Финансовый контроль в строительных компаниях

Инвесторы готовы вкладывать в строительство и реконструкцию зданий большие деньги. Задача грамотных подрядчиков – правильно ими распорядиться. Еще до начала работ необходимо тщательно рассчитать бюджет, составить подробные сметы. При реализации проекта важно следить за тем, на что выделяются деньги, регулярно сравнивать планируемые и реальные расходы по каждому этапу. Рассказываем, что мешает строго контролировать затраты и как сделать их более прозрачными.

Основные проблемы при организации финансового учета в строительной фирме

  • Сложно наладить обмен данными между всеми подразделениями. Бухгалтерия и финансовый отдел не всегда вовремя получают информацию от исполнителей, занятых непосредственно на объекте.
  • Необходимо заранее рассчитать расходы на все этапы, даже если реализация проекта займет не один год.
  • Не всегда удается оценить, какими ресурсами располагают исполнители и как расходуют выделенные средства и материалы.
  • При формировании счетов, договоров, отчетов, разработке смет нужно использовать регламентированные формы, учитывать рекомендации Минстроя и других профильных ведомств.

Что поможет решить эти проблемы?

Строгий контроль за всеми финансовыми потоками не даст подрядчику превысить бюджет, а инвесторам позволит быть уверенными в том, что их вложения окупятся и принесут прибыль. Создать прозрачную систему финансового учета, с которой удобно работать как заказчикам, так и подрядчикам, помогут решения 1С.

Решения для крупных компаний

Специально для строительных компаний, которые хотят держать все затраты под контролем и собрать информацию о них в одной системе, была создана отраслевая конфигурация Подрядчик строительства. Управление финансами. Она позволит проследить путь каждого рубля, вложенного в реализацию проекта.

  • Инвесторы смогут понять, на что ушли их деньги.
  • Исполнители смогут держаться в рамках бюджета и сразу увидеть, если расходы на определенном этапе значительно превышают план.

Конфигурация обеспечивает эффективное управление финансами подрядной строительной организации на всех этапах. В нее можно внести планируемые и фактические затраты: 

  • на строительные и отделочные материалы,
  • транспорт – топливо, масло, эксплуатацию, ремонт,
  • сотрудников – оплату труда, закупку спецодежды,
  • субподрядчиков – выполненные ими работы.

В системе можно в несколько кликов мышки вывести разницу между запланированными и фактическими расходами по каждому объекту, направлению, этапу. Конфигурация позволяет ограничивать доступ сотрудников к определенной информации, защищать ее от изменений, фиксировать их дату и автора. Данные будут надежно защищены от искажений, а каждый член команды может быть уверен в том, что своевременно получит полные и актуальные сведения.

Идеи для малого бизнеса

Индивидуальному предпринимателю или небольшой компании, которая занимается строительством и ремонтом, не менее важно строго контролировать все процессы. На автоматизацию учета не обязательно выделять большой бюджет. Оптимальным решением для малого бизнеса станет отраслевая конфигурация Управление нашей строительной фирмой. В ней можно:

  1. Работать с готовыми сметами,
  2. Создавать наглядный календарный план работ по каждому проекту,
  3. Рассчитывать бюджет на реконструкцию или возведение отдельного объекта,
  4. Контролировать все расходы – денег, материалов и т.д.,
  5. Быстро готовить отчеты по одному или нескольким показателям.

Автоматизация контроля в подрядной строительной организации не потребует больших расходов, если арендовать отраслевую конфигурацию 1С в облаке. Это недорого и очень удобно, особенно если у компании много проектов по разным адресам. К облачной 1С можно получить удаленный доступ из любой точки. Подрядчик сможет своевременно указывать в системе все расходы, а руководитель – в считаные минуты получать отчеты по каждому проекту.

(Рейтинг:
0
Голосов: 0 )

Элина Лунева

Эксперт практики «Финансовый контроль в строительстве» КСК групп

Определяем сметную стоимость: как избежать финансовых потерь и налоговых доначислений при строительстве

Ваша компания планирует построить завод, склад или новый магазин. Что нужно сделать в первую очередь? Составить смету. Важно не только построить здание, которое не рухнет через два года, но и не переплатить за стройку. Если смета составлена неправильно, сначала вы переплатите подрядчику, а потом можете получить доначисления от налоговой. Тщательно составленная смета избавит вас от этих проблем.

На основании сметной стоимости определяется размер капитальных вложений инвестора, финансируется строительство, оплачиваются расходы подрядчика за работы. От правильного расчета сметной стоимости зависит успех проекта.

По опыту экспертов КСК групп, первоначальный бюджет строительства всегда увеличивается в ходе проекта. В среднем он возрастает на 25–30%, в ряде случаев – на 100%. К чему это приводит?

Во-первых, если расходы «надуманные» – это финансовые потери. Вам никто не вернет деньги, которые вы заплатили за воздух. Во-вторых, если расходы невозможно подтвердить документально, возникают налоговые риски. Инвестор и заказчик могут получить доначисления на сумму до 50% от размера необоснованного увеличения бюджета строительства.

Чтобы этого не случилось,  нужно контролировать подрядчика. Ниже поговорим о том,  из чего складывается сметная стоимость, как правильно составить смету и как строители завышают бюджеты, манипулируя цифрами.

Что скрывает подрядчик: как завышается размер прямых затрат в смете?

Сметная стоимость строительства состоит из прямых затрат, накладных расходов и сметной прибыли.

Прямые затраты – это строительные материалы, эксплуатация строительных машин и механизмов, заработная плата рабочих и строителей. То есть это затраты на ресурсы, необходимые для строительства. Стоимость материалов, деталей и конструкций включает в себя затраты на их приобретение и доставку на склад или стройплощадку.

