое структурное подразделение — отдел логистики.

Области применения логистики

Чем занимается отдел логистики в организации

Для систематизации логистических процессов в каждодневной деятельности на многих предприятиях создаются самостоятельные службы — логистические отделы. Они могут как подчиняться руководителю предприятия, так и проводить свою политику по процедурам аутсорсинга, обеспечивая определенную независимость и прозрачность процессов. Служба должна выполнять функцию сквозного интегрированного управления материальными потоками. Целью такой реорганизации предприятий является оптимизация затрат на этапах закупки, производства, распределения и совершенствования качества обслуживания заказчиков.

Отдел логистики

Основные задачи службы логистики

Чтобы понять, чем занимается отдел логистики, необходимо рассмотреть круг необходимых задач, которые стоят перед отделом.

Можно выделить такие ключевые позиции:

  • Формирование, развитие и постоянное усовершенствование логистической системы.
  • Разработка стратегии деятельности предприятия на основе логистических принципов.
  • Внешняя и внутренняя интеграции предприятия с целью повышения эффективности поточных структур.
  • Оперативное управление материальным и другими потоками.
  • Постоянный реинжениринг процессов.

Для создания эффективной службы управления необходимой задачей является повышение производительности труда организационной структуры отдела. Для достижения этих целей и понимания, чем занимается отдел логистики, можно использовать такие шаги:

  • Определить стратегические цели службы.
  • Разработать детальный механизм приобретения и использования ресурсов.
  • Провести анализ рынка и определить его показатели.
  • Выбрать механизм коммуникаций.
  • Определить процедуры принятия решений руководителем отдела.
  • Улучшить степень организационной адаптации.

Транспортная логистика

Логистические процессы

По своей направленности процессы подразделяются на внешние и внутренние.

Внутренняя логистика занимается вопросами управления производством и его обеспечением различными видами ресурсов. Картирование производственных операций, внедрение системы всеобщего контроля за оборудованием (ТРМ) и быстрой переналадкой оборудования (SMED), повышение организационного уровня цехов и участков (5S), использование поточного производства — это далеко не полный перечень методов производственной логистики. Рациональное распределение ресурсами базируется на распространенных системах Kanban, MRP и MRP-II, «ОТП», основной задачей которых является планирование и последующий контроль над производственными ресурсами. Изучение данных подходов даст возможность начинающему исследователю детально разобраться в том, чем занимается отдел логистики.

Внешняя логистика объединяет различные функции с точки зрения хранения, распределения и доставки заказов потребителю.

Распределительная логистика

Структура отдела логистики

Круг решаемых производственных задач определяет, целесообразно ли разбить отдел на несколько рабочих групп или скомпоновать на основе проектной структуры.

Тогда ответ на вопрос о том, чем занимается отдел логистики, будет содержаться в тех конкретных функциях, которые выполняются в рамках различных проектов.

Примерный функционал для разных групп приведен ниже.

Отдел закупок материалов и запасных частей:

  • Управление закупками.
  • Складские операции.

Отдел производственной логистики:

  • Планирование производства на основе оперативных, текущих и перспективных планов.
  • Координация технологических процессов.
  • Внедрение прогрессивных методов производственной логистики.

Отдел управления запасами:

  • Аудит и контроль запасов.
  • Составление отчетов текущей деятельности и прогнозирование ассортимента продукции.
  • Разработка и применение прогрессивных методов управления запасами.

Отдел контроля и распределения готовых заказов:

  • Рекламная деятельность.
  • Оформление заказов на готовые изделия или услуги.
  • Разработка оптимальных схем поставок заказчикам.
  • Сервисная служба.

В обязанности отдела логистики также будут входить улучшение технологических этапов обработки материальных потоков, комплексная механизация (автоматизация) процессов и др.

Логистика складирования на современных предприятиях

Организационная иерархия службы

Должностная иерархия в службе зависит от задач, решением которых занимается отдел логистики, и показателей самого предприятия (масштабов производства, специфики деятельности). Примерный штат сотрудников может выглядеть так:

  • Начальник отдела — может совмещать свои функции с начальником транспортного отдела. Основные обязанности — контроль за выполнением общей стратегии службы.
  • Заместители начальника — руководители системных подразделений (отдела закупок, управления запасами и других). Осуществляют контроль за выполнением тактических и оперативных задач.
  • Основной штат специалистов — технологи, диспетчерский аппарат, логисты по транспортировке, распределению, сервисному обслуживанию, экономисты и др.
  • Дополнительные работники — наладчики, техники, уборщики.

Складское хозяйство

Рассмотрим для примера, чем занимается отдел складской логистики.

Основные задачи, которые должны решать логисты данного отдела, таковы:

  1. Расчет технико-экономических параметров складской среды (полезной площади склада, необходимого количества грузоподъемного оборудования и рациональной схемы его работы, рационального использования площади и объема склада), уменьшение циклов хранения.
  2. Адаптация ассортимента под потребительские ожидания с целью выполнения заказов.
  3. Разработка наиболее рациональных схем размещения, что обеспечивает бесперебойность различных технологических процессов.
  4. Применение прогрессивных моделей управления.

Материальный поток в логистике

Должностная инструкция

Эффективное управление материальными потоками предприятия возможно при использовании всех резервов управленческого персонала. С этой целью разрабатывается должностная инструкция отдела логистики. В ней указываются функции, возможности, круг обязанностей и ответственность руководителей и служащих разного ранга. Инструкция отдела логистики, как правило, включает в себя ответы на такие вопросы:

  • Что специалист должен знать.
  • Что обязан выполнять.
  • На что имеет право.
  • За что отвечает.

Инструкция отдела логистики будет составлена по принятой форме для подобного рода документов.

В заключение

Создание новой управленческой структуры является достаточно сложной и трудоемкой задачей. Синхронизация полученной службы с уже имеющимися, проработка обязанностей отдела логистики с целью отсутствия дублирования управленческих функций и постепенный выход на эффективный уровень работы займут продолжительное время. Однако в условиях постоянных колебаний международного экономического курса подобные изменения становятся крайне актуальными для любых предприятий и организаций.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Арбитражный суд пензенской области реквизиты для уплаты госпошлины
  • Застройщик нижегородская девелоперская компания в нижнем новгороде
  • Калининградская пригородная пассажирская компания официальный сайт
  • Компания морозова официальный сайт национальная электротехническая
  • Микрокредитная компания фонд микрофинансирования тюменской области