Подрядчик использует строительные материалы как механизм завышения бюджета строительства: в сметах указывает завышенный объем, не соответствующий проекту, в стоимость материала закладывает дополнительные расходы по транспортировке, «накручивает» двойной НДС (в сметной строке и по ее итогу).

Компания – производитель кондитерских изделий решила построить склад для хранения продукции. Перед заключением договора с подрядчиком фирма предоставила сметную документацию экспертам КСК групп для анализа. В разделе «Дождевая канализация» были заложены асбестоцементные трубы диаметром 500, 300 и 125 мм. Эксперт проверил количество и стоимость труб: стоимость была завышена на 40% от рыночной стоимости, а количество увеличено на 30% от проектных данных. После корректировки удалось сократить издержки на 3 млн рублей на этом небольшом участке работ.

Как правило, оптовые поставщики предоставляют подрядчикам скидки (в среднем – 30%). Правда, подрядчик эту скидку в смете не отражает.

Помимо стоимости материалов, в прямых затратах учтены расходы на эксплуатацию строительных машин и механизмов: оплата труда машинистов, перебазировка машин в период строительства, подготовка к эксплуатации и амортизационные отчисления.

Подрядчик имеет право экономить на строительных работах или материалах, если это не вредит качеству. На практике все наоборот: недобросовестный подрядчик нарушает технологии и берет с заказчика дополнительные деньги.

Строительство производственного комплекса – подготовительные и земляные работы стоимостью 38 млн руб. (объем котлована – 45 000 куб. м). Подрядчик заявил, что 10% от общего объема рытья котлована будет осуществляться ручным способом (стоимость – более 11 млн руб.). Дешевле сделать это с помощью техники. Служба  технического надзора КСК групп снизила процент ручного труда до 1% (1 млн руб.). Таким образом, заказчик сэкономил 10 млн руб.

Последнее, что входит в прямые затраты, – это трудовые ресурсы, то есть оплата труда рабочих и строителей.

Тонкости расчета: экономим до 10% от накладных расходов

Накладные расходы нужны для того, чтобы организовать работы. Согласно «Методическим указаниям по определению накладных расходов в строительстве (МДС 81-33.2004)», в состав накладных расходов включены затраты на административно-хозяйственное обслуживание сотрудников подрядчика, на обслуживание работников строительства, на организацию работ на строительных площадках и другие расходы.

Как определить размер накладных расходов? Есть отраслевые укрупненные нормативы накладных расходов, которые зависят от сферы выполнения работ. Сметная документация составляется по сметно-нормативным базам (ФЕР, ТЕР, ТСН и т. д.). Для строительства промышленного объекта (завода) накладные расходы составляют 106%, для жилого дома – 112%. Такой способ учета накладных расходов не отражает фактические затраты подрядчика и применяется только при составлении инвесторских смет. При расчетах между заказчиком и подрядчиком по фактическим данным применяют проценты накладных расходов по видам работ.

В коммерческих сметах накладные расходы прописываются в итогах смет. Подрядчики «любят» прописывать накладные расходы, начисляя их на все позиции по смете, то есть на стоимость работ и стройматериалов вместе. Однако такие расходы определяются в процентном отношении от фонда оплаты труда.

Торговая компания приобрела нежилое помещение. Для его ремонта пригласила подрядчика, который позиционировал себя как лакшери-компания в отрасли.

В смете на черновые работы у подрядчика консультанты обнаружили следующее:

– прочие работы – 250 000,00 руб.;

– огнетушители, аптечки – 100 000,00 руб.;

– накладные расходы – 15% на все позиции, включая материалы.

Но по МДС 81-33.2004 огнетушители, аптечки входят в состав накладных расходов как временные приспособления и устройства. Они были исключены из сметы, так же, как и накладные расходы на материалы: этот вид расходов применяется только к работам. Это помогло сэкономить 670 тыс. руб. от общей суммы в 6 млн руб.

Как правильно рассчитать сметную прибыль

Сметная прибыль идет на развитие производства и материальное стимулирование работников. В нее включаются затраты на налог на прибыль, налог на имущество, на модернизацию оборудования и реконструкцию объектов основных фондов, на премии для работников.

Сметная прибыль определяется так же, как и накладные расходы. Есть только одно отличие: у сметной прибыли свои нормативные проценты, они меньше, чем у накладных расходов. Если смета составляется по нормативным базам ФЕР, ТЕР или ТСН, то укрупненно принимается единый процент сметной прибыли – 65%. На процент не влияет, промышленное это строительство или жилое.

Важно помнить, что если условия работ отличаются от общепринятых (например, работы в подземных тоннелях, сварка труб под водой, строительство на склонах гор), а средств для покрытия расходов подрядчика стало не хватать, то по согласованию рекомендуется разработать и принять индивидуальный размер сметной прибыли.

Не экономьте на контроле подрядчиков – обойдется дороже

Из сложившейся практики инвестиционно-строительной деятельности разработана структура сметной стоимости строительства, на основе которой заранее определяют размеры будущих капиталовложений:

  • прямые затраты  составляют 75–80%, включая:

– расходы на оплату труда рабочих – 15–25%,

– стоимость материалов – 45–55%,

– расходы на эксплуатацию машин – 8–10%;

  • накладные расходы – 12–18%;
  • сметная прибыль – 5– 8%.

Теперь вы знаете, как поэтапно решить задачу финансирования строительного проекта: от определения сметной стоимости отдельных видов работ и затрат и до определения сметной стоимости объекта строительства.

Структура сметной стоимости, определяющая размеры капиталовложений.

Но никто не застрахован от воровства со стороны подрядчика. Надежный способ предотвратить это – финансовый и технический контроль. Проверяйте сметную документацию на правильность указания работ и их объемов, сравнивайте, соответствуют ли выполненные объемы работ объемам в проектно-сметной документации. Контролируйте соблюдение требований СНиП по вопросам качества и сроков строительно-монтажных работ. И главное – оценивайте каждую норму договора подряда. В нем не должно быть лазеек, которые помогут подрядчику завысить бюджет.

Если затруднительно делать это силами штатных сотрудников, рекомендуем создать специализированный производственно-технический отдел в вашей компании, привлечь стороннюю службу технического надзора на время строительства или внешних консультантов для финансового контроля в строительстве. Не платите подрядчику больше, чем нужно! Обращайтесь к профессионалам. Эксперты КСК групп помогут вам проконтролировать исполнение подрядчиком своих обязательств, снизить финансовые и налоговые риски.

Ссылка на КСК групп https://goo.gl/EXuZtr

* На правах рекламы

Финансовое планирование в строительных организациях: как добиться чёткости?

Фото Бориса Мальцева, Клерк.Ру

Материал, повествование которого вы увидите ниже, завершает цикл статей: «Сроки, ресурсы, финансовое планирование – проблемное трио строительства». Темам сроков и ресурсов уже было уделено внимание, а проблематика финансового планирования станет логическим продолжением этих двух особенностей управленческого учёта.

Типовые ситуации

В строительстве, как правило, каждый отдельный объект или договор не являются типовыми. Даже в случае работы над стандартным проектом или документом сроки, условия договора, рыночная ситуация могут быть разными. В связи с этим финансовые показатели по каждому проекту или договору просчитываются несколько раз и каждый раз заново. То есть, типовые значения и условия в работе практически отсутствуют. Как минимум, оценивается плановая рентабельность на основе внутренних нормативов компании, заложенной себестоимости, договорной цены заказчика и так далее. Бывает и наоборот: работа ведётся по договорным расценкам, в которые заложены нормы рентабельности. Расценки же, озвучиваемые заказчику, представляют собой эти самые нормы с прибавлением к ним определённой ставки или, проще говоря, «накрутки». То есть, расчёт ведётся для того, чтобы строительная компания понимала, не окажется ли она в убытке, взявшись за выполнение того или иного проекта. Но строительство – область непредсказуемая и даже с учётом правильного и своевременного расчета всё может меняться. Например, заказчики иногда перечисляют аванс не вовремя, тогда этот факт является причиной сдвига сроков, изменений различного рода в области финансового планирования.

Стоит также заметить, что входящие платежи следует сравнивать с исходящими, чтобы строительная компания не оказалась в ситуации, когда нужно вносить плату за материалы, технику и так далее, а аванс от заказчика уже истрачен и в связи с этим средств на оплату просто нет. В таком случае, работу придётся выполнять за счёт собственных средств (если такая возможность есть) или привлекать заёмные средства. Всё это, по сути, является неточностью финансового планирования.

Конечно, в той или иной мере строительные компании стараются отслеживать и контролировать подобные нюансы, о которых сказано выше. В частности, практически в каждой компании составляются графики финансирования. Но эти графики достаточно трудно корректировать, когда меняются какие-то условия. Допустим, при изменении даты начала работ, могут также измениться сроки выполнения других этапов работ. Как следствие, эта работа (и другие работы, связанные с ней) может не попасть в очередную форму КС. Соответственно, деньги от заказчика, которые ожидались, поступят в другом размере, что приведёт к изменению всех планов. В частности, придётся пересчитывать сумму поступлений за каждый период. Также, возможно, что заново понадобится согласовывать условия договоров с поставщиками, даже если предоплата за материалы уже перечислена.

Ведение работ собственными силами

Если строительная компания ведёт работы собственными силами, то в какой-то мере ей проще планировать свою деятельность, так как есть понимание о внутренних нормативах, возможных сроках выполнения работ и так далее. И при изменении ситуации у заказчика строительства или в производственном процессе строительная компания напрямую ведёт переговоры с заказчиком, идёт на корректирование условий договора в плане сроков, ресурсов и финансов. Тем не менее, новое согласование, составление финансовых планов и бюджетов в этом случае необходимы и, как правило, в оперативном режиме. Вручную подготовить быстро актуальную информацию, пересчитать показатели, скорректировать сроки сложно.

Работа с субподрядными организациями

Если же какая-то часть работ отдаётся строительной компанией на субподряд, то в этом случае задача усложняется. В цепочке взаимоотношений находятся уже не две стороны, а три и более. Строительная компания учитывает не только интересы заказчика, но и возможности субподрядчика, равно как и свои собственные. 

В частности, пока не заключён договор с заказчиком, с субподрядчиком его подписывать не следует. Следовательно, никакой конкретики и регламентированного порядка, закреплённого юридически, нет. В итоге, при изменении любой компоненты строительная организация вынуждена пересчитывать все финансовые показатели заново – не только общую сумму рентабельности, но и показатели каждого периода. Это нужно для того, чтобы в дальнейшем сопоставлять реальные затраты с плановыми. А на предварительном  этапе сопоставлять плановое поступление денег с плановым расходом. 

Если есть отклонения (например, в каком-то месяце денежных средств на работы не хватает или хватает впритык), то нужно пытаться менять условия договора с субподрядчиками и с заказчиками (некоторые заказчики идут на это). Ведение конструктивного диалога с заказчиком также возможно. Он может войти в положение исполнителя, но при условии, что последний даст ему необходимые обоснования, по которым следует скорректировать сроки выполнения работ, график платежей и так далее. Составить такие обоснования вручную, показав, из чего складываются расходы каждого периода, и какие изменения произошли,  вручную непросто. Следовательно, нужно иметь специальный инструментарий для этих целей. Стоит заметить, что многие объекты строятся параллельно. При фактическом исполнении обязательств по многим договорам одновременно все эти моменты отслеживать, координировать и актуализировать ещё сложнее.

Зачёт аванса и страховые удержания

Стоит сказать и ещё несколько слов о том, что в строительстве практикуются разные способы зачёта аванса. Приведём условный пример. Допустим, строительная компания получила аванс в размере 500 рублей, а работы выполнила на сумму в 400 рублей. Вопрос: кто кому в этом случае должен? По логике бухгалтерской службы должником является строительная компания – она должна заказчику 100 рублей. Но по логике управленческого учёта расчёт будет другой. К примеру, договор был заключён на сумму в 1000 рублей, строительная компания получила аванс в размере 50 % от этой суммы (500 рублей), а выполнила работы на 400 рублей. По логике управленческого учёта аванс в размере 50 % закрывает только 200 рублей выполненных строительной компанией работ. Остальные же 300 рублей пойдут на будущие работы. То есть, в данной ситуация строительная компания должна получить от заказчика ещё 200 рублей, а не отдавать ему 100 рублей. Пример максимально упрощен для наглядности. Но смысл в том, что планирование финансов не должно осуществляться в без отрыве а от условий договора. Какие-то договоры могут быть заключены с учётом перечисления аванса в 50 % от суммы договора, какие-то на 30 %, какие-то на 10%. В ряде случаев заказчик может заплатить аванс только за материалы. Следовательно, вслед за этим идёт и работа строительной компании с подрядчиками: одним не перечисляется аванс, другим он даётся только на ресурсы и так далее.

Заметим также, что по некоторым договорам в строительстве предусмотрены и гарантийные (страховые) удержания – заказчик удерживает некий процент от суммы выполненных работ. Удержанная сумма возвращается строительной компании только по окончании работ. Нужно это для того, чтобы у заказчика была гарантия, что исполнитель доведёт работы до конца, выполнит их качественно. Опять же, эти условия встречаются не в каждом договоре и являются индивидуальными. Их нужно учитывать при финансовом планировании, потому что сроки, суммы и поступления могут меняться. Составлять каждый раз новый финансовый план, корректировать имеющийся без специализированных инструментов крайне затруднительно.

Бюджетирование и сроки

В рамках финансового планирования тезисно затронем тему бюджетирования. Бюджеты движения денежных средств (cash flow от англ. денежный поток) также актуальны в работе строительных компаний – они складываются в общий бюджет организации. Обычно ведётся этот бюджет в неких диаграммах, в которых указываются суммы доходов, расходов и разница между ними. Отрицательное значение является свидетельством превышения расходов над доходами. При этом учитываются значения предыдущих периодов, за счёт которых можно компенсировать «неудачные» месяцы. Стоит заметить, что в общем бюджете организации, помимо расходов, которые содержатся в бюджетах каждого объекта, существуют также некоторые расходы, которые относятся в целом к работе компании.

Несколько слов стоит сказать и о содержании административного аппарата, который существует в строительной компании. Речь идёт о содержании офиса, оплате интернета, телефонной связи – накладных расходах. Данные значения сообщаются заказчику в виде процента от сметных норм. Однако нужно понимать, что доля накладных расходов в себестоимости каждого объекта меньше (если идёт строительство нескольких объектов), нежели доля таких же расходов при строительстве одного объекта.

Увидеть долю накладных расходов компании можно в бюджете всего предприятия в целом. Бюджет предприятия составить из отдельных бюджетов объектов также вручную сложно.

Отдельно нужно коснуться и сочетания сроков и финансового планирования. Например, миллион рублей, перечисленный в течение месяца за строительные работы, и тот же миллион, перечисленный, допустим, за год – два «разных миллиона» в пересчёте на показатели прибыли и рентабельности каждого периода. Эти моменты нужно также учитывать.

Как вести финансовое планирование

Необходимо владеть специальным инструментом, который все названные выше аспекты финансового планировании и бюджетирования будет контролировать и учитывать автоматически. В данном случае, стоит говорить о компьютерной программе для строительных организаций, которая будет содержать возможности учёта условий авансов, страховых удержаний, принципы работы с подрядчиками (с НДС или без НДС). Эта же программа должна за секунды при необходимости пересчитывать весь проект – пользователь должен только нажать несколько кнопок в интерфейсе. И конечно, в ней должны быть данные о сроках проведения работ. Программа должна сама уметь «увидеть», какая работа, в какие месяцы выполняется, проанализировать ожидаемые суммы поступлений, сроки оплаты после подписания актов выполненных работ. Все эти данные должны быть не оторванными друг от друга, а взаимоподчинёнными. Нужно располагать информацией о том, что и когда произойдёт, когда будет начата или завершена работа, хватит ли на неё средств, кому нужно перечислить деньги, а от кого их ждать и так далее. Также в программе должны автоматически задаваться статьи бюджета движения денежных средств, к которым будут отнесены платежи (в зависимости от структуры бюджетов строительной организации). В этом случае, можно проводить бюджетирование, анализируя планы. Когда же начинается ведение работ по договорам, то изменение сроков, затрат на материалы являются обычным делом и, как следствие, нужно производить корректировку бюджетов оперативно и точно, не прибегая к долгим пересчётам и так далее. За счёт таких возможностей «умной» компьютерной программы можно добиться и экономии средств, и экономии времени, и упорядоченного ведения финансового планирования и бюджетирования.

И напоследок скажем, что достаточно часто для ведения финансового планирования и бюджетирования в строительных организациях составляют электронные таблицы, пользуются отдельными электронными средствами фиксирования финансовой информации, какими-то вспомогательными программами. То есть, попытки упорядочить свою деятельность, структурировать её в части финансов предпринимаются. Однако проблема всех этих (и подобных) инструментов в том, что они не помогают управлять финансами. В частности, электронные таблицы финансовых служб в отрыве от ПТО, договорного отдела очень быстро становятся неактуальными. Соответственно,  обеспечить информирование об изменении сроков и условий договоров очень сложно именно в динамике. Поэтому сделать корректные выводы, принять взвешенные решения на основе такой информации практически невозможно. «Умная» компьютерная программа призвана работать иначе: показывать факты в сравнении с планами и помогать составлять следующие планы. Как сказал один  из владельцев российской строительной компании, если укрупнено вести учёт (был такой план – стал такой факт), то это ни к чему не приведёт и не даст поводов задуматься и сделать выводы. Если же работать в программе, используя все её возможности, детально вести учёт, то в дальнейшем можно сделать разумные выводы, понять, по какой причине случилось отклонение от плановых показателей. Отклонение от плановых показателей нужно воспринимать, как стимул улучшить своё планирование и управление. А сделать это с помощью специальной компьютерной программы в разы легче, нежели каким-либо другим способом.

Узнать более подробную информацию о ведении финансового планирования и бюджетирования в строительстве рекомендуем, прочитав следующие материалы:

  • Почему программы для бюджетирования малополезны
  • Исполнительная документация в строительстве – больное место, которое лечится
  • Как строительной компании понять свои проблемы с помощью программного обеспечения для учета

Автор: генеральный директор компании «АЛТИУС СОФТ» Андрей Травкин

В среду, 11 мая 2016 года, в 15.00 по московскому времени повторно состоится интернет-семинар для ПЭО и финансового директора.

Продолжительность мероприятия: 1 час.

  • В ходе интернет-семинара будут рассмотрены практические методики, позволяющие:
  •  составлять БДР, БДДС с учётом условий договоров и графика работ;
  •  оперативно корректировать бюджеты;
  •  поддерживать бюджеты в актуальном состоянии;
  •  и многие другие практические методики, которые наиболее актуальны для специалистов ПЭО и финансового директора.

Участие в интернет-семинаре бесплатное, но необходима предварительная регистрация.

Финансовый контроль в строительстве: особенности и правовая база

«Аудиторские ведомости», 2011, N 10

Рассматривается действующий порядок государственного контроля и надзора в строительной деятельности. Обосновываются назревшие изменения правовой нормативной базы в данной сфере.

Борьба с коррупцией в области строительной деятельности предполагает, в частности, принятие адекватных мер, связанных с порядком организации и методами проведения финансового контроля субъектов, осуществляющих такую деятельность. Речь идет в том числе о государственном заказчике, на которого как получателя бюджетных средств возложена ответственность за эффективное их расходование. Согласно законодательству именно заказчик (заказчик-застройщик) заключает государственный контракт с подрядчиком и принимает решение об оплате выполненных строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ (далее — СРР). Напомним, если заказчик является владельцем земельного участка, на котором по договору подряда осуществляет новое строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее — строительство), он также называется «заказчиком-застройщиком» <1>.

<1> О взаимоотношениях субъектов строительной деятельности и терминологии (см. «Аудиторские ведомости», 2011, N 4, стр. 57 — 68).

Осуществление контроля (надзора) за строительной деятельностью предусмотрено действующим законодательством. Так, Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений» предусмотрен контроль за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, который производится Счетной палатой Российской Федерации и уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти. Финансовый контроль за использованием средств бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляют соответствующие органы, уполномоченные указанными субъектами. Кроме того, на органы исполнительной власти согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 возложены функции государственного строительного надзора в части соблюдения участниками строительного производства технических регламентов (государственных стандартов, строительных норм и правил).

Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрен финансовый контроль, осуществляемый главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств. ГК РФ и Градостроительный кодекс Российской Федерации предоставляют заказчику право на контроль за сроками и качеством выполняемых работ, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика.

Таким образом, за строительной деятельностью, финансируемой из бюджетных средств, установлены следующие виды контроля:

  • государственный финансовый контроль и государственный строительный надзор, осуществляемые органами государственной власти;
  • ведомственный финансовый контроль, осуществляемый главным распорядителем бюджетных средств;
  • строительный контроль, осуществляемый заказчиком.

Нарушения, имевшие место в строительной деятельности, в том числе в бухгалтерском учете, неоднократно отмечались в методических и обзорных материалах по финансовому контролю. Вместе с тем ряд особенностей взаиморасчетов между государственным заказчиком и подрядчиком (генеральным подрядчиком) требуют усовершенствования как бюджетного учета расчетов между ними, так и финансового контроля государственного заказчика. В связи с этим представляет интерес рассмотреть, какие характерные нарушения вредят экономическим интересам государственного заказчика и в каких случаях выявленный ревизором ущерб можно считать хищением. При этом важно определить слабое звено, которое нужно усилить с целью пресечения потерь бюджетных средств из-за недобросовестных действий должностных лиц.

Под понятием «недобросовестные действия» подразумеваются преднамеренные нарушения, направленные на извлечение доходов путем незаконного присвоения бюджетных средств. Такие нарушения при исполнении государственных контрактов (договоров подряда) в большей степени допускаются в расчетах с подрядной организацией за выполненные СРР путем фальсификации объемов работ и нормативной потребности ресурсов, необходимых для возведения или ремонта объекта.

В отличие от ошибок недобросовестные действия носят целенаправленный характер и зачастую их нельзя выявить без оперативно-следственных мероприятий. Что касается существующих методов проведения ревизии государственного заказчика, то они не позволяют при наличии недобросовестных действий установить как размеры реального ущерба, нанесенного государственной казне, так и факт совершения хищения.

Составление первичных документов (акта о приеме выполненных работ по ф. КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат по ф. КС-3), на основании которых осуществляются расчеты заказчика с подрядчиком за выполненные работы, возложено непосредственно на подрядчика. Для проверки указанных документов необходимо изучить проектно-сметную и исполнительную документацию, порядок ценообразования строительной продукции, в том числе потребности в трудовых и материальных ресурсах. У государственного заказчика при проведении СРР данные функции возложены на инженерно-технических работников, осуществляющих строительный контроль.

Списание непосредственно на производство материальных и финансовых ресурсов (строительных материалов, заработной платы рабочих и т.д.) производит подрядчик в соответствии с актами по ф. КС-2. Подписанные заказчиком и подрядчиком справки по ф. КС-3, составленные по указанным актам, являются основанием для отражения в бухгалтерском учете заказчика соответствующих сумм как кредиторской задолженности, а в бухгалтерском учете подрядчика — как дебиторской задолженности. В отличие от капитального и текущего ремонтов, когда затраты после оплаты работ заказчиком сразу списываются на текущее содержание, при капитальном строительстве (новом строительстве и реконструкции) затраты заказчиком-застройщиком не списываются сразу. Они отражаются в бухгалтерском учете в нарастающем порядке как незавершенное строительство и списываются только после формирования инвентарной стоимости объекта и ввода его в эксплуатацию. В действующих экономических условиях указанный порядок учета взаиморасчетов, в том числе в бюджетном учете, не обеспечивает защиту имущественных интересов государственного заказчика.

Одна из основных задач при проверке ревизором правильности расчетов за выполненные СРР заключается в оценке обоснованности возникновения задолженности заказчика перед подрядчиком. Один и тот же государственный заказчик по контрактам может осуществлять строительство и ремонт целого ряда объектов. В этом случае контрагента, в расчетах с которым возможны финансовые нарушения, можно выявить исходя из следующих косвенных признаков недобросовестных действий:

  • экономически невыгодные договоры подряда, в том числе заключенные с нарушениями процедур размещения заказов и организации торгов;
  • отсутствие в договоре подряда санкций за неисполнение подрядчиком договорных обязательств, либо необоснованная полная предоплата;
  • отраженные в бухгалтерском учете финансовые и хозяйственные операции с нарушениями, а также не санкционированные уполномоченными на это лицами;
  • отсутствие (частичное отсутствие) проектно-сметной документации или частые коррекции данной документации в ходе строительства;
  • негативная информация о контрагенте.

Подчеркнем, что по разовым преднамеренным нарушениям потери могут быть больше, чем при систематических мелких ошибках. Поэтому при наличии таких признаков целесообразно провести сплошную проверку расчетов с контрагентом, в том числе актов по ф. КС-2. В них, как правило, можно обнаружить приписки объемов работ, завышение расценок и сметных цен, индексов пересчета цен от базисного в текущий уровень и др.

Под «приписками» подразумевается положительная разница между объемами работ, указанными в акте по ф. КС-2, и объемами этих же работ, фактически выполненными подрядчиком на объекте. Например, акты по ф. КС-2 составляются в соответствии с утвержденной сметной документацией, однако реально не выполняется предусмотренная сметой часть объемов работ по отделочным, сантехническим и кровельным работам, благоустройству территории и других работ, не влияющих на надежность конструкций здания, или применяются некачественные, более дешевые, материалы. Следует отметить, что при текущем ремонте, в отличие от строительства, проведение экспертизы сметной документации нормативным правовым документом не предусмотрено и государственным заказчиком не проводится (зачастую указанная документация составляется самим подрядчиком).

Чтобы в актах по ф. КС-2 выявить приписки, ревизор должен провести инструментальные контрольные обмеры физических объемов работ на объекте. В настоящее время отсутствуют как единые правила проведения контрольных обмеров (наиболее эффективного способа выявления приписок), так и порядок определения «ущерба».

Покажем, как можно определить ущерб при проверке выполненных объемов СРР.

Допустим, что на момент возведения 2-го этажа 9-этажного дома ревизор выявил завышение объемов и стоимости работ по кирпичной кладке стен на сумму 100 тыс. руб. Через некоторое время при возведении 3-го этажа подрядчик составляет акт по ф. КС-2 на эту сумму без оплаты как выполненный за свой счет и якобы возмещает выявленный ревизором ущерб. Когда строительство объекта не завершено, то такой локальный «ущерб» может выявляться и «возмещаться» независимо от видов строительно-монтажных работ также при возведении 5 — 9 этажей дома, в том числе разными контролирующими органами.

В данном случае, бесспорно, имеются нарушения, поскольку подрядчику оплачены 100 тыс. руб. (или в бухгалтерском учете числится такая кредиторская задолженность, так как акты по ф. КС-2 подписаны) за работы, которые на момент проверки им не выполнены или выполнены с завышением сметной стоимости. По нашему мнению, оценить это как «ущерб» неправильно, так как подрядчик не превышает в целом договорную цену: если по проекту предусмотрен объем работ 100 ед. стоимостью 200 тыс. руб. (2 тыс. руб/ед.), то подрядчик сначала может выполнять 50 ед. стоимостью 140 тыс. руб. (2,8 тыс. руб/ед.), а затем 50 ед. на 60 тыс. руб. (1,2 тыс. руб/ед.). Поэтому в ходе строительства оплата 50 ед. объема стоимостью 2,8 тыс. руб. за единицу («ущерб» составит 40 тыс. руб.) — это еще не реальный ущерб для заказчика, а, скорее всего, дополнительное авансирование, потому что до окончания строительства подрядчик должен выполнить еще 50 ед. объемов работ.

Факт нанесения реального ущерба можно установить только по завершении строительства, когда известны окончательные объемы работ и их стоимость в целом. В нашем примере, если в конце строительства выполнены объемы 100 ед. стоимостью 200 тыс. руб., ущерба нет. Если оплачено 200 тыс. руб., а фактически выполнено 90 ед. вместо 100 ед., то реальный ущерб по окончании строительства составит 20 тыс. руб. Если выполнено 100 ед. и оплачено 250 тыс. руб., то реальный ущерб составит 50 тыс. руб.

Вместе с тем проведение итогового финансового контроля по окончании строительства объекта, а также капитального и текущего ремонтов никаким нормативным правовым документом не предусмотрено и не осуществляется, при том, что промежуточные контрольные обмеры в ходе строительства, как было показано, не дают желаемого результата по выявлению реального ущерба. Кроме того, при обнаружении у заказчика приписок, повлекших реальный ущерб, определить его соучастие в хищении бюджетных средств не представляется возможным, так как списание материальных и денежных ресурсов, включенных в акты по ф. КС-2, осуществляет непосредственно подрядчик, а ревизор не имеет полномочий на встречную проверку бухгалтерских документов у подрядчика.

Если выявленная у заказчика недостача в результате недобросовестных действий оценивается как хищение, то факт излишнего перечисления денежных средств подрядчику путем завышения объемов и стоимости работ нельзя считать хищением бюджетных средств. Имеется хищение или нет, можно установить только проверкой первичных бухгалтерских документов подрядчика. Здесь обычные методы ревизии государственного заказчика неэффективны, поскольку требуются не только знания технических регламентов и особенностей бухгалтерского учета подрядчика, но и наличие у ревизоров производственных навыков в строительстве. В ситуации, когда заказчик и подрядчик вступают в сговор, к проверке могут быть предъявлены документы, подтверждающие якобы правомочность совершения финансовой операции, которые на самом деле сфабрикованы.

Хищение путем прямого искажения бухгалтерских записей может привести к серьезным последствиям, вплоть до уголовной ответственности, поэтому у государственного заказчика такие нарушения встречаются редко. Безопаснее для заказчика использовать в таких целях подрядчика, без которого хищение в строительном производстве невозможно. Так, если согласно акту по ф. КС-2 заказчик перечислил подрядчику 1,0 млн руб., из которых на 100 тыс. руб. путем приписок завышена стоимость работ, то это еще не значит, что 100 тыс. руб. похищено. Имеющиеся в актах по ф. КС-2 приписки являются только косвенным признаком о хищении.

О факте хищения следует говорить, когда в подрядной организации на приписанные (завышенные) объемы работ стоимостью 100 тыс. руб. будет списано имущество (например, стройматериалы); кроме того, данное имущество при инвентаризации должно отсутствовать у материально ответственного лица. Если оно как излишки находится на территории подрядчика, то это еще не хищение, несмотря на то что списание производилось с приписками в актах по ф. КС-2. Хищением считается, если указанные стройматериалы вывезены с территории подрядчика (объекта), а заказчика можно привлечь к ответственности за соучастие в хищении, когда у него обнаружено (частично или полностью) незаконно списанное подрядчиком имущество. Выявить недобросовестные действия еще труднее в ситуации, когда излишне перечисленные заказчиком средства подрядчик присваивает через подставные фирмы.

Заметим, что причиной завышения объемов работ также может являться невнимательность заказчика и желание подрядчика покрыть свои убытки, связанные с несоблюдением производственных норм расхода стройматериалов, сверхнормативными потерями при их транспортировке и хранении, недостачей и т.п.

Для подрядчика приписки в актах по ф. КС-2 являются дополнительным доходом. В целях присвоения бюджетных средств путем приписок, в том числе для осуществления так называемого отката, подрядчик зачастую перечисляет полученные денежные средства подконтрольной им организации (субподрядчику или поставщику) по подложным документам якобы за выполненные работы или оказанные услуги с последующим обналичиванием денежных средств либо списывает ресурсы, равноценные приписанным объемам, и создает неучтенные материальные запасы, которые может использовать по своему усмотрению.

Отметим, что взыскать сумму приписки с подрядчика, когда заказчик подтвердил задолженность перед подрядчиком, весьма проблематично, в том числе в судебном порядке. Вместе с тем, если подписанный акт по ф. КС-2 с приписками не оплачен заказчиком, подрядчик может взыскать всю сумму по акту, поскольку за заказчиком по учету числится кредиторская задолженность. Поэтому действующий в настоящее время порядок взаиморасчетов не выгоден государственному заказчику, так как в большей степени защищены экономические интересы подрядчика.

Представляется, что для защиты имущественных интересов государственного заказчика целесообразно внести изменения в бюджетный учет в части порядка отражения расчетов с подрядчиком за выполненные работы. Так, до завершения строительства сумму, указанную в акте по ф. КС-2 после его подписания, у заказчика следует отражать как авансы выданные (в настоящее время учитывается как кредиторская задолженность), а у подрядчика — как авансы полученные (в настоящее время учитывается как дебиторская задолженность). При этом окончательный расчет с подрядчиком следует произвести только по завершении строительства и после итоговой проверки выполненных им работ.

Таким образом, подписанные акты по ф. КС-2 пока строительство не завершено для заказчика являются лишь основанием для перечисления дополнительного аванса, но не означают взятия на себя обязательств по погашению кредиторской задолженности перед подрядчиком, как это принято сейчас. Данные обязательства заказчик должен взять на себя только после производства всех работ по государственному контракту, когда авансовые платежи окажутся недостаточными. Если выяснится, что имеют место приписки, то подрядчик вернет часть полученного аванса, потому что по учету у него будет числиться непогашенный аванс заказчика и при судебных разбирательствах решение будет в пользу заказчика.

При таком порядке взаиморасчетов по договору подряда у контролирующих органов также не будет оснований говорить об ущербе, когда строительство не завершено, так как по учету у государственного заказчика будет числиться не кредиторская задолженность, а сумма авансовых платежей подрядчику, и речь может идти только о необоснованном дополнительном авансировании.

Возникает вопрос, не ущемляет ли предложенная схема взаиморасчетов интересы подрядчика, ведь гражданским законодательством субъектам строительной деятельности предоставлены равные права. Ответ должен быть отрицательным, поскольку для подрядчика как коммерческой организации важна исключительно прибыль, которую он гарантированно получит только при качественном и добросовестном исполнении работ в конце строительства. А обязательства заказчика выплатить аванс после подписания акта по ф. КС-2 (с учетом штрафных санкций при задержке платежей) можно указать в договоре подряда.

По нашему мнению, недобросовестные действия порождаются главным образом несовершенством законодательства, чем желанием должностных лиц нарушить закон. Наиболее эффективным способом решения вопроса представляется усовершенствование нормативной правовой базы, на основе которой осуществляется финансовый контроль. При этом необходимо координировать работы с органами, выполняющими государственный строительный надзор. При государственном финансовом контроле и строительном надзоре нормативными правовыми документами предусмотрены, с одной стороны, целевое и рациональное использование бюджетных средств, с другой — соблюдение технических регламентов. Вопросы финансового и экономического характера при проведении строительного надзора не рассматриваются.

Согласно Положению об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденному Постановлением N 54, кроме промежуточных проверок предусмотрено обязательное проведение итоговой проверки по завершении строительства объекта. Однако такой итоговый финансовый контроль не закреплен соответствующим нормативным правовым актом.

Уполномоченными государственными органами финансовый контроль и строительный надзор осуществляются автономно, без какого-либо согласования, несмотря на наглядную взаимосвязь между рациональным расходованием средств и соблюдением при строительстве объекта технических регламентов. Так, несоблюдение строительных норм и правил (невыполнение подрядчиком предусмотренных проектом технологических операций или некачественное их выполнение) влечет за собой ущерб для заказчика. Поэтому целесообразно провести совместную комплексную проверку государственного заказчика-застройщика (до назначения государственной приемочной комиссии) органами, осуществляющими финансовый контроль и строительный надзор, а окончательный расчет с генподрядчиком произвести после такой проверки на основании заключения об отсутствии как финансовых нарушений, так и технических регламентов. Что касается текущего ремонта, то у заказчика основанием для списания аванса должен являться комиссионный акт, составленный с участием представителей эксплуатационных служб заказчика после итоговой проверки ремонтно-строительных работ по государственному контракту.

Изменение порядка бюджетного учета расчетов за выполненные строительные и ремонтные работы по договору подряда позволит беспрепятственно в рамках действующего законодательства взыскать с недобросовестных подрядчиков ущерб, нанесенный государственному заказчику при исполнении государственного контракта, в который следует также включить условие о выплате подрядчиком штрафных санкций, сопоставимых с суммой приписки.

Проведение совместного финансового контроля и строительного надзора, а также внесение изменений в бюджетный учет позволят удерживать заказчика и подрядчика от недобросовестных действий. Подрядчик, зная, что ему придется возмещать ущерб не формальным составлением актов по ф. КС-2 (как этот делается сейчас в ходе строительства), а за счет собственных средств по завершении строительства и с учетом штрафных санкций, не пойдет на сговор с заказчиком. В цивилизованных условиях честной конкуренции подрядчику невыгодно совершать совместно с заказчиком недобросовестные действия, тем более что здесь больше рискует подрядчик, а не заказчик, поскольку незаконно присвоенные финансовые и материальные средства списываются именно подрядчиком.

С учетом изложенного представляется целесообразным предпринять следующие шаги.

  1. Разработать и утвердить нормативным правовым актом порядок совместной проверки завершенных строительством объектов органами, уполномоченными проводить финансовый контроль и строительный надзор. Планы таких комплексных проверок, осуществляемых до ввода объекта в эксплуатацию, следует координировать с планом ввода в эксплуатацию строящихся объектов, финансируемых по государственным инвестиционным программам.
  2. Установить для органов, осуществляющих финансовый контроль, единую методику проведения контрольных обмеров выполненных СРР.
  3. Внести изменения в бюджетный учет расчетов по договору строительного подряда, на основании чего выявленный ущерб может быть взыскан с подрядчика.

Реализация указанных шагов обеспечит защиту имущественных интересов подрядчика и государственного заказчика, а также снизит потери бюджетных средств.

Г.Г.Паронян

К. т. н.

Контрольно-ревизионное управление

МВД России

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Финансовый менеджмент в малом бизнесе кратко
  • Финансовый план бизнес плана курсовая работа
  • Финансы страховой компании относятся к звену
  • Фининвест группа компаний отзывы сотрудников
  • Фирменный магазин лепсе в кирове часы работы